Цели, задачи, функции пенсионного обеспечения граждан, проходивших службу в государственной противопожарной службе. Пенсионное обеспечение сотрудников гпс, льготы увольняемым Государственной противопожарной службе органах по

35. Воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных войсках, органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям.

Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных войск, органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков.

В отношении сотрудников подразделений полиции, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, порядок предоставления сведений и оформление документов воинского учета определяются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Для исчисления выслуги лет, присвоения первого специального звания, назначения пенсии при увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы военные комиссариаты по мотивированным ходатайствам, подписанным руководителем Федеральной службы исполнения наказаний, начальниками территориальных органов уголовно-исполнительной системы, направляют в указанные учреждения и органы личные дела военнообязанных сотрудников. Работа с личными делами в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не должна превышать 1 месяц с момента получения личных дел. По истечении указанного срока личные дела возвращаются в военные комиссариаты в установленном порядке.

36. Документы воинского учета военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, хранятся в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде. Работа с указанными документами разрешается только лицам, определяемым приказом военного комиссара.

При увольнении граждан со службы органы внутренних дел, органы управления, подразделения (органы) и организации войск национальной гвардии, Государственная противопожарная служба, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы письменно извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения.

37. Руководители соответствующих органов внутренних дел, органов управления, подразделений (органов) и организаций войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих войсках, органах и учреждениях, а также обучение в образовательных организациях указанных войск, органов и учреждений.

38. Контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, возлагается на органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты.

  • II. Порядок осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления
  • III. Порядок осуществления воинского учета в организациях
  • IV. Особенности первоначальной постановки граждан на воинский учет
  • V. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Эмблема Государственной противопожарной службы

Эмблема противопожарной службы субъекта Российской Федерации

Государственная противопожарная служба - является видом пожарной охраны и частично входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

В Государственную противопожарную службу входят:

  • федеральная противопожарная служба;
  • противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

История

На 1990 год военизированная и профессиональная пожарная охрана МВД СССР охраняла предприятия, организации, учреждения на основании договора за их счет.

В ноябре 2001 года вышел указ президента «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». В результате этого 278 тысяч сотрудников ГПС вошли в состав МЧС , численность которого была до этого 70 тысяч человек . До 2005 года органы противопожарной службы управлялись Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ . На момент объединения финансирование Государственной противопожарной службы осуществлялось по сложной схеме: 87 тысяч человек содержались на средства федерального бюджета, 147 тысяч – на деньги субъектов Федерации, остальные находились на содержании у охраняемых объектов.

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе МЧС оставалось на 2005 год более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.

На 2010 численность подразделений федеральной противопожарной службы составляла 150 тысяч человек, противопожарная служба субъектов РФ насчитывала около 52 тысяч специалистов. В объектовых формированиях - более 16 тысяч.

Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Основные функции

  1. Проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:
    • на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
    • в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;
  2. Осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
  3. Осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
  4. Проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации; готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;
  5. Проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  6. Организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;
  7. Готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы

Договорные подразделения федеральной противопожарной службы содержатся за счет защищаемых объектов. Здания, сооружения, помещения, пожарная и другая техника, а также оборудование, снаряжение и имущество, переданные в пользование договорному подразделению ФПС, являются собственностью организации и остаются на её балансе.

Государственный пожарный надзор

Государственный пожарный надзор (ГПН) - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Органы государственного пожарного надзора

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
  • структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
  • структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
  • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации

Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет:

Примечания

Ссылки

  • Государственная противопожарная служба на сайте МЧС России
  • Обязанности и права государственных инспекторов по пожарному надзору
  • Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре»
  • Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Wikimedia Foundation . 2010 .

- (ГПС МЧС РОССИИ) основной вид государственной пожарной охраны, созданный с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в РФ за соблюдением требований пожарной… … Словарь черезвычайных ситуаций

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА - распространение пожарно технических знаний, целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания специальной литературы и плакатов,… …

В Российской Федерации вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную cлужебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах,службах и учреждениях, осуществляющих функции по … Политология. Словарь.

