Проведение повторного конкурса по 44 фз. Конкурс в электронной форме

Конкурс могут признать состоявшимся, если как минимум две организации участвуют в определении победителя торгов. Когда принцип конкуренции нарушен или все участники сходят с дистанции раньше времени, возможными вариантами становятся проведение новой закупки, повторного конкурса или заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Торги в форме конкурса могут не состояться по многим причинам. Само собой разумеется, конкурс не проведут при отсутствии участников, которые могли бы претендовать на заключение контракта. Другие причины связаны с нарушением принципа конкуренции, когда на конкурсе остается одна заявка.

Вместо несостоявшегося открытого конкурса и его разновидностей — двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием — заказчик может осуществить:

  • повторный конкурс;
  • новую закупку;
  • закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Какой именно вариант возможен в том или ином случае, устанавливает Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ) в частях 1, 2 статьи 55.

Повторный конкурс

Заказчик имеет право провести повторный конкурс, если конкурс не состоялся по причине отсутствия претендентов на заключение контракта. Перечислим эти случаи в порядке упоминания в Законе № 44-ФЗ (здесь и далее):

  • никто не подал на конкурс заявку (ч. 13 ст. 51);
  • ни одна заявка не прошла стадию рассмотрения и оценки (ч. 6 ст. 53);
  • участники, получившие за свои заявки первый и второй номера, отказались от заключения контракта (ч. 6 ст. 54);
  • в рамках конкурса с ограниченным участием все участники были признаны не соответствующими единым и дополнительным требованиям (ч. 9 ст. 56);
  • при проведении второй части двухэтапного конкурса никто не предоставил окончательную заявку (ч. 15 ст. 57);
  • при проведении второй части двухэтапного конкурса все заявки не прошли стадию рассмотрения и оценки (ч. 15 ст. 57).

Повторный конкурс также могут признать несостоявшимся. Если это происходит по первым трем причинам, перечисленным выше, делают запрос предложений или выбирают другой способ закупки (ч. 4 ст. 55 Закона № 44-ФЗ).

Особенности проведения повторного конкурса

Правилам проведения повторного конкурса посвящена часть 3 статьи 55 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик весьма ограничен в изменении условий такого конкурса. Так, возможно следующее. Если во время первого конкурса заказчиком была указана определенная дата исполнения контракта, ее необходимо сдвинуть на столько, на сколько этого требует проведение повторного конкурса.

Можно также увеличить начальную (максимальную) цену контракта, но не более чем на 10 %. При этом допускается ее повторно не обосновывать.

Изменять требования, предъявляемые к участникам закупки, нельзя. При этом в случаях, приведенных в статье 56 Закона № 44-ФЗ, возможно установление единых и дополнительных требований.

Новая закупка

Проведение новой закупки возможно во всех случаях, перечисленных для повторного конкурса. Вместе с тем при двухэтапном конкурсе только таким способом можно осуществить закупку, если причинами его отмены являются (ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ):

  • несоответствие всех участников установленным требованиям в рамках предквалификационного отбора;
  • признание по итогам предквалификационного отбора одного участника соответствующим этим требованиям.

Потребность в новой закупке возникнет и в случае, если на двухэтапный конкурс подадут только одну заявку (вне зависимости от наличия стадии предварительной проверки участника по параметру квалификации). Этот вариант закон не рассматривает. Тем не менее очевидно, что проведение таких стадий двухэтапного конкурса, как обсуждение предложений и направление приглашения предоставить окончательную заявку, теряет всякий смысл.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

При несостоявшемся конкурсе неконкурентный способ закупки используют в следующих случаях:

  • один участник подал заявку, которую признали соответствующей конкурсной документации (ч. 13 ст. 51 Закона № 44-ФЗ);
  • одна заявка прошла стадию рассмотрения и оценки (ч. 6 ст. 53 Закона № 44-ФЗ);
  • при проведении конкурса с ограниченным участием одного участника признали соответствующим единым и дополнительным требованиям (ч. 9 ст. 56 Закона № 44-ФЗ);
  • во второй части двухэтапного конкурса один участник предоставил надлежащую окончательную заявку (ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ);
  • при проведении второй части двухэтапного конкурса одна окончательная заявка успешно прошла рассмотрение и оценку (ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Каждое решение потребует согласования с контрольным органом (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Согласно законодательству России, при определенных случаях заказчик вправе проводить закупку посредством открытого конкурса. При таком способе все документы закупки предоставляются любому желающему в ЕИС (единой информационной системе).

