Роль права в экономической жизни общества. Понятие права

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

Уральская Государственная Юридическая Академия

РЕГИОНАЛЬНО-ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

ОТДЕЛЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЭКСТЕРНАТА

Контрольная работа

По дисциплине: «Философия права»

Тема: «Роль права в жизни общества»№23

Выполнила студентка

Группа 4 СО

Арент Е.В.

______________________

Правом называют совокупность законов и способов их применения. Законом (юридическим) в широком смысле можно считать все установленные государством общеобязательные правила. А в узком смысле - какой-то принятый государством нормативный акт, то есть официальный письменный документ, издаваемый государством, который и устанавливает конкретную норму права. Право делится на отрасли права, а те в свою очередь - на нормы права. В до письменные времена законы заменялись обычаями и традициями. Были знатоки, которые помнили эти обычаи и как бы выносили решение или подсказывали его суду в спорных и особых случаях. Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности и пр. всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране (ведь в каждом месте были свои особенности). В итоге появились письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем и своды законов.(Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право - важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. На Руси первый письменный судеб-
ник "Русская правда" появился в XI веке.
Чем ближе к современности, тем важнее становилась роль права. Прежде многие государи рассуждали так: "Государство - это я", феодалы творили произвол и не соблюдали часто даже существующие законы, крепостные во многом вообще не попадали под юридическую защиту. В XVIII-XIX веках постепенно жизнь многих стран стала регулироваться Конституцией и ей подобными документами. Значит, власть была введена в определённые рамки, нарушать которые ей стало трудно. Закон нужен прежде
всего слабому против сильного, мирному против вооружённого, желающим зарабатывать честно против вора, преступника и обманщика. Твёрдые законы - это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий.
Чем лучше законы, чем больше областей они регулируют, тем более мирные способы разрешения конфликтов, тем способнее общество к развитию. Закон вводит жизнь в управляемое русло.
Очень важным было то, что теперь государство стало защищать собственников от притеснений, а то и прямого грабежа. Когда коммерсанты и предприниматели смогли действовать более открыто и смело, развитие производства пошло гораздо быстрее. В XIX веке возникли первые государства, которые можно было назвать правовыми. И этот процесс продолжается. Основные признаки правового государства:

Правовому государству присущи следующие признаки:

1. Принцип приоритета права.

Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение

общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность,

справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все

взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет

специфические правовые признаки.

1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

2) особый тип правового регулирования и форма правоотношений;

3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть

отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав,

невыполнение обязанностей.

2) Поскольку говориться, что правовое государство и гражданин -

равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой

нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия,

адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей

государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один

человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте,

верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную,

исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой

системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового акта, конституционно- правового контроля, политического плюрализма и др.

