Временный управляющий. его статус и полномочия

Временный управляющий (англ temporary manager) - в РФ лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Временный управляющий появляется на стадии наблюдения. По новому Закону о банкротстве управляющий назначается арбитражным судом из числа членов саморегулируемой организации, предложенной кредиторами, а при отсутствии таковых -- из числа предложенных регулирующим органом (Минюстом) других саморегулируемых организаций, включенных в единый Государственный реестр.

Задачи временного управляющего в период наблюдения -- разобраться с финансовым состоянием должника и определить, имеется ли возможность восстановить его платежеспособность. Сделав определенные выводы, временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, на котором выступает с отчетом о результатах финансового анализа и рекомендует принять одно из четырех решений: заключить мировое соглашение, если есть возможность погасить долги рассроченными платежами, ввести финансовое оздоровление или внешнее управление, если платежеспособность должника можно восстановить, либо открыть конкурсное производство.

Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего либо конкурсного управляющего. Любым из них он может стать и сам. На стадии внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности и руководителем предприятия фактически становится внешний управляющий. На этом этапе управляющий разрабатывает план внешнего управления, предусматривающий восстановление платежеспособности к определенному сроку, затем этот документ утверждается собранием кредиторов.

Временный управляющий назначается из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии предложений -из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидатура В.у. предлагается гос-ным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса.

Временный управляющий действует с момента его назначения и до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего, или до утверждения арбитражным судом мирового соглашения, или до принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом. В случае временной неспособности временного управляющего исполнять возложенные на него обязанности арбитражный суд вправе назначить заместителя временного управляющего. Временный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об освобождении его от исполнения обязанностей при наличии уважительных причин. В случае удовлетворения этого ходатайства арбитражный суд назначает нового временного управляющего, а до нового назначения временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности.

Временный управляющий вправе: предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в т.ч. о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и др. имущества на хранение третьим лицам, а также об отмене таких мер; обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности; получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; осуществлять иные полномочия, установленные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; определять наличие признаков фиктивного банкротства и преднамеренного банкротства; устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве; созывать первое собрание кредиторов.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

В период наблюдения функции руководства организацией распределяются между руководителем и временным управляющим, контролирующим руководителя.

Временный управляющий уведомляет руководителя предприятия-должника о введении наблюдения и своем назначении, а также под расписку знакомит с требованиями статей 57 и 58 Закона о банкротстве; руководитель должника издает приказ о вступлении в должность арбитражного управляющего.

В отдельных случаях арбитражный суд может отстранить руководителя должника. В этом случае руководство организацией осуществляется единолично временным управляющим.

Задачи, выполняемые временным управляющим , совпадают в основном с целями наблюдения. Речь идет в первую очередь:

  • об обеспечении сохранности имущества должника (в целях обеспечения сохранности имущества временный управляющий вправе, в частности, обращаться в суд с исками о признании сделок ничтожными и о применении последствий ничтожности сделок, а также о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника),
  • о проведении анализа его финансового состояния (в целях уяснения возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, а также для определения признаков фиктивного или преднамеренного банкротства),
  • установлении кредиторов должника и определении размера их требований, уведомлении их, созыве первого собрания кредиторов, то есть о подготовке к рассмотрению дела по существу.

Права временного управляющего

Временный управляющий обладает следующими правами :

  • предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;
  • заявлять возражения относительно требований кредиторов;
  • принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности предоставленных возражений должника относительно требований кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
  • получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;
  • осуществлять иные установленные Законом о банкротстве полномочия.

Для выполнения своих задач временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника. Соответственно органы управления должника обязаны предоставлять ему такую информацию и документы. Нарушение этой обязанности рассматривается как чинение препятствий временному управляющему в осуществлении его деятельности, в связи с чем временный управляющий может обратиться в суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от исполнения своих обязанностей.

Временный управляющий обязан :

  • принять все меры и обеспечить сохранность имущества должника;
  • проводить анализ финансового состояния должника;
  • выявлять кредиторов должника;
  • вести реестр требований, предъявляемых кредиторами;
  • сообщать кредиторам о введении наблюдения;
  • созвать и провести первое собрание кредиторов.

