Полномочия государственных властей. Государственные органы, не являющиеся органами государственной власти

Определенной совокупности органов государственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государственной власти, их система, конституционный статус, основы взаимоотношений различных звеньев государственной организации и гражданского общества.

Большое значение для имеет характеристика черт (свойств) органа государственной власти. По этому вопросу в юридической литературе высказаны различные суждения. По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государственной власти является его принадлежность к государственному аппарату , так как вне единой государственной организации не может быть органа государственной власти как такового. Однако такое суждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Государствоведы выделяют обычно наличие у органа государственной власти государственно-властных полномочий. Цивилисты, напротив, выделяют идею организации, подчеркивают, что орган государства — это особая юридическая организация (юридическое лицо), обладающая помимо властных полномочий имущественной обособленностью.

Признаки органа государственной власти

Орган государственной власти характеризуют следующие признаки .

1. Орган государственной власти — это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

2. Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т. д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание.

3. Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, т. е. закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления.

4. Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на современном этапе не может отказаться и от принуждения, применяемого после того, как исчерпаны иные методы.

5. Орган государственной власти отличается своей структурой, со- подчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.

Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.

В современных условиях, когда была учреждена новая форма республиканского правления с особым статусом единоличного главы государства — Президента, появилась необходимость выделения единоличных органов государства. Отметим, что действующее законодательство характеризует Президента РФ, глав субъектов Федерации, ряд других должностных лиц единоличными органами власти. Органы государственной власти — часть государственных органов наряду с государственными органами, не обладающими признаками органов государственной власти.

На основании изложенного орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).

Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа и иных работников (служащих).

Конституционные основы органов государственной власти в Российской Федерации

Функции государства во всем их многообразии выполняются специально созданным государственным аппаратом. Центральное место в нем занимают государственные органы.

Современная отечественная правовая наука под государственным органом понимает организационно и структурно обособленную часть государственного аппарата, наделенную в установленном законодательством порядке полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти.

Различают органы государственной власти, а также органы государства, не обладающие властными полномочиями.

Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления.

В юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно того, какими признаками обладает орган государственной власти. К ним относят: создание в принятом государством порядке; обладание государственно-властными полномочиями; осуществление его деятельности в формах и методами, установленными государством. Помимо этого он призван реализовывать задачи и функции государства; входит в единую систему органов государственной власти. Кроме того, признаками органа государственной власти считаются существование его как организации, коллектива, объединенного общностью целей и родом деятельности; наделение его частью единого фонда государственной собственности; особая структура, соиодчиненность его отдельных подразделений. Перечисленные черты характеризуют разные стороны этого многопланового правового явления.

В самом общем виде органы государственной власти характеризуют следующие свойства:

  • через них народ осуществляет свою власть;
  • они входят в систему публичной власти наряду с органами местного самоуправления;
  • они выступают неотъемлемым элементом статуса Российской Федерации и субъектов РФ, поскольку являются частью государственного аппарата;
  • они обладают собственным правовым статусом и самостоятельно участвуют в публично-правовых и отдельных частноправовых отношениях.

Организация и функционирование органов государственной власти регламентируются отраслями публичного права, в большей степени — конституционного. Установление системы органов государственной власти и определение общих принципов их деятельности — одна из основных задач конституции. Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 января 2007 г. № 1-П, на те области социальной жизнедеятельности, которые связаны с реализацией государственной власти, недопустимо распространять договорные отношения и лежащие в их основе принципы. Их деятельность (как сама по себе, так и ее результаты) не может быть предметом частноправового регулирования.

Властным органам была посвящена большая часть текста всех советских конституций. Так, Конституция РСФСР 1918 г. содержала отдельный раздел «Конструкция Советской власти», который закреплял положения об организации центральной власти и власти на местах. Восемь из одиннадцати глав, составлявших раздел второй Конституции СССР 1924 г., регламентировали деятельность союзных органов государственной власти (гл. 1, 3-9). То же количество глав об органах государственной власти Союза, союзных и автономных республик, местных органов власти, суда и прокуратуры имелось в Конституции СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. включала в себя четыре раздела, объединявших 11 глав, посвященных высшим органам государственной власти и управления СССР, основам построения органов государственной власти и управления в союзных республиках, а также организации правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Схожий по объему текст основных законов РСФСР 1925, 1937 и 1978 гг. детализировал статус центральных и местных органов власти республики. Следует, однако, заметить, что понятие «орган государственной власти» применялось в то время только к представительным органам — Советам, чем подчеркивалось их полновластие. Такая ситуация характерна для государств, отрицающих принцип разделения власти.

