Как защищаются права жертв вооруженных конфликтов. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов

Одной из основных целей права вооруженных конфликтов является защита жертв войны, к которым относятся следующие категории лиц: 1)раненые; 2)больные; 3)потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; 4)военнопленные; 5)гражданское население. Под защитой жертв войны понимается предоставление им такого статуса, который гарантировал бы им максимальную защиту в условиях вооруженного конфликта. Соответствующий статус закреплен Женевскими конвенциями 1949 года и двумя Дополнительными протоколами к ним 1977 года.

Ранеными и больными признаются лица (как военнослужащие, так и гражданские), которые вследствие ранения, травмы, болезни или иного физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Таким образом, раненые и больные должны удовлетворять двум признакам: во-первых, необходимость в медицинской помощи или уходе, во-вторых, отказ от любых враждебных действий (сопротивления). Если раненое или больное лицо продолжает оказывать сопротивление, оно лишается соответствующего статуса. Для отнесения лица к данной категории жертв войны не имеет значения, в каком качестве оно участвовало в вооруженном конфликте до того, как стало нуждаться в медицинской помощи. Это означает, что ранеными и больными могут быть признаны лица, входящие в личный состав ополчений, партизанских отрядов, некомбатанты, гражданское население неоккупированных территорий, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие и т. д.

Правовой режим раненых и больных включает в себя следующие элементы. Они должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах. Сторона, во власти которой они окажутся, обязана обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации. Преимущество в очередности оказания раненым и больным медицинской помощи допускается только по медицинским причинам неотложного характера. Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, в частности, запрещается добивать и истреблять их, подвергать пыткам, проводить биологические опыты, преднамеренно оставлять без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения. Запрещены такие действия, как взятие из числа раненых и больных заложников, коллективные наказания, лишение этих лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство и другие негуманные действия, оскорбляющие достоинство личности.

Все перечисленные обязанности несут во время вооруженного конфликта не только воюющие стороны, но и нейтральные государства. Характерно, что сами раненые и больные не могут отказаться от оказываемой им помощи, если она оказывается в соответствии с нормами международного права. Иными словами, такая помощь может быть оказана раненым и больным принудительно.

Для реализации статуса раненых и больных государства берут на себя целый ряд обязательств. В частности, они обязаны принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать этих лиц. С этой целью, а также с целью эвакуации раненых и больных, между воюющими сторонами могут быть заключены временные перемирия и соглашения о прекращении огня. Допускается и поощряется помощь местных жителей в оказании раненым и больным помощи и ухода. Воюющие стороны в обязательном порядке должны создавать специальные медицинские формирования, которые следует размещать так, чтобы они, по возможности, не подвергались нападению противника. Кроме того, стороны конфликта должны осуществлять регистрацию попавших в плен раненых и больных и передавать соответствующие данные государствам, гражданами которых они являются. Сторона, принужденная оставить неприятелю раненых или больных, должна оставить с ними, насколько это позволят военные требования, часть своего санитарного персонала и снаряжения для ухода за ними. Здания, имущество и склады постоянных санитарных учреждений не могут подвергаться преднамеренному уничтожению.

Правовой режим военнопленных регулируется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 года. Согласно статье 4 этой Конвенции, военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица (комбатанты), принадлежащие к личному составу вооруженных сил, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, а также лица, следующие за вооруженными силами, на которых возложено их обслуживание, члены экипажей судов торгового флота, население неоккупированной территории, которое стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками.

Основополагающим элементом правового статуса военнопленных является то, что они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Поэтому, независимо от ответственности, которая может быть наложена на отдельных лиц, держащее в плену государство всегда несет международную ответственность за обращение с военнопленными.

С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного, являются серьезным нарушением Конвенции. Запрещено подвергать военнопленных физическому калечению, научным или медицинским опытам, унижению их чести и достоинства, а также какой-либо дискриминации по признаку расы, национальности, вероисповедания или политических убеждений. В то же время допускается установление отдельным категориям военнопленных привилегированного режима в связи с состоянием здоровья, возраста или квалификации. Военнопленные должны пользоваться защитой от любых актов насилия или запугивания, в том числе от оскорблений и любопытства толпы. По общему правилу, они сохраняют свою гражданскую правоспособность, которая может быть ограничена лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена. Через выборных доверенных лиц военнопленные имеют право поддерживать связь с официальными властями держащего в плену государства, представителями государства-покровителя и МККК.

Держащее в плену государство обязано бесплатно обеспечить содержание военнопленных и необходимую им медицинскую помощь. Условия размещения военнопленных должны быть не хуже, чем условия, в которых находятся войска неприятеля, расположенные в той же местности. При этом допускается использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания и физических способностей. Категорически запрещен принудительный труд военнопленных из числа лиц офицерского состава. Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих его здоровью, а также унизительных работах и работах, имеющих военный характер или назначение. Денежные средства военнопленных являются их законной собственностью и не могут быть обращены в собственность держащего в плену государства. Военнопленные вправе носить знаки отличия, вести переписку, получать индивидуальные и коллективные посылки с продуктами питания и медикаментами. Тяжело раненых и тяжело больных военнопленных государство, во власти которого они находятся, обязано отправлять на родину независимо от их звания и количества.

