Значительную общественную опасность экономической преступности представляют. Экономическая преступность в современной россии

Лекция

Экономическая преступность

План лекции:

1. Понятие и признаки экономической преступности.

2. Криминологическая характеристика экономической преступности.

5. Основные направления профилактики экономической преступности.

Литература

Основная:

Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности: Монография. – СПб.: Фонд «Университет», 2000.- 273 с.

Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России // Юрист, 1999, №10. С.20-24.

Михайлов В. Экономическая преступность: цифры и факты // Профессионал, 1999, №5 (31). С.7-9.

Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века./ Под общ. Ред. А.И. Гурова.- М., 2000.

Есипов В.М . Теневая экономика. Уч. пособие: ГУК МВД РФ- 2-е изд.1998г.- 108 с.

Куликов А.С. Об основных направлениях борьбы с экономической преступностью и об обеспечении экономической безопасности России // Следователь. - №5(8).- 1997.С.17-20.

Демидов Ю. Укрепление экономической безопасности: комплекс первоочередных мер // Профессионал.- №3(24).- 1998. С. 27-30.

дополнительная:



Акаева А. А. Проблемы латентности преступлений в сфере экономики. Автореф. к.ю.н. Махачкала 2002г.

Исмагилов Р. Ф. Экономическая организованная преступность. Автореф. к.ю.н., СПб, 1997.

Эминов Е. В. Борьба с незаконной предпринимательской деятельностью (уголовно-правовой и криминологический аспект). Автореф. к.ю.н.- М., 2000г.

Мельников И. М. Криминологические проблемы противодействия преступности в сфере антимонопольного законодательства. Автореф. к.ю.н. Кисловодск, 2002 г.

Гафуллина Р. Ф. Современные проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями в сфере кредитных отношений. Автореф. М. 1998.

Потехин Р. Ю. Борьба с преступлениями, совершаемыми в сфере налогообложения (криминологический и уголовно правовой аспекы). Автореф. М. 2002г.

Соловьев И. Н. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика налоговых преступлений. Автореф. М., 1999г.

Кучеров И.И. Налоговые преступления.-М., 1997 г.

Понятие и признаки экономической преступности.

В большинстве индустриально развитых стран понятие экономической преступности н6е имеет четких уголовно-правовых и криминологических границ. Проблема экономической преступности начала разрабатываться в начале двадцатого столетия. В тот период под экономической понималась преступность бедных слоев населения, включавшая кражи, нищенство, бродяжничество. Лишь в середине века экономическими стали считаться преступления так называемых «белых воротничков». Понятие беловоротничковой преступности ввел американский социокриминолог Эдвин Сатерленд (Sutherland – Сазерленд), который понимал под ней преступления, совершаемые в ходе своей профессиональной деятельности респектабельными лицами, которые занимают высокое положение в обществе и используют его с целью злоупотребления доверием.

В настоящее время существует три основных подхода к определению границ понятия «экономическая преступность».

Согласно первому подходу , к числу экономических можно отнести все преступления, которые затрагивают любые виды экономических отношений, складывающихся как в экономике, так и вне ее пределов. Такая чересчур расширительная трактовка позволяет относить к числу экономических и большинство преступлений общеуголовного характера (грабеж, кража, вымогательство и др.), которые имеют корыстную направленность, затрагивают те или иные частные или публичные экономические интересы, а следовательно посягают на соответствующие принятые в обществе экономические отношения.

Согласно второму подходу , экономическими следует считать преступления, совершаемые только в сфере экономики. В этом случае к категории экономических будут относиться как преступные деяния в процессе непосредственного осуществления экономической деятельности, так и не связанные с ней, но совершаемые в границах функционирующей хозяйственной системы. При таком подходе экономическими называются, например, хищения на производстве, совершаемые наемными работниками.

Наконец, третий подход позволяет относить к категории экономических преступлений, которые совершаются только в сфере экономической деятельности = сфере предпринимательства, бизнеса. При таком подходе в расчет берутся только преступные деяния самих субъектов этого предпринимательства (бизнеса), совершаемые в процессе непосредственного осуществления ими экономической деятельности. Такой подход к определению границ экономической преступности можно считать наиболее предпочтительным.

22-ая Глава УК России носит название «Преступления в сфере экономической деятельности». Это самая объемная по числу статей глава УК РФ, объединяющая составы преступлений, большинство из которых характерны именно для рыночного типа экономических отношений. Напомним, что криминологические понятия и классификации не могут полностью совпадать с уголовно-правовыми. В данном случае понятия «экономическая преступность» и «преступность в сфере экономической деятельности» следует употреблять как равнозначные.

Что такое экономическая деятельность? С позиций экономической теории под экономической понимается такая деятельность, которая связана с извлечением прибыли, то есть деятельности предпринимательской. Следует отметить, что до сих пор теория предпринимательства не сформирована, отсутствует единое понимание сути предпринимательской деятельности. В экономической теории не существует четкого разграничения между предпринимательской и экономической деятельностью, в связи с чем становится возможным допущение понимания экономической деятельности как предпринимательства, предпринимательской деятельности. поэтому с определенной долей условности можно заключить, что преступность в сфере экономической деятельности представляет собой не что иное, как преступность в сфере предпринимательства (предпринимательской деятельности). Соответственно, при таком подходе преступность в сфере экономической деятельности в целом допустимо идентифицировать с понятием экономической преступности.

Учитывая все выше сказанное, необходимо заключить, что к экономическим преступлениям некорректно было бы относить все иные преступления, не имеющие отношения к сфере экономической = предпринимательской деятельности. Новый же российский уголовный закон непоследователен. Раздел 8-ой «Преступления в сфере экономики» объединил большие группы разнородных составов преступлений, включенных в главы 21 «Преступления против собственности», 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» и 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Многие из этих преступлений либо вообще не имеют отношения к экономике, к экономической деятельности, либо имеют косвенное к ним отношение.

Наиболее существенным противоречием, обусловливающим существование экономической преступности как социального феномена является противоречие между частными (групповыми) интересами бизнеса (и его субъектов) и публичными интересами социума в целом. Иными словами, это противоречие между специфическими материальными интересами бизнеса (преследующего специфическую стратегическую цель – извлечение максимальной прибыли) и публичными интересами общества.

Цель экономической преступности , а точнее, ее субъектов, ничем не отличается от целей ведения легитимного, законопослушного предпринимательства, бизнеса. Другое дело, что такая деятельность осуществляется незаконными методами.

Ключевыми признаками экономической преступности являются :

1. Совершение преступлений в сфере предпринимательства в рамках законной экономической деятельности или под ее прикрытием. Следует заметить, что экономическая преступность не способствует увеличению совокупного богатства в обществе, а ведут лишь к социально несправедливому его перераспределению и присваиванию. Это позволяет выявить сущность экономической преступности: удовлетворение потребностей одних субъектов экономических отношений в ущерб удовлетворению потребностей других субъектов этих отношений.

2. Совершение преступлений только самими субъектами экономической деятельности, субъектами предпринимательства (бизнеса) и только в границах их профессиональной деятельности. К экономической преступности мы относим лишь те деяния, которые совершаются в процессе экономической деятельности ее субъектами – бизнесменами, собственниками предприятий, управляющими компаниями, менеджерами, то есть такими экономическими агентами, которые на практике решают вопросы организации экономической деятельности, занимаются бизнесом.

В принципиальном плане возможно говорить о двух типах субъектов преступности – физического лица и юридического лица. Преступления могут совершаться либо в интересах первых лиц (физических) либо – вторых (юридических). Распространенный случай – когда интересы обоих типов субъектов переплетаются в рамках одного преступления. Следует заметить, что институт уголовной ответственности юридических лиц за совершаемые преступления в российском уголовном праве отсутствует.

3. Использование криминальных методов присвоения экономических благ в процессе осуществления экономической деятельности. Это значит, что в качестве экономических не учитываются преступления, относящиеся к криминальному бизнесу, то есть запрещенной законом предпринимательской деятельности: наркобизнесу, бизнесу на проституции, порнобизнесу и т.д. Это только легальная предпринимательская деятельность, в процесс которой для достижения незаконных доходов вкрапливаются противоправные деяния (утаивание от налогообложения доходов, полученных при ведении легального предпринимательства);

4. Корыстный характер преступлений. Отношение их к категории ненасильственных. Как правило, способами совершения экономических преступлений являются обман, введение в заблуждение, злоупотребление доверием.

5. Мошеннический характер многих преступных деяний. Мошенники в криминальном мире всегда считались высшей кастой, что связано с теми качествами, которыми должен обладать делинквент для их совершения Преступления в сфере бизнеса являются наиболее развитыми формами мошенничества – с использованием «тонких» технологий рыночной системы хозяйствования, с применением достижений НТР.

