Раздел III. Прокурорский надзор

    ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР. НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ

    В. СТРЕЛЬНИКОВ

    Владилен Стрельников, кандидат юридических наук, г. Саратов.

    Регламентация надзорной деятельности органов прокуратуры нуждается в совершенствовании. Без устранения имеющихся законодательных пробелов осуществление эффективного прокурорского надзора за исполнением норм законов представляется весьма затруднительным и может повлечь нарушения прав и интересов физических и юридических лиц. Рассмотрим подробнее.

    Излишнее дублирование

    В статье 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" отмечается, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, указанным Законом N 2202-1 и другими федеральными законами, международными договорами РФ. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (ч. 1 ст. 129 Конституции РФ). Такое построение позволяет органам прокуратуры действовать в едином направлении и осуществлять надзор за исполнением законодательства независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.
    Так, в ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" отражено, что Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории, имеют право без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля. Эти положения повторяют нормы ст. ст. 6, 22, 27, 32, 33 и 34 Закона N 2202-1.
    В статье 53 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" говорится о том, что надзор за исполнением внутренними войсками федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Аналогичные нормы можно встретить в ст. 32 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", в ст. 58 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", в ст. 60 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Содержание норм данных законов полностью вытекает из ч. 2 ст. 1 Закона N 2202-1, закрепляющей осуществление надзорной функции прокуроров по отношению к государственным и муниципальным органам власти, а также организациям всех форм собственности.
    Обратим особое внимание на то, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и реализация полномочий прокуроров основываются на определенных принципах (ст. 4 Закона N 2202-1) и вытекают из концепции системного построения органов прокуратуры (ст. ст. 11 - 20.1 Закона N 2202-1). Кроме того, отметим, что согласно ч. 5 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. В данном случае имеется в виду Закон N 2202-1, а не какие-либо иные федеральные законы.
    Таким образом, принятие других федеральных законов, содержащих положения, регламентирующие организацию и порядок деятельности, а также функции отечественной прокуратуры, не будет соответствовать Конституции РФ. Закон N 2202-1 является базовым документом, регулирующим указанные аспекты. Все необходимые изменения, связанные с функционированием органов прокуратуры, должны быть внесены только в этот правовой акт. Поэтому, на наш взгляд, необходимо исключить из ст. 3 Закона N 2202-1 ссылку на другие федеральные законы.

    На параллельных курсах

    Обратим внимание на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данный правовой акт устанавливает:
    1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
    2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
    3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
    4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
    Несомненно, с принятием Закона N 294-ФЗ была формализована контрольно-надзорная деятельность, введено понятие федерального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ст. 2). Вместе с этим в ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ отражено, что положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
    Таким образом, Закон N 2202-1 и Закон N 294-ФЗ, преследуя общие цели, не соприкасаются между собой и параллельно регулируют одни и те же общественные отношения.
    Однако Закон N 294-ФЗ с точки зрения анализа содержащихся в нем юридических конструкций во многом более совершенен, чем Закон N 2202-1.
    Помимо смысла понятийного аппарата Закон N 294-ФЗ раскрывает особенности проведения плановой и внеплановой проверок (ст. ст. 9, 10), регламентирует содержание документарной проверки (ст. 11), выездной проверки (ст. 12), сроки их проведения (ст. 13).
    На наш взгляд, необходимо отметить закрепленные в п. п. 6, 7 ст. 18 Закона N 294-ФЗ обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки, в частности обязанности предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, и знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки.
    Отметим, что индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют в соответствии с главой 3 Закона N 294-ФЗ определенный объем прав при проведении в отношении их проверок контролирующими органами (в частности, непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, и т.д.).
    Полномочия органов прокуратуры при осуществлении надзорных проверок закреплены в Законе N 2202-1. В частности, согласно ст. 22 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
    Однако в данном нормативном акте ни слова не говорится о правах физических лиц и организаций, которыми они обладают (и обладают ли вообще?) при проведении прокурорских проверок.

    Гласность в надзоре возможна?

