Какие объекты технического регулирования подлежат сертификации. О техническом регулировании

Сертификация – это процедура, позволяющая подтвердить, соответствует ли объект технического регулирования существующим нормативам РФ, установленным в законодательном порядке. Основополагающие понятия и порядок сертификации установлены в ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Целью данного закона является регулирование безопасности товаров и других объектов на государственном уровне.

Объектами технического регулирования в соответствии с законом являются:

  • продукция и товары;
  • строения, здания и сооружения;
  • изыскания и процессы проектирования;
  • любые процессы жизнедеятельности объектов (строительство, производство, монтаж, хранение, наладка, эксплуатация, реализация, перевозка или утилизация).

Существуют две группы объектов технического регулирования, относящихся к разным категориям:

  • объекты, которые необходимо сертифицировать на основе общеобязательных государственных требований;
  • объекты, исполнение требований к которым происходит на добровольной основе. Требования, которые реализуются в добровольном порядке, устанавливаются стандартами.

Требования, которые являются обязательными для исполнения, а объекты, перечисленные в них, подлежат сертификации, могут быть в следующих ситуациях:

  • установлены российскими Техническими регламентами (ТР), вступившими в действие;
  • в рамках сертификации продукции и товаров в государственной системе ГОСТ Р (применительно к обязательной сертификации);
  • в рамках сертификации продукции в других обязательных российских системах сертификации;
  • в рамках сертификации продукции в системе сертификации Таможенного Союза (ТС).

Объекты подлежащие сертификации на соответствие ТР

Вышеуказанный закон ввел обязательность Технических регламентов, а государственным стандартам отвел роль рекомендованных к исполнению. До конца 2010 года в действие введено около 20 ТР на территории РФ.

Когда заявителю необходимо самостоятельно определить необходимость сертификации его продукции, товара или другого объекта, в первую очередь необходимо просмотреть список действующих на текущий момент ТР. ТР разработаны на объекты, касающиеся следующих групп:

  • масложировую продукцию;
  • молоко и молочную продукцию;
  • табачную продукцию;
  • соковую продукцию из овощей и фруктов;
  • продукцию для детей и подростков;
  • топливо (бензиновое, дизельное и другие);
  • колесный транспорт;
  • выбросы транспортных средств;
  • машин и оборудования (но не для всего парка);
  • пожарная безопасность объектов и средства пожаротушения;
  • крови и кровезамещающих растворов;
  • лифтов;
  • пиротехнических составов;
  • низковольтного оборудования;
  • зданий и сооружений;
  • оборудования для работы во взрывоопасных средах;
  • газоиспользующее оборудование.

Если объект, который рассматривает потенциальный заявитель на сертификацию, относится к одной из вышеперечисленных групп, то следует изучить необходимый ТР. В каждом ТР приведен список объектов технического регулирования, которые подлежат сертификации на соответствие данному ТР. Следует обратить внимание, что таких списков, как правило два: подлежат сертификации с получением сертификата соответствия и подлежат декларированию. Эти оба списка являются обязательными для исполнения.

Если объекты требуют получения сертификата соответствия или регистрации декларации соответствия, то необходимо обратиться в орган сертификации, имеющий в качестве области сертификации право на оценку соответствия нужному техническому регламенту.

Товары подлежащие сертификации в системе ГОСТ Р

1 декабря 209 года постановлением российского правительства № 982 утверждены два перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации:

  • с получением сертификата соответствия;
  • с получением декларации соответствия.

Для получения сертификата и регистрации декларации необходимо обратиться в орган сертификации, имеющий право проводить оценку соответствия заявленной продукции российским ГОСТам. Для этого орган сертификации должен пройти аккредитацию в Ростехрегулировании (Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии) и получить официальный аттестат, подтверждающий статус органа сертификации в системе ГОСТ Р по перечисленным в аттестате сферам оценки соответствия.

Товары, которые подлежат сертификации, могут пройти процедуру подтверждения соответствия по одной из схем сертификации, установленных законодательно. Также существуют списки необходимых документов, которые подаются в орган сертификации и также зависят от схемы, по которой будет проходить сертификация или декларирование.

Чаще всего для проведения оценки соответствия на сертификат или подтверждения соответствия путем декларирования, необходимо проведение сертификационных испытаний. Для этого заявитель предоставляет образцы продукции, отобранные по установленным правилам, в лабораторию, также имеющую аккредитацию в системе ГОСТР в требуемой области сертификации.

