Источников региональные нормативно правовые акты. Муниципальные правовые акты

Как отмечалось ранее, на уровне субъектов РФ сосредоточены полномочия по организации межмуниципальных и пригородных перевозок. В сегменте же городского транспорта субъекты РФ обладают полномочиями по тарифному регулированию и по финансовому обеспечению проезда льготных категорий населения. Они, как правило, устанавливают:

  • а) предельные тарифы за проезд на городском транспорте (примером акта здесь может являться постановление РЭК Свердловской области от 18 сентября 2012 г. № 150-ПК ). При этом, обязанность по установлению окончательных тарифов, не превышающих предельные, ложится на органы местного самоуправления;
  • б) особенности предоставления льготного проезда для некоторых категорий населения, а также особенности компенсации затрат операторов на предоставление транспортных услуг этим категориям населения за счет средств регионального бюджета (примером может являться постановление Правительства Новосибирской области от 20.12.2012 №578-п ).

Нормативно-правовые акты муниципального уровня

Муниципальные акты действуют в рамках установленного федерального и регионального законодательства и окончательно определяют параметры перевозок в границах муниципального образования. На примерег. Перми рассмотрим основные положения, которые определяются муниципальными нормативно-правовыми актами:

  • а) полномочия публичной власти и операторов (примерами нормативно-правовых актов здесь являются Решение Пермской городской Думы «О департаменте дорог и транспорта администрации города Перми…» и Решение Пермской городской Думы «Об утверждении Положения об организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок города Перми» );
  • б) маршрутная сеть общественного транспорта (примером нормативно-правового акта здесь является Постановление Администрации города Перми «Об утверждении единой сети маршрутов регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Перми» ). Как правило, такие постановление периодически обновляются при внесении каких-либо изменений в маршрутную сеть города;
  • в) порядок организации открытых конкурсов за право обслуживания определенных маршрутов (например, Решение Пермской городской Думы «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми» ).
  • г) критерии отбора операторов (содержатся в конкурсной документации, например, конкурсная документация для маршрута 75 в Перми );
  • д) порядок взаимодействия публичной власти и операторов. (определяется в договоре на обслуживание маршрута);
  • е) тарифы на проезд в общественном транспорте, не превышающие предельные, установленные публичной властью регионального уровня (примером нормативно-правового акта здесь является Решение Пермской городской думы «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом на поселенческих маршрутах городского сообщения в городе Перми» );
  • ж) особенности предоставления субсидий операторам из-за низкого спроса на маршрут или из-за тарифного регулирования. Например, постановление администрации г. Перми «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок города Перми» ;
  • з) особенности предоставления субсидий операторам за перевозку льготных категорий населения, определенных региональной властью за счет средств субъекта РФ. Например, постановление Администрации города Перми «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов за счет средств бюджета Пермского края» ;
  • и) особенности предоставления льгот отдельным категориям населения и особенности предоставления субсидий операторам за перевозку таких категорий граждан за счет муниципального бюджета. Эти льготные категории отличаются от тех, которые определены региональными актами. Примером акта является, например, постановление Администрации г. Перми «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок города Перми отдельных категорий граждан с использованием льготных проездных документов» .

Совокупность рассмотренных нормативно-правовых актов всех уровней показывают, что в настоящий момент сложилась определенная логика регулирования общественного транспорта. Тем не менее, некоторые аспекты нельзя назвать оптимальными.

В настоящий момент на федеральном уровне определяются минимальный стандарт качества перевозок, полномочия публичной власти и минимальные требования к операторам. Поэтому можно сказать, что федеральное законодательство Российской Федерации определяет значительную степень свободы для органов местного самоуправления при организации рынка транспортных услуг. Поэтому, управление городским транспортом может быть организовано по различным моделям: от дерегулирования до государственной монополии. Тем не менее, следует отметить, что в настоящий момент федеральные нормативно-правовые акты недостаточно регулируют правоотношения, возникающие между публичной властью и операторами.

На региональном уровне определяются предельные тарифы на проезд в городском транспорте, особенности предоставления льгот отдельным категориям населения и особенности компенсации затрат операторов на перевозки таких категорий пассажиров. Тем не менее, осуществление этих полномочий региональной властью нельзя назвать оптимальным, так как организация работы городского транспорта является муниципальной компетенцией. Общероссийской тенденцией является то, что тарифное регулирование осуществляется региональной властью скорее в интересах населения и недостаточно учитывает экономические аспекты операторов.

