Теория коммуникативных актов ньюкома. Андреева Г
В статье упоминается 9 самых талантливых гениев психологии, без которых эта наука не была бы такой полезной для общества.
Психология - это, пожалуй, единственная наука, позволяющая хоть немного приоткрыть занавесь над таинственным миром собственной души (из немедицинских наук, конечно). Поэтому ее современное стремительное развитие никого и не удивляет, ведь нынешние условия прогресса и компьютеризации многих просто загнали в тупик своим спешным и суматошным ритмом.
А так, как сейчас стали особо модными многочисленные рейтинги и топовые списки, то было бы несправедливо не упомянуть и 9 самых известных психологов мира, которые сделали много чего для развития психологии, как науки.
Итак, возглавляет такой рейтинг Б. Ф. Скиннер , который в свое время помог бихевиоризму развиться практически до нынешнего состояния. Именно благодаря этому человеку сейчас широко используются в мире эффективные методы терапии, касающиеся модификации поведения.
На втором месте этого топа расположился знаменитый . Именно этого человека считают основателем психоанализа, и только этот ученый впервые доказал, что культурные и социальные различия сильно влияют на становление личности и формирование основных особенностей характера.
Третье место заслужено получил Альберт Бандура , ведь его труды и психологические наработки считаются неотъемлемой частью всей когнитивной психологии. Этот специалист львиную долю своей жизни и профессиональной деятельности посвятил изучению обучения, как необходимого социального явления.
Четвертое место занимает тот психолог, который сделал немалый вклад в развитие детской психологии. Жан Пиаже практически всю свою жизнь изучал особенности развития детского интеллекта и влияние таких особенностей на дальнейшую взрослую жизнь. Исследования этого психолога также принесли немало пользы для таких сфер душевной науки, как: генетическая эпистемология, когнитивная психология и пренатальная психология.
На пятом месте можно увидеть Карла Роджерса , который отличался особым гуманизмом и продвижением демократических идей психологии. В своих многочисленных трудах Роджерс делал упор на человеческий душевный и интеллектуальный потенциал, что и сделало его выдающимся мыслителем своего времени.
Далее следует отец американской психологии, Уильям Джеймс , который 35 лет отработал социальным педагогом. Этот человек принес немало ценного в современный прагматизм, а также помог развиться функционализму, как отдельному течению психологии.
Седьмое почетное место занимает Эрик Эриксон , чьи труды о стадиях психосоциологического развития помогли ученым более адекватно оценивать не только события взрослой жизни, но и происшествия раннего детства и поздней старости. Этот психолог искренне считал, что каждая личность не прекращает своего развития, вплоть до самой старости, чем заслужил уважение и почитание многих поколений.
На восьмом месте отдыхает Иван Павлов. Тот самый Павлов, который много работал для развития бихевиоризма. Этот же ученый в свое время помог существенно отодвинуть психологию, как науку, от субъективного самоанализа до вполне объективной методики измерения поведения.
И последнее, девятое место этого психологического топа занимает Курт Левин , отец нынешней социальной психологии. Именно Левин считается самым гениальным теоретиком, который смог доказать в действии все свои новаторские теории и открыть глаза многих ученых на истинное положение вещей в социальной психологии.
В этот список попали только те ученые, которые всю свою жизнь посвятили изучению и развитию социальной и иной психологии для блага своего поколения и всех следующих.
О психологии, как самостоятельной науке было известно еще в древней античности. Именно там она возникла и зародилась. На протяжении всех лет эта наука не раз менялась, развивалась и была дополнена или опровергнута многими психологами мира. Но, тем не менее, психология актуальна и развивается как наука по сей день. На протяжении всех веков психология включила в себя огромное количество научных работ, трактатов, статей, книг, и самых известных ученых, которые в итоге не раз упоминались, как самые знаменитые психологи мира. Все эти психологи внесли огромную лепту в развитие психологии в общем, и на каждом ее отдельном этапе. Они смогли открыть новейшие направления в этой отрасли, и им удалось поведать миру о чем-то своем, новом, никогда ранее не ведомом. Сегодня, в данной статье, мы постарались собрать всех их вместе и познакомить вас с самыми известными представителями данной науки.
