Современные подходы к управлению в сфере культуры и искусства: управленческие компетенции, экономическое и правовое регулирование (108ч). Анализ нормативно-правовой базы в области культуры Управление культурным продуктом

В настоящее время деятельность учреждений культуры и реализация политики в сфере культуры и искусства обеспечивается большим числом законов и подзаконных актов.

Многие из них были приняты в девяностые годы 20 века, то есть во время начала переходного периода развития нашей страны. Этим объясняется наличие противоречивых норм и взаимоисключающих решений тех или иных вопросов.

Существует необходимость пересмотра всей совокупности правовых норм, регулирующего общественные отношения в сфере культуры и искусства.

Большинство нормативно-правовых актов требуют капитальных изменений с учетом современных тенденций, а также синхронизации с нормами законодательства смежных отраслей права.

А иным требуется разработка принципиально новых подходов к регулированию отраженных в них социально-общественных отношений.

Однако, некоторые действия по улучшению в этом направлении уже предприняты. Президент подписал Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» 24 декабря 2014 года.

На основе этого документа в 2015 году разрабатываться проект закона о культуре. Также следует учитывать, что «Основы государственной культурной политики» - будут по большей части определять общие параметры в культурной сфере.

То, каким конкретно набором действий вооружиться государство в этой сфере будет разработано в другом документе – в "Стратегиях государственной культурной политики".

Согласно документу, основная цель государственной культурной политики - "формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития".

В числе других целей - укрепление гражданской идентичности и передача от поколения к поколению "традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения".

В документе делается акцент на необходимости воспитания граждан, в том числе взрослых. "Восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан" - одна из заявленных задач государственной культурной политики, однако в документе не уточняется, что именно имеется в виду.

При этом в "Основах" отмечается, что на достижение поставленных целей и задач потребуется не менее 15-20 лет, в течение которых сформируется новое поколение.

Первые ощутимые результаты реализации государственной культурной политики могут быть получены в течение ближайших пяти лет, считают авторы документа.

Норма основного закона определяет следующее в области культуры: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». (Конституции РФ, ст. 44 ).

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» считается первым отраслевым законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Данный закон положил начало активной нормотворческой деятельности государства в сфере культуры. С «Основ законодательства» начинает постепенно складываться законодательная база отрасли.

Данный закон признает основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждает их достоинства, отмечает неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации, и выражает стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру.

В соответствии с вышеуказанным законом в Российской Федерации регулируется культурная деятельность в следующих областях:

· выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

· художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

· художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

· самодеятельное (любительское) художественное творчество;

· музейное дело и коллекционирование;

· книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

· телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

· эстетическое воспитание, художественное образование;

· научные исследования культуры;

· международные культурные обмены;

· производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

· иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

На Государство налагаются обязанности по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Государство несет ответственность перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

1. Поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

2. Создавать условия для эстетического воспитания и художественного образования прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

3. Способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

4. Осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

5. Публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти(как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью в области искусства).

А органами, реализующими культурную политику, являются культурные институты. Такие институты могут быть функционально привязаны к задачам государственной культурной политики.

Например, институты занимающиеся сбором и сохранением культурных ценностей, такие как: библиотеки, архивы, музеи. Другая разновидность институтов связна с вопросами развития культурной художественной деятельности – сюда относятся творческие союзы, архитектурные, реставрационные и иные мастерские, концертные организации, организации занимающиеся книгоизданием и т.д.

К институтам досуговой работы относятся клубы и кружки художественной направленности, просветительские общества, организации связанные с культурным туризмом.

Здесь стоит отметить факт, что система развития детско-юношеского культурно-просветительского досуга в России находится в состоянии спада.

На систему образовательных учреждений накладываются дополнительные нагрузки, так как в большинстве своем именно эти учреждения вынуждены решать возникающие задачи социальной и культурной направленности в рамках педагогики.

