Положение о федеральном министерстве рф. Положение о министерстве

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06-03-98 273 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2019) Актуально в 2018 году

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

2. Министерство финансов Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.

3. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

4. Министерство финансов Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

5. Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

1) совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

2) разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

3) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

4) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

5) разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

6) разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

7) участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

8) разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

9) осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

10) обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

6. Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

1) подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации;

2) участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

3) участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

4) участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики Российской Федерации, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

5) участвует в формировании и осуществлении единой политики цен;

6) участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

7) разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития Российской Федерации;

8) участвует в установленном порядке в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

9) разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации;

10) обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств;

11) проводит совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по связи и информатизации единую техническую политику в области информатизации своих территориальных органов;

12) разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

13) исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

14) осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

15) подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов;

16) участвует в разработке предложений по совершенствованию системы федеральных органов исполнительной власти и их структуры; подготавливает предложения о предельной численности работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов (совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации) и размере ассигнований на содержание аппаратов этих органов; принимает участие в подготовке предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетных организаций;

17) совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

18) разрабатывает совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в Российской Федерации;

19) координирует в пределах своей компетенции политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет;

20) участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

21) участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

22) осуществляет в установленном порядке управление находящимся в его ведении государственным имуществом;

23) проводит Всероссийскую государственную лотерею; разрабатывает общие правила проведения всероссийских, региональных и местных лотерей, выдает разрешения федеральным органам исполнительной власти, а также общероссийским общественным объединениям на проведение всероссийских лотерей, обеспечивает контроль за доходами от проведения лотерей и ведение единого реестра лотерей, зарегистрированных в Российской Федерации;

24) проводит с участием Центрального банка Российской Федерации государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;

25) разрабатывает и реализует единую политику формирования структуры государственных заимствований;

26) участвует в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации;

27) регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах полномочий, предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

28) выступает в установленном порядке в качестве эмитента государственных ценных бумаг, разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

29) проводит совместно с Центральным банком Российской Федерации операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами; управляет в установленном порядке государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;

30) подготавливает предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в указанные фонды;

31) лицензирует деятельность страховых организаций и осуществляет надзор за их деятельностью; ведет единый государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров; осуществляет контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков;

32) осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с ними в установленном порядке переговоры и консультации по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений;

33) подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами;

34) разрабатывает совместно с Министерством экономики Российской Федерации проекты программ государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

35) участвует в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений;

36) участвует в работе по возврату кредитов, предоставленных Российской Федерацией и СССР иностранным государствам;

37) осуществляет необходимые меры по выполнению обязательств Российской Федерации по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

38) участвует в формировании Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонда России), обеспечивает пополнение, сортировку, оценку, учет и сохранность драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих;

39) разрабатывает и утверждает порядок определения цен на драгоценные металлы и изделия из них, закупаемые в Госфонд России и продаваемые из него; разрабатывает с участием Центрального банка Российской Федерации необходимые меры по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации;

40) приобретает в Госфонд России драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них в соответствии с законодательством Российской Федерации; производит отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, из Госфонда России в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

41) разрабатывает с участием Министерства экономики Российской Федерации проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно-исследовательских и социально-культурных целей, для продажи на внешнем рынке, а также проекты планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов;

42) представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации предложения об экспортных квотах на необработанные природные алмазы;

43) осуществляет государственный контроль за качеством сортировки, классификации, оценки и реализации алмазного сырья в Российской Федерации; обеспечивает участие государственных контролеров в деятельности добывающих и других организаций Российской Федерации, специализированных таможенных постов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

44) разрабатывает с участием Министерства экономики Российской Федерации и утверждает в соответствии с законодательством Российской Федерации расчетные, отпускные и другие виды цен на добытые и обработанные в Российской Федерации драгоценные камни; осуществляет анализ динамики цен на мировом рынке алмазов посредством продажи в установленном порядке контрольных партий алмазного сырья;