До 14 декабря 2010 года при пересечении границы РФ товарами, которые не подлежат сертификации на соответствие российским нормативам, необходимо было предоставлять таможенным органам Отказное письмо, подтверждающее данный факт. Отказные письма выдавались в разное время различными организациями – участниками сертификации.

Объекты сертификации в других обязательных российских системах

Сертификат пожарной безопасности . Одной из самых известных обязательных систем сертификации РФ (кроме системы ГОСТ Р) является сертификация Министерства Чрезвычайных Ситуаций или пожарная сертификация. Она проводится на соответствие ТР «О пожарной безопасности». В данном документе можно найти перечень объектов, которые подлежат сертификации в обязательном порядке.

Сертификат Евро 3, Евро 4, Евро 5 . В рамках экологической системы подлежат сертификации все транспортные средства, пересекающие границу РФ или сходящие с конвейера на территории России. На основе ТР «О требованиях к выбросам…» необходима оценка экологического класса двигателя автотранспорта и выполнение требований, предъявляемых к конкретной группе средств в настоящее время. Легковые автомобили класса ниже евро 4 не могут пересекать российскую границу. Легче всего получить сертификат Евро непосредственно на границе, но можно и в органе сертификации.

Озоновое заключение. Правительством РФ было принято Постановление № 563 от 8 мая 1996 г. о необходимости получения разрешения для пересечения границы или выпуска в обращение на территории РФ устройств, которые могут иметь озоноразрушающие вещества. Подлежат сертификации устройства, типа, кондиционеров, холодильников, аэрозольных продуктов, огнетушителей и других. Получить озоновое заключение можно в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор или иначе ФСЭТАН).

Разрешение Ростехнадзора . Подлежат сертификации технические устройства (конкретные их виды и типы), которые предполагается использовать на опасных производственных объектах. Документ, можно получить в организации, которая имеет соответствующую аккредитацию и лицензию Ростехнадзора. Данное экспертное заключение оформляется на основании ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правилами проведения данной экспертизы и нормативными документами Ростехнадзора.

Объекты, подлежащие сертификации по законам ТС

С 1 июля 2010 года Россия, Казахстан и Белоруссия сделали фактический шаг на пути создания Единого Экономического Пространства: введено в действие законодательство Таможенного Союза. 28 мая 2010 года решением Комиссии ТС установлен перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации на территории ТС. Он также состоит из двух частей:

  • подлежат сертификации с оформлением сертификата соответствия;
  • подлежат декларированию.

Этим же решением была установлена Единая (для стран ТС) форма сертификата соответствия (форма декларирования – произвольная, как это принято в большинстве систем сертификации).

Поскольку на тот момент не были сформированы структуры, имеющие аккредитацию на сертификацию Единым требованиям ТС, то на территории РФ продолжают действовать (и выдаваться) на продукцию, включенную в список обязательной для сертификации в рамках ТС, сертификаты соответствия ГОСТ Р. Но действуют они только на территории РФ.

Реально работает документ ТС – Единый перечень продукции ТС, которая подлежит санитарно-эпидемиологическому контролю на таможне. Если товары подлежат сертификации в рамках Единых санитарных требований ТС, то на них необходимо получить Свидетельство государственной регистрации ТС (для продукции, входящий во 2 раздел документа) или Экспертное заключение (для продукции, входящий в 1 раздел документа). И тот и другой разрешительные документы можно получить в РосПотребНадзоре.

Чтобы достоверно узнать какая продукция или товары подлежат сертификации можно найти сайт, где по наименованию Вам подскажут группу ОКП и группу или код ТН ВЭД ТС, а также высветится подсказка, является ли данная продукция объектом, регулируемым системой сертификации ГОСТ Р и подвергается ли он санитарно-эпидемиологическому надзору на таможне при пересечении границы.

Но не следует забывать, что Ваш объект может одновременно являться и объектом технического регулирования одного из вступивших в силу Технических регламентов. Достоверно определить, какие разрешительные документы необходимы, и в какой системе подлежат сертификации Ваши товары, продукция или другой объект может лишь специалист по сертификации.

