Система органов судебной власти российской федерации. Органы судебной власти

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: "право там, где средства его защиты" (ubi jus ubi remedium).

Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

Органы, осуществляющие правосудие, - третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся.

В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ;

в) Высший Арбитражный Суд РФ,

г) соответствующие суды субъектов федерации, действующие как части единой судебной системы.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актах и заключаемых международных договоров Конституции РФ. Конституционный Суд решает также споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

В связи с принятием России в Совет Европы, теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный орган для России и ее граждан.

В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными направлениями которой являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства; совершенствовании системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону. Общая теория государства и права / Под ред. Лазарева В.В. -М.: Юристъ. 2001.

Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура, не входя ни в одну из трех ветвей власти, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органов государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.

В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Прокуратура РФ относится к федеральным органам государственной власти с особым статусом. Сюда же относится Центральный банк РФ, счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Академия наук РФ.

К сожалению, судебная власть остается все еще традиционно слабым местом в России. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. , они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации Тюмень: Изд-во Тюменский государственный институт. 1997. 218с.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов -- одна из важных задач России.

Сильной стороной любого государства является власть в нем. История дает нам массу примеров интерпретации власти, которая может принять характер деспотии или же громогласной демократии. В любом случае суть данной категории заключается в управлении, которое она осуществляет по отношению к населению государства. Но следует отметить тот факт, что власть невозможна без права. Этот ключевой постулат был выработан довольно давно. Суть в том, что именно право способно максимально эффективно организовать людей и направить их деятельность в нужное русло. В настоящий момент большинство мировых держав основывают власть в государстве именно на праве, так как это хорошо сказывается на положении дел. Однако далеко не всегда справляется с теми функциями, которые на него возложены.

В некоторых случаях в людской среде возникают определенного рода вопросы, споры или даже правонарушения. Все это негативно сказывается на общем положении дел. Поэтому во всех государствах была разработана судебная ветка власти. В России подобная система также существует и активно функционирует сегодня. Наиболее интересной является деятельность высших судебных органов РФ, на которые возлагаются специфические функции.

Судебная власть: понятие, история

История повествует нам о том, что в древности управление государствами осуществлялось единолично царями, королями, императорами и т.п. Лишь в некоторых странах существовала демократия в её зачаточном виде. Примером данного утверждения является Древнеримская республика и Древняя Греция. Однако развитие человечества привело к появлению новых теоретических подходов, согласно которым изменилась сама суть власти.

Наибольшее количество преобразований в сфере государственного управления произошло в период Нового Времени. Такие ученые, как Шарль Луи де Монтескье и Джон Локк разрабатывают принципиально новый подход к организации власти в любой стране. Согласно их теории, управление должно быть разделено между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. С того времени подобная схема власти стала основой для большинства держав. На сегодняшний день принцип разделения управления применяется практически во всех существующих государствах, в том числе РФ.

Что такое судебная власть?

Каждая упомянутая ранее ветвь государственного управления выполняет совершенно разные функции. Судебная сфера власти является наиболее специфической. Это обусловлено несколькими взаимосвязанными причинами.

  • Во-первых, судебная власть абсолютно независима. Этот принцип гарантирует непредвзятость рассмотрения соответствующими инстанциями тех или иных ситуаций.
  • Во-вторых, данная ветвь управления имеет характерную и довольно громоздкую структуру, благодаря которой осуществляется эффективное влияние на объекты её компетенции.
  • В-третьих, представители судебной власти имеют особый юридический статус, который дает им исключительные права, но при этом возлагает на них определенные обязанности.

Как мы видим, судебная власть имеет особенный характер. Это довольно сильно сказывается на деятельности органов, которые к ней непосредственно относятся.

