Нефертари и Иситнофрет: "Великие супруги царские" и внутренняя политика Рамсеса II. Нефертари

За более чем 3000 лет существования прекрасного, высокодуховного Древнего Египта бесчисленное множество правителей и правительниц увековечило себя на страницах его уникальной истории. Уже давно ни для кого не секрет, что своим величием и процветанием Древний Египет обязан не только мужчинам-фараонам, но и женщинам. К сожалению, до нас дошли сведения лишь о некоторых из них и чаще всего на слуху такие имена, как Клеопатра VII, Нефертити и Хатшепсут.

Однако весомый след о себе оставила еще одна загадочная и влиятельная египтянка, о происхождении которой практически ничего неизвестно, кроме того, что оно несомненно было королевским. Ее имя – Нефертари Меренмут. Чаще всего она упоминается, как главная супруга Рамзеса II (XIX династия), в честь которой этот великий правитель воздвиг храмовый комплекс Абу-Симбел в Нубии. Фасад святилища украшен с обеих сторон парными фигурами Рамзеса II, между которыми расположены колоссы царицы Нефертари, предстающей в образе Хатхор, богини неба, любви, красоты, женственности, которая, к слову, часто отождествлялась с греческой богиней Афродитой.

Нефертари… одно лишь это прекрасное имя, полное безграничной чувственности, намекает на несомненную обворожительность, ослепительную красоту и бесконечную женственность его обладательницы. По сей день интригующая история Нефертари неустанно будоражит, порождая немало самых смелых и дерзких легенд, ведь любопытно знать, какой была эта древнеегипетская красавица, каким образом ей удалось выделиться на фоне огромного количества других жен Рамзеса II (кстати, сохранились сведения, указывающие, что Рамзес II был отцом более 100 детей). Так все-таки каким образом Нефертари удалось заявить о себе и добиться той силы власти, которой она обладала? Очаровательная Нефертари горделиво носила титул великой царской супруги, причем уже на первом году самостоятельного правления Рамзеса II.

Добиться власти Нефертари помог статус Супруги бога. Здесь уместно отметить, что в Древнем Египте довольно долгое время наблюдались элементы матриархата и фараоны приходили к власти после брака с наследницей. Нефертари обратила на себя внимание Рамзеса II, когда тот еще был подростком и занимал статус соправителя. Однако для обретения власти Рамзесу II было необходимо божественное происхождение и для этого ему была нужна Супруга бога.

Во все времена женщины нередко прибегали к задействованию всех своих чар для достижения результата и Нефертари, как очевидно, не была исключением, ведь ей нужно было выделиться на фоне других обворожительных красавиц, наделенных не меньшим очарованием. Эту историю довольно часто трактуют цинично, однако при этом совершенно очевидно, что Рамзес II и очаровательная Нефертари были глубоко и преданно привязаны друг к другу, питая неугасаемую любовь и всеобъемлющую страсть, которые неподвластны времени.

Созерцание Нефертари на папирусах в моей коллекции, где чаще всего она изображена в сопровождении Хатхор (богини неба, любви, женственности и красоты), наводит меня на всевозможные философствования и размышления о том, какой все-таки была эта женщина, обладающая огромной властью и влиянием, причем на самого Рамзеса II, который буквально обожествлял ее и превозносил, выделяя среди всех своих многочисленных жен. «Та, ради которой сияет солнце» - эта изящная по своей красоте фраза превосходно демонстрирует, как велика, истинна и глубока была любовь фараона к своей Нефертари, а та в свою очередь несомненно была волевой и сильной личностью, учитывая ее положение.

Зачастую можно предположить, что политическая роль Нефертари в древнеегипетском государстве не сравнится с ее значимостью и положением, которое она занимала в жизни и в сердце Рамзеса II. Ни одной другой из его многочисленных красавиц-жен не удалось дотянуться до уровня Нефертари и завоевать любовь великого правителя. После смерти своей главной супруги Рамзес II царствовал еще 42 года, но так и не позабыл о ней, что бесспорно указывает на безграничную любовь фараона к Нефертари - она навеки осталась единственной любовью всей его жизни.

Однако при всем этом не стоит недооценивать политическое влияние Нефертари, поскольку определенные факты дают полное право предполагать, что эта волевая и амбициозная красавица имела огромное влияние на фараона и ее участие в государственных делах являлось беспрецедентным. Помимо всего прочего невозможно не принимать во внимание, что до Нефертари царские супруги никогда не изображались одного роста со своими мужьями-фараонами, только Нефертари удостоилась быть увековеченной наравне со своим царским супругом.

«Та, ради которой сияет солнце»… Прекрасная, чувственная история жизни и любви несравненной Нефертари по сей день сквозь века неизменно будоражит, манит, даря вдохновение и показывая, как истинная, подлинная любовь, не зная границ, торжествует вне времени и пространства. Явное доказательство этому – завораживающий и потрясающий своим величием и роскошью храм в Абу-Симбел, со всем размахом возведенный Рамзесом II в честь своей любимой главной супруги царицы Нефертари.

У Рамсеса II было пять великих царских супруг, но самой влиятельной из них, и притом самой любимой, бесспорно, оставалась царица Нефертари. Она была окружена особым почетом при жизни, а после смерти, как и другие супруги, удостоилась чести быть погребенной в Долине Цариц.

