Гражданское законодательство и иные гражданско-правовые нормативные акты. Нормативные правовые акты как источники гражданского права

Нормативно-правовые акты как источники гражданского права. Гражданское законодательство.

Нормативно-правовой акт – это документ правотворческого органа, в котором содержаться правовые нормы.

Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты . Законы обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами. Будучи Основным Законом, Конституция РФ содержит в себе нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это – нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 35,36 Конституции РФ), параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью. В основе гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких нематериальных благ, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, лежат ст. 20-25 Конституции РФ.

Особое значение в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс РФ . Он является отраслевым кодифицированным законодательным нормативным актом. Гражданский кодекс РФ имеет высшую юридическую силу среди других гражданско-правовых нормативных актов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

Систему гражданского законодательства образуют также специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права (Закон о защите прав потребителей, Закон о залоге, Закон об ипотеке, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон об акционерном обществе, О несостоятельности (банкротстве) и др.). Нормы гражданского права содержатся и в так называемых подзаконных актах – указах Президента РФ (п.3 ст. 3 ГК РФ), постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п.4,7 ст. 3 ГК РФ).

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ.

Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Иерархия нормативно-правовых актов как источников гражданского права:

· Конституция РФ (обладает наивысшей юридической силой);

· Гражданский кодекс РФ (имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащие в них нормы не должны им противоречить);

· федеральные законы (Об акционерных обществах; Об обществах с ограниченной ответственностью; О несостоятельности (банкротстве); О залоге; и др.);

· указы Президента;

· постановления Правительства РФ;

· акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

4. Гражданское законодательство, деловые обыкновения, обычаи делового оборота, правила морали и нравственности. Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источниками гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.

В настоящее время из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота , которые применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. В силу ст. 5 ГК РФ обычай делового оборота может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности. Под обычаем понимается правило поведения, не предусмотренное законодательством, но сложившееся в результате длительного практического применения, то есть достаточно определенное в своем содержании, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.) или нет. Хотя такие документы в ряде случаев существуют. Например, в России обычаи издаются в виде сборников обычаев морских портов, публикуемых как администрациями отдельных портов, так и Торгово-промышленной палатой. Известным является также сборник торговых обычаев «Инкотермс», подготовленный Международной торговой палатой (Париж).

Существование обычая подлежит доказыванию с помощью экспертов, знакомых со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и одновременном отсутствии соответствующего соглашения между сторонами.

Правила морали и нравственности сами по себе также не являются источниками гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского права лишь в том случае, если они закреплены в каком-либо нормативном акте. В этом случае правила морали и нравственности становятся правовой нормой, воплощенной в конкретном нормативном акте гражданского законодательства. Так, ст. 227 ГК закрепляет правило морали и нравственности о необходимости возврата найденной вещи лицу, потерявшему ее, или ее собственнику. Однако, даже и не являясь источником гражданского права, правила морали и нравственности иногда приобретают важное значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного применения воплощенных в нем правовых норм. Например, в силу ст. 169 ГК признается ничтожной сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности.

Гражданская правоспособность граждан (физических лиц) – это признаваемая государством за гражданином возможность иметь гражданские права и нести обязанности, т. е. быть субъектом этих прав и обязанностей.

Смысл категории правоспособности заключается в том, что только при ее наличии возможно возникновение конкретных прав и обязанностей, другими словами при отсутствии правоспособности лицо даже теоретически не сможет иметь права и обязанности, и никакое другое лицо не сможет своими действиями помочь ему осуществить эти права. Таким о разом, правоспособность - это база для возникновения других конкретных прав, т. е. «право иметь права».

Гражданская правоспособность неотделима от самого существования человека. Пока человек жив, он обладает правоспособностью. В ст.17 ГК РФ закреплено, что правоспособность гражданина возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью. Момент, когда человек считается родившимся, определяется медицинскими критериями (момент самостоятельного дыхания). Причем не имеет значения то, насколько жизнеспособным является ребенок. В любом случае он обладает гражданской правоспособ­ностью.

Прекращение правоспособности связано с биологической смертью, когда возврат человека к жизни исключен.

Известны случаи, когда интересы еще не родившегося ребенка защищаются гражданским правом. Так, наследниками могут быть дети наследодателя, родившиеся после его смерти. Однако это не означает, что не родившийся ребенок имеет возможность обладать гражданскими правами, так как до его рождения никто за него не сможет вступить в наследство, а значит, у него не возникнет право собственности на наследуемое имущество.

Возникновение гражданской правоспособности физического лица в момент рождения не означает, что гражданин обладает правоспособностью в силу рождения (от природы), лицо приобретает правоспособность в силу закона, т. е. правоспособность в определенной мере является формой выражения связи лица с государством.

