Доклад: Понятие и виды экономических споров. Подведомственность и подсудность

  • § 5. Принцип независимости судей хозяйственного суда
  • § 6. Принцип процессуальной экономии
  • § 7. Принципы равенства организаций и предпринимателей перед законом и судом, равноправия и добросовестности сторон
  • § 8. Принцип разъяснения процессуальных прав и процессуальных обязанностей
  • § 9. Принцип уважения достоинства личности
  • § 10. Принцип состязательности
  • § 11. Принцип языка судопроизводства в хозяйственном суде
  • § 12. Принцип гласности
  • § 13. Право на юридическую помощь
  • § 14. Принцип диспозитивности
  • § 15. Принципы непосредственности и непрерывности судебного разбирательства
  • § 16. Принцип верховенства права и приоритета норм международного права
  • § 17. Принцип применения норм иностранного права и (или) обычаев, используемых в международной торговле
  • § 18. Принцип обязательности судебных постановлений и судебных обращений
  • § 19. Принцип сочетания письменности и устности хозяйственного судопроизводства
  • § 20. Принцип доступности правосудия
  • § 21. Принцип судебного надзора
  • Тема 3 система и структура хозяйственных судов республики беларусь
  • § 2. Состав и полномочия Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • § 3. Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • § 4. Состав и компетенция судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • § 5. Научно-консультативный Совет при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь
  • § 6. Аппарат Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
  • § 7. Состав и компетенция хозяйственного суда области (г. Минска), специализированного хозяйственного суда
  • Тема 4 подведомственность и подсудность хозяйственных споров
  • § 1. Критерии разграничения дел между хозяйственными и общими судами
  • § 2. Подсудность хозяйственных споров
  • § 1. Критерии разграничения дел между хозяйственными и общими судами
  • § 2. Подсудность хозяйственных споров
  • Тема 5 процессуально-правовой статус лиц, участвующих в деле
  • § 2. Стороны в хозяйственном процессе
  • § 3. Замена ненадлежащего ответчика
  • § 4. Процессуальное правопреемство Рекомендуемая литература
  • § 5. Третьи лица в хозяйственном процессе Рекомендуемая литература
  • Тема 6 участие в хозяйственном процессе прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления и иных органов
  • § 1. Развитие взаимоотношений прокуратуры с арбитражными органами (хозяйственными судами)
  • § 2. Возбуждение прокурором дела в хозяйственном суде первой инстанции
  • § 3. Возбуждение прокурором апелляционного производства
  • § 4. Возбуждение прокурором кассационного производства
  • § 6. Участие в деле государственных органов, органов местного управления и самоуправления и иных органов
  • Тема 7 процессуально-правовой статус участников судопроизводства, незаинтересованных в исходе дела
  • § 1. Процессуальные права и обязанности участников хозяйственного судопроизводства, незаинтересованных в исходе дела
  • § 1 . Процессуальные права и обязанности участников хозяйственного судопроизводства, незаинтересованных в исходе дела
  • Тема 8 представительство в хозяйственном суде
  • § 1. Понятие и виды судебного представительства
  • § 2. Представители и их полномочия
  • § 1. Понятие и виды судебного представительства
  • § 2. Представители и их полномочия
  • Тема 9 доказательства и доказывание
  • § 2. Письменные и вещественные доказательства
  • § 3. Экспертиза в хозяйственном судопроизводстве. Заключение эксперта и специалиста
  • § 4. Показания свидетелей
  • § 5. Объяснения лиц, участвующих в деле. Аудио- и видеозапись. Заключения государственного органа, органа местного управления и самоуправления
  • § 6. Обеспечение доказательств
  • § 7. Доказывание в хозяйственном процессе
  • Тема 10 судебные расходы
  • § 1. Понятие и состав судебных расходов
  • § 2. Распределение судебных расходов
  • § 1. Понятие и состав судебных расходов
  • § 2. Распределение судебных расходов
  • Тема 11 процессуальные сроки в хозяйственном судопроизводстве
  • § 2. Приостановление и восстановление процессуальных сроков
  • § 3. Сроки, устанавливаемые для совершения процессуальных действий
  • Тема 12 предъявление иска и возбуждение дела в хозяйственном суде
  • § 2. Виды исков
  • § 3. Право на иск в хозяйственный суд
  • § 4. Требования, предъявляемые к форме содержанию искового заявления
  • § 5. Возбуждение производства по делу
  • § 6. Соединение и разъединение исковых требований.
  • § 7. Распоряжение исковыми средствами защиты права. Средства защиты от предъявленного искового требования
  • § 8. Обеспечение иска Рекомендуемая литература
  • Тема 13 примирительные процедуры в хозяйственном судопроизводстве
  • § 1. Посредничество
  • § 2. Мировое соглашение
  • § 1. Посредничество
  • § 2. Мировое соглашение
  • Тема 14 рассмотрение дела в суде первой инстанции
  • § 2. Подготовительное судебное заседание
  • § 3. Судебное разбирательство
  • § 4. Порядок в судебном заседании. Культура судебного процесса
  • § 5. Протокол судебного заседания
  • § 6. Принятие решения хозяйственного суда. Структура решения суда
  • § 7. Исправление недостатков решения суда
  • § 8. Определение суда. Частное определение
  • Тема 15 виды производств в хозяйственном процессе
  • § 2. Производство по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение Рекомендуемая литература
  • § 3. Производство по рассмотрению дел по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении Рекомендуемая литература
  • § 4. Производство по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) Рекомендуемая литература
  • § 6. Производство по рассмотрению экономических (хозяйственных) споров и иных дел с участием иностранных лиц Рекомендуемая литература
  • § 7. Производство о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений Рекомендуемая литература
  • Тема 16 производство по пересмотру судебных постановлений в апелляционном порядке
  • § 2. Понятие и признаки апелляции
  • § 3. Порядок рассмотрения дела хозяйственным судом апелляционной инстанции
  • § 4. Полномочия суда апелляционной инстанции
  • Тема 17 производство в хозяйственном суде кассационной инстанции
  • § 2. Подача кассационной жалобы (протеста)
  • § 3. Рассмотрение дела хозяйственным судом кассационной инстанции
  • § 4. Полномочия кассационной инстанции
  • Тема 18 производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора
  • § 2. Возбуждение производства в порядке надзора
  • § 3. Принятие и рассмотрение жалобы в порядке надзора
  • § 4. Постановление хозяйственного суда надзорной инстанции
  • Тема 19 пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений хозяйственных судов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 1. Возбуждение производства о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 2. Основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 1. Возбуждение производства о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 2. Основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам
  • Тема 20 исполнительное производство
  • § 1. Понятие и задача исполнительного производства. Основания для исполнения
  • § 2. Статус и полномочия Службы судебных исполнителей хозяйственных судов
  • § 1. Понятие и задача исполнительного производства. Основания для исполнения
  • § 2. Статус и полномочия Службы судебных исполнителей хозяйственных судов
  • § 2. Подсудность хозяйственных споров