В действующей Конституции РФ общие положения об организации государственной власти содержатся преимущественно в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ней зафиксировано, что через органы государственной власти народ осуществляет свою власть (ч. 2 ст. 3); закреплены принципы единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11), разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); установлено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (там же); дан перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11); указано, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11); отражено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); определена обязанность органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» указано, что органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32); решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46); вред, причиненный их незаконными действиями (бездействием), возмещается государством (ст. 53).

Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Их деятельности посвящены отдельные главы раздела первого Конституции РФ («Президент Российской Федерации» (гл. 4), «Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство Российской Федерации» (гл. 6), «Судебная власть» (гл. 7)).

В отношении формирования и компетенции органов государственной власти субъектов РФ в Конституции РФ есть только самые общие положения, сосредоточенные в гл. 3 «Федеративное устройство». В частности, в ней указано, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73), субъекты РФ устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Перечень органов, осуществляющих государственную власть в субъектах РФ, индивидуален для каждого из них, и закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта.

Помимо перечисленных в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ней упоминаются и другие органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: Центральный банк РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); прокуратура РФ (п. «о» ст. 71, ст. 129); Конституционное Собрание (ч. 2, 3 ст. 135). Они не именуются органами государственной власти. Однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» относит к ведению Центрального банка РФ осуществление банковского и валютного регулирования, банковского надзора, валютного контроля и решение ряда других вопросов (ст. 4). Он наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ полномочия этого органа по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения (определение от 14 декабря 2000 г. № 268-0).

Косвенным образом необходимость включения Центрального банка РФ в систему властных органов выводится из положения ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. в соответствии с которым защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Специфическим органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ, формируемая палатами Федерального Собрания — парламента Российской Федерации и подотчетная им (ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»). Как указал Конституционный Суд РФ, она действует в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета (постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П).

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — это должность, учреждаемая в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Конституционное Собрание — орган, созываемый в случае поддержания тремя пятыми голосов от общего числа членов палат Федерального Собрания поправок к гл. 1, 2, 9 Конституции РФ. Оно может подтвердить неизменность Конституции РФ, разработать проект новой конституции, а также принять его двумя третями голосов от общего числа его членов. Порядок созыва и работы Конституционного Собрания должен регулироваться федеральным конституционным законом, который в настоящее время отсутствует.

Кроме вышеназванных к числу властных органов современной России можно отнести ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, иные избирательные комиссии. В соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав эти органы обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (п. 3 ст. 20); в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 12 ст. 20); их решения и акты, принятые в рамках собственной компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (п. 13 ст. 20).

Органы, не обладающие властными полномочиями , осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.

К числу таких органов относятся: Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности; Государственный совет — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и организации, не являющиеся государственными органами. К их числу относятся государственные учреждения, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации; адвокатура, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи; органы судейского сообщества, участвующие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности).

Вопросы

Лекция. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННО- ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

1. Система государственных органов, осуществляющих

государственно-властные полномочия.

2. Государственная противопожарная служба в системе правоприменительных органов государства.

3. Понятие и основные направления деятельности Госу-

дарственной противопожарной службы.

4. Правосубъектность органов Государственной противо-

пожарной службы.

5. Особенности деятельности Государственной противо-

пожарной службы в современных условиях.


Власть в Российской Федерации, в соответствии с Консти- туцией и законодательством Российской Федерации, уполномо- чены осуществлять органы государственной власти.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей на законода- тельную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и независимы.

Органы государственной власти в Российской Федерации разграничиваются также на органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (т.е. на федеральные и региональные органы государственной вла- сти).

Каждый орган государственной власти представляет собой

часть единой системы государственных органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может подразделяться на ряд входящих в нее структур. Такая классификация государст- венных органов проводится как на федеральном, так и на ре- гиональном уровне.

Характерной особенностью этого является то, что выше-

стоящие органы руководят деятельностью органов нижестоя- щих, нижестоящие органы подчинены, подотчетны и подкон- трольны вышестоящим.