Содержание гражданской правоспособности составляет совокупность гражданских прав и обязанностей, которыми гражданин может обладать согласно действующему законодательству. Ст. 18 ГК РФ определяет примерный перечень прав, которые могут иметь граждане, составляющих содержание гражданской правоспособности:иметь имущество на праве собственности; наследо­вать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязатель­ствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Наиболее существенные из перечисленных прав носят конституционный характер. Это - возможность иметь имущество в собственности, наследовать его иметь право на жилище, права авторов (ст. 35, 40, 44 Конституции РФ)

Важно отметить, что это открытый перечень прав, которыми может обладать гражданин, так как, в общем-то, лицо может иметь любые гражданские права и обязанности, не запрещенные законом и не противоречащие общим началам и смыслу гражданского зако­нодательства.

Таким образом, из этой формулировки видно, что гражданская правоспособность имеет и пределы, которые определяются прямым указанием закона или смыслом и принципами гражданского зако­нодательства.

ГК определяет, что гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это означает, что в Российской Федерации никто не имеет никаких привилегий и преимуществ в способности обладать правами, вне зависимости от происхождения, социального или имущественного положения, национальной принадлежности, языка, пола, убеждений и т.п. Но это не исключает некоторых отличий в объеме прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин, установленных законом для отдельных кате­горий граждан (несовершеннолетние, психически больные). Так, например, лицо, не достигшее 16 лет, не может быть членом кооператива.

Государство гарантирует правоспособность граждан. Согласно ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Не имеет никакой юридической силы полный или частичный отказ гражданина от правоспособности. Сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом. Таким образом, сам гражданин также не вправе полностью или частично отказаться от правоспособности или дееспособности.

Государство же оставляет за собой право ограничивать права и свободы граждан путем издания соответствующего федерального закона. Однако сделано это может быть только в случаях чрезвычайного положения с указанием пределов и сроков действия такого ограничения (в случае необходимости защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Но даже в этих случаях не могут быть ограничены такие права и свободы, как право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести и вероисповедания, право на свободное использование своих способностей имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, судебную защиту прав и свобод (ст. 56 Конституции РФ).

Допускается ограничение отдельных прав, входящих в содержание правоспособности, в качестве меры наказания, установленной приговором суда по уголовному делу, в виде: а) лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; б) лишения права свободно передвигаться по территории страны (ссылка и высылка), но только на определенный срок в пределах установленного законом. По причине совершения определенных преступлений суд может ограничить гражданина в возможности занимать определенные до­лжности и вести определенную деятельность.

Следует отличать правоспособность от субъективного права. Правоспособностью обладают все граждане РФ в одинаковом объеме. Объем же субъективных прав у разных субъектов гражданского права различен; конкретное право может отсутствовать у данного лица. Например, все граждане могут иметь имущество на праве собственности, но право собственности на конкретное имущество есть лишь у конкретного гражданина. Таким образом, правоспособность – это общая предпосылка, на основе которой при наличии определенных юридических фактов (т.е. жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает наступление юридических последствий) у лица возникает конкретное субъективное право. Она представляет собой возможность иметь указанные в законе права и обязанности, тогда как субъективное право – это уже существующее право, принадлежащее конкретному лицу.

Правоспособность реализуется через конкретные субъективные права. При этом гражданин может отказаться от конкретного субъективного права, передать его другому лицу (например, право собственности на конкретную вещь), но не может отказаться от правоспособности или от какой-либо ее части.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНИНА

Имя гражданина. Нельзя представить нормальное существование гражданских прав и обязанностей без четкого представления о том, с кем именно вы вступаете в гражданские отношения. Индивидуализация каждого отдельного гражданина осуществляется, прежде всего по его имени. Имя гражданину дается при рождении и, как правило, состоит из фамилии, собственно имени и отчества, если законом или национальным обычаем не предусмотрено иное, например, не употребляется отчество. Все гражданские права гражданин вправе приобретать только под собственным именем, не пользуясь именем других лиц. В случаях, предусмотренным законом, гражданин вправе использовать вымышленное имя – псевдоним либо не пользоваться ни подлинным ни вымышленным именем. например, при опубликовании произведений науки, литературы или искусства гражданин вправе выпустить произведение в свет как под собственным именем, так и используя псевдоним или анонимно, т.е. без указания имени автора (п.1 ст.15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Используя псевдоним, необходимо следить за тем, чтобы вымышленное имя не совпадало с каким-либо именем конкретного лица, в противном случае будет иметь место использование имени другого гражданина.

В жизни встречаются случаи, когда данное гражданину при рождении имя ему не нравится. В этом случае он вправе в соответствии с законом переменить свое имя. Все права и обязанности при этом за ним сохраняются, кроме того, на него возлагается обязанность сообщить об имени его кредиторам и должникам (ст. 19 ГК).

