Кон сти ту ци он ное право. Характеристика федеральных конституционных законов как источников российского конституционного права

Конституционное право содержит множество правовых норм. Они различны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право РФ - это единая отрасль , которая включает конституционно-правовые нормы, закрепленные в Конституции , законах и иных нормативных правовых актах.

Общность и единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения её суверенитета и верховенства Основного закона.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России . Они составляют важную часть действующего механизма правового регулирования системы общественных отношений в каждом субъекте РФ. Федеральное и региональное законодательство органически соединены в правовом воздействии на сферы отношений, которые составляют предмет единого конституционного права.

Отрасль права - это не простой набор норм, а между ними существуют сложные системные связи. Выявить данные зависимости сложно без глубокого исследования внутренней структуры, которая характерна системе конституционного права.

При этом конституционное право , будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложным образованием. Система отрасли проявляется в её внутреннем строении, обусловленном связями, которые возникают между её положениями и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты). В системе отрасли конституционного права отражаются главные нити взаимосвязи конституционно-правовых норм.

В системе конституционного права можно выделить ряд институтов . Они представляют собой основные элементы отрасли и объединяют установления, которые закрепляют их. К институтам конституционного права относят:

Основы конституционного строя;

Основы правового статуса человека и гражданина;

Федеративное устройство государства;

Систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Подобное строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системе сфер общественных отношений, которые составляют его предмет.

Каждый институт рассматриваемой отрасли права характеризуется особыми чертами , которые характерны именно его установлениям.

Различия , отражающие специфику каждого из названных институтов , можно проводить:

по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Подобное воздействие может осуществляться в виде закрепления, установления, регулирования, допущения и т.д.;

по особенностям механизма действия конституционных установлений, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, напротив, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

по характеру направленности конституционно-правового регулирования . Положения одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, установления других - конкретно регулируют определенные общественные отношения;

по субъектному составу . Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам, а других - направлены всем субъектам права;

по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм , формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, в других - конкретное воздействие на субъекта, который нарушает установления Конституции, посредством отмены неправомерных актов и действий;

по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм . В одних институтах установления имеют конституционную форму выражения, в других - преобладающая их часть выражена в текущем законодательстве;

по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - положения конкретного регулирующего действия;

по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании системы конституционных установлений. При этом нормы некоторых конституционо-правовых институтов имеют установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционного регулирования. Положения других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;

по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. Общая целенаправленность конституционного регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт;

по функциям , которые характерны каждому конституционно-правовому институту. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем влиянии отрасли на предмет правового регулирования;

по принципам , которые свойственны каждому из конституционно-правовых институтов.

Указанные специфические предопределяют характер каждого института конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

При характеристике системы конституционного права большое значение имеет её соотношении с системой конституции , которая является основным источником отрасли.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она познается и формулируется путем теоретических исследований, и поэтому субъективный фактор играет главную роль при характеристике её составных элементов.

Система конституции - это субъективная категория, так как систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако он осуществляет её не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, которые имеются в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Принятая в конституции систематизация норм полностью не совпадает со структурой отрасли конституционного права . При этом основы систем общие, но принципы их формирования имеют особенности .

Система отрасли включает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции - это лишь часть этих норм, которые составляют фундамент всего конституционно-правового регулирования.

Для системы отрасли в сравнении с системой конституции характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, которые определяют систему органов государственной власти, принципы их организации и т.д. Они рассредоточены по конституциям как РФ, так и республик в её составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права , и система конституции не останавливаются в процессе трансформации. Они развиваются , отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, который объективно обусловлен потребностями социальной реальности.

  • Назад

В теории существует множество трактовок понятия «конституционное право». Как отрасль права оно определяется посредством выявления основных признаков категории. В качестве таковых часто выделяют охрану закреплённых законом возможностей индивида, регулирование отношений между обществом, государством и основ конституционного строя.

Чтобы сформулировать определение, которое способно охватить все грани проявления этой теоретической категории и одновременно подчеркнуть сущность феномена, необходимо выявить комплекс отношений, на которые оказывают влияние нормы данной отрасли.

