Лекция: Основные черты и принципы буржуазного права. Основные черты и принципы буржуазного права

Это система норм или правил поведения, выражающих прежде всего волю и интересы господствующих кругов.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капиталистического общества, закреплению системы использования наемного труда, освящению и утверждению капиталистического общественного и государственного строя. С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

Буржуазное право ставит превыше всего и охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. Место ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма занимает частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и другие, направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами или источниками буржуазного права являются законы, нормативные акты (правительственные декреты, ведомственные приказы, решения, постановления, инструкции и т. п.), издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом - в США, Парламентом - в Великобритании, Национальным собранием - во Франции, Бундестагом - в Германии и т. п.) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые. Основные причины такого выделения заключаются в следующем.

Во-первых, конституционные акты выступают не только как сугубо юридические, но и как политические и идеологические документы. Конституции капиталистических государств отражают и закрепляют сложившееся в обществе соотношение социальных сил, а также характер взаимоотношений выражающих их интересы общественно-политических институтов.

Во-вторых, конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих кругов, привилегированное положение общественно-политических институтов капитала.

В-третьих, буржуазные конституции и развивающее основные конституционные положения текущее законодательство фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы.

В-четвертых, конституции капиталистических государств призваны способствовать последовательному упорядочению и развитию системы организаций буржуазии, повышению их роли и эффективности. Закрепляя систему сложившихся в обществе экономических, социально-политических и иных отношений, государственный и общественный строй, конституции буржуазных государств тем самым должны создавать определенные предпосылки не только для стабилизации внутриклассовых (между различными фракциями господствующего класса), но и в известной мере межклассовых взаимосвязей, для последующего развития опосредствуемых ими общественно-политических институтов.

Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые разными органами исполнительной власти. Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения высокоразвитых капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления в последние десятилетия исполнительной власти и относительного ослабления, утраты своего первоначального конституционного назначения законодательной власти. Высшие органы государственной власти, обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих законодательных полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу закона. Передача законодательных

полномочий центральному органу в лице правительства или другим исполнительным органам получила название делегирования, а совокупность актов, издаваемых в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций получила название делегированного законодательства.

Делегирование законодательства может осуществляться формально-юридическим или фактическим путем. В первом случае издается специальный закон о передаче определенных законодательных полномочий от парламента к правительству, а во втором - законодательные полномочия к исполнительным органам переходят без принятия каких бы то ни было уполномочивающих актов. В конституциях некоторых капиталистических государств, принятых в послевоенный период, содержатся специальные статьи, предусматривающие возможность делегирования законодательства. В качестве примера может служить конституция Испании 1978 г., прямо предусматривающая в ст. 82, что «Генеральные Кортесы могут передавать правительству полномочия принимать акты, имеющие силу закона» и что «законодательная делегация должна быть представлена специальным уполномочивающим законом, когда речь идет о выработке детализированных актов, и простым законом, когда речь идет о переработке нескольких текстов в один».

Практика делегирования законодательства умаляет роль представительных органов в области правотворчества. Она находится в явном противоречии с провозглашенными буржуазией на ранних стадиях развития капитализма демократическими принципами парламентаризма и конституционализма.

Наряду с названными формами или источниками буржуазного права важное значение имеет прецедент. Будучи известен еще рабовладельческому праву, прецедент представляет собой определенное действие или решение вопроса, которое в последующем, при аналогичных обстоятельствах рассматривается как некий эталон, образец.

Прецеденты подразделяются на административные и судебные. Последние выступают в виде судебных решений, рассматриваемых как обязательные «образцы» при вынесении решений последующими инстанциями. Наибольшее распространение судебный прецедент как источник права нашел в правовых системах Англии, Австралии, Канады, США и ряда других стран.

31. «Долгий» парламент 1640-1653гг. в Англии и его законодательство. Первый этап буржуазной революции и его законодательное закрепление.