С точки зрения Гоббса право и закон различаются как право и обязанность, в том смысле, что право есть свобода, которую дает нам закон, сам же закон эту свободу может и ограничить. Вообще в трудах многих философов право непосредственно связано со свободой и призвано к ее закреплению и обеспечения механизма ее реализации.
По Гегелю право есть идея свободы. Свое воплощение право находит в позитивном праве, то есть в законе. А то, что закон, не всегда соответствует духу права, то это всего лишь исключение из правила.
Логичной мне представляется трактовка происхождения права, исходящая из того, что право и закон это регуляторы призванные закрепить имущественное расслоение. Законы были вызваны к жизни именно сложившимся неравенством людей. Эту точку зрения поддерживали Руссо, Маркс. В их понимании закон же нужен был, чтобы придать этому неравенству видимую справедливость. Неравенство, которое незначительно в естественном состоянии, усиливается и растет в зависимости от развития способностей и успехов человеческого ума, пока не становится, прочным и правомерным благодаря возникновению собственности и законов. Из этого следует, что нравственное неравенство, узаконенное одним только позитивным правом, противно праву естественному, поскольку оно не совпадает с неравенством физическим и только непропорционально усиливает это неравенство.
Одной из функций закона Гоббс видел установление справедливости, ибо справедливость это качество людей живущих в обществе и их отношения нуждаются в регулировании, дабы устранить всеобщую войну, а потому "где нет закона там нет и справедливости". При этом закон, изданный сувереном всегда справедлив по своей природе, но тогда, когда есть расхождение между его буквой и духом, нужно руководствоваться естественными принципами справедливости, ибо из них и должен исходить закон. Заметим, что в настоящее время восполнение таких пробелов предлагается устранять с помощью аналогии закона или аналогии права, а не исходя из принципа справедливости.
В 18 веке английский юрист Блэкстоун дал следующее определение закона: "Закон есть норма гражданского поведения, предписанная верховной властью в государстве, указывающая на то, что верно и справедливо, и запрещающая то, что неверно и несправедливо". Эта формулировка не раз подвергалась критике, поскольку она ставит право в положение определяющее содержание справедливости, что вряд ли является верным по существу, хотя и часто встречающимся в жизни.
В русской философии роль права была противоречивой. Так Л. Н. Толстой определял его как "правом в действительности называется для людей, имеющих власть, разрешение, даваемое ими самим себе, заставлять людей, над которыми они имеют власть, делать то, что им - властвующим, выгодно, для подвластных же правом называется разрешение делать все то, что им не запрещено". Вообще его отношение к праву было крайне негативным, как одной из форм насилия над человеком устанавливаемой властью одних людей над другими в своих интересах для оправдания их насилия. Право рассматривалось им как сплошной обман, а говорить о его воспитательном значении все равно, что говорить о воспитании рабов для рабовладельца. Право изначально несправедливо ввиду того, что закрепляет неравенство. Так, отнявший немного - будет наказан, а присвоивший чужой труд в тысячи раз больший, делает это по закону, да еще и будет судить первого по созданному им праву.
В. Соловьев в свою очередь определял право как "принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла". Изначально, право рассматривалось как в значительной степени совпадающим с естественным нравственным законом, но с течением времени, усложняющимся за счет норм, не совпадающих с нравственным законом.
В русской философии, особенно среди славянофилов, право занимало по отношению к морали подчиненную роль и должно было всецело ей регулироваться. А у народников эта идея выразилась в устроении права по модели уравнительной социальной справедливости.
Сегодня еще далека от завершения борьба школы позитивного права со школой естественного права, выражающаяся в определении понятия права. Определение понятия права, можно дать или как систему действующих правовых норм, т.е. в него не попадает правосознание и правовые идеи, или право можно рассматривать как часть общественного сознания. Неясным остается вопрос, является ли опора на государственную власть и принуждение основополагающим признаком права? От ответа на этот вопрос зависит понимание того, а является ли естественное право правом вообще, как и право кочевников не имеющих государственности или церковное право. С этой позиции естественное право будет являться не правом, а только набором этических норм.
Таким образом, с течением времени понятие закона значительно изменилось от справедливости данной богом или природой, до несправедливого ограничителя естественной свободы. При этом если в теории изначально господствовали взгляды естественников, то в дальнейшем возобладали воззрения позитивистов. Сегодня в европейском праве отчетливо наметилась тенденция укрепления позиций естественного права в связи с пристальным вниманием к правам человека. Правда, происхождение естественных прав и их состав вообще не анализируется, а их наличие пропагандируется как аксиома не нуждающаяся в доказывании. Более того, современные законы о противодействии экстремизму, обрекли попытки такого анализа на уголовное преследование за попытки обосновать неравенство людей.
Думается, что естественное право, которое является кумиром запада, все же можно признать за право в том смысле, что оно уже реально является частью позитивного права, где и закреплены идеи нравственности и справедливости. Если раньше естественное право было таковым только в мыслях философов, то сегодня все его принципы нашли закрепление в конкретных правовых нормах. Но если предположить, что правовые нормы, декларирующие права человека будут упразднены, то естественным образом и естественное право станет только философской моделью права.
Тенденция к подробной регламентации человеческого поведения и регулированию всех общественных отношений статьями писаных законов присуща полицейскому государству.
Если поставить перед собой задачу достижения справедливости вообще и в юридическом пространстве, в частности, то придется решить вопрос, какими средствами этого можно добиться и является ли право панацеей от всех бед.
Исходя из определения права, можно прийти к выводу о том, что у права всегда признавались две основных функции: регулятивная и охранительная. И именно для выполнения этих функций существуют законы. Совершенно очевидно, что современное общество не может обойтись без этих функций права. Отпадение любой из них ведет к хаосу. Однако, вряд ли право можно считать единственным инструментом осуществляющим подобные функции. Регулятивную функцию, берут на себя многие другие общественные институты, такие как мораль и нравственность, религия, обычаи. А система мусульманского права фактически инкорпорировала эти регуляторы в себя, даже не подвергая их изменению. Такая правовая система является весьма устойчивой, поскольку она базируется на глубинно осознаваемой народом ценности этих правил и недопустимости их нарушения не только с точки зрения права, но одновременно и религии, нравственности и т.д.).
Правовая система, чтобы отвечать требованию справедливости, должна предусматривать наделение людей равными правами, установление равных обязанностей, и равной ответственности при одинаковом уровне поведения. Право в действительности закрепляет как равенство, так и неравенство людей, которое существует объективно. При этом компенсаторная функция права развита достаточно слабо и часто проявляется в виде требования всеобщей уравнительности. Так как значительная часть общественных отношений регулируется правом, то правомерен вывод, что в юридическом пространстве, как и в реальной жизни, абсолютной справедливости нет.
Тем не менее, среди позитивистов распространено мнение, что основная форма справедливости это именно законная справедливость. Законная справедливость это исключительная сфера государства, но она имеет силу везде, где нужно охранять общее благо. Поскольку справедливое законодательство базируется на морали и учитывает культурные традиции народа, то оно и воспринимается народом как нечто в отношении чего существует не только законная обязанность его защищать, но и моральный долг. Такая точка зрения вполне допустима как модель. Но право не всегда опирается на мораль. Помимо законной справедливости, допустимо ее существование и в сферах не урегулированных правом или урегулированных изначально несправедливо.
Но нельзя противопоставлять право, мораль, нравственность, религию, возлагая на первую только регулятивно-охранительную функцию, а соблюдение справедливости оставить за иными регуляторами. Это спорно потому, что мораль и религия сами выходят далеко за рамки справедливости и при формировании критериев поведения руководствуются не только пониманием справедливости, но и совершенно иными критериями.
Нельзя отрицать того, что с усложнением общественных отношений уже не получается их регулировать только естественными природными законами и моральными предписаниями. Необходимость позитивного права все более возрастает.
Это привело к тому, что право, изначально состоявшее из небольшого количества правовых норм, разрослось до сотен тысяч правовых норм в каждой стране, стало делиться на отрасли каждая со своим предметом и методом регулирования. Сегодня ситуация такова, что право призванное дать человеку ориентир правильного поведения и способы защиты своих прав, перестало быть правом для человека, а стало быть правом для касты избранных. Если при зарождении права каждый человек, даже неграмотный и забитый, ясно представлял себе как он должен действовать чтобы защитить свои права, то на сегодня человек с высшим образованием не способен своими действиями самостоятельно реализовать свои права. Для того чтобы это сделать, он вынужден обратиться к людям, профессия которых, знать и толковать право. Современный человек не способен сам ни заключить сделку, ни отстоять свои права в суде. В последнем случае он неизбежно допустит множество процессуальных ошибок, не позволяющих ему получить справедливый результат. Напрашивается вывод, что только закрепления в праве справедливых норм не вполне достаточно, а необходимо создать справедливый механизм их реализации и защиты. Это и привело к тому, что произошло разделение права на права материальное и право процессуальное.
Процессуальное право и было призвано обеспечить реализацию права путем возможности его судебной защиты. Именно в нем и должна была состоять так называемая процедурная справедливость, т.е. устройство самих правил выработки решений таким образом, чтобы обеспечить справедливый результат.
Создание справедливой процедуры абсолютно необходимо для достижения справедливого результата, а критерий оценки справедливой процедуры это справедливость возможных результатов. Нужно отметить, что вполне возможно достичь справедливого результата интуитивно, не руководствуясь правом, но в этом случае справедливость результата не гарантирована и зависит исключительно от субъективных факторов. Идеальная процедурная справедливость призвана устранить такой субъективизм и стремиться к тому, чтобы независимо от воли приминителей права и того, как сложатся дела, применяя эту процедуру, человек всегда получал справедливый результат. Однако, современное процессуальное право в большей степени настроено на то, чтобы этот результат был, прежде всего, законным, а его справедливость уже предполагается изначально. Хотя эти понятия не являются совпадающими. Понятие справедливости подменено формальной справедливостью, т.е. соответствию полученного результата правовым предписаниям.
Наиболее абстрактным правовым примером процедурной справедливости является Конституция. Конкретным органом, где происходит реальное правоприменение является суд. Даже идеальная законодательная деятельность подлинно народной власти не может умалить значения суда для осуществления господства права в государстве. В современном государстве суд, прежде всего, хранитель действующего права. Но, применяя право, он становится и созидателем нового права (особенно в англосаксонской правовой системе). В последние десятилетия юристы обратили внимание на то, что эта роль суда сохранилась за ним, несмотря на существующую систему законодательства, дающую перевес писаному праву. Этот взгляд на суд начинает проникать и в новейшие законы и предписывает, чтобы в тех случаях, когда правовая норма отсутствует, судья решал дело на основании правила, которое он установил бы, "если бы был законодателем".
Право имеет дуалистическую сущность, в которой заведомо существует антагонизм, с одной стороны право закрепляет и охраняет свободу, а с другой стороны для этой же цели ее и ограничивает. По Канту право есть "Ограничение моей свободы или произвола таким образом, чтобы он мог существовать согласно всеобщему закону совместно с произволом каждого другого человека". Милль считал, что по принципу не причинения вреда использовать закон нужно только для предотвращения вреда гражданам, а потому и сфера законодательного регулирования должна быть существенна сужена.
Несмотря на все противоречия, сегодня нельзя отказаться от права, поскольку именно оно является легальным и полноценным регулятором, обеспечиваемым силой государства. Издание справедливых законов и обеспечение их исполнения одна из важнейших задач государства. Но, практически невозможно издать абсолютно справедливый закон, который удовлетворил бы всех людей. Поэтому, задачу минимум нужно свести к тому, чтобы законы не только не являлись явно несправедливыми, но и напротив, их принятие устраняло бы максимальное число несправедливостей. И для такой оценки закона могли бы пригодиться два различных философско-правовых подхода. С одной стороны утилитаристский подход, когда проводится оценка: будет преобладать в результате принятия закона благо или страдания. А с другой стороны, по мнению Ролза, законы должны оцениваться с точки зрения стороннего наблюдателя, что исключило бы влияние на них отдельных групп людей и приблизило бы их к идеальной модели закона такого вида.
Таким образом, в ближайшее время позитивное право будет оставаться основным регулятором в юридическом пространстве, именно потому, что даже при наличии явных элементов несправедливости, его наличие устраняет еще большую несправедливость. Она неизбежно проявилась бы, если лишить человека ясных критериев поведения и заставить его руководствоваться только его субъективным пониманием справедливости.