Международное культурное сотрудничество осуществляют главным в большей степени центральными органы центрального управления в сфере культуры, чем региональные и местные.

Коммерческие структуры (бизнес-структуры) также можно выделить как важнейший институт, оказывающий существенное воздействие на культуру. Однако, такое взаимодействие больше характерно для развитых стран.

В развивающихся же странах, государство выступает основным институтом, компенсирующим недостатки инфраструктуры, которая сама по себе не в состоянии обеспечить развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями.

В России далеко не все вышеперечисленные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им. Кино, литература и книгоиздательcкий комплекс выступают как автономные структуры.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

Министерство культуры наделено полномочиями разрабатывать основы государственной политики в области культуры и осуществлять законотворческие, правоустанавливающие функции.

Министерство культуры Российской Федерации наделено полномочиями. Перечислим лишь некоторые из них:

Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

· порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи;

· перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения;

· положение о национальном фильме;

· порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах;

· порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации;

· перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения;

· порядок бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими 18 лет;

· порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

Министерство культурытакже осуществляет:

1. ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2. лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

3. научно-методическое обеспечение в области сохранения и использования объектов культурного наследия;

4. поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области культуры, искусства, образования в области культуры и искусства, а также формирование и ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки;

5. реализацию от имени Российской Федерации правомочий обладателя информации, содержащейся в базах данных единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах.

Федеральное законодательство и современная ситуация, сложившаяся в российском обществе создает возможности для построения государственной культурной политики с уклоном на демократические принципы.

Такую тенденцию можно считать предпосылкой к возникновению и развитию горизонтальных связей между центром управленческой деятельности и управлением в регионах, к созданию пространства для диалога участников культурных процессов по вопросам культурной политики, поддержания и развития культурного разнообразия в российских регионах.

В то же время, разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно нарушать единство культурного и информационного пространства.

Региональная политика в сфере культуры опирается на разграничении полномочий и ответственности между уровнями власти, что оказывает благоприятное воздействие на устройство культурной жизни страны, центр внимания общественных сил всё более смещается в сторону региональной политики, к работе местного самоуправления.

Тем временем, ответственность за развитие области культуры, транслированная на уровень городов и сел, в отсутствии ресурсов финансирования и культурно-социальных основ, способна подчеркнуть классификацию населения по характеру и качеству предоставляемых культурных услуг.

Изменения культурной политики, инициируемые федеральным центром, для получения ожидаемого результата должны учитывать не только общегосударственные цели, но, в большей степени, соответствовать ожиданиям самих субъектов культурной политики, их готовности проводить эти изменения в жизнь.

Проведенный Год культуры (2014г.) в Российской Федерации был ориентирован, прежде всего, на то, чтобы дать импульс культуре в российских регионах. По словам управленцев - региональные власти почувствовали значимость культуры как отрасли, и это является главным результатом года культуры.

Вместе с тем, необходим серьезный планомерный подход региональных властей в области культурной политики, направленной на поддержку традиций и новых методов, сочетая это с усилением горизонтальных связей и системы взаимодействия регионов.

Основные задачи региональной политики в сфере культуры и искусства сформулируем так:

1. Поддержка социально-культурной целостности регионов при сохранении и развитии этнокультурного многообразия, доступности и участия граждан в культурной жизни; использование культурного капитала для экономического и социального развития, создание эффективных механизмов управления культурными ресурсами регионов.

2. Создание условий для преодоления культурной изоляции и обогащения межрегионального и межнационального культурного диалога, увеличение числа мероприятий, проводимых в рамках культурного обмена (фестивали, театральные гастроли, выставки и т.д.).

Современная практика управления в сфере культуры исходит из более гибкого управления культурными процессами, ориентируется на создание разветвленной системы партнерства с одновременным сохранением ответственности всех уровней власти за формирование и исполнение государственной политики, а также четкое распределение компетенции между различными административными уровнями.