Военнопленный находится под юрисдикцией держащего в плену государства. Это означает, что он должен подчиняться законам и воинским уставам держащего в плену государства. Их нарушения влекут за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Однако предварительно администрация лагеря для военнопленных должна довести до них содержание действующих правил и приказов на понятном для военнопленных языке. По общему правилу, побег военнопленного из мест содержания не считается уголовным преступлением и влечет за собой дисциплинарное взыскание.

По прекращении военных действий военнопленные должны быть немедленно освобождены и репатриированы на родину. Единственное исключение составляют те военнопленные, которые, находясь в плену, совершили уголовное преступление. Они могут быть задержаны до окончания суда или отбытия ими наказания. Расходы по репатриации справедливо делятся между держащим в плену государством и государством, за которым числятся военнопленные.

Последней категорией жертв войны, согласно Женевским конвенциям, является гражданское население . Как свидетельствует статистика жертв вооруженных конфликтов, наблюдается устойчивая тенденция к росту удельного веса гражданского населения в общем числе пострадавших. Известно, что среди убитых в ходе Первой мировой войны лишь 5 % принадлежали гражданскому населению, а среди жертв Второй мировой войны эта цифра достигла уже 48 %. Что же касается современных вооруженных конфликтов, то удельный вес их жертв из числа гражданского населения составляет абсолютное большинство. Это связано с тем, что защитные средства военнослужащих (комбатантов) постоянно эволюционируют, чего нельзя сказать о средствах защиты гражданского населения. Кроме того, современные конфликты характеризуются все большим применением техники и дистанционных средств ведения войны, что также уменьшает риск потерь среди комбатантов и увеличивает опасность гибели мирного населения.

Его статусу во время вооруженного конфликта посвящена Конвенция о защите гражданского населения во время войны. Под защитой этой Конвенции находятся лица, которые в какой-либо момент или каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующего государства, гражданами которого они не являются. К гражданскому населению относятся только такие лица, которые не принадлежат ни к одной категории участников вооруженного конфликта и не принимают непосредственного участия в военных действиях. Согласно действующему международному праву, гражданское население не теряет своего статуса, даже если среди него присутствуют отдельные военные лица. Статус гражданского населения распространяется на всех лиц независимо от расы, национальности, религии или политических убеждений.

Согласно статье 13 Конвенции, ее положения "...должны способствовать смягчению страданий, порождаемых войной". Под особой защитой при этом должны находиться раненые, больные, инвалиды, престарелые, матери с детьми до 7-летнего возраста, беременные женщины, а также дети в возрасте до 15 лет.

Лица, составляющие гражданское население, при любых обстоятельствах имеют право на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений, обрядов, привычек и обычаев. Гражданское население охраняется от любых актов насилия или запугивания, его представителей запрещено брать в заложники, грабить, терроризировать, а также искусственно вызывать на оккупированных территориях голод, безработицу и массовые беспорядки. Женевская конвенция запрещает также мародерство, уничтожение государственного и частного имущества, изменение статуса должностных лиц неприятельского государства, принуждение гражданского населения к службе в оккупационных войсках и т.д. Привлечение населения к работам возможно только при условии, что они не имеют военного характера и справедливо оплачиваются.

На оккупированной территории может устанавливаться новое уголовное и административное законодательство, которое вступает в силу только после того, как будет доведено до населения на понятном ему языке. Вместе с тем, оккупационные власти обязаны уважать существующие в стране законы и порядки и не допускать на захваченных участках социальных бедствий. В частности, на оккупированной территории должна быть организована деятельность медицинских учреждений и налажено снабжение населения продовольствием.

Гражданское население не может быть депортировано с оккупированной территории помимо своей воли. В то же время возможна его временная эвакуация в случаях, когда дальнейшее проживание в данной местности представляет для населения опасность. Запрещено эвакуировать гражданское население на территорию оккупирующего государства; после завершения военных действий эвакуированных людей как можно быстрее необходимо вернуть на ранее занимаемые территории. Помимо эвакуации, возможно также интернирование гражданского населения, то есть помещение его в специально отведенные места, безопасные с военной точки зрения. Интернированные лица должны иметь собственную администрацию и содержаться отдельно от военнопленных и лиц, приговоренных к лишению свободы.

Республика Казахстан присоединилась к Женевским конвенциям 27 декабря 1993 года, взяв тем самым на себя соответствующие международные обязательства по защите жертв вооруженных конфликтов. Данный шаг представляется необходимым для любого цивилизованного государства. Отказ от международного сотрудничества в рассматриваемой области может повлечь для страны весьма печальные последствия. Например, СССР отказался присоединиться к Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1929 года, хотя ее подписали большинство государств, принимавших участие во Второй мировой войне. Это обстоятельство впоследствии стало одной из причин антигуманного обращения Германии (кстати, тоже участницей Конвенции) с советскими военнопленными. Помимо Женевских конвенций 1949 года, Казахстан является участником Соглашения о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года. В соответствии с этим Соглашением стороны взяли на себя обязательство принять все необходимые меры для пресечения любых действий, нарушающих международное гуманитарное право, включая наказание лиц, виновных в совершении деяний, квалифицируемых как военные преступления или преступления против человечества по международному праву и национальному законодательству. Кроме того, государства-участники решили предпринимать согласованные меры для защиты лиц, незаконно лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, а также для возвращения военнопленных и безоговорочного освобождения заложников. Координация данной совместной деятельности должна осуществляться с участием национальных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного комитета Красного Креста (МККК).

