Принципы и общая характеристика правового регулирования лпх. Личные подсобные хозяйства граждан

2.1 Правовое регулирование личных подсобных хозяйств в Российской Федерации

Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией РФ , Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве" , другими федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Определение личного подсобного хозяйства, закрепленное в статье 2, имеет два важных аспекта.

Во-первых, личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности.

Во-вторых, эта деятельность ограничивается деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и деятельностью по реализации этой продукции. Ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи в сельскохозяйственной продукции.

Из этого следует, что личное подсобное хозяйство отличается от другой формы деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции - от крестьянского (фермерского) хозяйства. Первые относятся к хозяйствам потребительского типа, а вторые являются субъектами предпринимательской деятельности. В отличие от фермерского хозяйства личное подсобное хозяйство ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.

О некоммерческой (непредпринимательской) деятельности личного подсобного хозяйства свидетельствуют многие обстоятельства. Личное подсобное хозяйство не подлежит государственной регистрации (п.1 и 2 ст.23 Гражданского кодекса (ГК) РФ , п.2 ст.3 настоящего Федерального закона) и не облагается подоходным налогом.

В соответствии с подпунктом 13 части первой ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые ими от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Также установлено, что сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих это личное подсобное хозяйство.

Из этого следует, что граждане сами должны определить причитающуюся каждому из них долю в этой продукции (согласно п.1 и 2 ст.245 и п.1 и 3 ст. 252 Гражданского кодекса РФ по соглашению между ними либо в судебном порядке) или владеть, пользоваться и распоряжаться этой продукцией сообща без определения своих долей (согласно ст. 253 Гражданского кодекса РФ по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из них совершается сделка).

Также настоящий Федеральный закон и п.1 и 2 ст.23 Гражданского кодекса РФ не требуют осуществления государственной регистрации личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.

Настоящий Федеральный закон (п. 3 ст. 3) гарантирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства только гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

Кроме того, настоящий Закон направлен на защиту прав граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, от произвольного вмешательства в их деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Нормы ст. 6 настоящего Федерального закона не вводят каких-либо ограничений на поголовье и количество сельскохозяйственных животных, пчел и птицы, которых разрешено содержать в личном подсобном хозяйстве, следовательно, ни один орган государственной власти или орган местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и устанавливать какие-либо нормы (минимальные и максимальные) по количеству разрешенного поголовья скота, пчел и птицы, так как это не предусмотрено законодательством.

В соответствии со ст. 35, 55 Конституции Российской Федерации решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, могут быть обжалованы в суд.

За многолетнюю практику ведения гражданами личного подсобного хозяйства выработаны различные формы государственной и иной поддержки таких хозяйств:

1) в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13.03.1981 г. № 141 "О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан РСФСР" федеральным органам исполнительной власти (прежде всего Минсельхозу России), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления разрешено вводить в свои штаты специалистов по вопросам развития личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Эта норма действует до сих пор;

2) в соответствии с указом Президента РФ от 07.06.1996 г. № 819 "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" предусмотрено, начиная с 1997 года, выделение средств из федерального бюджета на льготное кредитование строительства жилых домов и обустройство земельных участков личного подсобного хозяйства, а также выделение средств из государственного лизингового фонда на приобретение племенного и рабочего скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования.

Государственной поддержкой является также освобождение владельцев личных подсобных хозяйств полностью или частично от налогов, взносов во внебюджетные фонды и платежей в соответствии с федеральными законами. Например, согласно подпункта 13 части первой ст. 217 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения доходы граждан от продажи выращенной продукции в личных подсобных хозяйствах.

Согласно ст. 6 и 8 Закона РФ "О плате за землю" земельный налог на земельные участки личного подсобного хозяйства в границах и вне черты сельских поселений приравнен к налогу, взимаемому с сельскохозяйственных организаций (в 10 раз меньше чем для дачников или владельцев земельных участков для индивидуального жилищного строительства), а в черте городских поселений для личного подсобного хозяйства земельный налог равен 3 процентам от ставок земельного налога, установленного в этом городском поселении для других видов деятельности.

Соответствующими законами установлены льготы на подоходный налог (налоговые вычеты на расходы при приобретении земельных участков, жилых домов, хозяйственных сооружений и строений), налог на имущество, расположенное на земельном участке личного подсобного хозяйства, плата за забор воды для орошения и т.д.

В пункте 2 статьи 7 Федерального Закона приведен примерный перечень мероприятий по государственной поддержке граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Порядок их реализации должен быть определен постановлениями и решениями Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Впервые предусматривается ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных, содержащихся в личном подсобном хозяйстве.

Все меры государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство связаны с использованием средств федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому в настоящем Федеральном законе впервые установлено, что на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств).

Более половины некоторых видов сельскохозяйственной продукции (картофель, овощи, мясо, молоко) производится в личных подсобных хозяйства и поэтому они должны иметь государственную поддержку пропорционально своей доле в производстве сельскохозяйственной поддержки.

Объемы и виды государственной поддержки личных подсобных хозяйств будут определяться ежегодно при принятии федерального бюджета на очередной год. Например, на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с Федеральным законом от 24.12.2002 г. № 177 - ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" выделено 24,5 млрд. рублей, в том числе:

1) субсидирование разницы процентных ставок по привлеченным кредитам и краткосрочным кредитам 3,2 млрд. рублей;

2) государственная поддержка программ и мероприятий по племенному животноводству и элитному семеноводству 1,2 млрд. рублей;

3) государственная поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства 1,3 млрд. рублей;

4) компенсация части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур (субсидии и субвенции) 0,9 млрд. рублей;

5) регулирование зернового рынка 1,0 млрд. рублей;

6) субсидии на компенсацию затрат на приобретение минеральных удобрений 2,1 млрд. рублей;

7) на финансирование мелиоративных работ 2,4 млрд. рублей;

8) федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" (финансирование газификации, водоснабжения, жилищного строительства, дорожного строительства) 1,5 млрд.руб. и т.д.