1.6. Базовые категории в сфере технического регулирования: безопасность

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство обязано защищать граждан и общество, имущество физических и юридических лиц, животных и растения, окружающую среду от продукции, которая может быть опасной. Однако, вместе с тем, оно должно обеспечить свободное перемещение продукции по территории страны. Учитывая, что Россия стремится вступить в ВТО, ей необходимо гармонизировать свое законодательство в области производства и продвижения товаров с основополагающими документами ВТО.

В связи с этим государство должно обеспечить баланс между безопасностью продукции и свободой его производства и продвижения к потребителям. Данный баланс в ВТО подразумевает, что страны будут подготавливать, принимать или утверждать такие технические регламенты, чтобы они не были ограничительными для торговли в большей степени, чем это необходимо для выполнения законной цели.

Продукция может быть безопасная, потенциально опасная и опасная. От потенциально опасной продукции необходима защита, опасная продукция не должна попадать в обращение. Однако защищенная продукция не может гарантировать, что она при потреблении не станет действительно опасной, поэтому уровень потенциальной опасности для такой продукции всегда величина положительная. Исходя из уровня развития научно-технического прогресса, устанавливается приемлемый уровень безопасности продукции, который можно разделить на три стадии – допустимый для практически безопасной незащищенной продукции, недопустимый, но приемлемый для защищаемой потенциально опасной продукции и неприемлемый уровень. То, что уровень хотя и приемлем, но содержит в себе потенциальную опасность, должно стимулировать производителей на устранение причин возникновения потенциальной опасности и усиление уровня защиты.

Свойство опасности продукции возникает по определенным причинам, поэтому для устранения причин опасности необходимо учитывать факторы, влияющие на безопасность продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Кроме того, необходимо учитывать вид продукции, т. к. от этого зависит, на какой стадии жизненного цикла продукции возникают эти факторы. Например, опасность для пищевых продуктов может возникнуть на стадии их хранения или приготовления, а для промышленных изделий – на стадии проектирования.

При этом под обязательные требования попадают только продукция и связанные с ней процессы, а на услуги и работы распространяются только добровольные требования. Однако можно указать на услуги и работы, процессы оказания и выполнения которых могут нести опасность услугополучателям (материалы по контролю безопасности услуг).

Изготовитель продукции должен предусмотреть риски, связанные с использованием продукции, не только по назначению, но и не по назначению. При этом принимается во внимание такой факт, как учитывал ли изготовитель при проектировании данные требования безопасности.

Кроме того, современная продукция во многих случаях является наукоемкой, в которой имеются информационные продукты (программы, базы данных и т. д.), от безопасности которых зависит безопасность материально-вещественной продукции. Поэтому в список видов безопасности следует добавить информационную безопасность, влияющую на безопасность продукта.

Безопасность продуктов должна удовлетворять требованиям норм, в которых определены свойства отчуждаемой продукции; требованиям процедур, в которых определены состояния процессов взаимодействия; и требованиям условий, в которых определены ситуации среды потребления, при которых отсутствует неприемлемый риск, связанный с причинением вреда жизни и/или здоровью гражданам, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и/или здоровью животных или растений. Аналогичные требования должны быть предъявлены и к защите продуктов.

1.7. Объекты технического регулирования

В целом, под объектом правоотношений (т. е. отношений, урегулированных нормами права) понимается то, на что направлено правоотношение или по поводу чего оно возникает. При этом в качестве объекта рассматриваются любые явления (предметы, действия, процессы), порождающие у субъектов соответствующие права и обязанности.

В соответствии с Федеральном законом «О техническом регулировании», объектами технического регулирования являются продукция, а также связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Однако терминология Федерального закона в данном отношении недостаточно проработана. В ряде статей указывается, что помимо указанных объектов могут быть и иные объекты технического регулирования. В частности, в определении понятий «подтверждение соответствия» (абз. 16 ст. 2), «форма подтверждения соответствия» (абз. 26 ст. 2), ст. 5 и др.

Следует отметить, что данный перечень объектов был сформирован в результате пересмотра Федерального закона в мае 2007 г. Прежде к объектам технического регулирования, кроме продукции, относились все процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Данное уточнение объектов преследовало несколько целей. Во-первых, необходимость ускорения разработки технических регламентов за счет разгрузки объектов технического регулирования. Во-вторых, в целях устранения пересечений с нормами других отраслей права, в частности, нормами охраны труда, экологическими и др. В-третьих, приведение в соответствие с международными требованиями, в частности, с Соглашением по ТВТ.