Примечательно, что одной из обязанностей государств в области защиты жертв войны является проведение своеобразной просветительской работы. Например, согласно статье 47 Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, государства обязуются как в мирное, так и в военное время распространять текст Конвенции в своих странах. С этой целью приветствуется включение изучения Конвенции в учебные программы военного и, если возможно, гражданского образования, чтобы с ее принципами было ознакомлено все население в целом и особенно сражающиеся вооруженные силы, санитарный персонал и священнослужители.

Большую роль в деле защиты жертв войны традиционно играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного комитета Красного Креста (МККК), мандат которых на соответствующую деятельность закреплен действующим международным правом. Республика Казахстан также активно сотрудничает с данными структурами. Так, 10 августа 1992 года был заключено Соглашение между Республикой Казахстан и Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца о статусе регионального представительства Международной Федерации в Алма-Ате.

25. Правовой статус иностранных граждан

Исходя из понятия термина «иностранец», принятого в современной международно-правовой практике, он включает в себя каждое лицо, которое не является гражданином страны пребывания. По признаку гражданской принадлежности, иностранцы делятся на 2 категории: иностранные граждане и лица без гражданства.

Иностранными гражданами в РК признаются лица, не являющиеся гражданами РК и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.

Режим иностранца устанавливается внутренним законодательством государств с учетом их международных обязательств.. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.

Существуют три вида режима иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим.

Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области собственными гражданами государства пребывания.

Режим наибольшего благоприятствования с означает предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствовании встречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носит отсылочный характер и в конечном счете выражается в установлении либо специального, либо национального режима.

Специальный режим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства.

Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается: а) политических прав иностранцев; б) военной службы иностранцев; в) регулирования въезда и выезда иностранцев; г) установления пределов уголовной юрисдикции государства в отношении иностранцев; д) дипломатической защиты, оказываемой иностранцам государством их гражданства.

Иностранные граждане в РК

В РК правовой статус иностранных граждан регулируется Закон РК «О правовом положении иностранных граждан». от 19 июня 1995 г

В РК иностранные граждане бывают: постоянно проживающие и временно пребывающие

Постоянно проживающими в РК признаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие на то разрешение и вид на жительство в РК иностранного гражданина либо удостоверение лица без гражданства, выданные органами внутренних дел.

Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в РК является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, своей платежеспособности в период пребывания в РК в порядке, определяемом Правительством РК.

Иностранные граждане, находящиеся в РК на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РК. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из РК по истечении определенного им срока пребывания.

Конституция РК закрепила основной принцип, определяющий правовой статус этой категории лиц. В нашей стране установлен такой правовой режим иностранцев, при котором они в большинстве сфер общественных отношений, за исключением, в основном, сферы политики, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК. Такой режим называется национальным режимом.

Иностранцы в РК пользуются следующие права

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, имеют право на получение образования наравне с гражданами РК в порядке, установленном законодательством РК.

Иностранным гражданам в РК гарантируется неприкосновенность жилища, чести и достоинства личности.

Иностранные граждане облагаются налогами и сборами в РК на общих основаниях с гражданами РК,

Иностранные граждане в РК имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав.

Иностранные граждане, находящиеся на территории РК, в сфере охраны здоровья имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, в вопросах социального и пенсионного обеспечения имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане РК

Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в РК на основании и в порядке, установленными законодательством и международными договорами РК.

Ограничения в следующих правах

Иностранные граждане не могут поступить государственную. службу.

У иностранцев нет избирательных прав. Иностранные граждане в РК не могут избирать и быть избранными в представительные и другие выборные государственные органы и должности, а также принимать участие в республиканских референдумах.

Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РК, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РК, за исключением случаев, установленных международными договорами.

Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы РК: а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц; в) если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РК, таможенное, валютное или иное законодательство. г) в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами, если заключение брака с гражданином РК явилось основанием для оставления его на постоянное место жительства в РК.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

К жертвам вооруженных конфликтов относятся: военнопленные, раненые и больные, лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение на море, а также гражданское населœение, в т.ч. на оккупированных территориях. Каждая из этих категорий находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 ᴦ. и Дополнительных протоколов 1977 ᴦ. Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всœех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания за несовершенные правонарушения, в т.ч. коллективное наказание. Особой защитой и покровительством пользуются дети. К женщинам предписывается относиться с особым уважением. С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а также подвергать физическому калечению, научным и медицинским опытам. Οʜᴎ считаются находящимися во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. По этой причине воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер). Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться к работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера. Военнопленные могут посœеляться в специальных для них лагерях. Οʜᴎ должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью. Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным должна быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление.

Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всœех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. При этом частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.

Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой. Женевские конвенции 1949 ᴦ. и Дополнительные протоколы к ним 1977 ᴦ. обязывают воюющие стороны обеспечить медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически запрещают убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать, подбирать и предоставлять им те же условия, что и своим раненым и больным. Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших, хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населœению (а на море - военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и больных, ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты. Санитарные формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не бывают объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным полумесяцем. Госпитальные суда должны окрашиваться в белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии всœе данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у них, и об их смерти.

Рассмотрев вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов, можно сделать следующие выводы:

1. Жертвы войны должны при всœех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации.

2. Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

3. Мирное гражданское населœение неприкосновенно.

Искоренение войн и вооруженных конфликтов из жизни общества продолжает оставаться острейшей проблемой, стоящей перед человечеством. Оценивая в целом процесс послевоенного развития права вооруженных конфликтов, можно выделить ряд присущих ему характерных черт.

