Нормативные акты по регулированию инновационной деятельности. Правовое регулирование инновационной деятельности

Проблемы правового регулирования инновационной деятельности

Д. В. Грибанов , директор Центра интеллектуальной собственности, информационных и организационных правоотношений УрГЮА

_____________________________________

Необходимость регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инноваций меняется структура экономики. Ведь инновации выступают непосредственной причиной возникновения новых производств, отраслей и постепенного отмирания уже существующих.

Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития государства на сегодняшний день признается в большинстве стран мира, включая и Россию, о чем свидетельствуют принятые программные документы. К ним относится Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2006 № 977-р, которым утверждена Концепция федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы», а также Письмо Правительства РФ от 05.08.2005 № 2473п-П7 «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года». К актам подобного рода необходимо также отнести Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом РФ 30.03.2002.

Правовое регулирование предполагает целенаправленное воздействие на тот или иной вид общественных отношений. Инновационная деятельность также выступает разновидностью общественных отношений, которые складываются в процессе создания и внедрения инноваций в жизнь общества.

Под правовым регулированием в узком смысле следует понимать воздействие норм права на общественные отношения в целях их упорядочения и развития.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством использования различных правовых методов, средств и форм. Основным правовым средством государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.

Регулирование инновационной деятельности может осуществляться также на базе инновационных прогнозов, стратегий, программ и проектов.

Инновационный прогноз представляет собой предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий). Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ в целом.

В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

Инновационная стратегия – это определение приоритетных направлений инновационной деятельности. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу. Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный либо долгосрочный период.

Важную роль в правовом регулировании инновационной деятельности должны играть принципы государственной политики в сфере науки и новаций:

1. Свобода научного и научно-технического творчества;

2. Правовая охрана интеллектуальной собственности;

3. Поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

4. Стимулирование деловой и научной активности;

5. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики страны;

6. Развитие международного сотрудничества.

На государственную политику оказывают влияние разного рода внешние и внутренние факторы. Среди внутренних факторов особое место занимают нормативно-правовые.

К нормативно-правовым факторам государственного регулирования инновационной деятельности можно отнести:

    установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,

    гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством применения норм Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, регулирующих инновационную деятельность. В основе этого регулирования лежит правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

При этом правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в исключительном ведении РФ (ст. 71 Конституции РФ). Соответственно, подчеркивается важность регулируемых общественных отношений. Понятие «инновационная деятельность» значительно шире понятия «интеллектуальная собственность», поэтому некоторые вопросы, связанные с правовым регулированием инноваций могут находиться в ведении субъектов РФ.

На уровне субъектов РФ могут рассматриваться вопросы стимулирования, финансирования инновационной деятельности с учетом специфики региона.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона Свердловской области «О государственной научно-технической политике Свердловской области» от 02.04.2001 № 33-ОЗ при реализации основных направлений государственной научно-технической политики в Свердловской области осуществляются меры по государственной поддержке инновационной деятельности, направленной на практическое использование научных знаний и разработок в целях создания нового либо улучшение имеющегося конкурентоспособного продукта (технологического процесса, услуги) .

Кроме этого, регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

К проблемам правового регулирования инновационной деятельности можно отнести:

– большое количество федеральных нормативных правовых актов, которые упоминают в своем контексте словосочетания «инновация», «инновационный продукт», «инновационная деятельность», но в то же время не отличаются единообразием и не содержат положений о субъектах и объектах инновационной деятельности, о механизме ее осуществления, о видах или формах такой деятельности и др.;

– отсутствие разграничения между научной деятельностью, научно-технической деятельностью и инновационной деятельностью.

При этом любой подход к определению инновационной деятельности предполагает сочетание при ее регулировании норм различных отраслей права, в частности гражданского, административного, налогового, бюджетного.

Существует мнение, что основной проблемой, лишающей хозяйствующих субъектов стимулов к созданию и внедрению в производство научно-технических результатов, является недостаточная проработка в законодательстве вопросов косвенного финансирования научно-технической и инновационной деятельности, в первую очередь, за счет предоставления различных налоговых льгот и преференций. Данный недостаток может быть устранен путем разработки и принятия ряда специальных законов, вносящих изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ в части совершенствования налогообложения субъектов научно-технической и инновационной деятельности . При этом внесение поправок и изменений в действующее законодательство не обеспечит целостного правового регулирования в сфере инновационной деятельности, что повлечет за собой новые споры и коллизии в праве.

Анализ существующего законодательства и практика его реализации показывают, что эффективные концептуальные подходы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности, на сегодняшний день в масштабе российского законодательства отсутствуют .

Это объясняется тем, что отсутствует единый федеральный закон, который закреплял бы понятия инноваций, инновационной деятельности, а также устанавливал общие принципы реализации инновационной деятельности в РФ и разрешал иные вопросы, связанные с указанными категориями.

В то же время должны быть определены пределы правового регулирования инновационной деятельности субъектами Федерации.

В свою очередь, органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы, принимают нормативные акты, которые регулируют отдельные аспекты инновационной деятельности.

Предметом регулирования нормативных правовых актов субъекта Федерации в сфере инновационной деятельности может выступать установление форм и методов государственной поддержки указанной деятельности за счет бюджета субъекта Федерации. Вместе с тем, акты субъекта Федерации должны представлять собой систему, предполагающую единство целей, задач регулирования, в которой закон, направленный на установление общих форм и методов государственной поддержки инновационной деятельности, сочетается с иными актами.

Законодательство субъектов Федерации должно совмещать в себе регулирование форм и методов поддержки как инновационной, так и одновременно научной и научно-технической деятельности, что обеспечит возможность применения единых форм и методов такого рода поддержки.

Видится, что на региональном уровне необходимо предпринять комплекс действий, которые будут способствовать инновационному развитию региона.

1. Создание системы регионального законодательства в области инновационных отношений в пределах компетенции субъекта Федерации. Для этого необходимо исследовать специфику региона, определить основные научно-технические и производственные направления его развития, обозначить компетенцию полномочных органов и источники финансирования.

