Буржуазные черты реформ и их последсвтия. Что такое буржуазия

1)В 1862 году к Александру II с адресом об отказе от всех сослов­ных привилегий обратилось дворянство города..

А) Москвы; б) Санкт-Петербурга; в) Воронежа; г) Твери.
2) Какие из приведённых терминов ниже отражают капиталистический характер развития России,а какие сохранение феодальных пережитков?(1-капиталистическое развитие,2-феодальные пережитки)
а) отработка
б)отрезки
в)аренда земли крестьянами
г)строительство фабрик и заводов
д) выкупные платежи крестьян на землю
е) крестьянское малоземелье
ж) железнодорожный бум
3)Присяжные заседатели это-
а)судебные чиновники
б) специально отработанные люди для вынесения вержикта
в) судья в незначительных делах
г) кандидаты в мировые судьи
4)По сан-стефанскому мирному договору 1878г
а)провозглашалась независимость Болгарии
б)предоставлялась независимость Герцеговине
в)Россия получала контрибуцию с Турции
г)Россия отходили города Ардаган,Багум, Каре, Батум.
5) С именем М.Т Лорис-Меликова связано:
а)создания 3 отделений
б)проект созыва выборных от земли с правом совещательного голоса
в)создание Департамента государственной службы при МВД
г) проект созыва государственной Думы.

помогите решить

1. В конце XIX - начале XX в. Россия представляла собой государство, имевшее:
1) двухпартийную политическую систему
2) республиканскую форму правления
3) федеративное устройство
4) местные выборные органы власти

2. Какое понятие относится к характеристике положе¬ния российского пролетариата начала XX в.?
1) революционно активный класс
2) тесная связь с правительством
3) высокая заработная плата
4) самый большой по численности класс

3. Что характерно для социально-экономического раз¬вития России начала XX в.?
1) сохранение феодальных пережитков
2) преимущественное развитие отраслей легкой про¬мышленности
3) начало промышленного переворота
4) отсутствие государственного регулирования эко¬номики

4. Что стало следствием мирового экономического кризиса начала XX в. в России?
1) создание монополий
2) прекращение иностранных инвестиций в россий¬скую экономику
3) использование в сельском хозяйстве новейшей тех¬ники и удобрений
4) прекращение продажи хлеба за границу

5. Как называется форма объединения предприятий, которые договариваются о размерах производства, рын¬ках сбыта, ценах, сохраняя производственную самостоя¬тельность?
1) артель
2) кооператив
3) трест
4) картель

6. Какую партию начала XX в. по идейной направлен¬ности можно считать либеральной?
1) эсеров
2) большевиков
3) меньшевиков
4) кадетов

7. Какое понятие связано с именем С.В. Зубатова?
1) оборончество
2) аракчеевщина
3) «полицейский социализм»
4) меценатство

8. В результате Русско-японской войны Россия:
1) закрепила за собой право на аренду Порт-Артура
2) выплатила Японии огромную контрибуцию
3) потеряла южную часть острова Сахалин
4) получила Курильские острова

9. Согласно Манифесту 17 октября 1905 г. в России:
1) произошел переход к республиканской форме прав¬ления
2) отменялось крепостное право
3) устанавливалась ограниченная монархия
4) объявлялось о выходе из войны

10. К чему привела первая российская революция?
1) к ликвидации помещичьего землевладения
2) к ликвидации сословного строя
3) к отмене выкупных платежей
4) к установлению 8-часового рабочего дня

11. Какая главная задача стояла перед правительством после окончания первой российской революции?
1) ослабить политическое господство помещичьего класса
2) укрепить социальную базу монархии
3) избежать начала мировой войны
4) создать правовое государство

12. Какое название получил блок, созданный в IV Го¬сударственной думе из представителей оппозиционных правительству партий?
1) патриотический
2) революционный
3) экономический
4) прогрессивный

13. Какой год называли «годом разочарований»?
1)1913 г.
2) 1914 г.
3) 1915 г.
4) 1916 г.

14. Какие новые течения возникают в русской живо¬писи и архитектуре в начале XX в.?
1) классицизм, реализм
2) символизм, импрессионизм
3) барокко, символизм
4) эклектика, готика

Одной из крупнейших реформ, которую мне при¬шлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа... поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами. Благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую войну, смуты, разыгравшиеся после войны, и все то тревожное по¬ложение, в каком доныне находится Россия...

P { margin-bottom: 0.21cm; }

Абсолютная монархия -
государственное устройство, при котором
власть монарха не ограничена какими-либо
учреждениями.

На протяжении почти
всей истории многие государства были
монархиями, хотя во время средних веков
монарх зачастую должен был считаться
с сословно-представительскими органами
(земские соборы в России, кортесы в
Испании, генеральные штаты во Франции).
Начиная с эпохи Возрождения роль
сословно-представительских органов
постепенно падает, и к концу семнадцатого
века во многих государствах Европы
устанавливается абсолютная, то есть
неограниченная монархия.

Во Франции
абсолютизму благоприятствовали
богословы, приписывающие верховной
власти божественное происхождение, и
юристы, признававшие за государями
абсолютную власть древних римских
императоров. Эта государственная форма
достигла апогея своего развития при
короле Людовике XIV, систематически
осуществлявшем свой знаменитый принцип
«Государство - это я» (фр. «L’Etat c’est
moi»).

