В чем заключается социальная функция государства. Проблемы реализации социальной функции государства

социальной функции государства (на примере деятельности уголовно-исполнительной системы)">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Батищева, Елена Викторовна Механизм реализации социальной функции государства (на примере деятельности уголовно-исполнительной системы) : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 Владимир, 2006 205 с. РГБ ОД, 61:07-12/546

Введение

ГЛАВА 1. Понятие и содержание социальной функции государства 14

1. Функции государства как объект отечественной теоретико-правовой науки.. 14

3. Характеристика основных элементов в структуре социальной функции государства 63

ГЛАВА 2. Социальная функция государства в пенитенциарной системе: правовые основы, механизм реализации и основные формы 87

1. Правовые основы и механизм осуществления социальной функции в уголовно-исполнительной системе... 87

2. Опыт реализации социальной функции в зарубежных пенитенциарных системах 120

3. Основные формы реализации социальной функции в российской пенитенциарной системе и пути их совершенствования 145

Заключение 178

Библиографический список 183

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. На современном этапе развития России реализация государством своей социальной функции приобретает особую значимость прежде всего в отношении к социально слабым категориям населения, к лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. К таким категориям, вне всякого сомнения, можно отнести и осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Этому есть ряд причин: во-первых, увеличивается доля осужденных в общей численности населения; во-вторых, демографические проблемы России заставляют задуматься о том, как вернуть в общество людей, которые в силу своей изоляции от него, как правило, не могут выполнять репродуктивную функцию, способствовать повышению уровня рождаемости в стране; в-третьих, в последние годы возрастает количество судебных ошибок, вызванных и слабым продвижением судебно-правовой реформы, начатой еще в 80-е годы прошлого столетия, и несовершенством действующего законодательства, и низкой квалификацией сотрудников правоохранительных органов.

Проблема реализации социальной функции в местах лишения свободы осложняется еще и тем, что до недавнего времени отсутствовала единая концепция для ее реального осуществления. В теории права и государства такая значимая подфункция социальной функции государства, как социальная работа среди граждан, изолированных от общества по причине совершения ими преступных деяний, специально не рассматривалась. Не урегулированы вопросы взаимной ответственности государства и осужденного, преступившего закон. Исследователи в области социальной функции не всегда единодушны в вопросах ее содержания, форм, методов и перспектив развития применительно к пенитенциарной системе.

Единая теория права и государства в настоящее время несколько устранилась от решения таких важнейших вопросов, как определение и изуче ниє правового статуса осужденных, специфики реализации социальной функции в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы, от нормативно-правового установления целей, задач и содержания социальной функции и основного элемента ее реализации - социальной работы в исправительных учреждениях (ИУ)5 а также конкретной практики их реализации и правоприменения, правового регулирования условий, необходимых для реализации осужденными своего статуса как граждан страны.

Подобному положению дел отчасти способствовали попытки отдельных ученых-юристов (Б.А.Страшун) отделить теорию права от теории государства, передав прерогативу исследования и преподавания теории государства представителям науки политологии, словно намеренно забывая о том, что законы издают и применяют органы государственной власти, и, следовательно, именно оно (государство) должно нести ответственность за судьбы лиц, временно изолированных от общества. Возможно, в предлагаемой концепции и есть определенная доля истины, но теория права и государства все-таки сохраняется как единый предмет, хотя на первый план выдвигается уже не государство, а только право.

Реализация социальной функции в отношении осужденных в любой стране должна осуществляться в соответствии с требованиями норм международного права, что зачастую нарушается почти всеми современными государствами, не исключая и Россию. Однако некоторый позитивный опыт функционирования зарубежных пенитенциарных систем, несомненно, может быть творчески переосмыслен и адаптирован для применения в российских исправительных учреждениях. В этой связи особую важность приобретает использование в научном исследовании сравнительно-исторического метода, проведение сравнительного анализа пенитенциарных систем различных стран в целом, а также реализации социальной функции по отношению к заключенным - в частности.

Издержки реализации социальной функции в местах лишения свободы можно наблюдать, анализируя, к примеру, решения Европейского Суда по правам человека, когда выявляются значительные упущения государственных органов, грубо нарушающих нормы как внутреннего, так и международного права.

Наконец, для теории права и государства актуальна и дифференциация осуществления социальной функции среди многочисленных групп осужденных в зависимости от совершенного ими деяния, их пола, возраста или психических особенностей, а также характеристики тех социальных групп, в которых они пребывали до совершения преступлений.

На важность и актуальность всестороннего изучения механизма реализации социальной функции, дифференциации ее в отношении различных категорий граждан, в том числе и лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы, указывает тот факт, что вопросы ее осуществления все чаще становятся предметом детального рассмотрения и анализа отечественных и зарубежных ученых.

Степень научной разработанности темы. В становление теории функций государства как направления отечественной теоретико-правовой науки внесли значительный вклад такие отечественные ученые-правоведы, как Н. Г. Александров, В. К. Бабаев, М. И. Байтин, А. Б. Венгеров, А. П. Глебов, А. И. Денисов, Л. И. Загайнов, Г. 3. Инцкирвели, Л. И. Каск, В. М. Корельский, Б. П. Курашвили, В.В.Лазарев, Г. Н. Манов, Л.А.Морозова, Л. В. Школаева, Т. Н. Радько, И. С. Самощенко, Н. В. Черноголовкин, В. М. Чхиквадзе и др.

Отдельные проблемы теории функций государства нашли отражение в работах А. Г. Андреева, Е. М. Андреевой, С. В. Бабаева, Н. И. Кереселидзе, С. Е. Коробова, Е. С. Мазаевой, А. Л. Пашукова, Д. В. Пожарского, В. А. Са-мойленко, А. В. Сим и др.

Первые довольно разрозненные научные знания о механизме реализации государством своей социальной функции и, в частности, о таком важном

ее элементе, как социальная работа с осужденными или же по крайней мере рассуждения о ее необходимости мы получаем из описаний историков, трудов социологов, криминологов, а в известной мере и специалистов по судебной психиатрии.

История применения мер уголовного наказания очень поучительна в том плане, что, во многом благодаря ее критическому осмыслению, государство и общество постепенно отходят от жестоких, унижающих человеческое достоинство мер обращения с преступниками и начинают относиться к ним как к личностям, требующим внимания и уважения.

Первые теоретические исследования одного из наиболее значимых структурных элементов социальной функции государства - социальной работы (в том числе и с осужденными) - были осуществлены такими отечественными учеными, как С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Н. С. Данакин, В. И. Жуков, А. А. Козлов, П. Д. Павленок, А. М. Панов,

A. С. Сорвина, Е. Р. Смирнова, М. Ф. Фирсов, Е. И. Холостова, Б. Ю. Шапиро, Н. Б. Шмелева, Н. П. Щукина и др. В их трудах содержатся попытки формулирования понятийно-категориального аппарата, определения предмета и объекта, а также создания в целом научных основ и установления места социальной работы в структуре социальной функции государства и в ряду других наук.

Из зарубежных исследований можно выделить социологические труды представителей польской школы социологов, в первую очередь А. Подгурец-кого, который в своей известной работе «Очерк социологии права» выделил и описал различные группы осужденных, определил их социальные ориентации, установки, установил важность осуществления по отношению к ним социальной функции государства.

Социологи отечественного права - Т. Н. Волкова, А. И. Долгова,

B. П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев, Ю. А. Тихомиров, А. М. Яковлев и другие - подготовили базу для создания теоретических и практических основ осуществления социальной функции среди осужденных.

