Санитарная статистика. Задачи и разделы медицинской (санитарной) статистики Медицинская статистика отрасль статистической науки

санитарная статистика

Санитарная статистика - отрасль медицины, изучающая статистическими методами состояние здоровья населения, здравоохранения и влияние на них социальных и других факторов. Статистические методы применяются также в научных медицинских исследованиях.

Санитарная статистика подразделяется на статистику здоровья населения и статистику здравоохранения. Санитарная статистика имеет большое значение для практики здравоохранения: статистические материалы о здоровье и медицинском обслуживании населения помогают составлению научно обоснованного прогноза состояния здоровья населения, являющегося основой для планирования и проведения государственных оздоровительных мероприятий, улучшения и дальнейшего развития дела здравоохранения.

Статистика здоровья населения включает санитарно-демографическую статистику, статистику заболеваемости и статистику физического развития. Санитарно-демографическая статистика изучает численность и возрастно-половой состав населения, рождаемость , смертность , прирост населения, продолжительность жизни и др.

Статистика заболеваемости определяет, как часто и чем болеет население в целом и в отдельных его территориальных, возрастно-половых, профессиональных и других группах.

Статистика физического развития содержит данные о росте, весе, окружности груди и других признаках у обследованных в различных группах населения.

Статистика здравоохранения дает характеристику сети медицинских учреждений, их кадров и деятельности. Она включает сведения о численности учреждений: по их типам (больницы, поликлиники, санэпидстанции и т. д.), мощности (количество коек, кабинетов, оборудования и пр.); выявляет уровень обеспеченности населения врачами, средним медперсоналом, койками и др., а также освещает объем и эффективность проделанной работы.

Наряду с количественными показателями деятельности учреждений статистика здравоохранения дает характеристику качественных показателей - качества диагностики и лечения. Статистика применяется также в научных исследованиях: она помогает определить эффективность тех или иных новых средств диагностики, лечения, профилактики; правильно собрать, обобщить и проанализировать данные в различного рода опытах. Каждая статистическая работа складывается в основном из трех этапов: 1) статистического наблюдения, 2) группировки и сводки собранных материалов, 3) преобразования сводки и анализа. В практической работе медицинских учреждений эти три этапа представляют собой соответственно: 1) учет, 2) отчет, 3) объяснительную записку или конъюнктурный обзор.

Для успешного осуществления первого этапа необходимо обеспечить полноту, правильность и своевременность сбора данных. Полнота заключается в охвате регистрацией всех намеченных программой единиц наблюдения и учитываемых признаков

их (например, название болезни, пол и возраст больного и т. п.). Правильность данных определяется соответствием их действительности и четким пониманием установленных терминов. Так, например, случаем заболевания с временной нетрудоспособностью считается заболевание, закончившееся выпиской на работу или другим исходом; продолжение листка нетрудоспособности не считается законченным случаем.

Задача второго этапа - отчета - заключается в распределении полученных первичных документов на группы по определенным признакам и в последующем подсчете единиц наблюдения в этих группах. Группировка материалов должна определяться целью исследования, строиться на основе качественной однородности единиц наблюдения внутри групп, обеспечивать всестороннее освещение исследуемого вопроса. Например, если речь идет о группировке материалов при изучении заболеваемости с временной нетрудоспособностью, листки нетрудоспособности группируются по цехам (производствам), внутри групп - по роду болезни, полу, возрасту и т. д.

Подсчитанные по группам числа единиц наблюдения вносятся затем в статистические таблицы. Таблицы бывают по своему построению трех видов: 1) простые, в которых исследуемые объекты рассматриваются только по одному какому-либо признаку, например больные - по возрасту; 2) групповые, в которых изучаемые контингенты, распределенные на группы, характеризуются несколькими различными признаками без их сочетания (см. табл.); 3) комбинационные, в которых исследуемое явление рассматривается в сочетании различных признаков. Так, например, группу болевших рабочих распределяют по формам болезни, внутри этих форм - по полу, внутри пола - по возрасту и т. д.

Второй этап статистического исследования завершается подготовкой полученных сводных данных к анализу путем вычисления статистических показателей, которые делятся на абсолютные и относительные. К относительным числам принадлежат следующие. 1. Относительные числа распределения (или экстенсивные). С их помощью определяется доля («удельный вес») той или иной части в составе всей исследуемой совокупности, например процент болевших гриппом в общем числе больных. Эти относительные величины вычисляются по формуле:

число единиц в данной части х100 / общее число единиц по всей совокупности

2. Относительные числа частоты (или интенсивные). Они измеряют частоту какого-либо явления в данной среде, например число болевших гриппом на 100 рабочих (служащих и др.). Вычисление в общем виде производится по формуле:

число единиц в исследуемом явлении х100 (1000, 10 000 и т. д.) / число единиц в данной среде.

К статистическим показателям относятся также средние числа (которые могут быть как абсолютными, так и относительными), например средняя длительность пребывания больного на койке и т. п. Средние показатели должны вычисляться по отношению к качественно однородным явлениям. Например, средние сроки лечения имеют значение, если они вычислены по отношению к определенной болезни.

Третий этап статистического исследования - анализ полученных показателей - состоит в истолковании полученных данных, выявлении обусловивших их причин, в сравнении величины их с плановыми нормативами, с предыдущими периодами, с показателями, достигнутыми передовыми медицинскими учреждениями, и т. д.

В обеспечении хорошей постановки статистической работы медицинского учреждения, отделения, кабинета, лаборатории большая роль принадлежит среднему медперсоналу. В статистических исследованиях лаборант , фельдшер, сестра являются ближайшими помощниками врача; им приходится производить выкопировку необходимых данных из медицинских документов (историй болезни, листков нетрудоспособности и др.). Средний медработник должен хорошо владеть медицинской терминологией. В тех случаях, когда ему поручается опрос обследуемых, он обязан четко записывать получаемые ответы. Для последующей группировки собранных материалов средний медперсонал выполняет ответственную функцию их шифровки, т. е. внесения условных обозначений тех или иных признаков: цифровых (например, указывать номер болезни, установленный по международной классификации и номенклатуре болезней), буквенных (например, обозначать возраст до 19 лет - буквой А, от 20 до 29 - буквой Б и т. д.). Далее он производит подсчет данных по группам и вносит их в статистические таблицы. Подсчет данных и вычисление показателей производятся с помощью вычислительной аппаратуры. Большие по объему статистические материалы обрабатываются на машиносчетных станциях. Среднему медработнику, занимающемуся этой работой, приходится выполнять диаграммы и другие графические изображения.

