Методы, способы, типы правового регулирования. Методы, способы, типы правового регулирования Способы изложения правовой нормы

Автор

Т.Е. Комарова

Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2007, N 12

Некоторые вопросы теории запретов в гражданском праве

Дозволительный характер гражданско-правового регулирования не вызывает споров в юридической литературе, однако в нормах гражданского права немаловажное место занимают и запреты. Что представляют собой гражданско-правовые запреты? По каким критериям их можно классифицировать? Какие функции выполняют запреты в механизме гражданско-правового регулирования общественных отношений?

Понятие и юридическая природа запретов в теории права, в том числе теории гражданского права, до сих пор мало исследованы. В научной литературе неоднократно отмечалось, что вопрос о правовом механизме действия запретов не вполне ясен , а по своему месту и функциям в структуре права они представляют собой сложные, многогранные, в определенном смысле загадочные юридические образования .

Нельзя однозначно определить сущность запретов, их виды, функциональное назначение, роль и место в механизме правового регулирования общественных отношений. Обращение к проблеме запретов, функционирующих в сфере гражданского права, показывает, что проблема очень непроста. С одной стороны, в большинстве цивилистических исследований акцент смещен на дозволительный характер гражданско-правового регулирования общественных отношений, и запретам уделяется крайне мало внимания. С другой стороны, общетеоретические исследования правовых запретов основываются, как правило, на материалах не гражданского, а уголовного, административного, земельного и иных отраслей права, в силу чего многие выводы общего характера не выдерживают проверки на истинность при их приложении к гражданско-правовым явлениям .

Многие проблемы, связанные с запретами, в особенности гражданско-правовыми, в течение длительного времени даже не рассматривались в юридической литературе. Вследствие этого ряд вопросов, в частности, о сущности, понятии, содержании, юридических свойствах, функциях правовых запретов, нормативном характере установления правовых запретов, связи с субъективными правами и обязанностями, классификации запретов, роли в механизме правового регулирования и др., остаются невыясненными.

Исследование юридической природы, специфических свойств правовых запретов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, особенно в связи с дальнейшим совершенствованием гражданского законодательства и практики его применения.

При исследовании общетеоретических проблем, связанных с запретами, прежде всего необходимо определиться с самим понятием "запрет". Как известно, ведущим способом регулирования общественных отношений в догосударственный период развития общества выступал запрет (система табу) как самый приемлемый и эффективный прием воздействия .

В теории дореволюционного русского права под запретом понималась обязанность воздержаться от действия - отрицательная обязанность .

В русском дореволюционном гражданском праве "запрещение" являлось мерой предупреждения отчуждения заложенного недвижимого имущества . Известны были как частные запрещения, налагаемые на определенные имения, так и общие запрещения, налагаемые на все принадлежащие известному лицу имения, где бы они ни находились. Современные юридические словари по непонятным причинам обходят молчанием данный термин .

Английскому праву известен термин negative covenant - договорное условие о воздержании от действия. Оно возлагает на сторону обязанность воздержаться от совершения ряда действий, в особенности в сделках, связанных с недвижимостью. Также данное условие относится к обязанности заемщика перед заимодавцем не обременять или не передавать недвижимое имущество в течение действия срока договора займа .

В английском праве существует и термин covenant not to compete - обязательство не участвовать в конкуренции. Это условие договора, заключающееся в том, что сторона принимает на себя обязательство воздерживаться от ведения бизнеса и иной профессиональной деятельности, по природе сходной с той, которую проводит контрагент по договору. Подобного рода условия содержатся главным образом в договорах о товариществах или о продаже бизнеса.

В научной литературе встречаются различные толкования термина "запрет". Так, под таковым понимается один из видов метода правового регулирования общественных отношений .

Формой выражения запретов являются запрещающие нормы права. Юридические нормы как нормативные основания - единые, формально фиксируемые критерии правомерного поведения - определяют простор юридически допустимого и юридически защищенного поведения (дозволения) и пределы такого поведения (запреты) . Одной из важных классификаций правовых норм является классификация их по способам воздействия на поведение людей или по характеру содержащихся в них предписаний (предоставление права, возложение обязанности, запрет). В силу данной классификации нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Данные виды норм относят к числу регулятивных, и едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих вариантов. Регулятивные нормы рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности участников правоотношений .

Помимо регулятивных известны правоохранительные нормы, рассчитанные на неправомерное поведение и поэтому всегда содержащие указание на меры государственного принуждения.

Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные и необходимые правила поведения, а правоохранительные - санкции за их нарушение. Абсолютное большинство правовых норм относятся к регулятивным, поскольку право как нормативная система рассчитана прежде всего на правомерное поведение субъектов .

Важно подчеркнуть, что обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений .

Под запрещающими нормами понимаются нормы, устанавливающие запрещение действия . Они закрепляют обязанность субъектов права воздержаться от совершения конкретных действий, от определенных вариантов поведения . В запрещающих нормах формулируются составы правонарушений и санкции за их совершение.

В теории гражданского права под запретами подразумеваются государственно-властные императивные требования воздерживаться от противоправных действий, причиняющие существенный вред интересам субъектов права . Иными словами, запрет - это государственно-властное веление, указывающее на юридическую (а не фактическую) недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности .

Юридическая природа запретов предопределяет невозможность совершения действий, наносящих ущерб интересам государства, юридическим и физическим лицам. Запрет выступает как властный императив, указывающий на недопустимость объективно возможного общественно-вредного действия (поведения) . Правовые запреты выступают и как самостоятельная форма закрепления юридических обязанностей наряду с позитивным обязыванием, что обусловлено различием объективных целей, преследуемых законодателем в процессе регулирования общественных отношений .

В теории права остается спорным вопрос о том, следует ли запретительные нормы выделять в качестве самостоятельного вида норм наряду с управомочивающими и обязывающими. По мнению ряда исследователей, такое выделение должно быть произведено в пределах не всей классификации правовых норм, а лишь в рамках, очерчиваемых понятием обязывающей нормы (запретительные нормы являются лишь одним из подвидов обязывающих норм) . Ведь подавляющее большинство запретов функционируют в неразрывной связи с нормами, определяющими права и обязанности участников общественных отношений. Получается, что они как бы "включены" в уже существующие обязанности, в их определение, а дифференциация санкций за нарушение запретов имеет прежде всего позитивное значение .

Приведем примеры понимания запретов в различных отраслях права. В теории советского уголовного права под запретом понимали обязанность воздержаться от совершения общественно опасного действия . В современном административном праве под запретом понимается обусловленная социальной необходимостью форма и мера государственно-властного общеобязательного веления, которая предупреждает об опасности совершения неправомерных действий и имеет своей целью предотвращение нежелательного поведения в сфере управленческих общественных отношений, которое может причинить ущерб государственным, общественным или личным интересам . Как видим, запреты в первую очередь связаны с такими категориями права, как обязанность, императивность.

Касаясь проблемы классификации запретов, необходимо отметить, что целенаправленно она до сих пор не исследовалась, ее рассматривали лишь попутно . Наш анализ показал, что все запреты целесообразно разделить на несколько групп.

