Социальные центры для граждан без определенного места жительства. Медицинская помощь лицам бомж

Социальную работу по обслуживанию населения, оказание социальной помощи и услуг с целью преодоления или смягчения сложной жизненной ситуации ведут социальные службы государственных специализированных учреждений и негосударственных структур.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания населения, министерств и ведомств РФ, к компетенции которых относится функция предоставления социальной помощи населению. К негосударственным относятся предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными организациями, частными лицами. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно постановлениям Правительства РФ и приказам Министерства социальной защиты населения в стране открыты специализированные учреждения для лиц БОМЖ, утверждены Примерные положения об учреждении социальной помощи для данной категории населения, о межведомственных комиссиях по проблемам профилактики бродяжничества, порядок приема лиц БОМЖ в учреждение, правила регистрации и снятие граждан РФ с учета по месту пребывания.

Услуги реабилитационной направленности оказывают в настоящее время 117 домов ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы социальной поддержки и помощи дезадаптированным группам населения .

В г. Новосибирске функционирует областной центр срочной социальной помощи, основной задачей которого является оказание экстренной помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, оставшиеся без постоянного места жительства, прописки, работы и средств к существованию. Среди его клиентов лица БОМЖ составляют 36,8%; лица, освободившиеся из мест лишения свободы - 9,0% и вынужденные переселенцы - 5,3%. Социальную помощь лицам БОМЖ оказывает Новосибирский дом ночного пребывания. В настоящее время на базе этих учреждений создан комплексный центр социального обслуживания для лиц БОМЖ .

В Астраханской области действует социальный центр кризисной реабилитации, в структуру которого входят: дом ночного пребывания, дом кризисной реабилитации и социальная благотворительная столовая.

В Нижнем Новгороде с 1995 года работает Центр социально-трудовой реабилитации граждан, в структуре которого отделение ночного пребывания на 90 мест, социальная гостиница на 12 мест.

В Екатеринбурге с 1995 года предоставляет услуги дом ночного пребывания на 50 мест лицам БОМЖ, здесь можно жить и питаться бесплатно 3 раза в год по 10 дней.

Заслуживает внимания опыт Камчатской области по предоставлению комплекса услуг бездомным в социальном приюте (на 60 мест), который включает в себя социальную гостиницу на 30 мест - для временного проживания иногородних престарелых и инвалидов, социальный приют на 18 мест - для временного проживания лиц БОМЖ, отделение ночного пребывания на 12 мест - для ночлега «бомжей».

В Самарской области лица БОМЖ получают медицинские, жилищные, социально-бытовые, социально-психологические и правовые услуги в отделении ночного пребывания на 70 мест в структуре социального приюта г. Самары, а также в структуре социальной гостиницы г. Тольятти.

В Краснодарском крае действует Центр социальной адаптации на 100 мест (г. Краснодар) и 3 дома ночного пребывания: в г. Туапсе (на 15 мест), в г. Кропоткине (на 30 мест) и Курганинском районе (на 15 мест). В г. Лабинске функционирует социальная гостиница для лиц от 16 до 30 лет на 27 мест .

В Республике Марий Эл лица БОМЖ могут получить широкий спектр услуг по решению своих проблем в «Доме ночного пребывания»: бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-место с постельными принадлежностями; одноразовое бесплатное питание; консультативную помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающиеся - первую доврачебную помощь и санобработку .

В Ставропольском и Хабаровском краях имеется практика использовать социальные номера на базе временного проживания бездомных.

В г. Калининграде в центре социально-трудовой реабилитации предоставляется социальная поддержка лицам БОМЖ. В структуре центра есть дом ночного пребывания, социальная гостиница, социальная столовая, отдел содействия в трудоустройстве. Важнейшим направлением в работе специалистов центра является организация их трудовой деятельности .

В центре реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий Владимирской области клиентам предоставляются следующие услуги: социально-бытовые, правовые, психологические, по восстановлению документов, временной регистрации, жилищные услуги, оформление инвалидности и пенсии, санитарно-гигиенические, содействие в поиске работы и родственников, получения профессии через службу занятости .