Судебные ведомства Российской Федерации

Любая невозможна без органов, которые бы выполняли её основные функции. Судебная отрасль управления в данном случае имеет целую систему ведомств, которые действуют на сегодняшний день достаточно эффективно. Структура подобных органов призвана осуществлять правосудие на территории России. Этот основополагающий принцип обуславливает специфический юридический статус и исключительные полномочия судебных ведомств. В свою очередь, высшие судебные органы РФ входят в общую систему и призваны координировать направление её деятельности, поэтому все общие особенности структуры к ним также относятся. Главный признак состоит в том, что подобные ведомства всецело независимы. То есть, суды не подпадают под контроль любого федерального или высшего исполнительного органа субъекта РФ. Судебная практика в данном случае является всецело объективной и действительно эффективной.

Какие высшие судебные органы в РФ существуют?

Сегодня система судебных ведомств в России довольно сильно упрощена. При этом уклон делается на разработку обширной структуры территориальных органов, ведь они больше всего приближены к населению страны. Таким образом, разветвленная система дает большее количество возможностей при решении споров или защите собственных прав. Но для развития эффективности и популяризации судов высшие судебные органы РФ не должны быть представлены в большом количестве. Поэтому на сегодняшний день всего два ведомства:

  • Верховный Суд РФ.
  • Конституционный суд РФ.

Компетенция обоих учреждений является разной. Верховный Суд, как и Конституционный, имеет собственную специфику работы, особенности и, что самое главное, процедуру формирования. Но прежде чем рассматривать каждый в отдельности орган, необходимо ознакомиться с их общими признаками.

Особенности высших судебных ведомств России

Признаки упомянутых ранее ведомств можно рассматривать в трех ракурсах. Прежде всего, высшие судебные органы РФ имеют специфическую нормативную базу, которая состоит из:

  • Конституции РФ.
  • ФЗ «О судебной системе РФ».

В этих актах закреплены права служащих данных органов, их статус, независимость деятельности и т.д. Другим специфическим моментов высших судебных ведомств является их самостоятельность и исключительная компетенция. Это говорит о том, что в деятельность органов данной ветви власти не могут вмешиваться представители иных официальных структур нашей страны. Таким образом, высшие судебные органы РФ - это всецело независимые и единые официальные органы, на которые действующим федеральным законодательством возложены функции по организации соответствующей ветви власти в государстве. Однако, помимо общих признаков, они также наделены собственными, которые обусловлены определенной компетенцией.

ВС РФ: ключевые особенности

Компетенция ранее упомянутых в статье органов делится сегодня на общую и конституционную. Верховный Суд РФ - это высший судебный орган общей направленности. То есть ему структурно подчиняются все более мелкие ведомства соответствующего уровня. Помимо этого, Верховный Суд есть высшим судебным органом РФ по гражданским, уголовным, хозяйственным и дисциплинарным делам.

Датой основания ведомства является 12 декабря 1993 год. В своем неизменном виде он просуществовал вплоть до 2014 года. Однако в это время происходит реформация судебной системы. Она повлекла за собой объединение ВС РФ и Верховного Арбитражного Суда. Иными словами, с 2014 года ВС становится единственным органом, с довольно широкой компетенцией, если не считать в данном случае конституционную.

Полномочия органа

Высшие судебные органы РФ, структура и функции которых рассмотрены в статье, характеризуются исключительными полномочиями, которые дают им большое количество специфических возможностей. Деятельность упомянутых органов всецело регулируется законодательными актами и, конечно же, Конституцией. является высшим судебным органом, что свидетельствует о наличии у него исключительных прав. Таким образом, данный орган уполномочен:

  • осуществлять судебный надзор над иными органами соответствующей компетенции;
  • в определенных ситуациях выступать судом кассационной или апелляционной инстанции;
  • координировать деятельность верховных судов субъектов федерации;
  • давать соответствующие разъяснения по вопросам практики судебной, анализировать статистику деятельности поднадзорных органов;
  • разрешать все вопросы, которые связаны с международной деятельностью России.