В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого (1640-1653), господствующее положение за­няли пресвитериане. В течение 1640-1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных право­вых актов. Прежде всего по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I - граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право пар­ламента на импичмент высших должностных лиц. Далее, согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г., парла­мент должен был созываться, по крайней мере, один раз ка­ждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвра­щения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полно­мочия Тайного совета в области судопроизводства и преду­смотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии. Серия актов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданных и лишала короля права про­извольно налагать различные штрафы. Программным доку­ментом революции стала Великая Ремонстрация, приня­тая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание до­верять. Это означало, по сути, политическую ответствен­ность должностных лиц перед парламентом и было воспри­нято королем как вторжение в его прерогативу, исполни­тельную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограни­чение абсолютной власти короля и означали переход к оп­ределенной разновидности конституционной монархии. Од­нако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642-1647 и 1648-1649 гг.).

Отмена крепостного права потребовала проведения и других преобразований, которые должны были приспособить жизнь страны к новым условиям капитализма.

Земская реформа 1864 г. вводила в губерниях и уездах местное самоуправление: земские собрания и их исполнительные органы – земские управы. В них избирались дворяне, сельская интеллигенция, буржуазия, богатые крестьяне. Земства не имели политических прав, занимались решением местных проблем (борьба с эпидемиями, открытие медпунктов, школ, дорог, землеустройство и др.).

Судебная реформа 1864 г. установила гласный бессословный суд с участием присяжных заседателей, состязательность сторон в ходе судебного процесса (введена защита – адвокатура), независимость суда от администрации. Был создан нотариат по ведению наследственных дел, удостоверению сделок, документов.

Городская реформа 1870 г. создавала городское самоуправление: городскую думу и управу, решавшие коммунальные вопросы (борьба с пожарами, контроль за санитарным состоянием, проблемы больниц, школ, приютов и др.) В думу избирались, как правило, самые зажиточные горожане, во главе думы и управы стоял городской голова.

Военная реформа 1874 г. заменила рекрутские наборы всеобщей воинской обязанностью. Все мужское население, достигшее 21 года, подлежало призыву на военную службу. Сроки ставились в зависимость от образования: от 6 месяцев до 6–7 лет. Улучшилась подготовка офицеров, проведено перевооружение армии.

Реформа просвещения. С 1863 г. введен университетский устав, утвердивший определенную автономию и демократизм этих учебных заведений. Школьный устав 1864 г. давал формальное равенство в обучении, расширял сеть школ. В 1870 г. стали открываться женские гимназии, появились высшие женские курсы.

Реформа печати. В 1865 г. для столичных изданий отменялась предварительная цензура.

Преобразования затронули также сферу финансов, положение православного духовенства, духовные учебные заведения. По отношению к иноверию и религиозному инакомыслию правительство в целом придерживалось начал веротерпимости.

«Великие реформы» 1860–1870 х гг. способствовали превращению России в буржуазную монархию, но носили половинчатый характер и закрепляли пережитки феодализма.

Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Эти предпосылки также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

Социально-экономич развитие России на рубеже 19-20в

В конце XIX - начале XX вв. мир вступил в новую фазу своего развития. В передовых странах Запада капитализм достиг империалистической стадии. Россия относилась ко "второму эшелону" стран, вступивших на путь капиталистического развития.

За пореформенное сорокалетие Россия добилась значительных успехов в экономике, прежде всего в развитии промышленности. Она проделала путь, на который странам Запада потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и, прежде всего использование опыта и оказание помощиВ развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства форсированного развития ведущих отраслей промышленности и железнодорожного строительства. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.

После промышленного подъема 1890-х годов Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 гг., затем период длительной депрессии 1904- 1908 гг. В 1909-1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок. Объем промышленного производства возрос в 1, 5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу. Процесс монополизации российской экономики получил новый импульс. Кризис начала века ускорил процесс концентрации промышленного производства. Бурными темпами шло акционирование предприятий. В результате на смену временным предпринимательским объединениям 1880-1890-х годов пришли мощные монополии - в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции (Продмед, Продуголь, Продвагон, Продпаровоз и др.).

