Деятельность министерства экономического развития рф. Минэкономразвития: задачи и функции
25 февраля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о правовом регулировании вопросов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия В действующем законодательстве в области технического регулирования отсутствуют механизмы признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, что затрудняет своевременное изъятие из обращения опасной и незаконно выпущенной в обращение продукции. Предлагаемые законопроектом новеллы будут способствовать предотвращению незаконного обращения продукции, обеспечению защиты потребительского рынка от возможного ущерба людям, связанного с приобретением фальсифицированной продукции.
18 февраля 2019 , Внутренний и въездной туризм О порядке классификации гостиниц Постановление от 16 февраля 2019 года №158. Основная цель классификации гостиниц – предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о соответствии гостиниц установленной системе классификации. Гостиницы будут классифицироваться по системе, в которой предусмотрено шесть категорий: «пять звёзд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звёзд». Введение обязательной классификации гостиниц будет способствовать увеличению туристского потока и развитию внутреннего и въездного туризма за счёт повышения конкурентоспособности гостиничных услуг и привлекательности гостиниц.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Катайск» (Курганская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №119. Создание ТОР «Катайск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Ясный» (Оренбургская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №120. Создание ТОР «Ясный» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Белорецк» (Республика Башкортостан) Постановление от 12 февраля 2019 года №121. Создание ТОР «Белорецк» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Костомукша» (Республика Карелия) Постановление от 12 февраля 2019 года №122. Создание ТОР «Костомукша» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Менделеевск» (Республика Татарстан) Постановление от 12 февраля 2019 года №123. Создание ТОР «Менделеевск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Володарск» (Нижегородская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №124. Создание ТОР «Володарск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Чапаевск» (Самарская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №126. Создание ТОР «Чапаевск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Глазов» (Удмуртская Республика) Постановление от 12 февраля 2019 года №125. Создание ТОР «Глазов» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Благовещенск» (Республика Башкортостан) Постановление от 12 февраля 2019 года №127. Создание ТОР «Благовещенск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
Постановление от 12 февраля 2019 года №129. Создание ТОР «Нефтекамск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Новоуральск» (Свердловская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №130. Создание ТОР «Новоуральск» будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию города, созданию дополнительных рабочих мест, сохранению кадрового потенциала, созданию гражданских производств на основе инновационных разработок предприятий атомной отрасли, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Лесной» (Свердловская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №131. Создание ТОР «Лесной» будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию города, созданию дополнительных рабочих мест, сохранению кадрового потенциала, созданию гражданских производств на основе инновационных разработок предприятий атомной отрасли, привлечению инвестиций.
1Министерство, отвечающее за экономическое развитие страны, по определению должно быть инициатором и главным проводником новых идей и реформ. Однако в условиях дефицитного бюджета постоянно сокращается поток инвестиций в экономику. Новый министр утверждает, что для повышения ВВП достаточно эффективно использовать имеющиеся средства.
Министерство экономического развития (МЭР) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное административно-правовое регулирование в экономической сфере.
Министерство регулирует деятельность хозяйствующих субъектов через выработку нормативных актов, мониторинг и контроль, ведение регистров учета. Также в его функции входит планирование всей экономики в целом, как единого народно-хозяйственного комплекса. Вышестоящий орган — Правительство Российской Федерации, министр экономического развития назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ.
Коротко об истории создания
После образования РСФСР в 1991 году было впервые создано федеральное Министерство экономики, на которое были возложены функции по государственному регулированию хозяйственного развития страны. В советский период этим занимался Госплан. В мае 2000 года оно было переименовано в Минэкономразвития и торговли. Ему были переданы функции по делам СНГ, операции по валютному и экспортному контролю . В 2008 году, торговля была выведена из ведомства (кроме международной). Министерство экономического развития, его задачи и функции определились в том виде, какой сохраняется до сегодняшнего дня.
Первым министром ведомства стал Герман Греф, которого в 2007 году сменила Эльвира Набиуллина, занимавшая до этого пост заместителя министра (рис. 1). С 30 ноября 2016 года его руководитель — Максим Орешкин, бывший заместитель министра финансов.
Структура и подведомственные службы
В составе Министерства 29 департаментов, оно регулирует деятельность более 50 направлений экономической жизни (рис. 2).
В его компетенцию входят:
- Сектор реальной экономики : промышленный, строительный, агрокомплексы и обслуживающие их отрасли. Его субъекты — предприниматели, организации, и их производственно-хозяйственная деятельность.
- Финансовый рынок: банковская, страховая, аудиторская, оценочная, инвестиционная деятельность кредитных и финансовых организаций.
- Рынок ценных бумаг: профессиональная предпринимательская деятельность, связанная с акциями, облигациями и другими ценными бумагами. К ней относятся брокерская, дилерская, депозитарная, клиринговая и другие разновидности.
Кроме того, у него в подчинении 4 федеральные агентства, осуществляющие разрешительные и регистрационные функции (рис. 3).
