Право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду как основное конституционное право граждан Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

Конституция РФ (ст. 42) гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизируется в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой закреплено: каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подчеркивается здравоохранительный аспект права граждан на благоприятную окружающую среду, т.е. на такую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

Элементом права граждан на благоприятную среду является право всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации на радиационную безопасность, закрепленное в ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» .

Благоприятная окружающая среда – это такое ее состояние, при котором обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также условия, безопасные для жизнедеятельности людей и их здоровья.

Право на благоприятную окружающую среду гарантируется и обеспечивается разнообразными способами:

Правовое регулирование природоохранной деятельности;

Нормирование негативного воздействия на окружающую среду путем установления нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов их размещения; нормативов допустимых физических воздействий, допустимого антропогенного воздействия, изъятий компонентов природной среды и иных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

Установление нормативов качества окружающей среды – нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, т.е. радиоактивных микроорганизмов и иных нормативов;

Установление требований по охране окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий и иных объектов, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также обеспечение их неукоснительного соблюдения;

Государственный, муниципальный, производственный, общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства, нормативов негативного воздействия на окружающую среду и ее состояния, требований по охране окружающей среды;

Применение оперативных мер по предупреждению, пресечению и недопущению негативных воздействий на окружающую среду, устранению последствия негативного воздействия, оздоровлению природной среды, воспроизводству природных объектов;

Предоставление населению своевременной полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье людей; проводимых природоохранных мероприятий и иных мерах по охране окружающей среды;

Необратимостью наказания за экологические правонарушения, полным возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу людей, природной среде;

Планированием природоохранных и иных мероприятий, направленных на сохранение природной среды и отдельных ее компонентов, и реализацией их в полном объеме.

Реализация права граждан на благоприятную окружающую среду предполагает их активное участие в природоохранной деятельности.

В связи с этим они вправе:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных акциях;

Выдвигать предложения о назначении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;

Оказывать содействие органам государственной власти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, и получать своевременные и обоснованные объекты;

Предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде.

Непосредственное участие граждан в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды обеспечивает проведении в рамках оценки хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду общественных слушаний референдумов и изучение их мнения иными способами до принятия решений о деятельности, негативно влияющей на природную среду. Предложения, полученные такими способами, должны учитываться при доработке проектной документации, решении вопроса о возможности или невозможности намечаемой деятельности.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» граждане могут непосредственно принимать участие в формировании и осуществлении экологический политики, принятии экологически обоснованных решений путем обжалования действий (решений) и бездействий государственных органов РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в судебном или административном порядке.

Таким образом, граждане могут предъявлять иски в суд о признании недействительными решений государственных органов, органов местного самоуправления должностных лиц о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, консервации и т.д. предприятий и иных организаций, деятельности, оказываемой негативное воздействие на окружающую среду, заключений государственной экологической экспертизы, о приостановке, ограничений, прекращении экологически опасной деятельности.

Наделение правами невозможно без возложения на граждан обязанностей по сохранению природы и окружающей среды, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать природоохранное законодательство, требования по охране окружающей среды, правила охраны отдельных природных ресурсов: земель, недр, вод, лесов и иной растительности; животного мира, природно-заповедных объектов, атмосферного воздуха.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема реализации права на благоприятную окружающую среду

студент Галилов Борис Русланович

Аннотация

Ключевые слова:

экологическая безопасность, охрана окружающей среды

Currently, the environmental situation in Russia leaves much to be desired. That is why this topic is very relevant today. And if we in the shortest time will not change their attitude towards nature, we are with you for a disaster.

environmental safety, environmental protection

В настоящее время экологическая обстановка в России оставляет желать лучшего. Именно поэтому данная тема является очень актуальной на сегодняшний день. И если мы в кротчайшие сроки не изменим свое отношение к природе, то нас с вами ожидает катастрофа.

Согласно 42ст. Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии»

А 45ст. Конституции РФ гласит: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется»

Как мы видим каждый человек, и гражданин в Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду и защита его прав гарантируется государством. Но, что же мы видим на самом деле? Улицы, погрязшие в мусоре, заповедные территории, утопающие в море бытовых отходов. Возникает справедливый вопрос «как все это сочетается с правом на благоприятную окружающую среду?». Вот именно, что никак. И тут каждый из нас имеет право начать ругать государство, в том, что оно не выполняет свои обязанности, и каждый из нас отчасти будет прав, но только отчасти.

Конституция РФ провозглашает, что Российская Федерация - это социальное государство. И прежде, чем продолжить хотелось бы дать определение, что же такое социальное государство: «Социальное государство -- политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся».