Прежде всего, запреты можно рассматривать в широком смысле слова (имплицитный запрет) и узком смысле слова (эксплицитный запрет) .

Под запретом в широком смысле слова понимается элемент любой правовой нормы, поскольку она обеспечена санкцией на случай ее нарушения, т.е. правовой запрет имплицитно выражен в любой норме. Запрет в узком смысле слова означает саму запрещающую норму. В обязывающих, а тем более в управомочивающих нормах запрет отступает на второй план, и его функции сводятся к определению границ правомерного поведения. Главными элементами в этих нормах являются юридическое дозволение (управомочивающие нормы) и позитивное обязывание (обязывающие нормы) .

Можно привести примеры имплицитных запретов в гражданском законодательстве - нормы ГК РФ, устанавливающие порядок реорганизации (ст. 57-60) и ликвидации (ст. 61-64) юридического лица. В этих нормах имплицитно выражен запрет, суть которого состоит в том, что всякий иной порядок реорганизации, ликвидации не допускается. Этот запрет словесно не сформулирован, но логически предполагается. Для того чтобы усилить гарантии прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, п. 1 ст. 63 ГК РФ устанавливает запрет: срок предъявления требований кредиторов не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Таким образом, имплицитный запрет, касающийся недопустимости иного порядка реорганизации и ликвидации юридического лица, дополняется специальными нормами, в которых запрет выражен эксплицитно - п. 1 ст. 63 ГК РФ.

С точки зрения А.Г. Братко, запреты имплицитно содержатся в нормах права, а обособляются только тогда, когда для этого есть достаточные основания, т.е. если сложилась определенная общественно вредная тенденция, проявляющаяся в необходимости вытеснить нежелательные антисоциальные явления с использованием норм-запретов . Также в качестве довода в пользу того, что любая правовая норма содержит запрет, названный автор указывает на трехчленную структуру нормы, ибо если она имеет санкцию, значит она содержит и запрет.

Данный подход к толкованию запретов был раскритикован в научной литературе. Имплицитный запрет - это элемент содержания позитивной обязанности, но не элемент содержания нормы права: необходимо различать имплицитные запреты как элементы содержания позитивных гражданско-правовых обязанностей и запреты как самостоятельный способ закрепления обязанностей пассивного типа, как самостоятельную форму гражданско-правового регулирования общественных отношений . По мнению С.С. Алексеева, подобная широкая трактовка запретов вряд ли имеет достаточные основания, так как запрещающие нормы права наряду с нормативными положениями об ответственности (в которых "спрятано запрещение") являются внешним выражением, формой объективации юридических запретов. И вне этих запрещающих предписаний и нормативных положений об ответственности юридических запретов нет. Таким образом, юридические запреты устанавливаются или непосредственно в текстах нормативных актов (в виде особого запрещающего предписания), или в виде охранительных нормативных положений, содержащих запрет в "скрытом" виде. Н.Н. Рыбушкин полагает, что при таком подходе допускается смешение категориальных рядов правовых понятий. Запрет как средство правового регулирования используется законодателем только в запрещающих нормах права при формировании их диспозиций .

Полагаем, в случае с эксплицитными запретами мы имеем дело с императивными нормами права, не допускающими отступления от тех правил, которые в таких нормах изложены. Например, обязанность продавца по договору купли-продажи передать товар означает недопустимость иной линии поведения, т.е. включает в себя запрет не передать товар . Регулирование поведения участников общественных отношений через определение их юридических обязанностей неразрывно связано с запретом тех линий поведения, которые идут вразрез с предписаниями правовых норм. Категоричность веления предполагает запрет иного поведения, включает этот запрет. Нарушение запрета, входящего в содержание юридической обязанности, влечет (должно влечь) применение санкций. Вместе с тем, предписание является запретом в том смысле, что оно запрещает воздерживаться от поведения, в нем указанного .

Таким образом, классификация запретов на эксплицитные и имплицитные довольно-таки условна. Как видим, запрет можно понимать в строго логическом плане, в качестве содержания любой императивной нормы. Например, в п. 1 ст. 68 ГК РФ установлено, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном ГК РФ. В данной норме содержится запрет, поскольку она не допускает использование порядка, который не соответствуют положениям ГК РФ. В пункте 6 ст. 90 ГК РФ установлено, что увеличение уставного капитала общества допускается после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме. Иными словами, в данной норме содержится запрет, согласно которому увеличить уставный капитал нельзя до полного внесения участниками своих вкладов.

Также существует классификация запретов на субъективные и объективные . Они соотносятся примерно так же, как объективное и субъективное право или право в объективном и субъективном смысле . Запрет как элемент нормы права (объективный запрет) и запрет как элемент правоотношения (субъективный запрет) - взаимосвязанные, но не тождественные феномены. Для того чтобы различать их, необходимо ввести, по мнению А.Г. Братко, новое понятие - субъективный запрет, или запрет в субъективном смысле, подобно тому, как мы различаем объективное и субъективное право, или право в объективном и субъективном смысле. Говоря о соотношении запрета и обязанности, А.Г. Братко приходит к выводу о том, что субъективный запрет представляет собой самостоятельное понятие, не сводимое к пассивной юридической обязанности. Первое богаче, оно охватывает более широкий круг элементов правоотношения. Понятие "субъективный запрет" позволяет, с его точки зрения, глубже исследовать некоторые аспекты взаимодействия субъективных прав и юридических обязанностей . На наш взгляд, вряд ли оправданно вводить понятия субъективного и объективного запретов, поскольку практического значения они не имеют, лишь усложняя теоретические конструкции.

В научной литературе также предлагались следующие классификации запретов. По сферам общественной жизни выделяли запреты социально-экономические, политические, личные; по содержанию (по характеру и объему правовой информации) - информативные и элементарные; по степени определенности - абсолютные и относительные; по отраслевому признаку - запреты в гражданском, уголовном, административном праве и т.д.; по юридической силе - запреты, установленные законами и подзаконными нормативными актами; по субъектам - адресованные юридическим лицам, гражданам, публично-правовым образованиям; по времени - постоянные и временные; по характеру социальной обстановки - обычные и исключительные, общие и конкретные запреты (общие запреты детализируются в конкретных) и др.

Рассмотрим подробнее классификацию запретов, предложенную А.Г. Братко и поддержанную в научной литературе М.М. Султыговым и другими учеными. По характеру диспозиции запрещающие нормы подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные запреты полностью запрещает какой-либо вид поведения, не делая при этом никаких исключений из правила. Такие запреты предельно категоричны .

