1 дайте определение объекта земельных отношений. Объекты земельных отношений

2) земля как природный объект и природный ресурс;

3) земельные участки;

4) части земельных участков.

Для исследования понятия "земельный участок" следует уточнить его отличия от термина "земля".

Прежде всего, необходимо обратиться к словарю. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующие определения понятию "земля":

"1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству.

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

4. Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.

5. Страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьем-нибудь владении, пользовании" 1 .

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М., 2005. С. 189.

В Конституции РФ, ГК РФ, ЗК РФ, других законодательных актах термины "земля" и "земельный участок" используются как синонимы.

В частности, в соответствии с п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В ч. 2 ст. 9 Конституции РФ также указывается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Несмотря на то, что в п. 1 ст. 6 ЗК РФ в качестве объектов земельных отношений указана земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков, объектом земельных отношений и земельных правоотношений является не земля как природный ресурс, а земельный участок - индивидуализированная в установленном законом порядке часть земной поверхности. Соответствующее уточнение было внесено в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который дополнил ст. 6 ЗК РФ новым п. 3. Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются::

  1. Земля как объект общественных земельных отношений. Объекты земельных отношений
  2. Земля как объект общественных земельных отношений. Многоаспектность функции земли.
  3. Важнейшими характеристиками правового режима земельного участка являются его целевое назначение и разрешенное использование, регулируемые земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности
  4. Упражнения на отношение к объекту - когда сам объект возбуждает отношение эмоцию
  5. Размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков
  6. Понятие земельного npaea. Предмет и метод земельного npaea, соотношение публичного и частного в регулировании земельных отношений.

Земельное право присутствует в жизни практически каждого человека: совершаются сделки покупки-продажи земли, аренды земельных участков, оформляется приватизация. Что регулируют и на кого направлены объекты земельного права?

Земельное право регулирует вопросы земельных правоотношений, возникающие между государством, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами по поводу владения, распоряжения и пользования землями и участками, а также государственного регулирования. Возникающие гражданско-правовые отношения по поводу земли являются предметом права.

Понятие объектов земельных отношений

Объекты земельных отношений представлены в законодательстве в двух смыслах, от этого зависит сфера правоотношений.

Объектами земельных отношений являются:

  • земля как природный объект и ресурс;
  • земельные участки или их части.

Таким образом, с одной стороны, государство производит охрану земель как основу жизни и совершает действия, направленные на защиту экологии, природных ресурсов, в том числе, заботится о сохранении земли для того, чтобы ее можно было использовать для развития сельского и лесного хозяйства. В этом случае земли выступают в качестве ресурса. В законодательстве используется для обозначения исключительно множественное число термина - «земли»,- имея в виду не конкретный участок или надел, а всю землю Российской Федерации в целом.

Земля в качестве природного объекта и природного ресурса

Выделение земли в качестве природного ресурса связывается не только с охраной, но и с грамотным, практичным использованием. Регулированием занимается лесное, водное законодательства, Закон о недрах и др.

  • сельскохозяйственного назначения. Это земли предназначены для ведения дачного и подсобного хозяйства, рыбоводства, животноводства, охотничьего хозяйства и т.д.;
  • населенных пунктов. Правоотношения, связанные с застройкой, ведением подсобного хозяйства, индивидуальным строительством, регулируются Градостроительным кодексом РФ;
  • промышленности. Эти земли предназначены для обеспечения деятельности энергетики, связи, транспорта, космической деятельности и прочие. Всегда находятся за границами населенных пунктов;
  • лесного и водного природного фонда;
  • земли особо охраняемых территорий (заповедники, дендрарии, культурно-исторические памятники, пансионаты, лагеря, санатории и др.);
  • земли запаса.

Земли могут быть переведены из одной категории в другую в порядке установленном законом.

Земельный участок как объект права собственности, понятие земельного участка

Законодатель выделяет из земель отдельные участки и часть земельного участка, которые понимаются как недвижимое имущество и объект собственности. Коротко, понятие земельного участка включает в себя землю, имеющую определенные границы, установленные законом. С ним совершаются гражданско-правовые действия, по нему наступают юридические последствия.

Объектом права собственности на землю выступает определенный земельный участок.

Земельный кодекс РФ выделяет его в самостоятельный объект правоотношений. Совершать юридические действия можно только с земельными участками, принадлежащими на праве собственности. Для этого нужно пройти определенную государством регистрацию.