При этом как отрасль права связано с такими категориями, как суверенитет, состав федерации и принципы, на которых базируется функционирование органов власти и законодательное регулирование субъектов. Современный тип отечественного административно-территориального устройства детерминирует необходимость разграничения сфер законотворчества региональных и центральных органов власти. Документ высшей юридической силы не только указывает на это разделение, но и включает перечни вопросов, по которым на том или ином уровне могут издаваться соответствующие акты.

Конституционное право Российской Федерации, как и другие отрасли, должно развиваться в соответствии с принципами, которые фундируют «основной закон».

Принятым на референдуме комплексом положений устанавливаются сущностные основы отношений, складывающихся между государством и человеком, определяются легальные формы их взаимодействия.

Другие берут начало в рамках этого механизма. Они конкретизируют общеобязательные нормы «основного закона» в целях, предусмотренных данным документом, а именно: для создания и обеспечения условий, в которых человек может развиваться и быть свободным (перефразируя ст.7 КРФ).

Из сказанного можно сделать следующее заключение: конституционное право как отрасль права задаёт сущностную и организационную «матрицу», которая определяет не только принципы, но также направление и цели развития различных по объёму и объединённых объектов регулирования групп норм. Иными словами, комплекс санкционированных правил, относящихся к данной ветви законодательства, отражает основы государственного устройства и оказывает решающее воздействие на общеобязательные акты других институтов.

Конституционное право как отрасль права - это ведущее направление, объединяющее основополагающие, комплексные, организационные и системообразующие нормы, которые закрепляют неотъемлемые права человека, его статус, определяют важнейшие принципы устройства государства, его ценности и порядок функционирования.

1. Конституционное право России как отрасль права и науки. Предмет и методы российского конституционного права

Конституционное право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм.

Эти правовые нормы:

Характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками;

Отличаются от норм других отраслей права;

Закрепляют и регулируют общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы (т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Конституционное право рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, наука и учебная дисциплина в системе юридического образования. Конституционное право как самостоятельная отрасль системы российского законодательства имеет собственные предмет правового регулирования и специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – это совокупность его норм, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает конституционно-правовые нормы и институты. Конституционное право определяется общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права. Его источником считается Конституция РФ – основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.

Выступая ведущей отраслью в системе российского права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно лишь устанавливает основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы последних. Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

Особенностью конституционного права выступает то, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах, а также то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

Конституционное право изучает:

– практику осуществления народного суверенитета;

– деятельность органов государственной власти;

– систему прав и свобод человека и гражданина, их защиту;

– федеральное и административное устройство.

Конституционное право как наука изучает преимущественно конституционные процессы, закономерности и тенденции их развития; раскрывает присущие данной отрасли закономерности; формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство.

Предмет науки – это изучение отрасли конституционного права. Данная наука имеет свой собственный мыслительно-категориальный аппарат: теоретические положения и научные концепции. Предмет регулирования конституционного права – это отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности. Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя России; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в Российской Федерации, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъект ный состав; значительное число видов. Виды конституционных правоотношений:

Конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);

Правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: связанные с установлением конституционных основ гражданского общества, конституционного строя России, регулированием правового статуса личности. Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений:

Физические лица (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

Государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, федеральные органы Российской Федерации и ее субъектов);

Общественные объединения.

Объект конституционных отношений – это предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – это совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования. Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений. Способы конституционного регулирования общественных отношений: дозволение; возложение обязанностей; запрет. Конституционно-правовые методы: императивный, диспозитивный и др.

2. Источники конституционного права России

Источник конституционного права России – это совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами норм, регулирующих основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в России, а также закрепляющих основные права и свободы личности в РФ.

Традиционно к источникам конституционного права России относятся:

Конституция РФ;

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ;

Федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (например, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»);

Решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ);

Постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ);

Указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам;

Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ;

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Некоторые исследователи также полагают постановления Центральной избирательной комиссии РФ нормативного характера источником конституционного права;

Конституции (уставы) субъектов РФ;

Понятие «конституционное право России», как и, впрочем, зарубежных стран, используется в нескольких смыслах, что часто приводит к известной путанице. Можно отметить три значения, в которых употребляется термин «конституционное право»: 1)

конституционное право как отрасль права, т.е.