На протяжении всего девятнадцатого
века, после Великой Французской Революции
происходит процесс постепенной
демократизации и ограничения власти
монарха. Однако этот процесс проходил
неравномерно, например, в России
абсолютная монархия просуществовала
вплоть до двадцатого века.

С конца
15 века в Европе идет переход к абсолютной
монархии от сословно-представительской,
такой форме правления, при которой
верховная государственная власть по
закону принадлежит монарху - королю,
императору, царю. Юридическое обоснование
своей власти монархи находили в
восстановлении нормы римского права,
которая была зафиксирована в 6 веке в
Кодексе византийского императора
Юстиниана: «Воля императора имеет силу
закона». Государственный интерес
становится для монарха высшим критерием
в политике, в отличие от средневековья,
где критерием были сеньориально-вассальные
династические интересы.

Абсолютизм
имеет следующие черты: формирование
институтов публичной власти - это
созданный собственный бюрократический
аппарат во дворе и на местах, постоянная
наемная армия, налоговая и фискальная
система, аппарат насилия-полиция,
судебная система, унифицированное
государственное право, происходит
эволюция органов сословно-представительской
монархии, при которой происходит
ликвидация привилегий феодальной
аристократии, и при которой сословные
органы эволюционируют в структуры
публичной власти - это Генеральные
штаты во Франции, парламент в Англии,
кортесы в Испании, ландтаги и рейхстаг
в Германии, ригсдаг в Швеции, тагзатцунг
в Швейцарии, сеймы в Речи Посполитой,
Земские соборы в России; также происходит
изменение отношений государства и
церкви - государство деспотично
подчиняет себе церковь.

Происходит
также персонификация власти монарха в
периоде т. н. раннего абсолютизма, при
котором монархи олицетворяли власть,
а далее происходит переход к бюрократическому
абсолютизму. Идея абсолютной власти
воспевалась в пиар-компаниях, в которых
римские юристы, гуманисты, философы
просвещали общество в данной актуальной
идее.

Различают национальные
централизованные государства,
полиэтнические империи, территориальные
княжества; то есть был региональный и
универсалистский типы абсолютизма.
Социальная база абсолютизма такова:
феодальная аристократия переходит в
придворную, рыцарство во дворянство
(80 % средневекового рыцарства разорилось,
появились миллионы бродяг-нищих!),
духовенство в чиновников, крестьяне и
бюргеры в налоговые классы: это период
социального регулирования.

Происходит
территориальная консолидация и
формирование территории национальных
государств. Сепаратизм боролся с
централизацией, это были гражданские
и общеевропейские войны, и в 1648 году
впервые сложилась новая система
европейских связей по Вестфальскому
миру. Абсолютизм сложился в условиях
Нового времени, при котором экономика
переходит от аграрно-индивидуального
характера к индустриально-общественному;
международный фактор появляется ввиду
появления мирового рынка, и рушится
средневековый социум, появляется новый,
в котором новое дворянство переходит
в бюрократию.

Патрициат и плебс
также эволюционировали в новых
абсолютистских условиях существования,
рынково-капиталистические отношения
сменяли феодализм.

Несмотря на все скрещенные пики философов, политологов, экономистов по поводу классов, наибольшей критике подвергалась буржуазия, о которой говорится в трудах Карла Маркса. Теоретик коммунизма считал, что буржуазия — это класс, который не представляет собой какой-либо пользы для общества. Тем не менее, его представители сыграли весьма значимую роль в процессе реформирования и реорганизации структур общества.

Вконтакте

Значение термина

Попробуем кратко объяснить, что такое буржуазия, чтобы было понятно. На сегодняшний день под этим термином подразумевается социально-классовая категория населения. Буржуазный класс занимает господствующие позиции в капиталистическом обществе, обладает определенной и достаточно значительной собственностью. В его руках сосредоточена большая часть финансов и средств производства: заводы, фабрики, шахты, рудники, патенты на изобретения, ценные бумаги и прочее дорогостоящее и высоколиквидное имущество. Основным средством существования является доход от данной собственности.

Буржуазия

История возникновения нового класса

В средневековье, когда происходило активное разложение феодального строя, в процессе разделения городского населения и крестьян произошло узаконивание прав буржуазии и дарование ей различных привилегий. Это позволило противопоставить немногочисленное городское население обитателям сел и хуторов.

Впервые данные процессы проявились во Франции, когда буржуа получили возможность быть представленными в Генеральных штатах;

В дальнейшем, при падении феодализма как исторической эпохи, представители нового сословия заняли опустевшую общественную нишу в качестве самой богатой, обеспеченной и социально активной группы. Буржуазный класс совершил революцию в Нидерландах, представители третьего сословия инициировали многочисленные революционные перемены, при этом активно участвуя в уничтожении остатков прошлого.

На данном этапе буржуазный класс был наиболее прогрессивным и передовым. Этих людей не тяготили родовые дворянские связи и феодальные принципы, средства для жизни производились в достаточной мере;

Июнь 1789 года стал поворотным событием для окончательных похорон разделения населения Франции по старому принципу – на чины. Распад общества стал окончательным и очевидным. Буржуазия и народные массы получили совершенно равные юридические и политические права, но экономические противоречия устранены не были.