Как мы видим, обширная компетенция дает право утверждать, что это ведомство - высший орган судебной власти РФ.

Структура ведомства

Осуществление функций Верховным Судом производится на основе разделения прав и обязанностей между соответствующими системными элементами. Структура упомянутого в статье органа весьма эффективна и действенна. На сегодняшний день её элементами являются:

  • Пленум ВС РФ.
  • Президиум ВС РФ.
  • Апелляционная и Дисциплинарная коллегии ВС РФ.
  • Административная, гражданская, уголовная, экономическая и военная коллегии.

Рассмотрение дел разной юридической направленности происходит в разных структурных элементах Верховного Суда. Данный подход обеспечивает наибольшую действенность правосудия в целом. Кроме этого, разделение компетенции помогает более оперативно осуществлять всю работу в целом.

Состав ВС РФ

Конечно, непосредственное выполнение всех возложенных на Верховный Суд функций осуществляют ряд отдельных служащих. Субъектный состав ВС РФ детально описан в ранее упомянутом Федеральном законе. Согласно его положениям, в состав ВС входят:

  • председатель ВС РФ;
  • первый заместитель председателя;
  • заместители, которые являются председателями каждой из палат;
  • непосредственно судьи, работающие в определенных палатах.

Наличие такого субъектного состава дает возможность ВС РФ максимально оперативно выполнять своим ключевые функции.

Однако, как уже указывалось ранее, высшими судебными органами РФ являются не только ВС РФ, но еще и Конституционная инстанция. Её полномочия и особенности работы совершенно не похожи на те, которыми владеет структура общей компетенции. Поэтому Конституционный Суд РФ заслуживает отдельного внимания. Особенно актуальна эта проблематика в наши дни, так как орган есть ключевым защитником демократического строя.

Высший конституционно-судебный орган РФ

Развитие государственной системы привело к тому, что её нормативное регулирование стало более сложным и изощренным. Именно данный факт повлек необходимость создания Конституционного суда. В России данный орган представляет собой независимую инстанцию, которая не входит в общую систему правосудия. Стоит отметить, что работа ведомства также осуществляется довольно специфично. В суде дела рассматриваются в рамках конституционного производства.

Полномочия инстанции

Тот факт, что высшими судебными органами РФ являются Верховный Суд и Конституционный Суд, говорит об исключительной широте полномочий обоих ведомств. Однако компетенция последней инстанции, в силу особого порядка рассмотрения дел, имеет ограниченный характер. Возможности Конституционного Суда не выходят за рамки статьи 125 основного закона нашего государства. Таким образом, инстанция уполномочена:

  • оценивать нормативные акты различных органов власти и международных договоров, подписанных Российской Федерацией на предмет их соответствия конституции;
  • разрешать любые возникающие споры по поводу компетенции официальный государственных органов;
  • осуществлять проверку конституционности применимых в конкретных делах законов;
  • давать толкование положений Конституции России;
  • выдавать соответствующее заключение о возможности выдвижения обвинений против Президента РФ.

Субъектный состав органа

Как и в случае с Верховным имеет в своем составе определенное количество членов, которые непосредственно осуществляют все его функции. На сегодняшний день в инстанции работает 19 судей. Процесс их назначения имеет определенную процедуру. Выбор судей осуществляет президент, а непосредственное назначение - Совет Федерации. Данный порядок есть отражением демократизма.

Заключение

Итак, в статье мы попытались ответить на вопрос о том, какие высшие судебные органы РФ на сегодняшний день существуют. Актуальность деятельности ведомств в XXI веке имеет высокий уровень. Поэтому остается надеяться, что в своей работе высшие судебные органы будут всегда руководствоваться исключительно нормами законодательных актов и, конечно же, Конституции России.

Государственный орган – это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государственном порядке часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему государственных органов Российской Федерации.

Система государственных органов Российской Федерации обусловлена многими факторами.

