Что такое безопасность обж. Что такое ОБЖ? Расшифровка предмета в школе

В русском языке слово «безопасность» означает отсутствие опасности, положение, при котором опасность не угрожает кому-нибудь и чему-нибудь.

Под безопасностью человека понимают такое положение, при котором внешние и внутренние факторы не приводят к смерти или ухудшению развития и функционирования организма, сознания и психики.

Безопасность жизнедеятельности человека - состояние деятельности человека, характеризующееся отсутствием возможности воздействия неблагоприятных факторов и возникновения патогенной ситуации.

Классификация потребностей человека по Маслову

Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от приспособления (адаптации) к существующим и прогнозируемым факторам влияния на здоровье.

Адаптация - процесс приспособления организма к внешней среде и к изменениям, происходящим в самом организме.

Различают биологическую и социальную адаптацию.

1. Биологическая адаптация включает в себя:

- генотипическую адаптацию - происходящую на основе наследственной изменчивости, мутаций и естественного отбора.

- фенотипическую адаптацию - приобретение отсутствующей ранее устойчивость к определенному фактору внешней или внутренней среды.

В процессе адаптации, в организме происходят морфологические и физиологические изменения, которые могут носить обратимый или необратимый характер.

2. Социальная адаптация человека - процесс приспособления человека к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды.

Показателем успешной социальной адаптации индивида является его высокий социальный статус , удовлетворенность социальной средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в соответствующую социальную среду , либо отклоняющееся поведение (наркомания и алкоголизм).

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека заключается :

В предупреждении воздействия опасностей,

Или создание таких условий, когда риск не превышает приемлемого обществом значения, а уровни вредных факторов (потоков вещества, энергии и информации) - допустимых величин.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека достигается :

1. Прогнозированием,

2. Активными действиями по недопущению возникновения опасности или ее воздействия.

Активные действий в свою очередь делятся на:

  1. Предупредительные,
  2. Ликвидационные.

Если исходить из того, что патогенная ситуация возникает при взаимодействии двух сторон (человек и среда обитания), то сознательная деятельность человека по обеспечению своей безопасности должна осуществляться по двум направлениям :

1. Устранение или уменьшение силы внешнего болезнетворного (патогенного) фактора. Это реализуется в виде создания приемлемых условий жизни чел.

2. Поддержание или повышение устойчивости организма к воздействию вредных и опасных факторов. Реализуется в виде улучшения (укрепления) его здоровья.

Данные направления в безопасности жизнедеятельности человека реализуются путем:

1. Предупреждения контакта организма с потенциально патогенными факторами внешней среды.

2. Устранением или уменьшением количественных характеристик внешних патогенных факторов.

3. Повышением устойчивости организма к воздействию внешних факторов.

4. Ликвидацией или ограничением патологических процессов в организме.

* Предупреждение контакта организма с потенциально патогенными факторами внешней среды достигается, например: удалением (эвакуацией) населения из опасных зон, экранированием (ЗС и СИЗ) и сокращением продолжительности воздействия (защита временем при РИ).

* Устранение или уменьшение количественных характеристик внешних факторов до допустимых значений, то естькоррекция среды обитания (защита ослаблением внешних факторов ). Например: очисткой территории, сбором и удалением отходов. Применением дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и другие специфических способов.

* Повышение устойчивости организма к воздействию внешних факторов (защита укреплением организма ) - достигается проведением мероприятий по укреплению организма и повышению его сопротивляемости посредством: аутотренинга, иммунизации, закаливания, рацион. питания и других способов.

* Ликвидация или ограничение патологических процессов в организме. (Является уделом специалистов лечебного профиля). Достигается хирургическим удалением пораженной ткани, терапевтической коррекцией биохимических процессов (прием радиопротекторов, противоядий), обезболиванием и другими способами. Этот способ называется лечение организма.

Системы безопасности защиты человека от опасностей в РФ:

Система безопасности

Объект защиты

Опасности, поле опасности

Безопасность (охрана) труда

Группа людей

Опасности среды дея-тельности людей

Защита в чрезвычайных ситуациях

Группа людей

Техносфера

Природная среда

Материальные ресурсы

Естественные, техногенные и антропогенные чрез-вычайные опасности

Охрана окружающей среды

(Экология)

Городские и иные селитебные зоны

Природная среда и ее ресурсы

Опасности техносферы

Антропогенные опасности

Правовую основу обеспечения безопасности составляют:

Конституция РФ, нормы международного права, международные договоры РФ, ФЗ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ. Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Заключение.

Профессия медика является хоть и гуманной, но врачевание людей является одним из опаснейших занятий на Земле. По данным «Федерального центра гигиены и эпидемиологии», заболеваемость медицинских работников в нашей стране находится на 5 месте среди других профессиональных групп. Люди в белых халатах страдают от недугов, заработанных на профессиональном поприще, даже чаще, чем работники химической промышленности. Профессиональные заболевания медработников протекают более длительно и тяжелопо сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер , а среди врачей - у стоматологов, инфекционистов, патологоанатомов. Поэтому вы должны постоянно использовать в своей профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере своей профессиональной деятельности.

1.1. Основные положения безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о безопасном и комфортном взаимодействии человека со средой его обитания.

Цель БЖД как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного характера и достижение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности.

Жизнедеятельность - специфическая форма активного отношения к окружающему миру, направленная на его изменение и преобразование, в основе которой лежат биологические процессы.

Человек в процессе деятельности взаимодействует с окружающей средой, оказывая на неё воздействие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным так и вредным.

Особую опасность для человека представляют чрезвычайные ситуации, которые происходят в результате катастрофических явлений во всех сферах окружающей среды.

Окружающая среда – среда, обусловленная совокупностью действующих в данный момент факторов, способных оказывать на человека прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие, а также оказывать воздействие на его потомство.

Существуя в этой среде, человек непрерывно решает минимум две задачи:

1) обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

2) создает и использует защиту от негативных воздействий кок со стороны среды обитания, так и себе подобных.

Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

Бытовая среда – пространство вне трудовой деятельности человека.

Техносфера – регион биосферы, преобразованный человеком с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

Биосфера – область распространения жизни на Земле.

Биосфера включает в себя нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.

Предметом безопасности жизнедеятельности являются факторы, оказывающие воздействие на человека, органы человека, реагирующие на это воздействие, а также особенности обеспечения безопасности групп людей.

Задачами БЖД являются следующие.

1. Теоретический анализ и разработка методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых средой обитания человека.