Получить свидетельство государственной регистрации можно только на участки, а не их части. Объектом судебного спора земельно-имущественных отношений также будет являться только целый неделимый участок, оформленный надлежащим образом.

Понятие части земельного участка. Часть земельного участка как объект земельных правоотношений

Участок может быть поделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок и таким образом часть земельного участка становится отдельным объектом земельного права, так как представляет собой новый земельный участок. Некоторые исследователи отказываются признавать часть земельного участка объектом земельных отношений.

Тем не менее ст. 6 ЗК РФ выделяет часть земельного участка третьим объектом земельных правоотношений. В соответствии со ст. 133 Гражданский кодекс РФ вещь бывает делимая и неделимая. Неделимой признается вещь, делить которую нельзя, иначе она потеряет свои основные функции. Если из участка извлечь часть, земля не потеряет своего назначения, получится два участка меньшего размера, каждый из который будет самостоятельным.

Споры по поводу того, каким образом совершать сделки с частью земли, не утихали долгое время. Выделив ее как отдельный объект земельно-имущественных отношений, законодатель устранил пробел, когда выделенная часть земельного участка под здание принадлежала одному лицу, а строение - другому. Оформленная должным образом часть участка позволяет совершать с ней юридические действия.

Ст. 35 Земельного кодекса РФ поясняет, что чужая часть земельного участка, которая оказывается занята зданием, переходит в пользование нового собственника сооружений на тех же условиях, на которых пользовался землей предыдущий владелец построек.

Что может выступать объектом права собственности?

Что такое объект права собственности на землю? Во-первых, это земельный участок, находящийся в собственности определенного субъект. Во-вторых, данный участок имеет привязку к местности, адресные данные, в том числе относительно соседних. В третьих, определена его площадь, а также водные и лесные объекты.

Кроме права собственности, выделяют другие вещные права на землю. Вещные права граждан предоставляют гораздо меньший объем возможностей по использованию имущества. Субъекты пользуются своими правами без участия третьих лиц. Если права собственности переходят к другому лицу, это не влечет за собой прекращение вещных прав: они переходят вслед за правом собственности.

Тесно связано с понятием права собственности понятие ограничения прав на недвижимое имущество. Ограничение или обременение прав на недвижимость означает, что имущество находится, возможно временно, в залоге и на оперативном управлении. Такими примерами могут быть:

  • залог;
  • сервитут;
  • аренда и др.

Собственники земельных участков - это субъекты права собственности. Они наделены правами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 261 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе использовать все, что находится на его участке - почвенный и водный покров, растительность.
Распоряжение земельным участком означает, что владелец вправе совершать в отношении своего участка юридические действия - дарить, продавать, менять, сдавать в аренду и прочее.
Согласно ст. 262 ГК РФ граждане могут беспрепятственно находиться на землях общего пользования, находящихся в собственности государства. Следует учитывать, что собственник может ограничить посещение территории ограждениями и ввести режим работы.

Земля как недвижимое имущество и право собственности на землю

В имущественные отношения, касаемые недвижимости, вступают три группы субъектов: Российская Федерация и ее субъекты, граждане, юридические лица.
Для совершения сделок, связанных с землей, участники должны обладать необходимой квалификацией, правом и дееспособностью. Например, при создании фермерских хозяйств, садовых обществ и др. Земля сама по себе не является объектом имущественных прав, это природный ресурс, который формирует объекты гражданских правоотношений - земельные участки.

Право собственности на землю - это право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком. В качестве объектов права пользования на землю выступают земельные участки.

Субъектами являются лица, которые наделены правом совершать с имуществом не запрещенные законом действия либо воздерживаться от их совершения. Если до 2018 года земельный участок можно было оформить по так называемой «дачной амнистии», то, возможно, с 1 января 2018 г. это нельзя будет сделать без процедуры межевания. Межевой план - это выполненное специалистами при помощи GSM оборудования измерение участка. Высокоточные приборы позволяют обозначить границы вплоть до миллиметров.

Без межевого плана нельзя будет:

  • подарить участок;
  • принять его в наследство;
  • покупать, продавать здания, построенные на нем;
  • зарегистрировать вновь созданный участок.

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Утратил силу.

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Комментарий к Ст. 6 ЗК РФ

1. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 1 Кодекса, земельное законодательство исходит из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Соответственно, и как объект земельных отношений земля выступает в этих двух качествах: в первом случае — это земля как природный объект и природный ресурс, и в этом качестве она выступает объектом регулирования, например, норм главы II Кодекса (при этом используется также термин «земли»); во втором случае — это земля как имущество и объект прав, и в этом качестве она выступает в виде конкретных земельных участков и частей земельных участков.