Прежде всего, она формируется для реализации основных функций государственной власти: регулятивной, связанной с принятием нормативных актов, правил поведения людей; организаторской, обеспечивающей исполнение принимаемых актов, решений; охранительной, заключающейся в обеспечении правопорядка, безопасности граждан, защите их прав и свобод. Названные функции лежат в основе соответствующих видов (форм) государственной деятельности – правотворческой, организаторской (исполнительной, распорядительной), правоохранительной. Перечисленные функции и виды государственной деятельности определяют первичную специализацию государственных органов.

Вторым важным фактором, формирующим конституционную систему органов Российской Федерации, является принцип разделения властей. Для осуществления функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги взаимного сдерживания и контроля. Разделение властей как одна из основ конституционного строя России обусловливает выделение в государственном механизме органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Названные виды государственных органов образуют основу конституционной системы органов Российского государства.

Фундаментальные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, олицетворяющие единую государственную власть, должны быть дополнены инструментами контроля и сдерживания любой из них.

Третьим важным фактором, влияющим на конституционную систему государственных органов России, является координация, взаимодействие разделенных властей. При всей специализированности ветвей власти и соответствующих государственных органов они остаются звеньями единой системы, нуждающейся в повседневной координации. В России эту функцию выполняет Президент, являющийся главой государства (ст. 80 Конституции). В его распоряжении имеется ряд полномочий, дающих ему возможность влиять на функционирование как законодательной (право законодательной инициативы, право подписи принятых законов и право вето), так и судебной (представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение судей других федеральных судов) власти. Что же касается исполнительной власти, то с ней Президент связан наиболее тесно структурно и функционально и фактически может направлять ее работу.


И, наконец, четвертый, весьма важный фактор, оказывающий влияние на конституционную систему государственных органов России, – ее федеративное государственное устройство. У субъектов Федерации фактически существуют свои самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, обеспечивающие потребности соответствующей республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Таким образом, конституционная система государственных органов Российской Федерации основывается на двух классификационных критериях.

1. По предметному, функциональному признаку она включает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органами законодательной власти являются Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации); парламенты – органы законодательной власти республик в составе Российской Федерации (например, Государственный Совет Республики Татарстан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан); законодательные (представительные) органы других субъектов Российской Федерации (краевые, областные, городские думы, законодательные собрания и др.). Главная особенность этих органов состоит в выполняемой ими функции – осуществлении законодательной деятельности, т.е. принятии актов высшей юридической силы – законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органами исполнительной власти являются Правительство Российской Федерации, правительства республик в ее составе, а также правительства ряда иных субъектов России (правительство Свердловской области, правительство Москвы и др.), администрации краев, областей, округов, министерства, государственные комитеты и иные центральные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, комитеты, отделы, управления и иные отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (Правительство России, правительства ее субъектов, администрации краев, областей) и органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, Государственный комитет по рыболовству) либо по межотраслевому (Министерство экономического развития и торговли, Госкомитет по стандартизации и метрологии и др.).

2. Помимо деления по предметному признаку конституционная система государственных органов может рассматриваться как двухуровневая, включающая федеральные государственные органы и органы субъектов Федерации. Система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти, как уже подчеркивалось.

Если по отношению к устройству представительных и исполнительных органов государственной власти субъекты Российской Федерации обладают значительной самостоятельностью, то система их судебных органов в своей основе устанавливается федеральным законодательством (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации). Поэтому п. “о” ст. 71 Конституции относит регулирование судоустройства к исключительной компетенции Федерации. В равной степени это касается и прокуратуры, совокупность органов которой образует единую централизованную систему, подчиненную Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции). На территории субъектов Федерации действуют и другие федеральные органы, непосредственно не входящие в систему органов власти субъектов Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации установлен принцип равноправия ее субъектов. Это означает, что они обладают равной степенью самостоятельности в определении своей системы государственных органов.