2. Оценка многофакторного влияния негативных условий обитания человека на его работоспособность.

3. Оптимизация условий труда и отдыха человека.

4. Использование наиболее эффективных методов защиты.

Центральным понятием науки БЖД является понятие опасности.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять вред самой материи

При идентификации опасностей следует исходить из принципа «все воздействует на все». Как следствие, необходимо определение допустимого уровня опасности и допустимого уровня вредного воздействия.

В соответствие с этим различают потенциальные и реальные опасности.

Реальные опасности обусловлены существованием факторов, которые могут причинять вред непосредственно.

Потенциальные обусловлены существованием факторов, которые могут причинять вред в случае выполнения определенной совокупности условий.

Сами факторы дифференцируются на опасные и вредные.

Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.)

Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (механические опасности, взрыв, яды и др.)

Некоторые факторы проходят трансформацию от полезных до вредных.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы и действиями людей.

Условно факторы, оказывающие воздействие на человека, можно классифицировать следующим образом.

Природные факторы.

Природные чрезвычайные ситуации в атмосфере, литосфере, гидросфере.

Техногенные аварии и катастрофы.

Ухудшенные факторы жизнедеятельности, вследствие воздействия человека на природу.

Социальные, межнациональные, военные, религиозные конфликты.

Внутренняя среда человека.

Особые психические состояния.

1.2. Характеристика человека как элемента системы «человек-среда обитания»

Постоянно контактируя с окружающей средой, человек непрерывно подвергается воздействию опасных и вредных факторов. Природа, разумеется, предусмотрела структуру механизмов, позволяющих человеку защититься от них естественным путем. Работа этих механизмов базируется на работе центральной нервной системы (ЦНС).

Кора головного мозга – высший орган ЦНС. Информация, поступающая в него анализируется, после чего разрабатывается и реализуется программа ответной реакции. Эта программа преследует в том числе цель защиты организма человека от повреждений и гибели.

Информация воспринимается рецепторами человека, а реагирование на нее основывается на работе рефлексов.

Психофизиологическая классификация рецепторов: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус, боль, положение тела в пространстве. Классификация в зависимости от природы раздражителя: механорецепторы, терморецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, болевые рецепторы.

Рецепторы реагируют на взаимодействие человека с окружающей средой и на внутреннее состояние его организма.

Рефлексы бывают условными и безусловными.

Безусловные рефлексы заложены на генетическом уровне, а условные формируются в результате постоянного действия раздражителя, подкрепленного работой безусловных рефлексов.

При оценке допустимости воздействия вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона субъективной количественной оценки раздражителя Вебера-Фехнера. Он выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения: реакция организма прямо пропорциональна относительному приращению раздражителя.

где dL – изменение элементарного ощущения организма, dR – элементарное изменение раздражителя, а – коэффициент пропорциональности (стандартно принимаемый за a=10lg(e)), наблюдаемое воздействие раздражителя. Интегрируя это выражение, получают уровень ощущения раздражителя (дБ).

,

где R 0 – пороговое значение ощущение, т.е. минимальная энергия раздражителя, характеризующая начало ощущений.

На базе закона Вебера-Фехнера построено нормирование воздействия опасных и вредных факторов, а также определяются пороговые значения негативных воздействий.

Реакция человека на раздражитель и принятие им того или иного решения опираются на психофизические основы деятельности человека: психические процессы, свойства, состояния. Если процессы и свойства формируются на начальной стадии жизни человека и в дальнейшем остаются неизменными, то психические состояния во многом зависят от конкретной ситуации, в которой находится человек.

В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, человек может попасть в так называемое состояние запредельного нервного напряжения. Это состояние характеризуется реакциями человека на раздражители, которые не свойственны ему в обычном состоянии.

Условно определены два вида состояний запредельного нервного напряжения.

1. Тормозное состояние.

2. Возбудимое состояние.

Превентивными мерами по недопущению попадания человека в состояние запредельного нервного напряжения являются обучение и проведение психологических тренингов. Эти мероприятия направлены на повышение психической устойчивости человека.

Изменяя величину любого потока воздействия от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний системы «человек – среда обитания».

1. Комфортное (оптимальное). Здесь потоки воздействий соответствуют оптимальным условиям взаимодействия.

2. Допустимое. Здесь потоки воздействий не оказывают негативного влияния на человека и окружающую среду, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность его деятельности.

3. Опасное. Здесь потоки воздействий превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на человека и/или приводят к деградации элементов техносферы и природной среды.

4. Чрезвычайно опасное. Здесь потоки воздействий превышают допустимые уровни и за короткое время могут оказать негативное воздействие на человека и/или элементы техносферы и природной среды вплоть до летального исхода для человека и/или невосстановимых разрушений элементов техносферы и природной среды.

Пороговые значения перехода системы «человек – среда обитания» из одного состояния в другое определяется соответствующими нормативными документами.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин возникновения опасных ситуаций, реагирование в опасных и вредных ситуациях и устранение их последствий.

1.3. Методы изучения опасностей технических систем

Опасность –центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях вызывать нежелательные последствия, то есть наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни.

По происхождению опасности классифицируются следующим образом:

1) природные;

2) техногенные;

3) антропогенные;

4) экологические;

5) биологические;

6) социальные.

По характеру воздействия на человека опасности классифицируются иначе:

1) механические;

2) физические;

3) химические;

4) биологические;

5) психофизиологические.

Основными характеристиками, определяющими опасности являются:

1) вероятностный характер (случайность);

2) потенциальность (скрытость);

3) перманентность (постоянство, непрерывность);

4) тотальность (всеобщность).

Основным направлением изучения опасностей является исследование опасностей технических систем.

Здесь особую роль играют понятия «отказ» и «вероятность отказа».

Отказ технической системы или ее части может привести к потенциальной или реальной опасности, поэтому необходим анализ возможности отказов.

Вероятность – это числовая мера возможности появления события, то есть вероятность отказа – это числовая мера возможности отказа.

Методы исследования опасностей делятся на качественные и количественные, причем количественные предполагают в первую очередь численное описание исследуемых опасностей.

К качественным относят следующие методы.

1. Предварительный анализ опасностей.

2. Анализ последствий отказов.

3. Анализ опасностей с помощью дерева причин.

4. Анализ опасностей с помощью дерева последствий.

5. Анализ опасностей методом потенциальных отклонений.

6. Анализ ошибок персонала.

7. Причинно-следственный анализ.