В настоящее время проблемы реализации социальной функции в отношении осужденных освещены также в медико-биологических, психолого-педагогических, криминологических и социологических исследованиях ученых различных стран, в том числе Ю. А. Алферова, Г. А. Аминева, Ю. М. Антоняна, Е. Г. Багреевой, М. С. Басенко, В. И. Белослудцева, М. А. Галагузовой, Г. Д. Долженковой, К. Ингекампа, О. Г. Ковалева, Т. Ф. Мииязевой, В. М. Морозова, Матти Лайне, А. С. Новоселовой, А. В. Пищелко, Е. А. Сизой, Н. С. Фомина, Г. И. Шнайдера.

Анализ источников последних лет дает возможность удостовериться в том, что в теоретическом плане довольно полно разработаны такие аспекты реализации социальной функции государства, как социальная деятельность в отношении инвалидов, детей, женщин, безработных и других категорий населения. При этом вопросы реализации социальной функции в пенитенциарной системе изучены явно недостаточно, хотя их разработкой уже занимались отечественные и зарубежные ученые. Отдельные направления данной работы нашли отражение в исследованиях, осуществляемых сотрудниками НИИ ФСИН России; учеными Владимирского юридического института изучен и обобщен опыт реализации социальной функции и оказания психолого-педагогической помощи заключенным в пенитенциарных учреждениях ФРГ; в специальных журналах уголовно-исполнительной системы стали появляться публикации, посвященные условиям отбывания наказания в исправительных учреждениях ряда зарубежных стран. Однако комплексных работ, максимально полно отражающих все (или хотя бы главные) аспекты реализации государством социальной функции в пенитенциарной системе, пока не создано.

Анализ научной литературы дает основание утверждать, что степень разработанности обозначенной темы в отечественной науке не отличается достаточной полнотой и глубиной осмысления, поле для продолжения научного поиска остается пока довольно обширным, чем и обусловлен ее выбор диссертантом.

Объектом данного диссертационного исследования являются отношения между лицами, лишенными свободы, и государственной властью, призванной осуществлять по отношению к осужденным социальную функцию.

Предметом диссертационного исследования является социальная функция государства и особенности механизма ее реализации в уголовно-исполнительной системе.

Цель диссертационного исследования состоит в раскрытии специфики осуществления социальной функции и ее важнейшего элемента - социальной работы в отношении лиц, содержащихся в местах лишения свободы, определении путей повышения ее качества и эффективности.

Достижение обозначенной цели предполагает решение в диссертационном исследовании следующих задач:

Установить содержание социальной функции в современном российском государстве;

Охарактеризовать специфику и эффективность реализации социальной функции в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений;

Определить конкретные меры, осуществляемые государством в рамках реализации социальной функции государства в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений;

Проанализировать и обобщить опыт реализации социальной функции в пенитенциарных системах зарубежных стран;

Дифференцировать осужденных по различным критериям (тяжести совершенного преступления, возраста, пола, уровню образования, состоянию здоровья и т.д.), чтобы установить оптимальные меры целенаправленного воздействия на них с целью подготовки для возвращения в общество в качестве полноценных граждан;

Сформулировать и обосновать пути и формы совершенствования реализации отдельных направлений и форм реализации социальной функции в УИС.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют отечественные и зарубежные разработки в области теории права и государства, криминологии, социологии, педагогики и психологии, теории и практики социальной работы. Это обусловлено тем, что сами проблемы диссертации находятся на стыке перечисленных дисциплин.

Подход к теме исследования с позиций теории государства предполагает прежде всего анализ в диссертации функций государства применительно к сфере исполнения наказаний, а также перевоспитания осужденных. Автору представляется необходимым и обязательным осуществление по отношению к осужденным всех функций государства, действующих применительно к любому гражданину в обществе.

Данная работа опирается также и на основные положения теории функций права.

Методологическую основу исследования составляет диалектический подход в сочетании с различными видами анализа и синтеза. В процессе исследования широко использованы общенаучные, частнонаучные и специальные методы, в том числе: историко-сравнительный, социологический, компаративистики.

Историко-сравнительиый метод применялся для определения основной линии развития социальной работы (в том числе и с осужденными) как одного из основных элементов в структуре социальной функции государства.

Социологический метод использован для классификации осужденных, определения оптимальных мер воздействия для каждой группы заключенных.

Компаративистика, или метод сравнительного правоведения, - главное средство для уяснения особенностей реализации социальной функции в местах лишения свободы в России, странах Евросоюза, США, Канады и т.д.

Наряду с перечисленными, использован также формально-логический метод, без которого невозможен творческий подход к научным исследованиям.

Эмпирическую базу исследования составляют прежде всего международные документы по правам человека, в частности, документы ООН, касающиеся заключенных, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты, регламентирующие различные аспекты социальной работы с гражданами, в том числе - и с осужденными, отбывающими наказания в местах лишения свободы, а также законопроекты, находящиеся в настоящее время на рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Автором проанализированы опубликованные в научных изданиях и средствах массовой информации материалы социологических исследований, проведенных среди осужденных в нашей стране и за рубежом.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что это одна их первых работ, посвященных рассмотрению и анализу социальной функции современной России как государства правового и социального. Кроме того, автором рассматривается концепция механизма реализации государством своей социальной функции в отношении лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Впервые на теоретическом уровне анализируется один из основных элементов механизма осуществления названной функции - социальная работа с осужденными.

Исследование содержит ряд обобщений, которые корректируют отдельные положения общей теории государства и права, в частности, теории функций государства. Автор делает попытку обоснования теоретической концепции социальной работы с осужденными как важнейшей подфункции социальной функции государства, а также предлагает практические рекомендации по ее совершенствованию в местах лишения свободы.

Цель и основные задачи диссертационного исследования обусловили постановку и разработку ряда принципиальных положений, выносимых на защиту:

1. Функции государства в отношении граждан, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в принципе должны оставаться такими же, как и для обычных, уважающих закон граждан, без каких-либо изъятий, но лишь с изменением форм их реализации.

2. Социальная работа с осужденными является элементом (подфункцией) социальной функции государства, реализуемой во всем многообразии ее содержания и форм.

3. Цели наказания в социалистическом обществе, в развитых буржуазных государствах, в современной России далеко не всегда совпадают и не могут совпадать, а потому необходимо за отправную точку исследования взять не «философию наказания», а именно «излечение больных социальными недугами». Осужденный до момента совершения преступления был частицей общества граждан с правомерным поведением и таким же он должен вернуться обратно.

4. Реализация социальной функции в условиях лишения свободы должна базироваться на главном тезисе: осужденный - личность, а не только объект воздействия, а потому необходимо опираться в процессе ее осуществления на исследования в области педагогики и психологии, социологии права, т.е. на достижения в области смежных с юридическими наук.

5. Теория права и государства - базовая часть науки социальной работы - на современном этапе непременно включает в себя теорию функций государства, применяемую в условиях мест лишения свободы. Это новая область науки теории права и государства.

6. Особую значимость в современной России имеет демографическая функция государства, что обусловливает привлечение внимания к семейным проблемам осужденных. Возможно, в этой связи имеет веские основания постановка вопроса о выделении в уголовно-исполнительном праве новой подотрасли - семейное право осужденных.

7. Критерии сравнительного анализа социальной работы с осужденными в различных государствах требуют критического осмысления с учетом экономических, политических, культурных и иных особенностей каждого государства, его исторических традиций и менталитета граждан.

8. Социология права как составная часть общей теории права и государства является не только прикладной ее структурой, но и ведущей в плане подготовки материалов для совершенствования механизма реализации социальной функции государства среди осужденных.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что многие положения и выводы диссертации позволяют выработать с учетом зарубежного опыта перспективные направления и подходы к реализации социальной функции в местах лишения свободы, по-новому подойти к назначению, сущности, содержанию и формам социальной работы в отношении различных категорий осужденных.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов и выводов диссертации в процессе преподавания курсов: «Теория государства и права», «Актуальные проблемы теории государства и права», «Криминология», «Социальная работа», «История правоохранительных органов», а также в повседневной деятельности представителей государственных органов и общественных объединений, участвующих в реализации социальной функции государства. Содержащиеся в исследовании рекомендации по совершенствованию форм и методов реализации социальной функции могут найти практическое применение в деятельности социальных служб в местах лишения свободы, а также при проведении правоохранительными органами профилактических мероприятий.