Революционный кризис в начале ХХ в. вылился в революцию.

Причины:

· Экономические:

1). Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса (помещичье землевладение, община, малоземелье, аграрное перенаселение, кустарная промышленность);

2).Мировой экономический кризис начала XX в., особо тяжело сказавшийся на экономике России;

· Социальные:

1).Ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900-1903 гг. и русско-японской войны 1904-1905гг.;

2). Полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций;

3).Массовые противоречия, сложившиеся в обществе, как вследствие развития капитализма, так и вследствие его незрелости;

· Политические:

1).Полицейско-чиновничий произвол;

2).Обострение социально-политической обстановки в стране вследствие поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг.;

По своему характеру революция 1905-1907 гг. в России было буржуазно демократической, так как ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны:

· Свержение самодержавия и установление демократической республики;

· Ликвидация сословного неравноправия;

· Неприкосновенность личности, введение свободы слова, собраний, партий и объединений;

· Уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;

· Введение 8-часового рабочего дня;

· Установление равенства народов России;

· Отделение церкви от государства.

Большим достижением революции было формирование многопартийности. За время революции образовались такие партии, как Конституционно-демократическая («кадеты», лидер - П.Н. Милюков) и «Союз 17-го октября» («октябристы»лидер - А.И. Гучков).

Кроме политических партий в России после 1905-1907гг. существовало множество профессиональных союзов и объединений, также носивших отчасти политический характер:

Профессиональные рабочие союзы;

Всероссийский крестьянский союз;

Совет объединенного дворянства.

В деревне были отменены выкупные платежи, снижена арендная плата на землю, но аграрный вопрос не был решен: сохранялось помещичье землевладение.

Рабочие получали право создавать профсоюзы, разрешались забастовки, рабочий день сокращен до 8 часов, повышена заработная плата.

Русификаторская политика была значительно ограничена: в школах вводилось преподавание на национальных языках. Национальные окраины получили представительство в Думе.

Первая русская революция имела огромное международное значение. Она положила начало новой эпохе -- эпохе глубоких политических потрясений и революционных битв, открыла новый этап в истории международного рабочего движения и национально-освободительной борьбы народов колоний и полуколоний.

За три года революции широкие народные массы прошли богатую школу политического воспитания. Революция вызвала у миллионов трудящихся творческую энергию и обогатила их огромным политическим опытом.

Реформы Столыпина

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Земство

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

С победой буржуазных революций утверждались новые общественные отношения, из-за этого - буржуазного права. Сохраняя некоторую преемственность с феодальными правовыми системами, буржуазное право формировалось на совершенно новых принципах - единства закона, юридического равенства, законности, свободы.

Буржуазная революция установила единое для всей страны право, НО законы рев. периода касались отдельных вопросов,не составляли законченной системы правовых норм. только после упрочения буржуазии -единые национальные системы права.

В буржуазном обществе огромную роль играет договор . На договорах строятся отношения между предпринимателями, между предпринимателем и рабочим+ семейных отношений. Появляется -Правоспособность определялась сословной принадлежностью. дворяне обладали рядом привилегий, а правоспособность крестьян была ограничена +На объем правоспособности влияла религиозная принадлежность. В колониях существовало рабство. Буржуазные революции уничтожили большинство из перечисленных ограничений и установили юридическое равенство всех граждан.(1)

(2) принцип законности -равные для всех обязанности, равную ответственность перед законом.

(2) свобода- политические свободы(основа общественного строя) Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора.

Каждое государство имеет свою национальную систему права. двум основным группам.

I. континентальные правовые системы, (19-20в) возникшие в Европе под влиянием французского права. характеризует 1. деление права на частное(гражданское, семейное, торговое право) и публичное(конституционное, административное, международное, уголовное, процессуальное. 2. широкое распространение кодификации как материального, так и процессуального права.

