Задержании лица совершившего преступление ст. Понятие причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, и условия правомерности данных действий

Подробное решение Параграф § 27 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова 2016

Вопрос 1. В чём заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Каковы экономические цели и функции государства? Чем объясняется неравенство доходов? Какие возможны экономические меры социальной поддержки населения? Что такое предпринимательская деятельность?

Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Основные особенности капиталистической экономики:

Частная собственность

Свобода предпринимательского выбора

Конкуренция

Опора на рыночную систему

Ограниченная роль государства

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:

Повышение благосостояния и качества жизни населения в России;

Обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;

Усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной

Конкурентоспособности России и ее регионов;

Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;

Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

Формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;

Регулирование кредитно-денежной системы страны;

Развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;

Защита и охрана всех видов собственности;

Формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

Помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности в социальное бедствие и причину политических конфликтов;

Охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг.

Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объёмом находящихся в их собственности факторов производства.

Неравенство в доходах может быть связано и с не зависящими от человека различными жизненными обстоятельствами. Например, один оказался удачливым золотоискателем и нашёл золотую жилу. Другому богатый родственник по завещанию оставил крупную сумму денег. Третий разорился в результате наводнения. Четвёртый потерял работу и стал безработным. Пятый получил инвалидность и стал нетрудоспособным.

Помощь социально не защищённым группам населения государство осуществляет прежде всего через социальные выплаты и социальное обслуживание. Программы социальной помощи предполагают безвозмездные выплаты стипендий, пенсий, пособий нуждающимся. Социальные выплаты включают также систему льгот для особо нуждающихся групп населения. В России граждане, достигшие пенсионного возраста, получают пенсию по старости (мужчины - с 60 лет, женщины - с 55 лет). Существуют также пенсии по инвалидности, за выслугу лет и др. Некоторые категории населения получают льготы, например на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг.

Предпринимательство, предпринимательская деятельность - экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.

Вопрос 2. Каждый ли имеет право на труд? Какой труд важнее - умственный или физический? Может ли подросток совмещать учёбу и работу? От чего зависит размер заработной платы? Как не оказаться безработным?

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Оба труда важны. Без физического труда не построишь дом, без умственного труда не спроектируешь этот дом. Например, в профессии «хирург» совмещаются и умственный и физический труд.

Подросток может совмещать учебу и работу.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Вопрос 3. Как изменяется труд в рыночной экономике? Какое влияние эти изменения могут оказать на занятость работников в условиях конкуренции работодателей?

Рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями. Создание системы государственных гарантий, социальной защищённости граждан от безработицы. Нужно ускорить процесс формирования. Инфраструктуры рынка труда, где для наёмных работников должна быть создана реальная возможность выбора конкретной формы деятельности в соответствии с личными склонностями и квалификацией, где существовала бы конкуренция не только работников, но и работодателей.

Вопрос 4. Почему безработица сопутствует рыночной экономике?

Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом. В статье 37 Конституции РФ указано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещён». Трудовой кодекс РФ (ст. 2) признаёт право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

С развитием рыночных отношений в обществе на смену общественному и коллективному труду приходит преимущественно частный индивидуальный труд. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа.

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей (в частности, свобода принятия решения о найме и использовании работников) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник обладает свободой выбора наиболее выгодного варианта приложения своего труда) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Это способствует возникновению такого связанного с занятостью явления, как безработица. Она является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

Безработица - положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие).

Занятость - деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход. К занятым относятся граждане, работающие в качестве наёмных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (например, предприниматели, фермеры), избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учёте в службе занятости.

Вопрос 6. Как определить уровень безработицы в стране?

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности трудоспособного населения, выраженное в процентах:

Численность трудоспособного населения уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6%. В российской экономике, переживающей рыночную перестройку, этот показатель претерпел серьёзные изменения, связанные с нестабильным развитием экономики (чередование периодов спада и подъёма).

Вопрос 7. Чем вызвана безработица?