Начавшийся процесс совершенствования управления в сфере культуры в нашей стране принимает в расчет опыт других стран, берет за основу отечественные традиций и в соответствии с этим, предусматривает:

Переход от управления культурными учреждениями к управлению социально-значимыми проектами и программами, переход от сметного финансирования к программно-целевым методам бюджетирования, разработку критериев для оценки качества деятельности организаций культуры и массовых коммуникаций, получающих государственное финансирование;

Стимулирование развития государственно-частного партнерства, переход к практике смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ;

Разработку и реализацию федеральных, межведомственных и ведомственных целевых программ, участие в региональных программах развития сферы культуры и массовых коммуникаций;

Совершенствование методов стратегического планирования деятельности в сфере культуры.

Таким образом, первоочередной задачей государства в культурной сфере можно назвать разработку отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает:

Стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры;

Действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей;

Возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»;

Меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

Неотложных решений требует проблема обеспечения минимальных государственных гарантий реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Нельзя ограничиваться провозглашением такого права в Конституции.

Необходимо конкретизировать соответствующие обязательства государства и четко определить финансово-экономические механизмы обеспечения этих гарантий.

Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 43 и 44 Конституции РФ права на образование и культурную деятельность относятся к основным правам человека. Основные права и свободы человека не зависят от воли субъекта и являются естественными, неотъемлемыми правами личности, данными гражданину от рождения, которые не могут быть переданы другому лицу, быть отчуждены и не подлежат оценке; от них нельзя отказаться.

Конституционные гарантии права на образование и культурную деятельность предусматривают следующее:

  1. Законодательное закрепление деятельности, обязанностей государства, имеющих сложный состав и структуру, направленных на обеспечение свободного доступа граждан к получению образования и ведению культурной деятельности, создание необходимых условий для получения образования и ведения культурной деятельности.
  2. Действия органов государства, местного самоуправления по реализации закрепленных в нормативных правовых актах предписаний, обусловливающих реальное обеспечение получения образования и ведения культурной деятельности.

Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования и культуры

Законодатель выделяет два уровня нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования и культуры: федеральный и региональный.

В свою очередь , как федеральное, так и региональное законодательство включают законодательные и иные нормативные правовые акты.

Федеральные законы в области образования и культуры принимаются для того, чтобы:

  • разграничить компетенцию и ответственность в области образования и культуры федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования и культуры, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации;
  • вводить общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми те осуществляют собственное правовое регулирование в области образования и культуры.

Субъекты РФ в соответствии со своей компетенцией могут принимать в области образования и культуры законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в этих областях. Более того, законодатель устанавливает, что региональные законы и иные нормативные правовые акты не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ.

Федеральный уровень законодательства в области образования и культуры

На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования и культуры представлена:

  1. Конституцией РФ;
  2. Законом РФ "Об образовании";
  3. Федеральным законом "О высшем и послевузовском образовании";
  4. Федеральным законом "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
  5. Иными "профильными" федеральными законами, т. е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования и культуры;
  6. "Непрофильными" законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования и культуры.

1. Конституция РФ.

Статья 43 Конституции РФ целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Наряду со ст. 43 отдельные положения, регулирующие отношения в образовании, содержатся и в других статьях Основного Закона: так, в п. 1 ст. 72 общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ; в ст. 114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.

Статья 44 Конституции РФ посвящена культурной деятельности гражданина, в ней раскрываются его права и обязанности. Каждому гражданину РФ гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрана интеллектуальной собственности. Все граждане РФ имеют право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Закон об образовании регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает "целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

В Законе об образовании регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

3. Федеральных закон "О высшем и послевузовском образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Федеральный закон о высшем и послевузовском образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона об образовании применительно к сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральный закон о высшем и послевузовском образовании регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т. д.

4. Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г. № 3612-ФЗ.

Задачами данного закона являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность ; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

5. Иные "профильные" федеральные законы.