Предварительный анализ опасностей обычно включает в себя следующие этапы.

1. Изучаются технические характеристики объекта, системы или процесса. Устанавливаются повреждающие свойства.

2. Определяются законы, стандарты и правила, действия которых распространяются на данный объект, систему или процесс.

3. Проверяется техническая документация на ее соответствие законам, правилам и стандартам безопасности.

4. Составляется перечень опасностей, в котором указываются идентифицированные источники опасностей, повреждающие факторы, потенциальные ЧП и выявленные недостатки. Здесь (если это возможно) указываются также вероятности ЧП, серьезность его последствий и т.п.

Анализ последствий отказов обычно включает в себя следующие процедуры.

1. Техническая система подразделяется на компоненты.

2. Для каждого компонента выявляются возможные отказы.

3. Изучаются потенциальные ЧП, которые могут вызвать тот или иной отказ на исследуемой системе.

4. Результаты исследования представляются в форме таблицы.

5. Отказы ранжируются по степени опасности. Разрабатываются предупредительные меры, включающие конструкционные изменения.

После осуществления процедуры ранжирования может быть введена шкала, на основе которой каждому из отказов ставится в соответствие число, характеризующее степень опасности отказа.

Анализ опасностей с помощью дерева причин потенциального ЧП обычно выполняют в следующем порядке.

1. Отбор потенциального ЧП.

2. Отбор факторов, которые могут привести к выбранному ЧП.

3. Построение ориентированного графа, основывающегося на факторах и их логических комбинациях.

Анализ опасностей с помощью дерева последствий потенциального ЧП проводится аналогично анализу по дереву причин, но в этом случае рассматриваются последствия ЧП и их логические комбинации с целью ликвидации последствий ЧП или снижения его негативного воздействия. В этом случае ориентация графа меняется.

Анализ опасностей методом потенциальных причин также проводится аналогично анализу по дереву причин, но в этом случае факторами, которые могут привести к ЧП являются величины отклонения от норм и их логические комбинации.

Анализ ошибок персонала включает в себя следующие этапы.

1. Выбор системы и вида работы.

2. Определение цели.

3. Идентификация вида потенциальной ошибки.

4. Идентификация последствий.

5. Идентификация возможности исправления ошибки.

6. Идентификация причин ошибки.

7. Выбор метода предотвращения ошибки.

8. Оценка вероятности ошибки.

9. Оценка вероятности исправления ошибки.

10. Расчет риска.

11. Выбор путей снижения риска.

Причинно-следственный анализ выявляет причины происшедшего ЧП. Он является составной частью общего анализа опасностей и завершается прогнозом новых ЧП и составлением плана мероприятий по их предупреждению.

1.4. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности

Обеспечение безопасности – сложный процесс, в котором можно выделить элементарные составляющие, исходные положения и идеи, называемые принципами. Специфика производства, особенности технологических процессов, разнообразие оборудования – все это обуславливает многообразие принципов обеспечения безопасности.

Теоретическое значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях и их реализаций. Следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и разрабатываются методы их воплощения.

В практическом отношении значение принципов важно вследствие того, что они позволяют вырабатывать оптимальные решения задач защиты от опасностей.

Принципы обеспечения безопасности по признаку их реализации условно классифицируются на четыре группы.

1. Ориентирующие.

2. Технические.

3. Управленческие.

4. Организационные.

Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направления поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой. К ним относят принципы системности, деструкции, ликвидации и снижения опасности, замены оператора, информации, классификации и нормирования.

Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасных и вредных факторов и основаны на использовании физических законов. К ним относятся принципы защиты расстоянием и временем, экранирования, прочности, дублирования, недоступности и т.п.

Управленческими называют принципы, определяющие взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся принципы плановости, контроля, обязательности обратной связи, иерархичности и т.п.

К организационным относят принципы, с помощью которых реализуются положения научной организации труда. К ним относятся принципы несовместимости, эргономичности, рациональной организации труда и компенсации.

Некоторые принципы относятся к нескольким группам одновременно. В совокупности принципы образуют систему, однако каждый из них обладает относительной самостоятельностью.

Метод – это способ (или их комбинация), направленный на достижение определенной цели. В нашем случае целью является обеспечение безопасности.

Следует отметить, что любая цель должна быть диагностируема, то есть должны существовать четко определенные критерии ее достижения.

Методы обеспечения безопасности основаны на использовании выше описанных принципов.

Введем следующие определения.

Назовем гомосферой, пространство, в котором находится человек.

Назовем ноксосферой, пространство, в котором создаются опасности.

Существует четыре группы методов обеспечения безопасности.

1. А – методы. Они состоят в пространственном или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Эти методы реализуется при механизации и автоматизации технологических процессов, использованием роботов, а также дистанционного управления.

2. Б – методы. Эти методы основываются на применении принципов обеспечения безопасности к совершенствованию ноксосферы (производственной среды), а также на приведении характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека.

3. В – методы. Они состоят в повышении защитных свойств человека (в модификации гомосферы) при помощи соответствующих средств защиты и в адаптации человека к ноксосфере. Среди В-методов можно отметить обучение, инструктаж, применение средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4. Г – методы. Методы этой группы являются комбинациями методов групп А, Б, В.

Особое внимание среди способов реализации указанных методов занимают средства коллективной защиты (СКЗ) и СИЗ.

СКЗ классифицируются в зависимости от источников опасных и вредных факторов. Например, средства защиты от шума (перегородки), вибрации (виброгасящие полы), электростатических разрядов (заземление).

СИЗ классифицируются в зависимости от защищаемых органов. Например, глаза (очки), руки (перчатки), голова (каска).

Средства защиты должны соответствовать требованиям эстетики и эргономики, поскольку неудовлетворение этим требованиям ведет к снижению работоспособности человека.

Среди многообразия школьных предметов находятся и такие, которые на первый взгляд кажутся совсем ненужными. Что может быть важнее математики и русского языка, кажется нам, когда появляется такой предмет, как ОБЖ. Что такое ОБЖ и для чего его вообще преподают в школе? Нужно как следует в этом разобраться.

Что такое ОБЖ

ОБЖ - это учебная дисциплина, включенная в школьную программу российского образования с 5 по 11 классы.

Расшифровка аббревиатуры ОБЖ состоит из трех слов - Основы безопасности жизнедеятельности. Другими словами, ОБЖ - это область знаний о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. Дисциплина ОБЖ учит защищаться от негативного воздействия окружающей среды. В основе ОБЖ лежат охрана окружающей среды, правила безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также охрана труда.