Одна из причин безработицы связана с изменением потребительского спроса на товары и услуги. Это влечёт за собой соответствующие изменения в производстве: применение новых технологий, свёртывание старых производств, совершенствование рабочих мест (например, повышение их технической оснащённости). Многие виды товаров исчезают, спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается.

Безработными в первую очередь становятся работники, чья профессия, квалификация и опыт не соответствуют технической перестройке производства. Чтобы включиться в процесс производства, работнику приходится переучиваться или повышать квалификацию. Бухгалтер, привыкший работать с калькулятором, лишится работы с внедрением на его предприятии компьютеров. Он будет безработным, пока не освоит компьютерные программы или не получит иную профессию.

Другая причина безработицы связана с поиском или ожиданием получения рабочего места гражданином. Среди безработных есть те, кто впервые ищет работу. Например, выпускник колледжа или вуза может числиться безработным, пока не найдёт места, соответствующего его специальности и уровню подготовки. Другие вынуждены менять работу. Причины смены работы бывают разные: поиск лучших условий труда и его оплаты, потеря интереса к профессии, увольнение, переезд на другое место жительства и т. п.

Безработица может быть вызвана таким явлением в развитии экономики, как спад производства (например, в условиях экономического кризиса). Он характеризуется сокращением производства и потребления. С сокращением выпуска продукции происходит увольнение ранее занятых работников и сокращение рабочих мест.

Экономисты также связывают некоторый уровень безработицы с особенностями производства в определённое время года. Они отмечают так называемую сезонную безработицу. Она вызвана изменением объёмов производства в отдельных отраслях экономики. Например, в сельском хозяйстве или в рыболовной отрасли в связи с сезонным характером деятельности.

Вопрос 8. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

Высокий уровень безработицы влечёт за собой серьёзные экономические и социальные последствия. Экономисты при расчёте потерь от существующего уровня безработицы учитывают следующее: расходы Государственного фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога).

Основная экономическая цена безработицы - несозданный продукт, что влечёт снижение общего объёма производимых в стране экономических благ. Рост безработицы ведёт также к сокращению потребительского спроса. Напомним, что зарплата - один из основных источников дохода большинства граждан и их семей. Отсутствие этого источника вынуждает их сокращать до минимума свои расходы. Всё это препятствует росту благосостояния всех граждан страны.

Для общества и отдельных граждан важна и социальная сторона безработицы. Человек лишается важного источника дохода - заработной платы, а нередко теряет и квалификацию. В результате снижения доходов из-за безработицы происходит падение благосостояния граждан. Размер пособия по безработице не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги.

Безработица - серьёзное испытание для самого безработного. Он теряет, как правило, чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние. Особенно опасна безработица среди молодёжи, чья недостаточная профессиональная подготовка или отсутствие специальности затрудняет решение проблемы трудоустройства. В этих условиях некоторая часть молодёжи может выбрать для удовлетворения своих потребностей образ жизни, не связанный с трудовыми усилиями, и пополнить преступную среду.

Вопрос 9. Как государство обеспечивает занятость?

Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы.

Правительство России решает эти задачи в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации». Для обеспечения занятости государство стремится снизить уровень безработицы, принимая следующие меры: создание условий для переподготовки и повышения квалификации работников (деятельность центров профориентации, учебных центров), предоставление информации о потребностях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий, молодёжные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства). Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профессиональное обучение безработных, выплата пособий по безработице, организация общественных работ.

Основными путями поиска новой работы, как подтверждают многие исследования, являются средства массовой информации, Федеральная государственная служба занятости, получение информации от друзей и знакомых, непосредственное обращение к работодателю.

Особенно в поддержке государства нуждаются самые молодые работники. Для помощи молодёжи государство предоставляет льготы по уплате налогов фирмам, использующим преимущественно труд молодых, создаёт центры обучения по наиболее востребованным профессиям.

