Толкование международных договоров. Нормы международного права и международные договоры российской федерации

Российская Федерация является государством, готовым к сотрудничеству с международным сообществом. Именно поэтому любые договоры мирового характера должны составлять неотъемлемую часть российской правовой системы. Такое правило закрепляет статья 15 государственной Конституции. Общепризнанные принципы и нормы международного права признаются выше национальных актов, а потому и приоритет должен отдаваться мировым правилам. Об основных нормах межгосударственного характера будет рассказано в нашей статье.

Нормы международного права

Общепризнанной международной нормой называют определенное правило поведения, которое признается и принимается сообществом различных государств. Такое правило носит юридически обязательный характер.

На данный момент не принято ни одного нормативного акта, который содержал бы в себе исчерпывающий перечень общепризнанных норм и принципов международного права. Существуют лишь отдельные правила, содержащиеся в резолюциях и уставах ООН, решениях межнациональных судов и т.д.

Российская Федерация признает мировые нормы и принципы в качестве приоритетных. Однако сами международные акты не считаются в нашей стране источниками национального права. Это, скорее, внутригосударственные регуляторы общественных отношений, которым не должны противоречить отечественные законы и подзаконные акты.

Императивные и диспозитивные нормы

Общепризнанные принципы и нормы международного права предполагают формирование гражданских обязанностей и прав, обеспечиваемых юридическими механизмами. Спецификой таких норм является отсутствие санкций. Это означает, что мировое сообщество закрепляет лишь диспозицию - определенное правило поведения, а санкцию, то есть наказание за неисполнение правила, устанавливает отдельная страна самостоятельно. Каким образом должны устанавливаться санкции, и есть ли здесь определенные критерии? Означает ли отсутствие санкции диспозитивный характер международных норм и принципов? У юристов расходятся мнения на этот счет.

Известно, что национальные нормы появились раньше, чем международные. Можно верить в теорию общественного договора, но не стоит отрицать тот факт, что те же нормы ООН были сформированы из разных национальных правил. Сегодня общепризнанные нормы и принципы международного права развиваются с согласия представителей различных стран. В то же время само мировое сообщество значительно содействует развитию региональных систем. Получается некая взаимосвязь: интеграционные процессы помогают в развитии региональным, а регионализм модернизируется за счет качественной работы интеграционной системы. Можно ли в данном случае говорить об императивности норм, принимаемых мировым сообществом? Ответ кроется в юридической силе международных договоров. С точки зрения национального права, отечественные нормы должны соответствовать мировым. А это значит, что международные правила императивны, то есть общеобязательны. С другой стороны, никто не запрещает отдельному государству выйти из мирового сообщества - например, из ООН или Совета Европы. В этом случае все международные нормы будут для такой страны ничтожны.

Таким образом, общепризнанные нормы и принципы международного права не могут быть обязательными для всех без исключения государств. Тем не менее речь идет о важнейших правилах и установках, которые желательно соблюдать всем странам мира. Что это за установки, почему они так важны? Об этом далее.

Мирное разрешение споров

Между различными странами нередко возникают споры и разногласия. Ведутся переговоры, устанавливаются правила. В случае нарушения правил отдельные страны могут налагать друг на друга санкции. Все эти действия входят в категорию споров. Статья 2 Устава ООН гласит, что все межгосударственные споры должны разрешаться только мирным путем, и никак иначе.

Представители власти различных государств могут иметь какие-то интересы и амбиции. Но очень важно, чтобы действия власти не нарушали свобод, интересов, а главное, безопасности населения. В мире должна торжествовать справедливость, а поддерживать ее можно только мирными действиями.

Таким образом, мирное разрешение споров является общепризнанной нормой и принципом международного права. Закрепляемый в Уставе ООН, этот принцип конкретизируется в Декларации ОБСЕ 1970 года. Европейский Совет безопасности постановил, что государства должны предпринимать все усилия, чтобы справедливое решение было принято в максимально короткий срок. Воздержание от способов, содержащих угрозы и насилие, является приоритетной обязанностью каждой страны.

Отсутствие угроз и насилия

Межгосударственный принцип о мирном разрешении споров конкретизируется в норме ООН о неприменении угроз и насильственных деяний. Территориальная неприкосновенность и политическая независимость любой страны не должна никоим образом нарушаться. Какие бы внутригосударственные конфликты ни происходили внутри одной страны, ни одно другое государство не имеет права тревожить целостность своего соседа.

Следует отметить, что значение общепризнанных норм и принципов международного права нередко распространяется на все существующие государства, а не только на страны-члены ООН. Принцип неприменения угроз и силовых методов как раз попадает под такую категорию.

Применение силы, согласно международному акту, возможно лишь в случае самообороны. При этом другие страны должны зафиксировать, что насилие действительно имеет место в качестве защитительной меры. Так, некоторые государства путают понятие самообороны с превентивной методикой - когда есть конфликт, а потому "бить надо первым". Безусловно, подобные меры недопустимы, ибо противоречат предыдущей норме - о мирном разрешении споров.

Совет Безопасности ООН допускает вооруженные меры в качестве оборонительных, но лишь те, которые дозволены международным сообществом. Уполномочивается применять морские, сухопутные или воздушные силы, если они окажутся нужными для восстановления безопасности и порядка. Также в принцип неприменения силы включен ряд правил, среди которых следует выделить:

  • запрет на оккупацию территории другого государства в нарушение международных норм;
  • подстрекательства к ведению гражданской войны или осуществлению террористических актов в других странах;
  • создание, содержание или поощрение вооруженных банд, наемников и прочих формирований, целью которых является вторжение на территорию другой страны;
  • запрет на репрессиальные акты, связанные с применением силовых методов.

Таким образом, в Уставе ООН довольно четко раскрыт принцип неприменения силы. Это же правило закрепляется в российской Конституции. Общепризнанные нормы и принципы международного права, ратифицированные отечественным законодательством, обязательны для исполнения как обычными гражданами, так и представителями власти.

Мирное сотрудничество

В нашем мире существует немалое количество проблем. Техногенные и экологические катастрофы, терроризм и радикализм, расизм, гомофобия, шовинизм, бессмысленные войны - все это признается и осуждается международным сообществом. Первое, что необходимо для качественного разрешения всех существующих проблем - это мирное сотрудничество разных стран. Формы и объемы общественных взаимосвязей зависят только от специфики решаемого вопроса. Государства могут вести переговоры, брать на себя некоторые обязательства - но все это они должны делать мирно.

Мировые сообщества, вроде ООН, НАТО или ОБСЕ, тщательно следят за ведением переговоров между разными странами. В случае возникновения конфликтов организации призывают к миру и соблюдению банальных этических правил. Если же сотрудничество перерастает в конфликт, то международные организации ищут виновника, после чего применяют в отношении него санкционные меры воздействия.

Таким образом, мирное сотрудничество государств являются основополагающим элементом в прогрессивном развитии всей планеты. Наш мир будет идти вперед лишь в том случае, если каждая отдельная народность или этнос будет спокойно, бесконфликтно решать возникающие проблемы и трудности. А возможно это лишь с признанием особой роли общепризнанных принципов и норм международного права.

Принцип равноправия

Любая страна может выбрать такой путь и такую форму развития, какую она пожелает. Подобный принцип закреплен в статье 1 Устава ООН. Ни одно другое государство не должно мешать своему соседу в развитии. В противном случае произойдет нарушение права на самоопределение.

Также в статье 1 указан принцип равноправия. Он означает, что все страны равны между собой. Ни одно государство не имеет права взять на себя роль "мирового гегемона". Все народы должны поддерживать дружеские отношения, основанные на уважении и мирном сотрудничестве.

Почему принципы равноправия и самоопределения находятся в Уставе ООН в одном ряду? Ответ на этот вопрос предоставляет Заключительный акт ОБСЕ, в котором декларируется, что все страны равны в своем стремлении к совершенствованию.