Расшифровка ОБЖ как предмета в школе

Основы безопасности жизнедеятельности как школьный предмет является обязательным. Он включает в себя последовательные циклы с теоретическим материалом и практическими заданиями.

Зачастую ученики любят уроки ОБЖ именно из-за присутствия элементов практики. Так, например, на уроках ОБЖ учат надевать противогазы, оказывать первую медицинскую помощь и, что особенно любят юноши, разбирать и собирать стрелковое оружие.

Выходит, что ОБЖ - очень нужный школьный предмет. Стоит не пренебрегать им, а наоборот - уделять должное внимание наряду с другими дисциплинами.

Школьная программа ОБЖ

Выяснив, что такое ОБЖ в школе, перейдем к его содержанию.

Предмет ОБЖ начинают вводить с 5 класса. Обучение начинается с несложных тем, учеников знакомят с общими понятиями и терминами. Для каждого последующего класса программа усложняется, добавляются новые темы и задания.

Так, например, в программе 5-6 классов особое внимание уделяется соблюдению правил личной гигиены, безопасности в повседневной жизни и на транспорте, правилам поведения в экстренных ситуациях и экстремальных условиях, оказанию первой медицинской помощи, а также правилам ведения здорового образа жизни.

В программе 7-8-9 классов особый акцент делается на чрезвычайные ситуации как природного характера - землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, пожары, так и техногенного - химические радиоактивные аварии, взрывы, катастрофы.

Программа 10-11 классов включает в себя более серьезные темы, затрагивающие не только правила поведения в различных условиях, но и знакомство с законодательством страны, видами уголовной ответственности, гражданской обороной и воинской службой и обязанностью.

Такая расшифровка программы ОБЖ в школе свидетельствует о том, что этот предмет очень важен для изучения, так как дает самые настоящие практические знания, которые обязательно пригодятся в жизни.

ОБЖ в вузах

Если с расшифровкой ОБЖ в школе все понятно, то как же обстоит дело с вузами?

Как ни странно, но преподавание основ безопасности жизнедеятельности во многих вузах является обязательной общеобразовательной дисциплиной наряду с физкультурой. Только зашифрована эта дисциплина под другой аббревиатурой - БЖД. На самом деле отличий ровно никаких, расшифровывается БЖД как Безопасность жизнедеятельности. В основе изучения БЖД также лежат правила поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных и экстренных ситуациях, стихийных бедствиях, правила оказания первой медицинской помощи и многое другое.

ОБЖ в учебных заведениях за пределами России

Неудивительно, что не только Россия заботится о своем подрастающем поколении, стараясь научить самым необходимым навыкам поведения и подготовить к взрослой жизни юных школьников. Страны Европы и Американского континента в этом не отстают. В программу школьного образования западных стран в обязательном порядке входит предмет ОБЖ. Но как же он называется? Что такое ОБЖ на иностранный манер? На самом деле названий немало. Самым распространенным является Life safety, что дословно можно перевести как «безопасность жизни». Уроки иностранного Life safety отличаются тем, что в них больше практики. Уроки проходят в виде игры и сценических постановок, имитирующих те или иные события.

Так, например, около 6 лет назад в американских школах были организованы уроки самообороны от зомби. На этих уроках школьники должны были овладеть приемами самообороны в случае наступления зомби-апокалипсиса, который, как известно, так и не наступил. Но авторы этой идеи объяснили все так, будто бы этот предмет поможет выжить в случае реальной катастрофы.

Помимо Life safety, аналогом российского ОБЖ еще является такая дисциплина, как Healthy, более распространенная в Европе. Этот предмет учит школьников вести здоровый образ жизни, гигиене, питанию, спорту, оказанию первой медицинской помощи и многому другому.

Как мы видим, безопасность школьников стоит во главе угла во всех школах мира. Поэтому очень важно уделять таким дисциплинам особое внимание. Ведь пренебрежение такими, казалось бы, простыми правилами может иногда стоить целой жизни.

Нормативная база ОБЖ

Кажущаяся на первый взгляд несерьезной аббревиатура ОБЖ имеет очень серьезную нормативно-правовую базу.

Дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» уже почти 30 лет, и за это время собрался внушительный список приказов, писем и методичек.

  1. Сама дисциплина была утверждена приказом Госкомитета СССР по народному образованию №203 от 20.03 1989 года под названием «Безопасность жизнедеятельности», а уже приказом Минобразования №169 от 27.05.1991 года ОБЖ был утвержден в качестве общеобразовательной дисциплины и включен в программу учебных заведений.
  2. В 1994 году были изданы первые программы по ОБЖ для учащихся 1-11-х классов, получившие широкое распространение среди населения.
  3. В 1995 году был проведен первый педагогический эксперимент по подготовке учителей ОБЖ. До 1999 года РГПУ им. А.И. Герцена был единственным университетом в России, где осуществлялась лицензированная подготовка учителей по дисциплине ОБЖ, а в 2000 году состоялся первый выпуск из 23 дипломированных учителей по безопасности жизнедеятельности.
  4. В 1996 году вышли в свет первые учебники по ОБЖ и первый номер журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».

Список достижений в области развития дисциплины ОБЖ можно продолжать вплоть до наших дней. Радует, что безопасности жизнедеятельности уделяется такое внимание, и она не стоит на месте. Постоянно вносятся поправки в основные законы о безопасности для того, чтобы расширить охват и вовлеченность как можно большего количества сфер жизни.

Заключение

Расшифровка слова ОБЖ показала, что безопасность жизнедеятельности человека является основой всех основ.

Человечество перестанет существовать, если безопасности не будет уделяться должного внимания. Поэтому самым верным решением является прививание чувства ответственности за безопасность человеческой жизни с малых лет, со школьной скамьи, на протяжении всей жизни.

Изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.

Для чего необходимо изучать ОБЖ?

Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе. Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности. Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.

Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний. Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

Программа ОБЖ в школе

Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать оценивать их.

В соответствии с требованиями Министерства образования, программа ОБЖ в школе включает несколько больших тематических разделов. Прежде всего, школьники знакомятся с понятием «безопасность» и изучают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.

Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.

После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира. Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы. Эта тема актуальна, так как каждый мальчик - будущий мужчина, защитник отечества.