Развивающиеся рыночные экономические отношения (рынок труда, свобода выбора, реальная безработица) требуют специальных усилий со стороны общества для оказания помощи подросткам и юношеству в профессиональном самоопределении. Образовательные организации стремятся оказать информационную и психолого-педагогическую поддержку будущим выпускникам школ, колледжей в решении карьерных вопросов. Учащимся необходимо осуществлять выбор оптимального варианта нахождения своего места в обществе с ориентацией не только на сегодняшний день, но и на ближайший прогноз развития страны, своего региона.

Вопрос 10. Бывшие одноклассники на школьном вечере встреч делились жизненными успехами и планами. Алексей - студент дневного отделения университета. Женя - домохозяйка, воспитывающая ребёнка. Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Татьяна, искавшая работу в прошлом году, прекратила безуспешные поиски, но по-прежнему хочет устроиться на работу.

Кто из четверых считается безработным? Поясни свой выбор.

Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Он считается безработным.

Безработный – человек в трудоспособном возрасте, умеющий и желающий работать, но не имеющий работы и трудового дохода по не зависящим от него причинам.

Вопрос 11. Заполни в своей тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».

Экономические последствия: снижение уровня доходов семей; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги;

Социальные последствия: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; рост преступности в стране.

Вопрос 12. Рыночная экономика развивается таким образом, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы существование такого явления в экономике, как безработица?

При безработице формируется "резерв" рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

Вопрос 13. Узнай из материалов газет и журналов, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, знание компьютера, высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональной квалификации (знания, практические навыки по конкретной специальности) предлагают наёмные работники в обмен на заработную плату. Попробуй составить деловой портрет работника современного производства. Проведи самооценку своих возможностей будущего трудоустройства.

Требования: Знание иностранного языка, чаще всего английского; Опыт работы по данной специальности; Знание компьютера, пи необходимости; Высшее или среднее профессиональное образование; Какие-нибудь удостоверения или права (например: водительские); гражданство РФ или временное место жительство.

Знания организационный работы, и ее взаимодействия с другими службами; умение самостоятельно разобраться (например в документах) и решить проблемы.

Опыт работы: чем больше стаж, тем лучше.

Цель урока.

  • Познакомить обучающихся с видами безработицы, их причинами и особенностями; с государственной политикой по безработице.
  • Воспитание у обучающихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим экономическим процессам, связанной с адаптацией к современному рынку труда.

Оборудование. Текст с вопросами для кроссворда и сетка кроссворда (Приложение №1). Презентация по теме “Виды безработицы, их причины и особенности” (Приложение №2). Сравнительная таблица №1 “Последствия безработицы”.Сравнительная таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”. Компьютер и проектор экрана.

Индивидуальное обучение. Доклад обучающегося о последствиях безработицы и государственных мерах борьбы с ней.

Ход урока

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

2. Повторение ранее изученного материала.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное закрепление новых знаний.

5. Подведение итогов, выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

Слово учителя. Каждый из нас мечтает жить в стабильно развивающейся экономике. Осуществить такую мечту непросто в нашей стране, где происходит трудный переход от административно-командной к смешанной экономической системе. Одним из средств решения проблемы является знакомство с темой урока “Виды безработицы, их причины и особенности.

Государственные меры борьбы с безработицей”, в процессе которого обучающиеся получат знания необходимые для адаптации к современному рынку труда.

2. Повторение ранее изученного материала.

Слово учителя.Для достижения поставленной цели, вспомним некоторые понятия и положения, с которыми мы познакомились в теме “Что такое безработица?”. Для того чтобы процесс повторения был интересным, проведём разминку и решимкроссворд на тему “Структура населения с точки зрения занятости”.У каждого из вас на столе набор печатных приложений к уроку. ВозьмитеПриложение №1, перед вами листочки с вопросами.Вопросы на листочке пронумерованы так же, как ответы в сетке кроссворда. Для того чтобы заполнить сетку на доске, мне необходим помощник (я назначаю помощника).