Судом называется орган государственной власти, реализующий функцию правосудия в виде рассмотрения всех категорий дел, предусмотренных законом конкретного государства.

После того как в 1996 году в России был принят конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», сформировалась единая система судебных органов.

Она в нашей стране представлена органами двух уровней:

1) федеральные суды — условно говоря, органы общероссийского масштаба. К ним относят Конституционный суд Российской Федерации, Дисциплинарное судебное присутствие, Суд по интеллектуальным правам. Кроме того, федеральными являются суды общей юрисдикции и арбитражи;

2) суды субъектов РФ - конституционные и мировые суды, подчиняющиеся федеральным.

В судебной системе Российской Федерации органы сгруппированы в соответствии со своей инстанцией:

1) первой инстанции - низший уровень представлен городскими и районными судами, военными судами гарнизонов и арбитражными судами субъектов РФ;

2) второй инстанции - суды субъектов РФ, в том числе федеральные арбитражные и арбитражные апелляционные суды;

3) суды высшей инстанции - Конституционный, Высший арбитражный и Верховный.

Конституционный суд в нашей стране в первый раз был выбран Съездом народных депутатов в 1991 году и состоял из 13 членов, один из которых был председателем. А с 1995 года по решению президента Ельцина в его состав входит 19 судей, при этом у председателя появились два заместителя. Конституционный суд исследует нормативные правовые акты на предмет соответствия Конституции. По указу президента с 2008 он переехал из Москвы в Санкт-Петербург и занял здание Сената.

Верховый суд РФ в свою очередь отвечает за дела судов общей юрисдикции, а также за военные трибуналы. Также он исследует и суммирует судебную практику, разбирает данные статистики и поясняет различные вопросы судебной практики.

Высший Арбитражный суд разрешает экономические споры граждан, принимает апелляции в арбитраж в последней инстанции и является первостепенным органом арбитражной системы.

Соответственно описанной схеме в подчинении каждого из органов высшей инстанции находятся суды низших инстанций. Рассмотрим структуру подчинения на примере арбитражной системы.

На следующем после Высшего Арбитражного суда уровне располагаются 10 федеральных арбитражей округов. Они являются кассационной инстанцией, то есть занимаются ревизией обоснованности и легитимности постановлений нижестоящего арбитража, обладающих законной силой и ещё не принятых.

Далее идут арбитражные апелляционные суды - органы апелляционной инстанции. В Российской Федерации действуют по 2 таких органа на каждый из 10 судебных округов. В такие ведомства подаётся апелляция в арбитраж , то есть заявление с целью оспаривания не вступивших в силу решений.

На низшем уровне находятся арбитражи субъектов Российской Федерации. Например, в Санкт-Петербурге - это Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кстати этот орган судебной системы Российской Федерации является одним из наиболее крупных подразделений не только в своём округе, но и в целом по стране.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного Округа осуществляет контроль решений, принимаемых в арбитражах субъектов округа. Также в компетенции Федерального арбитражного суда Северо-Западного Округа - проверка и координация производства судебных актов в своём федеральном округе.

В арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области осуществляется рассмотрение дел в первой инстанции, а кроме того вторичное рассмотрение актов в случае появления новых обстоятельств.

Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той компетенции, которой он наделен, а все вместе суды образуют судебную систему Российской Федерации.

Судебная система – это закрепленная Конституцией РФ совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства России.

В настоящее время она устанавливается в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г. На основании статьи 71 п. «о» Конституции РФ установление основ построения судоустройства относится исключительно к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов.

Единство судебной системы имеет важное значение, которое приобретает особую роль в федеративном государстве.

В Российской Федерации единство судебной системы обеспечивается путем:

Установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;

Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

Применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

Признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных актов, вступивших в законную силу;

Законодательного закрепления единства статуса судей;

Финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В настоящее время регулирование судебной системы осуществляется следующими законами:

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 9.11.2009 № 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии";

Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации";

Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".