    В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 2202-1 прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством. Это положение предусматривает весьма опосредованную возможность для физических и юридических лиц получить для ознакомления материалы, собранные прокуратурой по результатам проведенных в отношении их проверок.
    Как отметил КС РФ в Постановлении от 18.02.2000 N 3-П, в соответствии с Законом N 2202-1 органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (абз. 3 п. 2 ст. 4), что отражает предписания ст. ст. 23, 24, 29 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В силу указанных норм не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого на органы прокуратуры, как и на все другие органы государственной власти, распространяется требование Конституции РФ о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности в сфере получения информации.
    Таким образом, Конституция РФ не предполагает, что право каждого получать информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы и корреспондирующая с этим правом обязанность органов государственной власти и их должностных лиц предоставлять гражданину соответствующие сведения могут быть полностью исключены. Напротив, при всех условиях должны соблюдаться установленные пределы ограничения данного права, обусловленные содержанием информации, что не учтено в Законе N 2202-1.
    Далее в Постановлении N 3-П КС РФ отмечает, что Закон N 2202-1 (в том числе и положения п. 2 ст. 5) не предусматривает каких-либо конкретных оснований для ограничения вытекающего из ч. 2 ст. 24 Конституции РФ права гражданина на получение собираемой органами прокуратуры информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Кроме того, в Законе N 2202-1 не закреплены процедуры общенадзорной деятельности прокуратуры и не предусматриваются гарантии прав тех лиц, в отношении которых осуществляется возложенный на прокуратуру надзор за исполнением законов.
    Исходя из буквального смысла п. 2 ст. 5 Закона N 2202-1, гражданин может быть полностью лишен доступа к любым затрагивающим его права и свободы сведениям, не являющимся конфиденциальными, без учета как конституционно признаваемой цели такого ограничения, так и его допустимых пределов. Тем самым отрицается какая бы то ни было обязанность должностных лиц прокуратуры, которая обеспечивала бы право гражданина на ознакомление с материалами проводимых в порядке надзора прокурорских проверок (до их завершения). Отсутствие же корреспондирующей с правом гражданина обязанности государственных органов не может не приводить к умалению права как такового, что согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ является недопустимым.
    Отсутствие закрепленных законом оснований, при наличии которых органы прокуратуры вправе отказать гражданину в ознакомлении с непосредственно затрагивающими его права и свободы материалами надзорных проверок, соответственно исключает и возможность проверки в судебном порядке законности самого отказа.
    Таким образом, сегодняшний смысл п. 2 ст. 5 Закона N 2202-1 подразумевает предоставление проверочных материалов для ознакомления по собственному усмотрению прокурора. Если он уверен в том, что все проверочные действия осуществлены качественно, профессионально, исчерпывающе и объективно, в кратчайшие сроки, самыми ответственными и квалифицированными прокурорскими работниками, приняты необходимые и обоснованные меры прокурорского реагирования, то, скорее всего, руководитель прокуратуры разрешит показать данные материалы обратившемуся лицу, которое имеет право с ними знакомиться. Однако, если у прокурора есть какие-либо сомнения в правоте и объективности проведенной проверки, полного и всестороннего принятия по ее результатам необходимых мер, то лицу, обратившемуся с просьбой об ознакомлении с соответствующей документацией, будет отказано. В Постановлении КС РФ N 3-П отражено обстоятельство, что по смыслу п. 2 ст. 5 Закона N 2202-1, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органов прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы.

    Ущемление прав при проверке

    Незакрепление в Законе N 2202-1 прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся общенадзорные прокурорские проверки, во многом может способствовать ущемлению их прав. Рассмотрим практическое осуществление прокурорских проверок.
    Так, началом документарных проверочных мероприятий можно считать официальный письменный или устный запрос должностных лиц прокуратуры о предоставлении тех или иных документов. Как правило, руководителю организации или лицу, исполняющему его обязанности, сообщается о начале проверки по телефону. Он должен обеспечить присутствие в определенное время всех должностных лиц, деятельность которых предстоит проверить, а также подготовить для изучения необходимую документацию, составить необходимые справки.
    Окончание документарной проверки подразумевает направление протестов, представлений на предприятие, в учреждение или организацию, в которых проводились проверочные мероприятия, а также вызов в прокуратуру должностных лиц для возбуждения в отношении их дел об административных правонарушениях или объявления им предостережений о недопустимости нарушений закона. Однако, если же проверка проведена, а никаких актов из прокуратуры не поступило, вызовов не последовало, может ли это свидетельствовать о том, что проверка окончена? Или же администрациям предприятий, учреждений и организаций необходимо пассивно ждать каких-либо известий из прокуратуры? Закон N 2202-1, а также приказы Генерального прокурора РФ не обязывают органы прокуратуры уведомлять поднадзорных субъектов об окончании в отношении их проверочных мероприятий, сообщать им о результатах проверок. Длительное нахождение в прокуратуре оригиналов запрошенных ее сотрудниками документов может отрицательно повлиять на хозяйственную деятельность лиц, занимающихся предпринимательством. Процедура работы с документами, которые могут содержать сведения, отнесенные к коммерческой, врачебной, банковской тайне, порядок их возврата законодательством о прокуратуре не урегулированы.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Понятие прокурорского надзора и его видов

Определение 1

Под прокурорским надзором понимают особый вид государственной деятельности , осуществляемый органами прокуратуры на основании действующих норм законодательства, который направлен на установление, поддержание и укрепления законности и правопорядка в государстве, а также обеспечения соблюдения прав, свобод и интересов человека, социума и государства.

Характерные черты прокурорского надзора

Современные исследователи выделяют ряд черт, характеризующих прокурорский надзор, которые выражаются в следующем:

  • Деятельность по надзору в рамках прокуратуры осуществляется специализированной системой органов, носящих централизованный характер. Данный вид надзорной деятельности не может осуществляться никакими другими организациями, за исключением органов прокуратуры.
  • Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.
  • Содержание деятельности по надзору в рамках прокуратуры говорит о том, что данный вид деятельности является самостоятельным. Он не связан с какой-либо ветвью государственной власти, то есть, он находится в обособленном положении.