Отчет временного управляющего

К окончанию периода наблюдения временный управляющий готовит отчет о своей деятельности , сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности Как правило, отчет временного управляющего используется арбитражным судом в качестве экспертной оценки финансового состояния должника. Отчет временного управляющего должен содержать сведения:

  • о мерах, принятых для обеспечения сохранности имущества должника и выявления кредиторов должника;
  • о предъявлении в суды от имени временного управляющего исковых заявлений и ходатайств и сведения о результатах их рассмотрения.

Назначение временного управляющего

Временный управляющий назначается арбитражным судом, как правило, одновременно с принятием заявления о признании должника банкротом. Если суд не может сделать это быстро, он вправе сделать это в течение 10 дней.

Продолжительность работы временного управляющего зависит от срока, установленного арбитражным судом на проведение наблюдения. Закон связывает этот срок с назначенной арбитражным судом датой заседания для рассмотрения дела о банкротстве.

Момент прекращения временным управляющим своих полномочий зависит от результатов рассмотрения дела о банкротстве Функции временного управляющего прекращаются с прекращением процедуры наблюдения. В случае введения внешнего управления или конкурсного производства временный управляющий действует до назначения внешнего или конкурсного управляющего. При этом временный управляющий может рассматриваться в качестве кандидата для назначения в качестве внешнего или конкурсного управляющего.

Арбитражный суд вправе назначить заместителя временного управляющего в случае временной нетрудоспособности временного управляющего Иных оснований для назначения заместителя временного управляющего действующее законодательство не предусматривает. Возвращение временного управляющего к исполнению своих обязанностей является основанием для прекращения полномочий заместителя временного управляющего.

Временный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об освобождении его от исполнения обязанностей при наличии уважительных причин. Удовлетворение этого ходатайства остается на усмотрение суда. До назначения нового временного управляющего предыдущий продолжает исполнять свои обязанности.

Прежде всего кандидатуру временного управляющего должны предложить кредиторы. Если нет, кандидатуру выбирает арбитражный суд из числа зарегистрированных. при нем лиц. Если таковых не окажется, - по запросу суда государственный орган по делам о банкротстве в недельный срок с даты получения запроса представляет кандидатуру временного управляющего.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника, однако он ограничивается в отправлении своих функций посредством назначения арбитражным судом временного управляющего. Так, например, исключительно с согласия временного управляющего совершаются крупные сделки, связанные с распоряжением имуществом.

Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности в случае, если он не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей, допускает иные нарушения законодательства. В этом случае исполнение обязанностей руководителя возлагается на временного управляющего.

Страница была полезной?