Из фараонов-строителей Рамсес II, пожалуй, оставил в истории самые грандиозные и красноречивые архитектурные свидетельства своей деятельности. Именно ему мы обязаны величественными сооружениями, благодаря которым он был прозван Рамсесом Великим, и памятью о тех временах, когда боги царили на земле. При нем построены самые знаменитые ритуальные сооружения, рассказывающие нам историю Древнего Египта: Луксор, Абидос, Абу-Симбел, Танис, Мемфис, Гелиополь, Пи-Рамсес… Повсюду слава Рамсеса утверждалась с небывалым размахом, и мало кто из правителей мог соперничать с этим фараоном. Никто иной, даже сам Сети I, его отец, никогда не дерзал строить памятники подобных масштабов.

Исполин весом в тысячу тонн

Колосс, части которого были найдены рядом с Рамессеумом, — должно быть, одно из самых больших изображений человеческого существа, когда-либо созданных древними цивилизациями. Руки этого колоссального скульптурного изображения больше пяти метров в обхвате на уровне плеч, длина каждого уха составляет больше метра… В высоту этот каменный исполин достигал двадцати метров, и весил при этом около тысячи тонн.

На фоне этой потрясающей своими размерами скульптуры правителя еще более трогательными кажутся маленькие каменные статуи, помещенные у ее подножия — то есть буквально у ног, потому что по высоте каждая из них была не выше колена величественного портрета царя. Эти статуи изображают всех его жен: всех великих царских супруг Рамсеса II, которых, как мы уже говорили, было пять. Среди этих пяти жен одна была особенно любима правителем и занимала подле него особенно важное место, причем это относилось не только к частной жизни. Она имела над ним огромное влияние и в общественной жизни, и в государственной сфере. Ее звали Нефертари — и само ее имя говорит нам о красоте.

СУПРУГА В ОБМЕН НА МИР

После заключения мирного договора с Египтом Хаттусили, царь хеттов, желая скрепить соглашение, предложил Рамсесу II руку своей дочери и обратился к подданным с такой речью: «Возьмем все, что нам принадлежит, я отдам даже свою старшую дочь, и принесем наши почетные дары совершенному богу (Рамсесу II), чтобы взамен он дал нам мир, и чтобы мы жили». После этого он приказал привести свою старшую дочь и сложил перед ней драгоценные дары: золото, серебро, многочисленные диковины, упряжки лошадей, быков, коз, тысячи баранов — словом, все, что только производилось в их стране.

«Нефертари» — «прекрасная спутница»

Нефертари Меренмут, таково ее полное имя, и оно означает «прекрасная спутница». Она была отдана Рамсесу II в жены еще в самом начале его правления. Эта царица изображена утонченно красивой и эффектной. Скульптура неизменно очаровывает всех, кто ее видит, и в полной мере соответствует имени Нефертари, красота которой на долгие века запечатлена в статуе. Ее великолепно сложенное тело облачено в облегающее платье, обрисовывающее безупречные женственные формы.

Лицо ее очень изящно и отличается тонкими чертами. Маленький, гордо поднятый подбородок четко очерчен и свидетельствует об энергичности и решительности его обладательницы — и, возможно, некоторой заносчивости и высокомерии. Все в фигуре и осанке царицы выдает ее благородное происхождение и высокое положение в обществе, но одновременно также говорит о мудрости. Ее тонкая рука изящно лежит на ноге гигантского супруга, но, как это ни удивительно, несмотря на разницу в размерах, от маленькой скульптуры исходит такая сила, что эта молодая особа кажется нам скорее опорой для своего могущественного мужа, нежели слабой женщиной, ищущей защиты.

На самом деле мы не слишком много знаем о той роли, которую Нефертари играла в жизни Рамсеса II, и в частности в жизни политической. Однако многое указывает на то, что царица занимала очень важное место. В этом отношении особенно показательна информация, которую мы узнаем из табличек Богазкёй. Именно она позволила ученым заметно продвинуться в исследованиях. Когда на 21 году правления Рамсес II заключил договор с Хаттусили, владыкой хеттов, этот царь адресовал фараону послание с поздравлениями, в котором он многократно упоминает имя царицы Нефертари, расточая ей самые восторженные комплименты.

Подобное отношение к супруге правителя в то время было очень редким, чтобы не сказать исключительным. Этот факт дает право предполагать, что хеттский царь, очевидно, имел счастье встретиться с царицей лично по случаю подписания этого договора. А ведь жены фараона, пусть даже и обладающие титулом великой царской супруги, обычно оставались в стороне от событий политической жизни Египта!

Погребенная в Долине Царей

Добавим, что после заключения этого мирного договора царь Хаттусили, желая скрепить его, отдал в жены Рамсесу II собственную дочь. Совсем еще юная принцесса вскоре прибыла ко двору Египта, где она, в свою очередь, вошла в число супруг правителя.

Есть и другое свидетельство, на сей раз неоспоримое, того, что царица Нефертари занимала особое место (скорее в сердце фараона, нежели в жизни государства), оно было обнаружено в одном из двух храмов Абу Симбела. Это святилище полностью посвящено «Нефертари, чтобы солнце взошло».

