Прокурорский надзор краткий конспект лекций pdf. Андрей Федулов - Прокурорский надзор: конспект лекций

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Руководствуясь данной книгой, студент сможет в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. В книге с учетом последних изменений в законодательстве РФ в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Прокурорский надзор». Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов. Структура и содержание книги соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов юридических вузов.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Прокурорский надзор 6-е изд., пер. и доп. Краткий курс лекций" Федулов Андрей Владимирович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993

АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ

ГК Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ

ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ

КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

СК Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

ТК – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

УИК – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ

УК – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ

Закон о прокуратуре – Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

Закон об ОРД – Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

ОРД – оперативно-розыскная деятельность

РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

СНГ – Содружество Независимых Государств

РФ – Российская Федерация

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

1.1. Предмет и система учебного курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор в Российской Федерации» изучается на всех юридических факультетах вузов РФ. Освоение этого курса происходит, как правило, на завершающем этапе обучения студентов, что вполне обоснованно.

Во-первых, деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов касается практически всех сфер общественных отношений, которые урегулированы нормами права.

Очевидно, что для полного и всестороннего изучения организации работы органов прокуратуры студентам необходимо обладать достаточными знаниями как о системе нормативно-правовых актов, регламентирующих общественные отношения, так и непосредственно о законности самой деятельности органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций.

Например, рассматривая функцию прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими ОРД, необходимо знать систему нормативно-правовых актов, регламентирующих этот вид правоохранительной деятельности. Изучая надзор прокуратуры за законностью деятельности органов предварительного следствия и дознания, студент должен хорошо разбираться в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Рассматривая участие прокурора в арбитражном и гражданском судопроизводстве, необходимы знания арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального прав.

Во-вторых, как правило, на завершающем этапе обучения будущие правоведы уже имеют представление о том, чем они будут заниматься в дальнейшем. Кто-то из них станет представлять интересы граждан и юридических лиц в «судебных баталиях», где прокурор может занимать сторону, противоположную интересам подзащитного. В этом случае знания полномочий прокурора, тактики и методики организации его работы, а также умение вести с ним аргументированный спор в условиях состязательного судопроизводства являются одной из гарантий победы адвоката.

Для тех, кто поступит на службу в правоохранительные органы, прокурор будет являться должностным лицом, координирующим и направляющим деятельность по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Например, осуществляя уголовное преследование, прокурор является руководителем досудебного производства по уголовному делу. Его указания и распоряжения обязательны для исполнения как органами предварительного следствия и дознания, так и лицами, уполномоченными осуществлять ОРД. Знание положений соответствующих законов и ведомственных нормативно-правовых актов позволит избежать неприятных конфликтов с сотрудниками прокуратуры при исполнении ими своих обязанностей. Прочные знания об организации и деятельности органов прокуратуры имеют важное значение для успешной карьеры будущего юриста.

Следует различать прокурорский надзор как отрасль юридической науки и как учебную дисциплину.

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» базируется на основах юридической науки, связанных с изучением организации и деятельности прокуратуры. Предметом данного курса являются:

– теоретические положения о месте и роли прокуратуры в системе реализации государством своих функций; цели и задачи деятельности органов прокуратуры, а также принципы ее организации и функционирования; историческое развитие учреждений прокуратуры в России;

– правовое регулирование организации и деятельности органов прокуратуры; правовой статус прокурора и его полномочия по выявлению и устранению нарушений законности, а также правовые средства и методы прокурорского реагирования для принятия соответствующих мер;

– тактика и методика организации работы органов прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции и исполнением законов в различных отраслях.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки представляет собой систему теоретических основ, изучающих:

– закономерности развития общественных отношений, складывающихся в сфере прокурорского надзора за соблюдением законности;

– средства и формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения положений Конституции и федерального законодательства;

– практику применения законодательства о деятельности прокуратуры.

1.2. Прокуратура в системе органов государственной власти

Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.

Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.

В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой – не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

Во-вторъх, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

Всеобщность и равенство требований к прохождению службы в органах прокуратуры. В соответствии с этим принципом работники органов прокуратуры имеют равные права и обязанности по отношению к правилам прохождения службы в органах прокуратуры. В отношении каждого работника, независимо от его должностного положения, действуют, например, правила присвоения классных чинов, порядок аттестации, зачисления в резерв на выдвижение, морально-этические требования, материальные и социальные гарантии иные требования прохождения службы в органах прокуратуры.

Принцип безупречной репутации. Это требование вытекает из норм Федерального закона о прокуратуре, из морально-этических требований к личности прокурора и следователя. Законом о прокуратуре запрещено принимать на работу лиц, имеющих или имевших судимость. О действии названного принципа свидетельствует и текст присяги, которую должны принимать прокуроры и следователи, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры. Немаловажную роль в провозглашении данного принципа играет и то обстоятельство, что при отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры должна изучаться их личность с точки зрения соответствия установленным в законодательстве о прокуратуре требованиям. Кроме того, сам характер предполагаемой работы, прежде всего ее правоохранительная функция, специальные способы и формы ее осуществления, значительные права и гарантии самостоятельности при принятии решений, затрагивающих права и интересы граждан, создают условия, при которых нельзя принимать решения о зачислении на службу в органы прокуратуры лиц, о которых имеется общее негативное мнение.

Сочетание демократизма, гласности при подборе, расстановке, воспитании кадров органов прокуратуры является важным общим условием организации кадровой работы.

Принцип демократизма в кадровой работе реализуется через систему учета интересов коллектива органов прокуратуры. Наиболее важное условие внедрения демократических методов управления - это развитие гласности. Коллектив прокуратуры реально может участвовать в формировании кадровых решений только в случае, когда кадровая работа для коллектива очевидна и не скрыта от их внимания. Соблюдение демократизма и гласности при подборе, расстановке и воспитании кадров чрезвычайно важно, потому что коллективы конкретных прокуратур, как правило, малочисленны. Каждый работник прокуратуры в коллективе играет значительную роль, его достоинства и недостатки очевидны для всех. Очень важно, чтобы интересы личные органически входили в интересы

общие и соответствовали интересам коллектива. Это обстоятельство оказывает положительное влияние на результаты деятельности органов прокуратуры. Условия демократизма и гласности позволяют обеспечить такое сочетание интересов. Принцип гласности предполагает открытость службы в органах прокуратуры, доступность к ней каждого, кто отвечает установленным требованиям.

Гласность предполагает право на достоверную, своевременную и полную информацию в работе с кадрами и участие каждого в решении вопросов, касающихся собственных законных интересов.

Однако не менее важно, чтобы эти условия кадровой работы находились в определенном отношении с конфиденциальностью деятельности по отбору, расстановке и воспитанию прокуроров и следователей. Дело в том, что при осуществлении этой работы представителями кадровых служб могут стать известны факты и обстоятельства личного характера, составляющие тайну или те, разглашение которых может отрицательно сказаться на конкретном сотруднике, его родственниках, знакомых, на его работе или его взаимоотношениях в коллективе. В некоторых случаях конфиденциальность кадровой работы может определяться характером выполнения служебных обязанностей.

Принцип законности в деятельности кадровой службы органов прокуратуры предполагает строгое и неукоснительное соблюдение требований Конституции Российской Федерации, трудового законодательства, законодательства о прокуратуре, иных законодательных актов при решении кадровых вопросов. К сожалению, все еще имеют место факты, когда принимаются не соответствующие закону решения об увольнении прокуроров и следователей, их перемещении, не обеспечиваются гарантированные законом социальные права и т.д. Следует также иметь в виду, что при осуществлении воспитательных мероприятий работники кадровых аппаратов, руководители органов прокуратуры должны большое внимание уделять внедрению данного принципа в сознание подчиненных работников органов прокуратуры. Это очень важно, так как их деятельность по осуществлению функций органов прокуратуры связана с различными ограничениями прав и свобод граждан.

Несоблюдение принципа законности в собственной деятельности работников прокуратуры может повлечь значительные негативные последствия, дестабилизировать общественное правосознание.

Важным принципом работы с кадрами при их подборе, расстановке и воспитании является принцип профессионализма и компетентности.