Еще найдено про временный управляющий

  1. Должник запустил процедуру банкротства и выводит активы
    Дело в том что временный управляющий должен не только рассчитать разные коэффициенты платежеспособности ликвидности и др но и провести
  2. Взыскания кредитной организацией убытков с кредитора должника
    В отношении данного клиента была введена процедура наблюдения 11 февраля 2013 года арбитражным судом утвержден временный управляющий Временный управляющий уведомил кредитную организацию о введении наблюдения 14 февраля 2013 года Взыскатель предъявил исполнительный
  3. Принятие заявления, отказ в принятии, возвращение заявления о признании должника банкротом
    Законе о банкротстве как сделки которые могут совершаться лишь с согласия временного управляющего обязать должника передать на хранение ценные бумаги валютные ценности и иное имущество третьим
  4. Анализ арбитражного управляющего
    Заказчик Временный управляющий ОАО Арсенал ПРИМЕР Фамилия Имя Отчество Основание для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  5. Правовые основы и методы выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства
    Причиной такого несоответствия с одной стороны является тот факт что в обязанности временного управляющего в период проведения наблюдения в отношении предприятия-должника входит проведение финансового анализа и подготовка
  6. Последствия отстранения арбитражного управляющего без одновременного утверждения нового
    Кроме того в случае если административный внешний или конкурсный управляющий не был утверждён одновременно с введением соответствующей процедуры а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой
  7. Конкурсное производство в процедуре несостоятельности (банкротства)
    Наблюдение осуществляется назначенным арбитражным судом временным управляющим который в целях обеспечения сохранности имущества должника производит контроль и дает согласие на
  8. Финансовое оздоровление как процедура банкротства или результат ее проведения
    В шести случаях из десяти в отношении организаций для которых финансовое оздоровление завершилось процедурой конкурсного производства на этапе введения процедуры финансового оздоровления недостаточность обеспечения обязательств должника имуществом по балансовой стоимости и отсутствие гарантий исполнения обязательств в виде финансового обеспечения не стали решающими факторами Временный управляющий сделал вывод о возможности восстановить платежеспособность организации а первое собрание кредиторов приняло решение
  9. Актуальные вопросы и современный опыт анализа финансового состояния организаций - часть 8
    При проведении финансового анализа арбитражный управляющий выступая как временный управляющий использует результаты ежегодной инвентаризации проводимой должником как внешний конкурсный управляющий результаты инвентаризации которую
  10. О некоторых процедурах банкротства
    Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд выясняется общее количество кредиторов должника их требования Финансовое оздоровление
  11. Доверительное управление финансовыми ресурсами как инструмент развития финансовой системы России
    Постоянные нововведения в регулировании оставляют мало времени управляющим чтобы к ним приспособиться и зачастую только осложняют положение дел Компании вынуждены вводить
  12. Преднамеренное и фиктивное банкротство: некоторые алгоритмы решения проблемы
    Причиной такого несоответствия с одной стороны является тот факт что в обязанности временного управляющего в период наблюдения в отношении предприятии-должника входит финансовый анализ и подготовка заключения о
  13. Проблемы функционирования системы бюджетирования
    Процесс поглощает много людских ресурсов и занимает до 30% времени управляющих директоров и финансовых менеджеров Эти данные полностью опровергают существующий миф о том что
  14. Особенности стоимостной оценки кризисного предприятия
    Оценка стоимости играет немаловажную роль в арбитражном управлении на различных стадиях процедуры банкротства на стадии наблюдения временный управляющий с помощью оценки стоимости определяет рыночную стоимость предприятия на котором ему предстоит работать
  15. Особенности финансового анализа в несостоятельных организациях
    При проведении финансового анализа арбитражный управляющий выступая как временный управляющий использует результаты ежегодной инвентаризации проводимой должником как внешний конкурсный управляющий - результаты инвентаризации
  16. Факторы стоимости дебиторской задолженности: сроки погашения и риски невозврата долга
    Также следует учитывать что если должник находится в тяжелом финансовом положении а это видно из анализа его финансового состояния проведенного самостоятельно или временным управляющим то после наблюдения вводится процедура конкурсного производства В последнем случае минимальный срок взыскания
  17. Особенности процедур в делах о банкротстве застройщика
    При процедуре наблюдения действует как временный управляющий в финансовом оздоровлении - как административный управляющий во внешнем управлении - как внешний
  18. Внешний управляющий
    В случае если внешний управляющий назначается не одновременно с введением внешнего управления до его назначения функции внешнего управляющего осуществляются временным управляющим Если собрание кредиторов принимает решение о введении внешнего управления кандидатура внешнего управляющего определяется
  19. Процедуры банкротства
    Процедуры банкротства проводят соответственно наблюдение временный управляющий финансовое оздоровление административный управляющий внешнее управление внешний управляющий конкурсное производство конкурсный управляющий Далее
  20. Банкротство предприятия
    С принятием судом заявления о признании должника несостоятельным банкротом и до завершения дела о его несостятельности судом назначается арбитражный управляющий временный управляющий внешний управляющий конкурсный управляющий для проведения процедур банкротства Процедуры банкротства При рассмотрении дела

Функции временного управляющего определены особенностями процедуры наблюдения. Кандидатура может быть предложена кредиторами, а при её отсутствии, СРО выдвигает кандидатуру временного управляющего из числа зарегистрированных специалистов. Назначает управляющего арбитражный суд.

При процедуре наблюдения управляющий заинтересован в позиции должника. Его основная функция на данной стадии процесса заключается в сохранении имущества должника. Вопросы назначения и особенности работы управляющих регламентируются статьями закона о банкротстве, в частности, ст.45.

Назначение управляющего

Временный управляющий – исключительно физическое лицо, назначаемое на должность арбитражным судом. Назначение происходит по предложению кредиторов или СРО.

Следует отметить, что поиск подходящего кандидата на данную должность бывает затруднительным.

Требования к кандидату — реестр управляющих

Требования к кандидату - реестр управляющих

Временный управляющий должен соответствовать критериям, обозначенным 20 статьей закона.

Так, согласно статье 20 в числе обязательных требований:

  • Быть гражданином РФ
  • Состоять в числе членов одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Допускается занятие предпринимательской деятельностью.

