Обязанность лица претерпевать определенные неблагоприятные последствия. Претерпевать лишения


Г^П Вспомните основные признаки официально-делового LLJ стиля: а) назначение; б) в какой обстановке используется; в) виды и жанры; г) особенности лексики; д) другие особенности (характер формулировок, требования 1С оформлению и т. д.).

Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.
Основные стилевые черты: а) точность, не допускающая иною толкования; б) неличный характер; в) стандартизован- ность, стереотипность построения текста; г) долженствующе- предписывакнций характер.
Остановимся па каждой из этих особенностей.
Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи - ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов.
Неличный характер деловой речи выражается в том, что в пей отсутствуют формы глаголов 1-го и 2-го лица и личные местоимения 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределенно-личном значении. Кроме того, часто употребляются собирательные существительные: выборы, граждане, войско, оружие.
Стандартизованность этого стиля речи характеризуется обилием устойчивых оборотов деловой речи: по истечении срока, вступать в законную силу, в установленном порядке, обжалованию не подлежит и т. д.
Предписывающий характер деловых документов побуж-дает к использованию неопределенной формы глагола, иногда цепочек глаголов - взаимосвязанных инфинитивов. Для усиления категоричности используются стилистически окрашенные наречные слова: необходимо решительно устранять, обязан беспрекословно выполнять. Например: Предприниматель обязан: выполнять обязательства, вытекающие из законодательства... заключать... трудовые договоры... полиостью рассчитываться со всеми работниками... осу-ществлять социальное... и иные виды страхования... вы-полнять решения... (Закон РФ «О предприятиях и пред-принимательской деятельности».)
Общие признаки официально-делового стиля речи: в лексике: широкое употребление стандартных оборо тов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера;
в морфологии: употребление глаголов несовершенно го вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах протоколах собраний, распоряжениях, актах); кратких прилагательных; большого количества отыменных предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что); отглагольных существительных в форме родительного падежа; су ществительных мужского рода для обозначения лиц жене ко го пола по их профессии (лаборант Петрова, студент Ива нова);
в синтаксисе: осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены).
В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание. Однако в некоторых (например, протокол, отчет, договор) наблюдается и повествовательная манера изложения.
Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них.мы не найдем изобразительных средств языка.
457. Отметьте признаки официально-делового стиля в приведенных статьях Конституции Российской Федерации. Выпишите из них слова и словосочетания, характерные для данного стиля. Про анализируйте строение предложений, форму выражения сказуемых во всех случаях и сделайте вывод.
Глава І. ОСНОВІ)! КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
С т а т ь я 1.
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека п гражданина - обязанность государства.
Статья 3.
Носителем суверенитета и единственным источником пласти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
1. Разберите по составу выделенные слова. ^LJ 2. Выпишите и объясните (письменно) значение заимствованных слов.
."5. Подберите гнезда однокоренных слов к словам: а) право; б) свобода: в) человек.

