Осуществление правосудия арбитражными судами. Теория всего



Между тем в соответствии с порядком судопроизводства в арбитражных судах, установленным законом (подпункт 3 пункта 1 статьи 10 , пункт 2 статьи 33.3 , пункт 3 статьи 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", глава 37 АПК Российской Федерации) вступившие в законную силу судебные акты пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судами, которыми они приняты. Такой пересмотр не предполагает предварительного обращения с заявлением о проверке соответствующего акта в порядке судебного надзора в Высший Арбитражный Суд. При проверке наличия или отсутствия вновь открывшихся обстоятельств и квалификации их в качестве таковых как основания для пересмотра судебного акта и возобновления по делу судебного разбирательства уполномоченные на такой пересмотр суды, как и во всех других случаях осуществления правосудия, действуют самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и федеральному закону (часть 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации", Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).


Полный текст ст. 5 АПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 5 АПК РФ.

1. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

2.1. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям арбитражных судов по делам, находящимся в их производстве, либо председателю арбитражного суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам.

3. Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Комментарий к статье 5 АПК РФ

Комментарий к ч.1 и 2

1. В Конституции РФ закреплено: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом" (ст. 120 Конституции РФ).

2. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч.1 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

3. Одной из основных гарантий обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия является закрепленный Конституцией РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

________________

4. Необходимо строго соблюдать требования установленного Конституцией и законами РФ демократического принципа судопроизводства - независимости судей (арбитражных заседателей) и подчинения их только закону. Несоблюдение этого принципа является нарушением процессуального права, влекущим отмену судебного решения.

________________
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О соблюдении законодательства, регламентирующего участие народных заседателей в осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 года N 1 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - 1997. С.293.

5. Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (ч.2 ст. 10) установлено, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

________________
См.: О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты государственной пошлины в арбитражных судах: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 1997 года N С5-7/ОУ- 805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 года N ВК-6-08/835 // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 1998. N 1.

6. Закрепленный в к.с. принцип обязывает суды пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности таких должностных лиц.

________________
По аналогии с толкованием гражданско-процессуального института. См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года N 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - 1997. С.282.

7. Председатель арбитражного суда в случаях установления фактов нарушения принципа независимости и неприкосновенности судей, угроз физического воздействия на них и членов их семей, посягательства на их имущество принимает меры, предусмотренные Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", незамедлительно информирует соответствующие органы, а также Верховный Суд РФ об этих обстоятельствах.

________________
См.: Собр.законодательства РФ. - 1995. - N 17. - Ст.1455.

См.: Об утверждении регламента арбитражных судов: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 года N 7 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1996. N 11.

8. Между тем есть учреждения, которые осуществляют проверку некоторых, не затрагивающих существа принимаемых арбитражными судами решений видов деятельности. Так, на налоговые органы возложен контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов, а значит и государственной пошлины, которой оплачиваются подаваемые в арбитражные суды исковые заявления и жалобы.

9. Государственные налоговые инспекции республик в составе Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу в арбитражных судах проверяют правильность исчисления размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам. Данные проверки не должны рассматриваться как вмешательство в судебную деятельность. Однако и в этом случае изучение должностными лицами налоговых органов необходимых документов не должно создавать каких-либо помех в осуществлении судами правосудия.

________________
По аналогии с толкованием ранее действовавших арбитражно-процессуальных норм. См.: О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты государственной пошлины в арбитражных судах: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 1997 года N С5-7/ОУ- 805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 года N ВК-6-08/835 // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 1998. N 1.

10. Несмотря на то, что арбитражные заседатели разрешают дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них, в целях формирования у арбитражных заседателей юридического правосознания, повышения их активности в рассмотрении судебных дел и ответственности за выполнение своего гражданского долга впервые избранным арбитражным заседателям необходимо разъяснить цели и задачи правосудия, его демократические принципы, специфику исполнения заседателями своих обязанностей, требования, предъявляемых к арбитражным заседателям. Иначе затруднительно обеспечить разрешение дела на основе закона.