    Любой хозяйственный суд обладает конкретной, присущей только ему компетенцией. Поэтому подсудность представляет со­бой дальнейшее развитие подведомственности, ее конкретизацию применительно к отношениям, складывающимся между органами правосудия. Нормы права о подсудности вытекают из норм, регла­ментирующих подведомственность, и вместе образуют органичес­ки связанное внутреннее единство. Институт подсудности позво­ляет распределить дела, подведомственные хозяйственному суду, между различными звеньями и другими элементами системы хо­зяйственных судов.

    Итак, подсудность - это относимость дела, подведомственного хозяйственному суду, к ведению хозяйственного суда первой инстан­ции (или пространственная компетенция однородных судов).

    В зависимости от положенного в основу дифференциации дел признака выделяют подсудность родовую и территориальную (см. рисунок 4.4).

    Рисунок 4.4

    Правила родовой подсудности хозяйственных споров подробно рассмотрены в параграфах 4 и 7 темы 3 данного учебного пособия.

    Территориальная подсудность позволяет разграничить пред­метную компетенцию хозяйственных судов одного уровня в зави­симости от места рассмотрения спора.

    Общее правило подсудности состоит в следующем: иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или мес­ту жительства ответчика.

    Альтернативная подсудность. Подсудность по выбору ист­ца (или альтернативная подсудность) означает, что истцу предос­тавлена возможность выбора суда, в который им будет предъявлен иск (подано заявление). То есть истец (заявитель) может выбирать между хозяйственным судом по месту нахождения ответчика (об­щее правило) и другим хозяйственным судом. В частности, по пра­вилам альтернативной подсудности предъявляются иски:

    1) к ответчикам, находящимся на территории разных облас­тей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, предъявляются по выбору истца в хозяйственный суд по месту на­хождения либо месту жительства одного из ответчиков;

    2) к ответчику, место нахождения или место жительства кото­рого неизвестны, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известно­му месту нахождения или месту жительства в Республике Беларусь;

    3) к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществу юри­дического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также в хозяйственный суд по месту причинения вреда;

    4) к ответчику, который является индивидуальным предприни­мателем Республики Беларусь и находится на территории другого государства, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства истца в Республике Беларусь либо по месту нахождения имущества ответчика в Республике Беларусь;

    5) к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту испол­нения договора;

    6) к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.

    Правила исключительной подсудности. Исключительная подсудность - это особая установленная в порядке исключения из общего правила подсудность, допускающая рассмотрение опреде­ленных категорий дел в судах, точно указанных в законе. Правила исключительной подсудности могут быть сведены к следующему: во-первых, право предъявления иска может быть реализовано толь­ко в строго определенном по территории суде, указанном в законе. Исключительная подсудность, имеющая обязательный характер, исключает возможность соглашения о месте рассмотрения дела. Во-вторых, эта подсудность исключает возможность выбора суда и рассмотрения определенного дела в ином суде, точно и безогово­рочно устанавливая, в каком суде должно быть разрешено дело.

    Правила исключительной подсудности действуют лишь в от­ношении определенных категорий дел и сформулированы в ст. 51 ХПК в редакции Закона от 8 июля 2008 г. следующим образом.

      Иски о признании права собственности на недвижимое иму­щество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребо­вании имущества из чужого незаконного владения либо об устра­нении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в хозяйствен­ный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

      Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутрен­него плавания предъявляются в хозяйственный суд по месту их государственной регистрации.

      Иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе если перевозчик явля­ется одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения перевозчика.

      Иски (заявления) к государственным органам, органам мес­тного управления и самоуправления, вытекающие из администра­тивных правоотношений, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения истца (заявителя).

      Заявления об установлении фактов, имеющих юридичес­кое значение (юридических фактов), подаются в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исклю­чением заявлений об установлении фактов, имеющих юридичес­кое значение для возникновения, изменения или прекращения пра­ва на недвижимое имущество, которые подаются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

      Заявления о признании должника экономически несостоя­тельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по месту на­хождения должника.

      Заявления о признании недействительным постановления о признании незаконными действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, подаются в хозяйствен­ный суд, при котором состоит этот судебный исполнитель.

      Ходатайства об отмене решения международного арбитраж­ного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, заявляются (подаются) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

      Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения пода­ются стороной, в пользу которой состоялось решение, в хозяйствен­ный суд по месту нахождения или месту жительства должника, а если место нахождения или место жительства должника неизвест­ны - в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества.

      Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совер­шении подаются в хозяйственный суд по месту нахождения нота­риальной конторы, частного нотариуса или должностного лица, которому законодательством предоставлено право совершать но­тариальные действия.

      Заявления по спорам между юридическими лицами Рес­публики Беларусь, осуществляющими деятельность или имеющи­ми имущество на территории иностранного государства, подаются в хозяйственный суд по месту государственной регистрации на территории Республики Беларусь юридического лица, являющего­ся ответчиком.

    Подсудность по связи дел. В качестве особого вида террито­риальной подсудности ХПК выделяет подсудность по связи дел. Подсудностью нескольких связанных между собой дел называется подсудность, по правилам которой иск подлежит рассмотрению в суде, где рассматривается связанное с ним дело. Основанием для применения правил данного вида подсудности является наличие такой связи дел, которая позволяет объединить их для совместного рассмотрения.

    Необходимость совместного рассмотрения дел в одном про­изводстве диктуется интересами наиболее полного рассмотрения споров во всем комплексе сложившихся правовых связей, потреб­ностью исключения возможности вынесения противоречивых ре­шений по одним и тем же вопросам при раздельном рассмотрении дел, оперативности защиты прав и интересов.

    Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявля­ется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.

    Договорная подсудность. Подсудность, установленная соглаше­нием сторон по конкретному делу, именуется договорной (доброволь­ной). Договорная подсудность - вид территориальной подсудности. Такое изменение подсудности возможно в допустимых законом пре­делах. Эти пределы следует учитывать в двух отношениях. Во-пер­вых, в силу соглашения сторон допустима подсудность для любых категорий дел, в отношении которых суды обладают компетенцией по их разрешению, за исключением тех случаев, когда для той или иной категории дел установлена исключительная подсудность. Во-вторых, в порядке соглашения нельзя изменить или отменить родовую под­судность. Соглашения сторон об изменении родовой подсудности яв­ляются недействительными. Соглашение о подсудности называется пророгацией или пророгационным договором.

    По общему правилу подсудность, установленная правилами под­судности или подсудности по выбору истца, может быть изменена по соглашению сторон, что нашло закрепление в ст. 52 ХПК в редакции от 8 июля 2008 г. Выбор сторонами, находящимися на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, хозяйственного суда, в котором предполагается рассмотре­ние спора между ними, ограничивается выбором между хозяйствен­ным судом по месту нахождения ответчика (его филиала) и хозяй­ственным судом по месту нахождения истца (его филиала).

    Однако из данного принципа в 2005 г. было сделано исключе­ние, вызванное тем, что количество дел, приходящихся к рассмотре­нию на одного судью хозяйственного суда г. Минска, значительно превышало количество дел, рассматриваемых судьями хозяйствен­ных судов областей. Одной из причин существенного увеличения количества рассматриваемых дел хозяйственным судом г. Минска явилось поступление исков на основании договорной подсуднос­ти, то есть исков, ответчики по которым находятся на территории других областей и которые согласно правилам общей подсудности подлежали рассмотрению хозяйственными судами этих областей.

    Поэтому постановлением Президиума Высшего Хозяйствен­ного Суда Республики Беларусь «Об урегулировании нагрузки меж­ду хозяйственными судами областей и г. Минска» от 4 марта 2005 г. был определен временный порядок распределения поступающих в хозяйственный суд г. Минска исковых заявлений договорной под­судности между хозяйственными судами областей.

    Так, поступавшие в хозяйственный суд г. Минска исковые заявления субъектов хозяйствования - резидентов Республики Бе­ларусь к ответчикам, также резидентам Республики Беларусь, ко­торые не находились на территории г. Минска, направлялись этим судом в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь для передачи на рассмотрение в хозяйственные суды областей с уче­том общих правил подсудности и существующей нагрузки. О пе­редаче искового заявления на рассмотрение в хозяйственный суд области Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь вы­носил определение.

    Со вступлением в силу изменений, внесенных в ХПК 8 июля 2008 г. Законом № 395-З, снято ограничение в отношении при­менения института «договорной подсудности». В пророгацион-ном соглашении вновь можно указывать один из семи хозяй­ственных судов первого звена вне зависимости от того, относятся ли стороны по принципу места своего нахождения к юрисдик­ции данного суда.

    Хозяйственное процессуальное законодательство регулирует также вопросы, связанные с передачей дел из одного суда в другой.

    Так, в соответствии со ст. 53 ХПК дело, принятое хозяйствен­ным судом к своему производству с соблюдением правил подсуд­ности, должно быть им рассмотрено по существу, хотя бы в даль­нейшем оно стало подсудным другому хозяйственному суду.

    Хозяйственный суд передает дело на рассмотрение другого хозяйственного суда в следующих случаях:

      при рассмотрении дела в данном хозяйственном суде выяви­лось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

      после отвода одного или нескольких судей их замена в дан­ном хозяйственном суде становится невозможной;

      ответчик, место нахождения или жительства которого было неизвестно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в хозяйствен­ный суд по месту его нахождения или месту жительства;

      обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела хо­зяйственным судом по месту нахождения большинства доказа­тельств;

      одной из сторон в споре является тот же хозяйственный суд;

      невозможно рассмотреть дело в данном хозяйственном суде по другим объективным причинам.

    О передаче дела на рассмотрение другого хозяйственного суда выносится определение, которое направляется лицам, участвую­щим в деле, в срок, не превышающий пяти дней со дня его вынесе­ния. Разногласия по подсудности споров между хозяйственными судами разрешаются Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.

