Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории рф. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории российской федерации

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Комментарий к Статье 74 Конституции РФ

1. Закрепленные в ч. 1 ст. 8 Конституции в качестве основ конституционного строя единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств конкретизируются в комментируемой статье в контексте федеративного устройства России. Названные основы обеспечиваются запретом на установление внутренних таможенных границ, в которых располагались бы таможенные территории. Как указал Конституционный Суд РФ, положения ст. 74 Конституции регламентируют отношения по перемещению финансово-экономических ресурсов в пределах территории РФ и не распространяются на отношения, возникающие в связи с перемещением соответствующих ресурсов через Государственную границу РФ (Определение КС РФ от 16.01.2007 N 22-О*(924). Таможенная граница в Российской Федерации может быть только внешней, она призвана отделять единое экономическое пространство РФ от экономических пространств других государственных образований. Именно поэтому таможенная граница, в принципе, совпадает с Государственной границей РФ. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с ее законодательством (п. 2 и 5 ст. 2 Таможенного кодекса). Особые экономические зоны являются частью таможенной территории РФ: помещенные на их территории товары рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей таможенных платежей, а также применения запретов и ограничений экономического характера (п. 3 ст. 2 Таможенного кодекса). Такие зоны создают более льготный таможенный режим для внешнеторговых операций и каких-либо барьеров на пути движения товаров, работ и услуг на внутреннем рынке не создают.

Не могут на территории РФ устанавливаться пошлины или сборы, ограничивающие свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Это означает, что субъекты РФ не вправе устанавливать какие-либо публичные платежи без санкции федерального законодателя. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.07.1998 N 22-П*(925), подтвердив его позднее в отношении платы за проезд с владельцев или пользователей автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования Республики Татарстан (Определение КС РФ от 19.01.2005 N 40-О*(926).

К иным препятствиям для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств могут относиться, например, выдача органами государственной власти субъектами РФ и органами местного самоуправления разрешений или лицензий на осуществление какой-либо экономической деятельности, ее обязательное согласование ими, а также обязательная сертификация товаров, если это осуществляется без санкции федерального законодателя либо вне надлежащего контроля (включая право преодоления соответствующих решений названных органов) со стороны органов государственной власти РФ. Так, например, Конституционный Суд признал неконституционным такое законодательное регулирование, при котором решение субъекта РФ об отказе в даче согласия на получение федеральной лицензии являлось безусловным препятствием для федерального лицензирующего органа в разрешении вопроса о лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Как указал Суд, подобное регулирование означает ограничение свободы предпринимательской деятельности; перемещение товаров и услуг в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может осуществляться исходя из критериев, определяемых не Российской Федерацией в лице федерального законодателя, а непосредственно субъектом РФ, что приводит к нарушению принципа юридического равенства хозяйствующих субъектов, неправомерному ограничению конституционного права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (Постановление от 12.11.2003 N 17-П*(927).

2. Как уже отмечалось, субъекты РФ вправе устанавливать ограничения перемещения товаров и услуг с санкции федерального законодателя. В комментируемом конституционном положении прямо указано, что такие ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом. В то же время такие ограничения возможны не во всех случаях, а лишь тогда, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Например, в условиях чрезвычайного положения на период его действия может предусматриваться установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости (ст. 11 Закона о ЧП). В целях защиты безопасности и здоровья граждан могут устанавливаться меры по стандартизации и сертификации продукции в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании". Целями защиты здоровья граждан оправдываются и ограничения оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"). В целях охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории РФ могут вводиться запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения (ст. 6 Федерального закона "О карантине растений").

Принятие же мер, целью которых является создание конкурентных преимуществ для хозяйствующих субъектов (промышленных предприятий, перевозчиков, посреднических организаций и т.д.), действующих на территории отдельных субъектов РФ (например, обязательная дополнительная сертификация на платной основе продовольственных и иных товаров, поступающих из других регионов), недопустимо.

Данный принцип означает:

· товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ;

· субъекты РФ и другие лица не вправе устанавливать какие либо местные правила, препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространстве РФ;

· на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

· ограничения перемещения товаров, услуг и финансовых средств могут вводиться в соответствие с федеральным законом только в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни, здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Источники гражданского права – это способы выражения и закрепления норм права.

СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

  1. Гражданский кодекс РФ

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.