В системе актов российского законодательства, регулирующих отношения в области образования и культуры, наряду с Законом об образовании, Федеральным законом о высшем и послевузовском образовании и Федеральным законом об основах РФ о культуре присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования или культуры. Например: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

6. "Непрофильные" законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере образования и культуры.

Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования и культуры. Большое количество таких законов, их "разнокалиберность" (в одних законах содержится одна - две статьи по соответствующей проблематике, в других - целые главы), часты случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в "профильных" законах об образовании и культуре, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в каждой из рассматриваемых сфер деятельности.

Многочисленные "непрофильные" законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы (примеры даны на основе законодательной базы в сфере образования):

а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации, например, Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I "О языках народов Российской Федерации"; Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования, например: гигиеническое воспитание и обучение - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; военное образование и военная подготовка - федеральные законы от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"; экологическое образование - Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; спортивная подготовка - Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; религиозное образование - Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и т. п. ;
в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений, например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений, например, Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ);
д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования (например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-I "О плате за землю") и др.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования и культуры, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы (примеры даны на основе нормативных актов в сфере образования):

1. Указы Президента РФ , среди которых можно выделить: указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования, например, указы Президента РФ от 11 июля 1991 г. № 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", от 24 декабря 1996 г. № 1759 "О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

2. Постановления Правительства РФ , которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования, например, от 5 июля 2001 г. № 5 05 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг", от 18 октября 2000 г. № 7 96 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", от 5 апреля 2001 г. № 2 64 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации"), либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (например, постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1 047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти ", от 27 июля 2001 г. № 5 64 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" и т. п.).

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти , принятые по вопросам образования.

Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь , можно условно объединить в следующие группы:

  1. нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее - Министерства образования РФ) (например, приказ Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1 154 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования", от 10 июля 2003 г. № 2 994 "Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования", от 19 мая 1998 г. № 1 236 "Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования");
  2. нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти , в том числе:
    а) "профильные", т. е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (например, приказ Минюста России № 3 1, Минобразования России № 3 1 от 9 февраля 1999 г. "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах", приказ Минздрава России от 17 февраля 1993 г. № 2 3 "Об утверждении Положения о клинической ординатуре", приказ Министерства обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 8 0 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации");
    б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения, прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (например, приказ Минздрава России от 26 июля 2000 г. № 2 84 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", приказ Министра обороны РФ от 10 декабря 2000 г. № 575 "О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации").

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44), а закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" № 3612-1 от 09.10.1992 г. был первым "отраслевым" законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы. Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" .

В настоящее время принято 15 федеральных законов прямого действия относящихся к сфере культуры, имеется 104 действующих постановления Правительства РФ по культуре и искусству, свыше 60 указов Президента Российской Федерации. Принято свыше 140 международных соглашений и договоров. Кроме того в субъектах Федерации принято 150 законов по различным отраслям культуры и искусства. Рассмотрим основные из них.

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из следующих основных законов:

1. Конституция РФ принята 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 08.05.2010)

3. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (ред. от 09.02.2009, с изм. и доп., вступивший в силу с 24.02.2009)

4. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (ред. от 30.11.2011, с изм. и доп., вступивший в силу с 01.04.2012)

5. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (ред. от 23.02.2011) и рядом других .

В случаях, предусмотренных Законом "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры. .

Конституция РФ закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы в области культуры и культурной деятельности.

Конституционно закреплены принципы гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно Конституции РФ, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Конституция РФ каждому гарантирует свободу мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Руководствуясь основным законом РФ - Конституцией, Федеративным договором, нормами международного права, признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации, выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру, был принял Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

Согласно Закону "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", культурная деятельность - это "деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей" Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"

Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" регулирует культурную деятельность в следующих областях:

Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

Художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

Художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

Самодеятельное (любительское) художественное творчество;

Музейное дело и коллекционирование;

Книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

Телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

Эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

Научные исследования культуры;

Международные культурные обмены;

Производство материалов, оборудования и других средств, необхо-димых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

Иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Федеральный закон "О национально-культурной автономии" определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации. Законодательная политика и правовое регулирование в сфере культуры.

