Логическое расположение норм и институтов предпринимательского права. Предпринимательское право и предпринимательская деятельность

– внутренняя дифференциация правовых норм и их группировка по различным институтам.

Структура системы предпринимательского права включает в себя отрасль права и правовой институт.

Отрасль права – наиболее крупное (главное) структурное подразделение системы права, регулирующее однородные или комплексные общественные отношения.

Правовой институт – комплекс правовых норм, регулирующих относительно однородные группы отношений, составляющих в совокупности отрасль права. Можно выделить институт банкротства, институт приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг.

Система предпринимательского права – логическое расположение норм и институтов предпринимательского права.

Система предпринимательского права характеризует его структуру как отрасль права, отрасль законодательства, научную и учебную дисциплину.

Предпринимательское право подразделяется на Общую и Особенную части.

Общая часть предпринимательского права включает в себя:

1) понятие предпринимательского права;

2) методы предпринимательского права;

3) систему предпринимательского права;

4) предпринимательские правоотношения;

5) основные принципы предпринимательского права;

6) государственное регулирование предпринимательской деятельности;

7) юридическую ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности;

8) защиту имущественных прав и интересов предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, гарантии участников предпринимательского права.

Особенная часть рассматривает правовое регулирование:

1) несостоятельности (банкротства) предприятия;

2) конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности;

3) товарного рынка (качества продукции, работ и услуг);

4) ценообразования;

5) банковских услуг;

6) инвестиционной деятельности;

7) внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

Предмет правового регулирования – относительно самостоятельный круг общественных отношений, регулируемый данной отраслью права.

ВОПРОС 4.

ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предпринимательская деятельность в России осуществляется в соответствии с определенными принципами, закрепленными в Конституции РФ и в Гражданском кодексе РФ.

Принципы предпринимательского права – его основополагающие начала.

Основные принципы:

1) Свобода предпринимательской деятельности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Но эта свобода не безгранична, она может быть ограничена федеральными законами в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.

2) Юридическое равенство различных форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом все виды и формы собственности. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3) Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Соблюдение данного принципа – необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.

Важная роль в поддержании конкуренции и в борьбе с недобросовестными формами ее проявления монополистической деятельностью отводится Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

4) Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности . Это основной стимул и главный побудительный мотив предпринимательства. Прибыль – разница между полученным доходом и произведенными расходами.

5) Государственное регулирование предпринимательской деятельности . Это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

6) Законность в предпринимательской деятельности . Это основа построения правового государства. Предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.

7) Единое экономическое пространство . На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

ВОПРОС 5.

ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Признаки предпринимательской деятельности :

1) Систематичность и постоянство .

2) Самостоятельность, свобода в выборе направлений и методов работы, независимое принятие решений без вмешательства со стороны государственных органов . Но это не исключает общего регулирования со стороны государства. Предприниматель действует по своему усмотрению и в своих интересах. Он свободен и автономен в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора, в установлении на его основе своих прав и обязанностей.

3) Предпринимательский риск – деятельность предпринимателя на рынке в ситуации неопределенности относительно возможного получения прибыли или убытков, когда принимающий решение, будучи не в состоянии однозначно предвидеть, добьется ли он прибыли или понесет убытки, оказывается перед выбором какого-либо из альтернативных вариантов решения.

4) Нацеленность на систематическое получение прибыли .

В зависимости от основной цели деятельности предпринимателя различаются коммерческие и некоммерческие организации.

Не являются предпринимательской деятельностью :

1) нотариальная деятельность;

2) адвокатская деятельность;

3) деятельность по реализации гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства;

4) деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг населению, предприятиям, государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

Предпринимательская деятельность – вид экономической деятельности, связанной с предпринимательским риском, новыми подходами к управлению, новаторством, использованием научных достижений.

Предпринимательская деятельность – составная часть экономической деятельности, которая тесно связана с рынком и товарно-денежными отношениями.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещено. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица (прежде всего коммерческие организации), так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения , урегулированнные нормами предпринимательского права.

Методы правового регулирования

Метод — это способ воздействия на общественные отношения.

В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия:

  • гражданско-правовой (основан на равенстве сторон, на экономических инструменатх регулирования)
  • административно-правовой (исходит из нервного положения сторон — из отношений власти и подчинения)
Используются следующие методы:
  • Метод автономных решений — метод согласования . При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.
  • В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний . При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.
  • Метод рекомендаций . При его применении одна сторона правового отношения даёт рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.
  • Метод запретов . Используется, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.

Основы предпринимательской деятельности

В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. Однако только в рыночной экономике предприятие (фирма) выступает как самостоятельно независимо действующий субъект.

Предпринимательская деятельность может быть определена как деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя.

Предпринимательская деятельность — это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение и осуществляемая от своего имени или от имени .

Из понятия "предпринимательская деятельность" вытекают следующие особенности:

  • самостоятельная деятельность дееспособных граждан;
  • инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей;
  • рисковой характер предпринимательства;
  • продолжительный процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли;
  • законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, с целью производства товаров, их реализацией другим субъектам рынка, выполнения работ и оказания услуг.

Субъекты предпринимательской деятельности:

  • граждане РФ;
  • граждане иностранных государств;
  • объединение граждан (коллективные предприниматели). Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или . осуществляется гражданином — индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.

Цели и интересы конкретного предпринимателя могут быть самыми разными:
  • самореализация,
  • получение высоких и постоянных доходов,
  • завоевание рынка,
  • выживание в долгосрочном периоде и т.д.

Однако в микроэкономике принято полагать основным мотивом предпринимательской деятельности получение максимальной прибыли (подобно тому, как при анализе потребительского поведения мы исходили из стремления последнего к максимизации удовлетворения (полезности) от потребления доступных ему благ).