Кроме того, членство в саморегулируемой организации обязывает данное лицо соответствовать следующим требованиям:

  • Наличие высшего образования.
  • Наличие стажа руководящей работы не менее года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего не менее 2 лет.
  • Наличие документа, подтверждающего факт успешной сдачи экзаменационных испытаний на должность арбитражного управляющего.
  • Отсутствие дисквалификации за совершение административное правонарушение и судимости за совершение умышленного преступления.
  • Наличие действующего договора страхования ответственности в рамках осуществляемой деятельности.

Лишь при полном соответствии вышеперечисленным критериям физическое лицо может стать членом СРО и приобрести возможность выступать управляющим в делах о банкротстве.

Заинтересованные лица при банкротстве

19 статья закона о банкротстве чётко очерчивает круг лиц, которые могут рассматриваться в качестве заинтересованных. И в силу этого факта, они не должны занимать должность управляющего. Так, заинтересованным признаётся лицо, входящее в одну категорию с должником, или является его аффилированным лицом.

К таковым закон относит также:

  • Руководители должника или лица, входящие в органы управления должника. Включая лиц, освобождённых от исполнения управленческих функций в рамках управляющей структуры должника в течение года до момента инициирования дела о банкротстве, а также их аффилированные лица или находящиеся с ними в одной категории.
  • Лица, заинтересованность которых может определяться гражданским законодательством.
  • В ситуации с несостоятельностью физического лица заинтересованными признаются его родители, супруги и иные родственники.

Временный управляющий исполняет свои обязанности до начала процедур внешнего управления или прекращения дела о банкротстве. На момент введения процедуры конкурсного или внешнего управления данное лицо может рассматриваться в качестве кандидата на должность внешнего или конкурсного управляющего. На какие действия конкурсный управляющий имеет право, .

Если по объективным причинам управляющий не в состоянии исполнять свои обязанности и возложенные на него функции, суд вправе назначить иного управляющего, предложенного СРО АУ, выбранной заявителем.

Момент досрочного прекращения исполнения функциональных обязанностей временным управляющим должен иметь весомые причины.

Как действует временный управляющий?

Его роль в процессе о банкротстве обусловлена нормами вышеназванного закона. В числе его ключевых задач – сохранение имущества должника, и для полноценного её выполнения временный управляющий наделяется определёнными правами. Подробнее о процедуре банкротства .

Так, данное временный управляющий является непосредственным участником дела о банкротстве, что даёт ему право:

  • предъявлять в интересах дела требования от собственного имени о признании заключаемых сделок ничтожными или недействительными;
  • требовать от руководителя предприятия-должника информации о заключаемых договорах и сделках.

Реестр сделок, подконтрольных управляющему включает операции:

  • с недвижимостью должника, включённой в реестр;
  • имуществом, если его балансовая стоимость выше 10% стоимости активов предприятия-должника также балансовой;
  • в вопросах передачи имущества в доверительное управление;
  • с займами, как по их предоставлению, так и по их получению;
  • поручительств и предоставлении гарантий;
  • переводов долгов и переуступки прав.

Руководитель предприятия-должника обязан информировать об определённых совершаемых сделках, а их заключение осуществлять исключительно с письменного согласия управляющего.

Законное обоснование прав

Таким образом, в вопросах сохранения имущества предприятия-должника, временный управляющий действует в соответствии с 1 пунктом 60 статьи Закона о банкротстве.

Данный пункт даёт управляющему право ходатайствовать перед судом о необходимости принятия мер, обеспечивающих сохранность имущества. Он вправе наложить вето на заключение некоторых сделок без его соответствующим образом оформленного согласия.

Среди прочего функционала управляющего можно выделить:

  • Контроль деятельности руководителя предприятия должника.
  • Подача ходатайств об отстранении руководителя от должности, если совершаемые им действия препятствуют работе управляющего или совершаемые руководителем сделки убыточны.

Перечень обязанностей

Одновременно с правами, должностное лицо наделяется и рядом обязанностей, неисполнение которых может стать основанием его отстранения. Так, временный управляющий обязан в рамках своей деятельности:

  1. Принимать меры по обеспечению сохранности имущества предприятия-должника.
  2. Выявлять организации.
  3. Определять ликвидность имеющегося в распоряжении должника имущества.
  4. Давать прогнозы и анализировать перспективы восстановления платёжеспособности предприятия при оздоровлении и введении внешнего управления. коэффициент утраты, восстановления платёжеспособности.
  5. Давать оценку относительно рыночной стоимости рассматриваемого бизнеса.
  6. Выступать с предложением комплекса мероприятий или системы мер, способных помочь предприятию-должнику выйти из сложившейся ситуации.