Земельный участок — одна из основных категорий, которыми оперируют земельное право и земельное законодательство. Его точное определение содержится в п. 2 комментируемой статьи. Что же касается части земельного участка, то правовая природа этого понятия нередко является предметом дискуссий, поскольку часть земельного участка, пока она не выделена в установленном порядке в отдельный участок, не может быть самостоятельным объектом имущественных прав и сделок. В ЗК часть земельного участка как объект земельных отношений упоминается только в ст. 35 в контексте части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.

В земельном законодательстве объектом прав выступают также земельные доли (см. комментарий к гл. XIV Кодекса). Комментируемая статья не рассматривает их в качестве отдельного объекта земельных отношений, поскольку земельная доля по существу представляет собой долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, т.е. объектом выступает опять же земельный участок. Однако отношения по поводу таких долей обладают существенной спецификой и являются предметом регулирования нескольких статей ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

2. ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу с 15.02.2008 согласно ФЗ от 13.05.2008 N 66-ФЗ) определял земельный участок как часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Земельный участок — недвижимая вещь, а вещи согласно ст. 133 ГК могут быть делимыми и неделимыми. Земельные участки бывают как делимыми, так и неделимыми — это зависит от их размера, конфигурации, целевого назначения и разрешенного использования. В отдельных случаях запрет раздела земельного участка установлен законом — например, в отношении земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Комментируемая статья конкретизирует и развивает применительно к земельным участкам норму ст. 133 ГК, согласно которой признается неделимой вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Делимость земельного участка имеет принципиальное значение в случае, когда предполагается его раздел — например, между собственниками, если участок находится в общей собственности. Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь определяются правилами ст. ст. 252, 258 ГК.

Подробно регламентируют случаи, когда на неделимом земельном участке находится здание, которое принадлежит на праве собственности или на иных вещных правах нескольким разным лицам.

B качестве объектов земельных отношений ЗК РФ выделяет сле­дующие объекты: земля как природный объект и природный ресурс (ст. 9, 72 Конституции РФ); земельные участки; части земельных участков.

№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает следующие определения: земля как при­родный объект есть естественная экологическая система, природ­ный ландшафт, а как природный ресурс - это те компоненты при­родного объекта, что используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности.

Земельный участок в соответствии с ЗК РФ - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК, ст. 261 ГК). B ст. 1 ЗК речь идет о земле, в том числе как о недвижимом иму­ществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Иное определение дано в Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». B соответствии с ним земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удо­стоверены в установленном порядке уполномоченным государст­венным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными за­конами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст. 40 ЗК право собст­венности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общерас­пространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насажде­ния, если иное не установлено законом.

Земельный участок как объект земельных отношений может быть делимым и неделимым (п. 2 ст. 6 ЗК). Делимым является зе­мельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществлять­ся без перевода его в состав земель иной категории, за исключени­ем случаев, установленных федеральными законами.

Земли разграничиваются по двум признакам: целевому назначе­нию и в зависимости от уровня субъекта собственности. В вопросе целевого назначения сохраняется преемственность земель. Согласно ст. 7 ЗК существуют следующие категории земель:

Сельскохозяйственного назначения;

Поселений;

Промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовеща­ния, телевидения, информатики;

Для обеспечения космической деятельности;

Обороны, безопасности и иного специального назначения;

Особо охраняемых территорий и объектов;

Лесного фонда;

Водного фонда;

Эти категории указываются в актах уполномоченных органов (актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Федерации и актах органов мест­ного самоуправления) о предоставлении земельных участков; в до­говорах, предметом которых являются земельные участки; в доку­ментах государственного земельного кадастра; в документах о госу­дарственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации (п. 2 ст. 8 ЗК).