И наконец, Нефертари единственная супруга фараона, чья усыпальница находится в Долине Царей. Эта гробница может по праву считаться величайшим шедевром погребального искусства, несмотря на то что некоторые ее части были серьезно повреждены и она сильно пострадала от рук расхитителей, растащивших все ее несметные сокровища. Лестница спускается в гипостильный зал, из которого вторая лестница ведет в зал с четырьмя колоннами, где хранился саркофаг. В первом зале, в одной из сцен, изображенных на стене, Нефертари предстает перед нами за игрой в сенет. Это игра — предшественник шашек, в которую тоже играли на доске и при помощи фишек.

Другая сцена, изображенная на стене лестницы, ведущей в погребальную камеру, показывает нам особенно элегантный образ Нефертари. Царица облачена в широкое платье из белого плиссированного льна, которое оживляет яркий шарф. Она совершает подношения богиням Хатор и Нейт (покровительнице ткачества). На голове у супруги фараона головной убор в виде грифа, традиционный атрибут богини, украшенный двумя длинными перьями.

Нефертари скончалась примерно на 30 году правления Рамсеса П. Она была матерью Амон-хер-хепешефа, старшего и первого сына супружеской четы, который на протяжении сорока с лишним лет был наследным принцем короны, но скончался на 52 году правления своего отца. У Рамсеса II были и другие великие царские супруги, всего пять, но ни одна из них не могла даже надеяться занять то же место, что царица Нефертари, и добиться того же влияния.

Длинная вереница царских отпрысков

Исиснофрет стала второй великой супругой фараона. Она была матерью того, кто однажды унаследовал Рамсесу II под именем Мернептаха. Утверждается, что этот сын был тридцатым в длинной веренице царских отпрысков. При жизни Нефертари Исиснофрет держалась скромно, оставаясь в тени, что лишний раз показывает, какую роль ее соперница играла подле своего супруга. После смерти царицы Исиснофрет стала несколько активнее, однако она так никогда и не заняла место умершей.

У Рамсеса II была еще одна супруга, которой он, судя по всему, очень гордился — прежде всего, потому что она в его глазах сделалась напоминанием о важнейшей политической и дипломатической победе. Эта история отсылает нас к 21 году правления, когда фараон заключил мирный договор с царем хеттов Хаттусили. Тот, чтобы в отношениях между двумя государствами не осталось никакой натянутости и подозрительности, предложил Рамсесу II взять в жены одну из своих дочерей.

Но, двинувшись в Египет, хеттская делегация столкнулась с крайне неблагоприятными погодными условиями. Снег и холод сделали путь через горные районы, которые должен был пересечь караван, особенно сложным и опасным. Тревожась за участь своей невесты, Рамсес II обратился с мольбой к Сету, богу гроз и бурь, прося его проявить милосердие. Сет соблаговолил услышать молитву фараона и сделал так, чтобы погода наладилась в кратчайшие сроки.

Прибытие юной принцессы в Пи-Рамсес, стало, разумеется, поводом для пышных торжеств, организатором которых был не кто иной, как один из сыновей фараона, Хаэмуас, великий жрец Птаха, великий маг и управляющий праздниками Сед. Солдаты, придворные, египетские и хеттские сановники братались, пили и ели вместе, от всей души желая процветания обоим царствам. Когда хеттскую девушку подвели к ее царственному супругу, тот был очарован ее изяществом и красотой. «Его Величество увидел, что она прекрасна лицом… Она пришлась по сердцу Его Величеству, который полюбил ее более всего на свете».

Свадебная стела

В память об этом событии, которое стало одним из счастливейших дней в годы правления Рамсеса II, потому что принесло двум могущественным государствам мир после долгого периода войны и разногласий, была установлена так называемая «свадебная стела». Нам известны несколько ее версий, сохранившихся в Карнаке, Абу-Симбеле, Элефантине, Амаре и многих других местах. Эта стела повествует о перипетиях, которые пришлось претерпеть хеттской делегации, сопровождавшей принцессу, по пути в Египет.

После этого союза, обеспечившего мир, Рамсес начал праздновать свои юбилеи, которые неизменно организовывал его сын, чародей Хаэмуас. Во время первого из этих юбилеев в Египте случился необычайный разлив Нила, ставший настоящим благословением для сельского хозяйства. Что же до юной хеттской принцессы, которой правитель особенно гордился, то она стала называться египетским именем Манефрура. С ней обращались с уважением, подобающим ее положению в обществе. Однако после смерти Манефрура не удостоилась чести быть погребенной в Долине Цариц. Не удостоилась -в отличие от Нефертари!

ТИИ — ВЕЛИКАЯ ЦАРСКАЯ СУПРУГА СЕТИ I И МАТЬ РАМСЕСА II

Царица Тии, мать Рамсеса II, была великой царской супругой Сети I. Она пережила своего мужа на много лет, оставаясь при дворе подле сына, который осыпал её Почестями. В Рамессеуме Тии был свой храм и сидящая статуя. Это свидетельствует о том, что даже в старости мать всемогущего государя продолжала играть важную роль, С ней связана легенда о божественном рождении фараона. Как и Нефертари, Тии получила в свой адрес немало лестных слов от царя хеттов во время заключения мирного договора между двумя государствами на 21 году правления Рамсеса. На тот момент вдовствующая царица была же очень стара. Два или три года спустя она скончалась.

Из этой статьи вы узнаете – кто, действительно, правил Египтом в эпоху его могущества и процветания.