У этого термина существуют и другие значения, см. Служба. Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Военная служба особый вид государственный службы, исполняемой гражданами государства на воинских должностях в его вооружённых силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и… … Википедия

Единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий - совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий и процедур, реализующих нормативно правовое, методическое и программно техническое обеспечение деятельности по учету пожаров и их последствий, включающему сбор, обобщение и анализ… … Российская энциклопедия по охране труда

Виды пожарной охраны - государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана, объединения пожарной охраны … Административное право. Словарь-справочник

Пенсия - (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О НОРМАХ РАСХОДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

НА ПОГРЕБЕНИЕ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УЧРЕЖДЕНИЙ

И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, ОРГАНОВ

ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ГРАЖДАН,

ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ, И ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ

С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (СЛУЖБЫ), А ТАКЖЕ

НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ И УСТАНОВКУ

НАДГРОБНЫХ ПАМЯТНИКОВ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.10.2002 N 721,

от 06.02.2004 N 51, от 14.12.2005 N 765, от 10.08.2006 N 480,

от 17.10.2009 N 828, от 20.10.2010 N 847, от 24.03.2011 N 213,

от 22.02.2012 N 139)

В соответствии с Федеральными законами "О погребении и похоронном деле", "О ветеранах", "О службе в таможенных органах Российской Федерации", "О статусе военнослужащих", "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" и Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" Правительство Российской Федерации постановляет:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.02.2004 N 51, от 14.12.2005 N 765)

1. Установить, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение:

военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов и лиц начальствующего состава органов налоговой полиции, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;

погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы (службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции с должностей начальствующего состава) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы (службы) 20 и более лет;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 N 51)

должностных лиц таможенных органов, умерших после окончания службы в таможенных органах вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в связи с исполнением ими должностных обязанностей;

ветеранов военной службы;

участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).

Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг:

оформление документов, необходимых для погребения умершего;

перевозка умершего в морг, услуги морга;

предоставление и доставка гроба, урны, венка;

перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации);

погребение (кремация).

Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 14676 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 20321 рублей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 765, от 17.10.2009 N 828, от 20.10.2010 N 847, от 24.03.2011 N 213, от 22.02.2012 N 139)

Оплата ритуальных услуг не производится в случае, если похороны произведены за счет государства, или в случае выплаты социального пособия, установленного статьей 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", либо пособия на погребение согласно пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 765)

Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

2. Установить следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения:

Погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 20321 рублей;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.08.2006 N 480, от 17.10.2009 N 828, от 20.10.2010 N 847, от 24.03.2011 N 213, от 22.02.2012 N 139)

Оплата изготовления и установки надгробных памятников на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, в том числе из числа граждан, указанных в настоящего Постановления, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 217 "О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" осуществляется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением этих расходов из федерального бюджета.

Оплата стоимости услуг по установке надгробных памятников, предоставляемых за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), не должна превышать 20 процентов от норм расходов денежных средств, предусмотренных и настоящего пункта.

Беспрепятственный доступ на кладбища должностных лиц организаций для оказания услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих и приравненных к ним лиц и установке им надгробных памятников обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 765)

3. Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечения памяти погибших (умерших) граждан, указанных в настоящего Постановления, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.

4. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год ассигнования федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), на расходы, связанные с реализацией настоящего Постановления.

Пенсионное обеспечение сотрудников ГПС осуществляется согласно инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение к приказу МВД РФ от 27 мая 2005 г. N 418)

Инструкция определяет порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей.

Виды пенсий, пособий и компенсаций, порядок их назначения и выплаты, а также перерасчет ранее назначенных пенсий, пособий и исчисление выслуги лет установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"*(2), постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соглашениями (договорами) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо Союзом ССР с другими государствами.