6. Отношение преимущественно к категории умышленных преступлений. Совершение таких преступлений по неосторожности является редким исключением и сопряжено с незнанием каких-либо нормативных актов, регламентирующих деятельность в сфере бизнеса, либо с допущением счетных ошибок при ведении бухгалтерского учета и др.

7. Отсутствие персонификации жертв и прямого контакта с жертвой. Следует отметить, что сам объект посягательства является, как правило, обезличенным, неперсонифицированным.

В заключение с названных позиций попробуем сформулировать понятие экономической преступности. Под экономической преступностью понимается экономическая деятельность, осуществляемая в сфере предпринимательства его субъектами с использованием криминальных методов и преследующая цель достижения незаконного обогащения (Егоршин В.М, Колесников В.В.).

2. Криминологическая характеристика экономической

преступности.

Рассмотрим показатели экономической преступности на 2000 год.

Выявлено преступлений Привлечено к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления
ВСЕГО из них: тяжкие и особо тяжкие 376 367 145 801 160 634 50 239
В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в том числе: незаконное предпринимательство изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг контрабанда незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга 51 585 4 784 14 289 4 371 2 095 7 986 1 192 1 738 1 140
Против интересов службы в коммерческих и иных организациях в том числе Коммерческий подкуп 6 116 2 146
Против государственной власти, интересов гос. службы и службы в органах местного самоуправления в том числе взяточничество 22 543 7 047 3 702 2 286

Среднегодовой прирост преступлений в сфере экономики составляет 12,5%. Каждое четвертое регистрируемое преступление относится к категории тяжких, причем наблюдается тенденция к увеличению их доли. Более половины (60,3%) преступлений в экономической сфере составили посягательства на собственность. Ежегодный прирост хищений составляет 15%.

В настоящее время среди наиболее опасных направлений криминализации экономической деятельности в Росси выделяют следующие:

1) преступления в сфере кредитно-денежных отношений;

2) преступления на рынке ценных бумаг;

3) преступления во внешнеэкономической деятельности;

4) преступления в сфере потребительского рынка;

5) преступления в сфере приватизации государственного и муниципального имущества;

6) налоговые преступления.

В 2000г. было выявлено 55 520 преступлений в кредитно-финансовой сфере , привлечено к ответственности 6 484 человек. Эта сфера, включающая банковскую, страховую, пенсионную и другие системы, является одной из наиболее криминогенных в экономике. Если в 1991 г. в этой сфере было выявлено всего 310 преступлений, то в 1997 г – уже 19,5 тыс. Следует отметить и рост организованной преступности в сфере кредитных отношений. В среднем 60% преступлений в данной системе совершаются в группе.

Центральное место в кредитно-денежной системе занимают банки. За период с 1992 по 1995 гг. количество выявленных преступлений здесь возросло с 617 до 9693 преступления в 1997 г., что составило рост в 15,7 раза. По свидетельству специалистов свыше 75% от общего объема ущерба, нанесенного экономической преступностью приходится на сферу деятельности коммерческих банков.

Развитие негативных процессов в кредитно-финансовой сфере прошло ряд этапов. На первом (в 1992-1993 гг.) доминировали хищения денежных средств банков с использованием платежных документов (авизо, кредитных карточек, чеков «Россия» и т.п.). Всего по России в мошеннических действиях с использованием поддельных авизо в начале рыночных реформ было замешано более 400 предприятий и коммерческих банков, существовавших преимущественно на бумаге (обналичивание похищенных сумм производилось с участие почти 900 банков и 1500 предприятий, расположенных в 68 регионах России). В настоящее время всякие махинации с фальшивыми авизо стали практически бесполезными. Второй этап характеризовался совершением преимущественно преступлений с использованием финансовых и трастовых компаний криминальной направленности, расцвет которых пришелся на 1993-1994 гг. Пострадавшими оказались (по разным оценкам) от 3 до 10 млн. граждан. Основными способами завладения денежными средствами частных инвесторов, стали заведомо невыполнимые договоры займа, траста, селенга, страхования и т.д., а также продажа акций и других суррогатов без денежного и иного материального обеспечения. На третьем этапе , с 1994 г. получили распространение факты незаконного получения и присвоения кредитных ресурсов банков, в том числе многочисленные случаи выдачи коммерческими банками «своим» клиентам заведомо невозвратных кредитов и последующим их «списанием».

Что касается латентности преступлений в сфере кредитных отношений, то она составляет порядка 80-90%.

Высокую общественную опасность имеют преступления на рынке ценных бумаг . Особое распространение в России получили крупные мошенничества на рынке частных инвестиций в 1994 г., когда количество официально зарегистрированных обманутых вкладчиков составило 430 тыс. чел. Одновременно в последние годы в России отмечается рост количества фактов фальшивомонетничества. При этом около 95% фальшивой иностранной валюты, поступающей во внутренний российский оборот, произведено за рубежом. Также за границей производится до 60% фальшивых рублей и ценных бумаг государственного займа. Значительная часть фальшивых денег поступает в Россию из Польши, Прибалтики, Грузии, Украины, Белоруссии.

Следующее направление – преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. В 2000г. было выявлено 7 926 преступлений, привлечено к уголовной ответственности 1 085 человек. Наряду с нелегальной утечкой российских ресурсов в денежной и товарной форме продолжается неконтролируемый ввоз из-за рубежа и реализация на территории нашей страны потребительских товаров, в большинстве своем низкого качества, а иногда и представляющих опасность для здоровья людей. По имеющимся данным, три из четырех случаев перевода денег за границу связаны с доходами, полученными от криминальной деятельности.

Крупные партии нефти и других ресурсов вывозятся из России без оформления экспортных контрактов на заводы и предприятия Украины и Белоруссии, а затем в нарушение обязательств по временному хранению и переработке реализуются в странах Западной Европы и США. Гарантией от бесконтрольного вывоза российских стратегических ресурсов является введение государственной монополии на экспорт нефти.

Для бегства капиталов «удобной» формой стали безвалютные расчеты в режиме товарообмена (бартер, клиринг, параллельные и компенсационные сделки с резкими отклонениями договорных цен от среднемировых) без использования валюты. Они составляют около 60% всего внешнеторгового оборота России. Деньги чаще всего переводятся в банки Германии, Австрии, Великобритании, США, а также оффшорные зоны. Итог: около $ 2 млрд. ежемесячно исчезает из России по линии «бегства капитала».

В сфере потребительского рынка криминогенная обстановка также обострена. Практически каждое третье преступление экономической направленности связано с потребительским рынком. В 2000г. было выявлено 36 102 преступления в сфере потреб.рынка, привлечено к уголовной ответственности 6 111 человек. Одной из «болезней» отечественного рынка стало незаконное производство и реализация алкогольной продукции. По данным Генеральной прокуратуры России величина незаконного оборота алкоголя в 1998 г. составляла $ 170 млн. ежемесячно. Норма прибыли и скорость оборота капитала здесь пока выше, чем в наркобизнесе. Доля легального производства алкогольной продукции составляет чуть более 40%.

Из общего объема импортируемых нами из стран Северной Америки и Западной Европы товаров 80% продуктов питания, сигарет и напитков относятся к категории экологически опасных и запрещенных к потреблению в странах-экспортерах. По оценке некоторых экспертов. От употребления некачественной продукции только за 1995 год в нашей стране погибло более 43 тыс. человек.

Сфера приватизации. В 2000г. здесь было выявлено 3 379 преступлений, привлечено к ответственности 359 человек. Административное введение обвальной либерализации цен на потребительском рынке вызвало резкое обесценение имевшихся у россиян честно заработанных сбережений. По мнению специалистов, эти потери можно было компенсировать, наделив население имевшейся «общенародной» собственностью (предприятия, недвижимость, земля) пропорционально накопленным средствам. Этого не было сделано, так же как и не было сделано наделение граждан бывшей государственной собственностью в процессе ее разгосударствления. А получилось только беспрецедентное по срокам и масштабам в мировой истории перераспределение общей собственности в пользу немногочисленного элитарного слоя. В результате сегодня, по некоторым оценкам, 5% населения являются обладателями 85% национального богатства России.

Что касается преступности в этот период, то надо сказать следующее. Первый этап приватизации (т.н. малая приватизация) проходил в 1991-1992 гг. В этот период было приватизировано 46,8 тыс. предприятий. В основной массе это были магазины, объекты общественного питания, бытового обслуживания, небольшие предприятия промышленности, строительства, сельского хозяйства. Предполагалось, что в ходе малой приватизации трудовые коллективы малых предприятий станут их реальными собственниками. Однако фактически первый этап приватизации легализовал и узаконил существовавшее прежде теневое движение капитала. В это время широкое распространение получает преступность должностных лиц, которые использовали свое положение для создания на государственных предприятиях различных частных и полугосударственных коммерческих структур, на счета которых администрацией переводились значительные финансовые и материальные средства. В дальнейшем эти средства использовались для прямого присвоения либо в корыстных целях. Тогда же началось закрытое акционирование крупных предприятий, которое было бесконтрольным и завершилось перераспределением общенародной собственности в собственность управляющих и близких к ним лицам.