4. Запишите первые три статьи Конституции РФ как самодиктант.
В производственной, научной сфере нередко используется такой документ, как характеристика учебной или профессиональной деятельности.
458. Составьте характеристику одного из учащихся вашего класса (например, в приемную комиссию того учебного заведения, куда он намерен поступать после окончания школы, или директору предприятия, учреждения, организации, если этот учащийся собирается поступать на работу). Не путайте характеристику с сочинением о друге.
Предлагаем примерный план, которым можно воспользоваться.
Общие данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения).
Сведения об учебе (аргументированные).
Интересы, увлечения, способности.
Взаимоотношения в коллективе, с товарищами.
Вывод, пожелания.
Указание на цель составления характеристики.
Характеристика всегда подписывается руководителем организации (предприятия), где характеризуемый учится иди работает, заверяется печатью, и указывается дата.
При написании этого делового документа старайтесь использовать лексику официально-делового стиля речи.
В настоящее время в официально-деловой сфере общения появляется много новых слов. Составьте по 2-3 словосочетания со следующими словами:
Мэр, мэрия, департамент, коммерсант, менеджер, брокер, акция, дивиденд, спонсор, меценат.
Из газет, радио- и телепередач подберите еще 10-12 слои, отражающих новые явления в официально-деловой сфере; зашипи те их и дайте краткое толкование, используя словари.
Распределите приведенные ниже слова, словосочетания и выражения по группам: а) имеющие официально-деловую окра тленность; б) входящие в лексику всех книжных стилей, В ТОМ ЧТИЛО и официально-делового; в) не употребляющиеся в официально деловом стиле.
I. Иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусловить, один-одинешенек, констатировать, терем, заводище, истец, командировочное удостоверение, заявка на участие, распорядок дня, в окрестностях города, принять к сведению, меланхоличный, делопроизводство.
И. Торжественное открытие, короткая память, мешанина, сойти с рук (фраз.), новое назначение, регистрация брака, освидетельствование, лабораторные испытания, текущи й (в значении «нынешний»), юнец, тезка, безотлагательно, су-дить да рядить, уведомление, нижеследующий акт. необхо- д и м о о с у щ е с т в л ять.
III. Рекламация, неустойка, кассационная жалоба, аукаться, чарующий, ходатайство, в плановом порядке, добрый молодец, кумир толпы, попридержать язык", отгрузка товара, подсчитать свои возможности, избушка, вперегонки, имену-емый, морфема, ингаляция, фрезер, поставить в известность.
Задания но языку рынка.
а) Запишите толкование слов (см. ниже).
1) Брокер. 2) Валюта. 3) Ваучер. 4) Дебитор. 5) День ги. 6) Контракт. 7) Кредитор. 8) Прибыль. 9) Продюсер. 10) Товарооборот.
Толкования слов (для выбора).
1) Владелец кинофирмы. 2) Процесс обращения продуктов труда. 3) Сумма, на которую доход превышает затра ты. 4) Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквива-
іепта. 5) Приватизационный чек. 6) Должник. 7) Договор, "¦оглашение со взаимными обязательствами сторон. 8) Биржевой специалист. 9) Денежная единица той или иной страны. 10) Заимодавец.
б) По данному определению найдите соответствующий термин.
1) Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств. 2) Лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счет. 3) Отрезной галон цепной бумаги. 4) Поручитель, гарант, финансирующее лицо или организация. 5) Соотношение между денежными единицами различных стран. 6) Нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах. 7) Торговая сделка па основе натурального обмена. 8) Погашение облигаций государственных займов. 9) Документ, удостоверяющий нрава держателя акций.
Слова-термины: бартер, концессионер, купон, маклер, номинал, паритет (валютный), сертификат, спонсор, тираж.
в) Дайте толкование слов.
Актив, артикул, вексель, гарантия, демпинг, дилер, квота, маркетинг, негоция, реквизиты, рента, рэкет, рэкетир, ссуда, супермаркет, таможня, тариф, фирма, цент.
rfl В повседневной жизни приходится нередко писать заявления, автобиографию (при поступлении в учебное заведение, на работу). Поэтому необходимы умения и навыки в составлении этих бумаг.
Не забывайте об общих требованиях, предъявляемых к деловому письму, а именно: точность, краткость, ясность излагаемого содержания, юридическая обоснованность, единая внешняя форма, общепринятое, стандартное расположение частей текста или реквизитов.
Р скв и зиты - обязательные состави ы е ч а с т и д е л о в о г о письма или д о к у м е н т а.
При написании заявления часто возникают споры: как следует писать: заявление Ивановой А. И. или от Ивановой А. И.
Обычно предпочитают первую, более традиционную форму, без предлога. Но допускается и вторая - с предлогом. Это можно объяснить грамматической связью: заявление от кого?, так же как, например, письмо кому от кого?
Иногда применение формы без предлога вызывает неко торое неудобство, если, например, рядом оказываются две фамилии в родительном надеже:
Директору школы Ивановой А. И.
Петровой II. II.
С точки зрения требований к составлению деловых бумаг и грамматики то и другое совершенно верно.
Причиной спора иногда бывает и строчная буква в слове заявление.
Если исходить из грамматических норм, то слово «заявление» надо писать со строчной буквы, так как начальная часть документа является одним предложением:
Директору школы № 15 А. И. Иванову преподавателя Петровой Н. П.
заявление. Итак, составные части документа (заявления, заявки, до-веренности и т. д.):
кому (название учреждения пли должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества);
от кого (фамилия, имя, отчеств:) - в род. п., а также должность);
заголовок (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная или служебная записка и т.д.);