Комментарий к ч.2.1

11. Согласно ч.1 ст. 10 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" "под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства".

12. Соответственно законодатель внепроцессуальные обращения делит на два вида:
- обращения "участников судебного разбирательства";
- обращения лиц, "не являющихся участниками судебного разбирательства".

Причем применительно к арбитражному процессу под "участниками судебного разбирательства" подразумеваются не только те лица, которые реализовали какое-либо свое арбитражное процессуальное право в конкретном одном или в нескольких судебных заседаниях. Полагаем не может быть отнесено к категории внепроцессуальных обращение и всех других лиц, наделенных арбитражным процессуальным законом Российской Федерации хотя бы одним правом по данному конкретному делу. Иначе говоря, с одной стороны, это не только лица, участвующие в деле, но и иные участники арбитражного процесса. С другой, это не только собственно "участники", то ест лица до обращения к судье арбитражного суда, председателю арбитражного суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии, реализовавшие какое-либо предусмотренное АПК РФ право, но и те лица, первым случаем реализации своего арбитражного процессуального права и является собственно данное обращение.

13. Все поступившие от указанных субъектов (участников) арбитражного процесса предусмотренные арбитражным процессуальным законом Российской Федерации обращения являются процессуальными. Зачастую они процессуальные и тогда, когда при составлении обращения нарушены требования процессуальной формы. К примеру, если судья арбитражного суда при рассмотрении вопроса о принятии к производству заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок установит, что заявление подано с нарушением требований, установленных ст. 222.3 АПК РФ, он не относит данное обращение к числу внепроцессуальных. Получивший такое процессуальное обращение судья арбитражного суда обязан вынести определение об оставлении заявления без движения. В последнем указать основание для оставления заявления о присуждении компенсации, указанной в ч.1 ст. 222.5 АПК РФ, без движения и разумный срок, в течение которого должны быть устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения (ч.1 и 2 ст. 222.5 АПК РФ).

14. Обращением "в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства", соответственно, будет прежде всего то обращение к судье арбитражного суда, председателю арбитражного суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии, право на которое у данного конкретного участника арбитражного процесса отсутствует. К внепроцессуальным мы также бы рекомендовали относить и те обращения субъектов (участников) арбитражного судопроизводства, право на которые у них имеется, однако законом не предусмотрено обязанности арбитражного суда (судьи арбитражного суда, председателя арбитражного суда, его заместителя, председателя судебного состава или председателя судебной коллегии) реагировать принятием какого-либо процессуального решения либо осуществлением процессуального действия на факт направления в суд без соблюдения процессуальной формы такого обращения.

15. Несколько иной подход законодателя к определению круга внепроцессуальных обращений органов, организаций и лиц, не наделенных по данному конкретному делу арбитражными процессуальными правами. Это только обращения, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. В этом случае законодатель ничего не пишет о процессуальной форме. Но и таковая может быть урегулирована не только АПК РФ. Если, к примеру, постановление следователя о производстве выемки оформлено с нарушение уголовно-процессуальной формы, данное обращение в суд также следует относить к числу внепроцессуальных. С другой стороны, когда к содержанию (форме) предусмотренного другим процессуальным (иным) законом обращения законодатель не предъявляет специальных требований, оно не является внепроцессуальным. К примеру, согласно п.4 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" уполномоченные должностные лица полиции для выполнения возложенных на полицию обязанностей вправе в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать по мотивированному запросу от должностных лиц сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию. Мотивированное обращение такого сотрудника полиции, к примеру к судье арбитражного суда предусмотрено законодательством Российской Федерации. Соответственно оно не является внепроцессуальным. Если же такой запрос не мотивирован, то в соответствии с закрепленным в ч.4 ст. 13 Федерального закона "О полиции" правилом он не является обязательным для судьи арбитражного суда (председателя арбитражного суда, его заместителя и т.п.). В этом случае, полагаем, имеет место внепроцессуальное обращение, так как п.4 ч.1 ст. 13 Федерального закона "О полиции" предусмотрен лишь мотивированный, а не любого рода запрос. Иначе говоря, немотивированный запрос полиции не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