65

3 Пр 0 |

курорский надзор

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курс лекций по дисциплине "Прокурорский надзор"

  • Литература
  • Лекция № 3. Тема: "Задачи и принципы организации и деятельности прокуратуры"
  • Лекция № 4. Тема: "Система и структура органов прокуратуры"
  • Лекция № 5. Тема: "Основные направления деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора"
  • Лекция № 6. Тема: "Надзор за исполнением законов (общий надзор)"
  • Лекция № 7. Тема: "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина"
  • Лекция № 8. Тема: "Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие"
  • Лекция № 9. Тема: "Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел"
  • Лекция № 10. Тема: "Участие прокурора в гражданском судопроизводстве"
  • Лекция № 11. Тема: "Надзор за исполнением законов и иных нормативных правовых актов в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом"
  • Лекция № 12. Тема: "Правовые средства реагирования прокурора на нарушения законов"
  • Лекция № 13. Тема: "Работа органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан"
  • Лекция № 14. Тема: "Организация надзора и управления органов прокуратуры в отдельных зарубежных странах и СНГ"

Лекция № 1. Тема: Содержание и система курса "Прокурорский надзор"

Цели темы :

· Ознакомить студентов с деятельностью органов прокуратуры Кыргызской Республики.

· Указать студентам роль и место прокуратуры среди правоохранительных органов Кыргызской Республики.

· Раскрыть содержание и значение курса "Прокурорский надзор".

План лекций :

1. Учение о государстве, праве, законности - теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.

2. Место и роль прокуратуры Кыргызской Республики - в системе государственной власти.

3. Сущность прокурорского надзора. Цели и задачи органов прокуратуры. Основные понятия курса. Прокурор. Прокуратура. Прокурорский надзор. Прокурорский работник.

4. Предмет, система и содержание курса "Прокурорский надзор в Кыргызской Республике". Соотношение ее с другими отраслями права.

5. Курс "Прокурорский надзор в Кыргызской Республике" в системе научных правовых дисциплин.

1. В настоящее время правосознание населения сложилось таким образом, что подавляющее большинство граждан, ученых и практикующих юристов рассматривают прокуратуру как орган, наделенный исключительно обвинительными функциями. Основная задача, которая решалась при написании данной работы, заключалась в преодолении этого стереотипа, поскольку в реальности правозащитная направленность в деятельности прокуратуры занимает гораздо более значимое место, чем некоторыми это представляется на самом деле. Являясь в установленном законом порядке стороной обвинения в уголовном процессе и осуществляя конституционную функцию уголовного преследования, прокуратура, тем не менее, имеет более важную конечную цель - достижение истины, строго основанной на духе и букве закона, справедливости в отношении любых участников процесса, даже если их интересы прямо противоречат друг другу. Первейшая обязанность прокурора не только обвинить, но и отказаться от обвинения при отсутствии к тому законных оснований.

Прокурорский надзор представляет собой самостоятельную отрасль юридической науки, поскольку любая сфера правовой деятельности в той или иной степени имеет к ней если и не прямое, то обязательно опосредованное отношение. Это во-первых. Во-вторых, самостоятельность определяется целой системой правовых актов, регулирующих структуру и систему органов прокуратуры, принципов и условий их организации и деятельности, полномочий прокуроров по установлению и устранению нарушений законности, присущими только им специфическими методами и средствами. К сожалению, - справедливо отмечают отдельные авторы 11 Прокурорский надзор в Российской Федерации /Под ред.А. А. Ч у вилева. - М., 1999. - С. 5. , - некоторые юридические вузы по трудно объяснимым причинам не считают необходимым дать студентам в нужных объемах знания, составляющие содержание курса "Прокурорский надзор". Вряд ли можно сомневаться в том, что тем самым обедняется подготовка обладателей дипломов о высшем юридическом образовании. Настоящая работа написана с учетом всех последних изменений в нормативной базе, регулирующей вопросы организации и деятельности органов прокуратуры. С целью более легкого усвоения материала в конце каждого раздела приведены контрольные вопросы по освещенной теме, которые могут использоваться при проведении семинарских занятий.

Кыргызская Республика, все народы многонационального Кыргызстана остро заинтересованы в сильной, независимой, эффективно работающей прокуратуре, способной противостоять натиску криминала и проявлениям сепаратизма. Стране необходима действенная прокуратура, стоящая на страже основ государственного строя и целостности Кыргызской Республики, прав и свобод ее граждан, законных интересов юридических лиц.

Необходимость совершенствования всей многогранной деятельности прокуратуры диктуется определенными обстоятельствами:

· происходящим с начала 90-х годов широко распространенным хищением и незаконной приватизацией государственной собственности;

· имеющей место коррумпированностью чиновников;

· проявлениями сепаратистских тенденций;

· ростом преступности и в особенности тяжких преступлений;

· многочисленными нарушениями прав и свобод граждан, имеющими тенденцию к росту;

· неэффективной в целом работой правоохранительных органов, органов государственного контроля, обязанных обеспечивать законность и правопорядок;

· далекой от оптимальной работой судов общей юрисдикции вследствие непродуманного проведения судебной реформы.

Следует заметить, что сделанный реформаторами акцент на судебную форму защиты прав и свобод граждан вовсе не означает, что должна сворачиваться прокурорская форма защиты этих прав и свобод в виде прокурорского надзора за их соблюдением. Более того, прокурорский надзор за счет таких преимуществ, как оперативность разрешения обращений граждан, инициативность, доступность для населения, охват широкого круга лиц и, наконец, возможность беспошлинного обращения граждан в прокуратуру существенным образом компенсирует ряд уязвимых сторон суда. Необходимо совершенствовать все формы защиты прав и свобод граждан и каждая из этих форм должна органически дополнять другие формы. Выиграют граждане, выиграет и государство. Необходимо совершенствовать работу всех правоохранительных органов и, видимо, уместнее было бы говорить не только о судебной реформе, а о реформе всей правоохранительной системы Кыргызской Республики.

По какому пути пойдет в будущем развитие кыргызской прокуратуры будет зависеть, на наш взгляд, от следующих факторов:

· ориентации Кыргызстана на усиление социальной защиты основной массы граждан КР;

· проведения политики, отвечающей национальным интересам, преобладания национальной идеи, направленной на всемерное усиление государства, его целостности, экономической, интеллектуальной и военной мощи и в конечном итоге на обеспечение достойного уровня жизни граждан КР;

· проведения дальнейшего разграничения полномочий и предметов ведения между КР и другими странами;

· перераспределения правозащитных полномочий между судами, прокуратурой, другими правоохранительными и иными органами;

· учета позитивного опыта организации и деятельности прокуратуры Кыргызской Республики, накопленный ею за многие десятилетия своего существования и др.

2 . Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Кыргызской Республике - одна из самостоятельных форм государственной деятельности и по существу может рассматриваться как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общественных организаций. Государственно-правовая природа института прокурорского надзора заключается в том, что он способствует укреплению режима законности в такой сложной сфере деятельности, как государственное и хозяйственное управление. Борьба с правонарушениями и их профилактика, несомненно, отражаются на общем состоянии законности, повышают роль и авторитет законов, усиливают доверие личности к государству и его органам.

прокурорский надзор закон суд

В последние годы повсюду муссируется мысль о том, что по мере развития рыночных отношений будут сужаться пределы надзорной деятельности прокуратуры. На этот счет существует множество предубеждений. Вот некоторые из них:

прокуратура - это рудимент тоталитарной системы, эдакая "тайная канцелярия", без уничтожения которой невозможно становление правового государства;

прокуратура, даже не советская, всегда была оружием подавления свободы личности и любых демократических начал;

прокуратуре нет места в системе строгого разделения ветвей власти, она не что иное, как инструмент внеэкономического принуждения, ее существование противоречит святая святых демократии - правам и свободам личности 11 Сиренко В . Прокуратура и российская демократия //Прокурорская и следственная практика. - 1997. - № 2. - С. 34-35. .