При этой процедуре победившим становится участник, указавший в заявке наилучшие условия исполнения контракта, согласно определенным заказчиком критериям.

Пошаговая инструкция для заказчика

1. Приготовление к закупке.

Заказчик решает организовать торги и выбирает их вид, основываясь на действующие нормативные акты. Заказчиком формируется комиссия конкурса (единая комиссия) из своего штата или приглашается специализированная организация. Заказчик формирует положение о комиссии и последовательность ее деятельности.

2. Приготовление закупочной документации.

Заказчиком формируется конкурсная документация, содержащая сведения согласно Закону : условия выполнения заказа, требования к участнику и требования к документам его заявки, проект государственного контракта и т.д.

После объявления конкурса заказчик вправе вносить в документацию изменения, но не позже чем за пять суток до конца приема заявок. Заказчик может отказаться от организации торгов не позже, чем за пятнадцать суток до последнего дня подачи.

3. Объявление конкурса.

Утвердив извещение и конкурсную документацию, заказчик публикует все сведения в ЕИС в полном виде. Объявление возможно за двадцать суток до вскрытия заявок и более.

Все документы закупки доступны для скачивания каждому желающему безвозмездно.

Заказчик вправе изменить извещение о конкурсе, не позже чем за пять суток до последнего дня подачи заявок. Число возможных изменений неограниченно.

4. Разъяснение документации конкурса.

При поступлении от возможного участника запроса разъяснить документацию, заказчик в срок не более двух рабочих дней готовит и отправляет такому участнику разъяснения, а в течение одного рабочего дня после направления, эти разъяснения публикуются в ЕИС.

5. Прием заявок.

Заказчик принимает конкурсные заявки, обязательно их регистрируя и выдавая подавшему участнику расписку о получении.

6. Открытие конкурсных заявок в письменной и электронной форме.

Комиссия в срок, определенный в извещении, открывает поступившие заявки, направленные в конвертах, а также осуществляет доступ к заявкам, присланным в виде электронного документа.

Члены комиссии формируют и подписывают протокол вскрытия и открытия доступа, и размешает его в ЕИС.

7. Рассмотрение и подведение итогов.

В период до двадцати дней со дня вскрытия заявок, члены комиссии рассматривают предоставленные конкурсные заявки на предмет предложенных условий исполнения заказа, присутствия требуемых документов и копий документов. Участник и его заявка рассматривается с точки зрения соответствия требованиям нормативных документов РФ и условиям документации конкурса.

Производится оценка, основываясь на критериях, установленных заказчиком в документации, и определяется победивший участник. Комиссией формируется соответствующий протокол, который размещается в ЕИС в течение рабочего дня, идущего после дня подписания.

Заказчик возвращает всем участвовавшим, кроме победителя, деньги, направленные ими как обеспечение заявки.

8. Заключение контракта.

Заказчик проверяет наличие обеспечения победителем исполнения контракта, и контракт заключается между обеими сторонами. Период обоюдного подписания контракта регламентирован – от десяти до двадцати суток со дня публикации итогового протокола.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый

Если выбрать победителя конкурса конкурентным способом невозможно, процедуру нужно признать несостоявшейся. Порядок прописан в ст. 55 и 55.1 Закона № 44-ФЗ.

Что это

Под несостоявшейся понимают процедуру, которая была запланирована и заказчик начал проводить ее, но не смог завершить по внешним причинам. Не стоит путать этот тип закупок с отмененными. Во втором случае заказчик по своей воле принимает решение об отмене, в первом же заказчику приходится принять такое решение из-за независящих от него факторов.

Причины признания открытого конкурса несостоявшимся по 44-ФЗ

Выделяют несколько оснований признания конкурса несостоявшимся. Для бумажной процедуры это следующие причины:

  • на конкурс пришла лишь одна заявка;
  • комиссия допустила до участия только одну заявку;
  • по результатам предквалификационного отбора только одного участника признали отвечающим всем требованиям;
  • не поступило ни одной заявке;
  • комиссия не допустила ни одного из участников;
  • участник, заявке которого присвоили второй номер, отказался заключать контракт;
  • по итогам предквалификационного отбора к процедуре не допустили ни одного из участников.

