Проблемы активизации местного населения в решении местных вопросов. Таким образом, главное предназначение и сущность местного самоуправления – самостоятельное решение населением социальных, экономических и политических вопросов местного значения

Конституция РФ провозглашает признание и гарантирование местного самоуправления, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя страны (гл. гл. 1, 8). Естественно, что конституционная формула “местное самоуправление” должна толковаться не как подтверждение того, что есть, а как цель для всех, на кого распространяет свое действие Конституция.

Развивая конституционную модель местного самоуправления, Закон от 6 октября 2003 г. характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1). Согласно Закону от 28 августа 1995 г. местное самоуправление – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оба определения в основном совпадают. Ключевое отличие современного подхода – прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия (ст. 3 Конституции РФ).

В обоих определениях местное самоуправление наделяется качеством самостоятельной и под свою ответственность активности (решения вопросов местного самоуправления, деятельности по решению вопросов местного самоуправления). Оба Закона вслед за Конституцией говорят о признании и гарантировании местного самоуправления. Кратко раскроем все эти качества. Исходное определение местного самоуправления уточняется в его содержательной, пространственной, субъектной составляющих. Для этого законодатель раскрывает смысл таких категорий, как “вопросы местного значения”, “муниципальное образование”, “органы местного самоуправления”, “должностное лицо местного самоуправления” и др.

Самостоятельная и под свою ответственность активность. Самостоятельная активность – осуществляемая людьми по своей воле и в своем интересе. По В. Далю самостоятельный – это стоящий или сущий сам по себе, независимо от других, от чего-то другого. Однако В.И. Даль добавляет, что самостоятельный человек тот, у кого свои твердые убеждения, в ком нет шаткости <*>. Получается, что как самостоятельную мы должны оценивать ту деятельность людей, которая не только осуществляется по их воле и в их интересах, но еще и покоится на их твердых убеждениях, на осознании ими своих действительных, а не мнимых интересов. Выходит, что самостояние не дается законом или по одному желанию – до него надо еще дорасти.

——————————–

<*> См.: Даль В.И. Толковый словарь. М., 1955. С. 135.

Что означает активность под свою ответственность? В правоведении принято различать положительную и негативную ответственность. Положительная ответственность – это понимание важности своих действий для общества, стремление и желание выполнить их как можно лучше, эффективнее, быстрее, надлежащее осуществление своей социальной роли. В правовой сфере она связана с социально-правовой активностью, проявлением инициативы при реализации правовых предписаний. Негативная ответственность связана не с собственным сознанием личности, а с внешним воздействием на нее со стороны общества, государства, иных лиц. Ее суть – возложение на индивидов обязанности претерпевать лишения за совершенные ими правонарушения.

Конечно, законодатель, говоря об ответственности населения, имеет в виду ответственность положительную. Деятельность под свою ответственность – это не обязанность населения претерпевать коллективные лишения, применяемые государством, а обязанность деятельно осуществлять собственные самоуправленческие права, полномочия. Правда, ответственное самоуправление предполагает, что в случае ненадлежащего осуществления гражданами своих прав вытекающие отсюда неблагоприятные социально-экономические, политические, т.п. последствия ложатся на население и могут государством не компенсироваться.

Активность, признаваемая и гарантируемая Конституцией. Признаваемая активность – осуществляемая людьми как их естественное социальное притязание в одностороннем порядке независимо от ее правового допущения. Государство с помощью правовых средств лишь упорядочивает, оформляет самоуправленческую активность местного населения, не учреждая ее. Конституция как бы говорит, что законодатель по своему усмотрению не вправе вводить или упразднять местное самоуправление. Задача законодателя, таким образом, ограничивается творческой конкретизацией разбираемого института. Отсюда местное самоуправление осуществляется населением по его собственному праву, а не по праву государства.