Место жительства гражданина. Другим индивидуализирующим гражданина признаком является его место жительства (ст. 20 ГК). Исполнение обязательств, открытие наследства и многие другие гражданско-правовые действия совершаются в месте жительства гражданина. Наряду с именем место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта гражданского права. Так, нередки случаи полного совпадения имени, фамилии и отчества у различных граждан, однако совпадение места жительства встречается крайне редко. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Если гражданин постоянно проживает в одном и том же месте, его место жительства определяется довольно просто. Однако бывают случаи, когда гражданин проживает разных местах, переезжая по различным обстоятельствам с одного места на другое. В этом случае закон предусматривает определение места жительства по преимущественному месту нахождения гражданина, т.е. тому месту, где он находится наиболее часто и наиболее продолжительное время. Например, гражданин проживает в Петергофе, ездит на работу в Санкт-Петербург, где у него также имеется жилье, а в летнее время живет на даче в Тосково. Исходя из времени преимущественного пребывания, вероятнее всего его местом жительства будет признан Петергоф. Не имеют значения место прописки гражданина, место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобные факты, поскольку закон не связывает с ними определение места жительства гражданина. Особо следует подчеркнуть, что прописка является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решения вопроса о месте жительства гражданина. Так, если гражданин прописан в Москве, а проживает преимущественно в Саратове, то его местом жительства будет признан Саратов.

Граждане вправе сами выбирать себе место жительства, что, как уже говорилось, является одним из элементов правоспособности гражданина. Единственным исключением, установленным в законе, является определение места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Их местом жительства признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (п.2 ст.20 ГК).

В силу различных обстоятельств гражданин может быть вынужден против его желания покинуть свое место жительства. Если гражданин покидает место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенно социальной группе или политических убеждении, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, то в соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. таким гражданам придается особый статус на период до определенного нового места жительства гражданина. Право самостоятельного выбора жительства в данном случае государством не ограничивается. Напротив, в связи с вынужденной необходимостью оставить прежнее место жительства гражданину гарантируется возможность выбрать новое место жительства и получить государственную поддержку для обзаведения жильем.

Иные обстоятельства, вынуждающие гражданина покидать место жительства: отсутствие работы, неприязненные отношения с соседями, медицинские показания и т.п., не имеют юридического значения и полностью охватываются правом гражданина самостоятельного определять место жительства.

Акты гражданского состояния. Действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие состояние граждан, именуются актами гражданского состояния . Так, рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени смерть гражданина законом отнесены к числу фактов, определяющих гражданско-правовой статус гражданина (п. 1 ст. 47 ГК РФ). Возникновение и прекращение правоспособности связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов, а усыновление – и отношения законного представительства, и весь комплекс личных и имущественных прав и обязанностей, возникающих между родителями и детьми.

В силу особой важности такие акты гражданского состояния, как рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть, подлежат государственной регистрации. В виду неоднородности фактов, охватываемых понятием «акты гражданского состояния», государственная регистрация выполняет различные функции. Так, регистрация рождения, усыновления (удочерения), установлении отцовства, смерти носит удостоверительный характер, поскольку права и обязанности из этих фактов возникают независимо от самого акта государственной регистрации. Заключение брака, его расторжение, перемена имени порождают юридические последствия только после самого факта государственной регистрации. Следовательно, для заключения брака, его расторжения, перемены имени государственная регистрация имеет не только удостоверительный, но и правообразующий характер.

Государственная регистрация осуществляется специальным государственным органом – органом записи актов гражданского состояния (загсом), а в отношении граждан, проживающих за пределами территории РФ, - консульскими учреждениями. Порядок осуществления записи и многие другие вопросы определяются законом РФ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.

Регистрации актов гражданского состояния, как правило, придается необратимый характер. Это означает, что при возникновении ошибок в записях или необходимости их изменения органы загса вправе внести исправления лишь при наличии оснований, предусмотренных законом, и отсутствие спора между заинтересованными лицами. Если возникает спор, то его разрешает суд. Аннулирование и восстановление записи актов гражданского состояния также являются прерогативой суда (ст. 69 – 75 Закона об актах гражданского состояния).

На основании произведенной записи гражданам выдается свидетельство, которое удостоверят факт государственной регистрации соответствующего акта гражданского состояния. Так, до получения паспорта единственным документом несовершеннолетнего является свидетельство о рождении, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

В приведенном определении закреплены признаки юридического лица. Признаки юридического лица – это внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе они достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. Правовая доктрина к числу таких признаков относит:

1) организационное единство;

2) имущественная обособленность;

3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам (самостоятельная гражданско-правовая ответственность);

4) выступление в гражданском обороте от собственного имени (самостоятельное участие в гражданском обороте)

Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое, способное решать определённые задачи. Организационное единство выражается в определении целей и задач организации, в установлении её внутренней структуры, компетенции органов управления и порядке их деятельности. Закрепляется организационное единство в учредительных документах – уставе, учредительном договоре, либо в общем (типовом) положении об организациях данного вида, а также нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.

