Образование судов в российской империи. Полное собрание законов Российской империи вышло

В 1708 Россия была разделена Петром I на 8 губерний, затем число губерний увеличилось. Позже сложилась трехзвенная система административно-территориального деления России: губерния - провинция - уезд (дистрикт). При этом основной пласт административных функций был спущен с губернского на провинциальный уровень. Во главе губернии стоял губернатор, во главе провинции и уезда - воеводы, это были чиновники, назначаемые из центра. Прежние выборные губные и земские органы (избы) были упразднены Петром I еще в начале XVIIIв.

В 1775 Екатерина II утвердила "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" (Учреждение о губерниях), т.о. была проведена губернская реформа 1775.

в России стало около 50 губерний, которые были разделены на уезды, в каждом из которых проживало около 30тыс.чел., т.е. был упразднен провинциальный уровень административно-территориального деления. Несколько губерний (обычно 2-3) объединялись в генерал-губернаторство (наместничество) во главе с генерал-губернатором, который был наместником императора. Во главе губернии стоял губернатор. Коллегиальными органом управления на уровне губернии было губернское правление. Губернатору помогал вице-губернатор, который возглавлял казенную палату. Также в каждой губернии существовал приказ общественного призрения, который занимался делами здравоохранения, образования. В состав губернского правления входили генерал-губернатор, губернатор, вице-губернатор, губернский прокурор и советники. Губернское правление обладало административной и судебной компетенцией. Казенная палата, возглавляемая вице-губернатором, отвечала за губернскую казну, казенные предприятия, надзирала за частными предприятиями на территории данной губернии, т.е. выполняла на губернском уровне функции упраздненных в ходе реформы Мануфактур-коллегии, Коммерц-коллегии и Берг-коллегии. Городом руководил городничий. Уездом руководил земский исправник (капитан-исправник). На уездном уровне был создан нижний земский суд - орган уездного управления. Земский исправник (являвшийся председателем нижнего земского суда) и заседатели нижнего земского суда избирались уездным дворянством.

30.Судебные учреждения Российской империи при Екатерине II.

Суд стал сословным: выделяются дворянские, мещанские, крестьянские суды. Отдельно функционировала система церковных судов. Судами первого (уездного) звена были соответственно: для дворян - уездный суд; для мещан - городской магистрат; для крестьян - нижняя расправа. Судами второго (губернского) звена были соответственно: для дворян - верхний земский суд; для мещан - губернский магистрат; для крестьян - верхняя расправа. Всесословной губернской апелляционной инстанцией являлись палата гражданского суда и палата уголовного суда (фактически они, как и Сенат, состояли исключительно из дворян). Высшей судебной имперской апелляционной инстанцией являлся Правительствующий Сенат. Указанным крестьянским судам были подсудны дела только относительно государственных крестьян, частновладельческих крестьян судили их помещики, кроме уголовных дел, которые для всех крестьян рассматривались государственными судами. В связи с указанными преобразованиями была ликвидирована Юстиц-коллегия. Сословные уездные и губернские суды избирались представителями соответствующих сословий. Основным источником процессуального права было объявлено Соборное Уложение 1649.

Была создана губернская прокуратура, губернские прокуроры входили в состав губернских правлений. Губернскому прокурору помогали губернские стряпчие, в уездах ему подчинялись уездные стряпчие. Губернскому прокурору также подчинялись прокурор верхнего земского суда, прокурор губернского магистрата, прокурор верхней расправы. Губернские прокуроры надзирали за деятельностью всех судов и прочих государственных органов и должностных лиц губернии (кроме генерал-губернатора и губернатора). Губернские прокуроры подчинялись непосредственно генерал-губернатору империи.

1. Исторические предпосылки проведения судебной реформы Екатерины II.

2. «Наказ» и «Комиссия о составлении проекта нового Уложения" – первые документы по подготовке судебной реформы Екатерины II.

3. "Учреждение для управления губерний" и реформирование судебной системы 1775 г.

4. Судебные функции городских магистратов по «Жалованной грамоте городам» 1785 г.

5. Сенат - высший судебный орган государства.

Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.

Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск - М., 1997.

Готье Ю. История областного управления России от Перта I до Екатерины II.. - Тома. I-II, М., 1913-1941.

Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1983. URL: http://by-chgu.ru/ерошкин-история-государственных-учр

Ефремов В.А. Сыск и политическая полиция самодержавной России. В.А.Ефремов. М., 1996.

Ефремова Н. Н. Судоустройство России в XVIII – первой половине XIX в. (историко-правовое исследование). М., 1993.

История Государственного Управления в России. / Под редакцией профессора А.Н. Марковой. М., 1997.

История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях / Под ред. П.А.Зайончковского. В 13 томах. М., 1976-1989. Т.1-2. URL: http://www.runivers.ru/lib/book4749/

История Правительствующего сената за двести лет. 1711-1911 гг. В 5 т. СПб, 1911. Т.1. URL: http://www.runivers.ru/lib/rubriks/3214/?letter=%D0%B0&rubrik=3214&PAGEN_1=28 .

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века. М, 2001

Карамзин Н. М. История государства Российского. В 12 т. СПб., 1818-1829. URL: http://www.runivers.ru/lib/rubriks/3214/?letter=%D0%B0&rubrik=3214&PAGEN_1=28

Ключевский В.О. Курс русской истории. СПб., 1904. URL: http://www.runivers.ru/lib/rubriks/3214/?letter=%D0%B0&rubrik=3214&PAGEN_1=28

Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. История. Документы. В 6 т. М., 2003.

Любавский М.К. История царствования Екатерины II. СПб., 2001

Развитие русского права второй половины XVII–XVIII вв. (Развитие русского права второй половины XVII–XVIII вв. / под ред. Е. А. Скрипилева. М., 1992.