В настоящее время многие черты российского гражданского общества

находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется

нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации процесс

формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления.

Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от

разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей:

1) поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина;

2) зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом;

3) обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

Список используемой литературы

1. Нерсесянц В.С. Филисофия права: Учебник для вузов. – 2-е изд., прераб. И доп. – М.: Норма, 2006.- 848с.

Право , этика и др. Обращение к... др. проблем. Можно с полным правом утверждать, что во всех достижениях...

  • Роль информации в жизни общества

    Реферат >> Информатика

    Уинстоном Черчилем) Роль информации в жизни общества Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. С давних... – информационного общества . Это общество все еще непонятно для многих. Социальная система и право как...

  • Роль религии в жизни общества (2)

    Реферат >> Философия

    Относительно, бесспорно, очень хорошего правила рассматривать все с позиций науки и... как «Роль Православия в жизни общества» , то следует оговориться о том, что жизнь общества очень... ценностями. И все же, как правило , русские деятели культуры стремились в...

  • Роль культуры в жизни общества

    Реферат >> Культура и искусство

    Города), культура отношения к собственному телу (правила гигиены и т.д.), физическая культура. Материальная и духовная... своих институтов» (П.Сорокин). Какую роль играет культура в жизни общества ? Какого человека, на ваш...


