Белла ахмадулина - биография, информация, личная жизнь. Белла Ахмадулина — интересные факты из жизни поэтессы Мужья и дети беллы ахмадулиной

Ахмадулина Белла Ахатовна (1937-2010) – российская и советская писатель и поэт-лирик, крупнейшая личность в русской поэзии второй половины ХХ века. Входила в состав Союза писателей России, являлась Почётным членом американской академии литературы и искусства. В 1989 году была награждена Государственной премией СССР, в 2005 году Государственной премией РФ.

Детство

Её папа, Ахат Валеевич Ахмадулин, по национальности был татарин, работал на таможне крупным начальником, активно занимался комсомольской и партийной деятельностью. Во время Великой Отечественной войны служил в звании гвардии майора, был распределён в 31-ый отдельный зенитно-артиллерийский дивизион в качестве заместителя командира по политической части. После войны вернулся на службу в Государственный таможенный комитет СССР, где занимал ответственные посты (был управляющим по кадрам, заместителем председателя).

Мама, Лазарева Надежда Макаровна, имела русско-итальянские корни, работала переводчицей в комитете государственной безопасности, имела звание майора КГБ.

С ними ещё проживала бабушка по маминой линии Надежда Митрофановна. Именно она придумала дать появившейся на свет девочке имя Изабелла. Мама в то время была просто помешана на Испании и попросила бабушку подыскать для новорожденной имя в испанском стиле. Но поэтесса не любила такое совё имя и сократила его, убрав первые три буквы, получилось просто Белла.

Родители постоянно были заняты на работе, поэтому воспитанием Беллы занималась бабушка. Она учила внучку читать, прививала любовь к классической русской литературе, учила с девочкой не только сказки Пушкина, но и его прозу, перечитывала ей произведения Гоголя. А ещё бабушка обожала животных, научила такой любви и заботе о братьях наших меньших и Беллу, вместе они подбирали всех бездомных кошек и собак.

На протяжении всей жизни потом животные будут рядом с поэтессой, такую любовь и верность им она передаст и своим дочкам. Неоднократно Белла Ахатовна повторяла: «Я полностью поддерживаю Анастасию Цветаеву, которая говорила: «Слово СОБАКА пишу только большими буквами» .

Девочку совсем маленькой отдали в подмосковный садик в Краскове. Он был круглосуточный, Беллу отправляли туда на всю неделю, домой забирали лишь на выходные. Из этого периода она запомнила только один момент, когда воспитатель пыталась отобрать у неё любимого медведя. Работники детсада частенько забирали у воспитанников гостинцы, которые им положили на неделю родители. У воспитателей тоже были свои дети, наверное, так они хотели их порадовать. Но с медведем ничего не получилось, Белла так вцепилась в свою игрушку, что работники детсада даже испугались.

В этом детском саду девочку застала война. Папу почти сразу призвали на фронт, мама постоянно была занята на работе. Когда немцы почти вплотную подошли к Москве, Белла с бабушкой уехали в эвакуацию. Очень тяжело они добирались: от Москвы до Самары, оттуда до Уфы, и, наконец, до Казани, на родину папы, где проживала вторая бабушка.

С татарской бабушкой отношения не сложились. Во-первых, она не очень воспринимала внучку, потому что в своё время слишком была недовольна отъездом сына Ахата в Москву. Во-вторых, ей не нравилось, что девочка совсем не говорит на родном татарском языке.

Белла помнит, что им отвели какой-то небольшой угол, а ещё был страшный голод. Это подкосило девочку, она сильно заболела. Но во время приехала из Москвы мама и в 1944 году забрала дочку.

Учёба

В 1944 году Белла стала ученицей первого класса московской школы. Учебное заведение ужаснуло её, за годы эвакуации девочка привыкла к одиночеству, поэтому занятия она чаще всего прогуливала. Ей не нравились никакие предметы, кроме литературы. Тем не менее читала она лучше всех в классе и писала очень грамотно, совсем без ошибок. В этом была заслуга бабушки.

В школьные годы Ахмадулина посещала Дом пионеров в Красногвардейском районе, там она занималась в литературном кружке.

Родители хотели, чтобы дочь поступала в МГУ на журналистику. Но вступительные экзамены девушка завалила, не сумев рассказать о газете «Правда», которую никогда даже в руках не держала, не то, чтобы читать.

