Органы государственной власти субъектов рф. Субъекты государственной власти рф Государственный орган в субъектах рф

Органы государственной власти субъектов РФ.

Законодательными (представительными) органами власти респуб­лик в составе Российской Федерации являются их парламенты, при­шедшие на смену Верховным Советам этих республик.

Именуемые в разных республиках по-разному (Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный Совет, Законодательное Собра­ние, Государственный Совет, Парламент и т.д.), всœе они являются представительными органами соответствующих республик, олицетворяю­щими парламентскую демократию в этих республиках, в условиях ко­торой формирование политической воли их народов возлагается на народное представительство.

Все парламенты являются также законодательными органами соот­ветствующих республик, обладающими полной и ничем не ограничен­ной в рамках Конституции Российской Федерации, конституций соот­ветствующих республик компетенцией в сфере законодательства, кото­рая означает, что ни один закон республики в составе Российской Фе­дерации не должна быть издан, в случае если он не рассмотрен и не одобрен парламентом этой республики.

Парламент республики - единственный представительный орган всœего народа соответствующей республики. Исключение в данном смысле составляет лишь Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва.

Парламенты республик в составе Российской Федерации избира­ются на базе всœеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или на пять лет. Их числен­ный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 130 депутатов (Татарстан) .

В области конституционного строительства парламенты респуб­лик в составе Российской Федерации:

ü принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения;

ü принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения;

ü осуществляют контроль за соблюдением и исполнением конституций и других законов республик, единообраз­ным применением законодательства;

ü принимают решения по вопросам государственного устройства;

ü решают вопросы об изменении границ республик;

ü принимают решения о проведении республиканских рефе­рендумов;

ü назначают выборы депутатов и глав республик;

ü утверждают составы центральных избирательных комиссий республик;

ü дают согла­сие на персональные назначения Президентами председателœей прави­тельств и их членов;

Особое место занимает Законодательное Собрание Карелии включает Палату Республики и Палату Представителœей. В Палате Республики - депутаты, избран­ные по одномандатным избирательным округам. В Палате Представи­телœей - депутаты, избираемые по многомандатным избирательным ок­ругам по два депутата от каждого избирательного округа. Палата Рес­публики работает на постоянной основе, а Палата Представителœей - на непостоянной.

Аналогична характеристика парламента Кабардино-Балкарии, со­стоящего из Совета Республики и Совета Представителœей.

Актами парламентов республик являются законы, постановления и иные решения, принимаемые парламентами в пределах их компетенции. Республиканское законодательство подробно регламентирует законо­дательную деятельность парламентов.

Законодательные (представительные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Законодательные (представительные) органы власти краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов обладают значительными полномочиями.

Законодательные (представительные) органы власти краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются постоянно действующими органами и работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере крайне важно сти, но не реже двух раз в год.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отно­сящихся к ведению законодательных (представительных) органов власти, из числа их депутатов создаются постоянные и временные ко­миссии (комитеты). Структура, полномочия, порядок формирования и деятельности комиссий (комитетов) определяются законодательными (представительными) органами самостоятельно в принимаемых ими регламентах.

Законами субъектов Федерации осуществляется первичное норма­тивное регулирование, крайне важно е для реализации соответствующим субъектом его полномочий, которые отнесены, согласно Конституции Российской Федерации, к совместному ведению с федеральными орга­нами государственной власти.

Законодательство субъекта Федерации, принятое в пределах компе­тенции этого субъекта͵ обязательно для исполнения всœеми организа­циями, предприятиями, учреждениями и гражданами, находящимися на его территории.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации

В систему органов исполнительной власти республик в составе Рос­сийской Федерации входят их правительства, министерства, государст­венные комитеты и другие ведомства. В одних республиках эту систему возглавляет Президент (глава) республики (к примеру, в Республике Ингушетия), в других - Правительство или его глава (к примеру, в Республике Карелия).

Президент не должна быть депутатом законодательного (представи­тельного) органа в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединœениях, коммерчес­ких организациях, не может заниматься предпринимательской деятель­ностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей Президент приостанавливает членство в полити­ческих партиях и иных общественно-политических организациях,

В ряде республик Президент наделœен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тыва и др.). В некоторых республиках (Адыгея, Бурятия и др.) он пользуется правом отлагательного вето.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являю­щиеся исполнительными и распорядительными органами государст­венной власти.