Все категории земель должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим зе­мель определяется исходя из их принадлежности к той или иной ка­тегории и разрешенного использования в соответствии с зонирова­нием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специ­альных федеральных законов. Любой вид разрешенного использо­вания из предусмотренных зонированием территорий видов выби­рается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ;

Находящихся в собственности субъектов Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муници­пальной собственности - органами исполнительной власти субъектов Федерации;

Находящихся в муниципальной собственности, за исключени­ем земель сельскохозяйственного назначения, - органами ме­стного самоуправления;

Находящихся в частной собственности, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, - органами исполнитель­ной власти субъектов Федерации, а земель иного целевого на­значения - органами местного самоуправления.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанав­ливается федеральными законами. Нарушение установленного зе­мельным законодательством порядка перевода земель из одной ка­тегории в другую является основанием признания недействитель­ными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Еще по теме Объект земельных отношений:

  1. Правовое регулирование земельных отношений Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав

Земельные отношения возникают в связи с владением, пользованием и распоряжением участками. Специфика взаимодействий обуславливается особенностями самих наделов, выступающих в качестве производственных средств. Она проявляется в политике и экономике. В хозяйственной сфере представляет собой основной источник получения продовольствия и сырья. В политике значение взаимодействий определяется тем, что фермеры, крестьяне и другие владельцы и пользователи наделов составляют значительную либо основную часть населения в большинстве стран. Соответственно, земля, как объект земельных отношений, всегда рассматривается как источник борьбы.

Ключевые элементы

Взаимодействия, связанные с пользованием, распоряжением и владением территориями, включают в себя следующие компоненты:

  1. Содержание.
  2. Объекты и субъекты земельных отношений.

Классификация

Законодательство предусматривает определенные виды объектов земельных отношений. Взаимодействия возникают между участниками по поводу пространственно-ограниченных, юридически однородных массивов. Объектами земельных отношений выступает территория, разделенная по установленному порядку. Она имеет целевое назначение и специальную категорию. Объектами земельных отношений являются :

  1. Доли наделов.
  2. Участки и их части.
  3. Права на наделы, их доли и части.

Участники

Они именуются Их состав определяется 5 статьей ЗК. Участниками взаимодействий могут быть:

  1. Граждане.
  2. Российская Федерация.
  3. Юрлица.
  4. Регионы РФ.
  5. Муниципальные образования.

Указанные субъекты могут быть:

  1. Собственниками.
  2. Пользователями.
  3. Обладателями сервитутов.
  4. Арендаторами.
  5. Владельцами.

Объекты земельных отношений могут находиться в постоянном бессрочном или безвозмездном срочном пользовании, пожизненном наследуемом владении. В производственных или иных хозяйственных целях наделы передаются в аренду. В этом случае пользование участками осуществляется в соответствии с договором. Участники взаимодействий, владеющие сервитутом, обладают ограниченным правом на эксплуатацию чужого надела.

Специфика

Согласно 124-125 статьям ГК, регионы, Российская Федерация, сельские, городские поселения и прочие МО вступают в земельные отношения на равных началах с другими субъектами - юрлицами и гражданами. От их имени действуют органы государственной и местной власти. Эти структуры приобретают определенные права, несут обязанности.

Формы собственности

Они имеют ключевое значение в системе взаимодействий и формируют ее основу. При первобытно-общинном строе была общинная форма собственности. В она трансформировалась в частную. Впоследствии эта форма собственности на получила развитие при феодализме и капитализме. После 1917 года вследствие национализации территорий установилась монополия госсобственности. На этой базе формировались социалистические отношения. В 1990-м была проведена реформа. Наряду с государственной, была введена и частная собственность. В результате земельные отношения коренным образом перестроились.

Рента

Объекты земельно-имущественных отношений , как выше было сказано, могут предоставляться в пользование. При этом собственник получает ренту - доход от эксплуатации надела другим лицом. Она может существовать в одной из следующих форм:

  1. Отработочная - барщина.
  2. Оброк - рента продуктами.
  3. Денежная оплата.

Типы

При капитализме сформировалось два вида ренты: дифференциальная и абсолютная. Под первой понимают добавочную прибыль, которая возникает в случае, когда индивидуальная производственная цена ниже, чем общественная. в свою очередь, может быть двух видов. Первая является дополнительной прибылью, возникающей, когда объектами земельных отношений являются территории, разделенные по местоположению и плодородию. Дифференциальную ренту первого типа получают со средних и лучших наделов. Она возникает при любой форме собственности и будет зависеть от реализационной стоимости продукции, которая получена с худших территорий. Это обуславливает связь этого типа ренты с плодородием почвы, расположением участков относительно рынков сбыта, транспортной инфраструктуре и так далее. Дифференциальный доход второго типа возникает при новых капвложениях. Эта рента появляется в случае, когда рентабельность инвестиций выше, чем норма прибыли в данном регионе либо отрасли. Монопольный (абсолютный) доход возникает вследствие расположения сельскохозяйственного предприятия в исключительных условиях природы.