Алгоритм разминки:

Я задаю вопрос (из листочка) и тот, кто первым ответит на этот вопрос, получает право начать разминку;

Обучающийся, начинающий разминку, выбирает номер вопроса и того, кому он будет задавать этот вопрос;

Обучающийся, которого выбрали отвечать, должен ответить на заданный вопрос, после чего выбирает следующий вопрос и того, кто будет на него отвечать, и т.д.

Если тот, кого выбрали отвечать, даёт неправильный ответ, то право ответа и следующего вопроса переходит к тому обучающемуся, который первым поднимет руку, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Начинаем разминку.

Слово учителя.Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно ищет её?(Ответ обучающегося:безработный).

1. Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно её ищет? (Ответ обучающегося: безработный)

2. Как называются граждане, живущие в одной стране, независимо от пола и возраста? (Ответ обучающегося: население)

3. Как называется денежное вознаграждение, которое человек получает за свой труд от работодателя? (Ответ обучающегося: зарплата)

4. Пете Смирнову, недавно исполнилось 10 лет. Определите его статус в составе населения страны с точки зрения его занятости в национальном хозяйстве? (Ответ обучающегося: нетрудоспособный)

5. Как называется государственная служба, куда обратился Саша Смирнов с просьбой о трудоустройстве? (Ответ обучающегося: занятости)

6. Как называется ситуация в стране, когда в ней есть люди, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще? (Ответ обучающегося: безработица)

7. Как называется возраст, в котором должен быть безработный? (Ответ обучающегося: трудоспособный)

8. Как называется экономическое население, которому соответствует понятие “рабочая сила”? (Ответ обучающегося: активное)

9. Нина Пилюлькина работает медсестрой в поликлинике. Определить её статус в составе рабочей силы? (Ответ обучающегося: занятая)

10. Женщина-домохозяйка, которая посвятила себя дому и семье. Определить её статус в составе рабочей силы?(Ответ обучающегося: выбывшая)

Слово учителя. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наёмного работникаи надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной можетбыть и как с ней нужно бороться.Чтобы вести анализ проблем безработицы, необходимо, прежде всего четко определить, кого считать безработным. Критерии признаниячеловека безработным обычно устанавливаются законом илиправительственными документами и могут несколько различаться постранам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всехопределениях.

Слово учителя.

Вспомним эти признаки безработного?

(Ответ обучающегося:

Трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законом данной страны разрешается работа по найму, но младше возраста, по достижению которого назначается пенсия по старости;

Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени, например месяца;

Доказанное стремление человека найти работу, например обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Слово учителя. Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности её рабочей силы.

3. Изучение нового материала.

Слово учителя.Мы с вами повторили тему “Структура населения с точки зрения занятости”. Теперь послушаем доклад-презентацию на новую тему “Виды безработицы, их особенности и причины” Приложение №2.

Доклад обучающегося по таблице №1 “Последствия безработицы” и таблице №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”.

Таблица №1 “Последствия безработицы”

Таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”

Общие меры для всех типов безработицы Меры сокращения фрикционной безработицы Меры сокращения структурной безработицы Меры сокращения циклической безработицы
Создание службы занятости (учёт и трудоустройство;

выдача пособий по безработице;

переподготовка кадров; помощь психолога и юриста).

Усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличие рабочих мест. Создание служб по переподготовке и трудоустройству кадров. Стимулирование экспорта;

инвестиции в экономику;

создание дополнительных мест в государственном секторе;

обучение специальностям молодёжи необходимых рынку труда.

Слово учителя. На основе изложенного материала можно сделать вывод: несмотря на то, что существуют негативные экономические и неэкономические последствия безработицы, фрикционная и структурная безработицы-явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то, как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых странах мира понимают отсутствие циклической безработицы.

Иначе говоря, это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему, и единого значения для неё не существует.

4. Первичное закрепление новых знаний.