Законодательство, прежде всœего конституции, республик в составе Российской Федерации предусматривает различный порядок форми­рования правительств этих республик.

Правительство республики в составе Российской Федерации реша­ет вопросы государственного управления отнесенные к ведению рес­публики, поскольку они не входят, согласно конституции и законам республики, в ведение Президента и парламента республики.

В пределах своих полномочий Правительство республики осуществляет управление экономическими процессами, создает усло­вия для свободного предпринимательства на базе рационального со­четания всœех форм собственности для формирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики; принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой поли­тики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного мини­мального уровня оплаты труда и социального обеспечения.

Правительство может осуществлять и иные полномочия, преду­смотренные конституцией и другими законами республики.

В большинстве республик в составе Российской Федерации Прави­тельство ответственно перед Президентом и парламентом.

Министерства, государственные комитеты и другие органы испол­нительной власти республик руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Правительству и, как правило, Президенту республики. Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.

Органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Наименования органа исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ад­министрация, правительство и т.п.) и его главы устанавливаются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций со­ответствующим законодательным (представительным) органом субъ­екта Российской Федерации.

Глава администрации в целях социального и экономического раз­вития соответствующей территории, в интересах ее населœения взаи­модействует с органами законодательной (представительной) власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с принципом разделœения властей и осуществляет свои функции самостоятельно в пределах своей ком­петенции.

Глава администрации действует самостоятельно в пределах своей компетенции, в случае если это не противоречит Конституции Российской Фе­дерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации, по во­просам, связанным с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делœегированными органам исполнительной власти субъекта Федерации по предметам ведения Российской Феде­рации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов глава адми­нистрации самостоятельно руководит органами исполнительной влас­ти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и определяет основные направления деятельности.

Глава администрации обладает следующими основными полномо­чиями. Он представляет интересы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в Правительстве Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также, согласно федеральному законодательству, может вступать в от­ношения с соответствующими органами и должностными лицами зару­бежных государств и подписывать необходимые документы.

Администрация осуществляет иные исполнительно-распоряди­тельные функции и полномочия, возложенные на нее Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Феде­рации и правовыми (законодательными) актами законодательных, (представительных) органов края, области, города федерального значе­ния, автономной области, автономного округа.

Органы государственной власти субъектов РФ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Органы государственной власти субъектов РФ." 2017, 2018.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ - это постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством.

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

Органы законодательной власти субъектов РФ формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.

Законодательные органы субъектов РФ называются по-разному: Дума (областная, городская и др.), Государственный совет, Совет, курултай, хурал и др. В литературе их обобщенно называют законодательными собраниями, местными парламентами.
В подавляющем большинстве субъектов РФ законодательные органы однопалатные (двухпалатные имеются не только в отдельных республиках в составе РФ, например в Кабардино-Балкарии, в Республике Саха (Якутия), в Свердловской области).

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности данного органа власти утверждаются самим законодательным органов государственной власти и предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта РФ.
Законодательный орган правомочен при избрании в его состав не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность его заседания определяется его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленным федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ, а также регламентами или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ достаточно обширны. К основным полномочиям (согласно гл. II, ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») относятся следующие:

1) Установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, деятельности органов местного самоуправления в пределах полномочий законодательного органа субъекта РФ, обозначенных в конституции (уставе) субъекта РФ.

2) Утверждение программ социально-экономического развития субъекта РФ, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа).

3) Установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

4) Установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждение отчетов о расходовании средств из этих

5) Установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных организационно-правовых форм.

6) Утверждение заключения и расторжения договоров субъекта РФ.

7) Установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ.

8) Установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ.

9) Определение административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения.

10) Утверждение схемы управления субъектом РФ, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ имеет право:

а) определять порядок деятельности указанного органа;

б) назначать на должность и освобождать от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ, а также оформлять согласие на их назначение, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ;

в) назначать дату выборов и референдума субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

г) оформлять решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

д) утверждать соглашение об изменении границ субъектов РФ;

е) назначать на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

ж) осуществлять наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Решение вопросов в рамках перечисленных полномочий оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган (в республиках Саха (Якутия), Карелия, Кабардино-Балкарской, Башкортостане), то полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с настоящим законом, конституцией и законами субъекта РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ (ст. 6, п. 1).
Законопроекты, внесенные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке (ст. 6, п. 2).

Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным (представительным) органом по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) либо при наличии заключения указанного лица в срок не менее 14 календарных дней.
Закон предусматривает следующий порядок принятия законодательным (представительным) органом нормативных правовых актов (ст. 7).
Конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, постановления - большинством голосов от числа избранных депутатов.

Проект закона рассматривается не менее чем в двух чтениях, решение о его принятии (либо отклонении) оформляется постановлением.
Условием вступления закона в юридическую силу являются его промульгирование высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ и обнародование.
В случае отклонения закона вето высшего должностного лица может быть преодолено большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.
Конституция и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Принципы организации и деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации

В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплены принципы организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. В Законе установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.
Федеральным законом установлено, что не менее 50% депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ (в двухпалатном законодательном органе государственной власти субъекта РФ не менее 50% депутатов одной из палат) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), представительным органам местного самоуправления.
Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.
В случае отклонения высшим должностным лицом закона указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта РФ.
Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта могут быть прекращены досрочно.
Закон предусматривает (ст. 9) порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

Полномочия могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия указанным органом решения о самороспуске;

2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ на основании принятия законодательным органом нормативного правового акта, противоречащего актам высшей юридической силы, принятым по предметам вне его компетенции, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

3) роспуска законодательного органа назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа.
Полномочия могут быть прекращены досрочно также в случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Законодательный орган принимает конституцию (устав) и поправки к ней, законы субъекта РФ, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ. По представлению Президента РФ он принимает решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. При отклонении кандидатур Президент проводит консультации с законодательным органом власти, но при третьем отклонении он вправе распустить данный орган. В этом случае не позднее чем через 120 дней назначаются внеочередные выборы.

Законом субъекта РФ утверждается бюджет и бюджеты внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении, представленные высшим должностным лицом или руководителем высшего исполнительного органа государственной власти, устанавливаются порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания, порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ, утверждается структура исполнительных органов и др.

Если законодательный орган в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда и после истечения данного срока судом установлено, что в результате были созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу субъекта РФ.

Если же в течение трех месяцев после этого законодательный орган не принял в пределах своих полномочий меры по исполнению решений суда, Президент РФ вправе распустить этот орган власти. Полномочия прекращаются со дня вступления в силу решения Президента. Срок, в течение которого Президент вправе вынести предупреждение законодательному органу или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать одного года со дня вступления в силу решения суда.

Депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 января 2002 г. признал неконституционным положение Конституции Татарстана, согласно которому пассивным избирательным правом на выборах в Госсовет Республики по административно-территориальным избирательным округам обладают лишь постоянно проживающие или работающие на территории округа лица.

Решение Суда носит общеобязательный характер для всех аналогичных норм в других субъектах РФ.
Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы или членом Совета Федерации Федерального Собрания, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы. В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта РФ. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 12 апреля 2002 г. подтвердил свою прежнюю правовую позицию, согласно которой законодатель субъекта РФ, регулируя в пределах своей компетенции вопросы статуса депутата, не может предусматривать освобождение его от уголовной и административной ответственности, установленной федеральным законом, поскольку это было бы вторжением в сферу ведения и полномочий Российской Федерации.

В то же время Суд указал на необходимость специальных гарантий беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий, к числу которых относится публично-правовой институт парламентской неприкосновенности, призванной оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности. Конституционный Суд указал на общепризнанный в правовом государстве принцип, согласно которому депутат не несет ответственности за действия по осуществлению мандата, в том числе по истечении сроков полномочий. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Но запрет на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и на осуществление обусловленных этим мер уголовно- и административно-процессуального характера без согласия законодательного органа субъекта РФ не соответствует Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субьектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений.

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти.

2. Высший исполнительный орган государственной власти.

3. Иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Государственная и территориальная целостность России.

Распространение суверенитета России на всю ее территорию.

Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территорииРоссии.

Единство системы государственной власти.

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ.

Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним.

Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ.

Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ.

Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.

