Презентация на тему "основные понятия о воинской обязанности". Урок " воинская обязанность и воинский учет" Воинская обязанность конспект

>>Основные понятия о воинской обязанности


Воинская обязанность

3.1. Основные понятия о воинской обязанности

«Воинская обязанность - это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).

В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.

Воинская обязанность предусматривает:

Воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:

Призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время - период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.

Сборник конспектов уроков по ОБЖД скачать , календарно-тематическое планирование, учебники по всем предметам онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

План- конспект урока ОБЖ в 11 классе

«О воинской обязанности и военной службе»

Выполнила: учитель ОБЖ МОУ Мордовокарайская СОШ имени В.Н.Сидорина села Мордовский Карай, Романовского района, Саратовской области

Тема урока: Воинский учет, Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.

Цель урока:

    Ознакомить учащихся с основными положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

    Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения военной службы и их личной ответственности за защиту Отечества.

Планируемые результаты обучения :

    Формирование у учащихся внутренней готовности к военной службе по призыву.

    Знание требования Закона «О воинской обязанности и военной службе»

Организация познавательной деятельности:

    Самостоятельная работа с документами, изучение статей Конституции Российской Федерации, Закона «О воинской обязанности и военной службе»

    Обсуждение вопросов, предлагаемых преподавателем в процессе изложения материала.

Вопросы урока :

    Воинская обязанность и военная служба. Определение, правовая основа.

    Воинский учет.

    Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.

Учебно – методическое сопровождение урока:

    Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

    Конституция Российской Федерации.

Вступительное слово.

Для военнослужащих существует много различных указаний и инструкций, но первая, с которой они встречаются, -это обязанности по воинскому учету.

В ст.59 Конституции Российской Федерации говорится о том, что:

    Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

    Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным законом.

    Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

6 марта 1998г. Государственной Думой был принят, а 12 марта 1998г. Советом Федерации одобрен Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Основные положения этого законы мы рассмотрим на этом уроке.

Основная часть.

Что же такое воинская обязанность, что она предусматривает и в чем заключается военная служба?

Воинская обязанность –это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных сил.

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

    воинский учет;

    обязательную подготовку к военной службе;

    призыв на военную службу;

    прохождение военной службы по призыву;

    пребывание в запасе;

    призыв на военные сборы и прохождение военных сборов период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает:

    призыв на военную службу по мобилизации в период военного положения и в военное время;

    прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

    военное обучение в период военного положения и военное время.

Мобилизация -комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время –период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением закона военного времени.

Воинская обязанность является всеобщей, т.к.ее выполнение возлагается на всех граждан мужского пола, достигших определенного возраста.

Воинская обязанность есть обязанность личная: она не допускает замены военнообязанного другим лицом.

Военная служба –это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ, а также в других войсках.

Граждане проходят военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке (по контракту).

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция РФ, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативно правовые акты РФ в области обороны, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ.

Воинский учет

Воинский учет – это одна из важнейших составляющих воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Ее осуществляет комиссия о постановке граждан на воинский учет, создаваемая по месту жительства.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно - учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство РФ осуществляется в течение всего календарного года

Все граждане, подлежащие воинскому учету обязаны:

    состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате;

    явиться в установленное время и место по повестке в военный комиссариат;

    сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района;

    сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и встать а воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства;

    бережно хранить военный билет, а в случае его утраты в двухнедельный срок обратиться военный комиссариат по месту жительства.

Виды воинского учета.

Общий воинский учет:

    граждане, состоящие на воинском учете, которые не имеют брони, выданной предприятиями, учреждениями на период мобилизации военного времени.

Специальный воинский учет:

    граждане, состоящие на воинском учете, которые в установленном порядке бронируются (закрепляются) за предприятиями на период мобилизации и военного времени.

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

    получение начальных знаний в области обороны;

    подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях;

    военно-патриотическое воспитание;

    подготовку по военно- учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

    медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

    прохождение лечебно- оздоровительных мероприятий.

Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает :

    занятие военно- прикладными видами спорта;

    обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (суворовские училища, нахимовские военно- морские училища и т.д.);

    обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профобразования, имеющих государственную аккредитацию.

Гражданин, овладевший сложной военно- учетной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил РФ.

При постановке на воинский учет гражданин проходит медицинское освидетельствование для определения годности его к военной службе по состоянию здоровья, а также профессиональный психологический отбор для определения пригодности к подготовке по военно- учетным специальностям.

По результатам медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, врачи дают заключение о годности указанных граждан к военной службе по следующим категориям:

    А- годен к военной службе;

    Б-годен к военной службе с незначительными ограничениями;

    В- ограниченно годен к военной службе;

    Г- временно не годен к военной службе;

    Д- не годен к военной службе.

По результатам медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет гражданин, признанный ограниченно годным к военной службе, зачисляется в запас, а признанный не годным к военной службе освобождается от исполнения воинской обязанности. Решение принимает комиссия по постановке граждан на воинский учет.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно- прикладными видами спорта в общественных объдинениях. Образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях. независимо от их ведомственной принадлежности.

Граждане, которым присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно- прикладному виду спорта, пользуется преимуществом при зачислении в военные училища, либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск.

Вопросы для закрепления изученного материала.

    Являются ли военнослужащими граждане, проходящие обучение в суворовских, нахимовских училищах, кадетских корпусах?

    При проведении медицинского освидетельствования выяснилось, что гражданина необходимо направить на оперативное лечение. Возможно ли это сделать без его согласия?

    Кто вправе заключить с Министерством обороны РФ контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре в образовательном учреждении?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

ГАПОУ РБ УФИМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Доклад на тему:

«Воинская обязанность»

Выполнила: Минигалиева А. Р.

студентка 3 курса, группы 31л

Проверил: Мустаев М. З.

преподаватель по БЖД

Введение

Заключение

Введение

Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны и др.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

Воинский учет;

Обязательную подготовку к военной службе;

Призыв на военную службу;

Прохождение военной службы по призыву;

Пребывание в запасе;

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности

По правовой основе воинская обязанность является конституционной. Административное право регулирует порядок ее осуществления и в значительной степени - ее содержание.

Эта обязанность требует осуществления очень нужных и определенных для общества действий: овладение военным мастерством, подготовка к защите, защита Отечества. Государственная администрация организует исполнение воинской обязанности.

Обязанность готовиться к защите и защищать Отечество распространяется не на всех граждан, проживающих в России, а только на граждан России мужского пола, достигших 17 лет. И при этом только на лиц, годных по состоянию здоровья к военной службе. Лишь частично она касается женщин и юношей в возрасте до 17 лет. Иными словами, ограниченный характер обязанности состоит в том, что она относится лишь к гражданам РФ мужского пола в возрасте от 17 лет. Ее содержание применительно к отдельным лицам зависит от гражданства, пола, возраста, состояния здоровья и ряда других признаков индивидуального субъекта административного права.

Правовую основу воинской обязанности, наряду с Конституцией, образует ряд федеральных актов. Это Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «Об обороне», «О статусе военнослужащих» и др.

В осуществлении воинской обязанности можно выделить три стадии:

допризывная подготовка (тех, кто ею занимается, называют допризывниками и призывниками);

действительная военная служба (ее несут военнослужащие);

пребывание военнообязанных в запасе.

С иных позиций можно говорить о трех способах реализации воинской обязанности. И в зависимости от круга обязанностей и прав лиц на этих стадиях различают статусы призывников (и допризывников), военнослужащих и военнообязанных.

Всю совокупность обязанностей, входящих в воинскую обязанность, можно поделить на такие группы:

готовиться к военной службе;

соблюдать правила воинского учета;

соблюдать правила призыва на военную службу;

проходить действительную военную службу;

выполнять обязанности, связанные с зачислением в запас;

выполнять обязанности, связанные с мобилизацией.