Система органов государства представляет собой организа- ционное единство, которое в своей совокупности составляет го- сударственный аппарат.

«Государственный аппарат» является частью государствен- ного механизма и представляет собой совокупность всех орга- нов законодательной, исполнительной и судебной власти, кото- рые призваны осуществлять задачи и функции государства.


В науке государственного (конституционного) права поня- тие «государственный аппарат», в узком смысле – совокупность исполнительных (административных) органов власти, выпол- няющих повседневное управление государством. В широком смысле – совокупность всех государственных органов, то есть органов законодательной (представительной), исполнительной (распорядительной) и судебной власти.

Следовательно, государственный орган – это составная часть государственного аппарата, наделенная властными пол- номочиями, компетенцией, обладающая соответствующей

структурой и средствами для осуществления отдельных задач и

функций государства.

Государственный орган наделяется государственно- властными полномочиями, образуется и действует в установ- ленном порядке, занимает свое определенное место в единой системе государственных органов.

Государственные органы делятся на четыре группы: пред- ставительные органы государственной власти, органы государ- ственного управления, органы суда и органы прокурорского

надзора. Органы государства, по существу то же самое, что и

орган государственной власти.

Государственным органом может быть одно должностное лицо (например, Президент РФ) или известным образом орга- низованная группа должностных лиц органа государственной власти.

Основные признаки, характеризующие коллегиальные го-

Основные понятия:

государственный орган; компетенция; система органов управления; полномочия президента; правительство; Совет министров; Президиум; министерство; государственный комитет; исполнительный комитет; местное управление; государственный аппарат; аппарат управления; структура; штаты .

Органы государственного управления (исполнительной власти) - это разновидность органов государственной власти. Поэтому понятие и черты этих органов производны от признака разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти. Им, следовательно, прежде всего, присущи основные черты, свойственные органам государственной власти. Исходя из этого, необходимо выяснить признаки органа государства.

Государственный орган - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции.

Поэтому орган государства можно характеризовать, прежде всего, как "организацию" , коллектив, управляемую группу людей.

Но для органа государства характерно то, что он является организацией "политической", т.е. наделенной государственной властью. Органы государства призваны выступать от его имени, выполнять его функции.

Это предполагает наделение их специфического рода полномочиями, которые по своей природе являются государственно-властными. Наличие государственно-властных полномочий - главный юридический признак любого государственного органа.

В чем состоит содержание государственно-властных полномочий?

Во-первых , в праве органов государства издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы. Эти юридически обязательные акты издаются органами государства от имени последнего. Акты государственных органов могут быть адресованы другим органам государства, должностным лицам, учреждениям, организациям, предприятиям, гражданам, а также в ряде случаев и общественным организациям (если государственные органы осуществляют руководство ими).

Во-вторых , специфической особенностью государственно-властных полномочий органов государства является то, что их веления могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту область или отрасль хозяйственного, социально-культурного или административно-политического строительства, с которой связано функционирование данного органа.

При этом акты органов государства могут распространяться не только на непосредственно подчиненных должностных лиц, работающих в подведомственной данному органу области, но во многих случаях и на граждан. Этот внешний фактор не является универсальным, тем не менее, наиболее четко и ярко выражает сущность властных полномочий органов государства.



Сфера действия велений органов государства определяется конкретным местом, занимаемым каждым из них в системе государственного аппарата, и характером задач, стоящих перед соответствующим органом.

Для государственно-властных полномочий характерно право органов государства на обеспечение реализации принимаемых ими актов путем использования от имени государства соответствующих мер воспитания, убеждения, поощрения.

Для государственно-властных полномочий характерно также право органов государства на осуществление от его имени надзора (наблюдения) за исполнением требований правовых актов. Это закономерно, ибо власть выражается не только в установлении определенных обязанностей и т. п., но и в обеспечении их реального выполнения и соблюдения государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Для государственно-властных полномочий характерно право органов государства в необходимых случаях и в целях обеспечения выполнения требований издаваемых ими правовых актов применять установленные меры принуждения.

Все указанные действия органов государства обязательны, ибо подкрепляются авторитетом и силой государства.

