Роль государства в национальной безопасности. Роль государства в обеспечении национальной безопасности российской федерации

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Вступление Россия в современном мире Основные цели военной политики России на современном этапе Стратегия национальной безопасности до 2020 года 4. Заключение Преподаватель ОБЖ Ковалев Александр Прокофьевич СОШ № 2 г. Моздок

3 слайд

Описание слайда:

Ушедший ХХ век, характеризовавшийся постоянной борьбой государств за сферы влияния, противоборством двух мировых социально-политических систем, развязыванием самых кровавых в истории человечества двух мировых войн, а в последние десятилетия – распадом мировой системы социализма, роспуском Организации Варшавского договора, развалом Советского Союза, казалось бы, должен был создать благоприятные условия для мирного сосуществования государств. К сожалению, этого не произошло. Сохранилась опасность развязывания ядерной войны. Изменилась расстановка военных и политических сил в мире. Стремление Соединенных Штатов Америки к мировому господству, решение ими спорных вопросов с позиции силы, расширение блока НАТО, игнорирование решений ООН и мнений других государств приводит к возникновению очагов напряженности в мире, ведению войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от границ России

4 слайд

Описание слайда:

Военно-политическая обстановка в мире складывается под воздействием сложного и противоречивого процесса глобализации международных политических и экономических отношений, стремления ряда государств, с одной стороны к формированию однополюсного мира во главе с США, опирающегося на военную силу в решении международных проблем, а с другой – стремление быстро развивающихся стран, в том числе и России, к созданию многополюсного мира, основанного на справедливой и демократической системе международных политических и экономических отношений. Обстановка вокруг России характеризуется нестабильностью, напряженностью, обострением национально-этнических и религиозных противоречий, частым использованием Западом угрозы силой или ее прямым применением против суверенных государств. Строительство нового мирового порядка, обострение борьбы за сферы влияния, источники сырья и рынки сбыта может непосредственно затронуть национальные интересы России

5 слайд

Описание слайда:

Роль России в системе военно-политических отношений в мире определяется ее геостратегическим положением, ядерным потенциалом, статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Россия является самодостаточным государством и в своем развитии опирается преимущественно на собственные ресурсы, оцениваемы примерно в 140 трлн. долларов США. Она занимает первое место в мире по территории, восьмое - по численности населения и по рейтингу самых крупных экономик мира Россия с ее уникальным геостратегическим положением представляет один из центров силы глобального масштаба. Охватывая центральную часть евразийского континента, имея выходы к трем океанам, она объективно играет роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание экономических, политических, военных и культурных процессов в этих частях света и во всем мире.

6 слайд

Описание слайда:

Россия никому ничего не должна. Воем, что мы имеем, мы обязаны только себе, собственным усилиям и своей истории. С этих суверенных позиций Россия и впредь будет вести дела с международными партнерами. Это означает полное равноправие, взаимный учет интересов и взаимную выгоду, взаимодействие на основе совместного анализа и совместно принятых решений. У России в настоящее время нет явных противников на международной арене, хотя с рядом сопредельных государств существуют разногласия по территориальным вопросам. В современном мире существует много источников потенциальной и реальной военной опасности для России. Главным из них является борьба мировых центров силы за право доступа к ее сырьевым и другим ресурсам, снижение мирового статуса и веса России в решении международных проблем, вытеснение ее из зон традиционных российских интересов, стремление США любыми средствами, прежде всего с применением военной силы, добиться мирового господства и возглавить однополюсный мир.

7 слайд

Описание слайда:

Россия «не вписывается» в нынешнюю модель глобализации на условиях Запада, который отдает приоритет использованию военной силы в решении спорных проблем. Ключевые тенденции современного развития, включая нарождающуюся многополярность и возрастание роли многосторонней дипломатии, подводя к выводу о том, что решение вопросов стратегической стабильности не может боле оставаться эксклюзивной сферой отношений между Россией и США. Объективно приходит время открыть эти рамки для всех ведущих государств, прежде всего европейских, заинтересованных в совместных действиях ради обеспечения общей безопасности. Источники военной опасности кроются также в территориальных претензиях к России со стороны некоторых государств, возникновении и эскалации очагов напряженности и вооруженных конфликтов вокруг ее границ, и прежде всего в ближнем зарубежье.