    Как, в частности, и гражданский, предполагает установление подведомственности и подсудности различных споров. Только при условии корректного решения данной задачи дело может быть рассмотрено судебным учреждением по существу. В чем заключаются основные критерии определения подведомственности и подсудности конкретно в арбитражах? В каких случаях на их установление может повлиять позиция сторон спора?

    В чем заключается специфика подведомственности арбитражей?

    Подведомственность, подсудность арбитражного суда регулируются положениями АПК РФ. Первый термин обозначает разграничение установленных законодательством компетенций между КС РФ, арбитражами, а также учреждениями общей юрисдикции. То есть тот или иной суд вправе рассматривать только те дела, которые подведомственны ему исходя из действующих норм права. Что касается арбитражей, их компетенция ограничивается главным образом рассмотрением хозяйственных споров между предприятиями.

    Таким образом, основной критерий подведомственности тех или иных дел арбитражу — характер правоотношений. В данном случае речь идет об экономических спорах. Есть еще один важный критерий подведомственности арбитражей — субъектный состав правоотношений. Рассмотрим его специфику подробнее.

    Субъектный состав правоотношений как критерий подведомственности: нюансы

    В соответствии с положениями АПК РФ, арбитражи рассматривают хозяйственные споры, в которых могут участвовать следующие субъекты:

    Юридические лица, индивидуальные предприниматели;

    В предусмотренных законом случаях — физлица, не зарегистрированные как ИП;

    Органы власти, а также учреждения, не обладающие статусом юрлица.

    С учетом характера правоотношений, а также рассматриваемого критерия арбитражи, таким образом, могут разрешать экономические споры в сфере:

    Гражданских правоотношений;

    Административных правоотношений.

    Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам могут попадать, таким образом, под юрисдикцию административного права. В данной сфере правоотношений арбитражи вправе рассматривать дела, которые связаны:

    С оспариванием нормативных актов, которые нарушают права и интересы хозяйствующего субъекта;

    Оспариванием ненормативных актов органов власти;

    Административными правонарушениями, в случае если их рассмотрение находится в компетенции арбитражного учреждения.

    Есть ряд нюансов, характеризующих подведомственность дел в соответствующих правоотношениях.

    Подведомственность дел в арбитражах: нюансы

    Так, на практике значительная часть споров, которые находятся в подведомственности соответствующих учреждений (их подсудность арбитражного суда также касается), связана с оспариванием решений и постановлений различных контролирующих органов власти. При этом оспариваться также могут правовые акты, изданные конкретными должностными лицами. В числе иных споров, разрешение которых находится в компетенции арбитражей:

    Иски о банкротстве;

    Споры об учреждении, реорганизации, а также ликвидации фирм;

    Споры о регистрации предприятий;

    Споры между владельцами ценных бумаг и хозяйственными обществами;

    Дела, связанные с защитой предприятием своей деловой репутации.

    Безусловно, в соответствии с законодательством РФ могут возникать иные условия подведомственности дел (виды подсудности) арбитражным судам. В некоторых случаях рассматриваемые учреждения вправе разрешать также Но в этом случае учитываются:

    Характер и сущность предмета разногласий сторон правоотношений;

    Особенности осуществления предприятием экономической деятельности;

    Основания для возникновения правоотношения между сторонами спора;

    Особенности организационно-правовой формы предприятия.

    Весьма распространено обращение хозяйствующих субъектов в арбитражи при разрешении споров, связанных с неисполнением контрагентами фирм договорных обязательств.

    Таким образом, основная сфера компетенции арбитражей — рассмотрение:

    Гражданских споров — в рамках правоотношений, которые регулируются прежде всего нормами ГК РФ;

    Дел, имеющих отношение к коммерческой или иной хозяйственной деятельности (по спорам, возникающим при выполнении сторонами условий контрактов, осуществлении поставок, перечислении компенсации за те или иные товары и услуги).

    Сторонами споров, находящимися в подведомственности арбитражей, чаще всего становятся граждане, зарегистрированные как ИП, владельцы бизнесов, хозяйственные общества. В ряде случаев сторонами споров могут становиться государственные и муниципальные органы власти. При участии арбитражей возможно разрешение споров и в области административных правоотношений, если таковые имеют преимущественно экономический характер.

    Подведомственность — это важнейшее условие рассмотрения того или иного дела арбитражным судом. Только в тех случаях, когда судебный спор имеет определенные характеристики, он рассматривается арбитражным учреждением.

    В первую очередь во внимание принимается характер правоотношения, в данном случае он должен быть экономическим. Если это не так, то дело может быть отнесено к компетенции

    Значение имеет также и правовой статус сторон спора. Если они не являются коммерческими организациями, то дело также может быть подведомственным суду общей юрисдикции. Безусловно, законодательство России может устанавливать исключения из указанных правил.

    Наряду с подведомственностью значимую роль в разрешении экономических споров играет подсудность арбитражного суда. Рассмотрим ее специфику подробнее.

    В чем заключается специфика подсудности в арбитражном процессе

    Подсудность арбитражного суда — это порядок отнесения конкретного дела к компетенции определенного учреждения, исходя из различных его характеристик. Подсудность в арбитражном процессе классифицируется на 2 основные разновидности:

    Родовую;

    Территориальную.

    Рассмотрим, что они представляют собой.

    Родовая подсудность

    Родовая подсудность дел арбитражным судам предполагает разграничение компетенций по рассмотрению тех или иных дел между учреждениями, находящимися на различных уровнях судебной системы.