Прекрасная спутница Нефертари

Нефертари Мери-эн-мут (Нефертари означает "Прекрасная спутница" и Мэритенмут — "Возлюбленная [богини] Мут — первая супруга Рамзеса II, считавшаяся главной царицей уже на первом году самостоятельного правления фараона.

Женщина в Египте больше чем женщина. Она – еще и царица.

Дело в том, что в Древнем Египте долгое время сохранялись элементы матриархата. Следует помнить, что фараоны восходили на престол после брака с наследницей.

Маргарет Муррей в книге «Блеск Египта » так описывает характер взаимоотношения полов и брачные законы:

«Брачные законы Древнего Египта никогда не были сформулированы, и узнать их можно, только изучив браки и генеалогию. Тогда становится ясным, почему фараон женился на наследнице, не обращая внимания на кровосмешение, а если наследница умирала, то он женился на другой наследнице. Таким образом, он оставался у власти… престол переходил строго по женской линии. Жена царя была наследницей. Женившись на ней, царь вступал на трон. Царское происхождение не играло никакой роли. Претендент на трон мог быть любого происхождения, но если он женился на царице, то сразу становился царем. Царица была царицей по происхождению, царь становился царем, женившись на ней».

И все-таки египетской женщине не просто было достичь таких социальных высот. Традиции господства мужчин все же давали о себе знать и в древности.

Царицам воздвигали памятники. Такова была усыпальница красавицы супруги Рамсеса II, Нефертари, «той, ради которой светит солнце».

Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами .

Нефертари, любимая Королева Рамзеса II , известна несметным количеством ее изображений на стенах храмов и колоссов великого фараона, которые были посвящены ей, совместно с богиней Хатор, эти изображения показывают ее большое влияние на Рамзеса II.

Нефертари не была единственной супругой Рамзеса II. Четыре других его жены засвидетельствованы в надписях о его правлении, и известно, что они были коронованы как королевы. Она не была обычной королевой, однако и ее ситуация превосходила ситуацию прежних.

Ее имя переводилось как " Самая красивая из Них"; превосходная степень, которая обозначает ее самое исключительное положение, в то время как обозначение "Наследная Принцесса ", перечисленный для нее в нескольких случаях, является признаком ее высокопоставленного происхождения в обществе.

Ее участие в делах государства является беспрецедентным вне Периода Амарны и отражено в ее титулах, применимых к ней: "Жена Великого Короля ". Ее политическая роль также отражена текущим обозначением "Госпожа Верхнего и Низкого Египта " и "Госпожа Двух Земель".

Нефертари и Бог Тот . (Тот -Бог мудрости, науки, магии и луны. Считался автором основ астрономии, медицины, геоментии, религиозных текстов и "Книги Мертвых". В качестве владыки луны охранял и спасал ее, возвращая на свое место на небе, был владыкой счета и вел подсчет лет, т.к. календарь составлялся на основе фаз луны. Находясь в окружении богов, исполнял роль судьи. ")

Некоторые египтологи думают, что она была вероятно дочерью Фараона Сети Первого, и таким образом сестра или наполовину сестра Рамзеса II. Другие египтологи, однако, думают, что ее обозначение как"Наследная Принцесса" могло бы быть в некотором роде связано с тем, что она была представительницей знати Тебаиса. Эти египтологи утверждают, что ничто не известно о ее родителях, но кажется, что она имела королевское происхождение.

Другие говорят, что она – внучка Яхмоса… В Гебель эль-Силсилех есть святыня Рамзеса Второго, где описания показывают его и Королеву Нефертари, выполняющих религиозные функции перед различными божествами. Эта святыня содержит признак, что Королева Нефертари была уже замужем за Рамзесом II когда он вступил на трон (1290 г. до н.э.).

Титул Нефертари обозначал "жена бога", подчеркнуло очевидная эмуляция Королевы Яхмес-Нефертари, которая была также женой бога… Ее титул и имя показывают, очевидно, что Нефертари играла специальную роль в свое время. Тот факт, что Рамзес II стремился показать ее сопровождение, необычная особенность дает возможность предполагать, что она могла влиять на его положение в стране.

Увы, божественная Нефертари рано ушла в мир иной.

Ни одна из египетских королев, насколько мы знаем, не удостаивалась чести иметь храм, как имела Нефертари в Абу – Симбель..

У фасада храма есть шесть статуй, каждая 33 фута высотой, четыре из них представляют Фараона и две принадлежали королеве. Стены храма украшены различными сценами; некоторые представляют фараона, побеждающего его врагов, в то время как королева поддерживает его, другие представляют короля и королеву, переносящих приношения богиням и божествам, спрашивая их благословения.

Самая интересная сцена представляет коронацию Нефертари Исис и Хатор.

Нефертари и Исида.(имя Исида (Исис), состоящее из частей Ис-Ис («ступень-ступень») имеет отношение к психическому миру, к внутренней энергии и здоровью.Исида покровительствует волшебству, ночной и лунной магии, поэтому ей приносили в дар молоко, сок растений, фрукты, а также благовония)

(Ещё не зная такой предыстории, я выбрала именно такой папирус из всех - очень понравился:))).

У Рамзеса II есть могила для Нефертари высеченная в Долине Королей, названная древними "Место Красоты", эта могила является самой красивой в Долине Царей, и является в целом достойной ее положения в истории. Декоративные мотивы на стенах и потолках являются мифологическими и рассказывают о жизни в аду, встречах с богами, божествах, духах и монстрах, и о входе в царство вечности. В этих сценах Нефертари, всегда представляется в длинных, прозрачных белых предметах одежды, с двумя длинными перьями на головном уборе из золота. Она носит богатые драгоценности, в дополнение к царским предметам и широкому золотому воротнику.