Виды прокурорского надзора

Современные исследователи выделяют несколько следующих видов прокурорского надзора:

  • Надзор за исполнением законов в учреждениях, которые исполняют наказания;
  • Надзор за исполнением норм законодательства судебными приставами;
  • Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие;
  • Надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина;
  • Надзор за исполнением норм законодательства органами государственной власти.

Рассмотрим некоторые из данных видов более подробно.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Специфику данной отрасли надзора составляет сфера общественных отношений, связанная с правами и свободами граждан.

Предметом данной отрасли надзорной деятельности является соблюдение норм Конституции РФ, которые содержат закрепление прав и свобод граждан и человека. Помимо этого, в предмет данного направления надзорной деятельности входят все нормативные акты, которые связанны с данными конституционными нормами.

В состав предмета этого направления надзорной деятельности входят отдельные части трудовых отношений, избирательных, социальных и иных прав. Переменными, которые непосредственно влияют на осуществление данной категории прав, являются юридические/физические лица, государственные организации и их представители.

Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие

Цель данного вида прокурорского надзора состоит в обеспечении всесторонности, полноты и объективности исследования всех обстоятельств дела. Современное уголовно-процессуальное законодательство устанавливает границы деятельности прокурорского надзора в данной сфере.

Оперативно-розыскную деятельность и деятельность, связанную с процедурами предварительного следствия осуществляют органы внутренних дел, органы госбезопасности и пограничной службы, а так же иные органы и службы в чью компетенцию входят данные действия.

Замечание 1

Предметом данного вида надзора стало соблюдение, закрепленных в конституции, прав и свобод, установленные этапы рассмотрения заявлений/сообщений о подготовке совершения правонарушений, выполнение действий по оперативно-розыскным мероприятиям и проведению расследования, законность решений, которые принимаются органами, проводящими данные мероприятия.

В связи с объемностью предмета данного надзорного вида на практике в его пределах выделяются более мелкие подотрасли. Наиболее важные виды законодательных актов закреплены в специальных приказах Генпрокурора.

Следует отметить, что проверке законности могут быть подвергнуты только правовые акты.

сформулировал понятие подложного государственного регистрационного знака, то чем оно отличается от поддельного государственного регистрационного знака? Судебная практика вынуждена руководствоваться интуицией. В основном подделкой государственного регистрационного номера транспортного средства признают действия, связанные с изменением цифровых буквенных значений государственного регистрационного знака.

Резюмируя изложенное, подделкой идентификационного номера транспортного средства целесообразно считать совершение любых действий в маркировочных площадках транспортных средств или номерных агрегатов, в результате которых образуется номерное обозначение, отличное от прежнего. Применительно к подделке

государственного регистрационного знака следует признавать: полное или частичное изменение информации, содержащейся на пластине государственного регистрационного знака, либо изготовление государственного регистрационного знака с целью его установки на транспортное средство, которому он не присваивался в установленном порядке. Подложным должен признаваться государственный регистрационный знак, соответствующий государственному стандарту, установленный на транспортном средстве, которому он не присваивался уполномоченным на то государственным органом.

На наш взгляд, такая формулировка максимально соответствует объективной реальности и устранит имеющиеся противоречия в правоприменительной деятельности.

Литература -

1. Архив Сыктывкарского федерального городского суда Республики Коми. Дело № 1-18/03.

2. Архив Зарайского районного суда Московской области. Дело № 1-65/05.

3. Архив Судебного участка №4 Альметьевского района и г. Альметьевска Республики Татарстан. Дело № 1114/04.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

ПРОКУРОРСКИМ НАДЗОР КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PROSECUTOR’S SUPERVISION AS A KIND OF PUBLIC

Ю.П. ЯКУБИНА,

кандидат юридических наук (Орловский юридический институт МВД России)

Yu. P. YAKUBINA,

Associate Professor of Criminal Procedure Department (Orel Law Institute of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Ключевые слова: прокурорский надзор, надзор за исполнением законов, государственная деятельность, полномочия.

Abstract: The article deals with the issues of procuratorial supervision of compliance with the law by the administrations of bodies and institutions, penal and applying enforcement measures by the court-appointed, the administrations of places of detention and detainees.

Key words: Prosecutor’s supervision, supervision over the implementation of laws, the State activity, power.

Надзор за исполнением законов - основное направление деятельности прокуроров, учрежденных Петром I .

Прокурорский надзор - это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом - централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации.

Часть 2 ст. 1 Закона о прокуратуре определяет основные направления деятельности прокуратуры. Исходя из положений названного Закона к направлениям деятельности следует отнести: надзор за исполнением

законов; надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Содержание под стражей не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Подобные гарантии распространяются и на осужденных, отбывающих наказание. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их

правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в соответствии с положениями ст.1 Закона о прокуратуре является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Значение такого надзора сложно переоценить.

Обстановка в местах лишения свободы является сложной по причинам как объективного, так и субъективного характера. Результаты прокурорских проверок условий содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, конвойных помещениях судов и на гауптвахтах свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений требований федерального законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей.