Преподавание ОБЖ в начальной школе

Согласно образовательным программам, изучение ОБЖ в школе начинается в начальной школе. На данный момент в младших классах нет отдельного предмета о безопасности человека. Начальные знания из этой области малыши получают во время изучения предмета «Окружающий мир» и проведения внеклассных мероприятий. Младшие школьники должны узнать об основных правилах дорожного движения, пожарной безопасности. Они обязаны научиться пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Малыши должны знать, что такое ОБЖ в школе.

Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.

Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция. Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы. Однако такой материал может подаваться только в старших классах.

В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.

Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

Практические методы изучения ОБЖ

Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета - научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы. Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации. Например, при землетрясении, наводнении.

Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.

Оборудование кабинета ОБЖ в школе

Для успешного усвоения учениками основ безопасности жизнедеятельности кабинет для занятий должен быть качественно оформлен. В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы. Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.

В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.

Оформление информационных стендов

В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды. На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности. Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.

Изучение ОБЖ - залог безопасности школьников

Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы способны уберечь детей от многих проблем в будущем. Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.

Дисциплина «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» имеет в качестве предмета изучения два вида деятельности: деятельность человека и «деятельность» природных сил. Главное в деятельности человека - обеспечение гармоничного развития и благополучия в природной и техногенной (созданной человеческим разумом) среде его обитания. «Деятельность» природных сил также направлена на сбалансированное дальнейшее развитие всех видов живых организмов, сохранение экосистемы и биосферы в целом на нашей планете. Однако, согласно аксиоме о потенциальной опасности деятельности, являющейся одной из научных основ науки «Безопасность жизнедеятельности», любая деятельность потенциально опасна. Как в деятельности, осуществляемой человеком, так и в природных процессах формируются факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на здоровье человека и развитие живых организмов в биосфере, называемые опасностями.

Опасность - центральное понятие изучаемой дисциплины. Она является обязательной составляющей любой деятельности, но ее качественная характеристика зависит от условий протекания техногенного или природного процесса.

Природная опасность - состояние определенных частей литосферы, гидросферы, атмосферы или космоса, представляющие угрозу для людей, объектов экономики, техносферы и биотехносферы.

Степень природной опасности зависит от повторяемости и силы опасных природных явлений, пространственных характеристик (площадей развития или зон действия негативных факторов неблагоприятных природных явлений, пространственного распределения очагов возникновения экстремальных природных явлений).

Антропогенная опасность - состояние, при котором негативные факторы, формирующиеся, главным образом, отходами хозяйственной деятельности человека (промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, повседневной жизни человека, животных), создают угрозу здоровью населения и окружающей природной среде.

Техногенная опасность - состояние, при котором негативные факторы, формирующиеся в зонах действия технологических процессов, технических систем и объектов, создают угрозу здоровью промышленному персоналу и населению.

Степень техногенной опасности в первую очередь зависит от видов и числа потенциально опасных объектов, накопленного на них потенциала опасности, надежности и устойчивости технологических систем, удаленности объектов от мест проживания людей.

Опасность территории - состояние территории, характеризующееся наличием источников природной и техногенной опасности. Эти опасности создают угрозу для жизнедеятельности населения, проживающего на данной территории. Угроза имеет место при хозяйственном освоении районов, где возможны неблагоприятные природные явления, а также зон возможного действия поражающих факторов экстремальных природных явлений, а также факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Источник опасности - это ограниченные в некоторой области пространства процессы, которые могут привести к возникновению негативных воздействий на людей, объекты техносферы и природную среду. Такой областью могут быть районы возможного возникновения опасных природных явлений, места захоронения токсичных отходов, промышленные объекты, промышленные зоны и селитебные территории с объектами жизнеобеспечения в целом.

Сопровождающие жизнедеятельность человека опасности можно классифицировать: по источнику возникновения, распределенности в пространстве, возможности реализации, неопределенности местоположения, продолжительности и регулярности действия (рис. 1.1).

По источникам возникновения, которыми могут быть природная среда, техносфера и само общество, выделяют природные (стихийные бедствия), техногенные (пожары, взрывы, аварии, катастрофы) и биолого-социальные (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии) опасности.

По степени распределенности в пространстве опасности делятся на сосредоточенные (от отдельных компактно размещенных объектов) и распределенные по координатам (от железных дорог, трубопроводов) или площади (районы, зоны), к которым относятся районы загрязнения окружающей среды и возможных чрезвычайных ситуаций: сейсмоопасные зоны, полигоны, позиционные районы ракетных дивизий, военно-морские базы, аэропорты, а также районы военных действий или активной террористической деятельности.

По возможности реализации различают опасности от вредных объектов (вредных или неблагоприятных для жизнедеятельности районов) и потенциально опасных объектов (районов). Например, объекты, содержащие источники ионизирующих излучений, являются вредными в процессе нормальной эксплуатации, а районы Крайнего Севера - неблагоприятными. К районам повышенной вредности относятся загрязненные ранее районы, связанные с развитием техносферы, например с разработкой, испытаниями, эксплуатацией и ликвидацией ядерно- и радиационно-опасных объектов; с произошедшими ранее техногенными катастрофами (например, Восточно-Уральский радиоактивный след, Чернобыльская зона).
Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации. К ним относятся объекты ядерной энергетики, химические и биологические производства, взрывопожароопасные объекты, объекты вооружения и военной техники, гидротехнические сооружения напорного фронта и регулирующие стоки вод и др., на которых накоплен значительный разрушительный энергетический потенциал или имеются большие запасы веществ, которые вследствие своих физических, химических, биологических или токсико-логических свойств предопределяют собой опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений (потенциально опасные вещества).

Рис. 1.1. Классификация опасностей

Сосредоточенный на подобных объектах (районах) потенциал опасности создает угрозу причинения ущерба здоровью людей, объектам техносферы, окружающей среде и реализуется в форме опасных событий (например, пожар, взрыв, выброс опасных веществ и др.). Поэтому потенциально опасные объекты являются источниками возможных техногенных чрезвычайных ситуаций.

Потенциал опасности содержит и природная среда (реализуется в форме экстремальных природных явлений - стихийных бедствий, которые на урбанизированной территории могут привести к человеческим жертвам, разрушению или уничтожению объектов и компонентов окружающей природной среды), а также само общество (проявляется в виде эпидемий, тяжких преступлений, террористических актов, крайних форм социального протеста). Например, социальная напряженность, являясь источником опасности, проявляется в таких формах социального протеста, как забастовки, демонстрации, гражданское неповиновение, блокирование транспортных магистралей, восстания, революции. Неурегулированные межнациональные отношения, межнациональные противоречия являются источником опасности для территориальной целостности страны, которая проявляется в росте сепаратизма, террористических актах. Подобные опасности обусловливают потенциально опасные районы - территории возможных чрезвычайных ситуаций.