См. также Документация медицинская, Отчетность медицинская.

Распределение травм по локализации и степени тяжести (числа условные)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

учреждение ОБРАЗОВАНИЯ

«Гродненский государственный медицинский

университет»

ОСНОВЫ САНИТАРНОЙ СТАТИСТИКИ

Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим

образованием

Гродно, 2004


Тищенко Е.М., Заборовский Г.И. Основы санитарной статистики: Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием. - Гродно, 2004. – 31с.

Аннотация. В учебном пособии раскрыта методика санитарно-статистического исследования, расчет основных статистических величин, основные нормативные документы по санитарной статистики. Несомненно, учебное пособие будет полезно студентам медицинских вузов и, прежде всего, студентам сестринского факультета.

Рецензент: декан сестринского факультета, доцент, к. м. н. К.М. Иодковский

Утверждено и издается по решению Центрального научно-методического Совета Гродненского государственного медицинского университета

Ответственный за выпуск: первый проректор, доктор медицинских наук, профессор И.Г. Жук.

© Гродненский государственный медицинский университет

стр
1. Санитарная статистика, определение, разделы
2. Санитарно-статистическое исследование, его этапы 2.1. Содержание организационно-подготовительного этапа 2.2. Второй этап санитарно-статистического исследования (сбор статистического материала) 2.3. Третий этап санитарно-статистического исследования (разработка статистического материала) 2.4. Четвертый этап санитарно-статистического исследования (анализ полученных данных, выводы и предложения) 2.5. Пятый этап санитарно-статистического исследования (литературное оформление и внедрение результатов исследования в практику)
3. Абсолютные величины, их применение в медицине
4. Относительные величины, их виды, методика расчета, применение в здравоохранении
5. Динамические ряды, их виды и методика анализа
6. Методика расчета стандартизованных показателей и их применение в медицине
7. Вариационный ряд, его виды
8. Средние величины, виды, методика расчета, применение в здравоохранении
9. Оценка достоверности
10. Понятие о корреляционной связи
11. Литература

Санитарная статистика, определение, разделы

Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, позволяющая методом обобщающих показателей изучить закономерности этих явлений, важнейших процессов в экономической, социальной жизни общества, в его здоровье, в системе организации медицинской помощи населению.

Санитарная статистика в то же время представляет одну из отраслей статистики как науку о количественных изменениях в развитии общества, экономики, а именно медицины, здравоохранения.

В здравоохранении статистические методы исследования используют для:

1) изучения здоровья населения и факторов его определяющих;

2) анализа, оценки и планирования медицинской помощи;

3) специальных научных исследований.

Таким образом, можно выделить следующие разделы медицинской статистики:

Общетеоретические и методические основы статистики;

Статистика здоровья населения;

Статистика здравоохранения.

Статистика здоровья изучает показатели общественного здоровья и факторы, влияющие на них.

Статистика здравоохранения изучает сеть и «кадры» здравоохранения, показатели их деятельности.

Санитарно-статистическое исследование, его этапы

Основным понятием статистики является статистическое исследование. Санитарно-статистическим исследованием называется такое исследование, которое имеет целью изучение какого-либо вопроса санитарной статистики.

Каждое санитарно-статистическое исследование состоит из 5 основных этапов:

I этап. Организационно-подготовительный этап или составление программы и плана статистического исследования.

II этап. Сбор статистического материала.

III этап. Разработка статистического материала.

IV этап. Анализ полученных данных, выводы и предложения.

V этап. Литературное оформление, графическое изображение и внедрение результатов исследований в практику.

§ выбор темы исследования;

§ постановка цели и задач исследования;

§ формулировка гипотезы;

§ определение научной новизны и научно-практической значимости;

§ изучение истории проблемы;

§ проведение информационного и патентного поиска;

§ составление плана и программы исследования.

Тема исследования – это лаконичное, конкретное название, дающее общее целостное представление.

Цель исследования определяется на основании глубокого знания изучаемого вопроса (после изучения литературных данных и на основании собственного опыта). Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения. Целью санитарно-статистического исследования может быть изучение различных сторон здоровья населения, деятельности системы здравоохранения для обоснования конкретных управленческих решений. Она должна быть сформулирована четко и быть ясной не только автору, но и другим специалистам.

Задачи исследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели. Обычно число задач может быть от трех до пяти.

Пример. Цель исследования: Разработка мер профилактики и борьбы с курением у студентов-медиков. Задачи исследования: Изучение распространенности никотинизма среди студентов-медиков в начале и в конце обучения в вузе. Изучение причин и возраста начала курения.

Гипотезы – это обоснованное предположение о результатах исследования.

Научная новизна характеризует то, что впервые предлагается авторами исследования и ранее не было изучено.

Научно-практическая значимость имеет теоретический и прикладной аспекты, включает медицинскую, социальную и экономическую направленность.

История проблемы – это изучение развития теоретических знаний и практической деятельности по исследованию темы проблемы (трудноразрешимой задачи).

Информационный поиск – изучение тематических опубликованных материалов (до 10 лет). Могут ли результаты исследования «претендовать» на получение охранного авторского права (патента) для внедрения в клинический процесс определяет патентный поиск .

План санитарно-статистического исследования – это порядок его проведения. Программа санитарно-статистического исследования – это перечень вопросов, подлежащих изучению.

1. Определение места исследования, то есть той территории, на которой проводится данное исследование.

2. Определение сроков проведения исследования – составление календарного плана выполнения исследования, его отдельных этапов и элементов.

3. Определение объема и метода исследования или характеристика объектов исследования.

4. Определение вида исследования.

5. Исполнители (кадры) для проведения исследования и их характеристика (численность и квалификация), под чьим руководством проводится исследование.

6. Характеристика технического оснащения (требуемых материальных и финансовых средств, необходимое лабораторное оборудование и приборы, канцелярские товары, счетная техника. Указываются способы разработки полученного материала - ручная, машинная и т.д.)

Объект статистического исследования – статистическая совокупность (явлений, предметов, лиц), о которых будут собираться сведения: население, студенты определенного института, госпитализированные больные в определенную больницу и т.п.

