Основные цели банкротства. Общие положения об институте несостоятельности (банкротства) юридического лица Формальные и неформальные признаки банкротства предприятия

Термин "банкротство " в широком смысле слова используется синоним термина «несостоятельность ». В Российской Федерации эти термины совпадают (См. название закона «О несостоятельности (банкротстве)»);

Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 года определяет несостоятельность как: «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Неплатежеспособность - это невозможность предприятия расплатиться по своим обязательствам «...более трех месяцев с момента наступления даты их исполнения», которая вызывается отсутствием или нехваткой денежных средств.

Если должник при нормальном ведении дел не может выполнить свои обязательства на протяжении более трех месяцев, то относительная неплатежеспособность переходит в абсолютную неплатежеспособность .

Именно абсолютная неплатежеспособность и называется несостоятельностью того или иного субъекта хозяйственных отношений.

Таким образом, неплатежеспособность того или иного субъекта хозяйственных отношений является необходимым, но не единственным условием «несостоятельности (банкротства)».

Виды банкротства

Понятие банкротства также принято разделять на несколько основных видов:

  • Реальное банкротство. Данный вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, повышение доли кредиторской задолженности обуславливают невозможность ведения хозяйственной деятельности, вследствие чего она объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве.
  • Банкротство бизнеса. Термин банкротство бизнеса используется компанией «Dun & Bradstreet» — крупнейшим агентством по статистике банкротств, как характеристика такого вида бизнеса, который прекратил операции, принеся убытки своим кредиторам. Таким образом, бизнес определяется «Dun & Bradstreet» как несостоятельный, даже если он формально не прошел процедуру банкротства.
  • Временное (условное) банкротство, характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано превышением актива баланса предприятия над его пассивом, а также большим размером дебиторской задолженности и затовариванием готовой продукции. Такой вид банкротства предприятия при антикризисном управлении с использованием инструментария санирования не приводит к его ликвидации. В условиях проведения арбитражных процедур административного и внешнего управления появляется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия, переориентировать производство с учетом требований рынка и обеспечить в перспективе его устойчивое развитие.
  • Преднамеренное (умышленное) банкротство , связано с преднамеренным созданием руководителями и владельцами предприятия состояния его неплатежеспособности, нанесением ему экономического вреда (хищение средств предприятия различными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц. Выявленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в суд для привлечения виновных к уголовному преследованию.
  • Фиктивное банкротство — это ложное объявление предприятием о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них льгот по уплате финансовых обязательств, либо для погашения долгов фирмы неконкурентоспособной продукцией. Виновные в ложном объявлении предприятия неплатежеспособным, в утаивании активов для погашения кредиторской задолженности преследуются в уголовном порядке по представлению арбитражных управляющих.

Банкротство как институт

Институт банкротства — совокупность условий, правил, механизмов и норм, которые определяют производственно-финансовое положение предприятия, направленных на санирование экономики.

Институт банкротства позволяет решить две задачи:

  • обеспечить должнику защиту от кредиторов , требования которых он не в состоянии удовлетворить,
  • защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.

Целью банкротства , является ликвидация тех предприятий, которые замыкают на себе неэффективность и нестабильность . Эта цель достигается в результате однонаправленных действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.

Основная цель специалистов по банкротству — максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.

Основными целями института банкротства является сохранение предприятия, а следовательно, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления льгот должнику. Бесспорно, подобные положения не распространяются на умышленные или фиктивные банкротства. При этом для достижения конкретных целей используются определенные системы и органы в рамках института несостоятельности — кадровый ресурс, страховые и консалтинговые компании, развитый институт собственности, фондовые биржи, правовые нормы, традиции и т.д.

Система банкротства — это определенная система диагностики, контроля и предупреждения неплатежеспособности предприятий. Объективная необходимость в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы, одновременно являясь и основной целью.

Субъекты системы банкротства :

  • арбитражный суд;
  • собственник предприятия;
  • арбитражные менеджеры;
  • наемные работники;
  • инвесторы;
  • должник;
  • кредиторы;
  • органы государственной власти.

При открытии дела о несостоятельности (банкротстве) все из вышеназванных субъектов системы банкротства оказываются задействованными в этом процессе, являясь одновременно и основными субъектами рынка.

Как показывает мировая практика, достижение основной цели института несостоятельности — воспроизводства отношений собственности посредством системы банкротства — возможно только при соблюдении нескольких условий:

  1. Создание эффективных механизмов, призванных представлять интересы всех субъектов системы банкротства (кредиторы, наемный персонал) при ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять рационально распределять активы (конкурсную массу) должника.
  2. Установка на сохранение перспективных предприятий насколько это возможно и целесообразно.
  3. Создание системы мер для возрождения бизнеса.
  4. Установление стабильной единой и надежной системы прав и обязанностей для всех субъектов хозяйствования при их несостоятельности (банкротстве).
  5. Введение системы мер безопасности при банкротстве и временной неплатежеспособности.
  6. Стимулирование и развитие партнерских отношений, и формирование приемлемой процедуры решения финансовых споров.
  7. Ограждение правовой и административной системы от возможностей ускорения процедур банкротства.
  8. Создание механизма выполнения должником своих обязательств без ликвидации бизнеса.

Главным субъектом системы банкротства, как и рынка, является предприятие той или иной формы собственности. Взаимодействие с рынком — внешней средой своего жизнедеятельности — предприятие реализует посредством своего товара.

Глубинные факторы кризисных ситуаций заложены в самом механизме рынка. Они отражают процесс развития национальной экономики, который идет волнообразно в зависимости от фазы цикла на макроуровне и жизненного цикла конкретного предприятия, которые обусловлены постоянным изменением потребительских ориентаций.

Жизненный цикл предприятия:
  1. Возникновение
  2. Становление
  3. Подъем
  4. Высшая точка развития
  5. Банкротство
  6. Ликвидация или санация

Исходя из этого, любое управление является антикризисным, а содержание и методы обычного антикризисного управления не отличаются.