На муниципальном же уровне сконцентрированы основные полномочия по организации перевозок городским транспортом. Ключевым предметом регулирования здесь являются правоотношения, которые возникают между публичной властью и операторами, так как на рынке транспортных услуг присутствует множество операторов различных форм собственности. В этой части регулирование на муниципальном уровне, как правило, должно решать три задачи:

  • а) определяет модель управления общественным транспортом в зависимости от полномочий и рисков публичной власти и операторов;
  • б) определяет условия доступа операторов на рынок городского общественного транспорта;
  • в) определяет инструменты контроля качества услуг операторов.

В дальнейшем рассмотрим эти три аспекта более подробно.

2.3. Региональное законодательство и муниципальные правовые акты

На территории конкретного субъекта РФ формируется региональное законодательство по вопросам организации местного самоуправления в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ, в котором определены полномочия субъектов РФ в области местного самоуправления, в частности, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ.

Общие положения организации местного самоуправления на территории субъекта РФ обязательно закрепляются в Конституции или Уставе (основном законе) субъекта РФ. Эти положения развиваются и конкретизируются в законах субъектов РФ о местном самоуправлении. Субъекты РФ принимают законы по вопросам установления границ, статуса, названий муниципальных образований, наименований органов местного самоуправления, проведения местных референдумов и муниципальных выборов, передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, прохождения муниципальной службы и др.

Региональное законодательство в области организации местного самоуправления включает конституции, законы субъектов РФ, указы и распоряжения руководителей субъектов РФ, постановления органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, ведомственные нормативно-правовые акты. Действие регионального законодательства распространяется на территорию всего субъекта РФ.

С целью организации и осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях принимаются муниципальные правовые акты. Пунктом 1 статьи 7 131-ФЗ определены субъекты принятия муниципальных правовых актов – население муниципального образования, а также органы и должностные лица местного самоуправления.

В отличие от федеральных и региональных органов власти, органы местного самоуправления не вправе принимать законы. Основной правовой акт местного самоуправления – Устав муниципального образования, который в соответствии со ст. 44 131-ФЗ должен содержать следующие положения: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления; характеристику системы муниципальных правовых актов; виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; порядок формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав муниципального образования обладает высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов наряду с муниципальным правовым актам, принимаемым населением муниципального образования (решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан). Муниципальные правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами муниципального образования, не должны противоречить уставу и решениям, принятым населением муниципального образования.

В систему муниципальных правовых актов также входят правовые акты, принимаемые представительным органом муниципального образования (решения); главой муниципального образования (постановления, распоряжения); председателем представительного органа (постановления, распоряжения); главой местной администрации (постановления, распоряжения); должностными лицами местного самоуправления (распоряжения, приказы). Вопросы, по которым органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, отражены в ст. 43 131-ФЗ. Принятые муниципальные правовые акты обязательны к исполнению на территории муниципального образования (п. 3 ст. 7 131-ФЗ). Муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному и региональному законодательству.

В субъектах РФ формируются региональные регистры принятых муниципальных правовых актов, включающие все правовые акты муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, в том числе решения, принятые населением на местном референдуме (сходе граждан). Регистры муниципальных правовых актов субъектов РФ составляют федеральный регистр муниципальных правовых актов.

Формирование правовых основ местного самоуправления является непременным условием организации, функционирования и развития местного самоуправления в РФ. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно расширил полномочия муниципальных образований в сфере правового регулирования местного самоуправления.

Предыдущая

    Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 г. // Республика Татарстан. – 2002. – 30 апреля.

    Бюджетный Кодекс Республики Татарстан от 29.05.2004 г. № 35-ЗРТ // Республика Татарстан. – 2004. – 5 июня.

    Закон Республики Татарстан о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

    Закон РТ от 28 июля 2004 г. № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан // Республика Татарстан. – 2004. – 3 августа.

Муниципальные правовые акты

    Решение Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. № 3-5 «Об Уставе муниципального образования города Казани» // Казанские ведомости. – 2005. – 30 декабря.

    Решение представительного органа муниципального образования о бюджете на текущий год.

    Решение Представительного органа муниципального образования города Казани от 24 декабря 2005 г. № 16-5 «О Положении о муниципальном заказе» // Казанские ведомости. – 2005. – 27 декабря.

Официальные акты высших судебных органов

    Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. – 2006. - № 8.

Судебная практика

    Постановление Конституционного Суда РФ от 22 июня 2009 г. N 10-П по делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета) // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2009. - № 4.

    Постановление КС РФ от 14 июля 2005 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства РФ «О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти» в связи с жалобами граждан Э.Д. Жуховицкого, И.Г. Пойма, А.В. Понятовского, А.Е. Чеславского и ОАО «Хабаровскэнерго» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2005. - № 4.