Из этого определения становится понятным, какая главная цель социального государства - достижение достойного уровня жизни всеми гражданами. Но разве возможно достижение этой цели без создания благоприятной окружающей среды? Разве можно жить достойно по колено, погрязнув в мусоре? Более того загрязнение окружающей среды негативно сказывается на здоровье население, а право на охрану здоровья как известно это еще одно не отъемлемое Конституционное право каждого гражданина. Исходя из всего этого, можно сделать логический вывод о том, что экологическая безопасность граждан и охрана окружающей среды должны быть приоритетными направлениями деятельности государства. На федеральном уровне должны разрабатываться программы целью, которых будет оздоровление экологической обстановки в стране. Должны проводиться экологические экспертизы предприятий деятельность, которых способна негативно влиять на окружающую среду. Эти и другие полномочия государственных органов закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Но, к сожалению, насколько мы можем судить, реализуются крайне плохо. На это есть свои причины, в том числе и тотальная коррупция в органах государственной власти.

Но нужно ли во всем винить государство? Справедливо ли его винить во всем? Если задуматься, что каждый из нас делает для оздоровления экологической обстановки? Что каждый из нас делает, чтоб обстановка хотя бы не ухудшалась? Вопросы риторические и ответа не требуют, он и так ясен. Конечно, всегда проще всю ответственность переложить на кого-нибудь другого, на правительство, на государственную думу, на органы местного самоуправления. Однако следует напомнить, что 45 статья Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.»

А это означает, что каждый из нас вправе защищать свое право на благоприятную окружающую среду самостоятельно. Поэтому перекладывать всю ответственность на органы государственной власти, по крайней мере, немного не справедливо. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрены способы влияния граждан на оздоровление экологической обстановки, так статьей 11 данного закона определены права и обязанности граждан в отношении охраны окружающей среды

Пользуемся ли мы правами, прописанными в вышеприведенной статье? К сожалению, но большинство граждан даже не догадываются об их существовании. Соблюдаем ли мы обязанности в области охраны окружающей среды? Нет, нам порой трудно дойти до урны, чтобы выбросить в нее бумажку, нам трудно убрать за собой мусор после проведенного пикника на природе. Вроде бы это мелочи, но последствия глобальны.

Законодательство если не полностью, то в достаточной степени регулирует вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Проблема здесь именно в реализации этого законодательства. И вина в этом в большей степени лежит на нас самих, мы недостаточно правообразованы, чтобы знать и реализовывать свои права, а порой нам просто лень их реализовывать.

Что же нужно сделать для оздоровления экологической обстановки? Мы видим следующие пути решения данной проблемы:

Как говорится, если хочешь изменить мир нужно начинать с себя. Для начала необходимо просто следить за собой и выполнять обязанности по отношению к природе, то есть перестать мусорить, бросать бутылки банки и прочие отходы в урну, а не рядом, убирать за собой после отдыха, не жечь костров, в общем, нужно начать бережно относится к окружающей нас с вами природной среде.

Нужно уже начать защищать свое право на благоприятную окружающую среду, участвовать в экологических экспертизах, которые проводит государство, проводить собственные независимые экологические экспертизы, митингами и другими предусмотренными законом способами обращать внимание федеральных и муниципальных властей на ту или иную экологическую проблему, благо закон предусматривает различные способы влияния граждан на власть.

Самостоятельно на добровольных основах проводить экологические акции, субботники. окружающий экологический обстановка оздоровление

Писать экологические проекты, и реализовывать их с помощью некоммерческих организаций и государственных грантов.

Нужно начать действовать, а не просто сотрясать воздух словами, и тогда возможно экологическая обстановка начнет улучшаться. Каждый гражданин Российской федерации должен осознать, что если он сам не будет решать свои проблемы, их за него никто не решит. Конечно, государство обязано обеспечивать соблюдение Конституционных прав, но к сожалению в настоящее время это не всегда возможно, именно поэтому наша судьба только в наших руках. И только тогда когда мы начнем ответственно относиться к окружающей среде, экологическая обстановка вокруг нас начнет улучшаться.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря.

2. Социальное государство // Электронная энциклопедия Википедия - URL: wikipedia.org (дата обращения:12.01.14)

3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об охране окружающей среды»

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экологическая функция государства. Нормирование в области охраны окружающей среды. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Пользование животным миром. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологический мониторинг и экспертиза.