Среди наиболее серьезных аргументов в пользу максимизации прибыли как основной цели бизнеса можно выделить следующие:
  • Прибыль является универсальным показателем результативности бизнеса и лишь очень немногие фирмы могут позволить себе роскошь предпринимать действия, ведущие к снижению прибыли. В большинстве случаев влияние других целей на поведение фирмы относительно невелико.
  • Жесткая конкурентная борьба, при которой выживают лишь наиболее эффективные предприятия, также заставляет фирмы стремиться к максимизации своих прибылей.
  • Допущение о максимизации прибыли позволяет успешно объяснять и прогнозировать поведение отдельных фирм, а также динамику используемых ими цен и объемов производства.

Выбор формы организации предпринимательской деятельности

Организационно-правовая форма

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу от всех остальных.

По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.

Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: , хозяйственных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

Принципы предпринимательского права

Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с принципами закрепленными Конституцией РФ и статьей 1 Гражданского кодекса РФ.

Вместе с тем правовое регулирование предпринимательских отношений строится на основе других принципов, а именно:
  • свобода предпринимательской деятельности
  • юридическое равенство различных форм собственности
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности
  • законность в предпрнимательской деятельности.
  • государственное регулирование пд.

Статья 1. ГК РФ Основные начала гражданского законодательства

  1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора , недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
  2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора .
    Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
    Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Предпринимательское право как учебная дисциплина

Изучение предпринимательского права как учебной дисциплины состоит в обучении основам правового механизма регулирования предпринимательской деятельности как комплекса имущественных отношений: ее субъектами, объектами, основаниям возникновения, осуществлению прав; договорным обязательствам в предпринимательской деятельности; защите прав и др., а также в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, возникающих в деятельности предпринимателей.

Предпринимательское право как учебная дисциплина отражает основные аспекты правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.

Понятие законодательства о предпринимательской деятельности

Законодательство о предпринимательской деятельности — это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты государственных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.

Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права

Закон — нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в РФ.

Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

Закон субъектов Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

К актам федеральных органов государственного управления относятся указы президента и постановления правительства.

Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.

Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название «судебная практика».

Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.

Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

Тема 1

1. Российское предпринимательское право является:

а) базовой отраслью права;

б) комплексной отраслью права;

в) специальной отраслью права.

2. Российское предпринимательское право регулирует:

а) общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

б) гражданско-правовые, налоговые, трудовые и административно-правовые отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

в) общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;

3. Закон, в котором дается определение предпринимательской деятельности:

б) "О предприятиях и предпринимательской деятельности";

в) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

4. Российское предпринимательское право включает в себя институты:

а) конституционного и гражданского права;

б) административного и гражданского права;

в) гражданского и финансового права.

5. В российском предпринимательском праве применяются следующие методы правового регулирования:

б) метод автономных решений (метод согласования);

в) все перечисленные.

1. Источником российского предпринимательского права не является:

а) обычай делового оборота;

б) международный договор РФ;

в) судебный прецедент.

2. Обычай делового оборота применяется:

а) в целях преодоления пробела в законодательстве;

б) в случаях, когда стороны договорятся о его применении;

в) в случаях, прямо указанных в законодательстве.

3. Какой нормативный правовой акт закрепляет основные принципы осуществления предпринимательской деятельности:

а) Конституция РФ;

в) Закон РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности"?

4. Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

а) абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;

б) абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства;

в) абсолютные вещные правоотношения; хозяйственные обязательства.

5. Правоотношения, которые складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. называются:

а) хозяйственные обязательства;

б) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;

в) неимущественные предпринимательские правоотношения.

1. Подразделение коммерческой организации получает наибольшую самостоятельность в хозяйственном обороте, если оно образовано как:

а) представительство;

б) филиал;

в) отделение.

2. Филиалом является:

а) обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства;

б) обособленное подразделение юридического лица, представляющее интересы юридического лица, осуществляющее их защиту, а также выполняющее иные функции некоммерческого характера;

в) юридическое лицо, имеющее в хозяйственном ведении обособленное имущество, отвечающее по своим обязательствам этим имуществом, расположенное вне места нахождения своего учредителя и являющееся его дочерней организацией.

3. Товарная биржа является субъектом:

а) специальной компетенции;

б) ограниченной компетенции;

в) исключительной компетенции.

4. В уставном капитале малого предприятия доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций не может превышать:

5. К организационно-правовым формам юридических лиц, согласно российскому гражданскому законодательству, относятся:

а) филиал;

б) холдинг;

в) унитарное предприятие.

1. Государственное унитарное предприятие является субъектом

б) специальной компетенции;

в) ограниченной компетенции.

2. Два индивидуальных предпринимателя вправе создать:

а) любые виды хозяйственных товариществ и обществ;

б) любые виды хозяйственных товариществ и обществ, а также производственный кооператив;

в) полное товарищество, любые виды хозяйственных обществ.

3. Учредители юридического лица несут субсидиарную ответственность по его обязательствам:

а) в производственном кооперативе;

в) во всех перечисленных формах.

4. К числу хозяйственных объединений относятся:

а) полное товарищество;

б) простое товарищество;

в) нет правильного ответа.

5. Четверо граждан вправе создать:

а) производственный кооператив, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество;

б) любой вид хозяйственных обществ;

в) любой вид хозяйственных товариществ.

6. К числу учредительных документов общества с дополнительной ответственностью относят:

б) учредительный договор;

в) устав и учредительный договор.

7. Наименование какой коммерческой организации должно указывать на характер ее деятельности:

а) производственного кооператива;

б) государственного или муниципального унитарного предприятия;

в) всех перечисленных.

8. Уставный фонд формируется:

а)в производственном кооперативе;

б) в обществе с дополнительной ответственностью;

в) в государственном или муниципальном унитарном предприятии.

9. Граждане, ограниченные в дееспособности, заниматься предпринимательской деятельностью:

а) вправе с согласия попечителя;

б) вправе с разрешения регистрирующего органа;

в) не вправе.

