Ст 256 фз рф о дополнительных мерах. Закон о материнском капитале в последней редакции

С 2007 года вступил в законную силу Федеральный закон о поддержке семей, имеющих детей, не достигших 18-летия. Нормативным актом введено понятие «материнский капитал». Он состоит из средств государственного бюджета и направляется Пенсионному фонду России. Им могут воспользоваться только граждане Федерации, ранее не получавшие аналогичную помощь, для создания условий, которые обеспечивают семье достойную жизнь.

Государственная программа поддержки материнства закреплена Федеральным законом о материнском капитале 256 ФЗ. Действующая редакция нормативного акта предоставляет возможность регионам устанавливать дополнительные льготы для данной категории граждан. Текст закона предусматривает:

  1. Целевое использование государственной помощи.
  2. Порядок рассмотрения заявления для получения семейного сертификата.
  3. Процедура перечисления денежных средств с федерального бюджета на счета Пенсионного фонда России.
  4. Применение СМК для улучшения жилищных условий семьи владельца сертификата.
  5. Регламентировано распределение полученных от государства средств, возможность направления их на оплату образования детей, социальную адаптацию несовершеннолетних с инвалидностью.
  6. Предусмотрено право матери направить средства для формирования накопительной пенсии.
  7. Определен срок действия закона. 28 декабря 2017 года внесена поправка, согласно которой воспользоваться государственной поддержкой можно до 31.12.2021 года. Продлять срок дальше пока не планируется.

Закон о материнском капитале направлен на государственную поддержку семей, имеющий нескольких детей. Воспользоваться им может строго определенный перечень лиц.

Лица, имеющие право на помощь

Дополнительная помощь выделяется для семей, у которых родился второй ребенок и последующие дети. При этом должны быть соблюдены следующие требования:

  1. Рождение или усыновление второго ребенка должно произойти не ранее 01января 2007 года.
  2. Рождение или усыновление третьего и последующих детей после 01.01.2007 года, если семья ранее не получала подобную помощь со стороны государства.
  3. Мужчина, если он является многодетным или единственным родителем, опекуном второго и последующих детей, если ранее он МК не пользовался. Если ребенок усыновлен, то решение суда должно вступить в законную силу после 01 января 2007 года.

Чтобы претендовать на государственную помощь, указанные лица должны обратиться с заявлением в Пенсионный фонд по месту своей регистрации и приложить необходимые документы. Их список определен законодательством, однако в каждом конкретном случае может быть дополнен. Поэтому, предварительно следует сделать уточнение.

Перечень документов для оформления

На 2019 год предусмотрен специальный перечень официальных документов, на основании которых Пенсионный фонд станет рассматривать заявление на выплату средств государственной помощи. Он состоит из:


Как сказано в комментарии к закону, зависимо от того, на какие цели семья планирует расходовать государственную помощь, Пенсионный фонд может потребовать и другие документы. Если инициатором обращения выступает отец детей или усыновитель, то необходимо будет представить одну их указанных официальных бумаг:

  • свидетельство о смерти матери или решение суда о признании ее умершей;
  • судебный вердикт о лишении матери родительских прав;
  • приговор суда, свидетельствующий о совершении преступления в отношении ребенка со стороны матери.

Законодательный акт позволяет подавать документы как лично, так и направлять их по почте. Можно также воспользоваться онлайн-сервисом многофункционального центра по предоставлению государственных услуг. В таком случае, отправителю распечатывать бумаги не нужно.

Основные направления расходования средств

С момента принятия закона № 256 ФЗ о материнском капитале и до 01 января 2018 года, нормативный акт призван регулировать три основных направления, по которым было разрешено использовать средства. Владелец именного сертификата самостоятельно выбирает для себя приоритеты и обращается с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд. Нарушать требования закона нельзя.