    шпаргалка , добавлен 24.06.2005

    Оценка окружающей природной среды в районе расположения горнодобывающего предприятия. Характеристика гидросферы, оценка состояния и поверхностных водных объектов. Оценка воздействия объекта на окружающую природную среду при складировании отходов.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2011

    Мониторинг экологической обстановки в Российской Федерации, его необходимость и практическое применение. Нарушения экологической ситуации в нашей стране, их последствия для окружающей среды и человека. Меры, принятые государством по их предотвращению.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Оценка воздействия на окружающую среду винного завода. Комплексные мероприятия по обеспечению нормативного состояния окружающей среды. Заявление об экологических последствиях деятельности. Проведение общественных слушаний и экологической экспертизы.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2014

    Системы охраны окружающей среды (ООС). Основные задачаи системы государственного мониторинга окружающей природной среды и методы их реализации. Кадастры природных ресурсов государства. Эколого - экономическая модель оценки качества окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2008

    Организационно-правовые основы оценки воздействия на окружающую среду. Изучение состояния и тенденций развития системы экологической экспертизы в России. Порядок организации, стадии и основные этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2016

    Оценка состояния окружающей природной среды в районе расположения объекта. Расчет выбросов загрязняющих веществ в период строительства. Характеристика гидросферы, оценка состояния и поверхностных водных объектов. Мероприятия по сокращению отходов.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2011

    Оценка современной экологической обстановки в Алтайском крае. Проблема охраны вод и загрязнений атмосферы. Воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду. Проблема радиоактивного загрязнения и влияние отходов на экологическую обстановку.

    реферат , добавлен 11.10.2013

    Характеристика окружающей среды в районе проведения работ по строительству производственного здания инсинераторной установки типа ИН-50.4 и ИН-50.2 ФГУП "Росморпорт". Покомпонентная оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2012

    Понятие, правовая основа, принципы и методы, этапы проведения, процедура подготовки оценки воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды и продуктов питания, концентрации вредного вещества в единице объема, массы или поверхности.

УДК 342.7:349.41

Страницы в журнале: 59-64

В.Н. Харьков,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и земельного права Тульского государственного университета Россия, Тула [email protected]

На основе анализа данных государственного мониторинга окружающей среды Российской Федерации, программно-целевых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения реализации права каждого на благоприятную окружающую среду посредством совершенствования норм природоресурсного законодательства и повышения эффективности государственного экологического надзора и производственного контроля.

Ключевые слова: государственное управление в сфере природопользования; обеспечение рационального использования природных ресурсов, охрана окружающей среды, государственный экологический надзор, производственный экологический контроль.

Гарантированное российским законодательством право пользования землей и иными природными ресурсами призвано обеспечить основы жизнедеятельности человека и направлено на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности в соответствии с провозглашенными в Конституции Российской Федерации 1993 года (далее - Конституция РФ) целями политики Российской Федерации как правового и социального государства.

Конституция РФ закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Указанная конституционная норма размещена в главе I «Основы конституционного строя» и является определяющей для характера регулирования условий и порядка природопользования в соответствии со ст. 16 Конституции РФ, закрепившей, что положения главы I Конституции РФ составляют основы конституционного строя Российской Федерации 1.

Глава II Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» содержит ряд статей, закрепляющих экологические права граждан и развивающих положения главы I . Так, ст. 36 определила, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1). Также в названной статье указывается, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2). Следовательно, согласно ст. 36 неотъемлемыми составляющими надлежащего использования и охраны природных ресурсов в Российской Федерации является такой порядок природопользования, при котором сохраняются качественные характеристики окружающей среды и соблюдаются права и законные интересы иных лиц.

Статьи 42 и 58 Конституции РФ устанавливают соответственно право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В развитие положений ст. 9 Конституции РФ названные конституционные нормы устанавливают дополнительные критерии оценки природопользования, которое должно быть благоприятным для жизнедеятельности человека, все обязаны добросовестно и разумно осуществлять природопользование, охранять окружающую среду, не допускать причинение вреда природным ресурсам и природе в целом, человеку, другим охраняемым объектам, а в случае причинения ущерба обязаны возместить его.

Таким образом, дополнительным критерием оценки надлежащего природопользования, т. е. использования и охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, представляется такое состояние окружающей среды, которое в наибольшей степени благоприятно для человека, а также для естественных экологических систем и природной среды в целом .

Обеспечение реализации права каждого на благоприятную окружающую среду рассматривается нами как средство достижения более общей цели - сохранение природной среды, качественное состояние которой благоприятно и для человека, и для всего живого.

В связи с этим природоресурсное законодательство, детализируя и адаптируя общие предписания экологического права применительно к использованию отдельных природных ресурсов, призвано обеспечить в рамках правового регулирования использования соответствующих ресурсов общие для экологического и природоресурсного законодательства цели и задачи, и тем самым обеспечить реализацию приведенных выше конституционных основ природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации.