"Место Красоты" - самый красивый памятник некрополя. Росписи занимают там 520 кв. м. Это одно из лучших произведений искусства эпохи Нового царства.

Над портиком и сегодня можно прочесть слова:

«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, успокоившаяся Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут».

Нефертари (В Древнем Египте гриф- защитный символ. В виде грифа представляли Нехбет, великую богиню Верхнего Египта. Она была защитником фараона, чья жена носила головной убор в виде головы грифа)

Диодор в «Исторической библиотеке» говорит, что у египтян «царица имеет больше власти и получает больше почестей, чем царь»

Разводы были редки. Главной причиной развода являлось отсутствие детей. Если женщина выступала инициатором развода, она должна была вернуть мужу половину или треть имущества (суммы). Если же инициатором развода был мужчина, он терял все.

В одном из сохранившихся документов (своего рода брачном договоре) говорилось:

«Если я возненавижу тебя или если я полюблю другого мужчину, я верну тебе твое серебро и откажусь от какого-либо права на землю».

Такого рода договора были необходимы, ибо браки в Египте заключались не только между молодоженами.

Исида преподностит анх к Нефертари. (Анкх - символ вечной жизни)

В брак вступали люди разных возрастов, ранее бывшие в браке. И тут без определения имущественных, в том числе земельных, прав было не обойтись. Важным было и то, что если женщина решалась на развод, общий ребенок, видимо, оставался у отца.

Характерно, что среди арамейского населения женщины пользовались еще большими привилегиями. Так, они не работали и зачастую выступали главными экономами в семье. Они могли дать ссуду мужчине и, как принято говорить, были главой семьи, крепко держа мужчин в руках.

Древнеегипетская игра «Сенет». Изображение из гробницы Нефертари, жены Рамзеса II. Далеко не каждый тогда мог прикоснуться к этому виду развлечений. Многие из первых настольных игр были дипломатическими подарками, обозначением статуса, прерогативой элиты.

Масперо пишет о положении тогдашней египтянки в таком духе, что ей, возможно, даже позавидуют некоторые современницы в Европе:

«Египтянка из простонародья и средних классов пользуется уважением и независимостью больше, чем где бы то ни было. Как дочь, она наследует от родителей долю, равную доле своих братьев; как жена, она истинная госпожа дома (нибит пи), чей муж является не более чем любимым гостем. Она уходит и возвращается, когда вздумается, разговаривает, с кем хочет, и никто в это не вмешивается; она показывается перед мужчинами с непокрытым лицом, в противоположность сирийкам, всегда закутанным более или менее плотной фатой».

И все же, признавая весомую роль женщин Египта, отметим и то, что мужчина занимал в иерархии первые места.

Египтяне обожали своих матерей, жен, невест, дочерей… Аббас Махмуд аль-Аккад писал:

«Мы не сможем понять, насколько египтянин консервативен или готов к бунту, если не поймем его любви к семье и его преданности традициям и семейным обычаям. Он консерватор в смысле сохранения семейного наследия, и во имя этого сохранения консерватизма он готов на восстание, чтобы защитить свои традиции. Египтянин может забыть все, за исключением чувства снисхождения, милосердия и норм поведения в своей семье».

Резиденция «супруги бога» была сооружена на западном берегу Нила, напротив Карнака;здесь некогда находилась одна из самых известных во всей стране школ для женщин- жриц

Мудрец времен Древнего царства Птахотеп, что оставил потомкам в назидание книгу мудрых советов, писал:

«Если ты человек высокого положения, тебе следует завести свой дом и любить свою жену, как это подобает. Наполняй ее желудок и одевай ее тело; покрывай ее кожу маслом. Пусть ее сердце радуется все время, пока ты жив, она – плодородное поле для своего господина. Ты не должен спорить с ней в суде; не выводи ее из себя. Делись с ней тем, что выпадает на твою долю; это надолго сохранит ее в твоем доме».

Другое изречение гласит:

«Если ты молодой человек и берешь себе жену и вводишь ее в свой дом, помни, что тебя родила и вырастила мать. Не доводи до того, чтобы жена стала тебя проклинать, обратилась бы с жалобой к богам и они бы ее услышали… Не обременяй жену опекой, если ты знаешь, что она в полном здравии… Побольше молчи и наблюдай – только так узнаешь ты ее способности».

Эти и иные признания указывают на уважительное и чрезвычайно бережное отношение мужчин Египта к своим женщинам и женам.

Семейные узы египтян крепки. Впервые в истории женщина тут встала вровень с мужчиной и семья стала строиться на основах взаимоуважения полов (с 2700–2500 гг. до н. э.).

Даже на загробном судилище значение отношения мужа к своей жене рассматривалось как один из важнейших факторов благовидной жизни. Мужу говорилось:

«Если ты мудр, оставайся дома, нежно люби свою жену, лелей и одевай ее хорошо, а также ласково успокаивай ее и выполняй ее желания. Если ты будешь далеко от нее, твоя семья развалится, поэтому раскрой ей свои объятия, позови ее, покажи ей всю свою любовь».