Здесь уместна аналогия с уровнем самостоятельности региональных коллективов в рамках федеративных государств. Публичная самостоятельность региональных коллективов, внешне отражаемая в статусе субъектов федерации, имеет обязательным источником их собственную волю. Да, статус субъектов закрепляется прежде всего в федеральном законодательстве, однако федерация не вправе упразднять субъекты, изменять их конституционный статус без согласия последних. Федерация – та форма государственного устройства, которая не может меняться государственным центром в одностороннем порядке, например, на унитарную структуру. Федерация – тот уровень децентрализации, который перестает полностью охватываться усмотрением государства, неся в себе известный заряд необратимости. Это принципиально отличает федерацию от унитарного государства с наличием законодательных автономий. Широкая самостоятельность законодательных автономий, сравнимая с самостоятельностью субъектов федерации, проистекает всецело из воли государственного центра. Унитарное государство вправе в одностороннем порядке преобразовывать свои автономии в обычные административные единицы. Напротив, государственный суверенитет федеративного государства ограничен в части одностороннего пересмотра федеративного устройства и статуса субъектов федерации. Конституционное признание местного самоуправления означает, что Конституция исключает наряду с односторонним пересмотром государством собственной федеративной структуры и односторонний пересмотр им конституционно установленной самостоятельности местного самоуправления.

Гарантируемая активность – подкрепляемая, защищаемая государством с помощью ряда мер, прежде всего, тех, что предусмотрены конституционно. Имеется в виду законодательное, материальное, организационное, методическое, тому подобное содействие местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства. Местному самоуправлению как праву населения корреспондирует обязанность государства, его органов обеспечивать условия для его деятельного осуществления.

Содержание местного самоуправления. Его составляют вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, вопросы местного значения – это совокупность дел, во-первых, нацеленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности местных сообществ жителей и, во-вторых, решаемых самими этими сообществами самостоятельно или предрасположенных к такому решению, пусть и посредством публичного управления, разделяющего управляющих и управляемых. Круг вопросов местного значения очерчен в гл. 3 Закона от 6 октября 2003 г.

Пространственные рамки местного самоуправления. Такие рамки законодатель устанавливает с помощью категории “муниципальное образование”. Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Отличительные признаки муниципального образования: а) осуществление в его рамках местного самоуправления; б) обособленная муниципальная собственность; в) местный бюджет; г) наличие органов местного самоуправления (представительного, исполнительно-распорядительного, главы муниципального образования); д) населенная территория; е) устав муниципального образования, зарегистрированный в установленном законодательством порядке.

Субъектный состав местного самоуправления. Для формализации субъектного состава местного самоуправления законодатель использует двухуровневую модель. К первому уровню он относит население соответствующих муниципальных образований. Следовательно, основой управленческой деятельности являются воля и интересы местных сообществ, то, что объединяет отдельных жителей в единый территориальный коллектив. При этом под едиными интересами жителей следует понимать органичный сплав индивидуальных и групповых интересов, складывающихся на местах. Таким единым интересом, например, выступают энергетические, транспортные, жилищно-коммунальные, торговые сети, рынок труда и капитала, учреждения образования и здравоохранения, обеспечивающие удобное жительство и эффективное взаимодействие людей во всех сферах их жизнедеятельности.

Второй уровень составляют отдельные жители, иные непосредственно изъявляющие свою волю субъекты по отношению к общемуниципальным интересам. Это, конечно, и органы местного самоуправления. Общие запросы жителей выявляются в процессе их взаимодействия, задавая программу деятельности органов местного самоуправления. Последние в правовой сфере выступают правопредставителями своих местных сообществ. Однако отдельные жители по отношению к собственным интересам (не интересам местного населения в целом) должны рассматриваться как первичные субъекты самоуправления.

Современные подходы к понятию местного самоуправления

Термин «самоуправление» используется многими, но в него, порой, закладывается разный смысл. Понятно, что «общественное самоуправление», «производственное самоуправление», «ВУЗовское самоуправление», «территориальное самоуправление», «местное самоуправление» – категории не тождественные.

Изучаемое нами «местное самоуправление» – явление многоплановое и его понятие не имеет однозначного определения. Одни авторы подчеркивают его институциональную составляющую и определяют его как систему местных органов, осуществляющих народовластие. Другие – делают упор на функциональную составляющую и определяют «самоуправление» как деятельность населения по управлению своими делами.

Проблемы местного самоуправления на протяжении многих лет находятся в центре внимания белорусских ученых и специалистов в области государственного управления. Однако в настоящее время многие из них остаются дискуссионными. Не достигнуто единство взглядов и в отношении самого понятия местного самоуправления. Ощущается недостаток публикаций по этим проблемам. Более глубоко они исследованы в России.