В 1956 году она была зачислена на учёбу в Литературный институт.

В 1959 году в Советском Союзе разразился скандал после присуждения Нобелевской премии писателю Борису Пастернаку. В литературных кругах стали собирать подписи под петицией, где писателя обвиняли в измене Родине, называли предателем. Сбор подписей проходил и в Литературном институте, но Ахмадулина отказалась ставить свою подпись, за что была исключена из учебного заведения. В официальных документах значилось, что студентка отчислена за неуспешную сдачу экзамена по марксизму-ленинизму.

Позднее Белла восстановилась в институте на четвёртый курс и в 1960 году получила красный диплом о высшем образовании.

Творчество

Писать стихи Ахмадулина начала ещё в школьные годы. Как отмечали литературоведы, свою уникальную поэтическую манеру она нащупала где-то в пятнадцатилетнем возрасте. Её поэзия отличалась необычными рифмами, трогательным целомудрием и особенным стилем написания. Первые стихи юной поэтессы были напечатаны в журнале «Октябрь».

Когда после школы Белла не поступила в МГУ, мама посоветовала ей пойти на работу в газету «Метростроевец». Здесь она печатала не только свои статьи, но и стихи.
После отчисления из высшего учебного заведения Белле оказал помощь Смирнов С. С., работавший в то время на должности главного редактора в «Литературной газете».

Девушка была направлена в Иркутск как внештатный журналист издательства «Литературная газета Сибирь». Наряду с репортажами для газеты, Ахмадулина писала стихи про домну и сталеваров. Она видела их, измученно выходящих после смены. Тогда в Иркутске Белла написала прозаическое произведение «На сибирских дорогах», где делилась своими впечатлениями об этом крае. Рассказ об удивительной Сибири и людей, живущих в ней, напечатали в «Литературной газете» вместе со стихами Ахмадулиной, написанными во время этой поездки.

Вскоре после получения диплома вышел первый поэтический сборник Беллы под названием «Струна». Первым оценил её талант поэт и драматург Павел Антокольский, он посвятил Ахмадулиной стих, в котором говорил: «Здравствуй, Чудо, по имени Белла! »

Поэтесса стала известной. В то же время она начала принимать участие в поэтических вечерах, которые проводились в актовых залах Московского университета и Политехнического музея в Лужниках. Собирались огромные аудитории людей, чтобы послушать поэзию Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко.

Ахмадулина обладала артистическим даром, а интонация с её проникновенностью и искренностью определили своеобразную исполнительскую манеру Беллы. Её поэзия стала легко узнаваемой.

Ахмадулиной было всего 22 года, когда она написала своё самое знаменитое произведение «По улице моей который год звучат шаги – мои друзья уходят». Через 16 лет на эти стихи положил музыку композитор Микаэл Таривердиев, и с тех пор каждый год 31 декабря мы слышим этот потрясающий романс в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

После первого вышедшего сборника успех поэтессы был громким, за «Струной» последовали новые собрания стихов:

  • в 1968 «Озноб»;
  • в 1970 «Уроки музыки»;
  • в 1975 «Стихи»;
  • в 1977 «Метель» и «Свеча»;
  • в 1983 «Тайна»;
  • в 1989 «Сад» (за этот сборник она получила Государственную премию СССР).

В 70-х годах Ахмадулина часто ездила в Грузию, с того времени эта страна занимала большое место в творчестве поэтессы. Также Белла переводила поэзию грузинских авторов: Абашидзе И., Бараташвили Н., Табидзе Г.

В 1979 году поэтесса участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь».

До последних дней не иссякал талант Ахмадулиной, из-под её пера выходили всё новые и новые стихотворные сборники:

  • «Побережье» (1991);
  • «Ларец и ключ» (1994);
  • «Гряда камней» (1995);
  • «Однажды в декабре» (1996);
  • «Миг бытия» (1997);
  • «Возле ёлки» (1999);
  • «Друзей моих прекрасные черты» (2000);
  • «Озябший гиацинт» (2008);
  • «Ни слова о любви» (2010).

За свои творческие достижения Белла Ахатовна не раз становилась лауреатом многих российских и зарубежных премий, имела награды: Ордена «Дружбы народов» и «За заслуги перед Отечеством II и III степеней».

В 2013 году российский Президент Путин В. В. выступал во время первого Съезда родителей. Он обратился с предложением: обязательно в школьную литературную программу добавить поэзию Ахмадулиной.