2. Разработка целевых программ в сфере развития инновационной деятельности с указанием возможных исполнителей, определяемых на конкурсной основе, ответственных должностных лиц и финансовых ресурсов.

3. Организация эффективной системы взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов, представителей учреждений науки и высшего образования, общественных организаций (союзов) и представителей бизнеса.

Важно отметить еще один момент. На заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ 16.11.2006 года был принят «Модельный закон об инновационной деятельности» . Цель закона заключается в гармонизации законодательства государств – участников Содружества Независимых Государств в области инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности национальной экономики стран Содружества за счет применения научно-технических достижений, новых технологий и других результатов научно-технической деятельности. В содержание закона включены положения о субъектах, объектах и видах инновационной деятельности, основные понятия и термины, формы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности и другие аспекты. Согласно статье 14 Модельного закона правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на основе законодательства государств – участников СНГ, регулирующего экономические отношения субъектов предпринимательской деятельности, а также на основе специальных законодательных актов, регулирующих особенности гражданского оборота результатов интеллектуальной научно-технической деятельности. В случае отсутствия в национальном законодательстве норм или положений, необходимых для регулирования отношений в сфере инновационной деятельности, могут применяться нормы настоящего Закона или положения международных договоров и соглашений, ратифицированных парламентами государств-участников СНГ.

Таким образом, правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на международном уровне, на уровне РФ и частично на уровне субъектов РФ. Несмотря на принятие многочисленных нормативных актов разного уровня, законодательная база РФ в инновационной сфере требует существенных изменений.

В настоящее время представляется необходимым принятие федерального закона, направленного на регулирование инновационной деятельности.

Например, возможно принятие Федерального закона «Об инновационной деятельности», комплексно регулирующего инновационные отношения на федеральном уровне.

В такого рода законе, кроме всего прочего, обязательно должны быть зафиксированы следующие моменты:

– определение общего содержания понятий «инновационная деятельность», «инновации», «субъект инновационной деятельности», «результаты инновационной деятельности», «инновационное предприятие» и т. д.

– разграничение понятий и статуса субъектов научной, научно-технической, инновационной деятельности;

– определение органов государственной власти и иных субъектов, участвующих в реализации мер поддержки инновационной деятельности;

– определение перечня форм поддержки инновационной деятельности на уровне субъектов Федерации.

Как отметил в своем выступлении В. В. Путин: «Должно существовать единое правовое пространство страны. Региональная правовая база должна быть приведена в соответствие с федеральным законодательством, которое в свою очередь получит серьезное развитие, включая систематизацию законодательства» . Именно к единому правовому пространству необходимо стремиться при совершенствовании законодательства, регулирующего отношения в сфере инновационной деятельности.

________________________________

1 Собрание законодательства Свердловской области. 2001. № 4.

2 Гутников О. В. Сопоставительный анализ и оценка законодательных моделей регулирования инновационной деятельности // Законодательство и экономика. № 10. 2006. С. 20.

3 Волынкина М. В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. М.: Аспект Пресс. 2007. С. 55.

4 Межпарламентская Ассамблея государств–участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (часть 2). С. 371-427.

5 Выступление В. В. Путина «О стратегии развития России до 2020 года» // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. № 4. 2008. С. 6.


Инновационная деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое обеспечение инновационной деятельности в современной России несовершенно. В декабре 1999 г. был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике", но затем он был отклонен Президентом РФ.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим начальные стадии инновационного процесса, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"- *(источник № 995), который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).
Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, порядок формирования государственной научно-технической политики.
Особое значение для научно-технической сферы имеет Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"- *(источник № 996). Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности. К информации, составляющей коммерческую тайну, отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау). Закон связан с решением проблемы контроля оборота результатов научно-технической деятельности.
Действуют законодательные акты, регламентирующие правовой режим отдельных интеллектуальных продуктов, таких, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы- *(источник № 997), программы для ЭВМ и базы данных- *(источник № 998), топологии интегральных микросхем- *(источник № 999), товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров- *(источник № 1000).
Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет БК РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ- *(источник № 1001). Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Ежегодно в Федеральном законе "О федеральном бюджете" оговариваются инвестиционные проекты и их финансирование.
НК РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности.
При отсутствии законодательного акта, регламентирующего инновационную деятельность, возрастает значение подзаконных актов, связанных с ее правовым обеспечением.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. В Основах сформулированы цель, задачи и важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий.
Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. утверждена постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605- *(источник № 1002).
Основными задачами Программы являются развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.)- *(источник № 1003). В качестве главной задачи государственной политики в области развития науки и стимулирования инноваций рассматривается эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики.
Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 1187-р утвержден План мероприятий на 2003-2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования- *(источник № 1004).
"Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002-2005 годы"- *(источник № 1005) содержит цели и задачи государственной инновационной политики, характеризует стратегию инновационного развития, механизмы реализации инновационной политики.
В целях усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала и создания условий, способствующих привлечению инвестиций, Правительство РФ приняло постановление от 31 марта 1998 г. N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу"- *(источник № 1006).
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"- *(источник № 1007) направлено на обеспечение устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом.
Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности- *(источник № 1008). Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863- *(источник № 1009).
Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности- *(источник № 1010). Такая инвентаризация представляет собой выявление прав на результаты научно-технической деятельности с целью их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте.
Постановлением Госкомстата РФ от 25 июля 2002 г. N 158 утверждена форма государственного федерального статᴎϲтического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности предприятия"- *(источник № 1011).
Ряд субъектов РФ, например Томская, Тверская и Новосибирская области, осуществляли попытки принять законодательные акты об инновационной деятельности. В научной печати эти попытки были названы единичными, в целом безуспешными акциями. В Саратовской области в 1997 г. был принят Закон "Об инновациях и инновационной деятельности"- *(источник № 1012). Под инновациями (нововведениями) в этом документе понимается результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности.
Московская городская Дума приняла Закон города Москвы от 7 июля 2004 г. "Об инновационной деятельности в городе Москве"- *(источник № 1013). Закон содержит понятия инновационной деятельности, продукции инновационной деятельности, субъекта инновационной деятельности и др. В Законе определены цели, задачи и функции инновационной системы города Москвы. В частности, указано, что инновационная система города Москвы формируется с целью обеспечения правовых, экономических, финансовых, социальных и иных условий инновационного пути развития экономики города Москвы.
В Законе характеризуются формы государственной поддержки инновационной деятельности, к которым относятся предоставление гарантий города Москвы под кредиты, содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках и т.д. Обращает на себя внимание вопрос о формировании Правительством Москвы системы льготного налогообложения инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты в рамках инновационной программы города Москвы.
В целях развития малого наукоемкого бизнеса в Москве Правительство Москвы приняло постановление от 2 ноября 2004 г. N 763-ПП "О городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004-2006 годы"- *(источник № 1014). Программа содержит четыре подпрограммы, в которых рассматриваются вопросы нормативно-правового и научно-методического обеспечения развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере, финансовые механизмы их поддержки, вопросы расширения деловых возможностей малого предпринимательства в инновационной сфере и развития городской инновационной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Лекция, реферат. 20.2. Правовое регулирование инновационной деятельности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.