2. Федеральные законы (гражданское законодательство)

Предмет гражданского права составляют столь многообразные сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Часть из этих законов, главным образом о статусе отдельных юридических лиц, уже принята, а часть находится в стадии разработки и обсуждения законодателем. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом. Кодекс существенно повысил роль законов в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым,



во-первых, исключено, по крайней мере, на будущее время, регулирование соответствующих отношений подзаконными актами;

во-вторых, сфера прямой законодательной регламентации теперь существенно расширена;

в-третьих, предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель.

3. Подзаконные нормативные акты

Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают президентские указы. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов у нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон (разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему).

Многие указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.

Правительственные постановления , содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.

В сфере хозяйственной деятельности федеральное правительство принимает большое количество нормативных актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу.

4. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня - законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФНе подлежат государственной регистрации лишь нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (аналогичная возможность была ей предоставлена и ранее в качестве Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку). В результате подавляющее большинство актов данного ведомства имеет прямые противоречия с Гражданским кодексом или другими законами.

Законом предусмотрена также обязанность возмещения убытков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.

5. международные договоры

Речь идет прежде всего о различных многосторонних международных договорах (конвенциях), участницей которых является Россия. Как источник гражданского права международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. В случае, когда такой международный договор предусматривает иные правила, нежели национальное гражданское законодательство, применению подлежат правила этого договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК).

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (однако не к отношениям российских субъектов, а к тем ситуациям, на которые она распространяется в соответствии со своей сферой действия, обозначенной в ст. 1, т. е. к тем случаям, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право).

6. Обычаи имущественного оборота

Российское гражданское право придает значение источника права обычаям, сложившимся в сфере обязательственных отношений. При исполнении договорных и иных обязательств их стороны обязаны руководствоваться «обычно предъявляемыми требованиями» при отсутствии специальных требований законодательства или условий обязательства (ст. 309 ГК). Такого рода «обычные требования» по существу и представляют собой обычаи имущественного оборота, т. е. сложившиеся в нем в силу неоднократного единообразного применения общепринятые правила поведения, не выраженные прямо ни в законе (нормативном акте), ни в договоре сторон, но не противоречащие им. Обычаи, таким образом, действуют в случаях отсутствия прямых предписаний в нормативном акте или в договоре. Обычай должен быть сложившимся, т. е. достаточно определенным в своем содержании и широко применяемым в имущественном, прежде всего в предпринимательском, обороте (например, традиции исполнения тех или иных договорных обязательств). Закон иногда придает юридическое значение и иным обычаям, сложившимся, например, в сфере вещных отношений (ст. 221 ГК).

Вместе с тем из числа обычаев особо выделяются обычаи делового оборота (ст. 5 и 309 ГК) - обычаи, сложившиеся и широко применяемые в сфере предпринимательской деятельности, т. е. торговые обычаи в их классическом, традиционном понимании. Лишь такие обычаи по прямому указанию гражданского закона применяются, по существу в качестве правовой нормы, к регулируемым им отношениям (при наличии условий, предусмотренных п. 1 ст. 6 и п. 5 ст. 421 ГК), а также должны учитываться при толковании судом условий договора (ч. 2 ст. 431 ГК). При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат обязательным (императивным) или восполнительным (диспозитивным) положениям законодательства либо условиям договора (п. 2 ст. 5, п. 5 ст. 421 ГК). В своей юридической силе они, таким образом, уступают как норме права, так и заведенному порядку (практике взаимоотношений сторон). Торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, свидетельствует Торгово-промышленная палата РФ.

7. Нормы морали и нравственности

Нормы морали и нравственности сами по себе не являются источниками гражданского права, указанные нормы становятся источником гражданского права в том случае, если закреплены в каком либо нормативном акте.

1. Чрезвычайно важное значение имеет конституционный принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. По сути дела, он направлен на то, чтобы создать конституционно-правовой режим стабильности экономического оборота.

Основы конституционного строя Российской Федерации предусматривают важнейшие нормативные принципы организации устройства общества и государства. Один из них - свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции). Правовой режим, выраженный через слово "свободное", означает, что не только государство путем принятия нормативных актов регулирует имущественные отношения, но и сами участники торгового оборота путем достижения соглашения между собой способны регулировать свои взаимоотношения. С этой точки зрения, договор является законом, исходящим от самих сторон, его заключивших. Юридические последствия договора наступают именно потому, что его стороны выразили волю и тем самым связали себя необходимостью подчиняться тем правилам, которые они же сами для себя и установили. В этом состоит основная социальная ценность коммерческих договоров. Эти договоры опосредуют предпринимательскую деятельность, которая строится на началах непредсказуемости, риска.