Относительные запреты не полностью запрещают то или иное действие, а только в какой-то его части. С точки зрения А.Г. Братко, под относительный запрет подходит, например, запрет товариществу в отношениях с третьими лицами ссылаться на положения учредительного договора, ограничивающие полномочия участников товарищества, за исключением случаев, когда товарищество докажет, что третье лицо в момент совершения сделки знало или заведомо должно было знать об отсутствии у участника товарищества права действовать от имени товарищества (абз. 4 п. 1 ст. 72 ГК РФ). Или, например, не допускается освобождение участника общества с ограниченной ответственностью от обязанности внесения вклада в уставный капитал общества, в том числе путем зачета требований к обществу, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 90 ГК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 18 декабря 2006 г. N 231 -ФЗ)). В отличие от абсолютного, относительный запрет не действует, когда наступают некоторые обстоятельства, указанные в гипотезе правовой нормы. Диспозиция относительной запрещающей нормы заключает в себе два правила - основное и неосновное. Основное содержит запрет, неосновное - дозволение. Гипотеза относительной запрещающей нормы предусматривает факты, которые имеют отрицательное значение: когда они проявляются, запрет временно отменяется .

На наш взгляд, названия для данных запретов - "абсолютные" и "относительные" - избраны неудачно. Возложение пассивных обязанностей (запретов) в абсолютных правоотношениях происходит в целях создания условий для беспрепятственного осуществления права управомоченным лицом. В относительных правоотношениях обязанность одного лица служит "оборотной стороной" субъективного права другого лица, т.е. средством установления и осуществления субъективного права. Более того, нежелательно использовать термины "абсолютные запреты" и "относительные запреты" применительно к гражданскому праву, так как абсолютным выступает именно тот запрет, который обеспечивает охрану абсолютного субъективного гражданского права, адресован всем третьим лицам и ни при каких условиях не может быть преодолен. Например, обязанность всех третьих лиц не нарушать право частной собственности. В отличие от этого относительный запрет служит охране относительного субъективного права и может быть установлен как законом, так и соглашением сторон. Если он устанавливается соглашением сторон, то соглашением сторон он может быть и отменен, изменен и т.д.

В тоже время, по словам В.Ф. Яковлева, запрещающие и обязывающие нормы не имеют в гражданском праве самостоятельного значения. Они предназначены либо для фиксирования прав в относительных правоотношениях через определение содержания поведения обязанного лица, либо для определения рамок дозволенного поведения, либо для защиты соответствующих гражданских прав. Несмотря на различное соотношение управомочивающих и обязывающих норм в разных частях и институтах гражданского права, правонаделительное содержание является типичным для любого института как Общей, так и Особенной частей ГК РФ. Обязывающие и запретительные нормы в гражданском праве включаются в общую цепь правонаделительного регулирования, а запреты выполняют вспомогательные функции .

Подобного рода запреты можно назвать безусловными (строго категоричными). Из них не могут быть сделаны исключения.

Под условными запретами, в том числе такими, действие которых зависит от усмотрения отдельных лиц, понимаются запреты, которые при наличии определенных условий превращаются в дозволение. Так, в п. 3 ст. 264 ГК РФ установлен запрет владельцу земельного участка, не являющемуся собственником, распоряжаться этим земельным участком. Иное может быть предусмотрено законом или договором. Или, например, опекуну запрещено без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки, а попечителю - давать согласие на совершение сделок, направленных на отчуждение имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ).

Как справедливо отметил С.С. Алексеев, надо полагать, в этих и аналогичных случаях перед нами не "гибкость", не неопределенность запретов, а указание на то, что из запрета сделаны исключения, или же на то, что в данном случае соответствующее поведение должно во всех случаях получать необходимое разрешение со стороны компетентного лица .

Б.Л. Назаров выделял общие и особенные запреты. Общие запреты обращены ко всем субъектам права, особенные - к определенной группе лиц . В данном случае, на наш взгляд, необходимо говорить о субъектах - участниках правоотношений, которым адресуется запрет, и классифицировать запреты в отношении данных участников. Например, запреты, касающиеся лишения и ограничения правоспособности гражданина (п. 1 ст. 22 ГК РФ); приобретения прав и обязанностей под именем другого лица (п. 4 ст. 19 ГК РФ); изменения соглашением сторон сроков исковой давности и порядка их исчисления (абз. 1 ст. 198 ГК РФ), адресуются всем участникам правоотношений. А запрет участникам полного товарищества заключать соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках (п. 1 ст. 74 ГК РФ), как и запрет юридическим лицам и их учредителям (участникам) ссылаться на отсутствие регистрации изменений учредительных документов в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений (п. 3 ст. 52 ГК РФ), адресованы конкретным участникам гражданских правоотношений.

Также можно выделить всеобщие запреты (запреты-принципы), порождающие обязанности-принципы, которые обеспечивают интегрирование и синхронизацию механизма гражданско-правового регулирования, и специальные запреты - как дополняющие действие всеобщих запретов, так и выполняющие самостоятельные функции . Среди важнейших запретов-принципов, установленных гражданским законодательством, можно назвать следующие: акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введение их в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ); запрещается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннего изменения его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ); запрещено злоупотреблять правом (ст. 10 ГК РФ); запрещено должнику или иному обязанному лицу, исполнившему обязанность по истечении срока исковой давности, требовать исполнения обратно, хотя бы в момент исполнения указанное лицо и не знало об истечении давности (ст. 206 ГК РФ); запрещено совершать сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ) и др.

Запрет, как отметил О.С. Иоффе, может касаться действия, когда требуется воздержаться от его совершения, и бездействия, когда предполагается выполнение обязанным лицом активных функций. Всеобщий запрет, по его мнению, во-первых, подлежит соблюдению при всех условиях, во-вторых, поскольку он подлежит постоянному и непрерывному соблюдению, может предполагать только воздержание от какого-либо поведения. Специальный же запрет, во-первых, рассчитан на конкретную ситуацию и подлежит соблюдению в строго определенных условиях и, во-вторых, бывает связан как с бездействием, так и с действием, поскольку он должен выполняться только в данной конкретной ситуации. В рамках диспозиций запреты делят на прямые и негативные. Среди прямых запретов выделяют общие и специальные . В качестве всеобщего запрета можно назвать запрет на злоупотребление правом, впервые на законодательном уровне закрепленный в ст. 10 ГК РФ. Специальный запрет сформулирован, например, в п. 5 ст. 614 ГК РФ, согласно которому арендодателю запрещается требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд, когда арендатор существенно нарушает сроки внесения арендной платы.

По источнику закрепления запреты можно разделить на установленные в законе или в ином правовом акте и запреты, установленные в договоре. Значение данной классификации состоит в том, что стороны могут своим соглашением как установить запрет, так и изменить и отменить его. Запрет же, установленный в норме гражданского права, связан прежде всего с императивностью и не может быть изменен или отменен соглашением сторон, если в законе нет специальной оговорки "если иное не установлено соглашением сторон".

В современном российском праве запреты выполняют различные функции , но главная цель установления запретов едина - устранение, недопущение поведения, вредного для общества . Приведем примеры различных функций, которые выполняют запреты в механизме правового регулирования общественных отношений.

Прежде всего, это функция интегрирования и синхронизации механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений. В данную группу входят следующие запреты: акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ); обычаи делового оборота, если они противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК РФ); недействительная сделка не влечет юридических последствий (п. 1 ст. 167 ГК РФ) и др. С данной функцией тесно связана вторая функция - обеспечения основных начал гражданского законодательства (запрет на произвольное вмешательство кого-либо в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ) и др. Запреты устанавливают пределы осуществления гражданской правоспособности (запрещаются лишение и ограничение правоспособности гражданина (п. 1 ст. 22 ГК РФ); приобретение прав и обязанностей под именем другого лица (п. 4 ст. 19 ГК РФ); заключение соглашения об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства в будущем (т.е. заранее) (п. 4 ст. 401 ГК РФ) и др.).