Как совокупность норм, регламентирующих основы устройства общества (его экономической, социальной, политической и духовной жизни), организацию высших органов государственной власти и фундаментальные права личности. Только конституционное право регулирует эти основы в единстве, что и определяет его центральное положение в правовой системе; 2)

конституционное право как наука - это интерпетация норм и институтов действующего конституционного права, практика их применения, представленная в теориях, доктринах, концепциях различных исследователей; 3)

конституционное право как учебная дисциплина - представляет предмет преподавания в высшей школе. Учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем наука, изучает основы действующего права и науки и состоит из двух частей: общей, в которой изучаются основные институты конституционного права России, и особенной, где излагаются политические институты и основы конституционного права страны.

12.1.1. Понятие конституционного права как отрасли

Конституционное право России представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в российском обществе и государстве, определяющих основы общественного строя, организации и деятельности органов государства, а также органов местного самоуправления.

Особая значимость конституционного права России в правовой системе обусловлена специфическим предметом реіулирова- ния. Конституционное право регулирует общественные отношения, образующие основу устройства общества и государства, свя- занные с реализацией государственной власти, а также взаимоотношения индивида с обществом и государством, устанавливающие содержание и гарантии прав человека. Дело в том. что взаимоотношения индивида и государства в России всегда были непростые. Долгое время государство было целью, а личность - средством ее достижения.

Чтобы гарантировать себя от произвола сильного, сделать свои взаимоотношения с другими людьми упорядоченными и предсказуемыми, человек создает государство. Цивилизованное существование человека возможно в рамках государственно-организованного общества, поскольку государство выступает универсальным инструментом организации и регуляции поведения человека, который исключает хаос, вседозволенность, анархию. Реализация общезначимых потребностей (в безопасности, правопорядке, отражении внешней угрозы) первоначально осуществлялась за счет ограничения индивидуальных прав, а отношения между государством и индивидом (если он не относился к правящему классу) строились на основе господства и подчинения. Однако в результате эволюции человеческого общества возникает потребность в ограничении абсолютной власти государства и ее разумной организации путем разделения на законодательную, исполнительную и судебную, формирования независимого суда и органов местного самоуправления. В условиях развитого гражданского общества государство служит человеку, охраняет его свободу и содействует благополучию. Правила взаимоотношений государства и общества с личностью фиксируются в конституции.

Конституционное право РФ как отрасль права регулирует основные принципы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, порядок организации и функционирования высших органов власти, их взаимоотношений с гражданским обществом, осуществление основных прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, предметом правового регулирования в конституционном праве являются конституционно- правовые отношения - особая разновидность властных политических отношений, урегулированных нормами конституционного права. Их особенностью является то, что они устанавливают основные права и свободы человека и учреждают в целях их гарантии систему органов государственной власти, определяют принципы организации экономической, политической и духовной жизни и местного самоуправления.

Исходя из властной природы конституционно-правовых отношений преобладающим методом правового регулирования является императивный метод. Его содержание составляют обязывания. Это относится в первую очередь к деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Так, в ст. 2 Конституции Российской Федерации (1993 г.) говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Наряду с этим в конституционном праве используются запреты. Так, в ст. 19, п. 2, говорится о том, что «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В то же время конституционное право знает и диспозитивный метод, реализующийся в дозволениях (правомочиях совершать те или иные действия). Например, статус человека и гражданина регулируется в основном методом дозволения: «каждый имеет право на жизнь» (ст. 20), «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 22) и т.п.

12.1.2. Субъекты конституционного права

Субъектами конституционно-правовых отношений в России выступают как физические лица, так и общественные образования. Основным субъектом является человек, выступающий в статусе как гражданина, так и отдельно взятой личности. Человек индивидуально вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Он вправе требовать от них защиты своих закон - ных интересов.

Однако люди вступают в конституционно-правовые отношения не только индивидуально, но и коллективно, в форме созданных ими объединений: политических партий, движений, общественных организаций и т.п.

Субъектом конституционно-правовьк отношений выступает народ. Так, в ст. 3, п. 1, Конституции говорится о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Кроме этого, субъектом конституционно-правовых отношений является государство, его органы и должностные лица. В Российской Федерации субъектами конституционного права являются само государство как целое, республики, входящие в его состав, края, области, автономная область и округа, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, органы местного самоуправления. Кроме этого, в качестве субъектов конституционного права выступают глава государства (Президент РФ), палаты парламента, их руководители и депутаты, Правительство, его председатель и министры, суды и т.д.