На этапе, так называемой «ваучерной приватизации» (он начался с принятием Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР») распространение получили мошенничества в сфере оборота приватизационных чеков, в частности связанные с завладением такими чеками фиктивными коммерческими структурами при помощи злоупотребления доверием и обмана граждан.

В период «денежной приватизации» при продаже предприятий массовый характер приобрели правонарушения, связанные с нарушением правил проведения торгов (аукционов и конкурсов): занижение балансовой стоимости приватизируемых объектов, сговор участников торгов, участие в них подставных лиц, дача и получение взяток и др.

Налоговые преступления – явление типичное для государств с развитой рыночной экономикой. Согласно статистическим данным, примерно 75-80% от общего числа налогоплательщиков (юридических и физических лиц) не осуществляют или не в полной мере осуществляют налоговые выплаты в бюджет (если быть точным, то лишь 17% всех экономических субъектов России полностью и в срок платят налоги, 50% - производят платежи время от времени, а 33% вообще не платят налоги). Налоговая преступность отражается а статистике только в очень небольшом проценте (1-4%), по которым нельзя судить о ее фактических тенденциях. Между тем, помимо обогащения лиц, совершивших налоговые преступления, сокрытые от налогообложения средства уходят в «теневой» оборот, начинают работать на криминальные структуры. Интересно заметить, что доля повторно совершенных налоговых преступлений составляет не более 5% в год.

Экономическая преступность – это один из видов преступности, представляющий угрозу национальной безопасности. Это обусловлено прежде всего его масштабами: совокупный материальный ущерб от совершаемых экономических преступлений намного выше потерь по другим видам корыстных преступлений. Важнейшей характеристикой современной экономической преступности является ее тесная связь с организованной преступностью. По экспертным оценкам, организованными преступными группировками контролируется до 50% частных предприятий различных форм собственности и до 60% государственных. По данным МВД РФ – почти две трети коммерческих банков находятся под контролем организованных преступных групп и сообществ, либо осуществляют операции с их денежными средствами.

А теперь несколько примеров о размерах ущерба, причиняемых экономической преступностью. Наиболее яркий пример, приданный гласности заместителем председателя Счетной палаты Ю.Ю. Болдыревым, относится к Газпрому, сорок процентов акций которого принадлежит государству. В1996 г. эта корпорация финансировала президентскую кампанию одного из кандидатов, занимавшего пост главы государства. По ее успешному завершению, бывший кандидат своими полномочными решениями дал Газпрому отсрочку по погашению задолженности перед бюджетом и позволил по итогам года перечислить на государственный пакет акций не $ 1 млрд., а сумму, в 250-кратно меньшую.

Похожую картину можно наблюдать и в отношении другой крупнейшей естественной монополии – РАО ЕЭС России: в 1996 г. из положенных 800 млн. долларов на государственный пакет акций по аналогичным мотивам не было перечислено ни рубля.

В заключение отметим высокий уровень латентности экономических преступлений. Он составляет около 90%.

3. Личность экономического преступника.

Судя по криминологической литературе личность экономического преступника изучена пока достаточно слабо. Это значит, что всеобъемлющей криминологической характеристикой личности экономического преступника наука не обладает. Вместе с тем в литературе можно встретить анализ личностных характеристик отдельных категорий экономических преступников.

В отечественной криминологии достаточно полно изучена личность налогового преступника, а также личность тех, кто нарушает уголовный закон в сфере антимонопольного законодательства.

Относительно личности налогового преступника приводятся следующие данные: 74% лиц, совершивших такие преступления – мужчины (вероятно потому, что среди руководителей предприятий мужчины составляют большинство). Средний возраст неплательщика налогов – 38 лет. Среди осужденных имеют высшее, незаконченное высшее образование или ученую степень – 58%, среднее специальное образование – 22%. Число ранее судимых невелико – всего 7%. В 82% случаев преступления были совершены руководителями предприятий.

Теперь сравним с данными, характеризующими лиц, привлеченных к уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства: удельный вес женщин среди привлеченных к такой ответственности составляет 45,6%; доля женатых (замужних) среди этих лиц высока и равна 62,7%; высшее образование имеют 52,3%, неоконченное высшее – 2,7%, среднее специальное – 28,7%, среднее – 12,4%, неполное среднее – 1,8%.

В целом при сравнении характеристик личности этих двух категорий экономических преступников, можно говорить о совпадении многих показателей (разве что за исключением пола).

На основе ряда разбросанных характеристик различных категорий экономических преступников необходимо выделить следующие общие признаки, которые отличают личность именно экономического преступника:

Развитый интеллект, высокий уровень образования и профессиональной подготовки, что обусловлено самим характером большинства экономических преступлений, требующих определенного уровня развития, образования и серьезного осмысления.

2. Высокий социальный статус, социальная зрелость и опыт работы. По сравнению с общей преступностью, группа этих преступлений совершается лицами достигшими зрелого возраста, определенного положения в обществе, имеющими многолетний опыт работы в сфере экономической деятельности.

3. Сформированность взглядов и установок. Преступления в сфере экономической деятельности совершают, как правило лица, имеющие повышенные жизненные стандарты и целевую жизненную установку на обогащение и обладание властью любой ценой, невзирая на способы. Они сознательно ориентируются на выбор преступного поведения и стремятся улучшить, порой даже очень стабильное материальное положение.

4. Преобладание в преступном поведении корыстной мотивации. В большинстве случаев это корыстный мотив в «чистом виде» - получение материальной выгоды от совершения преступления в целях обеспечения желаемого образа жизни, достижения высокого уровня материальной обеспеченности. Вместе с тем, в преступном поведении имеют место и иные корыстные мотивы. Это и карьеристские устремления, и улучшение финансового состояния предприятия, модернизации производственного оборудования, забота о трудовом коллективе, «чести фирмы» и др. Экономический преступник, кроме того, стремится достичь высоких личных экономических и статусных позиций в его элитарном социальном слое. В этом – принципиальное отличие преступника-бизнесмена от типа общеуголовного корыстного преступника, преследующего в качестве единственной моноцели противозаконное получение только материальной выгоды.

5. Отсутствие явных внешних признаков отличия (жаргона, татуировок, манер поведения и т.д.) бизнесменов-преступников от законопослушных предпринимателей. И у тех и у других присутствует наличие атрибутов внешней респектабельности и добропорядочности, создающих благоприятное впечатление и формально подразумевающих законопослушность, а также предполагающих высокий социальный статус субъекта, его принадлежность к элитному социальному слою общества. Даже цели экономических преступников и законопослушных предпринимателей примерно одинаковы. Отличие состоит в том, что первые скрывают свои преступные намерения за ширмой законной экономической деятельности.

В этом отношении будет уместным озвучить один интересный вывод, сделанный американскими учеными по результатам изучения мошенничества в бизнесе. Надо сказать, что ученые выявили большое сходство «преступников в белых воротничках» с людьми, не совершавшими никаких преступлений. Изучавшиеся мошенники по сравнению с другими заключенными были лучше образованы, менее склонны к совершению правонарушений, меньше употребляли спиртного и тем более наркотиков. Они отличались большой психологической устойчивостью, большим оптимизмом, самооценкой, были больше удовлетворены собой и обстановкой в семье. В целом «беловоротничковые» преступники по своим социальным и психологическим характеристикам были гораздо ближе к несудимым студентам, чем к другой категории преступников. Подводя итоги анализа характеристики личности осужденного мошенника, автор с прямотой и категоричностью истинного американца делает весьма оригинальное заключение. Суть его сводится к двум положениям. Во-первых, каждый участник экономических отношений с большой вероятностью может оказаться аферистом (поскольку подпадает под портрет потенциального мошенника), а во-вторых, невозможно заранее предсказать, кто из сотрудников фирмы преступит грань и станет злоупотреблять служебным положением.

4. Понятие и структура теневой экономики.

В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства. Теневая экономика - это неконтролируемые государством производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и «услуг», а также нерегламентированные правовыми актами виды экономической деятельности. Следует отметить, что теневая экономика тесно связана, переплетена с легальной экономикой, является ее составной частью.

Как и любое социальное явление, теневая экономика имеет две стороны: положительную и отрицательную .