21 1039841
Фотогалерея: Самые знаменитые психологи мира
Итак, представляем вашему вниманию список самых знаменитых психологов мира, которые смогли перевернуть все понимание о психологии. Ведь эти знаменитые психологи не раз доказали то, что эта наука является частью их жизни.
Закрепим по Фрейду .
Зигмунд Фрейд , он же Сигизмунд Шломо Фрейд - это первый психолог, о котором мы решили вам поведать. Родился Фрейд 6 мая 1856 года в городе Фрайберг Австро-Венгрия, сейчас Пршибор, Чехия. В мире известен, как знаменитый австрийский невролог, который стал основоположником, так называемой, психоаналитической школы с терапевтическим наклонением. Зигмуд является «отцом» теории о том, что все нервные расстройства человека происходят из-за целого ряда бессознательных и сознательных процессов, которые очень тесно взаимодействуют между собой.
Владимир Львович Леви, психолог-поэт .
Доктор медицинских наук и психолог Владимир Львович Леви родился 18 ноября 1938 года в Москве, где проживает и ныне. После окончания медицинского института долгое время работал врачом при скорой помощи. Затем перешел на должность психотерапевта и стал почетным работником Института психиатрии. Владимир Леви стал первым основоположником такого нового направления в науке психологии, как суицидология. Это направление включало в себя полное и детальное изучение самоубийств и психологического состояния людей, которые склонны к суициду. За все время работы в психиатрии Леви издал 60 научных работ.
Помимо психологии, Владимир увлекается поэзией. Поэтому совсем не зря в 1974 году он стал почетным членом Союза писателей. Самые популярные книга Леви - «Искусство быть собой», «Разговор в письмах», трехтомник «Исповедь гипнотизера». А в 2000 году свет увидел его личный сборник стихов под названием «Зачеркнутый профиль».
Абраам Харольд Маслоу и его имя в психологии
Абраам Харольд Маслоу - это американский психолог, который стал почетным основателем гуманистической психологии. Его знаменитые научные работы включают в себя и такое понятие, как «Пирамида Маслоу». Эта пирамида включает в себя специальные диаграммы, которые представляют самые распространенные потребности человека. Именно эта теория нашла свое непосредственное применение в экономике.
Виктор Эмиль Франкл: психологи-австралийцы в науке
Известный австрийский психиатр и психолог Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене. В мире его имя связывают не только с психологией, но и с философией, а также созданием Третьей Венской Школы психотерапии. Самые популярные научные труды Франкла включают в себя работу под названием «Человек в поисках смысла». Имена эта работа стала основой развития нового метода психотерапии под названием логотерапия. Этот метод включает в себя стремление человека реализовать свой смысл жизни в существующем внешнем мире. Логотерапия способна сделать существование человека более осмысленным.
Борис Ананьев - гордость советской психологии
Борис Герасимович Ананьев родился в 1907 году на Владикавказе. Ананьев неспроста попал в список «знаменитые психологи мира». Он стал первым и почетным основателем научной школы психологов в Сант - Петербурге. Учениками этой школы и соответственно самого Ананьева стали такие знаменитые психологи, как А. Ковалев, Б. Ломов и многие другие.
Именно в Санкт-Петербурге, на доме, где жил Борис Ананьев, была установлена мемориальная доска в его честь.
Эрнст Генрих Вебер - знаменитый психолог всех эпох
Брат известного физика Вильгельма Вебера, немецкий психофизиолог и по совместительству анатом Эрнст Генрих Вебер родился 24 июня 1795 года в городе Лейпциг, Германия. Этому психологу принадлежат намного подвинувшие вперед научные работы по анатомии, чувствительности и физиологии. Самые популярные из них - это работы, которые затрагивают изучение органов чувств. Все работы Вебера легли в основу развития психофизики и экспериментальной психологии.