Материалы диссертации обсуждались на кафедре государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института.

Основные теоретические положения излагались диссертантом на научных конференциях и учебно-методических сборах профессорско преподавательского состава во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний, а также отражены в пяти научных публикациях по теме исследования общим объемом 1,68 п.л.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс Владимирского юридического института, Владимирского государственного педагогического университета, отдельные положения используются в деятельности служб и подразделений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, занимающихся осуществлением социальной работы с осужденными.

Функции государства как объект отечественной теоретико-правовой науки

В отечественной юридической науке категория «функции государства» является одной из самых проблемных и дискуссионных, поскольку при рассмотрении практически любого аспекта теории государства и права в той или иной степени обнаруживается его связь с обозначенной категорией. Анализу функций государства посвятили свои исследования многие отечественные ученые-юристы. Среди них Н. Г. Александров, В. К. Бабаев, М. И. Байтин, A. Б. Венгеров, А. П. Глебов, А. И. Денисов, Г. 3. Инцкирвели, Л. И. Каск, B. М. Корельский, Б. П. Курашвили, Б. М. Лазарев, Л. А. Морозова, В. С. Нерсесянц, В, С. Петров, Т. И. Радько, И. С. Самощенко, Ю. А. Тихомиров, В. А. Толстик, Н. В. Черноголовкин, внесшие значитель ный вклад в формулировку указанного понятия, выделение его основных признаков, классификацию функций государства. Однако до настоящего времени многие аспекты данного вопроса далеки от единообразной трактов ки, и это касается не только самого понятия функций государства, форм и методов их осуществления, но и их классификации. Кроме того, при анализе функций государства необходимо принять во внимание, что это не застыв шая категория. Она постоянно претерпевает значительные изменения. С те чением времени одни функции существенно изменяются или даже исчезают вовсе, другие приобретают первостепенное значение, что связано с измене ниями экономического, социально-политического, государственного строя. Это привело к тому, что на современном этапе развития российского госу дарства сформировался особый перечень его функций, стали совершенно иными их содержание и цели. Становится очевидным, что теория функций сегодня также требует основательного переосмысления, которое, в свою очередь, возможно лишь при глубоком анализе накопленного ранее теоретического опыта.

Понятие «функция» не является специфическим юридическим термином, в русском языке оно имеет несколько значений в зависимости от того, к какой сфере деятельности применяется. В общепринятом смысле функция трактуется как работа, производимая органом, организмом, либо как обязанность, круг деятельности. Не менее популярным и распространенным является определение функции как «исполнения, осуществления, деятельности», «внешнего про-явления свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»".

Противоречивые суждения о понятии функции государства присущи социологической и исторической литературе, в юридическом аспекте ученые также не пришли к единому пониманию категории «функции государства», несмотря на то, что юридическая наука наполнила данный термин особым политико-правовым смыслом. Однако чаще всего в своем юридически адаптированном виде указанное понятие означает действие государства, деятельность, формы его воздействия на людей и их отношения.

Функции отражают сущность, назначение и деятельность государства, в связи с чем их рассмотрение и анализ представляют несомненный научный и практический интерес, тем более в условиях пересмотра ряда основополагающих положений о его роли, социальном назначении и сущности.

В отечественной юридической науке в разные времена предпринимались различные попытки толкования природы и сущности такого сложного и многогранного явления, каким являются функции государства, однако далеко не всегда этот аспект научных исследований являлся приоритетным.

Только в 60-70-е годы XX века в отечественной юридической науке были конкретно сформулированы и научно обоснованы основные положения функциональной характеристики государства, хотя единства мнений по этому вопросу среди советских ученых не было.

Приведем лишь наиболее распространенные, хотя и не бесспорные точки зрения по данному вопросу.

Так, профессор А. И. Денисов понимает под функциями государства его предметно-политическую характеристику, считая, что «функцией государства следует называть то в его деятельности, что характеризует ее предметно-политически, отражает ту или иную сторону сущности государства в данный период его развития. Иначе говоря, это - содержание государственной деятельности»1.

Иная трактовка принадлежит И. С. Самощенко, который вкладывает в понятие функций государства «его социальное назначение внутри и вне страны» . Однако представляется, что отождествление функций государства и его социального назначения не совсем верно, поскольку социальное назначение государства в большей степени связано с его служебной ролью по отношению к обществу, а осуществляемые государством функции являются лишь одним из проявлений этой роли.

По мнению Л. И. Каска, функциями государства можно считать те стороны содержания его деятельности, которые характеризуют его классовое и общесоциальное назначение. Данный подход, ориентированный прежде всего на отражение в функциях государства его классовой сущности, в условиях строительства общества нового типа на основе победившего класса был закономерен и вполне приемлем. Надо отметить, что и в настоящее время отражение классовой сущности и социального назначения можно считать неотъемлемым, но отнюдь не единственным и определяющим признаком функций государства.

, содержание, структура и механизм реализации социальной функции Российского государства на современном этапе

Потребность в социальной помощи и защите существовала во все времена и у всех народов, была в разных формах присуща всем верованиям и религиям, находила отражение в господствовавших мировоззрениях и идеологии. Не обошла она стороной и Россию.

В прошлые века социальная деятельность на Руси существовала в основном в форме помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви. Так, еще в 996 году великий князь Владимир поручил духовенству попечение и надзор за детьми-сиротами. С тех пор государство и церковь эту традицию призрения сирот, бедных и убогих продолжала и развивала. Однако системы в такой деятельности не было, она осуществлялась лишь эпизодически. И лишь в середине XVI века впервые формулируются идеи оказания помощи страждущим и создаются реальные предпосылки для формирования системы государственного призрения. В 1551 году Стоглавый собор Русской православной церкви постановил просить, чтобы «благочестивый царь» повелел «всех прокаженных и престарелых описати по всем градам» и в них «устроити богадельни», в которые надлежит поместить «не могущих нигде же главы преклоните»

Позже в системе органов государственного управления начинают складываться специализированные структуры, призванные оказывать помощь нуждающимся, а к концу XVI века на Руси уже развивались три основных направления благотворительности и оказания социальной помощи нуждающимся: государственная, земско-церковно-приходская и частная (личная). В рамках этих трех направлений благотворительность и попечительство в России развиваются вплоть до 1917 года. На разных этапах социально-экономического развития государства изменялись только формы и методы этой деятельности.

Весомый вклад в создание системы государственного призрения внес Петр I, впервые признавший обязанность государства по призрению больных, бедных, сирот, увечных и других нуждающихся и отразивший ее во многих своих указах.

Развитию этой деятельности придавала большое значение Екатерина II, в годы правления которой в России был открыт первый воспитательный дом, образованы специальные государственные органы призрения (приказы), созданы специализированные типы благотворительных учреждений.

В конце XIX - начале XX века происходит бурное развитие капитализма, что обостряет социальный конфликт между трудом и капиталом. Появляются массы людей, для которых необходимыми становятся новые, не существовавшие ранее формы поддержки в случае болезни, по старости, несчастном случае на производстве. Исходя из этих потребностей к началу первой мировой войны в России были сделаны отдельные шаги в создании системы социального страхования.