Бывает, что поведение отдельных государств противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Примеры нарушения равноправия наблюдались в мировой истории нередко. В большинстве случаев заканчивались они не самым благополучным образом. Следует отметить, что все принципы, закрепленные в Уставе ООН, были выработаны на основе многовекового исторического опыта. Государства, не желающие руководствоваться международными правилами, делают первый шаг к саморазрушению.

Суверенность и нерушимость границ

Нетрудно догадаться, что все общепризнанные принципы и нормы международного права являются взаимосвязанными между собой. Каждая страна должна признавать равноправие всех государств, важность мирного сотрудничества и суверенность чужих территорий.

Зачастую даже неизвестно, насколько важную роль может играть для страны тот или иной участок земли. Если какое-то государство посягает на чужую территорию, то это может закончиться очень плачевно: пострадавшая страна либо впадет в кризис, либо и вовсе будет близка к экономической катастрофе. Именно поэтому все страны мира должны признавать нерушимость своих и чужих границ. А способствует этому понятие суверенитета - независимости государств от каких-либо внешних факторов.

Как соотносится суверенитет с необходимостью признавать международные правовые нормы? Нет ли тут парадокса? Ответит на этот вопрос не так уж и просто, но можно привести в пример Российскую Федерацию: наше государство формально признает мировые нормы, но они в то же время не являются источниками отечественной правовой системы.

Применение общепризнанных принципов и норм международного права является невероятно важным для любого государства. Социальная, экономическая, политическая и даже духовная сферы приобретут совершенно новое развитие, если национальный закон будет подчиняться межгосударственному.

Выполнение правовых обязательств

Государства, ведущие сотрудничество друг с другом, должны своевременно, качественно и добросовестно исполнять все взятые на себя обязательства. Это важнейший принцип, означающий справедливость и уважение различных стран. Согласно статье 2 Устава ООН, все члены международной организации обязаны выполнять принятые на себя полномочия и обязанности. Подобное правило распространяется и на остальные государства.

История рассматриваемого принципа берет свое начало еще в 1648 году, когда страны-участники тридцатилетней войны приняли решение подписать Вестфальский мир. Тогда все члены собрались за круглым столом как участники, наделенные равными правами.

Уважение прав человека

Все перечисленные выше принципы и нормы имеют только одну конкретную цель: защиту свобод, интересов и прав любого живущего на земле человека. Эта же цель является основополагающей в межнациональной юридической системе, указывающей на особое место общепризнанных принципов и норм международного права.

В Преамбуле Устава ООН говорится о вере в человеческие права, о равноправии мужчин и женщин, уважении к основным свободам, отрицании дискриминации и т.д. Каждое государство должно заботиться о своих людях. Следить за этим должны межгосударственные организации.

Значение норм международного права

О значении межгосударственных норм можно говорить с двух позиций: национальной и мировой. В первом случае речь пойдет о важности общепризнанных норм и принципов международного частного права, а во втором - о развитии интеграционной мировой системы.

Сразу стоит разобраться с вопросом о том, что представляет собой международное частное право. Это совокупность норм национального законодательства, которое осложняется иностранными элементами - то есть межгосударственными нормами. Так, в качестве примера можно взять уголовное право. Общепризнанные принципы и нормы международного характера диктуют, что в уголовной сфере запрещено применение пыток, подкуп членов судебного процесса, непредоставление защиты и т.д. Соблюдение всех этих принципов поможет содержать уголовную систему в актуальном, а потому качественном развитии. Так же это работает и с любой другой юридической сферой.

С точки зрения мирового сообщества, такого как ООН, использование международных норм тоже является немаловажным. Чем больше стран будут придерживаться общепринятых норм и принципов, тем более качественно и эффективно произойдет развитие всей мировой системы права.

  • Вопрос 7. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
  • Вопрос 8. Имплементация норм международнаго права.
  • Вопрос 19. Международная правосубъектность государства.
  • Вопрос 20. Государственный суверенитет
  • Вопрос 21
  • Вопрос 22
  • Вопрос 23
  • Вопрос 24 Понятие населения в международном праве
  • Вопрос 25. Правовой статус граждан госу-ва.
  • Вопрос 26.Правовой статус иностранцев. Правовой статус беженцев и лиц без гражданства.
  • Вопрос 27. Признание в международном праве
  • Формы и виды признания
  • Вопрос 29 Правопреемство в международном праве
  • Вопрос 30 Правопреемство государств в отношении международных договоров
  • Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов
  • Вопрос 31. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср
  • Вопрос 32.Мирные средства как единственно правомерный способ разрешения споров и разногласий между государствами
  • Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
  • Вопрос33. Согласительные и судебные средства разрешения международных споров. Решение споров международными организациями. Международная примирительная процедура
  • Международные третейские суды (арбитраж)
  • Международная судебная процедура
  • Разрешение споров в международных организациях
  • Понятие и виды международных договоров
  • Вопрос 35.Стадии заключения международных договоров. Оговорки к международным дог-м.
  • Вопрос 36.Действие межд.Договоров. Основания недействительности. Толкование.
  • Органы внешних сношений государств
  • Вопрос 38.Дипломатические представительства
  • Вопрос 39.Дипломатические привилегии и иммунитеты
  • Вопрос 40.Консульские представительства
  • Вопрос 42. Правосубъектность межд. Организаций. Членство в межд. Организациях.
  • Вопрос 43. Понятие и виды органов международных организаций. Компетенция международных организаций.
  • Вопрос 44. История создания оон. Устав оон как договор особого значения и рода. Цели и принципы Устава оон.
  • Вопрос 5. Нормы международного права. Толкование норм международного права

    Нормы м.п. – правила поведения субъектов международных отношений, признаваемые ими в качестве обязательных.

    В основе любой нормы м.п. лежит коллективное волеизъявление по меньшей мере двух государств. Норма м.п. регулирует лишь те отношения между участниками МО, которые признали, что она распространяет своё действие и на них, грешных. Условия, определяющие начало и прекращение действия нормы м.п. определяется её создателями. Как и прочие правовые нормы, норма м.п. состоит из гипотезы (указание на условия, при которых она применяется), диспозиции (определение поведения участников МО, которым норма адресована, при возникновении соотв. ситуации) и санкции (указание на меру ответственности участника МО, поведение которого не соответствует описанному в диспозиции). В письменных источниках м.п. содержатся, в основном гипотезы и диспозиции. Санкции же обычно отражаются в м-п обычаях и носят неопределённый характер. Чаще всего санкция предусматривается соглашением между государством-правонарушителем и пострадавшим. Иногда пострадавшие государства принуждают правонарушителя к ответственности (например, Германия).

    Нормы междунар. права тесно взаимосвязаны. Подчас осуществление одной из них обусловлено осуществлением другой. Допустим, каждое государство имеет право оказать военную помощь пострадавшему от нападения. Жертва нападения имеет право эту помощь попросить. Так вот, если она не попросит, другие государства по собственной инициативе не в праве помогать.

    Действие норм м.п. отнюдь не всегда означает их практическое применение. Обычно нормы начинают применяться, как только наступает некий юридический факт. Нампример, нормы по обращению с военнопленными применяются только при наличии воор. конфликта. Иногда же нормы м.п. применяются и когда нет юридических фактов. Например, норма «неприкосновенность помещений диппредставительства» предполагает определённые усилия для её осуществления.

    Содержание норм международного права составляют международно-правовые обязательства, сиречь урегулированные нормами м.п. отношения между участниками межгос. отношений. Таковые обязательства бывают простыми и сложными. Простые состоят из одной обязанности одной стороны и соответствующего права другой стороны. Не трудно догадаться, что, в основном, м-п обязательства – сложные, т.е. подразумевают целый букет взаимных прав и обязанностей. М.-п. обязательства бывают двусторонними и многосторонними. Среди последних встречаются и обязательства ЭРГО ОМНЭС, то есть, в отношении ВСЕХ членов МО. Например, обязательство неприменения силой и угрозы силой и все прочие подобные обязательства. Формулируются м.-п. обязательства предписательным, дозволительным или запретительным методом. Причём все эти предписание в м.п. не исходят от какой-либо власти.