Слово учителя. Вопросы обучающимся:

К каким экономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося:к потере доходов и квалификации)

К каким экономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: недопроизводству ВВП, увеличению расходов на переподготовку кадров и биржу труда)

К каким неэкономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к стрессу, отчаянью, болезни, потере друзей и семьи)

К каким неэкономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к росту преступности, к росту заболеваний и смертности, к политическим переворотам)

Какие меры проводит государство по сокращению циклической безработицы?(Ответ обучающегося: стимулирование экспорта, инвестиции в экономику, создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе, обучение молодежи специальностям необходимых рынку труда, помощь в открытие собственной фирмы)

Какие меры проводит государство по сокращению фрикционной безработицы? (Ответ обучающегося: усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличии рабочих мест)

Определите к какому типу безработицы относятся следующие безработные: - Квалифицированный программист уволился с работы, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации?(Ответ обучающегося: фрикционная безработица)

В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9,7%, в разгар “Великой депрессии” 1933 года безработица достигла 25%?

(Ответ обучающегося: циклическая безработица)

Много лет тому назад высококвалифицированные извозчики остались без работы из-за изобретения автомобилей?(Ответ обучающегося: структурная безработица).

5. Подведение итогов, выставление оценок.

Слово учителя.Сегодня на уроке мы вспомнили и повторили: (Обучающиеся отвечают коротко, называя только понятия: безработица, безработный, рабочая сила, нетрудоспособное население, выбывшие из состава рабочей силы, государственная служба занятости, заработная плата)

Слово учителя.Сегодня на уроке мы узнали нового: (Обучающиеся отвечают полностью, дают новые определения: фрикционной безработице, структурной безработице, циклической безработице и так же перечисляют государственные меры борьбы с ними)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

Слово учителя. Для того чтобы легче адаптироваться на рынке труда, обучающиеся должны выполнить творческую работу дома на тему “Анализ рынка труда, с точки зрения трудоустройства по профессии бухгалтер в городе Москве”. Данные средств массовой информации должны быть проанализированы, систематизированы и представлены в письменном видепо следующему плану:

а) показатели экономической активности населения;

б) структура занятости по видам экономической деятельности;

в) структура потребностей в работниках по отраслям;

г) вакантные должности, на которые сохраняется спрос;

д) способы поиска работы;

е) требование к специалистам и оплата труда;

ж) трудоустройство выпускников СПО;

з) плюсы и минусы профессии;

и) подведение итогов.

безработица государственный регулирование занятость

Безработица влечет за собой серьезные социально - экономические проблемы. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, не выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг.

С уходом в прошлое эры СССР, с развалом экономик бывших республик, с обнищанием основных масс населения безработица прочно поселилась на всём постсоветском пространстве и сдавать свои позиции не собирается. Способствуют этому и бесконечные мировые кризисы, очередной волной накрывающие страны ближнего и дальнего зарубежья, и неразбериха в политических и экономических вопросах внутригосударственных политик, и многие другие нюансы. Любому правительству время от времени приходится ликвидировать экономические и социальные последствия безработицы.

Специалисты ставят их на одну чашу весов с проблемами бедности, социальной нестабильности и другими, грозящими подорвать основы государственной власти. Экономические последствия безработицы для россиян и граждан других государств тем тяжелее, чем ниже их материальная обеспеченность. Психологи считают, что для адаптации в подобных условиях людям нужна соответствующая помощь и поддержка. Она должна выражаться в пособиях по безработице, а также в специальных государственных программах и мерах, которые помогли бы людям пережить трудные времена.

Социально-экономические последствия безработицы заключаются не в одном лишь оценивании социального ущерба или потерь в экономике страны, хотя это тоже важно. Значительно уменьшается количество времени, затраченного на производственные процессы. Скорыми темпами падает интенсивность и производительность труда. Плюс к этому - непосредственные затраты из бюджета для преодоления этих негативных явлений.

Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1% реального уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5% от потенциального ВНП. Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников. В.А. Павленков Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. М.: Изд-во МГУ,2009.С.214.

Классификация наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему, представлена в таблице 1:

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране.