  1. Самым актуальным для большинства семей является направление по улучшению условий для проживания. Оно включает в себя возможность приобретения в собственность семьи готового жилья. Для этого покупатель выбирает подходящий вариант из предложений, которые есть на первичном или вторичном рынках недвижимости. При недостаточности собственных финансов и СМК, прибегают к ипотеке. В качестве залога выступает приобретаемое жилье. Возможно также возведение индивидуального дома (как самостоятельно, так и с помощью строительных организаций). Закон допускает проведение реконструкции уже имеющейся недвижимости. Результатом таких работ должно быть увеличение жилой площади минимум на одну учетную норму, которая установлена в регионе проживания семьи.
  2. Оплата учебы в колледже, университете, школе, дополнительных кружках и секциях. При необходимости часть средств используется на оплату детского садика. При этом финансы можно направлять не только в отношении ребенка, в связи с рождением которого был выдан сертификат, но и других детей, которые еще не достигли 23 лет.
  3. Использование государственной помощи для увеличения размера пенсии матери ребенка. Данным направлением пользуются очень редко, так как текущие проблемы, которые стоят перед семьей с детьми, превалируют.

С начала 2018 года стало возможным получать компенсацию затрат, которые были произведены для социальной адаптации детей, являющихся инвалидами. Такое дополнение введено изменениями, внесенными в Федеральный закон № 256 в конце прошлого года. Дальнейшее расширение возможных направлений использования СМК пока не предусмотрено.

В обществе неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы государство разрешило использовать маткапитал на приобретение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и легкового автомобиля, который необходим для многодетной семьи. Пока данные вопросы на федеральном уровне не решены. Однако отдельные регионы за счет своих средств такую возможность предусматривают. Какие именно льготы предоставляются на той или иной территории – подскажет консультант Пенсионного фонда.

Условия использования средств

Сертификат выдается после рождения или усыновления второго ребенка. Однако сразу же полностью вступать в свои права невозможно. Использовать средства, которые выделяет государство, разрешено только для приобретения жилья по договору купли-продажи или ипотеки. Для направления помощи на другие нужды, требуется наступление определенных условий:

  1. Ребенку, с рождением которого возникло право на материнский капитал, должно исполниться три года.
  2. По требованиям закона, сертификат выдается на имя матери ребенка. Если она была лишена родительских прав или умерла, то данным правом может воспользоваться отец. Такими же полномочиями обладает и усыновитель двоих и более детей. Бывает, что отец и мать ребенка лишены права на получение сертификата. В таком случае государственная помощь выделяется самому несовершеннолетнему.
  3. Денежные средства расходуются безналичным путем. Обналичивание запрещено. Такие действия преследуются законом и наказываются в уголовном порядке. Единственная возможность получить часть средств МК наличными заканчивается 30 ноября 2018 года. По заявлению держателя сертификата Пенсионный фонд может оформить выделение единовременной выплаты в сумме 25 тысяч рублей.
  4. Воспользоваться правом на семейный капитал может только гражданин Российской Федерации. Иностранцы и лица без гражданства СМК не получают, даже если они всю свою жизнь проживают на территории страны.
  5. Чтобы получить средства, лицо, имеющее на это право, должно обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда. Без подачи заявления и соответствующих документов, сертификат на МК выдан не будет.
  6. Получение государственной помощи возможно, если рождение или усыновление ребенка произошло в период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2021 года включительно.

Для семьи, которая имеет право на получение государственной помощи в виде материнского капитала, главное оформить сертификат. Пояснение закона следующее: предъявить его к исполнению можно даже и по окончанию срока действия, то есть после 31.12.2021 года. Это гарантировано законом.

Резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни как последствие социально-экономических реформ конца XX - начала XXI в. обусловило деформацию демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Так, к началу 2001 г. численность населения Российской Федерации составила около 145 млн человек. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн человек в год). За 1992-2000 гг. численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов РФ. Естественный прирост населения в 2000 г. был отмечен лишь в 15 субъектах РФ, в число которых входят некоторые субъекты РФ, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия. В 1999 г. превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. - 958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы. Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 г. родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 г. Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х гг. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину. Характер рождаемости в РФ определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости .

Таким образом, включение международных правовых норм в систему национального законодательства допустимо при соблюдении установленной процедуры признания их государством. В настоящее время порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Буквальный анализ положений комментируемой статьи позволяет отметить, что за основу законодательства РФ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, приняты две группы международно-правовых норм:

Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., согласно которой материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (п. 2 ст. 25);

Международный пакт о гражданских и политических правах, определяющий, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства (п. 1 ст. 23), а также провозглашающий право каждого ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства (п. 1 ст. 24);

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, декларирующего предоставление семье, как естественной и основной ячейки общества, по возможности самой широкой охраны и помощи при ее образовании и в период заботы о несамостоятельных детях и их воспитании. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов (п. 1, 2 ст. 10).