26.03.2004/курсовая работа

История развития Православной Церкви и отношений с государством. Церковь и государство. Церковь и политика. Преступность, наказание, исправление. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с церковью.

27.12.2003/реферат

Право муниципальной формы собственности, закреплённой в ст. 8 Конституции РФ, возникает из оснований, предусмотренных целым рядом законодатель-ных и иных правовых актов. Органы местного самоуправления. Способы формирования муниципальной собственности.

3.06.2008/реферат

Задачи, принципы и функции аттестационного производства. Правовое регулирование и стадии аттестационного производства. Поощрение сотрудников органов внутренних дел. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушения служебной дисциплины.

22.04.2003/реферат

Понятие, правовое регулирование и правовая природа договора возмездного оказания услуг. Элементы договора возмездного оказания услуг. Содержание договора возмездного оказания услуг.

7.02.2009/курсовая работа

Теоретический и правовой аспекты инвестиций в РФ. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ. Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований. Инвестиционная политика муниципального образования на примере города Пскова.

22.01.2009/реферат

Юридические лица и использование ими земель в Республики Беларусь. Правовое регулирование и общая характеристика использования земель. Классификация юридических лиц и описание их особенностей. Порядок приобретения и прекращения права пользования землей.

Регулирование инновационных процессов предопределено их возросшей весомостью в экономике и развития общества. Любая инновационная деятельность основана на поиске новых идей и их оценке, необходимых ресурсов, создании и управлении хозяйствующим субъектом, получением дохода и удовлетворении результатом инновирования.

Правовая незащищенность инновационных процессов ведет к ослаблению заинтересованности в инновировании, увеличении рисков, связанных с данными процессами, что определяет область инноваций, как недостаточно привлекательную и развивающуюся.

Значимость нормативно - правового регулирования в сфере инновационных процессов отмечена Дивуевой Н.А. в статье «Вопросы нормативно - правового регулирования инновационной деятельности в части управления отбором проектов в сфере науки», в которой сказано, что «нормативно - правовые основы инновационной деятельности должны обеспечивать политику, проводимую государством в этой сфере. Главным инструментом данной политики являются федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации» .

Одним из действенных моментов является создание новых отраслей, возникновения производств, что ведет к повышению имиджа экономики и государства в целом .

Политика Российской Федерации с точки зрения инновационных процессов, развития инновационной системы определена государственно - частным партнерством и направлена на эффективную инновационную деятельность. Модель государственно - частного партнерства основывается на объединении ресурсов и распределению рисков, основываясь на соглашениях с партнерами .

Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на благоприятное воздействие и поддержку экономического климата, взаимосвязь инновационных процессов, производства, образования.

Роль государства сводится к разработке стратегии научно-технической политики, включающей:

Оптимизацию законодательных актов, связанных с патентными правами: создание законов о соблюдении качества продукции, защиты прав потребителей, антимонопольное законодательство;

Улучшению законодательства в сфере косвенных мер, влияющих на инновационные процессы (целенаправленная налоговая и амортизационная политика).

Весомое значение в нормативно - правовом регулировании должно быть уделено вопросам финансирования. Рассматривая финансирование научных разработок в ведущих странах, можно отметить, что государство финансирует до половины и более затрат на научно-исследовательскую работу. Компенсирование затрат может происходить посредством льготного кредитования. Льготное инновационное кредитование представляет финансовую поддержку инновационной деятельности, предусматривающей предоставление льготных займов, грантов или компенсацию банковского процента (целиком или частично) в случае направления займа на финансирование инвестиций в инновационные процессы.

Государство инвестирует средства в инновации в фундаментальные исследования, проводимые в государственных лабораториях; серьезное внимание уделяется долгосрочным проектам в сфере частного предпринимательства. Инвестирование осуществляется в форме бюджетных ассигнований под определенные проекты (применение программно-целевого контрактного финансирования) .

Программно - целевое финансирование предполагает системное выделение денежных ресурсов на долгосрочные программы, направление которых определено решением социальных экономических задач. Эффективное функционирование данного механизма предопределено следующими принципами: единством подходов к формированию фондов финансирования программы инновирования; оптимальности распределения ресурсов по различным направлениям инновационных процессов; адаптационной гибкости в реализации программы инновационных процессов .

Контрактное финансирование представляет собой выделение денежных средств под залог прав - требований по контрактам.

Нормативно - правовое обеспечение должно быть направлено на регулирование инновационного цикла, представляющего собой преобразование научного знания в инновацию. Каждая стадия инновационного цикла требует законодательного подхода, так как включает возникновение идеи, фундаментальные и прикладные исследования, разработку промышленных образцов, коммерциализацию инновационных идей, производство и реализацию инновационной продукции. Каждая стадия несет в себе определенные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Итак, можно сделать вывод, что нормативно - правовое воздействие должно концентрировать внимание на регуляцию следующих моментов:

1.В процессе возникновения идеи;

2.В процессе преобразования идее в материально - вещественную инновацию;

3.В процессе передачи права на использовании научного результата.