12.1.3. Источники конституционного права

Нормы конституционного права находят свое формальное выражение и закрепление в различных формах, которые называются источниками. Они образуют целостную систему.

Одним из источников конституционного права России выступает естественное право. Оно включает в себя общечеловеческие идеалы и представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Среди них можно выделить такие принципы, как: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», «источником власти является народ», «презумпция невиновности», «право на жизнь, на собственность», «свобода» и др.

Кроме естественного права источником выступает Конституция РФ. Это - Основной закон государства. Она устанавливает наиболее важные нормы и принципы организации жизнедеятельности общества и государства и определяющие основные права и свободы человека и гражданина. Нормы Конституции имеют прямое действие.

Источниками конституционного права являются также федеральные конституционные законы. Они касаются применения прав и свобод человека и гражданина, устройства государственной власти и управления. Их издание предусматривается соответствующими статьями Конституции РФ. Так, например, согласно п. 3 ст. 118 «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом».

Источниками конституционного права являются и обычные федеральные законы. Они издаются Государственной Думой для регулирования прав и свобод человека и гражданина, защиты их чести, здоровья, человеческого достоинства, законных интересов, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Кроме этого, в системе источников конституционного права следует отметить: указы и распоряжения Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Конституционного Суда РФ по вопросам соответствия нормативно-правовых актов требованиям Конституции РФ, акты органов местного самоуправления, которые касаются прав и свобод человека и гражданина. Особым источником конституционного права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает верховенство норм международного права над национальным правом. Согласно п. 4 ст. 15 «если между- народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важ-ную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе " права. Собствен-но, с конституционного права начинается формирование (не обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национально-го права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей свя-зано с политикой и политической системой. Властные отно-шения соприкасаются не только с индивидуальными прояв-лениями свободы человека, но и с коллективными действия-ми людей через политические партии и общественные объе-динения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционирова-нии этих органов. Отсюда острый интерес к развитию консти-туционного права со стороны, самых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институтов и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в России, ког-да происходит трудный, подчас мучительный переход от то-талитаризма к свободному гражданскому обществу.

Предмет конституционного права охватывает две основ-ные сферы общественных отношений:

а) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

б) устройства государства и государственной власти (властеотношения).

В результате длительного исторического процесса цивилизованное со-общество осознало, что организация власти требует разум-ного распределения ее по вертикали и горизонтали, созда-ния многих сложных институтов - демократических пред-ставительных органов народовластия, эффективной, хотя и подчиненной закону, исполнительной власти, независимого суда, местного самоуправления, четких принципов взаимо-действия между ними. Ничего более ценного, чем это взаи-модействие многочисленных звеньев государственной влас-ти, человечество не придумало, твердо отвергнув суще-ствовавшую на определенном историческом этапе в ряде стран абсолютную и тоталитарную власть. В то же время общество повсеместно столкнулось с тяжелой проблемой, свойственной даже демократической системе власти, - ее бюрократизацией и злоупотреблениями должностных лиц. Эти и многие другие сложные проблемы организации государ-ственной власти постоянно находятся в центре внимания конституционного права, которое определяет своеобразные "правила игры" в политике и государстве и подчиняет власть народному волеизъявлению.

В тоталитарном обществе роль конституционного права ограничивается формальным, застывшим существованием, она ничтожна, ибо вся реальная власть находится в одних руках и осуществляется диктаторскими приемами. Но в де-мократическом государстве это право непрерывно разви-вается, испытывая влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно характерно для современной России, в которой происходит переход общества от тоталитаризма к демократии. Конституционное право здесь, буду-чи само объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира и согласия, сдерживая борьбу за власть различных политических, в том числе и экстремист-ских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных пра-вил поведения. Роль этой отрасли права постоянно возраста-ет также потому, что в российском обществе еще не сло-жились общепризнанные стереотипы политической культу-ры и политической этики, недостаточно развиты механиз-мы формирования и выявления общественного мнения.