Опасности также делят:

  • по неопределенности местоположения - с известными (стационарный объект повышенной опасности, вулкан, зоны затоплений и наводнений и т. п.) и неизвестными (случайными) координатами (например, место возможного разрыва трубопровода, транспортной аварии, эпицентр землетрясения и т. п.);
  • по продолжительности действия - на кратковременно (реализуются в виде опасных событий) и долговременно (вредные объекты при нормальном функционировании, загрязнение окружающей среды) действующие;
  • по регулярности действия - на реализующиеся во времени и по масштабу случайным образом (в виде случайных событий) и детерминированные (постоянно действующие факторы загрязнения среды; вредные факторы, сопровождающие нормальную эксплуатацию объектов техносферы, например урановых рудников, ядерных реакторов, химических производств).

Человек, создавая технологические процессы, предусматривает наличие в них опасностей и возможность управления ими, чтобы их воздействия на человеческий организм были соизмеримы с его толерантностью (терпимостью к опасностям). Такие опасности называют штатными. Природная система - биосфера - также имеет «штатные» опасности, воздействия которых на растения, животных, микроорганизмы, т. е. живых составляющих экосистемы, не вызывают заметных ее изменений. Количественные значения штатных опасностей техногенного и природного происхождения находятся в области предельно допустимых уровней воздействия для производственной и бытовой деятельности человека, а для организмов живой природы - в пределах факторов занимаемых ими экологических ниш.

В процессе эксплуатации технических систем и технологических процессов возможно формирование условий перехода штатных производственных опасностей в нештатные, т. е. непредусмотренные технологией (ненадежность технических систем, ошибки человека, влияние природных факторов и т. д.). В природной среде в результате резкого изменения характера метеорологических, гидрологических, геологических и других процессов возможны «нештатные» природные ситуации, существенно усиливающие негативное действие природных сил. Такие нештатные ситуации в деятельности человека и сил природы, как правило, приводят к чрезвычайным ситуациям.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Таким образом, чрезвычайные ситуации идентифицируются по возникающему (прогнозируемому) ущербу (вреду, урону). Этот ущерб проявляется через последствия природного или техногенного опасного явления, являющегося источником чрезвычайной ситуации. Под последствиями понимается результат воздействия поражающих и других факторов, сопровождающих бедствие, на человека, объекты экономики, социальную сферу, окружающую природную среду, а также изменения обстановки, произошедшей вследствие этого. Другими словами - наличие того или иного вида ущерба является необходимым условием, по которому сложившуюся обстановку можно характеризовать как чрезвычайная ситуация.

При изучении проблем безопасности в чрезвычайных ситуациях вводится понятие опасность в чрезвычайных ситуациях.

Опасность в чрезвычайной ситуации - состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, т. е. на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, энергетической, токсической и другой мощи поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.

Природные и техногенные опасности обычно выступают в форме вызовов и угроз.

Вызов - форма опасности, представляющая совокупность обстоятельств, порождающих гипотетическую опасность, которая в перспективе может превратиться в непосредственную опасность. Примерами вызовов в области природной и техногенной безопасности являются опасность падения на Землю крупных тел, нарастающее изменение глобального климата, перспективы создания новых опасных производств, видов оружия и др. Заблаговременное выявление и осознание вызова очень важно, поскольку позволяет заранее принять меры по предотвращению перехода опасности в форму угрозы.

Угроза - форма опасности в природной и техногенной сферах, которая представляет собой непосредственную опасность возникновения природных бедствий и техногенных катастроф, а также наличие обстоятельств, стимулирующих эти явления. В их качестве могут выступать природные и техногенные закономерности, обусловливающие опасность: технико-экономическая отсталость, структурные и функциональные недостатки системы безопасности, намерения нанести ущерб, ошибочные оценки степени опасности, нерацио-нальное природопользование.

Оперируя понятиями форм опасности, следует учитывать, что границы между ними в определенной степени условны. Поэтому существуют некоторые трудности четкого разделения вызовов и угроз между собой. Наиболее употребляемой и распространенной в практике формой опасности является угроза.
Опасности представляют угрозу только тогда, когда могут причинить ущерб конкретным объектам. Опасность или несколько различных опасностей представляют угрозу для объекта только в том случае, если их опасные факторы могут на него воздействовать. Угроза причинения ущерба зависит от взаимного положения источника опасности и объекта воздействия его опасных факторов в пространстве и во времени (для стационарных объектов только в пространстве). Например, для людей угроза имеет место при их работе на объекте повышенной опасности или в зоне загрязнения; для перемещающихся объектов - при их нахождении в опасном районе. Степень угрозы для жизнедеятельности населения на рассматриваемой территории зависит от степени ее опасности, а также от географического и временного факторов. Если объект вывести за пределы этой территории, то угрозы для него не будет, хотя опасность территории для оставшихся объектов останется. Угроза для жизнедеятельности изменяется во времени: она может возникать, усиливаться, снижаться и исчезать.

Географический фактор связан с локальным центром проявления опасности, ее неопределенным местоположением в случае реализации, ослаблением уровней поражающих факторов с удалением от источника опасности. Чем ближе объекты и люди располагаются по отношению к источнику опасности (известному или предполагаемому), тем больше угроза.

Если и - это параметр, характеризующий поражающее действие опасных факторов от некоторого источника опасности на объект, а u кр - критериальное значение, начиная с которого объект разрушается, то разрушение объектов данного типа происходит на расстоянии r меньше или равно Rn от источника опасности (рис. 1.2). Если зона поражения - круг, то площадь зоны поражения (S п.ф) равна его площади с радиусом Rn :

S п.ф = ?R (1.1)


Рис. 1.2. Вид зависимости поражающего действия опасных факторов (и) от расстояния (r)

При рассмотрении негативного действия вредных факторов на организм человека в качестве u кp рассматриваются предельно допустимые концентрации, пределы доз, летальные дозы и другие нормируемые величины в зависимости от цели оценки.

Площадь зоны поражения S п.ф оценивается для каждого источника опасности (экстремального природного явления, потенциально опасного объекта) по статистическим данным или с помощью математических моделей.