текст документа (просьба, объяснение, сообщение);
дата (слева) и подпись (справа);
адрес (дается иди сверху после фамилии перед заголовком, или после указания числа снизу).
Иногда в документе подробно излагается просьба, ее при чина, указывается перечень прилагаемых документов (их названия, когда и зачем выданы).
Прилагаться могут- справки, документ об образовании, автобиография и т. д.
463. I. Напишите заявление в приемную комиссию института (техникума), в который вы собираетесь поступать. Не забудьте, что к такому заявлению прилагаются требуемые документы.
ІГ. Объясните написание слов.
Д..ректор, р..кв..зиты, пр..л..гается, об..снова(?)ный, тра дип..о(?)пый, ком(?)ентировать. инициатива, уч(?)реждс ние, довере(?)ность, об(?)яснительная записка, с.лтр..води тельный документ, администратор.
і. Напишите деловой документ в театр (кинотеатр) е просьбой выделить билеты для посещения спектакля. Что конкретно вы толжпы указать в этом документе? На имя кого нужно сто написать? Как этот документ будет называться?
II. Подберите слова, связанные с театральной лексикой.
Попробуйте составить несколько деловых бумаг различного характера, пользуясь приведенной выше схемой:
а) заявление о приеме на работу (на курсы); б) заявку на посещение выставки (в музее, картинной галерее) или на организацию экскурсии: в) доверенность па получение книг для школьной библиотеки из магазина.
Прочитайте подготовленные вами документы.
Расскажите о происхождении и значении слова автобиография. Напишите автобиографию, используя предложенную схему, обратите внимание на употребление обособленных приложений
в этом виде деловых бумаг.
ГУ"! После заголовка Автобиография в виде связного текста LU пишутся следующие данные:
фамилия, имя, отчество (я, Иванов Иван Иванович); дата и место рождения;
родители (их полное имя и отчество, чем занимаются); образование;
начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения);
указать (если имеются) поощрения, награждения;
дата (слева) и подпись (справа).
Прочитайте автобиографию С. Есенина и отрывок из автобиографии А. Твардовского.
АВТОБИОГРАФИЯ
Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уез. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мат ь Татьяна Федоровна.
Детство провел у деда и бабки по матери в другой части седа, которое паз. Матово.
Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мис было три-четыре года.
Помню лес. большая канависгая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а базі 9
бушка всс приговаривает: «Иди, иди, ягодка. Бог счастье даст».
Часто собирались у пас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого.
Нянька - старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слу щают и знают все крестьянские дети.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, зауныв пые. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и Священную историю.
Уличная же моя жизнь была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе но чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питал ся вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят.
После, когда я возвращался, мне частенько влетало.
В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки.
Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют лупу, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.
Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5.
Влияние па мое творчество в самом начале имели дере венские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковно-славянского языка. Это все, что я вынес.
Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из по этов мне больше всего правился Лермонтов и Кольцов. По зднее я перешел к Пушкину.
1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Ша нявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню.
В это время у меня была написана книга стихов «Раду ница». Я послал из них некоторые в петербургские журна лы и, не получая ответа, поехал туда сам. Приехал, отыскал
Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.
Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т. д. Это было весной 1915 г. А осенью этого же года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему.
Он отыскал мне издателя М. В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница». Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г.
В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, с Ивановым-Разумни-ком. Позднее с Андреем Белым.
Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно.
году произошла моя первая женитьба на 3. И. Райх.
году я с ней расстался, а после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918 - 1921 гг. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбургских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках.
1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.
После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому.
Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, по зато это то самое, что растило у пас. Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.
Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить.
Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны - мной, а с другой - Шершенсвичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому еще права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что тто- 1. 11 В іаотіков 321
эт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово.
Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди. 1924 2О/VI.
АВТОБИОГРАФИЯ
Родился на Смоленщине, в 1910 году, 21 июня на «хуторе пустоши Столпово», как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом, Трифоном Гордеевичем Твардовским.