Будучи системой автономного правового регулирования, договоры должны способствовать справедливому распределению рисков от потерь, убытков, возможных в ходе предпринимательской деятельности.

Автономное правовое регулирование является одним из тех правовых признаков, по которому можно определить частноправовую сферу, т.е. сферу общественных отношений, регулируемых системой норм частного права.

И.А. Покровский точно подметил, что "всякий договор является осуществлением частной автономии, осуществлением той активной свободы, которая составляет необходимое предположение самого гражданского права. Вследствие этого верховным началом во всей этой области является принцип договорной свободы" *(220) .

Следовательно, в нормативное содержание конституционного принципа свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств входит и свобода договора. Принцип свободы договора является принципом не только конституционного, но и гражданского права (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Свобода договора, формальное юридическое равенство его участников, имущественная ответственность за причиненный ущерб составляют те гражданско-правовые принципы, на которых зиждется вся правовая инфраструктура рыночной экономики.

2. Новое гражданское законодательство, закрепляющее принцип неприкосновенности собственности, всецело основывается и исходит из конституционно-правового режима стабильности экономического оборота. В сфере гражданского законодательства конституционный принцип стабильности экономического оборота преломляется в нормах, закрепляющих, в частности, требования об уставном капитале и правила о последствиях, наступающих в случае уменьшения его размера (см. ст. 90 ГК РФ).

По существу, конституционно-правовой принцип стабильности экономического оборота выражает такое давно известное требование личности к существующему правопорядку, как требование не только определенности, но и прочности права, о котором писал еще И.А. Покровский.

В свете рассматриваемого конституционного принципа становится вполне понятной основная идея, лежащая в основе всего гражданского законодательства, - идея оптимального распределения хозяйственных рисков между участниками экономического оборота.

Только при условии обеспечения справедливого распределения предпринимательских рисков возможны стабильность и устойчивость гражданского оборота.

О конституционно-правовом режиме стабильности условий хозяйствования Конституционный Суд РФ впервые упомянул в Определении от 1 июля 1999 г. N 111-О по жалобе гр. Варганова В.В. *(221) .

Фабула дела

Гражданин В.В. Варганов 10 марта 1999 г. был принят в состав Белгородской областной коллегии адвокатов, в связи с чем 19 марта 1999 г. сообщил в налоговую инспекцию о прекращении им занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица по оказанию платных юридических услуг. Однако налоговая инспекция уведомила В.В. Варганова о необходимости уплаты единого налога на вмененный доход в сумме 29640 руб. за год, в том числе за первый квартал - 7410 руб.

В своей жалобе в КС РФ В.В. Варганов утверждает, что за два месяца и десять дней первого квартала 1999 г. он не заработал и десятой части вмененного на первый квартал дохода. Требование налоговой инспекции, основанное на положениях Федерального закона от 31 июля 1998 г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" *(222) и Закона Белгородской области от 11 сентября 1998 г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", устанавливающих вмененный доход и предполагающих уплату единого налога до получения дохода, т.е. авансом, по мнению заявителя, нарушает его конституционные права, предусмотренные ст. 6 (ч. 2), 19, 34 и 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ. Тем самым заявителем фактически подвергается сомнению конституционность положений ст. 1 и 6 Федерального закона и ст. 1 и 6 Закона Белгородской области о введении единого налога на вмененный доход и о порядке его исчисления и сроках уплаты.

Проверяя по жалобе гр. Варганова В.В. конституционность вышеназванных Федерального закона и Закона Белгородской области, Конституционный Суд установил, что со дня вступления в силу Федерального закона и введения единого налога соответствующими нормативными актами законодательных (представительных) органов субъектов РФ не применяется абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" *(223) , а Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации" *(224) применяется в части, не противоречащей анализируемому Федеральному закону от 31 июля 1998 г.

Абзацем 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предусматривалось, что если в результате изменения налогового законодательства будут созданы менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Положение Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о недопустимости применения в дальнейшем абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Федерации о введении на его территории единого налога. Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильности условий хозяйствования, выводимым из ст. 8 (ч. 1), 34 (ч. 1) и 57 Конституции РФ, отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 1 июля 1999 г. по жалобе гр. Варганова В.В.