1.8. Соотношение правовых и технических норм

Изначально основным критерием отличия технических норм от юридических являлось разграничение по предмету регулирования. Считалось, что технические нормы регулируют отношения между человеком и предметами (явлениями) внешнего мира, а юридические нормы регулируют общественные отношения, при которых одному социальному субъекту противостоит один или несколько других социальных субъектов . Разделяя такую точку зрения, многие правоведы отмечали, что технические нормы не являются социальными , а, следовательно, не могут быть правовыми.

Однако в результате формирования отрасли технического регулирования и установления на уровне нормативных правовых актов предписаний, имеющих технический характер, изучение природы норм, выраженных такими предписаниями, получило новое развитие. И если прежде считалось, что технические нормы не могут быть правовыми, то теперь преобладающей стала точка зрения, согласно которой существование юридических норм с техническим содержанием возможно.

Следует согласиться с тем, что техническое правило, облеченное в правовую форму, не теряя своего технического характера, приобретает качественные признаки правовой нормы. В юриспруденции такие нормы получили название «технико-юридические» (А.Ф. Черданцев), иногда их называют «юридико-технические» (А.Б. Венгеров) или «технико-правовые» (Н.И. Матузов). А.В. Пчелкин отмечает, что технико-юридические нормы появляются тогда, когда техническая деятельность и ее результаты перестают быть исключительно интересом частных лиц . К технико-юридическим нормам относятся в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сферах (например, правила противопожарной безопасности, строительных работ, ГОСТов, стандартов, правила железнодорожного движения и иных видов транспорта и т. п.). Остальные технические нормы, действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и их нарушение не влечет юридической ответственности (например, требования по эксплуатации телевизоров, магнитофонов, пылесосов и т. п.) .

В системе правового регулирования технико-юридическим нормам отводится подчиненная роль. Это обусловлено тем, что они не могут служить общим основанием возникновения правоотношений, не обладают охранительной функцией, а также не указывают субъектов, обязанных их исполнять. Обязательность технико-юридических норм обеспечивается санкциями бланкетных правовых норм.

Технико-юридические нормы устанавливают требования относительно поведения людей по отношению к предметам внешнего мира (в большинстве случаев это требования к должному материальному результату поведения людей) . Таким нормам присущи все признаки норм правовых:

– они исходят от государства;

– в них выражается государственная воля;

– их соблюдение обеспечивается возможностью государственного принуждения;

– они объективируются в специальных нормативных актах, издаваемых компетентными государственными или общественными (с санкции государства) органами, т. е. имеют и свою внешнюю форму выражения;

– они регулируют общественные отношения .

Однако технико-юридические нормы обладают и собственной спецификой. Так, содержание диспозиции технико-юридической нормы выражается в нормативном правовом акте с помощью технического предписания. В отличие от иных правовых предписаний, выраженных предложением, для подписания технических предписаний могут использоваться математические знаки, формулы, таблицы, графические изображения . В качестве признака технических норм приводится и то, что они являются продуктом сознательно-волевой деятельности людей, в отличие от объективных законов природы, на основе которых они складываются.

1.9. Методы оценки в техническом регулировании

Несмотря на наличие большого числа норм федерального закона, применяющих понятие «риск», можно выделить две основные задачи технического регулирования, существенно опирающиеся на это понятие: задание требований безопасности и установление форм и схем обязательного подтверждения соответствия. Отметим, что эти задачи, как правило, связаны с необходимостью оперирования некоторыми обобщенными выводами относительно безопасности (риска), которые могут быть распространены на группы однородной продукции, поскольку требования технического регламента распространяются на группы продукции, а не на конкретный тип (вид, модель, марку).

В настоящее время предложено большое число методов расчета риска. Эти методы удобно разделить на две группы: количественные методы и качественные. Группа количественных методов, в свою очередь, подразделяется на две подгруппы:

– статистические, позволяющие получать усредненные по однородной группе продукции или популяции сведения о риске (безопасности) причинения вреда;

– расчетные (индивидуальные), позволяющие получать значения риска для конкретного вида продукции.

Качественные методы анализа риска позволяют получать усредненные обобщенные сведения о риске причинения вреда для групп продукции или значения риска для конкретного вида продукции.