Статистической совокупностью называют специальным образом сформированную группу, состоящую из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах пространства и времени, реально существующую и обладающую определенными групповыми свойствами.

Групповые свойства статистической совокупности:

¨ характер распределения изучаемого явления (альтернативный, симметричный, асимметричный);

¨ средний уровень (например, характеризует средняя арифметическая);

¨ разнообразие признака (характеризует сигма);

¨ репрезентативность признака (характеризует средняя ошибка);

¨ взаимосвязь между изучаемыми признаками (характеризует коэффициент корреляции).

Для характеристики объекта исследования необходимо определить объем исследования, т.е. число наблюдений, включенных в исследование. В зависимости от цели исследования число наблюдений в нем будет различным. Например, в клинико-статистических исследованиях объем обычно составляет 120-150 наблюдений, в санитарно-статистических – он исчисляется десятками тысяч. По величине совокупности единиц наблюдения последняя может быть двух видов: генеральная и выборочная. Соответственно этому имеется 2 метода исследования – сплошное и не сплошное исследование.

Сплошное исследование – это регистрация всех возможных единиц наблюдения. Для такого исследования характерно собирание массового, большого объема при относительно ограниченном числе учетных признаков.

Сплошное наблюдение – это регистрация всех явлений, составляющих генеральную совокупность. При сплошном исследовании изучаются все единицы объекта исследования. Например: производственные травмы, профессиональные отравления, численность больниц.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных единиц, которые могут быть к ней отнесены. По численности она может быть большой, приближенной к бесконечности (численность больных на всем земном шаре), либо быть ограниченной (численность работающих на Н-ском заводе в течение определенного года).

Формирование генеральной совокупности может осуществляться по комплексу признаков, то есть с применением метода направленного отбора (например, изучение заболеваемости ИБС у мужчин предпенсионного возраста, проживающих в г. Гродно, в течение трех лет). Один из видов направленного сплошного отбора – кагортный метод. Кагортой называется статистическая совокупность, состоящая из относительно однородных элементов, объединенных сроком наступления определенного события (признака) и прослеженного в один и тот же интервал времени. Например, изучение детности в первое пятилетие брака.

Возможен направленный сплошной отбор по нескольким признакам (с определением границ генеральной совокупности): изучение детности в первое пятилетие брака у молодых супругов (до 25 лет), проживающих на территории г. Гродно, вступивших в первый брак в течение 2004 года.

Не сплошное или выборочное исследование предполагает изучение части генеральной совокупности для характеристики ее, как целого. Отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность должен производиться определенным образом. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом.Поскольку на основании анализа выборочной совокупности необходимо получить полное представление о закономерностях всей генеральной совокупности, к выборке предъявляется два требования :

Достаточность (по численности, по объему);

Репрезентативность, то есть представительность выборки, которая должна обладать основными характеристиками генеральной совокупности, быть для нее типичной. Репрезентативность выборки зависит не только от ее численности, но и от способа формирования выборочной совокупности.

Например, доказано, что для изучения общей заболеваемости населения по его обращаемости за медицинской помощью достаточно изучить заболеваемость у 20-30 тысяч населения. Значит, если мы хотим изучить заболеваемость в г. N с числом жителей 240 тысяч, нет необходимости изучать ее сплошным методом у всего населения, достаточно взять восьмую-десятую часть этого населения. Однако будет неправильно, если мы для исследования возьмем, например всех детей и молодое население в количестве 30 тысяч. Необходимо так отобрать выборочную совокупность, чтобы распределение в ней населения по полу, возрасту, условиям жизни, социальному составу и т.д. было таким же, как во всем населении г. N, иными словами, выборка должна отражать все основные свойства генеральной совокупности.

Различают следующие несплошные исследования:

1. Монографическое исследование применяется для изучения какого-либо одного объекта, когда из множества объектов выбирается один и исследуется тщательно, глубоко, с максимальной полнотой, с целью показа передового опыта, выявления тенденций развития явления. Проводится оно и перед основным исследованием с целью разработки программ, изучения организационных вопросов. Часто такое исследование проводится в динамике. Например: а) образцовый санитарно-гигиенический режим школы; б) проведение эксперимента по раннему выявлению и ликвидации туберкулеза на примере одной области.

2. Метод основного массива (несовершенный сплошной) применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается основная их часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Например, при изучении оптимальных сроков искусственного прерывания беременности взято специализированное абортное отделение (хотя единичные случаи прерывания беременности проводятся и в других гинекологических отделениях).

Недостатком указанных методов является отсутствие возможности широкого распространения результатов исследования.

3. К несплошным относятся исследования , проведенные на выборочных совокупностях различными методами. Выборочные исследования в медицине и здравоохранении получают все больше распространение, позволяют провести углубленный анализ с меньшей затратой сил, средств, времени. Выборочные исследования применяются при проведении пробных, поисковых работ. Результаты его могут быть распространены на всю генеральную совокупность.

Способы отбора выборочных совокупностей:

· Случайный отбор – это отбор, проводимый по жребию или таблицам случайных чисел. Проводится в относительно однородных генеральных совокупностях. Каждый элемент генеральной совокупности имеет равную возможность попасть в выборку. Случайной будет выборка больных, фамилии которых начинаются на определенную букву.

· Механический отбор – это отбор, когда из всей совокупности берется для изучения механически отобранная каждая пятая (20% выборка) или каждая десятая (10% выборка) единица наблюдения, т.е. через определенный интервал. Для этого необходимо определить, какую долю генеральной совокупности берем для исследования.

· Гнездовой (серийный) отбор – это отбор, когда из всей генеральной совокупности выбирают не отдельные единицы, а гнезда (серии). Например, при изучении заболеваемости сельского населения Гродненской области выбираем два типичных для области района по развитию промышленности и сельского хозяйства, с типичным возрастно-половым составом населения и типом расселения сельского населения. Результаты же распространены на все сельское население области.

· Типологический отбор – это отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однородных групп. Например, при изучении распространенности определенного заболевания все население группируется по определенному признаку, например, по возрасту, а затем из каждой группы проводится отбор необходимого числа наблюдений одним из перечисленных способов, например, механическим путем. Причем отбор может быть пропорциональным численности группы (пропорциональный типологический отбор) либо одинаковое число наблюдений в каждой группе, хотя их общая численность различна (непропорциональный типологический отбор).