    Так, в соответствии с нормами АПК РФ споры на уровне первой инстанции рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ. Подобным образом определяется, к примеру, подсудность Арбитражного Санкт-Петербурга. В свою очередь, значительный объем дел находится в компетенции ВС РФ (в 2014 году в его компетенцию перешли дела ВАС РФ в результате судебной реформы), а именно:

    Вопросы об оспаривании нормативных актов, подписанных президентом России, изданных правительством, федеральными ведомствами, если соответствующие НПА затрагивают права и интересы хозяйствующего субъекта;

    Вопросы об оспаривании ненормативных правовых актов, изданных органами власти, экономические споры между федеральными и региональными органами власти, между субъектами РФ.

    Рассмотрим теперь, что представляет собой территориальная подсудность арбитражных судов.

    Территориальная подсудность

    Данный термин соответствует совокупности арбитражно-процессуальных норм, устанавливающих критерии разграничения компетенции тех или иных учреждений, которые находятся на одном уровне судебной системы. То есть определяется подсудность дел арбитражным судам конкретных субъектов РФ. Все они имеют одинаковый правовой статус. Подсудность арбитражного суда Москвы определяется исходя из тех же критериев, на основании которых аналогичные компетенции устанавливаются в отношении учреждений, которые осуществляют деятельность в любом другом регионе РФ.

    Виды территориальной подсудности

    В соответствии с АПК РФ территориальная подсудность классифицируется на несколько разновидностей:

    Альтернативную;

    Договорную;

    Исключительную.

    Изучим особенности каждой из них подробнее.

    Общая территориальная подсудность

    Нормы, определяющие рассматриваемый вид территориальной подсудности, предполагают направление арбитражных исков по месту регистрации или проживания ответчика. Либо в соответствии с учредительными документами юридического лица, если оно выступает стороной спора. В свою очередь, подсудность дел арбитражным судам в случае, если одним из субъектов правоотношений является гражданин, может определяться исходя из основного места проживания ответчика.

    Альтернативная подсудность

    Нормы права, определяющие соответствующий вид территориальной подсудности, предполагают возможность выбора конкретного учреждения, рассматривающего спор, непосредственно истцом. Например, если он точно не знает место регистрации или проживания, то иск может быть направлен по месту расположения принадлежащего ему имущества.

    Если в деле несколько ответчиков, то заявление в этом случае направляется в арбитраж по месту регистрации или проживания любого из них. В случае если ответчик находится за границей, альтернативная территориальная подсудность арбитражных судов предполагает направление иска в учреждение по месту нахождения имущества стороны спора.

    В случае если предмет разногласий — исполнение договора, то заявление может быть передано в арбитраж по месту реализации контракта. Если сторона спора — филиал организации, который расположен вне места регистрации юридического лица, то иск может быть подан в суд, отвечающий за рассмотрение дел на соответствующей территории.

    Договорная подсудность

    Договорная подсудность арбитражного суда предполагает возможность изменения критериев, определенных для территориальной или же альтернативной подсудностей в соответствии с соглашением сторон спора. Важно, чтобы данная договоренность была достигнута до того, как арбитраж примет иск к производству.

    Исключительная подсудность

    Еще одна разновидность территориальной подсудности — исключительная. Она предполагает рассмотрение дела определенной арбитражной инстанцией.

    Например, если предмет спора — недвижимость, то истец направляет заявление в суд по месту регистрации здания. (подсудности) в случае, если предмет заявления — объекты в виде судов, воздушных транспортных средств, космических объектов, осуществляется исходя из места государственной регистрации соответствующих объектов.

    Если предмет иска — разногласия по договору перевозки, то он направляется в арбитраж по месту регистрации перевозчика. Если обращение в суд осуществляется по вопросам банкротства, то заявление должно быть направлено в суд по месту регистрации должника. Если речь идет об установлении значимых фактов, то подсудность споров арбитражному суду в данном случае определяется исходя из места регистрации или жительства заявителя либо, если предмет спора — имущество, по месту нахождения здания.

    Если обращение в арбитраж осуществляется в целях оспаривания действий службы судебных приставов, то заявление подается в учреждение по месту нахождения представителя данного ведомства, который вынес спорные решения либо осуществил неправомерные, по мнению истца, действия.

    В случае если стороны спора — российские фирмы, которые ведут бизнес за рубежом, правила подсудности в арбитражном суде предполагают подачу иска в арбитраж по месту регистрации в России.

    Если речь идет об оспаривании решения, вынесенного третейским судом, а также выдаче исполнительного листа по соответствующему делу, иск подается в арбитраж в регионе, на территории которого был рассмотрен спор.

    Если речь идет о подаче заявления об исполнении решения зарубежных судов, соответствующий документ направляется по месту регистрации или жительства должника или же по месту расположения его имущества.

    Итак, мы рассмотрели основные виды подсудности дел арбитражным судам. Рассмотрим теперь ряд нюансов, характеризующий работу арбитражных учреждений при решении задач, находящихся в их компетенции. Так, полезно будет изучить, каким образом определяется подсудность при связанных делах.

    Подсудность при связанных делах

    Ситуация, при которой появляется необходимость в решении соответствующей задачи, возможна, если, например, в рамках спора подается встречный иск. Вне зависимости от того, насколько очевидна его подсудность, рассматриваться он должен в том же арбитраже, что и первоначальное заявление. В случае если иск подает третье лицо, в соответствии с положениями АПК РФ он должн быть направлен именно в тот суд, который рассматривает конкретный спор.