В первую очередь, указанный процесс протекал в условиях научно-технической революции, обусловившей качественные изменения в военном делœе.

Во-вторых, в международном праве появился принцип запрещения применения силы или угрозы ее применения, исключающий право государств на войну.

В-третьих, в данный период в международных отношениях сформировался и стал утверждаться принцип, согласно которому основные права и свободы человека должны соблюдаться как в мирное, так и в военное время. Новизной права вооруженных конфликтов является норма о преступности наемничества. Вооруженная поддержка колониальных и расистских режимов - международное преступление. Исходя из этого, право вооруженных конфликтов устанавливает, что наемники являются уголовными преступниками.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах, сводятся к следующему:

1. Лица, вышедшие из строя, и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всœех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.

2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя.

3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта͵ во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема красного креста и красного полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.

4. Захваченные в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение их жизни, достоинства, личных прав и убеждений. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

5. Каждый вправе на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим или моральным пыткам, телœесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.

6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные крайне важно стью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населœением и комбатантами и по возможности щадить гражданское населœение и имущество. Ни гражданское населœение в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения. Нападению могут подвергаться только военные объекты.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов" 2017, 2018.

Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфлик тов и международного гуманитарного права (МГП) является меж дународно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере отно сятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и боль ных в действующих армиях от 12 августа 1949 г. (далее - Первая Женевская конвенция); Женевская конвенция об улучшении уча сти раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г. (далее - Вторая Женевская конвенция); Женевская конвенция об обраще нии с военнопленными от 12 августа 1949 г. (далее - Третья Же невская конвенция); Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. (далее -Четвертая Женевская конвенция).
Положения Женевских конвенций были дополнены и развиты двумя Дополнительными протоколами от 8 июня 1977 г.: Дополни тельный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г., а также Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защи ты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол И) от 8 июня 1977 г.
В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополни тельным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных кон фликтов (Протоколом I), от 8 июня 1977 г. к жертвам международ ных вооруженных конфликтов относятся:
а) военнопленные;
б) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение;
в) гражданское население.
Согласно Женевской конвенции об обращении с военнопленны-

598 ми (Женева, 12 августа 1949 г.) военнопленными являются попав шие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из сле дующих категорий:
личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;
личный состав других ополчений и добровольческих отря дов, включая личный состав организованных движений сопротив ления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и дей-ствующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отве чают нижеследующим условиям:
а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
б) имеют определенный и явственно видимый, издали отличи тельный знак,
в) открыто носят оружие,
г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;
личный состав регулярных вооруженных сил, считающих се бя в подчинении правительства или власти, не признанных держа щей в плену державой;
лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, кото рые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца;
члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находя щихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режи мом в силу каких-либо других положений международного права;
население неоккупированной территории, которое при при ближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформи роваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и со блюдает законы и обычаи войны.
В соответствии с этой Конвенцией такому же обращению, как и военнопленные, будут подвергаться следующие лица, принадлежа щие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по при чинам их принадлежности интернировать их, даже если она внача ле освободила их, в то время когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным силам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в воен ных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования.
Медико-санитарный состав и духовный персонал, задержан ные держащей в плену державой, с целью оказания помощи воен нопленным, не должны считаться военнопленными. Они пользуют ся всеми правами, установленными Конвенцией, и им будут также предоставлены все возможности, необходимые для оказания меди цинской и духовной помощи военнопленным.
Вместе с тем, любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной сторо ны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом. При этом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих воо руженных сил.
Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и на емник. Наемником признается лицо, которое:
а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, сущест венно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачивае мое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
г) не является ни гражданином стороны, находящейся в кон фликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, кон-тролируемой стороной, находящейся в конфликте;

600 д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, нахо дящейся в конфликте; и
е) не послано государством, которое не является стороной, на ходящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанно стей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Правовое положение военнопленных определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными и Дополнительными протоколами. Военнопленные находятся во власти неприятельско го государства. Во время военного плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих. Военнопленным разрешает ся носить свою военную форму, они продолжают подчиняться сво им офицерам, которые также являются военнопленными. Держа щее в плену государство должно обеспечивать военнопленным над лежащий режим военного плена и несет ответственность за его нарушения. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.
После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные на достаточном удалении от районов боевых дейст вий. Военнопленные не должны посылаться в районы боевых дей ствий, а также использоваться в качестве прикрытия при ведении боевых операций.
Условия содержания военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащего в плену государства, расположенные в той же местно сти. Эти условия должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для здоровья. Они имеют право на переписку, получение посылок. Лагерь для во еннопленных возглавляется офицером из состава вооруженных сил воюющего государства, который несет ответственность за режим их содержания.
Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привле каться к работе, но они могут использоваться на опасных работах только с их согласия.
Нормы гуманитарного права содержат ряд положений, касаю щихся дисциплины военнопленных. Военнопленные должны под чиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооружен ных силах держащего в плену государства. В соответствии с зако ном к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры за совершение противоправных действий. Держащее в плену государство может привлечь военнопленных к ответственности за преступления, совершенные до взятия в Плен.

Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекра- 601 щении военных действий. Военнопленные, в отношении которых возбуждено уголовное дело, могут быть задержаны до принятия су дебного решения или до отбытия ими наказания.
Одним из требований международного гуманитарного права яв ляется требование равного обращения с участниками вооруженных конфликтов. Различие в обращении с индивидом должно вызы ваться только его состоянием. Согласно этому принципу под защи той находятся все лица без какого-либо различия по причинам ра сы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политических или других убеждений, национального или социального происхожде ния, имущественного положения. Такая защита предоставляется индивидам при любых обстоятельствах и независимо от характера вооруженного конфликта.
Как уже отмечалось, раненые, больные, военнопленные, лица, потерпевшие кораблекрушение, интернированные, гражданские лица на территории противника и оккупированных территориях находятся в соответствии с нормами международного гуманитарно го права под особой защитой. Запрещается любое посягательство на их жизнь, в том числе их истребление, пытки, проведение над ними биологических и медицинских опытов, взятие из их среды за ложников, преднамеренное оставление их без медицинской помо щи, применение к ним любых актов насилия. Воюющие обязаны обеспечивать им право на уважение их личности и чести.
Раненые и больные - это лица, как военнослужащие, так и 3
гражданские, которые вследствие травмы, болезни, или другого физического или психического расстройства, или инвалидности ну ждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздержива ются от любых враждебных действий.
Лица, потерпевшие кораблекрушение, - лица, как военно служащие, так и гражданские, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося ли бо с ними, либо с перевозившим их.судном или летательным аппа ратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Эти лица продолжают считаться потерпевшими кораблекрушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с конвенциями или протоколом при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждебных действий.
Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обращают-

602 ся гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по ка ким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.
Здоровью лиц, находящихся во власти противной стороны, или интернированных, задержанных или каким-либо иным образом ли шенных свободы в результате вооруженного конфликта, не должен наноситься ущерб. При этом запрещается подвергать указанных лиц какой бы то ни было медицинской процедуре, которая не тре-буется по состоянию здоровья указанного лица и не соответствует общепринятым медицинским нормам. В частности, запрещается подвергать таких лиц даже с их согласия: а) физическим увечьям; б) медицинским или научным экспериментам; в) удалению тканей или органов для пересадки. Исключения могут быть сделаны толь ко в случае сдачи крови для переливания или кожи для пересадки при условии, что это делается добровольно и без какого-либо при нуждения или побуждения и притом только в терапевтических це лях, в условиях, соответствующих общепризнанным медицинским нормам, и под контролем, направленным на благо как донора, так и реципиента.
Гражданское население не должно являться объектом нападе ний. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризирование гражданского населения.
Женщины и дети пользуются особым уважением, и им обеспе чивается защита от любого рода непристойных посягательств.
Стороны, находящиеся в конфликте, предпринимают все прак тически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятна дцатилетнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях, и, в частности, стороны воздерживаются от вербовки их в свои вооруженные силы. Если в исключительных случаях не достигшие пятнадцатилетнего возраста принимают не посредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защи той, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет.
Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, недостаточно обеспечивается продовольствием, медикаментами, одеждой, по стельными принадлежностями, средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания, то про водятся операции по оказанию помощи, которые носят гуманитар ный и беспристрастный характер.

Предложения об оказании помощи, отвечающие вышеуказан- 603 ным условиям, не рассматриваются как вмешательство в вооружен ный конфликт или как недружественные акты. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам, как дети, бере менные женщины, роженицы и кормящие матери, которые пользу ются особыми льготами и особой защитой.
Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера осуществляется в соответствии с Дополнительным про токолом к Женевским конвенциям от 8 июня і977 г. Этот Протокол применяется к вооруженным конфликтам немеждународного ха рактера, то есть конфликтам, происходящим на территории како-го-либо государства между его вооруженными силами и организо ванными вооруженными группами, которые, находясь под ответст венным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять данный Протокол. При этом Протокол не применяется к случаям нарушения внутрен него порядка и возникновения обстановки внутренней напряженно сти, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты наси лия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не яв ляются вооруженными конфликтами.
Необходимо отметить, что указанный Протокол не должен ис толковываться как затрагивающий суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддержи вать или восстанавливать правопорядок в государстве или защи щать национальное единство и территориальную целостность госу дарства. Протокол также не должен истолковываться как оправда ние прямого или косвенного вмешательства по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, во внутренние или внешние де ла государства, на территории которого происходит этот конфликт.
Протокол применяется без какого бы то ни было различия, ос нованного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, нацио нального или социального происхождения или на каких-либо дру гих подобных критериях ко всем лицам, затрагиваемым вооружен ным конфликтом немеждународного характера.
Все лица, не принимающие непосредственного участия или пре кратившие принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними обращают-