Для электронного конкурса основания те же. Но в таких процедурах участники подают две части заявки. Поэтому конкурс могут признать несостоявшимся, даже если после рассмотрения вторых частей остался только один участник.

Если электронный конкурс не состоялся, что делать?

С нового 2019 года заказчики будут проводить электронные конкурсы в обязательном порядке. Одно из возможных развитий событий - заявок не поступило или пришла только одна. Или же если ваша комиссия отклонила все заявки или одобрила лишь одну из них. Это значит: конкурс надо признать несостоявшимся. Далее для вас возможны три разных сценария. Выберите подходящий вашей ситуации и смотрите, как действовать.

3 готовых варианта действий

Что делать, если открытый конкурс 44-ФЗ не состоялся

Если процедуру признали несостоявшейся, у заказчика три варианта:

  • рассмотреть единственную заявку и заключить контракт с ее автором;
  • продлить срок подачи заявок;
  • провести повторную закупку.

Что выбрать, зависит от причины признания конкурса несостоявшимся. Сначала рассмотрим порядок действий для бумажной процедуры, а затем для электронной.

Бумажный конкурс не состоялся: решения

Если он не состоялся из-за того, что пришла только одна заявка или был допущен только один участник, заказчик заключает контракт с едпоставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если не было ни одной заявки или комиссия отклонила каждое, заказчик меняет план-график и проводит повторный конкурс или другую процедуру. Если и повторный конкурс не состоялся, проводится запрос предложений.

Электронный конкурс не состоялся: решения

Перейдем к электронным процедурам. Если пришла одна заявка, порядок действий будет таким. Оператор направляет единственную заявку заказчику (сразу обе части и предложение о цене). У комиссии есть 3 дня на рассмотрение документов. Далее составляется протокол с решением о соответствии участника требованиям заказчика. Если с обеими частями заявки все в порядке, а участник отвечает требованиям, контракт заключают с ним по п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если после рассмотрения первых частей остался только один участник, оператор ЭТП в течение часа направляет заказчику вторую часть заявки. Комиссия рассматривает ее в течение 3 дней и составляет протокол. Если вторая часть заявки соответствует требованиям, контракт заключают с ее автором.

В следующих трех случаях заказчик обязан продлить срок подачи заявок на 10 дней:

  • не пришло ни одной заявки;
  • после рассмотрения первых частей отказали всем участникам;
  • после рассмотрения вторых частей не допустили никого.

Если после оценки вторых частей осталась одна заявка, соответствующая требованиям, заказчик заключает контракт с автором этой заявки.

В случае если заказчик продлил срок подачи заявок, но и это не помогло, следует провести запрос предложений. Не забудьте внести изменения в план-график.

Обратите внимание на изменения, которые внес Федеральный закон от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ. Они вступят в силу с 1 июля 2019 года. Теперь после признания конкурса несостоявшимся заказчики могут не вносить изменения в план закупок.

  • On 12.03.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, СМП, Статьи, Электронная подпись

Открытый конкурс - способ закупки для неограниченного круга участников. Для заказчика такой способ закупки хорош тем, что позволяет оценивать заявки не только по цене, но и по прочим критериям. Например, это могут быть качественные характеристики объекта закупки. Поставщики же не слишком жалуют конкурсы, что связано с довольно сложной процедурой подготовки заявки.

Тем не менее закон определяет открытый конкурс как преимущественный метод выбора поставщика . Это значит, что если нет оснований для проведения других процедур, должен проводиться открытый конкурс. О нем и о его этапах расскажем далее.

Как происходит извещение о конкурсе

Размещение извещения об открытом конкурсе осуществляется заказчиком в ЕИС как минимум за 20 дней до процедуры вскрытия конвертов (открытия доступа к электронным заявкам). Заказчику также предоставляется возможность разместить сведения о конкурсе в СМИ. Извещение составляется с указанием:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • информации, которая обязательна для всех закупок;
  • требований к участникам и перечня документов, которые нужно направить заказчику;
  • способов получения участниками конкурсной документации с указанием сроков, места, оплаты (если она предусмотрена за снятие копий документов);
  • даты, места и времени открытия заявок, их рассмотрения и оценки;
  • конкурсных преимуществ, предоставляемых участникам;
  • требований с учетом национального режима закупки;
  • счета для внесения денежных средств в целях обеспечения заявки.

Документация открытого конкурса

Вместе с извещением заказчиком публикуется документация по конкурсу и проект контракта - в целом и по лотам. Все то же самое публикуется в ЕИС в электронно виде и бесплатно доступно неограниченному кругу лиц.