С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. Эти аргументы иногда ложатся в пользу легализации теневой экономики. В пользу легализации приводятся также следующие аргументы:

Первый – политический и социальный. Доходы теневой экономики – это интересы десятков наших сограждан.

Второй – экономический. В теневой экономике сосредоточены огромные ресурсы, которые или незадействованы, или, функционируя бесконтрольно, наносят ущерб обществу, или питают зарубежную экономику.

Третий – исторический. Практика «военного коммунизма» показала: изъять капиталы только силовыми методами невозможно. НЭП поэтому был не только допущением свободного товарооборота, но легализацией скрытых капиталов. Налог был принят в 25% дохода частника, который сразу же активизировался. Когда было решено вытеснять частника, налоги начали повышать: сначала до 30%, а с переходом к индустриализации и массовой коллективизации – до 90% и более. В результате остатки капитала опять ушли в подполье.

Отрицательная сторона теневой экономики складывается из уклонения от уплаты налогов, отмывания капиталов, перекачивания их за границу. Следует признать, что теневая экономика больше негативное явление, чем положительное. Дело в том, что, имея более высокую прибыль, теневая экономика оказывается более эффективной и успешно конкурирует с официальной экономикой, тормозя ее развитие.

Удельный вес неформального производства в мире оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта, в африканских странах – в 30%, а в России – в 40%. При этом следует учитывать, что показатель 40% является критической массой, могущей привести к непоправимым последствиям для общества. С теневой экономикой в качестве работодателей и рабочей силы так или иначе связали себя примерно 60 млн. россиян. По экспертным оценкам, в сфере криминального влияния находится более 40 тыс. хозяйствующих субъектов с различными формами собственности, из них 550 банков, 1,5 тыс. государственных предприятий.

Следует отметить, что понятия «теневая экономика» и экономическая преступность не являются тождественными. Экономическая преступность – наиболее опасная разновидность «теневой» экономики. Чтобы лучше в этом разобраться, рассмотрим структуру теневой экономики.

Структура теневой экономики включает как криминальные, так и не криминальные типы отношений.

Во-первых , это нерегистрируемые и не учитываемые государством самостоятельные экономические отношения между отдельными гражданами и их неформальными объединениями, удовлетворяющие потребности населения. Имеются в виду: незарегистрированные непреступные виды индивидуальной трудовой деятельности; самостоятельные услуги по ведению подсобного и домашнего хозяйства, ремонту и строительству жилья, дач; ремонт, обслуживание автомобилей, бытовой техники, частный извоз; оказание медицинской, педагогической и технической помощи нуждающимся; сдача в поднаем жилья и т.д. Этот тип теневых экономических отношений можно отнести к экономической преступности лишь с определенными оговорками – только некоторые виды злостного нарушения закона подпадают под определенные статьи УК РФ.

Во-вторых , это неформальные фиктивные экономические отношения. Они складываются благодаря несовершенству действующей системы хозяйствования. Разработка государственного плана представляет собой своеобразный «торг» на высшем уровне между центральными экономическими органами, министерствами, предприятиями за ресурсы, цены, квоты поставок продукции и их сроки и др. В основе этих отношений лежат межличностные связи – знакомства, а также взятки. Образован теневой рынок товаров и их обмен между хозяйствующими субъектами. Результат: часть предпринимателей получает льготные условия деятельности в области налогообложения, распределения капитала и доступа к сырьевым ресурсам. Наносится вред здоровой конкуренции, разворовывается государственная собственность, коррумпируется государственные аппарат, наносится вред доходной части бюджета. В конечном счете, это ведет к тому, что государство утрачивает контроль над экономическими процессами в стране. Второй тип теневой экономики предполагает отнесение к экономической преступности лишь тех ее видов, где явно просматривается корысть.

В-третьих , это система криминальных отношений («черная экономика»). К «черной» экономике можно отнести все виды деятельности, которые полностью исключены из нормальной экономической жизни. Криминальные отношения включают все виды экономической преступности, кроме корыстных общеуголовных преступлений.

«Черная экономика» соотносится с понятием «криминальный рынок» или, по другому, «криминальный бизнес». Криминальный бизнес представляет собой систему противоправных, уголовно наказуемых экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг с целью получения сверхдоходов.

Криминальный рынок включает в себя три группы отношений:

- к первой группе относятся секторы криминального рынка, связанные с предоставлением запрещенных для свободного оборота товаров и услуг неопределенному кругу потребителей: незаконный оборот наркотиков; незаконный оборот оружия; торговля ядерными материалами; торговля людьми; эксплуатация проституции; распространение порнографии; производство и продажа фальсифицированной алкогольной и табачной продукции; контрабанда культурных ценностей;

- во 2-ую группу входят секторы криминального рынка, связанные с предоставлением товаров и услуг запрещенным способом неопределенному кругу потребителей: услуги по разрешению споров ОПГ; услуги по исполнению судебных решений; охранные услуги; незаконный игорный бизнес; контрабанда мигрантов; контрабанда автомобилей; оказание услуг по незаконному усыновлению и пр.;

- наконец, 3-я группа включает секторы криминального рынка, связанные с предоставлением товаров и услуг самим организованным преступным группам: изготовление и сбыт фальшивых документов; заказные убийства; легализация преступных доходов. Относительно последнего надо сказать, что в России основная часть доходов отмывается путем введения их в коммерческий оборот. Свыше 3 тыс. преступных группировок специализируется на «отмывании» капитала, 1,5 тыс. из них образовали в этих целях собственные легальные хозяйственные организации.

Третий тип теневой экономики выражается в отношениях, которые не являются как таковыми экономическими преступлениями.

5. Основные направления профилактики экономической

преступности.

В настоящее время на пути осуществления профилактики экономической преступности стоит несколько задач. Назовем несколько первоочередных.

1. Необходимо максимально и полно в нормативном плане упорядочить отношения собственности. Правовая база должна твердо встать на защиту законно приобретенной собственности и добросовестного предпринимательства. Необходимо ввести жесткую систему ответственности за действия, связанные с управлением и распоряжением государственным имуществом, введение жесткой ответственности за соблюдение контрактных обязательств, погашение кредитов.

2. Требуется укрепление и усиление системы судебного рассмотрения хозяйственных споров. Эта система должна стать единственной в плане осуществления этой деятельности. Не должно быть никаких внесудебных, тем более криминальных разрешений экономических проблем и споров. Соответственно она должна быть защищенной от давления заинтересованных сторон, обладать реальными и эффективными, в том числе силовыми механизмами осуществления своих решений.

3. Особую значимость в этих условиях приобретает характер взаимодействий между правоохранительными органами и коммерческими организациями. Нельзя допустить распространения фактов, когда руками первых с использованием уголовного законодательства решаются вопросы в интересах той или иной конкурирующей организации.

4. Требуется наведение порядка в механизме регистрации юридических лиц и их ликвидации. Порой складывается ситуация, когда при проверке хозяйствующего субъекта правоохранительные и контролирующие органы выясняют наличие ста и более юридических лиц, зарегистрированных по одному адресу.

5. Важной превентивной мерой является введение механизма реального контроля за доходами физических и юридических лиц . Такой механизм должен предусматривать обязательное декларирование доходов при приобретении приватизируемого движимого и недвижимого имущества, земельных участков, повышение ответственности за непредставление деклараций, за искажение документов бухгалтерского учета и отчетности с целью сокрытия доходов.

В этом ключе эффективной профилактической мерой может стать перевод всех крупных платежей исключительно через банковскую систему и сужение сферы наличного денежного обращения, которое является в настоящее время одним из основных путей уклонения от контроля за доходами, накопления криминальных капиталов. Здесь же следует рассмотреть возможность более широкого доступа правоохранительных органов к информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, а также к сведениям, составляющим коммерческую и банковскую тайну.

Важно отметить, что существует своего рода закон, в соответствии с которым криминальные и теневые капиталы неизбежно стремятся к легализации. 7 августа 2001 г. принят Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Под легализацией доходов, полученных преступным путем в ст.3 Закон понимает придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ, ответственность по которым установлена указанными статьями.

К мерам, направленным на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, закон относит:

- обязательный контроль , т.е. совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющему такие операции, а также по проверке такой информации в соответствии с законодательством РФ . Операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. Это могут быть: покупка или продажа наличной иностранной валюты; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; размещение денежных средств на депозите с оформлением документов на предъявителя; открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; перевод денежных средств за границу на счет, открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета, открытого на анонимного владельца; помещение ценных бумаг, драгоценных металлов и камней в ломбард и др.