Таким образом, основными признаками органа государства являются следующие:

1. орган государства - это часть аппарата государства;

2. орган государства есть организация, т.е. ячейка человеческого коллектива, в определенной степени оформленного;

3. орган государства является организацией политической;

4. он осуществляет от имени государства его задачи и функции;



5. обладает государственно-властными полномочиями;

6. имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;

7. образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

8. несет ответственность перед государством за свою деятельность. Понятие органа государственного управления (исполнительной власти) в основном совпадает с понятием органа государства, но это совпадение не является полным. Понятие органа государства является более широким.

Каждый орган государственного управления (исполнительной власти), как и любой орган государства, имеет свою компетенцию, организационную структуру, территориальный масштаб деятельности.

В то же время органы государственного управления (исполнительной власти) обладают и специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов . Эти признаки определяются своеобразием стоящих перед органами исполнительной власти задач и методов их осуществления, особым характером их государственной деятельности.

1. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность - государственное управление.

2. Представляют собой субъекты исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления. Их обычно именуют исполнительно-распорядительными органами; в этом смысле данные органы олицетворяют собой исполнительный аппарат государства.

В Конституции Республики Беларусь термин «исполнительно-распорядительные органы» употребляются применительно к местным органам государственного управления (статьи 117, 119, 120, 122). Но следует отметить, что эта деятельность однотипна, идет ли речь о Совете Министров, министерствах, ведомствах, исполкомах.

Необходимо также уяснить, что орган исполнительной власти всегда орган государственного управления, в то же время не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвленный механизм, в том числе управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев этого механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти. Так, администрация государственного объединения, предприятия, учреждения, выполняя управленческие функции, является органом внутреннего управления, или, как еще ее называют, внутреннего самоуправления, и к органам исполнительной власти не относится.

1. Они осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера.

2. Деятельность органов государственного управления в пределах предоставленных государственно-властных полномочий направлена на осуществление общего, непосредственно, повседневного оперативного руководства объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Таким образом: орган государственного управления (исполнительной власти) представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана, в порядке исполнительно-распорядительной деятельности, осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Правовое положение органов управления находит свое конкретное выражение в их компетенции. В ней закрепляются цели, задачи, функции, нрава и обязанности, формы и методы деятельности этих органов, т.е. их административная правоспособность и дееспособность.

Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, положениях о конкретных ведомствах.

Глава V.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§26. Система органов государственной власти Российской Федерации

Понятие «орган государственной власти» встречается в печати, устных беседах. С органами государственной власти каждый человек сталкивается в многообразных жизненных ситуациях, и нередко бывает так, что люди недовольны принятыми ими решениями, считают их несправедливыми. Необходимо знать, в какой ситуации надо обращаться в тот или иной орган государственной власти, как и кто может защитить права каждого из нас.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

Российское государство осуществляет свою деятельность посредством органов государственной власти. Орган государственной власти представляет собой коллектив граждан, организованный для осуществления от имени народа и по его поручению государственной власти. Как правило, органы государственной власти являются именно коллективными, например парламент или правительство, реже единоличными - такими, как президент или судья.

Каждый государственный орган обладает рядом специфических черт или признаков , которые отличают его от иных объединений людей.

Во-первых, каждый государственный орган обладает в силу закона самостоятельной компетенцией , т. е. совокупностью государственно-властных полномочий и предметов ведения.

Предметы ведения означают те сферы государственной и общественной жизни, в пределах которых действует конкретный орган государства. Например, сферой деятельности парламента является законотворчество, а сферой деятельности министерства - управление.

Государственно-властные полномочия - это совокупность прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации и законами, на основе которых орган государственной власти решает в пределах его ведения поставленные перед ним цели и задачи. Государственно-властные полномочия выражаются в двух основных формах: а) издание правовых актов, обязательных для исполнения другими государственными органами, государственными служащими, органами местного самоуправления, муниципальными служащими, общественными объединениями, гражданами и юридическими лицами; б) непосредственное действие , обеспечивающее исполнение этих актов и деятельность самого органа государственной власти.

Во-вторых, каждый орган государственной власти образуется в установленном посредством закона или указа Президента РФ порядке.