Постановление КС РФ от 23 февраля 1999 г. N 4-П "О проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года "О банках и банковской деятельности" в связи с жалобами граждан О.Ю. Веселяшкиной, А.Ю. Веселяшкина и Н.П. Лазаренко" позволяет углубить представления о содержании конституционного принципа стабильности экономического оборота, выводимые из принципа свободного перемещения товаров, денег и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) *(225) .

В силу этого принципа государство обязано обеспечивать условия для стабильного гражданского оборота и использовать для этого правовое регулирование. Государственное регулирование рыночных отношений выражается в установлении порядка создания и деятельности их участников.

Правовое регулирование рынка не должно нарушать основные принципы рыночной экономики: равенство участников оборота, свобода принятия экономических решений и самостоятельная ответственность за их результаты, ответственность за причиненный вред.

Отношения между вкладчиками и банком составляют часть гражданского оборота. Стабильность этих отношений, по мнению, высказанному Судом, должна обеспечиваться путем создания публично-правовых, императивных норм, ограничивающих формальную свободу договора.

Именно поэтому отсылка в ст. 838 ГК РФ к закону означает необходимость принятия специального Закона для дополнительного правового регулирования отношений между гражданами-вкладчиками и банками. Необходимость в дополнительных императивных нормах обусловлена тем, что в условиях неустойчивого курса рубля интересы вкладчиков требуют повышенной защиты.

Только в таком случае граждане будут заинтересованы делать вклады, что скажется на устойчивости такого сектора гражданского оборота, каким являются заемные операции.

Перечисленные начала гражданского права равнозначны, одинаково важны для рассматриваемой отрасли права. Они в своем единстве, в совокупности и характеризуют отраслевую специфику этой отрасли как гражданского права, его место и роль в жизни общества.

В2. Договор комиссии: понятие, предмет, содержание, прекращение.

Договор комиссии - это договор, по которому одно лицо (комиссионер) обязуется по поручению другого лица (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Это договор оказания услуг. Договор считается заключенным с момента достижения между сторонами в требуемой форме соглашения по всем существенным условиям договора и следовательно является консенсуальным. Так же является возмездным. Он остается возмездным и в том случае когда размер вознаграждения и порядок его уплаты не оговорены в договоре или размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора. В этом случае вознаграждение уплачивается после выполнения комиссионного поручения в размере определенном в соответствии с п 3 ст. 424 ГК РФ, т.е. сумме которая обычно взимается за аналогичные комиссионные услуги ст 991 ГК РФ. Договор взаимный (синналагматический). Это означает что в порожденном комиссионером обстоятельстве как комиссионер так и комитент является одновременно кредитором и должником. Договор комиссии регулируется ГК РФ (ст. 990-1004 ГК РФ), а так же отдельными нпа.

Субьекты договора: комиссионер и комитент. Комиссионер и комитент – это любой субьект ГП. Однако на практике комиссионером в большинстве случаев выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и явл проф комиссионером (предпринимателем).

Существенные условия договора: Условия сформулированные сторонами договора и вытекающие из существа закона. Эти условия подразделяются на существенные – т е необходимые и достаточные для его заключения и обычные, т е наличие, которых не влияют на его заключение. Существенное условие – предмет (п 1 ст 432 ГК РФ), т.е. действия комиссионера как стороны, чье исполнение является решающим для договора. Для достижения существа предмета требуется: 1. Достигнуть соглашения о том, что комиссионер совершает только одну сделку или несколько сделок. 2 должна быть оговорена природа сделки. Напр. совершение обязательственной - односторонней сделки (публичное обещание награды), двусторонней (купля продажа) и т д. 3. Согласование предмета сделки (напр наименование и кол-во товара подлежащего сделке) Предметом выступают вещи определенные родовыми признаками, индивидуально определенные могут быть если это не исключено особенностями их правового режима. Нельзя обязать комиссионера купить или продать недвижимое имущество для комитента. 4. Комиссионер совершает сделку от своего имени. Второе сущ условие: размер комиссионного вознаграждения.

Обычные условия договора: порядок уплаты комиссионного вознаграждения, инфо о лице у которого комиссионер должен приобрести имущество, о цене покупки и т д. Если такие условия отсутствуют то они исполняются относительно диспозитивных норм ГП. Относительно какого либо условия по заявлению из сторон должно быть достигнуто соглашение, то такое условие явл существенным.