Российское законодательство X – XX вв.: в 9 т. / отв. ред. д-р ист. наук, проф. В Л. Янин. М., 1987 Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма.

Самоквасов Д.Я. Заметки по истории русского государственного устройства и управления. СПб., 1870. URL: http://www.runivers.ru/lib/rubriks/3214/?letter=%D0%B0&rubrik=3214&PAGEN_1=28



Сафронов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988.

Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века. Учебное пособие. М., 1998.

Смыкалин А. С. Формирование судебной системы в период абсолютизма. // Российская юстиция. 2001. Вып. 1. С. 39–42.

Смыкалин А. С. Судебная система Российского государства от Ивана Грозного до Екатерины II (XV–XVIII вв.). // Вопросы истории. 2004., Вып. 8. С. 50–69;

Соловьев С.М. Курс новой истории. М., 1898. URL: http://www.runivers.ru/lib/rubriks/3214/?letter=%D0%B0&rubrik=3214&PAGEN_1=28

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч. в 18 кн. Кн. 13 - 16. М., 1988 - 1996.

Троицкий С.М. Россия в XVIII в. // Сборник статей и публикаций. М., 1982.

Троцина К. История судебных учреждений в России. Местные судебные учреждения. СПб., 1851. – URL: http://forum.yurclub.ru/index.php?app=downloads&showfile=6075

Учреждения для управления губерний всероссийской Империи. М., 1775. URL: http://www.runivers.ru/lib/book6866/187015/

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

Факультет заочного обучения

Кафедра историко-правовых дисциплин

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по истории отечественного государства и права

на тему: «Административная и судебная реформы Екатерины II»

Челябинск 2009

Введение

1. Создание органов губернского и уездного управления по «Учреждению для управления губерний Всероссийской империи»

2. Судебная реформа Екатерины II

3. «Устав благочиния» и совершенствование структуры городской полиции

4. Городская реформа Екатерины II

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России.

В период «эпохи дворцовых переворотов», длившегося 32 года (1730 1762), российский трон занимали шесть самодержцев.

В отличие от своих предшественников Екатерина II вступила на российский престол, имея вполне определенное и ясное представление о тех принципах, которыми она собиралась руководствоваться в управлении страной, и соответственно, о тех целях, которые, она надеялась достичь.

Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддержать общество и заставить его соблюдать законы.

Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из такого понимания места и роли государственного аппарата в развитии и совершенствовании государства, Екатерина II предприняла ряд последовательных реформ, направленных на создание единообразной системы управления на всей территории империи, что означало дальнейшую централизацию власти, которую не нарушала никакая форма распределения управленческих функций между звеньями центрального и местного аппарата.

Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии и укреплении Российской Империи, как великой державы.

Считаю данную тему достаточно актуальной, потому что в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, и кажется, что именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.

1. СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ ГУБЕРНСКОГО И УЕЗДНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО «УЧРЕЖДЕНИЮ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНИЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

Стремление Петра I перестроить местное управление на началах коллегиальности участия в нем дворянства не получило практического воплощения, но сама идея не умерла. В наказах депутатов Уложенной комиссии, созванной Екатериной II в 1767г., эти предложения высказывались еще настойчивее. Желание дворян управлять провинцией совпало с планами Екатерины II найти средство для привлечения дворян к службе при уничтожении обязательной службы.

В свете уроков народной войны, потрясшей императорский режим, Екатерина II решительно перестроила губернское управление. 7 ноября 1775г. издан Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Преобразовав, таким образом, местное управление, Екатерина намеревалась обеспечить лучше и более точно исполнение монарших законов, внутреннюю безопасность и порядок в империи. Этому подчинено и новое административное устройство:

Увеличение губерний более чем вдвое -- с 23 до 51;

Ликвидация 66 провинций;

Многократное увеличение числа уездов;

Введение 19 наместничеств;

Новое административно-территориальное деление призвано повысить эффективность налоговой, полицейской, судебной, всей карательной политики, основано на принципе статистического расчета: «Дабы губерния порядочно могла быть управляема, полагается в оной от трех сот до четырех сот тысяч душ... В уезде, или округе считается от двадцати до тридцати тысяч душ» Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Н.А. Эволюция феодализма в России.М. 1980. с. 54. .

Реорганизован, укреплен институт губернаторства, изменено устройство губернского управления. Губернатор представлял корону и местную власть, являлся главным должностным лицом губернии. В его руках сосредоточена вся полнота власти и управления. Как и прежде, он назначался монархом, но именовался теперь главнокомандующим, государевым правителем губернии, мог иметь статус не только гражданского, но и военного губернатора. Он контролировал деятельность всех учреждений и должностных лиц, выполнение законов, указов, повелений, имел в подчинении все воинские части и команды на территории губернии.

Вместо прежней губернской канцелярии учреждалось губернское правление, присутствие которого состояло из государева правителя и двух советников. Губернские учреждения строились по функциональному признаку, выполняли строго определенные административные, финансовые, судебные и другие функции: палаты Домостроительных дел и управления Казенных доходов императорского высочества, уголовных и гражданских судов (в каждой председатель, по два советника и асессора), поручик правителя или вице-губернатор, директор экономии или домоводства, губернский казначей, землемер, верхний земский суд (председатель, 10 заседателей), прокурор, стряпчие казенных и уголовных дел, совестный суд. В каждой губернии учрежден своеобразный орган -- приказ общественного призрения для управления народными школами, больницами, госпиталями, богадельнями, сиротскими, смирительными и работными домами. Возглавлял его губернатор, в присутствие входили также по два выборных заседателя от верховного земского суда, губернского магистрата, верхней расправы.

Широкими функциями, высоким статусом наделена казенная палата, глава которой -- вице-губернатор назначался Сенатом по поручению монарха. Главная задача ее -- попечение об исправном поступлении доходов. Распоряжалась собранными казенными доходами Штатс-коллегия.

