Понятие и структура технологической безопасности. Общие требования безопасности к технологическим процессам

1.Потенциально опасные технологические процессы. Требования безопасности к технологическим процессам.

Большинство нефтехимических процессов, несмотря на их многообразие, в определенных ситуациях и условиях, возникающих вследствие нарушений требований регламента, могут выходить в аварийные режимы. Особенно часто такие отклонения происходят при пуске или остановке производства, при переходе на ручное управление техпроцесса в случае выхода из строя автоматических средств регулирования и управления. Последствия аварийных нарушений, приводящих к аварийным режимам, могут иметь различную степень тяжести, а сами процессы называются в таких случаях потенциально опасными Потенциально опасные процессы в нефтехимии и нефтепереработке можно разделить на четыре группы: переработка и получение токсичных веществ; переработка и получение взрывоопасных веществ и смесей; процессы, протекающие с большой скоростью; смешанные процессы. Как правило, большинство процессов в нефтехимии и нефтепереработке – это смешанные процессы, т.е. такие, которые можно отнести одновременно к двум или трем указанным группам. В них присутствуют все или часть видов опасности: отравление, взрыв, механическое разрушение оборудования и аппаратуры, выброс продуктов, технологический брак. Технологические процессы протекают при нагреве продуктов до высоких температур (800-900 0 С) или значительном охлаждении (до - 50 0 С). Технология характеризуется также большим диапазоном давлений до 150-200 мН/м 2 (1500-2000 кгс/см 2). В большинстве производств применяются токсичные вещества, горючие жидкости и газы. Классификация потенциально опасных процессов нефтехимической технологии приведена на рисунке.

Устранение непосредственного контакта работающих с вредными веществами. В нефтехимии и нефтепереработке большинствотехнологических процессов исключает непосредственный контакт работающих с перерабатываемыми материалами. Обеспечение этого требования безопасности достигается ведением технологических процессов в герметически закрытой аппаратуры, отделением работающих от вредных веществ, капсуляцией оборудования, выделяющего в воздух рабочей зоны вредные вещества. Устранение непосредственного контакта работающих с вредными веществами при ведении технологических процессов достигается также при дистанционным управлении процессами, применении средств механизации на стадиях загрузки, выгрузки и транспортировании исходных материалов, промежуточных продуктов и готовой продукции.

Замена опасных и вредных технологических операций на менее опасные. .Безопасность операций транспортирования вредных и пожароопасных веществ можно повысить переводя твердые вещества в растворы, суспензии, расплавы для передачи их с одной технологической операции на другую по трубопроводам. Безопасность производственных процессов существенно повышается при изменении технологических приемов работы; при замене сухого размола твердых веществ мокрыми; при транспортировании сыпучих продуктов пневмотранспортом; при изменении агрегатного состояния перерабатываемых продуктов (вместо сухих токсичных веществ использовать их растворы или в виде пасты).



Замена вредных и пожароопасных веществ на менее вредные и опасные. Для снижения пожаровзрывоопасности веществ, обращающихся в производстве, вводятся различные инертные добавки и флегматизирующие вещества. Герметизация оборудования. Особое значение она имеет при переработке токсичных, пожаро- и взрывоопасных сред, т.к. их утечка в окружающую среду может привести к профессиональным отравлениям, пожарам и взрывам. Наиболее частыми причинами нарушения герметичности являются неплотности в соединениях деталей оборудования. Устранение или уменьшение степени неплотности достигается применением уплотнителей. Выбор тех или иных видов уплотнений определяется требуемой степенью герметизации и условиями эксплуатации оборудования, в том числе давлением среды, температурным режимом, скоростями движения и др.

Механизация, автоматизация и дистанционное управление технологическими процессами. .Механизация технологических процессов позволяет заменить операции, выполняемые вручную, машинами и механизмами, тем самым, уменьшая опасности, связанные с ними. Автоматизация производственных процессов, являясь одним из самых прогрессивных направлений новой техники, имеет не только большое экологическое и социальное значение, но и играет существенную роль в обеспечении безопасности технологических процессов. В автоматизированном производстве значительно уменьшается количество выделяющихся в воздух производственного помещения вредных и пожароопасных паров, газов и пылей. Дистанционное управление не только облегчает труд человека, но и выводит его из опасной зоны, если эта зона не может быть изолирована. В нефтехимии и нефтепереработке наиболее широко применяются пять систем дистанционного управления механическое, пневматическое, гидравлическое, электрическое и комбинированно



2. Технологический регламент – основа безопасности технологического процесса. Планы ликвидации аварий. Инженерно-технические средства безопасности.

Технологический регламент – основной технический документ, определяющий режим и порядок проведения операций технологического процесса. Технологические регламенты утверждают руководители предприятия или вышестоящей организации. Руководитель предприятия обязан обеспечить точное соблюдение утвержденного технологического регламента с максимальным использованием современных средств технического контроля и автоматического регулирования процесса. В технологическом регламенте дается подробное описание всех стадий производства, его аппаратурно-механического оформления, приводятся: технологическая карта, нормы технологического режима, технологические инструкции по нормальному пуску, нормальной и аварийной остановке объекта, а также правила безопасного ведения технологического процесса и обслуживания аппаратов. Даются технические параметры нормального технологического процесса, такие как концентрация отдельных веществ, их температура, давление, скорости потоков и другие параметры, а также, что особенно важно, допустимые от них отклонения. Если же рабочие параметры процесса выйдут за пределы допустимых отклонений, то процесс может быть неуправляемым и понадобиться некоторое время, чтобы привести его в нормальное состояние, при этом потеря стабильности процесса может вызвать аварийные ситуации.

Основная цель ПЛВА: определение сценариев возникновения и развития аварийной ситуации;
планирование мероприятий и действий части персонала и сотрудников аварийно спасательных служб по локализации последствий аварий, путей эвакуации женщин и пожилых людей; определение уровня морально-психологической подготовки производственного персонала и наличия необходимого оборудования для локализации и ликвидации аварийных ситуаций; определение мероприятий и наличия оборудования, необходимых для повышения уровня противопожарной и противоаварийной защиты, а также для уменьшения масштаба последствий.

Согласно нормам план ликвидации должен пересматриваться каждые 5 лет с учетом появления новых технологий, а также он пересматривается в послеаварийных случаях и в связи с введением в эксплуатацию нового оборудования, новых производственных помещений, смены специализации производства.И опыт, и специалисты-аналитики есть в нашем ТОО «Safety & Consulting Service», которое предлагает свои услуги по разработке документа, в основе которого лежат: анализ сценариев возникновения и развития аварий, а также прогноз вероятности их возникновения; анализ готовности персонала и предприятия к активным мерам по локализации и ликвидации; анализ мер принятых для предупреждения аварийных ситуаций. Инженерно-технические средства безопасности:- средства инженерно-технической укрепленности,-системы охранной сигнализации, -системы пожарной сигнализации, -системы охранные телевизионные, - системы контроля доступом, -системы оповещения о тревоге, - системы оперативной свзи, - технические средства досмотра, - системы электропитания и охранного освещения.

Обеспечение безопасности технологических процессов

Одной из базовых и определяющих задач управления охраной труда на предприятии является задача управления безопасности технологических процессов.

Безопасность технологического процесса определяется многими составляющими:

Орудия труда - оборудование, оснастка, инструмент (безопасность работы которых во многом опре­деляет безопасность технологического процесса) характеризуется опасными и вредными факторами, возни­кающими в процессе работы;

Предмет труда - исходные и технологические материалы, детали, сборочные единицы, которые сами по себе или в процессе обработки в данном технологическом процессе могут представлять определœенную опасность;

Продукт труда - окончательный вид полуфабриката͵ детали сборочной единицы, изделия на выходе технологического процесса, которые в соответствии со своими характеристиками (к примеру, масса, темпера­тура, излучение, воспламеняемость и т.д.) могут представлять известную опасность;

Организация труда - организация рабочего места в соответствии с эргономическими требованиями, рациональная планировка участка, соответствующая организация режимов труда и отдыха и т.д.;

Условия труда - наличие на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов и их па­раметры (параметры воздуха рабочей зоны, освещения, шума, вибрации, электромагнитных излучений и т.п.), наличие и эффективность средств коллективной и индивидуальной зашиты;

Исполнитель - выполняющий данный технологический процесс субъект, который характеризуется соответствием индивидуальных психофизиологических особенностей содержанию и условиям труда (опре­деляется при профотборе), профессиональной подготовкой и обученностыо безопасным приемам труда;

Окружающая среда - коллектив с его морально-психологическим климатом, социально-бытовые ус­ловия на производстве и вне его игл.