Не ограничиваясь микроэкономическим уровнем, следует отметить, что отношения собственности обнаруживают тенденцию к постоянному развитию и стремлению к стабильному равновесию. Как отмечает С.П. Аукционек в работе «Теория перехода к рынку» рыночная экономика устойчива тогда, когда кривая спроса более полога, чем кривая предложения. Другими словами, предложение опережает спрос по темпам роста и объему. Как раз в этом превышении предложения над спросом и содержится обоснованная возможность и необходимость банкротства тех предприятий, которые не вписались в конкретную ситуацию на рынке.

Издержки банкротства

И здержки, которые национальная экономика и население страны несет в связи с банкротством, разделяются на:

  • Прямые издержки;
  • Косвенные издержки.

Прямые издержки, представляют собой непосредственные выплаты комиссионных третьим сторонам в период рассмотрения дела. В их состав входят: комиссионные судебному органу, доверенному лицу, бухгалтеру, аукционисту, арбитражному менеджеру и др. Все эти издержки представляют собой прямые невозвратные потери для владельцев капитала компании.

Косвенные издержки, связаны с «падением» стоимости компании в результате неэффективной работы в период, который предшествовал банкротству. При реализации активов потери несомненны: готовую продукцию можно продать всего за 30-70% ее реальной цены. Потеря стоимости при реализации активов — совершенно явный провал для тех, кто предоставляет капитал, т.е. акционеров.

Как показывает мировая практика, банкротство предприятий — это не случайное явление, а определенная закономерность в экономике развитых стран. Гибель значительной части фирм и, в особенности, вновь возникших, зафиксирована статистикой банкротств во многих странах. Европейские исследователи отмечают, что до конца второго года доживают не более 20-30% вновь возникших фирм.

Такая неэффективность создает предпосылки больших убытков для акционеров, а, следовательно, и для всей экономики.

Формальные и неформальные признаки банкротства предприятия

Возникает закономерный вопрос — по каким критериям оценивается несостоятельность того или иного предприятия, и по каким признакам можно предсказать его банкротство?

Структура признаков банкротства:

  1. Формальные
  2. Неформальные

Формальный признак банкротства того или иного предприятия в концентрированном виде состоит в неплатежеспособности. Против должника, неспособного оплатить свои долги, может быть возбуждено дело о несостоятельности, в таких странах, как Германия — если используется факт неоплаты более 1 месяца на сумму, которая превышает ликвидные активы; во Франции — факт неоплатности доказывает кредитор, в Англии — где субъект хозяйствования должен иметь минимальную задолженность в размере 750 ф. ст. по одному или нескольким долгам; в США — где 5 тыс. долл. долга является минимальной суммой задолженности для признания предпринимателя банкротом, в РФ предприятие при задолженности в 100 тыс. руб., гражданин — 10 тыс. руб. (ст.5 ЗНБ), кредитная организация — 1000 МРОТ.

Указанная сумма не должна содержать: неустоек и иных финансовых санкций, выплат авторских вознаграждений, требований перед работниками и владельцами должника.

В ЦВЕ основной упор при выделении формального признака банкротства — установление факта неплатежеспособности — делается на временном аспекте. Так, в Болгарии, несостоятельной может быть объявлена неплатежеспособная фирма, которая более 60 дней не выполняет обязательств из-за отсутствия у нее денежных средств. В Венгрии несостоятельным признается должник, не выплативший признанный долг в срок, который превышает 60 дней с момента наступления выплат, либо 30 дней после предъявления требований не изложил кредитору обстоятельства, помешавшие это сделать. В Румынии этот срок не превышает 30 календарных дней. В Чехии и Польше, где институт несостоятельности функционирует несколько дольше, нежели в вышеназванных странах, формальные признаки банкротства имеют менее конкретную формулировку — неспособность на протяжении длительного времени выполнять свои обязательства по платежам нескольких кредиторов.

Помимо формальных признаков банкротства, необходимо рассматривать неформальные признаки. Они указывают на возможное предбанкротное состояние предприятия, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в комплексе. Неформальные признаки возможного банкротства являются поводом к более скрупулезному анализу положения дел как со стороны руководства предприятием, так и со стороны финансовых и аудиторских структур. Заинтересованными субъектами в оценке финансово-хозяйственного положения предприятия являются его акционеры, наемный персонал, клиенты и кредиторы.

Множественные неформальные признаки банкротства можно сгруппировать по двум направлениям:

  • документарные, составляют первую группу;
  • косвенные, составляют вторую группу.

К первой группе относятся признаки, нашедшие свое отражение в документации предприятия (конкретно в бухгалтерском балансе). Они подлежат более или менее детальной оценке.

Применительно к первой группе, можно выделить пять признаков предбанкротного состояния предприятия:

