Конституция княжества монако. Государственное право: конституционный ордонанс независимого княжества монако

Считая, что институты Княжества должны быть усовершенствованы, чтобы лучше отвечать потребностям хорошего управления страной, а также удовлетворять новым потребностям, вызванным общественной эволюцией ее населения,

Мы решили даровать государству новую Конституцию, которая по Нашей суверенной воле отныне будет рассматриваться как основной закон государства и может быть изменена только в предписанном Нами порядке.

ТИТУЛ I

Статья 1

Княжество Монако является суверенным и независимым государством, действующим в рамках общих принципов международного права и особых соглашений с Францией.

Территория Княжества неделима.

Статья 2

Принцип правления – наследственная и конституционная монархия.

Княжество является правовым государством, приверженным уважению фундаментальных прав и свобод.

Статья 3

Исполнительная власть подчинена высокой власти Князя.

Личность Князя неприкосновенна.

Статья 4

Законодательная власть осуществляется Князем и Национальным советом.

Статья 5

Судебная власть осуществляется судами и трибуналами.

Статья 6

Разделение административной, законодательной и судебной функций обеспечено.

Статья 7

Княжеский штандарт включает герб Дома Гримальди на белом фоне.

Национальный флаг состоит из двух равных горизонтальных полос белого и красного цвета, красная – в верхней части, белая – в нижней части.

Использование названных символов регламентируется Княжеским ордонансом от 4 апреля 1881 года.

Статья 8

Французский язык является официальным государственным языком.

Статья 9

Римско-католическая, апостольская религия является государственной религией.

ТИТУЛ II

КНЯЗЬ, ПЕРЕДАЧА КОРОНЫ

Статья 10

Наследование трона, свободного вследствие смерти или отречения, проводится по прямой и законной нисходящей линии потомков правящего Князя в порядке первородства, с приоритетом по мужской нисходящей линии в том же уровне родства.

В отсутствие законного потомка, усыновленный ребенок или его собственные законные потомки по нисходящей линии вправе наследовать престол.

Статья 11

Для осуществления суверенных полномочий возраст совершеннолетия установлен в двадцать один год.

Порядок и условия осуществления регентства в период несовершеннолетия Князя или в случае невозможности осуществления им своих функций определены статутами княжеской семьи.

Статья 12

Князь осуществляет свою княжескую власть в соответствии с положениями Конституции и законодательства.

Статья 13

Князь представляет Княжество в его сношениях с иностранными державами.

Статья 14

После консультации с Советом Короны Князь подписывает и ратифицирует договоры и вносит их для ознакомления в Национальный совет. Кроме того, договоры, касающиеся конституционного устройства, могут быть ратифицированы только в силу закона.

Статья 15

После консультации с Советом Короны Князь осуществляет право помилования и амнистии, а также право натурализации и восстановления в гражданстве.

Статья 16

Князь награждает орденами, титулами и другими знаками отличия.

ТИТУЛ III

ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ И ПРАВА

Статья 17

Монегаски равны перед законом. Между ними не существует привилегий.

Статья 18

Монегасками являются все лица, рожденные в Монако или за рубежом от отца-монегаска.

Закон регламентирует другие способы получения гражданства.

Закон регламентирует условия лишения гражданства, полученного путем натурализации.

Утрата монегаского гражданства во всех случаях может быть предусмотрена только в силу закона, вследствие добровольного получения другого гражданства или незаконной службы в иностранной армии.

Статья 19

Свобода и личная безопасность гарантированы. Никто не может подвергаться преследованию, иначе как в случаях, предусмотренных законом, и в предписанном им судебном порядке.

Кроме случаев задержания с поличным, никто не может быть арестован иначе как в силу мотивированного постановления судьи, которое должно быть подписано в момент ареста или не позднее двадцати четырех часов. Любому заключению под стражу должен предшествовать допрос.

Статья 20

Никакое наказание не может быть ни установлено, ни применено, иначе как в силу закона.

Уголовные законы должны обеспечивать уважение личности и человеческого достоинства. Никто не может подвергаться жестокому, бесчеловечному и унижающему обращению.

Смертная казнь упразднена.

Уголовные законы не могут иметь обратной силы.

Статья 21

Жилище неприкосновенно. Никакой домашний обыск не допускается иначе как в случаях, предусмотренных законом, и на условиях, им предписанных.

Статья 22

Любое лицо имеет право на уважение своей частной и семейной жизни и тайну своей корреспонденции.

Статья 23

Свобода культов, их публичное отправление, а также свобода выражения своих мнений по любым вопросам гарантированы, кроме преследования за правонарушения, совершенные в случае пользования этими свободами.

Никто не может быть принужден ни к отправлению культовых актов и обрядов, ни к соблюдению выходных дней.

