О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Система государственного управления

РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

Основные задачи РСЧС:

■ разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

■ осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

■ обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

■ сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

■ подготовка населения к действиям в ЧС;

■ организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;

■ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

■ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

■ осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

■ ликвидация ЧС;

■ осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

■ реализация прав и обязанностей населения в области защиты

■ международное сотрудничество в области защиты населения

и территорий от ЧС.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем (рис. 1.1) и имеет уровни (рис. 1.2): федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Рис. 1.1. Организационная структура РСЧС

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению этих территорий. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, федеральными службами, агентствами) для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также ПОРЯДОК ИХ деятельности определяются положениями о них.

Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционируют в трех режимах:

■ повседневной деятельности;

■ повышенной готовности;

■ чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности используется при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

В этом режиме осуществляются наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности населения, повышению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.

Режим повышенной готовности - функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.

В режиме повышенной готовности при необходимости формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки, для выработки предложений по ее нормализации, усиливаются дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите населения, увеличению запасов материально-технических средств, повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования гражданской обороны (ГО), предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и при необходимости осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий.

Режим чрезвычайной ситуации - функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.

В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения.

В район ЧС:

■ выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС;

■ направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

■ принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших;

■ усиливается постоянный контроль за- состоянием окружающей среды в районе ЧС;

§ приводятся в готовность защитные сооружения для приёма укрываемых.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы РСЧС:

■ на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

■ на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

■ на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению й ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

■ на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

На каждом уровне РСЧС работу комиссий по ЧС обеспечивают постоянно действующие органы управления ТО, которыми являются:

■ на межрегиональном - региональные центры;

■ на региональном - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

■ на муниципальном - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;

■ на объектовом - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

К органам повседневного управления РСЧС относятся:

■ центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

■ центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

■ центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

■ единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

■ дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

На органы повседневного управления возлагается: постоянный контроль за обстановкой, обеспечение устойчивого управления подчиненными органами и силами РСЧС и организация непрерывного информационного обеспечения органов управления ГОЧС.

Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством Российской Федерации, а в территориальных подсистемах - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Силы и средства РСЧС подразделяются таким образом (рис. 1.3):

■ силы и средства наблюдения и контроля;

■ силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием Окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об оюстоновке, осуществляют её прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.

Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В состав этих сил входят соединения и части Войск гражданской обороны Российской Федерации, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения их работы в автономном режиме и находящиеся в постоянной готовности к экстренным действиям, они могут привлекаться к действиям по распоряжению МЧС России и других органов управления ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организациями Российской Федерации.

Кроме сил РСЧС к ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел при ликвидации ЧС применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и другими правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Вопросы и задания

1. Для чего предназначена система РСЧС?

2. Перечислите основные задачи РСЧС.

3. Какие подсистемы входят в состав РСЧС? Каковы их состав и задачи?

4. Перечислите режимы функционирования РСЧС. Какие мероприятия включает в себя каждый из них?

5. Какие органы РСЧС относятся к координирующим?

6. Какие органы являются органами повседневного управления РСЧС? Перечислите их задачи.

7. Какие силы и средства входят в состав РСЧС?

8. Для чего предназначены силы и средства наблюдения и контроля?

9. Для чего предназначены силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС? Перечислите их состав.

В соответствии с требованиями закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. руководство гражданской обороной (ГО) в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Законом установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) определена постановлением Правительства РФ от 5.11.1995 г. № 1113 и включает территориальные и функциональные подсистемы (рис. 43).

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению. Их руководящими органами на местах являются управления (отделы) по делам ГО и ЧС.

Территориальные подсистемы планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС. В состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет пять уровней управления: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Региональный появился в результате деления России на 7 крупных регионов. Они в основном вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

У начальников ГО объектов рабочим аппаратом являются отделы (секторы, группы), комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей. Их численность определяют министерства, ведомства или сами руководители предприятий.

На отдел возлагаются следующие функции:

Организация и обеспечение непрерывного управления ГО при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

Своевременное оповещение о возникновении ЧС;

Разработка «Плана ГО» и «Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС»;

Осуществление мероприятий по защите трудового коллектива;

Обучение личного состава формирований ГО, рабочих и служащих;

Поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в ЧС.


Для организации и проведения специальных мероприятий по ГО и ЧС, подготовки сил и средств, управления ими при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются службы : связи и оповещения, охраны общественного порядка, противопожарная, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, медицинская, противорадиационной и противохимической защиты, автотранспортная, материально-технического снабжения и др.

Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости от специфики предприятия и наличия структурных подразделений для их организации.

На рис. 44 приведена схема организации гражданской обороны УГТУ – УПИ.

Основные задачи РСЧС

1. Одна из главнейших задач РСЧС – проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении – защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды.