Финансово-экономический департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет общее методическое руководство пенсионной работой в системе МВД России, контроль за ее организацией и нормативное правовое обеспечение пенсионных органов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Работа по пенсионному обеспечению военнослужащих внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел и их семей осуществляется в системе МВД России пенсионными органами во взаимодействии с финансовыми, кадровыми, медицинскими подразделениями, подразделениями центрального аппарата МВД России и подразделениями, непосредственно подчиненными МВД России, ФМС России, главными управлениями по федеральным округам, министерствами внутренних дел, главными управлениями, управлениями внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлениями (отделами) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлениями (отделами) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных режимных объектах, окружными управлениями материально-технического и военного снабжения, органами управления внутренними войсками, соединениями и воинскими частями внутренних войск, научно-исследовательскими и иными подразделениями, учреждениями и организациями МВД России, воинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Работа по пенсионному обеспечению включает в себя:

Своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам и их семьям.

Назначение и выплату пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам и их семьям.

Ведение персонального учета пенсионеров и их семей и пенсионных дел.

Контроль за полнотой и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации*(5).

Выдачу пенсионерам документов, подтверждающих право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, оказание помощи в решении социально-бытовых вопросов.

Целевое использование денежных средств, выделяемых на оказание материальной помощи пенсионерам, взаимодействие с медицинской службой по вопросам санаторно-курортного обслуживания и оздоровительного отдыха пенсионеров и их семей.

Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб по вопросам пенсионного обеспечения, организацию приема пенсионеров.

Представление отчетности по пенсионной работе.

Взаимодействие по вопросам пенсионной работы и предоставления мер социальной поддержки с военными комиссариатами, органами безопасности, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, органами социальной защиты населения.

Назначение, выплата пенсий, пособий, компенсаций и прекращение их выплаты

Пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.

Документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы (службы), а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы (службы).

Документы для назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям умерших пенсионеров оформляются пенсионными органами по месту нахождения пенсионного дела или пенсионным органом по месту жительства семьи.

Кадровым подразделением по последнему месту военной службы (службы) военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.

Перед увольнением и назначением пенсии, для определения степени годности к службе военнослужащие, сотрудники по желанию проходят по направлению кадровых подразделений медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях, заключения которых (или справки о состоянии здоровья) хранятся в пенсионных делах.

Военнослужащие и сотрудники, не имеющие право на пенсию за выслугу лет, но признанные ВВК негодными к службе, направляются для освидетельствования на медико-социальную экспертную комиссию для установления инвалидности.

Лица, имеющие другие формулировки в заключении ВВК о степени годности к службе, могут быть направлены в МСЭК по личной просьбе.

Материалы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения с военной службы (службы) военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел.

Для назначения пенсии кадровыми подразделениями представляются следующие документы:

Пенсии за выслугу лет и по инвалидности:

а) заявление о назначении пенсии;

б) расчет выслуги лет;

в) денежный аттестат;

г) свидетельство о болезни лиц, освидетельствованных ВВК;

д) справка МСЭК о группе инвалидности (инвалиду и иждивенцам-инвалидам);

е) справка соответствующего органа, в компетенцию которого входит выдача документов, подтверждающих состав семьи и степень родства (при назначении надбавки на иждивенцев);

ж) справка из органов социальной защиты населения, ПФ России о неполучении пенсии по линии этих органов, либо прекращении ее выплаты (при необходимости);

з) копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация прав и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Другие документы могут истребоватся по согласованию с пенсионным органом.

На основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии или пособия, которые утверждаются уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Пенсионное дело регистрируется в книге учета пенсионных дел. При избрании пенсионером другого места жительства его зарегистрированное пенсионное дело, на основании письменного заявления, направляется в соответствующий пенсионный орган МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Пенсионные дела, поступившие из других органов внутренних дел, после проверки правильности назначения пенсии подлежат регистрации в книге учета.

При возобновлении выплаты пенсии по ранее прекращенным пенсионным делам или возвращении пенсионных дел, направленных в архив или другие МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, они регистрируются в книге учета с присвоением им новых номеров.