К 1917 году в России существовали уже тысячи государственных и благотворительных заведений, а спустя три месяца после совершения Октябрьской революции социальная помощь и социальная защита населения стали исключительно государственным делом. Сеть богаделен и домов призрения была существенно преобразована, взамен ее были созданы органы социального обеспечения, ведавшие детскими домами, домами инвалидов и престарелых. Их деятельность формировала у людей представление о том, что в советском обществе проблем таких категорий, как инвалиды, престарелые, дети-сироты, беспризорники, практически не существует. Однако в тот период идея о том, что, например, инвалид должен иметь те же права и пользоваться теми же благами, что и здоровый работоспособный человек, не находила необходимого законодательного закрепления и практической реализации.

Такое положение существовало примерно до 80-90-х годов, когда идеи о необходимости государственной социальной помощи и защиты различных категорий граждан приобрели не только практическое воплощение, но и теоретическое осмысление. В эти годы государственная социальная поддержка получила довольно широкое развитие и охватывала большие группы населения. Кроме того, социальное обеспечение на данном этапе не было застывшей категорией, а напротив, являлось одним из наиболее реформируемых институтов. Об этом свидетельствует тот факт, что разнообразнее становились формы социальной помощи, расширялся круг лиц, на которых она распространялась, возникла разветвленная система государственных льгот и гарантий. Система социального обеспечения в эти годы носила четко дифференцированный характер, каждый ее вид был ориентирован на различные группы населения. Так, все категории граждан были охвачены бесплатным медицинским обслуживанием, а такие виды, как, например, пособие по беременности и родам, по временной нетрудоспособности устанавливались лишь рабочим, служащим и колхозникам.

Правовые основы и механизм осуществления социальной функции в уголовно-исполнительной системе

На деятельности уголовно-исполнительной системы так или иначе сказываются любые экономические, социальные, политические преобразования, происходящие в нашей стране. Характерной чертой времени является принятие и реализация идей гуманизации в сфере исполнения уголовных наказаний, усиление социальной помощи и поддержки осужденных. Такого курса современная пенитенциарная наука и практика придерживаются в отношении всех категорий лиц, преступивших закон и подвергшихся уголовному преследованию и осуждению.

Обращаясь к истории, заметим, что в Российском государстве издревле существовали традиции благотворительной деятельности в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Одной из форм такой деятельности является посещение известными государственными деятелями в самые значительные религиозные, государственные и фамильные праздники тюрем, в ходе которого они не только выслушивали жалобы и просьбы содержащихся в них лиц, но и оказывали им некоторую материальную помощь, а порой даже осуществляли помилование, освобождая заключенных1. При этом следует упомянуть, что эта работа не была постоянной, не носила системного характера, а проводилась лишь эпизодически. Само же тюремное заключение на начальном этапе развития пенитенциарной системы в России (середина XVI - начало XIX вв.) применялось без указания сроков нахождения человека в условиях изоляции и в сочетании с другими видами наказания. Оно не предполагало никакой социальной работы с заключенными, нравственно-педагогическое содержание в систему наказания не включалось.

Попыткой изменить данную ситуацию явилось создание в начале XIX века по примеру стран Западной Европы «Попечительского в тюрьмах общества», инициатором и покровителем которого стал император Александра в состав вошли многие государственные и общественные деятели. Деятельность общества, направленная на исправление преступников, оказалась невозможной без оказания им материальной помощи и улучшения условий их содержания, т.е. осуществления тех мероприятий, которые в нашем понимании составляют содержание социальной функции. Многое из того, что было проделано обществом, весьма напоминает те направления и задачи, которые сегодня охватываются понятием «социальная работа с осужденными». В их числе организация мастерских для обеспечения арестантов работой; устройство лазарета; открытие школы грамотности, наем священников для проведения духовно-нравственных бесед и подготовки осужденных к дальнейшей жизни после отбывания наказания. Говоря современным языком, это была деятельность по обеспечению осужденным права на труд, на образование, медицинскую помощь, а также по их социальной адаптации к жизни на свободе. Таким образом, начало XIX века, когда стало предусматриваться нравственное исправление преступников с участием в исправительном процессе общественности и церковнослужителей, можно считать началом за-рооїсдения социально-педагогической поддержки в практике пенитенциарной системы России.

В течение всего XIX века продолжалась деятельность Попечительского общества, благодаря которой было улучшено положение заключенных, обеспечение их одеждой и питанием. По инициативе Общества практически во всех тюрьмах Российской империи были созданы попечительские советы, оказавшие значительную помощь в обучении молодых заключенных грамоте и профессиям, и это также способствовало перевоспитанию осужденных и подготовке их к жизни в обществе.

Большое влияние на осуществление государством в отношении осужденных мер по реализации социальной функции оказало реформирование тюремной системы в 70-80-е годы XIX века, когда главными условиями ее деятельности были признаны труд осужденных и материальная заинтересованность в нем1.

Заметное усиление социально-педагогической составляющей в пенитенциарной системе России произошло в последней трети XIX - начале XX века. Этот период по праву можно рассматривать как начало организационно-содержательного становления социально-педагогической поддержки осужденных, как одного из видов деятельности по реализации социальной функции государства.

Начало XX века также весьма значимо для развития отечественной пенитенциарной системы, поскольку в этот период в тюремную систему проникают прогрессивные идеи гуманизации и демократизации, происходит совершенствование социально-педагогической поддержки лиц, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы. Немалую роль в совершенствовании реализации социальной функции в тюрьмах России сыграла в 1917 году попытка введения прогрессивной системы отбывания наказания, согласно которой судьба осужденных напрямую зависела от их поведения. При определенных условиях заключенным предоставлялись различные льготы, вплоть до условно-досрочного освобождения.

реализации социальной функции в зарубежных пенитенциарных системах

Как мы уже отмечали выше, социальная функция в современном российском обществе реализуется в различных сферах. За рубежом в пенитенциарных учреждениях успешно используется такое ее направление, как социальная работа с осужденными, официально признанная в качестве специфического вида профессиональной социальной деятельности. Сравнительно недавно пенитенциарная социальная работа появилась и в России и в настоящее время переживает период своего становления. Естественно, как любому развивающемуся институту, этому процессу присущи многочисленные трудности как организационного, так и правового порядка. Одна из главных сложностей - создание национальной модели социальной работы, максимально соответствующей потребностям населения, традициям и устоям России.

Необходимость решения этой задачи поставила перед российской социальной теорией и практикой ряд вопросов, среди которых немаловажным является вопрос о возможности применения в России опыта социальной деятельности зарубежных стран, в том числе и в уголовно-исполнительной системе, поскольку современное состояние зарубежной пенитенциарной системы с характерными для нее гуманистическими чертами представляет для нас значительный интерес. Вследствие этого было бы полезным попытаться адаптировать апробированные зарубежные методы реализации социальной функции в пенитенциарных учреждениях России с учетом специфики российской уголовно-исполнительной системы.