Полномочия законодательного органа государственной влаги субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:

Принятия решения о самороспуске;

Роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;

Вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае принятия им нормативно-правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ избирается населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более 5 лет и не может избираться более двух сроков подряд. В случае признания выборов несостоявшимися, недействительными, не избрания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ.

Обнародует законы или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ.

Формирует высший исполнительный. орган государственной власти субъекта РФ.

Вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ; участвовать в его работе с правом совещательного голоса.

Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (распоряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в определенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи с выражением недоверия ему законодательного органа государственной власти субъекта РФ, признания судом недееспособным, утраты гражданства России и др. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъекта РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недоверии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреждение, отрешение от должности. В случае отрешения от должности, а также временного отстранения Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.

Законодательный орган может участвовать в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых принимал участие, что влечет их немедленное освобождение от должности.

Возможные споры между законодательными и высшими исполнительными органами по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами либо в судебном порядке.

Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах государственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах, принимаемых в области, крае. В каждом субъекте РФ эти и другие вопросы полномочий решаются по-своему.

По Уставу Московской области законодательная власть формирует правовое пространство, в котором действует и администрация области. Власти самостоятельны, но в пределах компетенции, установленной законом, который принимает областная Дума. В структуру администрации входят:

Правительство, наделенное общей компетенцией;

Органы специальной компетенции по отраслям и сферам госуправления (осуществляют исполнительно-распорядительные функции);

Территориальные органы специальной компетенции, действующие на территориях районов и городов.

Глава администрации имеет право законодательной инициативы, подписания и опубликования законов, отлагательного вето на законы, исключительное право внесения законопроектов бюджету, планам социально-экономического развития, структуре администрации и т.д. Наделив администрацию властными рычагами, Дума оставила за собой право утверждения заместителя Главы администрации, структуры администрации, расходов на ее содержание.

В Воронежской области приняты Закон «Об органах государственной власти» и Устав области. Областная Дума определяет структуру управления областью, утверждает бюджет, назначение руководителей на ключевые посты. Глава администрации ежегодно представляет Думе доклад о деятельности областной администрации. Определены случаи постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий Главой администрации: отзыв избирателями, болезнь, не позволяющая полноценно работать, выезд на жительство за пределы области, совершение преступления. Правовые акты, принятые Думой, Глава администрации может предложить Думе приостановить, отменить, изменить, а также обжаловать в судебном порядке. Дума может любому лицу администрации выразить недоверие и 2/3 голосов освободить от занимаемой должности.

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения. В каждом субъекте РФ их состав определяется с учетом местных конкретных условий. Рекомендована следующая примерная структура, разработанная специально созданной для этого комиссией.

В рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, договорами и соглашениями, субъекты РФ самостоятельны и независимы в своих действиях от органов федеральной власти.

Субъект РФ обладает территорией и своими полномочиями зависимо от его вхождения в какую-либо другую территорию России. Так, край (область) и расположенный в его границах автономный округ являются равноправными субъектами РФ, вхождение округа в состав края не меняет его правового статуса. Конституционный Суд РФ постановил, что органы власти таких субъектов РФ должны строить отношения на основе договоров и соглашений, в которых определять все направления самостоятельной и совместной деятельности края (области) и автономного округа.

В составе субъекта РФ обычно выделяются города и районы в качестве административно-территориальных единиц. Конституционный Суд РФ подтвердил право создавать на уровне района, города республиканского значения органы государственной власти с включением их в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Территориальные единицы иного уровня (город районного подчинения, другие городские и сельские населения, районы города в городах республиканского значения) не имеют такого статуса и в них не могут быть созданы органы государственной власти. На этом уровне публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти.