  1. Низкое качество и невыполнение сроков предоставления документации . Опоздания такого рода могут сигнализировать о неэффективной работе финансовых служб и информационной системы предприятия, создавая предпосылки принятия руководством неадекватных решений;
  2. Сигналами снижения финансовой нестабильности предприятия могут быть резкие изменения в статьях баланса, как со стороны пассивов, так и активов . Безусловно, негативным фактом является уменьшение ликвидных средств предприятия . Но и их резкий рост также может свидетельствовать о неблагоприятных тенденциях — отсутствии перспектив роста и эффективных инвестиций. В условиях функционирования развитой экономики оптимальной является ситуация при которой у предпринимателя в свободном распоряжении находится не более 10 % денежных средств. Превышение этого лимита свидетельствует о неэффективном управлении, так как деньги должны воспроизводить себя
  3. Тревожным знаком является повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия , т.е. долгов покупателей. При этом либо предприятие проводит неразумную политику кредита по отношению к своим потребителям, либо сами потребители задерживают платежи. С другой стороны, дебиторская задолженность может резко упасть вследствие вынужденного перехода на новые формы платежей. За внешними изменениями статей дебиторской задолженности может скрываться неблагоприятная концентрация продаж по слишком малой группе покупателей, банкротство клиентов фирмы или уменьшение емкости рынка, неминуемо заставляя предприятие идти на все большие и большие уступки клиентам.
  4. Данные о материальных запасах , т.е. запасах готовой продукции, сырья и материалов, а также незавершенном производстве являются хорошей информацией для оценки тенденций. И при этом подозрительным является не только резкий рост запасов, который нередко предполагает затоваривание, но и резкое их снижение. Последнее может предполагать перебои в производстве и снабжении и иметь следствием невыполнение обязательств по поставкам. В Японии запасы на складах в среднем позволяют предприятиям бесперебойно работать в 180 минут, в СССР — 21 день (на отдельных предприятиях до 60 дней). Это повышает издержки связанные с их хранением.
  5. Поводом для беспокойства должно быть повышение доли задолженности перед работниками (долги по зарплате), акционерам (выплаты дивидендов), финансовым органам (обязательные платежи в бюджет).

Вторая группа содержит признаки, которые не подлежат подобной оценке.Признаки предбанкротного состояния предприятия, не нашедшие свое отражение в финансовых документах, составляют вторую группу. Они являются более ранними по времени, а реагирование на них — более эффективным для предупреждения кризисных ситуаций.

Сигналы такого рода широко известны из обширной литературы по бизнесу. Крах многих предприятий возникал с конфликтов в высшем руководстве фирмы, трудовых конфликтов, потери наиболее серьезных клиентов или кредиторов. Не секрет, что по работе секретаря можно судить о руководителе и даже об организации в целом.

Более скрупулезный анализ может выявить изменения в практике управления, не выявленные при поверхностной оценке положения предприятия:

  1. администрация вводит излишнюю фрагментацию функций, или наоборот,
  2. усиливает их концентрацию у узкого круга лиц;
  3. неоднократно решает проблемы, решение которых было заявлено ранее;
  4. медленно реагирует на изменения на рынке.
  5. установление предприятием нереальных цен на свои товары и услуги,
  6. рискованные внедрения новшеств,
  7. выход на новые рынки или присоединение новых фирм,
  8. нетрадиционная закупка сырья и материалов,
  9. усиление деятельности на спекулятивных рынках.

Следует особо отметить опасность резкого изменения в стратегии предприятия. Для клиентов фирмы, если они заранее не поставлены в известность, такого рода изменения могут сыграть главную роль в потере интереса к данному предприятию.

Банкротство – признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина, организации или государства) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

Какие задачи решает процедура банкротства предприятия и физического лица

Процедура банкротства позволяет решить две задачи:

    обеспечить должнику защиту от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить,

    защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.

Цель банкротства предприятий

Целью банкротства, является ликвидация тех предприятий, которые являются неэффективными и нестабильными. Эта цель достигается в результате действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.

Основная цель специалистов по банкротству – максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.

Участники процедуры банкротства предприятий

В процедуре банкротства принимают непосредственное участие следующие субъекты системы банкротства:

    арбитражный суд;

    собственник предприятия;

    арбитражные управляющие;

    наемные работники;

    инвесторы;

  • кредиторы;

    органы государственной власти.

Виды банкротства предприятий

Понятие банкротства принято разделять на несколько основных видов:

Реальное банкротство . При реальном банкротстве компания теряет способность восстановить свою функцию платежеспособности из-за фактических потерь заёмного и собственного капитала. В силу наличия высокого уровня потерь капитала и реального повышения доли кредиторской задолженности, компания теряет возможность вести свою хозяйственную деятельность. По этим причинам арбитражный суд объявляет организацию несостоятельным банкротом на основании закона о банкротстве;

Банкротство бизнеса . Под термином «банкротство бизнеса» понимается такой вид бизнеса, при котором компания прекратила осуществлять операции, получив реальные убытки для своих кредиторов. Такой бизнес определяется как несостоятельный, хотя при этом формально не была осуществлена процедура банкротства, и сама компания не была признана несостоятельной;

Временное (условное) банкротство . При временном банкротстве организация теряет свою платежеспособность по причинам превышения актива баланса компании над его пассивом, наличия большого размера дебиторской задолженности перед контрагентами и наличия на складе большого количества нереализованной готовой продукции. При временном банкротстве предприятия в ходе осуществления антикризисного управления с применением процедуры санирования не происходит ликвидации компании. В ходе проведения арбитражных процедур административного и внешнего управления у компании появляются реальные шансы существенно повысить свою платежеспособность, отладить производственный процесс в соответствии с требованиями и потребностями рынка и добиться в будущем устойчивого и эффективного развития организации;

Преднамеренное (умышленное) банкротство . При преднамеренном банкротстве руководители и владельцы организации преднамеренно ухудшают платежеспособность компании, наносят предприятию экономический вред путем хищения денежных средств фирмы различными способами в своих личных интересах и в интересах третьих лиц. Установленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в арбитражный суд с целью привлечения виновных к уголовной ответственности;

Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятия о своей неплатежеспособности. Целью фиктивного банкротства является введение в заблуждение кредиторов компании для получения от кредиторов фирмы различных льгот по погашению существующих обязательств, либо для уменьшения долгов организации за счет реализации неконкурентоспособной продукции. Лица, виновные в ложном объявлении организации неплатежеспособным предприятием и в умышленном сокрытии активов, необходимых для своевременного погашения кредиторской задолженности, привлекаются к уголовной ответственности на основании представления дел в суд арбитражными управляющими.

Банкротство физических лиц

Под банкротством физических лиц подразумевается признание арбитражным судом неспособности физического лица выполнять свои финансовые обязательства и осуществлять расчеты с кредиторами.