604 ся гуманно. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых.
Запрещаются следующие действия в отношении указанных лиц:
а) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психиче ское состояние лиц, в частности убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телес ных наказаний;
б) коллективные наказания;
в) взятие заложников;
г) акты терроризма;
д) надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, прину ждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме;
е) рабство и работорговля во всех их формах;
ж) грабеж;
з) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.
Детям обеспечиваются необходимые забота и помощь, в частно сти:
а) они получают образование, включая религиозное и нравст венное воспитание, согласно пожеланиям их родителей или, в слу чае отсутствия родителей, тех лиц, которые несут ответственность за попечение над ними;
б) принимаются все необходимые меры для содействия воссо единению разъединенных семей.
В отношении лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, должны соблюдаться следующие по ложения:
а) указанные лица в такой же степени, как и местное граждан ское население, снабжаются продовольствием и питьевой водой, им обеспечиваются условия для сохранения здоровья и соблюдения ги гиены, а также предоставляется защита от суровых климатических условий и опасностей вооруженного конфликта;
б) им разрешается получать помощь в индивидуальном или коллективном порядке;
в) им разрешается отправлять свои религиозные обряды и, при наличии соответствующих просьб и когда это уместно, получать ду ховную помощь от лиц, таких как священники, которые выполняют религиозные функции;
г) в случае привлечения к работе они обеспечиваются условия-
ми труда и защитой, аналогичными тем, которые предоставляют 605 местному гражданскому населению;
д) им разрешается посылать и получат^ письма и почтовые кар точки, число которых может быть ограничено компетентными вла стями, если они сочтут это необходимым;
е) места содержания интернированных и задержанных лиц не должны находиться вблизи зоны боевых действий;
ж) они пользуются правом на медицинское обслуживание;
з) их физическому или психическому состоянию здоровья и не прикосновенности не наносится ущерб путем какого-либо неоправ данного действия или упущения. Соответственно запрещается под вергать этих лиц каким бы то ни было медицинским процедурам, необходимость в которых не вызывается состоянием здоровья соот ветствующих лиц и которые не отвечают общепринятым медицин ским нормам.
Никакое судебное решение не выносится и никакое наказание не налагается в отношении лица, признанного виновным в правона рушении, кроме как на основе приговора суда, обеспечивающего основные гарантии независимости и беспристрастности.
Все раненые и больные независимо от того, принимали ли они участие в вооруженном конфликте, пользуются защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не про водится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.

Еще по теме 5.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ:

  1. 2.НАЧАЛО ВОЙНЫ И ЕЕ МЕЖДУНАРОДНО- ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ (ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА)
  2. 15. Международное право в период вооруженных конфликтов
  3. Глава 21 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО # В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
  4. 10.2. Международный механизм защиты прав и свобод человека10.2.1. Международная защита прав человека
  5. УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ: КОМБАТАНТЫ, НЕКОМБАТАНТЫ, НАЕМНИКИ
  6. § 1. Финансово-правовой конфликт: понятие и процедуры преодоления

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право -

Основной задачей современного гуманитарного права является защита жертв войны, к которым относят всех лиц, не принимающих участия в вооруженном конфликте или перестали принимать такое участие вследствие ранения, болезни или других причин. К таким лицам относят раненых и больных воинов, жертв кораблекрушений и гражданское население. Однако к 1949 г. международное гуманитарное право не предусматривало практически никакой защиты, который бы касался защиты гражданских лиц. Гаазьке положения 1907 г. содержит лишь несколько основных норм в отношении гражданского населения. В нем указано, что оккупационные силы должны уважать "право и честь семьи, жизни людей, частную собственность".

Применение этих норм с того времени стало традиционным, они и сегодня сохраняют силу. Что же до других категорий лиц, то такой защите был недостаточным.

Ситуация существенно изменилась с принятием Женевских конвенций 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших крушение на корабле, из состава вооруженных сил на море и лиц, попавших в плен. Кроме того, было принято конвенцию, посвященную защите гражданского населения во время вооруженного конфликта.

Эти документы предусматривали, что в отношении всех категорий жертв войны запрещаются умышленные убийства или Ранения, жестокое или бесчеловечное обращение, пытки, биологические или медицинские эксперименты, умышленное причинение телесных повреждений, принуждение к труду на военных объектах в ущерб своему государству, вербовка детей, запрет выполнения любых наказаний без судебного приговора, который выносится беспристрастным и надлежащим судом, запрещаются коллективные наказания и тому подобное.

Международно-правовая защита раненых и больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, получил дальнейшее развитие в i, II и Ш Женевских конвенциях 1949 г., а также в Дополнительных протоколах к ним 1977 г.

Сроки "раненые" и "больные" употребляют для обозначения лиц как военнослужащих, так и гражданских, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий. Лицами, "потерпели кораблекрушение", надо считать как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, что случилось с ними, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

Таким образом, защита теперь распространяется и на лицо, и на учреждение, и связывается с их военным или гражданским статусом.

Статья 10 Дополнительного протокола И констатирует:

1. Все раненые и лица, потерпевших кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой.

2. При любых обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которого требует их состояние. Между ними не делается никакой разницы из каких других соображений, кроме медицинских". Почти такие же по содержанию и форме положения закреплены в ст. 7 Дополнительного протокола II.

Приведенные выше положения касаются таких существенных обязательств государств-участников: относиться с уважением, что означает обращаться с беззащитными людьми так, как этого требует их состояние, и всегда гуманно; защищать этих лиц от несправедливости и опасности за последствия военных действий, а также от возможных посягательств на их неприкосновенность; оказывать медицинскую помощь и уход этим лицам, нужно не оставлять их на произвол судьбы на том основании, что они принадлежат к стороне противника (общий запрет на дискриминацию). При этом нет никакой необходимости в том, чтобы обращаться с ними лучше, чем это возможно: за ранеными и больными стороны противника не нужно ухаживать больше, лучше, чем за собственными комбатантами в такой же ситуации.

в Отношении Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время вооруженного конфликта, то ее положения применялись до всего гражданского населения государств, участвующих в конфликте, то есть не только до иностранных граждан, находящихся на территории одного из воюющих государств, но и к гражданам этих государств, а также гражданского населения оккупированных территорий. Эти положения предусматривают решение конкретных вопросов, таких, как: создание безопасных зон, защиту раненых и больных, а также больниц и медицинского персонала, доставка медикаментов, специальные меры по защите детей и налаживания связей между членами разлученных семей.