После оформления и регистрации пенсионного дела заполняется разрешение на выплату пенсии, которое подписывается уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, заверяется печатью с изображением государственного герба и вместе с извещением к нему высылается (доставляется) заказным письмом в учреждение Сбербанка России.

В соответствующем разделе заключения о назначении пенсии указываются номер и дата направления разрешения на выплату пенсии, сумма назначенной пенсии и наименование учреждения Сбербанка России. Все эти записи заверяются подписью сотрудника пенсионного органа.

Одновременно заполняется уведомление о назначении пенсии в двух экземплярах. Первый экземпляр подписывается начальником пенсионного органа и исполнителем и высылается по почте пенсионеру вместе с пенсионным удостоверением, второй экземпляр подписывается исполнителем и подшивается в III раздел пенсионного дела.

В случае непоступления в учреждение Сбербанка России разрешения на выплату пенсии (подтверждается документом, подписанным управляющим и главным бухгалтером банка) выписывается его дубликат, в правом верхнем углу которого указывается: "Дубликат взамен утраченного разрешения на выплату пенсии". В заключении о назначении пенсии делается запись о высылке дубликата. Одновременно пенсионный орган производит через предприятия связи розыск ранее высланного документа. При установлении утраты его учреждением Сбербанка России об этом сообщается вышестоящему учреждению Сбербанка России для принятия соответствующих мер.

Разрешения на выплату пенсий выписываются:

на постоянный срок - при назначении пенсии пожизненно;

на определенный срок - при назначении пенсии по инвалидности до очередного переосвидетельствования в МСЭК, а также при назначении пенсии по случаю потери кормильца - до достижения 18-летнего (23-летнего) возраста иждивенца или до очередного переосвидетельствования в МСЭК лица, которому назначена пенсия за умершего кормильца.

При изменении вида получаемой пенсии (переход с пенсии за выслугу лет на пенсию по инвалидности или наоборот) учреждению Сбербанка России высылается уведомление с указанием размера пенсии и срока действия разрешения на выплату пенсии.

Пенсионерам, получающим пожизненную пенсию, разрешение на выплату пенсии выписывается на всю сумму пенсии, подлежащую выплате.

Если пенсионер является плательщиком алиментов, то исполнительный лист высылается учреждению Сбербанка России для последующего удержания соответствующей части пенсии.

Если согласно решению суда с пенсионера подлежат удержанию алименты в пользу детей, то независимо от вида получаемой пенсии алименты удерживаются со всей суммы пенсии, в том числе и с надбавки на нетрудоспособных иждивенцев, за исключением надбавки на уход за иждивенцами, в пользу которых взыскиваются алименты. В таких случаях в учреждение Сбербанка России высылается уведомление с указанием конкретной суммы пенсии, с которой следует производить удержания.

При удержании из пенсии ранее необоснованно выплаченных сумм в учреждение Сбербанка России направляется уведомление с указанием размера удержания.

Добровольное согласие на возмещение незаконно полученных сумм пенсий оформляется обязательством пенсионера.

Исполнительный лист на взыскание задолженности с лица, ставшего пенсионером другого ведомства, направляется в это ведомство.

Удержания из пенсии на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариуса, других решений и постановлений производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Выплата пенсионерам пособий, компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется через учреждения Сбербанка России на основании соответствующих документов (разрешений, поручений) с указанием конкретных сумм выплаты.

Начальный срок выплаты пенсии по разрешению на выплату пенсии не может устанавливаться ранее пяти месяцев, предшествующих дате подписания разрешения на выплату пенсии, направленного в учреждение Сбербанка России.

Если срок выплаты пенсии за прошлое время превышает пять месяцев, разрешение выписывается с 1 числа следующего месяца, а на недоплаченную сумму выписывается поручение на единовременную выплату.

В случае осуждения пенсионера к лишению свободы пенсионное подразделение направляет пенсионное дело в пенсионное подразделение, на территории которого находится учреждение, исполняющее наказание.