Одна из задач современной России - обеспечение на всей ее территории единого культурного пространства, включающего в себя законодательные, институциональные и организационные гарантии устойчивого развития культурной среды. Свободный доступ ко всем культурным благам и освоение всех существующих творческих ресурсов - главные параметры этого развития.

С момента начала демократических преобразований в нашей стране прошло не так много времени. Между тем Россия быстро продвигается по пути реформ и механизмы работы, характерные для мировой практики, становятся актуальными и у нас.

Не секрет, что в настоящее время учреждениям культуры га­рантировано только минимальное финансирование из государственно­го бюджета. Других реальных экономических гарантий не существу­ет. Однако в условиях экономического кризиса, острого дефицита и расстроенной системы государственных финансов, государственный бюджет не способен обеспечить нужды культуры. Вся тяжесть соз­давшегося положения ложится на субъекты Федерации, органы мест­ного самоуправления, которые остались практически один на один со своими социальными, финансовыми и экономическими проблемами. Поэтому учреждениям культуры в современных экономических услови­ях приходится рассчитывать на себя, искать возможность дополнительного ресурсообеспечения.

Определенная часть учреждений культуры, такие как крупные музеи, библиотеки, картинные галереи, выставочные комплексы дос­таточно успешно решают вопросы по привлечению дополнительных средств для сохранения и развития своих фондов и материаль­но-технической базы. Однако, большая часть учреждений культуры - сельские клубы и библиотеки, музеи небольших городов, действуя поодиночке, не имеют возможности выхода на международную арену, привлечения спонсорских средств, оказания платных услуг и т.п..

В этой ситуации социальное регулирование становится одним из приоритетных направлений деятельности органов государственно­го управления. Именно здесь должна проявляться организующая, ре­гулирующая и координирующая функция регионального органа управ­ления, способного увидеть, проанализировать сложившуюся в регио­не ситуацию, предложить оптимальные пути решения, спрогнозиро­вать возможные результаты, учесть негативные последствия предла­гаемых действий.

Происходящие в России преобразования способствуют тому, что центр тяжести управленческой деятельности в сфере культуры пере­носится в регионы.

Функции современного государства предполагают необходимость государственной политики в области культуры (культурной полити­ки). Средства выработки и реализации такой политики - разработка и принятие государственных программ, создание специализированных исполнительных органов (министерств, госкомитетов и т.п.), госу­дарственных организаций, учреждений, предприятий культуры.

В Российской Федерации такие функции исполняет Министерство культуры. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлени­ем Правительства РФ от 06.06.97г. N 679, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную поли­тику в области культуры, искусства, охраны и использования исто­рико-культурного наследия (далее именуется сфера культуры), а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, ука­зами Президента Российской Федерации и постановлениями Прави­тельства Российской Федерации.

Существование полноценного и самостоятельного Министерства культуры представляется целесообразным в контексте национальных традиций государственного управления. Это обеспечивает отрасли лучшее финансирование, а также - определенное равенство с други­ми отраслями в государственном механизме и дает свободу инициа­тивы. Существование Министерства необходимо, поскольку го­сударственный сектор в культуре сохраняет свою важность, сущест­вует значительное число учреждений культуры, находящихся под го­сударственным управлением, а финансирование из внебюджетных ис­точников только формируется.

В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятель­ности органов государственного управления становится социальное регулирование. Оно необходимо, прежде всего потому, что именно государство по Конституции приняло на себя роль гаранта в обес­печении принципа доступности для своих граждан источников удов­летворения культурных потребностей.