В-третьих, каждый орган государственной власти действует в установленном государством порядке. Порядок деятельности органов государственной власти обычно устанавливается двумя путями. В той части, которая касается «внешней сферы» организации и деятельности органа, т. е. сферы, в которой орган государственной власти взаимодействует с гражданами, их объединениями или иными органами государственной власти, порядок функционирования определяется законом. Например, порядок рассмотрения уголовных дел судами, равно как и порядок производства уголовного расследования, осуществляемого органами безопасности, внутренних дел и некоторыми иными органами, - Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 2001 г. «Внутреннюю» организацию и порядок деятельности отдельных подразделений органов государственной власти, как правило, устанавливает такой нормативный акт, как регламент или положение.

В своей совокупности все органы государственной власти в Российской Федерации образуют единую систему. Рассмотрим сущность и назначение важнейших из них.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовой статус Президента Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 80 Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Именно Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (детально процедура организации и проведения выборов урегулирована нормами Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

Полномочия Президента Российской Федерации весьма разнообразны по своему характеру и содержанию.

Первая группа полномочий связана с реализацией законодательной власти. К их числу следует отнести (ст. 84 Конституции РФ):

Назначение выборов Государственной Думы и её роспуск в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
- назначение общенационального референдума;
- подписание и обнародование федеральных законов;
- обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Следующую группу составляют полномочия по реализации исполнительной власти. Согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации обладает правом назначать и освобождать от должности членов Правительства Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в территориальных округах и при органах государственной власти, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания), а как Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации он назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к судебной ветви власти имеют сугубо кадровый характер (пункт «е» ст. 83).

В соответствии со статьёй 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации выполняет и некоторые иные функции, присущие главе государства.

Свои полномочия Президент Российской Федерации реализует в форме издания нормативных правовых актов, указов и распоряжений , которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае его добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оно представляет законодательную власть на федеральном уровне. Как и органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации, федеральный парламент избирается непосредственно народом и является выразителем его воли. Федеральное Собрание Российской Федерации - постоянно действующий орган.

Федеральное Собрание Российской Федерации, как и большинство зарубежных парламентов, состоит из двух палат: верхней - Совета Федерации и нижней - Государственной Думы. Такая структура призвана обеспечить более взвешенный подход к выработке и принятию законов, что и составляет основную часть компетенции законодательной власти в любой современной стране.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет (до 2009 г. избиралась на четыре года). Совет Федерации согласно закону, вступившему в силу с 1 января 2011 г., формируется из депутатов, избранных в законодательные собрания субъектов Федерации или представительные органы муниципальных образований.

В соответствии со статьёй 104 Конституции право законодательной инициативы, т. е. право вносить проект закона, принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в нижнюю палату российского парламента. Все они подлежат обязательному рассмотрению Государственной Думой, которая и решает вопрос о принятии или отклонении законодательной инициативы.

Согласно части 2 статьи 105 Конституции Российской Федерации федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Обычно этот процесс осуществляется в три чтения. Первое чтение носит характер концептуального, т. е. обсуждается сама идея предлагаемого закона. Второе чтение предназначено для обсуждения поправок, внесённых в ходе работы самими депутатами. В ходе третьего этапа законодательного процесса текст закона принимается в окончательной редакции. Четвёртое чтение проводится только в ходе принятия самых сложных финансовых актов, например таких, как ежегодно принимаемый федеральный закон о бюджете. Принятый федеральный закон направляется в верхнюю палату парламента. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации согласно статье 106 Конституции подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.

Федеральные конституционные законы как наиболее важные в системе законов считаются принятыми, если текст одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2, ст. 108). Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, перечисленным в Конституции Российской Федерации.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона он считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Думы (ч. 5, ст. 105 Конституции РФ).

Принятый федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Если Президент Российской Федерации отклонит закон (федеральный конституционный закон не может быть отклонён Президентом), то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Помимо основного полномочия по принятию федеральных законов, палаты Федерального Собрания обладают и другими полномочиями, связанными с обеспечением баланса государственной власти в Российской Федерации.

Парламенты субъектов Российской Федерации также являются в основном двухпалатными, исключение - парламент Республики Татарстан, в составе которого три палаты. Компетенция парламентов субъектов Федерации установлена их конституциями (уставами).

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

На федеральном уровне систему исполнительной власти составляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Полномочия Правительства Российской Федерации регламентируются статьёй 114 Конституции Российской Федерации и федеральными законами.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Рцссийской Федерации» и Регламентом Правительства Российской Федерации.