В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно и, может быть, тем труднее, что наша фамилия в обычном обиходе снабжалась еще шутливо-благожелательным или ироническим добавлением «пан». Отец был человеком грамотным, даже начитанным, по-деревенски. Мать моя, Мария Митро- фановна, была очень впечатлительна и чутка, даже не без с е н т и м е н т ал ь н ости.
Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой.
Что стихи можно сочинять самому, я понял в связи с тем, что гостивший у нас в голодное время летом дальний наш родственник по материнской линии, хромой гимназист, как-то прочел по просьбе отца стихи собственного сочине-ния. Лет тринадцати я как-то показал свои стихи одному молодому учителю. Ничуть не шутя, он сказал, что так писать не годится, все у меня до слова понятно, а нужно так, чтобы пи с какого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано, таковы современные литературные требования. Он показа.м мне журналы с некоторыми образцами тогдашней - начала 20-х - поэзии. Какое-то время я упорно добивался в своих стихах непонятности. Это долго не удава-лось мне, и я пережил тогда, пожалуй, первое по времени горькое сомнение в своих способностях. Помнится, я, наконец, написал что-то уже настолько непонятное ни с какого конца, что ни одной строчки вспомнить не могу оттуда и не знаю даже, о чем шла речь. Обучение мое прервалось по су ществу с окончанием сельской школы. Годы, назначенные для нормальной и последовательной учебы, ушли.
Восемнадцатилетним парнем я приехал в Смоленск. Не мог долго устроиться не только на учебу, но даже на рабо
ту. Поневоле пришлось принимать за источник существования грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций.
Ifyll 1- Чем отличается текст служебной автобиографии (например, 1 вашей) от текста автобиографии литературной?
2. Приведите примеры слов, словосочетаний из автобиографий С. Есенина и А. Твардовского, которые можно отнести к художественному стилю речи.
3. Найдите в текстах автобиографий другие признаки художественного стиля речи.
Составьте документ от имени дирекции вашей школы заведующему городской библиотекой с просьбой разрешить вам пользоваться фондами отдела редких книг для написания реферата по творчеству поэтов или писателей конца XIX - начала XX века; в конце документа укажите, что школа несет ответственность за сохранность кпнг. Как будет называться этот документ? Какими языковыми и грамматическими средствами вы воспользуетесь при написании этого документа?
Представьте себе, что від пропустили занятия в школе и вам необходимо дать по этому поводу письменное объяснение. Составьте его: изложите причину случившегося, приложите документы, подтверждающие достоверность вашего объяснения (если это потребуется).
Найдите план составления деловой бумаги и воспользуйтесь им при необходимости.
По приведенным ранее схемам составьте следующие документы: доверенность, расписку, заявление, заявку, объяснительную
записку.
Составьте и красочно оформите объявление о предстоящем новогоднем вечере. Не забудьте указать, когда и где он будет проходить, какова его программа, от чьего имени дается объявление. Объявление может быть составлено как в деловом стиле, так и в художественном. Какое из них, по-вашему, будет иметь больший успех?
Перед вами предложения и документы, которые вполне могут быть опубликованы под рубрикой «Нарочно не придумаешь». Найдите в них ошибки и там, где это возможно, исправьте их. Почему некоторые из примеров нельзя отредактировать?
В своей комедии Грибоедов очень остро поставил целый ряд важнейших проблем того времени (н.і сочинения).
В связи с намечающимся в октябре месяце сего года ремонтом оборудования возникла потребность в обеспечении участка запасными частями и деталями, которыми убе-
дительно просим вас удовлетворить в сроки, предшествующие ремонту (из докладной записки).
Благодаря драке двух моих коров из-за стойла я вы-нуждена была обратиться к ветеринару по причине поломки рогов одной из участниц, в результате я не вовремя сдала свое молоко (из объяснительной записки).
Прошу вашего разрешения довести до нашего сведения, что в вверенном вам отделе неоднократно на протяжении этого месяца но вечерам происходят- весьма странные дела: пропадает мой любимый веник, мусора нет, а па подоконниках исчезли цветы и пыль. В результате вышеизложен-ных фактов я по вечерам лишаюсь работы и чувствую себя выбитой из сил (из заявления).
С целью борьбы за повышение успеваемости повысим умственный потенциал за плоды своей учебы (из объявления).
473*. Исправьте документы, если сможете.
В бухгалтерию автокомбината № 17 от Скворцова Л. Л., слесаря
доверенность.
Я, Скворцов Л. Л., доверяю получить деньги, заработанные мной за октябрь месяц сего года (в размере 3000 руб-лей), моему товарищу и другу слесарю Глухарю И. II. в связи с плохим состоянием здоровья.
Прошу вас. взять с него расписку в получении денег и принесении их мне.
2.11 с./,. Скворцов
Іредседателю
рофеоюзпого бюро завода «Путь к сознанию» Уряшкину Л. И.
от руководителя
ансамбля народных инструментов Кукушкина С. С.
объяснительная записка.
Довожу до Вашего сведения, что полученные мною музы кальные инструменты в количестве 2 HIT. (балалайка и баян) возврату не подлежат. Первая -как пришедшая в негодность
в результате поломки в результате давки в автобусе. Л у баяна продавлены меха сапогом неопознанного гражданина но причине скопления пароду и как следствие этого факта ремень был сорван, баян упал, понеся физические и моральные потрясения. Прошу не.тишать меня материального вознаграждения за проведенный концерт в подшефном совхозе. I [иженодп исавш ннся
13.1 с. г. Кукушкин
¦474. Выразительные средства языка оживляют пашу речь, делают ее более эмоциональной. Справедливо ли это мнение применительно к стилю деловой речи? Прочитайте и определите, можно ли считать деловым документом заявление, приведенное ниже.
Определите стиль речи. Назовите жанр. От какого лица ведется повествование?