Указом Президента РФ от 1 ноября 2001г. № 1263 образован Комитет России по финансовому мониторингу и установлено, что данный комитет является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

- обязательные процедуры внутреннего контроля, т.е. деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать специальных должностных лиц, ответственных за их соблюдение. В рамках внутреннего контроля организации обязаны документально фиксировать информацию. Основаниями этого являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям организации; выявление неоднократного совершения операций и сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля.

В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов от преступной деятельности, эта организация обязана отправлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от их перечня в законе.

Представление в уполномоченный орган сведений и документов работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Работники организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц.

6. Наконец, одним из главных направлений деятельности по обузданию экономической преступности, является усиление взаимодействия и координации всех государственных органов. Основные направления этой деятельности определены Концепцией развития МВД России до 2005 г. Необходимо наладить реальное взаимодействие между субъектами оперативно-розыскной деятельности различных ведомств. Более того, появляется реальная возможность через Госналогслужбу, органы налоговой полиции и Валютно-экспортный контроль истребовать любые финансовые документы, не нарушая действующего законодательства.

В лекции мы остановились на исключительно острых проблемах борьбы с экономической преступностью. Естественно, что их значительно больше.

Благодарю за внимание!

Экономическая организованная преступность – незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая преступными организациями в экономической сфере. Согласно точке зрения, бытующей среди западных криминологов, организованная преступность является постоянно действующим предприятием, рационально работающим для получения прибыли путем незаконной деятельности. Принципиально важным моментом является также то, что незаконная деятельность локализуется сферой экономики.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 4

1.1. Понятие и признаки экономической преступности 4

1.2. Понятие криминальной экономики 6

2 . ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ 10

3 . ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................................22

ВВЕДЕНИЕ

С тех пор как Конституция Российской Федерации провозгласила свободу экономической деятельности, свобо-ду перемещения товаров, услуг, финансовых средств, в рос-сийской экономике прослеживается постоянный рост кри-минализации всех сфер экономической деятельности (кре-дитно-финансовой, налоговой, инвестиционной, предприни-мательской, внешнеэкономической и др.). В этой связи стали предприниматься попытки отождествления экономической преступности только с бизнесом, т.е. ведением дела в проти-воправных формах с целью незаконного обогащения.

Особенностью переходного периода России является то, что бизнес, по уровню криминогенно вышедший на первое место в мире, тесно связан с коррупцией, пронизывающей все сферы государственного управления. Экономическую пре-ступность можно рассматривать как самостоятельное, внут-ренне противоречивое и сложное социальное явление.

Позиции, что перечислены выше, подтверждают актуаль-ность изучения экономической преступности. Поэтому в первой главе дается подробное определение понятия и при-знаков экономической преступности, характеризуется кри-минальная экономика. Во второй главе рассматриваются особенности преступности в России.

Государственные и общественные организации, как из-вестно, проводят комплекс мер, направленных на предот-вращение преступлений и причин, их порождающих. Преду-преждение преступности состоит из задач, иерархически взаимосвязанных: социальной, криминологической и инди-видуально-криминологической профилактики.

Специфика задач и в особенности профилактических мер с определением субъектов профилактики - система преду-преждения преступлений со своими основными функциями об этом - в третьей главе.

1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

1.1. Понятие и признаки экономической преступности

Существует множество определений преступности. И ка-ждое из них носит субъективный характер, ибо отражает точку зрения автора. Можно дать криминологическое, пра-вовое, социологическое, религиозное, философское и даже пространное определение, в котором авторы пытаются пока-зать глубину данного понятия. Однако еще ни в одном из них не удалось раскрыть полностью сущность данного явле-ния, его внешние атрибуты. Понимая условность и неполно-ту, присущую каждому определению, можно пытаться сфор-мулировать определение преступности.

Преступность - это отрицательное социально-пра-вовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности количественные и каче-ственные характеристики, влекущие негативные для общества последствия и требующие специфических госу-дарственных и общественных мер контроля за ней.

Основные признаки преступности:

1. Отрицательное социально-правовое явление - пре-ступность есть форма социального поведения людей, на-рушающая нормальную жизнедеятельность общества. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для обще-ства.

2. Преступность - целостное явление, имеющее свои за-кономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся. Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и части, общего и единичного. Преступность - это совокупность преступле-ний. Не будет такой совокупности, не будет ипреступно-сти как явления.

3. Преступность по своему существу явление негатив-ное, приносящее вред как обществу в целом, так иотдель-ным его членам.

4. Преступность - явление многоликое, многогранное, и потому в борьбе сней трудности неизбежны.

Преступность различается по тяжести отдельных ее составляющих, по территориям, видам, характеристикам лиц, совершающих преступления и по многим другим пара-метрам. Все перечисленное (и не только) обязывает разрабатывать разумные средства контроля за преступностью, совершенствовать действующее законо-дательство, добиваясь подлинной действенности строго в рамках закона, что возможно при условии высокого профес-сионализма правоохранительной системы 1 .

Экономическая преступность- это совокупность групп преступлений, основанных на причинении вреда ох-раняемым законом экономическим интересам всего обще-ства и граждан вследствие совершения хищений, хозяй-ственных и корыстных должностных преступлений.

Отличительная особенность экономических преступле-ний в том, что они совершаются специальным субъектом, а не посторонними для объекта управления людьми, вклю-ченными в систему экономических отношений, на которые они посягают.

Анализ преступности в сфере экономики целесообраз-но вести по нескольким самостоятельным направлениям, обусловленных конкретной криминологической ситуаци-ей переходного периода. Определяется подобная си-туация:

    Совокупностью отражаемых судебной статистикой раз-личных форм хищений государственного и обществен-ного имущества, взяточничества, спекуляции, злоупот-реблением служебным положением.

    Наличием значительного количества латентной (скры-той) экономической преступности.

    Появлением в наши дни новых форм экономического
    поведения, которые в общественном сознании расцени-ваются не просто как нежелательные, но и опасные, чуть ли не нуждающиеся в запрете.

Побудительным мотивом занятия противоправной дея-тельностью в сфере экономики выступает корысть, стремле-ние к устойчивому материальному благополучию, облада-нию престижными, дорогостоящими вещами, пренебреже-ние интересами других людей в угоду личным амбициям, стремление приблизиться к западным стандартам потребле-ния, занять высокое положение в обществе. И, разумеется, наличие собственных интересов в экономике продеклариро-ванное доморощенными предпринимателями, имеются в ви-ду криминализированные слои.

Особую опасность представляют три группы предприни-мателей:

1. Безразличные к национальным интересам России, стре-мящиеся за счет вывоза капитала, невосполнимых при родных ресурсов подняться на уровень западный стан-дартов потребления.

    Предприниматели, заинтересованные в быстрейшем на-коплении богатств, а потому предпочитающие инвести-циям в промышленность спекулятивные сделки.

    Особая ветвь экономической преступности, которая претендует на серьезное влияние в обществе.

Итак, экономические преступления - это уголовно нака-зуемые деяния, совершаемые в сфере производства, рас-пределение, потребление товаров, услуг, в том числе связанные с незаконным использованием служебного статуса: хи-щение, обман потребителей, нарушение правил торговли, нарушение государственной дисциплины цен, уклонение от уплаты налогов и др.

1.2. Понятие криминальной экономики

Криминальная экономика - это деяния в экономиче-ской сфере, подпадающие под определенные статьи зако-нодательства, т.е. экономические правонарушения и пре-ступления.

К ней относятся организованная преступность, корруп-ция, лоббирование выгодных преступному миру законопро-ектов. Это специфический экономический уклад, способ хо-зяйствования, который призван обеспечить определенную, относительно небольшую по численности, группу сверхдо-ходами, доходами от преступной деятельности.

Криминальную экономику следует рассматривать сис-темно: она может быть представлена в виде трех элементов - движение капиталов, товаров, рабочей силы 2 .

Первый элемент - движение капиталов - относится к криминальным источникам формирования, распределения, перераспределения, использования (в том числе и легализа-ции денежных сумм). Важной является оценка материализо-ванной в предметах потребления и средствах производства части капитала.

Второй элемент - движение товаров - представлен главным образом потоками продукции, услуг, признаваемых обществом в качестве противозаконных. Даже обычные по-требительские товары могут быть использованы в качестве средства криминальной деятельности.

Третий элемент - движение рабочей силы - характе-ризуется мобильностью трудовых ресурсов, миграционной подвижностью населения.

Комплексный подход к анализу причин криминализации экономики предусматривает персонификацию тех денежных и вещественных потоков, которые нелегально циркулируют как внутри страны, так и за ее пределами. Криминализацию экономики России следует рассматривать в контексте глубо-чайшего социально-экономического кризиса, который в зна-чительной мере обусловлен ломкой старой системы государ-ственного управления, неразвитостью новой рыночной сис-темы, отсутствием адекватной переходному периоду законо-дательной базы для практического перевода экономики страны на рыночные отношения. В России была сделана ставка на преуспевающих бизнесменов, способных быстро пройти путь первоначального накопления капитала. На прак-тике же для этого отсутствовали соответствующие условия.