Нельзя не учитывать, что предубежденность к органам прокуратуры формировалась с учетом той практики, которая существовала в Союзное время, - это зависимое от тоталитарного режима право, подчиненность суда и других правоохранительных органов идеологическим установкам и т.д. Подобные рассуждения могут свидетельствовать лишь о непонимании сложных процессов становления и формирования рыночных отношений. В условиях правового нигилизма, откровенного неисполнения законов органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами и гражданами только прокуратура как орган, осуществляющий от имени Кыргызской Республики надзор за исполнением действующих на ее территории законов, в состоянии обеспечить согласованность законодательства и многочисленных правоисполнителей во всех сферах жизнедеятельности страны. Прокуратурой отработаны правовые средства надзора за исполнением законов, отказ от которых в условиях пока еще несовершенной судебной системы, неэффективности государственного контроля ослабит деятельность государства по укреплению законности, защите прав и свобод граждан и даже может привести к разрушению единства государственной и общественной жизни.

В отношении упрека о несоответствии деятельности прокуратуры Кыргызской Республики некоему общемировому стандарту можно сказать следующее: где они эти стандарты? В мире нет единой схемы, определяющей полномочия и задачи прокуратуры. Ее деятельность в каждой стране напрямую зависит от традиций, культуры, исторического наследия, и ее функции далеко не одинаковы.

Во многих западных государствах полномочия прокуроров в основном сводятся к государственному обвинению, надзорные же функции у них выражены слабо. Однако, например, в США функции прокуратуры куда шире. Американский прокурор - атторней - помимо основных прокурорских обязанностей представлять исполнительную власть в судах по гражданским и уголовным делам, еще занимается и контрразведкой, и политической полицией, и тюрьмами, и делами иммигрантов. Он же выступает и как советник Президента по проблемам уголовной политики, и как правительственный юрисконсульт. В ведении руководителя Департамента юстиции - генерального атторнея (не путать, как это многие делают, с Министерством юстиции, которого в США нет) 11 Даже такой уважаемый правовед, как В.И. Басков, к сожалению, тоже называет Департамент юстиции США Министерством юстиции. См.: Ба с ков В.И. Курс прокурорского надзора. - М., 1999. - С. 49. находится ФБР. Поэтому не совсем понятны упреки тех, которые считают, что в одном государственном органе функции надзора и судебного представительства невозможно одновременно совместить с функцией ведения следствия.

В Японии прокуратура осуществляет надзор за расследованием дел полицией, исполнением приговоров и сама ведет следствие по наиболее сложным уголовным делам.

Во Франции, родине прокуратуры, прокурор вообще особая фигура: он полностью независим, не является стороной судебного процесса и обвиняет от имени Республики. Это связано с историческими традициями, восходящими к XIV в., когда в 1302 году король Филипп IV Красивый впервые законодательно определил положение королевских прокуроров при суде. С тех пор и поныне прокурор не подлежит отводу, как, например, судьи или присяжные заседатели.

Что касается России иКыргызстана , то, на наш взгляд, пока у нас четко не заработает принцип разделения властей, пока суд не утвердится как самостоятельная ветвь этой власти, прокуратура останется востребованной обществом именно таковой, какова она, есть и будет продолжать исполнять свою смешанную, следственно-надзорно-обвинительную функцию. Ни один из ныне существующих государственных органов не в состоянии функционально обеспечить решение тех задач, которые разрешает прокуратура.

На протяжении нескольких десятилетий (с середины 60-х годов, когда прокурорский надзор утвердился как самостоятельная отрасль правовой науки) мы наблюдаем то затихающую, то оживленную дискуссию по вопросам концепции прокурорского надзора. В чем состоит сущность и содержание данной концепции на современном этапе? Какие проблемы при этом выдвигают ученые и практики прокурорского надзора?

3 . Прокурорский надзор - это специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Кыргызской Республики и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции КР и исполнения законов, действующих на ее территории. Ее содержанием является:

· выявление фактов несоблюдения Конституции КР и нарушения требований законов;

· установление виновных в правонарушениях;

· принятие мер к устранению правонарушений и их предупреждению;

· постановка вопроса о наказании виновных;

· принятие мер к возмещению ущерба.

Из сказанного принципиально важным для усвоения содержания сущности прокурорского надзора является то, что:

1) прокурорский надзор - это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица.

2) прокурорский надзор осуществляется от имени государства - Кыргызской Республики. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет правонарушения, принимает меры к их устранению и наказанию виновных не от имени отдельных органов представительной и исполнительной власти разных уровней, но от их совокупности, объединенных системой государства: интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом.

3) прокурорский надзор - самостоятельный вид государственной деятельности. Его отличие от других видов деятельности иных государственных органов определяется спецификой содержания. Это проверка точности соблюдения Конституции КР, исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону, принятие мер к устранению выявленных правонарушений с помощью средств, представленных законом исключительно прокуратуре.

Имея функциональные признаки каждой из ветвей власти (представительной, исполнительной, судебной) прокурорский надзор не имеет отношения ни к одной из них.

Органы прокуратуры занимают особое место в системе государственной власти Кыргызской Республики. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет уравновешивать деятельность ветвей власти и обеспечивать их оптимальное функционирование.

Помимо сказанного, следует иметь в виду, что под термином "прокурорский надзор" понимается:

· специфический вид государственной деятельности;

· самостоятельная отрасль юридической науки;

· учебная дисциплина.

В данном разделе рассматривается содержание только первого из приведенных значений прокурорского надзора. Любой вид государственной деятельности содержит ряд понятий, требующих объяснения их смысла, содержания и назначения. В связи с этим рассмотрим основные понятия прокурорского надзора, как вида государственной деятельности, составляющие терминологию прокурорского надзора.

Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора.

"Прокурор" - понятие собирательное, обобщающее. В узком смысле - это руководители прокуратур: Генеральный прокурор КР, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. В широком же смысле подразумеваются не только вышеназванные прокуроры, но и заместители Генерального прокурора КР, его советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, заместители и помощники всех нижестоящих прокуроров - руководителей прокуратур, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие каждый из перечисленных прокуроров в пределах своей компетенции.

В системе прокуратуры трудятся также прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (в органах и учреждениях военной прокуратуры - воинские звания), являющиеся научными сотрудниками или преподавателями научных и образовательных учреждений.

"Прокурорский надзор" - это понятие, которое, как уже отмечалось ранее, характеризует:

· основную функцию прокуратуры как самостоятельный и специфический вид государственной деятельности - государственной службы;

· отрасль юридической науки;

· учебную дисциплину.

Понятие "прокурорский надзор" применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок точности соблюдения Конституции КР и исполнения всех законов, действующих на территории КР и любого из них в каждом конкретном случае.

Прокуратура как государственный орган осуществляет надзор, расследует преступления, участвует в рассмотрении дел судами, занимается правотворческой деятельностью, координацией борьбы с преступностью. Надзор за соблюдением Конституции КР и исполнением законов - важнейшая функция прокуратуры.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает совокупность знании о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора, проблемах эффективности этой деятельности и т.д. Как наука, прокурорский надзор тесно связан с уголовным, гражданским и арбитражным процессами, криминалистикой, иными отраслями юридической науки.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина это - часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений. По содержанию и структуре делится на Общую и Особенную части. В Общей части обычно рассматриваются задачи и принципы прокурорского надзора, система органов прокуратуры, полномочия прокуроров и т.д. Содержанием Особенной части является информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных отраслях (направлениях), специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.

Предмет прокурорского надзора. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности, отрасль юридической науки и учебная дисциплина имеет различающиеся предметы, которые в теории нередко путают или необоснованно отождествляют.

Рассмотрим предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности. В этом случае под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокурорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции КР и исполнением требований законов. Поскольку соблюдение Конституции КР и требований законов обязательны для всех юридических и физических лиц, на которых они распространяются, то предметом прокурорского надзора следует считать соблюдение Конституции КР и исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Перечень этих лиц определен в п.2 ст.1 Закона о прокуратуре. Из текста этой статьи следует, что в предмет прокурорского надзора не входит исполнение законов высшими органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации, судебными органами.

Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию. На практике и в юридической литературе нередки случаи неправильного применения каждого из них, когда объект называют субъектом и, наоборот.

Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое министерство, орган исполнительной или законодательной власти, орган местного самоуправления.

Субъектом прокурорского надзора следует считать участника прокурорско-надзорной деятельности - прокурора (в узком и широком смысле этого слова), проводящего проверку исполнения законов юридическим или физическим лицом (объектом надзора). В прокурорско-надзорных отношениях могут участвовать одновременно несколько объектов и субъектов надзора. Так, исполнение законов может проверяться одновременно на нескольких объектах (контрольные, бухгалтерские, иные подразделения одного министерства) несколькими прокурорами.

Полномочия прокурора - это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления надзорных функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления надзора в различных отраслях (направлениях) законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора. Так, для осуществления надзора за исполнением законов и законностью издаваемых актов в Законе о прокуратуре определено такое право прокурора, как требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических, иных сведений и др. Для надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено право отмены незаконных решений названных органов и ряда других, предусмотренных согласно Закону о прокуратуре нормами УПК КР. Ряд полномочий прокурора определяется не только Законом о прокуратуре, но и уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством КР и другими законами.

Правовые средства прокурорского надзора тесно связаны с рассмотренным выше понятием полномочий прокурора. Нередко и в литературе, и на практике они без достаточных оснований понимаются как однозначные.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется посредством полномочий, в числе которых есть предусмотренные законом и выработанные практикой (получение сведений из средств массовой информации, беседы, анализ различных данных, организационные мероприятия и другие).

К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.

Правовые средства прокурорского надзора по своему содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений.

Акт прокурорского реагирования - это широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого правового средства является протест, в котором указывается, какой акт не соответствует закону (какому конкретно), излагаются требования прокурора об отмене (полной или частичной) незаконного акта.

Методика прокурорского надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре и иным законодательством правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций, какие из этих средств и в каких конкретных случаях необходимо применять в целях выявления и устранения различного вида правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора КР, в методических пособиях, разработках, рекомендациях и методических письмах органов прокуратуры.

Совокупность таких научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора. Составляющие ее методические рекомендации имеют различную степень конкретности. Одни определяют методы осуществления надзора в целом, методы обеспечения его эффективности и т.п., другие - носят более частный характер определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим можно различать общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора.

Тактика прокурорского надзора. Стоящие перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению и устранению нарушений законов, прокурор решает, применяя различные правовые средства. Каждое из них может быть применено с помощью различных методов, приемов и способов. Приемы и методы применения одного и того же правового средства (например, получения объяснения от должностного лица) могут различаться в зависимости от вида объекта, характера правонарушения, конкретной обстановки, собственного опыта работы прокурора и от многих других факторов.

Более эффективные приемы применения одного и того же правового средства проверки одного вида законов, могут оказаться нерезультативными при проведении проверки другого вида законодательства. Поэтому в теории и практике прокурорского надзора выработана совокупность наиболее оптимальных приемов и способов применения конкретных правовых средств в целях решения задач прокурорского надзора с учетом конкретных условий и обстоятельств. Такая совокупность приемов и способов применения каждого правового средства и называется тактикой прокурорского надзора.

4 . Как уже отмечалось ранее, в понятие "прокурорский надзор" входит название учебной дисциплины в юридических учебных заведениях. Предмет этой учебной дисциплины - Закон о прокуратуре, иное законодательство, регулирующее надзорную деятельность прокуроров, теория и практика его применения.

Система учебного курса "Прокурорский надзор", реализующегося в лекциях, семинарских занятиях и самостоятельной работе студентов, в целом соответствует структуре Закона о прокуратуре. Учебный курс состоит из двух частей: Общей и Особенной. В первой рассматриваются наиболее общие вопросы прокурорского надзора: сущность прокурорского надзора и основные понятия, используемые в законодательстве, теории и практике этого вида прокурорской деятельности; цели и задачи прокурорского надзора, его основные направления. К Общей части учебного курса относятся так же принципы прокурорского надзора, и законодательство, его регламентирующего. Особое место в общей части курса занимают вопросы организации и управления в органах прокуратуры. Этот раздел учебного курса выходит за рамки собственно прокурорского надзора, так как в нем рассматриваются вопросы:

· планирования работы в прокуратуре;

· взаимодействия прокуроров с представительной и исполнительной властью;

· управления;

· делопроизводства и др.

Эти виды деятельности прокурорских работников имеют отношение ко всем направлениям многогранной работы прокуратуры, в том числе и к прокурорскому надзору. Поэтому они необходимы для усвоения главной функции прокуратуры, т.е. прокурорского надзора. В общей части учебного курса рассматриваются также вопросы координации, тактики и методики прокурорского надзора.

Особенная часть учебного курса посвящена главным образом характеристике основных отраслей (направлений) единого прокурорского надзора. В ней дается характеристика предмета, задач и полномочий прокуроров, осуществляющих надзор:

· за соблюдением Конституции КР, исполнением законов и законностью правовых актов;

· за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

· за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемых судом мер принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

· за исполнением законов судебными приставами.

В этой же части курса рассматривается участие прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел. Завершается особенная часть учебного курса характеристикой иной, не надзорной деятельности прокуроров (расследование преступлений, международное сотрудничество, участие в правотворческой деятельности, предупреждение правонарушений); рассмотрением вопросов эффективности прокурорского надзора и концепции развития прокуратуры КР.

В каждом разделе учебного курса предусмотрены контрольные вопросы, разрешение которых способствует глубокому усвоению студентами учебной дисциплины "Прокурорский надзор".

5 . Разработка различных концепций прокурорского надзора в последнее время стала излюбленным занятием многих правоведов. При этом порой доходят до прямого искажения исторических событий и фактов. Так, например, авторы концепции судебной реформы в Российской Федерации создание прокуратуры в России приписывают Екатерине II, хотя фактически она была создана Петром I в 1722 году 22 См.: Концепция судебной реформы в РФ /Под ред. Б.А. Золотух и на . - М., 1992. .

Сторонники этих реформ, на наш взгляд, неосознанно заблуждаются, высказывая мысли об упразднении либо значительном сокращении функций прокурорского надзора лишь по поддержанию государственного обвинения в суде, исходят из теории Ш. Монтескье, разработанную более двух веков назад, о разделении власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Но почему именно и только на три, а не на четыре, пять и т.д.? Ни для кого не секрет, что средства массовой информации сейчас неофициально именуют себя "четвертой" ветвью власти. Анализируя ее влияние на все стороны общественной жизни, это вполне реально. Прокуратура вовсе не претендует на самостоятельную пятую ветвь. Речь о другом. Законодательство, юридические и общественные науки не могут веками существовать в неизменном виде. Точно так же, как и история человечества. Консерватизм здесь приемлем только в разумных пределах, когда он не препятствует общему поступательному развитию общества и государства. Поэтому некоторыми учеными уже сейчас предлагается обсудить вопрос об образовании "контрольной" ветви, куда наряду с другими государственными органами могла бы войти и прокуратура.

Монтескье, определяя назначение каждой из трех существующих властей, прежде всего преследовал цель создания эффективной системы "сдержек и противовесов". При этом относительно законодательной власти он писал: "В свободном государстве законная власть имеет право и должна быть рассмотрена с позиции, каким образом приводятся в исполнение созданные ею законы" 11 См.: Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955. - С. 296. .

Таким образом, какие именно формы обеспечения исполнения законов выберет и примет законодательная власть - это ее прерогатива. Главное - обеспечить эффективный режим демократии и законности. В этой связи нам импонирует высказывание Президента России В.В. Путина о том, что он признает только одну диктатуру - диктатуру закона. Практика показывает довольно высокую эффективность прокурорской деятельности в современных условиях: как в экономическом плане, так и в плане обеспечения соблюдения прав человека. На содержание органов прокуратуры в Кыргызской Республике бюджетом не выделяется и четверти того, что с ее помощью возвращается государству в результате применения всех форм прокурорского реагирования: от внесения элементарного представления до расследования и возмещения ущерба от экономических преступлений. Существенным является и то, что очень значительная часть граждан чисто по финансовым соображениям лишена возможности обратиться в суд, нанять адвоката. Дорогое это удовольствие и не всегда перспективное. Прокуратура же работает для населения бесплатно. Возможно этим объясняется тот факт, что граждане в поисках защиты своих нарушенных прав чаще обращаются именно к прокурору. Само название прокуратуры происходит от латинского "procuro", что означает "забочусь, обеспечиваю, предотвращаю".