16. Все же не предусмотренные законодательством Российской Федерации запросы (заявления, требования и т.п.) - это внесудебные обращения. Они (как и другие внесудебные обращения, о которых упоминалось выше) должны быть доведены до сведения участников судебного разбирательства по данному делу путем размещения данной информации на официальном сайте данного конкретного арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Ни те, ни другие не являлись и не являются основанием для проведения каких-либо процессуальных действий или принятия в связи с их получением процессуального решения.

Комментарий к ч.3

17. Независимость судей и подчинение их только закону - это не лозунг, это положение, обеспеченное существованием определенных, закрепленных в ст. ст. 9-16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" гарантий того, что этот процессуальный принцип возможно реализовать. Таковыми являются следующие:
- требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назначения;
- присяга судей;
- предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;
- запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
- право судьи на отставку;
- неприкосновенность судьи;
- система органов судейского сообщества;
- предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

18. Обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

19. Право судьи на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

20. Требования к судье, кандидату в судьи и порядок назначения кандидата на должность судьи закреплены в ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (см. комментарий ст. 1 АПК РФ).

21. По общему правилу полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком. Судья арбитражного суда назначается на должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Законом установлен пределы нахождения судьи на определенной должности, но не ограничение его полномочий, как судьи. Так, согласно ч.ч.2, 3 и 7 ст. 6.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" все председатели и заместители председателей арбитражных судов назначаются на должность сроком на шесть лет.

22. Законом строго определен перечень оснований приостановления и прекращения полномочий судьи.

23. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
а) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
б) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
в) участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

24. Прекращаются полномочия судьи по следующим основаниям:
а) письменное заявление судьи об отставке;
б) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
в) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
г) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
д) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
е) нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
ж) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
з) избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;
и) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
к) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
л) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
м) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;
н) совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

25. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

26. Неприкосновенность судьи гарантируется следующими правовыми положениями.

А. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных решения или иного судебного акта.

Б. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, а также об изменении в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, принимается в отношении судьи любого арбитражного суда - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
В. Решение по вопросу о привлечении судьи арбитражного суда к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Г. Подлежит немедленному освобождению судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности.

Д. Не допускается личный досмотр судьи, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Е. Решение о заключении судьи арбитражного суда под стражу может принять только судебная коллегия в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ.

Ж. Только на основании решения, принятого судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ, допускается осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

27. См. также комментарий ст. 1 АПК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 5 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 5 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. При осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность.

2. Гарантии независимости судей арбитражного суда устанавливаются федеральным законом.

N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

Статья 6. Равенство перед законом и судом

Правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 7. Состязательность и равноправие сторон

Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Статья 8. Язык судопроизводства

1. Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке.

2. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в арбитражном суде на родном языке.

Статья 9. Гласность разбирательства дел

1. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое.

Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, установленных федеральным законом.

О разбирательстве дела в закрытом заседании выносится определение.

2. Разбирательство дел в закрытом заседании ведется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражном суде.

Статья 10. Непосредственность судебного разбирательства

Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.

Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении споров

1. Арбитражный суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

2. Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

4. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов.

5. Арбитражный суд в соответствии с законом или международным договором Российской Федерации применяет нормы права других государств.

Статья 12. Применение иностранного права

1. В случае применения иностранного права арбитражный суд устанавливает существование и содержание его норм в соответствии с их толкованием и практикой применения в соответствующем иностранном государстве.

2. В целях установления существования и содержания норм иностранного права арбитражный суд может в установленном порядке обратиться за содействием и разъяснениями в компетентные органы и организации в Российской Федерации и за границей либо привлечь специалистов.