IV Женевская конвенция предусматривает создание санитарных и безопасных зон (ст. 14) для того, чтобы оградить от нападений с земли или с воздуха раненых и больных, престарелых, детей, беременных женщин и матерей малолетних детей, а также создание нейтральных зон в районах, где происходят бои (ст. 15), для защиты раненых и больных комбатантов или некомбатантов, и гражданских лиц, не принимающих участия в военных действиях.

в то же Время создание таких зон имеет факультативный характер и должно быть предметом переговоров между сторонами в конфликте, которые могут применять с этой целью положения проекта типового положения, прилагаемого к Конвенции.

В IV Женевской конвенции впервые была предпринята попытка дать определение понятиям "мирное население", "гражданское лицо". Согласно ст. 4, под защиту этой Конвенции попадают лица, которые во время конфликта или оккупации находятся под властью конфликтующей или оккупационной стороны, гражданами которой они не являются.

Однако нормы ст. 4 Конвенции не распространялись на:

Граждан, государства которых не были связаны с положениями настоящей Конвенции;

Граждан нейтральных государств, оказавшихся на территории одного из воюющих государств;

Граждан любой співвоюючої государства до тех пор, пока их государство имеет нормальное дипломатическое представительство в государстве, под властью которой они находятся;

Лиц, защищенных тремя другими Женевскими конвенциями, а именно: раненых, больных, подвергшихся корабельной катастрофы на море, а также военнопленных.

Таким образом, IV Женевская конвенция 1949 г. применялась лишь до тех гражданских лиц, что в какой-то момент и каким-то образом оказались во время конфликта или оккупации во власти противника. Но это ограничение было снято в 1977 г. с принятием Дополнительного протокола.

ст. 50 Дополнительного протокола И гражданское лицо определяется как любое лицо, не принадлежащее к вооруженным силам. В случае сомнения относительно того, есть ли лицо гражданским, оно считается гражданским лицом. К категории гражданского населения относятся все лица, которые являются гражданскими. Соответственно, сегодня нормы общей защиты касаются всех лиц, затронутых вооруженным конфликтом, независимо от того, относятся ли они к лиц, находящихся под покровительством, или нет. Эти нормы в равной степени распространяются как на граждан государств, участвующих в конфликте, так и граждан других государств, граждан нейтральных государств на территории конфликтующей стороны, а также граждан государств, не подписавших Женевскую конвенцию и Дополнительный протокол И, которые оказались на этой территории.

Согласно п. Ст. 50 Дополнительного протокола i, "присутствие среди гражданского населения лиц, которые не подлежат определению гражданских лиц, не лишает население его гражданского характера". Положения статьи имеет принципиальное значение, учитывая то, чтобы не допускать сплошного смешивания крупных воинских подразделений с гражданским населением, поскольку это в случае военной необходимости может привести к трагическим последствиям. Кроме этого, такое положение является грубым нарушением норм международного гуманитарного права и приводит к потере защиты гражданского населения в соответствии с нормами IV Женевской конвенции.

Статья 51 Дополнительного протокола и констатирует, что "гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общим защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями". Они не должны быть объектом нападений. В отношении них запрещены акты насилия или угрозы насилия, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

Гражданские лица подлежат защите, за исключением некоторых случаев и на период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях, под которыми нужно понимать силовые действия, примененные к противника с целью сломить его сопротивление.

В этом случае критериями непосредственного участия в военных действиях являются:

Прямая причинно-следственная связь между актами участию и результатам; применение силы со стороны гражданских лиц;

Враждебные действия без применения оружия (транспортировка оружия, доставка по месту назначения);

Вербовка лиц для участия в военных действиях.

С позиции международного гуманитарного права нет особых трудностей при квалификации действий, когда гражданское население находится в составе вооруженных сил (при сопровождении). Несколько более сложной является ситуация, при которой гражданские лица не направляются вместе с комбатантами. Таким образом, непосредственное участие в военных действиях - это ситуация, при которой гражданское лицо не обладает иммунитетом от нападения. Если гражданское лицо перестает принимать непосредственное участие в военных действиях, она остается под защитой международного гуманитарного права. Этот вопрос является проблемой временных границ, и соответствующее лицо само несет риск защиты.

Государство может задерживать и привлекать к ответственности за непосредственное участие гражданского населения в военных действиях. В международном гуманитарном праве это вопрос не криминализированно. Однако гражданские лица могут совершать военные преступления во время военных дом и отвечать за них. Кроме этого, ответственность может наступить только в том случае, если национальное законодательство предусматривает такую ответственность за участие в военных действиях.

Дополнительный анализ конкретных норм гуманитарного права свидетельствует, что статус гражданского населения во время войны определяется двумя основными положениями, которые обязывают воюющие стороны, с одной стороны, обеспечить гражданскому населению и гражданским лицам физическая защита во время военных действий, а с другой - уважение основных прав и свобод человека в условиях вооруженного конфликта.

Согласно п. 4 ст. 51 Дополнительного протокола i запрещено в отношении гражданского населения, нападения неизбирательного характера, а также нападения в порядке репрессалий (п. 6).