Основная литература

    Бюджетное устройство России: Монография / Х.В. Пешкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с. [Электронный ресурс, режим доступа: www.znanium.com ]*

    Бюджетное право: Учебное пособие / Под ред. Г.Б. Поляка, С.Н. Бочарова, Д.А. Ремихановой.- 8-е изд.перераб.идоп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.- 311 с.*

    Бюджетное право: Учебное пособие / Н.Н. Литягин. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 106 с. *

    Бюджетное право: Учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.М. Никитина.- М.: Закон и право, 463 с.*

    Бюджетное право. Учебное пособие. Под ред.М.В. Карасевой. М.: ЭКСМО, 2010.

    Крохина Ю.А. Бюджетное право России. Учебник. М.: Юрайт, 2010.

В юридической системе России многообразие источников права очень велико. Но в основе ее лежит и такое понятие, как нормативно-правовой акт. Какова специфика их издания и какие есть разновидности данных источников права? Можно ли интерпретировать термин НПА разными способами? Какими именно?

Традиционное видение природы НПА

Некоторые юристы считают типичным следующее определение термина «нормативно-правовой акт». Это документ в письменном виде, который принят субъектом права (госорганом, структурой местного самоуправления или учреждением прямой демократии) с целью выражения велений власти и регулирования отношений в обществе.

Главное свойство нормативно-правовых актов (или сокращенно НПА) - это нормативность. Также такие источники наделены свойством не подлежащей оспариванию легитимности.

Научное видение природы НПА

В среде ученых-юристов есть мнение, что НПА - это письменный документ, который выражает официальное волеизъявление органа государственной власти, касающееся установления, корректировки либо отмены тех или иных норм права (правил общеобязательного характера, которые подлежат многократному применению).

Официальное видение природы НПА

В среде государственных органов власти используются образцы иных определений того, что такое нормативно-правовой акт. По одному из них, НПА - это акт, содержащий правовые нормы и установления, которые рассчитаны на длительное (как правило) использование и распространяемые на неопределенный (или очень широкий) круг лиц.

Верховный Суд РФ на одном из пленумов также дал определение НПА. По мнению судей, акты уполномоченных органов власти или должностных лиц, которые устанавливают правовые нормы или правила поведения, направленные в адрес неопределенного круга лиц и подлежащие многократному применению вне зависимости от наличия или отсутствия правоотношений, регулируемых актом, признаются нормативно-правовыми.

Классификация НПА

Есть разные виды НПА. Оснований для их классификаций несколько. Одно из них зависит от того, каким правовым положением обладает субъект, издающий законы (занимающийся правотворчеством). Система нормативных актов, принятая в России, подразумевает следующую классификацию источников права по критерию, о котором идет речь:

  • Это акты государственных органов (от лица Правительства России, региональной или муниципальной структуры исполнительной власти).
  • Это своды норм, издаваемые (а также корпорациями).
  • Это совместные нормативные акты (которые госорганы издают, объединив усилия, к примеру, с корпорациями).
  • Это источники права, принятые на референдумах путем прямого волеизъявления народа.

Виды НПА могут различаться по географии применения. Есть федеральные нормативные правовые акты, источники права субъектов, а также законы, издаваемые муниципалитетами, и (корпоративные, на уровне учреждений). Еще одно основание для классификации НПА - срок действия. Есть документы, срок действия которых не определен, а есть временные источники норм.

НПА и акты применения права

Некоторые юристы разграничивают понятие НПА и такое явление, как акт применения права. Различия этих двух документов могут быть в следующих нюансах.

  • Во-первых, нормативно-правовые акты рассчитаны на управление типичными, относительно часто встречающимися общественными отношениями. Акты применения права управляют частными ситуациями, создают прецеденты. Пример - ГК РФ - это НПА, а решение мэрии касательно назначения ответственных по вопросу озеленения города - акт применения права.
  • Во-вторых, имеет значение то, на кого направлено действие источника права.

Нормативно-правовые акты, как правило, не персонифицированы. Они адресованы неопределенному количеству людей. Акты применения права имеют индивидуальную направленность. НПА может устанавливать, корректировать или отменять какие-либо не обладает подобными свойствами. Он может быть частью правоприменительного процесса, относящегося к предписаниям нормативно-правовых актов.

НПА и ненормативные правовые акты

Ряд экспертов считает необходимым разграничивать понятия НПА и «ненормативные правовые акты». Критерии таковы. Нормативный акт - это результат законотворческой работы органов власти и должностных лиц. В них есть правила и нормы общеобязательного характера, не персонифицированные, рассчитанные на применение в течение долгого срока. Ненормативные акты не содержат ни одного из перечисленных признаков. Одно из возможных их определений - «предписания, ограниченные во времени и адресованные конкретным субъектам».