Возникновения буржуазии в результате революционных преобразований

Итак, в процессе революционных преобразований возникло буржуазное общество, когда прежние ценности, сложившиеся в течение веков, были повержены. Основным принципом формирования буржуазного общественного строя стало преобладание права собственности и возможности получения доходов над благородством происхождения и наследственными родовыми связями. Наступил буржуазный XIX век.

Развитие буржуазного общества

Именно в течение бурного XIX века в значительной мере изменяется роль буржуазии как класса, формируются и стабилизируются классовые взаимоотношения. После победы Великой Французской революции процесс становления новой формации социально-общественных отношений активно продолжался. Стали развиваться буржуазные отношения, которые кардинально отличались от того, что было ранее.

Ремесленники и крестьяне были материальную заинтересованы в результатах своего труда и получении прибыли. Ежедневный труд способствовал стремительному экономическому развитию, которое происходило за счет разнообразных факторов:

  • накопления производственного опыта;
  • совершенствования орудий труда, приведшее к появлению сложной промышленной техники;
  • улучшения технологических режимов производства, что позволило получить намного более качественную продукцию в больших объемах.
  • перехода от мелких ремесленных мастерских к выпуску продукции в промышленных масштабах.

Соответственно, выросли доходы владельцев производств – буржуа и рабочих. Разумеется, производители материальных ценностей получали меньше, а их обладатели — больше. Благодаря заинтересованности в получении дополнительных прибылей, представители буржуазии стремились использовать все изобретения, даже подвергавшиеся сомнениям и откровенно признававшиеся профанацией. Крупные промышленники на тот период стали той поддержкой, в которой нуждались молодые инженеры и изобретатели.

Внимание! Производственный и технологический прогресс стал провоцирующим фактором для усугубления разлада взаимоотношений между классами в обществе.

Становление российской буржуазии

Разложение феодального строя и крепостного права в условиях огромной России имело свои особенности и более, чем на столетие, отдалило развитие буржуазных отношений:

В то время, когда Европа с ошеломляющей скоростью уничтожала остатки феодализма в огне Французской буржуазной революции, в законодательном порядке уничтожала чины, вводила новые права и свободы, Россия допускала лишь первые скромные побеги вольнодумства. Условия здесь были совершенно иные, преобладали:

  • феодально-крепостное владение и пребывание крестьян в состоянии крепостного права;
  • значительное рассредоточение сельского населения на огромных территориях;
  • непререкаемая власть помещиков-феодалов, являющихся базой . Они обладали монополией на результаты труда крепостных и земли, им принадлежала роль руководителя во всех сферах жизни.

Настоящая буржуазия в России стала появляться в 18 веке, когда прежние отношения полностью изжили себя. Несмотря на все препятствия со стороны монархического режима и крепостников-дворян, поворот огромной империи в сторону европейского развития стал объективным фактором, когда обозначилась необходимость экономического переориентирования, подготовленного длительный предыдущей эволюцией общества.

Внимание! Во многом на интенсивность процессов повлияла гениальная инициатива великого преобразователя Руси , начавшего внедрение передовых производственных приемов и развитие технологичных производств.

Формирование буржуазного строя

Формирование нового общественного строя всегда происходит на фоне определенных и достаточно серьезных перестроек в сфере экономики и промышленности. всемерно использовал фактор научно-технического прогресса и другие прогрессивные общественные механизмы для роста собственных доходов.

В буржуазном обществе существует специфика разделения, в зависимости от сферы использования капитала и других материальных ценностей:

  1. Наибольшим сегментом являются буржуа в сфере промышленности – заводчики, фабриканты;
  2. Торговцы различного уровня;
  3. Финансисты, ростовщики, банкиры, маклеры, работающие в сфере оборота ценных бумаг – акций, облигаций, закладных, векселей;
  4. Крупные сельхозпроизводители.

При органичном соединение всех сфер и росте доходности происходит еще один значительный процесс — формирование буржуазии и класса пролетариев.

Буржуазная монархия в России

Внимание! Приверженцы теории марксизма считали, классы буржуазии и пролетариата противоборствуют друг с другом. Первый из них эксплуатирует второй.

В данном аспекте на первую ступень выходит количественная категория оценки доходов. Нарастающий конфликт по поводу различия классовых интересов отлично описан Владимиром Лениным. Согласно показателям прибыльности, различают следующие классы:

  • крупные промышленники, фабриканты, заводчики и оптовые торговцы;
  • представители буржуазии со средним уровнем доходов;
  • буржуазия мелкого масштаба.

Положение основных слоев общества. Буржуазия

Что такое буржуа и буржуазная культура

Вывод

Впоследствии исторические реалии сложились так, что несколько буржуазных кланов монополизировали свое положение в России. Семейства Морозовых, Прохоровых, Алексеевых, Коноваловых, Бардыгиных, Рябушинских, Крестовниковых заняли руководящие позиции в основных направлениях деятельности государства. Правления банков, компаний и фирм, ряд основных печатных изданий, Дума и руководство административными структурами — практически все находилось в руках буржуазии. года привели к исчезновению этого мощного, состоятельного класса.