Посредством запретов определяются как общие пределы осуществления субъективных прав, так и пределы осуществления субъективных прав применительно к конкретным случаям.

Пределы осуществления субъективных гражданских прав - это очерченные законом границы деятельности управомоченных лиц, связанной с реализацией возможностей, составляющих содержание данных прав. Главным правовым средством установления пределов осуществления субъективных гражданских прав являются законодательные запрещения общественно вредных способов, форм, средств и целей осуществления этих прав . Иными словами, юридическим средством, осуществляющим функцию установления внешних границ (юридической меры) субъективного гражданского права, являются гражданско-правовые запреты .

Как само субъективное право по своему содержанию, так и та свобода, которая гарантируется законом в целях реального осуществления права управомоченным лицом, не могут быть безграничными. Всякое субъективное право, будучи мерой возможного поведения управомоченного лица, имеет определенные границы как по своему содержанию, так и по характеру его осуществления. Границы эти могут быть шире или уже, но они существуют всегда как неотъемлемое свойство всякого субъективного права, ибо при отсутствии таких границ право превращается в свою противоположность - в произвол и тем самым вообще перестает быть правом . К данной группе относятся запрещения злоупотреблять правом (ст. 10 ГК РФ), ограничивать количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 213 ГК РФ), запрет должнику в случае солидарной обязанности выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на таких отношениях других должников с кредитором, в которых данный должник не участвует (ст. 324 ГК РФ), запрет собственнику совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, противоречащие закону и иным правовым актам и охраняемым законом интересов других лиц (п. 2 ст. 209 ГК РФ), запрет ломбарду пользоваться и распоряжаться заложенными вещами (абз. З п. З ст. 358 ГК РФ) и др.

Близко к данной функции примыкает функция установления границ (юридической меры) поведения для субъектов гражданского права, определенных законом в виде не исчерпывающего перечня возможных действий, а дозволительного типа поведения. В пункте 2 ст. 264 ГК РФ установлено, что лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Оговорка в "пределах, установленных законом или договором с собственником" наполняется конкретным содержанием при систематическом толковании п. 2 ст. 264 ГК РФ во взаимосвязи с п. 3 ст. 264 (устанавливается запрет владельцу земельного участка, не являющемуся собственником, распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором), п. 2 ст. 267 ГК РФ (устанавливается запрет владельцу земельного участка продавать, отдавать в залог земельный участок и совершать с ним другие сделки, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка).

К запретам, определяющим пределы осуществления субъективных гражданских прав, примыкают, но имеют самостоятельное значение, например, следующие:

Запреты, ограничивающие диспозитивность (запрет одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннего изменения его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом - ст. 310 ГК РФ);

Запреты, исключающие диспозитивность (запрет участникам полного товарищества заключать соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли и убытках - п. 1 ст. 74 ГК РФ);

Запреты, обеспечивающие одностороннюю диспозитивность (запрет продавцу по договору розничной купли-продажи при замене недоброкачественного товара на соответствующий договору розничной купли-продажи товар надлежащего качества требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существующей в момент замены товара или вынесения судом решения о замене товара - п. 1 ст. 504 ГК РФ);

Запреты, направленные на обеспечение повышенной защиты частных интересов (запрещение принудительно изымать имущество у собственника, кроме случаев, предусмотренных законом - п. 2 ст. 235 ГК РФ);

Запреты, направленные на обеспечение повышенной защиты государственных интересов (запрет заключать сделки с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности - ст. 169 ГК РФ);

Запреты, направленные на повышенную защиту интересов стороны относительного правоотношения (запрет распространять течение исковой давности на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов - абз. 2 ст. 208 ГК РФ; запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) - п. 2 ст. 16 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 25 ноября 2006 г. N 193-ФЗ)).

Запреты также выполняют функцию обеспечения целостности институтов гражданского права. Например, целостность института юридического лица обеспечивают: запрет представительствам и филиалам являться юридическими лицами (п. 3 ст. 55 ГК РФ); запрет учредителю (участнику) юридического лица или собственника его имущества отвечать по обязательствам юридического лица, а юридическому лицу - по обязательствам учредителя (участника) или его собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК РФ) и др. А такие запреты, как запрет хозяйственным товариществам, а также обществам с ограниченной и дополнительной ответственностью выпускать акции (п. 7 ст. 66 ГК РФ); запрет вкладчикам в товариществах на вере (коммандитистам) принимать участие в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 82 ГК РФ); запрет закрытому акционерному обществу проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц (п. 2 ст. 97 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 24 июля 2007 г. N 220-ФЗ)) обеспечивают отличие одних юридических лиц от других.

Отметим функцию запрета выступать в качестве санкции за осуществление неправомерных действий (запрет гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при отсутствии государственной регистрации ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (п. 4 ст. 23 ГК РФ); запрет сторонам при несоблюдении простой письменной формы сделки в случае спора в подтверждение сделки и ее условий ссылаться на свидетельские показания (п. 1 ст. 162 ГК РФ) и др.).

Запреты выполняют и функцию обеспечения предписаний. Например, запрет ассоциации (союзу) отвечать по обязательствам своих членов (п. 4 ст. 121 ГК РФ) обеспечивает предписание, установленное в п. 1 ст. 56 ГК РФ (юридические лица, кроме учреждений, отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом).

Назовем также функцию недопущения обхода императивных норм (запрет обществу с ограниченной ответственностью иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица - п. 2 ст. 88 ГК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 18 декабря 2006 г. N 231 -ФЗ)). Данный запрет призван не допустить разного рода злоупотреблений, в частности, использования общества с ограниченной ответственностью с единственным участником для обхода императивных правил ст. 56 и 105 ГК РФ об ответственности учредителей (участников) общества при его банкротстве и об ответственности основного общества по долгам дочернего.

Немалое значение имеют запреты, обеспечивающие использование имущества по целевому назначению, а также его целостность (запрет при выходе одного из членов хозяйства делить земельный участок и средства производства крестьянского (фермерского) хозяйства - п. 2 ст. 258 ГК РФ; жилые помещения предназначены для проживания граждан, запрещается размещать в жилых домах промышленные производства (п. 2 ст. 288 ГК РФ).

Как показал проведенный анализ, запреты занимают важное место в механизме гражданско-правового регулирования и выполняют целый ряд различных функций. Полагаем, необходимо вести дальнейшие исследования в данной области.

Т.Е. Комарова

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Об особенностях гражданско-правового метода регулирования общественных отношений см.: Толстой Ю.К. Метод правового регулирования и его исследователи // Правоведение. 1973. N 6. С. 112- 119; Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Свердловск, 1972. С. 6 и ел.; Он же. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. М., 2006. С. 83,86, 187; Гражданское право: В 4 т.: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. Общая часть. М, 2004. С. 45-48.