Формы пользования и владения

Они устанавливаются в порядке, определенном в законодательстве. С развитием общества эти формы изменяются. Так, при первобытно-общинном строе передел территории происходил между племенами, их союзами и семьями. Вследствие этого объекты земельных отношений находились в разных формах пользования. При рабовладельческом строе наделы эксплуатировали знатные владельцы и свободные крестьяне. Впоследствии земля сосредоточилась в руках феодалов. При капитализме появились крупные магнаты, арендаторы, мелкие крестьянские и фермерские хозяйства. В советское время господствовали такие формы, как колхозы и совхозы. После земельной реформы они были преобразованы в товарищества, общества, крестьянские хозяйства, их ассоциации, а также сельхозкооперативы.

Закономерности развития

Экономические условия и развитие производительных сил существенным образом влияют на содержание земельных отношений. В этой связи их совершенствование отличается поступательным характером в том случае, когда они согласуются с процессами в промышленном секторе страны. Экономический закон соответствия выступает в качестве основной закономерности формирования и расширения сферы земельных отношений. Суть и характер взаимосвязей по поводу распоряжения, пользования и владения территориями определяется тем или иным способом производства. При переходе от первобытнообщинного к рабовладельческому строю изменилось содержание собственности. Основной особенностью в этот период стало то, что во владении были не только , но и люди. В феодальную эпоху формировались вотчины и поместья. В этот период усиливалось закрепощение крестьянства. При капитализме возник новый вид земельных отношений. Он складывался между наемными людьми и владельцами территорий, арендодателями и арендаторами. После революции и до 1990-х взаимодействия возникали между государством и хозяйствующим лицом. Существенные коррективы в ситуацию внесла реформа. Вместе с государственной стала существовать и индивидуальная собственность.

Административные обследования объектов земельных отношений

В действующем ЗК были внесены поправки относительно государственного надзора. В соответствии с этим правительство постановлением № 251 от 18.03.2105 утвердило правила выполнения нового этапа контроля. Участникам земельных отношений рекомендовано особое внимание уделить последствиям его проведения. Поправки в ЗК вступили в действие с 1 апр. 2015 г. В соответствии с ними, существенно расширились полномочия служащих госнадзора. Им предоставляется право проводить . Этой процедуре посвящена ст. 71.2 Кодекса. По сути, данная процедура является частью госнадзора, так как ее результаты будут приниматься во внимание при формировании ежегодных планов выполнения проверок. Выявленные при обследовании нарушения требований ЗК будут являться основанием для осуществления внеплановых ревизий с дальнейшим привлечением виновных к административной ответственности.

Особенности процедуры

По утвержденным Правилам, проверку проводят должностные лица структур госземнадзора, имеющие полномочия выполнять плановые и внеплановые ревизии. Следует обратить внимание на то, что процедура выполняется без взаимодействия с обладателями наделов, а также доступа служащих непосредственно на территории. Должностным лицам разрешено только запрашивать у органов местной, государственной власти, а также организаций-операторов информационных систем, владельцев архивных фондов документы, необходимые для проверки. После этого они самостоятельно, не получая никаких дополнительных разрешений, анализируют полученные сведения. Плановые осмотры, которые выполняются в рамках федерального не относятся к административным обследованиям.

Приоритетный порядок

Он предусмотрен для определенных категорий наделов. В частности, в приоритетном порядке будут проверяться, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя в соответствующем МО, а также наделы, востребованные в гражданском обороте. В последнем случае анализируется статистика сделок купли-продажи в соответствии с данными ЕГРП. Приоритетный порядок проверок предусмотрен в отношении участков, используемых для осуществления сельскохозяйственного производства, селекции, сортоиспытаний, семеноводства, разведения племенного скота, опытно-учебной, научно-исследовательской деятельности.

Результаты

Если при обследовании не будут выявлены нарушения, в течение трех последующих лет плановые проверки выполняться не будут. Результаты оформляются специальным актом или заключением. Первый документ составляется в случае выявления нарушений. Заключение оформляется при их отсутствии. Документы составляются в электронной форме, заверяются цифровой подписью. Если это сделать невозможно, то заключение (акт) оформляется на бумажном носителе. Непосредственно результаты обследования публикуются на официальном сайте органа, выполнившего его. Следующая проверка будет выполняться спустя два года.