В связи с этим одним из главных направлений развития природоресурсного (водного, горного, земельного, лесного и др.) законодательства как предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов является обеспечение сохранения, рационального и эффективного использования природных ресурсов - главных природных богатств и достояния народов Российской Федерации, основы устойчивого социально-экономического развития страны.

Указанные направления развития природоресурсного законодательства имеют актуальное значение в свете задач модернизации экономики страны и перехода на инновационный путь развития , что с неизбежностью повлечет усиление антропогенной нагрузки на окружающую среду в целом. В связи с этим вопросы правового обеспечения рационального и эффективного использования и охраны природных ресурсов в контексте обеспечения права на благоприятную окружающую среду принадлежат к числу наиболее актуальных как в теории права, так и в практике правового регулирования природоресурсных отношений, а также в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

В Российской Федерации вопросам охраны окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, повышению эффективности управления земельным фондом уделяется большое внимание. С 2012 года реализуются Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012); Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326); Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012- 2017 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 03.03.2012 № 297-р) .

Кроме того, прошедший 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды (Указ Президента РФ от 10.08.2012 № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды») ; была начата реализация Государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322). Названные программно-целевые документы в целом обозначили устойчивую тенденцию формирования экологоцентричной, ресурсосберегающей экономики, призванной обеспечить рациональное и эффективное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды .

Высокий уровень внимания к экологическим проблемам обусловлен негативным экологическим состоянием значительной части наиболее населенных территорий. В частности, в Государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» отмечается, что примерно на 15% территории Российской Федерации, где проживает 60% населения, качество окружающей среды является неудовлетворительным.

О низких качественных показателях окружающей среды свидетельствуют данные государственного доклада «О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году» (далее - государственный доклад) , в котором отмечаются высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха в городах, значительный уровень загрязнения поверхностных водных объектов (в том числе вследствие отсутствия на многих предприятиях необходимых очистных сооружений), говорится, что значительные площади земель изъяты из продуктивного оборота под свалки, зоны размещения отвалов пустой породы, и это оценивается как признаки неустойчивого развития. В отношении состояния земельных ресурсов государственный доклад указывает в качестве распространенных вредных воздействий такие, как загрязнение почв токсикантами промышленного происхождения - тяжелыми металлами, фтором, а также нефтью, нефтепродуктами и др.

Приведенные и иные данные, содержащиеся в материалах государственного мониторинга окружающей среды, свидетельствуют о необходимости повышения эффективности государственного экологического надзора. При этом следует отметить, что федеральный законодатель воспринял выработанные в доктрине права предложения по повышению статуса экологического контроля , был принят Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» .

В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Законом об охране окружающей среды, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный экологический надзор включает в себя государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации; государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации; государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации; государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал; федеральный государственный лесной надзор; федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; федеральный государственный охотничий надзор; государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Таким образом, осуществление эффективного и действенного государственного экологического надзора следует рассматривать как способ обеспечения реализации права народов Российской Федерации на использование и охрану природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, а также как способ обеспечения реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.

Вопросам состояния окружающей среды, а также контроля в экологической сфере в системе государственного управления природопользованием уделяется большое внимание. Так, 20 ноября 2013 г. под председательством Президента РФ было проведено заседание Совета безопасности, посвященное обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования . В своем выступлении Президент РФ отметил, что Россия обладает колоссальным и разнообразным природным потенциалом, у нас расположены уникальные экосистемы, влияющие на устойчивость природы всей планеты, и мы обязаны сохранить это богатство, обеспечить экологический баланс, а значит, повысить качество жизни граждан.

В качестве первоочередных задач в сфере обеспечения экологической безопасности государства Президент РФ назвал повышение эффективности государственного экологического контроля и надзора, восстановление системы внутреннего производственного экологического контроля на предприятиях 1. Главная задача при этом - минимизировать угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций экологического характера, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и материальному ущербу.

Также в докладе Президента РФ было отмечено, что природоохранные мероприятия в целом недостаточно финансируются, эта сумма составляет 0,8% от ВВП, что не может идти в сравнение со странами с развитой экономикой. В связи с этим было сказано, что одной из актуальных проблем является отсутствие полноценного механизма «экологических платежей» со стороны бизнеса и других структур за использование природных ресурсов. По мнению Президента РФ, за счет таких платежей мобилизуются ресурсы для охраны и восстановления природной среды. В то же время сложную проблему «экологических платежей» надо решать так, чтобы не перегрузить экономику такими требованиями.