Право человека свободно участвовать в культурной жизни само по себе недостаточно - культурную деятельность необходимо еще и стимулировать. Мировое сообщество осознало, что "культурное раз­витие должно в возрастающей мере стать заботой и долгом совре­менного государства и всех других институтов, принимающих решения о стратегиях, программах, проектах общественного развития".

Существуют два способа государственного финансирования культуры - прямое выделение бюджетных ассигнований и косвенное финансирование посредством выделения кредитов, предоставления налоговых льгот и т.д. В соответствии со ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", государство гарантирует создание условий для сохранения и развития культуры посредством прямого финансирования.

В целях создания системы гарантированного государственного финансирования в законе закреплена минимальная доля (норматив) бюджетных ассигнований, направляемых на нужды культуры. Предус­мотрено, что на эти цели ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов.

Однако данная норма не выполняется уже на стадии формирова­ния бюджетов.

Ситуация еще более усугубляется тем обстоятельством, что даже эти средства выделяются не полностью. Практика исполнения бюджета последних лет показала, что бюджет перестал быть законом, в соответствии с которым осуществляется реальное финансирование.

Кризисное состояние культуры в Российской Федерации очевид­но, хотя глубина духовной деградации и трудности ее преодоления, видимо, еще осознаны далеко не полностью. Достаточно оснований полагать, что не оценен в должной мере и громадный культурный потенциал России, который, вопреки всему, сохранился, а в неко­торых отношениях и возрос.

Современные тенденции развития отрасли культуры в России сопряжены с многочисленными проблемами, часть из которых вызвана несовершенством существующей нормативно-правовой базы. Между тем, сбалансированное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере культуры, потенциально является гарантом создания необходимых условий для эффективного культурного развития общества.

В настоящее время проблема заключается в отсутствии целостного или единого правового механизма, в котором бы все нормативные элементы не противоречили друг другу, а были согласованными, способствующими более эффективной и плодотворной работе учреждений культуры, деятельности творческих людей. Таким правовым ядром в культурной среде является основной закон о культуре, координирующий цели, принципы и приоритеты государственной культурной политики. На сегодняшний день это Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Вместе с тем, явно его несоответствие современным социокультурным, правовым и экономико-политическим условиям.

Правоотношения в сфере культуры приходят в противоречие с многочисленными российскими законами, а периодически вносимые поправки в "Основы законодательства о культуре" сделали этот правовой акт совокупностью разрозненных статей.

Кроме того, стоит отметить и отсутствие некоторых правовых норм, которые бы закрепляли те или иные культурные процессы, практики и новые формы взаимодействий (в частности, касающиеся художественного образования, различного рода партнерств в сфере культуры), и неурегулированную ситуацию со статусом творческих профессий, и проблемы, связанные с разграничением полномочий федеральных и региональных органов власти.

Между тем, существует потребность в своевременном определении ведущих целей государственной культурной политики, в создании единого понятийного пространства, четко структурированной системы финансирования, сохранения и стратегического использования объектов культурного наследия, повышения эффективности института меценатства и благотворительности. В частности, одна из острых проблем в нормативно-правовом пространстве культуры связана с ведомственной разобщенностью: например, процесс образования в области культуры является местом пересечения интересов между министерствами культуры и образования.

Не менее острыми являются и противоречия в законодательстве, которое регламентирует процессы реализации авторских прав, которые во многом не согласуются с основными принципами библиотечной и музейной деятельности.

Разнообразие правовых проблем поражает. В частности, правовые нормы в индустрии культуры на современном этапе действуют таким образом, что, например, уменьшают степень государственной поддержки кинематографии, поскольку поступающие от государства бюджетные средства в соответствующие фонды облагаются налогом.

Важно также подчеркнуть и то, что создавая те или иные нормативно-правовые акты, законодатель не всегда учитывает специфику культурной деятельности. В итоге "пробел" в нормативно-правовой сфере культурной политики России становится причиной стагнации позитивных факторов в развитии российской культуры. Данный факт обуславливает необходимость

реформирования нормативно-правовой базы в отрасли культуры.