    Подсудность при передаче дел

    Еще один примечательный аспект арбитражного процесса — передача дела по подсудности. Арбитражный суд, рассматривая тот или иной спор, может, таким образом, направить его в другое учреждение в предусмотренных законом случаях. Любое дело, которое принято арбитражем к производству, должно изучаться по существу, даже с учетом возможности его передачи другому суду. Передача спора от одного арбитража другому, который находится с ним на одном уровне, осуществляется, если:

    Сторона, являющаяся ответчиком, заявит ходатайство о передаче спора в арбитраж по месту жительства или регистрации, если они не были известны заранее;

    Обе стороны спора направили в арбитраж ходатайство о рассмотрении возникшего спора по месту нахождения основных доказательств;

    Выяснилось, что арбитраж принял дело к производству с нарушениями правил, определяющих подсудность арбитражных судов РФ;

    Одна из сторон в рамках спора — арбитраж, который должен рассматривать дело по умолчанию, исходя из критериев установления его подсудности;

    Осуществлен отвод судей либо есть иные причины, которые обусловливают отсутствие возможности для формирования состава арбитража в целях рассмотрения конкретного спора.

    В случае если осуществляется передача тех или иных дел из одного арбитража в другой, судом выносится соответствующее определение. По закону недопустимо возникновение споров между соответствующими учреждениями о подсудности дел.

    Резюме

    Итак, мы изучили сущность подведомственности и подсудности в арбитражном процессе. Первый термин соответствует совокупности тех критериев, которые устанавливают, что то или иное дело должно рассматриваться именно в рамках арбитражного процесса. Основные споры, разрешение которых находится в компетенции арбитражей, — хозяйственные.

    В общем случае сторонами дела в арбитражном процессе становятся коммерческие предприятия. Но в предусмотренных законом случаях таковыми могут быть граждане, органы власти. В случае если подведомственность спора установлена, необходимо определить его подсудность. Данные понятия, следовательно, во многих случаях рассматриваются в одном контексте. Необходимо, таким образом, определив подведомственность, впоследствии установить критерии отнесения дела к компетенции конкретного арбитражного учреждения.

    Основные виды подсудности дел арбитражным судам — родовая и территориальная (которая, в свою очередь, может быть классифицирована еще на несколько дополнительных категорий). В первом случае распределение компетенций арбитражей осуществляется с учетом того, что суды могут осуществлять деятельность на 2 уровнях — региональном и федеральном. Для того или иного спора может быть установлена, к примеру, подсудность Московского арбитражного суда или другого, который осуществляет деятельность как арбитражное учреждение субъекта РФ. В свою очередь, определенные категории споров могут рассматриваться только Верховным судом.

    Территориальная подсудность может устанавливаться с учетом большого количества критериев, таких как, например, наличие договоренности между сторонами, действие конкретных норм права, которые обязывают участников арбитражного процесса определять подсудность исходя из конкретных критериев. Возможна передача дела из одного арбитражного учреждения в другое в предусмотренных законом случаях.

    Существуют нюансы, характеризующие определение подсудности в рамках споров, по которым появляются встречные иски или же заявления от третьих лиц. Вопросы подсудности не должны предполагать возникновения споров между разными арбитражами касательно рассмотрения тех или иных дел. Основной источник права, на который суды обязаны ориентироваться при согласовании подобных коммуникаций, — АПК РФ. Данный кодекс также регулирует и вопросы подведомственности тех или иных дел арбитражным судам.

    Отличие подсудности от подведомственности состоит в том, что если вторая отграничивает компетенцию в сфере разрешения споров хозяйственных судов от дру­гих государственных органов, то подсудность проводит грань между разными хозяйственными судами.

    До принятия Закона от 21 июня 2001 г. 2539-111 подсудность арбитражных судов делилась на два вида:

    1) родовую;

    2) территориальную.

    Родовая разграничивала подсудность между Высшим арбитражным судом и всеми нижестоящими арбитраж­ными судами. В основе ее лежал предмет спора и уча­ствующие в нем субъекты. Это было разграничение под­судности, так сказать, по вертикали.

    К ведению Высшего арбитражного суда относились споры:

    1) когда одной из сторон являлся высший или цент­ральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, или Совет Министров ее, областные, Киевская, Севастопольская государственные администрации;

    2) если материалы дела содержали государственную тайну;

    3) дела, прямо отнесенные к его подсудности законами Украины, международными договорами.

    Отдельно оговаривалось, что Высший арбитражный суд вправе принять к своему производству любое дело из любого нижестоящего арбитражного суда.


    Закон от 21 июня 2001 г. № 2539-111 внес серьезные изменения в ранее существующее положение о подсуд­ности в системе хозяйственных судов.

    Ст. 13 ХПК буквально сформулирована следующим образом: «Местные хозяйственные суды рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные хозяй­ственным судам».

    Ст. 14 исключена из кодекса. А ст. 16 ХПК дополне­на частью.третьей: «Дела по спорам, в котором ответ­чиком является высший или центральный орган ис­полнительной власти, Национальный банк Украины, Счетная палата, Верховная Рада Автономной Республи­ки Крым, областные, Киевская, Севастопольская мест­ные Советы или областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, а также дела, материалы которых содержат государственную тайну, рассматриваются хозяйственным судом г. Киева».

    Таким образом, из компетенции Высшего хозяйствен­ного суда исключена функция по рассмотрению споров по первой инстанции, в том числе тех, которые предус­матривались п.З ранее действовавшей ст. 14 АПК.

    По той же причине Высший хозяйственный суд не вправе теперь принимать к своему производству дела из местных хозяйственных судов. И это правильно, так как в случае рассмотрения дела Высшим хозяйственным су­дом по первой инстанции, стороны лишались бы права обжаловать его решения в апелляционном порядке. По существу и в кассационном порядке - тоже, так как, хотя предусматривается кассационное обжалование ре­шений Высшего хозяйственного суда в Верховный Суд, но, во-первых, имеются в виду постановления Высшего хо­зяйственного суда, вынесенные при рассмотрении дела в кассационном порядке (а не решения), во-вторых, основа­ниями такого обращения в Верховный Суд могут быть только строго ограниченные обстоятельства, указанные в Законе,"в-третьих, для возбуждения производства в Вер­ховном Суде необходимо согласие пяти судей этого суда.