· Направленный отбор – это специальный подбор единиц наблюдения из генеральной совокупности. С целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволяют выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.

Выборочная совокупность подбирается так, чтобы среднее значение признака в выборочной и генеральной совокупности совпадали. Либо – формирование выборки проводится путем последовательного отбора единиц наблюдения с одинаковыми несколькими наиболее важными признаками. При таком подходе устраняется влияние «сильных» и хорошо изученных факторов, и внимание исследователя сосредотачивается на изучении влияния профессии на мертворождаемость берем женщин одной возрастной группы с одинаковым порядком номером родов, одинаковым их диспансерным наблюдением и т.д., но имеющих разные профессии (а следовательно и различные профессиональные вредности).

· Метод «контрольных» групп наиболее часто применяется в клинико-статистических исследованиях. Для изучения эффективности определенного метода лечения, диагностики и т.п. используют две группы наблюдения:опытную (которая подвергается воздействию определенного фактора) и контрольную, альтернативную (в которой такое воздействие отсутствует). Важнейшим принципом их формирования является их максимальное сходство (по целому ряду признаков) за исключением изучаемого фактора воздействия (например, метода лечения): попарно-сопряженный отбор, метод уравновешенных групп, подбор копии-пары (последний для редких явлений: изучение случаев материнской смертности, младенческой смертности), кагортный метод (см. выше).

· Комбинированная выборка используют несколько способов отбора выборочных совокупностей.

· Моментные наблюдения («срез») являются выборочными по времени. Такие исследования можно повторить через определенные промежутки времени, что позволяет учитывать динамику явлений.

Виды санитарно-статистического исследования:

1) текущее (постоянное);

2) единовременное (одномоментное).

Текущее наблюдение – это наблюдение, когда регистрация каждого случая проводится постоянно, по мере его возникновения за определенный период времени. Например, каждый случай рождения ребенка в течение года, каждое обращение в лечебно-профилактическое учреждение за год.

Единовременное наблюдение – такое, когда изучаемые явления фиксируются на какой-то определенный момент времени (дату, день недели, час и даже минуты). Классическим параметром такого исследования является перепись населения. Другие примеры: состав коечного фонда стационаров (на начало года), изучение физического развития у детей определенного возраста и пола (по данным за определенный год).

Программа санитарно-статистического исследования включает:

1) выбор единицы наблюдения или основного признака, подлежащего изучению;

2) определение дополнительных признаков, подлежащих изучению;

3) обеспечение статистическим бланком;

4) определение группировки и составление макетов таблиц.

Все признаки, характеризующие статистическую совокупность, делятся на объединяющие и разъединяющие. Объединяющие признаки или признаки сходства служат основанием для объединения в совокупность. Разъединяющие признаки или признаки различия служат предметом анализа совокупности.

Каждый первичный элемент объекта исследования, составляющий статистическую совокупность и наделенный признаками сходства, называется единицей наблюдения, единицей статистической совокупности (счетной единицей). Например: Статистической совокупностью может быть группа лиц, родившихся в данном году в данном населенном пункте. Объединяющие признаки: единый возраст (все входящие в группу – новорожденные), единое время (все родились в данном году), единая территория (все родились в данном населенном пункте). Разъединяющие признаки: пол ребенка, его доношенность, состояние здоровья, возраст матери и др. Каждая единица наблюдения характеризуется рядом присущих ей признаков (свойств). Признаки, по которым различают элементы статистической совокупности, подлежащие учету в данном исследовании, называются учетными признаками.

Учетные признаки могут быть:

1. а) факторными, причинными;

б) результативными, зависящими от факторных.

Факторы – это те свойства, влияние, воздействие или разнообразие которых так или иначе отражается на разнообразии результативного признака. В зависимости от цели исследования один и тот же признак может быть и факторным, и результативным. Например: При изучении эффективности метода лечения длительность госпитального лечения является результативным признаком (то есть зависящим от применяемого метода лечения). При изучении необходимого числа коек для лечения больных, длительность госпитального лечения является факторным признаком: чем больше длительность лечения, тем больше требуется коек.

2. а) количественные – выраженные числом (возраст, рост, вес и т.п.);

б) атрибутивные – выражены словом (пол, место жительства, диагноз и т.п.)

Статистические бланки могут быть двух видов:

1. Стандартные, то есть формы официальных медицинских документов, утвержденные Министерством здравоохранения. Например, статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов, форма № 025-2у, врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

2. Специальные, то есть составленные самим исследователем. Например: анкета изучения распространенности никотинизма среди студентов-медиков ГГМУ; выкопировочный бланк для изучения эффективности хирургического лечения рака молочной железы.

Формализация статистических документов (выкопировочных карт, карт выборки, опросного листа, анкеты, статистического бланка) – необходимое условие разработки материала на компьютерной технике, использования перфокарт с краевой перфорацией для ручной разработки материала (типа К-3, К-4, К-5). Формализованная статистическая карта включает систему «вопрос-ответ-шифр (код)», рациональное, компактивное расположение признаков. Она позволяет осуществить одновременно регистрацию, группировку, кодирование уже на стадии получения первичной информации. Пример: статистическая карта выбывшего из стационара, форма № 066-у; врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

Группировка – это распределение собранного материала по характеру или величине признака на качественно однородные группы.

Виды группировок:

1. Типологическая – группировка атрибутивных (качественных) признаков, выраженных словесно, описательно. Пример: группировка студентов по факультетам: лечебно-профилактический, педиатрический, медико-психологический.

2. Вариационная – это группировка признака, имеющего числовое выражение. Пример: группировка обследованных по возрасту 20-24 года; 25-29 лет; 30-34 года и т.д.

Группировка должна выделить существенные свойства изучаемого явления, вскрыть его особенности, его типичность. Основные правила группировки:

1. Группировка не должна быть механической, необходимо выяснить логические связи, соответствующие цели исследования. Пример: При изучении заболеваемости корью нецелесообразно возраст взрослого населения группировать по 5-летним интервалам, так как известно, что корь – инфекция детского возраста, хотя случаи заболевания корью бывают и у взрослых. Наоборот, при изучении ишемической болезни сердца молодой возраст можно объединить в одну группу, а после 35-40 лет возраст группируют ао 5 или 10-летним интервалом.

