Политические основы конституционного строя рф таблица. Экономические и политические основы конституционного строя

Обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Особенностью экономического регулирования РФ является то, что в РФ действует система рыночной экономики .

Элементы экономических основ конституционного строя РФ: 1) отношения собственности (в РФ признаются и в равной степени охраняются государственная и частная собственность); 2) материальное производство (оно – основной способ организации труда населения, значит, основа всего экономического строя РФ). РФ гарантирует право граждан на занятие таким видом экономической деятельности как предпринимательская, которая, хотя и не является производственной, все же обслуживает указанную деятельность, а потому обеспечивает товарооборот в стране и рыночный уклад экономики. Политические основы конституционного строя РФ составляет политическая система РФ.

Элементы политической системы РФ: 1) политические партии и объединения; 2) политический строй государства и т. д.

Политическая система РФ базируется на принципах многопартийности и идеологического многообразия. Государственная Дума РФ представлена значительным числом политических партий, отстаивающих интересы различных слоев населения, что обеспечивает реализацию принципа многопартийности в РФ.

Идеологическое многообразие включает в себя: 1) свободу идей и убеждений граждан; 2) политический плюрализм и свободу политических организаций; 3) религиозную свободу.

Свобода идей и взглядов граждан РФ выражается во всеобщем праве самостоятельно определять свое мировоззрение и недопустимости устанавливать какие-либо ограничения в зависимости от этих идей и взглядов.

Политическое многообразие (плюрализм) – наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности в государстве, выраженное в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т. п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы , и т. д.

В настоящее время совокупность политических партий России представлена значительным числом политических партий и политических объединений, преследующих различные цели. Политическое многообразие предполагает свободу граждан в выборе формы участия в политической жизни страны. Все граждане РФ вправе: 1) создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями; 2) вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии; 3) участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами; 4) беспрепятственно выходить из политических партий.

Религиозная свобода предполагает право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Политические основы конституционного строя составляют закрепленные в гл. 1 Конституции РФ принципы, характеризующие подчиненный праву механизм осуществления публичной власти в государстве, взаимоотношения органов власти с гражданами в связи с реализацией последними своих прав и обязанностей.

[ГПц Для справки

Слово «политика » происходит от греческого polis, что значит «государство». Главный вопрос политики - вопрос об отношении к власти, участии народа в делах государства, возможности влиять на реализацию его задач и функций.

На механизм осуществления публичной власти и реализации прав и свобод личности оказывает влияние соотношение действующих в государстве политических сил. Политические основы конституционного строя России направлены на поддержание стабильности, устойчивости баланса политических сил и национального согласия.

Политические основы конституционного строя России уже были перечислены в предыдущем параграфе: демократическое государство; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; республиканская форма правления; разделение властей и др.

Это интересно

Конституция РСФСР 1978 г. содержала главу «Политическая система», в которой закрепляла принципы народовластия, демократического централизма, социалистической законности, участия общественных организаций, трудовых коллективов в выработке политики государства и управлении государственными и общественными делами, руководящей роли коммунистической партии.

Демократическое государство. Характеристика Российского государства как демократического закрепляется в ст. 1 Конституции РФ, определяющей конституционный облик России - форму государства. Демократия обычно понимается как политическая форма осуществления государственной (публичной) власти в обществе, основанной на принципах народовластия, свободы личности и уважения прав человека, гражданского контроля над органами публичной власти. Провозглашение России демократическим государством предопределяет содержание многих конституционных норм, отражающих, по сути, признаки демократии:

  • 1) легитимный характер политической власти и законность ее действий;
  • 2) наличие представительных органов, формируемых на основе всеобщих свободных и периодичных выборов;
  • 3) реальное осуществление политических и иных прав и свобод человека;
  • 4) защищенность человека от произвола и беззакония;
  • 5) отсутствие единой, обязательной для всех членов общества официальной идеологии;
  • 6) свобода СМИ, отказ от цензуры;
  • 7) существование парламентских и оппозиционных политических партий, профсоюзных, молодежных, женских и других общественных объединений;
  • 8) учет интересов меньшинства, национальных и иных особенностей населения;
  • 9) гражданский контроль за деятельностью органов власти;
  • 10) разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Указанные признаки демократии находят воплощение не только в политических основах конституционного строя, но и в других основах - социально-экономических и культурных.