8 слайд

Описание слайда:

Эти и другие источники военной опасности при определенных условиях могут создавать очаги опасности или вызывать угрозы безопасности Российской Федерации. Обеспечение военной безопасности представляет собой процесс деятельности всех государственных структур, в котором наличие мощных Вооруженных Сил является серьезным сдерживающим фактором. Он обеспечивает достижение военной безопасности мирными средствами. Военная сила перестает быть главным естественно-традиционным средством политики во всех случаях. Основная нагрузка в обеспечении интересов безопасности должна приходиться на политико-дипломатические и информационные средства. То есть такие инструменты, которые принято называть «мягкой силой»: воздействие на партнеров без применения силы и иных методов силового принуждения. В деятельности государства и общества по обеспечению военной безопасности в последнее время повышается роль и значимость невоенных средств, и том числе социально-политических.

9 слайд

Описание слайда:

Таким образом, исходя из анализа сложившейся военно-политической ситуации в мире, отношений Российской Федерации с другими государствами, источников военной опасности и других факторов, а также учитывая то обстоятельство, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, можно сформулировать основные цели военной политики России на современном этапе: Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны США. На долгосрочную перспективу Россия будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств. Для защиты своих национальных интересов Россия будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.

10 слайд

Описание слайда:

1. Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциалов. 2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами

11 слайд

Описание слайда:

3. Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, усиленного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека. 4. Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах. 5. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, международного взаимодействия. Достижение вышеизложенных целей возможно лишь при том условии, что они опираются на мощную экономическую базу страны и современные Вооруженные Силы,

12 слайд

Описание слайда:

Сравнительно недавно по историческим меркам в политическом лексиконе появилось понятие «национальная безопасность». Впервые этот термин был применён в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу. В этом послании Т. Рузвельт обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» США. В Российской Федерации определение национальной безопасности впервые появилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 1996г. В общем случае под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе. При этом под национальными ценностями подразумевают принадлежащую стране материальную, интеллектуальную и духовную собственность как основу её существования и развития

13 слайд

Описание слайда:

В национальной безопасности различают три уровня: безопасность личности, общества и государства. Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противоборствовать с действиями, ведущими к расколу общества. Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия от государства и общества.

14 слайд

Описание слайда:

Национальная безопасность зиждется на трех базовых элементах: интересы, угрозы, защита. Её первооснову составляют интересы отдельных граждан, из которых вытекают интересы общества и государства в целом. Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экономической и других сферах. По своей направленности интересы ориентированы на обеспечение выживания, прогрессивного развития и той или иной степени лидерства граждан, общества, государства. Особое значение для человечества имеют жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессив­ного развития каждого человека, общества, государства. Другие интересы, не связанные с проблемами выживания, имеют второстепенное значение.

15 слайд

Описание слайда:

Угрозы национальной безопасности нашей страны – как внутренние, так и внешние, это реальность сегодняшнего дня. Россия находится сейчас на таком этапе своего развития, когда вследствие экономического и финансового кризиса, политической и социальной нестабильности внутренние угрозы стали главной причиной, негативно влияющей на национальную безопасность страны. Однако, несмотря на то, что сейчас нет прямой военной угрозы в виде ядерной войны и крупномасштабной агрессии, военная опасность сохраняется. Она исходит не только со стороны реальных, но и потенциальных локальных войн и военных конфликтов. Таким образом, анализ современных реальностей подтверждает, что для национальной безопасности необходима и военная слагаемая. Домашнее задание § 13 стр.63-69