В Мурманской области сложилась система работы по профилактике бездомности и оказанию социальной поддержки лицам БОМЖ. Права лиц БОМЖ регламентируются правовыми актами, в частности, законом Мурманской области от 23.12.2004 № 550-91 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», закон от 29.12.2004 № 572001 - ЗМО «О социальном обслуживании населения в Мурманской области». Этот правовой акт характеризует лиц без определенного места жительства как лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и относит их к клиентам социальной службы, им гарантировано предоставление материальной помощи в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды, временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания .

На федеральном уровне в Российской Федерации права лиц без определенного места жительства защищаются федеральными законами: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (8), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» , «О государственной социальной помощи» .

Чтобы представить полную картину социальной помощи лицам БОМЖ в РФ, то необходимо отразить деятельность общественных институтов.

В России традиционно, исторически, приоритет работы с этой категорией лиц был у общественных организаций, попечительских советов и Русской Православной Церкви. В наше время социальная помощь бездомным со стороны гражданских структур заметно активизировались.

Русская Православная Церковь обычно занимается организацией бесплатных обедов при крупных приходах и предоставлением сезонной работы в монастырях. Также при некоторых храмах нуждающимся может быть предоставлено кратковременное пристанище (ночлег). Но, к сожалению, подобные меры не имеют системности и зависят от инициативы епархий на местах и личного подвижничества священников.

Наибольшую активность в предоставлении социальной помощи лицам БОМЖ проявляют филиалы иностранных благотворительных организаций. Они имеют серьезные материальные ресурсы. Благотворительные гуманитарные организации могут получать средства от международных правительств и международных структур, таких как Европейский Союз, Верховного комиссариата ООН по делам беженцев.

Одной из международных независимых общественных гуманитарных организаций является «Medecins sans frontienes» («Врачи без границ»). Ее целью является оказание бесплатной помощи населению во время кризисных ситуаций. Организация основана в 1971 году и опирается в своей деятельности на специалистов - добровольцев. Ее представители работают в 72 странах мира.

На территории России «Врачи без границ» оказывают помощь осужденным, больным туберкулезом в виде консультаций, материальной помощи и медикаментами . Для помощи бездомным с 1992 года организация открыла передвижные амбулатории на Казанском и Павелецком вокзалах г. Москвы. За время работы «Врачами без границ» дано около 100 тысяч бесплатных консультаций медицинского и социального характера. Сделано 2,5 тысячи вакцинаций против столбняка и дифтерии. В среднем за помощью к «Врачам без границ» обращаются от 2500 до 3000 человек в месяц. При необходимости осуществляется направление на госпитализацию. Социальные консультации проводятся с целью решения первостепенных проблем бездомных и определения направления дельнейших действий. «Врачи без границ» оказывают помощь другим государствам и неправительственным организациям в России, ведущим работу с лицами БОМЖ. Между ними сложились деловые отношения и ведется активное сотрудничество . Помощь лицам БОМЖ оказывают гуманитарные организации, такие как «Армия спасении», Красный крест», Новый Дом», «Твое право», ЦГП «Лепта», «Благовест», «Каритас», «Милосердие» в виде организации питания в местах их скопления и выдачи подержанных вещей (second hand); различные религиозные миссии: «Освобождение в Иисусе», «Братство и милосердие», «Сознание Кришны», мусульманские общества, некоторые национальные диаспоры (армянская, еврейская).

К сожалению, деятельность общественных организаций сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге, а в остальных регионах страны развиты слабо, так как имеют небольшие финансовые и организационные возможности . Частные благотворители в современной России большая редкость. Помощь коммерческих структур незначительна.

Таким образом, самое главное в работе государственных, муниципальных и общественных организаций, учреждений для лиц БОМЖ то, что они, предоставляя ночлег, питание и одежду, помогают бездомным лицам в оформлении необходимых документов (регистрация, назначение и получение пенсии, установление групп инвалидности, направлении в дома-интернаты и т.д.), содействие в трудоустройстве. Следовательно, разработка государственного законодательства, регламентирующего область трудовой адаптации лиц «бомж» представляется достаточно значимой задачей.