Кино

Помимо стихов творческий талант Беллы нашёл своё применение и в кино.

В 1964 году на экраны страны вышел фильм режиссёра Василия Шукшина «Живёт такой парень». В основу его положены шукшинские рассказы об обыкновенном пареньке – шофёре Пашке Колокольникове, которому на жизненном пути встречаются разные люди. Белла Ахмадулина снялась в фильме в роли ленинградской журналистки. Она, по сути, играла саму себя в тот жизненный период, когда работала корреспондентом «Литературной газеты». На венецианском фестивале фильм получил «Золотого льва».

Второй муж Ахмадулиной – известный писатель Юрий Нагибин. Они прожили в браке с 1959 по 1968 годы, Белла была его пятой женой. После развода с Юрием поэтесса удочерила девочку Аню.

Третий муж Ахмадулиной – Эльдар Кулиев (сын известного балкарского классика Кулиева Кайсына). Он был моложе Беллы на 14 лет. В 1973 году в браке родилась девочка Лиза.

В 1974 году на прогулке с собаками произошло знакомство Беллы с театральным художником, скульптором Борисом Мессерером. Это была любовь с первого взгляда и самый счастливый брак в жизни поэтессы.

Обе дочери пошли по стопам Беллы Ахатовны. Старшая Аня окончила полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Лиза, как и мама, отучилась в Литературном институте.

В последние годы Белла Ахатовна жила с супругом в Переделкино, тяжело болела, у неё почти полностью отказало зрение, и поэтесса передвигалась на ощупь. 29 ноября 2010 года сердечно-сосудистый криз стал причиной смерти Ахмадулиной, её похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

По словам её друзей: «Белла Ахмадулина не сделала в жизни ни одного фальшивого поступка» .

Детство и семья Беллы Ахмадулиной

Родной город Ахмадулиной – Москва. Она родилась и жила на Варварке. Её отец занимал пост большого таможенного начальника, мама же работала переводчиком и майором КГБ. У девочки было экзотическое сочетание крови, так как в мамином роду были итальянцы, а в папином татары. В большей мере, из-за занятости родителей, Беллу воспитывала бабушка. Именно она и привила внучке любовь к животным, которую та пронесла через всю жизнь.

Когда началась война, отец был тут же призван. Белла вместе с бабушкой отправилась в эвакуацию. Сначала они поехали в Самару, потом в Уфу и далее в Казань. Там жила вторая бабушка по линии отца, но для девочки она была совсем чужой и незнакомой. В этом городе Белла серьёзно заболела.

Неизвестно выжила бы она или нет, ели бы не приезд в Казань матери. Это было в 1944 году. Так закончилась эвакуация. Оказавшись дома, Белла пошла в школу. Бабушка привила внучке любовь к чтению. Она читала Пушкина и Гоголя и в младших классах писала абсолютно без ошибок. Надо сказать, что в школу Ахмадулина всегда ходила с большой неохотой, часто пропускала занятия. По её воспоминаниям, за годы войны она привыкла к одиночеству, и школа ей казалась странным местом. Только спустя четыре года девочка начала привыкать.

Первые стихи Беллы Ахмадулиной

Будучи школьницей, Белла стала посещать Дом пионеров, где был организован литературный кружок. Первым журналом, в котором были опубликованы стихи юной поэтессы, оказался журнал «Октябрь». Это произошло в 1955 году. Эти первые стихи были по-детски целомудренными и трогательными. На её произведения тут же обратил внимание Евгений Евтушенко , он был удивлён необычными рифмами и каким-то уже своим стилем написания.

Белла в то время посещала занятия в Литобъединении, планируя после школы стать студенткой Литературного института. Родители мечтали, что дочь поступит в МГУ на журфак. Белла сделала попытку, но провалила экзамены. Девушка устроилась в газету «Метростроевец», там она писала статьи и свои стихи. Через год Ахмадулина стала студенткой, поступив в Литературный институт. После того, как Пастернак был отмечен присуждением Нобелевской премии, его объявили предателем. Белла отказалась подписать письмо-обвинение. Это и стало действительной причиной того, что студентка оказалась исключённой из института. Случилось это в 1959 году.