II. Англосаксонские правовые системы базируются на общем праве Англии, возникшем на рубеже XI и XII вв.,

НЕТ деления на частное и публичное. НЕТ разграничение материального и процессуального права. В англосаксонских системах структурно не выделены отрасли права, известные в континентальной Европе. Не знают они и кодификации.

Источником права 1. судебный прецедент, который считается обязательным для всех судов при рассмотрении аналогичных дел. 2. обычаи и конституционные соглашения.

Предпосылки и основные этапы Английской революции середины ХVII

Причины Английской буржуазной революции



· противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом;

· недовольство политикой Стюартов;

· противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма.

силы революции : городские низы и крестьянство главе с новым обуржуазившимся дворянством

Повод революции: роспуск Карлом I «Короткого парламента».

Предпосылки Английской буржуазной революции -экономический и политический кризис 17В.


Экономический кризис :

1. Введение новых пошлин королём без разрешения парламента.

2. Незаконные поборы.

3. Рост цен.

4. Усиление эмиграции.

Политический кризис :

1. Смена правящей династии.

2. Противостояние короля и парламента.

3. Казнокрадство.

4. Роспуск Карлом I парламента.


Основные этапы буржуазной революции

1. Гражданские войны. Смена форм правления (1640-1649).

2. Республиканское правление (1650 – 1653).

3. Военная диктатура – протекторат Кромвеля (1653 -1658).

4. Реставрация монархии (1659 – 1660).

Основные особенности буржуазной револю­ции Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством .

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности анг­лийской революции в экономической сфере.

со­хранила феодальные учреждения, в том числе сильную ко­ролевскую власть, палату лордов, Тайный совет.

Политические течения

в лагере пуритан окончательно определились три глав­ных течения:

· пресвитериан (правое крыло революции, крупная буржуа­зия)- КОНСТ. МОНАРх. + власть короля

· индепендентов (сред­нее и мелкое дворянство, средние слои городской бур­жуазии);- конст. монарх+ свобода слова, совести

· левеллеров.(ремесленники, крестьяне) - общие права

· дигерны (радикальная часть левеллеров) - отмена частной собственности

Цели урока.

1. Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.

2. Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Развивать навыки работы с документами.

3. Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны.

План урока:

1. Решение крестьянского вопроса до правления императора Александра II.

2. Подготовка крестьянской реформы.

3. Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

4. Итоги и значение отмены крепостного права.

Основные понятия:

  • оброк,
  • барщина,
  • отрезки,
  • прирезки,
  • временнообязанные,
  • отработки,
  • испольщина,
  • выкупные платежи.

Ход урока

Изучение нового материала. (Изучение нового материала сопровождается электронной презентацией <Приложение 1>)

XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым.

Перед классом ставиться проблемный вопрос, на который учащиеся должны дать ответ в конце урока.

Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?

При рассмотрении первого вопроса плана урока перед классом ставиться задача: вспомнить, как императоры до Александра II относились к теме освобождения крестьян. Для этого учащиеся по предложенным именам императоров и датам должны назвать действия императоров по отношению к крестьянам.

Учащимся задается вопрос.

Почему не один из императоров не решился отменить крепостное право?

Отменить крепостное право не хотели дворяне. Подтверждением этого являются слова Екатерины II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”

Тогда перед нами вопрос:

  • Почему Александр II решает отменить крепостное право?
  • Кто по своим взглядам Александр II консерватор или либерал? Каковы главные причины отмены крепостного права?

Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Но перелом во всех слоях российского общества в отношении необходимости преобразований в стране, главным из которых должна быть отмена крепостного права, произошел, в период Крымской войны, закончившейся тяжелым поражением для России. Страна стояла перед выбором: либо империи как европейской державе сойти на нет, либо в спешном порядке проводить реформы.