До момента публикации отправка конкурсных документов потенциальным участникам запрещена!

Кроме информации, предусмотренной в извещении, в конкурсной документации:

  • описывается объект закупки и условия контракта;
  • обосновывается НМЦК ;
  • приводятся требования в отношении состава и содержания заявки , включая описание предложения поставщика;
  • приводится инструкция для правильного заполнения заявки;
  • содержится условие об изменении условий контракта (когда это предусмотрено законом);
  • разрешается заключение контрактов по НИОКР с несколькими участниками;
  • приводится порядок и срок отзыва опоздавших заявок, внесение в них изменений;
  • содержатся правила и сроки подачи запроса на разъяснения ;
  • приведены критерии, по которым оцениваются заявки (включая величину их значимости) и порядок рассмотрения;
  • определяется размер обеспечения заявки и контракта , в том числе условия банковской гарантии;
  • представляется информация о сотрудниках контрактной службы, ответственных за эту закупку;
  • обозначен срок подписания контракта победителем открытого конкурса, условия признания участника уклоняющимся;
  • представлена информация о расторжении контракта в одностороннем порядке .

Требования, ограничивающие число участников или свободный доступ к открытому конкурсу, недопустимы.

Также в документации приводятся дополнительные требования для специфических закупок:

  1. Связанных с услугами депозитариев, управлением пенсионными накоплениями и ипотекой военнослужащих.
  2. Связанных с перевозкой пассажиров и багажа при помощи автомобильного и городского наземного электротранспорта.

Заказчик должен удовлетворить запрос по получению закупочных документов от любого потенциального участника не позднее 2 рабочих дней . За предоставление документации на бумажных или электронных носителях заказчик имеет право установить плату, не превышающую затрат на их изготовление.

Не менее чем за 5 дней до конца срока направления заявок заказчик имеет право изменить положения документации . При этом объект закупки и сумма обеспечения остаются неизменными.

На размещение изменений в ЕИС у заказчика есть 1 рабочий день . Для отправки новой информации участникам, которым представлена документация, предусмотрено 2 рабочих дня .

Между публикацией изменений и окончанием срока принятия заявок должно пройти не менее 10 дней . Если это условие не исполняется, прием заявок продлевается. При замене конкурсной документации только по отношению к одному лоту продление срока принятия заявок делается только для него.

Запрос на разъяснение положений документации

Участники могут направлять заказчику запросы относительно конкурсной документации. Это можно сделать в том случае, если до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней . Заказчик отвечает в течение 2 рабочих дней с момента получения запроса в бумажном или электронном виде. Для размещения разъяснений в ЕИС дается 1 рабочий день . Запрещается указывать адресата запроса о разъяснении. Данное по запросу разъяснение не должно менять сущность документации.
О подготовке конкурсной заявки пр 44-ФЗ:

Подача заявки на открытый конкурс участниками

Ознакомиться с порядком, местом и сроками подачи заявки можно в документации по закупке. В законе указаны две формы подачи заявок на конкурс:

  • запечатанный конверт, не позволяющий просматривать содержимое;
  • электронный документ, доступ к которому закрыт, пока не кончится срок подачи заявок.

Заказчиком в документации может быть предложен шаблон заявки, однако он необязателен для использования участником.

Заявка участника включает информацию о нем с приложением пакета необходимых документов.

  1. Основные сведения . Для организаций: название, контактные данные, адрес, ИНН учредителей, руководства. Для физических лиц: ФИО, данные паспорта, ИНН, адрес.
  2. Выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (оригинал или заверенная у нотариуса), полученной не ранее 6 месяцев с момента даты опубликования конкурса в ЕИС. Не все заказчики принимают электронную выписку с ЭЦП инспектора. Оптимальным выбором является бумажный вариант.
  3. Иностранные лица предоставляют :
    • копии удостоверяющих личность документов;
    • нотариально заверенный перевод документов о государственной регистрации юридического лица или ИП по правилам законодательства иностранного государства.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя организации :
    • копия решения, в котором говорится о назначении или избрании руководителя;
    • копия приказа о назначении;
    • представителем организации может быть не только руководитель, но и иное лицо. К такой заявке нужно приложить доверенность . При подписании доверенности уполномоченным лицом, а не руководителем, к заявке прилагается документ, подтверждающий полномочия.
  5. Учредительные документы (копии) организации.
  6. Решение об одобрении крупной сделки (оригинал, копия) в случаях:
    • если обеспечение заявки или контракта для участника является крупной сделкой;
    • если сумма контракта является крупной сделкой (когда необходимость иметь решение предусмотрена учредительными документами организации или законодательством).
  7. Оригиналы (или копии, заверенные нотариально) документов, свидетельствующих о подтверждении преимуществ для уголовно-исправительных предприятий и организаций инвалидов.
  8. Если для объекта закупки - документы о соответствии участника и объекта закупки установленным условиям , запретам и ограничениям.
  9. Декларация о принадлежности к СМП или СОНКО при закупке, объявленной для данной категории участников.