В то же время есть мнение, что ненормативные акты более строги и задают однозначные предписания с указанием юридических последствий для конкретного лица или группы. ГПК РФ содержит нормы, по которым человек, посчитавший, что ненормативный правовой акт, изданный в его адрес, нарушает и свобод, может оспорить свои обязательства, наступившие согласно содержанию акта.

Сфера регулирования федеральных законов

Один из ключевых типов федеральных НПА в России - законы. К их сфере регулирования, как считают некоторые юристы, относятся следующие ключевые вопросы:

К сфере регулирования ФЗ относятся вопросы федеративных отношений. Это управление демократическими процессами (выборами разных уровней, референдумами).

Правовые акты РФ федерального уровня отвечают за ратификацию или денонсацию соглашений, подписанных Россией с другими государствами. Федеральные законы регулируют бюджетную политику, сбор налогов, пошлин. ФЗ - источники норм, касающихся национальной безопасности, военной политики. На федеральном уровне решаются ключевые вопросы в отношении системы правосудия, решения гражданских споров, работы арбитражей, адвокатов и юристов. Федеральные законы призваны регулировать самые разные сферы общественной жизни и государственного строительства. Есть ФЗ «Об акционерных обществах», есть похожий акт, регулирующий деятельность ООО. Некоторые юристы допускают классификацию ФЗ на два вида - текущие акты и кодифицированные.

Конституция - акт с высшей юридической силой

Самый главный российский НПА - это Конституция. Он обладает высшей юридической силой. Этот источник права наделен учредительным характером: предписания и нормы, содержащиеся в Конституции, являются основой для абсолютно всех остальных правовых актов, издаваемых в России. Издает этот источник права не кто иной, как российский народ. Конституция - не только юридически значимый документ. Это основа хода ключевых социальных и политических процессов. Она выражает общественное согласие людей, каждый из которых может обладать совершенно уникальным политическим интересом. В Конституции РФ закреплены ключевые характеристики государственного устройства, структуры органов власти, отношений между населением страны и общественно-политическими институтами.

Специфика федеральных конституционных законов

Подвид ФЗ - конституционные законы. Они обладают некоторой спецификой. Эти законы принимаются с целью регулирования процессов, о которых прямо говорится в Конституции страны. Среди таковых, например, статус ключевых государственных институтов. Их деятельность регулируют конституционные законы - «О Правительстве», «О Конституционном Суде» и им подобные. Есть акты, регулирующие введение или отмену статусов, влияющих на степень суверенности государства. В числе таковых закон о введении военного положения. Федеральные конституционные законы России вводят правила и нормы, касающиеся административно-политического устройства страны, определяют правила, по которым в состав федерации могут приниматься новые субъекты. Юридическая сила конституционных законов выше, чем у обычных федеральных (согласно Статье 76-й Конституции). Эти акты принимаются в более строгом порядке. Например, чтобы утвердить или скорректировать конституционный закон, проголосовать «за» должны не менее 60% членов Совета Федерации и, как минимум, две трети депутатов Госдумы.

Законы субъектов Федерации

Каждый из субъектов РФ - будь то автономный округ, край, область или республика - имеют право издавать собственные законы. Подобные нормативные правовые акты принимаются законодательным или субъекта (чаще всего, это государственный совет). Акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации, призваны регулировать вопросы, касающиеся ключевых направлений социального политического и экономического развития региона.

Главный критерий - соответствие принимаемого закона Конституции РФ и иным, обладающим более высокой юридической силой НПА. Пример: есть ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Нормы, прописанные в нем, должны быть учтены при формировании законодательной базы, касающейся работы муниципалитетов субъектов Федерации. Если, скажем, государственный совет Республики Татарстан примет свой закон о местном самоуправлении, то содержащиеся в нем нормы не должны противоречить ФЗ, который указан выше. Некоторые юристы считают, что действие НПА, принимаемых госорганами субъектов Федерации, не может распространяться на гражданские правоотношения, так как они вне предметов ведения региональных структур.

Особенности муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты отличаются от НПА федерального и регионального уровня тем, что действуют только на определенной территории - города, округа, района. Систему правовых актов муниципального уровня составляют следующие источники:

  • устав территориальной единицы;
  • источники права, изданные локальным органом представительной власти;
  • акты, принятые мэром, администрацией и иными должностными лицами (в соответствии с уставом).