Сказанное вовсе не означает, что в деятельности органов прокуратуры нет недостатков, что они в полной мере отвечают своему предназначению и что здесь отсутствуют всякие проблемы. Они есть и всегда были и вряд ли в обозримом будущем будут полностью решены. Однако однозначно: у этого государственного органа должно быть право на самостоятельное существование (конечно, при условии постоянного совершенствования стиля и методов работы и постоянной борьбы с имеющимися негативными явлениями). И такая работа ведется. Только в 2000 г. за упущения по службе освобождено от занимаемой должности 35 сотрудников прокуратуры Кыргызской Республики, 125 наказано в дисциплинарном порядке. И это при общей численности прокурорского корпуса чуть более 600 человек.

Несмотря на это, некоторыми реформаторами в Кыргызской Республике усиленно лоббируется во всех эшелонах власти мысль о слиянии Министерства юстиции с прокуратурой. Однако, на наш взгляд, такое в настоящее время невозможно по причине функциональной несовместимости. Прокурор не может одновременно осуществлять надзор и выполнять управленческие функции в отношении нотариальных контор, ЗАГСов и т.д. Одним из основополагающих, возможно даже принципиальных положений деятельности органов прокуратуры как Кыргызстана, так и России является следующее: ни в коем случае не подменять органы государственного управления и не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность . Прокурорский надзор должен сраб а тывать только там и тогда, где и когда устанавливается нарушение закона ! И не больше.

Так, например, на коллегии Генеральной прокуратуры республики по итогам 2000 г. за дачу поручения о выполнении не свойственных для прокуратуры функций - проведение рейда по обнаружению и задержанию лиц, осуществляющих незаконный отстрел пушных животных, освобожден от занимаемой должности и уволен прокурор одного из районов Нарынской области.

Выводы по теме :

· Прокурорский надзор - как научно-практическая дисциплина, которая изучает нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов прокуратуры, разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности органов прокуратуры.

· Предметом изучения данной дисциплины являются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов прокуратуры КР.

· Основная задача прокурорского надзора - это оказание юридической помощи студентам в повышении эффективности и качества в их будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА .

Шагивалиев А.К. Прокурорский надзор в Кыргызской Республике. - Б.: Раритет-Инфо, 2004. - С.373.

Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. - М.: Норма, 2005. - С.466.

Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. - М.: Экзамен, 2006. - С.387.

Курс прокурорского надзора: Учебник с приложением нормативных актов / Под ред. Коробейникова Б.В., Баскова В.И. - М.: Зерцало, 2000.

Лекция № 2. Тема: "Создание и основные этапы развития прокуратуры"

Цели темы :

· Ознакомить студентов с историей зарождения органов прокуратуры.

· Объяснить и раскрыть студентам этапы развития органов прокуратуры Кыргызской Республики.

План лекций :

1. Образование и развитие органов прокуратуры до 1917 г.

2. Органы прокуратуры в период с 1917 по 1991 гг.

3. Органы прокуратуры Кыргызской Республики после 1991 г.

1 . Поиск истины, на наш взгляд, всегда связан с поиском исторических корней того или иного явления, его сравнения с имеющимися аналогами. Поэтому история создания какого-либо государственного органа помогает лучше понять его предназначение и место в системе других государственных образований.

До 1991 г. история прокуратуры Кыргызской Республики была неразрывно связана, по известным причинам, с историей прокуратуры России. Последняя, в свою очередь, - с общемировой историей органов прокуратуры, которая исчисляется даже не веками, а тысячелетиями.

При создании этого органа идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Так, например, предназначение прокуратуры в Греции и странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, во-вторых, в поддержании обвинения в суде ("ораторы").

В европейских странах впервые прокуратура возникает во Франции в XIV веке. Именно она до настоящего времени остается во многом эталоном прокуратуры западных стран и послужила прообразом Российской прокуратуры. Сразу же следует отметить, что французская прокуратура была создана отнюдь не с тем предназначением, какое в нее первоначально вкладывалось. Это был сугубо обвинительный, карательный орган к тому времени сформировавшегося инквизиционного процесса и приспособлен исключительно для исполнения воли короля. В последующем, особенно после Французской революции 1789 г., деятельность прокуратуры Франции претерпела некоторые изменения, однако основное ее предназначение осталось прежним - обеспечение незыблемости держателя верховной власти в стране.

Учредителем органов прокуратуры в России по праву считается Петр I. Причем она была создана не сразу, одномоментно. Первоначально великий реформатор, будучи крайне озабоченным повальной коррупцией в стране, Указом от 2 марта 1711 г. учреждает фискальную службу с тем, чтобы "… над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправедный суд, также сбор казны и прочего". Материального вознаграждения за свой труд фискалы не получали, а существовали за счет "собственных кормовых", т.е. взяток. Тем самым по существу был создан новый коррупционный орган. Осознав это, Петр I Указом от 12 января 1722 г. упраздняет должность генерал-фискала и вводит новую - генерал-прокурора. Именно этим Указом была учреждена прокуратура Российской империи. Дата - 12 января - Указом Президента РФ от 7 июня 1996 г. провозглашена Днем прокурора. Первым генерал-прокурором России стал известный русский государственный деятель П.И. Ягужинский. В Указе "О должности генерал-прокурора" от 12 апреля 1722г. устанавливается, что "сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных", что "генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил… Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем рвении праведно и нелицемерно поступал, а ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно и с полным изъяснением, в чем они или некоторые из их не так делают, как надлежит, дабы исправили; а ежели не послушают, то должен в тот час протестовать и оное дело остановить и немедленно донесть нам…" 11 См.: Полное собрание законов Российской империи № 3979. .

Существенным отличием от службы фискалов было то, что прокуроры стали действовать гласно.

После смерти Петра I, в 1725 г., деятельность органов прокуратуры империи протекала по-разному: то затухала (особенно в период царствования Анны Иоановны), то вновь была восстановлена в первоначальных правах Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г. и, наконец, функционально усилена Екатериной II. Затем вновь при Павле I прокурорский надзор ослаб, штаты сокращены.

Большое историческое значение для органов прокуратуры имели реформы Александра II в начале 60-х годов XIX столетия. Причем, прокурорская реформа была проведена даже на два года раньше судебной - в 1862 году. Именно тогда Государственный совет Российской империи принял "Основные положения о прокуратуре", в которых была существенно трансформирована и усилена ее роль и деятельность, определены государственное назначение прокурорского надзора, его содержание, задачи, а также полномочия прокуроров.

В Положении было четко определено назначение прокуратуры - наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской империи, сформулированы следующие принципы организации и деятельности:

единство и строжайшая централизация органов прокуратуры;

осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры;

осуществление "верховного надзора в Российской империи генерал-прокурором";

строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим;

несменяемость прокуроров;

независимость прокуроров от "местных" влияний при принятии ими любых решений.

Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались на должность рескриптом императора, нижестоящие прокуроры - генерал-прокурором. Прокурор назначался на должность пожизненно, его труд высоко оплачивался, что в значительной мере снижало коррумпированность этой прослойки чиновничества. Однако имелся и существенный недостаток - формирование прокурорского корпуса носило сословный характер. Хотя исторически это объяснимо, тем не менее, нетрудно догадаться, что прокуратура верой и правдой служила только в интересах царского престола, являясь по существу карательным органом. В таком виде с незначительными изменениями она просуществовала до 1917 г., когда на волне пролетарской революции была упразднена вообще. При этом следует все же отметить, что часть Александровских реформ прокуратуры является востребованной и в настоящее время.