Демократическое государство должно способствовать развитию политической активности граждан, их самореализации, участию в политической, экономической и других сферах жизни общества. Демократическое государство стремится к гражданскому миру, к согласованию интересов различных социальных слоев, к оптимальному сочетанию интересов личности и государства, ограничению своего вмешательство в жизнь граждан. Государство выступает арбитром в социальных конфликтах, обеспечивает защиту прав личности, а в необходимых случаях - привлечение к ответственности.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью характерно только для демократического государства. Данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ как одна из основ конституционного строя России, представляющих систему ценностей. Государством признается много ценностей - демократия, федерализм, разделение властей, плюрализм и пр., но только права и свободы человека является единственно высшей и приоритетной ценностью. Следовательно, весь государственный механизм связан этой ценностью и подчинен ей.

Исходя из этой идеи Конституция РФ закрепляет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ исходит из того, что государство не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Эти права принадлежат людям от рождения и не могут приобретаться от государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина означает создание условий для их реализации и защиты, недопустимость незаконного вмешательства или ограничения свободы индивида. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации осуществляются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Республиканская форма правления Российской Федерации закреплена в ст. 1 Конституции и означает, что высшие органы государственной власти избираются (Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)) либо формируются представительным органом (Правительство РФ).

Признаками республиканской формы правления по Конституции РФ являются:

  • 1) отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве;
  • 2) ориентация государственного строя на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка;
  • 3) создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод;
  • 4) формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок 1 .

Конституция не уточняет разновидность республиканского правления. С формально-юридической точки зрения Россию можно охарактеризовать как президентско-парламентскую республику с доминирующим положением главы государства - Президента РФ.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную предусмотрено ст. 10 Конституции РФ. Органы каждой из ветвей государственной власти действуют самостоятельно в рамках установленной Конституцией и законом компетенции, не вмешиваясь в полномочия другой и не подчиняясь ей. Целью осуществления разделения властей является обеспечение сбалансированности полномочий и исключение сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.

Это интересно

В дореволюционной юридической литературе использовался термин «распределение властей». Советская теория и практика государственного строительства отвергала принцип разделения властей, провозглашая принадлежность власти Советам народных депутатов. Впервые в России принцип разделения властей официально был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г.

Разделение властей предусматривает не только функциональную специализацию органов государственной власти, но и взаимодействие, а также взаимное уравновешивание властей посредством «системы сдержек и противовесов». Данная система позволяет органам власти конструктивно сотрудничать в целях обеспечения более эффективного управления. Содержательное наполнение принципа разделения властей раскрывается в гл. 4-7 Конституции РФ, закрепляющих статус Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных судов. Понимание данного принципа осуществляется с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Единство государственной власти органично сочетается с конституционным принципом разделения властей, поскольку любая из функций органов государственной власти - законодательная, исполнительная или судебная - является функцией по осуществлению единой государственной власти. Компетенция органов власти в совокупности охватывает все функции государства, что свидетельствует о единстве государственной власти.

Это единство обусловлено принадлежностью всей власти в Российской Федерации исключительно ее многонациональному народу и обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права человека.

Государственный суверенитет. Единство системы государственной власти выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации. Под государственным суверенитетом понимается свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, на международной арене.

Для справки

Слово «суверенитет » происходит от лат. supraneitas (supra - выше) и буквально означает свойство власти, в силу которого она является высшей, т.е. ее верховенство.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Верховенство власти выражается в том, что она «определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан» 1 . Государственная власть является единственной политической властью, обладающей правом от имени народа издавать общеобязательные акты и требовать их исполнения, включая применение принудительных мер. Выражением верховенства государственной власти является верховенство на территории России Конституции РФ и федеральных законов. Все иные акты, включая конституции, уставы и законы субъектов РФ, должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Суверенная государственная власть характеризуется независимостью , которая означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

В Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР, Россия определяется как суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

Государственный суверенитет неделим, им не обладают субъекты РФ.