Кроме перечисленных документов, в состав заявки включают:

  1. Предложение участника относительно предмета закупки, цена за его единицу, указание страны происхождения товара.
  2. При конкретных требованиях к объекту закупки - документы подтверждающие его соответствие этим требованиям.При этом заказчик не имеет права истребовать документацию, передаваемую на основе законодательства поставщиком вместе с товаром.
  3. При цене, сниженной в предложении участника более, чем на 25% от НМЦ (при стоимости закупки <15 млн. рублей) прилагаются документы, подтверждающие добросовестность участника. Если таких документов нет в составе заявки, победитель должен будет предоставить обеспечение контракта, увеличенное в 1,5 раза .
  4. Документ об обеспечении заявки - подтверждение банковского платежа о денежном переводе на расчетный счет заказчика или гарантия банка.
  5. При указании критерия оценки «квалификации участника » к заявке следует приложить подтверждающие документы. Однако при их отсутствии отклонение заявки невозможно - участнику просто присуждается «0» по данному критерию.
  6. В качестве приложения к заявке можно использовать эскизы, рисунки, чертежи, фотографии или пробные образцы товара.

Истребование иной информации и документов, помимо перечисленных, заказчиком от участников запрещено!

Допускается подача участником только одной заявки на закупку или отдельный лот. Подача заявки на совместное произведение искусства возможна от нескольких человек, которые будут выступать в роли единого участника закупки.

При проведении закупки на выполнение свыше двух поисковых научных исследований участнику предоставляется право на подачу заявки лишь в отношении одной работы.

Заявитель ответственен за достоверность информации и документов, содержащихся в заявке.

Правила оформления

Требований к оформлению немного:

  1. Каждый из листов заявки должен быть прошит и пронумерован. Непрошитая заявка будет отклонена, а вот непронумерованных листов это не касается.
  2. В качестве первого листа прикрепляется опись документов в составе заявки. Без описи заявка будет отклонена.
  3. Заявка скрепляется подписью руководителя и печатью (если она есть).

Иных требований заказчик к оформлению заявки устанавливать не должен!

Прием заявок

Заказчик регистрирует заявки, которые поступили в срок. Правила приема заявок таковы :

  1. Заявки не могут быть отклонены, если на конверте не содержится информация о подавшем ее лице. Этого также нельзя требовать в документации.
  2. Заявки принимаются вплоть до наступления сроков вскрытия конвертов (или заявок в электронном формате).
  3. Конфиденциальность обеспечивается заказчиком в обязательном порядке. Конверты до момента вскрытия не повреждаются и не открываются.
  4. При достижении крайнего срока подачи заявок их прием прекращается. Заявки более не подлежат регистрации заказчиком и отправляются обратно (при наличии адреса на конверте).

Если ни одной заявки на открытый конкурс так и не поступило, он будет считаться несостоявшимся . При наличии нескольких лотов в закупке несостоявшимся считается тот, на который не подано ни единой заявки.

Процедура рассмотрения и оценки заявок

Как вскрываются конверты

Комиссия одновременно вскрывает поступившие заявки в бумажном или электронном виде в то время и в том месте, которые указаны в информации о закупке. Каждый из участников, подавших заявку, может присутствовать при этом процессе. Заказчик, со своей стороны, обеспечивает ведение аудиозаписи процедуры.

Подать заявку допустимо непосредственно на вскрытии конвертов - об этом заказчик должен объявить заранее.

Заказчиком объявляются вслух и вносятся в протокол следующие сведения :

  • в отношении вскрытия конвертов: дата, место, время;
  • информация о компании или физическом лице, подавшем заявку;
  • сведения о наличии в составе заявки документов и информации об участнике;
  • условия исполнения контракта для оценки заявки.