Примерная структура органов краевой (областной) администрации

Управления:

Юстиции

Внутренних дел

Финансовое

По вопросам инвестиций

Сельского хозяйства

Комитеты:

По архитектуре и строительству

По экономике и прогнозированию

По управлению государственным имуществом

По вопросам обороны, мобилизационной подготовки и ликвидации последствий стихийных бедствий

По промышленности и торговле

По внешнеэкономическим связям

По пищевой и перерабатывающей промышленности

По поддержке предпринимательства

По земельным ресурсам и землеустройству

По использованию и охране недр и экологии

По жилищному и коммунальному хозяйству

По транспорту, связи и дорожному строительству

По образованию

По научно-технической политике

По культуре

По туризму

По здравоохранению

По вопросам женщин, семьи и демографической политики

По физической культуре и спорту

По делам молодежи

По национальным вопросам

По социальной защите населения

По труду и занятости населения

По печати и информации

По кинофикации

Отдел записи актов гражданского состояния

Архивный отдел

Органы власти на уровне административно-территориальных единиц субъекта РФ по статусу, полномочиям, функционированию, взаимодействию с вышестоящими органами должны соответствовать основам конституционного строя РФ, принципам демократии независимо от того, осуществляется она органами государственной власти местного значения или муниципальными органами.

Образована Комиссия при Президенте РФ по взаимодействию органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. На комиссию возложены обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в процессе принятия законов и других нормативных актов субъектов РФ, выработка мер по обеспечению соответствия законов субъектов РФ Конституции и Законам Российской Федерации, устранение возможных разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также между представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, подготовка предложений по применению Президентом РФ согласительных процедур для разрешения таких разногласий.

В целях улучшения взаимодействия Правительства РФ с органами государственной власти субъектов РФ, повышения оперативности решений в заседаниях Правительства РФ по вопросам, затрагивающим интересы субъектов РФ, участвуют их руководители. На заседание Правительства РФ по итогам года приглашаются главы всех субъектов РФ.

Председатель Правительства РФ ежеквартально проводит рабочие совещания по актуальным вопросам с руководителями органов государственной власти субъектов РФ, еженедельно встречается с руководителями органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с утверждаемым на полугодие графиком. Федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) образуют в регионах свои подразделения - территориальные органы.

Территориальные органы министерств и ведомств России выполняют как общегосударственные, так и региональные функции. Они представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ. Создание территориального органа производится соответствующим органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ. Руководитель территориального органа назначается и освобождается соответствующим министерством и ведомством по согласованию с субъектом РФ.

Свою деятельность территориальные органы осуществляют под руководством федерального органа, а по вопросам, входящим в компетенцию субъекта РФ - во взаимодействии с их со ответствующими исполнительными органами. Для предотвращения зависимости территориальных органов от администраций субъектов РФ, сращивания центральных и региональных элит и интересах удовлетворения собственных корыстных интересов* создаются межрегиональные, общие для нескольких субъектов РФ представительства.

* Средства массовой информации сообщают о многочисленных фактах альянса капитала с местной властью. Капитал получает квоты, льготы, а чиновники - дивиденды. Самым доходным занятием стала игра с бюджетными деньгами через взаимозачеты, вексельные схемы и другие рычаги. В США в ФБР существуют подразделения, контролирующие и расследующие деятельность местных руководителей.

В России до 1917 г. территориальные органы обслуживали по несколько регионов, при этом управление отдельными структурами находилось в разных губерниях.

Основными принципами деятельности территориальных органов являются разделение властей, разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, персональная ответственность, соблюдение законности. Их функции определяются исходя из специфики деятельности соответствующих министерств и ведомств России с учетом конкретных особенностей регионов; они участвуют в государственном регулировании экономического и социального развития субъектов РФ, разработке вариантов межрегиональной кооперации, реализации мер по углублению экономических реформ и т.д.

Информацию для осуществления деятельности они получают от министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий и организаций независимо от форм собственности, органов статистики.

Число территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти определяется количеством федеральных министерств и ведомств, имеющих свои представительства в субъекте Федерации, и может составлять несколько десятков. Основными из них являются подразделения силовых министерств, экономические службы, органы надзора.

Финансирование деятельности территориальных органов производится, как правило, за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ из других источников. Устанавливаются предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов. Органы исполнительной власти субъектов РФ оказывают помощь территориальным органам в создании необходимых условий для работы.

Деятельность территориальных органов координирует полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. Это исключает необходимость взаимодействия через Москву при решении региональных вопросов.

В целях усиления взаимодействия территориальных органов между собой и с субъектами РФ, выработки согласованных решений по вопросам их социально-экономического развития при полномочном представителе Президента РФ образуется коллегия федеральных органов исполнительной власти в качестве совещательного органа.