В соответствии с п.1 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

Признак имущественной обособленности предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других юридических лиц (в том числе вышестоящих), от имущества его учредителей (участников), от имущества государственных или муниципальных образований. Обособленное имущество создаёт материальную базу деятельности юридического лица. Имущественная обособленность у юридических лиц различных видов проявляется по-разному. Хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество; унитарные предприятия – лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления; учреждения – правом оперативного управления. Унитарные предприятия и учреждения как юридические лица не обладают правом собственности на это имущество, поскольку оно принадлежит учредившим их субъектам. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного капитала (у хозяйственных обществ), складочного капитала (у хозяйственных товариществ), уставного фонда (у государственных, муниципальных унитарных предприятий); а её учетно-бухгалтерским отражением служит самостоятельный баланс или смета (п.1 ст. 48 ГК РФ). Всё закреплённое за организацией имущество подлежит обязательному учёту на её самостоятельном балансе, а выделенное учреждению – также и по смете его расходов, утверждённой собственником. Числящееся на балансе организации имущество и характеризует его обособленность от имущества учредителей (участников).

Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица - следствие его имущественной обособленности. Имущество юридического лица потому и обособляется от имущества других лиц, чтобы кредиторы предъявляли свои требования к этому имуществу (с тем, чтобы вывести иное личное имущество учредителей (участников) из-под ответственности). Именно этим целям прежде всего служит уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд), определяющий минимальный размер имущества, гарантирующего интересы юридического лица. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только имеющимися у него денежными средствами. В соответствии с п. 1 ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 ГК РФ (п. 2 ст. 56 ГК РФ).

Установлен принцип раздельной ответственности. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом либо учредительными документами юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК РФ).

Так, согласно п. 1 ст. 75 ГК РФ участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (см. также ч. 2 п.3 ст.56, п.2 ст.82, п.1 ст.95, п.2 ст.105, п.2 ст.107, п.4 ст. 121 ГК РФ и др.). В тех случаях, когда в соответствии с законом устанавливается ответственность учредителей (участников) по долгам юридического лица, она всегда носит субсидиарный (дополнительный) характер, т.е. наступает лишь при отсутствии или недостатке имущества у самого юридического лица.

Юридические лица несут ответственность только по своим обязательствам, т. е по обязательствам, в которых являются стороной. Исключения могут быть предусмотрены в законе (например, п.2 ст.120 ГК РФ).

Таким образом, каждое юридическое лицо самостоятельно несёт гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.

Возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от собственного имени означает, что юридическое лицо может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде только под своим именем, включающим наименование, содержащим указание на его организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях и указание на характер деятельности (п. 1 ст. 54 ГК РФ). Это – итоговый признак юридического лица. Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и поэтому является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица.

Индивидуализация юридического лица. Индивидуализация юридического лица - его выделение из массы всех других организаций, осуществляется путем присвоения ему наименования и определения его места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо имеет свое наименование , содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Конкретный адрес юридического лица указывается в учредительном документе и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа. Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств (ст. 316 ГК) и решения многих других вопросов.

Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (п. 4 ст. 54 ГК РФ).

Фирменное наименование (или фирма) – это название коммерческой организации. Право на фирму, т.е. возможность использования фирменного наименования в гражданском обороте, является личным неимущественным правом коммерческой организации.

Фирменные наименования организаций с устойчивой деловой репутацией и стабильно высоким качеством производимой продукции (товаров, работ, услуг) представляет собой большую коммерческую ценность. Поэтому право на фирму носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней. Организация, зарегистрировавшая фирменное наименование, получает исключительную возможность его использования (в фирменных бланках, вывесках, рекламе, упаковке и т.п.) и вправе требовать прекращения неправомерного использования такого наименования другими юридическими лицами и возмещения причинённых этим убытков.

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги). Ведь одни и те же виды товаров могут выпускаться многими организациями. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

Производственная марка – это словесный (описательный) способ индивидуализации товара; она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар, перечень его основных потребительских свойств и ряд других данных. Производственная марка может применяться юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве (Роспатенте). В отличие от производственной марки товарный знак, как правило, не содержит информацию о виде, качестве, свойствах самого товара, а если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной.

В большинстве случаев товарный знак регистрируется за одним юридическим лицом, которое имеет исключительное право его использования и может передать это право по лицензионному договору другой организации. Закон допускает также возможность регистрации коллективных товарных знаков, которые закрепляются за ассоциациями или союзами предприятий и могут использоваться всеми участниками таких объединении. Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг (выполнении работ), могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания , который приравнивается к товарному знаку.

Свойства некоторых товаров в значительно степени определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся (например, каслинское литье или дымковская игрушка). Организации, изготавливающие такую продукцию, имеют право зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара. Право пользования таким наименованием может закрепляться за лицами, производящими определённый товар в какой-либо местности. В отличие от товарного знака, право использования наименования места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам.