Пандите нарушения общепринятых языковых норм: а) в подборе слов (их уместность, точность, соответствие данном}" стилю); б) в сочетании слов; в) в образовании форм слова; г) в построении предложения.
Укажите элементы официально-делового стиля, явно не соответствующие изображаемой ситуации, создающие комический эффект.
Заявление
Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен ка-ким-то социально опасным преступником, который, подойдя ближе, велел спять зимнее с барашковым воротником пальто.
Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне пег казенных денег, а если бы они и были, го я не отдал бы и лучше смерть.
Тогда взбешенный неудачен преступник снова велел снимать единственное пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном легоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться и тем самым манкировать в дальнейшем службой.
Сняв с меня еще и галоши государственной резиновой фабрики - и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство.
Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим и отвезен домой.
Оставшись в настоящее время совершенно раздет ын г.месте с моей престарелой матерью и не надежд, па бога как на религиозный предрассудок, я обращаюсь с пок"орпейппч"і просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии па предмет покупки зимнего пальто хотя бы без ворот пика.
Ко 11 ст. ! Іечен кнп.
Узнали ли вы «героя» рассказа М. Зощенко «Три докумен- L" ^ j| та»? Прочитайте этот рассказ, чтобы узнать до конца историю.
Объясните особенности использования автором языковых средств.
3. Попытайтесь перестроить приведенные предложения, согласуй их с литературной нормой, и проанализируйте их с точки зрения особенностей лексики, синтаксиса, морфологии.
475*. Прочитайте тексты грех законов. Сравните их язык; выявите различия: а) в используемой лексике; б) в устойчивых сло-восочетаниях; в) в манере, стиле изложения мыслен.
Чем вызваны эти различия? Какие нравственные нормы общества просматриваются за статьями законов в нервом, втором и третьем случаях? Что в них меняется, а что остается вечным, общеприз-нанным?
I. (§ 120) Если человек ссыпет свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникнет недостача, или хозяин дома, открыв житницу, возьмет хлеб, или совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, то хозяин хлеба должен клятвенно указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне.
(§ 122) Если человек отдает человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдавать па храпение.
(§ 159) Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал выкун, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему тестю: «Я не возьму твоей дочери», то отец девушки может забрать все, что было принесено ему. (§ 160) 1т. І и человек принесет в дом тестя брачный дар и отдаст ВЫКУП, а затем отец девушки скажет: «Я не отдам тебе моей дочери», то он должен вернуть вдвойне все, что было принесено ему.
Законы Хаммураии, царя Вавилона (Законы (законник) Хаммурапи, правившего Вавилоном в XVIII в. до и. э., дошли до нас почти целиком)
П. Статья 1. Законодательная власть осуществляется двумя собраниями: палатой депутатов и сенатом.
Палата депутатов назначается всеобщим голосованием, согласно условиям, определенным избирательным законом.
Состав, способ назначения и полномочия сената определяются особым законом.
Статья 2. Президент республики избирается по абсолютному большинству голосов сенатом и палатой депутатов, соединенными в национальное собрание. Он избирается на 7 лет. Он может быть переизбран.
Из Конституционного закона об организации государственных властей 25 февраля 1875 г. (Франция)
III. Титул IX
Об отцовской власти
Статья 371. Дети, во всяком возрасте, должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение.
Статья 372. Дети остаются под властью родителей до достижения совершеннолетия или до освобождения из-под власти.
Статья 373. Отец один осуществляет эту власть во время существования брака.
Статья 375. Отец, который имеет очень серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, может пользоваться следу ющ и ми м е рам и йен ра в л с 11 и я.
Статья 376. Если ребенок не достиг 16 лет. то отец может лишить его свободы на срок, который не может превышать месяца; в этих целях председатель трибунала округа должен, но просьбе отца, выдать ордер на арест.
Из Гражданского кодекса 1804 г.
(Кодекс Наполеона)
Ітут-^І Назовите основные стилевые черты, общие их признаки в лек- сике, морфологии, синтаксисе этих законов.
476*. 24 декабря 1714 года Петр Первый издал следующий указ. Постарайтесь правильно вслух прочитать его и передать его смысл.
Понеже многие лихоимства умножались, между которы-ми и подряды вымышлены и прочие тому подобные дела, которые уже наружу вышли, о чем многие, якобы оправдая себя, говорят, что сие не заказано было, не рассуждая того, что все то, что вред и убыток государству приключить может, суть преступления. И дабы впредь плугам (которые ни
но что иное тщатся, точию мины под всякое доброе делать и несытость свою исполнять) невозможно было никакой отговорки сыскать: того ради запрещается всем чинам, которые у дел приставлены, дабы не дерзали никаких посулов казенных и с народа собираемых денег брать торгом, подрядом и прочими вымыслами. А кто дерзнет сие учинить, тот весьма жестоко на геле наказан, всего имения лишен, шельмован и из числа добрых людей извержен или и смертию казнен будет; то же следовать будет и тем, которые ему в том служили, и через него делали, и кто ведали, а не известили, хотя подвластные или собственные его люди, не выкручаяся тем, что страха ради сильных лиц, пли что его служитель, а дабы неведением никто не отговаривался велеть всем у дел будучим к сему указу приложить руку, и впредь кто к которому делу приставлен будет прикладывать, а в народе везде прибить печатные листы.