В последнее время осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, все чаще становятся предметом особой социальной заботы государственных, религиозных, общественных организаций всего мира, которые, признавая необходимость изоляции преступников от общества, признают также и необходимость и важность защиты их основных человеческих прав, которые должны так же неукоснительно соблюдаться, как и права любого законопослушного гражданина. Реализация социальной функции в отношении осужденных в пенитенциарных учреждениях является обязательным требованием международного сообщества. Международные документы, такие как «Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключенными» и их европейский вариант - «Европейские пенитенциарные правила» подчеркивают, что социальная политика государства в отношении осужденных (заключенных) должна основываться на принципах уважения их человеческого достоинства, справедливого обращения, защите прав осужденных и соблюдении международных стандартов. В частности, в принятой в 2006 году новой Рекомендации к Европейским пенитенциарным правилам, регулирующим деятельность пенитенциарных учреждений западноевропейских стран, подчеркивается необходимость оказания помощи лицам, содержащимся в местах лишения свободы, при подготовке их к освобождению таким образом, чтобы реально уменьшилась вероятность совершения ими в будущем новых преступлений. Согласно Правилу 5, «жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе», а само содержание под стражей при этом, как гласит Правило 6, «должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать возвращению лиц, лишенных свободы, в общество». В Правиле 99 содержится четкое указание на то, что заключенные должны иметь возможность для поддержания контакта с внешним миром, а всякие ограничения на такие контакты должны тщательно продумываться. Кроме того, Правило 102 указывает, что «заключение с лишением свободы само по себе является наказанием, и поэтому режим для осужденных заключенных не должен усугублять страдания, связанные с заключением»

Сегодня все чаще идет речь о создании единых «социальных пространств», т.е. территорий, объединенных выполнением определенных общих требований к вопросам решения социально-бытовых проблем, соблюдением прав всех слоев населения, в том числе и лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Поскольку вступление Российской Федерации в Совет Европы сделало невозможным ее существование вне рамок сотрудничества с другими его членами - странами Европы, то естественно, что и в исполнении уголовных наказаний может быть использован конкретный опыт зарубежных стран, в том числе и в части организации социальной, психологической и педагогической работы с осужденными.

Между тем, говоря о социальной работе за рубежом, обычно в качестве примеров ее успешной организации и довольно высокой эффективности приводят не только западноевропейские страны (Великобританию, Францию, Германию, Финляндию, Швецию, Швейцарию и ряд других), но также и США и Канаду.

В рамках одного исследования нет необходимости подробно останавливаться на особенностях форм и методов социальной работы всех перечисленных выше государств. Коротко коснемся лишь тех положительных моментов организации данной деятельности в пенитенциарных системах зарубежных стран, которые могут быть с успехом применены в российских пенитенциарных учреждениях.

Прежде всего, обратимся к практике Соединенных Штатов Америки. Надо заметить, что число осужденных в этой стране необычайно велико. В исправительных учреждениях США содержится четвертая часть всех заключенных мира, тогда как население страны составляет лишь пять процентов от всех жителей земного шара1. По мнению специалистов, основной причиной роста количества осужденных в пенитенциарных учреждениях является ужесточение репрессивно-карательного направления в уголовной политике США. Между тем, наказывая преступников лишением свободы по самым строгим законам, в этой стране делается немало и для их последующего возвращения в общество.

Государство создано, чтобы постоянно, непрерывно и эффективно действовать в социальной среде. Понятие "функция государства" - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, от чего оно не должно и не может отказаться.

Функции государства зависят от условий существования государства - от явлений, событий и процессов, происходящих как внутри общества, так и вне его, оказывающих как положительное, прогрессивное влияние, так и отрицательное, сдерживающее влияние. Для определения этого влияния в теории государства используется термин "эволюция функций государства". Эволюция функции государства включает "развитие и изменение функции как под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды".

С помощью каждой из функций осуществляется регулирование той или иной сферы общественных отношений, однако объем регулирования зависит от конкретно - исторического типа государства, специфических условий существования общества и государства, сложившихся представлений о пределах вмешательства государства и характере государственной деятельности. Поэтому эволюция функций заключается не в изменении направления деятельности и не в изменении понимания функции, а в некоем процессе, заключающемся в том, что в ходе исторического развития государства и общества часть подфункций - в рамках основной функции, регулирующей ту или иную сферу общественных отношений, - отмирает, часть возникает или появляется вновь.

Основные функции носят комплексный, собирательный характер и всегда требуют системного анализа. Они воплощают сосредоточение усилий государства на одном из решающих направлений его внутренней и внешней деятельности. Объектом основной функции является круг обладающих сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни (например, отношения в сфере экономики, налогообложения, социальных отношений, экологии и т.д.)

Характеризуя функции государства, следует отграничить их от его задач. Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставить, ни отождествить. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

На современном этапе развития отечественной теории государства и права сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение "генеральной" цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений. Поэтому наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций государства, то, которое формируется для решения основных социальных, политических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности.

В связи с динамическим характером феномена "функция государства" возникают определенные трудности с определением понятия "социальная функция государства". Так, социальную функцию можно понимать как направление деятельности государства по регулированию социальной сферы общественных отношений - без связи с каким-либо положительным результатом (в социальной сфере) такой деятельности.

Эффективная реализация социальной функции государства способствует социальной интеграции общества, обеспечивает социальное развитие и безопасность людей, преодолевает нетерпимость в обществе, социальную изоляцию отдельных членов, групп общества.

Таким образом, социальная функция государства - это направление деятельности государства, нацеленное на обеспечение социальной защищенности личности, нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ.

Успешная деятельность государства в социальной сфере является одним из условий эффективной реализации экономической, политической и других государственных функций. В большей степени социальная функция сопряжена с экономической функцией государства, так как эффективность осуществления социальной функции во многом зависит от экономической политики государства.

Исходя из функционального критерия в классификации социальных государств в качестве первичной классификации должна выступать историческая периодизация возникновения социальных функций на основе последовательности формирования соответствующих характеристик. Выделенные нами шесть этапов формирования константных свойств, атрибутов социального государства позволяют нам определить «вертикальную», по степени представленности социальных функций, типологию.

При этом становление социального государства – процесс, растянутый во времени, включающий этапы, фиксирующие появление у государства новых свойств, целей и функций и механизмов их реализации. Рассмотренный ранее набор констант определяет свойства современного социального государства от возникновения определенного специфического качества до наиболее его современных форм. Переход на каждый новый уровень развития социального государства обусловлен появлением новых свойств и функций, обеспечивающих достижение нового качества.

Устойчивые свойства, атрибуты социального государства, определяют его особенные системные качества. Часть этих качеств - например, такие, как доступность социальной поддержки государства всем членам общества, государственное социальное обеспечение, социальная защита и обеспечение занятости, ответственность за уровень благосостояния граждан – являются целями системы, другие – правовая природа социальной политики; наличие социального бюджета, наличие гражданского общества – это непременные условия достижения данных целей, развитие которых выступает как условие существования данной системы, её функционирования и развития.

Атрибуты социального государства – это не только фиксируемые качества, отличающие социальное государство от других государственных форм, но и системообразующие цели данной телеологической системы, обеспечивающие её специфическую активность, определяющие её функциональную структуру. Атрибуты задают основные направления деятельности социального государства, определяя наборы его функций.

Каждая из функций социального государства реализуется посредством определенных механизмов. Под механизмами функций понимаются конкретные способы их реализации, в качестве которых в нашем случае выступают система социального страхования; пенсионная система; система занятости, система социальной защиты и др.

С учетом того, что социальные цели государства, как и любые обобщенные цели, представлены иерархизованной системой, деревом целей, их реализация так же осуществляется через сложные функциональные системы, обеспеченные, в свою очередь, системой механизмов.

Механизмы социальный функций представляют собой системы конкретных действий, направленных на реализацию определенных функций, обеспечивающих и облегчающих этот процесс, формирующих условия функционирования.

Если системообразующие цели и функции могут существовать в качестве идей, правовых норм, этических принципов, политических деклараций и абстракций «общественного договора», то механизмы реализации функций имеют материальную вещественную форму, воплощенную в специализированных институтах, которые осуществляют объективирование механизмов реализации функций, их регулирование и развитие. Социальные государственные институты – это организационные формы, обеспечивающие работу социальных механизмов, в качестве которых могут выступать специализированные организации – органы социальной защиты, страховые фонды, социальные службы, социальные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, государственный пенсионный фонд и т.п. Необходимо отметить, что реализация социальных функций государства обеспечивается механизмами и социальными институтами, часть которых может и не быть государственными, но деятельность которых способствует достижению государственных целей.