Муниципальные могут быть приняты населением на локальном референдуме или сходе. Примечателен факт, что эти НПА имеют одинаковую юридическую силу с уставом. Более того, несколько лет назад Минюст России издал приказ, регулирующий соотношение муниципального устава на этапе его государственной регистрации и источников права, утвержденных на народном сходе. Если в утверждаемом уставе есть нормы, противоречащие тем, что содержатся в НПА, принятых на референдуме, то он признается не соответствующим Конституции России и не может быть зарегистрирован.

Международные законы РФ

Есть особый тип нормативно-правовых актов - ФЗ о ратификации или денонсации международных соглашений России. Они принимаются на основе положений Статьи 106-й Конституции. Данные законы имеют специфическую процедуру принятия, но являются полноценной частью национальной правовой системы. Опубликование нормативно-правовых актов этого типа идет через Бюллетень международных соглашений. Статья 15-я Конституции гласит, что договоры, подписанные РФ с другими странами, более приоритетны перед национальным законодательством. И потому некоторые юристы называют такие НПА высшими в иерархии федеральных законов.

Правительственные НПА

Нормативные акты Правительства РФ издаются в соответствии со статьей 115-й Конституции, а также согласно нормам конституционного закона «О правительстве». Какова правовая природа правительственных НПА? С целью исполнения предписаний Конституции, ФЗ, указов главы государства Правительство России издает особые формы документов - постановления, распоряжения, а также следит за их исполнением. Акты, издаваемые Правительством, тем самым подзаконны. Они должны полностью соответствовать Конституции и другим источникам права федерального уровня. Постановления, по мнению некоторых юристов, - наиболее значимый вид правительственных НПА. Эти источники регулируют ключевые вопросы, находящиеся в компетенции исполнительной власти России. Распоряжения - это нормативно-правовые акты, регулирующие текущие вопросы. Оба вида правительственных источников права принимаются, как правило, Президиумом, но в некоторых случаях издавать их может сам Премьер-министр России.

Региональные подзаконные акты - это постановления, распоряжения, приказы и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ в развитие федеральных и региональных законодательных актов, а также в целях реализации указов Президента РФипостановлений Правительства РФ.

Акты органов местного самоуправления

Конституцией РФ определено, что органы местного самоуправленияне входят в систему государственной власти (ст. 12). В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Кроме того, к вопросам ведения муниципалитетов законами могут передаваться дополнительные полномочия, с выделением соответствующих материальных и финансовых средств. При этом реализация переданных полномочий находится под контролем государства.

Соответственно, главами и представительными органами муниципальных образований могут издаваться акты по вопросам, отнесённым к их ведению, являющиеся обязательными для исполнения на территории муниципалитета. При этом акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции РФ и законодательству (включая федеральное и региональное).

Отрасли права

Конституционное право России

Конституционное право - совокупность норм права, регулирующих отношения в сфере основ государственного и общественного строя, правового положения личности, организации системы органов публичной власти.

Административное право

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельностиорганов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства имуниципальных образований.

Во многих странах именуется управленческим правом. В дореволюционной Россииданная отрасль права именовалась также полицейским правом .

Гражданское право

Гражданское право - отрасль права, регулирующаяимущественные, а такжеличные неимущественныеобщественные отношенияна основе принциповравенства,неприкосновенности всех форм собственностиисвободы заключения договорових участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты .

Уголовное право

Основная статья: Уголовное право Российской Федерации

Уголовное право - отрасльроссийского права, регулирующаяобщественные отношения, связанные с совершениемпреступных деяний, назначениемнаказанияи применениеминых мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения куголовной ответственностилибоосвобождения от уголовной ответственностиинаказания.

Гражданское процессуальное право

Гражданское процессуальное право - отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующихобщественные отношения, возникающие междусудоми иными участникамисудебного производствав ходе осуществленияправосудияпогражданским делам, а такжеисполнениясудебных постановлений.

Гражданским процессуальным правом именуются также юридическая наукаиучебная дисциплина, предметом которых являются правовые нормы, регулирующие отношения в сфереправосудия по гражданским делам.

Арбитражное процессуальное право

Арбитражное процессуальное право - совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность арбитражного судаи других участников судебного процесса в ходе отправления правосудия по спорам между юридическими лицами и иным делам, рассмотрение которых отнесено законом к компетенцииарбитражных судов.

Отдельными учёными-процессуалистами арбитражное процессуальное право рассматривается в качестве подотрасли гражданского процессуального права, а арбитражный процесс - в качестве разновидностигражданского процесса.

Арбитражным процессуальным правом именуются также юридическая наукаиучебная дисциплина, предметом которых являются правовые нормы, регулирующие отношения при отправлении правосудия по делам, отнесённым к компетенции арбитражных судов.



Просмотров