Форма договора: нет конкретной формы, поэтому применяются общие правила форме о договоров (ст. 434 ГК РФ) и сделках (ст. 158-168 ГК РФ) . Поскольку в таких договорах чаще всего со стороны комиссионера участвует юр лицо, то договор заключается в простой письменной форме.

Содержание договора это права и обязанности сторон. Основная обязанность комиссионера – это совершить предусмотренную договором сделку или ряд сделок от своего имени, но за счет комитента. Он должен принять все возможные меры для совершения указанной сделки и совершить ее, если это оказывается возможным. Комиссионер должен заботиться об интересах комитента. Он обязан исполнить сделку на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с его указаниями, а при отсутствии в договоре таких указаний – в соответствиями с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. (Ст. 992 ГК РФ) Если условия комитента являются точными и подлежащие безусловному выполнению, то комиссионер не вправе отступить от этих условий под угрозой возмещения вреда, даже если он действовал с намерением достичь большей выгоды для комитента. Точные условия обязательно выражаются в договоре. Все отступления от договора в лучшую сторону для комитента после исполнения делятся пополам. В случае отступления в худшую сторону комиссионер уведомляет комитента. Отступления возможны если комиссионер в разумный срок не смог запросить комитента или не получил ответ на запрос. Если комиссионер отступает при отсутствии указанных выше условий то он: продав имущество по низкой цене, обязан возместить комитенту разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по оговоренной цене и что продажа по низкой цене предотвратила большие убытки. Если комиссионер купил по большей цене чем надо комитенту и комитент не хочет принимать такую покупку должен заявить об этом комиссионеру о получении от него извещения о заключении сделки с третьим лицом иначе сделка считается принятой комитентом. Если комиссионер сообщил что принимает разницу в цене на свой счет то комитент не вправе отказать в сделке. Поскольку вещи приобретенные через комиссионера комитентом являются собственностью последнего, то комиссионер обязан принять меры к обеспечению сохранности этих вещей. При исполнении обязанности комиссионер обязан предоставить комитенту отчет и предать ему все положенное по договору. Комитент имеющий возражения по отчету обязан предъявить их в течение 30 дней если не установлен иной срок, либо если не предусмотрено иное отчет считается принятым. По общему правилу на комиссионере не лежит ответственность исполнять договор самому, он может заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. По договору субкомиссии комиссионер приобретает права комитента по отношению к субкомиссионеру.

Обязанности комитента: Уплатить комиссионеру комиссионное вознаграждение. Размер и порядок обычно предусмотрены договором. Если не оговорен то устанавливается исходя из того как аналогично платят за оказание такого рода услуг. Если сделку исполняет третье лицо то ему выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок уплаты предусмотрены договором. Если это отсутствует то договор считается не заключенным. Так же обязан возместить комиссионеру затраченные на исполнение комиссионного поручения суммы. Обязан принять исполненное по договору комиссии, т к комиссионер осуществляет за счет комитента все сделки, поэтому комитент принимает, осматривает и извещает о всех недостатках комиссионера. Комиссионер обеспечивает удержанием имущества принадлежащего и подлежащего передаче комитенту до исполнения обязанности возмещения всех понесенных расходов. В случае объявления комитента банкротом, право удержания прекращается и все требования исполняются в соответствии со ст 360 ГК РФ. конкретно не сформулировано ничего о последствиях ненадлежащего исполнения обязанностей комитента, потому применяют общие правила о возмещении убытков и уплаты неустойки и т д.

Прекращение договора: путем надлежащего исполнения. А так же по соглашению сторон или требованию одной из сторон(напр: существенное нарушение одной стороной условий договора и др.) Смерть комиссионера, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным, банкротом и др влечет прекращение договора комиссии. Аналогичное обстоятельство касающееся комитента не прекращают комиссионного обязательства. В случае объявления комиссионера банкротом, все обязательства по сделке совершенной в интересах комиссионера переходят к комитенту. Так же возможен отказ одной из сторон от совершения сделки. Комиссионер вправе в любое время отказаться от исполнения сделки, возместив все убытки комитенту. Если договор заключен без указания срока его действии то комиссионер уведомляет об отказе не позднее 30 дней, если иное не указано в договоре. Спец сроки для уведомления комиссионера об отмене поручения не предусмотрены. Комиссионер не вправе отказаться от исполнения договора кроме случаев: 1. когда договор заключен без указания срока его действия; 2. Когда комиссионер оговорил за собой право на отказ от исполнения договора. Отказ от исполнения не освобождает от исполнения обязанности по сохранности имущества. Комитент должен распорядиться находящимся у комиссионера имуществом в течение 15 дней со дня получения отказа от исполнения либо иной срок. В случае неисполнения комиссионер вправе сдать имущество на хранение за счет комитента или продать его по более выгодной для комитента цене. Комиссионер отказавшийся рот сделки имеет право на вознаграждение и на возмещение ему расходов понесенных до отказа от сделки, однако это не являетс императивным и может быть отменено договором.


