Автор утверждает что принцип федерализма. Основные характеристики государства в контексте правовой теории государства

Вопрос: Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, други...Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, други...Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Ответы:

От­дель­ные ре­ги­о­ны имеют ре­аль­ную са­мо­сто­я­тель­ность в ре­ше­нии во­про­сов своей жизни - слож­ное на­ци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ное устрой­ство го­су­дар­ства от­ра­жа­ет са­мо­быт­ность от­дель­ных субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, поз­во­ля­ет со­хра­нить на­ци­о­наль­ную куль­ту­ру - цен­траль­ная власть ли­ше­на мо­но­по­лии на власть.

Похожие вопросы

  • На каком материке суммарная площадь крупнейших озер наибольшая?На каком материке суммарная площадь крупнейших озер наибольшая?
  • В ячейке B4 записана формула =2*A$1. Какой вид приобретёт формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку C5? Примечание: знак $ используе...В ячейке B4 записана формула =2*A$1. Какой вид приобретёт формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку C5? Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации. 1) =2*A$1 2) =2*A$2 3) =2*B$1 4) =2*B$2
  • "Вказувати дорогу " одним словом! подскажите плиииз)"Вказувати дорогу " одним словом! подскажите плиииз)
  • Задание 1. Ученики посадили 4 куста красной смородины, а малины в 3 раза больше.Крыжовника они посадили на 5 кустов больше, чем малины.Сколько ку...Задание 1. Ученики посадили 4 куста красной смородины, а малины в 3 раза больше.Крыжовника они посадили на 5 кустов больше, чем малины.Сколько кустов крыжовника посадили ученики? Задание 2. Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 5 см.Начерти такой прямоугольник. Задание 3 . В прятки...
  • Задача по алгебре: Туристы планировали пройти маршрут за 6 дней,но из-за плохой погоды им пришлось двигаться медленнее,в место предпологаемых 30 к...Задача по алгебре: Туристы планировали пройти маршрут за 6 дней,но из-за плохой погоды им пришлось двигаться медленнее,в место предпологаемых 30 км в день они проходили только 20 км.За сколько дней они совершили весь переход?
  • Пригодный к употреблению - какое слово главное? И ещё вопрос: может ли словосочетание состоять из трёх слов? (кроме фразеологизмов), например: пре...Пригодный к употреблению - какое слово главное? И ещё вопрос: может ли словосочетание состоять из трёх слов? (кроме фразеологизмов), например: преподнести поздравительный адрес
  • (х+5/12)-1 1/6=1,25 Решите уравнение пожалуйста(х + \frac{5}{12} )- 1 \frac{1}{6} = 1,25(х+5/12)-1 1/6=1,25 Решите уравнение пожалуйста(х + \frac{5}{12} )- 1 \frac{1}{6} = 1,25
  • 15. Во время оккупации Одессы за подпольную деятельность был осужден фашистами на 25 лет тюрьмы юный подпольщик, который стал известен всему миру в...15. Во время оккупации Одессы за подпольную деятельность был осужден фашистами на 25 лет тюрьмы юный подпольщик, который стал известен всему миру в 1971 году как командир экипажа первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют»? Назовите этого человека.

Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации. К ним относятся:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение народов;

3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

§5. Разделение властей- выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей находит своё проявление, с другой стороны, в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов.

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение законодательной, исполнительной и судебной власти объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».

В апреле 1992 года этот принцип был внесён в Конституцию РФ - в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1)

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ 1993 года. В ст. 10 указывается, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они не в праве выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом. Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в «верхних эшелонах государственной власти», но и во всей её иерархии, Конституция (ст. 5), предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими её республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением.

«В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особо важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Он призван обеспечить в конечном счёте рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами».

Разделение властей - не застывшее состояние обособленных структур, это - работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных состояний.

6 Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13, ч. 1,2 Конституции).

Российская Федерация провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст. 13, ч.3,4,5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т. д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Становление принципа политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет ни чего общего с попытками ввести «многовластие», нарушить стабильность в обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, которые ведут к распаду социального управления.

Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере реализованы только в рамках конституционности. Это означает, что необходима чёткая правовая, и прежде всего, конституционная, основа для функционирования всех социально-политических структур, способная в полной мере гарантировать право гражданам на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление - деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Важным условием реализации принципа политического плюрализма является определение правового статуса политических партий, других общественных объединений, участвующих в политическом процессе и составляющих институты политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закреплённым обязанностям со стороны государства и его органов.