3. Если существование или содержание норм иностранного права, несмотря на принятые меры, не установлено, то арбитражный суд применяет соответствующие нормы права Российской Федерации.

Статья 13. Обязательность судебных актов

1. Арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, определения, постановления.

2. Вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

3. Неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Глава 2. Состав арбитражного суда

Статья 14. Состав арбитражного суда

1. В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично.

Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.

По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.

2. Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются арбитражным судом коллегиально.

3. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.

4. Все судьи при рассмотрении дел пользуются равными правами.

5. В случае, когда настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично разрешать дела и отдельные вопросы, он действует от имени арбитражного суда.

Статья 15. Порядок разрешения вопросов арбитражным судом

1. Вопросы, возникающие при рассмотрении дела арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним.

2. Судья, не согласный с решением большинства обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением не знакомят.

Статья 16. Отвод судьи

1. Судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу:

1) если он является родственником лиц, участвующих в деле, или их представителей;

2) если он при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве эксперта, переводчика, прокурора, представителя или свидетеля;

3) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

2. В состав арбитражного суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.

Статья 17. Отвод эксперта и переводчика

1. Эксперт и переводчик не могут участвовать в рассмотрении дела и подлежат отводу по основаниям, указанным в статье 16 настоящего Кодекса.

Кроме того, основаниями для отвода эксперта являются:

1) его служебная или иная зависимость в момент разбирательства дела или в прошлом от лиц, участвующих в деле, или их представителей;

2) производство им ревизии, материалы которой послужили основанием или поводом для обращения в арбитражный суд либо используются при рассмотрении дела.

2. Участие эксперта или переводчика в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве соответственно эксперта или переводчика не является основанием для их отвода.

Статья 18. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела

1. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде другой инстанции.

2. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в какой-либо инстанции, не может участвовать в повторном рассмотрении этого дела в той же инстанции, кроме случаев рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 19. Заявление о самоотводе и об отводе

1. При наличии обстоятельств, указанных в статьях 16 и 17 настоящего Кодекса, судья, эксперт, переводчик обязаны заявить самоотвод.

По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле.

2. Самоотвод и отвод должны быть мотивированы и заявлены до начала рассмотрения дела по существу. В ходе рассмотрения дела заявление о самоотводе и об отводе допускается лишь в случаях, когда основание самоотвода и отвода стало известно арбитражному суду или лицу, заявляющему самоотвод или отвод, после начала рассмотрения дела.

Статья 20. Порядок разрешения заявленного отвода

1. В случае заявления отвода арбитражный суд должен выслушать мнение лиц, участвующих в деле, а также заслушать лицо, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения.

2. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателем арбитражного суда или председателем судебной коллегии.

3. Вопрос об отводе судьи при коллегиальном рассмотрении дела разрешается составом арбитражного суда в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья считается отведенным.

Вопрос об отводе, заявленном нескольким судьям или всему составу суда, рассматривающего дело, разрешается председателем арбитражного суда или председателем судебной коллегии.

4. Вопрос об отводе эксперта и переводчика разрешается составом арбитражного суда, рассматривающим дело.

5. По результатам рассмотрения вопроса об отводе выносится определение.

Статья 21. Последствия удовлетворения заявления об отводе

1. В случае отвода судьи, или нескольких судей, или всего состава арбитражного суда дело рассматривается в том же суде, но в ином составе.

2. Если в результате удовлетворения отводов невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения данного дела в том же арбитражном суде, дело должно быть передано в другой арбитражный суд того же уровня.

Глава 3. Подведомственность и подсудность

Статья 22. Подведомственность дел


Направленное из одного арбитражного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, которому оно направлено. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются. V. Стадии арбитражного процесса 1. Первая стадия - возбуждение производства по делу Деятельность арбитражного суда по рассмотрению и разрешению подведомственных ему споров осуществляется в...