Иллюстрацией того, какое большое значение придается государственному экологическому надзору и производственному контролю, а также взвешенному подходу в сфере государственного управления природопользованием, может служить доклад министра природных ресурсов и экологии на заседании Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности (далее - Комиссия) . Из содержания доклада явствует понимание Минприродой России сложностей выполнения природоохранных мероприятий предприятиями топливно-энергетического комплекса, в связи с чем министр выступил с рекомендациями в адрес природопользователей. В частности, он предложил разработать и представить в Комиссию программу по реконструкции внутрипромысловых нефтепроводов, рекультивации нефтезагрязненных земель и др.

Эти рекомендации, представляется, обусловлены тем, что, по информации Минприроды России, в сфере топливно-энергетического комплекса в 2013 году было проверено 500 компаний-недропользователей, и в деятельности большинства из них выявлены существенные нарушения природоохранного законодательства. Ущерб, нанесенный окружающей среде этими компаниями, оценивается более чем в 1,5 млрд руб. Самое распространенное нарушение - аварийные разливы, которые чаще всего происходят из-за прорывов трубопроводов. По информации общественных природоохранных организаций, которой располагает Минприроды России, из-за износа оборудования ежегодно происходит более 25 тыс. аварийных разливов, из которых в поле зрения надзорных органов попадает не более 5 тыс. По информации Росприроднадзора, в результате аварийных разливов нефти на месторождениях ежегодно в окружающую среду поступает не менее 50 тыс. тонн нефти и пластовых вод, загрязнению подвергается почвенно-растительный покров площадью до 10 тыс. га. По независимым экспертным оценкам, масштабы потерь составляют более 1,5 млн тонн нефти в год. В связи с этим и учитывая перспективы геологического освоения континентального шельфа, Минприроды России предлагает компаниям «Роснефть» и «Газпром» с привлечением ученых разработать эффективные методы, технологии и оборудование для ликвидации нефтяных разливов в условиях Арктики.

Министр отметил также, что в 2013 году были приняты новые Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101 (зарегистрирован в Минюсте России 19.04.2013 № 28222)), согласно которым определены сроки замены трубопроводов (не менее 1 раза в 8 лет), однако чтобы полностью модернизировать всю промысловую сеть, компаниям топливно-энергетического комплекса необходимо вкладывать ежегодно более 1,3 трлн руб.

Вероятно именно сопоставление порядка цифр, определяющих размер экологического ущерба и необходимых затрат на его предотвращение и ликвидацию, вынуждают органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды искать баланс между наполнением бюджета и сохранением компонентов природной среды. В таких условиях, когда государственный экологический надзор фактически осуществляется с учетом экономических условий хозяйственной деятельности природопользователей, большое значение приобретает производственный экологический (земельный и др.) контроль.

Представляется верным подход, согласно которому наряду с государственным экологическим надзором необходимо повышать эффективность производственного экологического (земельного и др.) контроля, осуществляемого непосредственно природопользователями. В связи с этим совершенствование организационно-правового обеспечения производственного экологического (земельного и др.) контроля представляется актуальной научно-практической задачей, поскольку должно рассматриваться в приведенном выше контексте как один из важных аспектов обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Правовую основу производственного экологического контроля образует ст. 67 Закона об охране окружающей среды, согласно которой производственный контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Приведенные положения Закона об охране окружающей среды, определяющего основы правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды, нуждаются в дополнении применительно к расширенным задачам по осуществлению производственного экологического контроля в современных условиях.

Позитивным примером правового регулирования производственного контроля и повышенной ответственности лиц, осуществляющих производственный контроль в сфере природопользования, могут служить положения ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанная статья предусматривает квалификационные требования для лиц, осуществляющих производственный охотничий контроль, перечень прав производственных охотничьих инспекторов, а также возможность их отстранения от производственного контроля . Соответствующими нормативными правовыми актами регулируется порядок осуществления данного вида производственного контроля , что, безусловно, повышает его значимость и эффективность.

Закрепление в экологическом и природоресурсном законодательстве аналогичных подходов к осуществлению производственного контроля (экологического, земельного и др.) будет способствовать обеспечению рационального использования и охраны соответствующих природных ресурсов и повышению эффективности охраны окружающей среды в целом, поддержанию качественных характеристик природных ресурсов (природных объектов) и окружающей среды, что в итоге будет способствовать обеспечению реализации конституционного права народов Российской Федерации на использование и охрану природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, а также реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.

Список литературы

1. Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. - М., 2010.

2. Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. № 9.

3. Институты экологического права. - М., 2010.