  • Цели: подвести учащихся к пониманию роли и значения права в жизни человека, общества и государства; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
    Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.
    Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (система права, отрасль права, трудовое право, семейное право, конституционное право, гражданское право, административное право, частное и публичное право, позитивное право, категорический императив), схема, домашнее задание.
    Ход урока Организационный момент, сообщение темы и целей урока Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства» Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 1 и № 2
    КАРТОЧКА № 1 Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
    - Почему государство и его граждане нуждаются в сохранении порядка и справедливости? Для этого подумайте над вопросами: Что такое гражданство? Какие права и обязанности есть у граждан нашей страны? К каким последствиям привел распад СССР? Какие нормы права являются общеобязательными для всех людей? Почему? Какую смысловую нагрузку имеет понятие «право»? Сделайте вывод.
    КАРТОЧКА № 2 Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него: Почему нормы права имеют высшую юридическую силу? Для этого подумайте над вопросами: В чем отличие нормативных и подзаконных актов? Как принимаются законы в РФ? Откуда берутся подзаконные акты? Какие виды актов играют ведущую роль? Что значит общеобязательная норма права? Какова роль государства в соблюдении норм права? Чем отличаются нормы права от социальных норм? Сделайте вывод. Работа с классом (на выбор учителя)
    ВАРИАНТ А
    Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
    ВАРИАНТ Б
    - Подберите пары: кто имеет право на разработку и издание актов?
    Закон Министерство
    Конституция Правительство
    Постановление Президент
    Приказ Референдум
    Указ Федеральное Собрание
    (Закон - Федеральное Собрание; Конституция - референдум; постановление - Правительство; приказ - министерство; указ - Президент.)
    ВАРИАНТ В
    - Найдите правильные варианты ответов на вопросы. Какие из перечисленных прав имеют только граждане России? За соблюдением каких прав всех проживающих на территории нашей страны должно следить государство?
    а) возможность участвовать в управлении государством;
    б) право иметь собственное жилье;
    в) возможность трудоустройства на престижную работу;
    г) право на защиту со стороны государства;
    д) участие в выборах местных органов власти;
    е) право на медицинское обслуживание.
    (7 - а, д; 2-6, в, г, е.)
    ВАРИАНТ Г
    Выполнение тестового задания Как называется правовая связь человека с государством?
    а) гражданство; б) право;
    в) обязанность; г) закон. Какие из перечисленных норм права относятся к нормативным актам?
    а) закон; б) указ;
    в) постановление; г) Конституция РФ. Какие из перечисленных норм права относятся к подзаконным актам?
    а) закон; б) указ;
    в) постановление; г) Конституция РФ. Если норма права принята государством, то она становится:
    а) общеобязательной; б) позитивной;
    в) естественной; г) социальной. Какие права человека принадлежат ему по рождению? Как называются такие права?
    а) общеобязательные; б) позитивные;
    в) естественные; г) социальные. Наиболее полно естественные права человека отражены:
    а) в законах Хаммурапи;
    б) «Салической Правде»;
    в) «Русской Правде»;
    г) Всеобщей декларации прав человека.
    ВАРИАНТД
    Фронтальный опрос класса Что такое Конституция? (Основной закон страны.) Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.) Кто является главой государства в России? (Президент Российской Федерации.)
    ~ На какие части делится Федеральное Собрание? (На Совет Федерации и Государственную Думу.) Какие субъекты федерации входят в состав России? (Области (Кировская, Владимирская, Новосибирская и др.), республики (Удмуртия, Татарстан, Ингушетия и др.), края (Пермский, Красноярский, Краснодарский и др.), автономная область
    (Еврейская), города федерального значения (Москва, Санкт- Петербург).)
    - Какие нации и народности живут на территории нашей страны? {Русские, татары, башкиры, удмурты, украинцы, чуваши, мордва, кабардинцы и др.) Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 1 и 2, отзывы одноклассников Изучение новой темы
    План Система права, отрасли права. Мера свободы. Право и закон.
    Задача для учащихся: выяснить, какова роль права в жизни человека; какой смысл имеет понятие «право». Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
    Учебник 1 (с. 180-181) или учебник 2 (с. 79-81).
    Задание для учащихся: объяснить приведенные ниже понятия и сделать вывод, что такое право: система права; отрасль права; трудовое право, семейное право, конституционное право, гражданское право, административное право; частное и публичное право; позитивное право. Проверка записей в тетрадях
    В тетрадях должны быть объяснены все понятия и сделан следующий вывод: право - это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных). Рассказ учителя о мере свободы или самостоятельная работа учащихся (в объеме учебника с использованием дополнительного материала)
    Учебник 1 § 29 (с. 181).
    Задание для учащихся: в чем состоит подлинная свобода человека? Существует ли мера свободы? Как государство ограничивает естественные права человека?
    Дополнительный материал
    Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой

    они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни - civitas. Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. .
    Справка
    Драконт (Дракон), афинский архонт (правитель). Составил в 621 г. до н. э. свод законов (первая кодификация афинского права), отличившихся крайней жестокостью (отсюда «драконовы законы», «драконовы меры»). За большинство преступлений, даже таких как кража сельскохозяйственного инвентаря и продовольствия предусматривалась смертная казнь. Законы были смягчены в период правления Солона, но в конце V века до н. э. они снова были выставлены на рыночной площади для всеобщего обозрения.
    Политическая доктрина О. Бисмарка
    ...Влияния на зависимость, сопутствующие практической жизни людей, - Богом данные реальности, игнорировать которые мы не можем и не должны. Отказываясь распространить их на политическую жизнь и кладя в основу последней веру в тайный разум всех, упираешься в противоречие между государственным правом и реальностями человеческой жизни. Практически это противоречие ведет к трениям, в конце концов - к взрывам; теоретически оно разрешимо лишь на пути социал-демократических сумасбродств. Их успех основывается на том факте, что разум широких масс достаточно туп и неразвит и поэтому риторике ловких и честолюбивых вождей, опирающихся на собственную алчность масс, удается завлечь их в свои сети.
    Противовесом этому является влияние людей просвещенных... Пусть большее благоразумие более интеллигентных классов имеет своей материальной основой стремление сохранить собственность, стремление к заработку не менее правомерно, однако для безопасности и дальнейшего развития государства полезнее перевес тех, кто представляет собственность. Государство, управление которым находится в руках алчущих... и ораторов, обладающих в наибольшей степени способностью обманывать нерассуждающие массы, такое государство всегда будет обречено на стремительное развитие, что не может не нанести тяжелого вреда всему организму столь громоздкой массы, как государственная общность... Всякая крупная государственная общность, в которой будет утрачено осторожное и тормозящее влияние имущих, какого бы оно ни было происхождения - материального или духовного, неизбежно достигнет - подобно развитию первой французской революции - такой быстроты, при которой государственная колесница будет разбита. С течением времени алчущий элемент достигнет решающего перевеса уже в силу своей большей массы. В интересах самой этой массы добиваться того, чтобы при соответствующем переломе удалось избежать опасной стремительности и чтобы государственная колесница не оказалась разбитой. Если это тем не менее произойдет, то исторический круговорот в относительно короткий срок неизменно приведет снова к диктатуре, к деспотизму, к абсолютизму, ибо и массы склоняются в конце концов перед потребностью к порядку...
    Абсолютизм был бы идеальным строем для европейских государственных образований, если бы король и его чиновники не оставались людьми, такими же, как и все другие, коим не надо править со сверхчеловеческим знанием дела, разумом и справедливостью. Самые разумные и наиболее склонные к добру самодержавные правители подвержены таким человеческим слабостям и несовершенствам, как переоценка собственного разума, поддаются воздействию и красноречию фаворитов, не говоря уже о женских, законных и незаконных, влияниях. Монархия и самый идеальный монарх, дабы не начать действовать в своем идеализме во вред обществу, нуждаются в критике, шипы которой помогают ему выйти на правильный путь, когда ему угрожает опасность заблудиться...
    Критика может осуществляться лишь свободной прессой и парламентом в современном смысле. Оба эти корректива могут в результате злоупотреблений притупить острие своего влияния или даже вовсе его утратить. Предотвратить нечто подобное - одна из задач охранительной политики, и без борьбы с парламентом и прессой эта задача неразрешима. Дело политического такта и глазомера - определить границы, которых надлежит держаться в этой борьбе, чтобы, с одной стороны, не препятствовать необходимому стране контролю над правительством, а с другой - не дать этому контролю превратиться в господство. Беседа по поставленным вопросам Самостоятельная работа учащихся по дополнительному материалу
    Задание для учащихся: что означает понятие «право»?
    Что такое право
    А собственно, что же такое право? Ведь не секрет, что большинство россиян до сей поры имеют об этом весьма смутное представление. Дело в том, что в силу нашего исторического развития понятия «право» и «закон» связаны прежде всего с преступлениями и наказаниями, коррупцией и борьбой с криминалом, с деятельностью всевозможных карательных учреждений. Но если мы обратимся хотя бы к энциклопедическим словарям, то узнаем, что «право - в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком плане охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством». Можно, наверное, сказать и короче: право - это обоснованность, оправданность поведения личности в обществе и, с другой стороны, обоснованность, оправданность отношения государства к личности.
    Следующее мое суждение, в чем-то образное, может показаться всего лишь результатом однобокой профессиональной увлеченности автора. Может быть. Хотя могу заверить, оно выстрадано многолетней работой по исследованию свойств и смысла этого сложного феномена - «права». Вот суть моего суждения: право - своего рода социальное существо, которое еще в незапамятные времена пришло служить людям, оно имеет свою особую жизнь, свое предназначение. Хочу обратить внимание на то, что в данном случае речь идет не обо всех явлениях, обозначаемых словом «право». Оно многозначно, существует, например, «моральное право», «право члена общественного объединения» и т. д. Я говорю лишь о праве как строго юридическом явлении, то есть выраженном в законах, в судебной деятельности.
    В многотысячелетней человеческой истории этапы развития права противоречивы, а его судьба причудлива, порой трагична. Часто оно выступает в примитивном виде, только в виде законодательных установлений и казенной деятельности юристов. Как правило, то и другое становится инструментом власти, подчиняется произволу правителей.
    И все же право по мере развития общества все более обретает свою суть и исконный смысл - служить людям, конкретному человеку.
    Исключительную роль в становлении гражданского общества сыграла система права, сложившаяся в Древнем Риме, где еще в V веке до н. э. право сформировалось как особая система регулирования человеческого поведения, не совпадающая с предписаниями религии и обыденной морали. Римские юристы первыми разделили право на публичное, которое «относится к положению государства», и частное, относимое «к пользе отдельных лиц». Именно частное римское право стало основой для развития европейского права. Высокоразвитый индивидуализм, стремление обеспечить оптимальные условия самостоятельной деятельности каждому полноправному участнику социальной и хозяйственной жизни - вот что характерно для частного римского права. (Не к этому ли должны стремиться и мы, пытающиеся во втором тысячелетии отечественной истории создать наконец в России правовое государство?)
    Особенно ярко предназначение права раскрылось в годы Великой французской революции. И не только в общих декларациях, провозгласивших свободу, равенство и братство всех людей, но и в принятии Наполеоном в 1804 году знаменитого Гражданского кодекса, который юридически закрепил важнейшие социальные и экономические завоевания революции. В нем прежде всего провозглашается гражданское равенство: «Осуществление гражданских прав не зависит от качеств гражданина». Вторая часть кодекса посвящена праву собственности: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, какое запрещено законами и регламентами». И весьма существенное положение: «Никто не может быть побуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение». Третья же часть обосновывает договорные отношения, связанные с приобретением собственности, договоры по найму, в том числе по найму рабочей силы. Чрезвычайно важно, что непременным условием договора кодекс объявляет равенство заключающих его граждан и их полную свободу вступать или не вступать в договорные отношения.
    Хочу напомнить, что юридическим фундаментом кодекса Наполеона стало именно римское право. Знаменательным представляется тот факт, что в конце жизни опальный император признал принятие Гражданского кодекса делом куда более значимым, чем все свои самые громкие «сорок побед». Действительно, кодекс 1804 года утвердил такие правовые начала, без которых вообще немыслимо гражданское общество. Он и поныне остается основой современного гражданского права. Аналогичное по значению германское правовое Уложение 1898 года настолько прочно вошло в жизнь немецкого общества, что