Тема крестьянской реформы 1861 г. - одна из самых сложных в изучении XIX в. по ряду причин. Во-первых , она требует знания того, как проходил аграрный переворот в других странах, в частности в Англии. Во-вторых , надо помнить все термины, связанные с аграрным вопросом и изучавшиеся ранее: натуральное хозяйство; оброк; барщина; поместье; крепостные, удельные, государственные крестьяне и т.д. В-третьих , необходимо знать, как изменялось отношение к отмене крепостного права в России на протяжении ХVIII-XIX вв. В-четвёртых , появляется значительное количество новых терминов, которые сложно запомнить: выкупная операция; временнообязанное состояние; испольщина; отработки; отрезки. И на всё это по программе отводится только один час (половина одного урока - на изучение подготовки реформы, половина другого - на саму реформу). Зато в срезах знаний и демонстрационных вариантах Единого государственного экзамена предполагается полное и детальное знание этой ключевой проблемы. В данных разработках предлагается методика, позволяющая лучше объяснить эту тему.
Во вступительной части урока рекомендуется вспомнить определение аграрного переворота, изучавшееся в VII классе при прохождении темы о предпосылках Английской революции. Однако год назад ученикам ещё сложно было разобраться с этим понятием. В VIII классе это необходимо для понимания процессов, которые проходили в социально-экономическом развитии России второй половины XIX в. Итак, аграрный переворот - это сосредоточение земель в руках крупных собственников, фактическая ликвидация крестьянства как класса и использование в сельском хозяйстве труда наёмных рабочих. Иными словами, целью аграрного переворота является превращение крестьян в людей без собственности, которые вынуждены продавать свою рабочую силу (наёмных рабочих), а феодалов - во владельцев капитала - имущества, способного приносить доход (капиталистов). Окончательно эти два новых класса формируются в результате промышленного переворота, который в западных странах следует за аграрным переворотом. Можно вспомнить, как всё это происходило в Англии. Там с XVI в. распространялся процесс «огораживания», и его определяли как «насильственный сгон крестьян с земли». Часть из них, потеряв земельный надел, становились бродягами, другая часть - разбойниками и т. д. Но большинство в конце концов нанимались рабочими на мануфактуры, которые активно развивались в это время. А так называемые новые дворяне - джентри - сосредоточивали в своих руках большие участки земли, разводили на них овец, получая тем самым капитал, столь необходимый для ведения капиталистического производства.

В России XIX в. - это век разложения феодальных отношений, которые задерживали развитие капитализма. И главным из феодальных пережитков было крепостное право. В этой части урока можно вспомнить, как российские императоры относились к теме освобождения крестьян. Сложнее всего будет с правлением Екатерины II (его ученики проходили годом раньше). Надо напомнить, что Екатерина Великая первая осознала необходимость отмены крепостного права, но ничего серьёзного не предприняла, так как сама признавала, что «бороться с крепостничеством - значит лишиться трона». Её внук Александр I не только осознал, но и сделал первые попытки решения крестьянского вопроса. Ученики должны вспомнить указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г., а также отмену крепостного права в Прибалтике. Политика Николая I в крестьянском вопросе получила название «бег на месте» из-за того, что, несмотря на большое количество законов, никакого реального движения в сторону отмены крепостного права не было. Николай Павлович тогда говорил: «Я, конечно, самодержавный и самовластный, но на такую меру никогда не решусь».
И это в то время, когда всё передовое общественное мнение России однозначно высказывалось против крепостного права. Учащимся придётся напомнить о книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», об аграрных программах декабристов, взглядах П.Я.Чаадаева, славянофилов, западников и революционных демократов.

Поэтому перед учениками можно поставить вопрос почему же всё-таки до 1861 г. так и не было решительных действий правительства в этом направлении? Кроме противодействия дворянства (о чём говорят почти сразу) можно обратить внимание на то, что крепостное право никак не влияло на международное положение России. Ведь на протяжении ХVIII-ХIХ вв. крепостническая Россия вела частые войны с европейскими государствами, где крепостное право было отменено, и, как правило, их выигрывала. Тут можно вспомнить ряд русско-шведских войн и особенно Отечественную войну 1812 г.
Переломным моментом стало поражение России в Крымской войне. Обычно ученики правильно объясняют слова В. О. Ключевского: «Севастополь многим открыл глаза»: причины поражения России в войне - её экономическая и политическая отсталость, для ликвидации которой необходимы были серьёзные реформы.
Вопрос о подготовке реформы 1861 г. обычно достаточно подробно рассматривается в школьных учебниках. Главное, на что надо обратить внимание, - основной целью Александра II было не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. Об этом свидетельствуют его слова о том, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда сами крестьяне отменят его «снизу».
1857 г. - начало работы Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян (на этом, первом этапе подготовка реформы носила тайный характер).
В 1858 г. он переименовывается в Главный комитет по крестьянскому делу, а в помещичьих губерниях создаются комитеты для разработки проектов отмены крепостного права; начинается открытое обсуждение в печати, на дворянских собраниях.
1859 г. - учреждены редакционные комиссии для работы с материалами губернских комитетов (17 представителей министерств и 21 член-эксперт из местных помещиков или специалистов по крестьянскому вопросу - люди высокообразованные). Проектов было много, ниже предлагается вариант рассмотрения четырёх основных.
Для лучшего зрительного восприятия этой темы неплохо составить небольшую схему.