Начать процедуру банкротства имеет право любое , чей долг перед организациями превысил 500 тысяч рублей. При этом просрочка по уплате обязательств должна превышать три месяца.

Инициаторами начала осуществления процедуры банкротства могут также выступить кредиторы или Федеральная налоговая служба.

При этом Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» четко разделяет случаи, когда физическое лицо обязано подать заявление о банкротстве, и когда гражданин вправе подать заявление о банкротстве в добровольном порядке.

Так, например, обязательной для начала осуществления процедуры банкротства является ситуация, когда физическое лицо – должник имеет долг сразу перед несколькими кредиторами и понимает, что, даже выплатив часть долга, не сможет погасить оставшуюся сумму долга.

Отметим, что обратиться в суд гражданин обязан не позднее чем через 30 дней после наступления ситуации, которая удовлетворяет установленным условиям банкротства.

Что влечет за собой получение статуса финансовой несостоятельности для физического лица

На время ведения дела о банкротстве гражданина лишают права:

    осуществлять сделки по покупке и продаже имущества, передаче имущества в , выдаче поручительств;

    выезжать за границу (этот вопрос решается на усмотрение суда);

    распоряжаться денежными средствами на банковских счетах.

На 3 года гражданин, признанный банкротом, лишается права занимать любые должности в органах управления юридического лица и каким-то образом принимать участие в управлении компании.

С признанием гражданина банкротом прекращается:

    процесс удовлетворения требований кредиторов по существующим денежным обязательствам, по уплате обязательных платежей (за исключением налогов, сборов, штрафов). Требования к гражданину можно предъявить только в рамках дела о банкротстве;

    процесс начисления неустоек и процентов по текущим обязательствам;

    действие исполнительных листов по взысканию имущества. Иными словами, гражданин, признанный банкротом, не должен выполнять требования кредиторов, оставшиеся неудовлетворенными после реализации имущества должника.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Банкротство: подробности для бухгалтера

  • Какие долги не спишут в банкротстве физического лица

    ... № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Однако можно выделить несколько групп... за своё преднамеренное или фиктивное банкротство; (Б) Должник не предоставил... 2002г №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» выделяет категории обязательств, которые «не... после принятия судом заявления о банкротстве); (Б) Обязательства перед физическими... реструктуризации его долгов, дело о банкротстве гражданина завершено. В качестве... непосредственно связаны с делом о банкротстве юрлица. С прежнего конкурсного...

  • Сроки исковой давности при оспаривании сделок во время банкротства

    В отношении которого введена процедура банкротства. Оспаривание сделок, совершенных будущим... сделкам. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» говорит о специальных основаниях оспаривания... предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» с изменениями, внесенными Постановлением Пленума... отношении компании-заемщика было введено банкротство (процедура наблюдения), заемщик, будучи... конкретной ситуации. Итак, Закон о банкротстве предусматривает особые (специальные) основания...

  • Генерального директора к субсидиарной вне дела о банкротстве

    Лиц возможно за пределами процедуры банкротства. О том, какие доказательства... лиц возможно за пределами процедуры банкротства. О том, какие доказательства... Хозяйственное общество, находящееся в процедуре банкротства, обратилось в суд с требованием... и последующей ликвидацией в результате банкротства. Истец ー ООО “СпецСтройСооружение” ... оплату расходов по проведению процедуры банкротства. То есть истец являлся... заявителем по делу о банкротстве, следовательно, имел право требовать...

  • Может ли выплата дивидендов обернуться банкротством компании

    2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» Последствия такого признания - «предложение... статьёй 19 Закона о банкротстве. Наличие подтверждённой неплатёжеспособности компании... выплаты дивидендов незадолго до банкротства стать дополнительным основанием для... субсидиарной ответственности? Закон о банкротстве устанавливает ряд презумпций, при... 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» То есть, совершённая подозрительная... выплата дивидендов в преддверии банкротства. Отказывая в удовлетворении требований...

  • «Нахимичили»: чем грозит фиктивное банкротство?

    Рассчитывают руководители, когда решаются на банкротство компании, с целью скрыть... рассчитывают руководители, когда решаются на банкротство компании, с целью скрыть... растворились либо находятся в процессе банкротства. В итоге налоговая доначислила недоимок... наличие вины руководителя в наступлении банкротства юридического лица». На основании... КОАП РФ «Неправомерные действия при банкротстве». Так, например, в Решении... , один из них – признание банкротства неправомерным, а также доказать, что...

    Фиктивное или преднамеренное банкротство» ; не признавался банкротом и банкротство гражданина не... арбитражного управляющего на сопровождение внесудебного банкротства гражданина. 2. Арбитражный управляющий... сведений начинается течение срока внесудебного банкротства гражданина; Если гражданину отказано, ... Если в течение процедуры внесудебного банкротства имущественное положение гражданина изменится, ... , повышению эффективности и доступности процедуры банкротства для граждан.

Введение 3

1. Историческое развитие и правовое основы института несостоятельности (банкротства) 4

1.1. Историческое развитие института несостоятельности (банкротства) 4

1.2. Правовые основы института несостоятельности (банкротства) в РФ 11

2. Особенности реализации норм института несостоятельности (банкротства) на современном этапе 18

2.1. Понятие и виды стадий банкротства 18

2.2. Цели и задачи института несостоятельности (банкротства) 25

Заключение 34

Список использованной литературы 37

Введение (выдержка)

Основное назначение института несостоятельности - обеспечение предсказуемого распределения рисков для кредиторов. Регулирование несостоятельности является наиболее динамично развивающейся областью права в индустриальных странах, при этом экономика государства диктует необходимость постоянного обновления соответствующих норм. На макроуровне правовые нормы регулирования несостоятельности пред-приятий должны способствовать уменьшению хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективных производств

Актуальность темы выпускной курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития российской экономики на первый план выходят проблемы, связанные с выявлением неблагоприятных тенденций развития предприятия. Однако методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет.