2. Каждая группа должна иметь четкие границы. Например: при выявлении 10-летних возрастных интервалов нельзя их указать так: 20-30 лет, 30-40 лет, 40-50 лет, и т.д., так как при этом нет ясности, в какую группу относится возраст 30 лет, 40 лет. Правильно группы строить так: 20-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет и т.д.

Таблица - это сводка материала. Макет таблицы - это таблица без внесенных цифровых данных. Составление таблиц – творческий процесс, требующий выделения причинно-следственных связей, основанный на глубоком знании изучаемого вопроса, умении логически мыслить и понимания законов статистики. Любая таблица по содержанию должна представлять мысль, отраженную в названии таблицы и выраженную в цифрах. Цифровые данные вносятся в таблицы на третьем этапе статистического исследования.

Требования, предъявляемые к статистическим таблицам :

1. Таблица должна иметь четкое и краткое название, определяющее ее содержание.

2. В таблице различают статистическое подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее - основной учетный признак, подлежащий изучению. Статистическое сказуемое – признак, характеризующий подлежащее. Сказуемое дополняет подлежащее, позволяет дать более глубокую и полную характеристику изучаемой совокупности. Подлежащее обычно пишется по вертикали, а цифровые данные заполняются по горизонтали. Сказуемое, как правило, пишется по горизонтали в верхней строке таблицы, цифровые данные заполняются в вертикальных столбцах.

3. Таблица должна иметь, где это возможно, итог (как по горизонтали, так и по вертикали), т.е. по строкам и столбцам.

4. Таблица не должна быть громоздкой, то есть содержать не более трех учетных признаков. Необходимо учитывать, что каждый признак делится еще на группы, число которых зависит от цели исследования и может исчисляться даже десятками. Например, при разработке причин младенческой смертности Всемирная Организация Здравоохранения предлагает такие группировки по возрасту: до 24 часов; 1, 2, 3, 4, 5, 6 дней; 7-13 дней; 14-20 дней; 21-27 дней; 28 дней до 2-х месяцев; 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, т.е. всего 21 группу.

5. В заполненной таблице не должно быть пустых мест. Если данный вопрос не изучался и данные нельзя проставить, пишется «нет сведений» или «неизвестно». Если же при изучении явления в данную группу не попала ни одна единица наблюдения, то ставится «0» или «-» (прочерк).

Виды статистических таблиц:

1) простые;

2) сложные (групповые и комбинационные);

Простой называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее, позволяющая получить сводку и анализ материала только по одному признаку.

Сложной называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее и несколько статистических сказуемых, позволяющая получить сводку и анализ материала по нескольким признакам, характеризующих основной.

Групповой называется таблица, имеющая одно подлежащее и несколько, не связанных между собой статистических сказуемых. Групповая таблица позволяет получить сводку и анализировать материал по двум и более признакам. В групповой таблице основной признак сочетается поочередно со всеми остальными, то есть подлежащее каждый раз сочетается только с одним сказуемым.

Комбинационная таблица - это сводка материала по трем и более взаимосвязанным признакам. Она позволяет наиболее глубоко анализировать материал. Комбинационная таблица может содержать одно или несколько взаимосвязанных подлежащих, каждое из которых еще взаимосвязано со сказуемым (одним или нескольким), причем сказуемые между собой также взаимосвязаны. При этом рекомендуется сочетание 2-3 сказуемых, чтобы комбинационные таблицы были не громоздкими.

Примеры макетов таблиц: простой (табл. 1), групповой (табл. 2), комбинированная (табл. 3).

Таблица 1. Возрастная структура младенческой смертности в г. Гродно в 2004г.

Таблица 2. Причины младенческой смертности в зависимости от возраста и

Исследования в практику)

Литературное оформление – это написание текста работы (статьи, монографии, диссертации и т.п.)

Внедрение достижений медицинской науки в практику здравоохранения – комплекс организационных, правовых и технических мероприятий, направленных на практическое освоение и систематическое использование организациями и специалистами здравоохранения эффективных методов, средств и технологий профилактики и диагностики заболеваний, лечения и медико-социальной реабилитации больных, а также организационных форм работы с целью дальнейшего совершенствования здравоохранения.

Формы внедрения:

1) внедрение в производство по выпуску новых средств материально-технического обеспечения, например, новых изделий медицинского назначения;

2) внедрение в практику здравоохранения;

3) внедрение в учебный процесс;

4) внедрение в научный процесс;

5) внедрение в другие отрасли экономики (например, внедрение санитарных норм и правил в работу пищевой промышленности).

Предложения, подлежащие внедрению:

1. Новые методы и способы профилактики, диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации.

2. Новые организационные формы и методы работы.

3. Новые медицинские технологии.

4. Новые лекарственные средства и другие препараты.

5. Санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы.

6. Новые знания.

Источники предложений для внедрения являются:

1. Результаты завершенных научных исследований

2. Открытия, изобретения.

3. Передовой опыт работы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений.

Внедрение во врачебную практику возможно только с официального решения Министерства здравоохранения.

Система официального разрешения к применению в практике здравоохранения определенного предложения включает в себя:

1. Экспертизу предложения и проверку его практической эффективности.

2. Юридическое оформление разрешения на применение и получение охранного документа в виде патента, авторского свидетельства и др.

3. Информационно-инструктивно-методическое обеспечение

4. Подготовку специалистов по овладению новыми методами и способами.

Стадии внедрения:

1. Освоение метода на уровне НИИ, вуза, Бел МАПО.

2. Освоение метода организациями здравоохранения.

Уровни внедрения:

I – в отдельных (одном или нескольких) организациях местного значения

II – в большинстве профильных организациях области, района

III – в большинстве профильных организациях республики

IV – международный уровень

Виды внедрения:

1. По результатам завершенного исследования может быть подготовлен и издан приказ главврача отдельного учреждения, главврача района по нескольким учреждением или району в целом, приказ областного управления здравоохранением, Министерства здравоохранения.