    продолжало действовать и при гитлеровском режиме. Все гражданские дела тех лет решались судами в строгом соответствии с нормами Уложения. Правовая политика, выраженная в этом выдающемся юридическом документе, наряду с другими обстоятельствами, во многом определила и быстрый успех знаменитых послевоенных реформ в Западной Германии, реформ Эрхарда - Аденауэра.
    Нет, недаром великий мыслитель, гений философии Иммануил Кант назвал право самым святым из того, что есть у Бога на Земле. В этом своем исконном предназначении и качестве право призвано стать центральным звеном, стержнем жизни людей. В том числе - а может быть, и прежде всего - у нас, в России. Закрепление изученного на уроке К каким отраслям права можно отнести:
    а) покупку или продажу автомобиля;
    б) прием на работу;
    в) выдвижение кандидата в Президенты РФ;
    г) продажу некачественного товара в магазине. Чем отличается частное право от публичного? Что значит позитивное право? Как определяется мера свободы? Какие естественные права человека отражены в международных правовых документах? Какие законы называют драконовскими? Подведение итогов урока Какова роль права в жизни человека? Какой смысл имеет понятие «право»? Чем определяется мера свободы человека?
    Домашнее задание Прочитать § 29 учебника 1 (с. 180-182) или § 9 учебника 2 (с. 70-82). Подготовить устные ответы на вопросы: Каким путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе? В чем сходство и различие позитивного и естественного права? В тетради выполнить задание 5 на с. 184 учебника 1 или практикум 1 и 2 на с. 82 учебника 2.
    Дополнительный материал
    Иммануил Кант
    Выдающийся немецкий историк философии Вильгельм Виндель- банд писал: «Немецкий ум создал в течение короткого промежутка четырех десятилетий целый ряд величественных и всеобъемлющих систем философского миропонимания...» Он сравнивал период расцвета немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX вв. с великой эпохой греческой философии, начавшейся Сократом и завершившейся Аристотелем.
    И действительно, раздробленная и политически бессильная в этот период Германия подарила миру плеяду мыслителей и поэтов, чьи имена увенчаны мировой славой: Гете, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Фихте и др. В этот век «союза философии с поэзией» жил и работал великий немецкий философ, ученый, родоначальник немецкого классического идеализма Иммануил Кант.
    Родился Кант 22 апреля 1724 г. в городе Кенигсберге (Восточная Пруссия), в семье шорника. В 1732 г. мальчика определили в церковную гимназию, на латинское отделение. Кант был одним из лучших учеников, и его родители хотели, чтобы он стал священником. Однако Иммануил решил по-другому. В 1740 г. он поступил в университет своего родного города. Наряду с философией, он увлекался и естественными науками. Сильное влияние на юношу оказали труды Ньютона. В 1746 г. он закончил свою первую научную работу «Мысли об истинной оценке живых сил». Через несколько лет Кант, пока еще студент, был автором серьезных трудов, приобрел широкую известность в научных кругах Пруссии. В апреле 1755 г. он предоставил на философский факультет Кенигсбергского университета магистрскую диссертацию «Об огне», и 12 июня того же года был возведен в ученую степень, а еще через некоторое время получил место приват-доцента. Молодой ученый читал студентам лекции по географии, педагогике, антропологии и, конечно, философии. Однако только в 1770 г. его перевели на должность профессора. К этому времени слава Канта гремела далеко за пределами Пруссии.
    Всю свою жизнь Кант посвятил поиску «всеобщего критерия истины для всякого знания», ведь «истина где-то рядом», утверждал великий мыслитель. Он разработал последовательную философскую систему, в которой дал ответы на важнейшие вопросы бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?»
    Ответом на первый вопрос стала его «Критика чистого разума» (1781). Всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им, говорил Кант. В этой работе он отвергал существовавшие в то время мировоззренческие позиции - догматизм и скептицизм, считая, что придерживаться их - значит идти по ложному пути к проблеме познания. Он предложил другой путь - путь критики, причем критики не каких-либо философских концепций, а критики самого разума, взятого в чистом виде, т. е. независимо от опыта.
    Кант доказывал, что новая философия не может ограничиваться критикой теоретического разума, поэтому в 1788 г. он создал «Критику практического разума», под которым понимал мораль, нравственность, поведение. Философ подчеркивал самоценность нравственного начала, считал, что все нравственные понятия не выводятся из опыта, а изначально заложены в разуме человека. Нравственные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер. «Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т. е. согласно принципам, - писал Кант. - Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть не что иное, как практический разум». Поведение человека должно определяться общечеловеческими правилами, являющимися для него категорическим императивом, т. е. безусловным и обязательным. Итак, по Канту: человек есть субъект морального закона, есть «цель сама по себе» и никогда никем не может быть использован только как средство; поступай в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом; все твои поступки должны быть направлены на общее благо.
    Созданный более 200 лет назад, кантовский императив звучит
    и сегодня весьма актуально, словно завещание великого ученого грядущим поколениям. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
    Кант прожил одинокую и скромную жизнь, ровное течение которой не нарушила даже всевозрастающая слава. Угасал XVIII век, с ним угасала жизнь гениального философа. Умер Кант 12 февраля 1804 г. Проститься с ним пришел весь город, гроб Учителя несли студенты Кенигсбергского университета, а следом шли все офицеры гарнизона и тысячи его соотечественников.
    В столице самого западного региона России, присоединенного к СССР после Второй мировой войны, - городе Калининграде, бывшем Кенигсберге, восстановлен Большой кафедральный собор. У его стен плита с лаконичной надписью «Иммануил Кант». Это могила великого немецкого философа, родоначальника классического идеализма, жившего и творившего в великий век «союза философии с поэзией».