    Следовательно, впредь Высший хозяйственный суд при всех обстоятельствах не вправе рассматривать хозяй­ственные споры по первой инстанции.

    Закон «О судоустройстве Украины» не предусматри­вает и рассмотрения дел по первой инстанции апелля­ционными судами. Хотя в ст. 26 Закона о судоустрой-

    стве говорится, что апелляционные суды могут рассмат­ривать дела по первой инстанции, но только по админи­стративным, уголовным и гражданским спорам, а по хо­зяйственным это не допускается. И это не случайно, поскольку, как отмечено выше, ст. 13 ХПК в новой ре­дакции все споры по первой инстанции отнесла к веде­нию местных хозяйственных судов.

    Таким образом, упомянутые Законы от 21 июня 2001 г. и Закон о судоустройстве четко разграничили компе­тенцию всех трех ступеней системы хозяйственных су­дов по рассмотрению споров, отказавшись тем самым от йонятия родовой подсудности применительно к хо­зяйственным судам.

    Территориальная подсудность в отличие от родовой разграничивает компетенцию судов по разрешению спо­ров не по вертикали, а по горизонтали, т.е. между много­численными однородными местными хозяйственными су­дами.

    Территориальная подсудность зависит от трех пока­зателей:

    2) местонахождение сторон;

    3) специфики спора.

    По всем видам договорных дел, т.е. по спорам, возни­кающих при заключении, изменении, расторжении, признании недействительными договоров, они рассматриваются по месту нахождения стороны, обязанной по договору осуществить в пользу другой стороны определенные действия, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.п. (ст. 15 ХПК).
    Представляется, такая формулировка является не точной, двусмысленной, поскольку при передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг у другой стороны также есть обязанность - уплата денег. Поэтому возни­кает вопрос, где же должен рассматриваться спор: по месту нахождения стороны, должной выполнить основную обязанность по договору, или той, которая обязана уплатить деньги? Чтобы избежать эту неопределенность,
    в новом ХПК в соответствующей норме следует исклю­чить слова «уплатить деньги», а слова « как то: пере­дать имущество, выполнить работу, оказать услуги» за­менить словами «... являющиеся главный предметом обязательства данного договора». Ясно, что таким предметом по договору поставки является передача имуще­ства, по подряду - выполнение работ и т.д., а не уплата денег, которая хотя и является важным условием обя­зательства, но не главным, а вытекающим из него.

    Следует отметить, что в проекте нового ХПК особый критерий подсудности договорных споров исключен. Пре­дусматривается рассматривать их по общему правилу тер­риториальной подсудности, т.е. по месту нахождения от­ветчика (ст. 47 проекта). И это, очевидно, правильно, по­скольку исключит споры о том, что «главнее»: выполнение договора в натуре или уплата за товар, услуги денег.

    Имущественные споры должны рассматриваться су­дом по месту нахождения ответчика. Если их несколько, то по месту нахождения одного из них по выбору истца. Если в споре по уполномочию юридического лица уча­ствует его обособленное подразделение (отделение, фили­ал и др.), то независимо от того, что последнее не является юридическим лицом и выступает не от своего имени, все равно /как договорные, так и имущественные споры рас­сматриваются с учетом местонахождения этого подраз­деления.

    Дела о признании недействительными актов соот­ветствующих органов рассматриваются судом по месту нахождения этих органов.

    Дела о банкротстве рассматриваются по месту нахож­дения должника.

    Из этого общего правила территориальной подсудно­сти существует несколько исключений по отдельным категориям споров.

    Во-первых, как отмечалось выше, все споры, которые ранее были подсудны Высшему арбитражному суду, те­перь будут разрешаться хозяйственным судом г. Кие­ва. При рассмотрении остальных споров этим судом действуют правила общей территориальной подсуднос­ти.

    Во-вторых, дела по спорам, возникающие из договора перевозки, в которых одним из ответчиков является орган транспорта, рассматривается судом по месту нахожде­ния этого органа.

    Такое льготное положение транспортных организаций следует объяснить значительным количеством претен­зий и исков, предъявляемых к ним клиентурой. И если бы здесь действовали общие правила территориальной подсудности, то транспортные организации не смогли

    бы обеспечить свое участие в заседаниях всех хозяй­ственных судов, в которых рассматривались бы дела по искам к ним.

    В-третьих, споры о праве собственности на имуще­ство или об истребовании имущества из чужого неза­конного владения или об устранении препятствий в пользовании имуществом рассматриваются судом по месту нахождения имущества (ст. 16 ХПК). Это объяс­няется тем, что по этим делам, как правило, возникает необходимость осмотра на месте спорного имущества.

    В ст. 17 ХПК внесены изменения упомянутым Зако­ном от 21 июня 2001 г. № 2539-111. Теперь она звучит так: «Если дело не подсудно данному хозяйственному" суду, материалы дела передаютсяпо установленной под­судности не позднее пяти дней со дня поступления иско­вого заявления или вынесения определения о передаче дела. Дело, принятое судом к своему производству с со­блюдением правил подсудности, должно быть им рас­смотрено по существу и в том случае, когда в процессе рассмотрения дела оно стало подсудно другому суду».

    Более четкая формулировка этой нормы по сравне­нию- с ранее действовавшей направлена на предотвраще­ние споров между хозяйственными судами о подсуднос­ти некоторых дел.