Целью данной работы является исследование целей и задач института несостоятельности (банкротства).

Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Отразить исторические аспекты развития института несостоятельности (банкротства);

Рассмотреть правовые основы несостоятельности в РФ;

Рассмотреть особенности реализации норм института несостоятельности (банкротства) на современном этапе.

Объектом исследования являются правоотношения, которые возникают в досудебных и судебных процедурах несостоятельности (банкротства).

Предмет исследования – цели и задачи института несостоятелноти (банкротства) юридических и физических лиц.

Основная часть (выдержка)

Несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Важно понимать, что само по себе банкротство - это не просто установление определенного фактического состояния должника, это не только основание принудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство - это довольно длительный судебный процесс, который направлен в первую очередь на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу его имущества.

Для определения признаков банкротства используются два основных критерия: неоплатность и неплатежеспособность. Неоплатность долгов означает, что сумма обязательств превысила стоимость имущества должника. Иными словами, нет никакой возможности оплатить долги перед кредиторами, наступило абсолютное банкротство. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься представлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. Очевидно, что получение подобной информации по многим причинам может быть затруднительным. Поэтому в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник - юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.

Для должников - юридических лиц установлен один признак банкротства: обязательства перед кредиторами не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда их следовало исполнить. Для должников-граждан в силу установления критерия неоплатности долгов предусмотрены одновременно два таких признака: обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего гражданину имущества.

Заключение (выдержка)

Таким образом, в данной работе проведено исследование целей и задач института несостоятельности (банкротства).

В первую очередь, в работе отражены исторические аспекты развития института несостоятельности (банкротства). Проведенный анализ показал, что мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования института несостоятельности (банкротства). В развитых странах данное регулирование имеет уже отлаженный механизм, в то время как в странах с переходной экономикой существуют проблемы развития данного института. К последним относится и Россия.

Во вторую очередь, в работе рассмотрены правовые основы несостоятельности в РФ. В частности выявлено, что действующий Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-Ф3 – уже третий закон, регулирующий правовую базу института несостоятельности (банкротства) в РФ. При этом данный закон является наиболее совершенным из всех действовавших ранее.

В частности, данный закон имеет следующие положительные новшества:

Осуществлено снижение риска злоупотребления правом со стороны кредиторов;

Предоставлены равные права государству и конкурсным кредиторам;

Расширены механизмы защиты прав добросовестных собственников;

Определена новая реорганизационная процедура - финансовое оздоровление;

Осуществлена защита добросовестных участников процедур банкротства от недобросовестных действий иных лиц;

Повышена эффективность контроля за деятельностью арбитражных управляющих;

Отражены особенности банкротства для отдельных категорий должников;

Ограничено слишком широкое использование процедур банкротства для ликвидации отсутствующих должников.

Наконец, в работе рассмотрены особенности реализации норм института несостоятельности (банкротства) на современном этапе.

В соответствии с действующим законодательством, под банкротством понимают несостоятельность должника (физического или юридического лица), т. е. признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) обеспечить уплату обязательных платежей.

Внешними признаками банкротства предприятия является неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Действующим законодательством определены пять процедур банкротства:

Наблюдение;

Финансовое оздоровление;

Внешнее управление;

Конкурсное производство;

Мировое соглашение.

Принимая во внимание все вышеизложенное, автор работы приходит к выводу о том, что целью института несостоятельности является определение и обеспечение баланса интересов участников процедуры несостоятельности (банкротства).

На наш взгляд, действующее законодательство о банкротстве необходимо усовершенствовать.

Первоочередной целью новаций в сфере банкротства субъектов естественных монополий должно стать усиление реабилитационной направленности процедуры банкротства. В настоящее время законодательство о банкротстве достаточно эффективно решает задачи ликвидации предприятий и защиты прав кредиторов, чего нельзя сказать о решении задач восстановления платежеспособности предприятий и защите прав должников. На наш взгляд, целям усиления реабилитационной направленности банкротств могло бы содействовать принятие определенного комплекса мер правового характера.

Во вторую очередь необходимым является принятие правовых норм, направленных на расширение прав должника. Они должны обеспечить должнику реальную возможность участия в принятии решения по всем ключевым вопросам банкротства. Отсутствие таких норм создает благоприятную почву для использования процедуры банкротства в целях перераспределения собственности, злоупотребления правом, что противоречит самой сути и целям института банкротств. Не менее значимо расширение прав должника в качестве меры, обеспечивающей принятие законных и экономически обоснованных решений арбитражным управляющим.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ – М. ИНФРА-М, 2003.

4. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. №3929–1 «О несостоятельности банкротстве) предприятий».

5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-Ф3 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

6. Бригхен Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс. В 2-х т./Пер. с англ. - СПб.: Экономическая школа, 2008. С.256.

7. Витрянский В. В. 1998. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. 1998. №3. – С. 38–48.

8. Генкин Д.М. Конкурсный процесс // Энциклопедический словарь русского библиографического института "Гранат". Т. 25. - С. 87.

9. Дедов Д.И. Конфликт интересов. М., 2004.

10. Дорохина Е.Г. Государственное регулирование в сфере банкротства // Право и экономика. – 2007. - № 2. – С. 26.

11. Дорохина Е.Г. Характер полномочий арбитражного суда в деле о банкротстве // Журнал российского права. 2007. N 8. - С. 51.

12. Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008. С. 353.

13. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2008.

14. Курбатов А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Хозяйство и право. 2006. N4. - С. 7.

15. Лебедев А. Банкротство: оздоровление бизнеса или продажа с молотка? // Московский бухгалтер. - 2007. - № 17. С.61.

16. Мухачев И.Ю. Правовое регулирование деятельности арбитражного управляющего при несостоятельности (банкротстве): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2004.

17. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб. пособие. М., 2001.

18. Российское законодательство X–XX веков / под общей ред. О.К. Чистякова. – М., 1994. С.130.