Суверенитет государства небезграничен. Государство связано нормами международного права, ограничено конституцией и правами человека.

Н-д Судебная практика

Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П).

Идеологическое и политическое многообразие, многопартийность - важные составляющие конституционного строя.

Демократический конституционный строй предполагает идеологическое многообразие, которое означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, концепций, идеологий. В Конституции РФ устанавливается запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13). В этом проявляется гуманистическая сущность демократического государства, обеспечивающего свободное выражение индивидом своего мнения, терпимость по отношению к другим взглядам. Свобода мысли и слова не должна быть направлена на разжигание социальной, расовой, национальной и иной вражды.

Для справки

Идеология - система идей и взглядов (политических, правовых, религиозных и др.), в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп.

Идеологическое многообразие обусловлено многонациональным и многоконфессиональным составом населения, разнообразием социальной структуры общества и другими факторами.

Разные социальные группы населения для выражения своих взглядов и защиты интересов могут объединяться в общественные объединения, включая политические партии. Возможность различных партий и иных политических сил законными средствами бороться за власть, активно участвовать в общественной жизни страны, влиять на проводимую государством политику, на содержание принимаемых им решений характеризуется как политическое многообразие (плюрализм). Политический плюрализм создает условия для эффективного народовластия, «легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма» 1 .

Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Федерализм признается одной из основ конституционного строя и характеризуется сложным государственным устройством России. В составе Российской Федерации находится 85 субъектов, среди которых республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, которые Конституция признает равноправными (ст. 5).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на следующих принципах:

  • государственная целостность;
  • единство системы государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • равноправие и самоопределение народов РФ;
  • равноправие субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Государственная целостность означает единство сложносоставного государства, его территориальную неприкосновенность, единство государственно-правовой системы, единое гражданство РФ, единое экономическое пространство, запрет одностороннего выхода субъекта РФ из состава России или изменения его конституционного статуса.

Единство системы государственной власти подразумевает наличие единой системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. В эту систему входят федеральные государственные органы (Президент, законодательный, исполнительные и судебные органы), а также государственные органы всех субъектов РФ. Каждый орган государственной власти обладает собственными полномочиями, через совокупность которых реализуются функции государства.

Единство системы государственной власти предопределено тем, что единственным источником власти является многонациональный народ. Обеспечивается единство государственной власти обязательностью и верховенством Конституции РФ и федерального законодательства, а также субординационным единством органов исполнительной власти в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного с субъектами РФ ведения (ч. 2 ст. 77).

Система органов государственной власти основана не только на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, но и принципе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ , который Конституция признает одним из принципов федерализма. Конституция РФ, федеральные законы устанавливают рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов РФ. Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В Конституции предметы ведения РФ определены в ст. 71, предметы совместного ведения РФ и ее субъектов - в ст. 72. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Более детальное разграничение полномочий органов государственной власти осуществляется федеральными законами на основе Конституции РФ.

Судебная практика

«Подписание Федеративного договора или договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровней не превращает Российскую Федерацию в конституционно-договорную или договорную федерацию» (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П).

Равноправие и самоопределение народов РФ провозглашается как один из конституционных принципов российского федерализма. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии экономики, культуры, социальной сферы и др. Равноправие народов не исключает особой государственной поддержки отдельных народов в силу особенностей их географического положения, экономического, социального, духовного развития. В России проживает свыше 60 малочисленных народов, почти половина из которых не имеет каких-либо территориальных образований (алеуты, ительмены, юкагиры и др.).

^ Например, Конституция РФ особо гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69). Положения международных актов отражены и в российском законодательстве - законах «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» и т.д.