1. Унитарные предприятия создаются на основе:

а) учредительного способа;

б) учредительно-распорядительного способа;

в) дозволительно-учредительного способа.

2. В настоящее время государственная регистрация индивидуальных предпринимателей производится:

а) в администрациях муниципальных образований;

б) в регистрационной палате;

в) в налоговых органах.

3. Вправе ли государственный орган отказать в государственной регистрации финансово- промышленной группы в связи с нецелесообразностью ее создания:

в) нет, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты интересов государства и общества.

4. В течение какого времени регистрирующий орган обязан зарегистрировать вновь создаваемое юридическое лицо:

а) 5 рабочих дней;

б) 7 рабочих дней;

в) 10 дней?

5. Государственной регистрации не подлежит:

а) прекращение предпринимательской деятельности гражданина;

б) изменение характера деятельности индивидуального предпринимателя;

в) внесение изменений в учредительные документы юридических лиц.

1. Получение разрешения антимонопольного органа является необходимым условием при реорганизации, проводимой путем:

а) слияния;

б) преобразования;

в) выделения.

2. При какой форме реорганизации не возникает нового юридического лица?

а) преобразование;

б) присоединение;

в) слияние.

3. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться:

а) в полное или коммандитное товарищество;

б) в акционерное общество или производственный кооператив;

в) в государственное или муниципальное унитарное предприятие.

4. Прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам происходит:

а) при реорганизации;

б) при ликвидации;

в) при реорганизации, ликвидации.

5. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны:

а) уведомить об этом решении кредиторов реорганизуемого юридического лица;

б) получить согласие на это решение кредиторов реорганизуемого юридического лица;

в) предварительно погасить кредиторскую задолженность.

1. Федеральный закон 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает:

а) три процедуры банкротства;

б) четыре процедуры банкротства;

в) пять процедур банкротства.

2. Для определения наличия признаков банкротства должника не учитываются:

а) размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

б) убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства;

в) размер обязательных платежей без учета установленных законодательством штрафов, пеней и иных финансовых санкций.

3. Объявить должника банкротом вправе:

а) сам должник;

б) конкурсные кредиторы;

в) арбитражный суд.

4. Выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражного управляющего относится к полномочиям:

а) собрания кредиторов;

б) конкурсных кредиторов;

в) должника.

5. Содействие повышению уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих относится к функциям:

а) образовательных учреждений;

б) саморегулируемых организаций;

в) арбитражного суда.

6. Одним из признаков банкротства организаций является:

а) неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение двух месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

б) неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

в) неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

7. Заявление о признании предприятия банкротом в арбитражный суд вправе подать:

а) конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, прокурор;

б) конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, должник;

в) кредиторы, уполномоченные органы, должник.

8. Организация стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего относится к полномочиям:

а) арбитражного суда;

б) саморегулируемой организации;

в) уполномоченного органа государственной власти.

9. Арбитражный управляющий назначается:

а) должником;

б) собранием кредиторов;

в) арбитражным судом.

10. Действие Федерального закона 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)" распространяется на:

а) физические и юридические лица;

б) физические и юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций;

в) физические и юридические лица, за исключением казенных предприятий.

11. К числу требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего, относится наличие:

а) непрерывного стажа руководящей работы до двух лет;

б) непрерывного стажа руководящей работы свыше двух лет;

в) стажа руководящей работы свыше двух лет в совокупности.

Первое собрание кредиторов созывается по итогам проведения:

а) наблюдения;

б) финансового оздоровления;

в) внешнего управления.

В случае отстранения руководителя должника от должности на стадии наблюдения полномочия по управлению должником переходят:

а) ко временному управляющему;

б) к арбитражному управляющему;

в) к лицу, представленному в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей должника или собственника должника.

Наблюдение должно быть завершено не позднее:

а) 3 месяцев;

б) 6 месяцев;

в) 7 месяцев.

4. Для проведения наблюдения арбитражный суд назначает:

а) административного управляющего;

б) временного управляющего;

в) внешнего управляющего.

1. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом сроком:

а) до 2 лет;

б) до 18 месяцев;

в) свыше 2 лет.

2. Для введения финансового оздоровления необходимо:

а) только соответствующее решение собрания кредиторов;

б) соответствующее ходатайство учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьих лиц;

в) только соответствующее решение арбитражного суда.

3. В качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств при проведении процедуры финансового оздоровления могут выступать:

б) задаток;

в) имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности.

4. При проведении финансового оздоровления размер обеспечения исполнения обязательств должника должен превышать размер обязательств должника не менее чем на:

б) 20%; в) 30%.

5. Арбитражный суд может ввести процедуру финансового оздоровления вопреки решению Собрания кредиторов в случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств должника:

а) государственной или муниципальной гарантии;

б) банковской гарантии;

в) задатка.

6. Финансовое оздоровление и внешнее управление могут длиться:

а) до 2,5 лет каждое;

б) до 2 лет в совокупности;

в) до 2,5 лет в совокупности.

7. Для проведения процедуры финансового оздоровления арбитражный суд назначает:

а) внешнего управляющего;

б) административного управляющего;

в) временного управляющего.

1. Переход полномочий по управлению должником к арбитражному управляющему является одним из последствий введения:

а) финансового оздоровления;

б) внешнего управления;

в) мирового соглашения.

2. Внешнее управление вводится на срок не более:

б) 18 месяцев;

в) 2,5 лет.

3. Арбитражный суд может ввести процедуру внешнего управления вопреки решению собрания кредиторов в случае:

а) предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств должника государственной или муниципальной гарантии;

б) наличия достаточных оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

в) соответствующего ходатайства трудового коллектива должника.

4. Одним из полномочий внешнего управляющего является:

а) закрытие реестра требований кредиторов;

б) контроль за соблюдением графика погашения задолженности;

в) ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности.

5. Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов - одно из последствий введения:

а) наблюдения;

б) внешнего управления;

в) конкурсного производства.

6. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не требования:

а) кредиторов первой и второй очереди;

б) кредиторов третьей очереди;

в) виндикационные требования, подтвержденные вступившим в введения внешнего управления решением суда.

7. План внешнего управления утверждается:

а) внешним управляющим;

б) собранием кредиторов;

в) арбитражным судом.

8. Внешнее управление не проводится в отношении:

а) стратегических предприятий;

б) индивидуальных предпринимателей;

в) крестьянского (фермерского) хозяйства.

1. Процедура, в результате проведения которой прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина, - это:

а) мировое соглашение;

б) конкурсное производство;

в) внешнее управление.

2. Основанием открытия конкурсного производства является:

а) признание должника банкротом по решению арбитражного суда;

б) решение собрания кредиторов;

в) решение внешнего управляющего.

3. Срок исполнения возникших до введения этой процедуры денежных обязательств и уплаты обязательных платежей считается наступившим с момента введения:

а) финансового оздоровления;

б) внешнего управления;

в) конкурсного производства.

4. Порядок удовлетворения требований кредиторов в процессе конкурсного производства осуществляется в соответствии:

а) с ГК РФ;

б) с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";

в) с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", если это не противоречит ГК РФ.

5. Реестр требований кредиторов закрывается:

а) по истечении двухмесячного срока со дня публикации объявления о признании должника банкротом;

б) по истечении двухмесячного срока со дня публикации объявления о введении процедуры наблюдения;

в) по истечении месячного срока со дня публикации объявления о признании должника банкротом.

6. В конкурсную массу включается:

а) социально значимые объекты;

б) имущество, принадлежащее должнику на праве собственности;

в) имущественные права, связанные с личностью должника.

7. Расходы на вознаграждение конкурсного управляющего относятся:

а) к требованиям кредиторов первой очереди;

б) к внеочередным требованиям;

в) к требованиям кредиторов второй очереди.

1. Мировое соглашение может заключаться:

а) на любой стадии банкротства, кроме конкурсного производства;

б) на любой стадии банкротства, кроме наблюдения;

в) на любой стадии банкротства.

2. Мировое соглашение заключается:

а) в устной форме;

б) в письменной форме;

в) в письменной нотариально удостоверенной форме.

3. Какая процедура банкротства не предусмотрена в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)":

а) досудебная санация;

б) конкурсное производство;

в) мировое соглашение?

4. Условия мирового соглашения не могут предусматривать замену денежного долга неденежным обязательством в отношении:

а) требований кредиторов, обеспеченных залогом;

б) внеочередных требований кредиторов;

в) обязательных платежей.

5. Мировое соглашение, утвержденное арбитражным судом, вступает в силу для должника и конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в его заключении:

а) с момента вынесения судом соответствующего определения;

б) с момента его заключения;

в) с момента принятия соответствующего решения собранием кредиторов.

1. К первоначальным способам приобретения права собственности на имущество предпринимателя относится:

а) приобретение права собственности юридическим лицом путем внесения его учредителями имущественных взносов (паев) в уставный (складочный) капитал, паевой фонд;

б) правопреемство в результате реорганизации юридического лица;

в) приобретательная давность.

2. Государственные и муниципальные казенные предприятия имеют имущество на праве:

а) хозяйственного ведения;

б) оперативного управления;

в) внутрихозяйственного ведения.

3. Амортизация представляет собой:

а) процесс постепенного перенесения стоимости производимого продукта по мере его физического и морального износа на средства труда;

б) процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый продукт;

в) стоимость воспроизводства основных средств.

4. Положением по бухгалтерскому учету основных средств и методическими указаниями определены следующие способы амортизации:

а) линейный и ускоренный;

б) линейный, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);

в) линейный и нелинейный.

5. При создании государственных и муниципальных предприятий формируется:

а) уставный капитал;

б) уставный фонд;

в) паевой фонд.

1. Ежегодное утверждение прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год относится к полномочиям:

а) Правительства РФ;

2. Заключение договоров купли-продажи федерального имущества относится к полномочиям:

а) Правительства РФ;

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

в) Российский фонд федерального имущества.

3. К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" относится:

а) государственный и муниципальный жилищный фонд;

б) государственный резерв;

в) имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий.

4. В соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" в настоящее время приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется:

а) на возмездной основе;

б) на безвозмездной основе;

в) как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

5. Издание нормативных правовых актов по вопросам приватизации относится к полномочиям:

а) Правительства РФ;

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

в) Российский фонд федерального имущества.

1. Перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества, закрепленный в Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" является:

а) исчерпывающим;

б) не исчерпывающим;

в) может быть дополнен федеральными законами.

2. Выполнение определенных в договоре условий является обязательным требованием для участия в приватизации государственного и муниципального имущества посредством такого способа приватизации, как:

а) аукцион;

б) конкурс;

в) продажа без объявления цены.

3. В случае, когда аукцион по продаже государственного или муниципального имущества был признан несостоявшимся, приватизация указанного имущества осуществляется:

а) путем продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

б) путем продажи государственного или муниципального имущества посредством конкурса;

в) путем продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены.

4. Условия конкурса по продаже государственного или муниципального имущества не могут предусматривать:

а) сохранение определенного числа рабочих мест;

б) ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;

в) запрет на использование такого имущества в предпринимательской деятельности.

5. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется:

а) если продажа этого имущества посредством аукциона не состоялась;

б) если продажа этого имущества иными способами не состоялась;

в) если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

1. Экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов, - это:

а) прямые методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

б) косвенные методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

в) налоговые льготы.

2. Плановое мероприятие по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) может быть проведено:

а) не более чем один раз в год;

б) не более чем один раз в два года;

в) не реже чем один раз в два года.