Ближе всего по своему содержанию к концепции настоящего подходят нормы Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.; Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1986 г.; Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.; Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятой в г. Нью-Йорке 30 сентября 1990 г.; Конвенции N 103 Международной организации труда относительно охраны материнства, принятой 28 июня 1952 г. в Женеве.

4. На федеральном уровне система законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, представлена в виде трех блоков норм:

Настоящий , разработанный в целях реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 г. в части стимулирования рождения в семье второго ребенка, был принят Государственной Думой РФ 22 декабря 2006 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г. и подписан Президентом РФ 29 декабря 2006 г. Рассматриваемый нормативный акт регулирует отношения, связанные с приобретением и порядком реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, под которыми понимаются меры, обеспечивающие возможность приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных законопроектом.

Предусматривается предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., женщинам, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка начиная с 1 января 2007 г. (если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки). При этом в случае смерти указанных женщин, объявления их умершими, лишения их родительских прав, а также в случае совершения умышленного преступления против жизни и здоровья ребенка (детей), право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к отцу (усыновителю) ребенка (детей) независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), объявления их (его) умершими, лишения их (его) родительских прав, совершения ими (им) умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к ребенку (детям в равных долях). Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня возникновения права на них, т.е. по достижении ребенком возраста трех лет либо прошествии трех лет со дня его усыновления.

В целях регистрации права на дополнительные меры государственной поддержки комментируемым предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Ведение этого регистра осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. Кроме того, на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы нормами настоящего Закона возлагаются обязанности по рассмотрению заявлений и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы наделяются правом проверять обоснованность выдачи документов (их заверенных копий), удостоверяющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Поводом для запуска закона послужило нездоровое положение с демографией в стране - смертность превысила рождаемость. Если бы правительство не предприняло никаких мер по улучшению жизни молодых семей, произошла бы демографическая катастрофа. Поэтому в срочном порядке был разработан и принят закон: ФЗ № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Этот тот самый федеральный закон о маткапитале, который с многочисленными поправками работает и сейчас.

Срок его действия указом Президента продлен до 2018 года:

Кто по закону может получить материнский капитал

Государство оказывает денежную поддержку семьям россиян, у которых в 2007-2017 годах родился или был усыновлен второй ребенок. Если по каким-то причинам родители не пошли оформлять сертификат на получение маткапитала после появления второго ребенка, то они могут сделать это после рождения третьего и последующих малышей.

Государство поощряет молодые семьи с двумя и более детьми

С 1 января 2015 года сумма поддержки равна 453 026 рублей . Получить ее могут:

  • матери, родившие или усыновившие второго ребенка (и последующих детей) с 1 января 2007 года;
  • отцы, если дети находятся на их попечении;
  • дети, если родители умерли или были лишены родительских прав.

Согласно ФЗ № 256, получить материнский капитал можно 1 раз . При рождении двойни (и больше) капитал оформляется на одного ребенка.

Нельзя получить маткапитал, если оба ребенка родились до 2007 года , и больше детей у матери не было. Если же после 1 января 2007 года эта женщина родила третьего малыша, то она может реализовать свое право на господдержку.

Также у мамы есть возможность получить материнский капитал, если ее первый ребенок умер во младенчестве (не ранее чем через сутки после рождения), а потом она родила второго.

На какие цели, согласно федеральному закону № 256, можно потратить материнский капитал

Материальную поддержку со стороны государства не стоит рассматривать, как нецелевой подарок семьям , которые решились на второго ребенка. Материнский капитал не выдается наличкой родителям на руки. Чтобы его получить, нужно доказать, что деньги пойдут на:

  • улучшение условий проживания семьи;
  • увеличение пенсионных выплат матери;
  • оплату обучения ребенка;
  • погашение долгов по ипотеке , которую семья взяла еще до рождения малыша (то есть опять-таки на улучшение жилищных условий);
  • на улучшение и восстановление здоровья детей-инвалидов.