Таблица - 1 «Экономические последствия безработицы»

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

Обесценение последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

Утрата квалификации

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда

Снижение жизненного уровня

Недопроизводство национального дохода

Снижение налоговых поступлений

Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

Что касается социальных последствий безработицы, то они рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как один из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

Безработица особенно сильно затрагивает относительно малоквалифицированные и соответственно низкооплачиваемые слои трудящихся. К ним относятся те, кто впервые или после некоторого перерыва ищет работу (молодежь, оканчивая школу, замужние женщины и т. д.), так называемые отчаявшиеся, которые перестали искать работу, потеряв всякую надежду найти ее, лица по тем или иным причинам «добровольно» покинули работу, трудящиеся, которые не найдя постоянного рабочего места, вынуждены довольствоваться неполным рабочим днем, наконец, безработные, уже длительное время лишенные возможности нормально трудиться. Все эти ограничения в той или иной степени характерны как для России, так и для других стран.

При безработице, уровень жизни безработных меняется постепенно. Вначале многие потерявшие работу начинают тратить свой трудовые сбережения, уменьшают свои повседневные расходы до минимума, отказываются от всех «несущественных» расходов и т.п. По мере увеличения продолжительности безработицы они переезжают в более дешевые дома и квартиры, продают автомобили и другие предметы длительного пользования. Продажа автомобилей, в свою очередь, нередко еще более ухудшает положение безработного, поскольку затрудняет поиски новой работы.

Немалая часть безработных вынуждена не только сокращать свои расходы, уменьшать объем потребления, но и вообще отказаться от удовлетворения некоторых необходимых потребностей. В той или иной степени это затрагивает важнейшие статьи семейных расходов - топливо, жилье, одежду, обувь и даже продовольствие. Так, многие семьи безработных переходят на ухудшенный рацион питания. И.К. Станковская, И.А. Стрелец. Экономическая теория для бизнес - школ: учебник.М.:Инфра-М,2012.С.201

Обобщая все вышесказанное, можно предложить классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему представленных в таблице 2:

Таблица - 2 «Социальные последствия безработицы»

Зависимость людей от работы для приобретения экономических благ является основой очеловеченного фактора производства - труда. Человек, который не может по каким-либо причинам устроиться на роботу, является безработным.

Потеря работы и увольнение - это почти всегда источник стресса для самого работника и для членов его семьи. У человека во время безработицы изменяется не только стиль жизни, но и ожидания, цели, ценности, отношения с окружающими. Разорванным оказывается весь жизненный уклад личности.

Наиболее сильным патогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это произойдет. На фоне такого состояния снижается производительность труда.

Уже в скором времени люди начинают чувствовать себя значительно лучше, наступает облегчение и радость. Человек начинает испытывать состояние психологического комфорта и удовлетворения жизнью. Вынужденный отдых обычно идет на пользу. В данной ситуации человек больше всего приспособлен к труду, поэтому в данный период наилучшим завершением безработного состояния будет трудоустройство. Если этого не произошло, наступает фаза утяжеление состояния. В этот период последствия серьезнее. Например, проблемы с семьей из-за отсутствия денег на существование. Поскольку государственные службы занятости постоянно предоставляют предложения по трудоустройству безработным, в этот период человеку лучше взяться за временную работу или переквалифицироваться. Это поможет избежать более тяжелых последствий.

Отсутствие даже минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает поиски работы, отчаивается. Чем выше уровень, которую занимал человек, тем острее он переживает свое увольнение и отсутствие работы. И тем сильнее проявляются негативные последствия безработицы. Люди, занимавшие невысокие посты, обладают большей приспособляемостью и психологической устойчивостью. С

Стоит отметить, что служащие с постоянным жалованием и фиксированным рабочим днем больше страдают от потери работы, чем люди «свободных» профессий (журналисты, артисты, консультанты, дизайнеры и прочие). Служащим также труднее найти другую работу. Чем дольше длится период безработицы, тем острее человек переживает свое увольнение и отсутствие работы. И тем сильнее проявляются негативные последствия безработицы. Проблема социально-психологических последствий безработицы очень важна, требует разработки всевозможных подходов для их минимизации и, следовательно, дальнейшего изучения.