Юридическая структура состоит из трех элементов: гипотезы, диспози­ции и санкции.

Гипотеза – та часть нормы, где указаны условия обстоятельства, наличие которых дает возможность осуществлять правила поведения: исполнять, соблюдать, использовать, применять. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая свя­зывает действия нормы с одним из нескольких перечислен­ных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция - содержит само правило поведения, соглас­но которому должны действовать участники правоотноше­ния. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной (по книге) и простой, описательной, ссылочной, бланкетной(открытой) - (по тетради). Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Блан­кетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим пра­вовым нормам.

Санкция – та часть нормы которая содержит указания на неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения. По степени определенности санкции подразделя­ются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение сво­боды на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

8 Позитивные обязывания, дозволения и запреты в содержании правовых норм

Позитивные обязывания, дозволения и запреты содержатся в регулятивных нормах. Регулятивные нормы это нормы осущ-ие позитивное регулирование т.е. эти нормы устанавливают для участников общественных отношений юридические права и обязанности. Т.е. эти нормы говорят о том как субъекты должны вести себя в той или иной ситуации. Регулятивные нормы подразделяются на запрещающие, обязывающие и управомочивающие. Запрещающие нормы устан-ют запреты т.е. возлагают пассивные обязанности не совершать определенные действия. В запрещающих нормах обычно встречаются слова: запрещается, не может, не должен. Обязывающие нормы – это нормы возлагающие на субъектов юридические обязанности – позитивное обязывание. Обязывающие нормы в отличии от запрещающих требуют от субъектов совершения определенных действий. Встречаются слова: обязан, должен. Если следователь установил факт преступления, то он обязан возбудить дело. Управомочивающие нормы это нормы закрепляют или устанавливают юр-ие права. Также разршают, дозволяют тех или иных действий. Т.е. субъект может совершать эти действия, а может и не совершать.

9 Нормы права и статьи нормативного акта, их соотношение

Реальное действие правовых норм непосредственно свя­зано с их внешним выражением, закреплением в официаль­ных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Его характери­зуют следующие признаки: а) издается компетентными орга­нами государства или в соответствии с конституцией прини­мается непосредственно населением путем референдума; б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или из­меняет их; в) обладает, юридической силой, охраняется и обеспечивается государством; г) имеет вид письменного до­кумента с установленной структурой и необходимыми атри­бутами; д) носит легитимный характер. Нормативный правовой акт выступает необходимой фор­мой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, меж­ду абстрактными моделями правового регулирования и кон­кретными субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспече­ния законности и правопорядка в стране. Нормативные правовые акты подразделяются по субъек­там правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполни­тельной власти (указы, постановления, приказы); по юри­дической силе - на законодательные и подзаконные; по сфере действия - на федеральные, акты субъектов феде­рации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени - на постоянные и вре­менные. Нормативные акты как внешняя форма выражения пра­вовых норм также имеют структуру (разделы, главы, ста­тьи, параграфы, пункты). Основным структурным элемен­том нормативного акта является статья. Соотношение нор­мы права и статьи закона поливариантное, зависит, как уже отмечалось, от структуры фактических общественных отно­шений, уровня развития отрасли, института или всей пра­вовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии. В первом варианте норма права и статья закона совпа­дают. Учитывая единство потенциальной и реальной струк­туры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государ­ственно-властное веление (норма) и нормативное предписав ние (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стре­миться законодатель. Второй Вариант - включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 12 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве, регламентирующая порядок платы за землю, содержит пять пунктов, каждый из кото­рых является самостоятельной нормой. Третий вариант -предполагает расположение одной нор­мы в нескольких статьях. Так, ст. 14 Семейного кодекса РФ содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспо­зиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

10 Способы изложения правовых норм в нормат актах

11 Виды правовых норм

Виды правовых норм: 1 По назначению: основные, первичные, производные, вторичные. 2 По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые. 3 По способам регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные, 4 По функциям: регулятивные нормы - упорядочивающие общественные отношения путем закрепления существующих общественных связей в правовых нормах; охрани тельные нормы - устанавливающие меру юридической ответственности и юридической защиты, порядка их возложения и исполнения. 5 По характеру, содержащихся в нормах права, правил поведения: Обязывающие - устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия; Запрещающие - запрещают совершать определенные действия; Управомочивающие - предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов. 6 По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правового акта: Абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение; Относительно определенные - это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств; Альтернативные - это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. 7 По кругу лиц (по предмету регулирования) нормы права подразделяются на: Общие - распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории; Специальные - действуют только в отношении определенной категории лиц (учителя, врачи и др.).

Всякая культура (всякий социум) регулируется тремя нематерьяльными вещами: нормами, запретами и предписаниями.

Когда культура становится развитой и в ней появляется, вначале — устное, а затем и письменное Право, нормы и запреты чётко формулируются, затем - записываются на бумагу и превращаются в Законы. Невыполнение их - карается, карается по-разному... Иногда - виселицей, иногда - невозможностью сделать карьеру в госучреждении.

Так и возникает так называемая «развитая цивилизация». Но цивилизация не была бы «развитой» по-настоящему, если бы в ней не было такой тонкой вещи, о которой здесь пойдёт речь, если бы в ней не было - предписаний ...

Для начала напомним себе - что такое нормы и запреты. Чтобы легче было понять - что такое эти таинственные «предписания», которые (открою секрет) нигде почти и не написаны, пока - актуальны...

Вот - норма.

Все взрослые люди должны по достижении совершеннолетия (рано или поздно) жениться (выйти замуж).

Это - норма.

Бывает, что норма не соблюдается. Это называется - исключения. Но тогда нужно объяснить - почему.

Например, я взрослый человек и я не женат. Потому что я - монах. Окей. Или: «потому что я - несостоятелен, у меня нет денег, чтоб содержать семью». Окей. Или: «потому что мне не позволяет здоровье и у меня есть справка». Тоже окей.

Когда человек не соблюдает норму и не объясняет почему (так, чтобы объяснения не взволновали общество ещё больше, чем само несоблюдение нормы) - это уже называется грубым нарушением нормы и вызывает много вопросов. Иногда - революции.

Когда людей нарушающих норму становится слишком много, возникает переломный момент в эпохе - кризис и рассвет чего-то иного.

Впрочем, иногда всё возвращается на старые рельсы.

Вот и сегодня - норма «Все взрослые люди должны по достижении совершеннолетия (рано или поздно) жениться (выйти замуж)» пошатнулась. Нарушающих эту норму людей, стало слишком много.

А какие нормы у нас остались? Да много их. Вот, например, норма: «Люди не должны появляться голыми в общественных местах». Норма? Норма.

А вот - запрет.

Здесь всё проще. Никто не имеет права лишить жизни другого человека. Так сказать - не убий. Есть из этого запрета и объяснимые исключения. Например, мне можно: я - палач. Или, мне можно - я солдат, мобилизованный на войну. Ну, и так далее...

С запретами и нормами всё понятно. Нарушишь запрет - чаще всего, в тюрьму посадят. Нарушишь норму - чаще всего создадут тебе много неприятностей, хоть в тюрьму и не запрут.