    Нормы м.п. подразделяют. По кругу участников выделяют общепризнанные, признанные группой участников МО и двусторонние. В зависимости от источников: договорные, обычные и нормы, содержащиеся в резолюциях междунар. организаций. Также выделяют императивные нормы (ЮС КОГЕНС) и диспозитивные (ЮС ДИСПОЗИТИВУМ). От первых норм отступать нельзя ни при каком разе. От диспозитивных же норм, каких в нашем мире большинство, отступать можно по договорённости. Нормы м.п. также бывают общими и конкретными. Общие закрепляют какое-либо широкое обязательство, предполагающее принятие конкретных норм. Пытливый ум может также выделить регулятивные и охранительные нормы м.п. Первые определяют необходимое или возможное поведение участников МО. Охранительные предусматривают использование мер принуждения. Также можно выделить материальные и процедурные (процессуальные) нормы. Первые относятся к самому существу МО, вторые регулируют порядок осуществления официальных контактов для решения проблем.

    И прочая, и прочая.

    Толкование (быдлотолкование)

    В самом этом международном праве правила толкования описаны в Венских конвенциях о праве междунар. договоров 1969 и 1980 годов, а также в Декларации об основных принципах международного права 1970 года. Как нетрудно догадаться, эти документы отражают толкование соответственно междунар. договоров и основных Принципов. Но практика показывает, что эти правила применимы и к обычным нормам и вообще ко всему.

    Толковаться должны только те договоры, которые соответствуют м.п., соблюдабтся и применяются. Для грамотного толкования должен быть учтён контекст договора, последующая практика применения договора. Нормы м.п., применяемые в отношениях между участникми.

    Кто же толкует? Нормы общего международного права, которые в большинстве своём обычные, если они не кодифицированы толкует ООН и Генассамблея. Если акт принимается консенсусом, то это считается аутентичным толкованием. Если нормы касаются ситуаций угрозы международному миру, нарушений мира и актов агрессии, то их толкует Совбез. Международные договоры же толкуют их участники.

    Что же такое толкование, и каким оно бывает? Ну, тут вообще мрак, так что прошу почтеннейшую публику не судить меня строго. Относительно межд. договора можно сказать, что толкование договора есть уяснение подлинного намерения участников договора и действительного смысла его положений с целью наиболее полной их реализации. На счёт того, каким может быть толкование в интернетах есть более 200000 мнений. Приведу некоторые. Итак первая классификация: а) грамматическое - словам придаются те значения и смысл, в какомони были использованы участниками договора; юридическим терминам придается то значение, которое им придается в международно-правовых актах и в некоторых случаях - в правовых системах участников договора; б) логическое - намерение участников договора выясняется путем сопоставления различных статей договора либо составляющих его частей (преамбулы, приложения и т.д.); в) телеологическое - анализ положений договора с точки зрения целей, которые преследовались его участниками; г) систематическое - уяснение содержания договора путем сопоставления его и сравнения с другим договором, заключенным между его участниками; д) распространительное и ограничительное - реальный смысл юридического акта сопоставляется со словесным его выражением; е) историческое - толкование договора основывается на исторических условиях, приведших к его заключению. Воооот. Теперь вторая классификация: Основных подхода три - объективистский, субъективистский и функционалистский.

    Объективисты, они же текстуалисты, видят главное в установлении значения текста путем его анализа. Они не отрицают значения воли сторон, но лишь той, что нашла закрепление в тексте. Юридическое значение имеет лишь текст, принятый сторонами. В обязанности толкующего не входит установление соответствия текста воле сторон. Во главу угла ставятся четкость и стабильность нормы. Считается, что содержание нормы остается неизменным. Толкование не может менять содержание нормы в угоду меняющимся обстоятельствам.

    Субъективисты видят главную задачу в выяснении намерений сторон, которые не всегда выражены в тексте полностью. Поэтому большое значение придается иным, помимо текста, средствам толкования, и прежде всего подготовительным материалам. Решающее значение придается воле сторон в момент создания нормы.

    Функционалисты, или телеологи, полагают, что норма отклоняется от первоначальной воли сторон и продолжает самостоятельную жизнь. Она служит своим целям, выполняет определенные функции и именно в таком плане и должна толковаться. Главная задача - установить цель нормы, независимо от того, воплощена она в тексте, в подготовительных материалах или в последующей практике. Толкование призвано содействовать реализации цели. Некоторые представители этого направления вообще отрицают прямое отношение намерения сторон к содержанию нормы. Полагают, что и цель нормы не является неизменной; нормативное содержание следует толковать в соответствии с той целью, которую преследует норма в момент толкования. (Это был Лукашук, лупить его)

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

    Юридический факультет

    Кафедра гражданско-правовых дисциплин

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    Студентки Ефремовой Юлии Игоревны

    на тему: Нормы международного права, международные договоры в системе гражданского права Российской Федерации

    Научный руководитель :

    кандидат юридических наук

    Черкасов Андрей Владимирович _____________

    Рецензент:_____________

    Допустить к защите

    Зав. кафедрой___________В.М. Верененко

    “___”___________2008 г

    Дата защиты ___ _______ 2008 г.

    Оценка: _______________________

    Введение

    1. История международного права

    1.1 Периодизация международного права

    1.2 Система и структура международного права

    2. Нормы международного права

    2.1 Нормы международного права: общая характеристика

    2.2 Общепринятые нормы и принципы в РФ

    2.3 Классификация норм международного права и их реализация

    3. Международный договор - его формы, юридическая значимость в правовой системе России

    3.1 Понятие формы международных договоров

    3.2 Юридическая значимость международных договоров в правовой системе России

    3.3 Заключение, толкование и применение письменной формы международных договоров России

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. При его помощи создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств более предсказуемым. Необходимость надежного международного правопорядка определяется тем, что произвол угрожает миру и препятствует сотрудничеству.

    XXI век оказался самым жестоким из всех известных истории. Вооруженные конфликты разного масштаба продолжались непрерывно. Достижения науки и техники использовались, прежде всего, в военных целях.

    В наше время хранимые государствами тысячи ядерных зарядов с достаточной степенью вероятности могут выйти из-под контроля. Крайне остро стоит проблема предотвращения распространения оружия массового поражения. Все более грозную опасность представляют деградация окружающей среды и международный терроризм.

    Новый мировой порядок мыслим лишь как порядок демократический. Никто не может обладать монополией на принятие решений. Государства обладают равным правом на участие в решении международных проблем, и прежде всего тех, что непосредственно затрагивают их интересы. Необходимо обеспечить уважение законных интересов всех государств, несмотря на их многообразие, добиваться гармонизации этих интересов. Баланс силы подлежит замене балансом интересов, который способен быть основой стабильности мирового порядка. И в этом плане важная роль принадлежит международному праву. На его основе происходит согласование интересов. Достигнутый баланс закрепляется, находит выражение в нормах. Последние содействуют сохранению достигнутого и служат инструментом реализации вытекающего из этого задач. Отражая не только национальные интересы государств, но и интересы их сообщества в целом, международное право становится не просто межгосударственным правом, но и правом международного сообщества в целом.

    Необходим более высокий уровень управления социальными процессами, как на национальном, так и на глобальном уровне. Существенное совершенствование управления выдвинулось на первый план. В результате возрастает роль таких инструментов управления, как государство, международные организации, право. Особое значение приобретает взаимодействие международного и внутреннего права государств.

    Безопасным может быть лишь мир, основанный на законности. Международный Суд ООН подчеркнул, что поддержание международного правопорядка "является жизненно важным для безопасности и благополучия сложного международного сообщества наших дней".

    На современном этапе в международном праве были утверждены права человека, их защита, также и санкции за их нарушение. В XXI веке изменения в отношении к правам человека могут быть только прогрессивного характера.

    Но если мировое сообщество хочет, чтобы права человека не нарушали, то должны быть предприняты меры по установлению более жестких санкций в отношении к нарушителю этих прав и свобод человека, независимо от могущества государства правонарушителя. Имея в виду сегодняшний "объективный" подход мирового сообщества к нарушенным правам и свободам человека, установление таких санкций просто необходимо.