  • Вопрос 2. Как Вы считаете, имеются ли в этих определениях расхождения в понимании сущности государства, и какие?
  • Тема 3. Проблема относительной самостоятельности государства
  • Вопрос 1. Каковы, на Ваш взгляд, причины расхождений во взглядах по этому вопросу?
  • Вопрос 2. Как Вы считаете, каковы исторические формы относительной самостоятельности государства?
  • Вопрос 4. Изучите характеристики «чрезвычайной» («исключительной») самостоятельности государства и сделайте свой вывод о том, когда она возникает. Приведите конкретные примеры.
  • Тема 4. Классификация форм государства
  • Вопрос 1. Как Вы считаете, чем отличаются монархия от республики, абсолютная и конституционная монархии от президентской и парламентской республик?
  • Вопрос 2. Каковы, на Ваш взгляд, черты различия унитарного государства, федерации и конфедерации? Сравните несколько демократических (недемократических) режимов и определите их виды.
  • Вопрос 3. Какие тенденции развития государственных (политических) режимов в современных условиях Вы бы выделили в первую очередь? Какими причинами обусловлены эти тенденции?
  • Тема 5. Классификация функций государства. Определите свою позицию по следующим вопросам
  • Вопрос 1. В каком соотношении, на Ваш взгляд, находятся функции государства с его целями, задачами и сущностью? Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами (Российская Федерация, сша и т.Д.)
  • Вопрос 2. В чем заключается различие между классовыми и общесоциальными функциями государства? Приведите примеры. Обладает ли современное Российское государство классовыми функциями?
  • Тема 6. Проблема легитимности государственной власти
  • Вопрос 1. Какой признак, на Ваш взгляд, является определяющим в легитимации государственной власти?
  • Вопрос 2. Обоснуйте наиболее приемлемую, на Ваш взгляд, классификацию легитимности государственной власти.
  • Тема 7. Определение механизма государства и вопросы его совершенствования
  • Вопрос 1. Какую точку зрения Вы считаете более правильной? Аргументируйте свою позицию.
  • Вопрос 2. Классифицируйте органы государственной власти в соответствии с выполняемыми ими властными полномочиями. Укажите, какие федеральные органы России входят в каждую из классификационных групп.
  • Вопрос 3. Какие проблемы совершенствования аппарата Российского государства существуют, по Вашему мнению, в настоящее время?
  • Тема 8. Проблемы соотношения государства, права и личности
  • Вопрос 2. Как Вы считаете, может ли государство произвольно устанавливать правовой статус личности? Чем определяются возможности государства в этом вопросе?
  • Тема 9. Проблема определения роли государства в регулирования экономики. Ответьте на следующие вопросы
  • Вопрос 1. Чем отличается роль государства в рыночной и плановой экономике? Охарактеризуйте экономическую функцию государства.
  • Вопрос 2. Какие, на Ваш взгляд, вопросы экономической сферы должны быть в обязательном порядке урегулированы государством?
  • Тема 10. Проблемы соотношения государства и права с культурой
  • Вопрос 1. Как воздействует правовая, нравственная и политическая культура общества на развитие государства и его правовой системы?
  • Вопрос 2. В какой степени, и каким путем государство влияет на развитие культуры и ее основных комплексов?
  • Вопрос 3. Какую роль, на Ваш взгляд, в национальном развитии играет официальная идеологическая доктрина?
  • Тема 11. Роль государства в решении глобальных проблем современности
  • Вопрос 2. Какие глобальные вопросы могут быть решены в правовых, и какие в неправовых формах?
  • Тема 12. Роль государства в обеспечении общественной безопасности
  • Вопрос 1. Каково соотношение общественной и государственной безопасности?
  • Вопрос 3. Каков круг вопросов, подлежащих правовому регулированию в сфере обеспечения общественной безопасности? Ответы иллюстрируйте примерами исходя из конкретных сфер общественной безопасности.
  • Тема 13. Проблемы формирования правового и социального государства.
  • Вопрос 1. Существуют ли, по Вашему мнению, государства, которые сегодня можно было бы назвать социальными или правовыми?
  • Вопрос 2. Каковы социальные условия формирования правового государства (экономические, социально-политические, культурные)?
  • Вопрос 3. Каковы юридические средства формирования правового государства и какова их роль в создании социальных условий для его построения?
  • Вопрос 4. Каковы, по Вашему мнению, основные признаки социального государства?
  • Вопрос 5. Связаны ли между собой процессы формирования правового и социального государства? Каков характер этой связи?
  • Вопрос 6. Каковы перспективы формирования в современных условиях правового государства в России?
  • Тема 14. Проблема определения исторических судеб государства и права.
  • Вопрос 1. Как Вы считаете, в силу, каких причин появляются противоположные оценки роли права и государства и их исторических судеб?
  • Безопасность гражданского общества (общественная безопасность) может быть охарактеризована следующими параметрами: социальная справедливость; права граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством; режим законности; экономическое благополучие граждан; демократический плюрализм, открытость общества; национальная определенность гражданского общества. (Равенство всех перед законом в решении выбрать род занятий, выплата пособий, свобода выбора, свобода мнений и т.д.).