Статья 24

Собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности, иначе как в интересах общества, в случаях и в форме, установленных законом, и при условии справедливого предварительного возмещения.

Статья 25

Свобода труда гарантирована. Ее осуществление регламентировано законом.

За монегасками обеспечен приоритет в доступе к публичным и частным должностям на условиях, предусмотренных законом или международными конвенциями.

Статья 26

Монегаски имеют право на помощь государства в случае нужды, безработицы, болезни, инвалидности, старости и материнства на условиях и в формах, предусмотренных законом.

Статья 27

Монегаски имеют право на бесплатное начальное и среднее образование.

Статья 28

Любое лицо имеет право защищать свои профессиональные и служебные права и интересы посредством профсоюзной деятельности.

Право на забастовку признано в рамках законов, его регулирующих.

Статья 29

Монегаски имеют право собираться мирно и без оружия в соответствии с законами, которые могут регулировать осуществление этого права, не подчиняя его предварительному разрешению. Эта свобода не распространяется на собрания на открытом воздухе, к которым применяется полицейское законодательство.

Статья 30

Монегаски имеют право свободно объединяться при соблюдении конституционных норм.

Статья 31

Каждый имеет право обращаться с петициями к публичным властям.

Статья 32

Иностранец пользуется в Княжестве всеми публичными и частными правами, которые формально не зарезервированы за коренными жителями.

ТИТУЛ IV

ПУБЛИЧНОЕ ДОСТОЯНИЕ, ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

Статья 33

Публичное достояние неотчуждаемо и незыблемо.

Использование имущества публичного достояния в иных целях может быть предписано только на основании закона. Закон предписывает передачу имущества в частный сектор государства или коммуны в зависимости от обстоятельств.

Состав и режим публичного достояния определяется законом.

Статья 34

Имущество Короны предназначено для поддержания суверенитета.

Оно неотчуждаемо и незыблемо.

Его состав и режим определяются статутами княжеской семьи.

Статья 35

Имущество и права на недвижимость в частном секторе государства отчуждаются только в соответствии с законом.

Статья 36

Свободное и бесхозное имущество является частным достоянием государства.

Статья 37

Национальный бюджет включает все публичные доходы и все расходы Княжества.

Статья 38

Национальный бюджет выражает экономическую и финансовую политику Княжества.

Статья 39

Бюджет является предметом законопроекта. Он голосуется и промульгируется в форме закона.

Статья 40

Расходы суверенного дома и княжеского двора устанавливаются бюджетным законом и пользуются приоритетом перед общими бюджетными поступлениями.

Статья 41

Превышение доходов над расходами, констатируемое после исполнения бюджета и закрытия счетов, поступает в фонд конституционного резерва. Превышение расходов над доходами покрывается отчислением из того же фонда, предписываемым законом.

Статья 42

Контроль финансовой деятельности осуществляется Высшей счетной комиссией.

ТИТУЛ V

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Статья 43

Правление Княжеством осуществляется под верховенством Князя Государственным министром, при котором состоит Совет.

Статья 44

Государственный министр представляет Князя. Министру принадлежит высшее руководство органами администрации. Он распоряжается Вооруженными Силами. Он председательствует в Совете Правительства с правом решающего голоса.

Статья 45

Княжеские ордонансы принимаются в Совете Правительства. Они представляются Князю за подписью Государственного министра; в них напоминаются решения, на которые они ссылаются. Они подписываются Князем; подпись Князя придает им обязательную силу.

Статья 46

Освобождены от обсуждения в Совете Правительства и представления

Государственному министру княжеские ордонансы:

По вопросам, подведомственным дирекции юридических служб;

О назначения членов Княжеского Дома, членов дипломатического и консульского корпуса, Государственного министра, советников Правительства и чиновников, близких по рангу последним, судей общей юстиции;

О экзекватуре консулов;

О роспуске Национального совета;

О награждении почетными знаками отличия.

Статья 47

Министерские постановления принимаются в Совете Правительства и подписываются Государственным министром; в них напоминаются решения, на которые они ссылаются. Они передаются Князю в двадцать четыре часа после их подписания и приобретают обязательную силу только при отсутствии возражения Князя, высказываемого в течение десяти дней после передачи Государственным министром.

Кроме того, Князь может сообщить Государственному министру, что он не намерен использовать свое право возражения по некоторым постановлениям или категориям постановлений. Последние обретают обязательную силу с момента их подписания Государственным министром.

По форме правления Монако - конституционная монархия, с некоторыми вторичными признаками дуализма. Главой государства является князь.

Государственное устройство страны регулируется конституцией, введённой в действие 17 декабря 1962 года. Конституция, в частн

ости, хоть и провозглашает принцип разделения властей, однако власть князя абсолютна (ничем и никем не может быть ограничена). В 2002 конституция княжества была пересмотрена. Официально были несколько расширены полномочия законодательного органа (Национального совета).