Начало литературной карьеры Беллы Ахмадулиной

Поэтессе удалось устроиться в «Литературную газету» в должности внештатного корреспондента в Иркутске. Находясь в Сибири, она написала рассказ и назвала его «На сибирских дорогах». Его напечатали в «Литературной газете», одновременно вышло несколько её стихов. Она писала об удивительном крае и необыкновенных людях, которые там жили. Вскоре главный редактор газеты поспособствовал тому, чтобы талантливую девушку восстановили в институте. В 1960 она окончила его, при этом получила красный диплом.

Белла Ахмадулина - стихи

Прошло совсем немного времени, и был издан сборник стихов под названием «Струна». После того, как она выступила в Политехническом музее столицы вместе с Евтушенко, Вознесенским и Рождественским, к ней пришла самая настоящая популярность. Артистизм и проникновенная интонация определяли её манеру. Как говорила поэтесса, такие выступления давались ей тяжело, несмотря на кажущуюся лёгкость.

Стихи Беллы Ахмадулиной, сборники

В своём первом сборнике Ахмадулина словно искала собственные темы. В 1969 году появился сборник «Уроки музыки», через шесть лет сборник «Стихи», а в 1977 году – «Метель» и «Свеча». Периодическая печать наперебой публиковала стихи Беллы.

Её стиль сформировался окончательно уже к середине шестидесятых годов. Необычным было то, что в современной советской поэзии она была первой, заговорившей высоким поэтическим слогом. В её произведениях присутствовала и стилизация «старинного» слога, и изысканность, и метафоричность, и возвышенность.

Белла Ахмадулина. Вот так разбивали сердца

Критики к творчеству Ахмадулиной относились по-разному. Были те, кто упрекал её в камерности и манерности, некоторые относились снисходительно и благосклонно.

Поэтесса снялась в двух кинокартинах. В «Живёт такой парень» её можно видеть в роли журналистки. В этом фильме также играл Леонид Куравлев . Также она приняла участие в съёмках кинофильма «Спорт, спорт, спорт».

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной

Первый муж поэтессы – Евгений Евтушенко. Они познакомились в институте. Евтушенко вспоминал, что супругами они нередко ссорились, но так же быстро мирились. Вместе пара пробыла только три года. Второй её муж – Юрий Нагибин (писатель). Они прожили вместе восемь лет. После разрыва Белла приняла в семью детдомовскую девочку Анну, которой, в надежде вернуть мужа, дала фамилию Нагибина и отчество Юрьевна. Далее последовал непродолжительный гражданский брак с Эльдаром Кулиевым. У них родилась общая дочь Елизавета.


Через год после рождения дочери Ахмадулина вышла замуж за Бориса Мессерера. С этим человеком она прожила более тридцати лет.

Поэтический концерт Беллы Ахмадулиной (2001 год)

Смерть Беллы Ахмадулиной

Последние годы Ахмадулина провела в Переделкино, где жила вместе с мужем. Она сильно болела и почти не писала. Осенью 2010-го года её госпитализировали и срочно сделали операцию.

Несмотря на то, что операция прошла хорошо и поэтесса довольно быстро пошла на поправку, спустя лишь четыре дня после выписки она скончалась. Похороны прошли без пафоса. Присутствовали только близкие родственники и друзья.

(род. в 1937 г.) русский поэт

Своим многолетним служением единственной на всю жизнь музе поэзии Белла Ахмадулина по праву заслужила звание первой дамы российской поэзии. Даже обычно сдержанные на похвалу люди пишут и говорят о ней в превосходной степени: «Белла Ахмадулина в одном лице и красавица, и поэт. Это такой редкий цветок России».

Почитатели Беллы Ахмадулиной - а их у нее по всей России, в ближнем и дальнем зарубежье миллионы - несомненно подпишутся и под такими словами о ней: «Единственная из ныне живущих поэтесс, которая могла бы претендовать на трон царицы русской поэзии». Правда, сама Ахмадулина не любит, когда ее называют поэтессой, она считает себя Поэтом и является им.

Предком Беллы был татарин Ахмадулла, сын которого Валлей приходится ей дедом. Сама Белла Ахатовна Ахмадулина родилась в Москве и постоянно живет в этом городе. Очевидно, чувство красоты было заложено в ней от рождения, поскольку заговорила она только тогда, когда увидела цветущие тюльпаны. Девочка произнесла первую внятную фразу: «Я такого не видала никогда». В этих словах было и удивление, и восхищение одновременно. Казалось, что жизнь Беллы Ахмадулиной текла на удивление ровно и гладко. Она еще в юности выделялась среди своих сверстниц талантом и обладала какой-то неземной красотой.