На безопасность технологических процессов непосредственно воздействуют безопасность произ­водственного оборудования, обеспеченность средствами коллективной и индивидуальной защиты, органи­зация лечебно-профилактического обслуживания, эффективность обучения работающих охране труда, нор­мализация санитарно-гигиенических условий труда и т.д., которые сами являются объектами управления или реализации задач управления охраной труда на предприятии. Из всœех влияющих на безопасность техно­логического процесса факторов можно выделить такие, которые непосредственно связаны с физической сущностью, содержанием технологического процесса, с применяемым для его реализации оборудованием. Определœению этих факторов, степени их опасности и вредности, борьбе с их проявлением, определœению мер защиты от воздействия этих факторов на работающих должно постоянно уделяться внимание на всœех стади­ях разработки и эксплуатации технологического процесса.

На стадии ʼʼисследованиеʼʼ безопасность технологического процесса должна рассматриваться и обеспечиваться при проведении теоретических исследований, определœении физико-химических основ, вы­боре методов, исходных и технологических материалов, разработке лабораторного оборудования, исследо­вании технологических режимов и т.д.

На стадии ʼʼпроектированиеʼʼ безопасность технологических процессов должна обеспечиваться при разработке оборудования, обработке технологических режимов, разработке комплекта технологической документации и т.д.

На этих двух стадиях обеспечение безопасности можно осуществлять наиболее эффективно, так как здесь предоставляется полная возможность осуществлять борьбу с вредными и опасными факторами непосредственно в источнике их возникновения.

На стадии ʼʼопытной проверкиʼʼ (эксплуатации) безопасность технологических процессов обеспе­чивается в процессе проверки и корректировки технологических методов, приемов, режимов обработки, устранения недостатков конструкций оборудования, внесения изменений в технологическую документацию. На этой стадии должны окончательно определяться методы борьбы с проявлением опасных и вредных про­изводственных факторов как в самом технологическом процессе, так и в оборудовании, устанавливается рациональная организация рабочих мест; определяется уровень профессиональной подготовки будущих исполнителœей. В идеале три первых стадии должны обеспечить решение всœего комплекса вопросов по обес­печению безопасности технологического процесса, чтобы в процессе промышленной эксплуатации технологический процесс представлял собой минимум опасности: и вредности для работы. Стадия ʼʼпромышлен­ная эксплуатацияʼʼ разделяется на стадии: ʼʼтехнологической подготовки производстваʼʼ и собственно ʼʼпромышленной эксплуатацииʼʼ. В процессе технологической подготовки производства разработанный, а зачастую типовой технологический процесс прорабатывается в соответствии с конкретными условиями данного производства и с особенностями данного объекта производства (детали, сборочные единицы, изделия). Здесь вопросы обеспечения безопасности технологического процесса решаются исходя из конкретных условий цеха (участка), где планируется применение технологического процесса.

Наибольший интерес для СУОТ на промышленном предприятии безопасность технологических процессов, как объект управления, представляет именно на стадии собственно промышленной эксплуата­ции, когда всœе недоработки предыдущих стадий могут явиться причиной неблагоприятного воздействия на рабочих, эксплуатирующих технологический процесс. При этом даже в данном случае, в случае если на предыдущих стадиях проведены всœе необходимые мероприятия, обеспечивающие высокий уровень безопасности технологического процесса, в условиях промышленной эксплуатации уровень безопасности технологического процесса изменяется в различных периодах эксплуатации.

Весь срок эксплуатации технологического процесса можно условно разделить на три периода. Начальный I период характеризуется относительно низким уровнем безопасности, связанным с освоением технологического процесса. По мере накопления опыта у работников, обслуживающих данный технологический процесс приработки оборудования, уровень безопасности повышается и достигает верхнего уровня полной безопасности. II период характеризуется устойчивым уровнем безопасности, связанным с полным освоением технологического процесса и безотказной работой оборудования. В III периоде вновь наблюдается снижение уровня безопасности, связанное с износом оборудования, оснастки, инструмента. Наступает такой критический момент, когда снижение уровня безопасности требует прекращения эксплуатации, технологического процесса и проведения комплекса ремонтных и восстановительных работ. После ремонта безопасность процесса несколько повышается, на какой-то период стабилизируется и опять снижается, ᴛ.ᴇ. вновь требуется остановка и проведение ремонтных работ. Межремонтные периоды сокращаются, и наступает момент, когда требуемого уровня безопасности можно достичь только полной заменой оборудования. Длительность указанных периодов эксплуатации, включая межремонтные периоды, зависит от содержания технологического процесса, сложности и надежности оборудования, выполнения требований эксплуатации, качества ремонтных работ и т.д.

Следует также отметить, что даже в период устойчивого уровня безопасности возможны резкие изменения уровня, связанные с нарушением технологической и производственной дисциплины, изменением внешних условий, появлением внезапных отказов оборудования и т.д., в связи с этим во всœе периоды эксплуатации технологического процесса нельзя допускать ослабления внимания к соблюдению норм и правил безопасной работы, надежности средств коллективной и индивидуальной защиты, поддержанию на высоком уровне профессиональной и психофизиологической защищенности обслуживающего персонала. Обеспечение безопасности технологического процесса во многом зависит от полноты изложения требований безопасности в технологической и нормативно-технической документации.

Литература

1. Васильева Н. И. Экономические основы технологического развития..- М.: Банки и биржи, 1995.

2. Государственное регулирование экономики: Курс лекций /Под ред. Н.Б.Антоновой. - Мн.: ООО ʼʼМисантаʼʼ, 2002.

3. Композиционные материалы: Справочник / В.В.Васильев, В.Д. Протасов, В.В.Болотин и др.; Под общ. ред. В.В.Васильева, О.М.Тарнопольского.- М. : Машиностроение, 1990.

4. Лахтин Ю.М. Материаловедение /Ю.М. Лахтин, В.П.Леонтьева. М.:Машиностроение, 1990.

5.Материально-техническое снабжение: Учебное пособие / под ред. Л.М. Михневича. – Мн.:БГЭУ, 2000.

6. Машиностроительное производство /Под ред. Ю.М. Соломенцева.-

М.: Высшая школа, 2001.

7. Нехорошева Л.Н. Научно-техническое развитие и рынок. –Мн. , 1996.

8. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятий / Под ред. Ф.П.Висюлина, Л.М.Михневича.- Мн.: Вышейшая шк., 1991.

9. Основы отраслевых технологий и организация производства: Учебник /Под ред. В.К.Федюкина.-Спб.: Политехника, 2002.-312 с.: ил.

10. Прогнозирование и планирование в экономике /Под общ. ред. В.И.Борисевич,Г.А.Кандауровой.- Мн.: ООО ʼʼИнтерпрессервисʼʼ, 2001.

11. Проектирование и производство режущих инструментов / Под ред. П.И.Ящерицын. – Мн.: Высш. шк., 1991. 12. Сварка в машиностроении: Справочник, т. 3 / Под ред. В.Л. Винокурова. – М.: Машиностроение, 1990.

13. Справочник по композиционным материалам /Под. ред. Дж. Любина, пер.
Размещено на реф.рф
с англ. : в 2-х т. – М. : Машиностроение, 1988.

14. Справочник по лазерной технике. - М: Энергоатомиздат, 1991.