Возрождение органов прокуратуры произошло только через пять лет, в 1922 г., в период проведения в стране новой экономической политики. До этого прокурорские функции в какой-то мере выполняли самые различные государственные органы: рабоче-крестьянская инспекция, Наркомюст, ВЧК, Народный комиссариат государственного контроля. Вполне естественно, обеспечить действенный надзор за единообразным исполнением законов они не могли. Исходя из сложившейся на тот момент исторической ситуации в вопросах обеспечения законности, по предложению В.И. Ленина в мае 1922 г. на голосование III сессии ВЦИК был поставлен проект "Положения о прокурорском надзоре". Однако он принят не был и был отправлен на доработку.

Камнем преткновения оказался вопрос о подчиненности прокуроров. Большинство членов ВЦИК полагало, что прокуроры должны иметь "двойную" подчиненность: по вертикали - вышестоящему руководству и по горизонтали - местным органам власти. Именно тогда,20 мая 1922 г., В.И. Ленин обратился к членам ВЦИК с известным письмом "О двойном подчинении и законности", в котором подверг резкой критике такую постановку вопроса, говоря, что законность не может быть Калужской или Казанской, а должна быть единой для всех субъектов федерации. "Прокурор отвечает за то, чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось с законом, и только с этой точки зрения прокурор обязан опротестовывать всякие незаконные решения" 11 Ленин В.И. ПСС, т. 45. - С. 199-200. .

26 мая Положение было принято и 28 мая 1922 г. подписано председателем ВЦИК М.И. Калининым. Оно было построено на следующих основных принципах:

централизация и единоначалие органов прокурорского надзора;

строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим;

независимость органов прокуратуры от местных влияний;

опора прокуратуры на помощь широкой общественности.

Однако структурно органы прокуратуры были не самостоятельны и входили в состав Минюста с 1922 по 1929 гг., а затем вошли в состав Верховного Суда СССР. Первым прокурором был назначен Н.В. Крыленко (1922-1924), затем П.А. Красиков (1924-1933).29 июня 1933 г. принято постановление ЦИК и СНК СССР "Об учреждении Прокуратуры Союза ССР". Утвержденное 17 декабря 1933 г. "Положение о прокуратуре Союза ССР" 11 См.: СЗ СССР, 1934. - № 1. определило правовой статус прокуратуры как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Первым прокурором СССР был назначен И.А. Акулов. Конституцией СССР 1936 г. (ст.113) впервые в истории конституционного законодательства введено понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора СССР. На всех нижестоящих прокуроров она не распространялась.

Говоря об этом периоде истории развития органов прокуратуры, нельзя не отметить того, что именно в те годы окончательно установился культ личности Сталина. Многие прокуроры, не желавшие поддерживать необоснованные обвинения, были репрессированы. Расстреляны Н.В. Крыленко, И. А Акулов и многие другие видные деятели прокуратуры.

С началом Великой Отечественной войны деятельность всех без исключения, в том числе и территориальных, прокуратур была перестроена на военный лад.16 сентября 1943 г. Указом ПВС СССР были введены классные чины для всех прокурорско-следственных работников с выдачей форменного обмундирования. В первые послевоенные годы самые видные прокуроры приняли активное участие в Нюрнбергском процессе (1945-46 гг.) над главными военными преступниками. Главным обвинителем от СССР выступил Р.А. Руденко, в то время прокурор Украины, а в последующем долгие годы возглавлявший прокуратуру Союза ССР. 19 марта 1946 г. Верховным Советом СССР был принят закон "О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР".

Начатые в 30-х годах репрессии сталинского режима продолжались вплоть до смерти "вождя всех народов" - до 1953 года. Стоит, однако, отметить, что и органы прокуратуры в те годы вписали немало черных страниц в свою историю. Суды так называемых "троек", назначение непомерно строгих наказаний за мелкие правонарушения, другими словами - правовой беспредел не может быть оправдан никакими самыми тяжелыми историческими обстоятельствами. Поэтому иначе как карательными функции прокуратуры тех лет назвать нельзя. Некоторые современники сейчас начинают выражать в разных формах явное неудовольствие, когда где-либо упоминается о решениях съездов коммунистической партии. И тем не менее, об одном из них мы не можем не сказать. Это ХХ съезд КПСС, который развенчал культ личности Сталина и после которого наступил период хрущевской "оттепели". Коснулась она и всех правоохранительных органов страны.

24 мая 1955 г. Указом ПВС СССР утверждено "Положение о прокурорском надзоре в СССР". В конце 50-х начале 60-х годов проведена реформа уголовного и уголовно-процессуального законодательства, которая в значительной степени приблизила эти нормы права к признанным в демократических государствах правилам реагирования на различного рода преступления. В целом правоохранительная система стала более гуманной и по отношению к гражданам государства во многом исключила проявления правового произвола годов культа личности. В работе органов прокуратуры стало явно просматриваться соблюдение принципов демократизма, гласности, коллегиальности в принятии отдельных важных решений.

Важным в историческом плане для органов прокуратуры являются принятие в 1977 г. четвертой по счету Конституции СССР и в 1979 г. - Закона "О прокуратуре СССР". В частности, согласно гл.21 (состоящей из 5 статей) Конституции, на прокуратуру была возложена обязанность осуществлять надзор не только за точным , но и единообразным исполнением законов. Причем осуществление высшего надзора возлагалось не только на Генерального, но и на всех подчиненных ему прокуроров в пределах их компетенции. Всего этого в Конституции 1936 г. не было. В 1987 г. в Закон "О прокуратуре СССР" были внесены изменения. В обиходе прокурорского надзора появились такие новые средства прокурорского реагирования, как предписание и предостережение.

Такова в кратком виде история развития органов прокуратуры времен социализма.

Начало 90-х годов ознаменовалось распадом некогда могущественной державы СССР и одновременным образованием на ее основе 15 суверенных государств, в том числе и Кыргызской Республики. Несколько месяцев бывшие союзные республики назывались Союзом Суверенных Государств (ССГ), а затем были переименованы в Содружество Независимых Государств (СНГ), в который вошли и пребывают в настоящее время 12 из 15 бывших союзных республик.

Такой исторический поворот, естественно, не мог не отразиться на законодательстве об органах прокуратуры. Каждое суверенное государство стало самостоятельно принимать решения уже без оглядки "на Москву". Однако исторические корни и традиции не позволили радикально отдалиться друг от друга в вопросах принятия законов, регулирующих прокурорскую деятельность. Несмотря на наличие некоторых несовпадений, в целом, в принципиальных ее частях, законодательство стран СНГ осталось одинаковым, не считая тех моментов, которые неизбежно должны были появиться в связи с изменением форм собственности, глубоких общественных преобразований, построением рыночных отношений. Более того, связанный с происходящими переменами резкий рост преступности привел к необходимости объединения усилий прокуратур стран СНГ на отдельных, особо тревожных направлениях борьбы с преступностью, которая сегодня приобрела вид транснациональной. Это такие направления, как терроризм, борьба с наркопреступлениями, хищениями собственности и т.д.7 декабря 1995г. в Москве был создан Координационный Совет Генеральных прокуроров всех 12 стран СНГ и образован также единый печатный орган Генеральных прокуроров стран СНГ - журнал "Прокурорская и следственная практика", в редакционный совет которого вошли представители 10 суверенных республик (кроме Узбекистана и Украины). Одним словом, в вопросах законодательного регулирования прокурорского надзора в суверенных государствах общего пока остается гораздо больше, чем разного.

Подобные документы

    Понятие и развитие системы органов прокуратуры, виды и предмет отраслей прокурорского надзора. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют прокурорский надзор за исполнением законов.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Сущность, задачи и направления деятельности прокуратуры РБ. Структура ее органов. Принципы ее организации как части государственного аппарата. Права и полномочия прокурора. Акты прокурорского надзора и иные средства реагирования на нарушения законности.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2014

    Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации. Система органов и учреждений прокуратуры. Характеристика отраслей прокурорского надзора. Осуществление надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

    дипломная работа , добавлен 31.01.2014

    Место прокуратуры в системе государственных органов. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Принципы централизации, законности, независимости, гласности. Система органов прокуратуры. Основные направления (отрасли) прокурорского надзора.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2008

    Пределы прокурорского надзора за исполнением законов. Правовые основы деятельности органов прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов. Состояние и направления прокурорского надзора за исполнением законов в практике прокуратуры Ульяновской области.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2012

    Общий надзор как отрасль надзора органов прокуратуры. Место общего надзора среди других отраслей прокурорского надзора: проблемы и перспективы. Акты прокурорского реагирования. Протест, представление прокурора. Постановление о возбуждении уголовного дела.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Общая задача прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Правовой статус прокурора в досудебном уголовном судопроизводстве. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры.