Акоп Погосович Назаретян и массовая психология
Знаменитый российский специалист по культурной антропологии и психологии массового поведения Акоп Погосович Назаретян родился 5 мая 1948 года в Баку. Назаретян является автором огромного числа публикаций, которые рассказывают о теории развития общества. Помимо этого, психолог стал основоположником гипотез о техно-гуманитарном балансе, который сравнивается с развитием культуры и технического прогресса.
Виктор Овчаренко, гордость российской психологии
Виктор Иванович Овчаренко родился 5 февраля 1943 года в городе Мелекесс, Ульяновской области. Овчаренко представляет собой легендарную личность в развитии психологии. На счету Овчаренко огромное количество научных званий и веских работ, которые внесли огромную лепту в психологию, как науку. Основной темой работ Овчаренко стало изучение социологического психологизма, а также проблем, связанных с личностью и межличностными отношениями в целом.
В 1996 году психолог предложил с научной точки зрения впервые пересмотреть периодизацию всей истории российского психоанализа. Помимо всего выше сказанного, Овчаренко не раз называли лучшим психологом, а его знаменитые работы не раз были опубликованы в известных научных сборниках далеко за пределами России.
Детская психология – это дисциплина, которая отличается тем, что новые открытия и исследования постоянно изменяют клиническую картину. В области детской психологии есть очень много известных врачей. В этой публикации Вы узнаете о 10 из них.
- – известен исследованиями и теориями в области психо-сексуального развития, работы Фрейда в области детской психологии определяют пять этапов развития ребенка: оральный, анальный, фаллический, латентный и генитальный. Он предположил, что если ребенок пережил тревогу, на протяжении формирования любого из этих этапов, то в подростковом возрасте это может обернуться
- – британский детский психолог, наиболее известен за его работы в теории привязанности. Боулби опубликовал трилогию произведений дальнейшего развития этой теории, которая со временем стала использоваться с доминирующим подходом в изучении социального развития детей.
- Анна Фрейд – дочь Зигмунда Фрейда, основателя детской психологии, и пионер концепции защитных механизмов в организме. Анна Фрейд
- – много способствовала исследованиям в области теории привязанности; разработала оценку “странных ситуаций”, под час которых детей бы оставили в покое в комнате ненадолго, потом воссоединили с матерью. Это исследование привело ее к заключению, что в у детей есть три типа привязанности. Эйнсворт была пионером в понимании феномена развития ребенка.
- – разработал теорию стадий психо-социального развития, исследуя события в течение всей жизни, с детства до зрелого возраста, до старости. Учился с Анной Фрейд, и так же занимался психологией
- – новатор в психоанализе детей и младенцев. Она развила теорию о том, что дети как бы запрограммированы на отношения между собой в будущем тем, какие отношения с рождения с родителями.
- – Пиаже исследовал ту же теорию этапов развития детей, что и Эриксон. Пиаже предположил, что это были этапы интеллектуальных способностей детей. Этот психолог один из первых признал, что дети думают иначе, чем взрослые.
- – развивающий психолог, Бижу был сторонником поведенческой терапии при лечении психологических расстройств у детей, таких как аутизм и
- – профессор психиатрии и поведенческих наук, детской и подростковой психиатрии в Стэнфордском университете. Сторонник развития психопатологии.
- – первый консультант по детской психиатрии в Великобритании. Его часто называют отцом детской психологии; профессор эволюционной психопатологии в Институте психиатрии королевского колледжа Лондона.
Мы еще вернемся к каждому великому исследователю детской психологии и психиатрии. Эти люди заслуживают чтобы о них знали!