Причины отмены крепостного права

При рассмотрении второго вопроса плана урока обращаемся к словам Александра II:

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам…Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу”.

Главной целью Александра II было не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть.

В сложных условиях проходила подготовка реформы. Стали создаваться комитеты по крестьянскому делу, которые рассматривали старые проекты решения крестьянского вопроса.

В 1857 году был создан Секретный комитет, через год он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая главнейшая здесь новация - введение гласного обсуждения и рассмотрения вопросов освобождения крестьянства. Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленьким земельным наделом. В марте 1859 года в качестве “рабочего органа” при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов. Председателем комиссией был назначен генерал Я. И. Ростовцев. Я. И. Ростовцев сначала был противником отмены крепостного права, но в 1859 году он отстаивал освобождение крестьян с земельным наделом, но умер, не успев завершить разработку реформы.
Редакционные комиссии в течение одного года работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Выдающимися деятелями, работавшими в Редакционных комиссиях, были: Н. А. Милютин, С. М. Жуковский, П. П. Семенов-Тянь-Шанский, Ю. Ф. Самарин и др. Именно Семенов пережил всех своих товарищей по работе в Редакционных комиссиях и в последний раз 19 февраля 1914 года в полном одиночестве поднял тост в память о дружной работе этого мозгового центра реформы.

После закрытия Редакционных комиссий проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет. Председателем Главного комитета по крестьянскому делу назначается решительный сторонник реформ Великий князь Константин Николаевич, который обеспечил прохождение документов через комитет. Но в Государственном Совете, противники реформы, старались всячески отклонить проекты и тогда Александр II выступает с речью в Государственном Совете 28 января 1861 года.

Учащиеся читают документ “Из речи Александра II в Государственном совете 28 января 1861 года” и по нему отвечают на поставленный вопрос:

Какова была роль Александра II в отмене крепостного права?

“…Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ… Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длиться, и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства”

Александр II проявил твердость и 19 февраля 1861 года подписал два документа: Манифест об отмене крепостного права и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

Рассмотрение третьего вопроса начинается с работы учащихся по документам:

  • “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости” <Приложение 2>,
  • проект А. М. Унковского <Приложение 3> ,
  • Уставная грамота<Приложение 4> , и заполнением таблицы.

Положение крестьян

Дополнительные сведения о положениях крестьянской реформы учащиеся получают из рассказа учителя.

По закону для крестьян был определен размер земельного участка. В зависимости от региона эти нормы составляли: в черноземных губерниях - от 1,5 до 4 десятин земли; в нечерноземных губерниях - от 1 до 7 десятин; в степных губерниях - от 3 до 12 десятин. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, то часть излишков, которые именовались “отрезками”, отбирались в пользу помещиков. Если у крестьян земли было меньше, чем полагалось, то часть земли ему дорезали, которая называлась “прирезками”.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть 80% выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнить прежние повинности - испольщину (оброк) и отработки (барщина), хотя были лично свободными.

Вопрос классу:

Как вы думаете, почему были определены именно эти условия?

Данному событию Н. И. Некрасов посвятил стихотворение “Свобода”.

Родина-мать! По равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! Не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,
Хочешь - останешься век мужиком,
Сможешь - под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!. . . Но распутать их легче народу
Муза! С надеждой приветствуй свободу!

После чтения стихотворения классу задается вопрос:

Что это за сети, в которые попадают крестьяне по реформе?

Учитель продолжает рассказ об изменениях, которые произошли в жизни крестьян и помещиков по реформе.

Реальная стоимость всей земли - 500 млн. рублей, а помещики получили за нее 1,5 млрд. рублей. Таким образом, помещики получили большие деньги.

Учитель задает вопрос:

На что делался расчет? Куда должны были вкладывать помещики свой капитал?