15. Справочник технолога-машиностроителя в 2-х т. - М.: Машиностроение,

16. Технология машиностроения: В 2-х т. / Под общ. ред. А.М.Дальского.- М.: изд-во МГТУ им.Баумана, 2001.

17. Федоров Б.Ф. Лазеры. Основы устройства и применения.- М. : ДОСААФ, 1988.

18. Фурмер И.Е. Общая химическая технология.- М.: Высш. шк., 1997.

Обеспечение безопасности технологических процессов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Обеспечение безопасности технологических процессов" 2017, 2018.

  • 15. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля
  • 16. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
  • 17. Устройства защитного отключения. Классификация. Общие технические требования.
  • 18. Средства защиты работающих от механических воздействий. Общие требования и классификация.
  • 19. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики.
  • 20. Технологический регламент. Назначение, структура и содержание документа.
  • Содержание разделов технического регламента:
  • 28. Общие требования безопасности на предприятиях ядерного цикла.
  • 29. Общие требования безопасности на объектах энергетического комплекса.
  • 30. Общие требования безопасности на объектах транспортных комплексов.
  • 1.Санитарное законодательство рф. Подзаконные и нормативно-правовые акты в области производственной санитарии и гигиены труда. Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства.
  • Раздел 10-Охрана труда-Основные направления государственной политики в области от:
  • 4. Методы и средства нормализации производственного микроклимата.
  • 5.Вредные вещества и их классификация. Классы опасности вв.
  • 6.Токсичность. Показатели токсикометрии. Гигиенич. Нормирвание вв.
  • 7. Защита от вв на производстве.
  • 11. Производственная вентиляция. Классификация. Требования к вентиляционным установкам.
  • 17. Измерение освещенности. Методы расчета естественного и искусственного освещения.
  • 18. Производственный шум. Физические характеристики шума. Классификация шумов.
  • 19. Нормирование шума. Приборы и методы контроля шума на производстве.
  • 21.Классиф-я и нормирование уз. Методы борьбы с уз.
  • 23. Классификация и нормирование инфразвука. Методы борьбы с инфразвуком.
  • 24. Физические характеристики вибрации. Классификация и нормирование вибрации.
  • 25. Способы и методы защиты от вибрации на производстве.
  • 26. Виды ионизирующих излучений. Дозы и пределы облучения. Нормирование ионизирующих излучений. Средства защиты от ионизирующего излучения.
  • 30. Санитарно-гигиенические требования к планировке предприятия и организации производства.
  • 1. Основные понятия мпб. Нормативно-правовая база мониторинга и экспертизы безопасности жизнедеятельности
  • 2. Классификация видов мониторинга. Техногенные воздействия на биосферу, техносферу, их классификация
  • 3. Экологические аспекты взаимодействия человека, инженерных сооружений с окружающей средой
  • 4.Моделирование технологических процессов в техносфере. Виды моделей. Расчет коэффициентов линейного уравнения регрессии. Проверка значимости коэффициентов и адекватности уравнения регрессии
  • 5. Рациональное использование энергии – основа устойчивого развития биосферы. Наблюдение за энергетическими потоками. Виды энергетики.
  • 6.Метод материального баланса. Составление материальных балансов технологических процессов. Виды материальных балансов экологических систем.
  • 7.Расчет количества загрязняющих веществ, выделяющихся при горении топлива.
  • 8. Мониторинг и расчет выбросов твердых частиц, оксида углерода (II), оксидов серы, оксидов азота, органических веществ.
  • Мониторинг за соблюдением пдк. Расчеты предельно-допустимых концентраций.
  • Мониторинг и расчет выбросов вредных веществ при работе технологического оборудования.
  • Расчет ожидаемой концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
  • 12. Основные формулы расчета качества воды при сбросе загрязняющих веществ. Разбавление сбросов в реках. Разбавление сбросов в водоемах.
  • 13.Проведение инвентаризации выбросов вредных веществ
  • 14. Расчет нормативов пдв. Составление проекта пдв и рекомендаций по охране воздушного бассейна.
  • 15. Проведение инвентаризации сбросов загрязняющих веществ. Расчет нормативов предельно-допустимого сброса (пдс(ндс))
  • 4 Этапа проектирования:
  • 16. Составление проекта пдс и рекомендации по охране водного бассейна
  • 17. Мониторинг радиационной безопасности. Основные характеристики и единицы измерения радиации
  • 18.Доза излучения. Взвешивающие коэффициенты. Эквивалентная доза излучения и единицы их измерения
  • 19.Экспозиционная доза излучения. Единицы измерения, соотношения между единицами измерения
  • 20.Радиационно-гигиенические нормативы и воздействие радионуклидов на биосферу
  • 21. Методы защиты биосферы от ионизирующих излучений
  • 22.Мониторинг и характеристики шума. Частотные спектры шума. Особенности мониторинга шума. Измерительные приборы
  • 23 . Методы расчета внешнего шума промышленных предприятий. Основные расчетные формулы
  • 24.Стоимостная оценка ущерба природе при антропогенном загрязнении окружающей среды. Расчет величины ущерба от загрязнения атмосферы
  • 25. Мониторинг водного бассейна. Методика расчета ущерба от загрязнения водоемов.
  • 26. Мониторинг за состоянием почвы. Методика расчета ущерба от загрязнения почвы.
  • 27.Сравнение природоохранных мероприятий и выбор оптимального варианта.
  • 28. Инструментальные и лабораторные испытания устройств и сооружений промышленной безопасности.
  • 29. Порядок продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации.
  • 30. Мониторинг зданий и сооружений.
  • 2.Нормативная основа проведения специальной оценки условий труда
  • 3.Порядок проведения специальной оценки условий труда. Состав аттестующей комиссии
  • Факторы, подлежащие оценке при проведении специальной оценки условий труда.
  • 6. Условия труда и классы условий труда в соответствии с фз№426
  • 7. Оценка условий труда по химическим факторам. Оценка ут по показателям микроклимата.
  • 8. Оценка условий труда по виброакустическим факторам. Оценка условий труда по показателям световой среды.
  • 9. Оценка условий труда при воздействии неионизирующих электромагнитных полей и излучений.
  • 10. Оценка условий труда по показателям тяжести трудового процесса.
  • 11. Оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса.
  • 12. Общая оценка тяжести и напряженности трудового процесса.
  • 14.Общая гигиеническая оценка ут.
  • 13. Оценка обеспеченности работника сиз
  • 15. Законодательная и нормативная база охраны труда. Трудовой кодекс рф. Понятие «Охрана труда».
  • 16. Права, гарантии и обязанности работника в области охраны труда.
  • 17. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
  • 18.Обучение и профессиональная подготовка по охране труда.
  • 19Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
  • Государственное управление охраной труда.
  • 21. Государственная экспертиза условий труда.
  • 22Ответственность за нарушение требований охраны труда.
  • 23Организация службы охраны труда на предприятии. Функции и задачи службы охраны труда. Основная документация и отчетность службы охраны труда.
  • Виды, содержание и порядок проведения инструктажей по тб. Разработка и утверждение инструкций по тб.
  • 25. Обучение, проверка знаний и допуск персонала к работе.
  • 26 Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • 27. Особенности охраны труда женщин и работников в возрасте до 18 лет.
  • 28. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.
  • Требования безопасности при производстве подготовительных работ
  • 2.1. Меры безопасности при организации строительной площадки
  • 1.Понятие, аппарат, объект анализа опасностей.
  • 2. Характеристика качественного и количественного анализа опасностей
  • 3.Классификация производственных травм
  • 4.Методы анализа производственного травматизма
  • 6.Анализ риска. Классификация и характеристика видов риска. Характеристика основных подходов к анализу и оценке риска.
  • 5. Классификация и характеристика опасных и вредных производственных факторов.
  • 8. Требования безопасности к органам управления производственным оборудованием.
  • 10. Характер воздействия электрического тока на организм человека
  • 11. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.
  • 12. Анализ опасности поражения электрическим током в различных электрических сетях.
  • 13. Защитные меры в электроустановках от поражения электрическим током.
  • 14. Электрозащитные средства. Порядок использования и содержание средств защиты.
  • 15.Клалификационные группы по электробезопасности
  • 16. Защита от статического и атмосферного электричества.
  • 17. Безопасность складских, погрузочных и разгрузочных работ.
  • 18. Типовые конструкции грузоподъемных машин, требования к устройству и безопасной эксплуатации.
  • 19. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин, организация эксплуатации и надзоров.
  • 20.Сосуды, работающие под давлением, их устройство и общие принципы обеспечения безопасности эксплуатации сосудов
  • 21.Принципы устройства и основные характеристики компрессорных установок
  • 22.Условия безаварийной работы воздушных компрессорных установок, арматура, контрольно-измерительные приборы и регулирующая аппаратура компрессорных установок
  • 23.Организация безопасной эксплуатации котлов
  • 25.Основные положения «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»
  • 26.Виды горения и взрывов, условия их течения. Показатели взрыво-пожароопасности горючих веществ
  • 27. Мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров, уменьшению их последствий
  • 28.Средства и способы пожаротушения
  • 29.Организация службы пожарной охраны
  • 30.Нормативно- правовая база в области пожарной безопасности
  • Глава I. Общие положения(термины, опо, требование промыш безопасности, правовое регулирование)
  • Глава III. Заключительные положения(вступление в силу фз 116)
  • 9. Виды ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  • 12. Составление декларации промышленной безопасности опо.
  • 13.Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств. Требования безопасности при проведении экспертизы опо.
  • 14.Расследование аварий и несчастных случаев на опо.
  • 15. Виды технических устройств, разрешение на применение которых выдают территориальные органы Ростехнадзора.
  • 16. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опо. Нормативная документация составления декларации пром. Безопасности опо.
  • Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность опо.
  • 18. Порядок получения лицензии на проведение промышленной деятельности опо.
  • 20. Категории, типы опо, основные принципы их классификации
  • 21. Содержание и структура лицензии на деятельность опо
  • 22. Основные положения подготовки и аттестации работников, работающих на опо
  • 23.Порядок проведения идентификации, регистрации опо. Государственный реестр опо
  • 24. Показатели риска на опо
  • 25. Очередность работы по расследованию причин аварий на опо
  • 26.Саморегулируемые организации
  • 27.Виды ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  • 28. Лицензирование деятельности, осуществляемой в соответствии с фз №117
  • 29. Содержание материалов технического расследования аварий на опо
  • 30. Виды мониторинга на опасных производственных объектах
  • Под понятием опасность понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

    Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

    Риск – количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность реализации опасности. Обычно этобезразмерная величина в пределах от 0 до 1.

    Производство – процесс создания материальных благ, представляет естественное условие человеческой жизни и материальную основу других видов деятельности. Сущ. две стороны производственного процесса: производственные силы; производственные отношения, которые образуют способ производства.

    Производственный процесс - это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления и ремонта продукции.

    Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

    Технологический процесс - часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. Под изменением состояния предмета труда понимается изменение его физических, химических, механических свойств, геометрии, внешнего вида.

    Технологическое оборудование - это средство технологического оснащения, в котором для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку (это средство технологического оснащения, дополняющее технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса. К ним относятся режущий инструмент, приспособления, измерительные средства).

    Рабочее место представляет собой элементарную единицу структуры предприятия, где размещены исполнители работы и обслуживаемое технологическое оборудование, подъемно-транспортные средства, технологическая оснастка и предметы труда.

    Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. 2.Классификация технологических процессов.

    Технологический процесс - часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

    Любое производство представляет собой совокупность самых разных процессов, среди которых особо выделяют процессы непосредственно связанные с производством продукции. Эти процессы разделяются по принципу их роли в изготовлении конечного продукта на:

    Основные процессы (тех. процессы, в ходе которых происходит изменение геометрической формы, размеров и физико-химических свойств продукта)

    Вспомогательные (процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов)

    Обслуживающие (процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов)

    Для временной характеристики технологических процессов их делят на фазы.

    Фаза – комплекс работ, выполнение которых характеризует завершение определенной фазы технологического процесса и связана с переходом предмета труда из одного качественного состояния в другое.

    Каждая фаза состоит из последовательно выполняемых над данным предметом труда технологических действий – операций.

    Операции в зависимости от применяемых средств труда подразделяются на:

    Машинные

    Машинно-ручные (выполняются с помощью машин при участии ручного труда)

    Автоматизированные.

    В зависимости от формы организации согласно единой системы технологической документации (ЕСТД) (ГОСТ 3.1109-82) различают три вида технологических процессов (ТП): единичный, типовой и групповой .

    - единичный - технологический процесс изготовления или ремонта изделия одного наименования, типоразмера и исполнения, независимо от типа производства;

    - типовой - технологический процесс изготовления группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками;

    - групповой - технологический процесс изготовления группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками.

    3.Общие требования безопасности к технологическим процессам.

    Требования безопасности, предъявляемые к технологическим процессам

    Согласно ГОСТ 12.3.002 - 75* «ССБТ. ПРОЦЕССЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ.Общие требования безопасности», безопасность производства обеспечивается благодаря выбору:

    Оптимальных и безопасных технологических процессов, приемов, режима труда и порядка обслуживания производственного оборудования;

    Производственных помещений, уровни ОВПФ в которых не превышают установ­ленных санитарно-гигиеническими нормами величин;

    Оптимальных производственных площадок для проведения процессов, выполняемых вне производственных помещений;

    Исходных материалов, заготовок и полуфабрикатов, не оказывающих вредного воздействия на работающих, а в случае необходимости использования вредных компонентов - применению соответствующих средств защиты людей;

    Производственные процессы должны быть пожаро- и взрыво- безопасными и в результате их проведения в окружающую среду не должны поступать выбросы вредных веществ;

    Необходимого производственного оборудования, а также за счет и благодаря:

    Безопасному размещению оборудования и организации рабочих мест;

    Механизации и автоматизации производственного процесса;

    Безопасному хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства;

    Профессиональному отбору и обучению работающих;

    Применению средств защиты.

    Требования безопасности к технологическим процессам . При проектировании, организации и проведении технологических процессов должно быть предусмотрено выполнение следующих требований:

    Устранение непосредственного контакта работающих с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное воздействие на организм:

    Замена технологических процессов и операций, связанных с возникновением опасных и вредных производственных факторов, на процессы и операции, при которых эти факторы отсутствуют или обладают меньшей интенсивностью;

    Комплексная механизация, автоматизация и дистанционное управление технологическими процессами и операциями;

    Герметизация оборудования;

    Применение средств коллективной защиты работающих;

    Рациональная организация труда и отдыха с целью профилактики гиподинамии, а также ограничения монотонности и тяжести труда;

    Своевременное получение информации о возникновении опасных и вредных производственных факторов при проведении технологических операций;

    Установка системы контроля и управления технологическим процессом, обеспечивающей защиту работающих и аварийное отключение производственного оборудования;

    Своевременное удаление и обезвреживание отходов производства.

    4.Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам

    ГОСТ 12.2.061-81«ССБТ. ОБОРУДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К РАБОЧИМ МЕСТАМ»

    1. Рабочее место должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91 «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности» и настоящего стандарта.

    2. Рабочее место, его оборудование и оснащение, применяемые в соответствии с характером работы, должны обеспечивать безопасность, охрану здоровья и работоспособность работающих.

    3. Конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов (органов управления, средств отображения информации, кресла, вспомогательного оборудования и т.п.) должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим свойствам человека, а также характеру работы.

    4. Уровни (концентрации) ОВПФ, воздействующих на человека на рабочем месте, не должны превышать установленных предельно допустимых значений.

    5. Рабочее место и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать безопасное и удобное техническое обслуживание и чистку.

    6. Конструкция рабочего места должна обеспечивать удобную рабочую позу человека, что достигается регулированием положения кресла, высоты и угла наклона подставки для ног при ее применении и (или) высоты и размеров рабочей поверхности.