Росимущество:
- ведет учет государственного недвижимого имущества;
- организует продажу госсобственности (приватизация);
- осуществляет права акционера в банках с госучастием;
Росреестр:
- проводит кадастровую оценку недвижимых объектов;
- ведет государственный кадастр недвижимости (ГКН);
- регистрирует права собственности на недвижимые объекты;
- ведет единый государственный реестр недвижимости (ЕГРП).
Росаккредитация:
- проводит аккредитацию организаций и ИП, выдает свидетельства;
- выдает бланки соответствия на продукцию, подлежащую сертификации;
- ведет реестр выданных деклараций о соответствии продукции.
Роспатент:
- регистрирует изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и выдает патенты;
- ведет государственный реестр объектов, на которые зарегистрированы исключительные права.
В ноябре 2016 года Указом Президента из подчинения Минэкономразвития было выведено Федеральное агентство по государственным резервам (Госрезерв). В структуре МЭР оно находилось с 2004 года, а теперь перешло непосредственно в ведение Правительства РФ.
Задачи и деятельность Министерства
Главные задачи Министерства экономического развития:
- обеспечение стабильности российской экономики,
- ее устойчивости в долгосрочной перспективе,
- снижение зависимости от внешней конъюнктуры.
Таким образом, оно призвано выступать главным идеологом всех экономических реформ. В истории России такой период отмечается лишь однажды — во время руководства Германа Грефа, когда ВВП увеличивался на 7,5% в год. Экономисты связывают успех с его эффективной работой в связке с Алексеем Кудриным (Минфин). И в то же время, не стоит забывать, что это был период высоких цен на нефть.
МЭР ежемесячно представляет в Правительство отчет о текущей ситуации в экономике, и данные по состоянию на ноябрь 2016 года выглядят неутешительно (табл. 1). Однако в целом рецессивное падение по отношению к 2015 замедлилось, то есть отмечается положительная динамика ВВП (рис. 3).
Средняя цена за нефть (доллар/баррель) | ||||
Инфляция на конец периода | ||||
Промышленность | ||||
Обрабатывающие отрасли | ||||
Строительство | ||||
Объем услуг населению | ||||
Оборот розничной торговли |
По мнению многих экономистов за последние годы роль и авторитет МЭР существенно снизились. Развитие экономики всегда требует инвестиций, а начиная с 2012 года, дефицит государственного бюджета ежегодно увеличивается. Соответственно, урезается финансирование многих целевых инвестиционных программ. Стремление Минфина сохранить оставшиеся резервы и макроэкономическую стабильность перевешивает чашу весов за счет снижения темпов экономического роста. Так, при верстке бюджета на 3-летний период Минэкономразвития трижды пересчитывало прогнозные показатели для того, чтобы «загнать» их в рамки выделенного финансирования. На этой почве в течение нескольких последних лет между двумя ведомствами возникает конфронтация.
Новый министр и старые задачи
В ноябре 2016 на должность министра экономического развития назначен Максим Орешкин. Он убежденный сторонник бюджетного правила , и считает, что увеличение инвестиций в экономику само по себе не приводит к росту ВВП. Эксперты прогнозируют два варианта развития событий. Либо на посту министра экономики его позиция изменится, либо МЭР окончательно утратит свои позиции.
Однако Правительство и Президент, назначая бывшего замминистра финансов руководить экономикой, ожидают от него нового эффективного подхода к решению задач макроэкономического развития. Они перед ним уже поставлены.
- Вернуть Министерству главную роль в составлении макроэкономических прогнозов, так как по факту эти вопросы сейчас решают Минфин и ЦБ.
- Сосредоточить усилия на поддержке эффективных отраслей промышленности, и сократить инвестиции в убыточные.
- Усилить влияние на региональные власти с целью переориентировать их на поддержку предпринимательства.
- Создать инструменты активизации торговых представительств за рубежом с целью расширения экспорта, и продвижения российских товаров.
- Провести реформирование налоговой системы в ближайшие 2 года.
- Прекратить споры с Минфином по поводу федеральных целевых и инвестиционных программ, законодательно оформив последние как инструмент бюджетного механизма.
Каким станет Министерство экономического развития, и как это повлияет на будущее страны — покажет время. Интересно, что не оправдались прогнозы некоторых политиков и экономистов об объединении двух министерств. Такое в истории уже было — недолгий период в 1991 - 1992 годах. Однако многие из них все же считают, что тесная «кооперация» МЭР и Минфина служит началом периода длительного застоя в экономике.
Министр Экономики РФ.
Экономическая ситуация в стране зависит от того, насколько эффективную деятельность будет вести государство. Вопросами экономики, ее развития, оценкой инвестиционных проектов, модернизацией и проч. занимается министерство экономического развития. Во главе его стоит Министр Экономики. Он утверждается Правительством страны по указу Президента на основании рекомендации председателя Правительства. После согласования новоиспеченный Министр вступает в должность и начинает исполнять свои обязанности. Рассмотрим подробнее, кто такой министр экономики, кто им является в настоящее время, каковы его обязанности, чем занимается и за что отвечает?