И справедливости принимаемых судами решений. На основании всего выше изложенного, закономерно следует, что в центре исследования данной работы будет процесс конституционного регулирования судебной власти в Российской Федерации. Актуальность темы исследования определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в...

Споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; · судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий. В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель...

Нарушение нормативных предписаний в области доказывания неизбежно вызывает неблагоприятные последствия для всех субъектов; 5) подчиненность доказывания принципам арбитражного процесса. Доказывание - гибкий правовой институт, содержание которого зависит от принципов судопроизводства. В классическом следственном гражданском процессе царил принцип письменного процесса, не было представительства, ...

Термин "принцип" в переводе с латинского языка означает "основа", "первоначало".

Принципы арбитражного процессуального права - закрепленные в нормах права основополагающие правовые идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование арбитражного процесса.

Арбитражный процесс имеет тенденцию сближения его процессуальной формы с гражданским процессом, поэтому состав принципов арбитражного и гражданского процессов в основном аналогичен, однако их проявление в арбитражном процессе имеет свою специфику.

По объекту правового регулирования принципы делятся на две группы: 1) организационно- функциональные, определяющие устройство судов и процесс одновременно; 2) функциональные (судопроизводственные), определяющие процессуальную деятельность. Особое место занимает принцип законности.

Принцип законности в арбитражном процессе.

Принцип законности, являющийся общеправовым (межотраслевым), характерным для любой отрасли права, в арбитражном процессе имеет свою специфику.

Законность в деятельности арбитражных судов означает соответствие судебных актов арбитражных судов, процессуальных действий судов, участников процесса нормам материального и процессуального права, т.е. закону.

Принцип законности провозглашен в качестве основного принципа деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 6 АПК РФ).

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ).

Организационно-функциональные принципы арбитражного процесса

Принцип осуществления правосудия только судом.

Правосудие – специальный вид государственной деятельности по защите права, осуществляемый только судами. Деятельность по защите прав третейскими судами в претензионном порядке и иными способами самозащиты, а также в административном порядке не является правосудием.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 1 ФКЗ "О судебной системе РФ").

Конституция РФ предусматривают реализацию судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Арбитражное судопроизводство в Конституции РФ не упоминается. Однако арбитражные суды являются специализированными по рассмотрению и разрешению экономических споров, применяют то же материальное право, что и суды общей юрисдикции, таким образом, правосудие в арбитражных судах осуществляется в форме гражданского судопроизводства в широком понимании.

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Принцип независимости судей.

При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом (ст. 5 АПК РФ). В законодательстве установлены политические, экономические и юридические гарантии независимости судей.

Гарантией независимости судей является также порядок их назначения на должность.

Существуют два способа назначения судей арбитражных судов на должность: Советом Федерации Федерального Собрания РФ и Президентом РФ. Председатель, его заместители и другие судьи ВАС РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ; судьи других арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Полномочия судей арбитражных судов не ограничены каким-либо сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Независимость судей гарантируется неприкосновенностью судьи (ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации").

Принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел.

Дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено законом (ст. 17 АПК РФ).

Обязательный коллегиальный состав предусмотрен при рассмотрении в суде первой инстанции дел, относящихся к подсудности ВАС РФ; об оспаривании нормативных правовых актов; о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом; дел, направленных в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение. Все дела апелляционной, кассационной и надзорной инстанций рассматриваются только коллегиальным составом суда.

Вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с мнением большинства, обязан подписать судебный акт и вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к делу, но не оглашается.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено АПК РФ. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

В настоящее время в арбитражных судах предусмотрено участие арбитражных заседателей. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Дела особого производства, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, а также дела, для которых предусмотрен обязательный коллегиальный состав (ч. 2 ст. 17 АПК РФ), не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям, их участие в арбитражном процессе регламентируются ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ".

Принцип равенства всех перед законом и судом.

Правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства граждан и организаций перед законом и судом (ст. 7 АПК РФ).

Граждане равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Организации равны перед законом и судом независимо от организационно - правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Принцип государственного языка судопроизводства.

Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации (ст. 12 АПК РФ). Лицам, участвующим в деле и не владеющим русским языком, обеспечивается право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном языке или свободно выбранном языке общения и пользоваться услугами переводчика.

Нарушение правил о языке судопроизводства является безусловным основанием для отмены судебного акта вышестоящим судом (ст.ст. 270, 288 АПК РФ).

Принцип гласности судебного разбирательства.

Разбирательство дел в арбитражных судах открытое (ст. 11 АПК РФ).

Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. В интересах соблюдения законности в АПК РФ предусмотрено, что разбирательство дела в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражных судах.

Важной гарантией гласности судебного разбирательства является предоставленная законом возможность лицам, присутствующим в открытом судебном заседании, делать заметки по ходу судебного заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускается с разрешения судьи - председательствующего в судебном заседании.

Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

Функциональные принципы арбитражного процесса

Принцип диспозитивности.

Принцип диспозитивности означает закрепленную в законе возможность участвующих в деле лиц и прежде всего сторон распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Принцип диспозитивности определяет движение процесса по делу, переход его из одной стадии в другую.

Нормы права, раскрывающие действие этого принципа, направлены на регулирование возбуждения дела, его рассмотрения и окончания, включая исполнение решения арбитражного суда, в зависимости от воли сторон (ст.ст. 4, 36, 37, 41, 49 АПК РФ и др.).

Свобода распоряжения материальными и процессуальными правами в соответствии с принципом диспозитивности означает право истца предъявить или не предъявить иск, изменить основание или предмет иска, изменить размер исковых требований, отказаться от иска; право ответчика признать иск, предъявить встречный иск; возможность сторон заключить мировое соглашение, обжаловать судебные акты, предъявить исполнительный лист к исполнению и т.д.

Свобода распорядительных действий сторон имеет некоторые ограничения: отдельные диспозитивные действия находятся под контролем арбитражного суда. Так, арбитражный суд не принимает отказ от иска, уменьшение размера исковых требований, признание иска, не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (ч. 5 ст. 49, ч. 6 ст. 141 АПК РФ).

Принцип состязательности.

Принцип состязательности означает возможность и обязанность по доказыванию оснований заявленных требований и возражений, по отстаиванию своей правовой позиции, представлению доказательств и получению обоснованного и справедливого решения в зависимости от результатов доказывания.

Принцип состязательности имеет два аспекта проявления: возможность доказывания заявленных требований и возражений и состязательную форму арбитражного процесса.

В АПК РФ установлено, что каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства.

Состязательная форма арбитражного процесса проявляется в определенной очередности выступлений лиц, участвующих в деле, в порядке исследования доказательств и в последовательности разрешения судом заявленных ходатайств.

При реализации принципа состязательности в арбитражном процессе активная роль отводится арбитражному суду по руководству процессом в интересах обеспечения законности (ст. 9 АПК РФ).

Принцип процессуального равноправия сторон.

Сущность данного принципа выражается в установленных законом равных возможностях сторон и гарантированных правах на защиту своих интересов.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных процессуальным законодательством.

Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон (ст. 8 АПК РФ).

Принцип сочетания устности и письменности.

В арбитражном процессе сочетаются два начала: устности и письменности. Роль письменности в арбитражном процессе более высокая, чем в гражданском процессе, поскольку арбитражный суд, как правило, разрешает дела между предпринимателями, в деятельности которых преобладают письменные документы и сделки.

Исковые заявления (заявления), апелляционные и кассационные жалобы, заявления о пересмотре дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам подаются в арбитражный суд в письменной форме с обязательным приложением письменных доказательств и документов. Только в письменной форме выносится решение арбитражного суда, оформляется протокол судебного заседания.

В арбитражном процессуальном законодательстве в то же время закреплены нормы о совершении некоторых процессуальных действий в устной форме. Так, заседание арбитражного суда ведется в устной форме. Объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов заслушиваются устно. Вопросы участникам процесса задаются в устной форме. Устная форма процесса повышает эффективность состязания сторон.