Структурно - правовой механизм инновационной деятельности можно представить двумя взаимосвязанными правовыми блоками. К первому блоку можно отнести нормы, обеспечивающие четкую организацию отношений в области инновационной деятельности, эффективность их применения в соответствии с потребностями общества. Второй блок будет объединять нормы управления инновационными процессами.

Наиболее важным аспектом, заслуживающим особого внимания, занимают позиции охраны интеллектуальной собственности - совокупность авторских и других прав на результаты инновационной деятельности, охраняемые законодательными актами государства.

Правовая обеспеченность инновационных процессов должна быть построена на создании условий, которые поощряли к развитию и внедрению инноваций, повышали спрос на инновационный продукт.

Система нормативного правового регулирования инновированием в Российской Федерации состоит из целого комплекса нормативных правовых актов.

Уровни нормативно - правового регулирования представлены на рисунке 1.

Нормативно - правовыми факторами государственного регулирования инновационной деятельности являются: правовые основы взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, гарантированность прав и поддержание интересов субъектов инновационной деятельности.

Регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством применения норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, международных договоров.

Рисунок 1 - Уровни нормативно - правового регулирования в Российской Федерации

Инновационные процессы на уровне субъектов Российской Федерации рассматриваются с точки зрения стимулирования, финансирования, поддержки процессов инновирования. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются региональные и межрегиональные программы инновирования, принимаются нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы инновационной деятельности. Нормативно - правовое регулирование инновационных процессов на уровне регионов должно строиться на системе единства целей, задач регулирования, параллельности иных правовых актов.

Комплекс действий нормативно - правового регулирования инновирования на уровне региона должен предопределяться следующей спецификой:

Особенностями региона, развитием производства, полномочиями органов власти, источниками финансирования;

Взаимодействиями органов государственной власти Российской Федерации, представителей учреждений науки и высшего образования, представителей бизнеса и общественных организаций;

Возможностью разработки и применением программ в сфере развития инновационной деятельности. Отслеживание высококвалифицированных специалистов - исполнителей, ответственных лиц за ход работы.

Рассматривая подзаконные нормативные акты можно отметить следующие их особенности: во - первых, данная документы издаются в соответствии с законом; во - вторых, регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

В активизации инновационной деятельности заметную роль играют акты локального регулирования. Локальные акты принимаются субъектом, которые их выполняет, определяя возможность гибко реагировать на изменяющиеся условия инновационных процессов.

Уделив внимание вопросам нормативно - правового регулирования инновационных процессов, можно сделать вывод, что область разработки, систематизации и развития инновационного законодательства должна быть направлена на обеспечение:

1.Развития фундаментальной науки, прикладных исследований, системы формирования долгосрочного прогнозирования, выделение приоритетов научно - технической и инновационной деятельности. В письме Президента Российской Федерации № Пр-576 стратегической составляющей развития общества является фундаментальная наука, результатом которой выступает экономический рост, устойчивое развитие государства, что обеспечивается:

Государственной поддержкой фундаментальных, социальных и гуманитарных исследований;

Сохранением и поддержкой научных и научно - технических школ;

Развитием исследовательской, конструкторской, опытно - экспериментальной базы;

Совершенствованием информационной инфраструктуры ;

2.Повышения эффективности использования результатов научной и научно - технической деятельности. Вовлечение в хозяйственный оборот результатов инновационных процессов и повышение адаптационной возможности внедряемых инноваций должно базироваться:

На создании системы учета информативных данных о научных исследованиях и научно - технической деятельности;

Государственном стимулировании создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно - технической деятельности;

Нормативно - правовом регулировании механизмов передачи разработчикам, инвесторам, хозяйствующим субъектам прав на результаты научной и научно - технической деятельности при введении их в хозяйственный оборот;

Усиление порядка учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности;

3.Формирования рынков потребления научно - технической продукции (создание системы государственных заказов, стимулирование инвестиций в инновационную сферу). Система государственных заказов должна быть построена на эффективном обеспечении результата, максимально соответствующего ожиданиям заказчика, полном удовлетворении общественных потребностей при существующих финансовых, производственных ограничениях. Разработка механизмов стимулирующих факторов инвестирования в инновационную сферу должна опираться на организационно - правовые механизмы, способствующие привлечению средств российских и зарубежных структур для финансирования инновационных процессов, учитывая внедрение действующих государственных гарантий, страхование рисков, минимизируя риски и потери инвесторов;

4.Защиты результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Обеспечение охраны результатов интеллектуальной деятельности путем государственной регистрации исключительного права на РИД активизируют инновации, оказывают стимулирующее воздействие на авторов, творческие коллективы, защищают от несанкционированного использования результатами инновационного процесса третьих лиц. В Российской Федерации вопросы правовой охраны и защиты РИД регламентируются международными договорами, Гражданским кодексом Российской Федерации, соглашениями, нормативными правовыми актами ;

5.Совершенствования механизмов государственно - частного партнерства в инновационной сфере и регулирование взаимодействия между участниками инновационного процесса. Эффективное функционирование инновационных систем характерно в случае тесного взаимодействия между государством и бизнес - сообществом, научными, образовательными учреждениями, взаимосвязи между предприятиями. Партнерство частного и государственного секторов экономики выделяют ключевые компоненты новой инновационной политики, поскольку при правильной организации обеспечивают дополнительные преимущества от инвестирования в государственные исследования ;

6.Развития кадрового потенциала научно - технического и инновационного комплексов. Наличие компетентного, высококвалифицированного персонала позволяют обеспечить профессиональную разработку и внедрение инновации от стадии идеи до коммерциализации. Успешность деятельности кадрового потенциала возможно в условиях согласованности действий органов управления, образовательных учреждений, представителей бизнеса, развитой социальной инфраструктуры . На первый план выдвигается возможность применения профессиональных навыков, заинтересованность молодого поколения в становлении инновационного общества.