В схеме дворяне различаются по количеству крепостных крестьян. Это и будет для учеников отправным пунктом для определения проектов отмены крепостного права по каждой категории дворянства. Как правило, дети справляются с этим неплохо. Например, понятно, что крупнопоместным дворянам выгодно освободить крестьян без земли для того, чтобы заставить их арендовать землю и вновь привязать их к себе. Схожие проекты будут и у среднепоместных дворян чернозёмных губерний (там, где земля - ценность). Можно рассмотреть проект Позена - наделить крестьян совсем небольшим участком земли, причём, естественно, за выкуп. Для того чтобы прожить в условиях натурального хозяйства, крестьянин вновь будет вынужден идти на поклон к помещику.
Для среднепоместных дворян нечернозёмных губерний это невыгодно. Так как земля ценностью не является, то её можно отдать крестьянам в любом количестве, но заставить их платить большой выкуп: нужны деньги для развития капиталистических отношений (проект Унковского). Фактически это единственная категория дворян, которая была готова заниматься предпринимательством. Мелкопоместные дворяне (проект Самарина) выступали за освобождение крестьян без земли, но необходимо было заставить их работать на помещика до тех пор, пока тот не переведёт своё хозяйство на капиталистические рельсы.
Таким образом, помещики явно не хотели себя обидеть в результате реформы, а значит, заранее было ясно, что реформа окажется половинчатой. Допуская известное развитие капитализма, она будет проведена в интересах помещичьего дворянства, законсервировав многие феодальные пережитки.

В основной части урока разбираются главные положения манифеста 19 февраля 1861 г. Для удобства можно условно разбить реформу на два этапа.
Первый - личное освобождение крестьян. Следует указать, что свободу крестьяне формально получали бесплатно с момента обнародования манифеста - с 5 марта 1861 г. Для наглядности можно сгруппировать пункты манифеста по двум группам:

Как правило, данный этап реформы проблем не вызывает. Крестьяне становятся уже не объектами, а субъектами права. Это, несомненно, достижение Александра II.
Второй этап реформы связан с наделением крестьян землёй. Этот вопрос был самым болезненным, в чём ученики могли убедиться, определяя дворянские проекты отмены крепостного права. Учитель ставит вопрос: выгодно ли государству не дать крестьянам землю вообще? Нет, говорят ученики. Во-первых, нищее крестьянство не сможет платить налоги в государственную казну, во-вторых , недовольство крестьян будет столь велико, что может угрожать самодержавию во главе с Александром II. В-третьих , маломощная российская промышленность просто не справится с таким наплывом крестьян.
Выгодно ли государству дать крестьянам такое количество земли, чтобы они были в состоянии прокормить свою семью и не зависеть от помещика? Опять-таки нет, говорят ученики. Ведь в этом случае уже будут недовольны сами дворяне, интересы которых и собирался учитывать царь. Таким образом, получается, что надо дать крестьянам земли не много и не мало, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». Причём размер земли, полагавшийся крестьянину, различался в чернозёмной, нечернозёмной и степной зонах. Причём самый маленький надел был в чернозёмной полосе, а самый большой - в степной.
Для решения вопроса о земле рекомендуется пользоваться следующими рисунками.

Итак, законом определён размер земельного участка, который получал крестьянин.

Если у крестьянина земли было больше, чем полагалось по реформе, то «лишняя» часть у него «отрезалась». Эти части и назывались отрезками. Причём таких крестьян было по разным губерниям от 40 до 65%.

Если у крестьянина земли было меньше, чем полагалось, то земля ему «дорезалась». Таких крестьян было от 3 до 15% в зависимости от губернии.

Несложно увидеть, что количество крестьян, терявших землю, было намного больше, чем получавших. К тому же помещики «отрезали» лучшие и наиболее ценные земли, особенно необходимые крестьянам, - водопои, луга, выгоны. Надо было теперь арендовать их на весьма невыгодных условиях.
Рассмотрим процесс обезземеливания крестьян на примере абсолютных чисел. Записываем, - до реформы средний размер крестьянского надела - 4,4 десятины; после реформы - 3,6 десятины.
Таким образом, делаем вывод о том, что крестьянство теряло землю, причём налицо так называемое растущее малоземелье.
Но и за этот небольшой надел, который закон предоставлял крестьянину, надо было платить. Реформа исходила из того, что вся земля была собственностью помещика. Поэтому крестьянин должен был заплатить ему выкуп. Выкупная операция считалась завершением реформы. Выкуп (В) рассчитывался следующим образом: ГСО (годовая сумма оброка), умноженная на 16 2/3. Закон исходил из того, что помещик ничего не должен был потерять, поэтому эта сумма должна была приносить ему доход (капитализация оброка из расчёта 6% годовых). Таким образом и получается число 16 2/3 (разделите 100% на 6 - столько и получится).
Естественно, что такую огромную сумму крестьянин выплатить был не в состоянии.
Отсюда следующая запись: 80% В - государство; 20% В - крестьянин.