Ахмадулина с детства писала стихи, поэтому естественно, что после школы она поступила в Литературный институт. Писатель В. Войнович, автор знаменитого «Чонкина», вспоминает: «В студенческие годы я специально приходил в Литинститут, чтобы посмотреть на Ахмадулину. Я любовался ею и любил слушать ее голос. Ее стихи такие молодые, как и она сама».

Однако творческий и жизненный путь Ахмадулиной только казался гладким и беспроблемным. Как у всякого большого поэта, он был тернистым. Она никогда не писала стихов о политике и о строителях коммунизма, ее поэзия была лирической, в ней отражались самые сокровенные чувства человеческой души. Поэзия Беллы Ахатовны Ахмадулиной как будто вся пронизана любовью: к человеку, к жизни, к закату, к «лютику золотушному».

И тем не менее стихи Ахмадулиной часто находились под запретом, ее мало публиковали, поэтому ее знал только небольшой круг любителей поэзии, который собирался на поэтических вечерах студентов Литературного института, да друзья-поэты.

Ахмадулина не шла на компромисс со своей совестью и продолжала писать стихи, как умела. Наступивший в 60-е годы период оттепели вывел ее на публику. Вместе с Вознесенским, Евтушенко и другими поэтами она выступала на поэтических вечерах в Политехническом музее, в Лужниках, выезжала в различные города Советского Союза. С тех пор у нее появилось множество почитателей. Ее стихи переписывали и передавали друг другу.

Правда, сама Ахмадулина свою популярность объясняет по-другому: «Никто б меня не знал, - говорит она, - но вдруг появляется фельетон за фельетоном, и в таких популярных журналах, например, в журнале «Крокодил», и с такими интригующими заголовками: «Верхом на розовом коне», то. . . люди заинтересовались в конце концов: да кто же это такая?!»

Впрочем, этот интерес только добавил ей почитателей. Однако Белла Ахмадулина считает, что искусство, в том числе поэзия, не принадлежит народу. Читая свои стихи в больших залах, где собираются разные люди, поэт старается быть понятным. И это губительно для него. Во всяком случае, Ахмадулина ощущает это именно так, поскольку потом ей уже бывает очень трудно писать. Стихи рождаются не для кого-то, поэт пишет их, когда возникает определенное состояние души.

Ахмадулина всегда писала не спеша, дожидаясь именно такого состояния. И не спешила печататься даже тогда, когда это стало возможным. Она всегда относилась к собственному творчеству очень строго, может быть, излишне строго, но такая требовательность делала ее поэзию еще более прекрасной.

В 1997 году, когда Белла Ахмадулина в канун своего юбилея снова поехала по стране с чтением стихов, тысячные залы встречали ее овацией. Она читала новые и старые, всеми любимые стихи 60-х годов. Ахмадулина могла читать подряд все, что она написала за эти годы, поскольку ей и сейчас не стыдно ни за одну из написанных строчек, в отличие от некоторых поэтов, которые лукавили и подыгрывали властям.

Жизнь Белла Ахмадулиной в поэзии многие воспринимают как чудесный миф, созданию которого способствовали и ее стихи, и ее таинственный облик, и ее голос, который заслуживает особого внимания. Он - как будто хрустальный, «лукавящий на каждом «эль», завораживающий.

Хрупкая и нежная Ахмадулина обладает твердым независимым характером и огромной внутренней силой. Лучше всего это знают ее многочисленные друзья. Так, писатель Виктор Ерофеев утверждает: «Если в России есть нравственный хребет, то Белла - его составляющая. Она на себе держит нашу моральную радугу». Его поддерживает Святослав Бэлза: «У Беллы, как в балете, сквозь хрупкость проглядывает огромность таланта и красота души. Но, по-моему, она чересчур истязает свою плоть, отказывается от всего. Зато жар души, мощь духа всегда живут в ней. . . ». Своим другом Ахмадулину считал и Булат Окуджава, который называл ее замечательным русским поэтом и отмечал у нее «удивительное сочетание доброты, великодушия с нравственной стойкостью».