    7. Рабочее место должно иметь достаточную освещенность соответственно характеру и условиям выполняемой работы и при необходимости аварийное освещение.

    8. При выполнении работ, связанных с воздействием ОВПФ, рабочее место должно быть оснащено средствами защиты, средствами пожаротушения и спасательными средствами.

    9. Наличие или возможность опасности и способы, которыми можно предупредить или уменьшить ее воздействие на работающих, должны быть обозначены сигнальными цветами и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76* «ЦВЕТА СИГНАЛЬНЫЕ И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ».

    10. Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации при аварийной ситуации. Пути эвакуации и проходы должны быть обозначены и иметь достаточную освещенность.

    11. Организация и состояние рабочих мест, а также расстояния между рабочими местами должны обеспечивать безопасное передвижение работающих и транспортных средств, удобные и безопасные действия с материалами, заготовками, полуфабрикатами, а также техническое обслуживание и ремонт производственного оборудования.

    ГОСТ 12.2.003-91«ССБТ. ОБОРУДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ. Общие требования безопасности»

    Конструкция производственного оборудования должна исключать возможность падения, опрокидывания и смещения при эксплуатации и монтажа. Движущиеся части производственного оборудования, являющиеся источником травмоопасности, должны быть ограждены.

    Производственное оборудование должно быть пожаровзрывобезопасным. Производственное оборудование, являющееся источником шума, ультразвукаи вибрации, должно быть выполнено так, чтобы шум, ультразвук и вибрация не превышали установленные стандартами допустимые уровни.

    Необходимость наличия на рабочих местах средств пожаротушения и других средств, используемых в аварийных ситуациях, должна быть установлена в стандартах, технических условиях и эксплуатационной документации.

    Размеры рабочего места и размещение его элементов должны обеспечивать выполнение рабочих операций в удобных рабочих позах и не затруднять.

  • Понятие «продовольственная безопасность» широко используется как в нашей, так и зарубежной литературе. За рубежом исследователями продовольственной проблемы Г. Конуэем и Э. Барбером выдвинуто следующее определение: «Продовольственная безопасность, определяемая как постоянное гарантирование доступа населения к необходимому количеству продовольствия для поддерживания активной и здоровой жизни, становится необеспеченной в развивающихся странах скорее из-за недостатка покупательной способности потребителей, чем в силу неустойчивости глобальной продовольственной безопасности».1 Конкретизируя определение, Ю. С. Хромов считает, что продовольственная безопасность страны – это такое состояние ее экономики , при котором гарантируется обеспечение «доступа всех жителей в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни».

    Мировой банк ввел различия между хронической и временной продовольственной безопасностью. Хроническая продовольственная «небезопасность» – это такое состояние, при котором страна, ее район, группа населения, семья испытывает хроническую продовольственную «небезопасность», если постоянное потребление пищевых продуктов недостаточно изза невозможности приобрести (нехватка денежных доходов) или произвести необходимое количество продовольствия.

    Временная продовольственная «небезопасность». Она характеризуется тем, что продовольственная небезопасность наступает периодически при нарушениях стабильности доступа к продовольствию ввиду роста цен на продукты питания, неурожаев, снижения уровня доходов.

    Специалисты ряда зарубежных стран при определении продовольственной безопасности обычно формулируют общий подход. Отсюда можно дать более четкое определение.

    Продовольственная безопасность заключается в поддержании на необходимом уровне показателей продовольственного снабжения населения, которые гарантировали бы устойчивое экономическое развитие и социально-политическую стабильность в обществе . Эти два фактора определяют одну из основ национальной безопасности.

    Надежность продовольственной безопасности государства создается, с одной стороны, достаточным самообеспечением продуктами питания; с другой – наличием средств для их импорта в необходимых количествах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случаях каких-либо осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений в процессе поступления продовольствия по каналам импорта (например, эмбарго).

    Международная продовольственная безопасность характеризуется двумя важнейшими показателями:

    1) Объем переходящих запасов зерна в мире, остающихся на хранении до уборки нового урожая. Этот показатель рассчитывается как продолжительность (число дней) общемирового потребления зерна при данном уровне его переходящих запасов в виде соответствующего процента годового потребления.

    Безопасным считается уровень переходящих запасов зерна, соответствующий 60 дням мирового потребления, или примерно 17 % всего годового потребления. При сокращении объема запасов ниже уровня 17 % годового потребления начинается резкий рост мировых цен на зерно, как это было в 1972–1973 гг. и в 1979–1980 гг.

    2) Более общим показателем продовольственной безопасности служит динамика производства зерновых в среднем на душу населения.

    Продовольственная безопасность в России . Причины, вызвавшие потерю продовольственной самостоятельности в России, можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

    Внутренние причины – это те, которые непосредственно оказывают влияние на функционирование сельскохозяйственной сферы: недостаточный уровень развития сельскохозяйственной техники; слабое развитие отраслей переработки продукции; запущенность непроизводственной сферы в сельском хозяйстве (создание хранилищ, изготовление продукции для фасовки и средств для доставки сельхозпродукции до потребителя и т. д.).

    Внешние причины – они формируют внешнюю среду функционирования продовольственного сектора, создают определенные условия, в которых развивается этот сектор. В современных условиях на формирование внешней среды оказывали решающее влияние экономические реформы; процессы; кризис неплатежей; рост бюджетного дефицита.

    Следовательно, можно сделать вывод, что обеспечение продовольственной безопасности зависит не только от непосредственной эффективности продовольственной политики и результатов производственной деятельности субъектов агробизнеса, но и от успехов или неудач макроэкономической политики в целом.

    До 1990 г. продовольственный сектор России недостаточно полно обеспечивал население страны продуктами питания. Недостающая часть обычно покупалась за рубежом. Так, в 1990 г. валовой сбор зерновых культур в СССР составил 218 млн т, на долю России приходилось 116,7 млн т. Производство мяса и мясопродуктов составило соответственно 20,0 млн т и 10,1 млн т. При этом зерновых в виде импорта было закуплено 32 млн т, в том числе 15 млн т пшеницы и 13,2 млн т кукурузы. Мяса и мясопродуктов закуплено 1,1 млн т, т. е. импорт зерна от уровня валового сбора составил 15 %, из них пшеницы – 6,9, кукурузы – 6,1, импорт мяса и мясопродуктов – 5,5 %.

    После 1990 г. продовольственная проблема резко обострилась. С одной стороны, дефицит продовольствия был преодолен, рынок наполнялся продовольственными товарами, с другой – потребление продуктов питания на душу населения резко снизилось. Россия за несколько лет по уровню питания скатилась с 6-7-го места в мире на 40-е. В результате уровень потребления важнейших жизненно необходимых продуктов опустился ниже реального порога безопасности (табл. 35.1).

    Приведенная в табл. 35.1 информация свидетельствует о том, что потребление продуктов питания за первые три года реформ снизилось по всем показателям, кроме картофеля и хлебопродуктов. Наиболее резко снизилось потребление сахара, рыбы и рыбопродуктов, масла растительного, а также мяса и молока. Если сравнить с реальным порогом безопасности, то можно сказать, что в этот период резко снизилось качество питания за счет значительного уменьшения потребления ниже реального порога безопасности мясомолочной и рыбной продукции, а также свежих фруктов и овощей и увеличения низкокалорийной – картофеля и хлебопродуктов, потребление которых по сравнению с пороговыми значениями возросло соответственно на 31 и 13 %.

    Потеря продовольственной самостоятельности. В начале 1990-х гг. обострилась проблема соотношения отечественного производства и импорта продуктов питания. Либерализация внешней торговли привела к расширению импорта товаров за счет экспорта материалов. Так, в структуре экспорта на топливно-энергетические ресурсы пришлось 56,8 %, металла и изделий из них – 16,9 %, доля машин и оборудования составила всего 7,5 %. Для сравнения отметим, что доля топлива и энергоресурсов в структуре экспорта составляла 40,5 %, а доля машин, оборудования и транспортных средств была 18,3 %. В настоящее время сырьем и полуфабрикатами с минимальной добавленной стоимостью заполняется более 80 % годового вывоза товаров. В целом доля сектора сырья и полуфабрикатов в товарном производстве достигает 58–60 %. Из-за рубежа в обмен на сырье поступают главным образом потребительские товары. Удельный вес импорта в совокупных ресурсах потребления превышает 63 %

    Все это отрицательно сказалось на сельскохозяйственном производстве. Об этом свидетельствуют данные использования производственных мощностей промышленных предприятий по производству отдельных видов продовольственных товаров, приведенных в табл. 35.2.