Материнский капитал можно потратить на покупку жилья

Попытки получить маткапитал и использовать его на другие цели преследуются по закону. Когда получатель сертификата выберет, на что потратит деньги материнского капитала, он должен написать заявление и подать его в Пенсионный фонд России (ПФР). Сделать это можно, когда ребенку исполнится 3 года.

Все расчеты ПФР делает безналичным платежом на счет продавца жилья, кредитной организации, учебного заведения.

Если вы думаете применить деньги на первый взнос по ипотеке или на оплату уже действующего кредита, а также лечение и адаптацию ребенка-инвалида, то маткапитал можно потратить сразу же после получения сертификата и не ждать 3 лет.

Разрешено использовать деньги материнского капитала частями. Например, часть потратить на обучение ребенка, а оставшееся - на повышение пенсии матери.

Изменения в законе о материнском капитале, появившиеся в 2017 году

  • Правительство одобрило предложение Минтруда об отмене индексации материнского капитала до 2020 года (ст. 12 закона № 444-ФЗ от 19 декабря 2016 года). То есть, размер помощи пока остается неизменным с 2015 года - 453 026 рублей. Это было сделано из-за нехватки денег в госбюджете , вернее, из-за отправки их на другие нужды.
  • Из списка кредитных организаций, на погашение жилищных займов в которых можно тратить маткапитал, уберут компании , деятельность которых не регулируется Центробанком. Мера эта была вынужденной и была разработана для предотвращения мошенничества с деньгами материнского капитала.
  • С 1 месяца до 10 дней уменьшился срок перечисления денег ПФР по одобренным заявкам на использование капитала.
  • Чтобы подтвердить право на жилую недвижимость, которая приобретается с привлечением маткапитала, можно предоставить выписку из ЕГРН . Ранее нужно было предъявить свидетельство о праве собственности.

Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года сформулированы основные приоритеты, направленные на улучшение демографической политики в России. В частности предложена программа стимулирования рождаемости, материальной поддержки женщин, имеющих детей, развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей (дошкольных образовательных учреждений и учреждений родовспоможения), а также программа стимулирования устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях реализации данной программы разработан проект федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» .

Проектом федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривается предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года, права на дополнительные меры государственной поддержки, обеспечением которых будет являться материнский (семейный) капитал.

В случае, когда женщина по состоянию на 31 декабря 2006 года уже имеет двух детей, рожденных (усыновленных) ею, и родит (усыновит) третьего и последующего ребенка в 2007 году и позже, то она также будет иметь право на материнский (семейный) капитал в связи с рождением этого ребенка.

При этом проектом федерального закона предусматриваются случаи, когда право на материнский (семейный) капитал может быть предоставлено не только женщинам, родившим (усыновившим) детей.

В таких случаях как: смерть женщины, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, а также в случае совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей), право на материнский (семейный) капитал будет иметь супруг этой женщины.

Если же указанные обстоятельства коснутся обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), то право на материнский (семейный) капитал перейдет к самому ребенку (детям в равных долях).

Действие проекта федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации независимо от их места жительства при условии, что ребенок, с рождением (усыновлением) которого у них возникает право на материнский (семейный) капитал, будет также иметь гражданство Российской Федерации.

Таким образом, право на материнский (семейный) капитал будут иметь и граждане Российской Федерации, проживающие в иностранных государствах, а также граждане Российской Федерации, чей предыдущий ребенок (дети) не имеют гражданства Российской Федерации.

Право на материнский (семейный) капитал возникает со дня рождения (усыновления) второго (третьего или последующего) ребенка независимо от периода времени, прошедшего с момента рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).

Проектом федерального закона устанавливается размер материнского (семейного) капитала – 250 тыс. рублей.

Размер указанного капитала будет пересматриваться ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом темпов роста инфляции. Термин «пересмотр» допускает возможность увеличения размера материнского (семейного) капитала не только на индекс роста инфляции на очередной год, но и в большем размере.

Пересмотр размера материнского (семейного) капитала будет осуществляться вплоть до перечисления средств материнского (семейного) капитала по заявлению о его распоряжении.

В целях регистрации права на материнский (семейный) капитал проектом федерального закона предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Ведение этого регистра будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.