Нефертари и Анубис -бог мертвых, который делает ей «дыхание втягивающее жизненную. прану»

Хотя в повседневной жизни бывало всякое, видимо, мужья и поколачивали жен, но в целом семья – это святое.

Все египтяне – одна большая семья. Розанов даже утверждал:

«Египтяне открыли семью – семейность, семейственность». Далее он писал: «Чтобы открыть Египет, нужно было собственно в себе открыть семью»

С превеликим изумлением он пишет о том, что никто из корифеев египтологии – Бругш, Масперо и другие – не догадался в своих открытиях и трудах восславить и воспеть египетскую женщину, « мать, над которою подняты ручки». В этом восхвалении их семейных традиций Розанов категоричен:

«Только у египтян была МАТЬ, а у всех прочих мать».

Богиня космического порядка Маат охраняет своим крыльями картуш Нефертари

Eгиптяне умели ценить любовь женщины. Они отдавали должное ее искусству ублажать мужчин и доставлять ему высшее наслаждение. Женщины – источник любви, огня и света. В любовном плане о них можно сказать, что они прелестны, как нежный цветок распустившегося лотоса: они – те, из-за любви к которым и восходит солнце

Историческая справка: Рамзес II -муж царицы Нефертари, Сын Солна –Рамзес Великий

….При Рамзесе II Египет достиг своих максимальных границ. В последние годы правления Рамзес II был обожествлен как «Великая Душа Ра-Хорахте» — воплощение бога солнца на земле..

Правление Рамзеса II отразилось в произведениях многих античных историков (например Геродота, именующего его Рампсинит) и в Библии…

По сей день, не одному из правителей Египта не удалось не повторить, и не превзойти успех фараона Рамсеса II

редакция Светлана Фея

Вот ещё материал для тех, кто интересуется Египтом:

Египетский фараон XIX династии Рамсем II считается египтологами одним из самых выдающихся правителей Древнего Египта. Он руководил страной 67 лет с 1279 по 1212 гг. до н. э.

Даты эти, конечно, условные, и их разброс может составлять 10-12 лет. При этом фараоне Египет достиг наивысшего могущества в экономике, военном деле и строительстве. Грозный владыка железной рукой управлял страной, а вот помогала ему в этом жена – главная царица Египта Нефертари (1290-1255 гг. до н. э.).

Имя это означает «прекрасная спутница», и венценосная женщина действительно была умна, красива и талантлива. О значимости этой особы можно судить по размерам её изображений и скульптур. Тут нужно знать, что размер в Египте имел очень большое значение. Чем более выдающейся была личность, тем более крупными были её скульптуры и рисунки. Это правило распространялось и на Нефертари.

Поначалу изображения Нефертари рядом с мужем были маленькие (слева на фотографии) и едва доходили до колена властителя

В первые годы правления фараона главная царица не имела большого веса и авторитета. Её изображения рядом с мужем были чрезвычайно маленькие и едва доходили до колена властителя. Но шли годы, и авторитет жены рос, благодаря её уму, воле и целеустремлённости. На это указывают изображения более позднего периода. На них главная царица своим ростом ничем не уступает мужу. Она вровень с ним и находится всегда сзади, как бы символизируя собой группу поддержки.

Это говорит о том, что статус женщины с годами вырос. Она приобрела такой вес и иерархии Древнего Египта, что сравнялась с мужем-фараоном. А вот заключительным этапом её возросшего могущества является храм в скале Абу-Симбел. Он был построен на границе с враждебной Нубией. Его целью было доказать величие Рамсеса II и привести врагов с состояние страха и почтения.

Рамсес II расправляется со своим врагом, а жена стоит сзади, символизируя группу поддержки

Данный храм высечен в 100-метровой скале и состоит из двух святилищ. Первое из них воздвигли в честь самого фараона и посвятили таким богам как Амон, Ра и Птах. А вот второе святилище построили в честь главной царицы и посвятили его богине любви и красоты Хатхор. Чем же примечательно второе святилище?

Статуя Нефертари возле входа в храм в высоту достигает 10 метров. Рядом находится статуя мужа, и она даже немного ниже за счёт короны из перьев, которая венчает голову супруги. То есть жена оказалась выше своего суженого, что указывает на её огромное влияние и статус. В Египте было немыслимо изображать жену выше мужа-правителя, но факт есть факт. Если кто-то отказывается воспринимать это умом, то пусть поверит глазам своим.

Нефертари (справа) и Рамсес II, при этом скульптура жены выше скульптуры мужа

Стены внутри храма пестрят изображениями различных сюжетов. На них фигурирует главная царица рядом с мужем. Она совершает священные обряды, что указывает на её активную роль в правлении страны. Можно предположить, что Рамсес II очень любил жену. Она везде сопровождала его, являлась верным помощником и единомышленником. Однако такие поездки, особенно на юг, подорвали здоровье ещё далеко не старой женщины.

Её последняя поездка как раз была к высеченному в скале храму. Но во время этого путешествия по Нилу царица Египта Нефертари заболела. Предполагается, что она не увидела своё святилище изнутри, так как находилась в ладье в тяжёлом состоянии. Возможно, она увидела статуи, но внутрь храма попасть не смогла. На обратном пути в Фивы женщина умерла после 24-летнего царствования вместе с мужем.