Исполнительная власть представлена Государственным министром (главой правительства) и возглавляемым им Государственным советом (правительством) из четырёх человек. Государственный министр является французским гражданином, который утверждается князем на срок в 3 года по представлению французского правительства.

Законодательная власть

поделена между князем и однопалатным Национальным Советом (парламентом) из 24 членов, избираемых каждые 5 лет на основе всеобщего избирательного права. В 2002 году парламент получил право законодательной инициативы (ранее оно принадлежало только князю). Совет может вносить поправки к правительственным проектам, утверждает введение налогов. Также он ратифицирует международные договоры, изменяющие существующее внутреннее законодательство.

Судебная ветвь власти также возглавляется князем; различные судебные инстанции вершат правосудие от его имени.

Глава государ

ства - князь, который представляет княжество в отношениях с другими государствами, выдвигает законопроекты, осуществляет по согласованию с Национальным советом полный или частичный пересмотр конституции, обладает правами помилования, амнистии, награждения и предоставления монакского гражданства. Князь Монако с 9 мая 1949 - Ренье III (Луи Анри Максанс Бертран) из династии Гримальди, родился в 1923, внук князя Луи II. Окончил Гастингский университет в Великобритании и университет в Монпелье (Франция), в 1944-1945 служил во французской армии в чине полковника. Умер 6 апреля 2005.

При князе действует Совет короны, который призван помогать главе государства в осуществлении ряда конституционных прерогатив и консультировать его по вопросам, затрагивающим интересы государства. Он дает заключения по проектам законов и указов, представленным на его рассмотрение князем.

Парламент Монако - Национальный совет, состоящий из 24 членов, избираемых на 5 лет всеобщим голосованием граждан Монако обоего пола, которым исполнилось не менее 18 лет. 16 членов Национального совета избираются по мажоритарной, 8 - по пропорциональной системе голосования. Члены парламента принимают законы и бюджет княжества; для внесения поправок в конституцию требуется не менее 2/3 голосов. Национальный совет может быть распущен главой государства при согласии Правительственного совета, но безотлагательно должны быть назначены новые выборы. Правительство страны не несет ответственности перед Национальным советом.


Исполнительная власт
ь исходит от князя. Управление осуществляется государственным министром, представляющим главу государства и назначаемым им. Государственному министру помогает возглавляемый им Правительственный совет из советников, ответственных за руководство специализированными департаментами. Министр и члены совета несут ответственность перед князем за управление княжеством. В обязанности правительства входят: разработка законопроектов и представление их князю, обеспечение соблюдения законов, руководство административными и общественными службами, издание министерских актов и постановлений, касающихся исполнения законов и княжеских указов, командование силами порядка и полицией, ведение внешней политики и т.д.

Законодательная власть в Монако принадлежит князю, но он полностью делегирует ее судебным органам, действующим от его имени. Система судопроизводства основана на французском кодексе законов. Она состоит из судов первой инстанции, мирового и апелляционного судов. Имеется также Верховный суд, состоящий из пяти членов и двух заседателей, назначаемых князем сроком на четыре года по представлению Национального совета.
В административном отношении княжество состоит из четырех кварталов, соответствующих образующим его городам.

В Монако имеется полиция, но нет собственной армии, кроме королевской гвардии, состоящей из 65 человек. Вопросы обороны находятся в компетенции Франции.

The Конституция Монако, впервые принят в 1911 году после Монако революции и сильно пересмотрены князя Ренье III, 17 декабря 1962 года, выделяет три ветви власти, в том числе несколько административных и ряда советов, которые разделяют консультативную и законодательную власть с принцем.

Конституция также определяет линию преемственности в Монако престола; этот раздел был изменен 2 апреля 2002 года.

    1 Исполнительная власть 2 Законодательная власть 3 Судебная власть 4 Внешние ссылки

Исполнительная власть

Принц сохраняет самый высокий исполнительную власть, но голова княжества правительства является государственный министр, который председательствует на Совете шести членов правительства, помогает советую принца, и несет ответственность за исполнение законов.

Местные дела княжества (т.е., администрация четырех кварталов Monaco-Ville, Ла-Кондамин, Монте-Карло, и Фонвьей) направляются коммунального совета, который состоит из пятнадцати избранных членов и возглавляется мэром.

Законодательная власть

Под 1962 конституции, принц разделяет свою власть с однопалатным Национальным советом, законодательного органа княжества. Хотя это зависит от принца и может действовать вопреки его желаниям, его подпись требуется, чтобы подтвердить любой предлагаемой ею законов.