Сравнение качественных и количественных методов оценки риска с точки зрения простоты анализа, наличия исходной информации для расчета времени и стоимости ее получения показало, что качественные методы анализа риска обладают определенными преимуществами перед количественными методами:

– более просты по сравнению с количественными;

– более дешевы, т. к. не требуют проведения специальных исследований и/ или испытаний;

– соответственно, временные затраты на получение качественных оценок меньше, чем при использовании количественных методов.

Основной вопрос сравнения методов – это их точность. Применение качественных методов предполагает простое деление шкалы риска, например, на четыре группы, тогда как использование количественных методов позволяет получить непрерывную шкалу, что удобнее для последующего анализа. Однако из-за того, что количественные методы требуют значительно большего объема исходной информации, часть из которой может быть недостоверна, как правило, предпочтение отдается качественным методам.

1. Количественные методы

1.1. Статистические методы

Эти методы удобны для анализа риска, т. к. представляют собой в основном усредненные данные. Это позволяет делать некоторые общие выводы относительно риска причинения вреда. Общность выводов относительно безопасности позволяет рекомендовать использовать эти методы для целей технического регулирования. Статистические данные формируются путем сбора и обработки единичных событий, которые произошли за некоторое фиксированное время в определенной группе продукции или популяции. В настоящее время информация о случаях причинения вреда собирается различными ведомствами, например, МВД России, МЧС России и др. Статистические данные обладают статистической неопределенностью, обусловленной объемом исходных данных, и методической неопределенностью, связанной с выбором способа обработки данных. Применение стандартных методов обработки данных позволяет снизить методическую неопределенность.

К статистическим методам условно можно отнести методы санитарно-гигиенических исследований. В рамках санитарно-гигиенических исследований анализируется влияние тех или иных вредных воздействий на организм отдельного человека или целых популяций. В отличие от статистических данных при проведении таких исследований оценивается эффект накопления вредных воздействий в зависимости от интенсивности и длительности влияния вредных факторов, или иначе, зависимость «доза-эффект» или «доза-ущерб». Построение зависимостей, определяющих вид взаимосвязи «доза-эффект», проводится на основе наблюдений за определенной группой людей по данным медицинской статистики или по результатам специально организованных исследований. Такой подход позволяет установить связь между уровнями заболеваемости или смертности, с одной стороны, и техническими характеристиками продукции, формирующей определенный вид опасности, – с другой.

В качестве характеристики эффекта вредного фактора в этих исследованиях обычно выбирается уровень заболеваемости за определенный период либо вероятность заболевания, которые могут быть интерпретированы как риск причинения вреда при использовании продукции, формирующей данный вредный фактор.

Зависимости «доза-эффект», построенные по большой исследуемой совокупности, обладают приемлемой неопределенностью, что позволяет рекомендовать этот подход для обобщенных выводов относительно безопасности.

1.2. Расчетные методы

Расчет риска осуществляется, как правило, на стадии проектирования с использованием методологии ВАБ (вероятностный анализ безопасности). Эти методы позволяют оценить риск применительно к конкретному изделию, а не к группе однотипных объектов. Распространение результатов индивидуального расчета риска объекта на группу однородных объектов (для обобщенных выводов) должно быть обусловлено рядом условий и ограничений, например, должно быть известно, что расчет риска ведется для типового представителя, который эксплуатируется в типовых условиях и т. п. Ограничения подобного рода во многом не позволяют распространить выводы относительно безопасности конкретной модели продукции на группу однородной продукции, что препятствует формированию обобщенных выводов относительно безопасности.

В настоящее время предложено большое число методов расчета риска, основанных на методологии ВАБ, каждый из которых обладает как определенными достоинствами, так и недостатками. Отметим только один общий недостаток: все методы расчета риска на стадии проектирования (конструирования) обладают высокой неопределенностью, поэтому их целесообразно применять для решения вполне определенных задач: выбор наилучшего (с точки зрения безопасности) варианта конструкции, учет человеческого фактора и т. п. Существенным ограничением ВАБ является его применимость только для продукции, которая в процессе применения расходует свой ресурс. Другими словами, ВАБ нельзя применить для пищевой, парфюмерно-косметической продукции, лекарственных средств и т. п. Таким образом, для решения вышеперечисленных задач технического регулирования методы ВАБ малопригодны.

2. Качественные методы

2.1. Анализ видов, последствий и критичности отказов (АВПКО)

Одним из наиболее простых и эффективных качественных методов оценки риска причинения вреда применительно к продукции машиностроения и приборостроения является метод анализа видов, последствий и критичности отказов, или (в англоязычной транскрипции) FMECA. В рамках FMECA вычисляется критичность отказов продукции, т. е. последствия отказов продукции с учетом их частоты, которые принимаются в качестве оценки риска причинения вреда.