4. Комментарий к Конституции Российской Фе-дерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). - М., 2010 // СПС «Гарант-Эксперт».

5. Об утверждении порядка осуществления производственного охотничьего контроля и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 марта 2012 г. № 86 «Об утверждении порядка осуществления производственного охотничьего контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 31.03.2014 № 31781): Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2014 № 6 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Об утверждении Порядка отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуще-ствления производственного охотничьего контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 13.03.2014 № 31593): Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2014 № 1 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Порядка проведения проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора» (зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2014 № 31819): Приказ Ми-нистерства природных ресурсов и экологии Россий-ской Федерации от 09.01.2014 № 4 // СПС «Кон-сультантПлюс».

8. Об утверждении формы акта о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов» (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2014 № 31719): Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Рос-сийской Федерации от 09.01.2014 № 2 // СПС «Кон-сультантПлюс».

9. Собрание законодательства Российской Феде-рации. 2011. № 30 (ч. I ). Ст. 4590.

10. Собрание законодательства Российской Фе-дерации. 2012. № 12. Ст. 1425.

11. Собрание законодательства Российской Фе-дерации. 2012. № 33. Ст. 4634.

12. Харьков В. Н. Актуальные вопросы законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере использования и охраны земельных ресурсов // Хозяйство и право. 2013. № 8. С. 122-128.

13. Харьков В.Н. Задачи земельного законодательства в сфере обеспечения инновационного развития России // Правовые вопросы недвижимости. 2012. № 1. С. 13-15.

14. Харьков В.Н. Принцип добросовестности в гражданском и земельном праве // Хозяйство и право. 2012. № 9. С. 34-43.

15. URL: http://президент.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/19655

16. URL: http://www.mnr.gov.ru/mnr/minister/statement/detail.php?ID=133886&sphrase_id=414966

17. URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/cef/gosdoklad%20za%202012%20god.pdf

Б01: 10.19073/2306-1340-2017-14-2-110-114

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН _НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

КУЩИЙ Вячеслав Олегович*

И [email protected]

Ул. Короленко, 12, г. Омск, 644010, Россия

Аннотация. В статье выделяется особая роль конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Определены проблемы возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу в результате экологических правонарушений. Автор проводит анализ федерального и регионального законодательства, затрагивающего данные правоотношения, а также постановленные судебные акты. Предлагаются пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: конституционное право на благоприятную окружающую среду, экологические права, возмещение ущерба, атмосферный воздух.

Some Problems of Realization of Citizens" Constitutional Rights

to a Favorable Environment

Kushchii Vyacheslav O.**

El [email protected]

12 Korolenko st., Omsk, 644010, Russia

Abstract. The article highlights the special role of the constitutional right of citizens to a favorable environment. The problems of compensation for damage caused to health or property as a result of environmental violations are identified. The Author conducts an analysis of federal and regional legislation affecting these legal relations, as well as legal acts, suggests ways to solve this problem.

Key words: the constitutional right to a favorable environment, environmental rights, compensation for damage, atmospheric air.

Одной из важнейших групп конституционных прав человека является группа экологических прав, выражающихся в праве на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и праве на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями, закрепленных в ст. 42 Конституции Российской Федерации. Подобные права также закреплены и в конституциях развитых европейских государств, таких как Испания, Германия, Швейцария, Португалия, а также в странах постсоветского пространства Беларуси, Казахстана, Украины, что свидетель-

ствует об их существенной роли и актуальности проблем экологии в мире в целом.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, обстановка в сфере экологии в Российской Федерации по ряду показателей с каждым годом становится хуже или практически неизменна. В целом отмечается увеличение площади нарушенных земель, загрязняются воды, уменьшается общая площадь лесов и защитный озоновый слой в атмосфере1 .

Надлежащее обеспечение данных прав заключается в обязанности государства в лице государственных органов, органов местного

* Аспирант кафедры конституционного и муниципального права Омской юридической академии.

** Postgraduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law of Omsk Law Academy. 1 Лайкам К. Э. Охрана окружающей среды в России. 2016: стат. сб. / Росстат. M., 2016. 95 с.

самоуправления, физических лиц и хозяйствующих субъектов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Ключевой деятельностью в этом направлении является реализуемая внутренняя политика государства, направленная на охрану и защиту окружающей среды. Важным шагом явилось принятие указов Президента Российской Федерации от 10 августа 2012 г. № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды»2 и от 1 августа 2015 г. № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий»3.