Наиболее распространенными нарушениями продолжают оставаться несоблюдение санитарных норм в камерах, ненадлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, находящихся в местах содержания под стражей, отсутствие должного питания, непринятие необходимых мер по поддержанию режимных требований и изоляции различных категорий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также нарушение сроков содержания под стражей.

Значительная часть выявленных нарушений закона связана с ненадлежащим материально-бытовым обеспечением изоляторов временного содержания вследствие недостаточного финансирования.

В целях повышения эффективности надзора за соблюдением прав граждан, содержащихся под стражей, исполнением требований Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», руководствуясь ст. 17 ФЗ

«О прокуратуре Российской Федерации», прокурорам субъектов Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур, осуществляющим надзор за исполнением законов в местах принудительного содержания, следует добиваться неукоснительного соблюдения законности содержания всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме.

Прокурорам необходимо обращать внимание на основания заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке. Обеспечить исполнение требований федерального закона в части создания подозреваемым, обвиняемым и иным лицам условий содержания под стражей, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам, включая их личную безопасность.

В целях обеспечения общественного контроля за деятельностью специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, изоляторов временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ и гауптвахт, прокуроры, как правило, не реже одного раза в год осуществляют проверки мест принудительного содержания совместно с представителями общественных организаций - правозащитниками. Кроме того, прокуроры осуществляют проверки мест принудительного содержания совместно с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации или их представителями.

Реализуя свои полномочия, прокуроры обязаны незамедлительно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.

В ходе проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурорам следует обращать внимание на оказание задержанным и заключенным медицинской помощи, надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение, соб-

людение противопожарных норм и правил.

В случае обнаружения у лица, содержащегося под стражей, телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо неправомерном применении к нему физической силы, специальных средств, иных недозволенных мер воздействия организовывать тщательную проверку.

При возникновении в местах содержания задержанных и заключенных под стражу происшествий (побег, суицид, попытка суицидальной демонстрации), согласно требованиям Генерального прокурора, руководителям территориальных, специализированных и военных прокуратур необходимо незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

Материалы проверки при наличии оснований следует направлять в соответствующие следственные органы в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, для решения вопроса об уголовном преследовании.

Прокуроры обязаны проверять на соответствие федеральному законодательству каждый случай водворения подозреваемых, обвиняемых в карцер изоляторов временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, в одиночные камеры на гауптвахтах. При обнаружении нарушений закона тщательно выявлять причины и принимать меры к их устранению.

При поступлении сведений о жалобах подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных на ненадлежащие условия содержания под стражей в Европейский Суд по правам человека работники прокуратуры обязаны проводить тщательные проверки фактов несоблюдения их прав и принимать незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений законов.

В полной мере прокуроры должны использовать предоставленные полномочия для восстановления прав граждан, наказания виновных должностных лиц.

Прокуроры обязаны обращать особое внимание на организацию и осуществление ведомственного контроля в сфере обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей, а также использование предоставленных финансовых средств на функционирование и деятельность специальных приемников, изоляторов временного содержания и гауптвахт.

Не менее одного раза в полугодие проверять совместно с представителями террито-

риальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации условия содержания задержанных и арестованных в помещениях для подсудимых и конвоя судов (военных судов).

В ходе проверки работникам прокуратуры надлежит обеспечить исполнение требований закона в части надлежащего санитарнотехнического оборудования и освещения камер, а также технического оснащения зданий и помещений суда противопобе-говым оборудованием, средствами связи, сигнализацией, вентиляцией и первичными средствами пожаротушения.

Прокурорам районов, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур следует ежедневно проверять в специальных приемниках и изоляторах временного содержания органов внутренних дел условия содержания лиц, содержащихся под стражей, а при получении сведений (жалоб) о нарушении их прав проверку проводить безотлагательно.

Транспортные прокуроры проводят проверки изоляторов органов внутренних дел на транспорте, военные прокуроры - изоляторов временного содержания пограничных органов ФСБ России и гауптвахт. При поступлении в адрес транспортной прокуратуры жалоб подозреваемых, обвиняемых и иных лиц на условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел направляют их для рассмотрения в территориальный орган прокуратуры.

Военные прокуроры организовывают проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу в порядке, определяемом Главным военным прокурором.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур не реже одного раза в полугодие обязаны обобщать состояние законности и прокурорского надзора при содержании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых (осужденных) в местах принудительного содержания.

Вопросы, связанные с обеспечением законности в специальных приемниках, изоляторах, на гауптвахтах, подлежат обсуждению на заседаниях коллегий, оперативных и координационных совещаниях.

Таким образом, прокурорский надзор - это специфическая государственная деятельность, осуществляемая органами прокуратуры, которая играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

За период своей истории российская прокуратура неоднократно реформировалась, в отдельные времена - утрачивая свои позиции, становясь малозаметной структурой в государственном аппарате .

В современных условиях прокуратура является единственным по существу органом государства, на который возложена задача по обеспечению законности в местах лишения свободы, где в силу изоляции от общества граждане, заключенные под стражу и осужденные, остаются наименее защищенными. Прокурорский надзор предстает в качестве одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности в местах лишения свободы.