    Вопрос 2. Какими средствами и методами государство обеспечивает общественную и государственную безопасность? Какие средства обеспечения безопасности государства и общества, на Ваш взгляд, можно отнести к правовым, а какие – к неправовым?

    Понятие «безопасность» согласно этиологии этого слова означает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу, государству. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз.

    В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. Причем задействованы все ветви государственной власти. Деятельность любых субъектов обеспечения безопасности базируется на строгом соблюдении принципов законности, баланса интересов личности, общества, государства; взаимной ответственности по обеспечению безопасности, интеграции с международными системами безопасности. Важный принцип – недопущение ограничения прав и свобод граждан.

    Не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и, согласно закону «О безопасности», граждане, общественные и иные организации и объединения, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности (неправовые). Государство же со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности. Обеспечение безопасности государства основывается на четком разграничении полномочий между органами, принадлежащими к различным ветвям власти. Итак, представительная власть – законодательный орган. Он разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности, защищая интересы личности, общества, государства, порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности. Парламент определяет бюджетные ассигнования на систему обеспечения безопасности, контролирует деятельность системы, заслушивает доклады Президента о состоянии общественной безопасности. Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя.

    Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов в сфере безопасности. Обладают необходимыми силами и средствами: вооруженные силы, ОВД, пограничные войска, службы ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

    Важную роль в системе обеспечения безопасности в России играет Совет Безопасности РФ – обеспечивает условия для реализации Президентом полномочий.

  • Основными задачами по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:

      своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз;

      обеспечение территориальной целостности Российской Федерации и безопасности пограничного пространства страны;

      подъем экономики страны, проведение независимого социально-ориентированного экономического курса;

      преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников;

      обеспечение личной безопасности граждан, их конституционных прав и свобод;

      обеспечение полноты и совершенствование законодательства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, Российской государственности, федерализма и местного самоуправления;

      обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего, с ведущими государствами мира;

      подъем и поддержание на достаточном уровне военного потенциала государства;

      укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

      принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против России;

      коренное улучшение экологической ситуации в стране.

    Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

      соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства России и норм международного права;

      уважение прав и свобод человека;

      единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, гибкое изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

      приоритет политических и экономических мер безопасности с опорой на военный потенциал;

      сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей части полномочий органам власти субъектов РФ и местного самоуправления.

    Обеспечение безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются главным содержанием политики государства.

    Во внутриэкономической деятельности на первый план выдвигаются задачи устранения деформаций в структуре российской экономики, обеспечения опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, поддержки отраслей, являющихся основой расширенного воспроизводства, обеспечения занятости населения.

    Переход к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике должен осуществляться как постепенный процесс формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

    Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчению доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, осуществление реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

    Важнейшие задачи – опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В этих целях должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и поддержки развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

    Государство должно содействовать становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, созданию равных условий для экономической конкуренции предприятий все форм собственности, защите прав потребителей, созданию условий для прогресса науки и образования.

    Целесообразно участие государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, введение определенных и обоснованных ограничений на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

    Должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.

    В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировых рынках товаров и услуг необходимо усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей на рынке.

    В международно-финансовой сфере важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.

    Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

    Принципиально важен приоритет экономических факторов в социальной сфере для укрепления государства, обеспечения реального выполнения социальных гарантий на основе государственной поддержки.

    Достижение социально-политической стабильности общества является определяющим фактором по обеспечению национальной безопасности. Основой такой стабильности должно стать, наряду с экономическим подъемом, общественное согласие относительно путей дальнейшего развития страны, укрепления федерализма и упрочения межнациональных интересов.