Государство платило за крестьянина 4/5 всего выкупа, а сам крестьянин должен был единовременно выплатить помещику одну пятую часть выкупа. До тех пор пока он не отдаст помещику эту сумму, он считается временнообязанным (так как земля ещё не его), и он должен продолжать платить оброк (теперь он называется испольщина ) и отрабатывать барщину (её новое название отработки , так как «барина» уже нет).
После того как крестьянин рассчитывался с помещиком, он становился должником государства (ведь сложно себе представить, что государство может сделать такой дорогой подарок своим подданным). В течение 49 лет крестьянин должен был выплатить свой долг государству с процентами (6,5% годовых). Надо напомнить, что крестьяне ещё платили подушную подать и различные косвенные налоги.
Теперь опять абсолютные цифры: реальная стоимость всей земли - 500 млн. руб.; помещики получили за неё 1,5 млрд. руб.
Другими словами, земля была оценена в 3 раза выше её реальной рыночной стоимости. Учитель предлагает вопрос: на что делался расчёт? Вспоминаем определение аграрного переворота (особенно тезис о ликвидации феодальных слоев общества и превращении их в капиталистические). Вероятно, делаем предварительный вывод, помещики, получив большие деньги, должны были вложить их в производство, построить мануфактуры, заводы, завести капиталистическое сельское хозяйство. Обнищавшие же крестьяне должны были пополнить ряды наёмных рабочих в городах.

Однако и это благое вроде бы намерение осложнялось другим положением реформы. Крестьянин выкупал землю не для себя, в свою частную собственность, а для общины. Земля становилась общинной собственностью. То есть её нельзя было ни продавать, ни покупать. К тому же община не отпускала крестьянина в город, так как по принципу круговой поруки за эту землю рассчитываться должна была община. И если общинник уходил в город, его платёж распределялся на всю общину. Естественно, другие крестьяне не хотели платить лишние деньги и не отпускали односельчан.
Таким образом, сохранение крестьянской общины принизило положительные моменты реформы. Формально крестьянин становился полноправным человеком, фактически он оставался прикреплённым к общине и к своей земле.
Кроме этого, сами помещики не знали, что делать с теми огромными деньгами, которые внезапно свалились на них. Поэтому большинство дворян прокутили эти деньги. Так что основные положения аграрного переворота к условиям России применимы лишь отчасти.
Очень важными на уроке представляются подведение итогов и закрепление пройденного материала. Итоги реформы можно записать в виде таблицы из двух колонок с выводами в каждой колонке. Но лучше сначала рассмотреть буржуазные черты реформы, а потом на контрастах изучить феодальные пережитки.

Если с первым и вторым пунктами всё понятно, то остальные нуждаются в пояснении.
В чём же проявлялись рыночно-капиталистические отношения в деревне?
Помещичьи хозяйства всё более втягивались в торговлю, ориентировались на использование наёмной рабочей силы и рынок.

Результатом развития капитализма в деревне стало увеличение сбора зерна и картофеля на 159%. Обеспеченность сельскохозяйственными продуктами на душу населения увеличилась на 48,4%, в том числе зерном - на 27,2%, картофелем - на 322,2%. По этому показателю Россия заняла третье место в Европе после Дании и Швеции, обогнав Францию, Германию, Италию, Бельгию и Голландию. На рубеже ХIХ-ХХ вв. Россия производила 22,3% мирового объёма зерна (цифры взяты из работы В.И.Ленина «Развитие капитализма в России»). Объём его экспорта увеличился в 7 раз.
Отсюда напрашивается вывод о благотворном влиянии крестьянской реформы на экономику.
Теперь рассмотрим вторую часть итогов реформы.

Следует вспомнить признаки общины, чтобы определить, как она задерживала развитие капитализма:
а) периодические переделы земли - крестьяне не заинтересованы в удобрении своей земли, так как в следующий раз в результате земельного передела они могут получить участок в другом месте;
б) чересполосица - крестьяне не могли применять сельскохозяйственную технику на своих небольших участках, расположенных в разных частях общинного надела;
в) уравнительное землепользование не стимулирует крестьянина;
г) круговая порука - не заинтересованы более богатые крестьяне, которые вынуждены ежегодно платить за разоряющихся сообщинников.

Отсюда вывод: реформа не решила аграрный вопрос. Крестьянин остался экономически зависимым от общины, выйти из которой согласно закону он не мог; выкуп был очень высок, долго сохранялась экономическая зависимость от помещика.
Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершённая.
Необходимость проведения новой реформы.

Если на уроке останется время, для углубления знаний учащихся учитель отмечает, что манифест об отмене крепостного права был подписан 19 февраля, а обнародован только 5 марта 1861 г. Основываясь на том, что уже известно ученикам о сущности реформы, рекомендуется предложить им подумать над вопросом: почему её держали в секрете две недели? Вопрос сам по себе трудный, потому что надо помнить, что на рубеже февраля-марта в русских деревнях празднуется праздник Масленицы - проводов зимы. В тот год масленичные гулянья начинались 26 февраля. Правительство боялось, что объявление реформы, которая фактически отнимала у крестьян землю и делала их нищими, наложенное на обычное для деревни праздничное пьянство, может вызвать волнения и бунты. Поэтому решили подождать окончания Масленицы и только потом обнародовать положения манифеста.
В качестве домашнего творческого задания для проверки знаний на следующем уроке можно предложить учащимся стихотворные строчки из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим - по мужику!..