Литература

1. Деришев, Ю. В. Прокуратура Российской Федерации: учебное пособие / Ю.В. Деришев. - Омск, 2003.

2. Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т.4. Законодательство. - М., 1986.

1. Derishev Y The Prosecutor’s Office of the Russian Federation: the manual. Omsk, 2003.

2. Rossiyskoe legislation X-XX centuries. In nine volumes. V.4. Legislation. Moscow, 1986.

Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Консультации юриста по ст. 24.6 КоАП РФ

    Оксана Богданова

    Прокурорский надзор . Прокурор города истребовал из города администрации ряд постановлений главы города с целью проверки их законности. Администрация города отказала в предоставлении прокурора этих материалов, мотивирую свои действия тем, что в соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" прокурор имеет право проводить проверку в порядке "общего" надзора лишь в случае поступления в прокуратуру информации о нарушении. Поскольку прокурор не сообщил такой информации, администрация не обязана предоставлять прокурору постановления главы города. ОЦЕНИТЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОКУРОРА И АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА. ответ аргументируйте ссылками на конкретные статьи и положения соответствующих законов и нормативно правовых вктов. Подготовьте акт прокурорского реагирования.

    • Ответ юриста:

      В соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ" № 2202-1 прокурор при осуществлении надзора полномочен "требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций". Должностные лица органов, (федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций) обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно. Предметом надзора прокурора является соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами (в т. ч. исполнительными органами власти, органами местного самоуправления) . (ст. 21 ФЗ) . Все в указанном законе. Ответственность для главы Администрации наступает. А прокурор прав. Акт прокурорского реагирования составьте, пожалуйста, сами. Тем более, что Ваше домашнее задание не имеет отношения к разделу "уголовное право".

    Сергей Лукашев

    общий прокурорский надзор и его предназначение??

    • Прокурорский надзор специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее...

    Маргарита Пономарева

    Что такое прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды?=((

    • 4 Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей...В 2000 году прокуратурой области и подчиненными ей прокурорами, в соответствии с приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, решениями коллегии... http...

    Александра Волкова

    почему в Копейске не наказаны прокуроры осуществляющие надзор за колониями.?

    • Ответ юриста:

      Официозные СМИ уже несколько лет твердят нам, о постоянных проверках, якобы выявляющих нарушения прав заключенных. Но в реальности гуманизация существует только на бумаге, а реформа ФСИН Республики Тыва если в чем-то и движется вперед, то только по части...

    • О надзорном производстве - по делам, по которым вступили в законную силу приговоры (решения) суда. Смотрите УПК (ГПК) в части обжалования приговоров (решений) суда, вступивших в законную силу. Прокурорский надзор - это совсем из другой оперы.

  • Андрей Ганкин

    прокурорский надзор. Объясните пожалуйста в чём заключается актуальность прокурорского надзора.

    • "Прокурорский надзор за исполнением законов направлен на то, чтобы правовые акты, издаваемые органами представительной и исполнительной власти, государственного управления, контроля, других органов, соответствовали законам и чтобы законы...

    Валентина Большакова

    В чём отличие прокурорского наздора за соблюд. законов в соц. сфере от прокурорского надзора за соблюд. прав человека?

    • Ответ юриста:

      ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР - осуществляемый органами прокуратуры надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением этими органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Прокурор вправе: опротестовывать акты, издаваемые различными юридическими лицами, если они противоречат закону; привлекать правонарушителей к уголовной ответственности, возбуждать производство об административном правонарушении; обеспечивать возмещение материального ущерба, причиненного нарушением закона, и т. д. Разграничение -

    Григорий Собакарев

    Понятие прокурорского надзора как вида правоохранительной деятельности и его характеристика

    • См. Закон "О прокуратуре"

    Раиса Филиппова

    Является ли законным участие прокурора,осуществляющего надзор за соблюдением прав осужденных в ИУ,при рассмотрении вопро. вопросов УДО,ИТР,изменения режима отбывания наказания в КП на общий режим?

    • По закону "О прокуратуре Российской Федерации" это является правом прокурора по надзору. Так что участие законно. А по этому же закону у прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ, есть ряд обязанностей, которые они по факту выполняют не в полной мере.

    Виктория?ковалёва

    Организация прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами?

    • таковой отсутствует в принципе

    Михаил Луферов

    Трудовой спор. к какой отрасли прокурорского надзора относятся отношения между работодателем и работником?. а согласно ФЗ о прокуратуре?

    • государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на территории рф осуществляет инспекция труда, за точным и единообразным исполнением - генеральный прокурор рф и подчиненные ему прокуроры..

    Надежда Суханова

    Виды прокурорского надзора

    • Ответ юриста:

      1. Предметом надзора являются:соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.Предметом надзора являются:законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

    Дмитрий Кобцев

    После упразнения должности Прокурора по надзору за работай Судей, кто их контролирует?

    • а кто контролировал Прокурора по надзору за работай Судей????какая нах разница сколько слоев псевдо контроля будет???это меняет только расходы на котроллеров контроллирующихктонроллеров и т.д.