Т. Ньюком исходил из теории Хайдера и пытался экстраполировать ее на собственно социально-психологическую область, т.е. на область межличностной коммуникации. Он предположил, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную систему. Его взгляды не получили изложения в специальной книге, и основным источником поэтому является статья 1953 г. под названием «Подход к исследованию коммуникативных актов» .
Исходный тезис Ньюкома состоит в следующем: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-то отношение к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Причем Ньюком предположил, что развитие этих сходных ориентации может быть увеличено за счет развития межличностной коммуникации. Поэтому, если в паре или группе возникает расхождение ориентации по отношению к какому-либо объекту, логично предположить, что потребность в уменьшении этих расхождений приведет к увеличению частоты коммуникативных актов. Стремление к развитию сходных ориентации Ньюком назвал стремлением к «симметрии ориентации» и определил их силу как силу уз между двумя людьми или силу их аттитюдов по отношению к третьему.
Основная задача, которую ставил перед собой Ньюком, состояла в том, чтобы объяснить, как в группе возникает «давление, принуждающее к единообразию», что и делает группу сплоченной.Для этой же цели выявлялась тенденция группы развивать коммуникативные акты по отношению к «девиантньш» членам, т.е. обладающим несходными аттитюдами.
Подобно Хайдеру, Ньюком построил схему, показывающую, каким образом развитие межличностной коммуникации способствует изменению аттитюдов участников взаимодействия. Эта схема получила название «схема А-В-Х», где А выступает как воспринимающий субъект, В- как другая личность, X - как объект, к которому оба имеют отношения. Все рассуждения ведутся подобно тому, как это делается в схеме Хайдера, с точки зрения того, как А воспринимает В и X, а именно: А воспринимает как консонанс сходство своего отношения к X и отношения В к X. Сходство этих отношений будет порождать привязанность между Аи В, и напротив, расхождение этих отношений будет порождать неприязнь между А я В. Развитие же коммуникаций между А и В будет вести к развитию сходства их отношений к X.
Если же обнаружится расхождение, А будет стремиться изменить свое отношение к X, с тем чтобы оно стало сходным с отношением В к X. Иным выходом из этой ситуации - при условии, что стремление к консонансу сохраняется всегда, - является разрушение отношения привязанности между А и В.
Действие этой схемы поясняется на весьма житейском примере: пусть А - некий бизнесмен, мечтающий о покупке дорогой лодки, В - жена этого бизнесмена, к которой супруг сильно привязан, X - та самая новая лодка, которую бизнесмен хочет приобрести и к покупке которой его жена относится весьма отрицательно. В обрисованной ситуации возникает дисбаланс, изображаемый на схеме так:
Согласно сформулированным ранее рассуждениям развитие коммуникаций между участниками данного взаимодействия, например ведение систематических переговоров относительно покупки лодки, может вызвать три варианта возвращения данной системы в состояние баланса:
1. А изменяет свое отношение к X (для бизнесмена утрачивается привлекательность лодки), чтобы сделать свое отношение к X сходным с отношением В к X.
2. В изменяет свое отношение к X (жена проникается желанием приобрести лодку), чтобы это отношение стало сходным с отношением А к X.
3. А изменяет свое отношение к В (бизнесмен утрачивает расположение к супруге) и таким образом достигает хоть и своеобразного, но консонанса.
Легко видеть, что все три случая возвращения системы в консонантное состояние соответствуют правилам, выведенным Хайдером: консонанс там, где все три отношения позитивны, либо там, где одно позитивно, а два негативны; диссонанс там, где два соотношения позитивны, а одно негативно.
Модель Ньюкома, так же как и модель Хайдера, применяется в исследованиях по массовой коммуникации. Особую популярность теория Ньюкома приобрела при анализе так называемой убеждающей коммуникации (persuasive communication). Б. М. Фирсов и Ю. А. Асеев замечают по этому поводу: «Модель Хайдера, представляя собой терминологическое описание аффективного поля сознания Рк некоторых действующих в нем сил, не является коммуникационной моделью в строгом смысле этого слова. Для своего применения к психологии убеждающей речи она, точно так же, как и бихевиористическая схема формирования рефлекторных связей, должна быть выражена в терминах коммуникативной ситуации. Такого рода преобразованием основной балансной модели Хайдера к условиям убеждающего речевого воздействия является модель Ньюкома» [Фирсов, Асеев, 1973, с. 29].