    По указанию Председателя Высшего хозяйственного суда или его заместителя дело из одного местного хо­зяйственного суда может быть передано в другой лишь в том случае, если в результате отвода судей невозмож­но рассмотреть его в данном суде. Ранее существовав­шая такая возможность по просьбе сторон в новой ре­дакции ст. 17 ХПК исключена. Это предотвратит не­правомерные домогательства недобросовестных сторон, которые порой добивались рассмотрения дела в «жела­тельном» для них суде.

    Подведомственность - это разграничение компетенции между Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. При определении подведомственности спора АС, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами. Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

    АС разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием: 1)организаций, являющихся юрид.лицами; 2)граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрид. лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя; 3)в случаях предусмотренных АПК РФ и иными ФЗ, с участием РФ, субъектов РФ, муницип. образований, гос. органов, органов МСУ, иных органов, должн. лиц, образований, не имеющих статуса юрид. лица, и граждан, не имеющих статуса индивид. Предпринимателя (ст.27 АПК). Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

    1.экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений (пр. споры о разногласии по дог-ру, заключение кот. предусмотрено з-ном; о признании права собственности; о неисполнении или ненадлежащего исполнения обязательств; о возмещении убытков). 2.экономич. споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.), (пр. касаются оспаривания нормат. прав-х актов, дела об администр. правонарушениях, отнесенных к ведению арбитраж. суда).

    В АС подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юр. лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от гос. регистрации юр. лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключ. трудовых споров), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных ФЗ. Если будет установлено, что дело не полежит рассмотрению в АС, то про-во по нему прекращается (имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства; истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом; организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована ст.150АПК).

    Дела по спорам некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др. не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

    Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности: 1.Родовая подсудность разграничивает дела между АС различного уровня. По общему правилу, подведомственные АС, рассматриваются в I инстанции АС субъектов РФ, за искл. дел, отнесенных к подсудности Высшего АС РФ(эконом. споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ, дела об оспаривании нормат./ненорматив. прав. актов Президента РФ). 2.Территориальная подсудность разграничивает компетенцию АС одного уровня в зависимости от места рассмотрения дела.Виды:

    Общая - в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в АС субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Альтернативная подсудность - правила подсудности по выбору истца, установлены в законе.(н-р: Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков) Договорная подсудность - по правилам договорной подсудности: общая территориальная и альтернативная подсудность м.б. изменены по соглашению сторон до принятия АС заявления к своему производству. Исключительная подсудность - дело должно быть рассмотрено строго определенным АС (н-:. Иски о правах на морские/воздушные суда в АС по месту их гос. регистрации).

    Если нарушитель добровольно не удовлетворяет претензии пострадавшего, они могут быть реализованы в принудительном порядке через специальные государственные органы, уполномоченные разрешать юридические споры.

    По общему правилу, принудительная защита гражданских прав и охраняемых законом интересов производится судом. В отдельных случаях возможна защита в административном порядке, когда спор рассматриваются специальные государственные органы (налоговые, таможенные, органы внутренних дел, прокуратура и т.д.).

    Судебная система РФ состоит из:

    Конституционного Суда РФ;

    Системы федеральных судов общей юрисдикции во главе с Верховным

    Судом РФ;

    Мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов РФ;

    Системы федеральных арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ;

    Конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

    В систему федеральныхарбитражных судов входят:

    - федеральныеарбитражные суды субъектов РФ (например, арбитражный суд Новгородской области);

    Апелляционные арбитражные суды, существующие в каждом федеральном округе (а федеральных округов всего 10) в количестве, необходимом для нужд данного федерального округа. Правда, пока эти суды только недавно созданы и отнюдь не в необходимом количестве. В Северо-Западном федеральном округе пока создан только один апелляционный арбитражный суд – в г. Вологде. Планируется в дальнейшем количество апелляционных арбитражных судов довести до 30;

    - арбитражные суды федеральных округов РФ, которых всего 10. (например, федеральный арбитражный суд Северо-Западного Федерального округа, находящийся в г. Санкт-Петербурге);

    - Высший Арбитражный Суд РФ, которому подчиняются все остальные арбитражные суды.

    Подведомственность – это предметная компетенция, т.е. круг дел, которые суды уполномочены рассматривать и разрешать (под какое именно «ведомство подпадает» конкретное дело). Так, судам общей юрисдикции подведомственны все дела об административных правонарушениях, уголовные дела и ряд гражданских дел, кроме экономических споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственных арбитражным судам. Арбитражные суды называются судами специальной юрисдикции, т.к. они рассматривают только упомянутые выше споры.Так, арбитражные суды субъектов РФ рассматривают, как уже говорилось, экономические споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие между:

    Юридическими лицами;

    Гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя;

    Юридическими лицами с одной стороны и индивидуальными предпринимателями – с другой.

    Если одной из сторон спора будет субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, а другой – обычный гражданин, чьи права нарушены в результате предпринимательской деятельности, то такой спор подсуден суду общей юрисдикции. Те же граждане - индивидуальные предприниматели могут нарушить личные субъективные права друг друга, а не только в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Предположим, один из них одолжил денег другому на покупку личной автомашины. Этот спор никак не касается их предпринимательской деятельности и потому будет рассматриваться судом общей юрисдикции.


    Подсудность – это разграничение подведомственных судам споров между отдельными судами того или иного уровня одной судебной системы (например, системы арбитражных судов). Так, арбитражные суды субъектов РФ рассматривают и разрешают по существу экономические споры по месту нахождения или месту жительства ответчика и т.д. Остальные арбитражные суды (кроме Высшего Арбитражного Суда РФ) осуществляют только пересмотр дел, уже рассмотренных арбитражными судами субъектов РФ.



    Просмотров