2. На основании полученных данных могут быть подготовлены и изданы методическая инструкция, положение, методические рекомендации. Например, издание санитарных норм и правил, положений, предельно допустимых концентраций, безопасных уровней веществ, издание и утверждение инструкции по применению. Инструкция – это внутриведомственное издание, содержащее положения, указания по применению способа или по регулированию производственной деятельности. При составлении инструкции выделяют название способа с указанием номера и даты выдачи охранного документа, учреждение – разработчик, авторов, показания к применению, перечень необходимого оборудования, реактивов и т.д., описание технологии использования способа с указанием этапов, перечень возможных осложнений и пути их устранения, противопоказания для применения.

3. Результаты исследования могут быть положены в основу лекции или доклада для организаторов здравоохранения, врачей или средних медработников, представителей государственных, общественных органов, организаций, населения, выступления по радио или телевидению.

4. Изложение результатов работы публикуются в печати в виде статьи, книги (монографии).

5. На основании исследования может быть проведена реорганизация деятельности медицинского учреждения или ряда учреждений, организована целевая подготовка специалистов по овладению новыми методами работы, школа передового опыта работы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений, организация курсов, семинаров.

6. Оформление рационализаторского положения, открытия, изобретения, получение авторского свидетельства, патента.

7. Экспозиция на съездах, конференциях и т.д.

8. Серийный выпуск аппаратов, лекарственных препаратов, вакцин и т.п.

Обеспечение внедрения:

1. Информационные издания.

2. Инструктивные издания (инструкции по применению нового, приложения к приказу).

3. Методические издания.

а) методические указания по обязательному применению в конкретных учреждениях, составленные по заказу главного управления Минздрава;

При внедрении оформляется акт о внедрении, утвержденный руководителем учреждения, в котором внедрен способ. В акте указывается наименование предложения для внедрения, кем предложено, источник информации, где и когда начато внедрение, результаты применения метода, эффективность внедрения.

В процессе внедрения выделяют два этапа:

1) отбор и санкционирование внедрения;

2) организация и контроль правильности внедрения и использования нового, оценка практических результатов внедрения.

Реализация первого этапа возложена на комиссию по способам профилактики, диагностики, лечения и организационным формам работы. Учебного медицинского совета, возлагаемого первым заместителем министра здравоохранения. (Приказ № 101 А от 22 февраля 2001г. Об утверждении состава Ученого медицинского Совета МЗ РБ)

Второй этап курируется Главным управлением лечебно-профилактической помощи с институтом главных специалистов (Приказ МЗ РБ № 263 от 31 октября 2000г. «О совершенствовании методов и форм организации деятельности научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений» и Постановление Совета Министров РБ от 23 августа 2000г. № 1331 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РБ»).

Оценка результатов внедрения выражается основными видами эффективности:

Медицинская эффективность – это его новизна, полезность, улучшение состояния здоровья, сокращение сроков лечения, снижение числа случаев заболеваемости, смертности.

Социальная эффективность – это влияние на медико-демографические процессы и выражается в увеличении средней продолжительности жизни, повышении качества жизни, улучшении экологии, условий труда и т.д.

Экономическая эффективность оценивается ресурсными и стоимостными критериями.

Применение в здравоохранении

Относительные величины (показатели, коэффициенты) – это величины, полученные путем отношения двух абсолютных величин, выраженных через третью абсолютную величину.

Виды относительных величин:

1. Экстенсивный показатель;

2. Интенсивный показатель;

3. Показатель соотношения;

Медицинская статистика - это наука, которая изучает количественную составляющую мас-совых явлений и процессов в обществе в неразрывной связи с их качественными характеристиками в определенных условиях места и времени. Данная универсальная наука охватывает абсолютно все сферы человеческой деятельности. Медицинская или по-другому санитарная статистика занимается изучением количественной стороны явлений, а кроме того, процессов, которые связаны со сферой здравоохранения и гигиены. Подробнее о медицинской статистике, а также о ее задачах пойдет речь далее.

Разделы медицинской статистики

Медицинская статистика - это наука, в которой выделяют три следующих раздела:

  • Статистика, связанная со здоровьем населения. Этот раздел занимается изучением состояния здоровья всего населения в целом. Также он затрагивает его отдельные группы. Сведения, как правило, собираются посредством проведения статистических анализов, а кроме того, сбора данных о составе и общей численности населения. При этом строго учитывается воспроизводство населения, а также его естественное движение наряду с физическим развитием, распространенностью различных болезней, продолжительностью жиз-ни и так далее. Оценку показателей здоровья населения проводят, сопоставляя данные с общепринятым оценочным уровнем. В частности в динамике наблюдаются сведения, которые получаются по различным регионам.
  • Это медицинская статистика в области здравоохранения. Раздел занимается решением вопросов по сбору, обработ-ке и анализу информации обо всех учреждениях здравоохранения. При этом учитываются такие параметры, как размещение данных организаций, их оснащение, деятельность и кадры. В отношении кадров собирают информацию об общей численности врачей, а кроме того, о среднем и младшем медицинском персонале, а также о распределе-нии лиц, согласно их непосредственным специальностям и длительности стажа работы. В отношении кадров также собираются сведения о прохождении переподготовки и так далее. В рамках проведения анализа деятельности лечебно-профилактических организаций выполняется сопоставление полученной информации с нормативны-ми уровнями.
  • Клиническая статистика в медицине является разделом, который следит за использованием методик в рамках обработки экспериментальных, а кроме того, лабораторных результатов исследований. Такая статистика дает возможность с количественной точ-ки зрения оценивать достоверность полученных результатов проведенного исследования. Благодаря ей удается ре-шать и ряд других задач, к примеру, речь идет об определении объемов необходимого количества наблюдений во время выборочных исследований, формировании экспериментальной и контрольной группы, об изучении наличия корреляционных и регрессионных взаимосвязей, а также об устранении качественной неоднородности групп и так далее.

Медицинская статистика и ее задачи

Медицинская статистика - это раздел науки, который преследует ряд определенных задач, среди которых необходимо называть следующие:

  • Изучение состояния здоровья всего населения в целом.
  • Осуществление анализа критерия количественной характеристики здоровья в обществе.
  • Установление связи между показателями и разными фак-торами социальной и природной среды.
  • Оценивание влияния фак-торов природной и общественной среды на уровень здоровья населения. Какие еще задачи медицинской статистики известны?
  • Изучение вопросов материальной и технической базы в системе здравоохранения.
  • Проведение анализа деятельности лечебно-профилактических организаций.
  • Оценивание медицинской и социальной, а кроме того, экономической эффективности, которая достигается в рамках лечебных, противоэпидемических и профилактических мероприятий.
  • Применение статистических методик при выполнении клинических, а кроме того, экспериментальных медицинских и биологических исследований.