Анализируя историю местного самоуправления в России, Е.М.Ковешников отмечает, что российские ученые второй половины ХIХ в. – начала ХХ в. рассматривали местное самоуправление как коллективную деятельность общины по решению вопросов локального значения. Он приводит определения, данные рядом ученых.

Так, М.А.Курчинский полагал, что местное самоуправление представляет собой заведование всеми местными нуждами самим обществом .

По мнению В.В.Погосского, местное самоуправление есть управление через лиц, избранных населением .

А.И.Васильчиков называл самоуправлением систему, возлагающую на местных обывателей все тягости управления, с соответствующими правами . Он рассматривал самоуправление как один из видов управления. «Самоуправлением, писал он, называется такой порядок управления, при котором местные дела и должности заведуются и замещаются местными жителями – земскими обывателями.

Как составную часть государственного управления, осуществляемую местными жителями, трактовали местное самоуправление В.П.Безобразов, Н.М.Коркунов и другие российские ученые.

Представители западной научной мысли ХIХ–ХХ вв. А.Токвиль, Р.Гейст, Л.Штейн, Лабанд, внесшие большой вклад в развитие теории местного самоуправления, также придерживались подобной точки зрения. Так, П.Ашпей определял его, как осуществление местными жителями или их представителями обязанностей и полномочий, которые им представлены законодательной властью или принадлежат им по общему праву.

К.Маркс считал, что самоуправление – это «народ, действующий сам и для самого себя», он «распоряжается сам и в своих интересах своей собственной общественной жизнью».

Осмоловский В.В приводит распространенное в европейской литературе определение немецкого ученого Г.Еллинека: «Самоуправление – это государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое, в противоположность государственно-бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных лиц».

Современные определения понятия «местное самоуправление», как правило, основываются на тех же научных подходах. Сегодня местное самоуправление рассматривается, в первую очередь, как самостоятельная, инициативная деятельность населения, имеющая целью удовлетворить свои нужды и интересы. В тоже время в научной литературе даются различные определения местного самоуправления, что связано с различным пониманием авторами места и роли местного самоуправления в системе государственного управления.

Например, российский исследователь В.И.Фадеев полагает, что «местное самоуправление – это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории».

По утверждению С.А.Авакяна, «абсолютно недостаточно сказать, что местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение населением и избранными им органами местных дел (вопросов местного значения). В таком подходе отражено предметно-объектное содержание местного самоуправления, да еще его претензия на автономность. Кардинальное значение для понимания природы местного самоуправления должны иметь такие факторы, как: наличие или отсутствие государственно-властных начал в местном самоуправлении; его положение в общей системе управления, существующей в данном государстве и обществе; набор функций местного самоуправления; его материально финансовая база».

Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 29 октября 1994 года, под местным самоуправлением понимает систему организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государства.

В Европейской Хартии местного самоуправления, «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона и под свою ответственность в интересах населения» .

Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определяет местное самоуправление, как форму организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материальной базы и привлеченных средств.

Среди белорусских исследователей активные дискуссии ведутся вокруг понятий «местное управление» и «местное самоуправление». Зачастую указанные понятия пытаются развести, обозначив ими две независимые друг от друга системы, параллельно функционирующие на местном уровне. При этом под местным управлением понимают форму организации и деятельность органов, назначаемых из центра и представляющих государственную администрацию на местах, а под местным самоуправлением – форму организации и деятельности местных представительных органов, независимых от государства.



Не отрицая функциональной обособленности этих институтов, представляется более правильным не противопоставлять местное самоуправление местному управлению, а рассматривать их как части единого целого. Такой подход исходит из признания единства системы власти, осуществляемой народом. Этот принцип закреплен в законодательстве Республики Беларусь. В силу этого для обозначения органов местной власти в Республике Беларусь используется термин «органы местного управления и самоуправления».

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Проблемы развития местного самоуправления в РФ [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации существуют давно. Постоянное реформирование то улучшает ситуацию, то, наоборот её усугубляет.