Таким образом, социально-экономические последствия безработицы имеют диалектическую природу. Несомненно, сама безработица является результатом негативных явлений внутренней политики государства. Она должна носить временный характер. И чем выше уровень жизни в стране, чем стабильнее экономика, тем меньше людей становятся жертвами колебаний рынка труда. В экономически развитых странах безработных гораздо меньше, чем в тех, что переживают внутренние катаклизмы. Естественно, чтобы преодолеть социально-экономические последствия безработицы, главы государств часто принимают такие непопулярные меры, как введение лимита на въезд в страну иностранцев, ограничение их по трудоустройству в пользу местного населения и многие другие.

Тема: «Безработица, её причины и последствия».

Наличие безработицы - это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?

Повторение. В чем заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Каковы экономические цели и функции государства?

Каждый ли имеет право на труд?

Задание № 1. Прочитайте статью 37 Конституцией РФ, вставьте пропущенные слова:

«1. Труд... Каждый имеет право … к труду, выбирать … 2. ...труд запрещён. 3. Каждый имеет право на …, а также право на защиту от …».

Задание №2. Заполните таблицу «Особенность и характер труда в различных экономических системах»

Характеристика труда:

1. Обязательный

2. Добровольный

3. Свободный

4. Принудительный

Название системы

Характеристика системы

Характеристика труда

Командная экономика

Монопольное право государства на использование труда и предоставление работы. Государство обеспечивало 100% занятость населения.

Рыночная экономика

Наличие частного индивидуального труда. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа. Свобода предпринимательской деятельности и частной инициативы, конкуренция в различных отраслях производства и сферах услуг.

Вывод: В различные исторические эпохи формировались экономические системы, где положение трудоспособного населения и характер труда был... В рыночной экономике экономическая свобода производителей (принятие самостоятельного решения кого …) и добровольность занятости (работник сам решает …) приводят к тому, что трудоспособный человек …

Что такое безработица.

Задание № 3. Работа с документом. Используя отрывок из документа, выясните, кого по закону РФ можно считать занятым, а кого безработным и попытайтесь сформулировать определения: безработица; занятость населения.

ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

Статья 1. Занятость граждан . Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход…

Статья 2. Занятые граждане. Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ… зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, … проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, … проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения …временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, …

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными. 1.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. 2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки … документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. … При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов….3.Безработными не могут быть признаны граждане не достигшие 16-летнего возраста;…

Задание № 4. Работа с учебником (стр. 166-168): выяснить причины безработицы, ответ оформите в виде схемы.

Доп. информация. В зависимости от причин возникновения выделяют следующие виды безработицы : фрикционная, структурная, циклическая, сезонная.

Фрикционная- связана с поиском и ожиданием работы. Имеет в основном добровольный и кратковременный характер. Работу могут искать молодые специалисты, уволившиеся по собственному желанию.

Структурная- связана с внедрением новых технологий, автоматизацией производства, изменением рынка товаров и услуг. Имеет в основном вынужденный и довольно долговременный характер.

Циклическая - связана с наступлением фазы общего экономического спада в экономическом цикле. Имеет вынужденный характер. В фазах оживления и подъёма появляются новые рабочие места и безработица уменьшается.

Сезонная - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды года, т. е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт и, следовательно, уровень безработицы уменьшается, в другие спрос падает, а уровень безработицы растет.

Задание № 5. Распределите последствия безработицы в таблицу по двум показателям: экономические и социальные последствия.