Наиболее важные объединения граждан - политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества.

Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти.

Партийные системы современных демократических стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству.

Необходимость многопартийности в демократических странах и её специфические черты объясняются прежде всего тем, что социальной многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоёв и групп с противоречивыми интересами. Поэтому чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе объясняется наличием в нём конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Политический плюрализм - это возможность не только состоять в любой, действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе независимо от их партийной принадлежности.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Вот почему при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В заключение можно дать следующее определение демократического государства: демократическое государство - это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. п.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.

Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

Всё это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.

Список используемой литературы:

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ, М, 1993г.

II. Специальная литература:

1. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право

Российской Федерации.

2. Конституционное (государственное) право зарубежных

стран, том 1, М, 1993г.

3. Деев Н. Н., Четверин В.А. Демократическое

Конституционное государство: введение в теорию, М,

4. Государственное право Российской Федерации, под

редакцией О. Е. Кутафина, М,1996г.

5. Лившиц Р. З. Государство и право в современном

обществе: необходимость новых подходов, «Государство

и право»№ 10,1990г.

6. Леванский В. А., Лысенко В.И., Новикова Т. В.,

Айвазян М. С. Обновление избирательного законода-

тельства в России, «Государство и право»№ 8,1993г.

7. Основы государства и права, под редакцией О. Е.

Кутафина, М, 1996г.

8. Общая теория права и государства, под редакцией

В. В. Лазарева, М, 1996г.

9. Общая теория права и государства, под редакцией

В. В. Лазарева, М, 1994г.

Задания 21 – 24.

Текст 1.
Конституционный строй ­ это такая организация государственной и общественной жизни,
при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет
демократический, правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь,
достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита ­ основной обязанностью
государства.
В Конституции РФ (преамбула и гл.1) находит выражение целостная система принципов
конституционного строя. К первой группе этих принципов можно отнести основы
организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права;
принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что
Российская Федерация ­ часть мирового сообщества.
Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека,
гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и
утверждение прав и свобод чело века и гражданина высшей ценностью; их защита и
соблюдение обязанность государства.
Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества... 
Российская Федерация ­ федеративное государство. Демократический характер Российс­
кого государства проявляется в его государственно ­ территориальном устройстве, основыва­
ющемся на принципе федерализма. Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно
из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопре­
деления наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в
создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации ­
республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование
одних форм национальной государственности в другие.
Принцип федерализма способствует демократизации управления государством...
Субъектами
Российской Федерации наряду с национально ­ государственными образованиями признаются
края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация
построена на сочетании территориальных и национально ­ территориальных начал образования
ее субъектов.
Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в право­
вом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство
всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на
основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную,
носителями которой являются самостоятельные органы государства. Принцип разделения властей
находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов.
(И.А. Андреева)
1. Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?
2. В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в
России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
3. Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое
государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин,
назовите еще две характеристики, которые применимы к нашему государству.
Прокомментируйте одну из данных характеристик.

Задания 21 – 24.
4.Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления
государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин
и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
Прочитайте текст и выполните задания.
Текст 2.
С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав
человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для
обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать,
господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за
надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за
обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность
государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции ­
защиты и охраны прав и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов,
институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип
связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в
обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за
пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где
есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и
права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и
друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных
ценностей ­ эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам
человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их
никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной
деградации общества. Цель правового государства ­ защищая права человека, обеспечить
достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей
многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия,
угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру
взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как
равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в
предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур,
освобожденный от жесткой опеки государства.
Е. В. Лукашева
1.
Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются
естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь
на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента,
доказывающих правоту утверждения автора.
Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового
2.
государства. Назовите три условия.
Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом
3.
социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на
текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Задания 21 – 24.
Прочитайте текст и выполните задания
Текст 3.
Право и закон
[Существует следующее понимание сущности права]: право ­ это не законы, принимаемые
демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие
(абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие,
аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления,
ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность,
все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и
неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить
стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его
регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль
понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по­разному... Да и
почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не
могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен
определять ­ «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права...
их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к
достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...
Н.И. Матузов

1.

Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три
2.
любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.
3.
Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли
автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания
обществоведческого курса, укажите три других источника права.
Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса,
4.
укажите любые три других функции права в обществе.
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Задания 21 – 24.
Группы принципов конституционного строя:
Ответ
Текст 1.
1.
- основы организации государственной власти;
- основы взаимоотношений государства и человека, гражданина;
- основы организации жизни гражданского общества.
2. 1) две формы реализации принципа разделения властей:
- по горизонтали;
- по вертикали;
2) примеры:
- осуществление принципа разделения властей по горизонтали: деятельность Федерального
Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти РФ;
- осуществление принципа разделения властей по вертикали: разделение полномочий между
г. Москвой как субъектом Федерации, (например, наличие «своего» законодательства) и органами
власти Российской Федерации (исполнение федеральных законов).
1) характеристики Российской Федерации, на пример:
3.
- республика;
- светское государство;
- социальное государство;
2) комментарий к одной из характеристик.
Республика ­ форма государственного правления, при которой все высшие органы власти
либо избираются, либо формируются представительными органами.
Светское государство ­ характеристика государства, которая означает отделение
религиозных объединений от государства.
Социальное государство ­ характеристика государства, которое имеет определенные
социальные обязанности: охрану здоровья и труда, поддержку семьи, института детства и
материнства, развитие социальной помощи нуждающимся категориям населения.
- отдельные регионы имеют реальную самостоятельность в решении вопросов своей
4.
жизни;
- сложное национально ­ территориальное устройство государства отражает самобытность
отдельных субъектов Федерации, позволяет сохранить национальную культуру;
- центральная власть лишена монополии на власть.
Текст 2.
1. аргументы:
1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечить контроль
за действиями каждой из ветвей власти;
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Задания 21 – 24.
2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов.
Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для
установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;
3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и
законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.
2. В ответе могут быть названы следующие условия:
- согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;
- уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;
- солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;
- человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии
решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью
властных структур;
- человек освобожден от жесткой опеки государства.
3. В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет
условий, необходимых для существования правового государства:
- отсутствуют общепризнанные ценности;
- отсутствует гражданская солидарность;
- существует неуважение к праву;
- отсутствует доверие к государству;
- отсутствует доверие граждан друг к другу;
2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для
ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских
отношений между государством и гражданами;
3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности
достигнуть главной цели правового государства - защитить права и свободы человека, обеспечить
достоинство личности.
1. 1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.

Текст 3.
­ экономическая функция;
­ политическая функция;
­ социальная функция;
­ охранительная функция.
2.
1) Должно быть сказано, что автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права
(законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю
народа);
2) Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:
­ размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;
­ затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;
­ затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе;
­ размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;
­ открывается простор для произвола в политике;
­ остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;
­ порождается правовой нигилизм.
3. 1) приведен термин, который употребляет автор, - «форма выражения права»;
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Задания 21 – 24.
2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права;
3) указаны три других источника права:
­ правовой обычай;
­ судебный прецедент;
­ нормативный договор.
4. 1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.
2) Могут быть указаны любые три других функции права:
­ экономическая функция;
­ политическая функция;
­ социальная функция;
­ охранительная функция.
Право (профильный уровень) 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1

Принципы демократического государства

Основными принципами демократического государства являются:

1. признание народа источником власти, сувереном в государстве;

2. существование правового государства;

3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

4. разделение властей;

5. выборность и сменяемость основных органов государства;

6. контроль общества над силовыми структурами;

7. политический плюрализм;

8. гласность.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

· Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.

· Принцип верховенства закона.

· Принцип народовластия.

· Принцип федерализма.

· Принцип разделения властей.

· Принципы идеологического и политического плюрализма.

· Принцип многообразия форм экономической деятельности. Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2013.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина -- важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия -- это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

1. государственная целостность;

2. равноправие и самоопределение народов;

3. единство системы государственной власти;

4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление - деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2011

Российская Федерация - федеративное государство.

Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации. К ним относятся:

  • 1) государственная целостность;
  • 2) равноправие и самоопределение народов;
  • 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей

Разделение властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей находит своё проявление, с другой стороны, в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов.

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей, поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение законодательной, исполнительной и судебной власти объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».

В апреле 1992 года этот принцип был внесён в Конституцию РФ - в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1)

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ 1993 года. В ст. 10 указывается, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они не в праве выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в «верхних эшелонах государственной власти», но и во всей её иерархии, Конституция (ст. 5), предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими её республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением.

«В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особое значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Он призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами».

Разделение властей - не застывшее состояние обособленных структур, это - работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных состояний.



Просмотров