7.Заимствования опыта зарубежных стран в продвижении инновационных процессов. Опыт зарубежных стран показывает, что центральное место в инновационных процессах отводится созданию условий льготного кредитования и налогообложения, страхованию, защите промышленной и интеллектуальной собственности. Особое внимание уделяется развитию технопарковых структур, главной задачей которых является оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий путем объединения усилий учебных заведений, научно - исследовательских центров, предприятий. Закрепленные законодательные нормы в странах Запада закрепляют права изобретателей получать «инновационную ренту» - плату за пользование изобретением, что активизирует создание инноваций. Одним из основных вопросов является финансирование инновационных решений. Для стимулирования инвестиционных процессов в инновационные технологии уменьшается налог для вновь входящих на рынок предприятий, функционирующих в данной сфере.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды регулирования Способы регулирования
Организационное регулирование инновационной деятельности  развитие инновационной инфраструктуры,  обеспечение приоритета инновационной деятельности,  моральное поощрение авторов инноваций,  содействие модернизации,  развитие интеграционных процессов,  развитие международных связей
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности  развитие предложения инноваций,  расширение спроса на инновации,  содействие конкуренции в инновационной сфере,  развитие предпринимательства,  обеспечение занятости в инновационной сфере,  развитие лизинга наукоемкой продукции  инвестиции в инновации, повышение их эффективности,  создание благоприятного инвестиционного климата
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности  охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности,  охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями,  защита промышленной, интеллектуальной собственности,  развитие договорных отношений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

· развитие рыночных отношений,

· проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,

· создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,

· обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,

· расширение спроса на инновации,

· предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,

· содействие модернизации техники,

· развитие лизинга наукоемкой продукции,

· активизация предпринимательства,



· пресечение недобросовестной конкуренции,

· поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,

· развитие экспортного потенциала страны,

· развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,

· внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

· государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

· содействие развитию инновационной инфраструктуры,

· кадровая поддержка инновационной деятельности,

· содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;

· моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);

· информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);

· содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

· защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

· проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,

· направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

· выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,

· создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,

· предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,

· снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Туристская деятельность - это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государ­ства, многих секторов его экономики. Их доходы значительно пре­вышают поступления от традиционных сфер туризма (гостини­цы, рестораны, транспорт и др.).
Основными задачами государства являются:
определение и разработка принципов политики в области ту­ризма, программ их реализации, механизма контроля и исследо­вания результатов деятельности (организация статистики, ведом­ственных исследований);
создание благоприятных условий для туризма, координация действий различных компаний, организаций и обществ для фор­мирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;
поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инно­ваций и кооперации, формирование привлекательного образа страны.
Многие государства создают специальные национальные ор­ганизации для продвижения различного рода инноваций в туриз­ме - ОМТН (организации, занимающиеся маркетингом турист­ских направлений по терминологии Всемирной туристской органи­зации: Visit Britain, Tourespana, Polska Organizacia Turystyczna и др.).
Государственный сектор все чаще обращается к информаци­онным технологиям и Интернету как средствам продвижения сво­его продукта - туристского направления.
В качестве примера можно привести Финляндию. Финский со­вет по туризму (Finnish Tourist Board - FTB) является государ­ственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 стра­нах. Финский совет по туризму одним из первых начал использо­вать информационные технологии в работе национальной турист­ской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересо­ванными группами, общая цель которых направлена на макси­мальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментом для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии.
Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребите­лей и рынков, эффективному маркетингу».
Развитие туристского бизнеса происходило по следующей схе­ме. В 1992 г. была создана информационная система туристского рынка0 (Market Information System - MIS). Первоначально она использовалась для нужд Финского совета по туризму, но скоро доступ к ней получили профессиональные пользователи страны. Одиннадцать приложений MIS охватывают спектр деятельности совета и все аспекты туристской отрасли. Приложение «Покупа­тели и СМИ» содержит информацию о всех туроператорах и турагентах, их адресах, перечень основных СМИ, продвигающих туристский продукт. Приложение «Планы маркетинга» инфор­мирует о всех маркетинговых планах, рекламных кампаниях и действиях всех отделений Финского совета по туризму на миро­вом рынке. Другие приложения MIS содержат статистические данные, общую информацию о представительствах и персонале Финского совета по туризму, его рабочих группах, документа­цию и переписку по семинарам и рабочим встречам, адреса кли­ентов. Одно из приложений используется как электронная доска объявлений для всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке.
В 1995 г. совместно с региональными туристскими организациями была создана база данных туристского продукта и услуг (на анг­лийском языке), охватывающая всю Финляндию, под названием PROMIS. Основной объем информации для базы данных постав­ляется и обновляется информационными провайдерами - парт­нерами PROMIS - и предприятиями малого и среднего бизнеса, лицензии которым провайдеры предоставляют бесплатно.
В 2001 г. национальная туристская организация Финляндии пер­вой в мире начала продвигать национальную базу данных как ус­лугу в соответствии с протоколом беспроводного доступа (Wireless Application Protocol - WAP). Эта база включает файлы с инфор­мацией о достопримечательностях, средствах размещения, собы­тиях, турах и экскурсиях, телефонных номерах туристских бюро.
Базовые системы MIS и PROMIS финансируются Финским советом по туризму и являются бесприбыльными.
В 1990-х гг. в связи с широким распространением компьютеров ОМТН стали интенсивно использовать информационные техно­логии. Вначале это были замкнутые системы для обеспечения де­ятельности туристских и информационных отделов, сейчас же эти системы через Интернет охватывают конечных потребителей, ко­торым доносят информацию о туристском продукте, его привле­кательности и доступности по цене, легкости и простоте брони­рования.
ОМТН, выступая посредником, работают, как правило, без­возмездно, финансируются государством, хотя и не избегают вов­лечения в коммерческие операции (смешанные региональные и местные государственно-частные).
Информационная эра меняет стиль жизни. В недалеком буду­щем ОМТН не нужны будут представительства во всех крупных странах, поставляющих им туристов. Сейчас ОМТН устанавлива­ют электронную связь с поставщиками туристского рынка в рам­ках региона и предоставляют им возможности самостоятельно об­новлять информацию о своем продукте и его наличии; выступают посредниками в предоставлении всего ассортимента продуктов конкретного туристского региона (что особенно важно для мел­ких и средних предприятий) и электронных каналов (в онлайно­вом режиме или другим способом) туристским агентам и другим участникам рынка.
Для ОМТН развитие партнерских отношений открывает перс­пективы более широкого распространения своей информации по туристским регионам. В отрасли туризма существует больше по­среднических организаций, чем в любой другой индустрии. К ним относятся туроператоры и турагенты, которые формируют турист­ские пакеты и занимаются распределением продукта от имени крупных поставщиков, какими являются владельцы гостиниц и авиакомпаний. Это позволяет ОМТН продавать свой продукт че­рез коммерческих посредников на основе специальных договоров.