    Снижение загрузки производственных мощностей, с одной стороны, обусловлено жесткой конкуренцией со стороны западных производителей, продукция которых по качеству превосходила отечественную, а по цене, как правило, ниже. В результате спрос на отечественные продукты питания начал сокращаться.

    В этих условиях предприятия вынуждены были пойти на резкое снижение цен. Создавшийся рыночный вакуум заполняли конкуренты, преимущественно зарубежные производители.

    С другой стороны, свертывание отечественной продукции обусловлено «ножницами цен» на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Так, в 1995 г. цены на сельскохозяйственные продукты возросли в 770 раз по сравнению с 1991 г., а на промышленную продукцию и услуги для села – в 2300 раз, в том числе на электроэнергию – в 5400 раз, горюче-смазочные материалы – в 5200 раз.

    Все это привело к тому, что в настоящее время производственные мощности, занятые выпуском сельскохозяйственной продукции, используются лишь частично. По многим видам продукции производственные мощности загружены наполовину, а по отдельным из них – лишь на четверть.

    Чтобы обеспечить продовольственную безопасность, необходимо защитить отечественного производителя, создать льготные условия (дотации, система налогообложения, механизм ценообразования) по выпуску продуктов питания из отечественного сырья как экономически более чистого. В связи с тем что многие импортные продукты производятся с помощью генной инженерии, следует установить более жесткие условия контроля за соблюдением отечественных нормативов, которым должны соответствовать ввозимые продукты из-за рубежа.

    Разработать механизм регулирования ценовых соотношений на продукцию сельскохозяйственных производителей и товары производственного назначения, используемые в сельском хозяйстве (сельскохозяйственная техника, строительные материалы, горюче-смазочные материалы и т. д.). В качестве базового положения такой механизм должен включать, по опыту других стран, систему государственных дотаций.

    Для отечественных производителей необходимо создать равные условия хозяйствования разным типам предприятий, основанных на разных формах собственности . Необходимым условием функционирования агропромышленного комплекса является незамедлительное создание рыночной инфраструктуры в аграрном секторе, современной системы хранения, переработки и доставки сельхозпродукции до потребителя. В целях смягчения конкурентного давления на отечественного производителя со стороны мирового рынка возникает необходимость внедрения защитительно-протекционистских мер.

    Технологические уклады и технологическая безопасность

    Технологическая безопасность – это важнейшая составная часть экономической безопасности в целом. Успешное развитие экономики определяется имеющимся научно-техническим потенциалом, технологические преимущества которого являются решающим фактором международной конкуренции . Обычно при характеристике технологической безопасности ссылаются на то, что открытая экономика предполагает развитие не всех отраслей, а лишь тех, продукция которых является конкурентоспособной по критериям мирового рынка . Такой подход является слишком упрощенным. Технико-экономическое развитие является весьма сложным взаимообусловленным процессом, состоящим из определенных технологических цепей, технологических совокупностей, конгломератов сопряженных производств, самовоспроизводящихся целостностей. Если из воспроизводственной целостности исключить какой-либо элемент, то неизбежно распадается целостность, разрушается технологическая безопасность. Учитывая это, следует рассмотреть структуру технико-экономического развития и наметить пути обеспечения технологической безопасности.

    Основой технико-экономического развития являются технологические уклады, изучение которых позволяет установить взаимодействие технологических сдвигов, выявить их роль в повышении социально-экономической эффективности производства, определить приоритеты технико-экономического развития ит.д.

    Технологический уклад – это элемент экономической системы, выступающий в виде совокупности технологически сопряженных производств, ядром которого являются однотипные базисные технологические процессы, объединенные в устойчивые самовоспроизводящиеся ценности и формирующие долгосрочное технико-экономическое развитие.

    В экономической литературе дана хронология и характеристика технологических укладов в мировом технико-экономическом развитии (табл. 35.3).

    Анализируя процессы криминализации в России, И. Я. Богданов и А. П. Калинин сделали весьма неутешительный, но справедливый вывод: когда криминальные силы в независимости от того, кто их составляет, имеют постоянный и высокий источник финансового и материального обеспечения, они в состоянии функционировать настолько долго и успешно, что их практически не удается локализовать или ликвидировать.

    В экономической литературе спектр негативных явлений кроме криминальной включает теневую экономику.

    Теневая экономика , как правило, заключается в деформации экономических процессов, которые вследствие пробелов в законодательстве не признаются как правонарушения .

    Каналы реализации криминальных процессов. К числу важнейших таких каналов можно отнести: лоббизм, коррупцию, приватизацию.

    Лоббизм – это форма воздействия негосударственных хозяйствующих субъектов или отдельных лиц на подготовку и реализацию управленческих решений государственными органами с целью удовлетворения интересов определенных социальных или экономических структур: организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев населения, отдельных граждан и т. д.

    Лоббисты обычно, используя способы воздействия, стремятся ускорить (замедлить) принятие тех или иных решений, добиваясь тем самым их реализации в собственных интересах.

    Лоббизм возможен, во-первых, при наличии альтернативного многообразия интересов в обществе, возникающего в результате социальной дифференциации и расслоения населения. Во-вторых, при создании условий, обеспечивающих доступ к властным структурам различных групп и слоев населения. Учитывая, что власть объективно не в состоянии одновременно удовлетворить все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета их реализации и стремление со стороны населения, отдельных слоев и групп общества воздействовать на поведение правительства в процессе принятия тех или иных решений.

    Лоббизм по форме воздействия на общество может иметь позитивный и негативный характер, т. е. способствовать развитию социально-экономических процессов или решать сугубо эгоистические интересы.

    Коррупция . Первое упоминание о коррупции в системе государственной службы относится ко второй половине XXIV в. до н. э., в эпоху шумеров и семитов. В римском праве corrumpere определялось как разламывать, портить, повреждать, фальсифицировать показания, обесчестить девственницу. Термин «коррупция» использовался и как правовой принцип. Например, corruptio optimist pessima – «извращение наилучшего есть самое худшее»; худший вид аргумента – это ошибочный вывод из здравых предпосылок. Гай Юлий Цезарь нередко высказывался в том смысле, что сговор или бездействие одного не должны нарушать права другого.

    Формирование современного понятия стало складываться на рубеже Нового времени с началом образования централизованных государств . На Руси первое упоминание о посуле как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий имеет место в Двинской уставной грамоте 13971398 гг. В ней говорится о незаконном присвоении потерпевшим от кражи судебных полномочий (самосуде). Данная норма запрещала наместнику отпускать пойманного вора за взятку. Наиболее простое определение коррупции дается в словарной литературе. Коррупция (лат. corruptio – порча, подкуп) – преступление , заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения, подкуп должностных лиц, их продажность. В документах Организации Объединенных Наций , посвященных борьбе с коррупцией, это понятие определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».

    В нашей современной экономической литературе понятие «коррупция» трактуется более широко, чем только злоупотребление властью. В частности, многие авторы считают, что причины коррупции кроются прежде всего в экономических и административных структурах государства, активно вмешивающихся в конкретные производственно-хозяйственные отношения, а также низком уровне наказания за коррупционные действия.