И в то же время Ахмадулина «реальная, теплая, женственная», которая «всегда душевно расспросит о близких и родных, поинтересуется и посочувствует. Всегда поймет».

Но Белла Ахмадулина может быть и другой. Ее муж Борис Мессерер не скрывает, что характер у Беллы «очень трудный, резкий, переменчивый. Она из породы людей, которые делают все возможное себе во вред».

В числе их близких друзей Родион Щедрин и Майя Плисецкая, которая доводится Мессереру двоюродной сестрой. Свою жену и выдающуюся балерину Мессерер оценивает одинаково: «Гениально одаренные, безумные женщины! Выходки бывают совершенно сумасшедшие, своенравные. Однажды в Грузии один русский поэт поднял тост за Сталина - так Белла, сидя на другом конце стола, швырнула ему в рожу туфлю. И попала».

Однако Мессерер видит свой долг перед женой в том, чтобы служить ей и ее поэзии. Они вместе уже более 20 лет. Борис Мессерер - потомок знаменитого артистического рода, работает главным художником МХАТа. Он член-корреспондент Академии художеств.

В 1997 году Мессерер принял самое активное участие в подготовке юбилея Беллы Ахмадулиной. Накануне знаменательного события вышло трехтомное собрание ее сочинений. До этого стихи Ахмадулиной выходили отдельными небольшими сборниками, иногда публиковались в газетах и журналах. Составитель томов - Борис Мессерер. В Петербурге вышел сборник «Однажды в декабре», где Ахмадулина предстала эссеистом, автором художественной прозы и воспоминаний о тех, с кем протекала ее жизнь, - эссе о Набокове, о Павле Антокольском, о Высоцком, о Веничке Ерофееве и других.

Белла Ахатовна Ахмадулина не избалована наградами. В 1994 году она наконец стала лауреатом Пушкинской премии, но не российской, а немецкой. Зато на торжественный вечер, посвященный ее юбилею, собралась буквально вся Москва, приехали гости со всей России. Торжества проходили во МХАТе имени А. П. Чехова. Б. Мессерер оформил сцену, а на вечере выполнял роль ведущего. Ахмадулина читала свои стихи, и весь зал стоя аплодировал поэту и поэзии.

Белла Ахмадулина - явление в русской поэзии редкостное, ошеломляющее, недюжинное. Ее поэзия по-мужски сильна, дарование поэтическое исключительно, а ум ее безупречен. Она узнаваема в каждой строке, ее невозможно ни с кем спутать… Белла Ахмадулина появилась на свет десятого апреля 1937-го года в городе Москва. Ее отцом был заместителем министра - Ахат Валеевич Ахмадулин, татарин по национальности, а матерью - переводчица русско-итальянского происхождения. Нет ничего удивительного в том, что интеллигентная обстановка, царящая в семье, способствовала развитию творческого начала у Беллы.

Она начала печататься еще в школе, годам к пятнадцати нащупав собственную творческую манеру, занималась в литературном кружке. Поэтому, когда встал вопрос о том, куда идти учиться после школы, решение было принято однозначное - только Литературный институт. Из него, правда, ее на какое-то время изгнали, когда поэтесса отказалась поддерживать травлю, направленную против , но официальной причиной ее отчисления была неудовлетворительная оценка по предмету марксизма-ленинизма.

Потом, в институте она была восстановлена и закончила его в 1960-ом году и в том же году она приобрела уже какую-то известность благодаря своим многочисленным поэтическим выступлениям в Лужниках, Московском университете и Политехническом музее. Она, вместе со своими товарищами по цеху, с , с Евгением Евтушенко, (за ним она была замужем с 1955 по 1958 год) с Робертом Рождественским собирала немыслимые аудитории.

Правда, свое самое знаменитое стихотворение «По улице моей который год…» Белла написала еще в 1959 году, когда ей было всего двадцать два года. Впоследствии Микаэл Таривердиев (1975) напишет к этим стихам дивную музыку, и этот романс прозвучит в культовом советском фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!», проникновенность которого неизменно вызывает самые пронзительные чувства у слушателей… до мурашек.