    Основой защиты конституционного строя России являются:

      приоритет федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

      разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;

      выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

      совершенствование механизма предупреждения возникновения политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские цели, и пресечение их деятельности.

    Требуют консолидации усилия направленные на борьбу с преступностью и коррупцией . Россия крайне заинтересована в резком ограничении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Приоритетное значение имеет формирование системы мер социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан.

    Эти меры должны быть подчинены интересам защиты права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от социального положения, национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений. Важнейшими задачами борьбы с преступностью являются:

      выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

      усиление роли государства – гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

      укрепление системы правоохранительных органов;

      привлечение органов государственной власти в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных действий;

      обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, органами государственной власти, политическими партиями, религиозными и общественными организациями.

    Принимаемые органами государственной власти решения и меры должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

    Для профилактики и борьбы с преступностью в первую очередь необходимы развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью и охраны прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.

    В целях предупреждения коррупции в государственном аппарате и устранения условий для легализации нажитых преступным путем капиталов должна быть создана действенная система финансового контроля, проверки имущественного положения, источников и расходов должностных лиц и иных государственных служащих.

    В настоящее время терроризм выходит за пределы национальных границ, поэтому одним из путей усиления борьбы с ним должно стать совершенствование координации деятельности наших правоохранительных органов и спецслужб на международном уровне. Необходимо шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм по противодействию международному терроризму, обеспечить надежное перекрытие всех возможных каналов незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ как внутри страны, так и их поступления из-за рубежа.

    Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного специального комплекса контрмер с использованием возможностей сотрудничества специальных служб России с аналогичными службами других стран.

    Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного , духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение великого культурного достояния России, что невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народа многонациональной России.

    В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, законодательных и исполнительных органов государственной власти к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицины, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

    К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности относятся:

      воспитание экологической культуры населения;

      предотвращение загрязнения природы за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

      предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

      экологически безопасное хранение и утилизация выведенных из боевого состава вооружения, прежде всего, атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими силовыми установками, ядерных боеприпасов, жидких ракетных топлив, топлива атомных электростанций;

      безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

      создание экологически чистых технологий;

      разработка и реализация природоохранных мероприятий;

      рациональное использование природных ресурсов.

    Внешняя политика России должна быть направлена на:

      проведение активного внешнеполитического курса;

      упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь, совета безопасности ООН;

      обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, глобальной и региональной стабильности;

      защиту законных прав и интересов российских граждан, проживающих за рубежом;

      развитие отношений с государствами – участниками СНГ;

      полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

      содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, СНГ;

      достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности, сохранение и укрепление режима Договора по ограничению систем противоракетной обороны;

      обновление или заключение новых юридически обязывающих договоренностей по ограничению и сокращению вооружений и расширение политических обязательств по мерам укрепления доверия и безопасности;

      содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

      развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональными преступностью и терроризмом.

    Обеспечение военной безопасности России является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXIвеке, при рациональных затратах на национальную оборону.

    В предотвращении войны и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении военной безопасности.

    Важнейшей задачей России является обеспечение сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществление союзнических обязательств.

    Россия должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству – агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.

    Вооруженные Силы России боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно космического нападения и решение совместно с другими войсками задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне.

    Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечить осуществление Россией миротворческой деятельности, как самостоятельно, так и под эгидой международных организаций.

    Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного присутствия в некоторых стратегически важных районах мира. Размещение в них на договорной основе ограниченных военных контингентов (военных баз) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность России реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии.

    Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонно-промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия ОПК должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировых рынках вооружений.

    Россия рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

      применение всех имеющихся в распоряжении России сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отпора вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

      применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случаях возникновения угрозы насильственного изменения конституционного строя, территориальной целостности страны, а также жизни и здоровью граждан.