    В целом необходимо иметь в виду, что сущность коррупции различными структурами общества характеризуется по-разному:

    • экономисты часто рассматривают взятку как инструмент обслуживания непосредственного интереса сторон, способствующий поддержанию гибкости и эффективности функционирования рынка , а также развитию предпринимательства. В более фундаментальных исследованиях по экономике подчеркивается, что долгосрочное воздействие коррупции на хозяйствующие субъекты подрывается конкурентоспособностью, и в конечном итоге оно рассматривается как абсолютно негативное;
    • политологи характеризуют коррупцию как совокупность различных способов заинтересованными структурами и лицами власти финансового и политического влияния на государственные ведомства. Вместе с тем политологи отмечают отрицательное воздействие коррупции на политическую и социальную стабильность в обществе;
    • социологи определяют коррупцию как социальное явление, которое выражается в нарушении принятых в обществе норм поведения и социального благополучия. Коррупция – это индикатор болезненного состояния общества;
    • менеджеры – специалисты в области управления подчеркивают, что коррупция – это злоупотребление ресурсами и использование государственных полномочий для достижения личных выгод;
    • бизнесмены – представители деловых кругов рассматривают коррупцию как неизбежный фактор торговой и инвестиционной политики. В то же время коррупция вносит в деловые отношения неопределенность и непредсказуемость в условия конкурентной борьбы;
    • правоведы отмечают, что коррупция на протяжении всей истории государства и права считается противозаконной; коррупционные отношения – это отклонение от обязательных правовых норм , полномочий в процессе управления государственными ресурсами;
    • население чаще всего рассматривает коррупцию с точки зрения компенсации низ- кой оплаты чиновников, а также неизбежной «смазки» за беспрепятственное прохождение в инстанциях того или иного вопроса.

    В целом специалисты почти единодушно считают, что коррупция почти всегда связана с государственной службой и государственной властью, а это в конечном итоге отражается на ее репутации в обществе. Бесспорно одно – коррупция во всех случаях углубляет неравенство и несправедливость, усиливает социальную и политическую напряженность и подрывает эффективность действия государственных институтов, и прежде всего правовых. Лицо, находящееся на государственной службе, нелегально «продает» физическим и юридическим лицам свои служебные полномочия и услуги, а «покупатель» получает возможность использовать государственную структуру в своих целях.

    Формы коррупции и методы ее преодоления

    К числу наиболее распространенных форм коррупции в России относятся: взяточничество, коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм. Сюда относятся взносы на политические цели, взносы на проведение выборов , предоставление конфиденциальной информации, переход государственных чиновников на должности почетных президентов частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета , перевод государственной собственности в акционерные общества , обучение детей за рубежом за счет спонсоров и другие изощренные коррупционные технологии.

    К числу наиболее опасных явлений с точки зрения коррупции относятся следующие:

    • сращивание государственного аппарата и частного капитала ;
    • участие бывших высокопоставленных чиновников в деятельности коммерческих структур;
    • «откат» от заказных работ как разновидность коррупционных технологий. Речь идет о заказных проектах, от которых на определенной стадии выполнения государство якобы отказывается. При этом оформляются договор , акт приема сданной работы, платежные документы. Хотя проект был никому не нужен и остался на полках в определенных организациях;
    • уход от оплаты налогов путем использования коррупционных связей: сброс денег за рубеж по фиктивным контрактам, операции «обналичивания» денежных средств по фиктивным документам и т. д.;
    • коррупция при распределении бюджетных средств. Установлена закономерность: чем меньше формализованы отношения в иерархической системе и чем больше власть ее отдельных членов, тем «выше коррупция»;
    • протекционистское предоставление госзаказов на выполнение работ коммерческим фирмам на основе непотизма. Такая технология часто используется на аукционах, в которых официально участвуют многие фирмы, но заказ получает тот, кто внес некий взнос в «теневую кассу»;
    • финансовые злоупотребления, связанные с распределением государственных средств в условиях невыполнения государством своих обязательств (невыплата пенсий , задержки выплат по заказам ВПК и т. д.). Неплатежи государства сопровождаются появлением бартерных расчетов, векселей , безналичных расчетов через банки – проводники налоговых платежей, где деньги в конечном счете «теряются», а долги копятся. В результате появляется возможность для принятия чиновниками «субъективных» решений.

    Методы преодоления коррупции . При исследовании коррупции необходимо установить причины и условия ее возникновения и на этой основе выработать методы борьбы с ней.

    В книге «Основы противодействия коррупции», издание которой было поддержано Европейской комиссией ЕС , определено пять основных сфер, реформы в которых способствуют воплощению в жизнь всеобъемлющей антикоррупционной стратегии:

    • социальные программы;
    • система управления общими органами государственной (муниципальной) власти;
    • подсистема управления правоохранительными органами ;
    • общественное мнение;
    • социальные институты по предупреждению коррупции.

    В России в настоящее время коррупция слишком глубоко проникла во все сферы жизнедеятельности общества . В этих условиях необходима комплексная программа по борьбе с этим злом. В качестве базовых положений этой программы должны выступать:

    • реальное стремление политических лидеров бороться со всеми проявлениями коррупции;
    • усиление системы внутреннего контроля в процессе проведения административных реформ;
    • основополагающие меры, направленные на предотвращение и профилактику коррупции, а не только периодические проверки;
    • принятие всеобъемлющего антикоррупционного законодательства, включающего необходимую правовую базу и механизмы реализации предусмотренных норм права ;
    • установление соответствия должностных окладов государственных служащих той мере ответственности, которую они несут в силу занимаемой должности, а также соответствие их заработной платы уровню зарплат в частном секторе;
    • создание атмосферы честности в обществе. Необходимо исходить из того, что если сами реформаторы нечестны, то усилия, направленные на борьбу с коррупцией, не дадут положительных результатов, а общество разочаруется в реформах и органически будет их отвергать;
    • образование структур, осуществляющих антикоррупционные виды деятельности;
    • выполнение программы, предполагающей ресурсное обеспечение проводимых антикоррупционных мер.

    При реализации антикоррупционной программы необходимо исходить из того, что чиновник, работающий в этих структурах, должен получать достойное вознаграждение и социальную защиту. Подбор чиновников и их деятельность должны осуществляться путем использования семи основных принципов:

    Бескорыстие. Должностные лица должны принимать решения только с учетом общественных интересов. Они не должны руководствоваться целями достижения финансовой или материальной выгоды для себя, своей семьи или друзей.

    Неподкупность. Должностные лица не должны ставить себя в финансовую или иную зависимость от отдельных лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

    Объективность. Должностные лица обязаны руководствоваться только объективными достоинствами кандидатов.

    Подотчетность. Должностные лица подотчетны обществу за принимаемые решения и совершаемые действия; их деятельность должна быть открыта для самых тщательных проверок.

    Открытость. Решения и действия должностных лиц должны быть в высшей степени открытыми для общества. Должностные лица обязаны обосновывать свои решения, а сокрытие информации допускается только в тех случаях, когда этого требуют высшие интересы государства и общества.

    Честность. Должностные лица обязаны открыто заявлять о любых личных интересах, имеющих отношение к их должностным обязанностям, и, безусловно, обеспечивать решение обществом возникающих вследствие этого конфликтов интересов.

    Руководство. Должностные лица должны поддерживать вышеперечисленные принципы, осуществляя руководство и подавая личный пример.

    Материальное и моральное стимулирование государственных интересов чиновников должно выполнять двуединую задачу.

    Во-первых, с помощью мотивации государственная служба должна быть достаточно привлекательной, чтобы удерживать добросовестных и квалифицированных работников от перехода в частный сектор.

    Во-вторых, государственная служба должна быть достаточно ценной, чтобы служащий понимал, что в случае привлечения к ответственности за коррупцию он потеряет больше, чем приобретет от коррупционной практики.

    Борьба со взяточничеством

    Взятка , согласно словарю современного русского языка, – это подарок, вознаграждение должностному лицу с целью заставить его сделать что-либо в интересах дающего; подкуп.

    Взятка является весьма распространенной формой коррупции. По подсчетам Института социологии, проводящего исследования в России по заказу Международного валютного фонда, россияне в 2002 г. израсходовали на взятки млрд. Это составляет примерно половину государственного бюджета России.