Ученики должны объяснить, что Некрасов подразумевал под словосочетанием «цепь великая», почему стало плохо жить и крестьянину, и помещику. Ответ можно оформить в виде письменной работы или сделать эту работу устно.

Литература по теме
Крестьянская реформа излагается во всех учебниках по истории России XIX в. - и в школьных, и в институтских. В последнее время выявилась тенденция уделять гораздо больше внимания субъективному фактору - личным качествам Александра II и его современников, причастных к подготовке реформы. Объективные факторы - реальная обстановка в стране, формационная отсталость России, приведшая к позорному поражению в Крымской войне, отношение Европы к России как к варварскому государству из-за фактически рабской зависимости подданных - рассматриваются как бы вскользь. Поэтому лучше не ограничиваться изучением какого-то одного учебника, а рассмотреть проблему с разных точек зрения. Для этого можно привлечь воспоминания современников событий, например мемуары П.А.Кропоткина «Записки революционера» (М., 1988. С. 150-160), дневник А.С. Корсакова (Река времён. Книга истории и культуры. Т. П. М., 1995. С. 61-75), просмотреть очень серьёзную аналитическую работу В. И. Ленина «Развитие капитализма в России» (любое издание), использовать ряд статей академика А. Никонова под названием «Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России» (Наука и жизнь. 1996. № 1-3). Большое подспорье учителю - изданное специально для таких уроков учебное пособие - пакет-комплект документов «История» (М., 1993) по теме «Эпоха реформ 1860-х гг. в России», в котором представлены и документы, и графики, и иллюстрации по крестьянской реформе.

Цели урока.

1. Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.

2. Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Развивать навыки работы с документами.

3. Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны.

План урока:

1. Решение крестьянского вопроса до правления императора Александра II.

2. Подготовка крестьянской реформы.

3. Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

4. Итоги и значение отмены крепостного права.

Основные понятия:

  • оброк,
  • барщина,
  • отрезки,
  • прирезки,
  • временнообязанные,
  • отработки,
  • испольщина,
  • выкупные платежи.

Ход урока

Изучение нового материала. (Изучение нового материала сопровождается электронной презентацией <Приложение 1>)

XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым.

Перед классом ставиться проблемный вопрос, на который учащиеся должны дать ответ в конце урока.

Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?

При рассмотрении первого вопроса плана урока перед классом ставиться задача: вспомнить, как императоры до Александра II относились к теме освобождения крестьян. Для этого учащиеся по предложенным именам императоров и датам должны назвать действия императоров по отношению к крестьянам.

Учащимся задается вопрос.

Почему не один из императоров не решился отменить крепостное право?

Отменить крепостное право не хотели дворяне. Подтверждением этого являются слова Екатерины II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”

Тогда перед нами вопрос:

  • Почему Александр II решает отменить крепостное право?
  • Кто по своим взглядам Александр II консерватор или либерал? Каковы главные причины отмены крепостного права?

Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Но перелом во всех слоях российского общества в отношении необходимости преобразований в стране, главным из которых должна быть отмена крепостного права, произошел, в период Крымской войны, закончившейся тяжелым поражением для России. Страна стояла перед выбором: либо империи как европейской державе сойти на нет, либо в спешном порядке проводить реформы.

Причины отмены крепостного права

При рассмотрении второго вопроса плана урока обращаемся к словам Александра II:

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам…Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу”.

Главной целью Александра II было не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть.

В сложных условиях проходила подготовка реформы. Стали создаваться комитеты по крестьянскому делу, которые рассматривали старые проекты решения крестьянского вопроса.

В 1857 году был создан Секретный комитет, через год он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая главнейшая здесь новация - введение гласного обсуждения и рассмотрения вопросов освобождения крестьянства. Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленьким земельным наделом. В марте 1859 года в качестве “рабочего органа” при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов. Председателем комиссией был назначен генерал Я. И. Ростовцев. Я. И. Ростовцев сначала был противником отмены крепостного права, но в 1859 году он отстаивал освобождение крестьян с земельным наделом, но умер, не успев завершить разработку реформы.
Редакционные комиссии в течение одного года работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Выдающимися деятелями, работавшими в Редакционных комиссиях, были: Н. А. Милютин, С. М. Жуковский, П. П. Семенов-Тянь-Шанский, Ю. Ф. Самарин и др. Именно Семенов пережил всех своих товарищей по работе в Редакционных комиссиях и в последний раз 19 февраля 1914 года в полном одиночестве поднял тост в память о дружной работе этого мозгового центра реформы.

После закрытия Редакционных комиссий проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет. Председателем Главного комитета по крестьянскому делу назначается решительный сторонник реформ Великий князь Константин Николаевич, который обеспечил прохождение документов через комитет. Но в Государственном Совете, противники реформы, старались всячески отклонить проекты и тогда Александр II выступает с речью в Государственном Совете 28 января 1861 года.