Министр экономики.
Министр экономики возглавляет министерство экономразвития – федеральный исполнительный орган власти РФ, который занимается разработкой стратегии экономического развития, внешнеэкономической работы страны, торговли с другими государствами.
История Минэкономразвития началась в 2008 году. До этого ему предшествовали другие органы, отвечающие за экономику страны. За время своей работы Министерство возглавляли многие известные политики. Так, с мая 2000 г. – по сентябрь 2007 года главой Минэкономразвития был Г.О.Греф. С сентября 2007 года – по мая 2012 год – Э.С.Набиуллина. С мая 2012 г. – по июнь 2013 г. – А.Р. Белоусов. С июня 2013 г. – по настоящий момент – Улюкаев Алексей Валентинович.
Министр экономики назначает заместителей, которые отвечают за работу 26 ведомств, находящихся в подчинении министерства, таких как Росимущество, Роспатент, Росреестр, Росстат, Министерство Юстиции, ФТС и др
А.В.Улюкаев родился в Москве 23 марта 1956 г. Он окончил МГУ по специальности экономиста, аспирантуру, получил звание доктора эконом.наук и звание доктора экономики французского университета в Гренобле. Работал советником по экономическим вопросам при правительстве, помощником зам. председателя правительства, замом министра финансов, зам.председателя ЦБ РФ. Любит сочинять стихи (издал сборник «Отсвет и огонь»), имеет трех детей, написал несколько научных трудов по экономическому развитию страны, имеет множество государственных наград.
Обязанности министра финансов.
Перечень обязанностей довольно широкий. Он занимается:
- руководством работы своего ведомства,
- издает распорядительные документы и приказы,
- дилегирует обязанности между своими замами,
- определяет уровень ответственность руководителей подконтрольных ему структур,
- вносит предложения по назначению или снятию с должности сотрудников министерства,
- решает вопросы о прохождении госслужбы в госорганах страны,
- согласовывает штатное расписание и зарплатный фонд сотрудников министерства,
- подписывает бюджет расходов на содержание подконтрольного аппарата,
- награждает отличившихся работников,
- является членом коллегии Минэкономики для рассмотрения важнейших вопросов и проблем экономическо-социальной политики, кадровых перестановок, внутристрановой торговли.
Министр также участвует в решении экономических вопросов, регулирует отношения субъектов страны и государства на международном уровне. К его задачам относится:
- Анализ и прогноз социально-экономического развития страны.
- Развитие бизнес-среды и предпринимательства (МСБ).
- Осуществление госконтроля и муниципального надзора за юридическими лицами.
- Лицензирование центров для подтверждения соответствия и защиты сведений, составляющих государственную тайну.
- Регулирование макроэкономики: экономических циклы, рост, уровень безработицы, уровень цен, денежное обращение, торговый баланс страны и др.
- Лоббирование антикоррупционной политики.
- Контроля за экспортными и импортными операциями.
- Проведение конкурсов на поставку товаров и услуг для госнужд.
- Разработка решений по стабильному развитию РФ и ее внешнеэкономическим взаимодействиям.
- Проведение анализа положения страны на основе методов регулирования экономическо-социальной области.
- Подготовка обоснования госнужд, связанных с обороноспособностью и госбезопасностью страны.
- Формирование инвестиционной политики РФ.
- Создание комплекса мер по оптимизации присутствия государства в экономической деятельности.
- Участие в реализации мероприятий по формированию безопасности страны, исключению экономических угроз извне, защита интересов РФ, участников ВЭД, производителей и покупателей товаров и услуг.
- Проведение политики в области внутристрановой торговли, области услуг и местного рынка.
- Создание благоприятных условий для вывода местных товаров на мировой рынок и вливание страны в межстрановую торговлю.
- Создание благоприятной атмосферы по привлечению зарубежных инвестиций.
- Разработка мер по регулированию валютно-кредитных отношений с другими странами.
- Формирование союзной политики и отношений, зоны «Free sale», одного торгового пространства в странах СНГ, Таможенного союза,
- Контроль за поступлением на счета иностранной валюты по внешнеторговым операциям.
- Защита населения в чрезвычайных ситуациях в рамках своей компетенции.
- Составление прогнозов развития отраслей экономики на кратко-, средне-, долгосрочную перспективу.
- Подготовка отчетов и докладов об экономическом состоянии страны, ее субъектов и в отношении иных государств.
- Разработка мер по устранению диспропорций экономики.
- Поиск путей оптимального развития приоритетных отраслей и преобразования институтов экономики.
- Создание проектов законодательных актов или норм и внесение их на рассмотрение в Правительство РФ.
- Разработка сводного баланса по стране и субъектам, а также бюджета их развития и др.
Таким образом, роль Министра экономики и Минэкономразвития в деятельности страны велика. При грамотном подходе она способна повлиять на благосостояние и финансовую стабильность государства как внутри страны, так и на международном уровне.