Методика социальной диагности-ки

Статистику в медицине считают методикой социальной диагности-ки, так как она дает возможность предоставить оценку общего состояния здоровья всего насе-ления в стране или в регионе. На этой основе разрабатываются меры, которые направ-ляются на улучшение здоровья общества. Наиболее важным принципом медицинской статистики выступает ее применение для изу-чения не единичных, а именно массовых явлений. Благодаря этому удается выявить общие закономерности таких явлений. Данные закономерности можно наблюдать, как правило, при изучении общей статистической совокупности.

Статистика как ведущий метод в медицине

Медицина остро нуждается в проведении статистических исследований. Благодаря таким исследованиям удается управлению здравоохранения добиваться следующих результатов:

  • Происходит количественное измерение показателей здоровья населения.
  • Устанавливаются показатели деятельности медицинских организаций.
  • Определяется сила влияния тех или иных факторов на здоровье населения.
  • Определяется эффективность проведения лечения.
  • Устанавливается эффективность осуществления оздоровительных мероприятий.
  • Происходит оценивание динамики показателей здоровья, благодаря чему удается их прогнозировать.
  • Получаются необходимые сведения, которые требуются для разработки норм, а кроме того, нормативов здравоохранения.

Объективные законы действительности

Непосредственно санитарная статистика предполагает следующие объективные законы действительности:

  • Закономерность больших чисел. Подобные закономерности наиболее четко могут проявляться при большом количестве всевозможных наблюдений.
  • Теория вероятности. Данная теория лежит в основании выборочных методик исследования. Суть заключается в создании одинаковых условий для того, чтобы материал был отобран и изучен.

Чем еще занимается эта отраслевая статистика?

Уровни оценки состояния здоровья населения

Выделяют следующие уровни оценивания здоровья в рамках медицинско-социальных исследований:

  • Индивидуальный. В данном случае речь идет непосредственно о состоянии здоровья отдельно взятого человека.
  • Групповой. Этот уровень предполагает исследование общей картины здоровья в социальных и этнических группах.
  • Региональный. Данный уровень предоставляет сведения о здоровье на площади административных территорий.
  • Общественный. Этот уровень является глобальным и занимается изучением популяции. Управление здравоохранения крайне заинтересовано в этом.

задачи науки

Наука в сфере общественного здоровья преследует следующие цели:

  • Изучение и наблюдение влияния медицинских, а также социальных факторов, наряду с условиями и образом жизни, на здоровье различных категорий населения.
  • Составление научно обоснованных рекомендаций в целях предупреждения и устранения неблагоприятных медицинских и социальных условий. А кроме того, факторов и оздоровительных мероприятий для общего усовершенствования уровня здоровья населения.

Для чего еще нужна медико-санитарная статистика?

  • Составление рекомендаций для практических органов и организаций в сфере здравоохранения в рамках нормативно-кадрового обеспечения, планирования и прогнозирования деятельности отдельно взятых специалистов и учреждений. Помимо этого, рекомендации составляются в отношении организаций медицинской помощи, а кроме того, санитарного и эпидемического благополучия. Параллельно анализируются основы организационных и экономических форм медицинского страхования наряду с менеджментом, маркетингом и моделированием клинических услуг для населения.
  • В бюро медицинской статистики производится оценивание критериев общественного здоровья наряду с качеством предоставления медицинской помощи и ее оптимизацией.

Виды медицинско-социальных исследований

Приемы проведения в области статистики предполагают использование следующих методов сбора информации:

  • Исторический метод.
  • Динамическое наблюдение.
  • Санитарно-статистический прием. Данный метод исследования является основным.
  • Выполнение медицинско-социологического анализа.
  • Сбор экспертных оценок.
  • Проведение системного анализа.
  • Осуществление организационных экспериментов.
  • Использование планово-нормативной методики.

Предмет и объект медицинско-социальных исследований

Предметом медицинской статистики являются:

  • Изучение общественного здоровья (состояние здоровья определенной территории, факторы риска вредного производства и др.).
  • Научно-исследовательская работа (проведение научных исследований, написание научных работ, организация научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров и др.).
  • Изучение деятельности учреждений здравоохранения (качество работы территориальной поликлиники, эффективность деятельности диспансера, оборот коек стационара и др.).
  • Работа над методикой проведения медико-статистических исследований.

Непосредственно объектами медицинско-социальных исследований выступают:

  • Население административных территорий. В данном случае речь идет о пациентах, которые страдают определенной нозологией.
  • Отдельные организации. В этом случае подразумеваются всевозможные поликлиники наряду со стационарами, диагностическими центрами, специализированными службами, промышленными предприятиями, учреждениями здравоохранения и тому подобное.
  • Органы в системе здравоохранения, например, различные министерства наряду с агентствами, комитетами, отделами, секторами и так далее.
  • Объекты окружающей среды. Под такими объектами имеются в виду водоемы наряду с участками растительных насаждений, сельскохозяйственными владениями и тому подобное.
  • Общие, а кроме того, специфические факторы, влияющие на риск появления различных заболеваний. К таким факторам относят экологическое неблагополучие наряду с вредным производством, механическими, химическими и физическими предпосылками.

Статистика - это наука, которая изучает количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени. Она позволяет выявить закономерности массовых явлений, используя обобщающие показатели.

Статистика является универсальной наукой. Статистический метод широко применяется в различных областях науки, техники, народного хозяйства. К числу отраслей статистической науки относится и медицинская статистика.

Медицинская (санитарная) статистика - отрасль статистической науки, которая изучает вопросы, связанные с медици­ной, гигиеной, здравоохранением.

Задачами медицинской статистики являются:

1) изучение здоровья населения в целом или отдельных его групп, выявление количественных характеристик общественного здоровья;

2) выявление связей между показателями здоровья и различными факторами природной и социальной среды, оценка влияния этих факторов на здоровье населения;

3) изучение данных о сети медицинских учреждений, кадрах, анализ их деятельности;

4) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом;

5) использование статистических методов в клинических, санитарно-гигиенических, экспериментальных исследованиях.