    Сергей Самосадов

    Задачки по прокурорскому надзору

    • 1. По идее он должен вынести представление об устранении нарушений. В течение определенного срока (обычно 1 месяц) администрация железной дороги должна отреагировать на него, устранить нарушения и уведомить прокуратуру о выполнении...

    Станислав Петриченко

    Протест прокурора в порядке надзора. Решение суда по гражданскому делубыло опротестовано пркурором. 362-364Прокурор подал краткий протест. Полный подать не уложился.Даст лич то либо заявление в прокуратуру с заявлением о подаче протеста в порядке надзора?Прошу ответить практиков!На ответы незнаек ради очков хронически стучу админам - раздражают!

    • Ответ юриста:

      Странно, что прокурорским не хватило полугода для подачи надзорной жалобы. И что значит краткий протест? ГПК РФ не знает такого правового института. Протест уже подан, правда не соответствует требованиям, предъявляемым например ст. 378 ГПК РФ . Полагаю, что представление прокурора будет возвращено без рассмотрения по существу на основании ст. 379.1 ГПК РФ http://www.consultant.ru/popular/gpkrf/8_48.html#p2787Статья 379.1. Возвращение надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу1. Надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу, если:1) надзорная жалоба или представление прокурора не отвечает требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой, частями четвертой - седьмой статьи 378 настоящего Кодекса;2) надзорная жалоба или представление прокурора поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорной жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорной жалобы или представления прокурора;5) надзорная жалоба или представление прокурора поданы с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 настоящего Кодекса.2. Надзорная жалоба или представление прокурора должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.Удачи

    Надежда Семенова

    чт такое прокурорский надзор

    • Прокурорский надзор Procurator"s supervision Прокурорский надзор - осуществляемый органами прокуратуры надзор: -за исполнением законов; -за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

    Диана Маркова

    чем отличается прокурорский надзор от государственного контроля?. .

    • Тем, что прокурор может проверить что угодно и когда угодно. С последующими адекватными мерами прокурорского воздействия, вплоть до возбуждения дела

    Жанна Андреева

    Прокурор отказал в удовлетворении надзорной жалобы. Можно ли оспроить?

    • Можно и даже нужно! Правильно отказал. Жалобы в порядке надзора рассматриваются не прокурорами, а Президиумом Верховного Суда РФ.

    Антонина Боброва

    Направления прокурорского надзора, участки и отрасли деятельности прокуратуры чем-нбд отличаются?

    • Ответ юриста:

      Конечно отличаются. Есть гражданский судебный и уголовный судебный надзор (участие в соответствующих процессах, проверка законности принятых решений, опротестование) , есть общий надзор (это проверка всяческих гос. структур, органов опеки, управы, проведение проверок по заявлениям граждан и организаций, а также вышестоящих органов прокуратуры и т. д.) , есть надзор за несовершеннолетними, надзор за прокурорским следствием. И это только районные прокуратуры.. . Так что вперед и с песней:)

    • кроме закона "О прокуратуре" еще смотри 294 ФЗ "О защите прав юр. лиц.... "

  • Анна Коновалова

    Распространяется ли прокурорский надзор на международные НПА и подзаконные НПА?

    • Что является действующим законодательством вашего гос-ва? Ток на это...

    Вадим Трихинский

    прокурорский надзор

    • Кого контролируем? Очень приятно... интересно...а вопрос в чем? Прокурорский надзор - осуществляемый органами прокуратуры надзор: -за исполнением законов; -за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предметом надзора прокуратуры РФ...

    • Там много проблем. Осуществляет ли прокуратура надзор за судом? Какого место следователя в прокурорском надзоре, исходя из того, что образовался СК РФ ? Какими правовыми средствами обладает прокурор, осуществляя прокурорский надзор в...

    • пиши что надзорные органы это раковая опухоль страны если нужно делать внутренний одел надзор инстанции надзора и судебный порядок обжалований действия надзора то на.. . нужна такая система правоохранительных органов

  • Диана Соболева

    осуществляет ли прокурор надзор за административной деятельностью органов внутрених дел?

    • Прокурор надзирает за исплнением законов не только милицией, но и милицией в частности.

    Валентин Чернооков

    помогите по прокурорскому надзору пожалуйста. Помощник прокурора района, в чьи обязанности входи¬ло осуществление надзора за исполнением законов при рас¬следовании преступлений следователями органа внутренних дел, истребовал у начальника уголовного розыска розыскные дела в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых. Правильно ли поступил помощник прокурора района?

    • Ответ юриста:

      Прокурорский надзор в России Прокурорский надзор - это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» , выделяют следующие отрасли прокурорского надзора: Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу Помимо осуществления вышеприведенных надзорных полномочий, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных действующим процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 37 УПК РФ , ст. 45 ГПК РФ , ст. 25.11 КоАП РФ ), рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан. В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования - протест, представление, предостережение. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права. Соответственно он прав

    Даниил Целебровский

    Как сотрудники ФСБ относятся к прокуратуре и к прокурорскому надзору за ФСБ?. 天_моНКуТОМ.дирт

    • Ответ юриста:

      Тут речь идет о надзоре друг над другом.Органам прокуратуры априори все поднадзорны, а органам безопсности прокурорские работники тоже частично поднадзорны, когда речь идет о применении их статей.Так вот со своего личного опыта могу сказать, что этот прокурорский надзор над органаи Федеральной службы безопасности является формальным, т. е. для галочки.Если какие-то предостережения и выносятся, так для того, что бы не выносить более серьезных мер прокурорского реагирования. К такому лояльному прокурорскому надзору над Вами как бы Вы относились? Ответ очевиден.