    контрольная работа , добавлен 07.01.2015

    Понятие и сущность прокурорского надзора. Система органов прокуратуры РФ. Их структура и полномочия. Основные функции генерального прокурора Российской Федерации. Предмет, объект и субъект прокурорского надзора. Следственный комитет при прокуратуре РФ.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2015

    Прокурорский надзор за исполнением и соблюдением антикоррупционного законодательства на государственной и муниципальной службе. Участие прокурора в расследовании преступлений коррупционной направленности и рассмотрении судами уголовных дел о них.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2014

    Прокуратура - особая система органов, ее должностные лица. Важнейшие предпосылки успешного осуществления прокурорского надзора, иной деятельности прокуратуры. Основные функции прокуратуры, цели и направления ее деятельности. Отрасли прокурорского надзора.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Таганрогский государственный радиотехнический университет

В. Н. Дранников

КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Учебное пособие
Для студентов специальности
021100 Юриспруденция

Таганрог 2004

Рецензент: канд.юр.наук Зарва Г.Н. (Таганрогский институт управления и экономики).

Дранников В.Н.
Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: Учебное
пособие. − Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 120 с.

Настоящее учебное пособие представляет собой набор основных лекций по
общей части учебной дисциплины «Прокурорский надзор», которые систематизированы в определенной последовательности.
Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников высших образовательных учреждений. Может представлять практический
интерес и для широкого круга читателей, интересующихся юриспруденцией.

С Дранников В. Н., 2004

Содержание:
Указатель сокращений……………………….……………………………….. 4
1. Лекция № 1.
Содержание и основные понятия
дисциплины «Прокурорский надзор»…..…………………………………… 5
2. Лекция № 2.
Исторические этапы учреждения,
становления и развития прокуратуры
России…………………………………………………………………………. 8
3. Лекция № 3.
Предмет, функции, направления
и система учебной дисциплины
«Прокурорский надзор»……………………………………………..………. 36
4. Лекция №4.
Цели, задачи и принципы
деятельности прокуратуры РФ……………………………………………… 40
5. Лекция № 5.
Система, структура, организация
и управление деятельностью
прокуратуры РФ ……………………………………….…………………….. 44
6. Лекция № 6.
Правовое регулирование деятельности
прокуратуры РФ……………………………………………………………… 58
7. Лекция № 7. Специализированные прокуратуры в РФ ………………… 63
8. Лекция № 8. Концепция развития прокурорского надзора в РФ………. 69
Приложение
1. Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993 года (извлечение)…………………………………………………………………………….. 74
2. Федеральный Закон
«О прокуратуре Российской Федерации»
(в редакции федеральных законов:
от 17.11.95 № 168 – ФЗ, от 10.02.99 № 31
– ФЗ, от 19.11.99 № 202 – ФЗ, от 02.01.2000 № 19 – ФЗ)………………..… 77

Указатель сокращений:

Арбитражно-процессуальный кодекс.

БВС СССР

Бюллетень Верховного Суда СССР.

БВС РСФСР –

Бюллетень Верховного Суда РСФСР.

Бюллетень Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ.

Главная военная прокуратура.

Гражданский кодекс РФ.

Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Министерство внутренних дел РФ.

Исправительное учреждение.

Оперативно-розыскная деятельность.

Оперативно-розыскные мероприятия.

Российская Федерация.

Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Федеральный Закон.

Федеральная служба безопасности.

Лекция № 1. Тема: Содержание и основные понятия дисциплины
«Прокурорский надзор».
1. Краткое содержание курса.

1. Краткое содержание курса.
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в
Российской Федерации, согласно Конституции РФ и Федеральному Закону «О прокуратуре Российской Федерации», рассматривается как одна из самостоятельных
форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач
по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости, а также является одной из наиболее
существенных гарантий по реальной охране прав и законных интересов граждан.
В содержание курса правовой дисциплины «Прокурорский надзор» в первую очередь входят:
- раскрытие задач прокуроров и их полномочий;
- существо актов прокурорского реагирования (протест, представление, постановление – универсальны для всех направлений прокурорской деятельности, но в каждом
из них есть своя специфика), их структура, реквизиты, требования правового и стилистического характера;
- изучение тактики и методики осуществления прокурорского надзора;
- положение о единстве и неделимости прокурорского надзора (акты, равная мера
прокурорского реагирования на любую проблему);
- система и структура органов прокуратуры;
- формы участия прокуратуры в совершенствовании законодательства и правовой
пропаганды;
- взаимодействие с другими правовыми учебными дисциплинами (уголовное и уголовно-процессуальное право, гражданское и гражданско-процессуальное право,
административное право, уголовно-исполнительное право, криминалистика, семейное право, трудовое и др. отрасли права).
2. Общепринятая терминология.
Для успешного усвоения курса прокурорского надзора необходимым условием является освоение терминологии, которая выработана в теории и практике
прокурорского надзора и активно используется в научной, учебной и практической
деятельности.
Коренным практически для всех остальных терминов является понятие
«прокурор». Однако для удобства усвоения курса освещение этих терминов целесообразно разделить на две группы в зависимости от того, является ли то или иное
понятие правовой категорией закона или же не упоминается в нем, но присутствует
в литературе по прокурорскому надзору, разрабатывалось в одноименной теории.
Итак, к первой группе терминов относятся:
прокурор − физическое лицо, состоящее на постоянной (или временной) службе в
органах прокуратуры, принятое на работу в установленном ФЗ «О прокуратуре РФ»

Порядке и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора.
«прокурор» имеет два значения:
1) должностное лицо собирательное, обобщающее;
2) другие должностные лица, выполняющие прокурорские
функции.
Прокурорский работник – под ним, согласно Федеральному Закону «О прокуратуре РФ» ст.41, понимается работник органа учреждения прокуратуры, имеющий
классный чин или воинское звание, но выполняющий функции, не связанные с надзором или следствием и др. оперативной деятельностью (научной, педагогической и
др.).
Прокурорский надзор – триединое понятие:
1) основная функция прокуратуры, как самостоятельный и специфический
вид государственной деятельности федеральной государственной службы
(надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел в суде,
участие в правотворческой деятельности, координация борьбы с преступностью и др.).
Важнейшая функция – надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;
2) отрасль юридической науки – сумма знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, формах, методах и средствах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора, проблемах эффективности этой деятельности и т.д. (тесная взаимосвязь с науками: уголовное,
уголовно-исполнительное, гражданское и арбитражно-процессуальное право, криминалистика и др.);
3) учебная дисциплина – часть учебных программ юридических образовательных учреждений, которая по структуре и содержанию делится на общую и особенную части, как и во всех юридических дисциплинах.
В общей части рассматриваются вопросы предмета, метода, системы, целей, задач и
принципов, а также полномочий прокуроров и т.д.
Содержанием особенной части является правовая информация об особенностях осуществления деятельности прокуратур на отдельных направлениях прокурорского надзора, о специфике прокурорского реагирования на различные виды
неточности требований Конституции РФ и всех законов.
Предмет прокурорского надзора – также входит в эту группу (тема 3, вопрос 1).
Полномочия прокурора – совокупность его прав и обязанностей, установленные ФЗ
«О прокуратуре РФ» ст.22 (требования предоставления материалов, статистики и
др. сведений), ст. 30 (исполнение законов при осуществлении ОРД, следствия, дознания, отмены при этом незаконных решений и т.д.). Ряд полномочий предоставляются соответствующими статьями УК, ГК, АрбК, УПК, ГПК, АрПК и др. законами
РФ при обязательном учете должностного положения прокурора и сферы его деятельности.