По рекомендации ВОЗ, здоровье населения иногда называют «санитарное состояние». Медицинская статистика является мето дом социальной диагностики, поскольку она позволяет оценить состояние здоровья населения конкретного региона или страны в целом и на этой основе разработать меры, направленные на улучшение, охрану общественного здоровья. Выделяют 3 раздела медицинской статистики:

1) статистика здоровья населения - изучает состояние здоровья населения в целом или его отдельных групп (путем сбора и статистического анализа данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и т. д.)- Оценка показателей здоровья проводится в сопоставлении с общепринятыми оценочными уровнями и уровнями, полученными по различным регионам и в динамике;

2) статистика здравоохранения - решает вопросы сбора, обработки и анализа информации о сети учреждений здравоохранения (их размещении, оснащении, деятельности) и кадрах (о численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, распределении их по специальностям, стажу работы, переподготовке и т. д.). При анализе деятельности лечебно-профилактических учреждений полученные данные сопоставляются с нормативными уровнями, а также уровнями, полученными по другим регионам и в динамике;

3) клиническая статистика - это использование статистических методов при обработке результатов клинических, экспериментальныхи лабораторных исследований. Она позволяет с количественной точки зрения оценить достоверность результатов исследования и решить ряд других задач (определение объема необходимого числа наблюдений при выборочном исследовании, формирование экспериментальной и контрольной групп, изучение корреляционных и регрессионных связей, устранение качественной неоднородности групп и т. д.).

Статистика применяется для изучения не отдельных, единичных, а массовых общественных явлений в целях определения общих закономерностей, присущих изучаемому явлению. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, т. е. при изучении статистической совокупности.

Определение медицинской статистики

Медицинская статистика (санитарная статистика) - отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и здравоохранения. Основные задачи медсестры - разработка методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении; выявление основных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в разных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни; изучение и оценка состояния и развития сети и деятельности учреждений здравоохранения и мед. кадров. Основой М.с. являются общая теория статистики и математическая статистика.

Задачи и разделы медицинской (санитарной) статистики

Интенсификация труда медицинских работников требует систематического учета и анализа лечебно-профилактической, противоэпидемической работы. В связи с этим возрастает роль и значимость медицинской статистики в научной и практической работе. Умелое использование медицинской статистики позволяет своевременно «ставить диагноз» общественному здоровью и эффективности проводимых лечебно-профилактических мероприятий. Успех любого статистического исследования определяется не только знанием сущности изучаемого вопроса, но и методических основ медицинской статистики. Санитарная (медицинская) статистика изучает вопросы, связанные с медициной и здравоохранением. Санитарная статистика делится на два раздела:

  • - статистику здоровья (количественная характеристика состояния здоровья различных групп населения в зависимости от комплекса социально-биологических факторов);
  • - статистику здравоохранения (состояние сети кадров, оценка деятельности учреждений здравоохранения, мероприятий по охране здоровья населения). Руководство медицинской статистикой в стране осуществляет Управление медицинской статистики и вычислительной техники Министерства здравоохранения.

Санитарная статистика играет важную роль в оценке состояния здоровья населения, деятельности медицинских учреждений, планировании и прогнозировании различных служб здравоохранения. На современном этапе развития здравоохранения санитарная статистика играет важную роль в оценке состояния здоровья населения, деятельности медицинских учреждений, планировании и прогнозировании различных служб здравоохранения и т.д.

Медико-демографические показатели.

Исторически на стыке общей демографии и социальной медицины в конце XIX века выделилась смежная научная область - медицинская демография, изучающая взаимосвязь процессов воспроизводства населения с социально-гигиеническими факторами и разрабатывающая на этой основе медико-социальные меры, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографической ситуации и улучшения здоровья населения.

Статистическое изучение народонаселения ведется в двух основных направлениях:

  • - статистика населения;
  • - динамика населения.

Состав населения (статика) изучается по ряду основных признаков: пол, возраст, социальные группы, профессия, язык, образование, место жительства и т.д. Динамика населения есть движение и изменение количества населения. Изменение численности населения может происходить по следующим причинам:

  • - механического движения населения - миграционные процессы;
  • - естественного движения населения - под влиянием рождаемости и смертности.

Коэффициент рождаемости.

Для определения интенсивности процесса рождения и размеров рождаемости пользуется обычными интенсивными показателями. Общий показатель рождаемости высчитывается следующим образом:

Если имеются сведения о родившихся за несколько месяцев, то можно вычислить показатель по формуле:


Кроме того, в статистике рождаемости рассчитывается коэффициент суммарной рождаемости, который определяет сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всей ее жизни.


Коэффициент смертности.

Показатели смертности уже давно используют для оценки состояния здоровья. Общий показатель смертности (ОПС): измеряет число случаев смерти от всех причин в данной группе населения за определенный период времени.


При изучении смертности населения желательно знать помесячные колебания смертности с тем, чтобы уметь отличить подлинное увеличение или уменьшение смертности от сезонных колебаний.

Работа стационара.

Использование коечного фонда:

Средняя длительность пребывания больного на койке рассчитывается больнице по каждому отделению по отдельным заболеваниям:

Естественный прирост населения.

Естественный прирост рассчитывается как разность показателей рождаемости и смертности. В результате естественного движения населения численность его меняется. Если смертность превышает рождаемость, то численность населения убывает, и показатель такого прироста имеет отрицательный знак. Санитарную оценку показателя естественного прироста населения нельзя производить без учета уровней рождаемости и смертности, из которых он был получен. Показатели естественного прироста населения, полученные в результате высокой рождаемости и высокой смертности, могут быть равны показателям, полученным при более низкой рождаемости и соответственно низкой смертности.

Статистика населения.

Основным, наиболее достоверным источником сведений о численном составе населения служат переписи, научные принципы, организации которых разработаны были в течении XIX века. Одна из первых известных попыток учета населения была проведена в Китае в 238 г.до н.э. Аналогичные сведения относительно Палестины неоднократно встречаются в Ветхом Завете. Первая перепись, отвечающая научным принципам учета населения, была проведена в Бельгии в 1846г. На Руси в основном проводился по хозяйственный учет населения в целях рационального налогообложения. С 1718 по 1860 г. в России прошло десять «ревизий».Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 г. На протяжении нынешнего столетия в нашей стране прошло 8 всеобщих переписей.



Просмотров