Конституционное право - юридическая основа демок-ратии, ее закрепление и мера. Демократия - широкое по-нятие, включающее экономический, социальный и полити-ческий аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, посколь-ку современная демократия это не стихийное, а упорядо-ченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения .

Некоторые институт конституционного прав, как бы непосредственно выражают народовластие, и тогда даже употребляются термины "представительная демократия", "парламентская демократия", "политическая демократия" сократической сущностью проникнуты и другие институ-ты - институт основных прав и свобод граждан, принципы судопроизводства, основы федерализма и т. д. В демократи-ческом "государстве конституционное право создает специ-альные гарантии против опасности сползания к тоталита-ризму; определенные нормы и институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой информа-ции, прямо направлены против использования СМИ в анти-демократических целях.

Сущность и значение Конституции

Конституция - основной закон государства, обладаю-щий высшей юридической силой и определяющий основы го-сударственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция - один из важней-ших институтов демократии .

Само появление первых Конституций в конце XVIII в. (США, Франция) явилось следствием ликвида-ции монархического абсолютизма, и в дальнейшем основной ролью Конституции было последовательное утверждение демократичес-ких форм государственности, хотя история Конституции не во всех стра-нах шла прямолинейно: были Конституции тоталитарного типа, закреп-лявшие или прикрывавшие диктаторские режимы. В совре-менную эпоху в развитых странах мира (в том числе во всей Европе) таких Конституций нет, имеющиеся в некоторых странах тотали-тарные Конституции рассматриваются мировым сообществом как анома-лия.

Из действующих Конституций можно выделить две большие группы. Одна из них - так называемые старые Конституции, принятые довольно давно, в условиях, резко отличных от современных, но продол-жающие действовать прежде всего в силу твердо сложившихся конституционных традиций (К. США 1887 г., Бельгии 1831 г., Швейцарии 1874 г., Австралии 1901 г. и др.). Некоторые из этих Конституций претерпели ряд изменений, в них были внесены поправ-ки и дополнения более современного толка. Вторая группа - так называемые Конституции «второго поколения», подавляющее боль-шинство которых было принято во второй половине XX в. в несколько этапов: сразу же после второй мировой войны (Конституции Италии 1947 г., Японии 1947 г., ФРГ 1949 г. и др.), в 70-е гг. (Конституции Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г.), в 90-е гг. после распада мировой социалистической системы (Конституции Болга-рии, Польши, Румынии и др.). По модели Конституции «второго поколе-ния» построены и многие Конституции развивающихся стран, однако для большинства из них характерна высокая степень фиктивности, т.е. несоответствия реального политического режима консти-туционным нормам.

Модель современной Конституции (особенно в том виде, как она представлена большинством Конституций «второго поколе-ния») характеризует более высокий, чем когда-либо в полити-ческой истории уровень демократических принципов и установок, на которых должны основываться общественный и госу-дарственный строй. Среди этих принципов и установок осо-бенно существенны: верховенство Конституции как основного закона го-сударства; признание и гарантии прав человека и гражданина на уровне международных стандартов; политический и идео-логический плюрализм; ограничение власти государства, его связанность правом (правовое государство), возложение на го-сударство определенных социальных функций (социальное го-сударство); обеспечение демократических форм правления - разделение властей, парламентаризм, всеобщее избирательное право; разумное соотношение централизации и децентрализа-ции в государственном (особенно федеративном) устройстве; вовлеченность государства в мировое сообщество и, как след-ствие, признание примата международного права.

Конституция - поли-тический, юридический и идеологический документ. Как по-литический документ, она закрепляет определенное соотноше-ние социальных сил, политических партий, групп давления в обществе. Юридические свойства Конституции выражаются, в частности, в том, что она является юридической базой развития законода-тельства, существующего правопорядка. Поскольку Конституция обла-дает высшей юридической силой, все остальные правовые акты должны ей соответствовать, что, в частности, обеспечивается системой судебного конституционного контроля. Идеологи-ческий характер Конститиуции заключается в том, что она выражает в той или иной степени определенные социальные взгляды. Абсо-лютно деидеологизированных Конституций не существует. Конституция РФ 1993 г. (как и Конституция большинства других государств - бывших союзных республик в составе СССР) близка к европейским Конституциям «второго поколения». Ее ведущие положения, составляющие основы конституционного строя, воспроизводят приведенные выше принципы и установки. Как и большинство Конституций «второго поколения», она была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых экономических и государственных структур. Это - реально действующая Конституция в отличие от социалистических. Она не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной соб-ственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. К. 1993 г. существенно изменила структуру высших органов госу-дарственной власти: отказавшись от идеи всевластия Советов, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федера-тивного устройства России. В Конституции особо подчеркнута ее значи-мость как основного источника права, ее прямое действие, осо-бенно норм о правах и свободах гражданина, которые опреде-ляют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Человека, его права и свободы Конституции рассматривает как высшую ценность.