1. Чтобы легче было воспринять содержание текста, выполните следующие задания: быстро, бегло прочитайте указ, постарайтесь уловить общий его смысл. Выразите его коротко, по- своему, без тщательного редактирования; прочитайте текст еще раз и ответьте на вопросы:
Какова его тема: о чем говорится в указе, о каких людях и каких государственных преступлен и я х? Какие наказания предписаны указом?
К кому обращается царь в этом указе, на чыо помощь он рассчитывает и прямо говорит об этом?
Прочитайте и разберите указ по предложениям, выявляя все его детали: перечень каких лихоимств дается в указе, чем, чьими интересами мотивируется указ, что, согласно указу, считается преступлением и т. д.
Выпишите и проанализируйте непривычную для вас лексику, непривычные формы слов: их грамматическое значение и современный эквивалент (замену современным словом, формой слова, словосочетанием).
Проведите наблюдение над синтаксисом текста, сделайте общий вывод о соотношении простых и сложных предложений, сложносочи-ненных и сложноподчиненных, о союзах, о месте сказуемого в предложении и морфологических средствах выражения сказуемого.
Обратите внимание на порядок слов в предложениях и словосочетаниях. сопоставьте его с современным порядком слов.
Проанализируйте постановку знаков препинания в тексте указа, сопоставьте ее с современной пунктуационной нормой.
Изложите текст указа (письменно) с соблюдением норм совре-менного литературного языка. Старайтесь не упустить детали. Оставляйте только те устаревшие слова, которые современный чи-татель правильно поймет в контексте без обращения к справочной! литературе.
Назовите основные признаки официально-де.нового L^J стиля речи.
В чем его отличие от других стилей речи?
Что общего у официально-делового стиля и научного стиля речи?
Расскажите о лексических, морфологических, синтак-сических и стилистических особенностях официально-делового стиля речи.
Какие жанры официально-делового стиля речи вы знаете? Расскажите о них. 480.