Судебная власть

Юридическая сила вкладывается в принца, который делегирует правовые процедуры для различных судов, которые правосудие во имя Его. Независимость судей гарантируется Конституцией. Верховный суд Монако состоит из пяти главных членов и двух помощников судей, названных принца на основе выдвижения кандидатур Национальным Советом и другими органами власти. Верховный суд является высшей судебной инстанцией для судебных обращений, а также трактует положения конституции, когда это необходимо. Правовая система Монако, тесно связана с Франции, по образцу Кодекса Наполеона.

Статья была переведена автоматически.

Независимое княжество Монако занимает полосу земли вдоль Средиземного моря длиной немногим более 3 и и шириной менее 1 км; граничит с Францией, с которой связано общностью таможенного и почтово-телеграфного управления и в некоторых других отно-шениях (например, в организации народного образова-ния). Монако имеет договор с Францией, подтвержденный в 1918 г. В Монако находится известный игорный дом («казино»), приносящий государству (и его главе) из-рядный доход. Постоянного населения 21 тыс. (по данным 1956 г.), ежегодный приезд туристов — около 650 тыс.

Конституция 1911 г., исходящая от «божьей ми-лостью суверенного князя Монакского» и несколько раз изменявшаяся им же, вручает законодательную власть «князю и Национальному Совету». Национальный Совет избирается в числе 18 членов всеобщим (только для мужчин), но косвенным, через выборщиков, голосова-нием. Национальный Совет не имеет законодательной инициативы: она принадлежит князю, а Национальный Совет может лишь «просить князя внести законопроект по определенному вопросу». Законы, которые принимает Совет, нуждаются в княжеском утверждении (абсолют-ное вето); Совет может быть распущен досрочно; он не может заседать более 30 дней в году; даже его регламент подлежит санкции князя. Князь может издавать поста-новления с силби закона по любым вопросам, даже из-меняющие конституцию, для чего в качестве консульта-тивного органа существует назначаемый князем Госу-дарственный Совет.

Конституция Монако в отличие от других консти-туций предпосылает рассмотрение законопроектов
правительством рассмотрению их законодательной вла-стью, придавая, очевидно, первому несравненно большее значение, чем второй. Правление осуществляется «под верховенством князя» государственным министром, «при котором состоит совет» из трех членов, назначаемых кня-зем; князем же назначается и государственный министр. Национальный Совет не располагает никакими правами контроля по отношению к правительству: нет ни отчет-ности, ни тем более ответственности правительства пе-ред Национальным Советом; он не имеет даже права предъявлять запросы правительству.

В конституции имеется перечень «демократических свобод» (ст. 6—14). Но в этом перечне отсутствует упоминание о свободе союзов, свободе печати или о со-блюдении тайны переписки. Особым постановлением за-прещается монакским подданным участвовать в игре в казино.

Из постановлений конституции о местном самоуправ-лении видно, что княжество составляет одну общину, Совет которой избирается прямыми выборами (выбирают и женщины), имеется мэр по выбору Совета. Государ-ственный министр может отстранить этого мэра от долж-ности, может и вовсе сместить его.

Конституция учреждает и суды: Верховный, Апел-ляционный и один суд первой инстанции. Осужденные отбывают наказание во французских тюрьмах.


КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОРДОНАНС

4 января, 1911 г . (измененная суверенным Ордонансом 18 ноября 1917 г.)

Мы, Альберт I, милостью Божией суверенный Князь Монакский, свободно и собственной волей осуществляя нашу суве-ренную власть, предоставили и предоставляем нашим подданным, как за себя лично, так и за наших преем-ников, нижеследующее конституционное устройство:

Отдел I

КНЯЗЬ-. ТЕРРИТОРИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Статья 1. Княжество Монако образует независи-мое Государство.

Статья 2. Свободные и суверенные права Князя навсегда признаны и закреплены международными дого-ворами, в частности договорами, заключенными между Францией и Княжеством 14 декабря 1641 г. и 2 фев-раля 1861 г.

Статья 3. Государственная собственность Княже-ства образуется путем изъятия из частной собственности Князя. Она неотчуждаема и неотъемлема.

Частью государственной собственности являются улицы, площади и дороги Княжества, при условии, что они всегда окажутся открытыми для общественного пользования, за исключением улиц и -дорог, служащих продолжением французских. Земли и строения, которые
будут перечислены в постановлении, подлежащем изданию Князем в течение трех месяцев со дня опублико-вания настоящего акта, также будут составлять часть государственной собственности сверх недвижимостей, указанных в статьях 432 и 433 Гражданского кодекса.

Статья 4. Отменена.

Отдел II ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА

Статья 5. Все монегаски равны перед законом. Никто из них не пользуется какими-либо привилегиями.

Монегасками являются:

1) все лица, родившиеся в пределах Кня-жества или за границей от отца монегаска.