Под-готовленная Конституционным совещанием, Конституция была принята путем референдума (в нем приняли участие 54,8% зарегистри-рованных избирателей, из них высказались за Конституцию 58,4%). Конституция РФ относится к числу кратких: она состоит из Преамбулы, 137 ста-тей, объединенных в 9 глав, и «Заключительных и переходных положений» из 9 пунктов .

Стиль Конституции - строго юридический, в ней почти нет декларативных норм. С учетом опыта предшест-вующей Конституции, в которую были внесены многочисленные измене-ния и дополнения, Конституция РФ трудноизменяема; это - жесткая Конституция. Толкование Конституции отнесено к ком-петенции Конституционного Суда.

В Российской Федерации, как и в других государствах с фе-деративным устройством, члены федерации - ее субъекты - имеют свои Конституции. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ рес-публики в составе РФ принимают Конституцию, а другие субъекты фе-дерации - уставы. В своей основе эти акты построены по модели федеральной Конституции, что, однако, не исключает наличия норм, объективно отражающих специфические особенности субъекта федерации, но также и несоответствий и отклонений от федеральных конституционных норм как следствие так на-зываемого «парада суверенитетов». Устранение таких несоот-ветствий - важная задача дальнейшего конституционного процесса и совершенствования федеративного устройст-ва РФ.

Этапы развития Конституции

В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституции -соответственно 1918г., 1925г., 1937г., 1978 г. и 1993г.

Сроки действия составляли последовательно свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изме-нения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Изучение порядка разработки и принятия каждой из этих конституций, общего их содержания относится к предмету науки истории государства и права России.

Наука конституционного права исследует особенности каждой конституции с позиций ее роли как основного источни-ка одноименной отрасли, формирования и развития в ней конституционно-правовых институтов, сущности отражаемых в ней концепций.

Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они раз-вивались в соответствии с принципом преемственности, отра-жающей сохранение социалистических ценностей, утвержде-ние советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руково-дящей роли.

Всем конституциям советского типа был присущ в значи-тельной мере фиктивный характер. Они провозглашали прин-ципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод .

Общие черты всех конституций РСФСР не исключают су-щественных особенностей в содержании каждой из них, юри-дической специфики отражения государственно-правовых институтов.

Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска учредительного собрания.

Принятие Конституции РСФСР 1918г. положило начало практике конституционного закрепления основных принципов российского государственного строя. Следующий шаг в этом направлении был сделан Конституцией РСФСР 1925 г. Он был связан как с образованием СССР и принятием первой его кон-ституции, которое обусловило внесение соответствующих из-менений в Конституцию РСФСР, так и с теми социаль-но-политическими изменениями, которые произошли за период действия первой Конституции РСФСР .

Существенные изменения в практику закрепления государ-ственного строя республики внесла Конституция РСФСР 1937г. Она определила круг конституционных норм, закреп-ляющих основные устои государственного строя, выделив их в специальную, первую главу Конституции, носящую название «Общественное устройство». Тем самым был создан новый конституционно-правовой институт, представляющий особой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие основные устои российского госу-дарственного строя. Однако Конституция РСФСР 1937г. не ограничилась закреплением ставших уже конституционными принципов российского государственного строя. Она ввела в оборот такие новые понятая, как «политическая основа» и «экономическая основа». Политическую основу РСФСР, со-гласно Конституции (ст. 2), составляли Советы депутатов тру-дящихся, а экономическую основу (ст. 4) - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на ору-дия и средства производства.