    Следует сказать и о том, что государства с древнейших времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров на основе традиций и обычаев своих народов. Документы Древнего мира свидетельствуют о нравственной вседозволенности в межгосударственных отношениях того времени. В частности, в древнейших нормативно-правовых и договорных актах Древней Месопотамии и Армянского нагорья, Египта и Древнего Китая, древнеиндийских Законах Ману, в договорах между Хайаским (армянским) царем (XIV в до н.э.) и царем Хеттской державы и дрЛукашок И.И. Указ. Соч. с 71 . относительно мирных договоров говорилось, что они должны заключаться с равными или более сильными царями, а на слабого - надо нападать. Одновременно отмечалось, что “враг - это ваш сосед...” Transnational Law in a Chaning Society. N.Y.., 1972. P53 поэтому войны в истории были повседневным явлением. Только в результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, применения, толкования и прекращения действия договоров.

    Следует отметить, что длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи и традиции народов мира. Первый акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на Конференции американских государств, который действовал лишь в Латинской Америке - это Гаванская конвенция о договорах 1928 года.Доклад комиссии международного права о работе ее сорок первой сессии. Нью-Йорк. 1989г. С 404

    В 1968-1969 годах в Вене состоялась конференция, созванная в целях кодификации и прогрессивного развития права международных договоров. Результатом конференции явилась Венская конвенция о праве международных договоров (далее - Венская конвенция 1969 г.), которая вступила в силу в 1980 году (СССР в свое время присоединился к данной Конвенции в 1986 году). Между тем характерной особенностью XX - начала XXI столетия является то, что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов международного права принимают межгосударственные организации. Это, в свою очередь, способствует увеличению числа договоров с участием вышеназванных организаций. Особенности, присущие межгосударственным организациям как субъектам международного права, оказали влияние и на договоры с их участием, что обусловило необходимость принятия специального акта, который определял бы правила, касающиеся таких договоров. В 1986 году в Вене на международной конференции была принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (далее - Венская конвенция 1986 г.).

    В 1978 году была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, кодифицировавшая соответствующие обычные международно-правовые нормы. Эта Конвенция вступила в силу 6 ноября 1996 г.

    Кроме норм права международных договоров определенное значение имеют нормы национального права, устанавливающие внутригосударственный порядок заключения и обеспечения выполнения международных договоров. Такие нормы содержатся, как правило, в конституциях либо в специальных законах. В частности, в РФ действует ФЗ “О международных договорах РФ”. Международные договоры России: ратификация и денонсация международных договоров в Госдуме Федерального Собрания РФ. - М.: Изд-во Госдумы, 2001.

    Однако следует заметить, что при появлении глобальных проблем, имеющих жизненное значение для судеб цивилизации, стало очевидным, что ни одно государство не в состоянии решить их в одиночку. Только международное сотрудничество с учетом интересов всех при полной свободе выбора участников международного сообщества решать эти проблемы и идти по пути прогресса.

    В этих условиях международный договор должен стать основным инструментом правового регулирования международных отношений. Вот почему сегодня уделяется так много внимания вопросам реализации конкретных форм международных договоров, что определяет актуальность данной темы.

    Методологическая основа данной дипломной работы основывается на международном праве - праве международных договоров, философии, истории и других науках.

    Теоретическая и практическая ценность работы заключается в результатах полученных при решении ее основных задач.

    При этом, в качестве теоретической базы были исследованы не только нормативно-правовые акты, но и работы таких ученых, как М.П.Дружков, В.Н.Евинов, Л.В.Ефремов, Г.В.Игнатенко, Р.А.Каламкарян, Ю.М.Колосов, И.И.Лукашук, С.Ю.Марочик, В.Я.Суворова, О.И.Туков, А.Н. Талалаев, Н.А.Ушаков, В.М.Шуршалов и др.

    Во введении раскрывается актуальность темы, цель и основные задачи настоящей работы, указывается методологическая и теоретическая основа исследований.

    Работа является актуальной, так как затрагивает международные отношения в целом, а также нормы международного права и международные договоры, то есть те аспекты международного права, которые являются наиболее важными как для нашей страны, так и для мирового сообщества.

    Система норм международного права и нормы внутригосударственных правовых систем взаимосвязаны и влияют друг на друга. Посредством этого взаимодействия происходит согласование норм указанных систем и проявляется их социальная ценность, позволяющая судить об их эффективности: социальная ценность нормативности в праве связана с той ролью, которую играют социальные нормы в жизни общества.

    Связующим звеном системы норм международного права во взаимодействии с внутригосударственной нормативной системой является принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

    Таким образом, данная дипломная работа представляет собой теоретико-правовое исследование, проведенное на основе общедоступных нормативно-правовых актов и научных трудов известных ученых. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

    Цель данной работы заключается в исследовании актуальных проблем международного права, а именно: международных договоров, их форм, содержания и видов и норм международного права в Российской Федерации.

    Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

    Проанализировать историю международного права;

    Изучить классификации норм международного права;

    Исследовать и проанализировать понятие международного договора, их классификацию и форму.

    Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения международных договоров, общепризнанные принципы и нормы международного права. В данной работе используются различные источники, как нормативные акты, так и научно - исследовательская литература, анализируются мнения ученых, занимающихся данной проблемой.

    Структура работы обусловлена задачами и целью исследования и состоит из: введения, трех глав, заключения и списка литературы.

    1. История международного права

    1.1 Периодизация международного права

    Одна из характерных черт нашего времени состоит в том, что впервые непосредственно решается вопрос о будущем всего человечества. Проблемы будущего закономерно занимают все более важное место в политике, экономике, идеологии, в сознании людей. Исследователи отмечают, в частности, отсутствие перспектив в понимании и реакции общества на стоящие перед человечеством планетарные проблемы. Weigel B. Van. //A United Theory of Global Deverlopment. N. Y., 1989. P.X.VII

    Отсутствие необходимых представлений о будущей международной системе признается и руководителями внешней политики государств. Международное право традиционно было обращено к прошлому; опираясь на опыт, оно закрепляло сложившуюся практику. Подобный подход становится все более опасным. Вспомним, что химическое и ядерное оружие были сначала применены и лишь, затем было запрещено применение химического и испытание ядерного оружия. Человечество переступило исторический рубеж третьего тысячелетия нашей эры. В таких условиях особо ощутимо желание заглянуть в будущее, выяснить, каким оно будет. Не приходится сомневаться, что XXI в. будет отличаться от нынешнего, который принес нам столь много неожиданностей.

    История международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем оно имеет и собственную историю, отражающую значительную специфику этого социального явления. Ни одно явление нельзя рассматривать вне его собственной истории. Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой.

    Предлагается следующая периодизация истории международного права:

    1) Международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации, период распада родоплеменных отношений и образования ранних рабовладельческих государств, где и зарождаются первые нормы международного права;

    2) Международное право средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации, период падения Западной Римской империи, с которым отмечено бурное развитие феодальных отношений;

    3) Классическое международное право. С конца средних веков начинают складываться материальные и духовные предпосылки международного права. В новых условиях примитивное феодальное право оказалось непригодным. Вместо него использовали римское право, приспособив его к этим условиям.

    Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII вв. среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций (1583-1654 гг.). В своем труде «О праве войны и мира» (1625 г.) он впервые детально обосновал существование «права, которое определяет отношения между народами или их правителями». Лукашук И. И. Укaз. Соч. C.384.

    К концу XIX в. завершился раздел мира между колониальными державами. В оформлении колониальной зависимости использовались те или иные международно-правовые акты.

    Международный договор постепенно становиться основным наряду с обычаем, а затем и главным источником международного права.

    4)Переход от классического к современному международному праву.

    Современное международное право. Отсчет международного права этого периода следует вести от Версальского договора 1919 г. и создания Лиги Наций в 1919 г. Важным шагом в направлении к современному международному праву было принятие в 1928 году Парижского пакта об отказе от войны как орудия национальной политики (проект Бриана-Келлога). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональной политики, т.е. в общих интересах государств, а урегулирование всех разногласий должно осуществляться только мирными средствами. Лукашук И. И. Укaз. Соч. С. 71.