Следует отметить, что осуществление деятельности по поддержанию качества природной среды и ее охраны требует значительных затрат со стороны государства, что в условиях современной экономической обстановки является весьма затруднительным. В связи с этим особую актуальность приобретает реализация конституционного права на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу в результате экологических правонарушений. Но в действующем российском законодательстве отсутствуют отдельные механизмы, позволяющие рассчитать нанесенный вред окружающей среде и, как следствие, оценить размер причиненного вреда здоровью и имуществу граждан.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 12194 (далее - Положение), именно Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, а также выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы охраны атмосферного воздуха. Соответственно, в рамках указанных полномочий именно оно

должно заниматься вопросом определения размера данного вреда.

Действующим природоохранным законодательством предусмотрено два способа определения размера вреда, причиненного окружающей среде: в соответствии с фактическими затратами на восстановление окружающей среды или в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда5, утверждение которых отнесено к полномочиям Минприроды России. В настоящее время приняты, в частности, приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»6 и приказ Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»7, а также иные методики.

Вместе с тем, например, на протяжении длительного периода времени не утверждаются методика и таксы по расчету размера вреда, причиненного окружающей среде в результате допущенного загрязнения атмосферного воздуха, что является определенным препятствием для определения размера соответствующего ущерба и реализации закрепленных конституционных прав. Единственным документом, регламентирующим отдельные вопросы, связанные с возмещением вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушений законодательства об атмосферном воздухе, является приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. № 1325-ст, утвердивший национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56167-2014 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета ущерба от промышленного предприятия объектам окружающей среды»8 (далее - ГОСТ Р 56167-2014), вступивший в силу с 1 июля 2015 г. В соответствии с ним определяются методы расчета вреда, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного промышленного предприятия объектам окружающей среды,

2 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 33, ст. 4634.

3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 31, ст. 4670.

4 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5 Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8 ГОСТ Р 56167-2014. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета ущерба от промышленного предприятия объектам окружающей среды. М. : Стандартинформ, 2014.

экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам. ГОСТ Р 56167-2014 предназначен для работников подразделений по охране окружающей среды, органов и служб по охране окружающей среды администраций городов и регионов России.

Основанием для расчета ущерба с применением данного стандарта являются факты превышения установленных нормативов выбросов, выбросов без соответствующего разрешения. Вместе с тем, согласно действующему законодательству, перечисленные факты не являются достаточными для взыскания с предприятия компенсации причиненного окружающей среде вреда, в частности, подлежит установлению факт причинения вреда окружающей среде, в результате которого может быть причинен вред здоровью и имуществу человека и гражданина. Если обратиться к понятию вреда окружающей среде, то законодатель определяет его как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

На основании пп. 40, 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»9 следует, что при разрешении споров о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий. Также необходимо устанавливать причинную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей, хотя совокупность обстоятельств, являющихся основанием для возмещения указанного вреда, на практике доказать достаточно сложно.

Тем не менее в п. 5.1 ГОСТ Р 56167-2014 приведена формула, по которой производится расчет ущерба, в ней также учтено количество загрязняющих веществ, удельные затраты на улавли-

вание и (или) обезвреживание загрязняющих веществ и затраты, необходимые для определения размера ущерба. Удельные затраты на улавливание и (или) обезвреживание загрязняющих веществ определяются на основе затрат на приобретение и установку оборудования по улавливанию и (или) обезвреживанию загрязняющего вещества, определяемых по рыночным ценам на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике. При отсутствии сведений о рыночных ценах на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике, расчет ущерба производится по формуле, учитывающей коэффициент для вычисления размера ущерба, зависящий от отрасли, к которой относится промышленное предприятие.

В разделе «Библиография» ГОСТа 561672014 дана ссылка на единственный документ -постановление Правительства Москвы № 94-1III «Об утверждении методики определения размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения на территории города Москвы» (далее - постановление Правительства Москвы № 94-ПП), которое определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2011 г. № 5-Г11-161 признано недействующим10.

Следует отметить, что ГОСТ Р 56167-2014 утвержден для добровольного применения, не является нормативным правовым актом, так же как и постановление Правительства Москвы № 94-ПП, на основе которого он был разработан, а соответственно, отсутствуют обязательства по его исполнению и собственно методика исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха.

Таким образом, в настоящее время на федеральном уровне отсутствует действующий нормативный правовой акт, определяющий методы и таксы по расчету размера вреда, причиненного окружающей среде в результате допущенного загрязнения атмосферного воздуха, что не позволяет нам в полной мере реализовать конституционное право на возмещение ущерба при экологических правонарушениях.

9 Доступ из СПС «КонсультанПлюс».

10 Доступ из СПС «Гарант».