Присутствие или передвижение гражданского населения или гражданских лиц не должны использоваться для защиты пунктов или районов от военных действий, в частности в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. А поэтому сторонам конфликта запрещено направлять передвижения гражданского населения или гражданских лиц с целью попытаться защитить ноги ни объекты от нападения или прикрыть военные операции.

При проведении определенных военных операций каждая из воюющих сторон должна постоянно проявлять заботу о том, чтобы оберегать гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты от нападения. Чтобы избежать лишних и неоправданных жертв, они обязаны принимать таких мер предосторожности:

Делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданскими лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите;

Принимать все практически возможные меры предосторожности, выбирая средства и методы нападения, чтобы избежать случайных потерь жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и, в некотором случае, свести их к минимуму;

Отменять нападение или останавливать, если становится очевидно, что оно может повлечь случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанести случайного ущерба гражданским объектам или то и другое вместе, что было бы чрезмерным относительно конкретного и прямого военного преимущества, которое предполагается получить;

Делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.

Нормы международного гуманитарного права, закрепленные в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним, а также в других договорах, предусматривающих предоставление международно-правовой защиты как всему гражданскому населению сторон, участвующих в вооруженном конфликте, так и отдельно гражданским лицам независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Однако нормы международного гуманитарного права предусматривают также предоставление специального режима международно-правовой защиты некоторых категорий гражданских лиц, таких, как: раненые, больные, инвалиды, беременные женщины, дети до 15-летнего возраста, гражданский медицинский персонал, персонал организаций гражданской обороны.

Предоставление специального режима защиты, как отмечает. Фуркало, "связано или с повышенной уязвимостью этих лиц" в условиях вооруженного конфликта (раненые, больные, дети), или с их особой ролью в оказании помощи гражданскому населению и обеспечении его выживания во время боевых действий (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны).

В дополнение к общему защиты, которым пользуются все гражданские лица, "женщины пользуются особым уважением и им обеспечивается защита, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции и любых других форм непристойных посягательств". Это положение было введено для того, чтобы осудить практику, которая наблюдалась, например, во время Второй мировой войны, когда много женщин разного возраста и даже детей были изнасилованы в неприличных формах. В районах дислокации войск или в местах, через которые они проходили, тысячи женщин против своей воли оказались в публичных домах.

Во время международного вооруженного конфликта беременные женщины и матери малолетних детей наделены дополнительной защитой. В соответствии с Дополнительным протоколом И, "дела беременных женщин и матерей, от которых такие дети зависят, которые подвергаются аресту, задержанию или интернированию по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, рассматриваются в первоочередном порядке" (ст. 76, п. 2). Положения настоящей статьи направлены на обеспечение скорейшего освобождения беременных женщин.

В IV Женевской конвенции предусмотрено, что "беременные женщины и матери малолетних детей должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями" (ст. 89). Эта статья была введена для того, чтобы избежать любых болезней, обусловленных недостаточным питанием, поскольку это может отразиться на здоровье будущих поколений. Поскольку интернирование не является наказанием, а мерой безопасности со стороны государства, которая держит в половые, нельзя допускать, чтобы интернированным наносили серьезный вред.

Соответственно, "матерей малолетних детей должны принимать в любом учреждении, способном обеспечить их надлежащее лечение и медицинскую помощь, равноценную той, что получает население" (ст. 91).

Авторам Дополнительных протоколов, к сожалению, не удалось зафиксировать абсолютный запрет вынесения смертной казни беременным женщинам и матерям, имеющих малолетних детей, в случае международного вооруженного конфликта. Такой запрет противоречил бы некоторым положениям национального законодательства многих стран. Несмотря на это, международное гуманитарное право рекомендует максимально избегать вынесения таких приговоров (ст. 76, п. С, ГП). Относительно ситуации во время вооруженного конфликта немеждународного характера этот пробел более заполнена: "Смертный приговор не выносится лицам, которые на время совершения правонарушения не достигли восемнадцатилетнего возраста, и не выполняют в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей" (ст. 6, п. 4 ДП II).

Специальный режим защиты предусмотрено нормами международного гуманитарного права в отношении детей. В период международных вооруженных конфликтов дети относятся к категории лиц, находящихся под защитой IV Женевской конвенции. Несмотря на то, что Конвенция содержит много положений о защите детей, однако в ней нечетко изложенный принцип, на котором основываются нормы, касающиеся детей. А потому Дополнительный протокол И заполняет этот пробел, констатируя, что "дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любых непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине (ст. 77, п. 1 ГП И)".

Анализируя содержание норм международного гуманитарного права по этому поводу, нужно отметить, что Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы 1977 г. вмещают около 25 статей, которые обеспечивают особую защиту детям. Прежде всего дети наделены защитой от последствий военных действий (допуск в санитарные зоны и зоны безопасности детей моложе 15 лет, беременных женщин и матерей с детьми до семилетнего возраста - ст. 14 IV Женевской конвенции). им гарантировано право на заботу и получение помощи (ст. 23IV Женевской конвенции). В то же время ст. 38 и ст. 50 этой Конвенции содержат принцип преференциального обращения.

В случае ареста, задержания или интернирования по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, женщин и детей содержат в обособленных помещениях, кроме тех случаев, когда семьи размещаются по отдельности.

В международном гуманитарном праве широко используют такой способ защиты, как предоставление особого статуса медицинскому и духовному персоналу, личному составу подразделений гражданской обороны и (косвенно) делегатам государств-заступниц и Международного комитета Красного Креста.



Просмотров