16.Классификация и в иды юридических лиц. Классификация юридических лиц по различным критериям имеет важное юридическое значение. В зависимости от классификации юридические лица приобретают статус определённой организации и в зависимос

Понятие и характеристика гражданского законодательства

Определение 1

Современное гражданское законодательство – это определенная совокупность установленных нормативных актов, которые должным образом обеспечивают систематическое регулирование гражданских правоотношений, которые имеются на территории Российской Федерации. На основании статьи 71 Конституции Российской Федерации нормы гражданского законодательства рассматриваются и ведутся государственными органами Российской Федерации.

Современное федеральное законодательство принято на основании федеральных распоряжений, которые действуют на всю территории страны. Основными источниками гражданского законодательства являются:

  • Конституция Российской Федерации
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральные и иные нормативные и правовые акты, а также законы и прочие распоряжения и постановления правительства Российской Федерации.

На основании статьи 35 Конституции Российской Федерации установлены определенные права, которые обеспечивают надлежащее исполнение актов гражданского законодательства Российской Федерации:

  • право на частную собственность, которое соответственно охраняется на основании принятых законов и прочих распоряжений государственных органов, а также органов местного самоуправления.
  • право на имущество, которое может быть передано в частную собственность. При таком условии каждый гражданин может самостоятельно распоряжаться вверенным ему имуществом.
  • право на наследование. Данное право гарантируется на федеральном уровне.
  • право на имущество. Важно понимать, что имущество не может быть отобрано или передано иным лицам без согласия его правообладателя или без установленного решения судебной организации.

Специализированные акты гражданского законодательства

Все акты гражданского законодательства наделены определенной юридической силой и могут подразделяться на определенные законодательные акты, то есть законы. Кроме того, в гражданском законодательстве также имеются определенные подзаконные акты, которые основаны на нормативных началах.

Специализированные акты, то есть законы, могут быть рассмотрены в виде актов высшего органа государственной власти, то есть Конституции Российской Федерации. Именно об этом говорится в статье 76 Конституции Российской Федерации. В свою очередь данные акты гражданского законодательства могут подразделять имеющиеся официальные гражданские акты:

  • Федеральные конституционные акты гражданского законодательства.
  • Территориальные конституционные акты гражданского законодательства, то есть те акты, которые приняты на определенной территории страны.

Замечание 1

Стоит также отметить, что особое место в системе гражданского законодательства Российской Федерации отведено отраслевым кодифицированным нормативным актам. Как правило, эти акты выражены основами гражданского законодательства и статьями Гражданского кодекса Российской Федерации. Примечательно, что кодифицированные нормативные акты имеют тесную связь с принципами государственных законов.

Современное гражданское законодательство

Замечание 2

Кроме вышеперечисленных законов и гражданских прав, необходимо говорить о том, что конституционные нормы подвергаются регулярному регулированию соответствующих гражданских правоотношений.

Основа гражданского законодательства Российской Федерации определяется соответствующим Гражданским кодексом. В свою очередь Гражданский кодекс Российской Федерации – это кодифицированный акт нормативной системы, который имеет определенный статус подписанного федерального закона.

Для российского гражданского права характерно закрепление норм права в законах и подзаконных нормативно правовых актах, которые в зависимости от юридической силы располагаются в строго определенной иерархической системе. Такое построение гражданского законодательства имеет важное теоретическое и практическое значение, связанное с тем, что в условиях многочисленности нормативных актов, регулируемых имущественные отношения, возникает ситуация, когда одним и тем же правоотношения регулируются неоднозначно различными законами и подзаконными актами.

Среди законов Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. В ст. 76 Конституции РФ выделяются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Федеральные законы иногда их называют законы текущего законодательствования. Конституция РФ (Основной Закон), как федеральный конституционный закон обладает в сравнении с другими наиболее высокой юридической силой, среди норм различных отраслей права в ст. 35,36 Конституции РФ содержатся нормы, составляющие основу гражданско-правового регулирования отношений собственности, а в ст.ст. 20-25 гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений граждан на территории Российской Федерации; Особое место в системе отраслевого законодательства занимает ГК РФ, являющийся базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории России. Гражданский кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Гражданский Кодекс, как основной отраслевой законодательный акт, призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественных и личных отношений; Специальные Основы, Кодексы и Законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права: "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде". "Кодекс торгового мореплавания Союза ССР", Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", Закон РФ "О страховании", Патентный Закон РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей" и т.п. Источниками гражданского права являются подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции, правила и т. п.). Указы Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или федеральному закону могут быть урегулированы только законом. Постановления Правительства РФ. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Нормативные акты министерств и ведомств - ведомственные нормативные акты. Такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.



Обычай как источник гп.

Другим источником гражданского права является обычай, под которым понимаются правила, сложившиеся в результате их длительного применения ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов. Обычай в современных государствах, имеющих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в ряде норм ГК и некоторых актах законодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обязательность обычая.

В ст. 5 ГК дается определение обычая делового оборота, которым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, в суде заинтересованная сторона вправе обосновывать наличие обычая, используя общие правила гражданского процесса и способы доказывания. Однако обычай не может противоречить нормам законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.