При изменении пенсионером, с которого производится взыскание излишне выплаченной суммы пенсии, места жительства его пенсионное дело вместе с карточкой пересылается по новому месту жительства для контроля за взысканием задолженности.

Пенсия, назначенная лицам, признанным недееспособными, а также находящимся на лечении в психиатрических лечебных учреждениях, выплачивается опекунам, если с ними проживают члены семьи пенсионера, состоящие на его иждивении, или опекун является родителем (усыновителем) пенсионера. В остальных случаях пенсия зачисляется во вклад через учреждение Сбербанка России на имя пенсионера.

Пенсионное дело считается прекращенным, если пенсионер утратил право на дальнейшее получение пенсии или при отсутствии лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. По прекращенному делу должна быть проверена правильность произведенных выплат и сделаны отметки о прекращении выплаты в заключении о назначении пенсии, а также в книге учета пенсионных дел.

Если пенсионер, получающий пенсию по инвалидности, своевременно не прошел очередное переосвидетельствование в МСЭК, пенсионный орган принимает меры к выяснению причин и оказывает ему помощь в прохождении освидетельствования.

Если очередное переосвидетельствование не пройдено пенсионером по уважительной причине (при нахождении на излечении и прочее), пенсионное дело остается в пенсионном органе до изменения обстоятельств. В случае невозможности выяснить мотивы пропуска инвалидом срока переосвидетельствования оно находится на контроле в течение года.

Пенсионное дело пенсионера, признанного трудоспособным или по решению суда безвестно отсутствующим, снимается с учета.

Кадровые подразделения при приеме на службу лиц, ранее уволенных с военной службы (службы) с правом на пенсию, извещают пенсионные органы о зачислении их в кадры МВД России.

Назначение и выплата ежемесячного социального пособия военнослужащим, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с выслугой от 15 до 20 календарных лет без права на пенсию, а также лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющим общую продолжительность службы от 15 до 20 лет и уволенным со службы по достижении предельного возраста, болезни, ограниченному состоянию здоровья, сокращению штатов либо в связи с нарушением условий контракта в отношении лица рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы без права на пенсию, производится пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленных законодательством Российской Федерации.

Для назначения социального пособия в пенсионные органы предоставляются следующие документы:

а) заявление;

б) выписка из приказа об исключении из списков личного состава;

в) расчет выслуги лет;

г) денежный аттестат.

Военнослужащим и сотрудникам, уволенным с военной службы (службы) и вновь поступившим на военную службу (службу), выплата социального пособия прекращается со дня зачисления на военную службу (службу).

Основанием для прекращения (приостановления) выплаты социального пособия является уведомление кадрового подразделения или сообщение гражданина, уволенного со службы, о повторном поступлении на службу.

Перерасчет пенсии

Перерасчет размера пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии (если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не было оговорено иное).

Перерасчет оформляется записью в заключении о назначении пенсии с указанием новой суммы пенсии, начала периода выплаты и основания повышения размера пенсии. Записи в заключении удостоверяются начальником пенсионного подразделения и сотрудником, составившим расчет.

В случае несвоевременного перерасчета пенсии пенсионным подразделением производится выплата недополученной пенсии (разницы в пенсии) пенсионеру, а в случае его смерти:

а) членам семьи пенсионера, проживавшим совместно с ним, - по предъявлении документов о совместном проживании на день смерти;

б) наследникам пенсионера - по предъявлении свидетельства об открытии наследства.

Если пенсионер приобрел право на повышение пенсии и обратился за реализацией этого права несвоевременно, разница в пенсии ему может быть выплачена не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии. Если задержка с перерасчетом пенсии была допущена по вине пенсионного органа, разница в пенсии выплачивается без ограничения предельным сроком.

Учреждению Сбербанка России высылается уведомление об изменении размера пенсии.