19. Родионова, Н.В. Антикризисный менеджмент: учеб. пособие для вузов / Н.В. Родионова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

20. Степанищев В.Ф., Гусев А.Г. Особенности применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)// Российская юстиция. – 2009. - № 2. – С.14.

21. Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004.

22. Теория и практика антикризисного управления./Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2007.

23. Химичев В.А. Институт несостоятельности (банкротства) как правовой инструмент экономической политики государства // Право и экономика. – 2008. - № 10. С.39.

24. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента./Пер. с англ. - М.: Дело, 2009.

25. Хоуман М. Роль режима несостоятельности в рыночной экономике // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. Спец. приложение. - С. 35.

26. Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М., 2006.

27. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". М., 1999.

Понятие, цели и задачи института несостоятельности (банкротства)

Институт несостоятельности (банкротства) - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических и физических лиц, а также ее (его) 11редупрежден нем (далее - институт банкротства).

Несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве, Закон)).

Синонимом понятия «институт банкротства» является термин «конкурсное право», используемый в зарубежной, российской дореволюционной и современной правовых науках.

Исторический экскурс

Понятие «банкротство» произошло от латинских слов bancus - «торговый прилавок», и mptus - «разбитый», позже перешедших в итальянский язык как banka rotta, означавших, что у торговца, который был не в состоянии расплатиться по своим долгам с кредиторами, разбивали прилавок .

Понятие конкурсною права зародилось в средневековой Италии, где конкурс пони- мался как стечение нескольких кредиторов против одного должника. Недостаточность имущества несостоятельного вызывала конкуренцию интересов его кредиторов.

Институт банкротства по своей правовой природе является комплексным (межотраслевым ) правовым институтом, поскольку включает в свой состав неразрывно связанные нормы различных отраслей права: частноправовых и публично-правовых, материальных и процессуальных. Это нормы:

  • - гражданского права, так как ст. 25, 61, 65 ГК РФ относят признание несостоятельным (банкротом) к основаниям ликвидации юридического лица и прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности. Это нормы, как непосредственно регулирующие банкротство, так и не касающиеся его напрямую, например, регламентирующие возникновение и исполнение обязательств, гражданско-правовую ответственность, недействительность сделок;
  • - арбитражного процессуального права, которые регулируют порядок производства по делу о банкротстве;
  • - уголовного и административного права, которыми регламентируется соответствующая ответственность за правонарушения, связанные с банкротством;
  • - финансового права, регулирующие, в частности, налоговые правоотношения, возникающие в процессе банкротства;
  • - трудового права и других правовых отраслей.

В правовой науке остается не до конца определенным место института банкротства в системе российского права. Одни авторы расценивают конкурсное право как институт частного права (В. Ф. Попондопуло), институт гражданского и торгового права (Е. А. Васильев), подотрасль гражданского права (Е. В. Наумова); другие - как институт предпринимательского права (И. В. Ершова), подраздел корпоративного права (К. К. Лебедев); третьи трактуют рассматриваемый институт как комплексный, как формирующуюся отрасль права (М. В. Телюкина, В. С. Белых, А. А. Дубинчин, М. Л. Скуратовский), как самостоятельную отрасль права (А. В. Солодилов). Однако наиболее распространенной и, па наш взгляд, обоснованной стала позиция, относящая институт банкротства к комплексным правовым институтам (А. Б. Агеев, С. Э. Жилинский, С. А. Карелина, А. С. Семина, В. Н. Ткачев, В. А. Химичев и другие) .

Предмет конкурсного права - это регулируемые нормами института банкротства общественные отношения, связанные с банкротством и его предупреждением.

Метод конкурсного права - это совокупность правовых средств и способов воздействия института банкротства на регулируемые им отношения. Поскольку институт банкротства имеет межотраслевой характер, причем базирующийся на публично-правовых началах, для него характерно использование преимущественно императивного метода правового регулирования (метода властных предписаний, основанного на запретах и обязанностях), и в меньшей степени диспозитивного метода (метода «юридического равенства сторон», основанного на возможности самостоятельного выбора ими вариантов поведения). Например, императивным методом институт банкротства воздействует на процессуальные отношения, отношения, связанные с применением мер административной и уголовной ответственности, осуществлением государственного контроля. Диспозитивным методом регулируются, в частности, отношения, возникающие при продаже имущества должника, заключении мирового соглашения.

Институт банкротства во многих случаях допускает государственновластное вмешательство в частные отношения между должником и его кредиторами, ставит интересы всех выше интересов каждого. Так, в процессе банкротства нередко вводятся существенные ограничения и запреты для должника и кредиторов: должник лишается права совершать многие сделки без согласия арбитражного управляющего; органы управления должника отстраняются от руководства; кредиторы утрачивают право подавать иски к должнику и требовать обращения взыскания на его имущество (например, ареста имущества судебным приставом-исполнителем). Это необходимо для достижения целей института банкротства.

Цели и задачи института банкротства. Для того чтобы понять сущность и оценить значимость данного института, рассмотрим вопросы о том, для чего он введен в правовую систему, почему оказался недостаточным обычный механизм взыскания задолженности в рамках искового и исполнительного судопроизводства.

Сравним взыскание долга при наличии у должника нескольких кредиторов без возбуждения процесса банкротства и при наличии такого процесса. Допустим, индивидуальный предприниматель взял в трех банках кредиты на развитие бизнеса, но ни один из них не выплатил в срок. В обычной ситуации (без возбуждения процесса банкротства) только тот байк, который первым обратится в суд с иском о взыскании задолженности по кредиту, первым получит решение суда о взыскании, первым обратит взыскание на имущество предпринимателя-заемщика, полностью вернет выданный кредит. Но, вероятнее всего, после этого у предпринимателя имущества уже не останется, тем более что ст. 446 ГПК РФ не позволяет обращать взыскание на все имущество гражданина. Поэтому остальные два банка-кредитора, которые не успели первыми обратиться в суд, скорее всего, вообще не смогут взыскать долг с данного предпринимателя.