Внебрачный ребенок, происхождение которого установлено во время его несовершеннолетия пу-тем признания или судебным решением, следует гражданству того из своих родителей, происхож-дение от которого было установлено сначала. Если же акты или решения в равной мере уста-навливают принадлежность к гражданству отца и к гражданству матери, то ребенок следует гражданству отца;

2) иностранка, вышедшая замуж за монак- ского подданного;

3) всякий натурализованный иностранец;

натурализация предоставляется постановлением

Князя по выяснению нравственных качеств и положения ходатайствующего о ней.

Могут быть натурализованы:

a) иностранец, доказавший свое проживание в Княжестве в течение десяти лет по достижении им 21 года;

b) иностранец, получивший от Князя разре-шение установить свой домицилий в Княжестве согласно статье 13 Гражданского кодекса, после постоянного проживания в течение трех лет со дня опубликования постановления с указанным разре-шением.

Этим не должны нарушаться права, ранее приоб-ретенные.

Статья 6. Свобода личности гарантируется. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной законом форме.

За исключением случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть подвергнут аре-сту иначе как на основании мотивированного постановле-ния судьи, которое должно быть предъявлено при аресте или же не позднее двадцати четырех часов после него.

Статья 7. Никакое наказание не может быть уста-новлено и применено иначе как в силу закона.

Статья 8. Жилище неприкосновенно. Никакой до-машний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной им форме.

Статья 9. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества, в случаях и в форме, установлен-ных законом, и при условии справедливого предвари-тельного возмещения.

Статья 10. Свобода религии и ее публичного испо-ведания, а равно свобода выражать свои миения по всем вопросам гарантируются; преследуются лишь пра-вонарушения, совершенные в связи с осуществлением этих свобод.

Статья 11. Никто не может принуждаться к уча-стию каким бы то ни было образом в религиозных актах и обрядах и к соблюдению установленных религией дней отдыха.

Статья 12. Мопегаски имеют право собираться мирно и без оружия, подчиняясь установленным для осуществления этого права предписаниям, но не испра-шивая для этого предварительного разрешения. Это правило не распространяется на собрания под открытым небом, к которым полностью применяются полицейские правила.

Статья 13. Каждый имеет право обращаться к ор-ганам государственной власти с петициями, подписан-ными одним шщ несколькими лицами.

Статья 14. Учреждается Верховный трибунал в ка-честве первой, а также апелляционной инстанции для рассмотрения жалоб на нарушения прав и свобод, уста-новленных настоящим отделом.

Отдел III

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Статья 15. Правление Княжеством осуществляется под верховенством Князя Государственным министром, при котором состоит Совет.

Статья 16. Государственный министр представ-ляет Князя; Министру принадлежит высшее руководство органами администрации; он распоряжается вооружен-ными силами; он председательствует в Совете Прави-тельства, где его голос дает перевес.

Статья 17. Совет Правительства под председатель-ством Государственного министра состоит из трех совет-ников, назначаемых Князем и возглавляющих три сле-дующих департамента:

1) Внутренних дел (общая полиция, полиция государственной безопасности, народное просве-щение и искусство, религиозные культы, больницы и благотворительные учреждения, административ-ное руководство общиной).

2) Финансы (государственный бюджет, веде-ние государственных регистров, управление запас-ных фондов, государственные имущества, казна-чейство, различные поступления, отношения с монопольными организациями, финансовое руко-водство общиной).

3) Общественные работы и различные во-просы (дороги и общественные работы, обществен-ная гигиена и санитария, гавань).

Всякому решению или представлению Совета Прави-тельства должно предшествовать обсуждение; протокол заседания вносится в особый реестр с подписями после голосования присутствовавших членов.

Постановления министров должны сообразоваться с соответствующими решениями Совета.

Статья 18. Постановлением Князя могут быть уч-реждены палаты или технические комитеты для содей-ствия правительственным советникам в выполнении их обязанностей.

Отдел IV ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

Статья 19. Состав Государственого Совета регу-лируется постановлением Князя.

Председательствование в Совете осуществляется директором судебных учреждений.

Статья 20. На Государственный Совет возлагается подготовка проектов законов и постановлений, которые предлагаются на рассмотрение Князя. Совет рассматри-вает проект бюджета Княжества.

Отдел V ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 21. Законодательная власть осуществляется Князем и Национальным Советом.

Князь издает постановления, необходимые для вы-полнения законов и для применения международных договоров и соглашений.

В случаях различного толкования конституционных положений по вопросу о том, должен ли быть в данном случае издан закон или же постановление, князь решает этот вопрос постановлением в соответствии с заключе-нием Государственного Совета.

Статья 22. Национальный Совет состоит из 18 чле-нов, избираемых на четырехлетний срок путем всеоб-щего голосования по спискам.

Статья 23. Бюро Национального Совета состоит из председателя и вице-председателя, ежегодно избирае-мых Собранием из состава своих членов. Должности мэра и Председателя Национального Совета несдвме’ стимы.