    Введение

    Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.

    Роль права в жизни общества

    правопорядок закон власть государственность

    1. Правопорядок как власть закона

    Следует различать понятие права и закона. Т. Гоббс, например, защищая идею всемогущего государства, трактовал право как приказ верховной власти. Под законом имелось в виду просто действующее право - обычай, ставший нормой. Адекватное понимание соотношений права и закона мы находим у Г. Гегеля, который разделил искони сложившиеся нормы естественного права и «право как закон», т.е. принятые законодательными органами нормы взаимоотношения людей, скажем, в экономической и иных сферах человеческих отношений. Так что между правом и законом существует взаимосвязь и внутри себя различенное единство, доходящее даже до тождества. Если же подходить к этим понятиям исторически, то следует сказать, что право значительно древнего закона: у древних народов, когда еще не было государства, имели место естественные нормы правового поведения, но, конечно, никто не издавал законов. Право и законы формировались постепенно непосредственно из обычаев в виде освященного временем установления. То, что мы ныне называем правом и законом, в глубокой древности практически отождествлялось с обычаями или волей вождя рода. Это не имело ничего общего с подлинным законом периода сложившейся государственности. По своей сути право и закон связаны субъективно с чувством порядка и сознанием долга, т.е. с нравственными принципами.

    Как можно определить право? Право - это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности. Гегель утверждал: «Веление права по своему основному определению - лишь запрет». Между тем, говоря словами Вл. Соловьева, подчинение человека обществу совершенно согласно с безусловным нравственным началом, которое не приносит в жертву частное общему, а соединяет их как внутренне солидарных: жертвуя обществу свою неограниченную но необеспеченную и недействительную свободу, человек приобретает действительное обеспечение своей определенной и разумно и свободы - жертва настолько же выгодная, насколько выгодно по лучить «живую собаку в обмен на мертвого льва». Ж.Ж. Руссо в свое время показал различие между понятиями «всеобщая воля» и «воля всех». И.Г. Фихте, соглашаясь с ним, развивал эту мысль. Всеобщая воля устанавливает правовой закон, и для осуществления этого закона не требуется воля всех взятых в отдельности. Единичная воля может нарушить закон, но не устранить его закон продолжает оставаться в силе несмотря на отдельные пpавонарушения. Чуткий к антиномиям, Фихте отметил противоречие в самой идее права. Действительно, из понятия свободной личности с необходимостью вытекает свобода других. Но последняя требует ограничения прав данной личности, передачи ее внешней инстанции. Иначе говоря, свобода требует уничтожения свободы. Решение этой антиномии, по Фихте, состоит в следующем: закон должен содержать такие гарантии свободы, которые каждая личность могла бы принять как свои собственные; закон должен неукоснительно соблюдаться; закон должен быть властью. «Если бы ноля не была всеобщей, то не существовало бы никаких действительных законов, ничего, что могло бы действительно обязывать всех. Каждый мог бы поступать, как ему заблагорассудится, и не обращал бы внимания на своеволие других».

    Если я желаю, говорит Вл. Соловьев, осуществить свое право или обеспечить себе область свободного действия, то, конечно, меру этого осуществления или объем этой свободной области я должен обусловить теми основными требованиями общественного интереса или общего блага, без удовлетворения которых не может быть никакого осуществления моих прав и никакого обеспечения моей свободы. Определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага, или, что то же - определенное в данных условиях уравновешение этих двух начал, есть право положительное, или закон.