    Основными задачами по обеспечению пограничной безопасности России являются:

      создание нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность органов исполнительной власти в пограничной сфере;

      активизация деятельности по международно-правовому оформлению государственной границы России и территориальному разграничению с сопредельными государствами;

      развитие межгосударственного пограничного сотрудничества;

      противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны;

      пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, занятой в сферах незаконного перемещения через границу материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищения природных ресурсов, а также незаконной миграции;

      осуществление необходимых мер по обеспечению коллективной пограничной безопасности государств – участников СНГ.

    Особое значение для обеспечения национальной безопасности России имеет использование возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.

    Необходимы новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на территории России, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе, дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.

    Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности России являются:

      реализация конституционных прав и свобод граждан на информационную деятельность;

      совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

      противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

    Понятие «безопасность» согласно этимологии этого слова обозначает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Значительным в оценке степени безопасности является то, как и кем определяются указанные интересы, насколько близко они связаны с гражданским обществом. При этом нужно исключительно подчеркнуть прямую связь интересов государства с удовлетворением вероятности прогрессивного становления личности и социума.

    Можно выделить следующие условия, выполнение которых нужно для обеспечения общественной безопасности:

    1) устойчивые, защищенные правом и надежно охраняемые границы;

    2) стабильные, предсказуемые, основанные на праве и обычае отношения между основными субъектами государства;

    3) устоявшийся, «нормальный» политический процесс, полагающий высокую степень законности и предсказуемости поведения политических субъектов, регулируемости неотвратимых конфликтов в рамках поддерживаемой законом и обычаем процедуры;

    4) отсутствие либо достаточная слабость нелегально существующих сил, способных непредсказуемо вмешаться в политический процесс.

    В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. При этом в рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти. Впрочем, судебная власть стоит в нем в определенной мере особняком. Безусловно, суд - стержневой гарант прав человека, но как только систему безопасности, если это предусмотрено в законе, возглавляет президент, то из нее автоматически должен быть исключен суд. Этого требует правило распределения властей. Основной объем непосредственной деятельности по обеспечению безопасности ложится на исполнительную власть, в границах которой создаются и действуют государственные органы обеспечения безопасности.

    Не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и граждане, общественные и иные организации и объединения, которые владеют правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.

    Деятельность любых субъектов обеспечения безопасности базируется на строгом соблюдении принципов законности; равновесия интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности по обеспечению безопасности; интеграции с международными системами безопасности. Главнейшим же принципом является недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и соответствующими законами. При этом Закон «О безопасности» предусматривает определенные гарантии против неправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод от органов обеспечения безопасности; ответственность должностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности и др. Обеспечение безопасности государства базируется на отчетливом разграничении полномочий между органами, принадлежащими к разным ветвям власти, таким образом, что ни один орган государства (тем более негосударственный, партийный орган, как это было в прошлом) не имел бы законных оснований и возможности аккумулировать всю полноту власти в данной области в своих руках. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. 2010. 29 декабря.

    В то же время функция по обеспечению безопасности - это по преимуществу функция исполнительной власти. Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Они владеют нужными силами и средствами. Силы безопасности включают в себя вооруженные силы, органы внутренних дел, службы ликвидации последствий чрезвычайных обстановок, пограничные и внутренние войска, природоохранные органы и др.

    Значимую роль в системе обеспечения безопасности в России играет Совет Безопасности Российской Федерации. Его правовой статус определяется Конституцией РФ, Законом РФ «О безопасности», указами Президента, другими нормативными правовыми актами.

    Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, социума и государства от внутренних и внешних угроз, проведения государственной ядерной политики в области обеспечения безопасности.

    Стержневой задачей Совета Безопасности является определение жизненно значимых интересов социума и государства, устранение внутренних и внешних угроз объектам безопасности и разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации. Он готовит рекомендации Президенту по принятию оперативных решений, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к значительным общественно-политическим, экономическим, военным, экологическим, другим последствиям, по организации их ликвидации.