Похожая информация.


СВОБОДНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ, УСЛУГ И ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ КАК ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

А.Я. Рыженков, доктор юридических наук, профессор

Статья посвящена свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, которое закреплено в качестве принципа российского гражданского законодательства. На основании судебной практики рассматриваются наиболее распространенные формы нарушения данного требования.

Ключевые слова: товар, услуга, финансовое средство, свобода, перемещение, ограничение.

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, закрепленный в п. 5 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 №302-Ф3), относится к числу конституционных начал гражданского законодательства. Как по смыслу, так и по формулировке он повторяет положения ст.8, а также ст.74 Конституции Российской Федерации.

В свою очередь, в Конституции РФ этот принцип появился под явным влиянием норм международного права, в частности, Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 года, в котором предусматривается «устранение между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг и капиталов» (п. «с» ст. 3 и др.) .

Необходимость включения соответствующего принципа в Конституцию РФ и последующего подтверждения (дублирования) его в Гражданском кодексе РФ, по всей видимости, была обусловлена несколькими обстоятельствами.

Во-первых, пространственно-территориальными особенностями российского государства, масштаб которого создает объективные трудности для экономического обмена на расстоянии.

Во-вторых, уже сказавшимися на момент принятия Конституции негативными последствиями распада СССР, выразившимися в разрыве сложившихся хозяйственных связей.

В-третьих, конституционным закреплением федеративной модели государственного устройства, при которой региональные власти приобретают высокую степень самостоятельности, что может привести к некоторому ослаблению государственного единства, в том числе экономического.

При этом следует признать, что редакция рассматриваемого принципа в ст. 1 ГК РФ в целом представляет собой шаг назад по сравнению с конституционными положениями, прежде всего с точки зрения юридической техники и правовой определенности.

Так, в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ говорится: «На территории Российской Федерации не допускается установле-

ние таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Тем самым формулируется предписание запрещающего характера и определяются основные виды действий, нарушающих свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Напротив, в п. 5 ст. 1 ГК РФ основное содержание данного принципа раскрывается так: «Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации». В таком изложении, во-первых, не уточняются субъекты, которым адресован данный принцип, - как если бы товары и другие объекты могли перемещаться самостоятельно; во-вторых, процесс перемещения описывается без конкретизации каких-либо прав, обязанностей или запретов.

Анализ положений гражданского и конституционного законодательства в контексте практики их применения вполне определенно свидетельствует о том, что рассматриваемый принцип имеет двойное содержание: во-первых, право хозяйствующих субъектов беспрепятственно менять как местонахождение, так и принадлежность различных материальных благ; во-вторых, запрет на действия, мешающие их свободному движению по территории страны.

При этом первый (управомочива-ющий) аспект данного принципа обращен ко всем индивидуальным и коллективным субъектам гражданского права, т. е. к физическим и юридическим лицам. Высказывается мнение, что к числу этих субъектов не относится государство: «оно не может быть таким субъек-

том, поскольку соблюдение всеми принципа свободы перемещения финансовых средств гарантировано именно силой государственного принуждения, отсутствует иная легитимная сила, способная гарантировать свободу перемещения финансовых средств» .

Во втором (запрещающем) значении, напротив, основным адресатом исследуемого принципа оказываются именно органы публичной власти; во всяком случае, судебная практика почти не знает случаев, когда нарушителями свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств признавались бы какие-то иные лица, помимо государственных и муниципальных органов.

В качестве предмета свободного перемещения ГК РФ, вслед за Конституцией РФ, выделяет три категории объектов, две из которых являются довольно типичными для гражданского права, третья же, будучи механически перенесен из конституционного текста, в цивилистике точного определения не имеет.

Понятие «товар» не получает прямой легальной дефиниции в гражданском законодательстве, однако фактически его содержание вытекает из п. 1 ст. 454 ГК РФ: «По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)». Таким образом, под товаром понимается вещь как объект гражданского права, вовлеченный в обменные отношения.