Первый сборник поэтессы «Струна» увидел свет в 1962-ом году. В 1964 Белла Ахатовна стала киноактрисой, снявшись в фильме «Живет такой парень» Василия Шукшина, где сыграла роль журналистки. Эта кинолента на Каннском фестивале была удостоена премии «Золотого Льва». Потом последовала еще одна киноработа - в фильме «Спорт, спорт, спорт» в 1970-ом году. В том же 1970-ом году вышел еще один сборник стихотворений Ахмадулиной - «Уроки музыки». Затем последовали: «Стихи» (1975 год), «Метель» (1977 год), «Свеча» (1977 год), «Тайна» (1983 год), «Сад» (1989 год). Последний был удостоен Государственной премии СССР.

Огромное место в сердце поэтессы занимала Грузия, которую Ахмадулина посетила в семидесятых годах, и которую полюбила всем сердцем. Белла переводила стихи грузинских поэтов: Г. Табидзе, Н. Бараташвили и И. Абашидзе, стремясь донести красоту их слова, их невероятный лиризм до русскоязычных читателей. В 1974-ом году она вышла замуж за Бориса Мессерера, и это был уже ее четвертый брак. В 1979-ом году поэтесса принимала участие в создании литературного альманаха «Метрополь». Альманах был неподцензурный, что соответствовало свободолюбивому духу Ахмадулиной.

Она не раз поддерживала опальных советских авторов-диссидентов: Владимира Войновича, Льва Копелова, Георгия Владимирова. Она публиковала заявления в их защиту в «Нью-Йорк Таймс», ее выступления передавались по «Голосу Америки» и «Радио Свобода». Поэтесса скончалась в 2010-ом году, двадцать девятого ноября. В последние годы, по утверждению ее мужа, Белла Ахатовна сильно болела, практически ослепла и передвигалась на ощупь, но дух этой необыкновенной женщины сломлен не был. Она не любила воспроизводить в своей лирике историю душевной скорби и страданий, но она часто указывала на них, она понимала подоснову бытия: «Не плачьте обо мне… Я проживу!»

Белла Ахмадулина – известная советская поэтесса и переводчица, член Союза российских писателей и почетный член Американской академии литературы искусств.

Детство

Изабелла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в состоятельной семье. Ахат Валеевич, отец девочки, был заместителем министра таможенного комитета СССР, а мама Надежда Макаровна работала переводчицей в КГБ.

Необычное имя девочке дала бабушка Надежда Митрофановна – тогда мама Беллы хотела дать дочке экзотическое имя, и бабушка предложила назвать девочку Изабеллой.

Сочетание крови у девочки также было экзотическим – ее отец был татарином по национальности, а у мамы были русско-итальянские корни.

Большую роль в воспитании девочки сыграла ее бабушка по маминой линии. Родители много времени проводили на работе, поэтому часто Белла оставалось у Надежды Митрофановны.

В начале Второй мировой войны отца Изабеллы забрали на фронт, а девочку с бабушкой эвакуировали. Тогда им пришлось пережить много переездов, пока они не приехали в Казань ко второй бабушке Беллы.

В Казани девочка серьезно заболела, но, к счастью, в 1944 году в Казань приехала мама будущей поэтессы, и девочку удалось спасти.

После окончания войны семья вернулась в Москву, и Белла пошла в школу. Там юной поэтессе не нравилось, она часто прогуливала школу. По словам самой Беллы, за годы войны она привыкла к одиночеству, поэтому в школе среди большого количества детей ей было некомфортно.

Творческий путь

Свои первые стихи Изабелла начала писать в 15 лет. В школьные годы Белла пошла в литературный кружок Дома пионеров.

После окончания школы Белла встала перед тяжелым выбором. Она хотела связать свою жизнь с литературой, но родители были против такого желания дочери. Они хотели, чтобы Белла стала журналисткой.

Поддавшись уговорам родителей, Белла подала документы на факультет журналистики МГУ, однако провалила вступительные экзамены. После этого, послушав родителей, она пошла работать в издание «Метростроевец».

Впервые стихи Беллы были напечатаны в журнале «Октябрь» в 1955 году, спустя 2 года о начинающей поэтессе заговорила «Комсомольская правда». Однако издание раскритиковала стихи Ахмадулиной, заявив, что они слишком старомодные и не соответствуют духу советского времени.

Через год Белла поступила в Литературный институт, но была отчислена из-за неприятного инцидента.

В октябре 1958 года Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Советская власть негативно отреагировала на это событие и началась травля поэта. В 1959 году Белла Ахмадулина не захотела подписывать письмо, осуждающее «предателя родины», и в том же году ее отчислили.