Категории

Вся территория в пределах госграницы России составляет ее фонд. В зависимости от экономических и хозяйственных характеристик он разделяется на категории. Всего их 7:

  1. Они находятся за пределами населенных пунктов и предоставляются либо предназначаются для с/х нужд. В их составе выделяют фонд перераспределения. В него входят выморочные изъятые из оборота, или наделы, от которых собственники добровольно отказались.
  2. Территории населенных пунктов. Эти земли используются для застройки. Они всегда отделяются границами от прочих территорий.
  3. Земли спецназначения. Они располагаются за пределами населенных пунктов. Права на них возникают по основаниям, установленным ЗК.
  4. Особо охраняемые территории. В них включены земли, имеющие научную, культурно-историческую, природоохранную, эстетическую, рекреационную ценность. Для них устанавливается специальный правовой режим.
  5. Лесной фонд.
  6. Земли запаса. Они находятся в муниципальной либо госсобственности и не предоставляются юрлицам и гражданам, за исключением с/х территорий.
  7. Водный фонд. На объектах, входящих в него, может быть искусственный земельный участок. Как объект земельных отношений он используется по общим правилам. Он создается путем отсыпки либо намыва грунта, с применением других технологий.

Важнейшими юридическими характеристиками участков являются разрешенное использование и целевое назначение. Последнее представляет собой условия и порядок эксплуатации надела, установленные законодательством. Предусматриваются конкретные цели для определенного участка согласно категории. Разрешенным использованием называют условия и порядок эксплуатации с учетом установленных обременений/ограничений и целевого назначения.

Изменение категории

Данная процедура регламентируется соответствующим федеральным законом. Земельный участок как объект земельных отношений может быть переведен из одной категории в другую по решению:

  1. Правительства - для федеральных территорий.
  2. Исполнительных региональных органов - для наделов сельхозназначения, находящихся в муниципальной или частной собственности.
  3. Местными структурами власти - для прочих территорий.

Нюансы

Объектом земельных отношений является земельный участок , права на который зарегистрированы в установленном порядке. Законодательство предусматривает ряд случаев, когда муниципальные и госорганы могут провести перевод самостоятельно. Указанные структуры могут ходатайствовать об изменении категории без согласия правообладателя:

  1. Если процедура связана с корректировкой или установлением границ для населенного пункта.
  2. При формировании особо охраняемой природной территории без ее изъятия у правообладателя.

В остальных случаях инициатива должна исходить от собственника или иного законного владельца. Перевод будет считаться состоявшимся после внесения записи в ЕГРП. При этом изменения правоустанавливающей документации не требуется.

Границы

Земельный участок, как объект земельных отношений, должен быть четко обозначен непосредственно на территории и на карте. Границы наделов устанавливаются путем проведения межевания. Оно выступает в качестве подготовительного этапа к постановке на кадастровый учет. При проведении процедуры составляется межевой план. Он включает в себя графическую и текстовую части. В первой указывают:

  1. Информацию о кадастровом плане или выписки по участку.
  2. Сведения о доступе к наделу.
  3. Местоположение границ.

К любому участку должен быть проложен проезд/поход. Текстовая часть содержит данные об участках и их частях в объеме, определенном в ФЗ "О госкадастре". В этом же разделе приводятся сведения о согласовании границ (в случаях, когда это установлено законодательством).

Образование наделов: требования

В законодательстве установлены правила, которые должны соблюдаться при создании участков. В частности, предъявляются следующие требования:

  1. Предельные минимальные и максимальные размеры наделов должны соответствовать показателям, определенным Если на какую-либо территорию действие нормативного документа не распространяется или он не предусмотрен для какого-то участка, допустимые величины устанавливаются, согласно ФЗ. Если размер надела не соответствует требованиям градостроительного регламента, допускается использовать территорию, если это не причиняет ущерб здоровью, жизни людей, окружающей среде и особо охраняемым комплексам.
  2. Границы участков не должны пересекаться с линиями, разделяющими населенные пункты.
  3. Образование наделов не должно вызывать чересполосицу, вклинивание, изломанность границ, невозможность размещения сооружений, препятствовать рациональному использованию и охране, нарушать требования ФЗ.
  4. Запрещено создавать участки, эксплуатация которых в соответствии с разрешенным использованием невозможна.

Дополнительно

Объекты земельных отношений образуются:

  1. При объединении/разделении наделов.
  2. При перераспределении земель.
  3. При выделе из территорий, находящихся в муниципальной или госсобственности.

Целевое использование и назначение вновь образованных наделов сохраняется. В законодательстве предусматривается запрет на объединение участков, которые предоставлены на правах бессрочного постоянного, срочного безвозмездного пользования, а также наследуемого пожизненного владения. Исключение составляют случаи, когда наделы находятся у одного лица.



Просмотров