А что же такое - предписания?

Предписания - это такая хитрая вещь. Их не прочтёшь нигде, нигде с ними не ознакомишься. Их никто не «требует» от тебя соблюдать под угрозой тюрьмы или штрафа.

Но если ты их не соблюдаешь - тебя не примут в определённых кругах общества.

Предписания - это пароль, который знают только «свои». И как пароль - они часто меняются.

Старые «пароли» как правило становятся диковинными правилами «этикета».

«История про Коричневые ботинки» или «фильтр от выскочек»

Вот например. Знаете ли вы, что действующее правило этикета предписывает - мужчины не должны надевать обувь коричневого цвета (туфли, ботинки), появляясь в обществе после 18 часов? Не знаете.

Я тоже узнала это не так уж давно. Но мне вообще простительно: я не мужчина и не питаю пристрастие к разноцветной кожаной обуви.

Сегодня это предписание превратилось в правило этикета. То есть, хотите - соблюдайте. Не хотите, да какая нам разница?

Однако, в тот момент, когда это предписание («билль о коричневых ботинках») только что родилось, оно означало очень и очень многое...

Всё очень просто. Туфли и полуботинки чёрного цвета - это строгая классика, единственно допустимая в мужском гардеробе.

Песочные, кремовые, белые туфли - это стиль «теннис» (дом, дача, пикник) либо «берег моря». Летний, загородный, курортный стиль.

А вот с «апельсинно-шоколадной» гаммой всё интереснее и сложнее...

Рыжие, жёлтые и коричневые ботинки на мужчине - это, строго говоря, «спортивный стиль», в английском смысле этого слова, то есть, стиль, в котором посещают загородные скачки, играют на скачках, лихой «берейторский стиль».

А если говорить нестрого, то как сказал один великий человек: «Ботинки жёлтого цвета предпочитают носить и коллекционировать - модные адвокаты, карточные шулеры и прочие пройдохи».

Не страшно, если мужчина посещает скачки и оттуда «заражается» модой на залихватскую обувь «жёлто-коричневой» цветовой гаммы.

Страшно, если он настолько бескультурен, что позволяет себе прийти в этих весёленьких ботинках для ипподрома... вечером в общество.

Вот и вся история про «запрет на ношение коричневых ботинок после шести часов вечера».

Как я уже говорила, сегодня это - всего лишь правило этикета. То есть, предписание, дожившее до наших дней в очень ослабленной форме.

Вы можете его не соблюдать.

Но если вы его соблюдаете, то этим вы показываете, что вы человек - культурный и осведомлённый о делах прошлого. Начитанный, чёрт побери!

Соблюдая это правило этикета, вы показываете и гораздо большее:

    вы на стороне тех, кто сто лет назад хотел защитить свой круг от опасных выскочек с тёмным прошлым,

    и вы против - этих самых опасных выскочек...

То есть, что вы не «карточный шулер и не пройдоха»...

Нормы и запреты - это вещь «грубая», имеет отношение к юриспруденции, иногда просто - к отделению полиции.

Предписания же - это тренинг на выживание, это чистая социальная психология.

Психология коллективного и группового взаимодействия.

Дорого люди отдавали за то, чтобы узнать все пароли, все предписания того общества, в которое хотели влиться на равных.

Но начинать нужно с простого, со «старых билетов по ЕГЭ». Начинайте с правил этикета. А там придёт и понимание более тонких вещей. Вы научитель - угадывать, взламывать новые пароли, новые предписания, которые создают микро-группы в социуме для негласного отделения своих от залётных чужаков.

Даже более того,вы станете тем, кто эти новые предписания - создаёт, а не тем, кто вынужденно следует им.

Елена Назаренко

Страница 2 из 2

3. Способы изложения правовой нормы

Способы изложения элементов нормы права в статьях нор­мативно-правовых актов различны, однако она сохраняет свою логическую структуру. В наиболее общем виде все многообра­зие этих способов может быть сведено к следующим вариантам;

а) одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или даже часть одного из элементов нормы права, либо наоборот: норма права содержится в нескольких статьях акта (актов);

б) одна статья содержит несколько непосредственно свя­занных между собой норм права, или наоборот: норма права содержится в части статьи;

в) одна статья содержит гипотезу или диспозицию, общую для многих непосредственно связанных между собой норм пра­ва, т. е. является как бы "вынесенной за скобки", общей частью для таких норм (соответственно диспозиций или санкций);

г) одна статья содержит несколько гипотез или несколько диспозиций непосредственно связанных между собой норм;

д) одна статья содержит гипотезу и диспозицию, так назы­ваемую "усеченную" норму, а санкции выделены в отдельную статью.

Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит пе­ред ним ряд специальных задач; придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой, как дви­жение от общего к конкретному; избежать повторений в раз­личных нормах права одних и тех же юридически значимых положений; добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными средствами; исключить самоочевидные и общеизвестные (в силу массового социального опыта людей) условия, факты и положения. Реше­ние этих задач - постоянно действующий фактор, который объясняет несовпадение статьи нормативного акта и нормы права.

Сошлемся на ст. 19 и 24 УК РФ, которые гласят, что уго­ловной ответственности подлежит только вменяемое физиче­ское лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным ко­дексом, а виновным в преступлении признается лицо, совер­шившее деяние умышленно или по неосторожности. Данное предписание нужно рассматривать двояко: как диспозицию с запретительным содержанием (нельзя подвергать уголовному наказанию: а) юридическое лицо; б) физическое лицо невинов­ное, невменяемое и не достигшее возраста, установленного УК РФ), а также как общую гипотезу для многих норм, содержа­щихся в Кодексе, ибо нет надобности каждый раз повторять это общее для всей данной отрасли права условие.

Законодательству на современном этапе присуща диф­ференциация и интеграция норм права, причем последняя превалирует, чем обусловлен рост удельного веса статей, со­держащих общие положения, значимые для многих норм права.

Часть нормы права, которая содержится в статье норма­тивно-правового акта, принято называть нормативным предпи­санием.

Таким образом; несмотря на дискуссионность вопроса, мож­но утверждать, что логическая структура правовой нормы со­держит три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

4. Классификация норм права

Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории нрава, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философ­ского (общесоциологического) осмысления правовой действитель­ности.

Классификация норм права преследует несколько целей: выявить их регулятивные свойства, определить место различ­ных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следую­щим признакам.

1. По отраслевой принадлежности, т. е. по предмету и мето­ду правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права. В соответствии с этими объек­тивными различиями законодатель издает кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства, соответ­ствующие отраслям права: нормы государственного права, нор­мы гражданского права, нормы административного права, нор­
мы уголовного права, семейного права и т. д.

2. По юридической силе, т. е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы под­законных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая (более детальная) классификация.

3. По степени общности содержания нормы права делятсяна нормы-принципы, общие и конкретные нормы. Первые не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных обобщений, выражают соци­альное содержание всех норм права данной группы. В некото­рых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредст­венно регулировать отношения, не указанные конкретными нор­мами. Так, принципы гражданского права являются непосред­ственным основанием для применения аналогии права.