После отчисления Изабелле удалось устроиться на работу внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске.

Главный редактор газеты, пораженный талантом своей подчиненной, поспособствовал возвращению Беллы в институт, который девушка окончила с красным дипломом в 1960 году.

Через два года после выпуска вышел первый сборник поэзии «Струна». Настоящий успех последовал после выступления в московском Политихническом музее.

Тогда Белла выступала на одной сцене с Евтушенко, Рождественским и Вознесенским. С ними девушка начала появляться на литературных вечерах.

Второй сборник «Озноб» поэтесса напечатала в 1968-ом году во Франкфурте, в 1969 выходит еще один сборник под названием «Уроки музыки». За очень короткое время Ахмадулина выпускает сборники «Стихи», «Метель» и «Свеча».

В семидесятых Белла побывала в Грузии. Впечатлившись культурой и природой Грузии, поэтесса пишет сборник стихов «Сны о Грузии». Также Ахмадулина переводила стихи известных грузинских поэтов: Николая Баратшвили, Галактиона Табидзе и Симона Чиковани.

Помимо стихов Белла также писала эссе о знаменитых личностях. Среди них Владимир Набоков, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Владимир Высоцкий и многие другие.

В 1979 году вышел альманах «Метрополь», одним из авторов которого была Ахмадулина.

Часто Белла защищала диссидентов Лева Копелова, Андрея Сахарова и Владимира Войновича.

Письма, защищавшие их, Ахмадулина публиковала в газете «New York Times». Их также зачитывали по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».

Поэтесса участвовала во всемирных фестивалях, среди которых был Международный праздник поэзии 1988 году в городе Куала-Лумпур.

В 1993 году Ахмадулина подписала «Письмо сорока двух», а в 2001 году — письмо в защиту НТВ.

Участие в фильмах

Белла снялась в фильмах «Спорт, спорт, спорт» и «Живет такой парень».

Дебютный фильм «Живет такой парень» вышел в 1959 году, тогда поэтессе было 22 года. Белле досталась роль журналистки из Ленинграда. На Венецианском кинофестивале картина была награждена «Золотым львом».

Следующей работой Ахмадулиной как актрисы была роль Элемы Климовой в киноленте «Спорт, спорт, спорт».

Поэтесса выступила в качестве сценариста в кинолентах «Чистые пруды» и «Стюардесса».

Хотя Белла появлялась в фильмах лишь два раза, ее стихи довольно широко использовались в отечественных фильмах.

Впервые стих Беллы прозвучал в кинофильме «Застава Ильича», вышедшем в 1964 году. В 1973 выходит киноальманах «Друзья мои», в котором использовались произведения Ахмадулиной.

Через два года в культовой работе Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» Алла Пугачева исполнила песню «По улице моей который год» на одноименные стихи Ахмадулиной.

В 1976 Ахмадулина исполнила свой стих в фильме «Ключ без права передачи». В 1978 году еще один культовый фильм использовал стихи поэтессы. Стих «Озноб» исполнила героиня картины «Служебный роман».

Стих «Взойти на сцену» был положен на музыку и исполнен Аллой Пугачевой в фильме «Пришла и говорю» в 1984 году. В том же году выходит фильм «Жестокий романс», в котором прозвучало сразу три стиха поэтессы: «Романс о романсе», «А напоследок я скажу» и «Снегурочка».

Личная жизнь

Белла Ахмадулина рано вышла замуж – в 18 лет она узаконила свои отношения с известным поэтом Евгением Евтушенко. Однако брак продержался недолго и через 3 года молодые люди расстались.

Спустя год Ахмадулина вышла замуж за писателя , с которым прожила в браке 9 лет. Согласно биографическому роману «Таинственная страсть» Василия Аксенова, причиной расставания послужила измена Беллы.

В 1968 году Белла удочерила сироту Аню, получившую отчество от Юрия Нагибина.


Далее Ахмадулина вышла замуж за Эльдара Кулиева, но и этот брак оказался недолгим. От Эльдара Белла родила дочь Елизавету.

В 1974 Белла узаконила свои отношения с театральным художником Борисом Мессерером. Начав жить с мужем, Белла оставила своих дочерей на воспитание домработнице и матери.

Смерть

В последние годы своей жизни поэтесса была тяжело больна, поэтому практически не выходила из дома и не писала стихи.



Просмотров