Роль местного самоуправления

Прежде чем говорить о проблемах и способах их решения в сфере местного самоуправления, следует обратиться к трактовке термина "местное самоуправление" или сокращенно МСУ. По мнению Т.З. Алиева, именно органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения .

Федеральный закон № 131-ФЗ дает следующую трактовку термина "местное самоуправление":

Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и/или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .

Местное самоуправление представляет интерес для науки уже давно. Роль МСУ нашла выражение и в широком интересе к термину. Так, само понятие и его особенности, связь органов МСУ с населением и центральными органами власти исследовали еще русские правоведы начала XX века, такие как: А. Д. Градовский, И. И. Евстихиев, Н.И. Лазаревский, М.И. Свешников и др.

Местное самоуправление в РФ наделено важной ролью, которая выражается в том, что именно оно объединяет личность, государство, государственную власть в рамках общности интересов государства и общества.

Деятельность местного самоуправления в РФ

Формирования местной власти являет собой процесс длительный и сложный. В современной России МСУ по-прежнему находится на стадии формирования. Путем проб и ошибок выбираются оптимальные для российских условий подходы к местному самоуправлению. В настоящее время деятельность органов местного самоуправления сталкивается со следующими трудностями:

  • проблемы, связанные с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления,
  • дефицит квалифицированных специалистов в области муниципального управления,
  • недостаточность его собственной доходной базы,
  • отсутствие надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти.

Реформирование деятельности органов местного самоуправление продолжается уже более 25 лет. Несмотря на положительные изменения, проблемы остаются. Они обусловлены, прежде всего, тем, что в процессе реформирования недостаточно учитывается разница в социально-экономическом развитии регионов и их значительные различия по иным признакам, таким как:

  • размеры территории,
  • освоенность территории,
  • плотность населения,
  • климатические условия и т.д.

В свете изучения деятельности органов МСУ и проблем функционирования местного самоуправления, большой интерес вызывает подход к выявлению проблем Л.В. Гильченко. Он выделяет систему факторов, препятствующих становлению МСУ в РФ. Они представлены на рисунке.

Проблемы в деятельности МСУ по Л.В. Гильченко

Государство упорно продолжает совершенствовать деятельность местного самоуправления , несмотря на активное сопротивление обленившихся и коррумпированных чиновников. Процесс продвигается очень медленно, так как население не в полной мере осведомлено о той деятельности органов МСУ, которую они должны реализовывать.

Для достижения поставленных перед новым этапом административной реформы целей необходимо заставить трудиться неустанно все уровни власти. Для того, чтобы конституционное право населения на осуществление местного самоуправления получило свое реальное воплощение, требуются предпосылки не только законодательного характера.

Практически ни в одном регионе не оказывает положительный экономический эффект. Следует подчеркнуть, что проблемы экономического характера сдерживают поступательное развитие МСУ в России. До тех пор, пока в стране отсутствует прочная материально-финансовая база развития местного самоуправления и сохраняется экономическая зависимость органов местного самоуправления от федеральных и региональных органов государственной власти, процесс ее перехода к автономной модели местного самоуправления нельзя считать завершенным. Создание на местах организационно обособленных от государства властных структур, пусть даже на минимально возможном локальном уровне, – это лишь полдела. Власть должна быть обеспечена экономически. А это означает, что судьба всей муниципальной реформы, проводимой в стране, находится сегодня в прямой зависимости от результатов поиска эффективных механизмов укрепления экономической базы местного самоуправления .

Деятельность органов местного самоуправления может стать эффективной только при наличии совместных усилий населения, органов МСУ и государственной власти.

Перечень основных проблем местного самоуправления в России

Для понимания всего масштаба проблемности реформирования сферы МСУ, следует рассмотреть ключевые проблемы местного самоуправления по отдельности. Так, прежде всего в глаза бросается несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Низкий уровень финансирования и недостаточная экономическая и финансовая грамотность ведет к банкротству регионов и превращению их в дотационные.

По-прежнему остается необеспеченной полная реализация установленной Конституцией и законами Российской Федерации системы гарантий местного самоуправления, таких, как:

  • запрет на ограничение прав местного самоуправления,
  • обязательность решений, принятых гражданами путем прямого волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления,
  • судебная защита местного самоуправления.