В судебную систему России входят следующие виды судебных органов:

Федеральные суды;

Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

Мировые судьи субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды в субъектах Российской Федерации.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

Мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, поэтому выделяются звенья судебной системы.

Под звеном судебной системы следует понимать совокупность однотипных судов равнозначных территориальных образований, обладающих одинаковой компетенцией.

В системе судов общей юрисдикции (под юрисдикцией понимается деятельность суда по разрешению правовых конфликтов) выделяются три звена:

Основное или первое звено – районные (городские, межмуниципальные) суды;

Среднее или второе звено – Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов;

Высшее или третье звено – Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды также состоят из трех звеньев:

Первое звено – суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

Второе звено – суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск;

Третье звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Арбитражные суды России:

Первое звено – арбитражные суды в субъектах Российской Федерации;

Второе звеноарбитражные апелляционные суды (20);

Третье звено – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), (всего таких округов в Российской Федерации образовано 10);

Четвертое звено – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Все перечисленные виды судов относятся к федеральным судам Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В России он создан в 1991 г. в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции страны на всей территории государства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и их совместному ведению с органами власти субъектов федерации; в) договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в законную силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции между: а) федеральными органами государственной власти, б) ими и органами государственной власти субъектов федерации, в) высшими государственными органами субъектов федерации; 3) разбирает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Он может также использовать права, предоставленные в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению как судебного органа конституционного контроля.

При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Организация внутренней деятельности Конституционного Суда РФ регулируется его Регламентом. Рассмотрение дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, и принятие по ним решений могут проводится лишь в коллегиальном составе судей: на пленарных заседаниях или на заседаниях палат. Таких палат может быть только две, так как они формируются из общего числа девятнадцати судей путем жеребьевки: в одну из них должно входить не более десяти судей, а в другую - девяти.

Решения Конституционного Суда РФ являются окончательными, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения и действуют непосредственно на всей территории государства, будучи обязательными для всех представительных законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и других организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет судебный надзор за деятельностью судов Российской Федерации, кроме Конституционного Суда РФ и арбитражных судов.

В пределах своих полномочий высшего судебного органа рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебный надзор проводится Верховным Судом прежде всего путем проверки законности и обоснованности разрешения нижестоящими судами конкретных дел и исправления допущенных ими ошибок. Большое значение имеют на основе изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики даваемые Верховным Судом разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

В составе Верховного Суда РФ действуют: а) Пленум Верховного Суда; б) Судебная коллегия по гражданским делам; в) Судебная коллегия по уголовным делам; г) Военная коллегия; д) Президиум Верховного Суда. Пленум - коллегиальный орган, направляющий и координирующий судебную практику для обеспечения ее точного соответствия закону. Судебные коллегии действуют в качестве суда первой инстанции, а также рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом подсудность дел, рассматриваемых ими по первой инстанции, определяется гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. Президиум - постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий в пределах своих полномочий дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также материалы изучения и обобщения судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению хозяйственно-экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Стоит во главе системы арбитражных судов, в которую также входят федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований. Основными их задачами при рассмотрении подведомственных дел являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, организаций, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в данной сфере. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ осуществляют в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью подведомственных судов и дают разъяснения по вопросам судебной практики. Их полномочия, порядок образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом.

В субъектах РФ кроме того могут создаваться свои конституционные или уставные суды для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, других нормативных актов, издаваемых на территории субъекта Российской Федерации, его конституции или уставу. В частности, были учреждены конституционные суды в республиках: Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Бурятия, Коми, Карелия, а в Свердловской области – Уставной суд. В республике Северная Осетия-Алания действует Комитет конституционного надзора. Система этих судов субъектов Федерации не подчиняется Конституционному Суду Российской Федерации, и финансируется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и компетенция конституционных (уставных) судов определяются самими субъектами Федерации в их Конституциях или уставах.



Просмотров