В ГК неоднократно встречаются указания на то, что права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. 311, 312, 315, 316 и др.). Действующие отечественные обычаи изучаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. В Российской Федерации были опубликованы обычаи важнейших морских портов.

Но в ст. 5 ГК не говорится о возможности обращения к обычаям, сложившимся в иных, некоммерческих сферах, что надо считать пробелом его общих норм. Однако в ряде последующих статей ГК содержатся отсылки к обычаям национальным (ст. 19) и местным (ст. 221). Поэтому надлежит считать, что ГК допускает применение обычая также в некоммерческих сферах, и юрисдикционные органы, обосновывая свои решения, на такие обычаи вправе ссылаться.

Особенность обычая как источника гражданского права состоит в том, что, в отличие от норм законодательства, он всегда диспозитивен, и поэтому стороны могут от него отступить. Это практически важное правило прямо выражено в п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК применительно к договору (договорное условие сильнее обычая) и должно применяться также к недоговорным обязательствам.

Наряду с обычаями во многих статьях ГК говорится об "обычно предъявляемых требованиях", которыми надлежит руководствоваться. В одних случаях этот термин дополняет отсылку к обычаям делового оборота (ст. 309, 478, 992), в других употреблен самостоятельно (ст. 484, 485, 721). В литературе эти два термина иногда характеризуются как равнозначные.

Однако обычай - это дополнительный источник права, когда он соответствует указанным в ст. 5 ГК признакам и в законе это прямо и ясно оговорено. Обычно предъявляемые требования такого общего статуса в ГК не получили и не должны приравниваться к обычаям.

Вопрос о содержании и применении обычно предъявляемых требований должен решаться судом с учетом широкого круга факторов, в том числе хозяйственных возможностей должника и кредитора. На основании обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи, однако такая их трансформация должна быть признана юридической практикой, прежде всего судебной, и получить подтверждение в наличии признаков обычая, названных в ст. 5 ГК.

Значение судебной практики.

Вопрос отнесения к числу источников гражданского права разъяснения Пленума Верховного Суда РФ является спорным. Некоторые авторы полагают, что Верховный Суд РФ может осуществлять только официальное толкование законодательства, но сам правотворчеством не занимается. В случае обнаружения пробелов в законодательстве он может воспользоваться правом законодательной инициативы, предусмотренной Конституцией РФ.

В какой-то мере с приведенным суждением согласиться можно, и все же его авторы смешивают сущее с должным. Жизнь чрезвычайно многообразна, практика подчас выдвигает такие вопросы, которые решить на основании существующих норм права невозможно, но возникающие здесь проблемы имеют, как правило, частный характер, поэтому пользоваться правом законодательной инициативы просто нецелесообразно. В таких случаях обнаруженный пробел можно восполнить с помощью разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Практика порождает неразрешимые вопросы даже тогда, когда речь идет о применении норм новейшего законодательства.

Сущность и многообразие отношений, возникающих в сфере экономического оборота, приводят к тому, что законодатель, не имея возможности предусмотреть все возникающие здесь жизненные ситуации, формулирует правило об аналогии закона и аналогии права.

Гражданское законодательство постоянно совершенствуется, обновляется и улучшается, однако практика подчас выдвигает такие вопросы, которые решить на основании действующих норм права невозможно. И тогда судебно-арбитражные органы прибегают к аналогии закона или права.

Аналогия закона предполагает такую ситуацию, при которой возникший спор имеет типичный имущественный характер, однако норм права, рассчитанных на подобный казус, нет; правоприменительный орган рассматривает этот спор на основании правил, регулирующих сходные общественные отношения. А если их нет? Тогда используется аналогия права. Под аналогией права понимается закрепленная в законе возможность при рассмотрении гражданского правового спора исходить из общих начал и смысла законодательства. Аналогия в гражданском праве используется, таким образом, для восполнения возникших пробелов. Она не имеет широкого применения, ибо со временем пробел устраняется путем принятия необходимой нормы права.

Нормы гражданского законодательства нередко применяются при рассмотрении трудовых и семейных споров.

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).

Прежде всего необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления.

Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Нормы гражданского права содержатся не только в законах, но и в указах Президента, постановлениях Правительства РФ, в ряде случаев в актах министерств, федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст.3 ГК РФ нормы гражданского права содержатся в Указах Президента РФ и не должны противоречить закону. Это единственное требование к Указам президента как источникам гражданского права.

Постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права должны соответствовать закону, Указам Президента и приниматься на основании закона.

Акты министерств содержащие нормы гражданского права должны соответствовать закону, Указам президента и приниматься на основании и по поручению Правительства РФ.

Гражданский кодекс

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс.