Учащиеся читают документ “Из речи Александра II в Государственном совете 28 января 1861 года” и по нему отвечают на поставленный вопрос:

Какова была роль Александра II в отмене крепостного права?

“…Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ… Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длиться, и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства”

Александр II проявил твердость и 19 февраля 1861 года подписал два документа: Манифест об отмене крепостного права и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

Рассмотрение третьего вопроса начинается с работы учащихся по документам:

  • “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости” <Приложение 2>,
  • проект А. М. Унковского <Приложение 3> ,
  • Уставная грамота<Приложение 4> , и заполнением таблицы.

Положение крестьян

Дополнительные сведения о положениях крестьянской реформы учащиеся получают из рассказа учителя.

По закону для крестьян был определен размер земельного участка. В зависимости от региона эти нормы составляли: в черноземных губерниях - от 1,5 до 4 десятин земли; в нечерноземных губерниях - от 1 до 7 десятин; в степных губерниях - от 3 до 12 десятин. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, то часть излишков, которые именовались “отрезками”, отбирались в пользу помещиков. Если у крестьян земли было меньше, чем полагалось, то часть земли ему дорезали, которая называлась “прирезками”.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть 80% выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнить прежние повинности - испольщину (оброк) и отработки (барщина), хотя были лично свободными.

Вопрос классу:

Как вы думаете, почему были определены именно эти условия?

Данному событию Н. И. Некрасов посвятил стихотворение “Свобода”.

Родина-мать! По равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! Не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,
Хочешь - останешься век мужиком,
Сможешь - под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!. . . Но распутать их легче народу
Муза! С надеждой приветствуй свободу!

После чтения стихотворения классу задается вопрос:

Что это за сети, в которые попадают крестьяне по реформе?

Учитель продолжает рассказ об изменениях, которые произошли в жизни крестьян и помещиков по реформе.

Реальная стоимость всей земли - 500 млн. рублей, а помещики получили за нее 1,5 млрд. рублей. Таким образом, помещики получили большие деньги.

Учитель задает вопрос:

На что делался расчет? Куда должны были вкладывать помещики свой капитал?

Помещики должны были строить мануфактуры, заводы, покупать новую технику, развивать сельское хозяйство по капиталистическому пути. Беднейшие крестьяне должны были пополнить ряды наемных рабочих в городах. Зажиточные крестьяне выкупить земли в частную собственность. Однако реально это не могло осуществиться, т. к. крестьяне не стали частными собственниками земли. Земля становилась собственностью общины. Состоятельные крестьяне часто платили общинные платежи вместо бедных. Уйти из общины было крайне сложно. Кроме этого, сами помещики не знали, что делать с огромными деньгами, которые получили от продажи земли. Поэтому большинство дворян прокутили эти деньги.

Четвертый вопрос плана урока начинается с выполнением задания по определению буржуазных и феодальных черт крестьянской реформы.

Оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее:

1. Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены.

2. Условия освобождения крестьян изначально заключало в себе будущие противоречие и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.

3. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

4. Реформа не решила крестьянский вопрос.

5. Были созданы условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны.

1. Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершенная.

2. Назревает необходимость проведения новой реформы.

Закрепление изученного материала

Записать в словарь новые понятия:

1. Отработки - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они работали у помещика.

2. Отрезки - часть земли, которую отрезали у крестьян в пользу помещиков по реформе 1861 года.

3. Прирезки - часть земли, которую отдавали в пользу крестьян по реформе 1861 года.

4. Испольщина - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они отдавали помещику половину урожая.

5. Временнообязанные - крестьяне пока не выплатят долг помещику за землю, обязаны временно выполнять определенные повинности.

6. Выкупные платежи - выкуп крестьянами земли у помещиков. Первоначально 80% выкупа выплатило помещикам государства. Крестьяне должны были рассчитаться с государством за 49 лет.

Выполнить задания:

1. Расположите в две группы понятия, которые характеризуют положение крестьян до реформы (А) и после реформы (Б):

1) временнообязанный;

2) дворовый;

3) барщина;

4) отрезки;

5) выкупные платежи;

6) крепостной.

2. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался:

1) наделом;

2) отрубом;

3) имением;

4) вотчиной.

3. Кто такой мировой посредник:

1) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы;

2) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами;

3) представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах.

4. Развитие капитализма в России во второй половине XIX века способствовало:

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости;

2) распространение временнообязанного состояния крестьян;

3) существование крестьянской общины.

5. Раскройте основные черты крестьянской общины в России после реформы 1861 года. Сделайте вывод - какие общинные порядки мешали товарно-денежным отношениям в деревне?

6. В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?

Домашнее задание: § 20, ответить письменно на вопрос: почему стало плохо жить и крестьянину и помещику?


Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа 1864 г.: 1) изменила всю систему местного управления; 2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий; 3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян; 4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами; 5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

Городская реформа 1870 г.: 1)была проведена по типу земской. В городах были созданы городские думы и городские управы;

2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность. Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

2) она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др. Реформы в системе образования:

1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.



Просмотров