Статья 24. Национальный Совет принимает свой регламент, подлежащий утверждению Князем.

Статья 25. Национальный Совет собирается еже-годно на две очередные сессии, в мае и ноябре, по созыву княжеского Правительства. Каждая сессия мо-жет продолжаться не более пятнадцати дней.

Статья 26. Князь объявляет о закрытии сессии. Он может также созывать Совет на чрезвычайные сессии.

Статья 27. Князь может, получив заключение Го-сударственного Совета, распустить Национальный Со-вет; в этом случае в течение трех месяцев производятся новые выборы.

Статья 28. Сношения князя с Национальным Со-ветом производятся путем посланий, которые огла-шаются Государственным министром.

Статья 29. Государственный министр и правитель-ственные советники имеют доступ в Национальный Со-вет и свои места в нем. По их требованию они должны быть выслушаны.

Статья 30. Законодательная инициатива и право (утверждения законов принадлежат Князю. Князь вводит законы в действие путем опубликования.

Статья 31. Национальному Совету предоставляется возможность просить Князя внести законопроект по какому-либо определенному вопросу, но с указанием в форме предварительного проекта, в частности отно-сительно общественных работ, положений, которые дол-жны быть включены в проект, а также средств и спо-собов его осуществления.

Статья 32. Никакой прямой налог не может быть установлен без согласия Национального Совета.

Статья 33. Составленный Правительством бюджет в целом представляется ежегодно на обсуждение Нацио-нального Совета.

Бюджет публикуется в форме закона.

Расходы княжеского дома определяются ежегодно законом и выделяются в порядке приоритета из общих бюджетных поступлений.

Контроль финансового хозяйства осуществляется Счетной комиссией.

Статья 34. Указанные расходы покрываются за счет кредитов, выделяемых из общих ресурсов Казна-чейства.

Если в результате выполнения бюджета окажутся свободные излишки сверхсметных предположений, то эти излишки вместо обращения на погашение кредитов поступают в резервный фонд, в первоначальном образо-вании которого Князь участвует предоставлением в дар одного миллиона франков.

Статья 35. Национальный Совет определяет на ноябрьской сессии средства, которые могут быть предо-ставлены с 1 января следующего года в распоряжение Коммунального совета для покрытия входящих в его компетенцию расходов на управление, на общественные работы и на местные нужды.

Статья 36. Если расходный бюджет Княжества не принят Национальным Советом в должный срок, то бюд-жет определяется постановлением Князя на базе цифр предыдущего года.

Отдел VI

ОБЩИНА

Статья 37. Княжество составляет единую об-щину.

Статья 38. Имеются одна муниципальная админи-страция, один общинный совет и один муниципалитет в составе мэра и трех его заместителей.

Статья 39. Общинный совет состоит из 15 членов, выбираемых на трехлетний срок всеобщим прямым голо-сованием по спискам.

Мандаты члена общинного совета и члена Националь-ного Совета не являются несовместимыми.

Статья 40. Общинный совет собирается каждые три месяца на очередные сессии. Продолжительность каждой сессии не должна превышать восьми дней.

Статья 41. Кроме того, для рассмотрения спе-циальных вопросов могут созываться чрезвычайные сес-сии по требованию или с разрешения Государственного министра.

Статья 42. Общинный совет может быть распущен постановлением Государственного министра по получении заключения Государственного Совета.

Статья 43. В случае роспуска общинного совета Государственный министр поручает специальной делега-ции выполнять функции совета впредь до выборов нового совета. Эти выборы должны быть произведены в течение трех месяцев.

Статья 44. В общинном совете председательствует мэр, или, за его отсутствием, заместитель его, или совет-ник, следующий по списку.

Статья 45. Общинный совет разрешает дела об-щины. Его решения, сообщенные Государственному ми-нистру, подлежат исполнению через 10 дней после этого сообщения, если со стороны Министра не последует воз-ражений.

Статья 46. Общинный совет выносит постановле-ния указанным в предыдущей статье порядком по сле-дующим вопросам:

1) организация и функционирование местных учреждений; регламентирование местной муници-пальной полиции, гигиена, местное социальное обеспечение;

2) проектирование работ по нивелировке и вы-равниванию общественных дорог в пределах об-щины;

3) проектировка строительства зданий общины;

4) бюджет общины.

Статья 47. Бюджет общины составляется из дохо-дов от общинного имущества и из сумм, ежегодно пре-доставляемых Национальным Советом в распоряжение общины.

Статья 48. Мэр и его заместители выбираются об-щинным советом из числа его членов тайным голосова-нием абсолютным большинством голосов. Эти выборы производятся в течение месяца, следующего за выборами общинного совета.