Временный управляющий обязан принимать меры по выявлению , в частности, выявить признаки, свидетельствующие о банкротстве фиктивном или преднамеренном. К таковым относятся:

  • Признаки исправления документов финансовой деятельности или их уничтожения.
  • Моменты сокрытия имущества, препятствие включения его в реестр.
  • Не истребование или препятствие истребованию задолженности дебиторского характера.
  • Совершение сделок явно убыточных для предприятия.
  • Не осуществление выплат по кредитным и иным финансовым обязательства при наличии такой возможности.
  • Не предоставление информации о третьих лицах и контрагентах, в частности об их местонахождении, у которых находится имущество должнику принадлежащее.

Временный управляющий должен исключить предумышленное банкротство.

Организации-банкрота изложены в одной из прошлых статей.

Кроме того, различного рода создаваемые препятствия в виде не предоставления информации или предоставление априори недостоверных, ложных данных и сведений по запросам временного управляющего, также могут натолкнуть последнего на мысль о фиктивном банкротстве.

Управляющий устанавливает реестр лиц-кредиторов. Образец заполнения реестра требований кредиторов . Кредиторы в срок 1 месяц предъявляют свои требования.

На этом видео временный управляющий рассказывает нюансы процедуры банкротства крупного предприятия после окончания своих полномочий:

При вынесении определения о начале внешнего управления, конкурсного производства или завершении дела о банкротстве, управляющий обязан известить о данном факте кредиторов и прочих заинтересованных в этом лиц.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Временный управляющий, его функции………………………………5

2. Права и обязанности временного управляющего……………………11

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………………20

Введение

Законодательство о несостоятельности является центром хозяйственного права любого государства, законодательная, судебная и исполнительная власти которого проводят целенаправленную политику по формированию и поддержанию цивилизованных традиций делового оборота. Законодательное регулирование банкротства направлено, прежде всего, на разрешение конфликта между должником и кредитором, в результате чего происходит укрепление расчетно-платежной дисциплины в экономике в целом. Поэтому с развитием в России рыночных отношений институт банкротства неизбежно займет в нашей экономической жизни такое же место, какое он занял во всем мире.

Процедура наблюдения – важнейшая процедура банкротства, является новеллой для российского законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности субъектов хозяйственной деятельности. Как показала уже сложившаяся за этот весьма короткий для “жизни” закона период правоприменительная практика, данная процедура является одной из самых сложных и ответственных: итогом проведения процедуры наблюдения является принятие решения о дальнейшей судьбе должника.

Основной целью данной процедуры является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.

В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда.

Таким образом, изучая механизм правового регулирования и практику применения нормативных актов, регулирующих институт несостоятельности банкротства на примере процедуры наблюдения, можно проанализировать причины возникновения несоответствий положений правовых норм, регулирующих несостоятельность реальным возможностям их реализации и применения. Представляется возможным выявить основные особенности структурных связей законодательства о несостоятельности (банкротстве) с иными материальными и процессуальными правовыми нормами, регулирующими хозяйственную деятельность в системе права России, выделить основные проблемы правоприменительной практики в области несостоятельности и предположить возможные пути дальнейшего совершенствования нормативной базы для данной сферы экономики страны.

Ситуация сложившаяся в России по вопросу регулирования несостоятельности на сегодняшний день далека от критического состояния таких отраслей права, как земельное, налоговое, или административное, чему немало способствует наличие вполне терпимого федерального закона и традиционного профессионализма судей арбитражных судов, рассматривающих данную категорию споров, но и здесь проявляются некоторые тревожные тенденции.

1. Временный управляющий, его функции

С момента поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом судья в течение трех дней выносит определение о его принятии, после чего вводится процедура наблюдения. Ее проведение в отношении должника предусматривается Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)". На этом этапе приступает к деятельности так называемый временный управляющий, или арбитражный управляющий.

Закон не определяет механизм назначения временного управляющего. Очевидно, его назначение одновременно с введением наблюдения невозможно либо крайне затруднительно, так как заявление о признании должника банкротом подается, как правило, одним из кредиторов, в то время как остальные об этом пока не извещены.