    Совет Безопасности возглавляет Президент РФ, являющийся его председателем. Члены Совета Безопасности назначаются им персонально. Совет Безопасности образует межведомственные комиссии - свои основные рабочие органы. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному либо, территориальному признаку на непрерывной либо временной основе. Комиссии возглавляют члены Совета Безопасности либо лица, уполномоченные Президентом. В соответствии с указами Президента образованы межведомственные комиссии: по защите прав граждан и социальной безопасности; борьбе с преступностью и коррупцией; по международной безопасности; по оборонной безопасности; по проблемам оборонно-промышленного комплекса; по федеральной конституционной безопасности; по информационной безопасности; по охране здоровья населения; по экологической безопасности. Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности. Он санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в разных сферах. В соответствии с правом он формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности.

    Правительство обеспечивает реализацию концепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности.

    Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают соблюдение права, выполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства. С федеральными органами по вопросам национальной безопасности взаимодействуют органы государственной власти субъектов РФ. Они совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. - М.: Норма, 2007. С. 396.


    • Вступление
    • Россия в современном мире
    • Основные цели военной политики России на современном этапе
    • Стратегия национальной безопасности до 2020 года

    4. Заключение

    Преподаватель ОБЖ

    Ковалев Александр Прокофьевич

    СОШ № 2

    г. Моздок


    Ушедший ХХ век , характеризовавшийся постоянной борьбой государств за сферы влияния, противоборством двух мировых социально-политических систем, развязыванием самых кровавых в истории человечества двух мировых войн, а в последние десятилетия – распадом мировой системы социализма, роспуском Организации Варшавского договора, развалом Советского Союза, казалось бы, должен был создать благоприятные условия для мирного сосуществования государств.

    К сожалению, этого не произошло. Сохранилась опасность развязывания ядерной войны. Изменилась расстановка военных и политических сил в мире. Стремление Соединенных Штатов Америки к мировому господству, решение ими спорных вопросов с позиции силы, расширение блока НАТО, игнорирование решений ООН и мнений других государств приводит к возникновению очагов напряженности в мире, ведению войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от границ России


    Военно-политическая обстановка в мире складывается под воздействием сложного и противоречивого процесса глобализации международных политических и экономических отношений, стремления ряда государств, с одной стороны к формированию однополюсного мира во главе с США, опирающегося на военную силу в решении международных проблем, а с другой – стремление быстро развивающихся стран, в том числе и России, к созданию многополюсного мира, основанного на справедливой и демократической системе международных политических и экономических отношений.

    Обстановка вокруг России характеризуется нестабильностью, напряженностью, обострением национально-этнических и религиозных противоречий, частым использованием Западом угрозы силой или ее прямым применением против суверенных государств. Строительство нового мирового порядка, обострение борьбы за сферы влияния, источники сырья и рынки сбыта может непосредственно затронуть национальные интересы России


    Роль России в системе военно-политических отношений в мире определяется ее геостратегическим положением, ядерным потенциалом, статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН.

    Россия является самодостаточным государством и в своем развитии опирается преимущественно на собственные ресурсы , оцениваемы примерно в 140 трлн. долларов США. Она занимает первое место в мире по территории, восьмое - по численности населения и по рейтингу самых крупных экономик мира

    Россия с ее уникальным геостратегическим положением представляет один из центров силы глобального масштаба.

    Охватывая центральную часть евразийского континента, имея выходы к трем океанам, она объективно играет роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание экономических, политических, военных и культурных процессов в этих частях света и во всем мире.


    Россия никому ничего не должна . Воем, что мы имеем, мы обязаны только себе, собственным усилиям и своей истории. С этих суверенных позиций Россия и впредь будет вести дела с международными партнерами. Это означает полное равноправие, взаимный учет интересов и взаимную выгоду, взаимодействие на основе совместного анализа и совместно принятых решений.

    У России в настоящее время нет явных противников на международной арене, хотя с рядом сопредельных государств существуют разногласия по территориальным вопросам.

    В современном мире существует много источников потенциальной и реальной военной опасности для России. Главным из них является борьба мировых центров силы за право доступа к ее сырьевым и другим ресурсам, снижение мирового статуса и веса России в решении международных проблем, вытеснение ее из зон традиционных российских интересов, стремление США любыми средствами, прежде всего с применением военной силы, добиться мирового господства и возглавить однополюсный мир.