2. Следующая задача – сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер , направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

Основные усилия в решении задачи предупреждения чрезвычайных ситуаций направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.

3. Центральная задача – проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время увеличилось количество нарушений требований норм проектирования и строительства. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других потенциально опасных районах. Прекратилось строительство защитных сооружений.

4. Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях . Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальные системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности).

5. Ликвидация чрезвычайных ситуаций . Эта задача требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Части и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекаются к работам, связанным с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, взрывы, разливы АХОВ, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы. Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС является весьма актуальной.


ОРГАНИЗАЦИЯ


Похожая информация.


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения ЧС в мирное время, а в случае их возникновения – для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты ОС и уменьшения ущерба объектам экономики. РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов но защите населения и территорий от ЧС.

Основными задачами РСЧС являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Структура РСЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Для организации работ в области защиты населения и территорий от ЧС федеральные органы исполнительной власти создают функциональные подсистемы РСЧС.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих местному административно-территориальному делению.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы, средства и т.д.

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на межрегиональном уровне (в пределах федерального округа) – полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;
  • на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры);
  • на региональном уровне – территориальные органы МЧС России – органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • 1) центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • 2) центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • 3) центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС;
  • 4) центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • 5) единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • 6) дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства органов исполнительной власти.

Силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального масштаба в порядке, установленном Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы и формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой с учетом обеспечения снаряжением и материалами не менее чем на трое суток для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. В состав этих сил входят:

  • учреждения Агентства по мониторингу чрезвычайных ситуаций;
  • учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;
  • войска ГО;
  • поисково-спасательная служба МЧС России;
  • военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
  • формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза России;
  • военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
  • формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
  • специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил России, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
  • аварийно-технические центры Росатома;
  • службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта;
  • восстановительные и пожарные поезда Министерства транспорта и связи Российской Федерации;
  • аварийно-спасательные службы и формирования Федерального агентства морского и речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.

Государственная противопожарная служба (ГПС) – мощная оперативная служба, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базу. Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 млн выездов на пожары, при этом спасают от гибели и травм более 90 тыс. чел., материальных ценностей – на сумму свыше 50 млрд руб.

Одно из важнейших направлений деятельности Государственной противопожарной службы в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", определяющим общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации – осуществление пожарного надзора.

Каждый год инспекторы ГПС проводят более 4 млн контролирующих мероприятий, предлагают к исполнению до 7,5 млн противопожарных мероприятий. Благодаря этому ежегодно предотвращается до 450 000 пожаров, сохраняется материальных ценностей на сумму 35–45 млрд руб.

Поисково-спасательная служба (ПСС) включает восемь региональных поисково-спасательных отрядов (РПСО), Байкальский Г1СО, 35 филиалов региональных ПСО (11 из них осуществляют поиск и спасение людей на водных объектах), ФГУ отряд "Центроспас", ФГУ "Госакваспас". В задачи ПСС входит проведение поисково-спасательных работ в ЧС, оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Главной задачей развития ПСС МЧС России является создание мобильной, высокоэффективной, оснащенной современными техническими средствами группировки спасательных сил.

В состав Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда "Центроспас" входят следующие службы: поисково-спасательная, кинологическая, медицинская, аэромобильных технологий спасения, связи, инженерного, автотранспортного, программно-информационного, материально-технического обеспечения, а также аэромобильный госпиталь.

Современное специальное оборудование и снаряжение, которыми оснащен отряд, профессиональные возможности специалистов, способность работать автономно в любой климатической зоне позволяют эффективно проводить поисково-спасательные и аварийные работы и ликвидировать последствия любых ЧС.

Поисково-спасательные отряды способны в период от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.

В настоящее время поисково-спасательные отряды являются важной силой в ликвидации последствий авиационных, железнодорожных и дорожно-транспортных катастроф, пожаров, взрывов и обрушений зданий, прорывов на нефте- и газопроводах, разливов различных опасных химических веществ. Все чаще к специалистам поисково-спасательной службы обращаются с просьбами о поиске пропавших людей в ситуациях криминального характера, об извлечении людей из шахт лифтов, колодцев, водоемов, о ликвидации бытовых ЧС на верхних этажах высотных домов.

Всего за период с 1993 по 2010 г. было проведено около 150 тыс. поисково-спасательных работ, в которых оказана помощь более чем 2 млн чел.

Большинство поисково-спасательных работ ведется с применением специально обученных собак кинологических подразделений МЧС России. В составе ПСС МЧС России 335 кинологических расчетов, в том числе 239 поисково-спасательных кинологических расчетов, 27 – минноразыскных, 69 – охранно-сторожевых. Они успешно работали при ликвидации последствий взрывов жилых домов в Москве, землетрясений в Нефтегорске, Колумбии, Турции, Индии, Индонезии, цунами в Шри-Ланке и многих других чрезвычайных ситуаций.