Вторая группа терминов курса прокурорского надзора содержит следующие:
Объект прокурорского надзора. Под ним следует понимать деятельность, связанную с исполнением законов, государственных органов, учреждений, организаций,
органов местного самоуправления, а также должностных и физических лиц.
Субъект прокурорского надзора – участник прокурорско-надзорной деятельности
(прокурор в узком и широком смысле этого термина), производящий проверку исполнения законов юридическими и физическими лицами (субъектами надзора). И
тех и других может быть несколько в ходе одной проверки.
Правовые средства прокурорского надзора – предусмотренные законами действия
и правовые акты, с помощью которых регулируются полномочия прокуроров
По цели правовые средства прокурорского надзора классифицируются на
следующие группы:
- правовые средства, направленные на выявление нарушений законов (требования от
руководства поднадзорных органов предоставления для прокурорской проверки
необходимых документов, их копий, материалов, статистических и иных сведений);
- правовые средства, направленные на устранение выявленных нарушений законов
(протесты на незаконные действия поднадзорных; внесение представлений об устранении нарушений законов и обстоятельств, им способствовавших; требования об
отмене любых незаконных и необоснованных постановлений органов дознания,
следователей, а также постановлений администрации органов и учреждений);
- правовые средства предупреждения нарушений закона (санкционирование действий и решений должностных лиц в случаях, предусмотренных законом; дача согласия на совершение определенных действий, предусмотренных законом; принятие
решений; участие в производстве следственных и других процессуальных действиях; дача указаний следователю или дознавателю по вопросам квалификации преступления и т.д., внесение представлений);
- правовые средства привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение законов (возбуждение уголовного дела, возбуждение производства об административном правонарушении; представление с предложением о наложении дисциплинарного взыскания);
- правовые средства возмещения ущерба, причиненного нарушением закона (предъявление и поддержание в судах иска в интересах пострадавших; дача письменных
указаний органам дознания и предварительного следствия о принятии мер по обеспечению гражданского иска).
Акты прокурорского надзора (реагирования) – документы, закрепляющие
специальное решение прокурора, которое выражает его реакцию на выявленные
нарушения закона (постановления, протесты, представления, письменные требования).
Методы и тактика прокурорского надзора также относятся к этой группе терминов, но рассмотрению их посвящен второй вопрос настоящей темы.

Контрольные вопросы
1.
2.
3.
4.
5.

Сформулируйте определение прокурорского надзора.
Назовите основные составляющие содержания прокурорского надзора.
По каким признакам определяются составы групп основных терминов
прокурорского надзора?
Приведите состав и понятие первой группы термина прокурорского надзора.
Приведите состав и понятия второй группы терминов прокурорского надзора.

Лекция № 2. Тема: Исторические этапы учреждения, становления
и развития прокуратуры России.
1.
2.
3.
4.

История возникновения прокуратуры в зарубежных странах.
Возникновение прокуратуры в России.
Послепетровский период развития прокуратуры в России.
Губернская реформа 1779 года в России и совершенствование
структуры органов прокуратуры.
5. Судебная реформа 1862 года.
6. Дооктябрьский период деятельности органов прокуратуры.
7. Послеоктябрьский период деятельности прокуратур в России.
8. Учреждение самостоятельных органов прокуратуры в СССР.
9. Военный период деятельности прокуратур.
10. Послевоенное развитие органов прокуратуры СССР (до 1992
года).
11. Развитие прокуратуры Российской Федерации (1992-н/в).
1. История возникновения прокуратуры в зарубежных странах.
На переломном этапе нынешних радикальных преобразований, когда
кризисное российское общество находится в поиске подходящих моделей государственных структур, часто с оглядкой на западный мир, юристы всё с большим интересом обращают внимание на многовековую историю петровского творения – прокуратуру. При этом они отмечают поразительное сходство противоречивой ситуации времен петровских и нынешних. Как и в тот переломный для Отечества период,
прокуратура сейчас подвергается суровому испытанию – от попыток растворения ее
независимой централизованной сущности в контрольно-ведомственных паллиативах до прямого демонтажа державного «ока государева».
Указом Петра I от 2 марта 1711 года в России учреждается фискальная
служба, назначение которой состояло в том, чтобы «… над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего». В 1713
году в России вводится должность Генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены в Указе от 17 марта 1714
года «О должности фискалов». В Указе получили четкое разграничение компетенции обер-фискалов, провинциал-фискалов, городских и низших (рядовых). К фискалам предъявлялись высокие профессиональные и морально-этические требова-

Ния. Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярна в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и
правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.
За образец этой службы Петр I взял, по мнению некоторых источников,
государственные органы Франции, по мнению других − Германии, но на наш
взгляд, это разногласие не представляется существенным, так как появление первого органа власти, который выполнял функции надзора, связано с процессом утверждения королевской власти во Франции и борьбой королевской власти с феодальными сепаратистскими тенденциями. Как известно, в общеисторический промежуток времени Французское государство являлось одним из наиболее прогрессивных
государств в Европе, развивающихся на пути к установлению абсолютизма и складыванию единого национального государства. В связи с этим логично было бы
предположить, что Германия в дальнейшем позаимствовала у Франции некие черты
государственного устройства.
Следует отметить, что, в отличие от судопроизводства, зародившегося в
далеком прошлом, прокуратура в механизме государственности возникла сравнительно недавно. Считается, что впервые прокуратура была образована во Франции в
XIV веке в период инквизиционного процесса. Король Филипп IV Ордонансом от
25 марта 1302 года учредил прокуратуру как орган представительства интересов
монарха.
С первых лет существования это был сугубо обвинительный, карательный орган. Прокуратура Франции была предназначена для исполнения воли короля,
влияние которого на формирование ее органов и определение направлений в ее деятельности было весьма сильным. (Не без причины прокуратуры вплоть до ликвидации монархии во Франции именовались «людьми короля».)
Сфера деятельности королевских прокуроров постоянно расширялась.
При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения отнюдь не сводились к
сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русский историк
В.И. Веретенников, «является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма».
Во исполнение этих обязанностей генерал-прокурор «всегда и во всем»
защищал интересы королевской короны, вплоть до того, что следил, чтобы кто-либо
из вельмож самостоятельно не присваивал себе титулы, не вмешивался в проблемы
промыслов и торговли, учреждения университетов. Прокурор наблюдал за назначениями королевских чиновников, оценивая, насколько они удовлетворяют предъявленным требованиям, чтобы и здесь не нарушались интересы короля.
Со временем в круг обязанностей прокурора был включен даже контроль
за работой сеньориальных и церковных судов. Велика была роль прокуроров и при
производстве дознания.
В 1586 году был принят Закон об организации и деятельности прокуратуры во Франции, который определил место прокуратуры в системе государственных

Органов. В сферу полномочий прокурорского надзора закон включил: деятельность
прокурора административно-политического характера; надзор за производством
следствия; судебно-правовую деятельность.
Очень важное значение для уголовного процесса Франции имел Ордонанс 1670 года, которым разделялось расследование в суде гражданского и уголовного исков, а сторона публичного обвинения в лице королевских прокуроров получила право предъявлять обвинение в совершении преступлений, влекущих за собой
позорящие и мучительные наказания. Однако в те времена, как отмечал Н.Н. Полянский, « прокурор не возбуждал дела самостоятельно: он мог выступать лишь в
качестве изобличителя, тогда как инициативой возбуждения дела и правом расследования обладал судья. Преимущество судьи перед прокурором было очевидным:
даже рассмотрение уголовных дел происходило без участия прокуроров.
В дальнейшем прокуратура Франции претерпела различные преобразования, наиболее интенсивно проходившие в период 1789-1810 годов. Тем не менее, ее
основное предназначение оставалось неизменным: выполнение так называемых
карательных функций, обеспечение незыблемости держателя верховной власти в
государстве. Эти функции прокуратуры были особенно важны в связи с распространением казнокрадства, взяточничества, бороться с которыми представлялось
возможным лишь с помощью специальной государственной службы. Не случайно
именно прокуратура Франции послужила образцом для создания аналогичных правовых институтов в других странах, в том числе в России.
В последующие периоды прокуратура Франции претерпела весьма существенные преобразования (1789-1810 гг.), однако основное ее предназначение осталось прежним – выполнение карательных функций в государстве, обеспечение незыблемости держателя верховн



Просмотров