Формально ГК, как, и все другие кодексы, является обычным федеральным законом. От других законов он отличается не своей юридической силой, а своим содержанием, которое придает ему системообразующее значение для гражданского законодательства. Оно заключается в том, что,

во-первых, кодекс в систематизированном виде содержит все основополагающие правила гражданского права;

во-вторых, именно в нем предусмотрено принятие ряда конкретизирующих его правила федеральных законов (большая часть из которых уже принята, причем именно в развитие правил ГК), т.е. система гражданского законодательства.

Новый Гражданский кодекс принимался частями.

Первая часть Кодекса была принята Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 "Юридические лица", вступившей в силу со дня официального опубликования части первой ГК РФ - 8 декабря 1994 г., а также гл. 17, посвященной вещным правам на земельные участки, правила которой вступили в силу одновременно с введением в действие нового Земельного кодекса). В своих трех разделах она охватывает общие положения (Общую часть) гражданского права (раздел I), Вещное право (раздел II) и Общую часть обязательственного права (раздел III).

Вторая часть Кодекса принята Государственной Думой РФ 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. Она включает один, но самый большой по объему раздел IV, посвященный отдельным видам обязательств (договорных и внедоговорных).

Третья часть Кодекса принята Государственной Думой РФ 1 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г. Она содержит два раздела, посвященные наследственному праву (раздел V) и международному частному праву (раздел VI). С момента введения в действие третьей части ГК РФ, т.е. с 1 марта 2002 г., полностью утратили силу сохранявшие действие отдельные разделы Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и ГК РСФСР 1964 г.

Четвертая часть ГК РФ принята Государственной Думой 24 ноября 2006 года, и одобрена Советом Федерации 08 декабря 2006г. и введена в действие с 01 января 2008 года. Данная часть регулирует отношения авторских и патентных прав.

Гражданский кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой признание новой властью имущественного (товарно-денежного) оборота. Он учитывал многие положения дореволюционного проекта Гражданского уложения, хотя, разумеется, прежде всего закреплял экономические основы нового строя. В 1961-1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского законодательства. Она выразилась в принятии общесоюзных Основ гражданского законодательства 1961 г. и в разработанных на их базе республиканских гражданских кодексах (ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодификация в полной мере отражала характер государствленной, плановой экономики и другие особенности тогдашнего общественного строя.

Переход к рыночной организации отечественной экономики потребовал и реформирования ее законодательного оформления. Первым глубоко проработанным актом нового, "рыночного" законодательства, в едином комплексе охватившим весь предмет гражданско-правового регулирования, стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В связи с распадом Союза ССР они формально не вступили в действие, но были специально ратифицированы Российской Федерацией в 1992 г. и действовали в части, не противоречащей новым российским законам. Основную же роль в реформировании имущественных отношений в России должны были сыграть ее собственные законы и президентские указы. К сожалению, они нередко содержали взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило, отличались весьма низким уровнем юридической проработки. Созданный ими беспорядок в организации имущественного оборота сделал особенно насущной задачу новой гражданско-правовой кодификации, которая и была решена принятием нового Гражданского кодекса.

Общепризнано, что содержание ГК РФ отличается достаточно высоким современным уровнем, о чем свидетельствует как сложившаяся практика его применения, так и небольшое число внесенных в него изменений.

Иные федеральные законы (гражданское законодательство)

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. Новый ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Основная часть из этих законов уже принята. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.

Кодекс существенно повысил роль закона в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым:

Исключено регулирование соответствующих отношений подзаконными актами;

Существенно расширена сфера прямой законодательной регламентации;

Предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу.

По мере реализации этих положений гражданское законодательство приобретает все более отчетливые черты единой кодифицированной системы.

Отдельные нормы гражданского права нередко содержатся также в многочисленных федеральных законах публично-правового характера, не входящих в систему актов гражданского законодательства, но в той или иной мере регулирующих имущественные отношения, входящие в сферу гражданского (частного) права. К сожалению, именно здесь противоречия с общими положениями ГК встречаются наиболее часто.

До принятия новых законов, предусмотренных нормами ГК, на российской территории продолжают действовать ранее принятые нормативные акты, имеющие силу законов в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством. Прежде всего, к ним относятся соответствующие акты, принятые высшими органами государственной (законодательной) власти Российской Федерации в период с 12 июня 1990 г. (провозглашение суверенитета РФ) до 1 января 1995 г. (вступление в силу части первой ГК РФ). Так, сохраняет силу принятый в 1992 г. Закон РФ "О залоге", но лишь в части, не противоречащей нормам ГК о залоге (в частности, действуют некоторые его положения о залоге прав). В основном же речь идет о нормативных актах (постановлениях) бывшего Верховного Совета РСФСР, а затем - Верховного Совета Российской Федерации, а также о нормативных указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, принятых в пределах полномочий, данных правительству в законе либо в президентском указе, тогда нередко имевшем силу закона.

Иные правовые акты

Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают указы Президента РФ. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов у нас по сути имеют такое же значение, что и закон, разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему (ср. п. 3 ст. 3 ГК).

Многие указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Президентские указы гражданско-правового характера входят в общую систему нормативных актов гражданского права.

Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь "на основании и во исполнение" перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.


Похожая информация.


Понятие источников права и гражданско-правовых нормативных актов как главного источника гражданского права.

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

§1.Понятие источников права. Понятие гражданско-правовых нормативных актов как главного источника гражданского права. §2. Гражданское законодательство и подзаконные гражданско-правовые акты.

§3. Состояние современного гражданского законодательства.

§4. Толкование гражданско-правовых норм.

Дополнительная литература:

1. Богатых Е. Гражданское и торговое право (схемы). Ч.1. М. 1996.

2. Брагинский М.И.. Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М.:«Статут»,2004.

3. Зивс С.Л. Источники права. М.., 1981.

4. Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976.

5. Канашевский В.А. Международные договоры РФ и акты гражданского законодательства. Казань, 2000.

6. Маковский А.Л. О концепции первой части Гражданского кодекса // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. №4.

7. Новицкий И.Б. Источники советского гражданского права. М., 1959.

Источник права – это форма юридического закрепления и внешнего выражения правового предписания. Источниками права являются нормативные правовые акты, правовые обычаи, правовые прецеденты и нормативные договоры. Однако в российском гражданском праве гражданско – правовой нормативный акт является основным источником гражданского права. Кроме того, источником гражданского права могут быть обычаи делового оборота (в предпринимательских отношениях). Другие отношения, а так же судебные прецеденты в России не являются источниками гражданского права.

Гражданско-правовой нормативный акт - это акт компетентного органа государства, содержащий нормы гражданского права.

Норма права - общее правило поведения, установленное правовым актом, то есть адресованное неопределенному кругу лиц (а не одному конкретному лицу), рассчитанное на многократное применение и обеспеченное возможностью государственного принуждения. Правовые акты (и соответственно нормы права) необходимо отличать от актов применения норм права (они не устанавливают общие правила повеления, а носят индивидуальный и разовый характер).

Гражданско-правовые нормативные акты- это акты, содержащие нормы гражданского права.

Их основой является Конституция Российской Федерации.

Гражданско-правовые нормативные акты (ст. З ГК РФ) подразделяются на «гражданское законодательство» и «иные гражданско-правовые акты» (подзаконные).

Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Эти правовые акты принимаются законодательным органом и обладают наибольшей юридической силой по отношению к «иным правовым актам (подзаконным).



Гражданский кодекс - собрание гражданско-правовых норм, систематизированных по правовым институтам.

«Иные федеральные законы» - в отличие от Гражданского кодекса содержат нормы, регулирующие отдельные виды (сферы) имущественных и личных неимущественных отношений, входящих в предмет гражданского права (например, "О несостоятельности (банкротстве), "Об автономных учреждениях" и др.).

Иные (отельные) федеральные законы должны соответствовать гражданскому кодексу.

Иные нормативно-правовые акты» - это Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, которые содержат нормы гражданского законодательства, а также акты министерств и ведомств.

Эти гражданско-правовые акты отличаются от гражданского законодательства по следующим признакам:

1) они принимаются не законодательной, а исполнительной вла- стью;

2) они должны соответствовать законодательству: в случае про- тиворечия Указа Президента или постановления Правительства за- конодательству (Гражданскому кодексу или другому закону) - при- меняется соответствующий закон.

Постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься лишь на основании и во исполнение гражданского законодательства и Указов Президента Российской Федерации. Таким образом, между «иными правовыми актами» есть субординация.

К гражданско - правовым актам относятся также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права - они могут приниматься лишь в случаях и пределах, предусмотренных гражданским законодательством и правовыми актами президента или правительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство, (то есть все гражданско-правовые акты, так как Конституция в понятие «законодательство» вкладывает более широкое содержание), кроме жилищного, находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать ни законы, ни иные правовые акты, содержащие самостоятельные гражданско-правовые нормы. Жилищное законодательство отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Особенности гражданско-правовых нормативных актов.

1. Гражданское право включает в себя не только законы, но и иные гражданско - правовые акты.

2. Наличие (причем в значительной части) диспозитивных норм.

Диспозитивная норма- это норма, «которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное» п.4 ч.2 ст. 421 ГК; таким образом, здесь устанавливается приоритет усмотрения (воли) самих участников правоотношения перед нормой права: стороны могут своим соглашением исключить применение диспозитивной нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

3. В гражданском праве допускается применение аналогии закона и аналогии права (ст.6 ГК РФ).

4. Допускается применение обычаев делового оборота (то есть правил поведения, не предусмотренных законодательством, но широко применяемых в какой-либо области предпринимательской деятельности, если они не противоречат императивным нормам или договору) - ст.5 ГК РФ.

5. В гражданском праве действует особое правило о допустимости обратной силы актов гражданского законодательства. Обратная сила допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст.4 ГК РФ ).

Необходимо подчеркнуть, что обратная сила допускается лишь к действию законов, но не иных правовых актов.



Просмотров