Основная идея расчета критичности отказа (дефекта) состоит в учете трех факторов: частоты (вероятности) отказа, возможности обнаружения дефекта до начала эксплуатации и последствий отказа. Эти три фактора в совокупности и формируют значение критичности отказа. Чем выше величина частоты (вероятности) отказа и/или последствия отказа, и/или ниже возможность обнаружения дефекта до начала применения объекта по назначению, тем выше значение критичности, т. е. выше риск.

В отдельных случаях целесообразно использовать более простой АВПКО в табличной форме, при котором учитываются следующие факторы отказов:

– частота (вероятность);

– последствия.

Например, по частоте наступления отказы можно разделить на пять категорий: очень редкий (ОР); редкий (Р); возможный (В); частый (Ч); очень частый (ОЧ); по последствиям – на четыре: незначительный (Н); существенный (С); значительный (З); критический (К).

Сочетание частоты отказов и их последствий дает возможность, исходя из классического определения риска, оценить первоначальный риск в качественной форме:

– очень частый, частый или возможный отказы, вызывающие существенные, значительные или критические последствия, обусловливают очень высокий (ОВ) риск;

– очень частый, частый, возможный или редкий отказы, вызывающие незначительные, существенные, значительные или критические последствия, обусловливают высокий (В) риск;

– частый, возможный, редкий или очень редкий отказы, вызывающие незначительные, существенные, значительные или критические последствия, обусловливают средний (С) риск;

– возможный, редкий или очень редкий отказы, вызывающие незначительные, существенные или значительные последствия, обусловливают низкий (Н) риск;

– редкий или очень редкий отказы, вызывающие незначительные или существенные последствия, обусловливают очень низкий (ОН) риск.

Приведенные правила принятия решения для вычисления риска на основе АВПКО представлены в табл. 3.

Таблица 3

Правила принятия решения для расчета риска


В процесс оценки риска может вовлекаться такой фактор, как степень уязвимости отдельных категорий потребителей. Этот фактор значительно влияет на окончательные оценки риска.

Таким образом, применение АВПКО дает возможность определить, в какую из групп риска может быть отнесена рассматриваемая продукция. При этом вывод о степени риска может быть сделан применительно к типу объекта.

2.2. Классификационный метод

На практике для оценки риска в качественной форме можно использовать инженерные методы, основанные на классификации факторов (критериев), влияющих на частоту и тяжесть причинения вреда.

При классификации обычно применяют следующие критерии:

– наличие источников опасности;

– степень контакта непосредственно с источником опасности;

– длительность и интенсивность воздействия опасных факторов;

– наличие физических барьеров безопасности;

– возможная степень тяжести последствий и др.

Такой подход реализован в ГОСТ Р 51609-2000 применительно к медицинским изделиям, что позволяет с помощью правила классификации разделить все указанные изделия на четыре зоны риска причинения вреда.

Классификационный метод можно использовать для оценки риска причинения вреда пищевой продукцией.

Алгоритм оценки рисков базируется на классификации, учитывающей следующие основные факторы риска:

– виды опасностей;

– наличие пищевых добавок;

– наличие ГМИ;

– использование в технологическом процессе биологических агентов;

– влияние различных добавок (агрохимикатов, антибиотиков и т. п.), применяемых в процессе производства сырья, на безопасность конечного продукта;

– влияние условий хранения, транспортирования, качественных показателей на безопасность конечного продукта;

– наличие «критических точек» в технологическом процессе, приводящих к скрытым дефектам продукции.

В результате применения этого подхода каждый вид продукции может быть отнесен к одному из следующих классов:

класс 1 – с низкой степенью риска;

класс 2 – со средней степенью риска;

класс 3 – с повышенной степенью риска;

класс 4 – с высокой степенью риска.

Пчелкин А.В. Технико-юридические нормы в современной России (Проблемы теории и практики): Дисс. канд. юр. наук. Н. Новгород, 2004. С. 3.

См., например: Лебедев М.П. Государственные решения в системе управления социалистическим обществом. М., 1974. С. 476–477; Нейбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов, 1959. С. 41; Шебанов А.Ф. Нормы советского социалистического права. М., 1956. С. 7.

Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм и их роль в формировании общественных отношений //Советское государство и право. 1964. № 7. С. 137.

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами; национальные стандарты – правила для добровольного использования; процедуры подтверждения соответствия; аккредитация; государственный контроль и надзор. Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национальнотехнических разработок и использование результатов научнотехнической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства.

Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 года № 184ФЗ «О техническом регулировании» вступил в действие с 1 июля 2003 года. Закон был подготовлен Госстандартом РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ. Основные положения Закона базируются на положениях Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, а также на Директиве ЕС «О процедуре представления информации в области технических регламентов и стандартов» и в полной мере отвечает современным мировым тенденциям, направленным на либерализацию торговых отношений.

Принятие нового Закона было вызвано необходимостью перехода от старого техникоэкономического уклада хозяйственной системы России к новому системному подходу управления российской экономики и технического регулирования, а также необходимостью выполнить в полном объеме требования соглашений по техническим барьерам в торговле в ВТО и снятия этих барьеров .

После вступления в силу Закона №184 утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации» и все правовые основы этих законов оказались сосредоточенными в новом Законе.

Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

В Законе №184 определено понятие технического регулирования: это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (всего ее жизненного цикла), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции (всего ее жизненного цикла), выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Главная цель технического регулирования – принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В Законе №184 понятие технический регламент определяется следующим образом: «документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер. Главная цель разработки технических регламентов – безопасность.

При разработке технических регламентов в качестве базовой основы берётся европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального 2-х уровневого подхода (двухуровневая модель).

Первый уровень – это технические регламенты, в которых сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукции. Второй уровень – стандарты, содержащие требования добровольного применения. По модели, принятой в Европе и называемой принципами Нового подхода, в технических регламентах формулируются только существенные требования к продукции, то есть такие, которые определяют минимально необходимый уровень безопасности. Конкретные же показатели, которых обязан достигнуть производитель, чтобы выполнить требования, заложенные в технических регламентах, включаются в добровольные стандарты. Сфера стандартизации – это добровольная сфера, это получение продуктов наилучшего качества наилучшими способами производства, для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене. Поскольку стандарты добровольны для применения, то производитель сам будет выбирать, хочет он их использовать или не хочет, нужны они ему или не нужны. Согласно статье 11 Закона №184 «Цель стандартизации» стандарты должны способствовать соблюдению техрегламентов.

Такой подход дает возможность более эффективно разрабатывать технические регламенты, опираясь на существующие стандарты. Согласно руководству ИСО/МЭК 2:2004 технический регламент – это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов. При разработке технических регламентов должны по возможности использоваться ссылки на национальные стандарты. Это будет способствовать не только устранению барьеров в торговле, но главное, упростит и ускорит законодательную деятельность.

Двухуровневая модель является достаточно гибкой, так как конкретные технические требования на продукцию меняются достаточно часто, что во многом способствует повышению ее характеристик. Менять конкретные технические требования в законах или правительственных постановлениях очень трудоемкий процесс. Это рациональнее делать в стандартах, и здесь становится очевидным преимущество двухуровневой модели. В сегодняшнем виде закон «О техническом регулировании» позволяет реализовать эту двухуровневую модель.

Третья область технического регулирования это – оценка или подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст.2 ФЗ «О техническом регулировании») .Процедура подтверждения соответствия может иметь как добровольный, так и обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится по требованиям технических регламентов (ТР) в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (третья сторона). Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Распоряжением Правительства РФ в 2006 году принята Программа разработки первоочередных технических регламентов. Изменения Программы технических регламентов утверждены распоряжением Правительства РФ 28 декабря 2007 г.

В новую Программу вошел 41 проект технических регламентов. С учетом опыта реализации предыдущих редакций Программы, новая редакция рассчитана на исполнение в 2008 году и в первом квартале 2009 года. Из числа включенных в Программу проектов технических регламентов, 26 будут приниматься в форме Постановления Правительства, 15 – в форме Федерального закона.

Так, из первоочередных ТР Программы, предусмотренные Федеральным законом, являются: ТР «О безопасности химической продукции», «О безопасности пищевых продуктов» ТР «О безопасности питьевой воды».

В настоящее время в Правительство РФ внесена концепция развития национальной системы стандартизации, разработанная Федеральным агенством по техническому регулированию и метрологии и согласованная с 27 министерствами (ведомствами).