Народы РФ (нации, народности) пользуются равными правами на самоопределение, т.е. имеют право свободно устанавливать свой политический статус (избрание формы своей государственности) и обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Многие народы России реализовали свое право на самоопределение посредством объединения на своей территории в республики, автономную область и автономные округа.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 ноября 1970 г., закрепляет приоритет государственной целостности и прав человека, запрещая использовать ссылки на самоопределение для подрыва государственного и национального единства. В Декларации указывается, что ничто в самоопределении народов «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий данной территории без различий расы, вероисповедания и цвета кожи. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

В России самоопределение народов может осуществляться не только через институты национальной государственности, но и посредством национальнокультурной автономии, представительства в Совете Федерации и др.

Равноправие субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти гарантируется установлением Конституцией РФ единых для всех субъектов РФ перечней предметов ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 71 и 72). Вместе с тем равноправие субъектов РФ не исключает особенностей правового регулирования в отношении тех или иных субъектов.

^ Например, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами данных субъектов РФ, в то время как в отношении других субъектов указанные параметры заданы федеральным законом.

К политическим основам конституционного строя относится самостоятельность местного самоуправления. Местное самоуправление рассматривается как проявление народовластия, один из элементов политической системы общества, благодаря которому наряду с общегосударственными гарантируются и местные интересы, непосредственно связанные с решением вопросов обеспечения жизнедеятельности населения отдельных муниципальных образований.

Это интересно

В СССР органы местного самоуправления рассматривались как местные органы государственной власти.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Они формируются гражданами для решения вопросов местного значения и обладают обширными полномочиями: разработка и утверждение местного бюджета, управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, организация проведения местных референдумов и выборов, охрана общественного порядка, организация социально-бытового обслуживания населения и др.

Мнения ученых

Местное самоуправление должно рассматриваться не только как институт публичной (муниципальной) власти, но и как выражение муниципальных институтов гражданского общества .

Конституция РФ объявляет Россию правовым государством (ст. 1), которое характеризуется прежде всего подчинением праву, Конституции и законам , признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью, защитой человека от произвола публичной власти. Данный принцип следует рассматривать как целевое указание, перспективу будущего развития государства.

(РГЦ Для справки

Основоположником теории правового государства считается И. Кант, однако термин «правовое государство» в его трудах не употреблялся. Данный термин ввели в научный оборот в начале XIX в. немецкие ученые К.Т. Волькер и Р. Моль. В дореволюционной России среди сторонников правового государства были Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин и др. Известный государствовед Б.А. Кистяковский писал: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав».

Основные признаки правового государства:

  • верховенство права;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • защита прав и свобод человека и гражданина, возмещение вреда, причиненного им публичной властью;
  • разделение властей;
  • независимость суда;
  • признание общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ частью российской правовой системы.

лНЬ Судебная практика

$||в> «Правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах» (Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г.).

Правовым может быть только такое государство, в котором обеспечено верховенство права, прежде всего конституции и законов. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Наиболее важные сферы общественных отношений регулируются Конституцией и законами - основы конституционного строя, основные права и свободы личности, государственное устройство, формы собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления деятельности общества и государства. Подзаконные акты служат реализации Конституции и законов.

В правовом демократическом государстве принцип гласности и открытости обязывает публичную власть официально опубликовывать не только законы, но и любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Данные акты не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В России немало сделано для реализации принципа правового государства, однако подлинного верховенства права, подчинения ему государства, ответственного поведения власти и граждан еще не достигнуто.

  • См.: Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М., 2008. С. 49-69.

Политические основы конституционного строя РФ: понятие и основные институты. Россия – демократическое государство. Концепции содержания конституционно-правовой категории «демократия». Проблемы определения демократии как народовластия. Понятие категорий «народ», «нация», «население», их соотношение. Понятие категории «власть». Виды публичной власти. Народный суверенитет.

Демократия как система ценностей. Принятие решений большинством при уважении прав меньшинства. Свобода и равенство индивидов, соотношение свободы и равенства. Либеральная, коллективистская, плюралистическая концепции демократии. Приоритет прав человека над правами государства.