Договор дарения – соглашение, согласно которому одна сторона, называемая дарителем, передает в собственность другого лица, одаряемого, какое-либо имущество либо освобождает того от имущественной обязанности. Во всех случаях договор дарения является безвозмездным.

Однако безвозмездность не свидетельствует о полном освобождении одаряемого от имущественных прав. Даритель в праве подарить имущество для использования последнего в общественных целях либо на праве дальнейшего пользования этим имуществом.

Дарить можно любые вещи, которые не изъяты из оборота, а также ценные бумаги и деньги. В договоре дарения необходимо предоставить полную информацию о предмете дарения, иначе договор будет считаться на действительным.

В заключении договора дарения принимают участие две стороны – даритель и одаряемый. Дарителем может быть физическое или юридическое лицо, а также государство.

Такой тип договора заключается в обеих формах – и письменной, и устной. Однако в отдельных случаях устная форма договора дарения является ничтожной.

Примеры договоров дарения:

Договор дарения дома

Г. Москва Десятое октября две тысячи седьмого года.

Гражданин Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 24 и гражданин Сидоров Иван Петрович, проживающий по адресу г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 105 заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Я, Иванов Иван Иванович подарил Сидорову Ивану Петровичу принадлежащий мне жилой дом, состоящий из 6 комнат общей площадью 200 кв. метров, в том числе жилой 150 кв. метров.
2. При доме имеется земельный участок размером 1 га и следующие
строения и приспособления: сарай, туалет, погреб, колодец.
3. Продаваемый дом под арестом и в залоге не состоит, право собственности Продавца на него никем не оспаривается.
4. Дом и прилегающие строения, а также земельный участок принадлежат мне на основании свидетельства о наследовании, выданного 20 марта 2001 г. нотариальной конторой №1 г. Москвы; плана дома и прилегающей территории, выданным Бюро технической инвентаризации г. Москвы.
5. Я, Сидоров Иван Петрович в дар от Иванова Ивана Ивановича указанный дом с прилегающим земельным участком и строениями на нем принимаю.
6. Все домовладение оценивается сторонами в 10 миллионов рублей.
7. Все расходы, связанные с оформлением настоящего договора,
принимает на себя Сидоров Иван Петрович.
8. Содержание гражданского законодательства сторонам разъяснено.
9. Экземпляр настоящего договора хранится в делах государственной нотариальной конторы г. Москвы, а по 2 экземпляра вручены сторонам.

Договор дарения автомобиля

Город Москва, десятое октября две тысячи седьмого года.
Мы, гр.Иванов Иван Иванович, проживающий в г.Москве, ул.Кирова, д.15, кв.16, и гр. Петров Василий Иванович, проживающий в г.Москве, ул.Колодезная, д.1, кв.67, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Я, Иванов И.И., подарил Петрову В.И. принадлежащую мне легковую автомашину марки "Волга", год выпуска 1970, N шасси 13555, N двигателя 8158, государственный номерной знак - Т 43-74 МК.

2. Указанная автомашина принадлежит мне, Иванову И.И., на основании технического паспорта, выданного Госавтоинспекцией Куйбышевского района г.Москвы от 18 декабря 1970 года N 5К007535.

3. Я, Петров В.И., принимаю с благодарностью в дар указанную автомашину.

4. Указанная автомашина сторонами оценивается в десять тысяч рублей.

5. До настоящего договора подаренная автомашина никому не продана, не заложена, в споре и под запрещением (арестом) не состоит.

6. Расходы по оформлению настоящего договора уплачивает Петров В.И.

7. Настоящий договор составлен в трех экземплярах: один экземпляр хранится в делах Первой Московской государственной нотариальной конторы и по 1 экземпляру выданы Иванову И.И. и Петрову В.И.
Подписи сторон, Подпись нотариуса, печать.



Просмотров