Несомненно, что главное в воинской обязанности - это действительная военная служба, обязанность быть военнослужащим. Все остальные лишь обеспечивают ее эффективное выполнение.

На первой стадии осуществления воинской обязанности допризывники должны приобрести знания по военному делу в учебных заведениях. Юноши, достигшие 16-летнего возраста, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военных знаний в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям, специально организуемым для этого. С 17 лет юноши по программам учебных заведений могут привлекаться к подготовке по военно-учебным специальностям. Кроме того, должны быть созданы необходимые условия, чтобы допризывники на добровольной основе могли заниматься военно-прикладными видами спорта.

Юноши, за исключением тех, которые постоянно проживают за пределами России или лишены свободы за преступления, а также девушки, имеющие военно-учетные специальности, обязаны соблюдать правила воинского учета, а значит, прежде всего встать на воинский учет в военкомате по месту жительства в первом квартале года, в котором им исполняется 17 лет. Первоначальная постановка на учет девушек, получивших военно-учетные специальности после того, как им исполнилось 17 лет, и лиц, получивших российское гражданство, производится в течение всего года.

Допризывники обязаны по повестке военкомата прибыть на комиссию по постановке граждан на воинский учет.

При первоначальной постановке на учет гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию. Комиссия по постановке граждан на воинский учет вправе направить допризывника на амбулаторное или стационарное медицинское обследование и даже на лечение в медицинское учреждение.

Правила воинского учета обязывают гражданина:

Явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в орган, осуществляющий воинский учет;

Сообщить этому органу в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы, должности, места жительства в пределах района, города;

Сняться с учета при переезде на новое место на срок более трех месяцев, а при выезде из России - на срок более шести месяцев и в течение двух недель встать вновь на воинский учет при возвращении в Россию, при прибытии на новое место жительства;

Бережно хранить выданное ему удостоверение гражданина, подлежащего призыву, а в случае утраты в двухнедельный срок сообщить об этом в военкоматы. В паспорте гражданина Российской Федерации военкоматом делается отметка о его отношении к воинской обязанности.

Обязанности и права призывников

Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу - до 24 лет.

Первый контракт с желающими заключается на срок:

с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины - три года;

с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера - пять лет;

с обучающимися в военных училищах - на время обучения и пять лет после его окончания.

Комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право - призыв, служба по призыву - это выполнение обязанности, не добровольное, но и не принудительное.

Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

Освобождаемых от призыва;

Не подлежащих призыву;

Имеющих право на отсрочку от призыва;

Подлежащих призыву.

Освобождаются от призыва, а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

Прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

У которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

Не подлежат призыву граждане:

Отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость;

В отношении которых ведется уголовное дело.

Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить впрочем, как и после снятия или погашения судимости.

На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности указанных граждан к военной службе по следующим категориям:

А -- годен к военной службе;

Б -- годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В -- ограниченно годен к военной службе;

Г -- временно не годен к военной службе;

Д -- не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

Призывная комиссия может принять решение:

об освобождении от воинской обязанности;

о предоставлении отсрочки;

о зачислении в запас;

об альтернативной службе;

об освобождении от призыва;

о призыве на военную службу. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках, Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге - с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

В соответствии со ст. 2 «Положение о порядке прохождения военной службы» утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены «для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев».

Правовое положение военнообязанных

Военнообязанными называют лиц, зачисленных в запас Вооруженных Сил. Запас необходим, чтобы в случае войны можно было быстро увеличить численный состав войск людьми, знающими военное дело.

В запас Вооруженных Сил зачисляются:

Уволенные с военной службы с зачислением в запас;

Не прошедшие военную службу:

Освоившие программу обучения офицеров запаса на военных кафедрах вузов;

Освобожденные от призыва на военную службу;

Лица, получавшие отсрочки от призыва по достижению ими 27 лет;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу;

Не призванные на военную службу по иным причинам (в связи с проживанием за границей, наличием судимости и т. д.);

Женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Предельный возраст пребывания в запасе для военнообязанных, не имеющих офицерского звания - 50, младших офицеров - 55, старших - 60, высших - 65 лет.

Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации

Мобилизация - это комплекс мероприятий по переводу экономики страны, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций на работу в условиях военного времени, переводу войск, воинских формирований, военной администрации на организацию и состав военного времени. Президент России объявляет полную или частичную мобилизацию в случае агрессии или угрозы агрессии, вооруженных конфликтов против России.

При объявлении мобилизации военнослужащие, за исключением военнослужащих-женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет, продолжают проходить военную службу, даже если сроки, на которые они были призваны, истекли.

Военнообязанные, призывники подлежат призыву на военную службу по мобилизации. По Федеральному закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» 1997 г. отсрочки от призыва предоставляются:

По состоянию здоровья;

Занятым постоянным уходом за близким родственником, женой (мужем), усыновителем, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, а также за членами семьи, не достигшими 16 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону их содержать;

Имеющим на иждивении 4 детей, а женщинам, если они имеют на иждивении одного ребенка;

Мужчинам, матери которых имеют четырех детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;

Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации;

Лицам, забронированным за определенными организациями.

Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат только граждане, имеющие судимости за тяжкие преступления.

Важной обязанностью лиц, состоящих на воинском учете, является обязанность с момента объявления мобилизации не выезжать с места жительства без разрешения военкомата. Для получения разрешения военкому должно быть подано письменное заявление с указанием причин и места убытия. воинский учет обязанность мобилизация

Заключение

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»,- гласит Конституция РФ. Закрепление этого «святого» долга и обязанности гражданина РФ, на столь высоком законодательном уровне, неслучайно. Со мной, я думаю, согласится каждый, если скажу, миру - мир! Но кто должен обеспечить мир для мира, как не мы с вами!

Конституция РФ указывает, что военную службу граждане РФ осуществляют в соответствии с федеральным законом. 28 марта 1998 г. был принят Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Данный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы.

Что же такое воинская обязанность? Воинская обязанность граждан Российской Федерации, предусматривает:

1. воинский учет;

2. обязательную подготовку к военной службе;

3. призыв на военную службу;

4. прохождение военной службы по призыву;

5. пребывание в запасе;

6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм.

Знание основ законодательства о военной службе и воинской обязанности нам необходимо хотя бы потому что после завершения своего образования студенты-медики становятся военнообязанным, получая при этом военный билет и звание рядового в запасе.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ 1993 года.

2. Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Окунькова Л.А. М. 2014 г.

3. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016).

4. Федеральный Закон «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 30.12.2015).

5. Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016).

6. Д.М. Овсянко «Административное право».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности. Основные обязанности и права призывников. Правовое положение военнообязанных. Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации. Прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2012

    Соотношение юридических прав и обязанностей. Основные обязанности граждан РФ. Обязанность сохранять природу. Воинская обязанность. Обязанность платить налоги. Место и роль субъективных обязанностей в системе реализации права и правоотношении.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Правовая основа воинской обязанности и военной службы в РФ. Вооруженные Силы Российской Федерации и их виды. Воинский учет. Призыв граждан на военную службу. Отсрочки от призыва на военную службу. Замена военной службы альтернативной гражданской службой.