Демократия как механизм управления. Плюрализм, выборность, разделение властей. Верховенство закона.

Понятие и соотношение непосредственной и представительной демократии.

Институты непосредственной (прямой) демократии. Выборы: понятие, значение.

Референдум и свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа.

Виды референдумов: федеральный, субъекта РФ и муниципальный. Вопросы, выносимые на референдум. Порядок назначения, проведения и определения результатов референдума. Юридическая сила решения, принятого на референдуме.

Отзыв депутата и должностного лица в РФ. Народная законодательная инициатива в РФ. Народное обсуждение в РФ. Опрос граждан. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные и общественные органы. Собрания и сходы граждан по месту жительства, их правовое значение.

Представительная демократияважнейшее средство обеспечения народовластия.

Принцип разделения властей как основа конституционного строя РФ. История его становления и развития.

Принцип политического многообразия и его роль в осуществлении демократии в РФ. Политические партии и другие общественные объединения, участвующие в политическом процессе, как институциональная основа политического плюрализма. Несовместимость политического плюрализма с идеологическим единообразием.



Правовой статус политических партий и других общественных объединений, порядок их создания и государственной регистрации, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации.

Местное самоуправление и его роль в обеспечении демократического характера РФ.

Взаимоотношения государства и личности, закрепление в Конституции РФ нового типа этих взаимоотношений. Уважение к личности и ее защита как неотъемлемый атрибут конституционного государства и его обязанность. Связь между признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью и конституционными правами и свободами человека и гражданина, сочетание прав личности с социальными функциями человека, его ответственностью перед другими людьми, обществом и государством.

Понятие правового государства, его характерные черты и особенности. Конституционное закрепление РФ как правового государства. Соотношение понятий «верховенство права», «верховенство закона» и «верховенство конституции». Признание РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ составной частью своей правовой системы. Юридические, социальные, экономические и другие условия, необходимые для реального воплощения в РФ принципов правового государства.

Понятие и формы государственного устройства. Признаки унитарного государства, федерации и конфедерации. Особенности РФ, отличающие ее от других федераций. Субъекты в составе РФ и их виды. Автономия в РФ. Российский федерализм как форма разрешения национального вопроса в многонациональном государстве и как форма демократизации и рационализации управления государством. Принципы федеративного устройства России, обусловленные ее демократической сущностью.

Суверенитет РФ. Возникновение и развитие категории «суверенитет». Концепции суверенитета в федеративном государстве. Понятие и признаки государственного суверенитета. Конституционная форма закрепления суверенитета РФ как основы конституционного строя. Соотношение государственного суверенитета и прав человека. Декларация о государственном суверенитете РСФСР, ее содержание и назначение в становлении подлинно суверенного статуса России. Политические, экономические и юридические гарантии суверенитета РФ. Защита государственного суверенитета РФ.

Понятие и виды форм правления. Признаки парламентской, президентской и смешанной форм правления. Становление и развитие республиканской формы правления в РФ. Особенности Республики Советов, ее отличие от парламентарной республики. Формирование парламентаризма в России. Характерные черты современной формы правления в РФ.

Экономическая основа конституционного строя РФ: понятие и основные институты.

Принципы рыночной экономики. Единство экономического пространства. Свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств. Свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции.

Собственность. Виды собственности, их правовой статус. Признание и защита всех форм собственности. Конституционное регулирование собственности на землю и другие природные ресурсы. Значение признания частной собственности как основы формирования гражданского общества.

Понятие социального государства и его основные задачи. Возникновение и развитие идей социального государства. Теория либерализма и либерального эгалитаризма в зарубежной и русской дореволюционной политической мысли. Основные направления социальной политики государства. Поощрение государством создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Проблемы построения социального государства в Российской Федерации.