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

· установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,

· гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осущестляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

· договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,

· договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,

· договоров строительного подряда,

· договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,

· договоров страхования инновационных рисков,

· договоров (контрактов) с инвесторами,

· и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

· инновационных прогнозов

· инновационных стратегий

· инновационных программ

· инновационных проектов.

· программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.)
Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ.
В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности.
Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.
Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.

ПРОЕКТ (ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднеспочный период.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ФЕДЕРАЛЬНАЯ) ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА включает в себя:

· федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,

· крупные инновационные проекты,

· федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.

Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.

Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.

6.1 Понятие интеллектуальной собственности.

6.2 Патенты. Основная характеристика.

6.3 Лицензирование и юридический порядок передачи технологий.

6.1 Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ (ст. 44), Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности .

Интеллектуальная собственность - собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательского права .

На международном уровне юридическое понятие интеллектуальная собственность предусмотрено Конвенцией , учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году . Главной задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране.

В Российской Федерации правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ, Законом об авторском праве и смежных правах и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нововведение представляет собой прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее . Это целенаправленное изменение, которое вносит в производство новые относительно стабильные материальные и социальные элементы.

Новшество - объект промышленной собственности и (или) связанный с ним продукт интеллектуальной деятельности, являющийся предметом нововведения; результат интеллектуальной деятельности, законченных научных исследований и разработок, обладающий новизной и спросом для включения в экономический оборот; это предмет инновации.



В зависимости от правового режима выделяют три группы объектов интеллектуальной собственности.

К первой группе относятся объекты, регулирование которых осуществляется специальными законами или нормами, содержащимися в законодательстве.

В настоящее время в России правовыми нормами (патентным законом РФ, законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров») охраняются объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть закреплены за физическими и юридическими лицами в форме авторского права, изобретательского и патентного права, права на промышленные образцы, полезные модели и других формах .

Создателю объекта интеллектуальной собственности, находящегося под правовой охраной, принадлежит авторское право . Авторское право, защищенное патентом, предоставляет исключительное право на использование объекта интеллектуальной собственности по усмотрению создателя в течение конкретного отрезка времени . Данное право собственника поддерживается государством и закрепляется юридически.

Предоставление патента – это распространенный способ возмещения затрат средств, времени и человеческого капитала частных организаций и отдельных специалистов на получение такого общественного товара как новые научно-технические знания. В течение срока действия патента патентообладатель обеспечивает экономическую эксплуатацию объекта интеллектуальной собственности и доступ к нему иных экономических агентов.

Ко второй группе относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, которые обеспечиваются правами в пределах сформулированных понятий или установленного перечня сведений (коммерческие сведения, промышленные секреты, «ноу-хау»).

К третьей группе относятся объекты, не определенные правами, регулирование которых осуществляется в договорной форме или на уровне локальных актов.

К основным проблемам в сфере интеллектуальной собственности, с которыми сталкиваются заинтересованные лица, относятся :

2. использование объектов интеллектуальной собственности

В настоящее время проблемами и вопросами, возникающими в сфере интеллектуальной собственности занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) . Эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2002 было утверждено положение о правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности , которая является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации .

6.2 Патентное право - отрасль права, нормы которой устанавливают систему охраны прав на технические решения изобретения путем выдачи патента .

Патент (англ. рatent) - документ, удостоверяющий авторство и исключительное право на изобретение; свидетельство на изобретение, выдаваемое компетентным органом государства, удостоверяющее признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство и исключительное право на изобретение. Кроме того, патент представляет собой документ, выдаваемый официальным органом государства на право занятия каким-либо ремеслом или промыслом при соблюдении необходимых условий и внесении платежа (патентного сбора) .

В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны.

Патенты защищают только принципиально новые технические изобретения, позволяющие получать качественно новые результаты. Они выдаются физическим и юридическим лицам. Если патент принадлежит определенному физическому или юридическому лицу, то другое лицо не имеет права использовать запатентованный объект без разрешения владельца патента. Продажа лицензии в другое государство означает получение там патента. Патент действует только в пределах территории того государства, ведомство которого его выдало.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны. Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов – то есть активов, не имеющих физической, осязаемой формы: управленческие, организационные, технические ресурсы, репутация в финансовом мире, капитализированные права, привилегии, конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью, защита, обеспечиваемая страховкой, патенты и торговые марки, фирменные знаки, "ноу-хау", другие виды интеллектуальной собственности, право на пользование .

Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.