В июле 2008 г. был принят новый ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

России предстоит пройти большой и трудный путь формирования собственный системы технического регулирования. Намеченное разделение сфер обязательных и добровольных требований призвано, с одной стороны, учесть возросшую значимость проблем безопасности, с другой стороны – противостоять государственной зарегулированности рынка и повысить действенность рыночного регулирования хозяйственных отношений.

К.т.н. Л.В.Полякова

июнь 2009

Под техническим барьером понимаются различия в требованиях международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

Закон «О техническом регулировании» 2002 г. Этот закон регулирует отношения, возникающие при предъявлении обязательных требований к продукции. Не распространяется на: нормы: - санитарно-гигиенические, - в области охраны труда, - в области бух.учета и эмиссии ценных бумаг и др.

Техническое регулирование правовое регулирование отношений при установлении, применении и исполненииобязательных требований к объектам технического регулирования, добровольных требованийк объектам технического регулирования, выполнению работ или оказанию услуг и правовому регулированию отношений при оценке соответствия.

Документ, осуществляющий это регулирование – технический регламент, документ, имеющий силу закона РФ, который и устанавливает обязательные для применения требования к объектам технич. регулирования.

Объекты технического регулирования:

Продукция, в т.ч. здания, строения и сооружения;

Процессы проектирования (в т.ч. изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Техническое регулирование направлено на отношения, возникающие:

1) при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к объектам технического регулирования;

2) разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к объектам технического регулирования, выполнению работ или оказанию услуг;

3) оценке соответствия.

Цели закона о техническом регулировании:

Создание юридической базы для изменения практики технического регулирования;

Ограничение ведомственного нормотворчества в сфере технических требований к продукции.

Принципы технического регулирования основаны:

1) на единстве правил:

Установления требований к объектам технического регулирования, выполнению работ или оказанию услуг;

Методов исследований (испытаний) и измерений при проведении обязательной оценки соответствия;

Применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок.

2) на актуальности технических требований

Соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития.

3) на автономности государственных органов по контролю, аккредитации и сертификации, что означает:

Недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

Недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

Недопустимость одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

4) на недопустимости ограничения конкуренции

5. Технический регламент. Стандарт. Определение, цели и принципы

Технический регламент документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Цели принятия технических регламентов следующие :

Защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

Охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

Предупреждение действий, которые вводят в заблуждение приобретателей;

Обеспечение энергетической эффективности.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования.

Технический регламент содержит:

Перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации;

Правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска;

Требования к характеристикам объектов технического регулирования;

Требования энергетической эффективности.

Технический регламент не содержит требования к конструкции и исполнению.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объекта технического регулирования.

В качестве основы для разработки проектов технических регламентов должны использоваться полностью или частично международные стандарты, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие особенностей (климатических, географических).

Схема принятия технического регламента (ТР) такова:

1) разработка проекта ТР любым лицом;

2) публичное обсуждение проекта ТР;

3) экспертиза проекта ТР экспертной комиссией;

4) Законодательное утверждение проекта ТР.

Стандарт документ, устанавливающий правила осуществления и характеристики объектов технического регулирования, выполнения работ и оказания услуг в целях добровольного многократного использования.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, а также на повышение конкурентоспособности.

Цели стандартизации следующие:

Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, объектов, также повышение уровня экологической безопасности;

Обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, рационального использования ресурсов;

Содействие соблюдению требований технических регламентов;

Обеспечение научно-технического прогресса.

Принципы стандартизации основаны:

На добровольности применения стандартов;

На учете законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов;

На применении международного стандарта как основы разработки национального стандарта;

На недопустимости установления стандартов, противоречащих техническим регламентам;

На обеспечении условий для единообразного применения стандартов.

Документы в области стандартизации, используемым на территории РФ, следующие :

Национальные стандарты (ГОСТ РФ);

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

Стандарты организаций;

Своды правил;

Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Национальные стандарты (НС) принимаются по следующей схеме:

1) разработка проекта НС любым лицом;

2) публичное обсуждение проекта НС заинтересованными лицами;

3) экспертиза проекта НС техническими комитетами;

4) утверждение проекта НС Национальным органом по стандартизации.

Порядок утверждения стандартов аналогичен порядку утверждения технических регламентов – прохождение тех же этапов (без чтения в Государственной думе).



Просмотров