  • ОТМЕНА ПОПРАШАЙНИЧЕСТВА
  • ГОСУДАРСТВО
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  • ЗАКОН

Статья посвящена бездомности и бродяжничеству в России. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с многочисленными негативными последствиями бездомности для человека, общества и страны в целом. Будут представлены предложения и меры, направленные на решение проблем, вызванных бездомностью, по отношению к лицам без определенного места жительства в России со стороны государства.

  • Место и значение повышении правовой культуры молодежи в трудах Фараби
  • Конец географии: меняющийся характер международной системы и вызов для международного права: ответ Дэниэлу Вифлеему
  • Развитие юридической системы электронных взаимодействий государства и населения

С людьми, которые сейчас называются «бомжами», сталкиваешься повсюду: в переходах, на рынках, в подъездах, в транспорте, на остановках. Чаще всего встречаются в переходах и в транспорте с протянутой рукой. Пожалуй, самым страшным является то, что на глаза попадается бомж-ребенок. А еще более неприятным видеть, как лица без гражданства, чаще всего цыгане, попрошайничают на руках с грудным ребенком в любую погоду. Инвалиды и пожилые люди ходят попрошайничать как на работу каждый день. И складывается такое впечатление, что все это видят, но как будто не замечают этого. Со стороны общества – это становиться нормой, а со стороны властей – проблема, которая присутствовала во все времена, и вроде как она решается. Ведь существует сейчас помощь малоимущим, нуждающихся в жилье. Открываются приюты для лиц без определенного места жительства, создаются учреждения социальной помощи и т.д., но ситуация не меняется. Наше государство должно увидеть, что одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества является появление значительного числа лиц без определенного места жительства.

Точная численность лиц без определенного места жительства на территории нашего государства неизвестна по причинам того, что данную группу людей посчитать очень сложно, но существует статданные, в которых указываются числа, не соответствующие реальному количеству людей данной категории, (по различным оценкам, она составляет около 4,5 миллиона человек, или 2,8% населения России).

Данная проблемы связана с многочисленными негативными последствиями бездомности для человека и общества в различных сферах жизнедеятельности.

Среди бомжей высок риск заболеваемости заразными болезнями, например, туберкулёзом, так как они живут в плохих условиях, отказываются от длительного лечения или не имеют на него средств из-за внедрения в России платной медицины, не проходят медосмотры. Среди бомжей также широко распространён алкоголизм и наркомания.

Увеличение числа правонарушений, совершенных лицами, не имеющими определенного места жительства, ведущими антиобщественный образ жизни. Эта группа является потенциально криминогенной и социально опасной

В общей картине лиц без определенного места жительства является то, что каждый десятый бомж - ребенок. Это либо сбежавший из неблагополучной семьи (от родителей-алкоголиков, от побоев и жестокости) или воспитательного учреждения, либо привязанный родственными узами к родителю-бомжу).

Бездомность противоречит праву человека на жилище, закрепленному в конституциях многих государств, в том числе России. Как социальное явление бездомность воплощается в целом комплексе экономических, социально-политических, гражданско-правовых и культурно-психологических проблем, в силу которых значительная часть населения оказывается лишенной необходимых жилищных условий, признаваемых неотъемлемой стороной цивилизованного общества. Нереализованность права на жилье влечет за собой невозможность регистрации по месту жительства и связанный с ней комплекс правовых проблем, приводящих к невозможности реализации бездомными практически всех конституционных прав.

Ведь есть люди, которые, и в правду, попали в сложную жизненную ситуацию и они нуждаются в поддержке. А есть категория людей, которые прикрываются этим, делают на этом деньги, формируя группировки, во главе которых всем этим заправляют, и получается хороший бизнес на людях.

Поэтому, необходимо эффективное усовершенствование системы управления в области государственной поддержки лиц без определенного места жительства.