Таблица 5. Временные рамки для различных действий, предусмотренные патентным законом Российской Федерации

Вид действия Изобретение Полезная модель Промышленный образец
Подача заявки
Подача после опубликования сведений 6 мес. 6 мес. 6 мес.
Подача исправлений 2 мес. 2 мес. 2 мес.
Экспертиза заявки
Формальная экспертиза Через два часа после подачи заявки
Ходатайство о проведении Экспертизы по существу 3 года Не проводится Не подается
Возражение на решение об отказе 3 мес. - 3 мес.
Жалоба на решение об отказе 6 мес. - 6 мес.
Опубликование сведений о заявках и патентах
Сведения о заявке 18 мес. Не проводится
Сведения о патентах После завершения рассмотрения
Действия патента
Полный срок действия 20 лет 5 лет 10 лет
Уплата годовых пошлин с 3-го года действия с 1-го года действия С 3-го года действия

Патент Российской Федерации не имеет по своей правовой природе каких-либо признаков, которые отличали бы его от классического патента. Эта природа заключается в исключительном праве патентоообладателя на использование охраняемых патентов изобретении, полезных моделей или промышленных образцов на территории России. Это право включает в себя и право запретить использование защищенных объектов другими лицами, которые могут получить доступ к такому использованию только через режим лицензионного договора . Только для так называемых «служебных» объектов промышленной собственности, создаваемых за счет средств бюджета всех уровней, допускается использование служебной разработки без заключения лицензионного договора между бюджетным инвестором (работодателем) и автором (патентообладателем).

Применение патентной системы компенсации затрат на проведение научно исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР) имеет свои преимущества по сравнению с предоставлением прямых субсидий :

1. правительству не надо делать выбор из множества претендентов на получение государственного финансирования (льготы предоставляются тому, кто первым добился конкретных результатов)

2. за нововведения платят обычно потребители, которые действительно в нем нуждаются, а не все налогоплательщики, как в случае бюджетного финансирования (рынок оценивает полезность новшества)

Недостатки данной системы состоят в следующем:

1. дороговизна и продолжительность процесса патентования и поддержки его в силе

2. трудности учета и, следовательно, защиты на стадии оформления патентной заявки всего круга патентуемых решений, позволяющих универсально охватить все особенности конструкции, технологии, организации объекта интеллектуальной собственности

3. патент обычно получает тот, кто первым добился результата и подал заявку в патентное ведомство

4. организации или изобретатели, работавшие в том же направлении, не только не получают никакой компенсации затраченных ресурсов, но и обязаны приобрести лицензию на право дальнейшего использования новшества у обладателя патента даже в том случае, если они пришли к аналогичным результатам совершенно самостоятельно и почти одновременно.

Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями . Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве).

Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции .

Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак.

В Законе Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара" дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания (товарный знак – ТЗ) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц».

Торговая марка (товарный знак) - это сочетание названия какого-либо товара (фонемы) и его графического изображения (графемы) . Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются.

Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (является составной частью интеллектуальной собственности).

6.3 Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера.

Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по производству изделий; проведению научных исследований и разработок, а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

Ноу-хау - термин, применяемый для обозначения обязательства по передаче на коммерческой основе другой организации выраженных в форме документации технических знаний, опыта, навыков, включая инжиниринговые услуги; это совокупность знаний и навыков, которые носят конфиденциальный характер. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуются, поскольку в значительной своей части состоят из определенных приемов и навыков и, поэтому не пользуются патентной защитой.

Первоначально «ноу-хау» понималось как информация, необходимая для осуществления изобретения и специально упущенная заявителем в патентном описании (смысл – «знать, как применить патент»), с течением времени термин «ноу-хау» утратил первоначальное значение и стал обозначать «знать, как сделать». Под «ноу-хау» обычно понимают :

1. технологические, конструкторские решения и секреты, не охраняемые патентами (комплекс технических знаний) или нововведения, которые могли бы быть защищены патентами, но незапатентованы по тем или иным причинам;

2. конфиденциальные сведения различного характера (коммерческие секреты).

Ноу-хау технического характера кроме незарегистрированных образцов включают также техническую документацию, инструкции, производственный опыт и описание технологий, знания и навыки в области статистической, финансовой отчетности, правовой и экономической работы. Под “ноу-хау” коммерческого характера подразумевают адресные бланки данных, картотеки клиентов, данные об организации и эффективности производства, данные об обучении персонала и другие сведения .

Основные признаки «ноу-хау»:

1. неизвестность неопределенному кругу лиц и отсутствие свободного доступа к информации;

2. наличие явных усилий владельца «ноу-хау» по его сохранению в секрете;

3. коммерческая и промышленная ценность соответствующей информации.

Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации . Неправомерное использование «ноу-хау» влечет за собой имущественную ответственность, которая включает в себя компенсацию его владельцу прямого ущерба, упущенной выгоды и моральных издержек (в соответствии с гражданским законодательством РФ). При передаче прав на использование «ноу-хау» оговаривается конфиденциальность информации, и предусматриваются санкции за ее нарушение.

Передача ноу-хау – один из видов передачи объектов инновационной деятельности. Сделка по передаче ноу-хау - предоставление беспатентной лицензии. Основные особенности передачи ноу-хау :

· большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта;

· необратимый характер передачи ноу-хау;

· постоянно присутствующий временной фактор;

· неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау.

Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями (договорами, соглашениями), предусматривающими не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала и оказание иной технической помощи импортеру. Лицензионные соглашения – это соглашения о передаче прав на использование лицензий, «ноу-хау», товарных знаков .

Права на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией. Лицензии различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам .

Лицензия – это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) юридическим и физическим лицам (лицензиатам) на коммерческое использование изобретения, защищенного патентом, в течение определенного срока и за определенное вознаграждение. Право собственности на него остается за лицензиаром. Предоставление лицензии регулируется лицензионным соглашением между лицензиатом и лицензиаром.

Различают три основных вида лицензий :

§ неисключительная (простая) лицензия позволяет лицензиару самому использовать изобретения или технические знания или выдавать лицензию другим лицам

§ исключительная лицензия лишает лицензиара права использовать изобретение или технические знания в пределах определенной территории и предоставлять ее на данное изобретение другим лицам для использования в пределах территории, на которой действует лицензиат (разновидность данной лицензии – ограниченная исключительная лицензия – сужает возможность лицензиата по использованию лицензии за пределами обозначенной в лицензионном соглашении территории)

§ полная лицензия предполагает полный отказ лицензиара от самостоятельного использования изобретения.