    реферат , добавлен 07.11.2014

    Налогоплательщики и признаки, определяющие их согласно законодательству Российской Федерации. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов), их основные обязанности. Права, обязанности и полномочия налоговых агентов и представителей налогоплательщиков.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2013

    Конституционные обязанности граждан Российской Федерации. Понятие и юридическая природа обязанностей граждан. Содержание конституционных обязанностей граждан России.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2002

    Обращения граждан в защиту экологических прав, права на благоприятную окружающую среду, получение и распространение экологической информации. Экологические обязанности граждан в области земле-, водо-, лесо-, недропользования, пользования животным миром.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2011

    Обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Компетенция оперативных подразделений органов Федеральной службы безопасности и внутренних дел Российской Федерации. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    Конституционные пределы ограничения основных прав и свобод человека в Российской Федерации, эффективность и результативность их реализации на основе принципа равенства. Забота о детях и нетрудоспособных родителях как конституционная обязанность.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Права и обязанности продавца - стороны, которая обязуется передать в собственность другой стороне (покупателю) жилое помещение. Составление документов с данными о продаваемом жилом помещении, их последующая проверка. Права и обязанности покупателя.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2016

    Понятие обязанности по уплате налога и порядок ее исполнения. Приостановление операций по счетам в банке и арест имущества как способы обеспечения налоговой обязанности. Круг прав уполномоченного представителя налогоплательщика согласно ст. 29 НК РФ.

Презентация по ОБЖ на тему "Основные понятия о воинской обязанности" для учеников средней школы.

Фрагменты из презентации

Воинская обязанность - это установленный государством долг граждан нести военную службу в рядах вооруженных сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

Правовая основа воинской обязанности

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;
  • другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Воинский учет - это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Призыву на военную службу подлежат

  • граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
  • граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

От призыва на военную службу освобождаются граждане

  • признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
  • проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
  • проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • прошедшие военную службу в другом государстве;

Не подлежат призыву на военную службу граждане

  • отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
  • в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Мобилизация

Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил, экономики и государственных институтов страны или какой-либо их части.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает:

  • призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
  • прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
  • военное обучение в период военного положения и в военное время.

Военное положение

Военное положение: в конституционном праве особый правовой режим деятельности государственных и муниципальных органов, характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства или для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности.

Может быть объявлено как в отдельных местностях, так и по всей стране.

Основания для введения военного положения

  • агрессия против Российской Федерации
  • непосредственная угроза агрессии.

Выводы

В любом обществе существуют свои законы. Знание своих прав позволяет осознанно строить свою жизнь, а также не стать жертвой разного рода аферистов, которые используют, как раз, нашу некомпетентность в правовых вопросах. Особенно это касается вопросов, связанных с призывом на военную службу и самой службы в вооруженных силах. Поэтому знать основные понятия о воинской обязанности необходимо!

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»

Кафедра экономики, управления и права

по правоведению

на тему: «Воинская обязанность граждан РФ»

Выполнила: студентка 46 гр.

филологического факультета

Очной формы обучения

Специальности «Иностранный язык»

Назарова Ю.Р.

Проверил: к.и.н., доцент кафедры экономики, управления и права

Костецкий Ю.В.

Тобольск, 2012

Введение

Правовая основа воинской обязанности и военной службы в РФ

Вооруженные Силы Российской Федерации и их виды

Воинский учет

Призыв граждан на военную службу. Отсрочки от призыва на военную службу

Заключение


Введение

Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

Воинский учет;

Призыв на военную службу;

Пребывание в запасе;

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.

1. Правовая основа воинской обязанности и военной службы в РФ

Правовой основой воинской обязанности и военной службы в РФ являются: Конституция РФ, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Закон РФ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «Об обороне», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ.

Ст. 59 Конституции РФ устанавливает, что защита отечества является обязанностью гражданина РФ. Законами от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» и от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» подробно определена совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, система воинского учета и подготовки гражданина к военной службе, призыва граждан на военную службу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службе в запасе. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне» определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Этот Закон логически продолжает и развивает ранее принятые законы, учитывает перемены, происшедшие в структуре государственного управления в последние годы, а также реальные условия сегодняшнего дня, требующие выполнения задач по обеспечению надежной безопасности страны.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации и их виды

Решение о создании Вооруженных Сил РФ было принято 7 мая 1992 г. на основе принципов: подконтрольности военных структур высшим органам государственной власти; соответствия организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) Концепции безопасности России; многонациональной кадровой армии, комплектуемой военнослужащими путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления (по контракту); единоначалия; постоянной боевой готовности; учета национально-исторических традиций, норм международного права и мирового опыта военного строительства.

Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ.

ВС РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ. Привлечение ВС Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

В соответствии со ст. 12 Закона об обороне личный состав ВС РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РФ. Комплектование ВС РФ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: военнослужащими - путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу; гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ.

Управление ВС РФ осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб ВС РФ, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации:

) участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации;

) разрабатывает концепцию строительства ВС РФ, координирует в целях обороны разработку концепций строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

) разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу;

) разрабатывает предложения по расходам на оборону в проекте федерального бюджета, порядку расходования Министерством обороны РФ выделенных средств и представляет их в Правительство РФ;

) координирует и финансирует работы, выполняемые в целях обороны;

) организует научные исследования в целях обороны, заказывает и финансирует на договорной основе научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы в области обороны;

) заказывает и финансирует производство и закупку вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в пределах выделенных на эти цели средств;

) финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям;

) обеспечивает мобилизационную готовность ВС РФ;

) обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей;

) представляет Президенту РФ проекты общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, Министерстве обороны РФ, Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

) представляет в Правительство РФ проекты положений о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и о военно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу;

) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны;

) координирует заказы на вооружение и военную технику для других войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники;

) сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств;

) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве обороны Российской Федерации.

К обороне привлекаются другие войска:

Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные формирования при федеральных органах исполнительной власти и другие организации.

Другие войска, воинские формирования и органы:

) участвуют совместно с ВС РФ в отражении агрессии против РФ в соответствии с Планом применения ВС РФ;

) организуют подготовку к совместным действиям с Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обороны;

) участвуют в подготовке граждан РФ к военной службе;

) обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории РФ и по подготовке коммуникаций в целях обороны;

) осуществляют взаимодействие с Генеральным штабом ВС РФ по вопросам организации обороны и предоставляют ему информацию, необходимую для организации обороны;

) привлекаются к совместной с Вооруженными Силами РФ оперативной и мобилизационной подготовке;

) осуществляют иные полномочия в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Воинский учет

военный обязанность призыв альтернативный

Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

Освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающих наказание в виде лишения свободы;

Женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

Постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы и федеральных органах налоговой полиции, определяются Правительством Российской Федерации.

Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

Воинский учет граждан осуществляется в документарной форме. Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:

Фамилия, имя и отчество; 2. дата рождения; 3. место жительства; 4. семейное положение; 5. образование; 6. место работы; 7. годность к военной службе по состоянию здоровья; 8. пригодность к подготовке по военно-учетным; 9. основные антропометрические данные; 10. прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы; 11. прохождение военных сборов; 12. владение иностранными языками; 13. наличие военно-учетных и гражданских специальностей; 14. наличие первого спортивного разряда или спортивного звания; 15. возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела; 16. наличие судимости; 17. бронирование гражданина, пребывающего в запасе.

Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со ст. 9 Закона о воинской обязанности, первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном (административно - территориальном) образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

Состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;

Явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

При увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;

Сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в РФ;

Бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Призыв граждан на военную службу

Отсрочки от призыва на военную службу.

Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);

б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Граждане мужского пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Особенности прохождения ими военной службы определяются настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве;

д) имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

е) в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

ж) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

з) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

и) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года;

б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан;

в) имеющим ребенка, воспитываемого без матери;

г) имеющим двух и более детей;

д) имеющим ребенка в возрасте до трех лет;

е) мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);

ж) поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством РФ, - на время этой работы;

з) окончившим государственные, муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах РФ, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах.

Право на получение отсрочки от призыва на военную службу имеют также граждане:

а) обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования, - на время обучения.