В настоящее время существуют проблемы с кадрами муниципальной службы . Их можно условно разделить на три блока. Подробнее можно увидеть на рисунке ниже.

Блоки кадровых проблем МСУ

Отраженные на рисунке проблемы отрицательно сказываются на имидже муниципальной службы. Очевидна необходимость повышения профессионализма государственных служащих на всех уровнях, в том числе и на уровне МСУ.

Отдельно остановимся на такой проблеме которая звучит следующим образом: большая часть передаваемых полномочий, исполняемых органами МСУ, не имеет единых методик расчета расходов на их обеспечение. Отсюда и усугубление дефицита местных бюджетов. В настоящее время ключевыми источниками доходов местных бюджетов остаются межбюджетные трансферты, в том числе в рамках действующих федеральных и региональных программ.

Нельзя пройти мимо таких серьезных проблем местного самоуправления, как:

  • Коррупция
  • Кумовство
  • Осознанное вредительство
  • Бездействие

С коррупций идет активная борьба, но до маленьких городов и сел, она почти не доходит. Там же процветает кумовство и банальная лень чиновников. Что касается осознанного вредительства, то оно пока остается на всех уровнях местного самоуправления.

Пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации

Определим основные векторы развития местного самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Прогрессивные муниципальные образования должны получить действенные стимулы для развития, а отстающие в развитии территории – гарантии государственной поддержки.

В тех сферах, где компетенция различных уровней публичной власти тесно переплетена, необходимо четко определить полномочия органов власти и самоуправления.

Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления является ключевым направлением муниципальной политики государства. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников.

Необходимо совершенствовать процесс судебной защиты местного самоуправления. В этой связи нужно упорядочить судебную практику и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления.

Также следует увеличить уровень контроля за органами местного самоуправления. Нужна личная ответственность для каждого чиновника. При этом нужно усовершенствовать механизм контроля. К сожалению, органы государственного контроля и надзора, осуществляя проверки и вынося решения в отношении органов и должностных лиц МСУ, не всегда принимают во внимание условия, сложившиеся в муниципалитете, реальные возможности органов МСУ и актуальные потребности населения.

Что касается проблем в сфере кадрового обеспечения местного самоуправления, то следует усилить работу с профильными ВУЗами, снизив процент "низкосортных" или "неэффективных" выпускников. Рекомендуется проводить работу со студентами с целью повышения будущей профессиональной ответственности. Органы местного самоуправления должны обеспечить студентам условия для полноценного прохождения практики, а не формальное присутствие.

Защита дипломов в профильном вузе должна проходить в присутствии беспристрастных представителей органов местного самоуправления, чтобы снизить процент успешной защиты низкокачественных дипломных, магистерских и бакалаврских.

Кроме того, следует усовершенствовать процедуру создания и работы с кадровым резервом. Это нужно, чтобы появилось больше ответственных и готовых к эффективной работе муниципальных служащих.

Литература

  1. Алиев Т.З. Местное самоуправление как демократический институт власти // Власть, Выпуск №8, 2008год. С. 24-29
  2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ
  3. Сологуб В.А. Хашева И.А. Конфликты в процессах воздействия и взаимодействия правоустанавливающих субъектов властной вертикали современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №2, 2016. С. 11-22
  4. Петрова Е.А. Модернизация местного самоуправления как фактор социально-экономического развития территорий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского Государственного Аграрного Университета Издательство: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, №22. 2012 г.С. 969-980

Лекция 3. Понятие местного самоуправления.

1. Дискуссия о понятии

1. Дискуссия о понятии

Понятие местного самоуправления отражает комплексное и многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию. Данное понятие стало общеупотребительным относительно недавно. Впервые данный термин был закреплен в законе СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйствования в СССР».

В науке нет единого подхода к понятию местного самоуправления:

1. Шугрина - деятельность населения по решению вопросов местного значения и одна из разновидностей соц управления.

2. Бондарь - рассматривает в трех аспектах:

как институт гражданского общества

как институт правового положения личности

как институт организации публичной власти

3. Агибалов - выделяет местное самоуправление в широком и узком смысле.

В широком - право и реальная способность населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения.