Губернское правление, палаты являлись царской местной администрацией с назначенными чиновниками. Совестный суд, приказ Общественного призрения сочетали государственные и общественные начала, «заседатели» в них избирались сословиями, а председательствовало чиновное лицо. Получилось своеобразное совмещение централизации губернского управления с участием в нем представителей местного дворянства. Екатерина II установила исключительно сословно-дворянский способ представительства.

Четко определены статус, функции губернского, правления: «есть то место, которое управляет в силу законов именем императорского величества всею губерниею», обеспечивает исполнение законов, «взыскание чинит со всех непослушных, строптивых, ленивых и медлительных», прекращает противные законам непорядки, сохраняет и утверждает порядок, мир, тишину в городах, селах, деревнях, на дорогах губернии, заботится о работе учреждений полиции, благочиния, торговли и др. Повеления губернского правления обязательны к исполнению уездными, нижними земскими судами, верхними и нижними расправами, губернскими и городовыми магистратами и ратушами. «Кто же губернским правлением недоволен, тот жалобу свою приносить имеет в Сенат» Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. Составитель Титов Ю.П. М. 1998. .

Уездную администрацию, подчиненную губернскому правлению, представлял нижний земский суд, ставший главным исполнительным органом, обладавший полнотой власти в уезде. Он обеспечивал соблюдение законов империи, исполнение распоряжений губернского правления, судебных решений, имел и другие функции по управлению уездом, в том числе обеспечивал организацию уплаты податей, исполнение натуральных повинностей, надзирал состояние дорог и др. Глава его, председатель земского суда в лице земского капитан-исправника, был наделен большими полномочиями, мог принимать любые меры для обеспечения законности, порядка. Он и два заседателя выбирались дворянами и только из местных дворян, утверждались центральной властью. В уездную администрацию входили также уездный казначей, присяжный землемер и др. Учрежден уездный суд для дворян (выборный судья и два заседателя), при нем -- дворянская опека под председательством уездного дворянского предводителя для заботы о дворянских вдовах, сиротах. Нижняя расправа ведала в уезде судебными делами государственных крестьян. Крепостные крестьяне оставлены всецело во власти их собственников.

Связующим звеном высшего и местного управления стал введенный Екатериной II институт императорского наместничества в столичных губерниях. В наместничества Екатерина II назначила 19 генерал-губернаторов из числа наиболее доверенных элитных аристократов, наделив чрезвычайными, неограниченными полномочиями, персональной ответственностью перед короной. Генерал-губернатор имел свое наместническое правление в качестве исполнительного органа, нескольких советников, осуществлял надгубернаторскую должность, проводил через губернаторов монаршие повеления, действовал как глава царской администрации через губернский аппарат управления, суды, сословные органы, полицию, расположенные на территории наместничества войска, осуществлял общий надзор за чиновниками, мог оказывать давление на суд, останавливать исполнение судебных приговоров без вмешательства в судопроизводство.

Таким образом, Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» 1775г укрепил абсолютистскую монархию и удовлетворил требования дворянства о привлечении его представителей к местному управлению. Созданный в результате реформы аппарат управления на местах оказался способным проводить политику центральной власти, а также сдерживать народные выступления и просуществовал с некоторыми изменениями при Павле I до буржуазных реформ 60-х гг. XIX столетия, а затем в несколько преобразованном виде до октября 1917г.

2. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА ЕКАТЕРИНЫ II

Судебная реформа, как и другие реформы, была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов, под которым принято понимать осознание господствующими классами, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. Судебная система к тому времени находилась в плачевном состоянии. В ней царило взяточничество, законов было множество, но они не исполнялись. Тюрьмы были забиты заключенными: в момент коронации Екатерины их насчитывалось свыше 8 тыс. человек.

Благополучие государства зависит от главенства законов. Для того чтобы избежать деспотизма одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), эти власти в государстве должны быть разделены и уравновешены. Первым шагом Екатерины II по пути создания такой системы управления была крупная реформа Сената, которая предусматривала разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в определенной сфере государственного управления. В ведомстве второго (Петербургского) и шестого (Московского) департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрение прошений на имя императрицы и т.п.. В ходе реформы Сенат лишился своей законодательной функции, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа.

Екатерина II решительно высказывалась за реформу судопроизводства. При этом она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: "Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать".

Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе Уложенной комиссии 1769г., на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел".

Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы - провинциальные судные приказы - губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты - Сенат (апелляционная инстанция).

Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства, в конечном счете, препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения, сделанные в ходе работы Уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775г. (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784 - 1786 гг. (реформа коллегий).

Еще в 1769г. был подготовлен законопроект "О судебных местах", в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма".

В процессе реформы 1775г. в губерниях была введена сословная судебная система.

Деятельность новых органов приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали участие местные жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суда для дворян, городского населения и для тех крестьян, которые не находились в крепостной зависимости (крепостных судил в основном сам помещик). Главная роль в этой новой судебной системе принадлежала помещикам. Каждые три года все уездные дворяне должны были съезжаться в центральный город уезда, чтобы выбирать из своей среды местную администрацию - предводителя дворянства, капитана-исправника, заседателей в суды, палаты и другие учреждения. В результате дворяне каждого уезда образовали сплочённое общество, через своих представителей влиявшее на управление делами уезда.

1) Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.

Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2) Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.

Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

При каждом городовом магистрате был учрежден сиротский суд занимавшийся делами вдов и малолетних сирот горожан.

3) Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.

Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

4) В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян - по дворянским делам, горожан - по делам горожан, крестьян - по крестьянским делам.

Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда - по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

5) Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).

В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.

К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

6) Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775г. сделала попытку отделить суд от администрации. Впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей).

Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры и их помощники - уголовные и гражданские стряпчие. Губернскому прокурору подчинялись прокуроры при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а также уездный стряпчий, выполнявший обязанности прокурора в уезде.

Считается что, судебная реформа проведенная Екатериной II отнюдь не означала ослабления мощной и разветвлённой системы центрального управления: её лишь "разгрузили" от мелких текущих дел, дав сословиям (дворянам, мещанам, крестьянам) права решать их самостоятельно. Таким образом, реформа 1775 года сделала большой шаг вперёд в разделении административных, финансовых и судебных дел.

3. «УСТАВ БЛАГОЧИНИЯ» И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ГОРОДОВОЙ ПОЛИЦИИ

Система полицейского управления обсуждалась ещё в процессе работы Уложенной Комиссии по принятию нового Уложения, то есть в начале 1770 х годов.

В 1775 году было принято «Учреждение по губернии», предусматривавшее создание специальных полицейских органов.

С 1779 года началась работа над проектом Устава благочиния, завершившаяся в 1782 году. Екатерина II желала воплотить в этом акте все современные правовые тенденции, и, вместе с тем, создать закон, апеллирующий к вечным моральным ценностям.

Из «Наказа императрицы Екатерины II данного комиссии для составления проекта нового Уложения». 1767г.

230. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка. Надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а с другой стороны предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти...

255. Несчастливо то правление, в котором принуждены установить жесткие законы...

502. Повреждение всякого правления начинается почти всегда с повреждения начальных своих оснований...

Предположительно, что вероятнее всего выделению полицейских функций в качестве самостоятельных способствовало восстание 1773-1775 гг. под руководством Е.И. Пугачева. Так как подавление подобного рода выступлений чисто военными силами происходило, как правило, уже тогда, когда бунт был в самом пике и принимал серьезные масштабы. Применение войск обходилось государству очень дорого. Ведь при отсутствии развитых полицейских структур вести какую-либо профилактику в этом направлении невозможно, равно как и пресекать бунты в зародыше.

Восстание под руководством Е.И.Пугачева нанесло серьезный ущерб не только экономике Поволжско - Уральского региона, но и стало серьезной проблемой в развитии государственного управления этой территорией, полностью дезорганизовало реализацию внутренней политики самодержавия, и было сильным ударом по екатерининской России.

Необходимость создания государственных институтов по реализации только полицейских функций стала очевидной.

8 апреля 1782г. был утвержден «Устав благочиния или полицейский». Устав был опубликован. Он включал в себя четырнадцать глав и двести семьдесят четыре статьи. Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний. С этого момента одновременно с выделением полицейских функций в качестве самостоятельных происходит и разделение полиции на городовую и уездную.

В Москве и Санкт - Петербурге городовую полицию возглавили обер-полицмейстеры, одновременно руководившие Управами благочиния в качестве председателей этого общегородского полицейского учреждения. В состав управы также входили два пристава. Один из них вел гражданские дела, а второй - уголовные. Местное купечество так же представляло в управу ратманов - своих выборных уполномоченных.

Город, в котором было более 4000 дворов, делился на части из 300--500 дворов во главе с частным приставом; части делились на кварталы по 50--100 дворов во главе с квартальным надзирателем.

В губернских городах подобные управы возглавили полицмейстеры или обер-коменданты. Город, в котором насчитывалось более четырех тысяч дворов делился на части (от 200 до 700 дворов в каждой) во главе которых были поставлены частные приставы. Частный пристав имел свою канцелярию, которая в обиходе именовалась просто «частью», «частным» или «съезжим» домом.

Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".

1. В каждом городе благочиние поручается одному месту, которое в каждом городе учреждается под названием: управа благочиния или полицейская.

2. В управе благочиния заседает городничий и заседатели - пристав уголовных дел и пристав гражданских дел и дел Ротмана

3. В столице определяется полицмейстер, которому под обер - полицмейстером и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в управе благочиния.

4. В городах, где находятся обер-коменданты, определяется городничий, которому под обер-комендантом и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в управе благочиния.

5. Дабы благочиния в городе порядочно могло быть определяемо, полагается, смотря на местоположение или обширность, город разделить на две и более части.

6. В часть города полагается примерно от 200 до 700 дворов.

7. В каждой части города определяется частный пристав...

9. Часть города разделить на два и более квартала.

10. В квартале полагается от 50 до 100 домов. И. В каждый квартал определяется квартальный надзиратель.

12. В каждый квартал определяется в помощь квартальному надзирателю по одному квартальному поручику...

Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решает все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спокойствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению "народного здравия", городского хозяйства, торговли и "народного продовольствия".

Полиция пресекала мелкие уголовные дела, по кражам и мошенничеству на сумму до 20 рублей, осуществляла предварительное следствие, вынося по ним собственные решения, а так же осуществляла розыск преступников.

Таким образом, «части» становились основным структурным звеном в городовой полиции. В то же время возникло и низовое звено, деятельность которого вполне сопоставима с деятельностью сегодняшних участковых уполномоченных милиции. Речь идет о квартальных надзирателях и их помощниках - квартальных поручиках.

Личный состав комплектовался из армейских офицеров и нижних чинов старшего возраста, которые по каким-либо причинам или по состоянию здоровья не могли продолжить армейскую строевую службу.

Значение Устава состояло в том, что «Устав Благочиния» послужил формированию новой отрасли права -- полицейского права, из которого позднее сформировались уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право. В Уставе была чётко сформулирована компетенция полицейских органов, что облегчало поддержание правопорядка. «Устав Благочиния» содержал дидактические наставления для граждан, служил «улучшению нравов» населения.

4. ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА ЕКАТЕРИНЫ II

В 1785г. вышло положение о городах -- «Грамота на права и выгоды городов Российской империи». Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности Риги. В основе этих уставов было заложено магдебургское (по названию города в Германии), или немецкое, право, сложившееся в эпоху Средневековья.

В этом документе утвердилось понятие "город" как юридическое лицо, как единая местная община, представляющая все городское население и имеющая свои, отличные от государственных, интересы и нужды. Как внешнее выражение нового юридического статуса каждый город получил герб и печать, которой "градское общество" скрепляло свои постановления.

В преамбуле «Грамоты...» говорится: «Города основаны не только для блага живущих в них, но и для блага общественного: они, умножая государственные доходы, устройством своим доставляют подданным способы к приобретению имущества посредством торговли, промыслов, рукоделия и ремесел».

В екатерининской грамоте жители города -- обыватели. Таковыми считаются «все те, кои в том городе старожилы, или родились, или поселились, или домы, или иное строение, или места, или землю имеют, или в гильдии или в цех записаны, или службу городскую отправляли, или в оклад записаны по тому город носят службу или тягость».

Все горожане делились на шесть категорий и поименно заносились в городскую обывательскую книгу.

1) на городовых обывателей вообще или таких лиц, которые имеют в городе недвижимое имущество и к которым причислены самые дворяне; на иногородних, не владеющих в городе таким имуществом и не записанных в городскую обывательскую книгу;

2) на купцов трех гильдий;

3) на цеховых ремесленников: мастеров, подмастерьев и учеников;

4) на иногородних и иностранных гостей, записавшихся в городскую обывательскую книгу для производства промыслов, работ и других мещанских упражнений;

5) на именитых граждан, а в числе их на заслуженных лиц городского общества; ученых, художников, архитекторов, живописцев, скульпторов, музыкантов; капиталистов, объявивших за собою капитала на 50 тыс. рублей и более; банкиров, которые занимаются переводом денег и объявят капитал от 100 до 200 тыс.; оптовых торговцев, не имеющих лавок (т. е. не занимающихся розничным торгом); кораблехозяев, отправляющих корабли за море;

6) на посадских, т. е. старожилов, родившихся в городе или поселившихся там для промысла, рукоделия, работ; не причисленных к другим категориям граждан.

Таким образом, городское общественное управление, созданное Екатериной II, должно было стать по своему составу всесословным.

Все эти звания не были, безусловно, наследственными; их сохранение зависело от ежегодного взноса подати, занятия, состояния и образования.

В городе согласно жалованной грамоте действовали следующие должностные лица и учреждения: городничий, городовой магистрат при нем городовой сиротский суд и словесный суд. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления.

Для управления городом горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в Общую городскую думу. Общая дума избирала Шестигласную думу-- по одному человеку от каждого разряда обывателей. Вместе с головой они управляли хозяйством города, отчитываясь при этом перед губернатором.

Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, в Шестигласной думе заседания проходили каждую неделю под председательством городского головы.

Развитие производственного самоуправления осуществлялось по видам ремесел. Ремесла делились на цехи, или ремесленные управы. Управы и цехи формировались на основе экономического интереса по определенным отраслям. Это вытекает из ряда статей Ремесленного Положения. Так, ст. 3 указанного Положения гласит «Управы или цехи установить из одинаково ремесла». Аналогичное указание имеется в ст. 9 и 28. Производственное самоуправление приобретало характер специализации ремесел по направлениям.

В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы - их решали судебные органы.

По функциям, предметам и параметрам ведения городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением к аппарату администрации, полиции, делала то, с чем они не могли справиться.

Жалованный грамотой городам" законодатели пытались решить одновременно две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, объединить городское население в градское общество, с другой - разделить его на отдельные сословия. Попытка создания всесословного общества была преждевременной. Выборная городская служба по-прежнему оставалась уделом торгово-промышленного населения, а думы по своему составу ничем не отличались от магистратов и посадских сходов времен Петра I.

Тем не менее Жалованная грамота 1785г. стала точкой отсчета в развитии городского самоуправления, так как заложенные с ней начала в той или иной форме служили основой при разработке всех последующих городских реформ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Десятилетие 1775-1785 гг. составило эпоху екатерининских реформ. Именно в этот период были приняты четыре важнейших законодательных акта: "Учреждение для управления губерний" (1775), "Устав благочиния" (1782), "Жалованная грамота дворянству" и "Жалованная грамота городам" (1785), вызвавшие серьезные изменения в системе местного управления и сословного самоуправления.

Оценивая реформы Екатерины II, признается, что они создавали своего рода конституцию. Так как были направлены на формирование правового государства с сословной структурой общества и с оговоренными в законе правами и обязанностями верховной власти и подданных, зависевших от правового статуса каждого сословия.

Завершая обзор важнейших этапов реформирования системы государственного управления России второй половины XVIII в. при Екатерине II, необходимо отметить, что в условиях внутриполитической стабильности, которая при этом не означала застоя, правительством были предприняты реформы государственного аппарата. Постепенность, последовательность, плановость -- важнейшие черты преобразовательской деятельности Екатерины II. Каждый шаг должен быть всесторонне продуман, ведь, по мнению императрицы, «если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубные следствия этого».

Способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

Необходимо заметить, что она была одним из самых удачливых русских реформаторов, а ее реформы носили прогрессивный характер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буганов, В.И. Эволюция феодализма в России/ В. Буганов, А. Преображенский, Н.Тихонов. - М.: ЮНИТИ, 1980

2. Марковой, А.Н. История государственного управления в России: учебник для вузов/ А.Н. Марковой. -- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997

3. Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения. / Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 3

4. Отечественная история с древнейших времен до 1917г. Энциклопедия. А-Д. М., 1994

5. Официальный сайт МВД по РБ в интернете [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.mvdrb.ru- (16.08.2009)

6. Павленко, Н.С. Екатерина Великая / Н.С.Павленко // Родина. - 1995. - №10-11, 1996. - №1,6

7. Титов, Н.П. Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие/ Н.П. Титов - М.: ПРИОР, 1998

8. Щепетев, В.И. История государственного управления в России: учебник для вузов/ В.И. Щепетев. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

Подобные документы

    Общая характеристика реформы местного самоуправления в царствование Екатерины II. Исторические условия реформы местного самоуправления. Основные направления реформы местного самоуправления в Российской Империи. Жалованная грамота городам 1785 года.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Российское общество накануне реформ. Необходимость преобразований. Борьба либерализма и консерватизма. Отмена крепостного права. Земская, городская, судебная реформы, реформы просвещения. Значение буржуазных реформ XIX в. для российского общества.

    реферат , добавлен 23.05.2008

    Система высших центральных и местных органов управления в России в первой половине ХVIII в. Реформы государственного управления во второй половине ХVIII в. Губернская реформа Екатерины I. Контрперестройка системы управления Екатерины II Павлом I.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2013

    Приход к власти императрицы Екатерины II. Губернская и судебная реформы в России. Расширение народного образования. "Жалованная грамота дворянству". Организация врачебной помощи населению. Развитие русской науки и русской литературы. Двор Екатерины II.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2013

    Характеристика черт характера Екатерины II. Описание системы государственного управления при Екатерине II. "Наказ" Екатерины и деятельность Уложенной комиссии. Сословные и административные реформы императрицы. Государство и церковь в XVIII веке.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Смерть Екатерины II, переход русского престола к законному наследнику императору Павлу I. Свое правление новый император начал с военной реформы. Подготовка крестьянской реформы в российском правительстве. Начало развития капитализма в Российской империи.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    Реформы высших государственных органов при Александре I. От коллегий к министерствам. Изменение местного государственного и общественного сословного управления. Государственное управление при Николае I: "Апогей самодержавия".

    реферат , добавлен 28.06.2007

    Анализ цензурной политики, существовавшей и проводившейся в Российской империи. Внутренняя политика Павла I. Роль полиции в цензуре и ее полицейская функция. Вклад Екатерины II в развитие культуры и искусства России. Комиссии для кодификации законов.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2014

    Историческое значение деятельности Екатерины II. Брак с наследником престола. Восхождение Екатерины на престол, осуществление заговора. Внешняя политика деятельности императрицы Екатерины, реформы и указы. Крестьянская война, восстание Пугачёва.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Александр II до коронации и в первые годы царствования. Великие реформы 1863-1874 годов. Необходимость реформ. Отмена крепостного права. Земская, городская, судебная, военная, финансовая реформы. Реформы в области просвещения и печати.

Каждый монарх, правивший какое-либо время, стремился проводить реформы. Не была исключением и , так как доставшаяся ей Россия пребывала в тяжелейшем положении в виду слабости армии и флота, наличия большого внешнего долга, коррупции, коллапса судебной системы. Ниже описаны преобразования, проведенные в правление императрицы.

Губернская реформа

7 ноября 1775 года было принято «Учреждение», предназначенное для управления губерниями Всероссийской империи. Территории стали делиться на уезды и губернии. Количество губерний увеличилось до пятидесяти и, каждая из них, стала делиться на 10-12 уездов. Генерал-губернатор, именуемый наместником, командовал войсками нескольких губерний.

Каждую губернию возглавлял губернатор, который назначался Сенатом и подчинялся непосредственно императрице. Вице-губернатор занимался финансами, в его подчинении пребывала Казенная палата. Капитан-исправник считался высшим должностным лицом уезда, центрами, которых являлись города.


Судебная реформа

Каждое сословие имело свой суд. Земской суд судил дворян, магистраты - горожан, а расправы - крестьян. Существовали совестные суды, состоящие из представителей трех сословий, которые исполняли функцию примирительной инстанции. Данные суды были выборными. Судебные палаты являлись более высокой инстанцией, а их члены назначались. Сенат являлся высшим судебным органом империи.


Секуляризационная реформа

C 1764 года все монастырские земли вместе с крестьянами находились под управлением Коллегии экономии. При этом обеспечением монашества занималось государство, которое обладало полномочиями определять количество монастырей и монахов, требуемое империи.
Реформа Сената. Согласно изданного 15 декабря 1763 года манифеста сокращалась роль Сената, но полномочия его главы были расширены. Сенат являлся высшей судебной инстанцией с разделением на шесть департаментов, возглавляли которые, кроме первого, обер-прокуроры, подчинявшиеся генерал-прокурору.


Городская реформа

В 1785 году проводилась реформа российских городов, в результате которой вводились новые выборные учреждения, и увеличилось количество избирателей. Жители делились на шесть разрядов по разным имущественным и сословным признакам, по заслугам перед государством. У каждого разряда были свои привилегии, права и обязанности.


Полицейская реформа

С 1782 года в орган городского полицейского управления входили приставы, городничий, полицмейстер, горожане. За общественные нарушения суд осуществляли сами полицейские органы.


Реформа образования

В городах были созданы народные училища, которые содержались за счет казны и обладали возможностью обучения людей всех сословий.

Денежная реформа

Были созданы ссудная касса и Государственный банк, а также введены бумажные деньги.

Суд в Российской империи

Фактически суд возникает вместе с государством, но развивается и совершенствуется постепенно, выделяясь в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма. Рассмотрим поэтапно развитие и становление судебного права в России, потому что судебная власть Российской империи базировалась на опыте прошлых столетий.

А временным промежутком является период с 1721 г. (образование Российской империи) до 1917 г. (конца Российской империи). За столь долгий срок судебная система не раз изменялась: возникали новые институты, упразднялись старые. Но всю историю развития судебной системы Российской империи можно условно разделить на три части: до реформы 1864 года, после неё и период контрреформ.