При отсутствии заявок или подаче всего одной заявки признается, что открытый конкурс не состоялся. Это фиксируется в протоколе вскрытия конвертов всеми членами комиссии по окончании процедуры. До конца следующего рабочего дня протокол публикуется в ЕИС.

При подаче двух заявок от одного участника заказчик не производит рассмотрения ни одной из них.

Как производится оценка заявок

На оценку заказчику отводится до 20 дней с момента вскрытия конвертов . Продление на срок до 10 рабочих дней допускается при закупках в научной и культурной областях, в сфере искусства. При продлении срока информация об этом размещается в ЕИС.

Если оформление и содержание заявки, а также сам участник, отвечают требованиям 44-ФЗ и заказчика (согласно документации к конкурсу), то заявку признают соответствующей.

Отклонение заявки возможно в следующих случаях :

  • несоответствие участника или заявки указанным требованиям;
  • предоставление участником недостоверных сведений.

Оценка заявок производится комиссией согласно критериям, указанным в конкурсной документации. При соответствии требованиям лишь одной заявки или при отсутствии таковых конкурс признается несостоявшимся.

Подведение итогов

На основе результатов оценки каждой заявки комиссией присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности условий. Заявка участника с наилучшими условиями становится № 1 . При одинаковых условиях в нескольких заявках меньший порядковый номер присваивается предложению, поступившему ранее прочих. Конкурс на выполнение нескольких научно-исследовательских работ подразумевает выбор нескольких победителей.

Протокол рассмотрения и оценки заявок содержит:

  • сведения о дате, месте и времени оценки заявок;
  • сведения об участниках, чьи заявки были рассмотрены;
  • сведения об участниках, чьи заявки отклонили (с указанием причины, ссылки на законодательные нормы или закупочные документы);
  • решение каждого члена комиссии о том, что заявка на участие в конкурсе отклонена;
  • порядок, согласно которому происходит оценка заявок;
  • баллы, которые присвоены заявкам по критериям оценки;
  • порядковый номер, под которым зарегистрирована заявка;
  • наименования и контакты участников, чьи заявки получили номера «1» и «2».

Протокол рассмотрения единственной заявки содержит:

  • время, дату и место, где проводится оценка;
  • наименование и контакты юрлица или физлица, от которого поступила заявка;
  • решение каждого из членов комиссии относительно соответствия заявки 44-ФЗ и закупочной документации;
  • решение о заключении контракта с данным участником.

Составление протоколов происходит в двух экземплярах с подписями каждого из членов комиссии. Первый экземпляр заказчик оставляет у себя, а второй вместе с проектом контракта отправляется победителю конкурса в срок до 3 рабочих дней с момента подписания протокола. В течение 1 рабочего дня происходит публикация протокола в ЕИС.

Любому участнику предоставляется возможность отправки запроса для выяснения итогов конкурса. Ответить на него заказчик должен в течение 2 рабочих дней .

Хранение протокола и аудиозаписей вскрытия конвертов заказчиком осуществляется не менее 3 лет .

Заключение контракта

Заключение контракта происходит в срок от 10 до 20 дней с момента публикации протокола оценки . Условия берутся из проекта контракта, добавляются лишь сведения из заявки победителя. Стоимость контракта не должна превышать НМЦК.

Подписание контракта победителем происходит в срок до 10 дней с того момента, как опубликован итоговый протокол. Перед подписанием он обязан предоставить обеспечение исполнения контракта. При невыполнении данных условий считается, что победитель уклоняется от заключения контракта. При этом заказчика может:

  1. Подать судебный иск относительно возмещения убытков из-за уклонения, если их сумма больше обеспечения заявки.
  2. Заключить контракт с участником конкурса под номером «2» , если тот согласен. Заказчик направляет ему проект контракта с обновленными условиями в срок до 10 дней со дня признания первого победителя уклонившимся. Участник № 2 предпринимает те же шаги, что и первый победитель (вносит обеспечение, подписывает контракт). Однако если даже он этого не сделает, «уклонистом» признан не будет.

После подписания контракта участником заказчику предоставляется 10 дней на внесение своей подписи , в противном случае уклонившимся будет признан уже он. Победитель, с которым не заключили контракт в срок, может обратиться в суд для возмещения убытков, вызванных отказом заказчика.