Нацпроект "Культура", который разработал Минкультуры, повышает требования к учреждениям - придется увеличить посещаемость, разработать новые планы развития, повысить узнаваемость бренда. Программа позволит выполнить все требования Минкультуры.

Вы выполните госзадание и пройдете все проверки без штрафов.

  • Научим составлять план ФХД.
  • Освоим новые способы привлечения дополнительного финансирования.
  • Узнаем, как без штрафов проходить проверки.

Почему нам можно доверять?

Лицензия на образовательную деятельность.

Чему вы научитесь?

Составлять план ФХД

Новые способы привлечения дополнительного финансирования

Как без штрафов проходить проверки

Учебная программа:

1 Правовое регулирование сферы культуры

3 Собственные доходы учреждения культуры

5 Нормирование труда

Из этой группы курсов вы узнаете, как разработать нормы труда для сотрудников разных должностей и в каком документе закрепить эти нормы. Также вы узнаете, когда нормы нужно пересматривать и как это документально зафиксировать.

Что Вы будете уметь?

  1. Разрабатывать нормы для разных должностей.
  2. Фиксировать нормы в локальном акте.
  3. Менять нормы по необходимости.

6 Внедрение профессиональных стандартов

8 Штатное планирование и оплата труда

Из этой группы курсов вы узнаете, какие системы оплаты труда выгодно использовать в учреждении культуры, как оформлять и оплачивать совмещение и совместительство, каких сотрудников переводить на аутсорсинг, какие критерии эффективности применять.

Что Вы будете уметь?

  1. Разрабатывать критерии эффективности для работников разных должносте.
  2. Использовать аутсорсинг с выгодой для учреждения.
  3. Делить персонал по категориям.

9 Управление культурным продуктом

Программу разраболи специально для руководителей учреждений культуры. Каждый курс прочитали авторитетные специалисты, которые много лет занимаются "культурной" отраслью.

В Школе вы сможете скачивать презентации, получите доступ к статьям журнала "Справочник руководителя учреждения культуры" , а также к сервису с актуальными статьями для руководителей разных типов учреждений культуры. В программу курса постоянно загружаются вебинары по теме "Управление учреждением культуры", "Оплата труда в учреждении культуры", "Выполнение "дорожной" карты" и пр.

Наши лекторы

Алексеев Сергей Маркович

начальник отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов Иркутской области

Более 20 лет работает в органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Принимал участие в разработке всех наиболее значимых региональных документов в сфере культуры, в том числе законов, стратегий, концепций, государственных программ, «дорожных карт», региональной составляющей Национального проекта «Культура»

Вавилова Анна Александровна

с. н. с. Центра образовательного права Института образования ФГАОУВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», к. ю. н.

Почти 15 лет работает в сфере правового обеспечения социального сектора (образование, культура, здравоохранение). Основными направлениями являются вопросы финансирования социального сектора, особенно со сменой системы финансирования в 2010 году. В настоящий момент работает в сфере внедрения систем персонифицированного финансирования. Другим важным направлением являлась кадровая работа - реализованы проекты по разработке систем оплаты труда, исходя из новых принципов

Елизарова Ирина Марковна

преподаватель Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. М.В. Ломоносова

Юрист по трудовому праву, бухгалтер, финансист, специалист по планированию, бюджетированию, финансовому анализу, кадровый учету. Опытный преподаватель финансового менеджмента и бухгалтерского учета. 21 год проработала в сфере управления финансами (заместитель главного бухгалтера, главный бухгалтер, финансовый директор)

Киреева Лилия Николаевна

эксперт справочной системы «Культура», к. пед. н.

Стаж в отрасли культуры - более 30 лет, в том числе на руководящих позициях. Автор теле- и радиопрограмм, общероссийских и международных проектов.