    Валентин Герасин

    Соотношение прокурорского надзора и конституционного надзора.. Есть лу кого нибудь материал по вопросу "Соотношение прокурорского надзора и конституционного надзора."? Весь интернет облазил, не нашёл. Очень нужно... Заранее спасибо.

    • смотри почту

    Диана Павлова

    как организовать прокурорский надзор над исполнением судебного решения

    • а зачем его вообще организовывать? 7 для исполнения ест ь судебные приставы-поступит на их действия жалоба-прокуратура примет меры

    Алина Медведева

    прокурорский надзор. Прокуратура района, проводя проверку изолятора временного содеожания, установил, ЧТО Сурин задержан по подозрению в совершении убийства и содержится в ИВС 49 часов. Мера пресечения в виде заключения под стражу не избрана. Примите решение в роли прокурора, составьте соответствующий документ?

    • обічно почта опаздівает или прокурор позже дает санкцию

    Любовь Комарова

    задача по прокурорскому надзору. федерального бюджета, перечисленных на счет акционерного общества в оплату государственного заказа, в связи с чем простаивает одна из основных производственных линий и, соответственно, рабочим своевременно не выплачивается заработная плата. Каков порядок регистрации, учета, рассмотрения и разрешения обращении поступающих в органы прокуратуры Какие меры прокурорского реагирования в данном конкретном случае необходимо предпринять?

    • Порядок в ФЗ "О прокуратуре" подробно описан

  • Раиса Куликова

    Помогите решить задачу по прокурорскому надзору.. Прокурор Ленинского района г. Н, проверя исполнение законов в ЗАО "Торг-сервис", установил, что ввиду неправильно организаованного технологического процесса на предприятии постоянно допускается перерасход материалов. В результате предприятие работает нерентабельно и раотники не получают в полном объеме зарботную плату. Прокурор обязал директора акционерного общества изменить технологический процесс путем использования станков "Мотор" для производства средств бытовой химии. Оцените действия прокурора.

    • Ответ юриста:

&иссф.&.ационнме исследования.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ

v////////////////////////^^^^

Роль и значение прокурорского надзора в свете соблюдения законов в деятельности образовательного учреждения в системе гарантий обеспечения права на образование

у///////////////////////^^^^

С.В. НИКИФОРОВ, соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин

Российского нового университета;

А.А. ВОРОНОВ, доктор юридических наук, профессор кафедры адвокатуры Российской академии адвокатуры и нотариата E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.11 - судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности

у//////////////////////////^^^^

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности образовательных учреждений как важнейшего элемента в комплексной системе обеспечения гарантий граждан на образование.

Ключевые слова и словосочетания: прокурорский надзор, образовательное учреждение, законность, правонарушение, гарантия.

Annotation. In article questions of realization of public prosecutor»s supervision of legality observance in activity of educational institutions, as major element in complex system of maintenance of guarantees of citizens on formation are considered.

Key words and word combinations: public prosecutor"s supervision, educational institution, legality, offense, guarantee.

Рецензент - A.M. Фактор, проректор Воронежского областного института повышения квалификации работников образования, кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, профессор

^у///////////////////////////^^^^

Исследование проблем образовательной деятельности как одного из ведущих направлений государственной политики предполагает анализ ее содержания и установление границ этого специфического вида деятельности людей. Право на образование, на получение знаний, необходимых для жизни и продуктивной деятельности, всегда бышо естественной потребностью и естественным правом человека. Поэтому его можно рассматривать как элемент права на жизнь, права на развитие.

Сущность правового регулирования отношений по обеспечению прав граждан на образование в Российской Федерации можно определить следующими целями:

Подтверждение приоритетности действия Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права;

Признание основополагающей роли образования граждан в жизни общества;

&иссф&.ационяме исследование

Подтверждение ответственности государства за обеспечение права граждан Российской Федерации на получение качественного образования;

Стремление к совершенствованию правового регулирования;

Закрепление приоритета прав и свобод человека и гражданина в области образования.

Гарантированность государством права на образование зависит не только от способов организации финансирования образовательной системы, но и от таких объективных показателей эффективности этих систем, как:

Охват обеспечением правом на образование всего населения или только отдельных его социальных групп;

Предоставление обеспечения права во всех предусмотренных законом случаях нуждаемости человека в указанном праве;

Доступность реализации каждым права на образование и надежный механизм защиты в случае его нарушения.

Роль государства как раз и заключается в том, чтобы оптимально решать названные проблемы в современных условиях, ставя права человека на первое место. Также следует подчеркнуть, что создание эффективной системы обеспечения права на образование является неотъемлемым фактором развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений.