45) организует и проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации пробирный надзор в Российской Федерации; осуществляет контроль за извлечением, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях; устанавливает размеры пробирной платы за опробование и клеймение изделий из драгоценных металлов, а также экспертизу материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;

46) выдает регистрационные удостоверения организациям, использующим в своей деятельности драгоценные металлы и драгоценные камни, и индивидуальным предпринимателям, производящим операции с ними;

47) осуществляет контроль за совершением сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в Российской Федерации, а также за их реализацией на внешнем рынке; согласовывает лицензии на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;

48) участвует в подготовке предложений по ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;

49) регистрирует сделки между пользователями недр и другими субъектами рынка, предусматривающие отчуждение драгоценных металлов, а также иные сделки в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

50) осуществляет контроль за сбором и сдачей в Госфонд России драгоценных металлов в виде лома и отходов, а также рекуперированных алмазов;

51) организует и обеспечивает изготовление денежных билетов и металлических монет по заявкам Центрального банка Российской Федерации, а также орденов, медалей и других знаков отличия, бланков ценных бумаг, знаков почтовой оплаты и бланков строгой отчетности по утвержденным в установленном порядке образцам, а также выполнение других подобных заданий;

52) подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации;

53) утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях);

54) устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций;

55) устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации;

56) участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает формирование, функционирование и развитие системы аудита в Российской Федерации;

57) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации аттестацию аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской системе); организует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе);

58) ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации государственные реестры выданных квалификационных аттестатов аудиторов и лицензий на осуществление аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской системе);

59) проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

60) контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

61) проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

62) организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

7. Министерство финансов Российской Федерации имеет право:

1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации материалы, необходимые для:

разработки проекта федерального бюджета;

расчета прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

составления отчета об исполнении федерального бюджета;

составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по Российской Федерации и анализа консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

2) запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов, утвержденным бюджетам фондов и отчеты об их исполнении;

3) запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

4) проводить совместно с Министерством экономики Российской Федерации экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции;

5) представлять в установленном порядке Правительство Российской Федерации при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

6) ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

7) взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) организовывать формирование за счет средств федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и предоставлять помощь за счет средств этого Фонда в порядке и размерах, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

9) выдавать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года;

10) предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;

11) выступать по поручению Правительства Российской Федерации официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в которых состоит Российская Федерация, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства Российской Федерации;

12) осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и получать отчеты о деятельности соответствующих организаций.

8. Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

9. Министр финансов Российской Федерации:

руководит деятельностью Министерства на основе единоначалия;

распределяет обязанности между заместителями Министра;

вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

руководит деятельностью федерального казначейства;

утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;

назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства;

решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Министерстве;

назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей территориальных органов;

утверждает уставы подведомственных организаций, заключает, изменяет и расторгает в установленном порядке трудовые договоры (контракты) с их руководителями;

утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление;

утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Министерства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление;

представляет в установленном порядке особо отличившихся работников центрального аппарата Министерства, территориальных органов и подведомственных ему организаций к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;

подписывает в установленном порядке по поручению Правительства Российской Федерации межправительственные соглашения по вопросам привлечения иностранных кредитов, а также предоставления по ним гарантий Правительства Российской Федерации;

осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Министерство финансов Российской Федерации издает в пределах своей компетенции на основе законодательства Российской Федерации приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Министерство финансов Российской Федерации в пределах своей компетенции издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.

11. В Министерстве финансов Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.

Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.

В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству Российской Федерации. Члены коллегии могут сообщить свое мнение в Правительство Российской Федерации.

12. Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов Российской Федерации создается научный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области финансов, кредита и денежного обращения.

Для рассмотрения предложений по совершенствованию методики финансово-бюджетного планирования и финансирования, методологии бухгалтерского учета и отчетности, организации аудита, осуществления страхового надзора и контрольно-ревизионной работы Министерством финансов Российской Федерации могут создаваться научный и методологические советы с привлечением специалистов, работников научных и других организаций.

Составы научного совета, методологических советов и положения о них утверждаются Министром финансов Российской Федерации.

13. Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке учреждает журналы и другие печатные издания.

14. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.

15. Министерство финансов Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

16. Местонахождение Министерства финансов Российской Федерации - г. Москва.


Положение о министерстве (службе) - это организационно-правовой документ, определяющий место органа государственного управления в общей структуре системы государственной власти, регламентирующий порядок его повседневного функционирования, а также вопросы его подчиненности и взаимодействия с другими органами государственного управления, ведомствами и должностными лицами.
Таким образом, положение устанавливает системно связанные между собой правила, нормы и требования по всем вопросам, отнесенным к компетенции министерства, и обязательные для выполнения его сотрудниками.
В соответствии с параграфом 4.2 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (далее - Типовая инструкция по делопроизводству) положение о министерстве (службе) применяется как самостоятельный правовой акт, который подписывается его руководителем (министром), а утверждается - в форме грифа утверждения или путем издания распорядительного документа об их утверждении - Правительством РФ[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡].
Текст положения печатается на общем бланке органа госуправления и излагается от третьего лица единственного или множественного числа. Текст может делиться на главы, пункты и подпункты, при этом главы должны иметь названия и нумероваться римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами. Заголовок к тексту положения формулируется в предложном падеже (“Положение о...”).

Структура положения о министерстве (службе) должна соответствовать методическим рекомендациям по унификации текстов управленческих документов[§§§§§§§§§§§], но при этом как можно более полно учитывать специфику его организации и деятельности и может содержать следующие основные разделы:

  1. Общие положения.
  2. Основные задачи министерства (службы).
  3. Функции министерства (службы).
  4. Права и обязанности министерства (службы).
  5. Руководство министерства (службы).
  6. Взаимоотношения.
  7. Контроль, проверка и ревизия деятельности министерства (службы).
  8. Реорганизация и ликвидация.
Основными реквизитами документа являются:
  1. гриф утверждения;
  2. наименование вида документа;
  3. заголовок к тексту;
  4. текст;
  5. подпись.
Гриф утверждения включает в себя слово УТВЕРЖДЕНО, напечатанное прописными буквами, а также указание на соответствующее решение органа гос- управления (например, постановление правительства) с указанием его даты и номера. Наименование вида документа печатается прописными буквами вразрядку или полужирным шрифтом, располагается центрованным способом на 2-3 межстрочных интервала ниже последней строки грифа утверждения.
Заголовок к тексту печатается центрованным способом и отделяется от текста 2-3 межстрочными интервалами. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовки разделов внутри текста допускается выделять полужирным шрифтом. Разделы, подразде
лы, пункты, подпункты допускается нумеровать арабскими цифрами.
При этом подразделы нумеруют в пределах раздела, а подпункты - в пределах пункта (т. е. номер подраздела должен состоять из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, например: 1.2, а номер подпункта должен состоять из номера раздела, подраздела, пункта и подпункта, разделенных точками, например: 2,3.1.1. При наличии в тексте ссылок на приложения соответствующую сноску оформляют[************] звездочкой или цифрой. Примерный текст положения о министерстве представлен в приложении 13.
  1. Положение о федеральной (региональной) службе
К подготовке положения о службе предъявляются требования, аналогичные требованиям, установленным для подготовки положения о министерстве. Примерный текст положения о федеральной (региональной) службе представлен в приложении 14.

Источник: Рогожин М.Ю.. Деловые документы в примерах и образцах. - М.: МЦФЭР. - 496 с. - (Приложение к журналу "Справочник кадровика", 5-2003). 2003 {original}

Еще по теме Положение о министерстве:

  1. Министерство финансов Российской Федерации Приказ об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99[‡‡‡]
  2. Министерство финансов Российской Федерации Приказ об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99[††††]

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве финансов Российской Федерации.

2. Министерство финансов Российской Федерации до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

по организации исполнения федерального бюджета, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации;

по государственному регулированию аудиторской деятельности, установленные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

3. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" организацию государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора.

4. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства или подведомственных ему федеральных служб.