    Закон - это общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права, или, по словам Вл. Соловьева, понятие о должном - в данных условиях и в данном отношении - равновесии между частной свободой и благом целого; определение, или общее понятие, осуществляемое через особые суждения в единичных случаях или делах.

    Отмечаются отличительные признаки закона: его публичность - постановление, не обнародованное для всеобщего сведения, не может иметь и всеобщей обязательности, т.е. не может быть положительным законом; его конкретность - как нормы особых определенных отношений в данной сфере, а не как отвлечённых истин и идеалов; реальная его применяемость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, для чего с ним всегда связана «санкция», т.е. угроза принудительно-карательными мерами. Правовые отношения между людьми подчинены принципу: «Я никогда не смогу сделать что-то другому, не предоставив ему права сделать мне при тех же условиях то же самоё...».

    Иначе говоря: всякий имеет право делать то, чем он никого не обижает.

    Моральность соответствует природе человека, но ее мало. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование общества и жизнь индивида как личности, необходим принудительный закон: принудительная обязательность является одним из существенных отличий правовой нормы от нравственной. Система правовых отношений должна распространяться не только в пределах данного общества, но и как бы опутывать своей паутиной все существующие общества, являющие в их взаимоотношении единое планетарное целое.

    Итак, право - необходимое условие осуществления свободы свободных граждан в обществе. Но если человек хочет быть свободным, он должен ограничить свою свободу фактом свободы других, а это и есть собственно правовое отношение. Право есть нечто святое уже потому, что оно является выражением идеи свободы, идеи законопорядка в жизни общества. По самой своей сути право может быть реальным и продуктивно проявлять себя лишь там, где есть свобода: при тоталитарном режиме действует не право, а пресловутая политическая целесообразность, т.е. произвол. Опасаясь открытого судебного разбирательства своих политических противников, тоталитаризм создает закрытые формы расправы. Только подлинное право, обеспечивая человеку свободу действий, в то же время обеспечивает защиту от произвола и рядовому гражданину, и «правящим верхам».

    Право как средство поддержания справедливого общественного порядка

    В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веление власти и имеющие целью поддержание справедливого общественного порядка. Эти закон предписывают, что можно делать и от чего надо воздерживаться. Свод законов - это «библия свободы народа»: без законов не бывает порядка. Как говорил Цицерон, мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными. Там, где кончается закон, там начинается произвол. Не быть подчиненным никакому закону, говорил Г. Гейне, значит быть лишенным самой спасительной обороны: законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя. При этом незнание закона не освобождает от необходимости его исполнять. Но сами по себе неплохие законы, не обеспеченные юридическим механизмом реализации, остаются мертвой буквой: действительное право есть то, которое заключает в себе условия своего осуществления, т.е. ограждения себя от неосуществления или преступного игнорирования. Закон сам по ceбе не действует; действуют лишь конкретные люди со всеми их индивидуальными особенностями. И дело заключается в том, в какой мере тот или иной человек воспринял закон и насколько этот закон стал убеждением людей. Поэтому существенным фактом права является его признанность народом и доверие к данной системе права, строго соблюдаемое и реализуемое самим государством. Если закон не встречает уважения в глазах «блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа» (А.С. Пушкин).

    Обязательность закона предполагает свободное подчинение ему каждого индивида, но и в то же время возможность нарушения закона и, следовательно, необходимость для власти его восстановления, т.е. наказания.

    Эта идея «бумеранга зла» была ведома издавна:

    Не обижай людей!

    Придет расплата...

    Нам счастья не сулит -

    Преступление - это проявление злой воли и само в себе есть ничтожество, и эта ничтожность есть сущность преступного действия. Но то, что ничтожно, должно, по словам Г. Гегеля, проявить себя как таковое, т.е. выставить себя как то, что само должно быть наказано. Стало быть, зло обладает в самом себе принципом бумеранга: совершил зло - получай наказание. Наказание рассматривается как собственное право преступника: «Преступник почитается как разумное существо, и вынесенная судом санкция выражает тем самым уважение к преступнику как к личности, свободно выбравший форму своего поведения в виде преступления. Эта честь не будет ему воздана, если понятие и мерило его наказания не будут взяты из самого его деяния».

    Человек обретает права постольку, поскольку у него есть обязанности. В нормальном обществе одно вне другого не может быть: обязанности без права - рабство, право без обязанностей - анархия. То самое, что есть право, по Гегелю, есть также и обязанность, а есть обязанность, то есть и право. Ибо всякое наличное бытие есть право только на основе свободной воли: воля и обязанность переходят друг в друга и сливаются. По существу, это значит: тот, кто не имеет никаких прав, не имеет и никаких обязанностей, и наоборот. К примеру, говорит Гегель, права отца семейства над его членами суть в такой же мере обязанности в отношении к ним, как и обязанность послушания детей есть их право стать благодаря воспитанию свободными людьми. Карательное правосудие государства, его право на управление и т.д. суть в то же время его обязанность наказывать, управлять и т.д., равно как и то, чти граждане данного государства исполняют в отношении податен, военной службы и т.д., является их обязанностями и в то же время их правом на охрану их частной собственности.

    «Как жители планеты, размеры которой делают необходимым существование на ней многих различных народов, люди имеют законы, определяющие отношении между этими народами: это международное право. Как существа, живущие в oбществе, существование которого нуждается в охране, они имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них еще законы, коими определяются отношения всех граждан между собой это право гражданское».

    Заключение

    Таким образом, правовые отношения действуют не только в рамках данного государства, но и между государствами. Согласно Ш. Монтескье, международное право зиждется, по натуре вещей на том основном начале, чтобы различные народы оказывали один другому столь много добра в настроении мирном и столь мало зла в настроении враждебном, сколько это возможно без ущерба для обоюдных своих существенных интересов. Естественное действие международного права - склонять волю правительств к миру и взаимовыгодным отношениям.

    Внешнее государственное право касается отношения суверенных народов при посредстве их правительств друг к другу и основывается преимущественно на особых договорах. Заключая между собой договоры, государства таким путем ставят себя в правоотношение друг к другу.