Некоторые процессуальные действия могут совершаться как в устной, так и в письменной форме. Например, ходатайства и возражения против иска, вопросы эксперту и т.д. могут быть заявлены как в устной, так и в письменной форме.

Принцип непосредственности.

Этот принцип определяет способы и методы восприятия арбитражным судом доказательств по делу. В силу данного принципа арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу и основать свое решение исключительно на доказательствах, проверенных и исследованных в арбитражном заседании (ст. 10 АПК РФ). Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта.

Исследование доказательств с соблюдением всех требований принципа непосредственности является весьма эффективным способом достижения истины по делу.

1. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.


2. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.


2.1. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям арбитражных судов по делам, находящимся в их производстве, либо председателю арбитражного суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам.


3. Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.




Комментарии к ст. 5 АПК РФ


1. Независимость судей является важнейшим конституционным принципом российского правосудия (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). В судопроизводстве по делам, отнесенным к компетенции арбитражных судов, она служит гарантией объективности и беспристрастности суда при выполнении им обязанностей по созданию в состязательном процессе необходимых условий для установления действительных обстоятельств дела, по вынесению законного и обоснованного решения.

Принцип независимости судей тесно связан с разделением государственной власти в РФ на законодательную, исполнительную и судебную, с самостоятельностью судов при осуществлении судебной власти (ст. 10 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации"). Однако самостоятельности всех ветвей государственной власти не противоречит необходимость их согласованного функционирования и взаимодействия, в частности, при обеспечении прав и свобод человека и гражданина, как это предусмотрено в ст. ст. 2 и 18 Конституции РФ. При осуществлении правосудия судьи не могут полагаться лишь на свое усмотрение, а должны действовать в соответствии с выявленной ими волей законодателя, которая находит выражение в законах и подзаконных нормативных актах.

Таким образом, в содержание принципа независимости судей входит осуществление судами правосудия независимо от чьей бы то ни было воли, но с подчинением их требованиям норм процессуального и материального права.

2. Правосудие по гражданским делам должно осуществляться судами в строгом соответствии с процедурой, установленной Конституцией РФ и федеральными законами (см. комментарий к ст. 3 АПК). Однако при разрешении дел суды кроме Конституции РФ и федеральных законов обязаны применять законы субъектов РФ, а также нормативные акты федеральных и региональных органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления. Что касается сформулированного в конституционных нормах и ч. 1 ст. 5 АПК положения о подчинении судей при осуществлении правосудия только Конституции РФ и федеральному закону, то его следует рассматривать в контексте иерархии норм в системе законодательных актов (см. комментарий к ст. 13 АПК).

3. Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону вплоть до привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (ст. ст. 294 - 298 УК).

Раскрывая содержание положения о недопустимости вмешательства в судебную деятельность, ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" формулирует правило о том, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Знакомиться с материалами дела могут участвующие в деле лица и их представители (ст. ст. 41, 62 АПК). В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" с гражданским делом, решение по которому вступило в законную силу, вправе знакомиться Уполномоченный по правам человека. Под гражданским делом в данном случае следует понимать дело, рассмотренное арбитражным судом в порядке гражданского и административного судопроизводства (см. комментарий к ст. 1 АПК).

4. Часть наиболее важных гарантий независимости судей непосредственно закреплена в Конституции РФ. К ним относятся: несменяемость судей, включающая положение о возможности прекращения или приостановления их полномочий не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121); неприкосновенность судей, включающая положение о невозможности привлечения судьи к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122); финансирование судов только из федерального бюджета и на условиях обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124).

Более полно содержание понятий несменяемости и неприкосновенности судьи раскрывается в ст. ст. 12 и 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Кроме того, в ст. 9 названного Закона дополнительно к конституционно закрепленным гарантиям указывается, что независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; правом судьи на отставку, системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.



Просмотров