Оказание пенсионерам материальной помощи

Пенсионными органами производится целевое (адресное) распределение денежных средств, выделяемых на оказание материальной помощи пенсионерам, путем приема заявлений на оказание материальной помощи от пенсионеров, изучения материалов пенсионных дел, а при необходимости и условий жизни пенсионеров, обратившихся за оказанием материальной помощи.

Возможно оказание материальной помощи без обращения пенсионеров в пенсионные органы на основании материалов соответствующих пенсионных дел по разрешению руководства.

Выдача материальной помощи оформляется протоколом.

Учет пенсионеров, хранение и пересылка пенсионных дел. Отчетность

Учет пенсионеров, в том числе, проживающих за рубежом, ведется в алфавитном порядке с использованием средств вычислительной техники и в виде карточек персонального учета, которые хранятся в картотеке, обеспечивающей полную их сохранность.

Пенсионные дела оформляются в порядке согласно приложению N 9. Удостоверения, дающие права на льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для всех категорий пенсионеров, учитываются в книгах согласно приложению N 7. Отметка о выдаче пенсионного удостоверения и удостоверения о праве на льготы производится в пенсионном деле.

В случае утраты пенсионером документов о праве на льготы новые документы могут быть выданы ему с разрешения руководства МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, о чем производится отметка в пенсионном деле. Повторной выдаче документов должна предшествовать служебная проверка по факту их утраты.

Пенсионное удостоверение выписывается при назначении пенсии. В нем указываются полностью фамилия, имя, отчество, воинское (специальное) звание, присвоенное ко дню увольнения со службы, вид пенсии и дата ее назначения.

В пенсионное удостоверение вклеивается фотография, которая заверяется печатью.

В случае прекращения выплаты пенсии в связи с поступлением на военную службу (службу) или по иной причине в соответствии с действующим законодательством пенсионное удостоверение подлежит изъятию.

При назначении ежемесячного социального пособия пенсионное удостоверение не выдается.

Пенсионные дела комплектуются соответствующими документами, необходимыми для назначения пенсии, выплаты компенсаций, установления надбавок и повышений пенсий. В дальнейшем вся переписка, касающаяся пенсионера, хранится в его пенсионном деле и подшивается в хронологическом порядке. Пенсионные дела хранятся в специально оборудованных хранилищах. Ответственность за их сохранность возлагается на одного из работников пенсионного органа.

При изменении пенсионером места жительства пенсионное дело в течение десяти дней на основании его письменного заявления пересылается в пенсионный орган по новому месту жительства, о чем пенсионер ставится в известность.

Перед отправкой дела проверяется правильность всех произведенных выплат, отзывается разрешение на выплату пенсии из учреждения Сбербанка России, осуществляющего выплату пенсии, подшивается вся документация, делается опись документов, имеющихся в деле.

В случае перечисления пенсии на лицевой счет пенсионера в учреждении Сбербанка России сверяются данные лицевого счета с записями в разрешении на выплату пенсии. При обнаружении несоответствий принимаются меры к их устранению.

Пенсионные дела пенсионеров, выехавших на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, которым осуществляется перевод пенсии за границу, направляются на хранение в ФЭД МВД России до прекращения выплаты пенсии.

Пенсионные дела, по которым выплата пенсии прекращена, передаются на хранение работнику пенсионного органа, ответственному за сохранность пенсионных дел, и хранятся в течение пяти лет. Этот срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом прекращения выплаты пенсии. Если в течение указанного срока по этим делам не будет возобновлена выплата пенсии, то они сдаются в соответствующий архив МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации для дальнейшего хранения, о чем делается отметка в книге учета пенсионных дел с указанием описи и времени сдачи.

Организация деятельности Государственной противопожарной службы

Организация деятельности Государственной противопожарной служ6ы (пожарно-технические обследования территорий, зданий и сооружений, помещений, административная практика дознание по пожарам, государственный статистический учет пожаров) регламентируются законодательными нормативными документами. Руководители организаций должны руководствоваться основными положениями этих документов при организации внутриобъектовой работы ответственных за пожарную безопасность объектов, а также до6ронольных противопожарных формирований.

В соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба (далее ГПС или Служба) является основой функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны. чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Систему Государственной противопожарной службы составляют:

Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы - Главное управление ГПС МЧС России. Обладает полномочиями федерального надзора России, является государственным заказчиком пожарно-технической продукции, центральным органом сертификации.

Начальник ГУГПС по должности - Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

В его состав входит Специальное управление, предназначенное для обеспечения пожарной безопасности особо режимных объектов оборонного комплекса, высших органов государственной власти и закрытых административно-территориальных образований с вертикальной подчиненностью органов управления.

Территориальные и специальные органы управления и подразделения ГПС, включает в себя:

Управления, отделы ГПС МЧС России субъектов Российской Федерации;

Центры управления силами и службы пожаротушения;

Отряды ГПС;

Пожарные части;

Подразделения технической службы (производственно-технические центры, отряды и части);

Региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров;

Специализированные части по тушению крупных пожаров;

Базы обеспечения мобилизационной готовности;

Учебные центры и учебные пункты;

Испытательные пожарные лаборатории;

Полигоны;

Центры противопожарной пропаганды и общественных связей.

Государственная противопожарная служба

Она является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Основные задачи Государственной противопожарной службы:

Организация разработки и осуществления государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности;

Осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации;

Организация и осуществление в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;

Обеспечивание и осуществление тушения пожаров;

Осуществление финансового и материально-технического обеспечения деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы.

Координация деятельности других видов пожарной охраны;

Разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

Осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны.

Иные задачи па Государственную противопожарную службу могут быть возложены только федеральным законом.

В систему Государственной противопожарной службы входят:

Федеральная противопожарная служба;

Противопожарная служба субъектов РФ.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

Структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

Структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;

Органы государственного пожарного надзора;

Пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяется Положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Ведомственная пожарная охрана

Федеральные органы исполнительной власти, предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Муниципальная пожарная охрана

Общие положения

НПБ 202-96 (82) устанавливают требования пожарной безопасности в области организации муниципальной пожарной службы.

Муниципальная пожарная служба организуется органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципального образования и финансируется за счет средств местного бюджета, а также иных предусмотренных законодательством источников.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Муниципальная пожарная служба может быть создана, если на территории субъекта РФ выполнен установленный федеральным законом «О пожарной безопасности” (ст. 10) норматив численности (1 ед. личного состава Государственной противопожарной службы на 650 чел. населения.

Муниципальная служба организуется в вале добровольной или ведомственной пожарной охраны и осуществляется подразделениями, созданными в порядке, установленном для этих видов пожарной охраны.

Подразделение муниципальной пожарной службы (далее - подразделения) входит в состав гарнизона пожарной охраны. Если привлечение к тушению пожаров осуществляется на основании соответствующих планов привлечения сил и средств, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, боевым уставом пожарной охраны и иными нормативными актами Государственной противопожарной службы.

Частная пожарная охрана

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций добровольной пожарной охраны, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

Предельная численность добровольных пожарных определяется органами местного самоуправления.

В приказе Министерства внутренних дел от 2.04.2001 г. № 390 «О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных» регламентируется создание подразделений добровольной пожарной охраны на муниципальных образований и в организациях независимо от наличия подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ или ведомственной охраны, а также регистрации добровольных пожарных.

Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые являются муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответственно муниципального образования.

Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.

Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливается руководителем местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

Тема № 3

«Организация обеспечения безопасности людей

на водных объектах»

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (человеческого сообщества «ЗЕМЛЯ»), обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Отношения по поводу водных объектов на территории Российской Федерации регулируются «Конституцией», «Водным кодексом» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов.

1. Нормативное регулирование использования водных объектов

Статьей 42 «Конституции» Российской Федерации закрепляется три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду; право на получение достоверной информации о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Субъектами этих прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.

Окружающая среда оказывает либо благоприятное, либо отрицательное воздействие на жизнь и деятельность людей, от ее состояния зависит здоровье не только нынешнего, но и будущих поколений. Достойная жизнь человека возможна только в условиях благоприятной окружающей среды.