Денежные средства за обеспечение заявки должны быть выплачены победителю в течение 5 рабочих дней после того, как будет заключен контракт.

Если подписанию контракта в срок что-то препятствует (решение суда, непреодолимые обстоятельства), другая сторона уведомляется в течение 1 дня. Течение всех сроков приостанавливается до 30 дней . При отмене или изменении судебного решения либо недействительности обстоятельств непреодолимой силы второй стороне вновь направляется уведомление.
Небольшое видео о парктике признания победителя закупки уклонившимся от подписания контракта:

Когда открытый конкурс не состоялся

Заказчик прибегает к заключению контракта с единственным поставщиком в случае:

  • если на конкурс подается одна заявка, соответствующая требованиям;
  • если из всех присланных на конкурс заявок лишь одна соответствует полному списку требований.

Заказчик меняет план-график и проводит повторный конкурс в случаях:

  • когда не подано ни одной заявки на участие в конкурсе;
  • когда комиссией отклонены все заявки;
  • если последовал отказ участника, занявшего второе место.

Повторный конкурс

Публикация извещения заказчика о повторном конкурсе в ЕИС происходит как минимум за 10 дней до момента вскрытия заявок. В документации можно изменить срок исполнения контракта с добавлением времени на проведение повторного конкурса, а также увеличить цену на 10%. Объект закупки и его объем, равно как основные требования к участникам, остаются неизменными.

При невозможности проведения повторного конкурса заказчик меняет план-график и осуществляет закупку того же объекта путем запроса предложений .

Последствия признания конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся в случае полного отсутствия надлежащих заявок

Анализ норм Закона N 44-ФЗ показывает, что конкурс считается состоявшимся, если имеются не менее 2 заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием или окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе, которые одновременно:

Соответствуют требованиям к заявкам, установленным этим Законом и конкурсной документацией,

Поданы участниками закупки, которые соответствуют требованиям к участникам, установленным Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией.


Если открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием признан несостоявшимся, и заказчик не может в соответствии с законом заключить контракт с участником закупки, подавшим надлежащую заявку, заказчик проводит повторный конкурс или осуществляет новую закупку (ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).

Сюда относятся следующие случаи признания конкурса несостоявшимся:

В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки (ч. 13 ст. 51 , п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок конкурсная комиссия отклонила все заявки (ч. 6 ст. 53 , п. 2 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

В связи с тем, что участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта (ч. 6 ст. 54 , п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

В связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям (п. 3 ч. 2 ст. 55 , ч. 9 ст. 56 Закона N 44-ФЗ).

Поскольку условия проведения повторного конкурса и осуществления новой закупки ни для одного из этих случаев не установлены, решение о выборе между этими возможностями заказчик принимает по собственному усмотрению.


Повторный конкурс в силу ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ проводится в порядке, установленном для открытого конкурса с учетом особенностей, установленных этой частью. Эта норма требует проведения повторного конкурса на тех же условиях закупки, что и несостоявшийся, за исключением увеличения срока исполнения контракта и увеличения начальной (максимальной) цены (до 10%). Если повторный конкурс также признается несостоявшимся ввиду отсутствия надлежащих заявок данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Подробнее порядок проведения повторного конкурса рассмотрен в отдельном материале.

Относительно "новой закупки" Закон N 44-ФЗ каких-либо указаний не дает, поэтому, по нашему мнению, речь следует вести о закупке любым способом, который может быть избран заказчиком, исходя из общих принципов выбора способа закупки, установленных ч. 5 ст. 24 , ч. 2 ст. 48 и других норм Закона N 44-ФЗ. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.


В целях выбора способа закупки при признании конкурса несостоявшимся следует обратить внимание, что в случае, если повторный конкурс также будет признан несостоявшимся ввиду полного отсутствия надлежащих заявок, заказчик вправе осуществить закупку вновь путем проведения запроса предложений (ч. 4 ст. 55 , п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Последствия же признания несостоявшейся новой закупки, осуществляемой способом, выбранным в соответствии с общими принципами, определяются общими нормами о выбранном способе.


Также согласно ч. 6 ст. 55 Закона N 44-ФЗ если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 57 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку. При этом из указания, что заказчик проводит повторный конкурс "с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку", можно сделать вывод, что в данном случае заказчик имеет право провести повторный конкурс, не являющийся двухэтапным. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.



Просмотров