В отличие от норм-принципов общие нормы - это прави­ла, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ, содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, служит общей диспозицией ко многим дру­гим нормам, регулирующим различные виды обязательств, а ч. 2 этой же статьи, устанавливающая, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, - это общая нор­ма, т. е. гипотеза, для многих последующих. Общей нормой яв­ляется и ст. 45 УК РФ, определяющая виды наказаний, приме­няемые к лицам, совершившим преступления. Среди общих норм ведущее значение принадлежит конституционным нормам.

Близким к делению норм по степени формальной опреде­ленности (степени общности) является их членение по формаль­ным признакам на нормы закона и нормы подзаконных актов. В литературе высказано справедливое суждение, что законо­дательные нормы по своей структурной организации наиболее развиты. По степени обобщения они делятся на конституцион­ные, кодифицированные и отдельные.

4. По характеру (или составу) предписываемых правил по­ведения (форме регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разре­шают совершение содержащихся в норме действий); запрещаю­щими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т. е. косвенно указывают на правило поведения).

Эти виды норм свойственны различным отраслям права. Первые две группы - специфически регулятивные в позитив­ном смысле. В административном, природоохранительном, уго­ловно-исполнительном и других отраслях права преимущест­венное место занимают обязывающие нормы, в гражданском же - управомочивающие. Но нет таких отраслей права, содер­жание которых исчерпывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве - системе запрещающих норм как необходи­мый компонент присутствуют обязывающие нормы общей час­ти, а нормы о необходимой обороне я крайней необходимости являться управомочивающими. (Нельзя сказать, что запрещаю­щие нормы "обязывают не совершать"; они запрещают совер­шать.)

Специфика запрещающих норм состоит в том, что они фор­мулируются как полудиспозиции, т. с. прямо не устанавливают правил позитивного поведения (что характерно для обязываю­щих и управомочивающих норм). Они указывают лишь на за­прещаемые действия, которые нельзя совершать, и тем са­мым диктуют правила поведения. Поэтому в запрещающих нормах нет прямо выраженных диспозиций. Статьи Уголовного ко­декса, содержащие уголовно наказуемые деяния, представля­ют собой гипотезы, которые слились с диспозициями. Но если брать их вместе с положениями общей части, то характер дис­позиций-запретов вырисовывается полностью. Особенности уго­ловного закона сводятся к тому, что запрет в нем словесно не сформулирован, но в силу своей общеизвестности он логически предполагается. Например, уголовное наказание за хищение собственности означает запрещаемое действие. Как должен вести себя субъект, какие ему следует избирать установки, каким образом сориентироваться в общественной практике - он дол­жен решить сам.

Анализируя социальную природу норм права, приходим к выводу о ведущей роли дозволений, так как они предполагают установленные государством обязывания и запреты. Это зна­чит, что все способы регулирования составляют единую систе­му, причем изменения в одной из норм права обязательно вле­кут корректировку других.

В социальном плане доминирующий элемент правовой нор­мы состоит в том, что она что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая определенное поведе­ние норма одновременно что-то запрещает или разрешает, наи­более существенным в ней все же является то, что она предпи­сывает. Этот доминирующий элемент правовой нормы всегда определяется. Можно выделить два смысла "разрешения": в рамках обязывающих или запрещающих норм; в управомочивающей норме.

Очевидна условность деления норм права на указанные виды. В процессе их реализации субъекты всегда соотносятся друг с другом как носители прав и обязанностей. Без такой связи нормы права неосуществимы. Однако это деление имеет и политический, и правовой смысл. Оно дает возможность вы­яснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Отсюда реальность существования обязывающих, за­прещающих и управомочивающих норм. Нельзя переходить объективных границ этого разграничения.

В административном праве доминируют обязывающие нор­мы; в гражданском, семейном, трудовом, земельном и ряде дру­гих регулятивных отраслей - управомочивающие; в уголов­ном - запрещающие. Большинство норм уголовно-исполнитель­ного законодательства - обязывающие, однако немало и за­прещающих; большую часть (права осужденных) составляют управомочивающие нормы.

Для обязывающих и запрещающих норм характерна тес­ная взаимосвязь, переход одних в другие. Правомочия юриди­ческих лиц по гражданскому праву - это в то же время и обязанности их руководителей по административному праву. Нередко обязывание и правомочие как формы регулирования сливаются в одной и той же норме. В законодательстве, в раз­личных его отраслях довольно часто употребляются такие смы­словые обороты: "как правило, не разрешается", "как правило, может быть разрешено", "в исключительных случаях", "как правило, должно быть...; и т. д. Подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные отклонения от общих правил, которые невозможно заранее предвидеть во всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивается его гибкость в различных ситуа­циях.

И все же такое соединение регулятивных форм следует отнести скорее к недостаткам, чем к положительным свойст­вам. Здесь открываются широкие возможности для их свобод­ного толкования специальными субъектами, исполняющими нормы, так как смысловое содержание подобных оборотов крайне неопределенно. Какой случай считать исключительным, а ка­кой нет - неизвестно. Однако не следует в этих технических приемах видеть промах законодателя. Компетентные органы сознательно идут на их использование в законодательной прак­тике, так как рассчитывают на юридическую квалификацию, достаточно высокий уровень общей и правовой культуры тех, кто непосредственно причастен к реализации соответствующих норм. Иначе говоря, право не может постоянно оставаться в одних и тех же очерченных, традиционных формах выражения своих норм. Эти формы необходимо обогащать.

Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим ос­нованиям. Так, запреты подразделяют: по сферам обществен­ной жизни - на социально-экономические, политические, лич­ные; по функциональному назначению - на запреты в широ­ком и узком смысле; по характеру и объему правового мате­риала - на информативные и элементарные; по степени опре­деленности - на абсолютные и относительные и т. д.

Праву свойственна особая разновидность норм, исходящих от государственных органов, но имеющих рекомендательный характер. Ученые по-разному оценивают их природу. Одни оп­ределенно считают их нормами права (Л. С. Явич, П. Е. Недбай-ло), другие столь же категорично относят их к "промежуточной стадии", определенному этапу в создании нормы (Н. Г. Алек­сандров и др.). Наконец, есть и более сдержанные суждения, исключающие крайности в оценке рекомендательных норм. Так, А. В. Мицкевич считает, что в рекомендациях, как правило, со­четается метод общественного регулирования с правовыми фор­мами воздействия государства на общественные отношения. Такие рекомендации одновременно устанавливают юридические обязанности по отношению, например, к органам местного са­моуправления о соблюдении предоставляемых прав. Это и по­зволяет считать рекомендации нормами правовыми, управомо-чивающими, в конечном счете обеспеченными правовыми санк­циями.

5. По степени активизации социально полезной деятельно­сти субъектов нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные, В принципе все они "поощряют" такую дея­тельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стиму­лирование правомерной деятельности, такой, которую субъек­ты юридически не обязаны совершать. Это - благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные тре­бования (женщина, имеющая пятерых и более детей, обладает правом на пенсию при достижении 50-летнего возраста).