Идеологическое многообразие как один из принципов демократии и основ конституционного строя в Российской Федерации: понятие, история возникновения и основные черты. Идеологические концепции как духовное выражение определенных социальных интересов. Многообразие типов идеологии в условиях демократического общества. Монополизация идеологии в условиях тоталитаризма. Закрепление в Конституции РФ принципа идеологического многообразия как одной из основ конституционного строя страны. Сущность идеологического многообразия и его значение для демократического развития России. Проблема понятия «государственная идеология» с точки зрения Конституции РФ 1993 г.

Конституционно-правовой статус средств массовой информации. Законодательство о средствах массовой информации.

Понятие светского государства, его отличия от клерикального государства. Религиозные объединения: понятие и виды. Способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений. Конституционные принципы отношения государства к религии и взаимоотношения с религиозными объединениями. Конституционно-правовой статус религиозных объединений.

Политические основы конституционного строя РФ

1. Демократическое государство. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды.

2. Правовое государство. Обязательность соблюдения Конституции РФ и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Признание составной частью правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Гарантированность каждому гражданину РФ обладания на ее территории всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

3. Федеративное устройство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ.

4. Республиканская форма правления.

5. Признание человека, его права и свободы высшей ценностью.

6. Суверенитет. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

7. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции.

8. Признание и гарантирование в РФ местного самоуправления. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

12. Экономические основы конституционного строя рф.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации, – указывается в Конституции (ст. 8), – гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В Российской Федерации действует также Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».* Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.

1. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, организация и деятельность которого направлена на признание и обеспечение суверенитета (полновластия) народа, прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ не ограничивается объявлением (в ст. 1) РФ демократическим государством. Демократический характер государства закреплен в целом ряде конституционных положений. Это, например: возложение на государство, его органы и должностных лиц обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); признание многонационального народа носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ч. 1 ст. 3); закрепление за народом права осуществлять свою власть (реализовывать суверенитет) как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3); признание референдума и свободных выборов высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3); конституционный запрет на присвоение власти кем бы то ни было (ч. 4 ст. 3); закрепление принципа разделения властей (ст. 10); идеологическое и политическое многообразие (ст. 13); конституционная возможность граждан участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) и др.

2. Конституция РФ заложила правовые основы формирования российской правовой государственности. В частности, закреплено верховенство Конституции (ст. 4, 15) и федеральных законов в правовой системе; юридически деятельность государства связана правами и свободами человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; сформулированы отправные положения формирования независимой судебной власти (ст. 118 - 128 Конституции РФ) и др.

3. Федеративное устройство. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ основано на ее целостности, единстве системы власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в РФ.

4. Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не указывает конкретный вид (модель) такой формы правления. Специалисты по конституционному праву относят РФ либо к президентской, либо к смешанной (президентско-парламентской) республиканской форме правления. В действительности РФ характеризуется, скорее всего, квазипрезидентской или квазисмешанной формой правления.

5. Признание человека, его права и свободы высшей ценностью. Статья 2 КРФ гласит: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

6. Суверенитет. В ст. 3 устанавливается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; в ст. 4 - что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. ч.2 ст.67 Конституции Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации

8. Ст. 12 КРФ - признание и гарантирование в РФ местного самоуправления. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Конституционной основе местного самоуправления посвящены ст. 3 (ч. 2), 8 (ч. 2), 12, 15 (ч. 2), 24 (ч. 2), 32 (ч. 2), 72 (п. "н" ч. 1), гл. 8 Конституции.

Демократическое государство

Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство (ст. 1 Конституции Р Ф) - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа. Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством . Это означает, что из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной – Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

Признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;

Закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;

Устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

Во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

Во-вторых, переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

В-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой. Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4–7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика.

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством .Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. На момент принятия К.1993 г. Рф не являлась правовым гос-вом. Это было нормой-целью.

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством . В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации). В частности, закреплено верховенство Конституции (ст. 4, 15) и федеральных законов в правовой системе; юридически деятельность государства связана правами и свободами человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; сформулированы отправные положения формирования независимой судебной власти (ст. 118 - 128 Конституции РФ) и др.

Социальное же правовое государство (ст.1 КРФ) стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством . Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.



Просмотров