Указанные средства федерального бюджета выделяются Минсельхозом России в порядке, установленном Правительством РФ для каждого вида расхода средств.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при принятии своих бюджетов также разрабатывают и осуществляют меры и программы по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8 определяет, что вместо государственной регистрации личных подсобных хозяйств их учет должен осуществляться в похозяйственных книгах. Порядок ведения таких книг должно определить Правительство РФ.

Многие граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, не имеют другого постоянного места работы и, следовательно, они не смогут оформить пенсию. Статья 9 предоставляет таким гражданам право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Данная норма соответствует положению абзаца второго п. 1 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167 - ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 29.05.2002 г. и 31.12.2002 г.), согласно которого граждане вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять плату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за другого гражданина, за которого не осуществляется уплата страховых взносов.

Форма пенсионной книжки застрахованного гражданина и порядок ее заполнения утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 10.04.2003 г. № 49 п.

Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии не может быть менее 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты (п. 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Таким образом, по мнению автора работы, органам государственной власти субъектов РФ на региональном уровне при принятии законов и программ по поддержке личных подсобных хозяйств следует особое внимание обратить на ст. 7 Федерального Закона «О государственной и иной поддержке личных подсобных хозяйств» и ст. 9 «Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию» .


В ходе градостроительной деятельности определяются виды использования земель в пределах черты городов и сельских поселений. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области градостроительства и использования земель городов и сельских поселений определены Градостроительным кодексом Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает основы...

Союза ССР сложил свои полномочия. Изменения в политической системе России в первой половине 1990-х гг. Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н. . Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени...

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О личном подсобном хозяйстве


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 267, 31.12.2008);
(Российская газета, N 132, 22.06.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2016, N 0001201605020007) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040003).
____________________________________________________________________

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - ..

4. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ ..

5. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ ..

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ .

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ .

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ .

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ .

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

В комментируемой статье установлено, что правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", другими федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Данная норма развивает положения подпункта в) части первой статьи 72 и части второй статьи 76 Конституции Российской Федерации о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам владения, пользования и распоряжения землей и статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации о перечне нормативных правовых актов, входящих в понятие "земельное законодательство".

Согласно статьям 90 и 115 Конституции Российской Федерации к нормативным правовым актам Российской Федерации относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации при условии, что они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Согласно пункту 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации министерства и иные федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, в случаях и в пределах, прямо предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут издавать акты, содержащие нормы, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, во исполнение настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления могут издавать акты, содержащие нормы, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, во исполнение настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.

Учитывая верховенство Конституции Российской Федерации, в перечисленных законах и нормативных правовых актах нельзя изменять концептуальные положения Конституции Российской Федерации, которые в отношении земель личного подсобного хозяйства сводятся к следующему:

1) земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.9);

2) право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст.35);

3) граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ст.36);

4) владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.36);

5) условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст.36);

6) права граждан (в том числе на землю) могут быть ограничены федеральным законом только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст.55);

7) по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76);

8) указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (статьи 76, 90 и 115).

Указанные принципы Конституции Российской Федерации в полном объеме отражены и закреплены в Федеральном законе "О личном подсобном хозяйстве".

Из книги Земельный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства 1. Гражданам,

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 5. Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств 1. Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется путем:1) государственной регистрации лекарственных

Из книги Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 25.2. Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного

Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства 1. Гражданам,

Из книги Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации автора Тихомиров М Ю

Статья 81 Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства 1. ФЗ от 11.06.2003г. "О

Из книги Постатейный комментарий к Федеральному закону от 7 июля 2003г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" автора Калинин Н И

Введение. Правовое регулирование земель личного подсобного хозяйства Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) по вопросам предоставления, использования и распоряжения земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства делает отсылку к федеральному

Из книги Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" автора Ткач Александр Николаевич

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства 1. Определение личного подсобного хозяйства, закрепленное в комментируемой статье, имеет два важных аспекта.Во-первых, личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности.Во-вторых, эта деятельность

Из книги Комментарий к ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" автора Ялбулганов Александр Алибиевич

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства 1. В пункте 1 комментируемой статьи установлен единственный ограничитель прав граждан, пожелавших вести личное подсобное хозяйство. Сделать это может только дееспособный гражданин, которому земельный

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства 1. Норма пункта 1 комментируемой статьи учитывает положение пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в соответствии с которым собственник земельной

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства В комментируемой статье приведен примерный перечень имущества, которое может использоваться для ведения личного подсобного хозяйства, но этот перечень не является исчерпывающим. Дополнительно

Из книги Федеральный закон РФ "Об опеке и попечительстве" автора России Законодательство

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства 1. Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.Согласно статье 44 ЗК РФ права на земельный участок

Из книги автора

Статья 25.2. Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного

Из книги автора

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую Комментарий к статье 1Статья 1 комментируемого Закона закрепляет систему нормативных правовых актов,

Из книги автора

60. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Информационные правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи».Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры

Из книги автора

Статья 3. Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,

Из книги автора

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства 1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским



Просмотров