Несмотря на то что Конституция РФ имеет на территории Российской Федерации прямое действие и права, предоставленные человеку или закрепленные и подтвержденные нормами Конституции РФ, не требуют дополнительного подтверждения, необходимость защиты конституционных прав и в том числе конституционного права на образование обусловлена самой правовой природой социальных прав человека.

Правам человека корреспондирует обязанность государства обеспечить реализацию этих прав, а также обязанность третьих лиц не препятствовать их осуществлению и нести ответственность в случае допущения нарушений субъективного права.

Важным элементом образовательной политики является развитие системы высшего профессионального образования, гарантирующего качественное, доступное образование.

Следует отметить, что вопрос об ответственности образовательного учреждения недостаточно урегулирован действующим законодательством об образовании.

Представляется, что слабое нормативно-правовое регулирование данного вопроса является одной из причин относительного отсутствия судебной практики по делам, связанным с привлечением образовательного учреждения к ответственности в соответствии с законодательством об образовании.

В связи с этим на фоне незавершенного формирования в Российской Федерации законодательной базы, недостаточного правового обеспечения и гарантий доступности высшего профессионального образования, несомненно, возрастает значение государственного контроля и надзора в указанной сфере правовых отношений, определения места и роли прокуратуры, прокурорского надзора за исполнением законов о высшем профессиональном образовании, за соблюдением конституционных прав и свобод, охраняемых законом интересов человека и гражданина, а также выявления резервов повышения эффективности деятельности российской прокуратуры в данной области.

На наш взгляд, сделать это возможно без больших материальных и временных вложений:

Внутри прокурорской системы;

Указанное в полной мере соответствует поставленной Президентом РФ задаче - повышению эффективности государственного управления, строгому соблюдению чиновниками законности, предоставлению ими качественных публичных услуг населению.

Названный процесс приобретает особую актуальность и значимость в связи с проводимой реформой образования.

Задачи модернизации образования должны решаться предельно аккуратно, реорганизация не должна становиться самоцелью.

Главное - это качество услуг, их доступность большинству граждан, реальное влияние на социально-экономический прогресс в стране.

И потому мотивация сотрудников правоохранительных органов, и прежде всего прокуратуры, должна быть связана с качеством защиты прав и свобод граждан.

В настоящее время в России правовая (как и общая) идеология находится в стадии формирования. В государстве пока не сложилась правовая идеология как единое целое, как единая система правовых взглядов, принципов, требований, отвечающих потребностям всех слоев населения, социальных групп и отдельных людей. Отсюда и многочисленные проблемы, связанные с коллизиями нормотворчества.

&иссф^.аи,ионнме исследования.

Сложившееся положение негативно отражается на действующем законодательстве, обусловливает его нестабильность, противоречивость, неадекватность существующих законов сложившимся в государстве правоотношениям.

Данные факторы не могут не затрагивать и право, которое, как известно, является регулятором общественных отношений. Многие его аксиомы подлежат переоценке, а действующие нормы требуют осмысления и детальной переработки в соответствии с формирующимися правовыми идеалами общества. Переосмыслению подлежат также основополагающие руководящие начала российского права, в том числе прокурорского надзорно-охранительного.

Надзор за исполнением законов включает специфическое направление надзора за исполнением законодательства в сфере высшего профессионального образования, а выполнение надзорной функции подчинено задачам выявления и предупреждения нарушений законов, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Анализ состояния законности имеет целью информировать государственные органы и население о складывающемся правопорядке, эффективности контрольной политики, направлениях совершенствования законодательства и право -применительной практики, а в конечном счете имеет целью охрану законности как особого социального явления, являющегося основой правовой жизни страны, что в полной мере соответствует традициям демократических правовых государств информировать население о важнейших сторонах общественной жизни страны.

Следует отметить, что прокурорский надзор за исполнением образовательного законодательства распространяется на всей территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, подчиненная Генеральному прокурору РФ, действующая от имени Российской Федерации.

Основной целью прокурорской деятельности является полное устранение нарушений норм законов и способствующих им обстоятельств, уменьшение в последующем общего количества правонарушений, и, следовательно, укрепление законности.

Органы прокуратуры в своей деятельности независимы от федеральных органов исполнительной власти, от органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Это позволяет прокурорам при осуществлении надзора действовать только в интересах и рамках закона, вне зависимости от решений иных государственных органов, их указаний, запретов и т.п.

Основным правовым средством выявления и пресечения правонарушений в сфере образования, а также причин и условий, их порождающих, являются прокурорские проверки.

Как правило, такие проверки проводятся прокурорами в текущем (по поступившим сведениям, заявлениям, жалобам, информации о нарушениях образовательного законодательства) и в плановом режимах (по собственной инициативе или по указанию вышестоящих прокуроров).

При проведении надзорной проверки исполнения законов в сфере образования прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях выявления нарушений законов, а точнее - в целях подтверждения или опровержения поступившей информации о нарушении закона, поскольку во

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

ШИРОКОВА А. - 2010 г.



Просмотров