В случае же начала процесса банкротства должника-предпринимателя некоторое время задолженность не будет выплачиваться ни одному из банков-кредиторов, за это время все кредиторы заявят о своем существовании, а деньги, вырученные от продажи имущества предпринимателя (за вычетом расходов на проведение процесса банкротства), будут распределены между всеми кредиторами соразмерно их требованиям. То есть все три банка получат равный процент от суммы задолженности. Например, по 20% от суммы выданного кредита и причитающихся процентов. Таким образом, распределение имущества должника при банкротстве носит более справедливый характер, чем при взыскании в порядке искового судопроизводства, учитывает интересы всех кредиторов, предотвращает получение преимуществ одних кредиторов перед другими.

Однако цель института банкротства не может сводиться только к защите интересов кредиторов. Предотвращение ликвидации должника, сохранение его в экономической системе нередко не менее, а иногда и более важно. Ведь, во-первых, это сохранение рабочих мест, что всегда актуально в условиях безработицы. А если должник является градообразующим предприятием - основным работодателем населенного пункта, то его разорение повлечет социальную напряженность и существенные расходы государства на организацию трудоустройства и социальные выплаты. Во-вторых, действующие предприятия являются налогоплательщиками, от их финансового благополучия зависит объем доходов бюджетов. В-третьих, должник нередко является участником торгово-производственной цепи, от него зависит нормальная деятельность его контрагентов (поставщиков, покупателей, клиентов). Многие предприятия имеют стратегическое значение для безопасности страны.

Банкротство многих субъектов (например, банков, страховых компаний) наносит существенный урон большому числу своих контрагентов, экономике, государству и обществу в целом. Поэтому в науке правильно

отмечается, что «в современных условиях основной целью института банкротства является не только и не столько справедливое удовлетворение требований кредиторов, сколько создание эффективного механизма обеспечения стабильности рыночных отношений, устойчивого роста национальной экономики» 1 .

Статистика

Более 319 населенных пунктов являются моногородами, существование которых основано на благополучии градообразующих предприятий. Численность населения в них но состоянию на 1 июля 2015 г. составила 13,6 млн человек .

Задолженность налогоплательщиков, взыскание которой приостановлено в связи с проведением банкротства, составляет 22,8% совокупной задолженности в бюджетную систему РФ, - 278,3 млрд руб. (по состоянию на 1 декабря 2015 г.) .

20% стратегических предприятий имеют признаки банкротства, их долги перед бюджетом достигли 50 млрд руб., в отношении 57 возбуждены дела о банкротстве (по состоянию на 30 мая 2012 г.) .

Страховое общество «Россия», признанное банкротом в 2014 г., имеет задолженность в 6,7 млрд руб. и около 600 тыс. кредиторов .

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, в силу различных, зачастую диаметрально противоположных, интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов , что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства . Такая позиция поддерживается правовой наукой и применяется в арбитражной практике.

Подводя итог, сформулируем цели института банкротства в России на современном этапе.

1. Восстановление платежеспособности должника , предотвращение его ликвидации. По устоявшемуся в научной среде мнению, действующее законодательство о банкротстве носит «продолжниковый» характер , так как

преимущественно защищает интересы должника, а не кредиторов. Действительно, оно предлагает целый ряд правовых средств для реализации данной цели. Само введение процедуры в деле о банкротстве предоставляет должнику на несколько месяцев, а иногда и лет, «отдых» от притязаний кредиторов, от арестов и изъятия имущества для расчетов с ними. Кроме того, на срок до двух лет могут быть введены оздоровительные процедуры, в ходе которых, в частности, должник может продолжать свою деятельность, постепенно рассчитываясь с кредиторами. Должнику намного легче, чем кредиторам, инициировать процесс своего банкротства, что дает ему преимущество в выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой будет выбран арбитражный управляющий для проведения первой процедуры в деле о банкротстве.

  • 2. Соразмерное, пропорциональное и наиболее полное удовлетворение требований всех кредиторов на принципах очередности. Если при взыскании задолженности в порядке исполнительного производства преимущество получает тот из кредиторов, кто первым потребует выплаты долга, то при банкротстве имущество должника распределяется между всеми кредиторами, но в порядке очереди. Очередность позволяет дать приоритет в получении выплат экономически слабой и социально незащищенной части кредиторов, путем их включения в первые очереди. Установлены три очереди требований кредиторов, а также внеочередные требования (ет. 134 Закона о банкротстве) (см. параграф 8.4 учебника). Расчеты со второй очередью начинают производиться после полного удовлетворения требований кредиторов первой очереди и т.д.
  • 3. Обеспечение баланса интересов всех участников правоотношений, связанных с банкротством. Так, арбитражный управляющий, утверждаемый для проведения всех процедур в деле о банкротстве, обязан действовать в интересах кредиторов, должника и общества (ст. 20.3 Закона о банкротстве).
  • 4. Предупреждение негативного влияния банкротства на состояние социально-экономической сферы общественной жизни, причинения ущерба участникам гражданского оборота. Так, закон позволяет оперативно исключить из экономической жизни безнадежно неплатежеспособных и неконкурентоспособных лиц, продолжение деятельности которых невозможно или опасно для его потенциальных контрагентов, нарушает интересы его кредиторов. Это касается прежде всего финансовых организаций. Ведь известно, что именно на пороге неплатежеспособности банки активизируют рекламную кампанию, заманивая клиентов завышенными процентами по вкладам. Для поддержки малого бизнеса закон предусматривает освобождение банкротов - индивидуальных предпринимателей от значительной части долгового бремени, которое они не смогли погасить в процессе банкротства (ст. 213.28, 214.1 Закона о банкротстве). Данная норма еще раз подтверждает «продолж- никовый» характер отечественного института банкротства.