Единственным исключением, как следует из европейской практики ,

а также из п. 4 ст. 539 ГК РФ, является электроэнергия - товар, могущий быть в том числе предметом купли-продажи, но при этом не обладающий материально-вещественным характером.

Что касается понятия «услуги», то оно с относительной точностью формулируется в п. 1 ст. 779 ГК РФ: оказать услуги - значит совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность.

Третье понятие, а именно «финансовые средства», в гражданском законодательстве, помимо ст. 1 ГК РФ, больше не встречается, что, безусловно, создает определенные затруднения в его толковании. Представляется вполне обоснованной позиция, в соответствии с которой финансовыми средствами можно считать не что иное, как объекты финансовых услуг; ими, в свою очередь, являются денежные средства (национальная и иностранная валюта, кредиты, вклады и др.), права на получение денежных средств (денежные требования, займы, ссуды), ценные бумаги (векселя; облигации), драгоценные металлы и драгоценные камни . В таком понимании «финансовые средства» частично пересекаются с понятием «товары».

Во всех трех случаях речь идет о различных объектах гражданских правоотношений. Однако свобода перемещения, если буквально толковать п. 5 ст. 1 ГК РФ, распространяется не на все объекты гражданских прав. В частности, ст. 128 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 №142-ФЗ), помимо вещей (товаров), оказания услуг, а также ценных бумаг, которые можно отнести к финансовым средствам, указывает в качестве объектов гражданс-

ких прав нематериальные блага, результаты интеллектуальной деятельности, а также результаты работ, которые и в цивилистической науке, и в самом законодательстве принято отличать от услуг. Возникает вопрос: означает ли это, что к данным видам объектов гражданских прав принцип свободного перемещения не применяется?

Поскольку нематериальные блага, в силу п. 1 ст. 150 ГК РФ, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, то в отношении них, естественно, принцип свободного перемещения действовать не может. Однако природа результатов работ, а также объектов интеллектуальной собственности, как представляется, вовсе не противоречит их свободному перемещению. С нашей точки зрения, принцип свободного перемещения можно применять по аналогии ко всем объектам гражданских прав, если иное не предусмотрено законом.

По сфере своего действия рассматриваемый принцип охватывает основную часть институтов вещного и обязательственного права. Так, перемещение вещей в смысле изменения их пространственного местонахождения представляет собой форму реализации таких правомочий собственника, как пользование и распоряжение. Что касается обязательственного права, то некоторые специалисты (О.С. Иоффе, В.Ф. Попондопуло) используют именно понятие перемещения в качестве центрального элемента при определении сущности обязательства, например: «Обязательство опосредует перемещение имущества и иных результатов труда из имущественной сферы должника в имущественную сферу кредитора» .

В отношении товаров перемещением будет являться как изменение положения вещи в пространстве, так и смена ее собственника при неизменности местонахождения (например, в случае продажи недвижимости). Перемещение финансовых средств включает в себя любые операции с ними (использование в качестве платежного средства, смена обслуживающей организации и др.).

Несколько сложнее обстоит дело с «перемещением услуг», поскольку услуга сама по себе представляет динамический процесс, т. е. движение. Как представляется, перемещение услуги может представлять собой, во-первых, оказание услуги на любом расстоянии (когда это возможно в силу ее природы); во-вторых, мобильность субъекта, оказывающего услугу (например, обращение на услугами к лицу, находящемуся в сколь угодно удаленной точке российской территории).

Свободный характер перемещения товаров, услуг и финансовых средств означает прежде всего невозможность создания каких-либо препятствий для этого процесса, который зависит исключительно от усмотрения участников соответствующих гражданских правоотношений: «Правовой режим, выраженный через слово «свободное», означает, что не только государство путем принятия нормативных актов регулирует имущественные отношения, но и сами участники торгового оборота путем достижения соглашения между собой способны регулировать свои взаимоотношения» .

Понимаемый таким образом принцип свободного перемещения, безусловно, находится в довольно сложном

соотношении с иными основными началами гражданского законодательства. Так, Е.В. Вавилин считает его частным случаем принципа беспрепятственного осуществления гражданских прав ; Г.А. Гаджиев полагает, что принцип свободного перемещения товаров, усл

БАЙДАРОВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ - 2012 г.

  • Принцип единства экономического пространства: сущность, содержание, свойства, признаки

    ФРАНЦКЕВИЧ О.П. - 2013 г.



  • Просмотров