Допетровская эпоха

Во времена Киевской Руси главным судебным органом была община. Община судила в соответствии с обычным правом. Высшей мерой наказания было изгнание из общины. Но по мере укрепления государственности суд творился князем, его представителями – посадниками и тиунами. Значительное количество дел разбирал церковный суд, который рассматривал все правонарушения духовенства, а также те дела простых людей, которые были отнесены к юрисдикции церковного суда: все преступления против морали, нарушения церковных законов, прелюбодеяние, колдовство, семейные ссоры и прочее.

Основными судебными доказательствами в Киевской Руси были: собственное признание, показания свидетелей «послухов и видоков», суд Божий, присяга, жребий, внешние приметы.

Княжеский суд. Гравюра

В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляло вече (высшая судебная инстанция). Вече - собрание части мужского населения города, оно обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя, судило о его «винах », «указывало ему путь » из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

К. Лебедев "Новгородское вече"

В Московской Руси в XV- XVII веках суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на местах – помещиками, вотчинниками. Московское государство создавалось постепенно — Москва вбирала в свои пределы и под высокую руку московского государя удельные княжества. Удельные порядки продолжали существовать на всей территории, какая составила землю Московского государства, и московский великий государь, царь и самодержец, оставался во многом по характеру своей власти удельным государем. Поскольку новое государство в своем устройстве оставалось удельным княжеством, постольку в нем жили и продолжали действовать начала, создавшиеся в удельное время, только теперь они действуют на более обширной территории. Но когда защита и охрана всего великорусского государства легли на московского государя, то стало ясно: суд во всех частях страны должен быть устроен одинаково и как можно меньше зависеть от самовольства судей.

Конечно, это был процесс непростой и не быстрый. Но самым важным было то, что устанавливалась обязательная зависимость между «всякими судьями» и центральной властью. Поэтому при Иване III, в 1497 году , было издано письменное собрание законов и установлен порядок суда. Это собрание законов получило название Судебник.

Судебник Ивана III. Заглавный лист

При внуке Ивана III, царе Иване Грозном, Судебник был пересмотрен (1550 г. ), дополнен новыми статьями, следовало руководствоваться при суде только им. Оба Судебника имели много общего: судьями являлись управители городов и волостей, как было и в удельные времена. По Судебнику Ивана III судили наместники и волостели, по Судебнику Ивана IV стали судить те, кто заменил прежних наместников и волостелей, т. е. воеводы в пограничных городах, земские и губные старосты там, где жители получили право выбирать их себе. Оба Судебника предполагают суд возможно справедливый и нелицеприятный. Судебник Ивана III предписывает присутствовать на суде волостей и наместников избранным к тому населением «лучшим людям». Судебник царя Ивана Грозного указывает, чтобы «лучшие люди» не только присутствовали при суде, но и чтобы скрепляли своими подписями судный список, т. е. подробную запись всего дела. Точную копию судного списка – «противень» — судья должен был вручить старосте, и она хранилась у него.

Судебник Ивана Грозного (схема)

Судебник Ивана Грозного назначает наказания судьям за неправильный суд и за лицеприятие. Если узнается, что судья или дьяк взяли взятку и обвинили несправедливо, то с них приказывалось взыскать весь иск, сколько он стоил, все пошлины втрое и, сверх того, взять штраф, какой государь укажет. Если дьяк, т. е. главный писарь суда, без ведома судьи, взявши взятку, составит судный список или запишет дело не так, как было на суде, то с него приказывалось взыскать половину того, что следовало бы с виновного судьи, и сверх того посадить в тюрьму; если подьячие, т. е. младшие писари, без ведома судьи или дьяка запишут что-либо не так, взявши взятку, то их били за это кнутом. Но через некоторое время многие положения Судебников устарели и оказались не в соответствии с новыми житейскими отношениями, менявшимися и осложнявшимися в трудном и сложном процессе превращения удельных порядков в государственные, который переживал русский народ во второй половине и конце XVI века и в первой половине XVII века. При царе Алексее Михайловиче было составлено в 1649 г . новое собрание законов, названное «Книга Уложенная» или просто – «Уложение» .

"Уложение" царя Алексея Михайловича

Этот документ был обширнее и значительнее Судебников, так как охватывал все стороны тогдашнего действующего права и излагал законодательный материал в более систематизированном виде. В царствование Грозного был выработан особый устав для суда губных старост – «Устав о разбойных и татебных делах», который определил порядок судопроизводства, следствия, удовлетворения пострадавших от разбоя и грабежа. «Уложение» царя Алексея Михайловича, усилив наказания за татьбу, разбой и грабеж, оставило в силе все узаконения Разбойного устава с его дополнениями. Свою основную черту – нераздельное соединение судебной власти с властью по управлению – суд сохранил до времен Петра Великого, когда была сделана попытка разделить дело суда и управления, но это была только попытка.

Суд при Петре I

Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты Петром I. Во главе всей судебной системы Российской Империи стоял монарх. Сразу после него в иерархии находился Сенат, пришедший на смену боярской думе. Он являлся апелляционной инстанцией, а также рассматривал наиболее важные государственные дела, судил высших должностных лиц. Пришедшие на смену приказам коллегии осуществляли судебные функции в рамках своих полномочий. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, финансовые преступления рассматривала Камерц-коллегия. Управлением местных судов занималась Юстиц-коллегия, она же была апелляционной инстанцией по отношению к ним. На местах действовали Надворные (на территории губернии) и Нижние (на территории провинции) суды. Именно в их учреждении отразилась первая в российской истории попытка отделить суд от администрации.

Функции верховного суда выполняли Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях – гофгерихты , или надворные апелляционные суды в крупных городах и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Но в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.