3. Цена, складывающаяся на товарном рынке без государственного воздействия на нее, называется:

а) регулируемая цена;

б) свободная (рыночная) цена;

в) демпинговая цена.

4. В перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, входят:

а) продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

б) газ, реализуемый населению;

в) социальные услуги.

5. В перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, включены:

а) перевозки железнодорожным транспортом;

б) наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

в) торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

1. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий:

а) 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов;

б) 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов;

в) одного месяца со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

2. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия:

а) не продлевается;

б) продлевается;

в) продлевается по специальному решению лицензирующего органа.

3. Лицензия не теряет юридическую силу в случае:

а) ликвидации юридического лица;

б) прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования;

в) прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

4. В случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно:

а) после получения новой лицензии в соответствующем субъекте РФ;

б) после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ;

в) без каких-либо специальных действий.

5. Лицензия выдается на срок:

а) не более пяти лет;

б) не менее пяти лет;

в) не более трех лет.

Определение понятия "конкуренция" дается в следующем нормативном правовом акте:

а) в ГК РФ;

б) в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";

в) в Федеральном законе "О естественных монополиях".

Противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров, - это:

а) монополистическая деятельность;

б) недобросовестная конкуренция;

в) монополия.

Одним из видов монополистической деятельности является:

а) создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

б) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

в) введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара.

Одной из форм недобросовестной конкуренции является:

а) создание дискриминирующих условий деятельности для отдельных субъектов;

б) создание благоприятствующих условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов путем предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара;

в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

В настоящее время федеральный антимонопольный орган называется:

а) Министерством по антимонопольной политике РФ;

б) Государственным антимонопольным комитетом РФ;

в) ФАС России.

а) недобросовестная, недостоверная, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, скрытая реклама;

б) недобросовестная, недостоверная, неэстетичная реклама, заведомо ложная реклама, скрытая реклама;

в) недобросовестная, недостоверная, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, скрытая реклама, контрреклама.

а) заведомо ложной;

б) недостоверной;

а) недостоверной;

б) неэтичной;

в) скрытой;

а) Министерство по антимонопольной политике РФ;

в) ФАС России.

1. Аудиторские организации являются субъектами:

а) исключительной компетенции;

б) специальной компетенции;

в) ограниченной компетенции.

2. Целью аудита является:

а) независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей;

б) выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ;

в) соблюдение налогового законодательства РФ.

3. Право на подачу в уполномоченный федеральный орган заявления о своей аккредитации имеет профессиональное аудиторское объединение, членами которого являются:

а) не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций;

б) не менее 1000 аттестованных аудиторов и не менее 100 аудиторских организаций;

в) не менее 500 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.

4. В случаях непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации, а также выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица составляется:

а) условно положительное аудиторское заключение;

б) отрицательное аудиторское заключение;

в) аудиторское заключение, содержащее отказ от выражения мнения.

5. Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет:

а) Министерство финансов РФ;

в) ФСФР России.

1. Государственное регулирование оценочной деятельности осуществляет:

а) Министерство финансов РФ;

б) Федеральное казначейство РФ;

в) ФСФР России.

2. Правовое положение оценщика закреплено:

а) в Конституции РФ;

б) в Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

в) в Положении об оценочной деятельности.

3. Договор между оценщиком и заказчиком заключается:

а) в письменной нотариально удостоверенной форме;

б) в письменной форме;

в) в устной или письменной форме.

4. Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло:

а) не более года;

б) не более шести месяцев;

в) не более трех месяцев.

5. В случае если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит:

а) рыночная стоимость данного объекта оценки;

б) специальная стоимость данного объекта оценки;

в) ликвидационная стоимость данного объекта оценки.

1. Понятия "охрана прав" и "защита прав" предпринимателей соотносятся следующим образом:

а) эти понятия являются синонимами;

б) "охрана прав" уже понятия "защита прав" предпринимателей;

в) "защита прав" уже понятия "охрана прав" предпринимателей.

2. Способы защиты прав предпринимателей делятся:

а) на материальные, процессуальные и пресекательные;

б) на материально-правовые и процессуальные;

в) на материально-правовые, штрафные и пресекательные.

3. Формы защиты прав предпринимателей делятся на:

а) материальные и процессуальные;

б) судебные и внесудебные;

в) письменные и устные;

4. К внесудебной защите прав и интересов предпринимателей следует отнести: а) нотариальную защиту;

б) третейское разбирательство;

в) все перечисленное и досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

5. В соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей должностные лица органов государственного контроля (надзора):

а) вправе осуществлять мероприятия по контролю;

б) не вправе осуществлять плановые проверки;

в) вправе осуществлять мероприятия по контролю (надзору) с разрешения руководителя соответствующего государственного органа.

1. Субъектом, осуществляющим вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ценные бумаги с целью получения прибыли и иного положительного экономического результата является:

а) эмитент;

б) инвестор;

2. Субъектом, выпускающим в обращение ценные бумаги и несущим от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими, является:

а) эмитент;

б) инвестор;

в) профессиональный участник рынка ценных бумаг.

3. В настоящее время государственное регулирование на рынке ценных бумаг осуществляет:

а) ФСФР России;

б) Минфин России;

в) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

4. К эмиссионным ценным бумагам относится:

а) банковский сертификат;

в) опцион;

5. Эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный ею срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента заранее определенной цене, - это:

а) облигация;

б) варрант;

в) опцион;

6. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" депозитарием признается:

а) юридическое лицо, осуществляющее деятельность по оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги;

б) юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, включая сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг;

в) юридическое лицо, осуществляющее деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

7. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом, называется:

б) брокер;

в) управляющий.

8. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" листингом называется:

а) процедура выпуска эмиссионных ценных бумаг;

б) включение фондовой биржей ценных бумаг в котировальный список;

в) процедура государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг.