В состав коллегий по должности входят руководители территориальных органов, действующих в регионе и ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководители иных территориальных органов включаются в состав коллегии полномочным представителем по согласованию с ними.

Основными функциями коллегии являются:

Рассмотрение вопросов, связанных с развитием региона и входящих в компетенцию территориальных органов;

Рассмотрение предложений органов государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления, граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти;

Анализ экономической, политической и социальной ситуации в субъекте РФ;

Информирование органов государственной власти субъектов РФ и граждан о деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Заседания коллегии ведет полномочный представитель. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов коллегии и оформляются протоколами. Решения рассылаются членам коллегии, иным заинтересованным должностным лицам и государственным органам. Без навязывания обязательных позиций решениями коллегии отстаиваются полезные рекомендации, твердая постановка вопросов.

Для более гибкого взаимодействия федеральных и региональныx органов количество территориальных органов можно сократить, передав их функции субъектам РФ. Например, не нужен федеральный статус санэпидемстанциям, рыбинспекциям, пожарной охране и т.д.; они с большей ответственностью могут работать как подразделения администраций субъектов РФ. Так как территориальные органы практически в отрыве от администраций субъектов РФ работать не могут, целесообразно рассмотреть вопрос о их двойном подчинении (кроме силовых структур).

Введен в действие Общероссийский Классификатор органон государственной власти и управления (ОКОГУ). Он содержит информацию об органах власти, объединениях, предприятиях и организациях, выполняющих важные экономические функции в народном хозяйстве, а также о межгосударственных органах управления, добровольных объединениях (ассоциациях) экономического взаимодействия субъектов РФ, органах местного самоуправления.

Представляет интерес государственное управление в Японии. В стране сложилась система взаимоотношений государства и общества, предусматривающая жесткую опеку основных сторон жизни человека. Она сыграла свою роль и превратила страну в великую державу при скудных природных ресурсах. Это страна парламентской монархии, но главой государства является премьер-министр, а император - лишь символом. Председатели палат парламента заняты исключительно организацией работы премьер-министра.

Основными правительственными органами являются аппарат премьер-министра, министерства, комиссии и управления. Структура госаппарата и распределение функций фиксируют ведущую роль координирующего звена управления, что делает административную систему устойчивой. За координацию политики различных министерств и управлений отвечает аппарат премьер-министра, который работает в контакте с управлениями, ответственными за координацию в определенных сферах. Среди них выделяется Управление экономического планирования, составляющее долгосрочные планы и координирующее их выполнение министерствами.

Эффективно действует механизм координации работы внутри министерств и между ними. Органом координации является секретариат министра. Ответственность за координацию несет первый заместитель министра. Секретариат координирует такие вопросы, как назначения персонала, ассигнования, проекты законодательных актов, распоряжений кабинета, министерских приказов, подготовленных в департаментах.

Образованы 12 министерств: юстиции; иностранных дел; финансов; просвещения; здравоохранения и социального обеспечения; сельского, лесного и рыбного хозяйства; внешней торговли и промышленности; транспорта; почт и коммуникаций; труда; строительства; местного самоуправления. Кроме того, действуют 24 управления, часть из которых в ранге министерства (обороны, государственных земель и т.д.), а также комитеты, специализированные органы. Состав министерств и управлений не меняется с 1946 г., хотя внутри министерств реорганизации проходят часто.

Подразделениями министерства являются секретариат и департаменты. Общее число департаментов определено законом - 128 на все министерства. Новый департамент может быть учрежден лишь при ликвидации департамента в данном или другом министерстве. В составе министерства создается управление, если поставленные задачи превышают полномочия департамента и требуют ведения дел более независимым органом. Оно может быть учреждено на правах министерства. Комиссии учреждаются для осуществления контроля за определенным видом деятельности.

В каждом министерстве имеется отдел, обеспечивающий подготовку решений, разработку предложений парламенту по практическим вопросам управления. Данный отдел берет на себя доведение проекта до кондиции независимо от того, кем он подготовлен. Выработанный в отделе документ рассматривается руководством управления и департамента, коллективное обсуждение не практикуется. Далее он поступает в законодательное бюро кабинета министров. Если документ затрагивает финансовые вопросы, то согласовывается с министерством финансов. Почти 90\% законопроектов, обсуждаемых в парламенте, подготовлены в министерствах и ведомствах.