    Россия «не вписывается» в нынешнюю модель глобализации на условиях Запада , который отдает приоритет использованию военной силы в решении спорных проблем.

    Ключевые тенденции современного развития, включая нарождающуюся многополярность и возрастание роли многосторонней дипломатии, подводя к выводу о том, что решение вопросов стратегической стабильности не может боле оставаться эксклюзивной сферой отношений между Россией и США.

    Объективно приходит время открыть эти рамки для всех ведущих государств, прежде всего европейских, заинтересованных в совместных действиях ради обеспечения общей безопасности.

    Источники военной опасности кроются также в территориальных претензиях к России со стороны некоторых государств, возникновении и эскалации очагов напряженности и вооруженных конфликтов вокруг ее границ, и прежде всего в ближнем зарубежье.


    Эти и другие источники военной опасности при определенных условиях могут создавать очаги опасности или вызывать угрозы безопасности Российской Федерации .

    Обеспечение военной безопасности представляет собой процесс деятельности всех государственных структур, в котором наличие мощных Вооруженных Сил является серьезным сдерживающим фактором. Он обеспечивает достижение военной безопасности мирными средствами. Военная сила перестает быть главным естественно-традиционным средством политики во всех случаях.

    Основная нагрузка в обеспечении интересов безопасности должна приходиться на политико-дипломатические и информационные средства . То есть такие инструменты, которые принято называть «мягкой силой»: воздействие на партнеров без применения силы и иных методов силового принуждения.

    В деятельности государства и общества по обеспечению военной безопасности в последнее время повышается роль и значимость невоенных средств, и том числе социально-политических .


    Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны США.

    На долгосрочную перспективу Россия будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.

    Для защиты своих национальных интересов Россия будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.

    Таким образом , исходя из анализа сложившейся военно-политической ситуации в мире, отношений Российской Федерации с другими государствами, источников военной опасности и других факторов, а также учитывая то обстоятельство, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, можно сформулировать основные цели военной политики России на современном этапе:


    1. Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности , прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциалов.

    2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами


    3. Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России , подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, усиленного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

    4. Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.

    5. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, международного взаимодействия.

    Достижение вышеизложенных целей возможно лишь при том условии, что они опираются на мощную экономическую базу страны и современные Вооруженные Силы,


    Сравнительно недавно по историческим меркам в политическом лексиконе появилось понятие « национальная безопасность ». Впервые этот термин был применён в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу. В этом послании Т. Рузвельт обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» США.

    В Российской Федерации определение национальной безопасности впервые появилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 1996г.

    В общем случае под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе.

    При этом под национальными ценностями подразумевают принадлежащую стране материальную, интеллектуальную и духовную собственность как основу её существования и развития


    В национальной безопасности различают три уровня : безопасность личности, общества и государства.

    Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

    Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противоборствовать с действиями, ведущими к расколу общества.

    Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия от государства и общества.


    Национальная безопасность зиждется на трех базовых элементах : интересы, угрозы, защита.

    Её первооснову составляют интересы отдельных граждан , из которых вытекают интересы общества и государства в целом.

    Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экономической и других сферах.

    По своей направленности интересы ориентированы на обеспечение выживания, прогрессивного развития и той или иной степени лидерства граждан, общества, государства. Особое значение для человечества имеют жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессив­ного развития каждого человека, общества, государства.

    Другие интересы, не связанные с проблемами выживания, имеют второстепенное значение.


    Угрозы национальной безопасности нашей страны – как внутренние, так и внешние, это реальность сегодняшнего дня.

    Россия находится сейчас на таком этапе своего развития, когда вследствие экономического и финансового кризиса, политической и социальной нестабильности внутренние угрозы стали главной причиной, негативно влияющей на национальную безопасность страны. Однако, несмотря на то, что сейчас нет прямой военной угрозы в виде ядерной войны и крупномасштабной агрессии, военная опасность сохраняется. Она исходит не только со стороны реальных, но и потенциальных локальных войн и военных конфликтов.

    Таким образом, анализ современных реальностей подтверждает, что для национальной безопасности необходима и военная слагаемая.

    Домашнее задание

    § 13 стр.63-69



    Просмотров