Помещики должны были строить мануфактуры, заводы, покупать новую технику, развивать сельское хозяйство по капиталистическому пути. Беднейшие крестьяне должны были пополнить ряды наемных рабочих в городах. Зажиточные крестьяне выкупить земли в частную собственность. Однако реально это не могло осуществиться, т. к. крестьяне не стали частными собственниками земли. Земля становилась собственностью общины. Состоятельные крестьяне часто платили общинные платежи вместо бедных. Уйти из общины было крайне сложно. Кроме этого, сами помещики не знали, что делать с огромными деньгами, которые получили от продажи земли. Поэтому большинство дворян прокутили эти деньги.

Четвертый вопрос плана урока начинается с выполнением задания по определению буржуазных и феодальных черт крестьянской реформы.

Оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее:

1. Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены.

2. Условия освобождения крестьян изначально заключало в себе будущие противоречие и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.

3. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

4. Реформа не решила крестьянский вопрос.

5. Были созданы условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны.

1. Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершенная.

2. Назревает необходимость проведения новой реформы.

Закрепление изученного материала

Записать в словарь новые понятия:

1. Отработки - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они работали у помещика.

2. Отрезки - часть земли, которую отрезали у крестьян в пользу помещиков по реформе 1861 года.

3. Прирезки - часть земли, которую отдавали в пользу крестьян по реформе 1861 года.

4. Испольщина - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они отдавали помещику половину урожая.

5. Временнообязанные - крестьяне пока не выплатят долг помещику за землю, обязаны временно выполнять определенные повинности.

6. Выкупные платежи - выкуп крестьянами земли у помещиков. Первоначально 80% выкупа выплатило помещикам государства. Крестьяне должны были рассчитаться с государством за 49 лет.

Выполнить задания:

1. Расположите в две группы понятия, которые характеризуют положение крестьян до реформы (А) и после реформы (Б):

1) временнообязанный;

2) дворовый;

3) барщина;

4) отрезки;

5) выкупные платежи;

6) крепостной.

2. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался:

1) наделом;

2) отрубом;

3) имением;

4) вотчиной.

3. Кто такой мировой посредник:

1) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы;

2) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами;

3) представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах.

4. Развитие капитализма в России во второй половине XIX века способствовало:

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости;

2) распространение временнообязанного состояния крестьян;

3) существование крестьянской общины.

5. Раскройте основные черты крестьянской общины в России после реформы 1861 года. Сделайте вывод - какие общинные порядки мешали товарно-денежным отношениям в деревне?

6. В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?

Домашнее задание: § 20, ответить письменно на вопрос: почему стало плохо жить и крестьянину и помещику?

Буржуазное Г. возникло в результате буржуазных революций, направленных против феодально-абсолютистской монархии и феодальных отношений. Там, где буржуазия в холе этих революций шла на компромиссы с дворянством (например, Великобритания), буржуазное Г. приняло форму конституционной монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме демократической республики. Множественность форм правления буржуазного Г. осталась и в последующем характерной чертой буржуазного типа Г., хотя различие этих форм существенно сгладилось. «Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии» (Ленин В. И., там же, т. 33, с. 35).

Буржуазное Г. периода домонополистического капитализма присущи следующие черты: 1) цензовый характер, т. е. отстранение с помощью имуществ, и иных цензов широких слоев населения от участия в формировании органов государственной власти. Будучи значительным шагом вперёд по сравнению с феодальными порядками, буржуазная демократия и её основные институты (Парламентаризм, принцип равноправия и др.) носили формальный, урезанный, классовый характер; 2) сосредоточение основных усилий Г. преимущественно на функции политической, в том числе на военно-полицейской охране интересов господствующих классов внутри и вне страны. Г. этого периода рассматривалось как «полицейский» или «ночной сторож», охраняющий капиталистическую систему, но не вмешивающийся непосредственно в её функционирование; 3) сохранение в механизме Г. значительных позиций дворянско-помещичьих сил. Буржуазная революция, как правило, не ломает старый государственный механизм, который постепенно приспосабливается к потребностям капиталистической системы.