Социальные механизмы и институты, обеспечивающие реализацию социальных функций и являющиеся элементами социального государства, задаются, активируются и регулируются государством. Обеспечение работы социальных институтов, соответствующих им социальных механизмов и реализации социальных функций осуществляется государством через социальную политику, в основе которой – системообразующие свойства социального государства.

Формальная схема элементов системы социального государства в виде замкнутой цепи представлена на рисунке 3.

Цели

(атрибуты)

Функции

Механизмы

Институты

Социальная политика

Рис. 3. Схема элементов системы социального государства

Возникновение социальных функций государства – это не одномоментный процесс, а долгий эволюционный путь, состоящий из нескольких этапов.

На первом этапе социальные цели, изначально присущие государству, достигаются через правовые, административные, политические и в первую очередь экономические функции. Можно говорить о том, что на этом этапе в качестве социальных целей выступают цели экономического выживания и безопасности, а чисто социальных целей нет.

Позже появляются собственно социальные цели, которые носят достаточно обобщенный характер и адресованы большим социальным группам и целым сословиям. Данные цели достигаются через стимулирование социальной активности общественных институтов и в форме единичных государственных актов.

И только с середины XIX в. в развитых странах социальная активность государства приобретает устойчивый целенаправленный характер и оформляется в систему государственных функций.

Возникновение и развитие социальных функций характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, возрастает количества социальных функций, а с другой – происходит включение социальных функций в сложные функциональные системы и в результате – «социализация» иных функций.

Функции социального государства – это главные направления его деятельности, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, выступающих на ранних стадиях развития государственных форм в виде общих принципов деятельности государства, например перераспределение богатства, регулирование трудовой деятельности, или в виде экономических функций, функции социального государства появляются только на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с возникновением нового эволюционного типа индустриального государства.

Особенностью социальных функций социального государства является их направленность на достижение специфических целей, в других формах государственности не существующих. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существовали всегда, но только для социального государства удовлетворение социальных потребностей своей - цель.

Появление у государства новых социальных задач, с одной стороны, порождает новые, специфические для государства функции, а с другой – трансформирует многие традиционные его функции, придавая им социальное значение.

Назовем этапы развития социальных функций государства:

    Первичные социальные функции – регулирование трудовой деятельности, регулирование отношений среди членов общества, обеспечение общедоступности естественных благ и т.п.;

    Экономические функции, направленные на достижение социальных целей, – создание благоприятных экономических условий, регулирование природопользования, повышение уровня личного потребления и др.;

    Общие социальные функции – обеспечение доступного здравоохранения и образования, удовлетворение культурных запросов и т.п.;

    Социальные функции социального государства – обеспечение занятости, социальное обеспечение и пр.

Пройдя через эти четыре этапа, социальные функции стали ведущими по отношению к другим государственным функциям, трансформируя их под социальные цели. Самый яркий пример дает трансформация экономики под социальные задачи в форме социально ориентированного рыночного хозяйства.

Социальная ориентированность многих функций социального государства порождает объективные трудности в их систематизации и определении механизмов реализации. К собственным функциям социального государства относятся только те, через которые реализуются его основные характеристики, проявляющиеся в виде атрибутов,или константных свойств.

Другими словами, под функциональной системой социального государства понимается совокупность функций и связей между ними, через которые реализуются его специфические цели, выступающие в виде системообразующих устойчивых свойств (атрибутов).

Нужно оговориться, что речь идет только о специфических функциях социального государства, непосредственно вытекающих из его задач. Эта оговорка важна для понимания того, что каждая из этих функций при реализации многократно дробится, образуя функциональное дерево, каждая веточка которого может быть инкорпорирована в функциональную систему, содержащую экономические, политические и другие функции и направленную на достижение иных, не только социальных, целей.

Таким образом, атрибуты социального государства:

    доступность социальной поддержки для всех;

    правовая природа социальной политики;

    наличие системы социальных бюджетных выплат;

    наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости;

    принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан;

    наличие гражданского общества

– являются основанием выделения собственно социальных функций государства. Способы реализации данных специфических качеств и являются свойственными социальному государству функциями.

Новые цели, появляющиеся у государства в новых культурно-исторических условиях, обуславливают формирование ранее отсутствующих функций, обеспечивающих достижение данных целей, которые, в свою очередь, придают государству новые качественные характеристики, закрепляемые в виде его свойств или атрибутов. В то же время устойчивые свойства государства, становясь принципами, исходными условиями и целями его деятельности, существенным образом модифицируют и влияют на дальнейшее развитие функций, через которые они реализуются.

Иерархия становления функций социального государства представлена следующим образом:

    Социальное обеспечение;

    Обеспечение доступного здравоохранения и образования;

    Социальная защита;

    Сглаживание социального неравенства;

    Обеспечение занятости;

    Предоставление социальных услуг;

    Проведение государственной социальной политики.

Рассмотрим более подробно каждую из этих функций.

Функция социального обеспечения является самой ранней функцией социального государства. С неё началось изменение отношений общества и личности, приобретение государством социальных качеств, именно она стала первой изначальной социальной обязанностью государства.

Сопоставление данной функции с атрибутами социального государства показывает, что с её развитием расширяется и перечень константных признаков, которыми она обусловлена. В период становления социальное обеспечение напрямую связано с реализацией принципа всеобщей доступности социальной поддержки. Затем социальное обеспечение получает закрепление в правовых актах и становится неотъемлемым правом человека. В дальнейшем данная функция начинает реализовываться через бюджетное финансирование и создание государственных структур социального обеспечения. На более поздних этапах развития социального государства через неё реализуется принцип ответственности государства за достойный уровень благосостояния граждан.

Функции обеспечения доступного здравоохранения и образования не являются присущими только социальному государству. Будучи условиями физической и экономической жизни людей, они в той или иной форме реализуются и в других исторических формах государства. Особенность их реализации в социальном государстве связана с тем, что они становятся неотъемлемыми правами людей, а их обеспечение - обязанностью государства. Механизмом их реализации становятся государственные ассигнования, а для здравоохранения – и система социального страхования.

Таким образом, через функцию обеспечения доступного здравоохранения и образования реализуются такие свойства социального государства, как правовая природа социальной политики и наличие социального бюджета.

Всеобщая доступность социальной поддержки, правовая природа социально-политического регулирования социальных процессов, социальное бюджетное финансирование и наличие специализированных государственных структур лежат и в основе и функции социальной защиты.

Функция социальной защиты не может быть реализована без существования в государстве принципов всеобщности, правовой основы, бюджетного финансирования, но только создание государством специализированных государственных структур делает эту функцию реальной. Дальнейшее развитие этой функции связано с реализацией принципов ответственности за уровень жизни граждан.

Отсюда мы видим, что связь между константными признаками и функциями, через которые они проявляются, возникает не одномоментно, а является эволюционным процессом.

Государственная ответственность за уровень благосостояния появляется у социального государства наряду с созданием условий для развития гражданского общества. Реализация государством этих двух целей ведет к появлению двух новых функций – обеспечение занятости и предоставление социальных услуг.

Принятие государством на себя этих функций также знаменует собой переход к активной государственной социальной политике.

Обеспечение занятости, возникнув как, государственная функция в период Веймарской республики и получив яркое выражение в политике «нового курса» Ф.Рузвельта в период преодоления Великой депрессии в США в начале 30-х годов ХХ в., собственно постоянной государственной функцией, включенной в систему основных функций государства, становится только после Второй мировой войны.

Обеспечение занятости и предоставление социальных услуг опирается на все сложившиеся до этого инвариантные свойства социального государства, включая создание специализированных государственных структур.

Новые атрибуты социального государства становятся и важнейшими условиями реализации более ранних функций, например социального обеспечения, общедоступного здравоохранения и образования, социальной защиты и сглаживания социального неравенства.