Продажа (передача) инновации - акт распространения (диффузии) в различных формах, разными способами и по разным каналам. Может передаваться на коммерческой или некоммерческой основе, быть внутриорганизационной, внутрирегиональной, внутригосударственной и международной.

Передача лицензий – один из видов передачи объектов инновационной деятельности . Является наиболее распространенным способом коммерческого трансферта технологий и осуществляется в тех случаях, когда доход от продажи лицензии превышает издержки по контролю использования лицензии и упущенную выгоду при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке. Часто по лицензиям передаются не самые новые технологии, а так называемые «технологии промежуточного поколения».

Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках. Представление результатов инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынке может происходить путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий.

Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок. Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне.

Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с "ноу-хау", патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау». В международной торговле широко распространены лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау". Могут быть беспатентные изобретения и "ноу-хау".

Лицензионные соглашения, помимо передачи технических знаний, могут предусматривать оказание лицензиатором инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, поставки оборудования и т.п. Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они являются менее рискованными по сравнению с прямым инвестированием.

Организационные формы и практика продажи лицензий на внешнем рынке могут быть различны. Так, промышленные фирмы для осуществления операций по продаже лицензий создают лицензионные (патентные) отделы, отделения заграничного лицензирования и дочерние компании по заграничному лицензированию. В крупных компаниях, выполняющих в большом объеме научно-исследовательские работы и патентующих свои изобретения, создаются лицензионные отделы (секторы).

Лицензионные отделы (секторы) выполняют следующие функции :

1. изучение торговли патентами и лицензиями;

2. сбор и представление информации техническим службам, производственным отделениям и отделам, экономическим службам;

3. выявление фирм, проявляющих интерес к покупке лицензий;

4. обеспечение патентной охраны результатов научных исследований и технических достижений своей фирмы;

5. осуществление непосредственных операций по купле-продаже патентов и лицензий.

Лицензионные отделы могут быть встроенными и самостоятельными. Встроенные отделы (сектора) входят обычно в юридическую службу (отдел), техническую службу (отдел) или в общеэкономическую службу (отдел). Самостоятельный лицензионный отдел находится в ведении одного из членов высшего руководства фирмы (президента, генерального директора, помощника президента). Самостоятельные отделы могут быть централизованными и децентрализованными. Отделения заграничного лицензирования создаются, как правило, в крупных фирмах или компаниях. В отличие от отделов отделения имеют хозяйственную самостоятельность.

Политику в области лицензирования разрабатывает руководство фирмы (президент, вице-президент, правление директоров), а также руководство дочерних фирм и отделений по экспортным операциям. Основной функцией дочерних компаний по заграничному лицензированию является осуществление операций по продаже лицензий.

Специализированные фирмы, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, как коммерческую, занимаются скупкой патентов и идей, их доработкой и разработкой и выступают на рынке с широким ассортиментом научно-технических знаний, имеющих разную степень готовности для непосредственного промышленного применения.

Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают лицензионные или патентные агенты (брокеры) . Их услугами пользуются индивидуальные патентообладатели, мелкие и средние фирмы, а также крупные фирмы, не осуществляющие в больших масштабах научно-исследовательские работы. Отношения между продавцом (лицензиатором) или покупателем лицензий (лицензиатом), с одной стороны, и агентом - с другой, регулируются на основе лицензионного агентского соглашения .

Лицензионные соглашения отражают целый комплекс взаимоотношений, связанных с организацией производства лицензируемой продукции или с использованием лицензируемого процесса. Кроме научно-технических аспектов, комплекс отражает финансовые отношения, производственные отношения по реализации продукции и другие. Лицензионное соглашение – это договор о предоставлении прав на коммерческое и производственное использование изобретений, технических знаний, товарных знаков.

Типовые лицензионные соглашения разрабатываются различными организациями (комиссиями ООН, отраслевыми ассоциациями промышленных фирм и др.). Типичными являются соглашения, представляющие лицензиату право на запатентованное изобретение или технологический процесс вместе с техническими значениями, опытом, "ноу-хау", а также с правом использования товарного знака. В качестве возмещения на использование предмета соглашения лицензиат уплачивает некоторое вознаграждение.

Лицензионное соглашение предусматривает уплату лицензиатом определенного вознаграждения лицензиару:

- роялти – регулярные платежи, размер которых устанавливается в виде доли прибыли или суммы продаж продукции, произведенной по лицензии (их размер которых определяют на основе фактического экономического результата использования лицензии – например, периодические процентные отношения, участие в прибылях);

- паушальный платеж фиксированная сумма вознаграждения - выплачивается единовременно или по частям - первоначальный платеж наличными; национальный платеж; передача ценных бумаг лицензиата; передача встречной технической документации.

Этот платеж применяется в ограниченном числе случаев, в том числе, при продаже лицензии вместе с оборудованием, при продаже лицензии неизвестной организации, при опасности утечки производственных секретов, а также тогда, когда лицензиат не хочет допустить контроля над своей деятельностью или существуют ограничения на перевод прибыли из страны, где расположен лицензиат. Размер лицензионных вознаграждений этого типа непосредственно не связан с фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные материальные и нематериальные результаты инновационной деятельности.

2. Раскройте содержание понятия интеллектуальная собственность. Назовите какими законодательными документами охраняется интеллектуальная собственность.

3. Дайте определение патент, патентной формы защиты изобретений.

4. Какие задачи решает товарный знак? В чем особенности технологии как товара?

5. Раскройте понятие «ноу-хау», передачи «ноу-хау».

6. Какие задачи решает лицензия? В чем значение лицензионной торговли? В чем различие понятий "лицензиатор" и "лицензиат"?

7. Назовите организационные формы продажи лицензий на внешнем рынке.

8. Охарактеризуйте внутренние и внешние затраты на осуществление инновационной деятельности.



Просмотров