Конкретное содержание и формы выполнения государственными служащими своих обязанностей не обозначены, объем полномочий четко не определен. Но характерными чертами японского госаппарата являются широкие властные права, сильная кадровая политика, высокая организационная эффективность, внутренняя устойчивость, компетентность. Законом определены принципы найма, выплаты жалованья, организации работы, увольнения государственных служащих.

Найм на административно-государственную службу осуществляется на основе экзамена, требования ориентированы на лучших выпускников центральных университетов. Численность персонала жестко контролируется. Каждое министерство обязано добиваться его сокращения в соответствии с утвержденным планом. Уволенные сотрудники зачисляются в резерв и могут впоследствии использоваться на новых участках работы. Государственный аппарат занимает привилегированное положение в обществе. По уровню оплаты старших должностных лиц госаппарата Япония занимает первое место в мире. Существуют специальные выплаты на содержание ребенка, транспортные расходы, лечение, отпуск, единовременные выплаты в середине и конце года (5 и 2 месячных зарплаты). Ежегодно сравниваются сетки заработков госслужащих с аналогичными показателями в частном секторе и вносятся коррективы.

Федеративный характер Российской Федерации предполагает наличие в каждом субъекте собственных органов, призванных осуществлять государственную власть с учетом региональных особенностей и принципа разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Законом № 184-ФЗ.

Система органов государственной власти субъекта РФ, в основе которой лежит конституционный принцип разделения властей, представлена законодательными (представительными), исполнительными и иными органами.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти в субъекте РФ. Орган законодательной (представительной) власти разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, осуществляет контроль за их реализацией.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти в разных субъектах РФ различается: это может быть Дума (Сахалинская область), Парламент (Чеченская Республика), Собрание депутатов (Архангельская область), Законодательное Собрание (г. Санкт-Петербург), Государственный Совет (Республика Крым), Государственное Собрание (Республика Башкортостан).

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ состоит из депутатов, число которых определяется исходя из численности избирателей, зарегистрированных в соответствующем субъекте:

  • ? не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тыс. человек;
  • ? не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн человек;
  • ? не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 млн до 2 млн человек;
  • ? не менее 45 и не более 100 депутатов - при численности избирателей свыше 2 млн человек.

Состав законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считается правомочным, если в него избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. При этом заседание органа считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50% от числа избранных депутатов.

Депутаты избираются на срок, установленный в конституции (уставе) субъекта РФ, однако такой срок не может превышать пяти лет.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. В одних субъектах РФ таким органом является Правительство (г. Севастополь), в других - Администрация (Волгоградская область), в третьих - Совет министров или Кабинет министров (Республика Крым, Республика Татарстан).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативных правовых актов на территории субъекта РФ, а также разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Состав, структура исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также порядок его формирования и деятельности определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъектов РФ и схожа со структурой Правительства РФ.

Высший исполнительный орган власти субъекта РФ, как правило, формируется главой субъекта с согласия законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ. В отдельных регионах может быть предусмотрен иной порядок. Например, Правительство Республики Дагестан формируется законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

Высший исполнительный орган власти субъекта РФ действует в пределах срока полномочий главы субъекта РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным главой субъекта РФ, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования нового высшего исполнительного органа власти субъекта РФ.

Наличие законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов в субъектах РФ является обязательным. Указанные органы взаимодействуют между собой в целях обеспечения эффективности реализации возложенных на них полномочий и удовлетворения интересов населения, проживающего на территории субъекта РФ.

Иные органы государственной власти образуются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

На территории субъекта РФ действуют отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъекта РФ, к которым относятся департаменты, комитеты, комиссии, главные управления, управления, инспекции, отделы и др.

На территории субъекта РФ действуют также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, образованные ими для осуществления своих полномочий. Органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К иным органам государственной власти субъектов РФ можно отнести также судебные органы - конституционные (уставные) суды и мировых судей, которые в конституциях (уставах) большинства субъектов РФ (г. Санкт-Петербург, Свердловская область) указываются в качестве составной части государственной власти на их территории.