Кроме того, на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы проектом федерального закона будут возложены обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В соответствии с проектом федерального закона право на распоряжение материнским (семейным) капиталом может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, либо прошествии трех лет со дня усыновления ребенка.

По прошествии указанного срока лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, сможет принять решение о распоряжении этим капиталом в размере всей суммы материнского (семейного) капитала, либо ее части на следующие цели:

Первое – на приобретение жилья на территории Российской Федерации путем перечисления указанной суммы либо ее части на:

  • на уплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании;
  • на погашение задолженности по ипотечным кредитам, в том числе привлеченным до момента возникновения права на материнский (семейный) капитал;
  • на уплату взносов в рамках жилищно-накопительных программ, программ участия в долевом строительстве;
  • на покупку жилья путем присоединения материнского (семейного) капитала к собственным средствам граждан.

Второе – на получение образования (в том числе дополнительных видов образования), за исключением образования, получение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется бесплатно, любым ребенком (как родных, так и усыновленных, в том числе первым, вторым и последующим ребенком). При этом возраст лица, на получение образования которого может быть направлена сумма (часть суммы) материнского (семейного) капитала, на момент начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

В рамках данного направления сумма материнского (семейного) капитала либо ее часть может быть перечислена на оплату:

дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (в том числе платными отделениями ВУЗов);

образовательных услуг, оказываемых негосударственными и немуниципальными образовательными учреждениями;

иных расходов, установленных Правительством Российской Федерации.

Третье - на формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, родившей (усыновившей) второго ребенка либо женщины, родившей (усыновившей) третьего или последующего ребенка.

Направление средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и «О негосударственных пенсионных фондах».

При этом проектом федерального закона предусматривается предоставление лицу, выбравшему направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии возможности отказаться не чаще одного раза в год от указанного направления и выбрать иное направление распоряжения им.

В соответствии с проектом федерального закона заявление о распоряжении материнским (семейным) капиталом может быть подано не чаще двух раз в год:

  • не позднее 1 мая для распоряжения суммой (частью суммы) материнского (семейного) капитала во втором полугодии текущего года,
  • не позднее 1 октября для распоряжения суммой (частью суммы) материнского (семейного) капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи указанного заявления.

В соответствии с проектом федерального закона по результатам рассмотрения заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации будет обеспечен перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении им.

Проектом федерального закона установлены основания для перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета и порядок их учета в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Сумма расходов, связанных с реализацией данного проекта федерального закона, начиная с 2010 года, по предварительным данным, составит 131,8 млрд. рублей.

Соответственно, денежные средства, начиная с 2010 года, будут предусматриваться в федеральном законе о федеральном бюджете. При этом необходимая текстовая статья уже содержится в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», внесенном Правительством Российской Федерации в Государственную Думу.

Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» разработан в связи с проектом федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и во исполнение Сводного плана мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. № 838-р.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривается освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц суммы материнского (семейного) капитала, предоставляемой государством для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки.

В связи с этим вносится изменение в пункт 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данный пункт в его действующей редакции может быть неоднозначно истолкован на практике применительно к суммам материнского (семейного) капитала, поскольку соответствующие денежные средства не являются государственным пособием, и, следовательно, не могут быть однозначно отнесены к выплатам, осуществляемым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, так как выплата данных сумм на руки матери не предполагается, а предполагается только возможность их целевого использования (на приобретение жилья, получение ребенком образования и увеличение сумм пенсионных накоплений).

Проектом федерального закона также вносятся изменения в статьи 219 и 220 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в случаях, если расходы на обучение и приобретение жилья, осуществляются за счет суммы материнского (семейного) капитала, не предоставляется. Данные изменения вносятся в целях исключения предоставления двойной льготы, так как вышеперечисленные вилы налоговых вычетов предоставляются только при расходовании собственных денежных средств, а не средств, предоставленных государством.

Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов всех уровней и не приведет к сокращению доходной базы соответствующих бюджетов, поскольку представление материнского (семейного) капитала является новеллой в законодательстве, соответственно, указанные суммы никогда ранее не включались ранее в состав налогооблагаемой базы.



Просмотров