Два храма в скале Абу-Симбел. Слева вдали храм Рамсеса II, а на переднем плане храм Нефертари

Убитый горем фараон повелел сделать почившей жене роскошную гробницу в Долине цариц. Обнаружили её лишь в 1904 году. Но сразу же выяснилось, что царскую усыпальницу разграбили ещё в древности. Крышка саркофага была разбита, а драгоценности украдены. Грабители не тронули лишь амулеты и сандалии из тростника. А вот сама мумия пропала. В целости осталась лишь настенная роспись. Древние мастера украсили ею всё огромное помещение общей площадью 520 кв. м.

Роспись – это ярчайшие изображения, рассказывающие о путешествии почившей царицы в загробный мир. Их цель заключалась в поддержании души Нефертари на том свете. Особое внимание было уделено внешности этой удивительной женщины. Её губы и щёки оттенены красным, брови и ресницы подведены чёрным. Изысканные украшения сверкают золотом.

Уникальная роспись в гробнице Нефертари, ею покрыты 520 кв. метров

На одном из изображений царицу Египта Нефертари изобразили рядом с богом знаний и мудрости Тотом. Показан он с головой ибиса, а между ним и царицей находится табличка с иероглифами. Это подчёркивает, что при жизни усопшая умела читать и писать иероглифы. В то время такое мастерство приравнивалось к академическим знаниям.

На высокую образованность жены Рамсеса II также указывает её переписка с хеттской царицей Пудухепой. Как же происходила такая переписка? Египетская правительница наносила иероглифы на пергамент, а затем писец, знающий язык хеттской царицы, переводил их на клинопись. После этого письмо выдавливалось на глиняной табличке, и специальные гонцы везли его на север в далёкую Анатолию.

Почившая египетская царица стоит перед богом мудрости Тотом. Между ними находится табличка с иероглифами. Она указывает на высокую образованность царицы

К величайшему счастью одно такое письмо сохранилось до наших дней. Вот что писала Нефертари царице Пудухепе: «Сестре моей, Пудухепе, великой царице хеттов. Да принесут тебе радость египетский бог солнца и хеттский бог бури. Пусть бог солнца продлит мир между нами навечно». В конце письма египтянка упоминала подарки, посланные ею хеттской царице: «Сестра моя, я отправила тебе приветственные дары. Ожерелья из чистого золота для твоей шеи и цветной лён для царского платья твоего мужа».

Такие дары монархов играли важную роль в дипломатии Древнего мира. К примеру, на одном из изображений царица Египта Нефертари увешана золотом, но в ухе отчётливо видна серебряная серьга. При этом выполнена она не в египетском, а греческом стиле. Отсюда напрашивается вывод, что прислали её из Эгейского региона. Следовательно, в Греции эту женщину знали и поддерживали с ней и её мужем дипломатические отношения. А подарки, как уже говорилось, являлись их неотъемлемой частью.

В ухе царица находится серебряная серьга, выполненная в греческом стиле

И наконец, последнее. Многих египтологов занимает вопрос, почему Рамсес II не изображён в гробнице жены? Там огромное количество уникальных росписей, а вот муж почему-то не удостоился чести быть запечатлённым хотя бы на одной из них. Свой ответ придумали женщины-специалисты. В преддверии своей кончины Нефертари сказала: «Я столько лет с ним прожила, что не желаю слушать его ещё и в загробном мире». Это, конечно, шутка, не имеющая ничего общего с действительностью.

Великая египтянка была выдающейся женщиной, достойной женой фараона. Нет никакого сомнения, что она оказывала на него большое влияние и пользовалась непререкаемым авторитетом у подданных. Её существенная роль в истории Древнего Египта неоспорима .

Египетский фараон XIX династии Рамсем II считается египтологами одним из самых выдающихся правителей Древнего Египта. Он руководил страной 67 лет с 1279 по 1212 гг. до н. э. Даты эти, конечно, условные, и их разброс может составлять 10-12 лет. При этом фараоне Египет достиг наивысшего могущества в экономике, военном деле и строительстве. Грозный владыка железной рукой управлял страной, а вот помогала ему в этом жена – главная царица Египта Нефертари (1290-1255 гг. до н. э.).

Имя это означает «прекрасная спутница», и венценосная женщина действительно была умна, красива и талантлива. О значимости этой особы можно судить по размерам её изображений и скульптур. Тут нужно знать, что размер в Египте имел очень большое значение. Чем более выдающейся была личность, тем более крупными были её скульптуры и рисунки. Это правило распространялось и на Нефертари.

Поначалу изображения Нефертари рядом с мужем были маленькие (слева на фотографии) и едва доходили до колена властителя

В первые годы правления фараона главная царица не имела большого веса и авторитета. Её изображения рядом с мужем были чрезвычайно маленькие и едва доходили до колена властителя. Но шли годы, и авторитет жены рос, благодаря её уму, воле и целеустремлённости. На это указывают изображения более позднего периода. На них главная царица своим ростом ничем не уступает мужу. Она вровень с ним и находится всегда сзади, как бы символизируя собой группу поддержки.

Это говорит о том, что статус женщины с годами вырос. Она приобрела такой вес и иерархии Древнего Египта, что сравнялась с мужем-фараоном. А вот заключительным этапом её возросшего могущества является храм в скале Абу-Симбел. Он был построен на границе с враждебной Нубией. Его целью было доказать величие Рамсеса II и привести врагов с состояние страха и почтения.