Взаимное положение источников опасности и объектов воздействия их опасных факторов может быть различным (рис. 1.3). Объект воздействия может попасть в зону возможного поражения от источника опасности или оказаться вне ее. В этом случае степень угрозы для объекта, размещенного на опасной территории, определяется его долей (У )в зоне возможного поражения

У = , (1.2)

где S - площадь территории объекта; S п.ф - площадь зоны возможного поражения.

Временной фактор угрозы имеет место для перемещающихся объектов (например, транспортных средств с опасными грузами, людей).

Рис. 1.3. К определению степени угрозы для объекта

При нахождении перемещающегося объекта на вредном производстве или районе, где постоянно действуют вредные факторы, временной фактор учитывается как доля времени, в течение которого объект там находится.

При перемещении объекта вблизи потенциально опасного объекта или по району возможных чрезвычайных ситуаций временной фактор учитывается как вероятность того, что объект в момент реализации опасного события будет находиться в зоне действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Если время наступления опасного события может быть спрогнозировано, то угроза для объекта зависит от величины ошибки 1-го рода - вероятности того, что опасное событие на рассматриваемом интервале времени произошло, хотя не было предсказано (и, следовательно, меры защиты не были приняты).

Угрозу для людей от природных и техногенных опасностей рассматривают для двух случаев:
а) люди уязвимы по отношению к первичным поражающим факторам экстремального природного явления или аварии;
б) люди неуязвимы к первичным поражающим факторам, но уязвимы ко вторичным поражающим факторам, формирующимся при разрушении зданий и сооружений (например, в случае землетрясения).
В первом случае оценка угрозы для людей проводится аналогично оценке угрозы для объектов техносферы.

Во втором случае угроза для людей имеет место при наличии угрозы для объектов техносферы при условии их нахождения в момент экстремального природного явления или аварии в зданиях и сооружениях. Степень угрозы в этом случае зависит от доли времени, проводимого произвольным человеком из некоторой группы в уязвимых по отношению к поражающим факторам экстремального природного явления зданиях и сооружениях.
Чем ближе люди размещаются к источнику опасности и больше продолжительность времени их нахождения в зоне действия или возможного действия опасных факторов, тем больше угроза. Ее степень характеризуется определенными показателями:

  • для потенциально опасных объектов и районов возможных чрезвычайных ситуаций условной вероятностью подвергнуться воздействию поражающих факторов в случае реализации опасного события в данном месте и в данное время (первичными поражающими факторами; вторичными поражающими факторами, например при условии нахождения в зданиях при землетрясениях, взрывах);
  • для вредных объектов и районов, где опасность характеризуется детерминированными уровнями воздействия (концентрациями вредных веществ, мощностями доз излучения и т.п.), дозой, полученной ими за время пребывания во вредной зоне. В дальнейшем риск причинения вреда здоровью определяется по зависимости «доза - эффект».

Угроза для людей изменяется с течением времени. С возрастанием опасности угроза также возрастает. В результате реализации мер по снижению опасности, защиты объектов техники и людей угроза снижается.

Важнейшими свойствами технического объекта и в целом системы «среда - технический объект», позволяющими противостоять определенным уровням воздействия на них природных и техногенных опасностей являются: стойкость, уязвимость, живучесть и надежность. Совокупность этих свойств обеспечивает безопасность системы «среда - технический объект».

Стойкость - это свойство объекта сохранять свои параметры в пределах установленных допусков и выполнять свои функции во время и после действия внешних нагрузок. Стойкость объекта характеризуется критической нагрузкой (уровнем поражающего фактора), меньше которого разрушение объекта еще не наступает (например, сейсмостойкость).

Уязвимость - свойство объекта, противоположное стойкости (будем называть ее условной, т. е. при условии действия нагрузки). Характеристикой условной уязвимости является критическая нагрузка, начиная с которой наступает разрушение.

Например, для промышленных зданий (табл. 1.1.) скорость ветра, равная 35 м/с, является критической нагрузкой. При скоростях ветра меньше 35 м/с промышленные здания обладают свойством устойчивости, при скорости ветра более 35 м/с - эти здания уязвимы.

Живучесть - свойство объекта сохранять работоспособность в условиях внешних воздействий со стороны окружающей среды, выходящих за пределы нормальных условий эксплуатации, на которые был рассчитан объект.

Защищенность - приобретенное свойство объекта, повышающее его живучесть за счет проведения заблаговременных мероприятий по инженерной и другим видам защиты самого объекта, а также населения и территорий (например, сооружения инженерной защиты от затоплений).

Таблица 1.1
Скорость ветра при ураганах, м/с, выше которой происходит разрушение зданий и сооружений

Тип сооружения

Степень разрушения

слабая

средняя

сильная

Промышленные здания

Кирпичные малоэтажные здания

Трансформаторные станции закрытого типа

Резервуары наземные металлические

Газгольдеры

Ректификационные колонны

Подъемно-транспортное оборудование

Трубопроводы наземные

Воздушные линии низкого напряжения

Кабельные наземные линии связи

Приведенные в таблице диапазоны скоростей ветра являются статистической оценкой параметра.

Предметом живучести являются существенные причинно-следственные взаимодействия среды с объектом, при этом причина генерируется средой, а следствия проявляются в объекте.

Надежность - внутреннее свойство объекта, характеризующее его способность к функционированию в условиях действия внутренних дестабилизирующих факторов и внешних факторов, характерных для нормальных (регламентированных) условий эксплуатации. Условия нормальной эксплуатации объекта в течение срока его службы известны с большой степенью точности. Нерегламентированные воздействия на объект могут привести к авариям

Предметом надежности считаются существенные причинно-следственные связи и причинно-следственные взаимодействия, не выходящие за пределы объекта.

Одним из ключевых понятий в области безопасности в чрезвычайных ситуациях, определяющих их масштабность, является понятие ущерба.
Ущерб - потери некоторого субъекта или группы субъектов части или всех своих ценностей. В качестве субъекта может выступать физическое или юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное или территориальное образование.

Ущерб можно рассматривать как результат изменения состояния объектов, выражающийся в нарушении их целостности или ухудшении других свойств; фактические или возможные экономические, социальные и экологические потери, в том числе утрата имущества или других материальных, культурных, исторических или природных ценностей.

В области оценки ущерба от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций выделяют следующие основные виды ущербов:

  • собственный ущерб - ущерб субъекта, который владел источником опасности, ставшим причиной возникновения ущерба;
  • сторонний ущерб - ущерб субъектов, которые не владели источником опасности, ставшим причиной возникновения ущерба;
  • совокупный ущерб - потери субъекта, включающие собственный и сторонний ущерб;
  • фактический ущерб - ущерб от свершившихся чрезвычайных ситуаций;
  • вероятный ущерб - интегральная величина, учитывающая величину ущерба и вероятность его возникновения;
  • возможный ущерб - ущерб от возможных чрезвычайных ситуаций;
  • максимально возможный ущерб - ущерб, равный максимальному ущербу из возможных чрезвычайных ситуаций.