5. Министерству финансов Российской Федерации до 1 октября 2004 г. внести в Правительство Российской Федерации предложения об установлении порядка специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

6. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1288);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2003 г. N 529 "О внесении изменений в пункт 6 и признании утратившим силу подпункта 4 пункта 7 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 35, ст. 3445).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Положение о Министерстве финансов Российской Федерации

I. Общие положения

1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

3. Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

5.2.1. порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.2.2. порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

5.2.3. порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;

5.2.4. формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

5.2.5. форма таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;

5.2.6. форма акта о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет таможенного органа;

5.2.7. акты, определяющие случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования;

5.2.8. акты, устанавливающие максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;

5.2.9. порядок и условия включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

5.2.10. форма требования об уплате таможенных платежей;

5.2.11. форма решения о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках;

5.2.12. порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;

5.2.13. порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации и передачи Министерству финансов Российской Федерации информации из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

5.2.14. порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг и иных долговых обязательств;

5.2.15. отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;

5.2.16. стандарты раскрытия информации о ценных бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг;

5.2.17. форма заявления о государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, а также форма представления отчетов об итогах эмиссии указанных ценных бумаг;

5.2.18. условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;

5.2.19. предельные нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок;

5.2.20. нормы расходов по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными учреждениями;

5.2.21. порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

5.2.22. порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;

5.2.23. акт о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении;

5.2.24. акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

5.2.25. формы и сроки представления отчетности о лотереях;

5.2.26. требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщиков;

5.2.27. акты, устанавливающие режим охраны помещений (территории), используемых для осуществления деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, требования по учету защищенной полиграфической продукции, а также технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции;

5.2.28. регламент работы и состав экспертной комиссии по рассмотрению материалов, представленных для получения лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также на торговлю указанной продукцией;

5.2.29. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5.3. осуществляет:

5.3.1. составление проекта федерального бюджета;

5.3.2. утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

5.3.3. доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;

5.3.4. ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.3.5. открытие в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, установление режимов счетов федерального бюджета;

5.3.6. открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.3.7. ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.3.8. организацию распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.3.9. управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;

5.3.10. методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;

5.3.11. методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

5.3.12. организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;

5.3.13. заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;

5.3.14. управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;

5.3.15. ведение государственной долговой книги Российской Федерации и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

5.3.16. выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

5.3.17. государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

5.3.18. обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

5.3.19. в установленном порядке ведение переговоров и подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;

5.3.20. организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

5.3.21. утверждение прейскурантов цен на драгоценные камни, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;

5.3.22. организацию реализации международной схемы сертификации необработанных природных алмазов;

5.3.23. сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;

5.3.24. организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

5.3.25. согласование решений Пенсионного фонда Российской Федерации об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;

5.4. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.5. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

5.7. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.8. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.9. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб по их мобилизационной подготовке;

5.10. организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.11. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;

5.13. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Министерство финансов Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;

6.2. учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.4. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

6.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства и подведомственных ему федеральных служб.

7. Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия Министра по управлению имуществом, закрепленным за Министерством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Министерства и его структурных подразделений.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

8. Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

10. Министр финансов Российской Федерации:

10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

10.2. утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах федеральных служб, подведомственных Министерству;

10.3. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;

10.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

10.5. утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

10.6. утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб, а также отчет об их исполнении;

10.7. вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности федеральных служб и фонде оплаты труда их работников;

10.8. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и другие документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Положения;

10.9. дает поручения подведомственным Министерству федеральным службам и контролирует их исполнение;

10.10. отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральных служб, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;

10.11. назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб заместителей руководителей федеральных служб, руководителей территориальных органов федеральных служб;

10.12. представляет в установленном порядке работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;

10.13. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.

11. Финансирование расходов на содержание Министерства финансов Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

12. Министерство финансов Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Место нахождения Министерства финансов Российской Федерации - г. Москва.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве финансов Российской Федерации.

2. Министерство финансов Российской Федерации до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

по организации исполнения федерального бюджета, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации;

абзац третий утратил силу.

3. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" организацию государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора.

4. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства или подведомственных ему федеральных служб.

5. Министерству финансов Российской Федерации до 1 октября 2004 г. внести в Правительство Российской Федерации предложения об установлении порядка специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

6. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1288);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2003 г. N 529 "О внесении изменений в пункт 6 и признании утратившим силу подпункта 4 пункта 7 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 35, ст. 3445).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Положение о Министерстве финансов Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2004 г., 27 мая, 21 декабря 2005 г., 26 июля, 11 ноября 2006 г., 30 мая, 27 октября 2007 г., 30 января, 7 ноября, 29 декабря 2008 г., 27 января, 14 февраля, 10 марта, 26 июня, 30 июля 2009 г., 26 января, 20 февраля, 9 марта, 15 июня, 13 сентября, 27 декабря 2010 г., 17 января, 4, 11, 24 марта, 29 августа, 17 октября, 3 ноября 2011 г., 5 мая, 13 июня, 22 октября, 29 ноября, 20 декабря 2012 г., 31 января, 30 апреля 2013 г.

    Общие положения

1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Информация об изменениях:

2. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

3. Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указов Президента РФ от 04.05.2005 N 501,

от 19.10.2005 N 1218)

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

2. Разрешить иметь в Министерстве иностранных дел Российской Федерации восемь заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя, одного статс-секретаря - заместителя Министра, и одного генерального директора Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также 36 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

(п. 2 в ред. Указа Президента РФ от 19.10.2005 N 1218)

3. Установить:

предельную численность работников центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации в количестве 3278 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на квартал) в размере 181 956,6 тыс. рублей;

предельную численность работников территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации в количестве 380 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на квартал) в размере 8 238,9 тыс. рублей.

4. Установить, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год Министерству иностранных дел Российской Федерации.

5. Правительству Российской Федерации:

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом;

представить предложения о приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.

6. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 271 "Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1033);

Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 1995 г. N 276 "О главном военном эксперте при Министре иностранных дел Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2001 г. N 260 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1006);

Указ Президента Российской Федерации от 31 мая 2001 г. N 613 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 271" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2329);

Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. N 417 "О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1749);

Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 993 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 38, ст. 3584);

Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2003 г. N 544 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. N 417 "О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 1991).

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

N 865

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указа Президента РФ от 19.10.2005 N 1218)

I. Общие положения

1. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Руководство деятельностью МИДа России осуществляет Президент Российской Федерации.

2. Основными задачами МИДа России являются:

1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации;

3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;

5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;

7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;

8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

3. МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения), территориальные органы - представительства МИДа России на территории Российской Федерации (далее - территориальные органы).

В систему МИДа России входят:

центральный аппарат;

загранучреждения;

территориальные органы;

организации, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации (далее - подведомственные организации).

4. МИД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

5. МИД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Указом Президента РФ от 10.09.2005 N 1062 установлены полномочия МИД РФ в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 N 303 установлены полномочия МИД РФ в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25.08.2005 N 537 установлены функции МИД РФ по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

II. Полномочия

6. МИД России осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями на основе анализа информации по всему комплексу двусторонних, многосторонних отношений и международных проблем;

2) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, проекты других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России, а также проект плана работы МИДа России и прогнозные показатели его деятельности;

3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере его деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется только федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

4) реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;

5) обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, органов Союзного государства, международных организаций, в работе международных конференций, форумов, содействует повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;

6) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны и безопасности государства, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;

7) осуществляет дипломатическими и международно-правовыми средствами поддержку российских участников внешнеэкономической деятельности, защиту их законных интересов за рубежом;

8) участвует в работе правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России;

9) ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;

10) содействует осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания Российской Федерации;

11) содействует развитию международных связей субъектов Российской Федерации и осуществляет их координацию;

12) осуществляет координацию международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

13) осуществляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции координацию деятельности и контроль за работой находящихся за рубежом представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных учреждений, организаций и предприятий;