Предоставление социальных услуг, появившихся, как функция социального государства во второй половине ХХ в., фиксирует новое качество социального государства и определяет очередной уровень его развития. С реализацией данной функции социальное государство не только берет на себя ответственность за уровень благосостояния населения и ответственность за социальную политику, но и начинает выступать как прямой субъект удовлетворения социальных потребностей человека, непосредственно обеспечивая ему реализацию расширяющегося перечня социальных услуг. По сути дела появление у государства данной функции можно рассматривать как переход государства из состояния тотального подавления индивида, государства насилия, к государству, подчиненному интересам каждого человека, – государству, находящемуся в услужении общества и отдельного человека.

Данная функция, опираясь на всю систему атрибутов социального государства, напрямую реализуется через механизмы гражданского общества.

Проведение государственной социальной политики (последняя, седьмая функция), включенной в структуру общеполитических функций государства, является принципиально новым явлением развития социального государства. Социальная политика уже не связана с формированием нового, не существовавшего на предыдущих этапах атрибута социального государства. Эта функция реализуется через все ранее возникшие свойства на основе их интеграции в единую систему.

Исходя из этого можно сделать вывод, что дальнейшее развитие функциональной системы социального государства обеспечивается разным уровнем развития, активности отдельных его атрибутов в рамках одной системы.

Таблица № 1

Последовательность формирования специфических функций социального государства

Функции социального государства

Последовательно

возникающие атрибуты

социального государства

Социальное обеспечение

Обеспечение доступного здравоохранения и образования

Социальная защита

Сглаживание социального неравенства

Обеспечение занятости

Предоставление социальных услуг

Проведение государственной социальной политики

1. Доступность социальной поддержки для всех

2. Правовая природа социальной политики

3. Финансирование социальных программ из бюджета

4. Наличие социальных структур социального обеспечения, социальной защиты и обеспечения занятости

5. Государственная ответственность за уровень благосостояния

6. Создание условий для развития гражданского общества

х – атрибут социального государства, обуславливающий появление конкретной функции

+ – атрибут социального государства, реализующийся через конкретную функцию

Сама история становления социальных функций государства свидетельствует о том, что с приобретением государством новой социальной сущности перечень его функций постоянно расширяется. Можно только констатировать, что данные семь функций являются базовыми, отражающими родовую природу социального государства на современном этапе его развития. Можно также сделать вывод, что данный перечень –необходимый и достаточный для отнесения конкретного государства к категории социального в его развитом виде. Дифференциация же социальных государств идет по степени выраженности данных семи функций и за счет их конкретных проявлений.

Выраженность данных функций в различных странах различается как по уровню активности их реализации, так и по формам их проявления. Каждая из обозначенных нами функций при реализации дробится на ряд более конкретных, что создает трудности в их классификации. Например, некоторые авторы в качестве самостоятельной функции в социальном обеспечении выделяют установление государственных пенсий; обеспечение доступного здравоохранения трактуется как охрана труда и здоровья; социальная защита описывается как государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан или – в иной терминологии -как «социальная защита внеэкономических субъектов общества: детей сирот, инвалидов и других категорий населения, не способных к самообеспечению, а также через функции установления минимального размера оплаты труда и гарантированного прожиточного минимума и иных гарантий; сглаживание социального неравенства часто определяется как функция перераспределения в обществе; предоставление социальных услуг конкретизируется через функции социального патронажа, программ реабилитации отдельных социальных групп, создание необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов, в том числе формирование жизненной среды для инвалидов.

Естественно, в конкретных социокультурных условиях различных стран этот раскрывающий содержательную сторону набор частных функций будет различен, как различна и интенсивность их проявления.

Ключевые слова: методы реализации функций государства, признаки социального государства, средства реализации функций государства, функции государства, функции общественных объединений, функции органов власти субъектов Федерации, функции органов местного самоуправления, функции политических партий, функции профсоюзов, функции социального государства, функции федеральных органов государственной власти, функциональная система государства.

Функции социального государства - это главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределение богатства, регулирование трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социальною государства появляются входе эволюционного развития государства, и их появление связано со сменой доминирования отношений «государство - общество» на отношения «го­сударство - личность». Причем социальные функции появляются у государства только на определенной стадии развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с возникновением нового эволюционного типа индустриального государства.

Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит рост количества социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой - включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями, в результате чего происходит «социализация» всех функций государства. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Но только социальное государство ставит удовлетворение соци­альных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков, к которым относятся:

а) правовая основа социальной политики;

б) наличие системы социального страхования;

в) существование бюджетных социальных выплат;

г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

д) доступность социальной поддержки всем без исключения нуждающимся членам общества;

е) принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан;

ж) наличие институтов гражданского общества.

Социальное государство призвано создать и поддерживать законодательные и правовые предпосылки для эффективной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества и обеспечивать соответствие между естественными правами, обязанностями и вознаграждением каждого члена общества. В соответствии с этими признаками социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует социальные функции, в том числе:



Обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

Обеспечение социального страхования для всех членов общества;

Обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития;

Социальную защиту нуждающихся;

Сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ;

Предоставление социальных услуг.

Перечисленные и другие функции социального государства составляют его функциональную систему, находящуюся в развитии. Каждая из данных функций обязательна для социального государства, но может быть выражена с различной степенью интенсивности. Этот перечень не является застывшим. Становление данных функций происходит не одновременно, и их изменение будет происходить и в дальнейшем. Функции социального государства имеют определенную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Решение таких социальных задач, как выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня личного потребления одновременно способствуют решению и таких экономических задач, как мотивация повышения производительности труда, увеличение потребительского спроса, предотвращение социальных конфликтов и учет изменения роли человека па производстве.

Современная Концепция социального государства выдвигает на передний план взаимоотношения государства и личности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А. Смит, Дж. Милль, Б. Кон-стан, Дж. Локк и другие исходили из оценки свободы как высшей ценности, которую государство обязано гарантировать каждому индивидууму. Главными принципами социального государства в социально-экономической сфере они провозглашали экономическую свободу, автономию личности в экономической сфере, не признавая при этом за государством социальных функций. Ж. Ж. Руссо отношения между государством и личностью дополнял обязанностью государства содействовать обеспечению социально-экономических прав или, иными словами, прав человека второго поколения.

Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону управления социальными условиями жизни. По мнению П. И. Новгородцева, (См.: Социальное государство: мировой опыт и реалии России: Материалы ежегодн. науч. конф. юр. фак. 19-20 дек. 2000 г. / Под общ. ред. ГА. Николаева. - М.: АТиСО, 2001. - С. 7-8), именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять па себя заботу об ограждении права личности на достойное человеческое существование.

Та или иная форма и мера воздействия государства на эконо­мическую жизнь необходимы всегда, потому что без его активного содействия невозможно осуществление так называемых прав «второго поколении» (право на труд, на справедливую заработную плату, охрану труда, на отдых, на социальное обеспечение и т.д.). Принципиальным остается вопрос о соблюдении баланса между свободной экономикой и поиском способов и путей устранения несправедливости, порождаемой рыночными отношениями. Как определить пределы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не стало тормозом се развития, с одной стороны, и обеспечило социальную защиту граждан - с другой? От этих пределов, как отмечал немецкий экономист, лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек, зависит «определяется ли решением правительства ВСЕ, что ВСЕГДА получает КАЖДЫЙ человек, или только НЕКОТОРЫЕ вещи, которые ИНОГДА получают НЕКОТОРЫЕ люди на НЕКОТОРЫХ условиях...». В этой блестящей, на наш взгляд, формуле ясно выражено различие между «социалистическим» пониманием социального государства и его подлинной сущностью или, как пишет сам Ф. Хайек, между тоталитарной и свободной экономикой.