Право на указанную отсрочку от призыва на военную службу предоставляется не более двух раз (для получения профессионального образования данного и более высокого уровня в любых двух из указанных типов образовательных учреждений).

Граждане имеют право на отсрочку для получения профессионального образования в случае повторного поступления в образовательные учреждения профессионального образования данного уровня, а также в случаях однократного использования академического отпуска или однократного перевода в другое образовательное учреждение профессионального образования данного уровня, если ранее указанная отсрочка им предоставлялась не более одного раза;

б) получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения и защиты квалификационной работы;

в) имеющие высшее педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных сельских образовательных учреждениях, - на время этой работы;

г) постоянно работающие врачами в сельской местности, - на время этой работы;

д) которым это право дано на основании указов Президента РФ.

Ст.25 Закона о воинской обязанности определяет сроки призыва граждан на военную службу.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ за следующими исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера, перечень которых определяется Генеральным штабом ВС РФ, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня;

б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

Организация призыва на военную службу.

Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, включает:

Явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;

Явку в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организует и осуществляет военный комиссар.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

В состав призывной комиссии включаются:

Заместитель главы органа местного самоуправления - председатель комиссии;

Военный комиссар - заместитель председателя комиссии;

Секретарь комиссии;

Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;

Представитель соответствующего органа внутренних дел;

Представитель соответствующего органа управления образованием.

В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

О призыве на военную службу;

О направлении на альтернативную гражданскую службу;

О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

Об освобождении от призыва на военную службу;

О зачислении в запас;

Об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При призыве на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, указанные обязанности возлагаются на военного комиссара.

В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар направляют соответствующие материалы прокурору по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.

На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении.

Призывная комиссия (военный комиссар - для граждан, призываемых на военную службу из запаса) принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Председатель призывной комиссии (военный комиссар) объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.

Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством РФ срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ или в суд, а решение военного комиссара - военному комиссару соответствующего субъекта РФ или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ или военному комиссару соответствующего субъекта РФ. В этом случае выполнение решения призывной комиссии или военного комиссара приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта РФ, военным комиссаром соответствующего субъекта РФ или вступления в законную силу решения суда.

Решением главы органа исполнительной власти субъекта РФ создается призывная комиссия субъекта РФ, в состав которой включаются:

Заместитель главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - председатель комиссии;

Военный комиссар субъекта РФ - заместитель председателя комиссии;

Секретарь комиссии;

Врачи - специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан;

Представитель органа внутренних дел субъекта Российской Федерации;

Представитель органа исполнительной власти субъекта РФ по образованию.

В состав призывной комиссии субъекта РФ могут включаться представители других органов и организаций субъекта РФ.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации:

Организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;

Осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;

Проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;

Контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;

Рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий.

Решение призывной комиссии субъекта РФ по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством РФ срок со дня получения копии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами - специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности указанных граждан к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Ст.31 Закона о воинской обязанности указывает обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

Заключение

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»,- гласит Конституция РФ. Закрепление этого «святого» долга и обязанности гражданина РФ, на столь высоком законодательном уровне, неслучайно. Со мной, я думаю, согласится каждый, если скажу, миру - мир! Но кто должен обеспечить мир для мира, как не мы с вами!

Конституция РФ указывает, что военную службу граждане РФ осуществляют в соответствии с федеральным законом. 28 марта 1998 г. был принят Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Данный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы.

Что же такое воинская обязанность? Воинская обязанность граждан Российской Федерации, предусматривает:

Воинский учет;

Обязательную подготовку к военной службе;

Призыв на военную службу;

Прохождение военной службы по призыву;

Пребывание в запасе;

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Список источников литературы

1. Конституция Российской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Российская газета от 25 декабря 1993г.

Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Окунькова Л.А. М. 1996 г.

Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.

Федеральный Закон «Об обороне» от 31.05.1996 г.

Д.М. Овсянко «Административное право».

Http://ru.armyrus.ru - военно-информационный портал.

8.

Просмотров