Схема остается в том же виде, меняются лишь обозначения. Вместо познающего субъекта А возникает реципиент Р, принимающий сообщение, переданное через какой-либо канал массовой коммуникации. Вместо абстрактной «другой личности», чье мнение важно для реципиента, возникает коммуникатор К- тот, кто передает сообщение и в нем выражает свое мнение о некотором объекте коммуникации. Наконец, сохраняется объект отношения этих двух, который теперь называется объектом коммуникации X (в качестве этого объекта может выступать любое событие, явление, лицо, по поводу которого развернута какая-либо пропагандистская кампания). Вся схема рассматривается в этом случае вновь с точки зрения восприятия ситуации реципиентом Р, т.е. исходы, получившиеся в результате пропагандистских действий коммуникатора, будут знаменовать собой изменение позиции Р по отношению к объекту коммуникации X под влиянием пропагандистского воздействия коммуникатора К. В принципе адекватность модели могла бы быть проверена ее способностью предсказать эти исходы в каждой конкретной ситуации.
Но все дело в том, что в реальной практике применения этой модели в исследованиях эти предсказания не получаются однозначными: модель ведь может лишь предсказать изменение позиции Р в ситуации дисбаланса, но не может предсказать направления этого изменения. Иными словами, в случае дисбаланса можно с уверенностью сказать, что Р будет стремиться к возвращению его когнитивного поля в сбалансированное состояние, но нельзя сказать, будет ли это достигнуто изменением его отношения к объекту коммуникации или к коммуникатору. Вместе с тем, справедливо отмечают Б. М. Фирсов и Ю. А. Асеев, «с точки зрения результативности коммуникации оба этих исхода далеко не равноправны.
Восстановление баланса в установочной системе реципиента Р путем изменения отношения к коммуникатору означало бы, что последний не добился своей цели. Противоположный же исход означал бы принятие реципиентом рекомендуемой точки зрения» [там же, с. 31]. Для практических же действий в организации пропаганды крайне важно именно конкретно прогнозировать направление изменений установок реципиента. Поэтому модель Ньюкома оказалась в целом малоэффективной при исследованиях в данной прикладной области.
Но кроме таких чисто практических просчетов, которые допускает модель Ньюкома в прикладных исследованиях, есть и более серьезные уязвимые места теоретического порядка. Подобно тому как это имело место и при анализе модели Хайдера, вызывает неудовлетворенность отсутствие ясных определений исходных понятий: «симметрия ориентации», «частота коммуникаций»... (Что считать «достаточной» и что «недостаточной» частотой коммуникаций, предполагает ли «симметрия» равенство сходных ориентации или просто их одинаковую направленность? Если предполагается «равенство», как оно измеряется? и др.)
Кроме того, и при использовании этой схемы остается открытым вопрос о связи тех изменений, которые происходят в когнитивной структуре, с мотивацией. В самом деле, схема не позволяет ответить даже на вопрос, рождается ли мотивация к изменению позиции лишь из желания достигнуть симметрии или из ожиданий удовлетворения последствиями уменьшившегося напряжения. И наконец, вновь схема предусматривает лишь взаимодействие в триаде, а переход от триады к группе остается неразработанным. Поэтому, так же как и схема Хайдера, схема Ньюкома не продуцирует большого количества исследований, хотя и остается известной вехой в развитии теоретических представлений, построенных на идее соответствия. В этом плане рассмотренным двум схемам четко противостоит теория, предложенная Л. Фестингером.
Похожая информация.