Более того, анализ судебной практики и законодательства субъектов Российской Федерации показал, что регионами предпринимаются попытки по разработке и принятию методик по исчислению размера вреда окружающей среде в результате нарушений законодательства об атмосферном воздухе. Например, постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 26 апреля 2007 г. № 105 была утверждена Методика исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, предназначенная для определения размера вреда окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, вызванного в том числе превышением нормативов (лимитов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Отдельные положения данной методики определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 мая 2010 г. № 81-Г10-811 признаны недействующими. Положения методики предусматривали расчет размера вреда при выявленных фактах превышения предельно допустимых выбросов (временно согласованных выбросов). Однако судом отмечено, что определение такс и методик оценки воздействия на окружающую среду является полномочием Минприроды России и никакой другой орган исполнительной власти, как федеральный, так и региональный, не вправе устанавливать собственное нормативное регулирование по данному вопросу, иное означает вторжение регионов в компетенцию федеральных органов исполнительной власти.

Аналогичным образом решением Приволжского районного суда г. Казани от 9 декабря 2005 г. № 2-1167/05 признаны недействующими отдельные положения Временной методики определения размера вреда, причиненного окружающей среде превышением установленных нормативов выброса загрязняющих веществ при эксплуатации автотранспортных средств, утвержденной приказом министра экологии и природных ре-

11 Доступ из СПС «КонсультанПлюс».

12 Доступ из СПС «КонсультанПлюс».

13 Доступ из СПС «КонсультанПлюс».

сурсов Республики Татарстан от 7 июля 2003 г. № 66012 (далее - временная методика). Судом отмечено, что Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не является специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха, следовательно, не имеет полномочий утверждать оспариваемую временную методику. Применение временной методики при отсутствии соответствующей методики, утвержденной специально уполномоченным федеральным органом государственной власти в области охраны атмосферного воздуха, нарушает принцип верховенства федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, предпринятые субъектами Российской Федерации попытки по восполнению действующего пробела законодательства были пресечены судебными органами.

Хотя думается, что, учитывая климатические, гидрологические и иные особенности территорий, целесообразно было бы законодательно закрепить за регионами полномочия по утверждению методик и такс расчета ущерба в рассматриваемых правоотношениях, исходя, например, из реализации принципа совместного правового регулирования отношений в сфере оценки экологического вреда между региональными и федеральными органами.

На практике данный принцип уже реализуется в смежных областях. Например, субъекты Российской Федерации вправе определять с учетом региональных особенностей размеры такс, в том числе повышенные, на объекты животного и растительного мира, не указанные в российском законодательстве. Данное право впервые было предоставлено субъектам Российской Федерации приказом Минприроды России от 4 мая 1994 г. № 126 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением растительного мира»13 .

Подводя итог вышеизложенному, думается, что, предоставив регионам возможность правового регулирования в рассматриваемой сфере, можно было бы обеспечить механизм реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в рассматриваемой области.

Список литературы

1. Глибко О. Я., Лукин А. А. Правовые основы оценки и возмещения экологического ущерба в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2011. № 4. С. 201-210.

1. Glibko O. Ya., Lukin A. A. Pravovye osnovy otsenki i vozmeshcheniya ekologicheskogo ushcherba v Rossiiskoi Federatsii . Rossiiskii yuridicheskii zhurnal -Russian Juridical Journal, 2011, no. 4, pp. 201-210.

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский Государственный Университет

Институт права

Кафедра экологического и аграрного права

Контрольная работа по экологическому праву

Вариант №1

Выполнила:

студентка 4 курса 6 группы

заочного отделения

Бакаева З.С.

Проверил:

1.Право на благоприятную окружающую среду: понятие, правовой механизм обеспечения, административный и судебный способы защиты …...…………………………………………………………...….3

2.Правовой режим особо охраняемых природных территорий…………………………………………………………….…12

3.Использованная литература ……………………..……………………21

1. Право на благоприятную окружающую среду: понятие, правовой механизм обеспечения, административный и судебный способы защиты.

Основные понятия:

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду обеспечивается системой природоохранных нормативов, а критерием соблюдения этого права является соответствие качества окружающей среды и воздействий на нее соответствующим природоохранным нормативам.

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды (ст. 11 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»), право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность (ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения»), право граждан на пребывание в лесах (ст. 65 Лесного кодекса РФ) и др.

Экологические права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.

Правовой механизм обеспечения

Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду:

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", предусматривающая право граждан на охрану здоровья от негативного воздействия окружающей среды; положения Экологической доктрины России, гласящие "сохранение природы и улучшение качества окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества" и др.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы). В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия. Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.



Просмотров