Суд при Екатерине II

Схема судебной реформы Екатерины II

Только со времен императрицы Екатерины II суд отделяется от управления, т.е. судебные органы от административных. Далее: введен в действие сослов­ный принцип судоустройства (для каждого сословия – свой суд). Судебные органы стали формироваться на новых выборных нача­лах, которые сочетались с назначением.

Судебные органы делились на две инстанции: первую – на уровне уез­дов, которая осуществляла основные судебные дела, и вторую - на уров­не губернии, которая действовала как апелляционная и ревизионная ин­станция. Так, по Учреждению о губерниях 1775 г. были организованы сле­дующие судебные органы: для дворян уездный суд (низшая инстанция), состоявший из уездного судьи и двух заседателей, избранных дворянством уезда и утвержденных губернатором; верхний земский суд (один на губер­нию), являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Он делился на 2 департамента – уголовных и гражданских дел, каждый из которых состоял из председателя, назначавшегося императ­рицей по представлению Сената, и пяти заседателей, избиравшихся дворянством.

У городских жителей был свой сословный суд. Для них низшей ин­станцией, состоявшей из двух бургомистров и четырех ратманов, изби­равшихся купцами и мещанами уездного города сроком на три года, стал городовой магистрат. Губернский магистрат (один на губернию) был апелляционной и ревизионной инстанцией для городовых магистратов. Как и верхний земский суд, он состоял из двух департаментов уголов­ного и гражданского, во главе которых стояли председатели, назначав­шиеся Сенатом. Они решали дела коллегиально вместе с тремя заседате­лями, избиравшимися купцами и мещанами губернского города.

Государственные крестьяне судились в пил/спей расправе (суд низшей инстанции), состоявшей из судьи, назначенного губернским правлением из чиновников, и из восьми заседателей, избранных крестьянами. Верхняя расправа выполняла роль апелляционной и ревизионной инстанции для нижних расправ. В двух ее департаментах уголовном и гражданском действовали председатели, назначаемые Сенатом, и но пять заседателей, избранных самими крестьянами.

Как видим, новая судебная система на уровне высших инстанций отде­лила уголовный суд от гражданского. Это же правило преследовалось в создании двух высших апелляционных и ревизионных инстанций – палат уголовного и гражданского суда, поставленных над всеми судебными мес­тами губернии. Императрица назначала в каждую палату председателя, а Сенат двух советников и двух асессоров.

В 1775 г. для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости» по инициативе Екатерины II был создан Совестный суд . От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности. Екатерина II учредила Совестный суд, находясь под влиянием «Духа законов» Монтескьё и руководствуясь собственной перепиской с энциклопедистами. По велению Екатерины, решения этого суда должны были быть основаны на «естественном праве», а судья должен был руководствоваться «голосом сердца», а также «человеколюбием, почтением к особе ближнего и отвращением от угнетения». Решения Совестного суда не обладало в имущественных спорах законной силой, а судьи не имели полномочий приводить решение в действие; в случае отсутствия добровольного согласия фигурантов иск подлежал передаче в суд общей юрисдикции.

Итак, мы видим, что при Екатерине II произошли серьезные изменения в организации су­дебной системы, но они почти не затронули судебного процесса. Правда, применение пыток было резко ограничено, а в уездных городах они были запрещены вообще. В губернских судах для их применения требовалось испрашивать разрешение губернатора. Была разработана также система подачи апелля­ций. Устанавливался недельный срок по объявлении приговора для заяв­ления о ее подаче, годичный срок для ее оформления лицами, жившими в России, и двухгодичный для лиц, живших за границей. Пересмотр в апел­ляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских и тех уго­ловных дел, которые возбуждались по инициативе пострадавших. Прочие уголовные дела могли пересматриваться только по инициативе суда выс­шей инстанции.

Таким образом, в XVIII в. в России сложился тот правовой порядок, который просуществовал почти без изменений до реформ 1860–1870-х годов, а в некоторых отношениях и до революции 1917г.: многописьменность, тайну судебного производства, медленность его русский суд сохранил до преобразования суда при императоре Александре II, давшем России суд гласный, скорый, правый и милостивый.

Судебная реформа 1864 года, проведенная Александром II

Александр II

Суд при Александре III

Реформы Александра III называют контрреформами. Его контрреформы заключались в пере­смотре многих достижений предыду­щего курса в таких важнейших сфе­рах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать. Основной причиной резкой сме­ны правительственного курса в нача­ле 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Важную роль сыграла напряжён­ная внутриполитическая обстановка, вызванная террористической дея­тельностью народовольцев, и преж­де всего убийством Александра II. Гибель императора произвела на страну ошеломляющее впечатление: Александр II стал не только царём-освободителем, но и царём-муче­ником. Эту трагедию общественное созна­ние связало с «либеральной» деятельностью госу­даря, «высвободившей тёмные силы», что в конечном итоге привело к страшной развязке. Воспоминания о цареубийстве предопределили отно­шение к революционным и либе­ральным силам страны не только со стороны власти, но и боль­шей части просвещённого общества, настроенного на необходимость «наведения порядка».

Александр III

Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать и при Александре III. Но в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах: мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками , должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

Суд при Николае II

При Николае II существовали две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.

Судопроизводство в Российской империи

Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов. Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. После периода контрреформ общество вновь обратилось на путь либерализации судебного процесса. В 1885 году была отменена публичная казнь , в 1886 году расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов . С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника . В 1909 году в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения: с 1910 года время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 году суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитации. Новым явлением стала административная юстиция — прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно — хозяйственных отношений и связей. Многие историки считают, что судебная система в России при Николае II была одной из лучших в Европе.

В. Серов "Портрет императора Николая II"

В годы Первой мировой войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.



Просмотров