1. Возможность получения льготного кредита.

2. Нормальный экономический климат.

3. Необходимое законодательное обеспечение.

4. Правовая защищенность предпринимателей.

Монополизм как основа криминальной экономики не только не ослаб, более того - усилился. Рост экономиче-ской преступности, особенно в денежно-кредитной сфере, существенно изменил вектор экономических преобразова-ний. В результате потерь источников доходов государство столкнулось с необходимостью закрыть образовавшуюся брешь посредством эмиссии платежных средств и запуска механизма открытой инфляции, экспансии налогов, сокра-щения расходов на социальный сектор. Следствием этого был рост вынужденных сбережений населения, которые ста-ли основой для финансовых спекуляций и мошеннических операций со вкладами со стороны многочисленных финан-совых компаний.

Смена экономической формации, произошедшая в середине 1980-х гг., спровоцировала рост нового вида преступности — экономической. Нельзя сказать, что в советское время упомянутое явление отсутствовало. Наличие в УК РСФСР вплоть до 1994 г. главы, посвященной преступлениям против государственной собственности , предполагало существование целого блока преступлений, лежащих за пределами обычной имущественной преступности. Санкции норм практически во всех значимых случаях даже в поздних редакциях Кодекса предусматривали максимальные сроки лишения свободы с конфискацией имущества . А отдельные составы, которые мы сейчас однозначно относим к экономическим преступлениям, такие как контрабанда (ст. 78 УК РСФСР), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 87 УК РСФСР), нарушение правил о валютных операциях (ст. 88 УК РСФСР), рассматривались как иные государственные преступления. Квалифицированное фальшивомонетничество каралось смертной казнью . Тем не менее выделение экономической преступности в отдельный вид с последующим его подробным изучением произошло только в конце 1980-х гг.

Однако несмотря на то, что сегодня экономическая преступность выходит на первый план, до сих пор не существует единого подхода к пониманию ее содержательного наполнения. С одной стороны, формально УК РФ относит к экономическим все преступления, предусмотренные в разделе «Преступления в сфере экономики »; с другой стороны, здравый смысл подсказывает, что, безусловно, нельзя относить к этой группе имущественные некорыстные преступления (умышленное уничтожение и повреждение имущества, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и др.). Не менее сомнительным выглядит и отнесение к разряду экономических большей части хищений. Исключение составляют крупные присвоения и растраты, а также мошенничества . Во многих случаях явственный экономический характер носит причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием. Об отнесении вышеуказанных преступлений против собственности к группе преступлений экономической направленности говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста ». Пункт 4.1 прямо относит указанные составы к разряду совершенных в сфере предпринимательской деятельности , если они совершены лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в предпринимательской деятельности, и эти преступления непосредственно связаны с указанной деятельностью.

Наряду с вышеуказанными преступлениями существует значительное число преступлений, не посягающих формально на экономические отношения, однако являющихся постоянными сателлитами экономических преступлений, а также иные преступные деяния, которые совершаются по корыстным мотивам, на систематической основе и представляют собой различные формы криминального бизнеса . Включение последних в экономическую преступность с криминологической точки зрения не бесспорно. Тем не менее приходится признать, что организованная преступность, охватывающая традиционно такие сегменты теневого рынка , в последующем стремится легализовать полученные средства через свою «серую» часть, которая характеризуется полным спектром «классических» экономических преступных проявлений. Это делает невозможным разделение финансовых потоков и, следовательно, предполагает выработку единых стратегий по пресечению таких видов деятельности. В конечном итоге нельзя сводить экономическую преступность исключительно к преступности в сфере экономической деятельности в пределах ОКВЭД.

Отсутствие должной квалификации у сотрудников проверяющих органов, постоянно падающий уровень подготовки в правоохранительных органах и судах вкупе с повсеместно распространенной коррупцией позволяют бизнесу существовать на грани «света и тени».

К числу криминогенных факторов также можно отнести крайнюю неблагонадежность первоначального капитала , за счет которого был сформирован основной конгломерат собственников. В самом начале реформ во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. главные империи были выстроены за счет весьма сомнительных приватизационных схем, средства на которые, немыслимые по масштабам советского времени, были предоставлены в значительной части случаев специфическими кредиторами. Они пополнялись за счет «общаков» — казны организованной преступности. Таким образом, существенная часть российской экономики изначально оказалась под контролем организованной преступности.

Последующие войны между организованной преступностью старой и новой формации привели к устранению или к уходу со сцены многих лидеров преступного мира. За это время на управлении этими беспрецедентными ресурсами сформировали свои сверхсостояния многие нынешние «капитаны» российского бизнеса. Очевидно, что специфические черты личности этих людей препятствуют формированию системы социально ответственного бизнеса.

В последующие пять-семь лет российская экономика пережила этап нестабильности и безвластия, который характеризовался бегством капиталов за рубеж. Наибольшую сложность представляет даже не то, что были выведены и размещены на счетах и в депозитариях банков колоссальные суммы в иностранной валюте. Управление всеми значимыми активами на территории нашей страны было передано офшорным компаниям. К моменту ратификации Страсбургской конвенции об отмывании денег все структурообразующие предприятия , в первую очередь нефте- и газодобывающей отрасли, энергетики, крупные производственные комплексы оказались за пределами российской юрисдикции, их доходы — вне досягаемости фискальной системы, а их владельцы надежно укрытыми двух-, трехступенчатой корпоративной завесой. Этот процесс продолжается и по сей день. Колоссальные средства, полученные прежде всего в рамках коррупционных схем, аккумулируются на счетах офшорных компаний, посредством которых уже в виде «иностранных» инвестиций внедряются в российскую экономику.

Последствия этого все могли наблюдать в конце 2008 г., когда в ожидании первой волны кризиса все средства были изъяты из российской экономики разом, что вызвало обрушение фондового рынка.

Также этому способствует, как уже отмечалось ранее, наличие огромного числа фирм-однодневок, зарегистрированных на номинальных владельцев.

Меры предупреждения экономической преступности

Сегодня перед российским обществом стоит непростая задача — эффективное противодействие экономической преступности путем воздействия на факторы, ее порождающие. В последние два-три года государство предпринимает в этом направлении не бесспорные, но вполне последовательные шаги. С одной стороны, происходит ограничение

Особенная часть криминологии вмешательства государства в какой бы то ни было форме в предпринимательскую деятельность , провозглашен переход от сырьевой к инновационной экономике . Предполагается придание Москве статуса еще одного мирового финансового центра. Параллельно с этим в условиях многолетнего профицита бюджета , позволившего расплатиться с зарубежными кредиторами, сформировать Стабилизационный фонд, а также реализовать взвешенную монетарную политику, были созданы условия по поддержанию базовых, в первую очередь наукоемких отраслей экономики путем заключения с предприятиями крупных государственных контрактов. Безусловно важным положительным моментом является вступление РФ в ВТО. Россия также стала участником многих международных соглашений, позволяющих сотрудничать с другими государствами в части отслеживания неправомерно полученных доходов . Многие российские компании размещают ценные бумаги (в основном облигации) на зарубежных биржевых площадках, что предъявляет повышенные требования к их финансовой отчетности и способствует повышению транспарентности. С другой стороны, уголовное законодательство подверглось существенному реформированию.

Тем не менее государству требуется принять дополнительные общесоциальные и специальные меры:

  • необходимо укрепить государственную социальную политику, особенно по значимым для населения направлениям;
  • предпринять дополнительные меры по снижению уровня коррупции и повышению профессионализма в государственных контролирующих и правоохранительных органах , обеспечить независимость судебной системы , ее открытость и доступность правосудия ;
  • провести скорейшее реформирование налоговой системы, направленное на сокращение налогового бремени;
  • принять самые решительные меры по выявлению сетей, занимающихся обналичиванием денежных средств , создать серьезные препоны на пути возникновения фирм-однодневок;
  • сократить объем оборачиваемых наличных средств, обеспечить доминирование системы безналичных расчетов ;
  • установить единые правила применения российских и международных стандартов (РСБО и МСФО) в бухгалтерской отчетности.

1.1 Сущность и содержание экономических преступлений

1.2 Классификация экономических преступлений

Глава 2. Криминологическая характеристика преступлений в экономической сфере деятельности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Экономическая преступность или преступность экономической направленности представляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, корыстных, причиняющих существенный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющие определенные функции в системе экономических отношений.