Если после двух голосований ни один кандидат не по-лучит требуемого большинства, производится баллоти-ровка между двумя кандидатами, собравшими наиболь-
шее число голосов. В случае равенства голосов выбран-ным считается старейший по возрасту.

Заседание, в котором производятся указанные выборы, ведется под. председательством старейшего по возрасту члена общинного совета.

Статья 49. Мэр является представителем высшей власти по выполнению законов и постановлений. Он яв-ляется также представителем и уполномоченным общины по охране и управлению ее имуществом, по выполнению решений общинного совета и по руководству муници-пальными органами. Он представляет общину в судебных учреждениях. Он является гражданским должностным лицом.

В случае отсутствия мэра или каких-либо препятствий его заменяет один из его заместителей, а за отсутствием их — один из членов общинного совета в порядке списка.

Статья 50. На имя мэра как такового казначей-ством Княжества открываются кредиты в размере не свыше предоставленных общинному совету сумм.

Статья 51. Только мэр может выдавать платежные приказы казначейству в пределах указанных кредитов, как на свое имя, так и на имя других лиц.

Однако, если он откажет в выдаче приказа об оплате расхода, правильно разрешенного и подлежащего оплате, оплата производится по распоряжению Государственного министра, заменяющему приказ мэра.

Статья 52. Счета финансового управления мэра за истекший год представляются им общинному совету в на-чале нового года. Они подлежат передаче на утвержде-ние Государственного министра.

Статья 53. Если мэр отказывается выполнить ка-кую-либо свою обязанность или пренебрегает ею, Госу-дарственный министр может, предъявив ему соответ-ствующее требование, выполнить эту обязанность в слу-жебном порядке.

Статья 54. Распоряжением Государственного ми-нистра мэр и его заместители могут быть отстранены на два месяца от выполнения своих обязанностей.

Распоряжением Государственного министра, издан-ным по получении заключения Государственного Совета, мэр и его заместители могут быть отозваны.

Мэр или его заместитель, будучи отозваны, не яв-ляются больше членами общинного совета и могут быть вновь избраны не ранее чем по истечении трех лет.

Статья 55. Предписания изданных ранее постано-влений Князя, в частности 11 июля 1909 г. о муниципаль-ной полиции и 7 мая 1910 г. об общинном совете, срхра- няют силу, поскольку они не противоречат настоящей Конституции.

Статья 55Ыз. Возрастной ценз для лиц, избирае-мых в Национальный Совет и в общинный совет, уста-навливается в 25 лет.

Члены Совета Правительства и члены судебной маги-стратуры не могут быть членами Национального Совета.

Все прочие должностные лица обладают правом быть избранными в Национальный Совет. Однако число таких членов Совета не может быть больше трех. В случае из-брания более трех должностных лиц в результате разде-ления голосов поровну между несколькими кандидатами предпочтение отдается старейшему по возрасту.

Статья 56. Выборы в Национальный Совет и в об-щинный совет регламентируются статьями 6—75 Закона № 30 от 3 мая 1920 г. о муниципальных органах с при-менением, поскольку это касается Национального Совета, новых предписаний, вытекающих из настоящего положе-ния.

Постановлением Киязя будут определены условия, на которых женщины будут допущены к участию в выборах, с оговоркой о последующем расширении этого участия, подлежащего также регламентированию постановлением1.

Такая же оговорка устанавливается относительно вве-дения системы пропорционального представительства.

Отдел VII ПРАВОСУДИЕ

Статья 57. В судоустройство Княжества, действую-щее на основании постановления 18 мая 1909 г., не вно-сится никаких изменений.

] Постановлением 19 мая 1945 г. женщинам предоставлено было право участия в выборах общинного совета.

Статья 58. Верховный трибунал, учреждаемый со-гласно статье 14 настоящей Конституции, состоит из пяти членов, назначаемых Князем, а именно: одного члена —. по представлению Государственного Совета, одного — Национального Совета, двух — Апелляционного суда и одного — гражданского трибунала первой инстанции.

Указанные органы представляют по два кандидата на каждое место.

Общие положения

Постановление Князя, изданное в соответствии с прин-ципами настоящего конституционного закона, определяет подробности его применения.

Переходные положения

Настоящая Конституция вступает в действие немед-ленно после выборов в Национальный Совет и в общин-ный совет. Эти выборы должны быть произведены не позднее 1911 г.

До введения в действие Конституции общинный совет продолжает функционировать на законном основании согласно постановлениям о его учреждении.

Монако-Вилль – столица княжества Монако

Монако – суверенное княжество, расположенное вдоль Средиземного моря в курортном районе Лазурный Берег (французская Ривьера). Город Ницца расположен в 9 милях (15 км) на запад, а итальянская граница в 5 милях (8 км) к востоку. Крошечная территория Монако включает в себя набор плотно сгруппированых холмов и возвышенностей, которые смотрят на юг Средиземного моря. Монако – один из самых роскошных курортов в мире. Данная слава обеспечила ему известность далеко превышающую его размер.