Щербакова Мария Александровна

начальник отдела реабилитации инвалидов НУ ИПРПП ВОС «Реакомп», член общественной инспекции по делам инвалидов в г. Москве, тифлокомментатор высшей категории

В Институте Реакомп работает с 2015 года, в должности начальника отдела реабилитации инвалидов с 2017 года. В Общественной Инспекции по делам инвалидов работала с 2015 по 2017 год. Институт выиграл несколько грантов. Подготовил и обучил работе с инвалидами практически все музеи, подведомственные Департаменту культуры г. Москвы

Саввина Наталия Николаевна

начальник Отдела по взаимодействию с населением ГБУ г. Москвы «Центр»

Юрист с многолетним стажем работы в учреждениях культуры. Принимала участие в разработке документов для учредителей, подготовке правовых заключений по различным видам деятельности, проверяла коллективные договоры и иные локальные нормативные акты на соответствие действующему законодательству РФ (трудовому, гражданскому и пр.)

Андреева Валентина Ивановна

к.и.н., профессор, член экспертного совета журнала «Справочник кадровика»

Является членом Комитета по трудовому законодательству и Комиссии по разработке стандартов профессиональной деятельности в области управления персоналом Национального союза кадровиков. Опубликовала более 100 работ (учебные и учебно-практические пособия, статьи, методические материалы и др.) в области документоведения, документационного обеспечения управления, кадрового и бухгалтерского делопроизводства. Основными из опубликованных работ (неоднократно переиздававшимися) являются: «Делопроизводство», «Делопроизводство в кадровой службе», «Делопроизводство: организация и ведение»

Юрист, специалист по тендерам в системе образования, работала начальником отдела кадров Ресурсного центра. Имеет много опубликованных статей в различных научных изданиях, в т. ч. в Болгарии

Программа реализуется с целью формирования и развития управленческих компетенций руководящих работников организаций культуры и искусства.

Эта программа для вас, если вам нужно:

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 недель (108 часов).

Вы узнаете и научитесь

Будущие руководящие кадры организаций культуры и искусства рассмотрят следующие вопросы:

  • Правовые основы деятельности учреждений культуры в городской местности.
  • Досуговая деятельность и ее виды.
  • Показатели рентабельности хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства.
  • Факторы ценообразования в сфере культуры и искусства.
  • Политика в области оплаты труда и управления мотивацией работников.
  • Способы привлечения клиентов. Реферальный маркетинг в деятельности учреждений культуры и искусства.

Методы обучения

Изучение каждой дисциплины включает в себя знакомство с теорией, чтение электронных учебников и текстов лекций, участие в вебинарах. В системе дистанционного обучения (СДО) Слушатели выполняют задания, проходят тестирования, общаются с преподавателями. Доступ в СДО вы получите после зачисления. В процессе обучения можно консультироваться с педагогами, общаться во время вебинаров, на форуме или по «Skype» (при необходимости). Все вопросы, связанные организацией обучения, помогут решить сотрудники отдела по организации учебного процесса или администратор (куратор).

Подробнее о процессе дистанционного обучения вы можете узнать в этом разделе сайта.

Результаты и перспективы:

  • Вы готовы к работе руководителя учреждения культуры и искусства, способны управлять творческими, административными процессами, хозяйственно-экономической деятельностью организации.
  • Вы умеете применять менеджерские методы и технологии привлечения клиентов, формировать ценовую, тарифную политику учреждения.
  • Вы понимаете методы реферального маркетинга, современные технологии управления процессами в организации.

Применение результатов обучения

Курс рассчитан на руководящих работников сферы культуры, искусства и кинематографии. В условиях ведения хозрасчетной деятельности организация должна демонстрировать достаточный для эффективного развития уровень рентабельности. Для этого необходимо привлекать клиентов, заинтересовывать их интересными и содержательными досуговыми программами. В ходе курса на конкретных примерах будут рассмотрены современные методы организации работы трудового коллектива, нацеленного на достижение высоких экономических показателей. Приобретенные компетенции позволят эффективно управлять организацией культуры и искусства.

Требования к Слушателям:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.



Просмотров