Посредством этих понятий, которыми охватывались все закрепленные в конституции принципы государственного строя, Конституция РСФСР 1937г. сформулировала те глав-ные устои, на которых базировался российский государствен-ный строй в тот период.

Конституция РСФСР 1978г. существенно усовершенствовала и расширила правовое закрепление государственного строя. Изменилось прежде всего наименование этого конституцион-но-правового института. Вместо названия «Общественное устройство» введено наименование «Основы общественного строя и политики РСФСР». Тем самым конституция более точно определила целевое назначение норм этого института. Они охватывают не все устройство общества и государства, а только его основы. Закрепив наряду с основами общественно-го строя и основы политики РСФСР, Конституция тем самым выразила динамику развития общественного строя, содержа-ние направляющего воздействия государства на их развитие.

Последующие изменения и дополнения, внесенные в Кон-ституцию 1978 года законами РСФСР и законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 года, внесли ряд существенных новшеств в содержание рассматриваемого конституцион-но-правового института, не изменив структуру этого института.

Суть этих новшеств состояла в том, чтобы вместо фор-мально провозглашенных в советский период конституционных принципов, являвшихся фиговым листком тоталитаризма, сформулировать в конституции важнейшие конституционные принципы, призванные на деле обеспечить конституционный характер государства, конституционный строй.

Изменения, внесенные в действующую тогда Конституцию Российской Федерации, лишь частично сумели, решить эту задачу. В полной мере она была решена действующей Кон-ституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году и за-фиксировавшей основы конституционного строя Российской Федерации.

Конституционный строй Российской Федерации

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно демократическим или тоталитарным, рес-публикой или монархией и т. д. Совокупность этих черт позво-ляет говорить об определенной форме, определенном спосо-бе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, стано-вится его конституционным строем. Таким образом,консти-туционный строй - это определенная форма или определенный способ организации государства, закреп-ленный в его конституции.

Однако имеется и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции Российской Федера-ции и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма или способ организации которого характеризуется строго определёнными чертами, позволяющими считать его конституционным государством.

Наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституци-онным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитар-ное, в той или иной мере подчинено праву, является одно-временно и субъектом права, и фактором правообразования. Поэтому для того, чтобы государство в полной мере подчиня-лось праву, это подчинение должно быть обеспечено опреде-ленными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму или такой способ организации государства, который может рыть назван конституционным строем.

Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву характеризует его как конституци-онное государство .

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирова-ния гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства

С позиций либерального конституционализма XIX века конституция должна устанавливать такие пределы государ-ственной власти, которые вообще исключили бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Однако в наше время, по мере усложнения общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства в эту сферу облегчает это саморегулирование. Правда, при этом существует опасность чрезмерности государственного вмеша-тельства, которое может свести на нет ту пользу, которую это вмешательство приносит. Потому задача конституции всякого конституционного государства сегодня состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства а сферу общёственного саморегулирования для того, чтобы это вмеша-тельство не смогло нанести вред институтами механизмам само-регулирования, действующим в рамках гражданского общества.

Это ограничение выражается в недопустимости удовлет-ворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свободе; государ-ственного регулирования экономики в ущерб рыночному; подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей разбирательство и т.д.

В демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирую-щаяся система, а конституционное государство - как управляющая система, которая в то же время нахо-дится в зависимости от саморегулирующегося граж-данского общества и его потребностей .

В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в действующей конституции Российской Федера-ции положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не становится под иго всевластного государства. Государство рассматривается Конституцией как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.

И хотя большинство этих идеи не реализовано на практике, а реальное развитие современной России подчас находится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления этих идей а действующей Конституции Российской Федерации играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным государством.

Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему общественных отношений, склады-вающихся в обществе, в его закреплении участвуют не от-дельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и зако-нодательства.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих кон-ституционный строй России, принадлежит нормам Конститу-ции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Консти-туция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в кото-рых находит выражение его гуманная сущность, принадлеж-ность к семье демократических стран. В качестве устоев вы-ступаютосновы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституцион-ного государства.

Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои госу-дарства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства .

В Конституции Российской Федерации содержится отдель-ная глава (I), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений, составляющих главные устои конституционного строя России.