Рамсес II расправляется со своим врагом, а жена стоит сзади, символизируя группу поддержки

Данный храм высечен в 100-метровой скале и состоит из двух святилищ. Первое из них воздвигли в честь самого фараона и посвятили таким богам как Амон, Ра и Птах. А вот второе святилище построили в честь главной царицы и посвятили его богине любви и красоты Хатхор. Чем же примечательно второе святилище?

Статуя Нефертари возле входа в храм в высоту достигает 10 метров. Рядом находится статуя мужа, и она даже немного ниже за счёт короны из перьев, которая венчает голову супруги. То есть жена оказалась выше своего суженого, что указывает на её огромное влияние и статус. В Египте было немыслимо изображать жену выше мужа-правителя, но факт есть факт. Если кто-то отказывается воспринимать это умом, то пусть поверит глазам своим.

Нефертари (справа) и Рамсес II, при этом скульптура жены выше скульптуры мужа

Стены внутри храма пестрят изображениями различных сюжетов. На них фигурирует главная царица рядом с мужем. Она совершает священные обряды, что указывает на её активную роль в правлении страны. Можно предположить, что Рамсес II очень любил жену. Она везде сопровождала его, являлась верным помощником и единомышленником. Однако такие поездки, особенно на юг, подорвали здоровье ещё далеко не старой женщины.

Её последняя поездка как раз была к высеченному в скале храму. Но во время этого путешествия по Нилу царица Египта Нефертари заболела. Предполагается, что она не увидела своё святилище изнутри, так как находилась в ладье в тяжёлом состоянии. Возможно, она увидела статуи, но внутрь храма попасть не смогла. На обратном пути в Фивы женщина умерла после 24-летнего царствования вместе с мужем.

Два храма в скале Абу-Симбел. Слева вдали храм Рамсеса II, а на переднем плане храм Нефертари

Убитый горем фараон повелел сделать почившей жене роскошную гробницу в Долине цариц. Обнаружили её лишь в 1904 году. Но сражу же выяснилось, что царскую усыпальницу разграбили ещё в древности. Крышка саркофага была разбита, а драгоценности украдены. Грабители не тронули лишь амулеты и сандалии из тростника. А вот сама мумия пропала. В целости осталась лишь настенная роспись. Древние мастера украсили ею всё огромное помещение общей площадью 520 кв. м.

Роспись – это ярчайшие изображения, рассказывающие о путешествии почившей царицы в загробный мир. Их цель заключалась в поддержании души Нефертари на том свете. Особое внимание было уделено внешности этой удивительной женщины. Её губы и щёки оттенены красным, брови и ресницы подведены чёрным. Изысканные украшения сверкают золотом.

Уникальная роспись в гробнице Нефертари, ею покрыты 520 кв. метров

На одном из изображений царицу Египта Нефертари изобразили рядом с богом знаний и мудрости Тотом. Показан он с головой ибиса, а между ним и царицей находится табличка с иероглифами. Это подчёркивает, что при жизни усопшая умела читать и писать иероглифы. В то время такое мастерство приравнивалось к академическим знаниям.

На высокую образованность жены Рамсеса II также указывает её переписка с хеттской царицей Пудухепой. Как же происходила такая переписка? Египетская правительница наносила иероглифы на пергамент, а затем писец, знающий язык хеттской царицы, переводил их на клинопись. После этого письмо выдавливалось на глиняной табличке, и специальные гонцы везли его на север в далёкую Анатолию.

Почившая египетская царица стоит перед богом мудрости Тотом. Между ними находится табличка с иероглифами. Она указывает на высокую образованность царицы

К величайшему счастью одно такое письмо сохранилось до наших дней. Вот что писала Нефертари царице Пудухепе: «Сестре моей, Пудухепе, великой царице хеттов. Да принесут тебе радость египетский бог солнца и хеттский бог бури. Пусть бог солнца продлит мир между нами навечно». В конце письма египтянка упоминала подарки, посланные ею хеттской царице: «Сестра моя, я отправила тебе приветственные дары. Ожерелья из чистого золота для твоей шеи и цветной лён для царского платья твоего мужа».

Такие дары монархов играли важную роль в дипломатии Древнего мира. К примеру, на одном из изображений царица Египта Нефертари увешана золотом, но в ухе отчётливо видна серебряная серьга. При этом выполнена она не в египетском, а греческом стиле. Отсюда напрашивается вывод, что прислали её из Эгейского региона. Следовательно, в Греции эту женщину знали и поддерживали с ней и её мужем дипломатические отношения. А подарки, как уже говорилось, являлись их неотъемлемой частью.

В ухе царица находится серебряная серьга, выполненная в греческом стиле

И наконец, последнее. Многих египтологов занимает вопрос, почему Рамсес II не изображён в гробнице жены? Там огромное количество уникальных росписей, а вот муж почему-то не удостоился чести быть запечатлённым хотя бы на одной из них. Свой ответ придумали женщины-специалисты. В преддверии своей кончины Нефертари сказала: «Я столько лет с ним прожила, что не желаю слушать его ещё и в загробном мире». Это, конечно, шутка, не имеющая ничего общего с действительностью.

Великая египтянка была выдающейся женщиной, достойной женой фараона. Нет никакого сомнения, что она оказывала на него большое влияние и пользовалась непререкаемым авторитетом у подданных. Её существенная роль в истории Древнего Египта неоспорима .



Просмотров