Различают также ущерб физическому лицу, ущерб коммерческой организации, ущерб некоммерческой организации, ущерб муниципальному или территориальному образованию, ущерб субъекту Российской Федерации.

Под риском понимают ожидаемую частоту или вероятность возникновения опасностей определенного класса, или же размера возможного ущерба (потерь, вреда) от нежелательного события, или же некоторую комбинацию этих величин. Применение понятия «риск» позволяет переводить опасность в разряд измеряемых категорий. Риск, фактически, есть мера опасности. Часто используют понятие «степень риска» (level of risk), по сути, не отличающееся от понятия «риск», но лишь подчеркивающее, что речь идет об измеряемой величине.

Взаимосвязь рассмотренных понятий проявляется следующим образом. На основе анализа всевозможных опасностей в природной и техногенной сферах определяются возможные источники, которые могут вызвать гипотетические чрезвычайные ситуации. При этом анализируются опасности, как правило, проявляющиеся в форме вызовов. Одновременно проводится оценка рисков чрезвычайных ситуаций на основе вероятностной оценки возможного ущерба. По мере накопления отклонений от нормального состояния природной среды или нормального функционирования объектов техносферы, обладающих внутренним свойством надежности, формируются обстоятельства, непосредственно стимулирующие возникновение стихийного бедствия или аварии. При этом опасность приобретает форму угрозы. После инициирования природного бедствия или техногенной катастрофы (источника чрезвычайной ситуации) возникают поражающие факторы, которые воздействуют на различные объекты окружающей среды, обладающие свойствами стойкости (уязвимости), живучести, защищенности. В случае превышения критических нагрузок по свойствам объекта происходит его поражение (разрушение), в результате чего образуется ущерб и создавшаяся обстановка определяется как чрезвычайная ситуация.

Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Динамика чрезвычайных ситуаций может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья ).
На предварительной стадии возникновения чрезвычайной ситуации образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного бедствия или техногенной катастрофы, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходят инициирование природного или техногенного бедствия и последующее его развитие, во время которого оказывается поражающее воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду.

На второй стадии осуществляется локализация источников чрезвычайной ситуации и ликвидация последствий разрушающего воздействия поражающих факторов. Этот период в некоторых случаях может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

На третьей стадии проводится ликвидация долговременных последствий природного или техногенного бедствия. Она имеет место только тогда, когда эти последствия требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Практически после ликвидации большинства чрезвычайных ситуаций какая-то часть последствий остается неустраненной надолго или совсем. Последнее происходит в тех случаях, когда не имеет смысла, например, восстанавливать по-старому, а выгоднее сделать по-новому и лучше. Таким образом, некоторые чрезвычайные ситуации как бы частично компенсируют ущерб, расчищая место будущему и создавая предпосылки для развития.
Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации - составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающие факторы могут быть первичными, т. е. прямого действия, и вторичными - побочного действия.
Природная чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Природные бедствия представляют собой сложную совокупность разнообразных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов. Именно это терминологическое словосочетание наиболее обобщенно, полно и точно отражает круг негативных природных проявлений. При этом эти явления и процессы в зависимости от их масштабов и интенсивности подразделяются на неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы.

Неблагоприятное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать лишь негативные последствия для жизнедеятельности людей и экономики. Для этих явлений характерны сравнительно небольшие отклонения состояния природной среды от нормального диапазона природных условий, оптимальных для жизни человека и его хозяйственной деятельности. Такие явления чаще всего не инициируют чрезвычайные ситуации.

Стихийное бедствие - разрушительное природное или природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушения или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды. Стихийные бедствия являются основным источником чрезвычайных ситуаций природного характера, по-скольку возникают они достаточно часто и имеют значительный масштаб.

Природная катастрофа - стихийное бедствие особо крупных масштабов и с наиболее тяжелыми последствиями, сопровождающееся необратимыми изменениями ландшафта и других компонентов окружающей природной среды. Такие события являются редкими, но наиболее разрушительными.
Вместо основного обобщающего термина - «неблагоприятные и опасные природные явления или процессы» - и его составляющих (неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы) часто используются такие словосочетания, как «природные бедствия» и «чрезвычайные события природного характера».

Большинство неблагоприятных и опасных природных явлений или процессов инициируют возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера различных масштабов и являются их источниками.

Техногенная чрезвычайная ситуация - обстановка, при которой в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Основным и наиболее распространенным понятием, обозначающим чрезвычайное техногенное событие, является авария.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Всякая авария характеризуется исходными событиями, направлениями протекания разрушительных процессов и последствиями. Развитие аварии может идти по различным каналам с исходами, различающимися тяжестью последствий:

  • повреждение потенциально опасного объекта или его отдельных составных частей, связанное с потерей его работоспособности при использовании по назначению;
  • разрушение потенциально опасного объекта с выходом поражающих факторов за пределы объекта (пролив, выброс).

Техногенная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, либо разрушение и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение нормативных правовых положений и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте. Инцидент - менее масштабное неблагоприятное событие, чем авария и техногенная катастрофа, и чаще всего не ведет к возникновению чрезвычайной ситуации даже локального масштаба.

Биолого-социальная чрезвычайная ситуация - это обстановка, при которой в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Источником биолого-социальной чрезвычайной ситуации является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла или может возникнуть биолого-социальная чрезвычайная ситуация.

Реагируя на различного рода опасности, общество создает соответствующие организационные структуры, внедряет технические системы защиты, осуществляет различные мероприятия по противодействию опасным явлениям и событиям, формируя таким образом систему безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях - состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Различают безопасность по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая), по объектам (население, объект экономики, окружающая природная среда) и основным источникам чрезвычайных ситуаций.
Организационной структурой противодействия опасным природным явлениям и техногенным событиям в мирное время является единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а для защити от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - гражданская оборона.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - система органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных учреждений и различных общественных объединений, а также специально уполномоченных организационных структур с имеющимися у них силами и средствами, предназначенными для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба.

Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В настоящее время идет процесс объединения (интеграции) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы гражданской обороны на основе:



Просмотров