Утверждение - сложный, противоречивый и длительный процесс. Полная и всеобщая гармонизация принципов свободы и равенства при реализации социально-экономической функции социального государства едва ли возможна. Однако только их сосуществование и может быть фундаментальной основой становления и развития социального государства. Отмеченная функция социального государства заключается и в устранении резкого различия в имущественном положении, повышении социального статуса индивида. Эта задача решается сегодня в современных го­сударствах с рыночной экономикой путем воздействия на экономические процессы через бюджет, гибкую систему налогообложения, социальные программы. При этом социально ориентированному государству приходится постоянно заботиться о поддержании баланса между рыночной свободой и своим воздействием на экономику, ибо реализация крупных социальных программ связана с повышенным налогообложением, а это со временем становится тормозом для развития производства.

Сегодня возрастает как социальная, так и экономическая функция социального государства. При этом государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями.

Специфика России состоит в том, что формирование социальной государственности базируется на недостаточно прочном правовом фундаменте государства, в обстановке нестабильности, правовой разрегулированности и нарушения прав человека. Россия провозгласила себя социальным государством в период экономической разбалансированности, обнищания большей части населения, что привело к значительным трудностям в реализации социально-экономических функций социального государства.

Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства

Никто не отрицает огромную значимость финансовых ресурсов, от увеличения которых зависит решение социальных проблем. Но содействовать выполнению социальным государством его функций могут и такие меры чисто организационного и организационно-правового характера как:

Создание прочной всеобъемлющей и стабильной законодательной базы для всех направлений, содействующей решению социальных проблем. В настоящее время не завершено еще формирование социального законодательства, а в действующих законах немало норм, не отвечающих требованиям социального государства;

Обязательность предварительной научной и общественной экспертизы проектов законов и других нормативных актов с позиций их соответствия социальным требованиям, что исключило бы возможность принятия актов, ухудшающих социальное благополучие граждан;

Усиление общественного контроля (в т.ч. профсоюзного) за деятельностью всех государственных и хозяйственных органов, связанных с решением социальных проблем, за расходованием государственных средств;

Активное применение права профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением актов трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 370 ТК РФ);

Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 37] TIC РФ), учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ), учет мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 372 ТК РФ);

Установление порядка, предусматривающего более решительное (но оптимальное) вмешательство государства в процесс оздоровления плохо работающих предприятий, наносящих реальный ущерб социальной политике, как прямо (в отношении своего коллектива), так и опосредованно (когда предприятие не пополняет государственный бюджет и социальные фонды);

Активизация экономического поведения людей, поощрение хозяйственной инициативы отдельных граждан при обеспечении социальной помощи нуждающимся в этом граждан (в т.ч. содействие развитию малого бизнеса, обеспечивающему занятость людей и источник средств к существованию за счет упрощения порядка лицензирования и регистрации предприятий, предоставления льготных кредитов, обеспечения защиты личной неприкосновенности предпринимателей и имущества от преступников и вымогателей);

Организация государственной системы служб социальной работы и помощи (на уровне лучших мировых стандартов), призванной поддерживать нуждающиеся категории населения, а также содействовать адаптации граждан к новым, рыночным условиям. Подобные организационные меры, при достаточном их финансировании должны обеспечить благоприятную обстановку для трудовой деятельности и безопасные условия труда на предприятиях, содействовать налаживанию и успешному функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения, улучшить деятельность учреждений социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры) при достаточном их финансировании.

Эффективная организационная работа - важнейшее средство формирования общественного сознания и социального поведения людей, социальных общностей и др. социальных систем, отвеча­ющего принципам социального государства и общечеловеческим ценностям.

Контрольные вопроси и задания:

1. Назовите основные функции государства.

2. Назовите основные функции социального государства.

3. Почему количество социальных функций возрастает на более высоких уровнях развития государства?

4. Почему социальные функции включаются в сложные функцио­нальные системы наравне с правовыми, политическими и экономи­ческими функциями?

5. Как происходит «социализация» всех функций государства?

6. Назовите основные средства и методы реализации функций со­циального государства.

Основные, наиболее важные направления деятельности проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей , функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

К внутренним функциям государства относятся:
  • экономическая , которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
  • социальная , выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная , направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка , которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.
К внешним функциям государства относятся:
  • оборона страны;
  • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
  • культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

К ним относятся:

  • Реализация государственного управления на соответствующей территории
  • Обеспечение обороноспособности государства и внешней безопасности
  • Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка
  • Социальная защита населения
  • Поддержание макроэкономической стабильности
  • Реализация межгосударственного сотрудничества
  • Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов

Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

К данным функция относятся:

  • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
  • Развитие инфраструктуры
  • Общедоступное и профессиональное образование
  • Социальное обслуживание населения
  • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
  • Развитие науки и инноваций

Функции государства осуществляются его органами . Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:

  • органы государственной власти;
  • органы государственного управления;
  • суды.

Орган государства выступает составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

Функции государства и финансы

Государство является единственным общественным институтом, который способен выражать и обеспечивать интересы не только ныне живущего, но и будущих поколений. Это касается вопросов экологии, сохранности , внешней задолженности. Но в данном случае неизбежно возникает вопрос: как государство защищает интересы последующих поколений, если оно накопило задолженность, которую эти последующие поколения должны выплачивать? Каждый рождающийся в нашей стране ребенок должен иностранным кредиторам около 1000 долларов. Понятно, что это нарушение прав человека. И все же ни один из общественных институтов не способен так эффективно защищать интересы будущих поколений, как государство. Однако большую проблему составляет правильность выбора органами государственного управления своих целей и приоритетов.

Организационная функция государства

Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства . Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

Социальная функция государства

Второй важнейшей функцией государства является социальная . Согласно статьи 7 действующей наше государство является социальным . Это значит, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фондыПенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.

Экономическая функция государства

Третья важнейшая функция государства — экономическая . Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.

Ответ на вопрос о том, чьи аргументы весомее, зависит от конкретной исторической ситуации. Возьмем в качестве примера 30-е гг. ХХ в. Какие производства определяли в тот период ход экономического развития? Транспорт, энергетика, металлургия. Частное предпринимательство не всегда было в состоянии обеспечить требуемую концентрацию капитала в этих отраслях. Оно не хотело рисковать своими деньгами, если не было уверено в устойчивости спроса. Поэтому государство было вынуждено инвестировать в промышленность бюджетные средства. Такую политику проводил президент Рузвельт в США, так поступали европейские правительства.

Именно в 30-е гг. проявились широкие возможности централизованной экономики. достиг в этот период наивысших в мире темпов экономического роста.

Однако ситуация стала резко меняться в начале 60-х гг. Научно-технический прогресс не требовал большой концентрации капитала. Высокую эффективность и мобильность демонстрировали малые и средние предприятия, обеспечивающие простор для частной инициативы. В таких условиях капиталовложения государства в реальный сектор стали излишними. Но большое значение приобрели государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку.

Возможно ли предполагать, что в будущем ситуация вновь изменится, и государство будет вынуждено инвестировать в реальный сектор? Да, это может произойти при изменении направления развития производительных сил. Например, если в будущем потребуются колоссальные инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии.

Следовательно, экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.

Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.

Функции государства в смешанной экономике

Второй подход отводит государству гораздо большую и значительную роль:
  • установление и защита права собственности;
  • борьба с провалами рынка;
  • перераспределение ресурсов.

Под понимают такие ситуации, в которых рынок не может действовать эффективно.

Еще одна важная задача государства — обеспечение справедливости и установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается часть доходов богатого населения и передается бедной части.

Подводя итоги, можно сказать, что государство воздействует на экономику, преодолевая и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.



Просмотров