Актуальность темы заключается в том, что общественная опасность экономической преступности выражается в негативном влиянии на институты общества, нарушении установленного порядка функционирования материальной основы государства – экономики. И хотя в последнее время наблюдается снижение преступности данного вида: в январе - марте 2012 года возбуждено всего 434,4 тыс. уголовных дел, из них подразделениями органов внутренних дел выявлено 69 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 12,0%. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 32,05 млрд руб. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 60,9%. Подразделениями органов внутренних дел выявлено 66,3 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 96,2%. 1 . Не смотря на это, можно сделать вывод о том, что данное снижение обусловлено усложнением способов совершения преступлений данного вида, труднодоказуемостью и высокой латентностью, а вовсе не снижением самой преступности.

Объектом исследования является преступность экономической направленности в разных ее проявлениях. Предмет составляют закономерности экономической преступности.

Вопросы криминологии экономической преступности исследуются учеными ВНИИ МВД России, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. Различные проявления и закономерности экономической преступности рассматриваются в работах Л. Д. Гаухмана, Ю. В. Голика, А. И. Долговой, В. М. Есипова, В. В. Колесникова, А. В. Корчагина, В. В. Лунева и других.

Глава 1. Понятие преступности в экономической сфере деятельности

1.1 Сущность и содержание экономических преступлений

Общепринятого уголовно-правового и криминологического понятия "экономическая преступность" в настоящее время не выработано, несмотря на его широкое использование в научном обороте. «Понимание экономической преступности крайне неопределенно. Это, безусловно, ограничивает возможности конструктивного диалога с целью совершенствования и унификации законодательства по борьбе с данным явлением» 1 . Однако, с другой стороны, сложность самого явления, динамичное изменение криминальной практики в экономической сфере, значительные национальные различия в сочетании с плюрализмом исследовательских подходов, обусловленным методологией и личностными особенностями, не позволяет рассчитывать на окончательное решение этой задачи в принципе. Это связано не с несовершенством механизмов научного познания или неэффективной организацией научного общения, но с природой самой проблемы. Используя выражение М. Мамардашвили, ее можно рассматривать в качестве своеобразной "фиксированной точки интенсивности" 2 , то есть явления, смысл которого не проявлен до конца, не может быть проявлен до конца, но познание которого является мощным стимулом для непрерывного поиска нового смысла. Вокруг таких понятий происходит особая интенсификация познавательных усилий.

Другой, связанный с предыдущим, аспект этой проблемы состоит в том, что полностью адекватного описания данной сферы действительности дать вряд ли возможно, не опираясь на некоторые априорные предположения и допущения, выбор которых опять-таки определятся как минимум личностными факторами и методологическими традициями. Проблема дефиниции экономической преступности в данном параграфе рассматривается именно с данных позиций.

Проблемы экономической преступности привлекают внимание исследователей на протяжении всей истории развития данного феномена.

Первоначальное понимание экономической преступности фактически сводилось к ее отождествлению с преступностью имущественной 1 . В понятийном и методологическом аппарате правовой науки не находили адекватного отражения новейшие тенденции криминальной практики.

Однако уже в 60-х годах XIX века один из ведущих французских исследователей этой проблематики М.Патэн в работе "Общая часть уголовного права и уголовное законодательство в сфере бизнеса" (1861 г.) отмечал, что данные вопросы настолько твердо проложили путь в науку, что стали чуть ли не самыми главными. Он называет, в частности, следующие вопросы, нуждающиеся в срочном решении:

экономические преступления, в том числе преступления в сфере предпринимательства;

уголовно - правовое регулирование в данной сфере, в том числе налоговое уголовное право;

уголовно - правовая защита предпринимателей, в т.ч. налогоплательщиков;

уголовная ответственность предпринимателей, в том числе налогоплательщиков.

Уже в то время ведущие специалисты воспринимали проблема экономической преступности как крупную социальную проблему будущего, которую неизбежно придется решать, которая станет "во весь рост" и потребует специального рассмотрения.

Важнейшим этапом исследования проблем экономической преступности явилась работа криминолога Э.Сазерленда, впервые предпринявшего систематическое исследование преступности корпораций. Созданная им криминологическая концепция оказало мощное идейное влияние на последующий выбор способов понимания этой актуальной проблемы. В его концепции внимание было акцентировано на то новое обстоятельство, что субъектами наиболее опасных экономических преступлений являются лица, занимающие высокое социальное положение в сфере бизнеса и совершающие преступления в процессе профессиональной деятельности в интересах юридических лиц и собственных интересах. Введенный им в научный оборот термин "беловоротничковая преступность" достаточно точно отражает эту особенность его концепции.

На основе концепции "беловоротничковой преступности" Э.Сазерленда, было сформулировано определение экономической преступности, как преступности корпораций. Это наиболее узкое определение и при всей его полезности, оно не описывает адекватно проблемную область.

Узость подобного подхода связана с тем, что экономические преступления совершаются не только от имени и в интересах предприятия. До настоящего времени в ряде стран, в том числе в России, отсутствует уголовная ответственность юридических лиц.

В процессе развития концепции Э.Сазерленда и восприятия новейших тенденций в криминальной практике были предложены расширительные трактовки данного понятия. Тенденция к расширению понятия проявлялась в двух взаимосвязанных аспектах.

Во-первых, расширение круга субъектов экономических преступлений. Постепенно к данной категории стали относить не только высших руководителей корпораций, но и других служащих. А позднее ограничения по субъектам вообще не использовалось. Неизменным, однако, оставался признак совершения преступления в процессе профессиональной деятельности. Своеобразная "потеря" субъекта проявилась в том, что ключевым критерием для определения преступности как экономической признается модус операнди и цели, которые преследует правонарушитель.

Во-вторых, изменился и перечень преступлений, относимых к экономическим.. Позже к этим преступлениям стали относить уклонение от налогов, компьютерные и другие преступления, причиняющие вред экономике государства, ее отдельным секторам, предпринимательской деятельности, а также экономическим интересам отдельных групп граждан. Перечень этих преступлений расширился до 20-30 составов.

Эти изменения научной "карты мира" были обусловлены не только внутренней логикой развития научного знания, но и эволюцией самого исследуемого явления - экономической преступности.

Новое понимание проблемы, позволило как российским, так и зарубежным исследователям предложить многочисленные новые определения понятия экономической преступности, которые отличались теми или иными признаками. Рассмотрим некоторые из них.

Разделяя преобладающую в российской литературе точку зрения, Н.Ф.Кузнецова считает, что экономическая преступность слагается из посягательств на собственность и предпринимательских преступлений 1 .

Г.К.Мишин рассматривает экономическую преступность как проявление в социальной жизни всеобщей борьбы за существование. Суть экономического преступления в конфликте экономических интересов. К числу экономических преступлений наряду с хозяйственными, по его мнению, следует относить все преступления против собственности, которые в условиях рыночной экономики так или иначе связаны с хозяйственной деятельностью 1 .

В России при создании нового уголовного кодекса реализован широкий подход к определению преступлений, определяемых как экономические. В действующем УК имеется раздел "Преступления в сфере экономики", в который вошли три главы с 47 статьями о преступлениях против собственности, о преступлениях в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих организациях. Вместе с тем, в этот раздел не вошли должностные преступления (злоупотребления, взяточничество и др.), компьютерные преступления, преступления, связанные с посягательством на интеллектуальную собственность и авторские права и ряд других, традиционно относящихся к экономическим. С другой стороны, ряд преступлений против собственности не относятся к экономическим (преступления, связанные с прямым посягательством на собственность (кража, грабеж, разбой, уничтожение или повреждение имущества), а также иные преступления против собственности, не связанные с экономической деятельностью).

По мнению В. В. Лунеева, при всем разнообразии подходов, имеющихся в мировой литературе, суть экономической преступности в странах с рыночной экономикой составляют преступления, совершаемые корпорациями против государственной экономики, против других корпораций, служащими корпораций против самой корпорации, корпорациями против потребителей 2 .

Анализ используемых подходов к определению понятия экономической преступности, позволяет, на наш взгляд, сделать вывод о нецелесообразности как чрезмерно расширительного, так и ограничительного подходов к дефиниции понятия экономической преступности.

Широкая трактовка, воплощенная в структуре нового УК РФ, стирает различительную грань между новой экономической преступностью и традиционной имущественной преступностью. Между тем одна из целей введения данного понятия и состояла в конструировании категории, отражающей новейшие формы преступных посягательств в экономической сфере.

«Значительная категория преступлений экономической направленности совершается сегодня с использованием правовых форм экономических отношений полноценными субъектами экономических отношений. Однако при этом они не осуществляют профессиональной деятельности» 1 .