Многие посетители Монако чередуют часы своего прибывания между его пляжами, лодочными причалами, международными автомобильными гонками и его знаменитым казино. Игорный центр в Монте-Карло сделал город международным местом для экстравагантных людей с безрассудным разгоном богатства. Эта страна имеет мягкий средиземноморский климат с годовой средней температурой в районе 16 °С, и лишь около 60 дней дождей за год. Среднемесячная температура колеблется от 10 °C в январе до 24 °C в августе.

История княжества Монако


Свидетельства каменного века поселения в Монако сохранились в городском музее доисторической антропологии. В древности мыс был заселен финикийцами, греками и римлянами. В 1191 году Генуэзцы овладели им, а в 1297 году началось правления семьи Гримальди. Гримальди объединились с Францией, за исключением периода с 1524 по 1641 годов, когда они были под протекторатом Испании. В 1793 году они были раскулачены от французского революционного режима, и Монако был присоединен к Франции. В 1815 году, с падением Наполеона I, семья Гримальди вернулась с Венского Конгресса под защитой Сардинии. В 1848 году княжество потеряло соседние города Ментон и Рокбрюн, но в конце концов были подписаны условия Франко-Монакского договора 1861 года, который отдавал эти города в правление княжеству. Договор восстановил независимость Монако, и в 1865 году был создан таможенный союз между этими двумя странами.

Современный город


Еще один договор, который был заключен во Франции в 1918 году, содержит положение, предусматривающее, что в случае смерти династии Гримальди, Монако станет автономным государством под защитой французов. Пересмотр Конституции в 2002 году добавил законных детей к линии преемственности. В 1997 году семьи Гримальди отмечали 700 лет правления, а в 1999 году князю Ренье III исполнилось 50 лет на троне. После его смерти в апреле 2005 года, трон унаследовал его сын, Альберт. Альберт официально вступил на престол 12 июля 2005 года. Княжество присоединилось к Организации Объединенных Наций в 1993 году, хотя до сих пор не является членом Европейского Союза (ЕС). С 2002 года единой валютой Монако является евро.


Монако отказался вводить “налог на прибыль” на его жителей и на международные предприятия, которые имеют штаб-квартиры в княжестве. Это привело к тяжелейшему кризису Франции в 1962 году. Был достигнут компромисс, по которому французские граждане, имеющие менее пяти лет проживания в Монако, должны были облагаться налогом. В начале 21-го века, некоторые европейские страны критикуют свободное банковское регулирование Монако, утверждая, что княжество приютило мошенников, уклоняющихся от уплаты налогов и отмыванием денег. В 2002 году, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) добавила Монако в “Черный список” налоговых гаваней. Княжество было удалено из черного списка в 2009 году, после возвращения к стандартам прозрачности ОЭСР.

Конституция Монако


Конституция Монако 1911 года предусматривала избрание Национального совета, но в 1959 году князь Ренье III приостановил часть конституции и распустил Национальный совет из-за разногласий по поводу бюджета. В 1961 году вместо него назначено национальное собрание.

Вышеупомянутый кризис 1962 года с Францией, привел его к восстановлению Национального совета и предоставлению новой, либеральной Конституции. Совет включает в себя 18 членов, избираемых всеобщим голосованием сроком на пять лет. Правление осуществляется государственным министром (который должен быть гражданин Франции) и трем государственным советам, действующих под эгидой принца, который является официальным главой государства. С 1819 года судебная система была основана на том, что высшей судебной инстанцией был Верховный Суд Франции.

Известный курорт Монако


Значительная часть государственных доходов поступает от налогов торговых сделок. Дополнительные продажи составляются из франшиз на радио, телевидении и казино, а также от государственных монополий на табак, почтовые марки, и налогов с продаж. Монако – главная индустрия туризма, чье обслуживание делает его одним из самых роскошных курортов Европы. Его длинные пляжи и расширенные причальные сооружения привлекают туристов со всего мира. Социальная жизнь Монте-Карло вращается вокруг площади казино. Казино было построено в 1861 году, а в 1967 году его руководство было передано княжеству, включая банковское дело, финансы, недвижимость и другие важные компоненты различных услуг.

В Монако находится Римско-католический кафедральный собор, княжество Генуэзцев, Ренессансный дворец и Океанографический музей Монако, построенный в 1910 году. Само казино содержит театр, построенный в 19-м веке французским архитектором Шарлем Гарнье, которое является домом оперы для Монте-Карло. Существует также национальный оркестр Монте-Карло. Самые известные автомобильные мероприятия, проводимых в княжестве – ралли Монте-Карло и Гран-При Монако.



Просмотров