Предложения и меры, направленные на решение проблем, вызванных бездомностью, по отношению к лицам без определенного места жительства в России со стороны государства необходимо:

  1. законодательно признать и закрепить наличие таких категорий граждан, но и определить их правовой статус;
  2. создание четкой структуры специализированных учреждений социальной помощи во всех населенных пунктах, соответствующего масштаба;
  3. законодательно определить возможность принудительного лечения лиц БОМЖ;
  4. разработать и принять Федеральный закон «Об основах системы предупреждения и регулирования бродяжничества в РФ»;
  5. разработать и принять Федеральный закон «Об отмене и запрете попрошайничества в РФ»;
  6. создать комплексную программу социальной поддержки и помощи лицам, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также целевую программу для сокращения появления бродяг и бездомных.

Таким образом, в настоящий момент проблема бездомности и бродяжничества не нова, и имеет глубокие исторические корни. К государственной поддержке относятся такие государственные услуги по оказанию социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, как типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий. Для них предусмотрены все необходимые типы учреждений и виды услуг для социальной реабилитации и адаптации бездомных граждан в современных российских условиях.

Тем не менее, несмотря на кажущееся обилие нормативной базы по защите бездомных, основная составляющая правовой базы, ориентированная на социальную защиту вышеупомянутой категории граждан в условиях переходного общества, оказывается трудно реализуемой. Свою роль в этом сыграла и существующая неопределенность многих правовых норм, которая затрудняет социальную помощь лицам без определенного места жительства, не определен статус бездомного, нет четко сформулированной государственной политики по профилактике бездомности среди взрослого населения, следствием чего является отсутствие законодательной базы, устроенной так, что ни при каких обстоятельствах человек не может быть лишен минимальных жизненных благ и доходов, включая жилье или средства на его аренду, результатом чего во многом и является сегодняшняя ситуация с бездомностью и бродяжничеством.

Список литературы

  1. Акутина К.И. Бездомность: основные проблемы и пути решения // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/06/3249
  2. Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности // Собрание статей Тематические учебно-методические материалы. – 2010 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://soc-work.ru/article/645
  3. Репьев А. Г. Государственное обеспечение прав лиц без определенного места жительства и профилактика их делинквентного поведения (на материалах пензенской области) / А. Г. Репьев // Вестник Воронежского института МВД России. – 2012. - № 3;
  4. Рузова Л. А. Калинина Д. С. Проблема бездомности в системе отношений к ней в обществе / Л. А. Рузова // Вектор науки тольяттинского государственного университета. – 2013. № - 2 (24) с. 325;
  5. Юрасов И. А. Кошарный В. П. Социальный портрет лиц без определенного места жительства в пензенском регионе / И. А. Юрасов // Вектор науки тольяттинского государственного университета.- 2013. №2 (24) с.325;
  6. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.gks.ru/.

Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Медицинская помощь в экстренной форме и при состояниях, нуждающихся в проведении неотложных мероприятий, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи оказывается бригадами ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы и в профильных подразделениях медицинских организаций, независимо от гражданства, регистрации по месту жительства (пребывания) в Москве и на территории Российской Федерации, наличия документов, удостоверяющих личность.

Противотуберкулезная специализированная медицинская помощь по экстренным и неотложным показаниям лицам без определенного места жительства (БОМЖ) оказывается в Клинике № 2 ГБУЗ «МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ».

При необходимости стационарного лечения больные туберкулезом лица БОМЖ госпитализируются с учетом профиля коек в противотуберкулезные учреждения Департамента здравоохранения города Москвы.

Специализированная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения в стационарных условиях лицам без определенного места жительства, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют достоверные данные о месте их регистрации в городе Москве, оказывается за счет средств городского бюджета в психиатрическом стационаре, обслуживающем территорию, на которой выявлены показания для госпитализации (в том числе при переводе из многопрофильных стационаров города). При уточнении сведений о месте регистрации пациентов, поступивших на стационарное лечение, курс стационарного лечения завершается в медицинской организации, где он был начат, до выполнения всех требований в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 № 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» и ликвидации показаний к стационарному лечению.

Экстренная стационарная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения ВИЧ-инфицированным гражданам всех категорий, в том числе нуждающимся в проведении антирабической профилактики, осуществляется в ГБУЗ «ПКБ№ 4 им. П. Б. Ганнушкина ДЗМ».

Медицинская помощь по неотложным и экстренным показаниям ВИЧ-инфицированным оказывается в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы за счет средств городского бюджета независимо от гражданства и наличия у гражданина регистрации в городе Москве.