    Нигерийский профессор Т.Элайес пишет, что современное международное право «берет свое начало со времени окончания Второй мировой войны, прежде всего с появлением Организации Объединенных Наций». Transnational Law in a Changing Society. N .Y., 1972. P. 53 Об этом же писал американский профессор Дж.Кунц, индийский верховный судья Р. Патак и др.

    Фундамент современного права был заложен Уставом Организации Объединенных Наций. В политическом плане положения Устава ООН отражали новое мышление. В основу международного права был положен принцип сотрудничества. Весь механизм действия норм международного права подлежал переводу на рельсы сотрудничества. Можно смело утверждать, что как появление современного международного права, так и его развитие стало возможно благодаря многостороннему сотрудничеству. Доклад Комиссии международного права о работе ее сорок первой сессии. Нью- Йорк. 1989г. C. 404).

    На основе Устава ООН, который был принят в 1945 году, на юбилейной XXV сессии Генеральной Ассамблеи (1970 г), была принята также Декларация о принципах международного права. В Декларации не только подтверждены принципы, но и раскрыты их содержание, которое стало ядром современного международного права.

    Международное право, как отрасль права регулирует определенные отношения. Этими отношениями являются отношения, складывающиеся между государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. С переходом от одной эпохи в другую происходят определенные изменения, которые могут быть как прогрессивного, так и регрессивного характера. Эти изменения возможны и в отношениях между государствами, следовательно, и в международном праве. Международное право не только следует за развитием отношений между государствами и упорядочивает их, но и нередко имеет целью регулирование возможных отношений, которые могут складываться между государствами в будущем.

    Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Определение отражает наиболее важные черты международного права, которое представляет собой систему норм, структурно организованных на базе единых целей и принципов.

    1. 2 Система и структу ра международного права

    Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.

    Система международного права -- это не только сложное, но и сравнительно новое явление, находящееся в процессе становления, которое еще мало изучено. В отечественной доктрине ему уделяли наибольшее внимание Д. Б. Левин, Г. И. Тункин, Д. И. Фельдман, Е. Т. Усенко. Все они полагали, что общепризнанной системы международного права не существует. Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это внутренняя форма системы, определенная упорядоченность ее частей. Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От характера связей зависит характер системы в целом.

    Таким образом, система международного права опирается на комплекс целей и принципов, обладает характерной для нее структурой, определенными методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с присущими ей закономерностями. Существование этой системы объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в состоянии выполнять свои функции. То обстоятельство, что система международного права - сравнительно новое явление, не раз констатировалось в доктрине, например, известным юристом из Финляндии Э.Кастреном.

    Современное международное право определило основные цели взаимодействия государств, а тем самым и международно-правового регулирования. В результате оно стало определять не только формы, но и содержание взаимодействия государств. Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное право перестало быть только диспозитивным, появился комплекс императивных норм, т. е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию.

    Появился еще один признак системы -- иерархия норм, установление их соподчиненности Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы.

    Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в международном праве усиливается регулирование процессов создания и имплементации норм. Постепенно формируется международное процессуальное право, что является признаком зрелости правовой системы.

    Первичный элемент системы международного права -- норма. Она является моделью определенного международного отношения, система же международного права -- нормативная модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения их к своему содержанию. Система может быть регулятором отношений, потому что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга.

    Поэтому система должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в противоречии. Для такого чрезвычайно многообразного явления, как международное право, -- это задача не из легких.

    Таким образом, объединение норм в систему международного права обусловило появление их новых качеств. Благодаря этому разноплановые нормы способны регулировать международные отношения системно, обеспечивая дифференцированное и вместе с тем единое воздействие. Для международного права характерны процессы дифференциации и интеграции одновременно. Возникают все новые области сотрудничества и соответственно новые отрасли международного права. С другой стороны, различные отрасли теснее взаимосвязываются в системе.

    Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные международно-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств. Огромное количество норм регулирует двусторонние отношения. Региональные и двусторонние нормы должны соответствовать общему международному праву, в совокупности они образуют глобальную международно-правовую систему. Сегодня в науке не существует какой-либо общепризнанной системы международного права.

    2. Нормы международного права

    2.1 Нормы международн ого права: общая характеристика

    Норма международного права -- это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Их специфика определяется тем, что они являются элементами особой правовой системы. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное число случаев. Поэтому в доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами. Специфика международно-правовых норм и их системы сказывается на их конструкции. Главное состоит в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в случае нарушения норм могут предусматриваться отдельными договорами. Будучи общим правилом, норма не может представлять оптимальное решение для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом. В процессе применения нормы специфика случая не может игнорироваться. Вместе с тем отмечено, что типизация и формализация -- один из источников действенности норм. Другой источник видится в том, что большинство норм воплощают значительный опыт регулирования поведения государств.

    Тенденция к деформализации права имеет под собой некоторое основание. Юриспруденция издавна уделяла внимание «фактическим нормам права» Международное право: сборник документов / Отв. ред. А.Н.Талалаев. - М.: “Юридическая литература”, 2000.-816с. , которые фигурируют под названиями «живое право» Л укашук И.И. Международное право. Особенняа часть. - М., 1997. - 410 с. (в отличие от «бумажного»), «эмпирические нормы» и др. Дело в том. что в рамках, установленных нормой, субъекты обладают определенным уровнем свободы. В общих нормах подобные рамки шире, в конкретных -- уже. Если четкое урегулирование оказывается невозможным, то прибегают к рамочной нормативной конструкции, которая конкретизируется в практической деятельности.

    В общем, есть основания различать, но не противопоставлять, нормы де-юре и нормы де-факто. Первые -- это официально признанные правила, вторые -- те же правила, но уже с учетом того, как они реализуются в практике.

    Эти различия, разумеется, должны иметь пределы. Отход от сложившихся стандартов реализации нормы означает ее нарушение. Практическое значение данного фактора едва ли стоит подчеркивать. В международном праве получил распространение термин «мягкое право». Единства мнений по этому вопросу нет, а зачастую само понятие подвергается критике. Тем не менее, оно нашло признание, широко используется и потому есть смысл его узаконить, несмотря на всю условность данного термина.

    Анализ доктрины и практики показывает, что термин «мягкое право» используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международных правовых норм, в другом -- о внеправовых международных нормах. В первом случае имеются в виду такие нормы, которые, в отличие от «твердого права», не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать". Для подобных норм характерны слова и выражения типа «добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры» и т. п. Такого рода постановлений становится все больше, особенно в политических договорах. По поводу юридической силы подобных норм существуют различные точки зрения. Но, пожалуй, большинство юристов исходят из того, что нормы «мягкого права» являются международно-правовыми. Это мнение находит отражение и в практике судов государств. В «мягком праве» нередко встречаются положения, которые призваны служить лишь прикрытием несогласия сторон. Подобные положения не являются нормами, в каком бы договоре они ни содержались. Существуют и притворные нормы, включаемые в договор лишь для того, чтобы скрыть его реальное содержание.

    Усложнение правовых функций предопределяет многообразие нормативного инструментария. Появляются новые виды норм, совершенствуется их взаимодействие в системе. Об углублении системного характера международного права свидетельствует, в частности, рост числа норм, способных оказывать регулирующее воздействие лишь в совокупности с другими нормами. Примером тому служат весьма распространенные в договорном праве определения.

    Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых норм Международное право / Отв. ред. Г.В.Игнатенко и проф. О.И.Тиунов. - М.: “Норма-Инфра-М”, 2000.-584с. :

    по сфере действия -- универсальные, региональные, партикулярные;

    по юридической силе -- императивные и диспозитивные;

    по функциям в системе -- материальные и процессуальные;

    по способу создания и форме существования, т. е. по источнику, -- обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

    В политике и доктрине широкое распространение получила точка зрения, отрицавшая возможность существования универсальных норм. Однако сама жизнь доказала, что даже в условиях холодной войны универсальные нормы могут быть достаточно эффективными, без универсального международного права глобальная система международных отношений функционировать не может.

    Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм.

    Главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Основной формой существования служит обычай. Универсальные нормы образуют общее международное право.

    Существуют нормы, которые принимаются ограниченным числом государств, но имеют всеобщее значение.

    Такие нормы устанавливают международный режим (например, для Антарктики, для космического пространства, для океанских проливов и др.). Нормы создаются наиболее заинтересованными государствами и постепенно находят признание со стороны других государств.

    Региональные нормы исторически предшествовали универсальным. Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы.

    Регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Общее международное право обеспечить такое регулирование не может. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз.

    Сегодня не только региональные, но и национальные правовые системы должны приводиться в соответствие с универсальными международными стандартами, содействовать их реализации.

    Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев -- на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

    Локальные нормы по численности существенно превосходят универсальные. Они выполняют важные функции в отношении последних, а именно: служат средством их конкретизации применительно к частным случаям; способствуют их реализации в этих случаях; регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом. Немаловажно, что локальные нормы легче принимаются, изменяются и прекращаются. Они прокладывают путь общему международному праву, накапливая опыт регулирования. Таким образом обеспечивается динамизм международно-правового регулирования. В целом локальные нормы служат интересам повышения уровня международно-правового регулирования и роли права в международной жизни. Поэтому общее международное право открывает значительный простор для регулирования на локальной основе.

    Локальные нормы не обладают качеством всеобщности и потому не входят в общее международное право. Однако они с этим правом прочно связаны, черпают в нем юридическую силу, действуют в его рамках. Не являясь элементами общего международного права, локальные, партикулярные нормы образуют вместе с ним более крупную и менее единую систему международно-правовых норм.

    Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

    Без императивного регулирования не могли обойтись и международные отношения в прошлом. Оно императивно определяло порядок создания норм -- только соглашением

    Императивным был принцип «договоры должны соблюдаться», без которого нет международного права. Императивными были запреты пиратства и работорговли, а также некоторые правила ведения войны. Новизна состоит в том, что ныне императивные нормы образуют целый комплекс, определяющий характер международного права, его цели и принципы, основное содержание. Кроме того, императивные нормы получили официальное признание.

    Предпосылки для становления императивного права создал Устав ООН, который заложил основы нового миропорядка, определив его цели и принципы. Стала очевидной неприемлемость неограниченной свободы договоров. Устав закрепил преимущественную силу вытекающих из него обязательств. Новым шагом явилась Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., которая впервые в позитивном праве четко закрепила концепцию императивных норм.

    В случае нарушения этих норм возникают и универсальные правоотношения ответственности: не только непосредственно пострадавшее, но и любое другое государство вправе поставить в юридическом плане вопрос об ответственности правонарушителя. Приведенные положения нашли выражение в практике Международного Суда ООН и были подтверждены Комиссией международного права.

    Еще одной особой формой ответственности за нарушение императивных норм является уголовная ответственность должностных лиц государства. Проект статей Кодекса преступлений против мира и безопасности, подготовленный Комиссией международного права, дает представление об императивных нормах, охраняемых в таком порядке. К ним относятся принципы и нормы, запрещающие агрессию, вмешательство, колониальное и другие виды иностранного господства, основные принципы гуманитарного права, нормы об ответственности за преступления против человечества.

    Внедрение в практику механизма обеспечения императивных норм будет означать вступление международного права в новую фазу своего развития.

    Диспозитивные нормы -- это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового регулирования.

    Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

    К процессуальным нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Учитывая специфику регулируемых ими отношений, их функции и имеющийся нормативный материал, можно говорить о формировании международного процессуального права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором -- только последний.

    Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые -- определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие процессуального права в узком смысле. Но важно другое, а именно деление норм на первичные и вторичные.

    Процессуальное право -- новая отрасль международного права. Ранее существовали отдельные нормы такого рода.

    Потребность в повышении эффективности международного права побуждала государства уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер, регламентируя создание, действие и прекращение действия договорных норм. Многие из этих постановлений по аналогии применимы и к обычным нормам. Важное место в процессуальном праве принадлежит нормам права международных организаций. Для процессуального права, как и для международного права в целом, главное значение имеют основные цели и принципы, которые определяют направленность процессов создания и осуществления международного права.

    Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения норм.

    Функционирование международного права -- это не чисто юридический процесс, понимаемый в духе «чистой теории права». Это также политический и нравственный процесс, и потому политические и моральные нормы не могут не принимать в нем участия и не взаимодействовать с процессуальными нормами.

    По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Важно то, что доминирует в содержании нормы, например запрещающая норма запрещает угрозу силой или ее применение.

    Постепенно происходит рост удельного веса норм, которые не запрещают, а предписывают определенное поведение субъектов, совершение ими действий во имя достижения поставленной цели.

    Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Такого рода нормы можно встретить во многих договорах. Отсылают и к внеправовым нормам. Бывают отсылки к принципам морали, справедливости, к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН и решениям международных совещаний, например к документам ОВСЕ. Благодаря отсылочной норме содержание внеправовой нормы обретает юридическую силу в рамках данного договора.

    Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности международных органов и организаций.

    Научно-техническая революция обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

    Технические нормы регулируют не функционирование технических систем, а сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы. По своему содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия -- международно-правовыми.

    Помимо правовых, существуют и не правовые технические нормы. В отличие от первых, они не обладают юридической силой и применяются в силу их разумности. Особенно активно используются подобные нормы специализированными учреждениями ООН. Многие акты таких организаций, как Международная организация гражданской авиации или Международный союз электросвязи, состоят в основном из технических норм и выполняют большой объем регулирования. Главным направлением в решении этой проблемы станет специализация профессиональных юристов в той или иной области технического сотрудничества.

    В литературе обсуждается вопрос о наличии в международном праве программных норм. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют, что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению. Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества.

    Программный элемент в основных принципах имеет два аспекта. Первый состоит в том, что они сначала признаются в качестве международно-правовых норм, а затем постепенно утверждаются в практике государств. Особенно показателен принцип уважения прав человека, который для значительного числа государств носит программный характер в результате неготовности их социально-политических систем к реализации международного стандарта в полном объеме.

    Второй программный элемент принципов состоит в том, что они в юридически обязательной форме определяют основные направления развития международного права. Это же относится и к программному характеру целей международного права.

    Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных органов и организаций.

    Рекомендательные и иные внеправовые нормы взаимодействуют с правовыми, но, поскольку они ни в коей мере не обладают правовыми качествами, их нельзя отнести к правовым явлениям. Едва ли могут существовать полуправовые нормы.

    Концепция рекомендательных норм международного права вызвана к жизни, прежде всего, стремлением объяснить природу резолюций международных организаций. При этом игнорируются различия двух явлений -- рекомендательных норм и рекомендаций как международных актов. В первом случае речь идет о нормах, которые призваны регулировать отношения рекомендательным способом, устанавливая желательную, целесообразную модель поведения, но не обязывая следовать ей. Во втором случае имеются в виду акты, обладающие силой рекомендаций, например резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые могут содержать категорические предписания, но не обладают юридической силой.

    Так как международное право - это совокупность и система норм, то необходимо установить, что именно означают термины «норма права» вообще и «норма международного права» в частности.

    Норма права, согласно отечественной общей теории права, представляет собой юридически обязательное правило поведения предусмотренных ею адресатов, поведение которых она регулирует и которые именуются субъектами права. Юридическая обязательность нормы права состоит в том, что предписываемое ею поведение субъекта права обеспечивается в случае необходимости принуждением. Во внутригосударственном праве нормы поведения субъектов права устанавливаются или санкционируются государством и им же в случае необходимости обеспечиваются принуждением к их соблюдению.

    Нормы международного права соответственно являются юридически обязательными правилами поведения предусмотренных этими нормами субъектов международных отношений, охраняемыми в случае необходимости принуждением к их соблюдению.

    В соответствии с методом международно-правового регулирования нормы международного права устанавливаются по взаимному согласию и соглашению между субъектами международных отношений и ими же охраняются путем применения в необходимых случаях принуждения к их соблюдению.