Т. Ньюком исходил из теории Хайдера и пытался экстраполировать ее на собственно социально-психологическую область, т.е. на область межличностной коммуникации. Он предположил, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную систему. Его взгляды не получили изложения в специальной книге, и основным источником поэтому является статья 1953 г. под названием «Подход к исследованию коммуникативных актов» .
Исходный тезис Ньюкома состоит в следующем: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-то отношение к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Причем Ньюком предположил, что развитие этих сходных ориентации может быть увеличено за счет развития межличностной коммуникации. Поэтому, если в паре или группе возникает расхождение ориентации по отношению к какому-либо объекту, логично предположить, что потребность в уменьшении этих расхождений приведет к увеличению частоты коммуникативных актов. Стремление к развитию сходных ориентации Ньюком назвал стремлением к «симметрии ориентации» и определил их силу как силу уз между двумя людьми или силу их аттитюдов по отношению к третьему.
Основная задача, которую ставил перед собой Ньюком, состояла в том, чтобы объяснить, как в группе возникает «давление, принуждающее к единообразию», что и делает группу сплоченной.Для этой же цели выявлялась тенденция группы развивать коммуникативные акты по отношению к «девиантньш» членам, т.е. обладающим несходными аттитюдами.
Подобно Хайдеру, Ньюком построил схему, показывающую, каким образом развитие межличностной коммуникации способствует изменению аттитюдов участников взаимодействия. Эта схема получила название «схема А-В-Х», где А выступает как воспринимающий субъект, В- как другая личность, X - как объект, к которому оба имеют отношения. Все рассуждения ведутся подобно тому, как это делается в схеме Хайдера, с точки зрения того, как А воспринимает В и X , а именно: А воспринимает как консонанс сходство своего отношения к X и отношения В к X . Сходство этих отношений будет порождать привязанность между Аи В, и напротив, расхождение этих отношений будет порождать неприязнь между А я В. Развитие же коммуникаций между А и В будет вести к развитию сходства их отношений к X .
Если же обнаружится расхождение, А будет стремиться изменить свое отношение к X , с тем чтобы оно стало сходным с отношением В к X . Иным выходом из этой ситуации - при условии, что стремление к консонансу сохраняется всегда, - является разрушение отношения привязанности между А и В.
Действие этой схемы поясняется на весьма житейском примере: пусть А - некий бизнесмен, мечтающий о покупке дорогой лодки, В - жена этого бизнесмена, к которой супруг сильно привязан, X - та самая новая лодка, которую бизнесмен хочет приобрести и к покупке которой его жена относится весьма отрицательно. В обрисованной ситуации возникает дисбаланс, изображаемый на схеме так:
Согласно сформулированным ранее рассуждениям развитие коммуникаций между участниками данного взаимодействия, например ведение систематических переговоров относительно покупки лодки, может вызвать три варианта возвращения данной системы в состояние баланса:
1. А изменяет свое отношение к X (для бизнесмена утрачивается привлекательность лодки), чтобы сделать свое отношение к X сходным с отношением В к X .
2. В изменяет свое отношение к X (жена проникается желанием приобрести лодку), чтобы это отношение стало сходным с отношением А к X .
3. А изменяет свое отношение к В (бизнесмен утрачивает расположение к супруге) и таким образом достигает хоть и своеобразного, но консонанса.
Легко видеть, что все три случая возвращения системы в консонантное состояние соответствуют правилам, выведенным Хайдером: консонанс там, где все три отношения позитивны, либо там, где одно позитивно, а два негативны; диссонанс там, где два соотношения позитивны, а одно негативно.