К числу основ конституционного строя, согласно Конститу-ции Российской Федерации (ст. 1), относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделении властей; идеологическом и полити-ческом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением " которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание госу-дарством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.

С этими основами, являющимися характерными чертами конституционного государства, сегодня неразрывно связаны и такие черты, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, а также светская государственность, дополняющая принцип идеологического и полити-ческого многообразия многообразием духовным.

Среди основ конституционного строя, закрепленных Кон-ституцией Российской Федерации, имеются также федера-лизм, суверенности Российского государства и республикан-ская форма правления.

Закрепляя основы конституционного строя Российской Фе-дерации, Конституция Российской Федерации регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характе-ризующие российскую государственность. Совокупность пра-вовых норм, регулирующих эти отношения, образует конститу-ционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в си-стеме конституционного права России.

Россия – демократическое, правовое, социальное государство

Россия - федеративное государство, т. е. государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения). Федеративный характер Российского государства проявился пока еще не в полной мере.

Во-первых, потому что субъекты федерации, сформировав свой государственный механизм, пока собственной судебной системы не имеют. В России существует единая судебная система во главе с Верховным Судом Российской Федерации (Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов), рассматривающим все судебные дела в последней инстанции.

Во-вторых, не сформирована субъектами федерации и своя правовая система. Федеральное законодательство- по-прежнему имеет доминирующее значение и касается всех сколько-нибудь значимых вопросов. Законодательство субъектов федерации не-значительно по объему и имеет в основном конкретизирующий, вспомогательный характер.

В-третьих, в России, хотя во взаимоотношениях с субъектами федерации и применяется двухканальная система налогов, но используется самый жесткий ее вариант (предприятия сами, а не субъект федерации в целом уплачивают, налоги в федеральный бюджет, наряду с уплатой налогов в бюджет субъекта федерации). Кроме того, процентное соотношение федеральных и рес-публиканских (областных, краевых) налогов пока дает крен в сторону федеральных.

Вместе с тем, зачатки федерализма в России уже значительны и, вероятно, в скором будущем мы с полным основанием будем считаться федеративным государством. Народы, объединенные в национально-территориальные образования (рес-публики, автономные округа), и население, проживающее на территории краев и областей, должны иметь соответствующие пред-посылки для обретения самостоятельности, допускаемой в феде-рации. Речь идет о необходимой для этого политической зрелости, без которой все материальные, финансовые средства, оставляемые в субъектах федерации, будут разбазариваться, исчезать как в «черной дыре», а не обращаться на повышение благосостояния людей, проживающих на территории субъектов федерации. Не следует забывать, что до 1991 г. Россия, формально считаясь федерацией, таковой на самом деле не была. Полнокровные федеративные отно-шения не могут быть установлены в одночасье. Путь их создания был долгим .

Федерация должна основываться на следующих принципах:

1) государственная целостность

2) единство системы государственной власти;

3) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами власти субъектов федерации;

4) равноправие и самоопределение народов РФ;

5) равноправие субъектов РФ в их взаимоотношениях.

Россия – правовое государство. Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, - оно должно фактически сложиться как система га-рантий от беспредельного административного вмешатель-ства в саморегулирующееся гражданское общество, от по-пыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах .

Признаки правового государства:

1) Высокий приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) Независимость суда;

3) Верховенство Конституции;

4) Приоритет международного права.

Россия -социальное государство. В данное понятие вкладывается следующий смысл: это государство, политика которого на-правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Итак, не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному рас-пределению жизненных тягот -такова задача государства.

Это можно конкретизировать:

а) каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

б) каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи;

в) нетрудоспособные, т. е. граждане не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. п.), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспреде-ления государством средств, накопленных субъектами, участву-ющими в экономической жизни страны.

Выполнение этих условий требует долгой и кропотливойработывсех граждан, проживающих в России.

Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде всего она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по своим законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, то остается мало социальных благ и распределять больше, приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды .

Список использованной литературы

1. Балагай М. В. Конституционное право РФ – М, 1999г.

2. Козлова Е. И. Конституционное право России – М, 1995г.

3. Конституция РФ: энциклопедический словарь/ В. А. Туманов и др. – М, 1997г

3 Кашанина Т. В. Основы российского права – М, 1998г



Просмотров