    Согласно общей теории права, нормы права (национального и международного) включают три элемента, имеют трехчленную структуру: гипотезу, обозначающую условие действия установленного правила поведения; диспозицию, излагающую это правило, и санкцию, указывающую на те неблагоприятные юридические последствия, которые наступают для субъекта права, нарушившего данное правило.

    Права и/или обязанности, вытекающие для субъекта права из установленного правила поведения, именуются его субъективными правами и обязанностями. В теории международного права и в международно-правовых актах вместо термина «обязанность» используется термин «обязательство» опять же в соответствии с методом международно-правового регулирования.

    Совокупность же и система норм права именуются правом в объективном смысле или объективным правом, каковым и является международное право в целом.

    Вышеизложенное о трехчленной структуре норм права не должно пониматься буквально. В международном праве отдельно взятая его норма содержит, как правило, лишь диспозицию, излагающую данное правило поведения, а юридический факт, вводящий в действие эту норму (гипотеза), излагается в другой норме данной системы (подсистемы) норм.

    Проиллюстрируем это на примере Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г., которая регулирует соответствующие взаимоотношения между государствами. Юридический факт (гипотеза), вводящий в действие нормы этой конвенции, излагается в ее ст. 2, которая гласит: «Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию». Именно учреждение постоянных дипломатических представительств обозначает условие действия установленных Конвенцией правил поведения соответствующих государств.

    Что же касается санкций международного права, то они предусматриваются специальной системой (подсистемой) норм о международной ответственности субъектов международных отношений, более конкретно -- о международной ответственности государств за их международно-противоправные деяния.

    Нормы международного права различаются по своим адресатам -- субъектам, отношения между которыми они регулируют. Поэтому они структурно подразделяются на нормы общего международного права, устанавливаемые международным сообществом государств и адресованные всем субъектам или всем основном субъектам международного права -- государствам, и нормы локальные, адресованные двум или нескольким его субъектам, по соглашению между которыми они устанавливаются. Конкретнее -- это нормы двусторонних или многосторонних международных договоров.

    В числе локальных норм можно выделить также нормы индивидуальные, определяющие поведение субъектов в конкретном, единичном случае. Это, например, решения международных судов или арбитражей, обязательные для сторон в споре только по данному делу.

    Соотношение между нормами общего международного права и нормами локальными состоит в том, что последние не должны противоречить существу норм общего международного права, т.е. должны соответствовать им в своей основе. Так, согласно ст. 103 Устава ООН (основного акта общего международного права), в случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу.

    Ядром общего международного права являются его основные нормы -- принципы. Это подсистема исходных и взаимосвязанных норм общего международного права, устанавливающих основные права и обязательства государств и тем самым определяющих сущностное содержание современного международного права и его целенаправленность.

    Ныне основные принципы международного права и их нормативное содержание изложены в единодушно принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (далее Декларация о принципах международного права 1970 г.).

    Существенное значение в этом плане имеет также Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться в своих взаимоотношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (ныне Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Декларация принципов СБСЕ

    В последние десятилетия, после принятия в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров в совокупности норм общего международного права стали выделять нормы императивные, имеющие характер jus cogens (общеобязательного права). Согласно ст. 53 этой Конвенции, а также аналогичным статьям других общих (универсальных) международных договоров, «императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

    Выделение императивных норм явилось выдающимся событием в развитии современного международного права. Его значение трудно переоценить.

    Международное право не содержит какого-либо перечня императивных норм. Но несомненно, что основные принципы современного общего международного права являются императивными нормами - принципами, иначе они утратили бы свое значение основополагающих норм.

    Однако подавляющее число норм общего международного права являются нормами диспозитивными, т.е. такими, от которых государства и другие субъекты международного права могут в известной мере отступать в своих локальных взаимоотношениях. Здесь имеются в виду двусторонние и многосторонние договоры, заключаемые государствами и международными организациями.

    Вопрос о диспозитивных нормах общего международного права, к сожалению, практически на затрагивался в доктрине международного права, в том числе отечественной. Тем не менее следует, очевидно, сказать следующее.

    Во-первых , если не заключено локальное соглашение, так или «иначе отклоняющееся от диспозитивной нормы общего международного права, то действует безусловно последняя.

    Во-вторых , приведенные выше положения ст. 103 Устава ООН касались обязательств государств по общему международному праву в целом, поскольку в момент принятия Устава концепция о наличии императивных норм еще не выкристаллизовалась до логического конца. Ныне же эти положения, надо полагать, касаются лишь диспозитивных норм, так как отклонения от императивных норм вообще не допускаются.

    В-третьих , отклонение локальной нормы от диспозитивной нормы общего международного права является, по-видимому, допустимым, если локальная норма не становится несовместимой с существом и целью универсальной нормы.

    Наконец, в числе норм общего международного права различают нормы регулятивные, именуемые также первичными, т.е. нормы, регулирующие поведение государств и иных субъектов международного права в процессе их « дружественных отношений и сотрудничества » Лукашук И.И. Международное право. Особенняа часть. - М., 1997. - 415 с. (см. название Декларации о принципах международного права 1970 г.), и нормы правоохранительные, именуемые также вторичными.

    Последние вторичны в том смысле, что вступают в действие в случае нарушения субъектом первичных, регулятивных норм и устанавливают те юридические последствия (санкции), которые наступают для него в случае наличия международно-противоправного деяния. В частности, это нормы о международной ответственности государств, кодификацией которых занимается Комиссия международного права ООН.

    Нормы международного права подлежат, естественно, толкованию. Для этого они должны быть выражены в письменной форме, что и имеет место в случае наличия международного договора.

    Подобные документы

      контрольная работа , добавлен 21.02.2014

      Понятие и классификация норм международного права. Деление норм по юридической природе или форме закрепления. Императивные и диспозитивные нормы международного права. Классификация норм международного права в зависимости от способа их осуществления.

      курсовая работа , добавлен 17.02.2011

      Соотношение международного и национального права. Украина как субъект современного международного права. Действие норм международного права в правовой системе Украины. Национальные и международно-правовые основы международной правосубъектности Украины.

      реферат , добавлен 08.04.2013

      Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения договоров.

      контрольная работа , добавлен 13.07.2008

      Международные договоры Украины. Объекты интеллектуальной собственности в определениях норм международного частного права. Трансформация норм международных договоров в нормы национального законодательства Украины. Общие положения о правоспособности.

      контрольная работа , добавлен 29.01.2003

      История возникновения и развития международного экологического права. Государства как субъекты международных экологических правоотношений. Правовые нормы в системе международного экологического права, их классификация по предмету правового регулирования.

      реферат , добавлен 01.08.2010

      Характеристика соотношения и взаимодействия международного и национального права. Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права. Юридические формы согласования систем международного и национального права.

      реферат , добавлен 25.09.2010

      Механизм взаимодействия международного права и национального права. Основные виды и формы имплементации норм международного права в законодательстве Республики Беларусь. Процесс формирования и закрепления принципа мирного разрешения международных споров.

      контрольная работа , добавлен 07.02.2010

      Понятие и порядок образования международно-правовых норм, их классификация и кодификация. Формы реализации норм международного права. Внутригосударственный нормативный, международный конвенционный и институционный механизм реализации норм права.

      курсовая работа , добавлен 20.07.2011

      Общая характеристика системы международных отношений, их классификация по субъектам. Понятие и особенности международного права и его отраслей. Способы разработки и обеспечения норм и принятия правовых актов. Функции современного международного права.

    Конституция РФ 1993 г. впервые включила международно-правовые нормы в правовую систему государства. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

    Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

    Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

    Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

    Международные договоры РФ, объявленные частью правовой системы, могут применяться соответствующими компетентными органами. Это такие международные договоры, в отношении которых РФ выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"*(30) международным договором Российской Федерации является международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также от его конкретного наименования.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

    Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).