Основным подразделением экстренного реагирования на ЧС крупного масштаба и уникального характера является Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд ("Центроспас"), Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисковоспасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны ЧС.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются самолеты большой грузоподъемности, способные перебрасывать по воздуху на огромные расстояния формирования спасателей и средства спасения, выполнять такие операции, как тушение крупных пожаров. Кроме того, они могут транспортировать малогабаритные спасательные вертолеты, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда раненых и больных в места базирования "большой" авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение.

В составе отряда есть свой аэромобильный госпиталь, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

Время готовности к вылету подразделений "Центроспаса" не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.

За 15 лег своего существования авиация МЧС России приняла участие почти в 400 спасательных и гуманитарных акциях как в России, так и за рубежом.

Авиация МЧС оснащена 53 воздушными судами (18 самолетов и 35 вертолетов): транспортные самолеты Ил-76ТД; воздушные пункты управления на базе самолетов Як-42Д и Ил-62М; самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П; многоцелевые самолеты Ан-3; самолеты-амфибии Бе-200ЧС; вертолеты Ми-8 и Ка-32; легкие аварийно-спасательные вертолеты Бе-105, БК-117, тяжелые многофункциональные вертолеты Ми-26Т.

Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС ). Одно из направлений деятельности МЧС России – работа по обеспечению безопасности на водных объектах. В августе 2003 г. Указом Президента Российской Федерации Государственная инспекция по маломерным судам, образованная в 1984 г., была передана в состав МЧС России.

За годы функционирования ГИМС ее работниками спасено более 180 тыс. чел.

Основными задачами ГИМС являются: государственный и технический надзор за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, а также обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

В 2007 г. МЧС России ввело в опытную эксплуатацию Автоматизированную информационную систему (АИС ГИМС). Первоочередная задача системы – ведение единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственного учета выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, что позволит сформировать базы данных и автоматизировать процессы анализа, поиска необходимых данных, составления отчетности, представления сведений в налоговые и другие государственные органы.

Военизированные горноспасательные части. 6 мая 2010 г. Указом Президента РФ МЧС России была передана еще одна функция – руководство деятельностью военизированных горноспасательных частей.

Ведомственная разобщенность военизированных горноспасательных подразделений, находившихся ранее в ведении трех ведомств, не позволяла централизованно решать задачи по техническому оснащению частей, подготовке кадров, осуществлению координации действий при реагировании на ЧС.

На сегодняшний день перед МЧС России стоят важные задачи: оснащение подразделений горноспасателей, организация взаимозаменяемости спасателей на разных участках работы, повышение профессионального уровня горноспасателей, подготовка кадров.

Психологическая служба МЧС России. Психологическая служба начинает свою историю с 1999 г. – с создания Центра экстренной психологической помощи МЧС России (ЦЭПП).

Центр является аттестованным аварийно-спасательным формированием в системе министерства. Перед ЦЭПП стоят три основные задачи: руководство психологической службой МЧС России, оказание помощи пострадавшим и родственникам погибших при ЧС и психологическое сопровождение работы пожарных, спасателей, военнослужащих, врачей и т.д.

Общая численность службы составляет порядка 700 специалистов. За прошедшие годы психологи приняли участие в ликвидации последствий более 50 крупных чрезвычайных ситуаций, в том числе 14 – за рубежом.

С января 2006 г. в ЦЭПП в круглосуточном режиме работает телефон "горячей линии", сотрудники которой оказывают экстренную психологическую помощь населению. При возникновении ЧС регионального масштаба телефоны "горячей линии" открываются в подразделениях психологической службы в субъектах Российской Федерации.

Режимы функционирования РСЧС. При нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров РСЧС функционирует в режиме повседневной деятельности.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС в режиме повседневной деятельности, являются:

  • изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
  • сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
  • планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
  • подготовка населения к действиям в ЧС;
  • пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
  • проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
  • ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также в выработке мер по устранению их причин.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается:

  • режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
  • режим ЧС – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В режиме повышенной готовности органы управления и силы РСЧС:

  • усиливают контроль за состоянием окружающей среды, прогнозируют возникновение ЧС;
  • вводят при необходимости круглосуточное дежурство руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
  • непрерывно собирают, обрабатывают и передают органам управления и силам единой системы данные о прогнозируемых ЧС, информируют население о приемах и способах защиты от них;
  • принимают оперативные меры по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • уточняют планы действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иные документы;
  • при необходимости приводят силы и средства РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формируют оперативные группы и организуют их выдвижение в предполагаемые районы действий;
  • восполняют при необходимости резервы материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
  • проводят при необходимости эвакуационные мероприятия.