Поощрительные нормы имеют четко выраженную элемент­ную структуру, причем диспозицией является поощрение, т. е. возможность получить различные материальные, духовные блага.

Поощрительные нормы - это разновидность управомочи-вающих либо обязывающих норм. Диапазон их действия в пра­ве все более расширяется, причем нередко они касаются обыч­ного исполнения обязанностей. Это побуждает ряд ученых ус­матривать в поощрениях не особые нормы права, а лишь "по­ощрительные санкции" к действующим нормам. Этот термин является метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле, перенесением в право общесоциологи­ческого понимания санкции как ответной реакции на чье-либо действие, что само по себе интересно.

Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающими не как правила поведения, а как государствен­ный призыв к определенному поведению. При наступлении со­ответствующих условий у компетентного органа возникает не только право, но иногда и обязанность поощрять.

6. По способам установления правил нормы делятся на ка­тегорические и диспозитивные. Первые формулируют определенное правило поведения, исключают какой-либо выбор, хотя могут устанавливать как запрет, так и обязывать либо дозво­лять; вторые предоставляют субъектам самим определять кон­кретное содержание своих прав и обязанностей и устанавлива­ет правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Например, ч. 1 ст. 223 ГК РФ определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возни­кает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено зако­ном или договором.

7. По техническим приемам нормы права делятся на опре­деленные, бланкетные и отсылочные. Определенные непосред­ственно описывают правило поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылоч­ные имеют ссылку на правило поведения, содержащееся в кон­кретных статьях данного нормативно-правового акта (напри­мер, ст. 118 УК РФ).

8. По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные. Социально-технические регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандар­ты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д.). Будучи утвержденными компетентными органами, они ста­овятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Социальные регули­руют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, организации и т. п.

9. Классификацию норм права можно проводить и по при­знакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.

Способы и отраслевые методы правового регулирования Разнообразие общественных отношений порождает разнообразие в способах и методах правового регулирования. Принято выделять два метода правового регулирования:Диспозитивный (децентрализованный) - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях (гражданское право); Императивный (централизованный) - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Для него характерны отношения субординации, применяется в публично-правовых отраслях, где общественные отношения приобретают общесоциальный интерес.

Именно они лежат в основе всех отраслевых методов. Однако объяснить своеобразие отраслевого регулирования только названными приёмами нельзя.

Способы правового регулирования- основные направления юридического воздействия на общественные отношения, выраженные в юридических нормах и иных правовых средствах. Таких способов три:1 Дозволение - предоставление участникам общественных отношений возможности действовать самостоятельно из собственных интересов. 2 Запрет - закрепление за участниками общественных отношений обязанности воздерживаться от определённых видов общественных отношений. Этот способ правового регулирования закрепляет пассивное поведение участников общественных отношений. 3 Позитивная обязанность - закрепление за участниками общественных отношений обязанности действовать активно. Сочетание данных трёх способов образует отраслевой метод правового регулирования. Каждая отрасль права имеет свой метод. Отраслевой метод - это особый приём юридического воздействия, образуемый дозволением, запретом и позитивной обязанностью. Специфика этого сочетания и отражается в методах правового регулирования. Их четыре:1 Взаимное правовое положение субъектов правоотношений; 2 Система юридических фактов; 3 Порядок определения прав и обязанностей участников правоотношений; 4 Система правовых санкций, применяемых к правонарушителям.

Типы правового регулирования Тип правового регулирования- это особый порядок правового регулирования. Существует два вида типов правового регулирования в зависимости от того, какой из способов правового регулирования лежит в основе правового регулирования - общее дозволение или общий запрет:1 Общедозволительный тип правового регулирования - разрешено всё, что не запрещено в праве; 2 Общеразрешительный тип правового регулирования - запрещено всё, кроме разрешённого в законе.

Первый тип правового регулирования используется для воздействия на частноправовые отношения, он более адекватен для горизонтальных отношений (отношения между субъектами, равными по своему социальному статусу). Второй же используется для регулирования вертикальных отношений - публично-правовых (властных)


Правовые режимы: межотраслевые и отраслевые, материальные и процессуальные, договорные и законные, временные и постоянные.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) выделяют нормы гражданского права, уголовного, трудового и иных отраслей права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловливают особенности и относительную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Процессуальные нормы носят организационно-процедурный, управленческий характер. Они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. Процессуальные нормы по отношению к материальным всегда носят производный, вторичный характер. Различие между нормами процессуальными и материальными в том, что первые отвечают на вопрос «как», а вторые - «что». Не все процессуальные нормы объединены в обособленные отрасли права, чаще они образуют своеобразную правовую совокупность, создают определенный раздел соответствующей отрасли права.

По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные нормы.

Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Так, например, исходные нормы всегда императивны.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывают обязательный вариант поведения. Этот факт обусловливает особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено законом или договором».

Поощрительные нормы - это предписания относительно предоставления определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы российского права выполняют важные функции, так как они выступают в качестве:

а) средства обеспечения реализации правил общежития, некоторых технико-юридических и эстетических норм;

б) фактора упрочения различных видов государственной дисциплины; в) стимулятора социальной активности индивидуальных и коллективных субъектов права; г) способа согласования общественных и личных интересов граждан; д) средства воспитания правосознания; е) положительного катализатора развития общественных отношений; ж) фактора мотивации правомерного поведения; з) разновидности социального контроля.

Поощрительные нормы права оказывают стимулирующее воздействие на самые разнообразные виды деятельности. Несмотря на то, что количество поощрительных норм растет, их правовая природа остается спорной.

Особенности поощрительных норм выражаются в том, что им присущ: а) своеобразный способ воздействия на волевое поведение лиц и коллективных образований; б) особое содержание данных норм; в) специфика их социального назначения.

Способ воздействия поощрительных норм строится так, что лицо не обязывается, а побуждается к достижению полезного для государства результата.

Способ воздействия этой нормы в отношении ее адресата таков, что добиваться или не добиваться указанного в норме результата, а значит и государственного поощрения - добровольное дело субъекта. Особенности содержания поощрительных норм, прежде всего, связаны с закреплением в них заслуги. Заслуга - фактическое и юридическое основание для государственного поощрения.

По методу правового регулирования выделяют также рекомендательные нормы, которые устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, имея в виду проведение адресатами данных рекомендаций организационно-хозяйственных и воспитательных мероприятий или высокой ответственности и творческой инициативы.

По форме выражения предписания выделяют упра-вомочивающие, обязывающие, закрепляющие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий. Оперируют данные нормы словами «вправе», «имеет право». Эти нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении выбора субъектами права варианта правомерного поведения.

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обязывание выражается в тексте норм операторами «обязан», «должен».

Запрещающие нормы требуют воздержаться от названного в них варианта поведения, которое законом признается правонарушением. Цель запрещающих норм - предотвратить возможные нежелательные действия, могущие причинить ущерб общественным интересам.

По субъекту правотворчества, то есть в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на нормы закона, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемые на основе и во исполнение законодательных норм.

По сфере действия нормы права делятся на нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.



Просмотров