В узком - деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальное управление и выполняющих отдельные гос полномочия на территории муниципального образования.

4. Васильев - «рубежный институт, где общество встречается с государством», и где мера «погружения» государства в общество, так же как и мера «вхождения» общества в государство определяется конкретными историческими условиями.

5. МГЮА - три аспекта:

как основа конституционного строя

как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

как форма народовластия

2. Местное самоуправление как основа конституционного строя

Согласно Европейской хартии МС составляет одну из основ любого демократического общества. Ст. 2 Хартии - Принцип местного самоуправления должен быть признан Вологодской области внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства.

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление (ст.12). На положениях Конституции закон №131 констатирует, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется, осуществляется на всей территории (п.1 ст.1).

Признание местное самоуправление одной из основ предполагает установление децентрализованной системы управления. Конституция гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Конституция не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Данные полномочия закреплены в законе №131. По ст. 16 Конституции, ст. 3 и 12 не могут быть изменены. Возможно только путем принятия новой Конституции.

3. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

По ст. 3 Европейской хартии местное самоуправление связывается с правом органов местного самоуправления на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, но в интересах населения.

Российское законодательство признает основным субъектом права на местное самоуправление население муниципальных образований.

№ 131 - население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления (наличие - конституционное требование).

Постановление КС от 30 ноября 2000 года - проверялись положения Устава (Основного закона) Курской области. Самуниципального образования муниципальное образование и право проживающих на его территории граждан на осуществление МС «возникает на основе Конституции и закона, а не на основе волеизъявления населения муниципального образования).

Самуниципального образования право граждан на местное самоуправление не упоминается в Конституции. С т.з. Конституции право граждан на местное самоуправление можно рассматривать как право, объединяющее в себе следующие права и свободы граждан:

1) участвовать в управлении делами государства непосредственно через участие в местных референдумах, а также не принимать в них участие

2) избирать органы местного самоуправления, не участвовать в выборах

3) быть избранным в органы местного самоуправления, отказаться от исполнения полномочий выбранного лица

4) иметь доступ к муниципальной службе и право увольнения с муниципальной службы

5) обращаться в органы местного самоуправления и получать ответ по существу своего обращения

Признавая право населения на МС, государство признает самостоятельность МС в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права.

4. Местное самоуправление - форма народовластия.

Народ является единственным источником власти в РФ.

Власть осуществляется на трех уровнях, осуществление функционирования данной системы власти основано на принципах:

1. все три уровня публичной власти являются самостоятельными формами осуществления власти народа. Подчиненность между органами власти различных уровней допускается исключительно в случаях, прямуниципального образования предусмотренных Конституцией и ФЗ. Воздействие фед власти на региональную и муниципальную, а также региональной на муниципальную должно осуществляться через принятие законов, регламентирующих отдельные аспекты функционирования соответствующего уровня власти, а также через действие правовых механизмов гос контроля законности деятельности соответствующего уровня публичной власти.

2. каждый уровень публичной власти обладает собственными законными интересами, которые могут не совпадать и даже противоречить интересам иных уровней публичной власти. Все интересы признаются равноценными, но отстаивание их должно быть подчинено защите прав и свобод человека и гражданина.

3. Каждый уровень публичной власти вправе отстаивать собственные интересы, но не вправе вторгаться в компетенцию иного органа власти. Конфликтные ситуации разрешаются через согласительные процедуры либо в судебном порядке.

Понятие МС как формы народовластия дается в ст.1 ФЗ №131. Основные черты МС:

1. особый субъект - население МО

2. МС занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством

3. имеет свой объект управления - вопросы местного значения

4. самостоятельность МС

5. ответственность МО

6. МС осуществляется с учетом интересов населения. В нем находят отражение исторические и иные местные традиции.

Таким образом, местное самоуправление как форма власти народа:

1. обеспечивает самостоятельное решение населением вопрос местного значения

2. вправе принимать решения, обязательные для всех субъектов правоотношений, находящихся на подвластной территории

3. обладает механизмами гос принуждения к признанию своей власти (Законодательно установленные обязанности исполнения решения принятого на референдуме и ОМС, возможность судебной защиты)



Просмотров