    В настоящее время Российская Федерация является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций. В качестве примера можно назвать Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция), 1971 г. Рамсар, Иран (Российская Федерация стала участницей с 1977 г.), Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Париж, Франция (Российская Федерация стала участницей в 1988 г.), Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), 1973 г., Вашингтон, США (Конвенция подписана от имени Правительства СССР 29 марта 1974 г., вступила в силу для СССР 8 декабря 1976 г.), Соглашение об охране белых медведей, 1973 г., Осло, Норвегия (Российская Федерация стала участницей в 1976 г.), Конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ), 1974 г., Хельсинки, Финляндия (Российская Федерация стала участницей в 1980 г.), Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Женева, Швейцария (Российская Федерация стала участницей в 1983 г.), Венскую конвенцию по охране озонового слоя, 1985 г., Вена, Австрия (Российская Федерация стала участницей в 1988 г.), Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, 1989 г., Базель, Швейцария (Российская Федерация стала участницей с 1990 г.), Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., Эспо, Финляндия (Российская Федерация стала участницей с 1991 г.), Конвенцию по морскому праву, 1982 г., Монтего Бей, Ямайка (Российская Федерация стала участницей с 1982 г.), Рамочную Конвенцию ООН об изменении климата, 1992 г., Нью-Йорк, США (Российская Федерация стала участницей с 1994 г.), Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, 1992, Хельсинки, Финляндия (Российская Федерация стала участницей с 1992 г.)*(31).

    В июне 1992 г. на "Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР)" в Рио-де-Жанейро получила признание концепция устойчивого развития человечества, основные положения которой были изложены в документе под названием "Программа действий. Повестка дня на XXI век" ("Agenda 21"). Программа включала 40 глав. Ее подписали представители 170 стран. Впервые человечество на самом высоком уровне поставило перед собой грандиозную задачу корректировки хозяйственной деятельности с учетом интересов будущих поколений - сохранения для них природных ресурсов и благоприятного климата на Земле*(32). В дополнение к "Программе действий" Конференция по охране окружающей среды и развитию приняла заранее подготовленные "Конвенцию о биологическом разнообразии", "Рамочную конвенцию ООН об изменении климата" и "Заявление о принципах в отношении лесов". Для Российской Федерации эти документы стали программными на все последующие годы.

    Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных Конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации"*(33) международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. К другим договорам применимо общее правило, установленное ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, по которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Конституция установила соотношение закона и международного договора Российской Федерации, причем только на случай их противоречия. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 31 октября 1995 г.*(34) разъяснил, что речь идет о международном договоре, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"*(35) установил соотношение закона и международного договора в случае их согласованности, т.е. при отсутствии противоречия. В силу ч. 2 ст. 5 этого Федерального закона положения официально опубликованных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты, т.е. наряду с международным договором Российской Федерации применяется соответствующий внутригосударственный правовой акт.

    По этому поводу А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин полагают:

    Во-первых, что действие ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации в части примата международных договоров над внутригосударственным законодательством не распространяется на саму Конституцию, т.е. международные договоры могут обладать приоритетом только в отношении законов и не могут иметь преимущества над конституционными нормами;

    Во вторых, что касается норм международного права, то примат признается лишь за теми из них, которые касаются прав и свобод человека, поскольку они поставлены самой Конституцией на тот же уровень, что и положения Основного закона (ч. 1 ст. 17)*(36).

    Несомненно данная правовая позиция заслуживает внимания. Однако, если международные договоры обладают приоритетом только в отношении законов, получается, что иные нормативные правовые акты к этому не причастны. Отдавая в ч. 4 ст. 15 приоритет международным договорам перед законом, Конституция выше определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, законы, иные нормативные правовые акты, включая Конституцию Российской Федерации и Конституции или Уставы субъектов в ее составе, не должны противоречить международным договорам Российской Федерации.

    Кроме того, Конституция Российской Федерации к элементам российского законодательства отнесла также общепризнанные принципы и нормы международного права. Речь идет о принципах и нормах, содержащихся в международных документах, которые не ратифицированы Российской Федерацией, но в силу их признания мировым сообществом стали одним из источников отечественного права. Конституция Российской Федерации не определяет, какие именно принципы и нормы являются "общепризнанными". В международном праве также отсутствует перечень таких принципов и норм. Дело в том, что целый ряд принципов и норм по разным причинам объективного и субъективного характера не нашел отражения в конвенциях, которые были бы признаны большинством государств. Например, один из важнейших принципов "непричинение серьезного ущерба окружающей среде за пределами национальной юрисдикции" действует и обязывает все государства международного сообщества лишь потому, что он является принципом международного обычного права*(37). Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, по господствующему мнению, представляют собой совокупность норм международного права, имеющих основополагающее значение. При этом в литературе указывается, что, собственно, общих принципов экологического права, признанных цивилизованными нациями, как таковых пока что не существует, но для охраны окружающей среды широко используются те принципы, применение которых апробировано мировым сообществом в других областях. Среди них принцип свободного распоряжения народов своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права, с введением одновременно запрета на лишение народа принадлежащих ему средств существования; принцип свободы передвижения и выбора места проживания в пределах каждого государства и т.п. Здесь же следует подчеркнуть, что ряд специалистов в области международного права считает, что один общий принцип все же имеет место. Речь идет о принципе абсолютной ответственности за ущерб, в том числе экологический, причиненный источником повышенной опасности*(38).

    Являясь разновидностью юридической ответственности, ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды представляет собой сложное и многогранное явление. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды закреплена в различных нормативных правовых актах. Непосредственные вопросы юридической ответственности закрепляются в национальном праве, но некоторые международные документы содержат общепринятые стандарты. Такие международные акты Российской Федерацией ратифицированы.

    Особую актуальность на сегодняшний день приобретают следующие документы на международном уровне:

    1. Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.). Конвенция подписана от имени Правительства СССР 29 марта 1974 г., вступила в силу для СССР 8 декабря 1976 г. Целями этой Конвенции является охрана отдельных видов, находящихся под угрозой исчезновения, от переэксплуатации, ввод системы таможенного контроля. Основные положения: осуществление лицензирования за торговыми операциями; проведение исследований по состоянию популяций охраняемых видов; создание сети национальных контрольных органов; взаимодействие правоохранительных органов, таможенных служб, неправительственных организаций и частных лиц; контроль за выполнением Конвенции, классификация видов, разработка процедурных правил. Административная практика показывает, что уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил пользования объектами животного мира, в настоящее время принимают все более угрожающий характер, что наносит весьма ощутимый ущерб флоре и фауне. Работа по выявлению, пресечению подобных административных правонарушений весьма затруднительна. Не хватает законодательной базы, специалистов, финансирования, опыта взаимодействия природоохранных структур с другими органами, что позволяет говорить об отсутствии налаженной системы такой работы, в ходе которой возникают многочисленные вопросы о судьбе обнаруженных незаконных сетях, рыболовных снастях, животных, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами и т.д. Только в 2003 году было принято Постановление Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 304 "Об утверждении правил использования конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 г. Во исполнение этого постановления были приняты соответствующие приказы: приказ Государственного комитета РФ по рыболовству от 6 ноября 2003 г. N 387 "Об утверждении порядка выдачи и формы разрешений, удостоверяющих законность приобретения конфискованных образцов СИТЕС в отношении осетровых видов рыб", приказ Министерства природных ресурсов РФ от 1 августа 2003 г. N 691"Об утверждении порядка выдачи и формы разрешений, удостоверяющих законность приобретения конфискованных образцов СИТЕС".

    2. Декларация ООН в Рио-де-Жанейро. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проведя встречу в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1972 года, провозгласила 27 принципов. Согласно 10 принципу "должен быть обеспечен эффективный доступ к юридическим и административным механизмам, включая возмещение ущерба и возможность судебной защиты". Согласно 11 принципу "государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды".

    3. Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья. Включает преамбулу, принципы общественной политики, элементы стратегии, приоритеты, путь к достижению поставленных целей. Согласно п. 11 Принципам общественной политики "следует применять принцип, согласно которому любой общественный и частный орган, виновный в причинении ущерба или могущий причинить ущерб окружающей среде, несет финансовую ответственность (принцип, в соответствии с которым виновный за загрязнение оплачивает проведение необходимых мер восстановительного или превентивного характера) и др.



    Просмотров