Зарубежный опыт

Системы регулирования банкротства в мире делятся на три основных вида:

1) прокредиторская система: радикальная (Великобритания, Израиль, Гонконг) и умеренная (Германия, Япония, Финляндия) устанавливают повышенную защиту интересов кредиторов;

  • 2) нейтральная система (США, Чехия, Дания) не предоставляет явных преимуществ одной стороне в ущерб другой;
  • 3) продолжниковая система: умеренная (Испания, Бельгия, Россия) и радикальная (Франция) основной целью ставят восстановление платежеспособности и защиту интересов должника, нередко в ущерб кредиторам.

Очевидно, что для достижения перечисленных целей необходимо наличие у должника достаточного имущества. Поэтому основной задачей института банкротства является максимизация имущества должника , которая включает задачи сохранения и пополнения имущества.

На решение задачи обеспечения сохранности имущества должника направлены нормы законодательства о банкротстве, предусматривающие:

  • а) введение своевременного контроля деятельности должника и распоряжения его имуществом для предупреждения вывода активов и иных неправомерных действий должника, его органов управления, арбитражного управляющего. Например, должник не вправе совершать в ходе процедур банкротства ряд сделок без согласия комитета кредиторов;
  • б) меры но защите имущества должника от взысканий со стороны кредиторов;
  • в) право на отказ от исполнения невыгодных для должника сделок;
  • г) разумное и обоснованное осуществление арбитражным управляющим расходов при проведении процедур в деле о банкротстве;
  • д) другие правовые средства.

Для решения задачи увеличения и возврата имущества должника нормы института банкротства предусматривают возможность:

  • а) признания сделок должника недействительными по специальным основаниям, использование которых возможно только в рамках дела о банкротстве. Это очень важный инструмент, поскольку на практике широкое распространение получили попытки руководства организаций в преддверии неплатежеспособности вывести ликвидные активы, т.е. передать их своим подконтрольным лицам, для того чтобы оно не досталось кредиторам. Например, закон позволяет признать недействительными такого рода сделки, совершенные должником в течение трех лет до начала производства по делу о банкротстве;
  • б) привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности по долгам банкрота руководителя и иных лиц, виновных в неплатежеспособности должника, в уменьшении стоимости его имущества и некоторых иных правонарушениях;
  • в) использования ряда иных инструментов.

Вопросы практики

Однако практика применения законодательства о банкротстве показала, что, к сожалению, перечисленные цели и задачи законодателя реализуются далеко не всегда. Так, оздоровительные процедуры в деле о банкротстве не могут быть введены при отсутствии желания па то собрания кредиторов, либо инвестора, готового предоставить обеспечение исполнения должником своих обязательств. А эффективность оздоровительных процедур банкротства на протяжении 12 лет крайне низка. Например, процедура финансового оздоровления успешно завершается в среднем лишь в 6% случаев.

Что касается второй цели института банкротства, то приоритет, предоставленный законом первым очередям кредиторов, нивелируется наличием внеочередных требований, на которые зачастую расходуется основной объем средств должника. Расходы на проведение банкротства весьма велики, нередки злоупотребления его участников. В результате эффективность мер принудительного взыскания в ходе банкротства (по состоянию на 1 октября 2013 г.) для ФНС России (кредитора третьей очереди) составляет всего 4,5%. Россия в 2013 г. занимала 55 место в мире по эффективности процедур банкротства компаний в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business .

  • Денека И. М. Развитие законодательства о банкротстве в Англии, США и Франции:ключевые аспекты // Юрист. 2013. № 24. С. 22-27.
  • Подробнее об этом см.: Карелина С. А. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством), - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств // Законодательство. 2008. № 8. С. 52-60 ; Наумова Е. В. Финансово-правовые и организационные аспекты института несостоятельности(банкротства) // Финансовое право. 2013. №> 2. С. 15-19 ; Телюкина М. В. Динамика и тенденции развития отношений несостоятельности в современном российском праве // Проблемы современной цивилистики: сб. ст. / отв. ред. Е. А. Суханов, М. В. Телюкина. М. :Статут, 2013.
  • Карелина С. Л. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством), - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовыхсредств. С. 52-60.
  • См.: Постановления Конституционного Суда РФ от 22.07.2002 № 14-П и от 19.12.2005№ 12-П.
  • См.: Карелина С. Л., Эрлих М. Е. Роль арбитражного управляющего в механизме разрешения конфликта интересов // Право и экономика. 2012. № 3. С. 19-25.
  • См.: Телюкина М. В. Продолжпиковые элементы в современном российском конкурсном праве - наличие и целесообразность // Юрист. 2013. № 24. С. 3-5.
  • См.: Россия в первой сотне Doing Business// Интерфакс: Экономика. 29.10.2013. URL:http://www.interfax.ru/business/337573 (дата обращения: 06.01.2015).

47. Правовые последствия введения внешнего управления. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Исключение из принципа морали. 1. С даты введения внешнего управления: прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на ВУ; ВУ вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к ВУ, за исключением полномочий органов управления должника.. Органы управления должника, ВУ, адм. управляющий в течение трех дней с даты утверждения ВУ обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом м.б. наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. 2. Органы управления должника вправе принимать решения: о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций; об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций; об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций; об определении порядка ведения общего собрания акционеров; об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника; о замещении активов должника; об избрании представителя учредителей (участников) должника; о заключении соглашения между третьим лицом или 3-ми лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учред.документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника; иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения. Ходатайство органов управления должника о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника. Средства, затраченные на проведение собрания акционеров и заседания совета директоров (наблюдательного совета) иного органа управления должника, возмещаются за счет должника только в случае, если такая возможность предусмотрена планом внешнего управления. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. 1. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. 2. В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи: приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам; не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени). На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей. Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления. Соглашением внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей такими размером или сроком. Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.



Просмотров