В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства и его заместители, а также члены Правительства - министры Российской Федерации (см. ст. 110 Конституции).

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия. Правительство Российской Федерации также может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. Президент Российской. Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации но своей инициативе либо на основании вотума недоверия (выражение недоверия) Государственной Думы.

Непосредственное управление делами нашего государства осуществляют федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и принятию нормативных правовых актов в соответствующей сфере, т. е. функцию издания на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, правил поведения, распространяющихся на неопределённый круг лиц, а также осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральные службы реализуют следующие функции:

Контроль и надзор за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
- выдачу органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определённого вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
- регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
- специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральные агентства выполняют функции по управлению государственным имуществом и оказывают государственные услуги, т. е. предоставляют непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуги гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Субъекты Российской Федерации устанавливают систему органов исполнительной власти самостоятельно, но в пределах Конституции Российской Федерации и федеральных законов. В настоящее время в Российской Федерации осуществляется административная реформа и системы исполнительных органов субъектов Российской Федерации находятся в стадии преобразования.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

В соответствии со статьёй 118 (ч. 1) Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1, ст. 120). Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Согласно статьям 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации в России функционируют три относительно самостоятельные судебные организации: конституционная, общая и арбитражная юстиция.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 125 Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти. Конституционный Суд Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации , в свою очередь, рассматривают дела о соответствии конституциям (уставам) нормативных актов соответствующего субъекта Российской Федерации. Детально полномочия этих судов определены конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и их законами.

Систему судов общей юрисдикции согласно статье 126 Конституции Российской Федерации возглавляет Верховный Суд Российской Федерации, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Этот Суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Суды общей юрисдикции составляют ядро судебной системы Российской Федерации. В России действует около 2700 судов общей юрисдикции, в которых работает около 17 000 судей. В состав этой системы входят в качестве низшего звена, рассматривающего самые простые дела, мировые судьи, которые отнесены законом к судам субъектов Российской Федерации.

Суды арбитражной юрисдикции возглавляются согласно статье 127 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Этот Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Всего в нашей стране действует около 120 судов арбитражной юрисдикции.

Структура судебной системы Российской Федерации достаточно сложна, её можно проследить на данной схеме:

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Её правовой статус (полномочия, организация и порядок деятельности) определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии со статьёй 1 этого закона прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Возглавляет эту систему органов Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст. 129 Конституции РФ).

1) Какими общими чертами обладают все органы государственной власти? 2) В каких формах выражаются государственно-властные полномочия органов государственной власти, чем они различаются? 3) Охарактеризуйте правовой статус Президента РФ. 4) В какой форме Президент РФ реализует свои полномочия? 5) Какие органы государственной власти наделены правом законодательной инициативы? 6) Какие органы государственной власти составляют систему исполнительной власти в РФ? 7) Каково назначение прокуратуры в нашей стране?

1. Перечислите полномочия Президента РФ, классифицируйте их и докажите, что полномочия, установленные в Конституции РФ, отражают его правовой статус.

2. Проанализируйте главу 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» и ответьте на вопрос: должна ли быть воспроизведена федеральная модель организации органов государственной власти в субъектах Федерации?

3. Выскажите своё мнение, почему принятый Государственной Думой федеральный закон направляется на одобрение в верхнюю палату российского парламента

4. Составьте в тетради три схемы прохождения законопроекта: а) в случае его принятия в качестве закона; б) в случае его отклонения Советом Федерации; в) в случае отклонения его Президентом РФ.

5. Раскройте содержание функций, осуществляемых федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами.

6. Назовите суды конституционной, общей и арбитражной юрисдикций. Определите, какие из них являются федеральными, какие - судами субъектов Федерации.

7. В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений областной Думы и главы администрации области. Соответствует ли указанная норма действующему законодательству?

«Для правосудия является бедствием, когда в приговорах решение зависит от личного произвола. Поэтому судья, решая дело, никогда не имеет ни права, ни нравственного основания говорить: «Я так хочу». Он должен говорить подобно Лютеру: «Я не могу иначе», не могу потому, что и логика вещей, и внутреннее чувство, и житейская правда, и смысл закона твёрдо и неуклонно подсказывают мне моё решение, и против всякого другого заговорит моя совесть как судьи и человека».