В названном Законе (п. 1 ст. 59) сказано, что "временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений - из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидатура временного управляющего предлагается государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса". Установление недельного срока говорит о том, что временный управляющий должен быть назначен как можно быстрее (наблюдение продолжается, по общему правилу, три месяца, а в порядке исключения в некоторых случаях - пять месяцев).

На практике нередко выявляются юридические коллизии, связанные с назначением временного управляющего (что уже привело к некоторым злоупотреблениям). Проблема в следующем. В силу закона любой из кредиторов может предложить арбитражному суду кандидатуру управляющего; его назначение должно произойти в кратчайшие сроки, в которые просто невозможно известить всех кредиторов о возбуждении конкурсного процесса, чтобы они воспользовались правом выдвижения своей кандидатуры.

Таким образом, получается, что кандидатуру временного управляющего выдвигает кредитор, подавший заявление о признании должника банкротом. Суд, как правило, за неимением других кандидатур ее и утверждает. Естественно, что такой управляющий потом будет действовать в интересах данного кредитора.

В соответствии с п. 1 ст. 59 Закона кандидатура временного управляющего не может быть внесена должником. Целесообразность данной нормы вызывает споры. Но, поскольку одна из функций временного управляющего - контроль за деятельностью должника (т.е. его руководства), она представляется обоснованной.

Очевидно, управляющим могло бы быть и юридическое лицо. Но Закон о банкротстве говорит об управляющем (причем любом - и временном, и внешнем, и конкурсном) как о лице физическом.

В ст. ст. 18 - 19 Закона о банкротстве предъявлены некоторые требования к физическому лицу, претендующему на роль временного управляющего. Их можно разделить на две группы: 1) позитивные (качества, которые должны наличествовать у кандидата во временные управляющие) и 2) негативные (качества, которые должны отсутствовать). Соответственно присутствие позитивных и отсутствие негативных условий позволяют назначить субъекта временным управляющим.

Позитивными являются следующие:

1) наличие статуса индивидуального предпринимателя (не распространяется на работников государственного органа по делам о несостоятельности (банкротстве); это же исключение действует и в отношении правил о лицензировании);

2) наличие лицензии государственной службы по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Порядок и условия выдачи лицензии определены Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих. Если лицензия отзывается в процессе наблюдения, арбитражный суд обязан назначить нового временного управляющего, отстранив первоначального;

3) наличие регистрации лица в качестве арбитражного управляющего в каком-либо арбитражном суде (одном или более). Лицо, имеющее лицензию, зарегистрироваться обязано. После регистрации управляющий должен сообщить в Федеральную службу по делам о банкротстве об арбитражном суде (либо о каждом из них), произведшем регистрацию.

Негативными выступают следующие условия:

1) наличие заинтересованности кандидата в отношении должника либо кредиторов;

2) осуществление кандидатом управления должником - юридическим лицом в течение трех лет до момента назначения его временным управляющим;

3) наличие дисквалификации, срок которой не истек;

4) наличие судимости; при этом не придается юридического значения характеру преступления, за которое был осужден кандидат. Очевидно, речь идет о непогашенной судимости (хотя этот вопрос в Законе не уточняется).

При отсутствии одного из позитивных и наличии одного из негативных условий лицо не может быть назначено временным управляющим. Если это выявляется уже после назначения, суд обязан отстранить управляющего и предложить кредиторам внести другую кандидатуру временного управляющего. Безусловно, все это должно быть проделано в кратчайшие сроки, но Закон этих сроков не устанавливает. Недельный срок для внесения кандидатуры по запросу суда определен для службы по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Причем последствия его несоблюдения не установлены.

Закон предусматривает возможность назначения арбитражным судом заместителя временного управляющего. Это происходит, если управляющий временно не может исполнять свои обязанности. Видимо, в определении суда о назначении заместителя временного управляющего должен быть указан срок, на который он назначен. К его кандидатуре предъявляются те же требования, что и к кандидатуре временного управляющего.

Полномочия временного управляющего продолжаются до наступления одного из следующих юридических фактов:

Назначение внешнего управляющего (которое может не совпадать по времени с назначением внешнего управления, причем разница может составлять два - три месяца);

Назначение конкурсного управляющего, если по окончании наблюдения выносится решение о признании должника банкротом;



Просмотров