Статья 58 «Конституции» выделяет в качестве самостоятельных объектов охраны природы, окружающую среду и природные богатства. Таким образом, праву каждого человека на благоприятную окружающую среду сопутствует его обязанность сохранить природу, окружающую среду, природные богатства. В «Конституции» особо выделяется обязанность граждан не наносить ущерба окружающей среде при владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами.

Закрепляя право каждого на благоприятную окружающую среду, государство тем самым берет на себя обязательства обеспечивать это право. В соответствии с Федеральным Законом 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы. К объектам охраны окружающей природной среды отнесены:

– земли, недра, почвы;

– поверхностные и подземные воды;

– леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

– атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека, которые предъявляются, в частности, и к водным объектам.

Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов

Федеральным законом от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ «Водный кодекс» Российской Федерации определено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации водное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды).

Объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:

– поверхностные водные объекты;

– внутренние морские воды;

– подземные водные объекты.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Они не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов физическим и юридическим лицам РФ.

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи. От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в водных отношениях участвуют органы местного самоуправления в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование.

Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности после получения лицензии на водопользование.

Водопользователь – юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование.

Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять соответствующую деятельность в соответствии с лицензией на водопользование и договором пользования водным объектом.

Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются федеральной собственностью.

В собственности РФ (федеральной собственности) находятся:

– поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

– подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

– водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

– трансграничные (пограничные) водные объекты;

– внутренние морские воды;

– территориальное море Российской Федерации;

– водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федер. значения или представляющие собой часть этих территорий;

– водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

– иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:

– право долгосрочного пользования;

– право краткосрочного пользования;

– право ограниченного пользования (водный сервитут).

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами.

Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Аннулирование лицензии на водопользование является основанием для расторжения заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование, заключение договора пользования водным объектом является обязательным.

Водные объекты могут использоваться для следующих целей:

– питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

– здравоохранения;

– промышленности и энергетики;

– сельского и лесного хозяйства;

– гидроэнергетики;

– рекреации;

– транспорта и строительства;

– пожарной безопасности;

– рыбного и охотничьего хозяйства;

– лесосплава;

– добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля.

Общее водопользование осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований. О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.

Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юридических лиц.

Лицензии на водопользование, договоры пользования водным объектом в установленном порядке аннулируются и признаются недействительными, если могут привести к монополизации водопользования, влекущей существенное нарушение прав и законных интересов др. водопользователей.

При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователи обязаны принимать меры для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод:

– наводнения, затопления и подтопления;

– разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений;

– заболачивания и засоления земель;

– эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений.

Водопользователи в случае стихийных бедствий и аварий на водных объектах обязаны принимать участие в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод. Указанные мероприятия проводятся по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда и с органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации.

Виктор михайлович кандыба тайные возможности человека аннотация дмитрий викторович кандыбаКнига

... по ситуации , то обратные тому, к которым готовился. Действовать по ситуации ... осязаемым «материалом» , может... действия и программа действия , которая включает подготовку ... чрезвычайно ... учебно методическую литературу по ... центр по телефону... обороны ... гражданского ...

  • «учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» методические материалы по подготовке к действиям

    Документ

    Края «Учебно -методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» Методические материалы по подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях и по гражданской обороне гор. Краснодар Тема № 1/1 «Организационные основы гражданской обороны ...

  • Департамент по вопросам гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и водных отношений краснодарского края гку кк «учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям»

    Методические рекомендации

    ... ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ , ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГКУ КК «Учебно -методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» Методические рекомендации ГЛАВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДЕЙСТВИЯМ ...

  • Положение об учебно-консультационном пункте по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

    Документ

    ... по ГОЧС. Подготовка сотрудников УКП по ГОЧС и консультантов проводится в государственном бюджетном образовательном учреждении учебно -методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ...



  • Просмотров