А.Ф. Кони (1844-1927), русский юрист

«Цель государства в действительности есть свобода».

Б. Спиноза (1632-1677), нидерландский философ

Органы, не обладающие властными полномочиями , осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.

К числу таких органов относятся: Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности; Государственный совет - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и организации, не являющиеся государственными органами. К их числу относятся государственные учреждения, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации; адвокатура, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи; органы судейского сообщества, участвующие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности).



Задание 1. Чем отличаются государственно-властные полномочия от полномочий органов «внутреннего управления»?

· Государственно – властные полномочия – это совокупность прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ и законами, на основе которых орган государственной власти решает в пределах его ведения поставленные перед ним цели и задачи.

В чем состоит содержание государственно-властных полномочий?

Во-первых, в праве органов государства издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы. Эти юридически обязательные акты издаются органами государства от имени последнего. Акты государственных органов могут быть адресованы другим органам государства, должностным лицам, учреждениям, организациям, предприятиям, гражданам.

Для государственно-властных полномочий характерно право органов государства на обеспечение реализации принимаемых ими актов путем использования от имени государства соответствующих мер воспитания, убеждения, поощрения.

Для государственно-властных полномочий характерно также право органов государства на осуществление от его имени надзора (наблюдения) за исполнением требований правовых актов.

Таким образом, основными признаками органа государства являются следующие:

1. орган государства - это часть аппарата государства;

2. орган государства есть организация, т.е. ячейка человеческого коллектива, в определенной степени оформленного;

3. орган государства является организацией политической;

4. он осуществляет от имени государства его задачи и функции;

5. обладает государственно-властными полномочиями;

6. имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;

7. образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

8. несет ответственность перед государством за свою деятельность. Понятие органа государственного управления (исполнительной власти) в основном совпадает с понятием органа государства, но это совпадение не является полным. Понятие органа государства является более широким.

Каждый орган государственного управления (исполнительной власти), как и любой орган государства, имеет свою компетенцию, организационную структуру, территориальный масштаб деятельности.

В то же время органы государственного управления (исполнительной власти) обладают и специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов.

1. Они осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера.

2. Деятельность органов государственного управления в пределах предоставленных государственно-властных полномочий направлена на осуществление общего, непосредственно, повседневного оперативного руководства объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Таким образом: орган государственного управления (исполнительной власти) представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана, в порядке исполнительно-распорядительной деятельности, осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Задание 3 . Государственная власть осуществляют:

a)Генеральный прокурор РФ;

b) Центробанк РФ;

c)Федеральное собрание РФ;

d) Партия «Единая Россия»;

e)Президент РФ;

f) Правительство РФ;

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. (Конституция РФ, ст. 11) В современных демократических обществах государственная власть, как правило, поделена между тремя независимыми ветвями: исполнительной (Правительство РФ, входящие в его состав министерства и ведомства), законодательной (Совет Федерации и Государственная Дума) и судебной (Верховный суд РФ, а также суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд РФ). В России Президент, в отличие от некоторых республик, помещен над ветвями власти и выступает арбитром в спорах между ними и гарантом Конституции РФ. С 1991 по 1993 год это место было отведено Конституционному Суду. В других государствах президенты либо возглавляют исполнительную власть, либо выполняют декоративные функции. Отношения между ветвями власти регулирует система "сдержек и противовесов". Это означает, что полномочие, скажем, президента уравновешивается полномочием парламента, дабы ни президент, ни парламент не могли узурпировать власть в стране. Точно также работают механизмы совместного формирование высших судов – ни одна из сил, участвующих в их формировании не может монопольно формировать состав их судей и тем самым обеспечивать себе поддержку или усиливать тем самым себя. Государственная власть не существует сама по себе. Осуществляясь в соответствии с Конституцией и федеральными законами системой органов государственной власти она требует финансирования, которое осуществляется посредством налогов и сборов.

Самостоятельная работа

1.Приказом ректора Государственного университета было запрещено курение на муниципальной автостоянке, расположенной рядом со зданием ВУЗа. Правомерен ли этот приказ

2 .Ч.3.ст.118 Конституции РФ вводит понятие судебной системы РФ. Сформулируете понятие судебной системы по действующему законодательству и определите перечень федеральных органов судебной власти и перечень органов судебной власти субъектов РФ.



Просмотров