9. К фидуциарным сделкам относятся:

а) дистрибьюторский договор;

б) договор поручения;

в) договор комиссии.

б) оферта, направленная одновременно двум контрагентам;

в) публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества.

2. К договорам, которые могут быть заключены только между предпринимателями, не относится:

а) договор коммерческой концессии;

б) договор энергоснабжения;

в) договор складского хранения.

3. Простым товариществом признается:

а) договор, по которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону, цели;

б) коммерческая организация, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут солидарно субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом;

в) коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

4. Предпринимательские договоры по своей юридической природе:

а) являются разновидностью гражданско-правового договора;

б) имеют аналогию с гражданско-правовым договором;

в) имеют принципиальное отличие от гражданско-правового договора.

5. Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение:

а) любым способом, о котором стороны условились, исходя из принципа свободы договора;

б) хотя бы по одному существенному условию договора;

в) по всем существенным условиям договора.

6. Какие существенные условия необходимы для заключения гражданско-правового договора:

а) прямо названные в нормативных правовых актах как существенные для данного вида договоров;

б) о предмете договора; условия, названные в нормативных правовых актах как существенные; все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;

в) о предмете договора, об ответственности сторон, о моменте вступления договора в силу; условия, прямо названные в нормативных правовых актах как существенные.

7. С какой целью приобретаются товары по договору поставки:

а) для использования товаров в предпринимательской деятельности;

б) для использования товаров в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

в) цель приобретения товаров не имеет значения для договора поставки.

8. Права на товарный знак, знак обслуживания предприниматель вправе передать по договорам:

а) поставки, дистрибьюторскому;

б) агентскому;

в) коммерческой концессии.

9. Консигнация является разновидностью:

а) дистрибьюторского договора;

б) агентского договора;

в) договора комиссии.

10. Агентский договор может строиться по модели:

а) договора поручения;

б) договора поставки;

в) договора комиссии.

11. Принципал - это одна из сторон в договоре:

а) комиссии;

б) дистрибьюторском;

в) агентском.

12. Обязательство одной из сторон договора не заключать аналогичных договоров с другими субъектами на определенной в договоре территории может быть предусмотрено:

а) договором комиссии;

б) дистрибьюторским договором;

в) агентским договором.

Структурно-логические схемы Схема 1. Источники российского предпринимательского права

Источники российского предпринимательского права


V
V

Нормативный правовой акт
Обычай

Под системой предпринимательского права понимается логическое расположение норм и институтов предпринимательского права.

Предпринимательское право РФ - это совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм. Эти нормы группируются по институтам. Институт предпринимательского права - совокупность норм, объединяющая ряд связанных между собой правоотношений. Так, например, можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг. В институтах предпринимательского права так же, как и в других отраслях права, нормы группируются в зависимости от общности задач, стоящих перед институтом.

Система предпринимательского права характеризует его структуру как отрасль права, отрасли законодательства, научной и учебной дисциплины.

Институты предпринимательского права

предпринимательский право институт принцип

Предпринимательское право, как и другие отрасли права, подразделяются на Общую и Особенную части. В развернутом виде система предпринимательского права, как учебного курса, содержит следующие институты:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

  • 1. Введение в предпринимательское право
  • 2. Предпринимательские правоотношения
  • 3. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятия
  • 4. Разгосударствление и приватизация государственной и муниципальной собственности
  • 5. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики
  • 6. Защита имущественных прав и интересов предпринимателей (хозяйствующих субъектов)

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

  • 7. Правовое регулирование функциональных видов народного хозяйства
  • 8. Правовое регулирование монополистической деятельности
  • 9. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг
  • 10. Правовое регулирование ценообразования
  • 11. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
  • 12. Правовое регулирование расчетов и кредитования
  • 13. Правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита
  • 14. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Предпринимательское право как отрасль российского права - совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие по поводу обеспечения интересов государства и общества. Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, которые подразделяются на.

1) горизонтальные - отношения «предприниматель - предприниматель»;

2) вертикальные - отношения «предприниматель - орган управления».

В предмет предпринимательского права также входят отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими отношениями, но не сопровождаемые необходимостью получения прибыли, например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием, отношения по государственному регулированию народного хозяйства, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, по правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, правовому регулированию ценообразования и т. д. В предпринимательском праве за основу берется понятие «хозяйствующий субъект» - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», например, некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, т. е. можно купить у общества с ограниченной ответственностью товары.

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, обязательно зарегистрированными в установленном законом порядке. Решение заниматься предпринимательской деятельностью не может быть навязано извне и является свободным волеизъявлением. Результаты деятельности, успешные или приводящие к негативным последствиям, зависят в основном от действий субъекта, умения реагировать на изменения условий деятельности. Контроль предпринимательской деятельности осуществляется государственными органами путем предоставления субъекту права заниматься данной деятельностью и осуществления проверок за соблюдением им положений, определенных законодательством.

Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы обычно содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль права - предпринимательское право.

Виды хозяйственных норм:

1) регулятивные;

2) правоохранительные.

Основная масса норм предпринимательского права носит регулятивный характер.

Главными условиями развития предпринимательства являются:

1) многообразие форм собственности;

2) право на занятие предпринимательской деятельностью;

3) свобода на труд.

Метод - способ и прием воздействия.

Метод правового регулирования – совокупность способов юридического воздействия и приемов регулирования общественных отношений в целях достижения необходимого результата. Каждая отрасль права имеет свои определенные методы правового регулирования, которые определяются спецификой общественных отношений с учетом следующих компонентов:

1) характер положения участников правоотношения;

2) порядок установления прав и обязанностей;

3) особенности состава юридических фактов, влекущих правоотношения;

4) специфика юридической ответственности.

В предпринимательском праве закреплены возможные способы воздействия с целью выполнения норм права.

1) гражданско-правовой основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования;

2) административно-правовой исходит из неравного положения сторон, т. е. отношений власти и подчинения.

Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения и его специфика зависят от объема правового воздействия. Властные предписания в большинстве случаев исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов по отношению к другим участникам предпринимательских отношений В предмет предпринимательского права входят горизонтальные (отношения равенства) и вертикальные. отношения (отношения типа «управление - предприниматель»), поэтому при регулировании хозяйственно - правовых отношений используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования.

Методы правового регулирования:

1) обязательные предписания применяются, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне предписания, обязательные для выполнения.

С их помощью императивные нормы права устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов предпринимательских правоотношений. Метод обязательных предписаний характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, например, обязательность государственной регистрации субъектов предпринимательства, нормы налогового законодательства и т. д.;

3) согласования. При этом субъект предпринимательского права самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение по согласованию с другим его участником;

4) запреты ограничивают определенные действия хозяйствующих субъектов, например, в Законе РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены запреты на недопущение действий, причиняющих вред окружающей среде;

5) автономные решения заключается в том, что правоотношения (права и обязанности участников предпринимательской деятельности) устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними.

Источники предпринимательского права - нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

1) Конституция РФ - основной источник предпринимательского права, имеет высшую юридическую сипу, прямое действие и применяется на всей территории РФ;

2) Гражданский кодекс РФ, который регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила о заключении договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения;

3) законы - нормативные акты, принимаемые представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами

Виды законов:

А) Федеральный конституционный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;

Б) Федеральный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным федеральным законам,

В) законы субъектов Российской Федерации нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации. Федеральные законы подразделяются на:

1) регулирующие общее состояние определенного вида рынка. Например, Закон РФ от 09.10.2002 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

2) устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке. Например, ФЗ от 26.12.1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 30.10.1995 г. 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»;

4) акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

5) акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами;

6) акты исполнительных органов субъектов РФ применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня,

7) обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области (в том числе в предпринимательской деятельности) правила поведения, не предусмотренные законодательством;

8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдается приоритет международным договорам.

Система предпринимательского права - внутренняя дифференциация правовых норм, их группировка по отраслям и институтам. Структура системы предпринимательского права включает в себя отрасль права и правовой институт. Отрасль права - наиболее крупное (главное) структурное подразделение системы права, регулирующее однородные или комплексные общественные отношения.

Правовой институт - комплекс правовых норм, регулирующих относительно однородные группы отношений, составляющих в совокупности отрасль права. Можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг. В институтах предпринимательского права так же, как и в других отраслях права, нормы группируются в зависимости от общности задач, стоящих перед институтом.

Система предпринимательского права - логическое расположение норм и институтов предпринимательского права. Предпринимательское право РФ - совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм, которые группируются по институтам. Система предпринимательского права характеризует его структуру как отрасль права, отрасль законодательства, научную и учебную дисциплину.

Предпринимательское право подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть предпринимательского права включает в себя.

1) введение в российское предпринимательское право;

2) приметы предпринимательского права;

3) метод предпринимательского права;

4) система предпринимательского права;

5) предпринимательские правоотношения;

6) основные принципы предпринимательского права;

7) история предпринимательского права;

8) государственное регулирование предпринимательской Деятельности;

9) разгосударствление и приватизация государственной и муниципальной собственности;

10) юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики,

11) защита имущественных прав и интересов предпринимателей (хозяйствующих субъектов), гарантии участников предпринимательского права.

Особенная часть рассматривает правовое регулирование:

1) несостоятельности (банкротства) предприятия;

2) конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности;

3) товарного рынка (качества продукции, работ и услуг) ;

4) ценообразования;

5) бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

6) банковских услуг, расчетов и кредитования;

7) инвестиционной деятельности; внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

Предмет правового регулирования - относительно самостоятельный круг общественных отношений, регулируемый данной отраслью права. Такая структура предпринимательского права позволяет комплексно регулировать сложные многоуровневые хозяйственно-правовые отношения.

В дореволюционной России развивалось международное и частное торговое право. Существование частного торгового права - результат возникновения внутри государства между частными лицами по поводу торговли многочисленных и сложных юридических отношений.

Торговое право - совокупность норм частного права, имеющих ближайшее соприкосновение с торговым оборотом. После 1917 г. складывается плановая экономика, хозяйственная деятельность осуществляется в основном государственными предприятиями, зарождается и получает свое развитие концепция хозяйственного права.

Появляется школа единого хозяйственного права, в соответствии с которой гражданин должен занять место в системе хозяйственных связей. Основоположники данной школы Л. Я. Гинцбург, Е. Б. Пашуканис считали, что все имущественные отношения как между гражданами, так и между социалистическими организациями должны регулироваться нормами единого хозяйственного права, основным источником которого должен стать хозяйственный кодекс. Хозяйственное право должно включать в себя гражданско-правовые нормы и регулировать все горизонтальные и вертикальные имущественные отношения. Но хозяйственная концепция данной школы была объявлена вредительской, а ее авторы – репрессированы. Хозяйственно-правовая мысль возрождается в 60-е гг. XX в. в концепции академика В. В. Лаптева, которая исходила из необходимости единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся как при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений горизонтального характера), так и при руководстве ею (вертикальные отношения). Правовое регулирование товарно-денежных отношений должно представлять синтез начал частного и публичного права и иметь двойственный частно-публичный характер. На этих же началах должен быть построен и хозяйственный кодекс. Кодекс и другие предлагавшиеся акты не были приняты, так как это не входило в планы бюрократического аппарата. Значительное развитие хозяйственно-правовая концепция получила в период проведения экономической реформы 1965 г., направленной на расширение прав предприятий, повышение роли хозяйственных договоров. В 90-е гг. XX в. в России начался переход от плановой экономики к рыночной, в этот период предпринимательской деятельности придается законный статус, появляется многообразие форм собственности, в том числе и возрождение частной собственности, появляются различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Возрождение предпринимательства связано с принятием законов СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.), «О кооперации в СССР» (1988 г.), «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (1991 г.), «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» (1992 г.), которые прямо и непосредственно были посвящены вопросам предпринимательства.

Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с определенными принципами, закрепленными Конституцией РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Принципы предпринимательского права основополагающие начала, которые пронизывают правовые нормы предпринимательского права.

Основные принципы :

1) свобода предпринимательской деятельности. Данный принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», но эта свобода не безгранична, она может быть ограничена федеральными законами в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности;

2) юридическое равенство различных форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности;

3) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления монополистической деятельностью отводится Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

4) получение прибыли как цель предпринимательской деятельности - основной стимул, главный побудительный мотив предпринимательства. Прибыль - разница между полученным доходом и произведенными расходами;

5) государственное регулирование предпринимательской деятельности - соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;

6) законность в предпринимательской деятельности - основа построения правового государства. Предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства, а также государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство;

7) единое экономическое пространство. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Признаки предпринимательской деятельности:

1) систематичность и постоянство;

2) самостоятельность, свобода в выборе направлений и методов работы, независимое принятие решений без вмешательства со стороны государственных органов, однако это не исключает общего регулирования со стороны государства. Предприниматель действует по своему усмотрению и в своих интересах, он свободен и автономен в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, в установлении на его основе своих прав и обязанностей;

3) предпринимательский риск - деятельность предпринимателя на рынке в ситуации неопределенности относительно вероятного получения прибыли или убытков, когда принимающий решение, будучи не в состоянии однозначно предвидеть, добьется ли он прибыли или понесет убытки, оказывается перед выбором какого-либо из альтернативных вариантов решения;

4) нацеленность на систематическое получение прибыли.

В зависимости от основной цели деятельности предпринимателя различаются коммерческие и некоммерческие организации. Содержание предпринимательской деятельности - совершение операций по использованию имущества, продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг.

Не являются предпринимательской деятельностью:

1) нотариальная деятельность;

2) адвокатская деятельность;

3) деятельность по реализации гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства;

4) деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг населению, предприятиям, государственными и муниципальными образовательными учреждениями (по обучению на основе дополнительных образовательных программ, преподаванию специальных курсов и циклов дисциплин, включая репетиторство, занятия с углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Предпринимательская деятельность - вид экономической деятельности, связанной с предпринимательским риском, новыми подходами к управлению, новаторством, использованием научных достижений, динамической неопределенностью и направленной всегда на систематическое получение прибыли. Предпринимательская деятельность - составная часть экономической деятельности, которая тесно связана с рынком, товарно-денежными отношениями. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещено. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица (прежде всего коммерческие организации), так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Правоотношения каждой отрасли права имеют свои субъекты, специфические объекты, а также выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и юридические обязанности.

Предпринимательские правоотношения представляют собой форму существования предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения - урегулированные нормами предпринимательского права общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Виды предпринимательских правоотношений:

1) отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности;

2) непосредственно предпринимательская деятельность, в ходе которой достигается получение прибыли,

3) государственное регулирование предпринимательства.

1) субъекты правоотношений;

2) объект правоотношений;

3) субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

Права и обязанности - меры возможного или должного поведения.

Особенность предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями - их субъектный состав.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься юридические лица, а также граждане без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ) В предпринимательских отношениях за основу берется понятие «хозяйствующий субъект». Хозяйствующий субъект - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель». Так, некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте. Объект предпринимательских правоотношений - то, на что направлены предпринимательские права и обязанности субъектов правоотношений. Объекты предпринимательских правоотношений:

1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное движимое и недвижимое имущество;

2) действия субъектов;

3) собственная деятельность субъекта предпринимательского права;

4) нематериальные блага, используемые при ведении предпринимательской деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Основанием возникновения предпринимательских правоотношений служат:

1) юридические факты - предусмотренные нормами российского предпринимательского права действия или события, вызывающие изменение или прекращение у отдельно взятых юридических или физических лиц хозяйственных прав и обязанностей;

2) действия - осознанные акты граждан, которые направлены на возникновение правоотношения.

Действия участников предпринимательских правоотношений подразделяются на:

1) правомерные акты, не противоречащие нормам права:

А) предписания;

Б) соглашения (договоры);

В) разрешения;

Г) акты одностороннего характера;

2) неправомерные, нарушающие нормы права.

События - независимые от воли и сознания граждан изменения окружающей действительности (пожар, наводнение, стихийные бедствия и т. д.).

Виды предпринимательских правоотношений :

1) абсолютные вещные. Субъект реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению.

Вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением товаров.

Объектом вещных предпринимательских правоотношений являются те вещи, которые участвует в различных воспроизводственных процессах. Абсолютное вещное право, не корреспондирующее ни с одним конкретным субъектом, - право собственности.

Право собственности используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальным образованием, субъектами частной собственности;

2) абсолютно относительные вещные. Субъект такого правоотношения реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами предпринимательских отношений. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом абсолютно, не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям;

3) абсолютные по ведению собственной хозяйственной деятельности складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает как объект правоотношения. Конструкция правовой связи такова, что у субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты предпринимательских правоотношений обязаны считаться с возможностью вести предпринимательскую деятельность данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях способствовать ей. Мера возможного поведения по осуществлению такой деятельностью очерчена различными законами. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютные отношения превращаются в относительные;

4) неимущественные абсолютные хозяйственные складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами предпринимательства в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование местонахождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта – носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться этим правом;

5) относительные предпринимательские возникают из договоров или из иных юридических законов, в силу которых возникают обязательственные правоотношения между конкретными лицами. В их основе лежат относительные права, т. е. принадлежащие одному лицу по отношению к другому лицу.

Структура предпринимательских правоотношений :

1) субъект;



Просмотров