В конституции (уставе) субъекта РФ может быть предусмотрена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Его правовое положение определяется субъектом РФ самостоятельно: высшее должностное лицо либо является обособленным органом государственной власти (Саратовская область, Республика Татарстан), либо одновременно замещает должность руководителя высшего исполнительного органа (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ставропольский край).

Наименование должности высшего должностного лица - Мэр, Губернатор, Президент - устанавливается исходя из исторических, национальных и иных региональных традиций конституцией (уставом) данного субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается либо населением субъекта РФ, либо депутатами представительного органа государственной власти субъекта РФ, если это предусмотрено конституцией (уставом) данного субъекта РФ. В случае избрания депутатами кандидаты для избрания на должность высшего должностного лица представляются Президентом РФ по предложениям политических партий.

Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ определяется конституцией (уставом) субъекта РФ и исчисляется со дня его вступления в должность. Срок полномочий не может быть более пяти лет; высшее должностное лицо субъекта РФ не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения, обязательные к исполнению на территории соответствующего субъекта РФ.

Система органов государственной власти субъекта РФ является элементом системы органов государственной власти РФ, при этом каждый уровень государственной власти обладает самостоятельностью в пределах ведения и полномочий.

Система субъектов государственной власти РФ

Система и структура государственных органов построена на основании норм, предусмотренных ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ, который предусматривает особую систему органов государственной власти, выраженных в следующих категориях органов;

  • Представительных (законодательных).
  • Исполнительных.
  • Судебных.

Конституция (устав) субъекта РФ может также установить должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Замечание 1

Орган государственной власти выступает в качестве части государственного аппарата, который наделен спектром государственно-властных полномочий и имеет самостоятельную компетенцию, предоставленную государством.

Государство делегирует свои полномочия государственным органам, в результате чего формируется их компетенция.

Субъекты власти формируются с учетом территориальной организации государства, власть осуществляется государственными и местными органами. При этом государственные органы делятся на федеральные органы и органы субъектов РФ.

Принципы деятельности органов государственной власти

Деятельность органов государственной власти базируется на следующих принципах:

  • учет государственной и территориальной целостности РФ;
  • суверенитет распространяется на всю территорию РФ;
  • Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ;
  • государственная власть едина;
  • имеет место разделение государственных властей на исполнительную, законодательную, судебную, все ветви власти при этом независимы друг от друга;
  • федеральные органы власти и муниципальные органы управления независимы друг от друга.

Государственная власть имеет особое оформление, что отражается на системе и структуре органов, ее представляющих. В качестве субъектов государственной власти могут выступать отдельные субъекты, которые занимаются исполнением политических решений, организацией их исполнения. Субъекты власти - это не только государственные органы, они могут быть выражены в социальных и национальных общностях, классах, народе в целом, то есть представлять их интересы, в данный момент государство осуществляет данную функцию в форме компетентных органов и организаций.

Определение 1

Таким образом, объект государственной власти – это подвластные, то есть те, в отношении которых осуществляется государственная власть.

Властные субъекты имеют свою самостоятельную классификацию по следующим основаниям:

  • Индивидуальные и коллективные субъекты. Они выступают в качестве участников политического процесса. В качестве коллективных субъектов выступают различного рода образования, в качестве индивидуальных - конкретное лицо.
  • Отношение к политике. Здесь выделяют активно политических и пассивно политических субъектов. Первая категории активно участвует в политической жизни страны, вторая каким-либо образом реагирует на властные решения.
  • Степень организованности. Здесь выделяют организованные, частично организованный и неорганизованный субъекты. Так, в качестве неорганизованных субъектов можно рассматривать электорат, толпу, конфессии и иные субъекты. В качестве организованных можно назвать политические партии, профсоюзы, корпорации и так далее.
  • Характер деятельности . Здесь выделяют институциональные и неинституциональные субъекты.

Замечание 2

В качестве характерной особенности субъектов можно назвать тот фактор, что субъекты и объекты зачастую не совпадают. Те, кто реализует власть, как правило не является теми, в отношении которых власть реализуется, здесь чаще всего идет четкое подразделение. Граждане являются не только субъектами подчинения власти, но и выступают в качестве членов демократического общества, а, соответственно, имеют право реализовывать власть через соответствующую систему органов. Данные положения вытекает из норм Конституции РФ, которая определяет граждан в качестве индивидуальных носителей и источников власти.



Просмотров