Модель Ньюкома, так же как и модель Хайдера, применяется в исследованиях по массовой коммуникации. Особую популярность теория Ньюкома приобрела при анализе так называемой убеждающей коммуникации (persuasive communication). Б. М. Фирсов и Ю. А. Асеев замечают по этому поводу: «Модель Хайдера, представляя собой терминологическое описание аффективного поля сознания Рк некоторых действующих в нем сил, не является коммуникационной моделью в строгом смысле этого слова. Для своего применения к психологии убеждающей речи она, точно так же, как и бихевиористическая схема формирования рефлекторных связей, должна быть выражена в терминах коммуникативной ситуации. Такого рода преобразованием основной балансной модели Хайдера к условиям убеждающего речевого воздействия является модель Ньюкома» [Фирсов, Асеев, 1973, с. 29].
Схема остается в том же виде, меняются лишь обозначения. Вместо познающего субъекта А возникает реципиент Р, принимающий сообщение, переданное через какой-либо канал массовой коммуникации. Вместо абстрактной «другой личности», чье мнение важно для реципиента, возникает коммуникатор К- тот, кто передает сообщение и в нем выражает свое мнение о некотором объекте коммуникации. Наконец, сохраняется объект отношения этих двух, который теперь называется объектом коммуникации X (в качестве этого объекта может выступать любое событие, явление, лицо, по поводу которого развернута какая-либо пропагандистская кампания). Вся схема рассматривается в этом случае вновь с точки зрения восприятия ситуации реципиентом Р, т.е. исходы, получившиеся в результате пропагандистских действий коммуникатора, будут знаменовать собой изменение позиции Р по отношению к объекту коммуникации X под влиянием пропагандистского воздействия коммуникатора К. В принципе адекватность модели могла бы быть проверена ее способностью предсказать эти исходы в каждой конкретной ситуации.
Но все дело в том, что в реальной практике применения этой модели в исследованиях эти предсказания не получаются однозначными: модель ведь может лишь предсказать изменение позиции Р в ситуации дисбаланса, но не может предсказать направле ния этого изменения. Иными словами, в случае дисбаланса можно с уверенностью сказать, что Р будет стремиться к возвращению его когнитивного поля в сбалансированное состояние, но нельзя сказать, будет ли это достигнуто изменением его отношения к объек ту коммуникации или к коммуникатору. Вместе с тем, справедливо отмечают Б. М. Фирсов и Ю. А. Асеев, «с точки зрения результативности коммуникации оба этих исхода далеко не равноправны.
Восстановление баланса в установочной системе реципиента Р путем изменения отношения к коммуникатору означало бы, что последний не добился своей цели. Противоположный же исход означал бы принятие реципиентом рекомендуемой точки зрения» [там же, с. 31]. Для практических же действий в организации пропаганды крайне важно именно конкретно прогнозировать направление изменений установок реципиента. Поэтому модель Ньюкома оказалась в целом малоэффективной при исследованиях в данной прикладной области.
Но кроме таких чисто практических просчетов, которые допускает модель Ньюкома в прикладных исследованиях, есть и более серьезные уязвимые места теоретического порядка. Подобно тому как это имело место и при анализе модели Хайдера, вызывает неудовлетворенность отсутствие ясных определений исходных понятий: «симметрия ориентации», «частота коммуникаций»... (Что считать «достаточной» и что «недостаточной» частотой коммуникаций, предполагает ли «симметрия» равенство сходных ориентации или просто их одинаковую направленность? Если предполагается «равенство», как оно измеряется? и др.)
Кроме того, и при использовании этой схемы остается открытым вопрос о связи тех изменений, которые происходят в когнитивной структуре, с мотивацией. В самом деле, схема не позволяет ответить даже на вопрос, рождается ли мотивация к изменению позиции лишь из желания достигнуть симметрии или из ожиданий удовлетворения последствиями уменьшившегося напряжения. И наконец, вновь схема предусматривает лишь взаимодействие в триаде, а переход от триады к группе остается неразработанным. Поэтому, так же как и схема Хайдера, схема Ньюкома не продуцирует большого количества исследований, хотя и остается известной вехой в развитии теоретических представлений, построенных на идее соответствия. В этом плане рассмотренным двум схемам четко противостоит теория, предложенная Л. Фестингером.