    «Сколько прав не получило своей реализации!? Если бы все права внезапно заговорили - какой бы неумолкаемый гул перебивающих друг друга голосов раздался бы тогда!». А если npедставить мощь этого гула в масштабах не только одного, но и всех государств, более того, всего человечества в его всемирной истории - это был бы планетарный гул. Право - это своего рода истина, охватывающая и каждое общество, и все народы мира, xoтя и по-разному. Никакое общество, человечество в целом не может нормально жить и развиваться вне этих нитей правовой системы.

    Планответа:

    1. Право - результат исторического развития общества.

    2. Понятие права.

    3. Роль права в обществе.

    Всякое человеческое общество испытывает потребность в четкой организации деятельности людей, их поведения с целью защиты жизни членов общества, их собственности, преодолении раздоров, нетерпимости и т.д. Постепенно в ходе истории сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждо­му, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, .ка­кие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его от­ветственность перед людьми. Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего соглашения, гражданского мира, диало­га, договоренности.

    Право соединило в себе одновременно два смысловых значения. Одно связано с понятием править, управлять, регулировать (отно­шения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью норм права порядок, на него находят «управу», т.е. заставляют считаться с установленными нормами. Другое, связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Если государство признает правовую норму, то оно утверждает ее в своем законода­тельстве, выполнять которое обязаны все граждане данной страны.

    Право - это особый регулятор общественных отношений чело­веческого поведения; оно находит свое выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исто­рически сложившиеся в обществе представления о порядке и спра­ведливости.

    Право может быть закреплено в форме принятого государством закона или существовать в виде образца, идеала. Система права включает в себя большие группы правовых норм, объединенных общностью регулируемых ими общественных отношений. Эти группы норм принято называть отраслями права. Отраслей права очень много - конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, и т.д.

    Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы человека. Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и ува­жать права других людей.

    На основе прав люди регулируют свои частные интересы: в ма­териальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учебе, творчестве, информации и т.д. Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидуумами, социальными группами, порождает определенные институты - се­мью, творческие союзы, потребительские организации и т.д.

    Так складывается гражданское общество, где право регулирует отношения, интересы, потребности граждан в различных сферах жизни общества.

    Билет 4

    Человек и культура

    Юридическая ответственность, се виды

    Человек и культура

    План ответа:

    1 Культура процесс созидания материальных и духовных благ в обществе

    2 Человек - субъект культуры.

    3 Единство человека и культуры.

    Культура является существенной характеристикой жизни обще­ства и неотделима от человека как социального общества. В процес­се жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в данном общест­ве ценностям, традициям, овладения им присущими данной культу­ре приемами и навыками деятельности и т.д. Культура представляет собой меру человеческого в человеке.

    Первоначально культура означала возделывание, культивирова­ние почвы, но в дальнейшем получила более общее значение - со­зидание каких-либо ценностей (материальных, духовных). Накоп­ление культурных ценностей связано с передачей их от одного поколения к другому (преемственность"). Наиболее устойчивая сто­рона культуры - культурные традиции - элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений - ценности, идеи, обычаи и т.д. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение куль­турною богатства в процессе творчества, когда новые ценности приобретают общественную значимость.

    Важным признаком культурного развития человека, общества является наличие необходимых условий для проявления и развития творческих сил, способностей, талантов человека - музыкальные и художественные школы, клубы по интересам, самодеятельные теат­ры и т.д.

    Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой про­является в культуре нашего общества: упадок морали, ожесточенность, низкое финансирование культуры, засорение русского языка иностранными словами, бранной речью, утечка специалистов за границу и т.д. Все это привело к резкому падению культурного уровня человека, народа. Однако последние два года, правительство России наметило комплексную программу по исправлению сло­жившегося положения.

    В жизни любого государства, общества и каждого человека важную роль отыгрывает такое явление, как право. Без этой системы ни одно общество не смогло бы существовать мирно и упорядоченно, и ни одно государство не смогло бы развиваться.

    Роль права в жизни общества и человека

    Системой общеобязательных правил, установленных и охраняемых государством, называют правом. Именно эта система правил выражает индивидуальные и общие интересы всех граждан государства.

    Право выступает в роли регулятора общественных отношений, оно защищает права граждан и государства. Именно по этой причине невозможно представить существование и функционирование страны без системы права, так как в обратном случае общественные отношения не будут упорядочены должным образом.

    Демократические государства, которыми и являются большинство современных развитых стран, не имеют возможности осуществлять какой-либо вид деятельности вне системы общеобязательных правил. В обязанности права входит регулирование внутренних взаимоотношений в государственном механизме и оформление структуры государства.

    Также при помощи права закрепляют форму государственного устройства, политический режим и форму правления определенного государства. Право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые и представляют государственные органы.

    Правом определяется, как должен быть организован госаппарат и общеобязательные права и обязанности граждан конкретного государства.

    Посредством права осуществляется государственная правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет потребность в регламентации (юридического характера) определенных отношений. Таким образом, при помощи правотворческой деятельности государства создаются законы, указы и иные рациональные юридические формы.

    С другой стороны, именно право регламентирует государственную деятельность - придает ей юридическую форму и вводит ее в рамки юридических требований.

    Это означает, что посредством права закрепляются интересы наций и тех народностей, которые населяют многонациональное федеративное государство.

    И внешние, и внутренние функции государство реализовывает при помощи права. И во многом успешность реализации той или функции государства зависит от того, насколько она полномерно закреплена правом.

    Право же осуществляет свои функции с двух сторон: и со стороны граждан, и со стороны государства. На государство право воздействует при взаимоотношениях с населением, а само государство осуществляет воздействие через правовую систему (в пределах правовых требований). И именно правом определены пределы вмешательства государства в жизнь граждан.

    Гражданин и гражданство

    Гражданин – это лицо, которое связанно с определенным государством политико-правовой связью. Правовое положение гражданина определенного государства намного выше, нежели лиц без гражданства и иностранцев, так как они обладают большим объемом прав и свобод.

    Государство – это институт политической системы, главной функцией которого является организация и контроль совместных действий и отношений лиц, которые проживают на территории страны, а также защита их прав и свобод.

    Гражданин и государство связаны между собой стабильной политической и правовой связью.

    Гражданство – это устойчивая политическая и правовая связь государства и человека. Она выражается в существовании взаимных прав и обязанностей.



    Просмотров