14) разрабатывает проекты международных договоров Российской Федерации, представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о проведении переговоров о подписании международных договоров Российской Федерации, предложения о подписании и выражении согласия Российской Федерации на обязательность для нее международных договоров, а также предложения о прекращении и приостановлении действия международных договоров Российской Федерации;

15) заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России;

16) представляет Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о подписании от имени Российской Федерации или от имени Правительства Российской Федерации международных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации;

18) оформляет полномочия на ведение переговоров и подписание международных договоров, заключаемых от имени Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также на участие от имени Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в работе международных конференций, форумов, органов международных организаций;

19) дает разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, физических и юридических лиц;

20) обеспечивает представительство Российской Федерации при рассмотрении споров с другими государствами или международными организациями, если иное не предусмотрено решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

21) осуществляет функции депозитария многосторонних международных договоров, если в соответствии с условиями этих договоров такие функции возложены на Российскую Федерацию;

22) осуществляет общее наблюдение за выполнением международных обязательств Российской Федерации, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами;

23) обеспечивает функционирование единой государственной системы регистрации и учета международных договоров Российской Федерации;

24) обеспечивает хранение подлинников (заверенных копий, официальных переводов) международных договоров, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации, материалов архивов внешней политики Российской Федерации, учет и использование документов, находящихся в них на постоянном хранении;

25) организует на территории Российской Федерации и за рубежом консульскую работу; оказывает в установленном порядке консульские, информационно-консультационные и иные виды услуг, средства от которых в полном объеме поступают в доход федерального бюджета;

26) оформляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции паспортно-визовую документацию;

27) ведает в пределах своей компетенции вопросами гражданства;

28) осуществляет в соответствии с нормами международного права защиту законных прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом;

29) координирует распространение за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;

30) дает согласие заинтересованным органам исполнительной власти на распространение официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса Российской Федерации, включая опубликование дат предстоящих визитов руководителей страны за рубеж, руководителей иностранных государств и международных организаций в Российскую Федерацию, а также на освещение хода этих визитов ;

31) принимает участие в протокольном обеспечении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также осуществляет контроль за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов;

32) оказывает в установленном порядке содействие функционированию иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации;

33) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата МИДа России, загранучреждений, территориальных органов, подведомственных организаций, организует подготовку, переподготовку и повышение профессиональной и языковой квалификации кадров дипломатической службы;

34) информирует загранучреждения по вопросам внешней и внутренней политики Российской Федерации;

35) принимает в пределах своей компетенции совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти меры по обеспечению безопасности и охраны загранучреждений, работников этих учреждений и членов их семей;

36) принимает в установленном порядке совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти меры по обеспечению частичной или полной эвакуации загранучреждений, их работников, специалистов и других граждан Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайной ситуации в стране пребывания;

37) организует, осуществляет и обеспечивает в пределах своей компетенции безопасность шифровальных работ и связи, защиту сведений, составляющих государственную тайну;

38) обеспечивает осуществление дипломатическо-курьерской связи с использованием мер и средств по охране дипломатической почты при ее транспортировке;

39) осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации приобретение в собственность Российской Федерации объектов недвижимости за рубежом для размещения загранучреждений и оформление соответствующих документов;

40) организует учет недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении МИДа России, представляет необходимые сведения о нем в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для включения в реестр федерального имущества;

41) осуществляет функции государственного заказчика и организует капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, инженерно-техническое оснащение объектов центрального аппарата МИДа России, загранучреждений и территориальных органов;

42) осуществляет централизованное финансирование, материально-техническое обеспечение загранучреждений;

43) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МИДа России;

44) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в сфере международных отношений Российской Федерации;

45) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МИДа России и реализацию возложенных на него функций;

46) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

47) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МИДа России;

48) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МИДа России;

49) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

7. МИД России в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предложения о разработке проектов законодательных актов по вопросам внешней политики Российской Федерации и дипломатической службы;

2) осуществлять контроль за соответствием законодательству Российской Федерации и международно-правовым нормам проектов международных договоров Российской Федерации;

3) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соответствием нормативных правовых актов Российской Федерации ее международным обязательствам;

4) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издавать нормативные правовые акты и иные документы, принимать решения нормативного характера, обязательные для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, при осуществлении ими в пределах своей компетенции международных контактов;

5) докладывать Президенту Российской Федерации или Правительству Российской Федерации о действиях органов государственной власти и должностных лиц, влекущих за собой несоблюдение принципа единства внешней политики Российской Федерации, или невыполнение международных обязательств Российской Федерации либо законодательства о международных договорах Российской Федерации, или нарушение установленного порядка осуществления МИДом России координирующей роли в проведении единого внешнеполитического курса Российской Федерации;

6) вносить, в случае если деятельность находящихся за рубежом представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных учреждений, организаций и предприятий противоречит установленному порядку, соответствующие предложения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

7) запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции МИДа России вопросам; передавать информацию указанным органам и организациям;

8) образовывать координационные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

9) образовывать научно-консультативные, методические и экспертные советы в целях выработки научно обоснованных предложений по вопросам внешней политики Российской Федерации;

10) создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы;

11) учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции МИДа России;

12) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций, включая учебные заведения для подготовки, переподготовки и повышения профессиональной и языковой квалификации кадров дипломатической службы, а также медицинские и оздоровительные учреждения;

13) проводить на базе подведомственных медицинских учреждений медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации, направляемых на работу в загранучреждения.

III. Организация деятельности

8. МИД России возглавляет Министр иностранных дел Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МИД России полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.

Генеральный директор Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - генеральный директор) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

9. Структурными подразделениями центрального аппарата МИДа России являются департаменты по основным направлениям деятельности.

10. Министр:

1) распределяет обязанности между своими заместителями и генеральным директором;

2) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата МИДа России, территориальном органе;

3) назначает на должность и освобождает от должности в пределах своей компетенции руководящих работников центрального аппарата МИДа России, загранучреждений и территориальных органов;

4) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в системе МИДа России;

5) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата МИДа России и территориальных органов в пределах установленных Президентом Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

6) вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, проекты других документов по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России;

7) представляет Российскую Федерацию на двусторонних и многосторонних переговорах, по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации подписывает международные договоры Российской Федерации;

8) представляет МИД России в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями;

9) утверждает штатное расписание загранучреждений в пределах установленной Президентом Российской Федерации численности работников, а также смету расходов на содержание загранучреждений в пределах выделенных бюджетных ассигнований;

10) вносит в установленном порядке предложения о назначении и отзыве послов Российской Федерации в иностранных государствах и представителей Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, о назначении и освобождении глав государственных и правительственных делегаций Российской Федерации;

11) присваивает в установленном порядке дипломатические ранги от атташе до советника 1 класса включительно, а также представляет Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса;

12) представляет в установленном порядке работников центрального аппарата МИДа России, загранучреждений, территориальных органов, подведомственных организаций, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;

13) учреждает ведомственные знаки отличия и награждает ими, в пределах своей компетенции применяет иные виды поощрений и налагает взыскания;

14) в установленном порядке и в пределах своей компетенции утверждает уставы подведомственных организаций, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;

15) утверждает составы образуемых МИДом России межведомственных координационных и совещательных органов (советов, комиссий);

16) утверждает положения об образуемых в МИДе России научно-консультативных, методических и экспертных советах и их составы;

17) издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности центрального аппарата МИДа России, загранучреждений, территориальных органов, подведомственных организаций - приказы ненормативного характера, распоряжения;

18) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. В МИДе России образуется коллегия из 24 человек в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников системы МИДа России.

(в ред. Указа Президента РФ от 19.10.2005 N 1218)

Состав коллегии (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИДа России и принимает соответствующие решения.

Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.

В случае разногласий между председателем коллегии и ее членами решение принимает председатель коллегии, докладывая о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации.

12. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата МИДа России и территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Финансирование загранучреждений осуществляется в установленном порядке за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, и средств, получаемых ими от разрешенных видов деятельности.

13. МИД России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Местонахождение МИДа России - г. Москва.



Просмотров