Традиционный подход к дефиниции экономической преступности не принимает во внимание появление новых субъектов экономических по своей сущности преступлений в связи со значительным усилением роли государства в современной экономике. Последнее выразилось, в частности, в увеличении размеров и доли валового внутреннего продукта, перераспределяемого через систему государственных финансовых фондов (в России - бюджеты различных уровней, целевые внебюджетные фонды). И это с неизбежностью порождает новую категорию злоупотреблений, связанных с формированием, распределением и перераспределением финансовых ресурсов через эти фонды. «Среди субъектов указанных преступлений оказываются многочисленные лица, на которых возложена обязанность платить налоги и другие обязательные платежи в эти фонды, а также лица, необоснованно претендующие на право получения из этих фондов пособий, субсидий и других выплат. Совершение данных преступлений не связано с осуществлением ими профессиональной деятельности» 2 .

Следующим обстоятельством является стремительное развитие компьютерных, в том числе, интернет-технологий, их активное использование в бизнесе и другой экономической деятельности. Сегодня это важнейшая тенденция развития современной экономики. Расширяющееся применение интернет-технологий для организации торговли ценными бумагами, расширение сферы электронных расчетов, "электронной наличности", интернет-коммерции, компьютеризация многих функций в сфере бизнеса и другой экономической деятельности порождают и новую специфическую область криминальной активности.

Субъектами преступлений, активно использующими высокие технологии, наряду с лицами, выполняющими профессиональные функции в организации, становятся практически любые лица. Причем преследуемые ими цели, используемые ими методы и располагаемые ими возможности практически не отличаются от тех, которых присущи преступникам по роду занятости.

Таким образом, стремительное развитие экономической системы приводит к не менее стремительному изменению круга субъектов, способных эксплуатировать в криминальных целях легальные экономические институты. При этом изменение самих методов криминального поведения позволяет заключить, что критерий осуществления экономических преступлений в процессе профессиональной деятельности является лишь одной из форм подобной эксплуатации и отличается известной узостью и неадекватностью.

В связи с этим представляется более обоснованным к экономическим относить преступления, которые соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:

совершаются в процессе профессиональной деятельности;

совершаются в процессе и под прикрытием законной экономической деятельности (в том числе предпринимательской);

совершаются в процессе и под прикрытием финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

совершаются в сфере компьютерной информации в связи, под прикрытием или при посягательстве на субъектов профессиональной, экономической деятельности, финансовой деятельности государства.

Обобщая, можно отнести к экономическим преступлениям уголовно наказуемые виновные общественно опасные деяния, посягающие или использующие легальные экономические институты, то есть правила, формы, процедуры, контрольные и санкционные механизмы экономической деятельности в любых ее формах. При этом конкретный перечень претерпевающих преступную эксплуатацию и прямое посягательство институтов остается принципиально открытым.

Особенностью данного подхода является отнесение к категории экономических преступлений всех деяний, которые совершаются в процессе участия в осуществления легальной экономической деятельности и/или под прикрытием ее институтов: профессиональной деятельности, экономической, в том числе предпринимательской деятельности, обязательственных отношений, финансовых инструментов, финансовых и хозяйственных операций, систем и методов учета, компьютерной обработки данных, электронных средств доступа. В рамках данного подхода к экономическим следует отнести преступления, совершаемые как субъектами, осуществляющими профессиональную деятельность на законном основании, так и теми, кто использует ее для совершения преступления или имитирует ее осуществление для криминального использования институциональной среды легальной деятельности. То же можно сказать о финансовых инструментах (деньги, ценные бумаги, банковские документы): к экономическим преступлениям следует отнести как использование в криминальных целях подлинных инструментов, так и их фальсификацию (изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг, электронных карт и т.п.). «К экономическим преступлениям относятся также деяния, связанные с использованием атрибутов легальной деятельности для сокрытия, маскировки общественно опасных деяний» 1 .

Иными словами критерием отнесения преступных деяний к экономическим является не субъект преступления, а также не объект посягательства, но, прежде всего, modus operandi, метод совершения и сокрытия. При этом рассмотренные выше важнейшие криминологические признаки экономической преступности, отмеченные выше, не теряют своего значения. Некоторые из них, однако, перестают быть всеобщими и обязательными для всех категорий рассматриваемых деяний.

В заключении рассмотрим некоторые отличия экономической преступности от преступности традиционной имущественной (кражи, грабежи, разбои и т.д.). Экономическая преступность отличается следующими особенностями:

«При совершении традиционного преступления есть преступник, который должен быть пойман, а факт самого преступления в большинстве случаев очевиден. В экономическом преступлении сам факт совершения преступления сомнителен либо труднодоказуем. При этом используются изощренные способы сокрытия следов, исполнителей, преступно полученных средств» 1 .

«Если традиционный преступник приговаривается к лишению свободы, то для него сдерживающий эффект этого наказания в большинстве случаев мал. Применение же этой меры в отношении экономического преступника более эффективно, поскольку он, прежде всего, боится потерять свой социальный статус и респектабельность, без чего он не сможет выступать как деловой партнер» 2 .

Большинство членов общества относятся безразлично к экономической преступности. Основанием такого безразличия может служить то обстоятельство, что факт причинения ущерба обществу трудно установить, а также то, что экономический преступник не соответствует сложившемуся стереотипу традиционного преступника.


Экономическая преступность - это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и правами граждан со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.
Совокупность экономических преступлений включает: хищения, незаконные сделки с валютными ценностями, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, сокрытие доходов от налогообложения, обман потребителей, сокрытие средств в иностранной валюте, незаконное предпринимательство в торговле, контрабанда, мошенничество при получении банковских кредитов, ис-пользование фиктивных платежных документов и др.
Особенности экономической преступности:
высокая латентность;
как правило, значительный материальный ущерб;
экономическая преступность в значительно большей степени, чем уголовная, способна составлять образ жизни значительной части населения;
экономическая преступность по своей природе носит почти полностью организованный характер.
Обстоятельства, способствующие распространённости антисоциального экономического поведения можно разделить на:
1) организационно-хозяйственные - охватывают издержки экономической политики, отсутствие надлежащей системы контроля, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики, недостатки систем отчёта и учётности;
практическая деятельность государства (его органов) по воплощению в жизнь принятых концепций по поводу собственности;
культура, наука, образование, нравственное воспитание и т.д.
Признаки общеуголовных корыстных преступлений:
посягательство на чужое имущество (вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество);
наличие корыстной цели - противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества.
Причины корыстной преступности:
криминогенная роль социально-экономического неравенства;
материальная нужда;
недостатки законодательного регулирования в области обеспечения борьбы с корыстными преступлениями;
недостатки деятельности правоохранительных органов.
конно хранимого оружия; правовое воспитание граждан и т.д.
Формы реагирования:
1. Эпизодическое (контрольное) реагирование
применяется, если для конфликтной ситуации характерны периодические обострения и улучшения без резких колебаний. Осуществляется участковым милиционером, представителями общественности. Меры профилактического воздействия: беседы, оказание необходимой помощи.
2 .Длящееся реагирование - если юнфликтная ситуация ухудшается в течение продолжительного времени. Меры: например вызов в орган милиции для разъяснения правовых последствий антиобщественного поведения..
Неотложное реагирование - в условиях резко обострившейся конфликтной ситуации (часто повторяю-щиеся ссоры, драки). Меры правового принуждения: лишение родительских прав; ограничение дееспособности; привлечение к административной и уголовной ответственности.
Экстренное реагирование - применяется в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Оно осуществляется непосредственно в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т. д. Выполняют дежурные части ОВД. Меры реагирования: подавление сопротивления правонарушителей; их задержание и т. п. - 2) социально-психологические - связаны с недостатками правовоспитательной работы, общей неподготовленностью населения, недостатками механизма ценообразования, налоговой политики.
Меры по борьбе с экономическими преступлениями: осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.
Экономические меры - развитие предпринимательства, создание условий для добросовестной конкуренции, формирование оптовой торговли. Технические меры - разработка более совершенных средств транспортировки, исключающих возможность хищений, внедрение методов обнаружения дефектов. Правовые меры - выработка правил поведения на рынке, разработка системы материальных санкций, введение ответственности. Воспитательные меры - преодоление стереотипа уравнительного мышления.
Социальные меры, имеющие отношение к борьбе с корыстной преступностью:
правовая пропаганда деятельности правоохранительных органов, средств и методов самозащиты населения;
разработка мер по повышению уровня материальной базы социально-реабилитационных учреждений; жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей; создание специальных служб для детей, оставшихся без средств существования;
разработка и реализация мер по обеспечению социальной занятости молодежи, безработных, ранее судимых, беженцев, вынужденных мигрантов;
создание центров реабилитации, ночлежных домов для бродяг, создание учреждений для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства.?

Просмотров