В эпоху империализма и особенно общего кризиса капитализма происходит огромный рост аппарата буржуазного Г. Воздействие Г. на основные сферы общественной жизни возрастает, функции его расширяются. Эти процессы связаны прежде всего с обострением классовых противоречий. Рост сознательности и организованности рабочего класса и др. трудовых слоев населения, широкое распространение коммунистических идей приводят, с одной стороны, к повышению уровня классовой борьбы, расширению антимонополистического и демократического движений, а с другой - к последовательному сужению социальной базы политического господства капитала. В этих условиях монополии всемерно укрепляют основное орудие своего господства - Г. и его военно-полицейский аппарат. Усиление роли Г. связано с милитаризмом и развитием государственно-монополистического капитализма.



В условиях государственно-монополистического капитализма, при усложнении технико-производственной стороны жизни общества как следствия научно-технической революции, наряду с расширением функции принуждения значительных масштабов достигают экономическая функция буржуазного Г., а также его идеологическая активность внутри и вне страны. Государственно-монополистический капитализм соединяет силу монополий с силой Г. в единый механизм в целях спасения капиталистического строя, обогащения монополий, подавления рабочего движения и национально-освободительной борьбы, развязывания агрессивных войн. Монополистический капитал уже не делит ни с кем политическую власть, а буржуазное Г. выступает как орган по управлению делами монополистической буржуазии. Достигает апогея процесс сращивания монополий с верхушкой государственного аппарата.

На политический режим, устанавливаемый буржуазным Г., на его формы правления существенное воздействие оказывает поворот монополистического капитала от буржуазной демократии к реакции как следствие сужения социальной базы Г. и использования рабочим классом и др. трудовыми слоями институтов буржуазной демократии. Наиболее ярким выражением этого поворота является установление фашистской тоталитарной государственности (классическим примером такого Г. была нацистская Германия). Однако и при сохранении буржуазно-демократических форм правления проявляются авторитарные тенденции к правлению «сильной личности», возрастает роль правительства и его аппарата за счёт умаления полномочий выборного парламента, ведётся наступление на демократические права и свободы граждан и организаций. Но авторитарный курс монополистической буржуазии наталкивается на противодействие широких народных масс во главе с рабочим классом, выступающих в защиту своих демократических завоеваний, за их расширение, что вызывает обострение классовых противоречий буржуазного общества.



Для внешней функции империалистического Г. характерно стремление к экспансии. Эта тенденция монополистического капитала дважды в 20 в. ввергла человечество в опустошительные мировые войны. Империалистические Г. ведут подрывную деятельность, в том числе и идеологическую, против социалистических стран, ищут новые формы неоколониалистской эксплуатации государств Азии, Африки и Латинской Америки, вставших на путь независимости.

Расширение экономической деятельности империалистических Г. изображается буржуазными идеологами как якобы коренная трансформация и превращение его в «государство всеобщего благоденствия», а усложнение политической структуры современного капитализма (рост роли политических партий, профессиональных и иных союзов и организаций) - как процесс «диффузии власти». В действительности империалистическое Г. было и остаётся основным орудием классового господства империалистической буржуазии, оно выступает как сила, пытающаяся задержать социальный прогресс, увековечить изжившие себя капиталистические общественные отношения.

В эпоху крушения колониализма образовалось множество независимых Г. в Азии, Африке и Латинской Америке, а колониальные и полуколониальные страны ведут борьбу за национальную независимость. Значительная часть молодых независимых Г. по экономическим и социальным чертам (многоукладность экономики и др.) не может быть отнесена ни к одному из основных типов Г. Некоторые из этих Г. встали на некапиталистический путь развития, ориентируясь в перспективе на строительство социалистического общества. В этих Г. социалистические ориентации осуществляются серьёзные экономические и социальные преобразования: проведение демократических аграрных реформ, создание государственного сектора в экономике, национализация собственности иностранных монополий и т. д.



Просмотров