В режиме ЧС органы управления и силы РСЧС:

  • непрерывно контролируют состояние окружающей среды, прогнозируют развитие возникших ЧС;
  • оповещают руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также население о возникших ЧС;
  • проводят мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
  • организуют работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлекают при необходимости в установленном порядке общественные организации и население к ликвидации возникших ЧС;
  • непрерывно собирают, анализируют и обмениваются информацией об обстановке в зоне ЧС и ходе работ по ее ликвидации;
  • организуют и поддерживают непрерывное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС;
  • проводят мероприятия по жизнеобеспечению населения в ЧС.

При введении режима чрезвычайного положения для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности или режим ЧС. В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы РСЧС функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций.

Руководят силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организуют их взаимодействие руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Решения руководителей работ по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

  • 5. Всероссийская Служба медицины катастроф. Определение и задачи.
  • 6. Формирования Службы медицины катастроф Росздрава России.
  • 7. Организационная структура Всероссийской Службы медицины катастроф (всмк).
  • 8. Специализированные (противоэпидемические) формирования Роспотребнадзора России. Предназначение и состав.
  • 9. Медицинские средства защиты. Определение понятия и классификация.
  • 10. Медицинская защита. Определение и содержание мероприятий медицинской защиты.
  • 11.Основные мероприятия медико-психологической защиты населения и спасателей в чс.
  • 13.Радиационная авария. Определение и классификация, основы медико- санитарного обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий.
  • 14. Силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, привлекаемые для ликвидации последствий чс.
  • 15. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий землетрясений.
  • 16. Особенности медико-санитарного обеспечения населения при наводнениях
  • 17. Санитарная экспертиза продовольствия, пищевого сырья и воды.
  • 18. Нештатные формирования Службы медицины катастроф Министерства обороны России.
  • 19. Медицинская сортировка пораженных в чс. Определение, виды медицинской сортировки, сортировочные группы.
  • 20. Медицинская эвакуация. Определение понятия и цели. Современные санитарно-транспортные средства.
  • 21. Организация защиты медицинского имущества в чс.
  • 22. Задачи военной медицины при ликвидации последствий чс в мирное время.
  • 23. Бригады специализированной медицинской помощи (бсмп). Предназначение, база создания.
  • 24. Медицинский отряд специального назначения мо рф (мосн). Задачи и организационно-штатная структура.
  • 25. Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных в чс мирного времени. Сущность системы этапного лечения с эвакуацией по назначению.
  • 26. Медико-тактическая характеристика чс, ее основные элементы.
  • 27. Основные принципы организации Всероссийской Службы медицины катастроф.
  • 28. Табельные медицинские средства индивидуальной защиты. Состав, предназначение и правила пользования аи-2, ппи, ипп-8.
  • 29. Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения в чс.
  • 3. .Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс). Определение и задачи.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

    Основные задачи РСЧС

    1. подготовка населения к действиям при ЧС;

    2. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

    3. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    4. ликвидация ЧС;

    5. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории у ЧС;

    6. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

    7. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

    8. осуществление мероприятий по соц. защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций;

    9. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, а так же подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

    10. разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;

    11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

    12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

    Эти задачи решаются в трех режимах:

    В режиме повседневной деятельности;

    В режиме повышенной готовности;

    В режиме чрезвычайной ситуации.

    Принципы построения и функционирования РСЧС:

    Защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а так же территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;

    Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же предприятий, учреждений и организаций не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

    Реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

    Заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление, как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов реализации;

    Согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территории от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

    Соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.

    РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 4 уровня управления: федеральный уровень, территориальный, местный, объектовый.

    Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

    Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяется положением об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Задачи, которые возлагаются на РСЧС, выполняются с учетом особенностей своих территорий.

    Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях РФ (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

    Для выполнения задач, возложенных на РСЧС, создаются федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС на безе федеральных органов исключительной власти:

    Служба медицины катастроф (создает Минздрав России);

    Служба охраны общественного порядка (МВД России);

    Противопожарная служба (МЧС России);

    Служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельскохозпрод России);

    Государственная спасательная служба (МЧС России);

    Служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

    Служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

    Служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

    Противопаводковая служба (Минприроды России);

    Служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

    Транспортная служба (Минтранс России);

    Служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

    Служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

    Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объективном уровнях.

    Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

    Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством РФ.

    Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    Все уровни управления РСЧС имеют:

    Постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС);

    Органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

    Силы и средства для ликвидации ЧС;

    Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

    Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

    На федеральном уровне – МЧС России;

    На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, -органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ;

    На местном уровне (в организациях) – отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

    Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

    В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

    Оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

    Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

    Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

    Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

    Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

    Формирования и учреждения ВСМК;

    Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

    Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

    Формирования ГО РФ территориального, местного и объектных уровней;

    Специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

    Аварийно - технические центры Министерства по атомной энергетики;

    Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации федеральной авиационной службы России;

    Восстановительные пожарные поезда МПС России;

    Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

    Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти; центр специального назначения (Москва); авиация МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО РФ.



    Просмотров