Для комиссионного рассмотрения возможности постановки на диспансерный учет в МГЦ СПИД и назначения, при необходимости, антиретровирусной терапии, ВИЧ-инфицированным пациентам следует представить в Департамент здравоохранения города Москвы копию паспорта, полиса обязательного медицинского страхования, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, а также документа, подтверждающего наличие регистрации в Москве.

Представление документов, подтверждающих место жительства в Москве, необходимо для включения граждан в региональный (московский) сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а именно - получения бесплатных лекарственных препаратов.

Согласно ст. 3 Устава города Москвы жителями города Москвы признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москвы. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства, (ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Сегодня мы будем говорить о том, какого рода помощь бездомным людям (лицам бомж) оказывается в Москве и городах Московской области, представим организации и волонтерские команды, которые этим занимаются.

Начнем со статистики. По оценкам Московского Департамента труда и соцзащиты в российской столице на 2015 год было около 11 тысяч бездомных. Официально. Прибавим тех, кого не посчитали, и получится численность небольшого провинциального городка. Много. Но говорят, что численность лиц бомж снижается. Будем верить статистике из Департамента.

Как организована бесплатная помощь бездомным, бомжам в Москве:

Городская программы "Социальный патруль".

Программа «Социальный патруль», которая была запущена несколько лет назад, нашла отклик в сердцах очень многих людей, не равнодушных к нуждающимся. Сотрудники соцзащиты на 30 машинах и 5 автобусах развозят по местам скопления бездомных еду, теплую одежду, оказывают медицинскую помощь. Уже открыто 2 центра социальной помощи и адаптации бездомных. Хорошее начинание.

Для тех, кто нуждается в помощи соцзащиты, оставляем ссылку на страницу сайта Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы , где можно найти информацию о порядке признания бездомных граждан нуждающимися в получении социального обслуживания.

Служба помощи бездомным людям «Милосердие».

Больше десяти лет работой с лиц БОМЖ ведет православная служба помощи «Милосердие». У этой команды 3 основные направления, в которых они двигаются:

- профилактическая работа на вокзалах города.

Оценка: 5 александр 2019-01-06 я бомж мне не где жить мать выгнала из дома администрация не дает жилье я инвалид 2 группы выход только один бомжевать в москве больше не где Оценка: 5 александр 2019-01-06 я инвалид 2 группы прописка сейчас не имеет значение я бомж с пропиской но без жилья мать выгоняет меня что делать я еду в москву бомжевать жд вокзал есть решение суда дело 2-8428/2016 отвечик администрация г оренбугра истец александр михайлюк тоесть я Оценка: 4 Гвоздев Валентин Александрович 2017-12-08 Ищу своего племянника Гвоздева Владимира Вениаминович, 1977 года рождения, уроженца Республики Марий Эл. Уехал на заработки в Москву в сентябре 2016 года и через 3 месяца перестал выходить на связь. Есть сведения, что он остался без документов и стал лицом без определенного места жительства. Его мать утверждает, что её сын находится или находился в вашем Центре. Посмотрите, пожалуйста, значится ли в списках посещений данный товарищ. Мать его уже хотела сама ехать к вам в Москву, но болеет. А я живу далеко, на Сахалине, и тоже нет возможности. С уважением В.А.Гвоздев. Оценка: 4 БомжАркадий 2014-04-26 Я - постоялец различных социальных гостиниц и эта на мой взгляд самая лучшая! Я попал туда случайно, меня туда привели сотрудники Полиции, когда я в изрядном подпитии вёл себя на улицах неадекватно. Меня там (как и везде) помыли. Мыли долго, но отмыли. Меня от удивления даже прошиб понос, но за мной убрали. Мне пытались восстановить документы, но не смогли, т.к. я не помню своей фамилии, а фотографировать меня на паспорт в таком виде они не решились. Пожил я там недельку и ушёл, в своей среде приятнее. Спасибо им, что помыли, я уже 2 недели ощущаю себя в необычной чистоте и свежести, хотя моя одежда совсем не чиста.

Просмотров