    По другим источникам, в 1997 г. было зарегистрировано свыше 16 тыс. коррупционных преступлений в государственной и негосударственных сферах. Незарегистрированная часть коррупционных преступлений, по оценкам экспертов, в конце 1980-х гг. в среднем была в десять раз больше зарегистрированной.

    В этой связи возникает вопрос: может ли подарок выступать в качестве взятки, во всех ли случаях подарок является взяткой?

    Датской консультативной фирмой в 1995 г. было решено установить строгий контроль за деятельностью, в которой существуют возможности для злоупотреблений. В результате был разработан «Проект политики в отношении подарков». Принципы данного проекта состоят в следующем.

    I. Политика в отношении подарков

    Открыто преподнесенные подарки считаются нормальными в бизнесе и поддерживаются компанией, в то время как тайные подарки считаются взятками и осуждаются.

    II. Примерная классификация подарков

    Зримые подарки .

    Как правило, такие подарки считаются нормальной составной частью бизнеса и поддерживаются компанией.

    Поощряются следующие виды подарков: атрибуты компании (галстук, ручка, зонт) – максимум 2–3 подарка на одного человека.

    Поддерживаются подарки: цветы, вино, подарки ценой до 0.

    Поддерживаются: приглашение на обед (с супругой или без). Особые случаи должны быть письменно обоснованы.

    Поддерживаются в исключительных случаях: учебная поддержка за рубеж или иной подобный зримый знак внимания, связанный с работой.

    Тайные подарки .

    Допускаются: тайная оплата за дополнительные услуги, связанные с исполнением служебных обязанностей. Должны быть письменно обоснованы дополнительные услуги.

    Обычно не разрешаются крупные подарки дороже 0.

    Не разрешаются подарки в виде наличных денег, передаваемых напрямую.

    Не разрешаются подарки в виде наличных денег, передаваемых через посредников.

    Не разрешается тайное «принятие на работу» сотрудников других компаний.

    Структура взяточничества в России . В России взяточничество можно подразделить на три группы:

    • мелкое взяточничество;
    • крупное взяточничество;
    • взяточничество незаконными структурами.

    1. Мелкое взяточничество. Оно представляет собой мелкие взятки, принимаемые рядовыми служащими. Эта форма широко распространена среди государственных и муниципальных работников, взимающих подношения за ускорение решения входящих в их обязанности вопросов или за выполнение ими определенных услуг. По имеющимся оценкам, в доходах этой категории работников до 60 % составляют взятки. Род занятий этой категории работников сам по себе, как правило, не является противоправным и не выходит за пределы правового поля.

    2. Крупное взяточничество. К этой группе относятся коррумпированные представители органов власти и управления. Они, как правило, берут крупные взятки, торгуют государственными должностями, способствуют или сами участвуют в вывозе капитала за рубеж.

    Это осуществляется путем незаконных операций с сырьем, стратегическими материалами, импортными товарами и инвестициями посредством оформления фиктивных платежных документов, вступления в сговор с международными «предпринимателями » и соответствующими организациями. Эта группа по различным экспертным оценкам формирует своеобразную надстройку теневой экономики , составляющую от 5 до 25 % от общего числа занятых в этой сфере, обладающих значительной силой и влиянием.

    3. Взяточничество незаконными структурами. В число незаконных структур входят рэкетиры, разного рода вымогатели и т. д. Эта группа взяточников относится к числу чисто криминальных структур, действует в сфере распределения и перераспределения доходов, а способы присвоения имеют внеэкономический характер и сопрягаются с насилием, шантажом, вымогательством . Их поле деятельности образуется как результат неупорядоченности в экономике, слабости властных структур, отсутствия четкой законодательной базы. Незаконные криминальные структуры контролируют до 90 % предприятий и организаций, образующих основное поле получения криминальных доходов. Только плата за «крышу» приводит к удорожанию товаров и услуг примерно на 30 %.

    Методы борьбы с взяточничеством используются разные – в зависимости от формы и характера взяток.

    Первая группа – мелкое взяточничество. В России оно во многом обусловлено низким уровнем доходов. Отсюда в качестве важнейшей меры преодоления этого зла является повышение уровня заработной платы работников государственных учреждений и предприятий. Кроме этого, должно быть четкое законодательство, определяющее сроки исполнения заявлений и просьб населения и меры наказания за нарушения установленного порядка прохождения документов, а также за получение взяток.

    Вторая группа – крупное взяточничество, осуществляемое коррумпированными органами власти. В основном оно порождено экономическими реформами, приведшими к распаду народнохозяйственного комплекса как целостного хозяйства. В результате сложившаяся система управления и контроля была разрушена, а новый экономический механизм не сформировался. В итоге стали возможными такие явления, как финансово-экономическая пирамида «МММ»; массовая утечка капиталов за рубеж, которая достигает млрд в год; отъезд из страны огромного количества наиболее квалифицированных рабочих и научных работников и т. д.

    В этих условиях, чтобы снизить уровень крупного взяточничества, нужны более тщательный отбор кадров во властные структуры с использованием семи основных принципов, приведенных нами выше; создание действенной системы управления и контроля, правовых норм поведения работников властных структур управления с учетом повышенных норм ответственности за выявленные случаи взяточничества. Следует создавать такие условия, при которых величина потерь значительно превышает размеры доходов, получаемых работником от взяток. И наконец, необходимо создание атмосферы честности в обществе.

    Третья группа – взяточничество незаконными структурами. Методы борьбы в этом направлении предполагают главным образом принятие законодательной базы, исключающей саму основу возникновения незаконных структур, и строгое наказание виновников, допускающих случаи вымогательства и взяточничества.

    Технологическая безопасность – это один из аспектов безопасности техногенной сферы, определяющий степень защищенности человека, общества, объектов и окружающей среды от угроз, связанных с реализацией имеющихся или новых технологий в производственной деятельности, включая меры и средства, обеспечивающие уровень развития технологий в ключевых направлениях для обеспечения суверенитета, социально-экономического развития государства и его национальной безопасности.

    Т.б. и техногенная безопасность представляют два взаимодополняющих и взаимовлияющих аспекта безопасности техногенной сферы. Т.б. определяет возможности парирования внутренних и внешних угроз при реализации используемых или проектируемых технологий производственной деятельности государства. Она обеспечивается выполнением научно обоснованных требований к разрабатываемым и используемым технологиям, тесно связана с экономической, оборонной, экологической, химической, биологической и радиационной безопасностью. В системе обеспечения национальной безопасности Т.б. рассматривается как компонент национальной безопасности, отражающий национальные интересы в обеспечении технологической независимости и технологического развития. Т.б. необходимо строить с учетом особенностей объектов Т.б., факторов и угроз Т.б. Стратегия в области Т.б. зависит от оценок уровня технологической уязвимости как страны в целом, так и отдельных объектов экономики и организаций, а также от условий поддержания технического баланса в системе международных связей и уровня развития критических технологий и национальной технологической базы. Если проблемы обеспечения техногенной безопасности были комплексно сформулированы и в значительной степени решены в последние годы, то постановка на государственном уровне вопросов об обеспечении Т.б. должна стать актуальной при современном ускоренном развитии реального сектора экономики на основе знаний и высоких технологий в гражданском и оборонном комплексах страны. Применительно к сфере предупреждения и ликвидации ЧС развитие теории, методов и систем Т.б. означает ориентацию на создание таких технологий, технологических процессов и технологических установок, которые способствуют снижению рисков техногенных аварий и катастроф. Сюда относятся технологии с контролируемыми параметрами выбросов опасных веществ, энергий и потоков информации, технологии диагностики и мониторинга, технологии автоматизированных защит от опасных отказов, аварий, катастроф. Проблемы Т.б. должны анализироваться и решаться при разработках и создании систем ликвидации ЧС, реабилитации населения и территорий, это особенно важно при развитии таких технологий, как технологии уничтожения оружия массового поражения (химического, ядерного, биологического), технологии специальных спасательных глубоководных, подземных, космических работ. Обеспечение и повышение Т.б. должно базироваться на анализе и управлении технологическими рисками. См. Безопасность производственного процесса.



    Просмотров