1. Снижается общий объем производимых в стране экономических благ и услуг;

2. Ухудшение физического и психического состояния;

3. Опасность возрастания социальной напряженности в обществе и рост преступности;

4. Размер пособия по безработице не обеспечивает нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги;

5. Теряется квалификация и стаж работы;

6. Сокращается потребительский спрос;

7. Отсутствие заработной платы вынуждает человека сокращать до минимума свои расходы;

8. Потеря чувства уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение;

Закрепление. 1. Некоторые экономисты утверждают, что умеренная (5-6%) безработица имеет ряд позитивных последствий. Как вы думаете, они правы?

2.Какие меры предпринимает наше государство для борьбы с таким явлением сегодняшней действительности как безработица?

3.Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах, запишите формулу.

4. При каких условиях человек готов трудиться, а подходящего места работы нет? Как будут называть трудоспособного человека, не имеющего работу?

5. Можно ли утверждать, что безработица – это явление, с которым сталкиваются практически все страны мира?

Доп. информация.

Скрытая безработица заключается в том, что работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, т. к. не может найти другую работу с полной занятостью.

Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы. Через рынок труда происходит продажа рабочей силы на определённый срок. Рынок труда характеризуется такими показателями, как численность экономически активного населения, численность людей, занятых в экономике, уровень безработицы. Особенностью рынка труда является то, что он имеет дело с особым ресурсом - «человеческим капиталом».

Экономически активное население - это население страны, включающее в себя женщин в возрасте от 18 до 55 лет и мужчин в возрасте от 18 до 60 лет.


1.Причины инфляции:внутренние и внешние
2.Социально-экономические последствия инфляции
3.Из истории инфляции
4.Система антиинфляционных мер
5.Можно ли победить инфляцию полностью и окончательно?
6.Особенности инфляции в России
7.Плюсы и минусы инфляции
8. Взаимосвязь инфляции и безработицы

1.Решение главных вопросов экономики направлено на: 1) борьбу с безработицей; 2) эффективное использование и

распределение ресурсов;

3) повышение потребительского спроса;

4) снижение уровня конкуренции в отдельных отраслях.

2. Одной из причин безработицы является:

1) ограничение розничной торговли;

2) спад производства;

3) увеличение числа частных предприятий;

4) усиление конкуренции среди производителей.

3. Какое из проявлений характеризует распределение как
сферу экономики:

1) заключение предпринимательской сделки;

2) посещение молодёжной ярмарки вакансий;

3) увеличение государственных расходов на социальные программы;

4) изготовление оборудования для автомобильного салона?

4. Верны ли следующие суждения о собственности?

А. Многообразие форм собственности создаёт условия для реализации экономической свободы.

Б. Господство частной собственности в экономике обеспечи­вает единство и гармонию общественных и личных интересов.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верно А и Б;

4) неверны оба суждения.

5. Найдите в приведённом ниже списке проявления, ха­рактеризующие распределение как сферу экономики, и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) посещение научной библиотеки;

2) заключение торговой сделки;

3) увеличение государственных расходов на занятость;

4) установка нового производственного оборудования;

5) выплата пособий семьям на детей.

6.Установите соответствие между объектами и формами
собственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, под-
берите соответствующую позицию из второго столбца.

Объект собственности

Форма собственности

1) пограничная застава

А) государственная

2) районная поликлиника

Б) частная

3) швейный кооператив

В) муниципальная

4) национальный природный заповедник

5) семейное кафе

1) Цель государства в рыночной экономике

а)Экономический рост и стабильность цен.
б)Полная занятность
в)Экономическая свобода.
г)Всё вышеперечисленное.
2)Выбери верное утверждение
а) Государство может выполнять свои функции,даже если отменить налоги.
б)Государство решает экономические и социальные проблемы зв счет бюджета, в который поступают деньги от налогов.
в)Налоги не нужны.
г)Налоговые лбготы необходимы всем.
3)Примером товара(услуги) общественного пользования может служить:
а) Светофор на дороге.
б)Услуги портного.
в)Организация торгов на бирже.
г)Нет правилььного ответа.
4)Бюджет состоит:
а) Их доходов
б) Из расходов
в)из налогов
г)из доходов и расходов
помогите плиииз умоляюююю



Просмотров